Как обжаловать действия и решения чиновников? Порядок административного обжалования.

Неправомерные или незаконные действия (бездействия) должностных лиц, равно, как и выносимые ими документы (постановления, решения) могут быть обжалованы заинтересованными лицами в установленном порядке. Как это делать рассмотрим в этой статье.

Ищем основания для обжалования действий

По общему правилу, действия, бездействие и решения должностных лиц могут быть обжалованы, если они нарушают права и законные интересы граждан, либо создают препятствия для их реализации. Кроме того, обжалованию подлежит незаконно возложенная на гражданина какая-либо обязанность, либо если его привлекли к ответственности без реальных оснований.

Куда жаловаться?

Если вы нашли реальное основание, позволяющее обжаловать преступные действия или бездействие чиновника, то нужно знать в какой орган стоит обратиться с жалобой.

Закон предоставляет три варианта действий:

  1. Вы можете обратиться с жалобой вышестоящему начальнику чиновника или в вышестоящий орган;
  2. Обращение с жалобой в надзорный или в лицензирующий орган;
  3. Обращение с соответствующим заявлением в суд.

При этом, можно воспользоваться каждым из этих способов поочередно или одновременно.

Например, при оспаривании бездействия судебного пристава, можно обратиться как к его руководителю отдела ССП, так и в городской департамент судебных приставов. Одновременно с этим, а также когда обращение к руководству не даст результатов, можно пожаловаться на действия пристава в прокуратуру, которая наделена надзорными функциями по отношению к судебным приставам и в суд. Однако самые лучшие результаты дает направление жалоб и заявлений сразу во все вышестоящие организации.

Важный момент

Обращаясь в любую из перечисленных выше инстанций или одновременно во все организации, стоит помнить про необходимость обоснования собственной позиции. Поэтому необходимо сформировать доказательственную базу, подкрепить ее нормативным обоснованием и в идеале примерами из практики судов.

Судебные акты

Пожалуй, самым сложным остается обжалование судебных актов, а также действий судьи .

Решения, постановления и определения суда обжалуются в вышестоящих инстанциях, при условии соблюдения установленных законом требований. Что же касается действий судьи , то они должны быть выражены процессуально, т.е. в форме актов. В противном случае, обжаловать их можно попытаться через председателя суда, но форма и порядок не установлены.

Акты налоговых и таможенных органов

Для обжалования актов налоговой инспекции и таможенных органов предусмотрен административный порядок. Заявитель в этом случае обращается к вышестоящему лицу или инстанцию. В качестве альтернативы возможно судебное разбирательство. Однако, опираясь на позицию ВАС РФ, стоит уточнить, что досудебный порядок рассмотрения налоговых и таможенных споров обязателен перед обращением в суд. Но наиболее эффективным остается судебный способ защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, поскольку имеется строгая процессуальная регламентация данного процесса, а также право заявителя на участие в процессе (чего нет при рассмотрении жалобы, поданной на действия должностного лица его руководителю). Поданная в порядке административного обжалования жалоба не может быть оставлена без движения. Ее возврат возможен в исключительных случаях. Кроме того, у заинтересованного лица нет обязанности уплачивать государственную пошлину.

Акты субъектов Федерации

Позиционируя нашу страну как демократическое и развитое государство, законодатель предоставляет рядовым гражданам право на обжалование актов государственной власти субъектов РФ. Здесь предусмотрен также административный и судебный порядки.

Особенности судопроизводства

Поскольку самым эффективным способом остается судебное рассмотрение, то необходимо оговорить его особенности в отношении данной категории дел. Конституция РФ, изначально закрепив возможность обжалования через суд действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц (и их решения), не детализирует данный процесс. Поэтому все тонкости судебного производства можно найти в других документах (ГК РФ (ст. 1069, 1070), ГПК РФ (гл. 25)). Соответственно, положения кодексов необходимо изучать до обращения в суд, разобраться с субъектами (ст. 254 ГПК) и предметами оспаривания.

Чьи решения можно обжаловать через суд

В порядке гражданского судопроизводства можно попробовать обжаловать решения органов государственной (исполнительные, законодательные и судебные) власти и управления, как на местном, региональном, так и на федеральном уровне, а также их должностных лиц, которые постоянно или временно занимают свои должности.

В какой суд подается заявление?

Для обжалования незаконных действий или бездействия чиновника необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд, который выбирается по правилам подсудности, прописанным в статьях 24 - 27 ГПК РФ. Это либо суд по месту жительства заявителя, либо по месту нахождения органа государственной власти, где работает чиновник, чьи действия обжалуются.

Форма заявления для обжалования

Форма заявления (письменная) для обжалования неправомерных действий должностных лиц должна отвечать требованиям закона, в статьях кодекса (ст. 131 &mdash 136 ГПК РФ). В указанных статьях содержатся основания для отказа в принятии заявления.

В какой срок подается заявление?

Для того чтобы оспорить действия чиновника через суд, мало найти основания и подготовить заявление, отвечающее процессуальным требованиям. Крайне важно соблюсти установленные законодателем сроки.

Так, статья 256 ГПК РФ устанавливает единый трехмесячный срок, который начинает течь со следующего дня, когда заявитель узнал или должен был узнать исходя из обстоятельств дела, что его права и интересы нарушены действиями должностного лица или бездействием чиновника.

Срок можно определить по дате получения письменного документа, который нарушает его права или содержит, к примеру, отказ в приеме жалобы, поданной вышестоящему руководству чиновника.

Порядок рассмотрения

Принятое судом заявление должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней с участием заинтересованных сторон. При этом неявка заявителя и других участников, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не служит поводом для отложения рассмотрения дела, за исключением случаев, когда в суд подано соответствующее ходатайство.

Если суд принимает положительное решение, то нарушенные права подлежат восстановлению в полном объеме. Нередки случаи, когда исполнение решения подлежит немедленному исполнению. В общем порядке копия судебного акта направляется должностному лицу в трехдневный срок с момента вступления его в законную силу.

Искать решение самому или доверить работу юристу?

Лучше доверьте работу для представительства по судебным делам юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Если же суд находит решение или действия чиновника соответствующими закону, то заявителю отказывают в удовлетворении его требований.

Неправомерные действия налоговых органов или бездействие сотрудников ФНС, могут стать причиной убытков налогоплательщиков.

Государство, выступая гарантом защиты законных интересов участвующих сторон, предоставило гражданам, чьи права были нарушены сотрудниками налоговой структуры, возможность обжаловать соответствующие акты, действия и бездействие должностных лиц и тем самым защитить свои права.

Служба по контролю и сбору налогов, осуществляя свою деятельность, обязана соблюдать принцип законности, однако это условие не всегда соблюдается. Факты правонарушений имеют место не только со стороны налогоплательщиков и налоговых агентов, но и самих служащих ФНС.

В случае ненадлежащего исполнения либо неисполнения представителями налоговых органов своих должностных обязанностей, налогоплательщики могут не только обжаловать незаконные решения, но и получить компенсацию.

Чем отличается обжалование действий и бездействия от актов и решений

Проанализировав указанные нормы, следует подчеркнуть две главные особенности:

В качестве предмета, что может выступить объектом для подачи жалобы, являются:

  • действия инспекторов налоговой службы;
  • ненормативные правовые акты, выносимые ФНС;
  • бездействие служащих налоговых органов.

Для обжалования необходимо наличие следующих условий и факторов:

  • неправомерность ненормативных правовых актов, выносимых органами ФНС, бездействие и действия определенных служащих;
  • своевременность, т.е. нужно подать судебную или административную жалобу в сроки, установленные действующим законом;
  • личная заинтересованность лица, которое предпринимает шаги и обжалует ряд актов, действия, решения должностного лица налогового органа, поскольку таковые нарушают его законные интересы.

Какие действия можно оспорить

Деятельность ФНС, как указано в ст. 33 НК РФ , должна производиться с требованиями Налогового кодекса РФ , при этом учитывая и другие законы, что действуют на федеральном уровне. Однако это положение не во всех случаях имеет практическую реализацию. Этот момент объясняет количество претензий, которые направляют налогоплательщики, чтобы обжаловать действия сотрудников инспекции, если они противоречат действующему законодательству.

При этом в понятие «действие » должностного лица вкладывается следующий смысл – это волеизъявление лица, которое носит властный характер, но не выражается в виде ненормативного акта, однако нарушает права и свободы лица, тем самым создает препятствия для их полной реализации.

Исходя из определения, список действий ФНС, которые носят неправомерный характер и становятся основанием для обжалования, объемен. Анализ практики по рассмотрению судебных дел помог определить наиболее распространенные основания.

Выдача справок

Граждане нередко обращаются в ФНС за справками о состоянии расчетов с бюджетом. Этот документ содержит информацию относительно наличия задолженности по уплате налогов и сведения о применении штрафов и пеней. Рутинность работы выполняемой Федеральной службой по сбору налогов нередко становится причиной несоблюдения сроков, которые установлены в законодательстве.

Прежде всего, это касается тех сроков, которые отводятся на:

  1. Обращение взыскания на средства (ст. 46 НК РФ), что принадлежат ИП и ЮЛ, находящиеся на банковских счетах налогоплательщика;
  2. Обращение взыскания на имущество (ст. 47 НК РФ), которое принадлежит физ. лицам (не индивидуальные предприниматели);
  3. Направление требований для граждан и юридических лиц для уплаты налогов (ст. 70 НК РФ);
  4. Обращение взыскания на иную собственность (ст. 47 НК РФ) во владении ИП или ЮЛ.

Налогоплательщик, если обращался в суд и обжаловал сроки, в случае положительного рассмотрения его заявления, вместе с судебным актом, когда документ вступил в законную силу, приходит в инспекцию. Данная бумага как указано в Налоговом кодексе (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ) дает возможность признать его сумму задолженности по уплате налогов безнадежной к взысканию .

Официальная практика, которая сложилась в Московском и Поволжском округе, говорит о положительном рассмотрении такого рода вопросов, суд встает на сторону налогоплательщиков.

Начисление налогов

Общее правило предусматривает, что сумма налога, которую следует уплатить в бюджет, налогоплательщик рассчитывает самостоятельно. Однако в ряде случаев, когда вопрос касается транспортного, земельного или налога на имущество физических лиц сотрудники ФНС (ст. 362 и 396 НК РФ) берут функцию по исчислению данных сумм на себя.

Таким образом, гражданам в срок не позднее 30 дней , до момента оплаты, направляется налоговое уведомление.

Снятие с учета транспортного средства, продажа квартиры или иная информация, не вовремя поступившая в ФНС, нередко становятся причиной ошибочного направления физ. лицам уведомлений на уплату. По действующему законодательству, такого рода шаги суды признают незаконными.

Инкассовые поручения в банк

Срок, в течение которого в финансовое учреждение направляется инкассовое поручение, составляет не более двух месяцев. Когда истек период, который отводится лицу для уплаты суммы налога (для добровольного исполнения законных требований), именно с этого момента исчисляется срок, необходимый для принятия ИФНС решения о принудительном взыскании.

Наиболее частый повод для обращения в суд по такому роду вопросов – несоблюдение 2-х месячного срока – бездействие должностных лиц ИФНС, которое обжалуют ФЛ и ЮЛ.

Мероприятия контроля

Действия сотрудников инспекции в связи с выполнением мероприятий контроля можно назвать еще одним поводом для судебного разбирательства.

Чаще всего это:

  1. Деятельность служащих по выемке документов или предметов по делу;
  2. Истребование у лиц ряда документов, необходимых в том числе и для исчисления налогов;
  3. Действия сотрудников ФНС по осмотру помещений, принадлежащих налогоплательщику.

Какое бездействие можно оспорить

Отказ инспекторов налоговой службы выполнять какие-либо действия – распространенная причина для обжалования.

Бездействие – пассивное поведение лиц, которые находятся на службе федерального органа исполнительной власти или же неисполнение возложенных на него НПА и другими актами (инструкции, регламенты, положения) ряда соответствующих должностных обязанностей.

Таким образом, отказ инспектора ФНС возвратить средства, которые лицо излишне уплатило в казну государства, или наоборот, вернуть сумму, что ошибочно была взыскана с налогоплательщика, является фактом бездействия. Невыплата средств, составляющих проценты от суммы налога, превышающего требуемый размер — также повод обжаловать действия сотрудников налоговой. Все это подробно изложено в п. 6 ст. 78 НК РФ и п. 5 ст. 79 НК РФ , поэтому невозврат средств и невыплата процентов – нарушение закона.

Кто, на кого и куда имеет право жаловаться

Налогообложение – непростой вопрос. За несоблюдение налогового законодательства предусмотрено серьезное наказание . Чаще всего с проблемами выплат сталкиваются предприниматели. Они постоянно предоставляют в ФНС большое количество документации.

Ошибкой физ. лиц, как правило, становится уплата налогов в большем или меньшем размере, нежели это требуется по закону.

Если гражданин желает вернуть излишне уплаченные средства, то ему требуется лишь письменно составить заявление и подать его в ИФНС. Налоговая служба имеет порядка 30 дней для рассмотрения обращения.

Законом предусмотрен и электронный вариант (п. 6 ст. 78 НК РФ) направления просьбы посредством электронной формы или зайдя в личный кабинет. Для этого необходим лишь доступ к официальной странице ведомства и наличие электронной подписи, которая подтверждена.

Не получив обратно в месячный срок затраченные средства, лицо имеет право составить жалобу (ст. 137 НК РФ), где подробно изложить несвоевременные действия налоговой инспекции, которые нарушили права гражданина.

Для этого действия закон предоставляет налогоплательщикам срок в 12 месяцев с момента выявления соответствующего нарушения.

Вышестоящая инстанция: процедура, сроки, особенности

В нем указано, что в обращении следует подробно изложить всю информацию относительно ЮЛ, которое несогласно с действиями служащих ФНС. Это значит, прописывают полное наименование и точный адрес регистрации. Что касается физ. лиц, то указывают ФИО и адрес прописки, при этом не забыв уточнить название инспекции, где работают сотрудники, на взгляд заявителя допустившие данную ошибку, что стала причиной для обращения.

Далее подробно излагают все относительно допущенных нарушений, ссылаясь при этом на действующие законодательные акты. Не следует забывать и о требованиях, включая способ, посредством которого заявителя должны уведомить о результатах после рассмотрения обращения. Среди доступных вариантов используют и личный кабинет в ФНС.

Составить бумагу можно используя стандартную инструкцию по написанию жалобы, дополнительно указав электронную почту, при наличии таковой, и номер телефона. Это позволит специалистам вышестоящей инстанции оперативно связаться с инициатором обращения. В качестве доказательства не лишним будет к письму приложить и ряд документальных подтверждений своей позиции. Данная возможность также регламентирована в НК РФ .

По закону право подписи жалобы принадлежит гражданину, который обращается в УФНС. Другое лицо вправе выполнить это действие за инициатора обращения только при наличии соответствующей доверенности, которая наделяет его таким полномочием.

Лишь надлежащим образом оформленная жалоба будет зарегистрирована и принята к рассмотрению .

В качестве альтернативы, сэкономить время поможет портал налоговой инспекции, с помощью которого также закон позволяет оформить обращение, в разделе подачи жалобы. Главное — войти в личный кабинет под своим именем, заполнить все поля, такие как персональные данные и указать, куда уже обращались, чтобы решить данный вопрос. После этого останется только загрузить сканы документов, которые доказывают некорректность действий сотрудников ФНС.

В любой ситуации важно не только знать свои права, но и грамотно пользоваться ими. Жалоба на действия инспекторов налоговой службы должна стать крайней мерой разрешения ситуации. Угроза написания претензий способна лишить стороны возможности мыслить конструктивно. Корректный диалог и партнерские позиции же способны решить любой вопрос без дополнительных усилий и в максимально короткие сроки.

Как обжаловать незаконные действия, решения и бездействие налоговиков — смотрите в видео:

Обжалование действий должностных лиц является правом человека или организации, чьи права и интересы затронуты их деятельностью. Куда писать жалобы? Является ли суд единственным местом для этой цели? Какие требования предъявлены к порядку и форме жалобы.

Система бюрократии

Административный аппарат организован по вертикали. Муниципальный уровень, который формально является самостоятельным. Региональный, который так же автономен и федеральный уровень. Структуры последнего выстроены в несколько уровней: низовые подразделения, как правило, районного уровня, затем на уровне субъектов. Далее идет верхний уровень, который возглавляет структуру. Зная это, проще понять, каким образом выстроена система обжалования действий должностных лиц.

Куда писать жалобы

Обжалование действий должностных лиц обеспечивается согласно выстроенной вертикали. Вначале жалоба подается начальнику подразделения либо напрямую в вышестоящую инстанцию. Например, в случае с приставами, жалобы и заявления рассматривает начальник отдела. В вышестоящие инстанции жалобы подаются после этого этапа. В налоговой службе жалоба сразу же передается в межрайонное управление, низовой уровень в рассмотрении не участвует.

Прокуратура обеспечивает общий надзор над деятельностью всех органов власти, однако она не подменяет собой иные структуры. Жалобы к рассмотрению по существу принимаются, если подаваемые заявления в вышестоящие инстанции не принесли результата.

Кем рассматриваются заявления

Каким образом организована система обжалования действий должностных лиц? Органами, рассматривающими заявления, являются:

  • начальники сотрудников, на которых поданы жалобы;
  • специальные комиссии, созданные при органах власти;
  • вышестоящие инстанции.

Начальник вправе передать полномочия по рассмотрению жалоб одному из своих заместителей.

Какая схема выбрана зависит от специфики построения структур власти. В одном регионе жалобы рассматривает начальник, в другом - специальная комиссия и т. д. На муниципальном уровне принято создавать комиссии.

Нормативное регламентирование

Порядок обжалования действий должностных лиц выстроен по единой схеме, однако регулируется различными актами.

В первую очередь нормами законов, регламентирующих соответствующую отрасль. Например, Налоговым кодексом, законом об исполнительном производстве и т. д.

Отдельный документ разработан и принят для разбирательства жалоб на действия чиновников, обеспечивающих оказание государственных услуг, в частности, регистрацию права собственности, постановки на кадастр и т. д. Почти во всех ведомствах есть аналогичный документ.

Генеральной прокуратурой выпущен приказ, регламентирующий принятие и рассмотрение жалоб от граждан. Он носит общий характер и под него попадают все заявления, кроме тех, что поданы в рамках уголовного судопроизводства. Также он описывает обжалование действий должностных лиц в органах прокуратуры.

Что нужно знать для составления заявления

Жалоба подается в электронной или письменной форме. Необходимость заверения цифровой подписью электронных документов определяется нормативными актами. В некоторых случаях достаточно заполнить форму на портале органа власти для отправки жалобы.

Заявление, отправленное в письменном виде, должно отвечать основным требованиям. К примеру, заявления не принимаются, если ранее рассматривались аналогичные. Отказывают в рассмотрении анонимных материалов, с угрозами, нецензурными выражениями и т. д. Если нет возможности прочесть хотя бы часть текста, жалоба считается неприемлемой.

Гражданин вправе отправить жалобу с помощью почты или передать, лично посетив канцелярию органа, в который она подается. Процедура обжалования действий должностных лиц предполагает ее рассмотрение не более определенного срока, в среднем месяц.

Как написать жалобу

Обжалование действий и бездействий должностных лиц будет успешным при указании следующих пунктов:

  • название органа или должности лица (его Ф. И. О.), на действия которого подана жалоба;
  • Ф. И. О гражданина-заявителя, место его проживания, контактные сведения;
  • информация о действиях или бездействии, которые, по мнению автора заявления, нарушают его права;
  • доводы, подтверждающие обоснованность слов заявителя (ссылка на нормативные акты, документы);
  • наличие доверенности, если жалоба подается через представителя;
  • подпись и дата подачи.

Текст документа нежелательно насыщать эмоциональными высказываниями, не несущими дополнительной информации. Подобный подход приведет к нежеланию чиновника вникать в полученную информацию.

Сроки обжалования действий должностных лиц

Закон и нормативные акты органов исполнительной власти регулируют этот вопрос по-разному. В ФНС предусматривается право подать жалобу в течение года в межрегиональную или региональную инспекцию, затем тот же срок дается на подачу апелляции на незаконный, по мнению жалобщика, ответ. Если решение налогового органа касается третьих лиц, им дается 3 месяца.

В исполнительном производстве участникам дается 10 дней после того, как им стало известно о действиях пристава (срок отсчитывается с момента получения документов).

Если по уважительным причинам срок подачи заявления пропущен, автор вправе просить о его восстановлении. Обычно задержка связана с действиями чиновников, запоздало отправляющих бумаги.

Некоторые ситуации не требуют от граждан соблюдения срока обжалования, их могут и не установить вовсе. Однако правила могут содержаться в процессуальных кодексах. Так, КАС дает 3 месяца на направление иска в суд с момента, как стало известно о нарушении. По некоторым делам на подачу заявления дается 10 суток.

Обращение в суд

Суд - особая инстанция при обжаловании действий и решений должностных лиц. Процесс регламентируется подробными нормами, но их выполняет даже не всякий юрист, не говоря о простых гражданах. При этом у граждан и организаций есть право выбирать между судом и вышестоящими административными инстанциями. В некоторых случаях суду требуется доказательства попытки решить спор в досудебном порядке. Например, такая обязанность имеется у граждан, желающих признать завышенной кадастровую оценку.

В арбитражном процессе без досудебного порядка не обходится ни одно дело.

В нормативном регламентировании имеется существенная разница. Граждане и организации, не занимающиеся экономической деятельностью, обжалуют действия в соответствии с нормами КАС в общих судах. Предприниматели же обращаются в арбитражные суды согласно нормам АПК (в кодексе есть раздел, посвященный административным спорам).

Написание иска согласно КАС

Основные требования следующие:

  • название суда;
  • Ф. И. О. гражданина, дата его рождения, место проживания, контактные данные;
  • аналогичный объем сведений передается о представителе;
  • полное название органа, адрес его нахождения;
  • изложение обстоятельств с указанием, какие права и интересы были нарушены;
  • основания и доводы, на которых построена жалоба;
  • название и номер документа, или описание и место совершения обжалуемого действия;
  • сведения о подаче жалоб в вышестоящие инстанции в рамках досудебного рассмотрения споров;
  • требования о признании незаконными действия или бездействия, ненормативного акта.

В данном случае граждане платят пошлину в размере 300 руб., а организации - 6 000 тыс. руб.

К заявлению прилагаются копии документов согласно числу участников дела. Истец вправе направить их самостоятельно либо этим займется суд.

Если заявитель желает перепоручить ведения дела представителю, то порядок обжалования действия и бездействия должностных лиц предполагает обязательное наличие диплома о высшем юридическом образовании. В таком случае прилагаются копия доверенности и диплома.

Если пропущен срок, в иске или в дополнительном заявлении, подается и просьба о восстановлении срока. Можно этого не делать, но пропуска срока достаточно, чтобы добиться отказа в иске без его рассмотрения по существу.

Особенности иска согласно АПК

Спор рассматривается согласно АПК, если иное не предусматривается законом.

Заявление подается лицом, чьи интересы и права нарушаются. В законе допускается обращение в суд из-за наложения дополнительных ограничений на ведение экономической деятельности. Инициатором вправе выступить и прокуратура.

Общая норма устанавливает 3 месяца для обжалования с того момента, как стало известно о нарушении. Судья вправе восстановить его по просьбе истца, если подано соответствующее заявление с достаточными доводами, иначе возникнет риск проиграть дело.

Составление заявления

Обжалование действий должностного лица в суде согласно АПК, обязывает указать следующие пункты в иске:

  • название суда, в который подан иск;
  • сведения об истце (Ф. И. О., регистрационный номер ИП, место проживания, название организации, регистрационный номер, место расположения);
  • полное название органа, место расположения;
  • указание Ф. И. О. должностного лица, принявшего решение;
  • изложение обстоятельств дела: в чем заключается нарушение норм законодательства, прав и интересов, какие незаконные ограничения возникли;
  • название, номер и дата принятия акта;
  • в чем состояло действие или бездействие, место и дата;
  • ссылка на нормативные акты;
  • доказательства отправки другим сторонам копий заявления и приложенных к нему документов;
  • перечень приложенных документов;
  • квитанция об оплате пошлин;
  • подпись и дата подачи.

ИП оплачивает пошлину в размере - 200 руб., организации - в размере 2 000 руб.

В заключение

Обжалование действий должностного лица предусматривается в административном порядке и в суде. Оба способа регламентируются нормами законодательства, первый более прост, второй связан с многочисленными нюансами.

Поход в суд возможен в ряде случаев только после обращения с жалобами в вышестоящие административные инстанции, особенно если обращаются с жалобой в арбитражный суд.

Акты должностных лиц любых контролирующих органов, а также действия (бездействие) инспекторов можно обжаловать в судебном и досудебном порядке. В первом случае подается исковое заявление в суд, во втором - жалоба направляется в орган, вынесший решение, вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган, и такой порядок обжалования называют административным.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ

Досудебный порядок, в отличие от судебного, является более простым с точки зрения подготовки и оформления документов (составить и подать жалобу достаточно просто, а основания для ее возврата без рассмотрения минимальны). Административное обжалование является бесплатным для заявителя: государственная пошлина (иная плата) за рассмотрение подобных обращений не взимается, как это происходит, например, при обращении в судебные инстанции. Кроме того, вышестоящие органы или должностные лица не имеют права оставлять полученную жалобу без рассмотрения.

Поступающие в уполномоченные контрольные органы обращения юридических и физических лиц условно разделяются на заявления, предложения, ходатайства, запросы и жалобы.

Обращения в вышестоящие органы могут оказаться весьма эффективными, особенно если жалоба грамотно составлена. Несмотря на распространенные сомнения, многие жалобы удовлетворяются. Если этого не случится, не стоит отчаиваться, нужно посмотреть, как можно обратить ситуацию в свою пользу.

Во-первых, заявитель жалобы получает временное преимущество. В качестве примера можно рассмотреть обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Известно, что оспариваемое постановление следует обжаловать в административном или судебном порядке не позднее 10 дней после получения его копии.

Если этот срок пропущен, восстановить его непросто: потребуется заявлять отдельное ходатайство о восстановлении срока, предоставлять доказательства пропуска срока по уважительным причинам. Сочтет ли чиновник или суд причины уважительными - не известно. Кроме того, 10 дней мало, чтобы успеть проконсультироваться со специалистами, грамотно составить заявление в арбитражный суд, оформить документы, собрать необходимые доказательства, посоветоваться с экспертами и специалистами.

При обжаловании в 10-дневный срок «незаконного» постановления в вышестоящий орган заявитель жалобы получает временное преимущество, причем даже в том случае, если уверен в отказе. Пока жалоба будет рассматриваться (добавим несколько дней на почтовую доставку), можно подготовиться к судебному процессу. После отказа в удовлетворении жалобы обращаются в суд.

Если решение о наложении административного наказания обжаловалось в административном порядке, 10-дневный срок на обращение в суд начнет исчисляться не со дня получения копии постановления о привлечении к ответственности, а со дня вручения или получения решения вышестоящего органа по поступившей жалобе.

Во-вторых, исполнение наложенного взыскания на период административного обжалования может быть приостановлено. Для этого в тексте жалобы или в приложении лучше заявить мотивированное ходатайство.

В-третьих, появляется возможность выяснить позицию вышестоящего органа (должностного лица) по данному вопросу.

В-четвертых, из официального ответа по жалобе можно определить, какие аргументы представят суду контролеры, и грамотно обосновать свои контраргументы, заблаговременно подготовив доказательства.

К одному из самых главных недостатков административного обжалования относится следующее: спор рассматривает одна из сторон конфликта, и нередко такое обжалование не приносит положительных результатов. Вышестоящие органы или должностные лица, действуя в соответствии со сложившейся практикой и внутриведомственными документами (указаниями, инструкциями и пр.), зачастую признают юридически верными неправильные решения, действия (бездействие) нижестоящих органов и их должностных лиц.

Еще один существенный недостаток - ухудшение отношений с контролирующим органом или лично с чиновником.

В каждом конкретном случае принимать решение о целесообразности обжалования решений, действий (бездействия) контролирующих органов должен руководитель организации или предприниматель исходя из фактических обстоятельств дела.

Кроме того, индивидуальные предприниматели, организации и их должностные лица могут по своему выбору воспользоваться в любой последовательности одним из приведенных способов обжалования. Подача жалобы в административном порядке на решение, действия (бездействие) органа или должностного лица не исключает одновременной либо последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд или прокуратуру. Если чиновники контролирующего органа заявляют, что прежде чем обратиться в арбитражный суд, следует написать жалобу на имя вышестоящего должностного лица или организации и дождаться итогов рассмотрения, знайте: вас вводят в заблуждение.

Чтобы избежать ситуации, когда по одному и тому же спору возможно принятие двух решений (если жалобы поданы одновременно в судебном и административном порядке), законодатель предусмотрел последствия изменения заявителем выбора процедуры обжалования. Приоритет в принятии решения по жалобе отдается суду. Так, обращение лица с жалобой аналогичного содержания в суд, принятие ее к рассмотрению либо вынесение судебного решения является основанием для отказа в рассмотрении административной жалобы. Поэтому когда поступает жалоба, вышестоящий орган или должностное лицо, как правило, запрашивает у нижестоящего органа или должностного лица, принявшего решение, совершившего действия (бездействие), не только документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу, но и информацию, обращался ли заявитель с аналогичной жалобой в суд (тогда к делу приобщается копия определения суда о принятии жалобы к рассмотрению или судебное решение).

КАК ПОДАВАТЬ ЖАЛОБУ

Жалоба подается в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу в письменной форме. Подача жалобы телеграфом, факсимильной связью, а также электронной почтой не допускается.

Если заявитель хочет обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности или действия (бездействие) руководителя контролирующего органа, следует обращаться в любой из вышестоящих органов, если действия (бездействие) инспекторов - к непосредственному руководству (руководителю данного контролирующего органа).

Если заявитель не знает, куда подавать и кому адресовать свою жалобу, прежде всего, необходимо изучить информационные стенды в том органе, который вынес решение или сотрудниками которого являются должностные лица, чьи действия (бездействие) вы намерены обжаловать.

СРОКИ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ

Для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности установлен 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления. В остальных случаях срок подачи жалобы (на решение, действие контролирующего органа, его должностного лица) составляет три месяца со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, свобод или законных интересов, о создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

Жалоба на бездействие уполномоченного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия этим органом либо его должностным лицом решения о совершении действия, предусмотренного законом.

Жалоба считается поданной в срок, если она подана непосредственно в уполномоченный орган или отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного законом. Если жалоба подается заявителем непосредственно в уполномоченный орган, датой подачи считается дата ее регистрации в этом органе. Если заявитель направляет жалобу по почте, подтверждением соблюдения срока ее подачи является штемпель, проставленный па конверте отделением связи отправления.

КАК ВОССТАНОВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЙ СРОК

Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы заявитель может восстановить по письменному заявлению. Такое ходатайство включается в текст жалобы или оформляется в виде самостоятельного документа.

В любом случае должно быть документальное подтверждение причины, по которой пропущен срок обжалования.

При решении вопроса о возможности восстановления срока обжалования уважительными причинами для индивидуальных предпринимателей обычно признаются:

    временная нетрудоспособность, вызванная заболеванием или травмой;

    тяжелые семейные или личные обстоятельства (например, смерть или серьезное заболевание родных, близких);

    командировка;

Для юридических лиц восстановить пропущенные сроки проблематично: ни командировка руководителя, который должен был подписать обращение, ни производственная травма штатного юриста, который должен был подготовить жалобу, не являются уважительными причинами при пропуске срока обжалования. Восстановить пропущенный срок можно, представив доказательства возникновения форс-мажорных обстоятельств, подтвердив факт изъятия каких-либо документов сотрудниками уполномоченного органа и пр.

Возможность признания причины уважительной определяется в каждом конкретном случае лицом, рассматривающим жалобу. Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению. Если же в восстановлении срока обращения будет отказано, причины и мотивы разъясняются заявителю в письменной форме.

СОСТАВЛЕНИЕ ЖАЛОБЫ

Предприниматели и руководители организаций при подготовке жалоб часто стремятся сэкономить не только на госпошлине, но и услугах специалистов. Между тем самостоятельно и грамотно составить обращение, привести ссылки на законодательство и судебные акты, а также подготовить доказательную базу способны далеко не все бизнесмены и штатные сотрудники организаций. Некоторые заявители «ухитряются» составлять обращения таким образом, что непроизвольно подтверждают свою вину или информируют контролеров об имевшихся нарушениях.

В результате следуют отказы в удовлетворении жалоб или, что еще хуже, контролирующий орган получает в свое распоряжение дополнительные доказательства вины заявителя.

Как составить жалобу самостоятельно

Если вы решили составить жалобу самостоятельно, воспользуйтесь предлагаемыми рекомендациями:

1. В начале документа следует указать, кому и от кого он поступил, а также наименование органа (должность сотрудника), решение, действия (бездействие) которого обжалуется.

2. Указывается дата составления.

3. В названии не обязательно должно присутствовать слово «жалоба», чтобы ваше обращение было принято и рассматривалось. Однако название «жалоба» позволит чиновникам уже на этапе первичной обработки документов идентифицировать ее как таковую, а не как предложение, например, по улучшению работы данного ведомства.

Отметим, что в ходе первичной обработки определяется суть обращения и исполнители (подразделение или должностное лицо). Чтобы не затягивать решение вопроса, лучше, если обращение будет именоваться в соответствии с принятой классификацией документов, поступивших от организаций и граждан.

4. Написав слово «жалоба», желательно указать ее предмет (существо обжалуемого решения, действий (бездействия). Например, «о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности», «на действия… в связи с незаконно возложенной обязанностью о…», «на бездействие руководителя…», «на незаконные действия сотрудников милиции».

5. Четко, лаконично и по существу изложите суть проблемы, спора, назвав обстоятельства, на основании которых вы считаете, что обжалуемым решением, действиями (бездействием) нарушены ваши права, свобода и законные интересы, созданы препятствия к их реализации или незаконно возложена какая-либо обязанность. Не пренебрегайте указанием дат совершения вами, вашими контрагентами или должностным лицом контрольного органа действий (бездействия). Если вы обращались с заявлениями, ходатайствами, указывайте даты их подачи в контролирующий орган, приводите и даты получения предписаний, постановлений и пр. При этом помните, что многословный и бессистемно составленный документ труден для восприятия. Чиновник работает, прежде всего, с документами, он должен установить законность обжалуемого решения, действий (бездействия), но при этом не обязан вникать в суть проблем вашей компании.

6. Если вы ссылаетесь на какие-либо документы, следует в тексте жалобы привести их отдельные реквизиты (например, название, дата, номер) и указать: «копия прилагается» или «см. приложения». Во всех подробностях приводить полные реквизиты и содержание этих бумаг излишне.

8. Отдельно сформулируйте свои требования и просьбы: «прошу отменить (изменить) постановление», «прекратить административное дело», «направить дело на новое рассмотрение», «отменить (смягчить, снизить) наказание (взыскание, штраф)», «освободить от ответственности».

9. В конце жалобы или в сопроводительном письме укажите наименование, реквизиты прилагаемых документов и количество листов.

Обращение подписывается заявителем - индивидуальным предпринимателем, а от имени юридических лиц могут обратиться их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами или учредительными документами.

10. Обращение составляется в двух экземплярах. Один экземпляр направляется по почте, передается непосредственно в уполномоченный орган или вручается должностному лицу на личном приеме. Второй - остается у заявителя, как и документальные доказательства, что жалоба отправлена или передана в уполномоченный орган, его должностному лицу. Подобные доказательства могут сыграть немаловажную роль в разрешении спора и будут свидетельствовать, что процессуальные сроки были соблюдены и контролирующие органы были, как минимум, проинформированы о нарушении.

Некоторые детали вопроса

Если к жалобе не приложены доказательства, ее все равно обязаны принять к рассмотрению. Некоторые из документов и их копии уже имеются в распоряжении нижестоящего органа и он в соответствии с существующим порядком передаст все материалы в вышестоящий орган или должностному лицу, рассматривающему жалобу. Кроме того, если у чиновников возникнет необходимость в получении дополнительных доказательств (например, для рассмотрения дела по существу) или в изучении подлинников, вы по первому требованию должны представить бумаги, нужные для ознакомления. В противном случае чиновники смогут отказать в удовлетворении жалобы в связи с непредоставлением заявителем необходимых доказательств.

Элементарные правила при представлении оригиналов для проверки подлинности

Во-первых, попросите, чтобы устный запрос обрел, как это и положено по закону, официальную письменную форму, с указанием перечня, срока и места представления запрашиваемых документов, целей и предполагаемых сроков их возврата.

Во-вторых, с каждого документа снимите копию и заверьте ее нотариально либо у должностного лица, которое принимает документы.

В-третьих, передавайте документы по акту, где указаны: основания для передачи документов, дата, реквизиты и полное наименование лица, которое передает документы, наименование органа, которому передаются документы, и Ф. И. О., должность лица, которому бумаги непосредственно вручаются. Естественно, в акте следует привести название и полные реквизиты документов, а при необходимости кратко изложить их содержание. Впрочем, приведенные сведения можно указать и в сопроводительном письме, например: «На ваш запрос №… от… о предоставлении документов для… направляем следующие документы…» Когда по запросу передаются копии, это следует указать отдельно.

Если оригиналы в контролирующем органе будут утеряны или испорчены, у вас на руках останутся доказательства, что бумаги действительно существовали и их порча или утрата произошла не по вашей вине.

РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО ЖАЛОБАМ

Отказано в удовлетворении жалобы

По результатам рассмотрения жалобы в ее удовлетворении может быть отказано. В данном случае признается правомерным обжалуемое решение, действия (бездействие) органа или его должностного лица.

Жалоба удовлетворена

Когда жалоба удовлетворяется, отменяется решение, приятое нижестоящим органом или его должностным лицом, либо признаются неправомерными их действия (бездействие). Жалоба может быть удовлетворена полностью или частично. Когда отменяется постановление о привлечении к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается либо назначается дополнительная проверка (например, если для доказательства вины правонарушителя собрано недостаточно документальных свидетельств или нарушена процедура привлечения к ответственности).

Удовлетворяя жалобу, вышестоящий орган или должностное лицо либо признает неправомерными действия (бездействие) нижестоящего органа (должностного лица) и одновременно определяет перечень действий, которые должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает такие действия, если это относится к его компетенции.

Отказ в рассмотрении жалоб

Отказы в рассмотрении жалоб возможны:

    если не соблюдена письменная форма подачи обращения, нарушены сроки обжалования;

    если документ не подписан заявителем или подписан лицом, не имеющим соответствующих полномочий на осуществление представительства;

    если в нем нет указания на предмет обжалования, орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, а также на лицо, от имени которого подана жалоба.

В этих случаях заявителю в обязательном порядке направляется письменный отказ (с указанием причин) в рассмотрении жалобы. Решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению может быть обжаловано в общем порядке. Кроме того, получив разъяснения причин отказа и устранив недостатки, заявитель вправе вновь обратиться с аналогичной жалобой.

Обжалование решения

В решении по жалобе обязательно разъясняется порядок дальнейшего обжалования решения, действий (бездействия) уполномоченных органов и их должностных лиц со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрена возможность подобного обжалования.

Вторичное обжалование решений, действий (бездействия) контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется в судебных инстанциях. Впрочем, заявитель вправе обратиться и в прокуратуру.

Ответственность должностных лиц

Во многих случаях о нарушениях, допущенных нижестоящими органами и их должностными лицами, вышестоящие органы узнают именно из жалоб, поступивших от юридических и физических лиц. К провинившемуся чиновнику может быть применена дисциплинарная ответственность: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

Кроме того, должностные лица могут быть привлечены к административной, уголовной или материальной ответственности.

Должностное лицо – гражданин, который временно либо на постоянной основе выполняет распорядительные полномочия представителя власти.

Как обжаловать действия должностных лиц?

Должностным лицом является работник госструктуры, сотрудник воинского подразделения.

Обжалование действий должностных лиц ГПК РФ происходит при возникновении следующих обстоятельств:

  • были совершены незаконные действия;
  • наблюдается незаконное бездействие;
  • незаконно был издан нормативный акт;
  • наперекор закону, лицо было заключено под стражу;
  • при незаконном оформлении подписки, запрещающей выезд из страны;
  • был причинен вред физлицу при проведении процедуры дознания;
  • во время предварительного следствия или правосудия были совершены незаконные действия.

Для обжалования действий должностных лиц в судебном порядке составляется заявление, в котором указываются:

  • название органа власти;
  • должность правонарушителя;
  • Ф.И.О. гражданина, являющего должностным лицом;
  • Ф.И.О. заявителя, реквизиты его адреса;
  • доказательства противозаконности решений, действий, предпринятых должностным лицом.

Порядок обжалования действий должностных лиц

Если гражданин считает, что произошло нарушение его прав, свобод в результате совершенного действия либо же бездействия представителя власти, он имеет право обжалования действий должностного лицав суде, в вышестоящем органе государственной власти.

Подать заявление для обжалования действий должностных лиц в органы государственной власти можно в письменном либо электронном виде. Жалоба для обжалования действий должностных лиц может подаваться как лично, так и через представителя. Срок обжалования действий должностного лица составляет пятнадцать дней с того момента, как было зарегистрировано заявление. После рассмотрения жалобы, принятия по ней решения, заявителю отправляется ответ в письменной форме. Ответ должен быть направлен заявителю не позже следующего дня после того, как было принято решение по ходатайству.

Уполномоченные лица, которые занимаются рассмотрением жалобы, могут оставить ее без ответа, если она содержит:

  • нецензурную брань;
  • оскорбляющие слова и выражения;
  • угрозы в адрес должностного лица (его жизни, имуществу, здоровью);
  • угрозы семье государственного служащего.

Также без ответа может остаться заявление с неразборчивым текстом (если не удалось прочитать фамилию, имя, отчество заявителя, адрес его проживания).

Эта инструкция поможет вам в случае, если вас привлекли к административной ответственности. Закон позволяет вам воспользоваться различными способами защиты – подать жалобу вышестоящему должностному лицу (или в вышестоящий орган) или в суд. На это у вас есть, как правило, 10 дней с момента вручения копии постановления, при этом процедура обжалования не облагается государственной пошлиной – т. е. не требует каких-либо затрат. Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы сможете самостоятельно защитить свои права. Процесс оспаривания привлечения вас к административной ответственности на самом деле не так сложен, но всё же мы рекомендуем по возможности обращаться к квалифицированным юристам.

Подробное о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, смотрите в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с последующими изменениями).

Чем отличается протокол от постановления?

Протокол

Постановление

Как привлекают к административной ответственности?

Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

Общие положения

Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

Обжалование в суде

Как будет рассматриваться ваша жалоба?

Процедура привлечения граждан к административной ответственности включает два этапа: возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола об АП) и рассмотрение дела об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

Чем отличается протокол от постановления?

Протокол

Протокол об административном правонарушении является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Иными словами, протокол – это версия события по мнению полицейских и квалификация ваших действий в соответствии с законом. Протокол – это обычное доказательство.

Протокол часто составляют после того, как вас задержали и доставили в отдел полиции. Смотрите – что делать, если вас задержали.

Протокол об административном правонарушении не может быть предметом обжалования (в порядке главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ)). Сам по себе протокол не нарушает ничьих прав и не возлагает на лицо, в отношении которого составлен, никаких обязанностей. Но важно, чтобы в протоколе была отражена ваша позиция: в том случае если вы не согласны с утверждением о том, что совершили нарушение.

Постановление

Постановление об административном правонарушении как раз и является основанием для привлечения вас к ответственности. Иными словами постановление – это документ, который содержит выводы о вашей виновности или невиновности в совершении правонарушения.

Как привлекают к административной ответственности?

Составленный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении или в суд (ст. 22.1 КоАП РФ) – на этой стадии решается вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности.

Возможны два варианта:

1. начальник отдела МВД или его заместитель самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности;

2. все материалы полиция передаст в суд, который будет принимать решение по существу.

Именно на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении у гражданина самые высокие шансы для успешной защиты. Именно поэтому крайне важно участвовать в этом процессе. В случае, если по делу будет принимать решение начальник отдела полиции лично, информация о месте и времени его рассмотрения должна быть обязательно указана в протоколе, если материалы передадут судье, вас должны вызвать повесткой, однако на практике вас могут вызвать в полицию и вручить повестку в суд.

Важно: требуйте у сотрудника полиции выдать вам копию протокола об административном правонарушении. Не подписывайте протокол до тех пор, пока вам не вручили его копию. Если, несмотря на это, вам все равно откажутся ее предоставлять – письменно запросите его в отделе полиции.

Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

Постановление о привлечении к административной ответственности обжалуется:

— вышестоящему должностному лицу (если его вынес зам. начальника отдела МВД – то начальнику отдела);

— в вышестоящий орган (постановление начальника отдела МВД обжалуется начальнику Управления МВД по городу);

— в суд (если постановление вынесли в полиции, то в районный суд, если районный суд – в суд субъекта).

Общие положения

Порядок и сроки обжалования по делу об административном правонарушении предусмотрены главой 30 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях – в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений, ст.30.3 КоАП РФ).

Важно: пропуск срока подачи жалобы не лишает гражданина права на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Если вы пропустили срок подачи заявления, обязательно укажите в жалобе уважительные причинные и отразите просьбу о восстановлении срока.

Гражданин может воспользоваться на свое усмотрение лишь одним способом защиты. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу будет рассматривать суд (п.2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Если вы ошибетесь в определении уполномоченного органа или суда при обжаловании постановления, ваша жалоба будет направлена на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (п.4 ст. 30.2 КоАП РФ).

Кроме того, при обжаловании постановления по административному правонарушению отсутствует государственная пошлина (п.5 ст. 30.2 КоАП РФ). Иными словами, вам не надо ничего платить, вы можете просто пожаловаться.

При этом вы можете подать жалобу не только лично, но и по почте. В этом случае датой подачи жалобы на постановление будет являться день, когда вы направили почтовое отправление.

Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

Постановление об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано(пп.3 п.1 ст.30.1 КоАП РФ):

– в вышестоящий орган;

– вышестоящему должностному лицу.

При этом такая жалоба может быть подана в орган или должностному лицу, которым вынесено постановление по делу. Жалоба может быть подана также непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать (п.3 ст.30.2 КоАП РФ).

После поступления жалобы со всеми материалами дела в государственный орган или должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, она подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления (п.1 ст.

Обжалование действий должностного лица

30.5 КоАП РФ)

Решение вышестоящего должностного лица по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд (п.1 ст.30.9 КоАП РФ). Это означает, что после того, как вас, к примеру, привлек к ответственности полицейский, а его руководитель оставил постановление в силе – вы можете еще минимум дважды обратиться в суд.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Обжалование в суде

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а в случае, если решение принималось судом – в вышестоящий суд. Выбор суда, в который необходимо обжаловать постановление о привлечении вас к ответственности, зависит от того, кто вынес данное решение:

– должностное лицо (к примеру, начальник полиции) – в районный суд (пп. 2, 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ);

– мировой суд – в районный суд (пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ); районный суд – в суд субъекта (к примеру, областной суд, пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ).

При этом такая жалоба может быть подана как непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать, так и судье, в отдел полиции, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу (ст. 30.2 КоАП РФ).

Как только жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит со всеми материалами дела в суд, правомочный ее рассматривать, она подлежит рассмотрению в двухмесячный срок (п.1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Согласно ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению в следующие сроки:

1) 15 дней со дня получения материалов дела и протокола об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении;

2) 2 месяца со дня получения дела об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению судьей.

Примечание: в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, сроки направления или рассмотрения жалобы могут меняться.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке ст. 30.14 КоАП РФ. Такие жалобы подаются сначала в президиум суда субъекта, а после – в Верховный суд Российской Федерации.

Как будет рассматриваться ваша жалоба?

В обязательном порядке вас должны вызвать в суд (несудебный орган) для рассмотрения вашей жалобы. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (пп.8 п.2 ст. 30.6 КоАП РФ). При этом в полной мере исследуются все материалы дела, заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости могут быть также заслушаны показания других лиц. В процессе вы сможете заявлять ходатайства, давать отводы, опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства и ходатайствовать об их истребовании в случае, если вы не можете получить их самостоятельно.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения: это значит, что суд/должностное лицо посчитал, что вы совершили правонарушение и все оформлено корректно;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление: например, вам снизили сумму штрафа. Увеличить ее не могут.

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу: вы ни в чем не виноваты или истекли сроки давности, в общем – наказания не будет;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение: вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, государственным органом, должностным лицом. Вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново в другом суде/другим органом.

Схема вариантов для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности:

Скачать инструкцию (29,6 KБ)

Скачать образец жалобы на постановление о привлечении к административной отвественности (18,7 KБ)

Поделиться: