Из истории судебных приставов. Развитие и становление федеральной службы судебных приставов в дореволюционный период

ВагаповаЛена Хайдаровна,студентка2 курса юридического факультета

Сибайского Института (филиала) Башкирского государственного университета, г.Сибай[email protected]

БадамшинСалават Курбангалеевич,Старший преподаватель кафедры гражданского права и процессаСибайского Института (филиала) Башкирского государственного университета, г.Сибай

Развитиеи становление федеральной службы судебных приставов

в дореволюционный период.

Аннотация.Статья посвящена истории становления федеральной службы судебных приставовот зарождения этого института до революции. Изучение института судебных приставов необходимо для четкого понимания их необходимости в реализации судебных актов и актов иных органов государственной власти.Ключевые слова: федеральная служба судебных приставов, исполнительное производство, принудительное исполнение, взыскатель, должник.

Развитие федеральной службы судебных приставов Российской Федерации является одной из основных задач, влияющих на проведение судебной реформы, совершенствование законодательства, развития российской экономики. В России принимаются новые законодательные акты, создающие основу для новых экономических отношений. Однако создание большого количества нормативных актов не имеет смысла, если они не исполняются субъектами права (несоблюдение закона), физическими и юридическими лицами. Законодательные акты, не обеспеченные возможностью принудительного исполнения теряют свой смысл, назначение-упорядочение правовых отношений в обществе.Исполнение судебных актов является важнейшим участком правовой практики, отражающим эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не выраженное в действиях его субъектов, пусть и подтвержденное судебным или иным актом органов гражданской юрисдикции, является несуществующим, что отражает ненормальность такой фактической ситуации .

Исполнительное производство представляет собой установленный порядок принудительного исполнения постановлений судов и других юрисдикционных органов, с применением к нему мер государственновластного принуждения. Институт исполнительного производства тесно связан с деятельностью федеральной службы судебных приставов. Актуальность работы определяется тем, что именно судебные приставыисполнители являются должностными лицами, осуществляющими принудительное исполнение судебных решений и постановлений, а также других полномочных органов. Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Основными задачами УФССП сегодня являются: обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РоссийскойФедерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции, а также актов других органов (историческая справка УФССП). Для того чтобы познать значение и правовую природу службы судебных приставов, видится необходимым провести историкоправовой анализ становления и развития указанного института.Развитие норм о принудительном исполнении решений государственных органов в России имеет богатую историю. Были периоды, когда осуществление претензий кредитора производилось собственноручно, как финансово, так и физически. Для восстановления своего права кредитор мог прибегнуть даже к силовым методам воздействия на должника. К мерам, обеспечивающим исполнение решений, в том числе относились: правеж (должника ставили перед зданием приказаи били по икрам ног гибкими прутьями); выдача головою (долговое рабство); передача в долговые тюрьмы (работные долга); личное задержание должника. Эти моменты отражены в древнейшем памятнике древнерусского права как «Русская правда». Можно проследить связь между Русской правдой и положениями древнеримского права. В законах XIIтаблиц содержалось постановление, из которого видно, что неоплатного должника связывали веревками или цепями, причем предусмотрительно нормировался даже вес надевавшихся цепей (15 фунтов). Должника, не уплатившего в срок своего долга, кредитор мог захватить (даже без суда), а затем убить или продать в рабство . Таким образом, расправа по обязательствам могла производитьсябез суда и следствия. Процесс становления общерусского права обрел видимые очертания с появлением нового сборника законов Судебника 1497г. Его источниками были Русская Правда, Псковская судная грамота, судные грамоты московских князей. В Судебнике 1497 года неоднократно упоминаются особые судебные исполнителинедельщики.Недельщик должностное лицо, в обязанность которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых и передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда. Наименование свое недельщики получили потому, что они исполняли свои обязанности по неделям, чередуя службу с отдыхом. Недельщики могли назначаться судом по просьбе истца для помощи ему в отыскании ответчика и обеспечения его явки в суд. Судебник устанавливал первую в России систему органов исполнения. В этом законе впервые выделялись участники исполнительного производства, что свидетельствует о будущем разделении судебного и исполнительного производства, создание специальных органов исполнения судебных решений .В 1628 году законодательно закреплялся первый перечень имущества (поместья и вотчины ответчика), на которое нельзя было обращать взыскание в порядке исполнительного производства, что наметило в будущем принцип неприкосновенности минимума средств должника. Без преувеличения можно сказать, что новой вехой в развитии института судебных приставов стало принятие в 1649 г. Соборного уложения. В целом сохранив набор полномочий пристава, Соборное уложение усилило ответственность приставов за недобросовестные действия, совершаемые ими в процессе исполнения ими решений судебных органов. В целом это позволило укрепить предсказуемость принудительного исполнения и стабилизировать применяемые к должнику принудительные меры. В частности, к последним в то время относились: правеж; взыскание с имущества должника; выдача должника кредитору "головою до искупа долга" отдача головою. Правеж являлся мерой личного воздействия на должника и заключался в принудительном помещении его на площадь перед зданием суда и битье по ногам палками в течение всего времени, пока заседал суд. Любопытен тот факт, что пристав бил должника с такой силой, как ему было оплачено взыскателем .Таким образом, в этот период хоть и произошла унификация норм исполнительного производства, и наделение широкими полномочиями судебного исполнителя, но все еще сохранялся приоритет принуждения должника посредством применения насилия.Новый этап в развитии системы исполнения решения судов связан также с петровскими преобразованиями, которому была присуща централизация государственной власти и внедрение европейских норм. 12 декабря 1717 г. Указом Петра 1 было образована Юстиц коллегия, в его составе был образован Урядный приказ, осуществлявший исполнительнораспорядительные функции на основании судебных решений и актов высших государственных органов. Мы видим, что создан орган, ведающий вопросами исполнения судебных решений, и это важный шаг в развитии института судебных приставов. Также Петр 1 упразднил такие меры принуждения как правеж (битье должника палками по ногам на площади) и отдача головою (разновидность долгового рабства) Были введены другие, более гуманные меры личного воздействия в виде тюремного заключения и принудительных работ на галерах. Но все же существовали преграды в становлении этого института. Указом от 24 мая 1700 г. «О посылке солдат дворцового караула для сыска и представления в Судный приказ ответчиков и для взыскания с них пошлинный денег и истцовых исков» прекращено направление подьячих и приставов и Судного приказа. Для данных целей Преображенскому приказу отдавалось распоряжение направлять солдат по мере надобности. Постепенно служебные функции судебных приставов переходят к другим категориям государственных служащих, в том числе к военнослужащим. Как мы видим, полномочия судебных приставов оказались распылены среди других служащих . Таким образом, реформы, проводимые в начале 18 века, были призваны упорядочить механизм государственного управления, но в действительности привела к тому, что место судебных приставовв Российской Империи оказалось неопределенным.В 1782 году Екатерина 2 отнесла функции приставов к полиции, через некоторое время урядники (иными словами приставы) были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда и становых приставовохранников. После учреждения министерств исполнительная полиция (полицейские приставы) была отнесена к министерству полиции, становые приставы к министерству юстиции. Во время правления Павла 1 должность судебного пристава упраздняется, и исполнительное производство перешло целиком в ведение полиции. Сотрудники данного ведомства не были материально заинтересованы в обеспечении явки в суд приглашенных лиц. Например, если приставам (урядникам) полагалось денежное вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было такой материальной заинтересованности. Поэтому установленный порядок дел нарушался, судебные разбирательства изза неявки сторон затягивались на многие десятилетия, исполнение решений суда откладывалось на годы. Следствием этого процесса стало появление «долговых ям», действовала круговая порука, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы. Таким образом, в конце 18 века институт судебных приставов потеряло свое значение, страна переживала кризис исполнения судебных решений. После судебной реформы 1864 года судебная система состояла из мировых и общих судебных органов. В соответствии с Судебными уставами судебные приставы состояли при судах. В обязательном порядке судебные приставы вводилисьпри кассационных департаментах Сената, судебных палатах и окружных судах. Дореволюционное законодательство XIX

начала XXвв. коренным образом изменяет правовой статус и процессуальное положение судебного пристава в отличие от приставов XIII

XVIIвв. Как справедливо указывает В. В. Захаров «судебный пристав становится носителем государственной власти, а не представителем взыскателя. Это вполне подтверждается характером отношений судебного пристава и взыскателя, которые никак нельзя квалифицировать как представительство. Судебный пристав производил исполнение решения в пользу взыскателя по поручению государства. Взыскатель не вмешивался в деятельность судебного пристава. Ему полагалось только указать имущество и место жительства должника. Как орган судебной власти пристав должен был охранять интересы не только взыскателя, но и должника» .Таким образом, правовое регулирование становления и развития института судебных приставов осуществлялось рядом нормативноправовых актов, истоки которых относятся к Древнерусскому государству. Первоначально судебным исполнителям была отведена роль лишь вспомогательных должностных лиц при исполнении судебных решений. Уже к началу двадцатого века институт судебных приставов стал в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда, с особыми полномочиями и задачами.

Ссылки на источники1) Федеральный закон № 229ФЗ «Об исполнительном производстве»2)Сборники правовых норм древнерусского государства: Русская Правда, Судебник1497года3)Соборное уложение 1648 года4)Указ от 24 мая 1700 г. «О посылке солдат дворцового караула для сыска и представления в Судный приказ ответчиков и для взыскания с них пошлинный денег и истцовых исков»5) Законодательные акты 1864 года:«Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства».6)Вставская И. М., С. А. СавченкоМ.: Проспект, 2010. 232 с. Исполнительное производство7)Голубев В.М. Очерки по истории судебных приставов России. М. ЩитМ 2007г. 168 с. 8) Гуреев В.А., Гущин В.В. Исполнительное производство. Москва – Эксмо 2009.352с.9) Историческая справка сайта ФССП России.10)Мурзабулатов У.М. Развитие судебноисполнительной системы России и концептуальные пробелы в законодательстве об исполнительном производстве.11) Новицкий И.Б.Римское право М: ТЕИС, 2002. –310с.12)Захаров Владимир Викторович. «Институт судебных приставов в дореволюционной России, 18641917 г.г». Диссертация.

Судебные приставы работают неэффективно, оценили в ЦСР: в условиях «палочной системы» и перегруженности бюрократией. Эксперты предлагают отдать работу с долгами частных лиц и компаний коммерческим структурам

Фото: Максим Григорьев / ТАСС

За последние пять лет судебные приставы успешно завершали от 61 до 75% исполнительных производств, но большинство дел приходилось на мелкие штрафы (например, за нарушения правил дорожного движения). Приставы добиваются возмещения всего в 10% случаев долгов по кредитам, а ущерб от преступлений возвращают в 8% случаев, посчитали эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина. Согласно их выводам, половина исполнительных производств приходится на дорожные штрафы, а их возмещение составляет всего 1% всех долгов, с которыми работают приставы.

Доклад ЦСР об организации работы Федеральной службы судебных приставов (ФССП) есть в распоряжении РБК. Его подготовили юрист Тимур Бочаров, социологи Катерина Губа и Алексей Кнорре. Проблемы в работе ФССП они выявили с помощью анализа ведомственной статистики службы, а также экспертных интервью с более чем 40 сотрудниками ФССП.

Система оценки работы, принятая в ФССП, поощряет взыскание большого количества мелких долгов и не стимулирует работу с крупными. А перегруженность бюрократическими процедурами и неэффективное распределение нагрузки сказываются на результатах работы приставов, констатируют эксперты.

Для решения проблемы эксперты предлагают, в частности, вывести из компетенции ФССП работу с административными штрафами и создать институт частных судебных исполнителей.

РБК направил запрос в пресс-службу ФССП.

Количество вместо объема

По статистике ФССП, начиная с 2012 года доля успешно оконченных исполнительных производств постоянно снижалась (с 75 до 61%), отмечают аналитики. Само количество дел за пять лет выросло более чем полтора раза (с 31 млн до 53 млн). Общая сумма долгов, подлежащих взысканию, за этот период увеличилась с 1,8 трлн до 2,2 трлн руб. Возвращенные деньги составляли меньше пятой части (13-17%) от всего объема долгов, с которыми имели дело приставы.


Разница между долей успешных производств и долей возвращенных денег указывает на то, что большинство возвратов приходится на незначительные суммы, следует из доклада. «Долги физических и юридических лиц кредитным организациям составляют всего 5% от всех исполнительных производств, но в пересчете на рубли на них приходится больше половины всех долгов», — объяснили эксперты. При этом успешным взысканием завершается всего 10% производств, связанных с кредитами. Напротив, административные штрафы ГИБДД составляют половину всех исполнительных производств, но на них приходится всего 1% общей суммы всех долгов.

Приставы ориентированы скорее на работу с мелкими однотипными долгами, производство по которым почти полностью автоматизировано и не требует очной работы с должником «в поле», выездов на рейды. В устранении больших задолженностей сотрудники ФССП не слишком заинтересованы, следует из доклада.

Проблема в системе оценки эффективности работы приставов, убеждены авторы исследования. В ее основе лежит количественный подход: главным показателем является доля фактически исполненных производств. При этом в отчетности ФССП разные типы долга и производства не дифференцированы, несмотря на огромную разницу в трудозатратах между процедурой взыскания штрафа за неправильную парковку и процедурой взыскания задолженности по алиментам, подчеркивают в ЦСР.


В итоге больше половины долгов возмещается только по таким категориям, как штрафы ГИБДД (средний долг — 1 тыс. руб.), уголовные судебные штрафы (средний долг — 14 тыс.) и задолженность по заработной плате (средний долг — 42 тыс.). В наиболее трудоемких и «денежных» категориях долгов случаи успешного возмещения составляют единицы процентов.

Разрыв связан и с тем, что в случаях с кредитами, алиментами или коммерческими долгами потери несет не государство. Тогда как взыскание потерь именно госбюджета (налоговых недоимок, пошлин, штрафов) руководство часто формулирует приставам как приоритетную задачу. Это «приводит к преимущественному удовлетворению государственного интереса в ущерб частному», убеждены авторы доклада.

Авральный подход

Приставы-исполнители получают фиксированный оклад около 15 тыс. руб. Премиальная часть их зарплаты зависит от выполнения нормативов. «Основные проблемы большинства правоприменительных ведомств связаны прежде всего с так называемой палочной системой, когда содержательная работа подменяется гонкой за показателями. В этом смысле ФССП не только мало отличается от других ведомств, но и превосходит их по количеству отчетных показателей и степени их влияния на практику рядовых сотрудников», — говорится в докладе.

Результатом зависимости от «палок» становится неравномерное распределение нагрузки, когда «пик активности по отдельным действиям приходится на отчетный период». При этом страдает производство по другим случаям. Как правило, это дела, «не связанные с пополнением государственного бюджета», уточняют авторы доклада.

ФССП «испытывает недостаток квалифицированных кадров, но введенное требование высшего юридического/экономического образования только осложняет ситуацию», считают эксперты. Образовательный ценз начнет действовать с 1 января 2018 года. Вместо него ФССП стоило бы ввести централизованные курсы повышения квалификации и систему стажировок, полагают аналитики.

Также они предлагают изменить систему отчетности и показателей эффективности службы, сделав приоритетом валовую сумму взысканий. Для решения проблемы перегруженности приставов ЦСР предлагает вывести работу с административными штрафами из компетенции ФССП. Взыскатель штрафа должен напрямую направлять постановление в банк или работодателю должника, убеждены эксперты. Для взыскания в пользу частных лиц имеет смысл ввести институт частных судебных исполнителей, которые бы работали на коммерческой основе; в компетенции ФССП же имеет смысл оставить взыскание платежей в пользу государства, а также социально значимых платежей — например, алиментов, говорится в докладе ЦСР.

Введение

В период с 19.06.2012 года по 13.07.12 года я, ----------, проходил практику в Беляевском районном отделе судебных приставов УФССП России по Оренбургской области (далее РОСП).

Цель практики - применение полученных теоретических знаний в колледже, обеспечение непрерывности и последовательности овладения профессиональной деятельностью, формами и методами работы, приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для работы по специальности, воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать проблемы, возникающие в деятельности конкретной организации.

Во время прохождения практики были получены необходимые знания, документальные материалы, а так же умения и навыки, необходимые для дальнейшей успешной работы и учебы.

Совместно с руководителем практики непосредственно в РОСП был составлен дневник прохождения практики, который успешно подтвержден характеристикой с места прохождения практики. Практика включает в себя: изучение деятельности РОСП; изучение документооборота в организации; изучение нормативно-правовой базы организации; изучение профессионально-этических норм сотрудников РОСП; изучение правил внутреннего распорядка.

При написании работы были использованы методы анализа, синтеза, описательный, исторический, сравнительно-правовой, системный.

Основой работы служат Конституция РФ и другие нормативно-правовые акты РФ, научная литература, а так же интернет ресурс.

История создания службы судебных приставов

Исполнение судебных решений - это показатель уважения к государству. Ведь правосудие считается свершенным, когда выполнено решение суда. ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Но история долговых отношений насчитывает не одно тысячелетие. На разных этапах развития государства применялись различные методы взимания долгов и всегда были люди, которые в частном порядке или на законных основаниях боролись с должниками. Каков же портрет и полномочия тех, кто являлся предшественниками или прототипами современных судебных приставов?

Потребность в решительных действиях с целью взимания долга и предотвращения недобросовестного поведения заемщиков возникла в глубокой древности. В частности, всегда актуален был вопрос регулирования долговых обязательств по налогам и сборам. Но как таковой институт принудительного исполнения в России складывался постепенно, его совершенствование шло параллельно с развитием правовой системы и зависело от многих экономических, политических и социальных процессов Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов. Историческая справка [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.fssprus.ru/history/..

В Древней Руси дань являлась формой налогов, а сборщиком дани выступал сам князь. С ноября по апрель выезжал он с дружиной на полюдье - собирать дань и вершить суд в подвластных ему племенах. К поселенцам, которые отказывались или не имели возможности платить, применялись силовые методы, - волю князя приводили в исполнение верные дружинники. Поскольку не был установлен четкий размер повинности, княжеская дружина нередко встречала ожесточенное сопротивление.

После гибели князя Игоря в походе на древлян, его вдова княгиня Ольга провела налоговую реформу, - она установила «уроки» (фиксированный размер повинности) и создала новую форму получения дани - «повоз» (дань свозилась на специально устроенные «погосты» и становища).

Во времена правления Ярослава Мудрого (1019 -- 1054) общественные отношения, в т.ч. имущественные, регулировались сводом законов Русская Правда. Уже в ХI веке в Русской Правде был прописан определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника. Там же упоминались посадниковые или княжеские дружинники - отроки, мечники и детские, которые выступали в роли «исполнителей», защитников интересов истца, - они собирали судебную пошлину и содействовали в получении назад заемного имущества.

В период с конца XI в.по XV в. были приняты нормативные правовые акты, закрепившие введение специальных должностных лиц, призванных обеспечивать исполнение судебных решений и содействовать судебному процессу.

Изначально под словом «пристав» не подразумевали какую-либо определенную должность, скорее, так называли исполнителя различных судебных обязанностей.

В договорных и судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XIII- XV вв. упоминаются приставы, которые призывались на должность князем или городским вече и обладали различными полномочиями в области судебной и следственной деятельности: вызывали ответчиков на великокняжеский суд, осуществляли досудебное исследование обстоятельств дела, собирали доказательства в пользу истца; разыскивали и принудительно приводили в суд ответчика; обеспечивали установленный порядок ведения дел в суде, следили за своевременной уплатой судебных пошлин и пр.) Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов. Историческая справка [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.fssprus.ru/history/..

В документах Московского государства упоминание о судебных приставах встречается в Судебниках 1497, 1550 гг. Судебники закрепляют разнообразие функций и форм деятельности приставов. Так, для розыска беглых холопов приставы могли устраивать обыски, а для получения информации о «лихих» людях - применять расспрос и пытку.

Кроме этого, Судебники вводят новый институт - «отдача за пристава»: теперь обвиняемые во время следствия и суда находятся под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числятся. Если пристав упускает своего «подопечного», он обязан стеречь ответчика у двора «и день, и два, и три».

В XVI-XVII вв. формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативно-правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, и функции приставов закрепляются законодательно.

В допетровской Руси, с начала XV по XVII вв, судебный пристав назывался недельщиком, т.к. исполнял свои обязанности неделями, «быть в неделях». Вступление недельщика в должность регистрировалось дьяком в особой книге.

В обязанности недельщиков входило оповещение сторон о вызове в суд, а также содействие в розыске обвиняемого и доставление его в суд. При этом сам недельщик осуществлял возложенные на него функции только в пределах города, если же возникала необходимость вызова в суд ответчика из уезда, недельщик посылал с приставными грамотами так называемых ездоков. При недельщике могло числиться до семи ездоков, с каждым из которых он заключал договор взаимной ответственности. В случае ущерба, нанесенного делу ездоком, все убытки возмещал недельщик. Если же сам недельщик нарушал свои обязательства, пени и взысканию пошлин подвергались те лица, которые при вступлении недельщика в должность поручились за него. Уже в XV-XVI вв. начал формироваться институт ответственности приставов за противоправные действия.

Более широкие полномочия приставы получили благодаря Соборному Уложению царя Алексея Михайловича от 1649 года. В частности, в случае сопротивления должника, приставу предоставлялось право взять себе в помощь у воеводы «стрельцов, пушкарей и защитников», - столько, сколько необходимо для ареста ответчика. Но вместе с расширением полномочий, повысилась и ответственность: за ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подвергался дисциплинарной (увольнение со службы), уголовной (битье батогами) и материальной (возмещение убытков) ответственности.

В это время, согласно Соборному Уложению, за недоимки крестьяне и мелкий посадский люд отвечали «правежом» - их привязывали к позорному столбу и секли до тех пор, пока не «выколачивали» из них долг.

В петровскую эпоху правеж был заменен принудительными работами, также была отменена мера пресечения «отдача за пристава».

Постепенно исполнительное производство как вспомогательный институт при судах сдает свои позиции, и в XVIII веке должность судебного пристава упраздняется.

После упразднения института судебных приставов судебно-вспомогательные функции перешли в ведение полиции.

Однако такое переложение обязанностей не оправдало себя. Если, скажем, недельщикам за исправную службу по обеспечению явки в суд приглашенных лиц полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было в этом смысле никакой материальной заинтересованности. По этой причине установленный порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства из-за несвоевременного вызова в суд участников процесса затягивались не на одно десятилетие, а исполнение решений суда откладывалось на годы.

В это же время (XVIII - XIX вв.) в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые ямы»; действовала круговая порука; за неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы... Но недоимки росли, и с 1769 г в безнадежных случаях они стали списываться: царское правительство «складывало» долг, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям.

В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов.

В ходе судебной реформы 1864 г. институт судебных приставов был восстановлен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда. Правовой статус и компетенции судебного пристава были законодательно регламентированы. Теперь судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, и деятельность приставов была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам.

В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. Иностранцы, лица, не достигшие двадцати одного года, лица, подвергшиеся судебным приговорам или состоящие под следствием, не могли занять эту должность. Также большое внимание уделялось морально-нравственными качествам кандидата: согласно Уставу, для того чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью».

Утверждение пристава в должности происходило только по истечении года успешной службы.

Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.).

Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов. Историческая справка [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.fssprus.ru/history/..

Так институт судебных приставов становится ядром «исполнительного» судебного механизма, а законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи признается образцовым документом в европейской законотворческой практике второй половины XIX века.

В период 1917-1991 гг. дореволюционная система исполнения судебных решений рушится. Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года, вместе с ликвидацией прежней судебной системы, упраздняется также институт судебных приставов.

Для реализации исполнений судебных решений учреждается институт исполнительных приставов. А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции.

Судебные исполнители состояли в штатах судов и в своей деятельности подчинялись непосредственно суду. Этот факт, безусловно, свидетельствует о некоторой преемственности между дореволюционной службой приставов и советской.

Возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года, когда были приняты федеральные законы № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» и ФЗ № 119-ФЗ от 21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве».

Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства в России и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов.

Сегодня работа по усовершенствованию механизмов исполнительного производства продолжается, и если дальнейшая его реформа будет проходить при активном участии профессионального юридического сообщества, мы получим максимальный процент исполнения судебных решений.

Не будем забывать нашу историю. Ведь оценка исторических фактов позволяет по-новому взглянуть на современные процессы развития правовой системы в России. А опыт прошлых веков дает ясное осознание того, что с помощью меча и батогов, конечно, можно заставить ответчика вернуть долг, но основное и наиболее эффективное оружие в этой работе - закон.

Деятельность службы судебных приставов с каждым днем становиться все более влиятельной в укреплении российской государственности, реальным механизмом обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов личности и государства.

В Оренбургской области приказ об образовании службы и создании 44 подразделений судебных приставов подписан 15 января 1998 года. В корпус судебных приставов в основном вошли наиболее профессионально подготовленные специалисты - бывшие судебные исполнители, успешно прошедшие аттестацию на предмет знания федеральных законов Официальный сайт управления федеральной службы по Оренбургской области. Историческая справка [Электронный ресурс] режим доступа - http://www.r56.fssprus.ru/History/..

В январе 2005года прошло реформирование подразделения и теперь это самостоятельная служба. В нее входят отделы по организации исполнительного производства и организации обеспечения установленного порядка деятельности судов, группа по дознанию и розыску должников и их имущества и другие.

Полномочия службы и возлагаемые на нее задачи постоянно расширяются, но главная составляющая ее деятельности лежит в русле того завещания, которое своим потомкам оставил первый Министр юстиции Российской Империи Гаврила Романович Державин, - жить «по стезе правды и законов…».

Согласно Указу Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, в нашей стране с 2009 года установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов - День судебного пристава. Отныне его отмечают 1 ноября.

Таким образом, федеральная служба судебных приставов прошла долгий, многоступенчатый путь становления со времен Древней Руси до настоящих времен. Далее рассмотрим деятельность службы в наше время.

Профессия <судебный пристав>

Профессия <судебный пристав> - новая и одновременно очень старая. История развития института судебных приставов как системы обеспечения исполнения судебных актов уходит своими корнями в XV век и прерывается в начале XX века, когда Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов Российской империи, был упразднен и институт судебных приставов.

Судебный пристав как должностное лицо, обеспечивающее вызов в суд участников процесса и исполняющее судебные решения, известен еще древнерусскому судоустройству.

Первое упоминание о судебных приставах нетрудно отыскать в документах времен Новгородской феодальной республики (1136 - 1478). В Московском государстве приставы упоминаются в Судебнике 1497 года, в частности, в вошедшем в его текст <Указе оуезду>. В Пскове и Новгороде судебные приставы призывались к исполнению своих обязанностей князем или городским вече.

В памятниках русского права лиц, замещающих эту должность, называли отроки, мечники, детские, подвойские и т.д. Суть же их полномочий связывалась в основном с исполнением денежных взысканий по решению суда. Насколько значимой была деятельность приставов, можно судить по законодательству того времени. К примеру, <Русская Правда> - один из ранних источников права Древней Руси - за совершенное преступление предусматривала два главных наказания: денежный штраф или смертную казнь. Причем свыше 90% санкций содержали указание на штрафы.

В московский период Российского государства престиж исполнителей судебных решений стал постепенно падать. Связано это, в первую очередь, с изменениями характера и содержания назначаемых наказаний. Судебник 1497 года и Соборное уложение 1649 года существенно изменили соотношение имущественных и телесных наказаний в пользу последних. Эта тенденция сохраняется вплоть до XVIII века, когда полномочия судебных приставов отошли к ведению общей полиции. Однако к началу работ по подготовке Судебной реформы 1864 года стало ясно, что совмещение полицейских и судебно-вспомогательных функций на новом правовом поле не будет отвечать складывающимся общественным отношениям.

Реформа 1864 года, проведенная Александром II, изменила ситуацию. Именно тогда решено было возвратить институт судебных приставов, существовавший в то время уже во многих европейских государствах. Более того, была даже образована система приставов: частные становые, городские следственные приставы, в том числе судебные. От остальных последние отличались тем, что наряду с обязанностями, связанными с деятельностью суда, они должны были осуществлять привод, оповещение, а также взыскание денег с должников до решения суда, полномочия по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе по исполнению распоряжений председательствующего в судебном заседании, а также несению некоторых других обязанностей по обеспечению нужд судов.

Штатная численность судебных приставов при каждом судебном месте определялась соответствующим руководителем. В среднем - 12 - 18 приставов на губернию. Сравнительно небольшое, по сегодняшним меркам, количество судебных приставов легко объяснимо. В соответствии со ст.189 Устава уголовного судопроизводства наряду с судебными приставами приговоры в части денежных взысканий, а также решений суда по вознаграждению участников процесса за вред или убытки возлагались на волостных и сельских начальников, а также местные полицейские чины.

Судебный пристав так и не стал центральной фигурой в деле исполнения приговоров и судебных решений в части имущественных взысканий. Да, наверное, и не мог стать, поскольку круг его полномочий был сильно ограничен. Так, в обязанности судебных приставов, состоящих при кассационных департаментах Правительствующего сената и при судебных палатах, входило <сообщение тяжущимся повесток и бумаг, по делам, производящихся в сих местах, и исполнение действий, поручаемых им от первоприсутствующего в кассационном департаменте или председателем судебной палаты> (ст.321 УСУ). На судебных приставов, состоящих при окружных судах, кроме того, возлагалось исполнение судебных решений и некоторых других действий в пределах округа того суда, при котором они состоят.

В число <отнесенных к их обязанностям действий> включались вызовы к торгам по имуществу несостоятельных должников (публикации в газетах, ведение торга с записью предложенных цен и оформлению покупки), арест имущества, задержание должника и другие подобные действия. На судебного пристава при съездах мировых судей возлагалось принятие на сохранение денежных сумм и других ценностей, передаваемых в качестве наследства, и отсылка их наследникам по решению суда.

Подбор кандидатов на должность судебного пристава осуществлялся преимущественно из числа канцелярских служителей различных ведомств. По своему социальному происхождению они были разночинцы - дети чиновников, духовенства, мещан, унтер-офицеров и купцов. Назначение на должность осуществлялось председателем соответствующего суда. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно восьмого - десятого класса).

При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности, печать судебного пристава (вначале на ней указывалось лишь название судебного органа, позднее эти печати стали именными и дополнялись именными бланками с угловым штампом и штампом входящей и исходящей документации и т.п.), три прошнурованные книги: учета входящей корреспонденции, учета исходящей корреспонденции и денежная приходно-расходная книга.

В течение первого года службы для судебного пристава шел испытательный срок, и пристав именовался <исполняющим должность>. По истечении испытательного срока судебный пристав утверждался в должности.

Кандидат на должность судебного пристава был обязан внести залог в размере 600 рублей. Эта сумма служила гарантом возмещения возможных убытков, которые могли быть причинены неправомерными действиями пристава. Кроме того, он принимал присягу.

В соответствии с действующим тогда законом судебный пристав не мог поменять место жительства без разрешения председателя суда, при котором состоял. Что же касается денежного довольствия, то у судебного пристава был самый маленький среди чинов канцелярии оклад содержания. Вместе со столовыми и квартирными судебный пристав окружного суда получал в год 600 рублей.

Декрет о суде N:1 от 24 ноября 1917 года, упразднив общие судебные установления, приостановил и действующий на то время институт мировых судей. Судебная система Российской Империи фактически перестала существовать как самостоятельный элемент государственной власти.

Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества, экономические преобразования, реформа правовой системы поставили перед органами исполнения судебных решений в части имущественных взысканий новые задачи. К этому добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Возможности судебных исполнителей не позволяли обеспечить разрешение этого комплекса проблем.

6 ноября 1997 года вступилив законную Федеральные законы <Осудебных приставах> и<Об исполнительномпроизводстве>. Это был знаменательный факт. Российское государство впервые после 1917 года сочло необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения решений судов и других исполнительных документов, положив тем самым начало формированию новой структуры в Министерстве Юстиции Российской Федерации - Службы судебных приставов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, в нашей стране установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов - День судебного пристава. Отныне его отмечают 1 ноября.

С 1992 года на Кубани решения судов исполняет Управление юстиции администрации Краснодарского края под руководством Александра Дмитриевича Чернова, который в дальнейшем много лет возглавлял Краснодарский краевой суд. В 1994 году на этом ответственном посту его сменил генерал-лейтенант Евгений Иванович Матякин.

С 1997 года появляется Служба судебных приставов Российской Федерации, действующая на основании Федеральных законах «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». В нашем регионе она входит в структуру Главного управления Министерства юстиции по Краснодарскому краю, начальник которого - Анатолий Борисович Виноградов, государственный советник юстиции 2 класса.

Принудительное исполнение судебных и иных решений становится прерогативой уже не судебной, а исполнительной власти. Служба судебных приставов в возрасте более 130 лет обретает статус самостоятельного правового института, и начинается отсчет нового этапа ее деятельности. На должность Главного судебного пристава Краснодарского края - заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции по Краснодарскому краю в 1999 году назначен Василий Иванович Филипчук, до этого 32 года проработавший в прокуратуре.

200-летний юбилей Министерства Юстиции России совпал с 5-летием Службы судебных приставов Краснодарского края. Пять лет - много или мало? Ровно столько прошло с начала реформы системы принудительного исполнения, конечный цель которой - соответствие современным социально-экономическим реалиям. За первую пятилетку своего существования кубанская служба достаточно крепко стала на ноги. Структура ее состоит из пяти отделов аппарата Главного судебного пристава, дежурной части, специальной группы оперативного реагирования и 63 городских и районных подразделений.

Должность Главного судебного пристава Краснодарского края занимает Михаил Иванович Рысинов, советник юстиции 1 класса. Кубанские судебные приставы взыскивают миллиардные суммы, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов значительно улучшают осуществление правосудия. Обновленное федеральное законодательство существенно расширяет полномочия ФССП, наделяет их функциями дознания. Служба занимает достойное место в системе правоохранительных органов России и Кубани.

По прошествии двух лет - 22 ноября 2004 года - служба судебных приставов выходит из состава Минюста РФ и преобразовывается в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю. А с 1 января 2007 года на основании Приказа Министерства юстиции РФ оно переименуется в Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, неизменное по сей день.

В течение следующих лет Служба продолжает свое развитие: совершенствуется структура аппарата управления и структурных отделов. Сформированы новые отделы Управления - теперь их семнадцать, а не пять. Во всех отделах работают высококвалифицированные специалисты, большинство из которых имеет высшее юридическое либо специальное образование, а те, кто не имеет диплома - проходят обучение в высших учебных заведениях.

Из ранее объединенных групп сформированы самостоятельные отделы розыска должников и их имущества, реализации имущества должников, информатизации, взаимодействия с общественными организациями и СМИ. Специалисты-розыскники и дознаватели работают в каждом структурном подразделении Управления, которых к 10-летию Службы насчитывается ровно 50 (часть городских и районных отделов для удобства объединены).

А с 1 февраля 2008 года вступает в силу новая редакция Федерального закона «Об исполнительном производстве», которая учитывает все изменения, произошедшие за последние десять лет, сформировавшуюся за прошедшие годы судебную практику и практику деятельности судебных приставов-исполнителей. Приставы получают новые полномочия, которые помогают им осуществлять взыскания еще более эффективно.

Также в начале 2008 года в Управлении ФССП России по Краснодарскому краю был создан отдел по противодействию коррупции, обеспечению работы с кадрами и вопросов безопасности. Основными задачами данного подразделения является выявление, предупреждение и пресечение коррупционных и иных правонарушений со стороны работников Управления, а также организация взаимодействия с правоохранительными органами в целях предупреждения и пресечения фактов вовлечения работников Управления в противоправную деятельность и пр.

Одна же из главных задач - выявление всех преступлений и правонарушений, совершаемых работниками Управления с использованием служебного положения.

14 апреля 2008 года приказом Директора ФССП России на должность Руководителя Управления ФССП России по Краснодарскому краю назначен Валерий Николаевич Белошапка, государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса.

С каждым годом все больше растет положительная динамика выполнения плановых показателей, установленных Федеральной службой судебных приставов по Краснодарскому краю. На приставов с каждым годом ложится все большая нагрузка, но они с достоинством преодолевают все трудности их нелегкой работы под неусыпным контролем руководства.

Служба судебных приставов

1.1 История возникновения службы приставов в России

Федеральная служба судебных приставов в современном ее состоянии обладает длительным эволюционным периодом. Зарождение института судебных приставов, в современном понимании, произошло при возникновении первого русского государства - Киевской Руси, а известное нам законодательное закрепление их прав и обязанностей нашло свое отражение в «Русской Правде». По ранним литературным источникам на Руси исполнением судебных решений занимались отроки, мечники Русской правды, а также приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника.

В Судебнике 1497 г. неоднократно упоминаются особые судебные исполнители - «недельщики». В нем были изложены их права и обязанности. Недельщик - должностное лицо, в обязанности которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых, передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда. Наименование свое недельщики получили потому, что они исполняли свои обязанности по неделям, чередуя службу с отдыхом. Недельщики могли назначаться судом по просьбе истца для помощи ему в отыскании ответчика и обеспечения его явки в суд.

В целом, в исторической литературе отмечается, что в Судебнике 1497 г. институт приставов продолжает носить еще частный характер. Это проявляется в том, что приставы ездили за ответчиками и на поруки отдавали их сами либо посылали своих племянников или зависимых людей, но отправлять посторонних людей им запрещалось.

В XVI-XVII веках начинает формироваться единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативных правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, законодательно закрепляются его функции. В первую очередь это произошло благодаря принятию Соборного уложения 1649 года, в котором Х-ХV главы включали в себя статьи, посвященные судоустройству и судопроизводству.

В соответствии с вышеуказанным памятником права приставом признавалось должностное лицо приказа с различными полномочиями судебного и административного характера. А именно: он доставлял повестки о вызове в суд, осуществлял розыск и привод ответчика, участвовал в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожил преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением, в случае же их бегства нес дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность, исполнял решение суда, урегулировал конфликты военных с гражданским населением.

Судебники 1497 и 1550 гг., а также Уложение 1649 г. начинают разделять три способа исполнения судебных решений:

взыскание с имущества должника;

отдача головою.

Последний способ применялся только в тех случаях, когда в течение одного месяца правеж не давал желаемых результатов, а должник не имел ни имущества, ни поручителей по оплате долга.

Новый этап в развитии системы исполнения решения судов связан, в первую очередь, с петровскими преобразованиями, развитием государственной власти в рамках общеевропейской традиции и первой попыткой отделить судебные органы от государственной администрации. Так, Указом от 24 мая 1700 г. «О посылке солдат дворцового караула для сыска и представления в Судный приказ ответчиков и для взыскания с них пошлинных денег и истцовых исков» прекращено направление подьячих и приставов из Судного приказа. Для данных целей Преображенскому приказу отдавалось распоряжение направлять солдат по мере надобности.

Таким образом, постепенно служебные функции судебных приставов переходят к другим категориям государственных служащих, в том числе к военнослужащим. Соответственно в конце XVII - начале XVIII веков судебные приставы перестают существовать как вспомогательный институт судебной и административной власти в России. Их полномочия передаются мелким судебным чинам, полицейским и другим государственным служащим.

В ходе государственной реформы 1864 г. был фактически закреплен институт судебных приставов, существовавший к тому времени уже во многих европейских странах. В связи с этим были приняты новые нормативные акты: Учреждения судебных установлений; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей; Правила об устройстве судебной части и производстве судебных дел в местностях, в которых введено положение о земских участковых начальниках. В основу разграничения компетенции были положены признаки родовой подсудности: созданы должности судебных приставов окружных судов и судебных палат, а также приставы, исполнявшие решения мировых установлений; решения коммерческих судов исполнялись присяжными приставами и общей полицией.

В результате судебной реформы 1864 г., основываясь на Уставе гражданского судопроизводства, были пересмотрены старые способы исполнения решений. К мерам принудительного исполнения стали относить: передачу имущества натурой лицу, которому оно было присуждено; производство за счет ответчика тех действий или работ, которые должны быть совершены в назначенный судом срок; обращение взыскания на имущество должника (движимое и недвижимое).

В рамках осуществления своей деятельности судебные приставы всецело находились под контролем суда, при котором они состояли. Судебный пристав докладывал председателю суда об избранном взыскателем способе исполнения. Кроме того, судебный пристав обязан был вести особый журнал, куда он записывал все свои действия по исполнению решений (ст. 950 Устава гражданского судопроизводства).

Советскому этапу развития законодательства была присуща известная специфика, являющаяся частью социально-политического курса страны в целом. Принятый 7 июля 1923 г. первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 сентября того же года, содержал специальный раздел 5, где находились нормы, регулирующие исполнение судебных решений, которое было предоставлено сторонам. И только в случае отказа от добровольного исполнения взыскатель мог просить суд, вынесший решение, о принудительном исполнении последнего и о выдаче исполнительного листа. Основной целью стало быстрое, удобное и дешевое исполнение требований кредитора при сохранении должника как хозяйственной и рабочей силы. После Октябрьской революции функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах. Стоит заметить, что такое положение дел сохранялось вплоть до реформы 1997 года. Полиция, приставы как органы исполнения прекратили свое существование, а судебные исполнители назначались на должность и увольнялись распоряжением председателя губернского или окружного суда.

Кроме судебных исполнителей особым циркуляром Народного комиссариата юстиции и Народного комиссариата внутренних дел от 12 февраля 1925 г. No48/75 допускалось исполнение судебных решений органами милиции и волостных исполкомов (как правило, начальниками рабоче-крестьянской милиции районов или председателями волисполкомов), которые действовали по тем же правилам, что и судебные исполнители.

После принятия Конституции СССР 1936 г. многие отрасли российского права подверглись реформированию, целью которого было показать успехи социалистического государства и победу социализма в нашей стране. Нормативным актом, являвшимся основой для развития судебных приставов конца 30-х годов XX века, была Инструкция о порядке исполнения судебных решений, утвержденная Народным комиссариатом юстиции СССР 28 сентября 1939 г. Инструкция подробно регламентировала порядок применения различных мер принудительного исполнения решений, делопроизводство и отчетность судебных исполнителей, обжалование их действий и призвана была способствовать реальному осуществлению прав участвующих в деле лиц, установленных и подтвержденных судебными решениями.

В Гражданском процессуальном кодексе РСФСР 1964 года, полномочиям судебных приставов был посвящен V раздел (главы 38-42), а также приложения № 1 и № 2. Многие из норм раздела V «Исполнительное производство» ГПК РСФСР 1964 г. регулировали правоотношения вплоть до февраля 2003 г. К числу признаков относились: государственный характер; приоритетная защита государственной, общественной и кооперативной собственности; отсутствие механизма защиты прав и свобод человека.

В современной России служба была создана как государственная структура в системе Министерства юстиции Российской Федерации в 1997 году. Ее создание было продиктовано временем. К этому периоду в Российской Федерации окончательно сложились три ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная Лапина А.П. История становления российского института судебных приставов/Исполнительное производство: теория и практика. 2015.№3 (6). С.115-118 .

В 1997 году были определены непосредственные задачи службы, сформулированные в двух федеральных законах, принятых 21 июля 1997 года «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».

Таким образом, можно подчеркнуть, что на всем протяжении исторического развития находились люди и нормы, которые стремились регулировать взаимодействия общества и власти или отдельных индивидов в возможности денежного обмена и других финансовых сделок.

судебный обязанность пристав полномочия

Анализ порядка заключения и содержания брачного контракта

Исторически появление института брачного контракта в семейном праве связано с возникновением частной собственности. Брачный контракт был известен еще римскому праву...

Анализ участия судебных приставов Восточного административного округа г. Тюмени в деятельности управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области

Государственная служба и коррупция

Договор лизинга: понятие и особенности правового регулирования

Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях "ленд-лиза". Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику...

Должности в системе государственной и муниципальной службы

Служба в органах управления представляет собой один из видов социальной деятельности, являющейся необходимым условием функционирования государства и общества...

Общественные правозащитные организации и их взаимодействие с государством

Возникновение правозащитных (правозаступнических) организаций в России и их видов имеет давнюю историю. 1. Появление правозаступничества связано, прежде всего, с тем, что для грамотного ведения дел необходима специальная подготовка, и лица...

Организация и правовые основы деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Особенности государственной и муниципальной службы в РФ

В декабре 1993 года, сразу после принятия Конституции, Указом Президента Российской Федерации было утверждено «Положение о федеральной государственной службе Российской Федерации»...

В системе государственного устройства России судебный пристав -- фигура исторически традиционная. Упоминания о нем нетрудно отыскать в документальных актах периода феодальной раздробленности Руси, например...

Правоохранительная деятельность службы судебных приставов

ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации (далее - директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации...

Проблемы реформирования системы местного самоуправления в РФ: территориальный аспект (на примере Черемховского района Иркутской области)

Местное самоуправление как элемент политической системы общества свидетельствует о том, что в России наряду с интересами личности и государства признаются и гарантируются местные интересы...

Служба судебных приставов

В древней России исполнением занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника...

Служба судебных приставов

Исполнение судебных решений - это показатель уважения к государству. Ведь правосудие считается свершенным, когда выполнено решение суда. ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти...

Служба судебных приставов

Поделиться: