Чем опасно превышение скорости на дороге? Какое допустимое превышение скорости существует в России? Почему нельзя превышать скорость движения.

Распространенное нарушение правил, регулирующих дорожное движение, - это несоблюдение водителями скоростного режима при движении как по населенным пунктам, так и по трассе. Практически нет водителя, который по различным обстоятельствам не допускал бы его. Когда нарушение фиксируется, то выписываются штрафы ГИБДД за превышение скорости.

ПДД установили скоростной режим

Регламентируют скоростной режим при движении во всех населенных пунктах, а также на трассах и автомагистралях. 60 км/ч - допускаемая ПДД скорость при движении в пределах населенных пунктов. По трассам уже разрешено двигаться до 90 км/ч. При выезде на автомагистраль можно разогнаться до максимального ограничения 110 км/ч. Для уменьшения вероятности аварий на опасных участках устанавливаются дополнительные пределы скорости. Водители, игнорирующие требования дорожных знаков, а также допустимое превышение скорости, часто становятся виновниками аварий на дорогах.

Допустимые пределы

ПДД обязывают водителя двигаться со скоростью, соответствующей установленным ограничениям на участке дороги, при этом принимая во внимание интенсивность транспортного потока, состояние дорожного полотна и погодные условия.

Ежегодно развивается автомобильная промышленность, улучшается качество транспортных средств, как следствие, чаще происходит превышение скорости движения. Однако дорожная инфраструктура не справляется с темпами развития автомобилестроения. Недостаток наличие наземных переходов, низкое качество дорог и другие причины не позволяют водителям ездить с высокой скоростью. Все эти обстоятельства делают необходимым введение на некоторых опасных участках дорог. Есть дороги с качественным покрытием, хорошей видимостью и отсутствием каких-либо обстоятельств, препятствующих быстрому движению.

Установленные ограничения на таких участках замедляют поток машин и вынуждают водителей нарушать скоростной режим. Всегда ли его превышение будет нарушением? В 2013 году внесенные поправки в законодательство установили, что водитель будет отвечать за превышение скорости на 20 км. Таким образом, законодатели установили незначительную скорость, при которой водитель не должен привлекаться к ответственности.

Но не стоит радоваться и превышать скоростной режим. В случае ДТП, при доказательстве превышения скорости водителем даже на 1 км/ч, нести ответственность придется.

Превысил скорость - плати

Законом предусмотрены различные варианты Превышение скорости документируют камеры видеофиксации и сотрудники полиции, использующие специальные приборы.

Водители, игнорирующие ПДД и нарушающие скоростной режим, будут наказаны. Какой штраф за превышение скорости придется платить, зависит от величины, на которую превышена скорость движения.

Камеры видеофиксации: особенности ответственности

При фиксации нарушений видеокамерами, например, превышения скорости на 20 км, существуют особенности привлечения водителя к ответственности:


Превышение скорости-2014: штрафы

Поправки в сфере безопасности движения, вступившие в действие с сентября 2013 года, изменили штрафные санкции за несоблюдение скоростного режима:

Решение о ненаказуемости водителей за "незначительное" превышение скоростного режима уже отразилось на статистике ДТП из-за несоблюдения водителями правил. Так, по официальным данным ГИБДД за январь-апрель 2014 года, число аварий увеличилось на 4,6%, в сравнении с аналогичным периодом того года. При этом погибло людей на 6,4% больше. В связи с этими обстоятельствами Госдума намерена снова утвердить штраф за несоблюдение скорости на дорогах на 10-20 км/ч, но только для населенных пунктов. Согласно предварительной информации, нарушение будет стоить водителю 500 рублей (до осени прошлого года предусматривался штраф 100 рублей либо предупреждение).

Превысил скорость - и лишение прав?

Необходимо знать и помнить, что не каждое превышение скорости может стать причиной расставания с водительским удостоверением. В основном за несоблюдение скоростного режима назначаются различные штрафные санкции, размер которых пропорционален величине превышения. Если нарушение 60 км/ч и более, то это действительно уже может грозить изъятием прав до 6 месяцев. На срок не меньше 6 месяцев можно расстаться с водительским удостоверением, если проигнорировать и допустимое превышение скорости на 20 км/ч, и ехать со скоростью, больше разрешенной на 80 км/ч.

Не стоит унывать раньше времени, ведь причины превышения скорости могут быть различны. Кроме этого, правом принятия решения о лишении права управлять ТС обладает только суд, и изъятие проводится после вступления вынесенного постановления в силу.

После остановки за превышение скорости на 20 км/ч или более инспектор ГИБДД обязан зафиксировать нарушение, собрать доказательства, составить протокол о нарушении и после этого направить все материалы в суд. Вот здесь вы не должны все пустить на самотек, тогда точно решение будет лишить прав и увы, во внимание принята не будет.

Документирование нарушений

Штрафы за превышение скорости 2014 года суровые. Поэтому необходимо знать, как обязан действовать сотрудник ГИБДД, и это защитит вас.

Факт нарушения скорости фиксируют специальные измерительные приборы, которые должны иметь сертификат качества и документ, подтверждающий прохождение метрологической проверки.

По общему правилу «презумпции невиновности» лицо, привлекаемое к ответственности, не должно в оправдание доказывать невиновность. Однако в КоАП РФ есть исключения, на которые при нарушениях в сфере правил движения на дорогах и при фиксации нарушений специальными автоматическими средствами презумпция невиновности не распространяется.

Получается, что сотрудник ГИБДД не должен ничего доказывать: показал замеры прибора и все, вина доказана. Такой вывод напрашивается из примечания в КоАП РФ.

Права водителя

Если вы и совершили правонарушение, и все было зафиксировано без нарушений установленных процедур, вы можете задать инспектору вопрос, после которого он будет обязан доказывать вашу виновность. Вот как действовать на практике, чтобы были соблюдены все права, о чем многие водители не знают:

  1. После того как инспектор ГИБДД сообщил, что допущено превышение скорости движения, вы правомерно можете потребовать предъявить прибор для ознакомления с показаниями. На современном приборе должен быть четко виден автомобиль с государственным номером и показания скорости. С такими данными не поспоришь.
  2. Потребуйте предъявить документы на прибор, использованный для фиксации правонарушения. У сотрудников с собой должны находиться на него сертификаты и акт проверки.
  3. Убедитесь в наличии пломб на приборе и соответствие номера прибора с предъявленными документами.
  4. Если превышение небольшое, то обратите внимание на погоду, так как при нагреве показания радара искажаются, это следует отразить в протоколе.

Сотрудник ГИБДД может проигнорировать требования и отказаться от предъявления документов. По закону вы имеете право на ознакомление с имеющимися материалами. Факт отказа необходимо отразить в протоколе, отметив, что вам не были представлены для ознакомления документы на прибор.

Такую же запись в протоколе следует оставить, если были представлены ксерокопии требуемых документов. В данном случае светокопия не является документом о пригодности прибора. Поэтому просите предъявить оригинальные документы на радар.

Водителям следует помнить!

Садясь за руль автомобиля, всегда помните, что допустимое превышение скорости на 20 км/ч может стоить кому-то жизни. Лучше опоздать и приехать позже, чем не доехать вовсе. Жизнь не сможет вернуть ничто, даже огромные деньги. Поэтому думайте о себе, близких и окружающих. Законы меняются каждый год, штрафы то увеличиваются, то уменьшаются. А обстановка на дорогах существенно не меняется и не изменится, пока мы сами не перестанем нарушать правила движения.


Ежегодно, по статистическим данным, в нашей стране 40-50% дорожных происшествий происходит по причине превышения скорости движения .

Такое же положение наблюдается и в других странах. По данным из США, более 50% происшествий со смертельным исходом совершается при скоростях 80-100 км/ч и выше . Причем с увеличением скорости возрастает тяжесть последствия и ущерб от дорожных происшествий. Так, при скорости 60 км/ч на 100 вовлеченных в дорожно-транспортные происшествия автомобилей приходится 30 пострадавших, а при скорости 120 км/ч — в 4 раза больше.

Зависимость кол-ва пострадавших 1 и размера материального ущерба 2 от скорости движения (данные США)

Если скорость движения увеличить на 40 км/ч по отношению к средней, то вероятность появления дорожного происшествия возрастет в 10 раз . Это и понятно, так как водитель должен обгонять всех, движущихся медленнее его. Заметим при этом, что порой выигрыш во времени оказывается просто ничтожным по сравнению с опасностью быстрой езды. Всего 3 мин выигрывает водитель на каждые 10 км пути, переходя от средней скорости, равной 60 км/ч, к скорости 100 км/ч. Выигранные минуты могут обернуться тяжелым дорожным происшествием.

Неоспоримые преимущества спокойного стиля езды можно проиллюстрировать результатами одного из экспериментов, которые время от времени проводятся в различных странах.

Эксперимент

На участке в 1500 км двум водителям предстояло проехать по одному и тому же маршруту. Задача первого водителя, проехать маршрут на максимальной скорости, не нарушая правил движения и выполняя требования всех дорожных знаков. Задача второго водителя, проехать маршрут в режиме транспортного потока. По ходу эксперимента, движение первого водителя было очень неравномерным (рис. 1а), ему часто приходилось резко тормозить, в пути он несколько раз попадал в аварийные ситуации. Движение второго автомобиля составляло не более 110 км/ч (рис. 1б).

Рис. 1. Изменение скорости движения во время экспериментального проезда по одному из участков маршрута: А — первый водитель; Б — второй водитель.

Таблица 1.

Результаты эксперимента

Сказанное выше подтверждает вывод о том, что надо уметь организовать свою поездку так, чтобы не было спешки .

Средняя скорость движения, с которой движутся автомобили по отечественным дорогам возрастает с каждым годом. Для предупреждения аварий необходимо ужесточение скоростного режима. Его нарушение в отдельных случаях может караться штрафом, а в более тяжелых ситуациях - лишением водительских прав. Рассмотрим возможные варианты более детально.

Незначительное превышение скорости

Незначительной считается величина в 20 км/ч и меньше. Такое превышение скорости, согласно нормам 2017 года, не трактуется как нарушение и к наказанию не приводит. Дополнительные 20 км на спидометре все еще позволяют водителю в полной мере контролировать авто на заданном участке трассы. Это действительно разумно - не нарушать верхнюю границу, не пробивать установленный потолок - 20 км/ч. Если спидометр показывал, что автомобиль двигался в установленном режиме, а работник ГАИ доказывает, что превышение скорости таки было и больше, чем на 20 километров, необходимо требовать официальные свидетельства, такие, как показания радара. Важно, также, чтобы прибор был грамотно поверен. В противоположном случае он может работать с погрешностью, из-за которой и возникает мнимое ускорение свыше положенных 20 км/ч. Подробней о технике, которой пользуются для фиксирования нарушений, мы поговорим в следующих разделах.

Если граница превышена на 20-40 км/ч

Это вилка, которая подразумевает исключительно административную ответственность. Другими словами, штраф. Прежде, чем разбирать ситуацию глубже, вспомним общие требования к режиму на дорогах России, действующие в 2017:

  • в населенных пунктах - 60 км/ч или меньше;
  • на магистралях верхнее ограничение - 110 км/ч;
  • и существуют также отдельные участки, начало и конец которых обозначены специальными дорожными знаками, на которых допускается движение со скоростью 130 км/ч.

Все эти показатели прописаны в специальном правительственном постановлении в 2013 году. Внесение к этим нормам существенных изменений пока не предвидится.

Итак, объем административной ответственности, а другими словами, сумма штрафа, зависит от величины, на которую были превышены ограничения и от способа фиксации этих нарушений. Если водитель превысил установленные параметры более, чем на 20, но менее, чем на 40 км, то ему положен штраф в 500 рублей. Его самостоятельно назначает инспектор ДПС, который составляет протокол о совершении административного правонарушения. На руки водитель получает квитанцию, которую необходимо погасить за 30 дней.

Вина водителя должна быть не просто задекларирована, а четко доказана. Это означает фиксацию нарушения специальными приборами. И нужно быть уверенным, что они точно показали больше 20 километров сверх нормы, а не, к примеру, 19. Поэтому, прежде чем переходить к следующей ступени с более крупными штрафами, разберемся в том, какими приборами оперируют инспекторы и в чем особенности работы этого оборудования.

Приборы для фиксации нарушений

  • мобильный или переносной радар. Самый распространенный аппарат. Водитель может согласиться с его показаниями и признать правонарушение. За этим следует составление протокола и наложение соответствующего штрафа, который нужно оплатить за 30 дней. Но есть и другой вариант развития событий - водитель не соглашается с показаниями прибора. Если транспортный поток интенсивный, очень сложно доказать, какой именно автомобиль двигался в надлежащем режиме. Тогда протокол направляется на дальнейшее рассмотрение - в орган ГИБДД или в суд, это зависит от того, какая санкция предусмотрена - штраф или лишение водительских прав.
  • стационарный радар. Такой прибор может осуществлять как фото делает и видео пишет. Кроме того, распознает регистрационные знаки автомобилей. Эти радары постоянно передают информацию на пульт ГИБДД или мобильный пост. По результатам их деятельности водители получают, так называемые “письма счастья”. Отвертеться и оспорить факт превышения скорости в этом случае сложнее, потому что происходит автоматическая фиксация автомобиля, который движется с нарушением режима. “Письма счастья”, как называют водители уведомления о необходимости уплатить штраф или явится в суд по делу о лишении водительских прав, приходят исключительно на собственника транспортного средства. Оспорить наказание можно, если за рулем в это время находился другой человек. Но конечно, необходимо иметь соответствующие доказательства.

Прибор должен быть проверен в органах стандартизации и метрологии, иметь соответствующие сертификаты. Иначе показания могут быть обжалованы. У водителя есть 10 дней, чтобы подать апелляцию в ГИБДД или в суд. Если же этого не произошло то в 30-дневный период необходимо оплатить сумму, которую определил суд или работник ГИБДД.

Если граница превышена на 40-60 км/ч

Это означает штраф от 1000 до 1500 тысячи рублей. Точный размер определяет инспектор и он обращает внимание, например, могло ли превышение создать аварийную обстановку, с первого ли раза водитель остановился и имел ли уже проблемы с полицией на дорогах в 2017 году. Также важно, на сколько именно был превышен скоростной порог. Если речь идет о верхнем показателе - 60 километров, то вероятно и наказание будет определено по верхней границе.

Инспектор обязан предъявить показания радара. Они могут быть признаны недостоверными в случае, если наблюдение велось сквозь автомобильное стекло или не выходя из стационарного пункта ГИБДД. Необходимо настаивать, чтобы все эти нюансы были внесены в протокол. На их основании суд может отменить решение. Также должно быть четко ясно, что прибор зафиксировал скорость конкретного автомобиля, что сложно в интенсивном потоке.

В случае же с видеофиксацией и “письмах счастья”, размер штрафа автоматически определяется по нижней границе. Если за 30 дней квитанция не будет оплачена, это приравнивается к правонарушению административного характера.

Если граница превышена на 60-80 км/ч

При совершении подобного нарушения придется заплатить от 2000 до 2500 рублей. Или же - лишение водительских прав на срок от 4 месяцев до полугода. Какое развитие будет иметь ситуация зависит от инспектора. И вот на что он обращает внимание:

  • были ли ранее в 2017 году нарушения по этой же статье. Систематичность - три раза и больше - утяжеляющее обстоятельство. Часто смотрят на количество нарушений в целом, по разным направлениям;
  • насколько грубым было нарушение. Очень субъективный параметр, зависит от личной оценки инспектора, конкретных критериев не существует. Но конечно, если допустимо на данном участке 60 километров, а водитель прибавил еще ощутимо больше 60, то дело очевидно пойдет в суд.

Обстоятельства, в пользу водителя

В пользу того, что не стоит передавать дело в суд для лишения прав, свидетельствуют следующие обстоятельства:

  • отсутствие привлечений по этой же статье в текущем году;
  • раскаяние водителя и охотное сотрудничество с представителем полиции;
  • совершение нарушения беременной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • совершение нарушения несовершеннолетним;
  • совершение нарушения в момент сильных душевных переживаний, исключительных событий личного или семейного характера;
  • самостоятельное предотвращение возможных разрушительных последствий нарушения.

Обстоятельства, во вред водителю

При определенных обстоятельствах, речь об уплате денег в казну не идет. Инспектор наверняка передаст дело в суд для лишения прав, если:

  • водитель не сбавил скорость по требованию;
  • у водителя уже есть квитанции, не оплаченные за установленные 30 дней;
  • нарушение было осуществлено в особых условиях - во время стихийного бедствия, чрезвычайного положения;
  • нарушивший был пьян, что подтвердили исследования;
  • имеются записи про три и более нарушений на дорогах в 2016.

Если граница превышена больше, чем 80 км/ч

Таким нарушителя придется пополнить бюджет на сумму 5000 рублей или на полгода лишиться прав. Это тяжелая ситуация и если есть желание оспорить решение инспектора или суда, то лучше прибегнуть к помощи автоюриста.

Наказание за повторное превышение скоростных границ

Сумма, предусмотренная Кодексом административных нарушений для таких ситуаций та же, если говорить о превышении скорости, менее чем на 60 километров. Если же водитель нарушил режим более чем на 60 километров в час и это зафиксировал работник ГИБДД, то за этим следует годичное лишение прав. Если же имеется только автоматическая видеофиксация - права не заберут, то придется в течении последующих 30 дней заплатить в казну 5000 рублей.

Почему не стоит превышать скоростные лимиты

Соблюдение скоростного режима выгодно, в первую очередь самому водителю. Это повышает уровень безопасности его и его пассажиров. В случае же, если авария все таки произошла - гарантирует выплаты от страховой компании. Да, разрешено превышение на 20 километров. Но если страховщики узнают, что автомобиль двигался со скоростью 80 при допустимых 60 - денег они не дадут. Формально допустимое в 2017 в России нарушение режима в 20 километров защищает только от 500-рублевого штрафа. Если же имело место ДТП, а водитель допустил даже малейшее ускорение - например, 62 километра, вместо 60 - это приведет к тому, что именно он будет признан виновником.

В 2017 нормы ПДД в России могут быть еще более ужесточены. Соответствующие документы находятся на рассмотрении Госдумы и уже прошли первое чтение. Основное - это лишение прав за три нарушения. Они должны быть однотипными и совершенными три раза подряд. К таким относится “пробивание скоростного потолка”, более чем на 40 километров в час. Срок - один год. Говоря проще если за год водителя три раза ловили за одно и тоже серьезное нарушение, то у него автоматически исчезает возможность водить дальше. Если же эти три ошибки произошли за более длительный период - такого строгого наказания не предусмотрено. Еще один важный момент - обязательная фиксация лично инспектором. Если одно, два или все три нарушения были отсняты видеорегистратором, закон действовать не будет. Принятие соответствующих норм ожидается до конца 2016.

Итак, в нашей стране превышать установленную скорость движения нельзя. За это предусмотрен штраф . По общим Правилам дорожного движения в населённых пунктах скорость движения должна составлять не более 60 км/ч, но если установлен соответствующий дорожный знак ограничения скорости со значением выше отметки в 60 км/ч, то разрешённая скорость увеличивается до этого значения, но не более 80 км/ч. А вот вне населённых пунктов Ваша скорость движения должна быть не выше 90 км/ч. Опять же, соответствующим знаком она может быть увеличена до 130 км/ч, но не более.

Соответственно, всё, что выше этих ограничений, считается превышением скорости. Давайте рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы по превышению скорости и дадим правильные ответы на них.

Можно ли превышать ограничение скорости на 20 км/ч

Нельзя. Есть разница между законом, запрещающим что-то делать и законом, устанавливающим ответственность за это. В нашем случае ограничения скорости прописаны в ПДД. Но есть небольшое несоответствие, рассчитанное на разного рода погрешности спидометров и приборов фиксации - в Кодексе об административных правонарушениях нет наказания за превышение скорости менее, чем на 20 км/ч. Это значит, что, например, если Вы едете со скоростью 119 км/ч там, где разрешённая скорость составляет 90 км/ч, то наказания за это в виде штрафа не будет.

Тем не менее, в случае, к примеру, ДТП наличие превышения скорости хоть на 1 километр в час может стать отягчающим фактором вины , либо склонить вероятность к установлению вины именно в превышении скорости.

Как меня могут поймать с превышением скорости?

Сегодня существует не так много способов быть оштрафованным за превышение скорости:

  • превышение скорости может зафиксировать специальная камера
  • зафиксировать превышение и оштрафовать за это может инспектор ГИБДД со специальным прибором.

Камеры бывают в основном двух типов: те, что моментально вычисляют превышение, быстро фотографируя автомобиль два раза и замеряя разницу в длине луча в этих двух случаях, а затем вычислив Вашу скорость; так называемые "Автодории", которые замеряют среднюю скорость на гораздо более длинной дистанции. Работают они достаточно просто: две камеры расположены на известном расстоянии (как правило, от 50-70 метров до 1-2 километров) друг от друга на одной дороге. Обе фотографируют и фиксируют время своей фотографии. Затем, деля известное заранее расстояние на разницу во времени двух снимков, получается расчёт средней скорости движения.

Могут ли лишить прав за превышение скорости?

Да. Наказания за превышение скорости регулирует статья 12.9 КоАП, и в трёх своих частях предусматривает лишение прав за существенное или повторное превышение.

  • за превышение скорости на величину от 60 до 80 км/ч предусмотрено лишение на срок от 4 до 6 месяцев либо как альтернатива штраф от 2 до 2,5 тысяч рублей (ч. 4 статьи 12.9 КоАП);
  • за превышение скорости на величину более 80 км/ч предусмотрено лишение на срок полгода либо как альтернатива штраф в размере 5 тысяч рублей (ч. 5 статьи 12.9 КоАП);
  • за повторное нарушение любого из пунктов выше предусмотрено лишение на срок в 1 год либо как альтернатива штраф в размере 5 тысяч рублей, но только если нарушение было зафиксировано камерой автофиксации (ч. 7 статьи 12.9 КоАП).


Какие штрафы за превышение скорости?

Как мы уже говорили выше, штрафы за превышение прописаны в статье 12.9 КоАП. Давайте рассмотрим их в удобной таблице.

Могут ли оштрафовать за превышение, если нет таблички фотофиксации?

Вполне. Информационная табличка "ведётся фотофиксация" может применяться вместе со знаком ограничения скорости для информирования водителей о том, что на данном участке может стоять радар для измерения скорости.

Тем не менее, ни ПДД, ни один ГОСТ, ни иные правовые акты не обязывают установку этой таблички, как условие наличия радаров или камеры фотофиксации превышения скорости.

Правда ли, что камеры не увидят превышения, если ехать с огромной скоростью ?

Это частично правда. Камеры фотофиксации Крис-П, например, работают в диапазоне скоростей от 20 до 250 км/ч, и скорость выше 250 км/ч они замерить не могут.

Однако, Автодории имеют гораздо больший диапазон скоростей, работая по принципу, описанному выше - совсем иному, нежели радары мгновенной фиксации скорости.

Кто не любит прокатиться с ветерком? Вопрос риторический. Превышение скорости - это едва ли не самое распространенное нарушение ПДД.

И несмотря на то, что от соблюдения скоростных лимитов напрямую зависит безопасность на дорогах, желание выжать педаль газа до максимума слабее не становится. Разберемся, стоит ли выходить за рамки дозволенного.

Законное превышение?

Глава 10 ПДД «Скорость движения» - азбука любого водителя. Оно и понятно, соблюдать установленные лимиты в прямом смысле слова жизненно необходимо.

Закон требует придерживаться следующих правил: в населенных пунктах ехать на скорости не более 60 км/ч, а передвигаясь по жилым зонам и дворам, не превышать отметку в 20 км/ч (п. 10.2 ПДД). Вне населенных пунктов на скоростные лимиты влияет масса факторов (п. 10.3-10.4 ПДД):

  • тип дороги;
  • вид + масса транспортного средства;
  • факт буксировки: механических ТС, прицепа;
  • наличие крупногабаритного, тяжеловесного или опасного груза;
  • присутствие в ТС детей;
  • присутствие в кузове грузового авто людей.

Статья 12.9 КоАП РФ неустанно бдит за выполнением установленных правил, наказывая за нарушение оных штрафами и лишением прав. В таблице среди установленных для лихачей санкций вы не найдете штрафа за превышение скоростного лимита на величину не более чем 20 км/ч. Вплоть до 2013 года действовал п. 1 все той же статьи 12.9. КоАП РФ, устанавливающий предупреждение или штраф в размере 100 рублей за поездки на скорости, превышающей установленные лимиты на величину не менее 10 км/ч, но не более 20 км/ч. Целесообразность отмены этой нормы обсуждают до сих пор. Поводов для жарких дискуссий за прошедший период времени было множество, самый главный из них - рост количества аварий из-за любителей прокатиться с ветерком. Но так ли ненаказуем существующий «зазор», как кажется на первый взгляд?

Стоит ли игра свеч?

Пункт 10.1 гл. 10 ПДД содержит формулировку, которая делает скоростное послабление достаточно условным:

« Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства ».

Получается, по факту, водитель всегда должен придерживаться скоростных ограничений. Отклониться в большую сторону от цифр, указанных на знаке, на допустимые 20 км/ч можно, но не из-за того, что дико опаздываешь по важным делам, а, в первую очередь, если полностью уверен, что не спровоцируешь своим поведением ДТП. Поднимая стрелку спидометра, автомобилист должен учитывать целый ряд факторов:

  1. Просчитать остановочный путь, который существенно увеличивается на большой скорости. Нельзя забывать, что в случае возникновения опасности и любой экстремальной ситуации у водителя в запасе должно быть достаточно времени, чтобы сбросить скорость или вовсе остановиться. Одинаково важно думать и об окружающих водителях, которые должны успеть совершить необходимый им маневр, и о пешеходах, ориентирующихся на знаки. Вторым априори тяжело точно определить скорость приближающейся машины.
  2. Изменение угла обзора - еще один немаловажный фактор, который нельзя сбрасывать со счетов. Видимость водителя, несущегося на всех парах, снижается в разы, а это значит, что корректно спрогнозировать дорожную ситуацию, увидеть препятствия, помехи справа/слева гораздо сложнее.
  3. Ни в коем случае нельзя игнорировать силу удара при возможном столкновении с пешеходами, другими участниками дорожного движения, препятствиями, которая на скорости многократно увеличивается. Вероятность того, что человек выживет при скорости 30 км/ч, очевидно выше, чем при 80 км/ч, где шансов уже практически не остается.

Выходит, что на водителе лежит огромная ответственность за свое решение ускориться. Если случается авария, то скорость движения будет учитываться далеко не в самую последнюю очередь. В большинстве подобных ДТП назначается автотехническая экспертиза, которая будет устанавливать причинно-следственную связь между случившейся аварией и отклонением от скоростных лимитов. В ходе такого исследования выясняют прежде всего:

  1. Какой была скорость машины в момент торможения?
  2. Можно было бы избежать аварии, если бы водитель соблюдал установленные скоростные лимиты и вовремя начал тормозить?
  3. Успел бы пешеход, велосипедист, другой автомобилист и/или иные участники дорожного движения совершить необходимый маневр, если бы скоростные лимиты были четко соблюдены?
  4. Какие еще факторы повлияли на аварию: освещение, погода, состояние дорожного полотна, машины, шин, направление движения и т.д.?
  5. Проанализировал и учел ли водитель все сопутствующие факторы, прежде чем разогнаться?

Эти наводящие вопросы должны определить главное - можно было бы избежать ДТП, если скорость автомобиля четко совпадала с установленной на конкретном отрезке трассы цифрой. Понятно, что целый комплекс довольно неоднозначных и противоречивых факторов, помноженный на превышение скорости, пусть и на законодательно допустимую отметку, могут сделать из водителя нарушителя. Доказать обратное будет крайне непросто. Поэтому, прежде чем воспользоваться имеющимся люфтом, нужно хорошо взвесить все «за» и «против», ведь в случае аварии поблажек ждать не стоит.

Оказаться виновным можно именно из-за превышения скорости. А это значит,что страховая компания откажет в выплатах. При самом лучшем раскладе придется самому ремонтировать не только свое, но и чужое авто, а в худшем - не избежать летального исхода. Получается палка о двух концах. Превышать, как говорится, можно, если осторожно. Идя на ускорение, нельзя забывать, что 5–10 минут, которые так стремятся выиграть некоторые водители, могут стоить кому-то жизни. По сути, скоростной «зазор» не снимает вины за возможные последствия.

Без вины виноватый

Бывают случаи, когда водитель проявляет добросовестность и соблюдает скоростные ограничения, но показания мобильного комплекса фиксации накидывают лишний километр, который может в итоге привести к лишению прав. Прежде чем безоговорочно соглашаться с показаниями прибора, не забывайте, что у него может быть погрешность, и попросите предъявить сертификат на радар (п. 1 ст. 26.8 КоАП РФ). В этом документе как раз и содержится информация о погрешности прибора, а также данные о метрологической поверке.

Вполне возможно, что с учетом погрешности вам удастся настоять на отсутствии нарушения либо, если оно все-таки было, переквалифицировать его в менее строгое. Ну и, конечно, попросите инспектора предоставить доказательства того, что показания относятся именно к вашему автомобилю. Для этого нужно запротоколировать, как именно инспектор совершал измерения: зафиксировать скорость и расстояние до машины в момент ее определения. Если манипуляции происходили, скажем, через стекло машины ДПС, то вероятность получить неточные данные увеличивается. Поэтому с особой тщательностью подойдите к составлению протокола и проверке самого измерительного прибора.

Европейский опыт

Логично, что заядлых автомобилистов-путешественников не меньше тревожит вопрос скоростных лимитов в Европе и возможность всласть насладиться скоростью без штрафов. Но пыл все-таки придется поумерить.

В европейских странах предусмотрены ограничения скоростного режима как внутри, так и вне населенных пунктов, а также на автомагистралях. Скорость движения по населенному пункту в Европе, как правило, ограничена 50 км/ч (если нет других знаков). Максимально разогнаться можно, пожалуй, только на знаменитых автобанах Германии, и то если нет запрещающих знаков. При этом даже на скоростных трассах Германии есть рекомендованная отметка в 130 км/ч. На отдельных участках автобанов могут устанавливаться ограничения скоростного режима.

Допустимые пределы превышения скорости в Европе отсутствуют, то есть превышение в 1 км/ч уже может стать критичным. Штраф светит, если превысил на 1–3 км/ч с учетом погрешности радара. А уж о бесплатном «зазоре» в +20 км/ч и мечтать не стоит (причем уже начиная с территории сопредельных стран СНГ, той же Белоруссии).

***

Соблюдать скоростной режим крайне важно не столько, чтобы защитить себя от возможных штрафов или лишения прав, сколько для безопасности окружающих и своей собственной. Каждый раз, решаясь на превышение, оценивайте дорожную ситуацию и помните, что, по сути, бесплатный «зазор» не спасет вас от вины за аварию, которую можно спровоцировать своей неосторожностью.

Поделиться: