Речевой этикет в российской империи. История В коллежком делопроизводстве выделяется из текста и становится самостоятельным элементом формуляра дата документа: во многих документах она пишется под текстом с левой стороны листа

Задание 1. Перед вами извлечения из произведений французских философов, размышляющих о необходимости преобразования общества на основе научного знания и гуманистических ценностей. В своих трудах они призывали здесь, на земле, устроить жизнь человека лучше. Прочитайте тексты и подумайте, в чем проявлялся гуманизм мыслителей эпохи Просвещения. Ответ запишите.

«...Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, - свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом.
Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя...» (Ш. Монтескье),
«...Церковь всегда хотела распространиться и пользовалась всевозможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни... История церкви - это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества... убийств; и тем самым доказано, что злоупотребление относится к самому существу дела, как доказано, что волк всегда был хищником и вовсе не вследствие некоторых случайных злоупотреблений пил кровь наших овец.
Религия причиняет... только зло. Куда ни повернись, везде вы увидите, что священники неизменно проповедовали бойню...
Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный - это деспотизм священников...
Трудно понять, как это святые, давшие обет смирения, покорности и целомудрия, владеют тем не менее целым государством в вашем государстве и повелевают рабами...» (Вольтер).
«Человек рождается свободным, а между тем везде он в оковах...
Найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. Вот основная проблема, которую разрешает общественный договор...» (Ж.-Ж. Руссо).
«Под словом «нетерпимость», как правило, понимают ту ужасную страсть, которая побуждает ненавидеть всех людей, пребывающих в заблуждениях, и преследовать их.
...Насилие делает человека лицемером, если он слаб, или же мучеником, если он храбр. Но слабые и храбрые в равной мере будут чувствовать несправедливость преследований и возмущаться ими.
...Всякое средство, которое возбуждает ненависть, негодование и презрение, - безбожно.
...Всякое средство, которое стремится возбудить людей, вооружить нации и залить землю кровью, безбожно.
Безбожно стремиться навязать законы совести, универсальные правила действия. Необходимо просвещать, а не принуждать» (Д. Дидро).

Главной задачей философов видится устройство справедливого общества таким образом, чтобы свобода личности, главной ценности общества по мнению просветителей, не могла быть никоим образом ущемлена или ограничена. При этом непременной составляющей свободы является свобода разума от любых догматических идей, а любое насильственное насаждение законов - безнравственным.

Задание 2. Используя тексты задания 1 и § 20, начните заполнять таблицу.

Мыслители эпохи Просвещения Основные идеи их учения и главные ценности Исторические события XVIII в., в которых отразились эти идеи
Дж. Локк Всеобщее равенство. Право на жизнь, свободу и собственность. Разделение властей. «Славная» революция, конституция США
Вольтер Просвещенная монархия. Свобода, равенство, собственность. Отказ от института церкви.
Ш. Монтескье Разделение властей, свобода личности и неприятие деспотизма Конституции США и Франции XVIII века.
Ж.-Ж. Руссо Власть принадлежит всему народу. Равноправие, всеобщее избирательное право, отказ от частной собственности. Великая Французская революция
Д. Дидро Равноправие и права личности, народное представительство, неприятие деспотизма. Великая Французская революция
А. Смит Главным источником богатства является труд.
Свобода конкуренции и торговли, легкие налоги.
Война за независимость английских колоний в Сев. Америке

Задание 3. В приведенном перечне отметьте слова и словосочетания, которые отражают особенности идеологии просветителей.

а) олицетворяли феодальный общественный порядок; б) идеал государственной власти - конституционная монархия или республика; в) верили в силу и способность народа изменить существующий мир ; г) олицетворяли капиталистический общественный порядок ; д) выдвинули лозунг «У подданных прав нет, есть одни обязанности»; е) видели в народе рабочую силу для удовлетворения своих нужд и потребностей; ж) носителями идеологии являлись буржуазия, новое дворянство, горожане, лавочники, крестьяне, ремесленники, торговцы ; з) предлагали оставить неприкосновенной сеньориальную собственность, сохранить все феодальные повинности; и) идеалом государственного устройства выступает абсолютная монархия; к) науку и искусство использовали как средства утверждения своих идей ; л) считали церковь главной своей опорой, а религию непременным атрибутом государства; м) выступали за ограничение, отмену сеньориальных повинностей ; н) ценили в человеке исполнительность, богобоязненность, терпение, знатное происхождение; о) выдвинули лозунг «Все смерт ные равны» ; п) объявили войну церкви и провозгласили культ разума, которым хотели заменить веру в Бога.

Примечание. Пункт «Г» подчеркнут потому, что почти все просветители выступали за право на собственность, и только Руссо выступал против частной собственности. Пункт «И» не подчеркнут потому, что за абсолютизм, пусть и «просвещенный», выступал только Вольтер, тогда как остальные за конституционную монархию или республику.

Задание 4*. В романе Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» современники услышали голос поднимающейся буржуазии.
Прочитайте отрывок из романа и подчеркните красным цветом доводы отца в пользу удела среднего человека, другим цветом (зеленым) мысли, с которыми не мог согласиться Робинзон. Придумайте и напишите его ответ отцу.

Отец мой, человек степенный и умный, догадываясь о моих намерениях, предостерег меня серьезно и основательно... мой удел - середина, то есть то, что можно назвать высшей ступенью скромного существования, а оно, как он убедился на многолетнем опыте, лучше всякого другого на свете и более всего для счастья приспособлено, ибо человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающие на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов ...
Стоит только понаблюдать, уверял меня отец, и я пойму, что все жизненные невзгоды распределены между высшими и низшими классами и что реже всего их терпят люди умеренного достатка, не подверженные стольким превратностям судьбы, как высшие и низшие круги человеческого общества; даже от недугов, телесных и душевных, они защищены больше, чем те, у кого болезни порождаются либо пороками, роскошью и всякого рода излишествами, либо изнурительным трудом, нуждой, скудной и дурной пищей, и все их недуги не что иное, как естественные последствия образа жизни. Среднее положение в обществе наиболее благоприятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия ... умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия - его благословенные спутники. Человек среднего достатка проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным трудом ... Привольно и легко скользит он по жизни, разумным образом вкушая сладости бытия, не оставляющие горького осадка, чувствуя, что он счастлив, и с каждым днем постигая это все яснее и глубже.
Если бы все люди вокруг стремились прожить свой век тихо, спокойно и безмятежно, то общество до наших дней пребывало бы в невежестве, не зная ни великих открытий, ни достижений ума человеческого. Я же стремлюсь к познанию окружающего мира и, с настойчивостью и трудолюбием, переделываю его вопреки судьбе для собственного блага.

После публикации роман Дефо пользовался большой популярностью. Читатели говорили, что им особенно понравились приключения и путешествия. Это очень огорчало автора, он говорил, что его поняли неверно: дело совсем не в приключениях. Напишите возможные возражения Дефо своим читателям. Попробуйте написать воображаемое предисловие к роману от имени Дефо.

Уважаемый читатель. В романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» за описанием красочных авантюр, дальних путешествий и экзотических стран сделана попытка показать образ нового человека - современника эпохи, с его неистребимой верой в собственные силы, нежеланием мириться с судьбой, стремлением переделать мир, вопреки сложившимся условиям.

Задание 5. Английский живописец XVIII в. Уильям Хогарт прославился произведениями, бичующими пороки современников. Одна из знаменитых серий гравюр называлась «Брак a la mode» («Модный брак», или «Брак по моде своего времени»).
Рассмотрите внимательно первый лист серии. Найдите главных героев. Придумайте им имена и биографии (положение в обществе, жизненный путь и т. д.). Запишите свои мысли в тетрадь.

Задание выполняется самостоятельно (придумайте имена и биографии). Главные герои представлены знатным аристократом и разбогатевшим простолюдином, сидящими за столом. И их детьми, дочерью простолюдина, заигрывающей с каким-то молодым человеком, и сыном дворянина, любующимся на свое изображение в зеркале. Оба абсолютно безучастны к происходящему и друг к другу. В браке заинтересованы отцы, но не дети. Биографии героев достаточно типичны для своего времени. Знатный аристократ, некогда богатый, но сохранивший влияние при дворе, разорен и чтобы покрыть многочисленные долги вынужден женить сына на дочери богатого простолюдина, который разбогател своим трудом, или трудом нескольких поколений семьи, и стремится приобрести связи в высшем обществе. Невеста, наверняка, избалована, а жених привык уделять внимание лишь самому себе.

Как вы думаете, какое событие изобразил автор? Какие детали произведения, увиденные на иллюстрации, позволяют вам утверждать это? Придумайте и запишите в тетрадь небольшую театральную сценку, повествующую о том, что происходит. Подумайте, что могло бы стать предметом беседы героев произведения. Разбившись на пары, придумайте и запишите их диалог. Прочитайте его по ролям.

Предметом оживленной беседы могли стать условия брака и величина приданого, о чем могут говорить присутствие стряпчего, предъявляющего аристократу, вероятно, долговые расписки и богач, внимательно изучающий документ.
Диалог составьте самостоятельно, например: «У вас очень много долгов», «Мое имя и положение дорогого стоят», «И сколько же вы хотите?», «Нууу, … фунтов», «Позвольте, как можно столько требовать?»
Если вам трудно выполнить задание, воспользуйтесь «подсказками».
В XVII в. накануне революции в Англии получили широкое распространение браки между представителями обедневшей или разорившейся знати и купечества. Знатному сынку приходилось обивать пороги какой-нибудь лондонской купчихи, чтобы ее отец-суконщик согласился породниться с обнищавшим графом или бароном. В Лондоне был широко известен разбогатевший купец по имени Джосия Чайльд, который сумел получить дворянский титул, а позднее выдал свою дочь за представителя одной из самых знаменитых аристократических фамилий страны - герцога Бьюфорта, дав за ней 50 тыс. фунтов стерлингов приданого.
Вы рассмотрели только первый из четырех листов серии «Брак a la mode». Подумайте, как могли бы развиваться события дальше. Дайте название каждой гравюре.

1. «Брачный контракт»
2. «Похождения графа»
3. «Будуар графини»
4. «Печальный конец»
Примечание. В действительности в цикле «Модный брак» шесть картин: 1. «Брачный контракт», 2. «Вскоре после свадьбы», 3. «Визит к шарлатану», 4. «Будуар графини», 5. «Дуэль и смерть графа», 6. «Смерть графини». Основной лейтмотив цикла - безнравственность подобных браков. Из представленных названий картин Вы можете выбрать свой вариант ответа.

Нарисуйте вашу версию последнего листа серии «Брак a la mode». Постарайтесь найти в книгах или альбомах репродукции серии. Сравните гравюру Хогарта и ваш рисунок. Что вы угадали правильно? Что изменили?
Этот пункт задания выполняется самостоятельно.

Задание 6. Современники сравнивали «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» с громадным арсеналом, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции. Как вы понимаете это сравнение?

Авторами «Энциклопедии» были многие выдающиеся просветители того времени, которые в своих статьях выражали идеи просвещения, и для читателя становилось ясно, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка.

Задание 7. Из курса истории Средних веков вам известно, что эмблема - условное изображение какого-либо понятия или идеи. Обобщив свои знания об эпохе Просвещения, ее культуре, придумайте и нарисуйте эмблему, в которой с наибольшей полнотой воплотился бы век Разума и Света.

Задание выполняется самостоятельно. Например, можно изобразить «Мыслителя» Родена, или знамя с девизом «Свобода и равенство».

Задание 8. В 1726 г. был опубликован роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера», в котором герой путешествует в «отдаленные страны».
Перед вами четыре иллюстрации художников С. Харламова и Ж. Гранвилля к путешествиям Гулливера. Определите, к каким именно. Найдите в романе соответствующие фрагменты текста и сделайте подписи под рисунками.

Нажми, чтобы увеличить

На рисунке отметить: 1. Путешествие в страну лошадей - гуигнгнмов. 2. Путешествие в Лилипутию, 3. Путешествие в Лапутию, 4. Путешествие в страну великанов - Бробдингнег.

Задание 9. Перед вами произведения, созданные художниками XVIII в. Рассмотрите их и иллюстрации учебника.
Отметьте те произведения, героев которых, с вашей точки зрения, можно назвать людьми, олицетворяющими век Просвещения. Запишите в тетрадь несколько доказательств своей точки зрения, начав фразу словами: «Здесь изображены люди века Просвещения, потому что...»

Здесь изображены люди века Просвещения, потому что художники смогли передать настроение героев, погруженных в свои переживания и мысли, а изображенные сюжеты правдивы и искренни.

Задание 10. Перед вами два натюрморта. Рассмотрите их и кратко опишите то, что изображено.

На картине Клааса мы видим небрежно сервированный стол, уставленный дорогой посудой и деликатесами, тогда как на картине Шардена изображены простая еда и непритязательные предметы обихода.

Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой художники, создавая эти произведения? Какие особенности эпохи нашли воплощение в натюрмортах?

Мы знаем Клааса Хеда как эстетически изысканного художника, аристократичного в выборе изображаемых предметов, тогда как Шарден, прозванный «певцом третьего сословия», изображал бесхитростный, подчас скудный, мир тружеников. По моему мнению, отражены две особенности эпохи: резкое имущественное расслоение общества и внимание к жизни низших сословий.

Задание 11. В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть такой диалог.
Розина, Вечно вы браните наш бедный век.
Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?
Подумайте над вопросом персонажа комедии и письменно дайте свой вариант ответа.

В комедии Бомарше высмеивались неприглядные стороны французского аристократического общества и государственного устройства, тормозившие современное развитие страны и служившие причиной нарастания социальных противоречий.

Задание 12. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Там, где когда-то было вдоволь смеха,
Пастух уныло бродит до рассвета.
Вот это времена!
Там, где когда-то весело встречали Рождество,
Найдешь помет овечий и больше ничего.
Вот это времена!
В какой стране и в каком веке могло быть написано это стихотворение? Какое явление заставило поэта его написать? Как относится сам поэт к изменениям в сельском хозяйстве? Почему вы так думаете?

Указанное явление - огораживание, процессы которого начались в Англии в XVI веке и приняли наибольший размах в XVII-XVIII вв. Отношение автора строк - отрицательное, так как делается акцент на сравнении веселого праздника и овечьего помета.

Задание 13. В оценке процесса огораживаний ученые-историки придерживались самых разных точек зрения. Одни видели в этом только источник бедствий для крестьян-арендаторов и мелких собственников, лишившихся своего хозяйства (при этом многие из них превратились в нищих бродяг), другие указывали на положительные последствия этого процесса - общий подъем сельского хозяйства, снижение цен на зерно и др. А как вы оцениваете значение огораживаний? Напишите об этом.

Огораживания, помимо вышеуказанных положительных последствий, имели решающее значение для экономики Англии, создав сырьевую базу для развития текстильной промышленности и условия для накопления капитала, но, средства проведения огораживаний были крайне жестокие.

Задание 14. Представьте себе, что вы английский журналист, интересующийся организацией труда на фабриках и положением фабричных рабочих. Вам часто присылают различные документы и статьи по данному вопросу. Вот и сегодня вам принесли пакет. Прочитайте эти бумаги и напишите статью.
Анонимная жалоба
Мой жаркий пот, мой тяжкий труд
Меня лишь к жалобам ведут.
И я в отчаянье проклял
Тот день, когда в сей мир попал.
Ни шиллинга мне не сберечь!
Придется нищим в землю лечь...
Фрагмент из «Журнала для джентльменов» за 1782 г., сообщавшего своим читателям об условиях жизни фабричных рабочих.
Они задыхаются от вредоносных газов в шахтах и рудниках или становятся жертвами ядовитых испарений во время обработки металлов, масел, порошков... и т. п. На фабриках они являют собой печальную галерею слепых, хромых, преждевременно одряхлевших астматических и увечных инвалидов или полуинвалидов, в которых едва теплится жизнь...А вот свидетельства очевидцев о фабричных детях.
Плетку пускали в ход с утра до ночи не только для наказания учеников при самой малой провинности, но и для того, чтобы подстегивать их к работе, чтобы поддерживать их в бодрствующем состоянии, когда усталость клонила их ко сну... Если жертвы этих жестокостей пытались бежать, то им надевали на ноги кандалы.
...Бескровные и дряблые лица, ненормально малый рост, вздутый живот... искривленный позвоночник; конечности, изуродованные рахитом или искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах.
Далее шло письмо с описанием фабрики.
Чтобы не оставлять неиспользованного места, фабрики строят в несколько этажей, по возможности невысоких. Большинство помещений занято машинами. Фабрики часто работают день и ночь. Для этого употребляют большое количество свечей, но почти ничего не делается для вентиляции.
У вас на столе давно уже лежала выписка из статьи экономиста Адама Смита, написанной им еще в 1776 г.
Не может быть признано процветающим общество, большая часть которого находится в бедности и нищете. Кроме того, сама справедливость требует, чтобы те, кто кормят, одевают и доставляют жилище всему обществу, получали такую часть произведений своего труда, которая достаточна для доставления им удовлетворительной пищи, одежды и жилища.

Условия труда на новых фабриках крайне тяжелые по многим причинам. Жесткий график работы, продолжительный рабочий день, тяжелый труд и плохое питание, плохие условия труда, высокий травматизм, низкая заработная плата. На предприятиях часто работают семьями, включая маленьких детей, без какой-либо перспективы вырваться из этого мира.

Задание 15. Пользуясь текстом § 22 учебника, составьте таблицу «Важнейшие изобретения в период промышленного переворота».

Дата Изобретатель Изобретение Значение изобретения
1733 Джон Кей Летающий челнок Автоматический челнок
1765 Джеймс Харгривз Механическая прялка Увеличение объемов обрабатываемого сырья
1767 Хейс Прядильная машина Механизация прядения
1774 - 1784 Джеймс Уатт Паровая машина Возможность повсеместного применения машин
1784 Корб Прокатный стан Производство полосового железа
1785 Эдмунд Картрайт Механический ткацкий станок Производительности труда выросла в 40 раз
1797 Генри Модсли Токарный станок Обработка металла

Задание 16. Выберите правильный ответ.
Для осуществления промышленного переворота в Англии требовались следующие условия:

а) свободные люди, лишенные собственности ; б) наличие свободных денег в руках богатых людей ; в) существование парламента; г) двухпартийная политическая система; д) рынок сбыта товаров .

Задание 17. Объясните понятия.

Аграрная революция - процесс, характеризующийся сосредоточением земли в руках крупных собственников, использованием наемного труда и исчезновением крестьянства и ростом продуктивности сельского хозяйствава.
Промышленный переворот - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.
Луддизм - стихийное движение разрушителей машин в начале XIX в. в Англии.

Задание 18. Как вы думаете, что дало основания фермеру из штата Вермонт писать в середине XVIII в. своим родным в Англию:
«Я обосновался на этой богоизбранной и свободной земле два с половиной года назад и с тех пор ни разу не платил за удовольствие жить на белом свете. Да и шапка моя за это время ни разу не ломалась для поклона перед каким бы то ни было господином»?
Напишите свой ответ.

Английские колонии в Северной Америке изначально формировались как сообщество равных свободных людей, лишенное сословных привилегий, религиозных преследований. К тому же свободной земли было много и не было необходимости ее покупать или брать в аренду, как в родной Англии.

Задание 19. Заполните пропуски.

Бенджамин Франклин известен как политик , американский философ , ученый , экономист . С семнадцати лет он начал самостоятельную жизнь «человека, который всем обязан самому себе» .
Франклин испробовал много специальностей, а затем уехал в Англию и работал там печатником . Вернувшись в Америку, он поселился в Филадельфии, где открыл писчебумажную лавку, в которой продавались и книги. Затем Франклин организовывает первую публичную библиотеку , основывает Академию , положившую начало Пенсильванскому университету , и, наконец, издает газету. Затем он начинает серьезно заниматься политикой. При его активном участии американские колонии отделились от Англии . Франклин был американским послом во Франции. Его последним прекрасным поступком стало подписание петиции о запрещении рабства.

Задание 20. Выберите правильный ответ.

Формированию североамериканской нации способствовали:
а) складывание единого внутреннего рынка ; б) общая историческая судьба ; в) общий язык (английский) ; г) преданность английскому парламенту; д) единая религия ; е) стремление к укреплению монархической формы правления.

Первую победу над английскими войсками отряд американских колонистов одержал в 1775 г. около города:
а) Бостон; б) Нью-Йорк; в) Филадельфия; г) Конкорд ; д) Лексингтон.

Задание 21. Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данными утверждениями.

Причинами Войны за независимость английских колоний в Северной Америке послужили:
1) запрет английского короля и парламента вести морскую торговлю на судах, принадлежащих колонистам;
2) стремление английского короля усилить в колониях влияние католической церкви;
3) запрет английского парламента основывать в колониях мануфактуры, производящие изделия из железа;
4) препятствие английского парламента эмиграции в Северную Америку;
5) королевский указ о запрещении колонистам переселяться на Запад, за Аллеганские горы;
6) запрет английского парламента на издание жителями колоний своих газет и журналов;
7) запрет английского парламента на производство в колониях тканей;
8) введение метрополией гербового сбора;
9) отсутствие у жителей колоний своего представительства в английском парламенте;
10) стремление жителей колоний к свободе и равенству.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ - + - + - + + + +

Задание 22. На контурной карте обозначьте границу, западнее которой колонистам не разрешалось занимать земли; подпишите города Бостон, Филадельфию, Конкорд, Саратогу, Нью-Йорк, Йорктаун; отметьте границы 13 первоначальных штатов и границы США, установленные по мирному договору с Англией.


Нажми, чтобы увеличить

Задание 23. Французский историк А. де Токвиль (XIX в.) отмечал, что в период составления конституции у американцев было две задачи - сохранить особенность каждого штата и в то же время объединить весь народ в союз.
Разгадайте кроссворд, и по вертикали вы прочитаете, как решилась эта задача. Раскройте сущность этого понятия.
1. Автор Декларации независимости США. 2. Коренное население Америки. 3. Город, где была принята Декларация независимости США. 4. Название одного из индейских племен в Северной Америке. 5. Английский изобретатель эпохи промышленного переворота. 6. Корабль, на котором отцы-пилигримы прибыли в Северную Америку. 7. Сборник основных законов государства. 8. Командующий американской армией в годы Войны за независимость. 9. Территория, зависимая от метрополии.

Ответы: 1. Джефферсон. 2. Индейцы. 3. Филадельфия. 4. Ирокезы. 5. Картрайт. 6. Мэйфлауэр. 7. Конституция. 8. Вашингтон. 9. Колония.
Федерация - союзное государство, сочетающее полновластное центральное правительство с самостоятельностью членов, сохраняющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Задание 24. Объясните выражение «Нет налогов без представительства!».

Английские колонисты не имели представительства в английском парламенте и до введения гербового сбора не платили налогов, направляемых непосредственно для Англии. Введение налога без представительства в парламенте воспринималось как тирания и нарушение прав колонистов.

Задание 25. Объясните термины и понятия.

Законтрактованный слуга - иммигрант, заключивший кабальное соглашение на определенный срок, при условии его перевозки в Северную Америку.
Лоялист - североамериканский колонисты, выступавшие против независимости колоний и за сохранение английского господства.
Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство.

Задание 26. Используя помещенную ниже карикатуру современника происходивших событий, опишите ситуацию, вызвавшую создание этого рисунка.

Протестуя против введения гербового сбора и призывая к его неуплате, колонисты сборщиков налога мазали дегтем, вываливали в перьях и выставляли напоказ под оглушительный шум.

Задание 27. После «Бостонского чаепития» в колониях стали распространяться листовки, призывающие к разрыву с метрополией. Перед вами одна из таких листовок, посвященная событиям 5 марта 1770 г., когда в Бостоне пролилась первая кровь: английские солдаты стреляли в мирных жителей, несколько человек были убиты. Представьте себе, что вы являетесь современником этих событий и сторонником разрыва с метрополией. Нарисуйте листовку, которая пробуждала бы стремление к независимости.

Задание выполняется самостоятельно. Изобразить можно факел свободы и многое другое, вплоть до пиявки в лице Англии, присосавшейся к колониям, и лозунга «сбросим оковы».

Задание 28. Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы со следующими утверждениями.

В результате победы колоний в Войне за независимость:
1) образовалось независимое государство США;
2) в состав США вошли 15 штатов;
3) к власти пришли плантаторы-рабовладельцы и национальная буржуазия;
4) был разрешен доступ к западным землям;
5) индейцам вернули значительную часть их земель;
6) были уничтожены почти все помехи для развития капитализма;
7) было уничтожено рабство.

1 2 3 4 5 6 7
+ - - + - + -

Задание 29. Внимательно рассмотрите схему «Высшие органы власти в США по Конституции 1787 г.». Запишите, какие идеи мыслителей эпохи Просвещения, на ваш взгляд, нашли здесь свое отражение.

Принципы народного верховенства, естественного равенства людей и разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.

История развития распорядительных документов на протяжении всего периода образования и становления русского государства напрямую связана с развитием органов власти и управления.

Одним из наиболее ранних институтов власти в русском государстве являлась княжеская власть, которая опиралась на служилых людей – дружину. Князья раздавали дружинникам земли и различные привилегии, юридически оформляли данные привилегии жалованными грамотами, в которых помимо фиксации факта пожалования содержались и некоторые властные распоряжения, адресованные местной администрации.

Появившиеся вслед за жалованными указные грамоты отражали процесс централизации аппарата управления. Имея во многом то же назначение, что и жалованные, они приобретают в большей степени распорядительный характер.

Приказная система и воеводское управление на местах дали толчок развитию форм непосредственно распорядительных документов - наказов или наказных памятей.

Наиболее важные вопросы в государстве регулировались указными грамотами, которые также назывались царскими грамотами.

Указы появились ориентировочно в XVII в. как производная от царских грамот форма, фиксирующая единоличное распоряжение главы государства.

Восшествие на престол Романовых, укрепление их власти сопровождалось процессом увеличения количества единоличных именных указов царя. Эти указы занимали пограничное положение между законодательным актом и административным распоряжением, что связано с традицией решать все вопросы через царя.

В XVIII веке происходят значительные изменения в системе управления государством. Центральной фигурой управления является император. Однако, в отличие от предыдущего периода, на него замыкаются не вообще все административные вопросы в государстве, а только те, которые не могут быть решены самостоятельно коллегиями и Сенатом. Таким образом, происходит процесс децентрализации распорядительной деятельности, но в решении важных государственных вопросов распорядительная инициатива исходит только от императора. Большинство распорядительных документов на основе единоначалия на всех уровнях управления государством стали называться «указами» и издавались или объявлялись в большинстве случаев от имени императоров или позднее императриц.

В зависимости от того, был ли указ подписан лично императором или шел за подписанием лица или органа, объявившего данный указ от его имени, различались два названия указов императора: «именные указы» и «высочайшие повеления».

«Именные указы» и «высочайшие повеления» по характеру распоряжения разделялись на «временные» и «в постановление новых дел» или «во установление разных дел». Первые имели характер административного распоряжения по оперативным вопросам, вторые носили характер закона и дополняли различные кодексы и регламенты. Надо отметить, однако, что по форме они мало отличались.

Указы нормативного характера в разные периоды XVIII века имели право издавать различные органы, например, Сенат до 1722 г., Кабинет Министров Анны Иоанновны. Но исходили они преимущественно от имени верховной власти.

Указы, имеющие характер частного распоряжения, имели более широкий круг применения. Они издавались императорами или императрицами, различными советами при них, Сенатом, коллегиями, губернскими учреждениями, канторами, канцеляриями и прочими учреждениями XVIII века.

Таким образом, под названием «указ» были объединены практически все распорядительные документы XVIII века на всех уровнях управления.

Для каждого уровня была характерна своя особенность оформления этого документа. В зависимости от уровня, менялись оформляющие реквизиты и сами распорядительные формулы.

К примеру, указ из Сената в Берг-Коллегию имеет следующий вид:

«Указ Его величества Императора Самодержца Всероссийского из Сената Берг Коллегии. Сего генваря 16 дня Его Императорское величество указал в Сибири быть Губернатором князю Михаилу… Долгорукову. И Берг коллегии о том ведать…»

Указ из Берг Коллегии к подчиненным инстанциям имеет уже следующий вид:

«Указ его Императорского величества Самодержца Всероссийского из государственной Берг коллегии сего февраля 6 дня присланы его императорского величества из высокоправительствующего Сената в Берг коллегию печатные указы …Берг коллегии велено в подчиненные Берг коллегии во все команды такие же печатные указы разсылать немедленно и велено поступать по оным указам во всем непременно» .

При этом указы «во - исполнение» в точности повторяли содержательную часть инициативного указа. Менялись только оформляющие элементы, такие как обозначение автора документа, кому адресован документ, подпись, дата.

В этой связи большое значение приобретают реквизиты «подпись», «печать», «дата документа».

Активное использование этих реквизитов связано со стремлением власти повысить степень ответственности должностных лиц за свои действия.

С той же целью указом от 25 января 1705 года «О заведении в Ближней канцелярии записной книги для внесения всех Высочайших указов, документов присутственным местам» была законодательно закреплена регистрация документов.

Особое внимание уделялось распорядительным документам, исходящим от императора и Сената. Именные указы и приговоры Сената обязательно вносились в особую книгу.

Особый интерес представляют регистрационные книги коллегий, в которых записывались все поступающие в коллегию распорядительные документы.

Исследование этих книг показывает, что коллегии получали указы от императорской власти, от Сената, Синода, различных советов при императорских особах.

Важно отметить, что в формулярах этих указов все чаще появляется такой реквизит как «наименование документа». Этот реквизит вместе с уточняющей информацией кому и от кого отправлен документ, позволяет определить его место и назначение в системе государственного управления, а также место в системе распорядительной документации, что становится крайне важно в условиях, когда большинство распорядительных документов именуются «указами».

Указы олицетворяют собой принцип единоличного принятия управленческого решения.

Складывание коллегиальной формы управления обусловило появление новых форм документов, связанных с принятием решения на коллегиальных началах. Среди них главное место занял протокол.

Введение протокола, как вида документа, было проведено в несколько этапов и закреплено несколькими актами. Первый – Указ от 7 октября 1707 г. «О введении протоколов в Консилии министров», второй Указ от 4 апреля 1714 г. «О протоколах» уже не носил характер документа, касающегося деятельности одного учреждения: «Указали для лутчаго порядку как в Сенате, так и в войсках и губерниях, всем делам чинить протоколы, когда какое дело решить, или какой указ куды послать, или что вновь постановить, а без того отнюдь не дерзать никому, кто б какой саржи не был; но чинить по сему».

Генеральный регламент 28 февраля 1720 г. закрепил обязательность использования протоколов в деятельности коллегий.

В XVIII веке распорядительная цепочка на основе протокола строилась по следующему принципу: в коллегиальный орган - Сенат, Верховный Тайный Совет, Коллегии - поступал указ императора или императрицы – реже собственноручно подписанный, чаще устный или объявленный через кого-то. На основе этого указа коллегиальный орган на заседании обсуждал вопрос и «чинил протокол», резолютивная часть которого именовалась «приговором». Приговор являлся основой для создания распорядительного документа, который рассылался коллегиальным органом в подчиненные инстанции в виде указов.

«Приговор» - этот как бы внутриведомственная терминология резолюции, решения. Для нижестоящих инстанций приговор долго не имел устойчивого названия. Он назывался по приказному «памятью», «грамотой», «указом». Но с конца марта 1711 г. терминология стала устойчивой: в ответ на присылаемые в Сенат «доношения», «ведения», «доклады» Сенат рассылал принятые на их основе «указы», преимущественно от имени царя. С 1714 г. указы стали печатать в типографии, к ним прикладывалась Малая государственная печать из Печатного приказа.

Аналогично этой схеме издавались указы в коллегиях.

Форма протоколов регламентировалась главным образом в Генеральном регламенте в главе «О должности нотариуса», которая определила, что в протоколе «прежде надлежит в верху листа год и число написать, потом присутствующие члены записать и потом протокол держать. Всем приключившимся в коллегиях делам, или перечнем, или когда дело великой важности, то пространно со всеми надлежащими обстоятельствы». Кроме того, протокол по регламенту должен был содержать выписку всех полученных документов от вышестоящих, нижестоящих и неподчиненных инстанций; запись обсуждения вопросов и отметку о несогласии кого-либо из членов коллегии. В случае если все члены с решением были согласны, то голоса не записывались, а делалась только короткая запись о решении.

Анализ формы протоколов различных органов власти XVIII в., их содержания, а также функционального назначения, и по сей день ставит перед исследователями много вопросов.

Например, являлся ли протокол в XVIII веке распорядительным документом; как соотносились понятия «журнал», «протокол», «приговор», являлись ли они самостоятельными документами или были составной частью друг друга; почему на практике форма протоколов отличалась от формы, определенной Генеральным регламентом.

Сам Генеральный регламент также не давал четкого представления о форме протокола. С одной стороны, протокол - это перечневое изложение событий и решений, принятых на заседании одного дня, с другой - это документ, пространно описывающий все обстоятельства одного дела. Очевидно, что форма протоколов в первом и во втором случае могла значительно отличаться.

В главе XXX регламент предписывал нотариусу ежемесячно переписывать протоколы набело и сшивать. Что в таком случае считать оригиналом - не пояснялось.

Неясно, как происходил процесс подписания протоколов, поскольку сохранившиеся в архивах протоколы - это как раз такие переписанные и сшитые в книги копии.

Анализ содержания текста протоколов показывает, что на заседаниях «крепили» в основном приговоры, указы, промемории. Однако упоминания о подписании непосредственно самих протоколов в текстах не встречается, хотя Указ от 20 января 1724 года «О подписании протоколов в государственных учреждениях…» обязывал сенаторов и судей коллегий подписывать протоколы либо в день заседания, либо на следующий, но не позднее третьего дня.

Формат статьи не позволяет дать ответы на все эти вопросы, поэтому мы ограничимся исключительно констатацией факта, что протокол в XVIII веке становится одним из главных документов в управленческой цепочке.

Он совмещает в себе функции документа, фиксирующего ход обсуждения и принятия решения коллегиальным органом по вопросам управления с функциями распорядительного документа. Связано это с тем, что протокол зачастую содержал одновременно решения об издании указов по рассмотренным вопросам, адресованных в подчиненные инстанции, и внутренние распоряжения должностным лицам коллегиального органа.

Таким образом, схема распространения властных распоряжений по уровням управления в государстве строилась на основе двух основных документов - указа и протокола, и выглядела следующим образом:

    Император издает указ, чаще всего содержащий какие-то общие установления. Указ подписывает собственноручно или объявляет через каких-либо должностных лиц за их подписанием. При этом собственноручно подписанные императором или императрицами указы именуются «именными указами», а подписанные другими лицами – «высочайшими повелениями».

    На основе указов императора Сенат издает в свою очередь собственный указ, который содержит распоряжение «ведать» и «чинить» в соответствии с этими именными указами. Сами именные указы прикладываются к сенатскому в виде печатных копий и направляются в коллегию.

Решение о подготовке сенатского указа принимается на заседании Сената, а сам сенатский указ издается на основании протокола и приговора.

Сенатские указы сами себя именуют «Указами Его Величества Императора», но подписываются должностными лицами Сената.

Такие Указы Сената распорядительными документами назвать можно условно, исходя из неравенства политических субъектов. В большей степени они напоминают современное «сопроводительное письмо». Это сравнение особенно актуально для указов, рассылаемых в большое количество инстанций и оформленных с помощью бланков с трафаретным текстом, в которых изменяющаяся часть - только адресат.

Коллегия получает сенатский указ с приложением копий именных указов, заседает, слушает их, принимает решение, пишет протокол и выносит приговор издать указ и разослать его вместе с копиями именных указов в подчиненные инстанции.

    На основе протокола и приговора коллегия издает свой указ, который также именует «Указом Императора», но за подписанием должностных лиц коллегии и отправляет подчиненным инстанциям (губернаторам, губернским канцеляриям/правлениям, канторам) вместе с копиями печатных указов. При этом копии печатных указов могли быть изготовлены типографским способом или в точности переписаны.

Если приговор коллегии посвящен не пересылке копий царских указов, а вопросам внутреннего управления, то издаются указы для конкретных должностных лиц коллегии. Хотя это не является стабильной практикой. Зачастую внутренние распоряжения коллегии так и остаются закрепленными только в протоколе.

    Подчиненные инстанции на своем уровне издают указы по аналогичной коллегиям схеме.

    Наряду с указами «во-исполнение» Сенат, коллегии и места имели право издавать инициативные распорядительные документы в пределах своей компетенции. Как правило, эти указы носили в чистом виде распорядительный характер и касались исключительно вопросов оперативного управления. Они могли инициироваться непосредственно Сенатом или коллегиями, промемориями равностоящих учреждений, доношениями подчиненных инстанций и должностных лиц или прошениями частных лиц. Однако вне зависимости от того, как инициировался указ, форма его была традиционной и практически ничем не отличалась от формы указов «во исполнение».

Изучение схемы распорядительной деятельности в органах государственной власти позволяет сделать следующие основные выводы:

В системе распорядительной документации ХVIII века выделяются два основных вида документа - указ и прокол. С помощью них осуществляются административные функции на всех уровнях управления;

На фоне выделения этих двух видов происходит процесс изменения общего состава распорядительных документов по сравнению с предыдущим периодом.

Жалованные грамоты становятся актами, устанавливающими исключительно права и обязанности отдельных лиц или их категорий, меняется масштаб их применения. Генеральный регламент в списке толкований иностранных речей дает жалованным грамотам новые, соответствующие этому масштабу и назначению грамот, названия – «дипломы» и «патенты».

«Грамоты» Генеральный регламент определяет как официальные документы, посылаемые в иностранные государства. Это однозначно свидетельствует о том, что они перестают быть распорядительными документами.

Наказы воеводам, которые в XVII веке были в чистом виде распорядительными документами, в XVIII веке приобретают характер инструкции и носят статус законодательного акта, устанавливающего единые требования

Указ Петра 1 Сенату о разделении именных указов на временные и постоянные, изданные в постановление вечное, и о присоединении последних к регламентам и уставам, от 29 апреля 1720 г. // Н.А. Воскресенский Законодательные акты Петра I : Акты о высших государственных установлениях. М-Л., 1945 г. С. 85


История

Задания II (муниципального) этапа

региональной олимпиады

2011/2012 учебный год

7-8 классы

Время выполнения 1,5 часа (90 минут)

1. Знаменитая пещера на Урале, известная, благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита

А) Альтамира

Б) Каповая

Г) Мамонтовая Курья

Д) Медвежья

2. Восточнославянские племена, ставшие в будущем основным населением Владимиро-Суздальского княжества

А) Вятичи, кривичи

Б) Волыняне, поляне

В) Голядь, тиверцы

Г) Древляне, северяне

Д) Словене, мурома

3. Русские воины герои Куликовской битвы

А) Евпатий Коловрат

Б) Александр Пересвет

В) Родион Ослябя

Г) Гаврила Олексич

Д) Микула Селянинович

4. Верно ли, что:

1) Архангельск основан по указу Ивана Грозного

2) Семен Дежнев был современником царя Алексея Михайловича

3) Медный бунт произошел при Петре I

4) Опричное войско возглавлял Борис Годунов

5) Засадным полком в Куликовской битве командовал воевода Боброк Волынский

6. Кто являлся современником царя Алексея Михайловича за рубежом и в России

7. По какому принципу образованы ряды

1) Ольвия, Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Танаис

2) , -де-Толли

3) Лжедмитрий I, Тушинский вор,

4) Шапка Мономаха, скипетр, держава

5) Сталинградская битва, Курская битва, операция «Суворов»

8. Что (кто) является лишним в ряду

1) а) Степан Разин, б) Федор Шелудяк, в) Иван Белобородов, г) Василий Ус

2) а) А. Рублев, б) Ф. Грек, в) Дионисий, г) И. Репин

3) а) Полтава, б) Чесма, в) Ларга, г) Измаил

4) а) , б) , в) , г)

5) а) Зоя Космодемьянская, б) Виктор Талалихин, в) Николай Гастелло, г) Василий Чапаев

9. Соотнесите имя князя и его прозвище. Во втором перечне есть лишнее прозвище

10. Соотнесите даты и события

11. Укажите исторические термины, которые объяснены неточно:

1) Ба́рщина – повинность, отбываемая крепостными в пользу помещика.

Б) Новгород;

В) Ладога;

Г) Смоленск;

Д) Суздаль.

2. Верно ли, что…

1. Почетного титула «принц Ватерлоо» был удостоен А. Веллингтон?

2. Первое ополчение, созданное в марте 1611 г., возглавил П. Ляпунов?

3. Отступать хоть до Камчатки и стать «императором камчадалов» был готов Петр I после поражения под Нарвой?

4. Помощников губного (земского) старосты называли «целовальниками» потому, что при вступлении в должность они целовали руку старосте?

5. В Отечественной войне 1812 года в боевых действиях участвовал Пермский пехотный полк?

3. Какие из перечисленных государственных учреждений НЕ существовали в XIX в.?

А) Приказы

В) Верховный тайный совет

Г) Государственная дума

Д) Государственный совет

Е) Министерство государственных имуществ

4. Укажите заводы, построенные на Урале в период правления Петра I:

А) Невьянский

Б) Лысьвенский

В) Нижне-Тагильский

Г) Мотовилихинский

Д) Егошихинский

Е) Ижевский

5. В состав Великой армии Наполеона в походе на Россию входили части и соединения…:

А) пруссаков, итальянцев, шведов, швейцарцев

Б) поляков, баварцев, саксонцев, австрийцев

В) австрийцев, баварцев, норвежцев, вестфальцев

Г) австрийцев, пруссаков, поляков, финнов

6. Расставьте события Отечественной войны 1812 г. в хронологической последовательности:

А) Бородинское сражение

Б) Смоленское сражение

В) Сражение на р. Березине

Г) Сражение под Малоярославцем

Д) Тарутинский маневр

В) деньга,

Г) копейка,

Д) полушка

13. В XVIII-XIX вв. в нашем крае побывал ряд известных деятелей культуры и науки, которые оставили описания населённых пунктов Прикамья. Узнайте по описанию, о каких городах Пермского края идёт речь.

-Данченко.

14. Укажите события отечественной и всеобщей истории, которые происходили одновременно. Впишите соответствующие буквы в таблицу снизу.


Апреля четвертого дня (5) года милостью Всемогущего и благодаря осмотрительности и доблестному усердию войска великого государя (3) ты, злодей, был захвачен в плен, и привезен к его величеству, и на расспросе под пыткой признал все свои вины

Великий государь указал сказать: Известно Ему Великому Государю не только, что во многих Европейских Христианских землях, но и в народах Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всём согласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Великого Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша Православная принята, все те народы согласно лета свои считают от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира.

а) От имени какого государя издан этот документ?

б) В каком году он был издан?

в) В какой день праздновалось начало года до издания указа?

г) Кто такие «Черкасы», исповедующие православие?

17. На карте отмечены основные районы размещения иностранного капитала в России в нач. XX века. В таблице под картой укажите важнейший город (или города) каждого района, а также опишите его экономическую специализацию.

https://pandia.ru/text/78/010/images/image014_8.jpg" width="204" height="156">.jpg" width="220 height=156" height="156">

Время выполнения 3 часа (180 минут)

1. Какой из древнерусских городов НЕ находился на пути «из варяг в греки»?

Б) Новгород;

В) Ладога;

Г) Смоленск;

Д) Суздаль

2. Верно, ли что…

1. Первым в России полным Георгиевским кавалером был?

2. На совете в Филях сдать Москву ради сбережения армии предложил Барклай де Толли?

3. Первое ополчение, созданное в марте 1611 г. возглавил П. Ляпунов?

4. Помощников губного (земского) старосты называли «целовальниками» потому, что при вступлении в должность они целовали руку старосты?

5. В Отечественной войне 1812 г. в боевых действиях участвовал Пермский пехотный полк?

Время выполнения 3 часа (180 минут)

1. Какая древнерусская ювелирная техника изображена на иллюстрации?

650 " style="width:487.35pt;border-collapse:collapse">

Военачальник

2. де Толли

Армия

А) Дунайская армия

Б) Финляндский корпус

В) Первая Западная армия

Г) Вторая Западная армия

Д) Третья Обсервационная армия

8. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.

а) Ольвия, Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Танаис

9. Кто является лишним в ряду? Дайте краткий ответ.

а) , Салават Юлаев, Василий Ус, И. Чика-Зарубин

б) В. Талалихин, А. Матросов, В. Чапаев, Н. Гастелло

10. Соотнесите имя исторического деятеля и род его деятельности. Во втором перечне есть лишняя характеристика.


11. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и кратко объясните, что означает термин. (по 1 баллу, итого 5 баллов )

а) Эк___про____риация -

б) Ре___ар___ции -

в) Ра___ифи___ация –

г) Де___аль___ация -

д) Кон___ерг___нция –

12. В XVIII-XIX вв. в нашем крае побывал ряд известных деятелей культуры и науки, которые оставили описания населённых пунктов Прикамья. Узнайте по описанию, о каких городах Пермского края идёт речь.

. Дневники. Записки путешествия в Сибирь. 1791

а) Город старинный, худо построен. Бывший провинциальный. На горе старинная деревянная крепость, то есть забор с башнями, в коих ворота. Промысел (…): кожевенный и сапожный, хлебный, разный заморский мелочной товар, но мало. Лавки отворяют по понедельникам в базар.

б) (…) лежит на правом берегу Камы, вверх. Было село Егачиха. Начат строить 9 лет назад. Улицы прямы, строение деревянное, ряды тоже. По воскресеньям базар. Мастеровых мало. Горшки в приказе делают, разваливаются. Кирпичи также. Промыслов мало, держат однако же всякие заморские товары. Лавки давно уже построены. Базары по воскресеньям.

-Данченко. Кама и Урал: Очерки и впечатления. 1875.

в) Вдали уже мерещится знаменитая в Прикамском крае столица солеваров… Черные колоссальные варницы, рисующиеся на сером фоне неба, производят какое-то сумрачное, неприятное впечатление. Над ними разостлался более густой и более тёмный, чем тучи дым, и в этом дыме окутывается всё сельбище, с большим белым собором. […] Правее, на противоположном берегу видна Ленва с такими же чёрными соляными амбарами и варницами. А ещё дальше… и само Дедюхино.

13. Перед Вами отрывок из документа. Прочтите его и ответьте на вопросы:

«… сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом) … и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов …

… сформировать в пределах армии от пяти до десяти штрафных рот».

а) Название документа.

б) Дата принятия документа (день, месяц и год).

14. Укажите события отечественной и всеобщей истории, которые происходили одновременно. Впишите соответствующие буквы в таблицу снизу:

15. Заполните пропуски в историческом судебном приговоре:

Ты, злодей, богоотступник и бунтовщик донской казак (1), в (2) году, забыв страх Божий и присягу на верность его величеству великому государю (3), государю и защитнику всея Великия, Малыя и Белыя России, произвел против него мятеж и, возмутив других казаков, пошел с ними на реку (4), дабы привести там во исполнение злодейский замысел свой.

Апреля четвертого дня (5) года милостью Всемогущего и благодаря осмотрительности и доблестному усердию войска великого государя (3) ты, злодей, был захвачен в плен, и привезен к его величеству, и на расспросе под пыткой признал все свои вины.

16. Вам представлен отрывок из исторического документа. Прочтите его и ответьте на вопросы.

«19. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты: продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным Исполнительным комитетам и совнаркомам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных Народных Комиссаров Союза

20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.»

а) Как называется процитированный Договор?

б) В каком году он был принят?

в) Сколько государств приняло участие в подписании этого документа?

г) В состав какого законодательного акта был включён этот документ через два года?

17. На карте отмечены основные районы размещения иностранного капитала в России в нач. XX века. В таблице под картой укажите важнейший город (или города) каждого района, а также опишите его экономическую специализацию.

https://pandia.ru/text/78/010/images/image014_8.jpg" width="204" height="156">.jpg" width="209" height="157 src=">

Страница 1

Отмена столбцов и введение листовой формы документа изменили его формуляр (приложение 3). Реквизиты выделились из текста и заняли определенные места на листе бумаги. Генеральный регламент ввел обязательную регистрацию документов в соответствующих журналах, поэтому на документах появились регистрационные номера: входящий и исходящий. Иногда стали обозначать наименование вида документа: рапорт, доношение, сообщение и т.д. В некоторых случаях к нему добавлялось краткое содержание документа (Реляция «об исходе компании»), хотя общее требование – указывать заголовок к тексту (краткое содержание документа) – появится позднее.

Документ начинали с обозначения адресата, который начинался с предлога «в» и писался вдоль верхнего поля листа («В правительствующий Сенат», «В Государственную Берг-коллегию»). Автор указывался под адресатом и в большинстве случаев начинался предлогом «из» («Из Тульского уездного суда»). Далее писали наименование вида документа и, иногда, его краткое содержание («рапорт о получении указа»).

Подпись включала наименование должности, имя и фамилию, иногда титул и следовала сразу за текстом документа. Скрепы проставлялись в правом нижнем углу листа и включали, так же как и подпись, наименование должности или чина, имя и фамилию. Обязательной стала скрепа секретаря.

В коллежском делопроизводстве выделяется из текста и становится самостоятельным элементом формуляра документа дата подписания. Во многих документах она проставлялась под текстом с левой стороны листа («Генваря 21 дня 1753 года»).

Исходящий регистрационный номер писали вдоль поля документа.

При получении документа в левом углу проставляли входящий регистрационный номер и дату получения («Получено июля 15 дня 1745 года»).

Документы в ряде случаев скреплялись печатью. Для каждой коллегии предусматривалась печать с изображением государственного герба и названием коллегии. Приложение печати производилось в присутствии двух свидетелей.

На документах XVIII в. наблюдается большое число отметок, отражающих различные стадии процесса документирования или стадии обработки документов. Прежде всего это резолюция, которую писали на лицевой стороне первого листа. Можно встретить отметки о рассмотрении дела, о том, с кем передали документ, отметки о согласовании, регистрационные индексы, отметки о контроле, о направлении в дело и др.

Для многих документов в XVIII в. разрабатываются «генеральные формуляры» - образцы, по которым следовало их составлять. Создание таких руководств по составлению документов, на которых обучались поколения канцелярских работников, начинается еще в приказном делопроизводстве. «В специальных «образцовых книгах» помещались образцы документов; типы «деловых» бумаг и писем приводились и в азбуках, «письмовниках», предназначенных для чтения и переписывания. Таким образцам пытались следовать и в правительственных учреждениях (центральных и местных), и выборных земских учреждениях, и в канцеляриях крупных феодалов, и «площадные подьячие», писавшие челобитные и другие бумаги». В частности, в указе 1723 г. «О форме суда» содержание челобитной следовало излагать по пунктам, а титул государя указывать только один раз в начале, что делало документы максимально удобными для чтения.

Несколько ранее – указом от 22 февраля 1714 г. губернаторам предлагалась единая форма ведомости для присылки сведений о производственных сборах налогов и казенных расходах, состоявшая из 22 пунктов.

Власть мятежников
В обращении руководства восстания «К населению крепости и города Кронштадта» говорилось: «Временный комитет озабочен, чтобы не было пролито ни одной капли крови». Накануне ночью радиостанция мятежников впервые вышла в эфир: «Всем! По воле кронштадтских матросов, красноармейцев и рабочих власть в Кронштадте без единого выстрела перешла в...

Упадок роли Турции в международной торговле в конце XVII - XVIII веке. Система «капитуляций»
Ситуация усугублялась экономическим кризисом. Основой экономики Турции было взимание податей с огромного подвластного населения и контроль над традиционными торговыми путями из Индии в Европу – через Персидский залив и Красное море. Проникновение португальцев в Индийский океан само по себе не смогло пошатнуть турецких позиций в данной о...

Детство и юность Ивана III
Иван III родился 22 января 1440 года. Он происходил из рода московских великих князей. Его отцом был Василий II Васильевич Темный, матерью - княжна Мария Ярославна, внучка героя Куликовской битвы В.А. Серпуховского. Через несколько дней после рождения мальчика, 27 января, церковь вспоминала «перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста» ...

Система государственного делопроизводства начинает складываться в период формирования русского централизованного государства, с середины XV в. Управление Московским государством сложилось из удельного княжества, а последнее было не столько государство, сколько хозяйство князя, в котором различные части управления поручались отдельным боярам, составляя прообразы будущих административных ведомств.

По мере превращения Московского княжества в великорусское государство в нем усложнялись административные задачи, отдельные части управления, находившиеся в ведении того или иного лица по приказу князя, превратились в сложные и постоянные присутственные места -- избы или приказы. Происхождение приказов связано с практикой личных поручений (приказов) великого князя ближайшему окружению -- князьям и боярам по разрешению отдельных вопросов государственного управления. Их деятельность объединялась высшим правительственным учреждением -- Боярской Думой. Московским великим князьям удалось создать сильную централизованную систему управления, в которой все важнейшие функции административного управления выполняли Боярская Дума и приказы. Именно поэтому период становления и развития государственного делопроизводства принято называть приказным периодом -- по названию первых государственных учреждений -- приказов. Этот период охватывает время с XV по XVII вв. В целом система органов государственного управления в этот период выглядит следующим образом:

Однако в этот период управление не составляло стройной системы и строилось на системе «поручений» - какой-либо круг дел передавался в ведение определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя. В отдельных случаях в ведении одного лица оказывалось несколько ведомств. С другой стороны, нередко в управлении одного ведомства одновременно участвовало несколько разных учреждений, что приводило к смешению их функций и неразберихе Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет делового общения. М., 1995. С. 64..

В этот период в системе государственного управления не прослеживался последовательно принцип отраслевого управления, и только часть приказов являлась органами территориального управления, а часть ведала отдельными отраслями. Общее количество приказов, существовавших на Руси, точно не известно, в частности, в XVII в. разные исследователи называют их число от 40 до 70. Во главе отдельного приказа стоял приказной судья (в некоторых приказах судей было по два и более; они назывались товарищами главного судьи), назначаемый из думных чинов. В его ведении состояли дьяки -- от одного до трех, а к концу XVII в. в крупных приказах -- от 6 до 10 человек. В ведении дьяков находились подьячие, которые в соответствии со стажем работы делились на «старых» (старших), «середних» и «молодых» (младших). В крупных приказах подьячие объединялись в «столы», или повытья, - структурные подразделения приказов; деление на столы производилось не по роду дел, а по территориальному принципу. Для приведения в исполнение разных распоряжений существовали особые должности -- толмачи, трубники, недельщики и др. В их обязанности входило также доставлять переписку приказов по принадлежности, вызывать тяжущихся на суд и Др. В деятельности приказов принципы коллегиального и единоличного управления четко не разграничивались. Определенно можно лишь сказать, что распорядительная деятельность всецело принадлежала приказным судьям, роль дьяков была гораздо скромнее. Они наряду с подьячими занимались организацией и ведением делопроизводства. Через их руки в приказ поступали челобитные, доклады, доношения местных правителей, они хранили дела и вели письмоводство. Старшим подьячим, наиболее опытным и уважаемым, и подьячим «средней руки» доверялась сложная работа, связанная с подготовкой решений по делам, хранением дел, опечатыванием архивных сундуков. Младшие подьячие не пользовались особым доверием. Многие царские указы XVII в. обращают внимание на необходимость строго контролировать их работу. За ошибки, допускаемые в официальных документах, подьячих строго наказывали: били батогами, лишали жалованья Колесников И.М., Яснецкая В.Г. Делопроизводство на компьютере. Учебно-методическое пособие. - М.: Ин-т международного права и экономики им. Грибоедова, 2003. С. 85..

На местах в ведении приказов состояли воеводы, управлявшие территориями и выполнявшие предписания центральных властей. Воеводы имели свою «канцелярию» -- приказную избу и помощников -- «меньших» воевод и дьяков. В приказной избе хранилась государственная городская печать, денежные суммы и велось делопроизводство. Приказная изба делилась на столы. Например, Нижегородская съезжая "изба в 1663 г. состояла из четырех столов: денежного, где хранилась казна и приходно-расходные книги; судного, занимавшегося делопроизводством по вершенным и невершенным судебным делам; сыскного и поместного и ямского, хранившего царские грамоты о поместных делах. Приказы и приказные избы представляли собой одновременно и присутствие, и канцелярию, и архив. Документы обычно размещались на столах, на скамьях, особо ценные - в сундуках-ларях в тех же помещениях, где велась текущая работа и прием посетителей.

В XV в. дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, которую первоначально также привозили из западноевропейских стран, а со второй половины XVII в. - своя, отечественная. Первую бумажную «мельницу» (фабрику) построили на реке Пахре по приказу патриарха Никона, затем в Москве на реке Яузе. Однако только в XVIII в. после строительства нескольких бумажных мануфактур удалось удовлетворить внутренний спрос на бумагу в России. Первоначально бумага изготавливалась из тряпья, а чернила делались из солей железа и дубильных веществ, добываемых из чернильных орешков -- наростов на дубовых листьях. Сочетание железистых чернил и тряпичной бумаги делало текст особенно стойким, он почти не выцветал. Поэтому документы этого периода, хранящиеся в архивах, достаточно хорошо читаются.

Инструментами письма служили гусиные перья, затачиваемые особым образом перочинным ножом. Лучшими, как отмечают историки, считались перья из левого крыла гуся, а сама очинка требовала значительного уменья. Гусиные перья применялись вплоть до второй половины XIX в., хотя металлические перья появились уже в начале века. Написанный гусиным пером текст посыпался мелким кварцевым песком Рогожкин М.Ю. Документы делового общения. М.:1999. C. 291..

Московские приказы пользовались песком, привозимым с Воробьевых гор, который считался особенно светлым и чистым. С появлением так называемой скорописи (начертание округлых букв и использование графических сокращений слов и частей слов с вынесением -их над строкой письма) свободно читать такие тексты стало довольно сложно, требовались знания и навыки.

В делопроизводстве приказов продолжала использоваться весьма специфическая форма документа - столбец (столп, столпик), иначе говоря, свиток из подклеенных друг к другу узких листов бумаги. Важные государственные акты могли иметь особенно большие размеры. Например, грамота царя Алексея Михайловича Пыскорскому монастырю на земли имеет длину более метра, а Соборное уложение 1949 г. насчитывает 309 метров!

Составные части столпа назывались «поставами». Такое же название получили и сами места склейки листов. Столбец являлся фактически не одним документом, а включал всю совокупность документов дела. Текст в столбцах писался только с одной стороны, оборотная использовалась лишь для проставления помет, резолюции, адреса. Документы хранились свернутыми в свиток или рулон; для особо важных документов изготавливались специальные футляры, но чаще они хранилось просто в ларях, или сундуках. Такая форма документа была неудобной, поскольку много времени уходило на развертывание и свертывание столбца при поиске необходимых сведений. Сама склейка была недостаточно прочной, что приводило к ветшанию и износу документа. Столбцовая форма делопроизводства отменена Петром I Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству (издание шестое, переработанное и дополненное). - М.: Издательство ПРИОР, 2002. С. 173..

Наряду со столбцовой формой документа в приказах зародилась и начала применяться тетрадная форма. Тетрадь -- это лист бумаги, сложенный вдвое. Тетради собирались вместе, переплетались по мере необходимости и составляли книги. В форме книг велись списки, финансовые, учетные, регистрационные записи и др. Известно огромное количество разновидностей книг -- более трехсот. Это -- ужинные, умолотные, денежные и другие книги. Но основной формой документа все-таки оставался столбец, имеющий по существу характер «дела», последовательно отражавшего все «производство» по тому или иному вопросу, начиная с инициативного документа (челобитной, памяти), включая все промежуточные документы (справки, выписки из других дел) и заканчивая документом, содержавшим решение. Остальные бумаги, не сформированные в столбцы, тетради или в книги, сгруппировывались в связки, где нередко оказывались самые разнообразные документы.

Видовой состав документов приказного делопроизводства был довольно однообразным. Все существовавшие в этот период документы группируются в следующие основные виды: грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные. Однако внутри каждого вида существовало множество разновидностей. Отписки -- документы, поступавшие в приказы с мест, от воевод; грамоты -- это царские указы, посылаемые из приказов на места -- боярам, воеводам, приказным людям. Приказы представляли царю отписки или доклады; воеводам и другим местным начальникам царь давал наказы; приказы между собой сносились памятями; обращения граждан к центральной власти оформлялись в виде челобитных Андреева В. И. Делопроизводство (издание 4-е). - М.: ЗАО «Бизнес школа» 1997. С. 57..

Важнейшим признаком официального документа является его формуляр -- совокупность устойчивых информационных элементов (реквизитов, языковых формул) документа, расположенных в определенной последовательности, специфической для каждого вида документа. Формуляр -- результат повторяемости управленческих ситуаций и управленческих действий. Исследователи отмечают, что еще на заре клинописи письменные памятники отличались использованием устойчивых текстовых формулировок с определенным расположением материала.

В документах приказного делопроизводства большинство реквизитов еще не выделилось из текста, т.е. обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и др. и собственно содержание документа составляли один сплошной текст. Как правило, документ начинался с обращения, даты или обозначения автора и адресата документа. Например, царские указные грамоты начинались указанием автора и адресата (от кого -- кому):

«От царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России самодержца, боярину нашему и воеводам князю Якову Куденетовичу Черкасскому...»

«...князю Ивану Алексеевичу Воротынскому с товарищами...», а затем излагалось существо вопроса.

Челобитные и отписки начинались с обращения:

«Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьет челом холоп твой...»

«Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой России самодержцу, бьет челом сирота твой Ивашко Михайлов...».

При обращении к великому князю служилые люди писались холопами («бьет челом холоп твой»); посадские люди и крестьяне, их жены, вдовы и дети -- сиротами; духовные лица -- богомольцами Колесников И.М., Яснецкая В.Г. Делопроизводство на компьютере. Учебно-методическое пособие. - М.: Ин-т международного права и экономики им. Грибоедова, 2003. С. 87..

В заключительной части указной грамоты обозначалась дата ее составления и место, где она была написана:

«Писан в царствующем граде Москве в наших царских палатах. Лета 7166 года, марта в 16 день».

Челобитная заканчивалась и заверительной надписью: «К сей челобитной Демьянко Власов руку приложил», а также указывались имена послухов (свидетелей), место и время составления челобитной.

Кроме этих обязательных элементов можно говорить о некоторых стабильных элементах текста для каждой разновидности документа. Например, изложение просьбы в челобитных начиналось традиционной формулой: «... вели государь мне дать...», а заканчивалось: «...царь-государь смилуйся пожалуй...».

Анализируя формуляр документов приказного периода, многие исследователи отмечают наличие устойчивых форм, образцов, по которым совершалось делопроизводство. В частности, по единому образцу писались наказы воеводам из приказов, включавшие следующие части:

  • · вступление в должность нового воеводы, порядок приема должности от прежнего воеводы;
  • · постановления о финансовом управлении;
  • · отношение воеводы к местному обществу и выборным должностям;
  • · постановления о полицейской деятельности воеводы;
  • · определение военных обязанностей воеводы, правила его отношения к иноземцам Кузнецова Т. В., Лихачев М. Г., Райхцаум А. Л. Документы и делопроизводство: Справочное пособие. - М.: Экономика 1991. С. 92..

Процедура подготовки документов в приказном делопроизводстве включала следующие основные этапы:

  • · поступление документа на рассмотрение;
  • · подготовка дела к «докладу»;
  • · рассмотрение и решение дела;
  • · оформление документа, содержащего решение.

Рассмотрение дела в приказе начиналось по инициативе царя или по жалобе, извету, челобитной или отписке. Указание царя передавалось им лично кому-либо из чинов приказа или передавалось в приказ через кого-либо из тех, кто находился в это время при царе. По указу царя либо сразу готовилось решение («отпуск»), если приказ располагал для этого нужными сведениями, либо начиналось исполнение - рассмотрение вопроса и сбор необходимых материалов.

Если во исполнение царского указа нужно было написать грамоту, дьяк писал ее сам или давал поручение кому-нибудь из старших подьячих. Если для решения дела требовалась переписка с другими приказами, она велась без соблюдения особых формальностей короткими «памятями» или записками подьячих одного приказа подьячим другого приказа.

При поступлении документа на нем проставлялась дата и дьяк делал помету «Выписать», что означало «Навести справки». Фактически это означало начало рассмотрения дела. Подготовкой дел к рассмотрению («докладу») занимались столы, или повытья, где дьяк или по его поручению старший подьячий собирал нужный материал, составлял проект ответного документа (решения по делу). Роль докладчика по делу принадлежала дьяку, а решение вопроса -- думным дьякам. Решение по делу принималось после его обсуждения. Думные дьяки могли согласиться с подготовленным решением, но могли и внести свои коррективы. В результате после вынесения решения дьяк «чернил» подготовленный документ, т.е. исправлял его, младший подьячий переписывал набело, подьячий «справлял», т.е. сверял беловик с черновиком, удостоверял («справлял») его своей подписью - «справой», которая выражала ответственность подьячего за точное соответствие беловика черновику, но еще не придавала юридической силы документу. Для этого требовалась «припись» дьяка, которая свидетельствовала об ответственности за содержание документа.

Руководители приказов - судьи и приближенные к ним лица, участвовавшие в принятии решений, - не ставили своих подписей на документах. Это входило в обязанность дьяка, отвечавшего за ведение делопроизводства приказа: «а на всех делах закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни к каким делам... руки не прикладывают, для того устроены они, думные дьяки». Царь и бояре собственноручно подписывались только на договорных грамотах, заключаемых с другими государствами. Подпись, или «припись», дьяка была весьма своеобразна: если документ состоял из нескольких листов, дьяк «приписывал» документ на каждой склейке, проставляя по одному слогу своей фамилии на каждой склейке, чтобы буквы захватывали оба листа, что было узаконено Судебником 1550 г. Это предохраняло документ от фальсификации и подлога.

В московских приказах впервые намечается обособление оконченных дел от «текущих». Наряду с хранением документов в кулях, мешках, сундуках в некоторых приказах (например, Поместном приказе) появляются шкафы для хранения документов, а затем и меры по охране документов, например снабжение сундуков замками Делопроизводство и основные нормативные требования к документам. М., 1994. С. 251..

Изучение Уложения 1646 г. и целого ряда указов, принятых позже, позволяет говорить о введении норм письменного оформления различных договоров, установлении внешнего единообразия деятельности приказов. В Уложении перечислены неприсутственные дни -Рождество (с 24 декабря до 8 января) и вся неделя Пасхи и др.; общее количество неприсутственных дней было достаточно велико. Сношения приказов с городами до учреждения почты в 1666 г. осуществлялись с помощью нарочных; ответы воеводам отсылались не с нарочным гонцом, а при случае.

Поделиться: