Сбил человека: что делать при ДТП с участием пешехода. Кто будет виновен в ДТП с пешеходом? Дтп с участием пешеходов причины

По вине пешеходов происходит очень большое количество дорожно-транспортных происшествий. Одной из причин этого является то, что многие пешеходы рассуждают таким образом – раз у меня нет прав, ПДД я знать не должен, значит и наказывать меня не за что. Тем не менее, для пешеходов также предусмотрены наказания за нарушение правил дорожного движения. Чаще всего, нарушения пешеходов выражаются в пересечении проезжей части на красный свет или в не предусмотренном для этого месте.

Блок пешеходы включает до 10 причин, наиболее частыми из которых встречаются нетрезвое состояние, переход в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за препятствия и т.д. Далеко не все пешие участники дорожного движения до конца осознали ту реальную опасность, которая таит в себе дорога. Погоня за сиюминутным выигрышем во времени вновь и вновь толкает очередного бездумного пешехода под колеса транспорта. Мало кто из подобных нарушителей задумывается о тех печальных последствиях, к которым может привести столь легкомысленное поведение на дороге. И мало кто помнит, что дороги изначально предназначены для движения транспорта и нахождение на них пешеходов должно быть минимально по времени и четко регламентируется правилами дорожного движения, в противном случае – возникает реальная угроза здоровью и жизни нарушителя, о чем красноречиво говорят приведенные выше факты. Самосохранение – вот основная мотивация любого пешехода, для соблюдения нехитрых требований ПДД.

Прежде чем переходит к рассмотрению конкретных дорожных ситуаций, хочу отметить, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда может заметить на дороге пешехода в темной одежде, и не успевает вовремя среагировать. Что касается пешеходов, то им не всегда понятно, что водителям сложнее оценивать дорожную ситуацию в темное время суток, и они пытаются переходить дорогу точно также, как делают это и днем.

Если Вам часто в темное время суток приходится переходить дорогу, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Пешехода с подобными элементами легко можно заметить издалека, поэтому для него риск попадания в ДТП намного меньше.

Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего происходят следующие нарушения:

    Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора.

    Пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

1. Пешеход очень спешит и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причинами очень многих дорожно-транспортных происшествий, поэтому если Вы заметили за собой спешку при участии в дорожном движении, то рекомендую на пару минут остановиться и передохнуть.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется более удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

- Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Такое нередко бывает в спальных районах, поэтому там часто устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость (40 км/ч).

- Пешеход-пенсионер , который никогда не знал правил и еще помнит те времена, когда машины были настоящей диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю. Такого пешехода, как правило, переубедить очень сложно.

- Местный пешеход , который переходит дорогу в том месте, где еще недавно был пешеходный переход. Не всякий пешеход внимательно следит за дорожными знаками и разметкой, поэтому очень часто в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода пешеходы продолжают переходить дорогу по привычке. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не пропускают, а пешеходы все равно идут.

- Пешеход бежит за троллейбусом . Типичная ситуация, которая открывает в пенсионерах второе дыхание и заставляет их с невиданной прытью нестись на другую сторону дороги - это отъезжающий автобус или троллейбус. В районе остановок общественного транспорта ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько типичных ситуаций, однако, рекомендую обратить на них внимание как пешеходам, так и водителям, ведь ДТП не доставит приятных ощущений ни одному из его участников.

Отдельно хочу отметить, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто где-то на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, я рекомендую и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым, скорее всего, окажется водитель, однако рисковать собственной жизнью я не советую. Лучше постоять подольше и дождаться, когда Вас пропустят, чем поспешить и уехать в больницу на автомобиле скорой помощи.

Традиционно при наезде на человека, шедшего по проезжей части, сразу обвиняют водителя, и это отчасти справедливо, ведь он управляет средством повышенной опасности и несет за это определенную ответственность. Однако на практике ДТП по вине пешехода случаются в 20% случаев.

Как правило, результатом становится нанесение ущерба здоровью, а иногда трагическая гибель под колесами авто.

Возможные причины аварий по вине пешехода

Специалисты проводят анализ причин, приводящих к авариям. Так, было установлено, что ДТП с пешеходом происходят довольно часто и в большинстве случаев по его собственной вине. Наши граждане переходят дорогу там, где им удобно. Одни считают, что водители обязаны пропускать людей всегда, другие руководствуются приоритетным правом на дороге, о котором говорится в ПДД. Но не стоит забывать, что автомобили имеют разные технические характеристики, и резко затормозить удается не всегда.

По сведениям госавтоинспекторов, причины ДТП по вине самих пешеходов, бывают следующие:

  • незнание и нежелание соблюдать правила движения на дороге;
  • перебегание автомагистрали на красный свет;
  • попытки догнать отъезжающую маршрутку;
  • отсутствие на верхней одежде световозвращающих элементов;
  • выход на дорогу в состоянии опьянения после употребления алкогольных напитков;
  • неловкое движение, повлекшее падение под колеса движущегося автомобиля.

Рассмотрим подробнее распространенные ситуации, когда в аварии виноват пешеход.

Нарушение ПДД

Частыми являются случаи, когда гражданам не хочется искать ближайший переход либо у них нет на это времени. В спешке они перебегают дорогу в максимально удобном месте перед близко идущим транспортом.


Если пешеход не успеет преодолеть отрезок дороги, а водитель не успеет вовремя среагировать и нажать на тормоз, в результате все может закончиться плачевно. В зимний период на скользкой дороге тормозной путь транспортных средств увеличивается, и угроза наезда возрастает.

На втором месте находятся ситуации, когда граждане перебегают через дорогу на красный свет. Им не хватает терпения дождаться момента, когда загорится зеленый. Они начинают движение по «зебре», но неожиданно из-за поворота выезжает автомобиль на высокой скорости. Столкновение с ним будет неминуемым. Дети, которых родители не научили вести себя на дороге, выбегают на проезжую часть, совершенно не отдавая отчета своим действиям.

Некоторые пенсионеры вообще не знают ПДД, привыкли жить во времена, когда автомобили на дороге проезжали раз в день, а то и в неделю. В ходе ремонтных работ место расположения «зебры» рабочие обычно переносят, а люди по привычке продолжают ходить по прежнему месту, что бывает опасно.


Стараясь не опоздать на работу, люди бегают по проезжей части за маршрутками или троллейбусами, а потом страдают от своей повышенной активности.

Попадание пешехода в ДТП происходит по причине невнимательности, граждане элементарно не смотрят по сторонам, когда собираются пересечь дорогу. Большинство, подходя к переходу, не стараются убедиться в том, что все транспортные средства остановились по сигналу светофора и пропускают идущих людей. Иногда передвигающиеся позади или сбоку автомобили не останавливают движение, и в результате человек попадает под колеса.

Темное время суток

В темное время суток дорожные аварии происходят чаще всего по той причине, что люди не используют дополнительные средства защиты. На их одежде отсутствуют световозвращающие элементы, которые улучшают видимость пешехода на дороге со стороны водителя. Расстояние видимости идущего человека при наличии у него на брюках и куртке отражающих свет элементов возрастает до 400 метров.

В зимний период на улице темнеет рано, так что опасность оказаться под колесами авто возрастает в разы. Человек в черной одежде становится заметен водителям только на расстоянии трех метров. Резко затормозить при этом они не смогут. Пешеходы не желают ставить себя на место водителя, для которого бывает гораздо сложнее ориентироваться и контролировать ситуацию на дороге в темное время суток.

Другие ситуации

Граждане в состоянии алкогольного опьянения часто погибают при дорожных происшествиях, потому что не могут адекватно воспринимать происходящее вокруг.


ДТП происходят также при падении человека под колеса автомобиля, передвигающегося на большой скорости. Рискует собственным здоровьем и тот, кто пересекает дорогу в местах, где транспорт движется со скоростью до 100 км/час. Даже заметив идущего человека на большом расстоянии, водитель в таких условиях не сможет вовремя остановить авто. Кроме того, за его автомобилем движется еще десяток машин на такой же повышенной скорости.

Таковы основные причины аварий с участием пешеходов. На сегодняшний день поводов для возникновения ДТП насчитывается несколько десятков. Ошибки совершают как водители, так и те участники движения, которые передвигаются пешком. Усугубляют ситуацию неблагоприятные погодные условия и техническое состояние транспортных средств. Иногда причинами происшествий становятся сторонние факторы, например, выход из строя тормозной системы автомобиля.

Неисправный автомобиль относится к ряду случайных факторов, хотя инспектор ГИБДД, прибывший на место аварии, может подумать иначе. Водитель вовремя не позаботился о техническом обслуживании и ремонте своего авто, значит, он виноват.

Статистические данные

Статистика за прошедший 2016 и завершающийся 2017 год выглядит следующим образом:


  1. Сотрудники госавтоинспекции зарегистрировали всего 38 500 контактов пешеходов с автомобилями, из них 4 567 случаев были смертельными, а 35 687 человек получили телесные повреждения разной степени тяжести.
  2. Нередки были случаи нанесения вреда людям со стороны неаккуратных водителей, заезжающих прямо на тротуары и обочины, пытаясь обогнать идущий впереди транспорт. Статистика отмечает 12 250 подобных происшествий, в которых 780 человек погибли, а 12 234 гражданам был нанесен тяжкий вред здоровью.
  3. В условиях плохой видимости произошло 13 870 наездов и столкновений, в итоге пострадали 11 870 человек и погибли 2 780.
  4. Зафиксировано 20 877 ДТП по вине водителя, управляющего транспортным средством и не справившегося с управлением (часто в состоянии алкогольного опьянения), 20 100 человек получили травмы, а 1 890 лишились жизни. К сожалению, автовладельцы, находясь за рулем, допускают превышение скорости передвижения внутри города, не снижая обороты двигателя перед пешеходными переходами.

Статистика ежегодно меняется, но в основном динамика происшествий является отрицательной, автомобильные аварии по вине пешеходов происходят все реже. Но это не означает, что можно расслабиться. Уровень дорожных аварий продолжается оставаться на высоком уровне. Положительные изменения незначительны, и чаша весов может в любой момент склониться в обратную сторону.

Принятый алкоголь и незнание ПДД неизбежно влекут за собой ДТП. Здесь приведены официальные данные ГИБДД по России.


Нужно отметить, что сведения, предоставляемые статистами, не всегда объективно отражают ситуацию. Внимательным и бдительным нужно быть всегда, особенно на проезжей части. Это поможет избежать сложных и смертельно опасных ситуаций. Нужно заблаговременно позаботиться о своей безопасности и предварительно разобраться в причинах происшествий.

Приблизительно 10% из числа людей, попадающих в ДТП, погибают, то есть жизни лишается каждый десятый. Остальные 90%, оказавшись под колесами, чувствуют себя не лучше, получают травмы и ранения, порой, приводящие к инвалидности.

Последствия для виновного пешехода

Как показывает статистика, нередко в дорожном происшествии бывает виноват пешеход. Следовательно, он должен нести ответственность за свои действия и поступки. Меру наказания определяет всегда суд. Обычно нарушителю приходится заплатить административный штраф в размере 1000 рублей.


Если по вине пешехода нанесен материальный ущерб, вред здоровью водителя или пассажира, то наказание может быть более серьезным:

  1. Причинение легкого вреда здоровью водителя наказывается штрафом до 1500 рублей.
  2. Если имеют место тяжелое состояние пострадавшего или его гибель, то виновнику грозит уголовная ответственность.
  3. Если после аварии наступила смерть нескольких человек, то судья вправе лишить виновника ДТП свободы на срок до 7 лет.
  4. По решению Конституционного суда с 2012 года гражданина, виновного в ДТП, могут обязать произвести выплату компенсации пострадавшему за ремонт поврежденного транспортного средства.

По статье 1064 ГК РФ виновник совершения ДТП обязан возместить причиненный пострадавшему водителю материальный вред в полном объёме. В случае смерти самого причинителя вреда, средства на возмещение ущерба взыскиваются из оставленного им наследства.

Осторожными на дороге нужно быть всем. В каждом случае за нарушения правил виновный неминуемо понесет ответственность, вплоть до тюремного заключения. Кроме того, пешеходам отвечать приходится собственным здоровьем и жизнью. Изучайте правила дорожного движения сами, разъясняйте их своим детям, чтобы уберечь молодое поколение от попадания под колеса автомобиля.

Судя по официальной статистике ГИБДД, собранной этим государственным ведомством в 2017 году, за период с января по декабрь 2017 года в России произошло около 169 тыс. официально зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий. Пешеходы за указанный срок стали участниками 53 тыс. ДТП. Чаще всего в таких авариях виноваты были водители (31 тыс. ДТП). Сами пешеходы послужили причиной дорожных происшествий лишь в 20 тыс. случаев.

В целом, в 2017 году в авариях с пешеходами на дорогах погибло на 2,6% меньше людей, чем за 2016 год. Количество аварий с пешеходами, вызванных неправильными действиями водителей, увеличилось на 4,3%, пешеходы же стали аккуратнее на 4,1%. Однако это не значит, что водители наплевательски относятся к пешеходам.

Зачастую причиной возникновения дорожных происшествий становилось плохое состояние дорожной разметки и дорожных знаков. Сохранится ли подобная тенденция в 2018 году, покажет лишь время.

Нередко ДТП с участием пешеходов происходят в темное время суток, в условиях плохой видимости. Водители зачастую попросту не успевают разглядеть на проезжей части пешеходов в темной одежде и без светоотражающих элементов. Особенно если пешеход решил перейти дорогу в неположенном месте или резко выбежал на проезжую часть по иной причине.

Основные причины попадания пешехода в ДТП — переход дороги в темное время суток в неположенном месте или переход через дорогу на красный сигнал светофора.

Пешеход попадает в автомобиль часто по мало зависящим от него причинам — плохая видимость на дороге, скользкое или неровное дорожное полотно, плохо прорисованная на дороге «зебра» или неправильно установленные дорожные знаки. Иногда наезд происходит лишь потому, что колесо автомобиля попало в яму или открытый люк.

Основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов:

  • банальная рассеянность, невнимательность на дороге;
  • пересечение дороги в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • несоблюдение или незнание Правил дорожного движения;
  • отсутствие контроля за маленькими детьми и их незнание основных правил перехода улицы;
  • плохая реакция пешеходов пенсионного возраста и инвалидов в момент опасности;
  • пренебрежение к опасности, отсутствие чувства страха перед автомобилем.

Даже если в ДТП целиком виноват пешеход, к водителю все равно с большой долей вероятности будет применена мера ответственности. Особенно в случае, когда авария нанесла вред здоровью пешехода или тем более привела к его гибели. Автомобиль является техническим средством повышенной опасности, поэтому и требования к управлению им всегда будут высокие.

Ответственность пешеходов

Пешеход, как и любой другой участник дорожного движения, при некоторых обстоятельствах вполне может попасть под уголовную ответственность, вплоть до заключения под стражу. Но на практике максимальное наказание пешехода за нарушение Правил дорожного движения обычно не превышает 1000 рублей (максимальный административный штраф).

Другое дело, если в результате ДТП, которое случилось по вине пешехода, пострадали люди. Тогда и мера наказания будет куда более серьезной:

  • при нанесении вреда здоровью легкой или средней тяжести придется заплатить штраф в размере от 1000 до 1500 рублей;
  • при нанесении тяжкого вреда здоровью ответственность иная, в рамках Уголовного кодекса РФ (вплоть до 2 лет лишения свободы);
  • при смертельном исходе, виной которого послужил пешеход, его может ожидать уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 4 лет;
  • если в ДТП погибло 2 и более человек, то срок лишения свободы может быть увеличен до 7 лет.

Виновник аварии — водитель

По статистике аварии с участием пешеходов чаще всего происходят по вине водителей. Это связано не только с тем, что автомобиль сам по себе является техническим средством повышенной опасности, но и с банальной невнимательностью автовладельцев или с игнорированием ими Правил дорожного движения.

Типичных случаев нарушения правил поведения на дороге, в результате которых водитель сбил пешехода, можно назвать огромное количество. Вот лишь некоторые из них:

  • управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
  • несоблюдение минимальной дистанции между транспортными средствами;
  • невнимательность, вызванная сильной усталостью (иногда и сон за рулем);
  • игнорирование запрещающих сигналов светофора, дорожных знаков и знаков дорожной разметки;
  • превышение допустимой скорости;
  • неправильное поведение при обгоне других автомобилей;
  • техническая неисправность машины;
  • игнорирование правила снижения скорости перед пересечением пешеходного перехода.

Если причиной ДТП с пешеходом послужила техническая неисправность автомобиля, которая не зависела от водителя, то сотрудник дорожной службы все равно может посчитать иначе и соответствующим образом оформить протокол аварии. В этом случае водителю лучше всего назначить независимую техническую экспертизу машины.

Иногда водитель задевает пешехода зеркалом или другой частью автомобиля, что приводит к травмам легкой тяжести. Что делать в этом случае? Если ущерб здоровью незначительный, то проще всего договориться с пешеходом, оказать пострадавшему медицинскую помощь, довезти до ближайшей больницы или вызвать карету скорой помощи. Посещать врача лучше всего вместе с пострадавшим.

Даже если пешеход уверяет, что у него к водителю нет претензий, то необходимо все равно взять с него расписку. Это убережет в будущем от неприятных ситуаций, в том числе от разбирательств в суде и возмещения вреда здоровью. В противном случае пешеход может передумать, а действия водителя будут квалифицированы как скрытие с места аварии.

Ответственность водителей

Водители должны крайне внимательно относиться к пешеходам, даже если последние грубо нарушают Правила дорожного движения — перебегают дорогу в неположенном месте, преодолевают перекресток на запрещающий сигнал светофора или совершают иные проступки. Связано это с тем, что любое ДТП чревато множеством неприятных последствий:

  1. Пешеход может попросту скрыться с места происшествия. И тогда водителю придется устранять повреждения автомобиля (например, сломанное зеркало) за собственный счет. Искать пешехода в этом случае вряд ли кто будет;
  2. Потеря большого количества времени. Даже если в результате ДТП пешеход получил лишь несколько синяков и ссадин, ожидание инспекторов ГИБДД и составление протокола может занять несколько часов. Еще больше времени придется потерять, если пешеходу нанесен серьезный ущерб здоровью;
  3. Штраф за нарушение ПДД. К примеру, за наезд на человека, который пересекал пешеходный переход по всем правилам, придется заплатить административный штраф в размере от 1500 до 2500 рублей;
  4. Штрафы за сопутствующие нарушения ПДД. В ходе оформления протокола сотрудник ГИБДД может найти и ряд других мелких (или серьезных) нарушений, будь то отсутствующая аптечка или огнетушитель, нечитаемые номера, отсутствие страхового полиса или даже алкогольное опьянение водителя. За все это грозит малоприятная административная ответственность;
  5. Если в результате ДТП был нанесен вред здоровью пешехода (тем более, если он погиб), то водителя ожидает дополнительное административное или уголовное наказание (вплоть до принудительных работ или тюремного заключения).

Наказание за причинение ущерба здоровью в 2018 году зависит от тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего. Так, за легкий вред здоровью придется заплатить административный штраф в размере от 2500 до 5000 рублей. В крайнем случае виновному водителю грозит лишение прав на срок от 12 до 18 месяцев. При среднем вреде здоровью указанные санкции ужесточаются — штраф возрастает до 10000-25000 рублей, а срок лишения водительских прав — до 18-24 месяцев.

Уголовная ответственность водителю грозит в случае, если по его вине пешеходу был нанесен тяжкий вред здоровью или пешеход вовсе погиб. В первом случае водителя могут лишить свободы на срок до 2 лет. При смерти одного пешехода срок лишения свободы увеличивается до 5 лет, при смерти двух и более лиц — до 7 лет лишения свободы.

Конечно, указанная ответственность наступит для водителя только в том случае, если будет доказано, что наезд на пешехода был сделан из-за нарушения Правил дорожного движения. Однако требовать возмещения морального вреда пешеход вправе даже в том случае, если он сам является виновником ДТП.

Определение виновника аварии и права пешехода

Определить истинного виновника ДТП бывает очень сложно в случаях, когда ни пешеход, ни водитель прямо не нарушали Правил дорожного движения. Важно определить, мог ли водитель или пешеход предпринять какие-либо действия, которые смогли бы предотвратить аварийную ситуацию. В этих целях нередко назначают автотехническую экспертизу (дорожно-транспортную, трасологическую, экспертизу технического состояния автомобиля и прочее).

Немного судебной практики. Если причиной аварии стала техническая неисправность автомобиля, которую водитель не имел возможности устранить, но принял все возможные действия для предотвращения ДТП, то его признают невиновным в наезде на пешехода.

Пешеход, в свою очередь, вправе потребовать от водителя компенсации полученного ущерба здоровью или имуществу вне зависимости от результатов проведенной экспертизы (гражданская ответственность водителя) и от наличия или отсутствия вины водителя. На подачу исков на компенсацию ущерба со стороны пешехода даже не установлен срок исковой давности. В то время как срок исковой давности для водителей составляет всего 3 года.

Часть ущерба пешеходу возмещает страховая компания в рамках страхового полиса ОСАГО. Но сумма страхового возмещения далеко не всегда покрывает реальный размер полученного ущерба. Размер денежной компенсации, которую вправе потребовать пешеход от водителя, обычно не превышает 160 тысяч рублей. Конечная сумма, которая будет назначена судом, рассчитывается на основании правил, установленных Уголовным кодексом РФ и другими законодательными актами.

Помимо компенсации за поврежденное имущество и за нанесенный вред здоровью пешеход вправе потребовать от водителя и компенсации морального ущерба. Но в этом случае ему необходимо привести суду доказательства того, что такой ущерб реально имел место (к примеру, предоставить справку от психиатра). Итоговый размер морального ущерба определит суда.

Любое требование пострадавшего пешехода о возмещении ущерба суд может отменить, если будет доказана полная невиновность водителя или факт преднамеренных действий со стороны пострадавшего (к примеру, пешеход намеренно бросился под колеса, чтобы в будущем получить компенсацию).

В качестве итога

Согласно официальной статистике, смертность на российских дорогах превышает смертность на дорогах Европы примерно в 3-4 раза. Так, в 2017 году в результате ДТП погибло около 19 тысяч человек. Чтобы избежать подобной участи, следует очень ответственно относиться к управлению автомобилем, а также к Правилам дорожного движения. Безопасность на дорогах в равной степени зависит и от внимательности водителя, и от здравых действий пешехода.

Ответственность за ДТП по вине пешехода наступает по правилам ГК РФ, а возмещение ущерба может происходить не только по иску пострадавшего водителя, но и страховой компании. Процедура привлечения пешеходов к ответственности существенно осложняется отсутствием у них полиса ОСАГО, а при рассмотрении дела суду предстоит устанавливать степень вины обеих сторон. В этом материале рассмотрим основания для возмещения ущерба при ДТП по вине пешехода и порядок взыскания.

Условия разграничения ответственности

Каждое транспортное средство признается источником повышенной опасности. Поэтому ответственность водителя может наступать даже при отсутствии вины. Пешеход также является полноценным участником дорожного движения, однако его ответственность за возможный ущерб может наступать только при наличии вины.

При рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда от ДТП с участием пешеходов, нужно учитывать следующие нюансы:

  • вина пешехода в нарушении ПДД может подтверждаться только в судебном порядке - возбуждается дело об административном правонарушении по одному из составов КоАП РФ;
  • если в аварии присутствует вина пешехода и водителя, в судебном порядке будет определена степень виновности каждой стороны - одновременно могут рассматриваться два встречных иска;
  • при наличии вины пешехода, возмещению подлежит ущерб автотранспорту, имуществу, жизни и здоровью граждан, а также моральный вред .

Длительное время вопрос об ответственности пешеходов носил спорный характер. Это связано с отнесением машины к источникам повышенной опасности. Судебная практика с 2012 года придерживается правила о возмещении ущерба за счет пешехода по нормам статьи 1064 ГК РФ - соответствующее постановление вынес Конституционный суд РФ.

Сложности возмещение ущерба с пешеходов заключаются в отсутствии у них полиса ОСАГО. Для автовладельцев этот вопрос решается просто - компенсация выплачивается за счет страховой компании, которая приобретает право регрессного требования к виновнику аварии. Если виновником является пешеход, страховой случай по ОСАГО отсутствует, а повреждения машины может возмещаться только по добровольному полису КАСКО.

Исходя из указанных выше правил, алгоритм действий автовладельца для возмещения ущерба заключается в следующем:

  1. надлежащее закрепление обстоятельств столкновения с пешеходом - вызов сотрудника ГИБДД, оформление протокола, установление круга свидетелей и перечня доказательств;
  2. обращение в страховую компанию, если у автовладельца имеется полис КАСКО, либо если в столкновении участвовали более двух автомобилей;
  3. получение административного постановления о привлечении пешехода к ответственности по КоАП РФ - этот документ может быть истребован и при рассмотрении гражданского дела по иску автовладельца;
  4. оценка ущерба, причиненного автомашине и имуществу, а также определение вреда жизни и здоровью граждан;
  5. оформление искового заявления в суд;
  6. получение судебного акта и направление его для принудительного исполнения в службу ФССП.

Даже если вина пешехода будет подтверждена административным постановлением, на автовладельца возлагается обязанность доказать размер причиненного ущерба. Кроме того, в рамках гражданского дела предстоит доказать и невиновность самого водителя.

Рассмотрим, как происходит возмещение вреда при ДТП по вине пешехода.

Непосредственно на месте ДТП сложно установить однозначную вину пешехода, так как его поведение на дороге может зависеть от множества факторов - нарушение ПДД со стороны других водителей, отсутствие знаков или разметки, иные причины. Чтобы зафиксировать все обстоятельства аварии, нужно выполнить следующие действия:

  1. убедиться в отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан, вызвать скорую помощь или доставить пострадавших в больницу;
  2. зафиксировать место положения автомобилей, а также иные доказательства (например, сделать фото- или видеосъемку);
  3. вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола о нарушении ПДД, а также для составления акта о повреждениях машины;
  4. обратиться к независимому эксперту для оценки имущественного вреда;
  5. пройти медосвидетельствование для оценки вреда здоровью.

Если в результате ДТП, по вине пешехода, наступил тяжкий вред здоровью или летальный исход, существует вероятность привлечения к уголовной ответственности. Однако для этого в действиях виновника аварии должна подтверждаться одна из форм умысла. В иных случаях наказание последует только в виде штрафа по КоАП РФ, а также в рамках гражданского дела.

Если сотрудником ГИБДД будет установлена вина не только пешехода, но и водителя, составляет два административных протокола. В этом случае, компенсация пострадавшему пешеходу будет выплачена по программе ОСАГО. Для взыскания компенсации в пользу водителя потребуется подать иск в суд.

Для обращения в суд потребуются следующий комплект документов:

  • исковое заявление, подписанное лично автовладельцем или его представителем по нотариальной доверенности;
  • копия правоустанавливающих документов на автомашину - свидетельство о регистрации ТС, ПТС;
  • полис ОСАГО и/или КАСКО;
  • материалы административного производства, подтверждающие вину пешехода в ДТП;
  • акт независимой экспертизы, подтверждающий размер имущественного ущерба;
  • акт медосвидетельствования, подтверждающий тяжесть телесных повреждений;
  • платежные документы, подтверждающие частичную выплату по страховке;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление госпошлины.

Существует возможность взыскать ущерб с пешехода, даже если он не привлекался к административной ответственности. Например, КоАП РФ позволяет избежать наказания, если правонарушение будет признано несущественным или малозначительным. В этом случае сам факт вынесения административного постановления будет являться доказательством вины пешехода.

Основанием для возбуждения гражданского дела является исковое заявление. В его содержании нужно указать не только сведения о каждом участнике дела, но и следующие данные:

  1. все обстоятельства ДТП, подтвержденные процессуальными документами (схемами, актами, протоколами и т.д.);
  2. перечень имущественных и телесных повреждений, наступивших после ДТП;
  3. обоснование размера морального вреда, а также расчета имущественного ущерба;
  4. обстоятельства, подтверждающие вину пешехода в нарушении ПДД.

Если от пешехода поступило встречное исковое заявление о компенсации вреда от ДТП, оно будет рассматриваться в рамках единого процесса.

При рассмотрении дела суду предстоит оценить следующие факты и обстоятельства:

  • отсутствие или наличие вины в ДТП пешехода и/или автовладельца;
  • характер и степень вины;
  • наличие дополнительных обстоятельств, повлекших аварию или повлиявших на размер ущерба;
  • характер повреждений автомашины, физического и морального вреда;
  • обоснованность расчета ущерба и компенсации морального вреда.

Если истцом выступает страхования компания, она должна подтвердить факт выплаты компенсации по полису ОСАГО или КАСКО. Документы, связанные с подтверждением страхового случая, будут приобщены к материалам дела.

Для оценки имущественного ущерба проводится независимая экспертиза. О ее проведении должен уведомляться виновник ДТП. При проведении экспертных действий фиксируется все повреждения автомашины и иного имущества, непосредственно связанные с ДТП. Для расчета суммы ущерба принимаются во внимание рыночные цены. Также можно взыскать утрату товарной стоимости автотранспорта, поскольку страховые компании практически всегда отказывают о выплатах по этому основанию.

Если суд установит вину водителя и пешехода, удовлетворение исковых заявлений может происходить по следующим вариантам:

  1. суд может признать вину обоих участников аварии в равных размерах - в этом случае будет происходить удовлетворение обоих исков с пропорциональным взаимозачетом требований;
  2. суд может признать, что даже виновные действия пешехода и нарушение ПДД не явились причиной столкновения (например, если пешеход нарушил правила перехода велосипедной дорожки, однако попал под выехавший автомобиль);
  3. на пропорциональное определение вины может повлиять наличие дополнительных объективных факторов - например, если водителю пришлось внезапно изменить траекторию движения, чтобы избежать наезда на случайно возникшее препятствие на дороге.

Компенсация морального вреда будет взыскана, если истец подтвердит психические и нравственные страдания, наступившие не только во время ДТП, но и в качестве последствий аварии. Например, в состав таких страданий включаются переживания в момент столкновения и стрессовой ситуации, страдания от болевых ощущений и т.д. Оценка морального вреда носит индивидуальный характер, а расчет суммы компенсации определит суд с учетом всех обстоятельств дела. Если истцом выступает страховая компания, компенсация морального вреда не взыскивается.

Судебный акт о взыскании с пешехода компенсации имущественного, физического и морального вреда может быть исполнен добровольно или принудительно. Если гражданин отказывается выплатить присужденную сумму, документы нужно направить в службу ФССП. Страховая компания имеет право получить с пешехода только компенсацию, фактически выплаченную по страховому полису ОСАГО или КАСКО.

Поделиться: