К вопросу понимания и изучения сущности феномена «социальное образование» в условиях образовательного процесса пташко т.г. Социальное обучение и социальное воспитание

Наряду с понятием социального обучения в научной литературе в последнее время широко используется термин социальное образование. Термин социальное образование появился в России в первой половине 90-х годов в связи с открытием институтов социальной педагогики и социальной работы. Однако его значение до сих пор остается недостаточно четко определенным. Различают два основных случая употребления этого словосочетания. В первом случае под социальным образованием понимается профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере, включающая все виды профессионального образования: начальное, среднее, высшее и послевузовское, а также курсовую подготовку и переподготовку специалистов.

Во втором употреблении под этим термином подразумевается образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. В этом значении термин «социальное образование» близок понятию «социальное обучение».

Социальное образование может рассматриваться в нескольких планах:

1) социальное образование понимается как направленность любого образования, когда вся учебно-воспитательная работа служит социализации личности;

2) социальное образование это компонент процесса образования, включающий социальное формирование и социальное научение личности;

3) это часть образования об обществе; освоение наук об обществе;

4) это процесс и результат социализации личности;

5) обучение основам правил жизнедеятельности в обществе, коллективе, освоение знаний о человеке, обществе;

5) это профессиональное образование личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере; подготовка профессиональных кадров для учреждений социальной защиты.

Результатом социального образования как единства социального воспитания и социального обучения должен быть достигнутый каждым индивидом или группой людей определенный уровень социальности, социального ориентирования и социального функционирования.

Мардахаев Л.В. определяет социальное образование как процесс или как результат обучения человека самореализации в обществе, в социальной среде его жизнедеятельности. В нем выделяются два направления: 1) процесс и результат усвоения человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимые ему для самореализации как гражданина, семьянина, специалиста и профессионала; 2) процесс и результат подготовки человека как специалиста социальной сферы.

Социальное образование можно рассматривать и более широко. Это подготовка специалистов в области социальных наук, обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; социальное просвещение и воспитание населения, формирование умений взаимодействовать в социуме; формирование и воспроизводство определенного менталитета, системы социокультурных принципов, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, образа жизни.



Павленок П.Д. отмечает, что социальное образование в широком плане это общественное образование, т.е. процесс знания общества в целом; в узком плане – это процесс получения знаний и умений в области социальной сферы.

На объектном уровне социальное образование выступает: как процесс, как система, как социальный институт, часть социальной сферы. На субъектном уровне: как субъектный процесс, как субъективный результат, как ценность.

Выделяют основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем, разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. Одной из главных задач социального образования является установление баланса потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека.

На основе выявления особенностей социального образования определяют его базовые принципы: гуманизм, последовательность и целостность социального образования ; использование в содержании социального образования мировых образовательных стандартов; единство государственных, общественных, профессиональных и индивидуальных ценностей; воспитание активного отношения к общественной жизни.

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости (В.А. Никитин и Г.Т. Медведева) различаются виды социального образования :

1.Неформальное социальное образование - это совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни.

2.Формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования , и во многом определяет уровень социализации индивида, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Исследователи В.А. Никитин и Г.Т. Медведева выделяют общенаучный и частнонаучный уровни социального образования .

На общенаучном уровне социального образования специалисты получают знание о законах, принципах развития социальной сферы (социальное взаимодействие людей, групп) и умения анализировать, прогнозировать, создавать проекты для преобразования общества. На частнонаучном уровне осуществляется специализация социального образования , когда специалисты овладевают теоретико-методологическими, общепрофессиональными и частнопрофессиональными основами и методиками профессиональной деятельности, приобретают умения осуществлять экспертно-аналитическую, организационно-управленческую, прогнозно-проектную деятельность по оказанию помощи коллективу, группе, отдельным личностям в социализации в рамках подготовки специалистов по социальной работе, а также в соответствии с потребностями общества.

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития» : .

Система образования как институт включает следующие компоненты:

органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Академик В. И. Жуков характеризует его « как продукт качественного взаимодействия (взаимопроникновения, ассимиляции) естественнонаучного, гуманитарного и технического образования» :

То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не является всеохватывающим и абстрактным, а имеет вполне конкретную практическую направленность.

Под социальным образованием понимают:

подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;

  • · подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;
  • · социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства -- времени;
  • · формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентации, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.

Совершенствование содержания социального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы).

Во-первых, потребности практики, проблематика, которая является предметом забот современного общества Во-вторых, на них оказывают влияние предпочтения, симпатии преподавательского корпуса, их подготовленность, научные интересы. В-третьих, на выбор моделей подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальной работы.

При этом требуется массовое просвещение к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого района, поселения, области, края, республики. Подготовка людей к социальной самозащите, обучение основам сохранения, безопасности жизни.

Совершенствование содержания социального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Цель социальной работы состоит в оказании помощи нуждающимся в ней членам общества, в стимулировании их к преодолению собственными усилиями возникающих у них личностных, семейных, групповых, производственных. Основные функции социального работника состоят в том, чтобы определить (диагностировать) эти проблемы, оказать помощь, поддержку, а затем осуществить коррекцию его поведения и социальную реабилитацию. подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система , тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых сейчас находится Россия. Наиболее полной является модель, предложенная профессором И. А. Зимней: социальное образование институт

  • 1. Подготовка специалиста в области социальной работы осуществляется по уровням, последовательно решаются задачи введения студента в обучение, обеспечения программ самообучения и саморазвития.
  • 2. Подготовка специалиста может рассматриваться как сложная многоаспектная деятельность, совокупным субъектом реализации которой выступает учебно-методически-административный состав учебного заведения совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами.
  • 3. В области социальной работы как любая сложная развернутая во времени деятельность имеет несколько уровней, этапов. 1 уровень -- ориентировочно-исследовательский есть по сути знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, прогнозирование ее осуществления. 2 уровень -- исполнение самой деятельности в форме обучения, что предполагает определение подходов, организацию учебного процесса и его обеспечение. 3 уровень -- саморазвитие, самосовершенствование специалиста.
  • 4. Подготовка специалиста по социальной работе требует от него принятия определенных этических норм (профессиональных кодексов) и следование им, формирование определенных личностных (индивидуально-психологических) качеств, таких, например, как гуманистическая направленность, эмпатичность, альтруистическая доминанта и др.
  • 5. Предметом подготовки по специальности «социальная работа» является практическое умение оказать эффективную квалифицированную помощь клиенту в решении его личностных проблем, трудностей (с детьми, родителями, сотрудниками, самим собой), таких, как, например, неадекватность уровня притязаний, самооценки, дезадаптация, наркотическая или алкогольная зависимость, импотенция, старость, потеря смысла жизни, инвалидность .

Исторически формальное образование по-прежнему привязано к понятию учебной программы. Можно утверждать, что учебная программа представляет работу в образовательных учреждениях по методикам с определенным тестированием, которое неразрывно связано с процессом учебы. Разработка учебных программ является контрольным механизмом укрепления и воспроизведения получаемых знаний.

Существует также неформальное образование с помощью общения, разговора, диалога или можно создать серьезный патриотический социальный проект , рассматривая его как демократический инструмент, который может помочь в воспитании молодежи.

Таким образом утверждается, что неформальное образование предлагает свободный и демократический механизм, который не может и не должен следовать учебной программе. В самом деле видно, что если неформальное образование принимает учебную программу, то оно по определению перестанет быть неформальным общением.

Однако чисто неформальное общение представляет пока очень редкий опыт, особенно при обсуждении в контексте патриотического социального проекта.

Привязанность к учебной программе

Академическое обучение пытается определить, анализировать и оценивать учебную программу в рамках формального образования. Таким образом, трудно дать абсолютное определение понятия этого сложного и проблематичного понятия.

Имеется три решающих значения для учебной программы в рамках обучения, и они обеспечивают прочную основу понимания для дальнейшего обсуждения. Учебная программа может рассматриваться:

  • как план, состоящий из опыта обучения для школьников, здесь можно охарактеризовать как разработка документа, включая цели, мероприятия, учебные материалы и графики;
  • использование учебной программы как системы или динамических рамок, существующих с целью осуществления, оценки и изменения опыта обучения;
  • использование учебной программы описывается как синоним для области профессионального обучения.

Общее для этих и других описаний учебных программ, можно отметить важное значение взаимосвязи между целями и предметом.

Нынешняя политика образования действительно выступает за строгое и частое тестирование.

Альтернативная точка зрения может быть принята для молодежи и для другой однородной группы, чьи образовательные и культурные потребности имеют мало разнообразия.

Неформальное основано на доверии

Некоторые образовательные философы предлагают взаимную позицию, что получение знаний должно содействовать свободе, деятельности и центральное значение позиции учащегося в этом важном демократическом процессе. Хотя многие теоретики обсуждают демократические знания в формальных условиях и предлагают альтернативные методологии неформального общения.

Философия неформального образования предполагает, что мир полон потенциальных возможностей в области получения знаний, действительно большая часть знаний приобретается не в школе, а в жизни. Неофициальный педагог выступает в качестве посредника или советника с этими возможностями. То есть, педагог являются помощником в процессе обучения людей, а не мастером обучающим других.

Общение занимает центральное место в работе неофициального педагога, но почему это так?

Во-первых необходимо понимать, что разговор неофициального педагога является отличительной формой разговора, это диалогическая попытка добиваться понимания. Диалог должен быть как двусторонний разговор, в котором обе стороны имеют степень равенства. Разговорный или диалогический подход требует также определенных характеристик, чтобы инициатива присутствовала в обеих сторонах. Таким образом, неофициальный разговор привлекает ее участников и получение знаний происходит спонтанно, когда преподавание как бы не происходит. Этот метод не является современным явлением, диалогический разговор был излюбленным методом преподавания для греческого философа Сократа.

Во-вторых разговор предлагает ситуацию, где каждый человек имеет эффективное равенство шансов принять участие в непринужденном диалоге. Во взаимном доверии, уважении, готовности прислушиваться и рисковать мнением является основополагающим в диалогических разговорах и, таким образом, ключом к работе неформального общения.

Неформальные знания являются мощным регулирующим идеалом, который может ориентировать нашу практическую и политическую жизнь. Сразу же можно наблюдать потенциальный конфликт между традициями неформального и формального образования. Конфликт на основе концепции власти. Разговор занимает центральное место в работе неформального образования, поскольку он содействует развитию демократии и позволяет отдельным лицам и группам оспаривать социальную гегемонию и решать их права, поэтому разговор можно рассматривать как расширение прав и возможностей. Учебная программа, с другой стороны, контролирует власть и ограничивает свободу личности, бросая вызов нынешней социальной гегемонии. И наконец неформальное образование предполагает, что измерение знаний в оценках ненужное, вредное и контрпродуктивное. Истинное измерение нельзя достичь, так как неофициальный педагог будет иметь только ограниченное понимание последствий опыта. По этой причине измерения (выставление оценок) не принимаются и не практикуется неофициальным воспитателем.

Смешивание теорий

Почти дихотомическая (деление надвое) линия существует между теориями формального и неформального образования. Неформальное образование существует, по большей части, в мире учебных программ и часто методы неофициального воспитателя должны адаптироваться и разбавляться для того, чтобы дать качественные знания. Это разбавление особенно наглядно проявляется в сфере работы с молодежью.

Молодежная работа, главным образом, это не неформальное образование, и представляет один из элементов комплекса.

Через учебную программу, формальное общение существует как средство социального контроля, в то время как разговор и диалог неофициального педагога промульгирует демократию и позволяет расширять права и возможности обучаемых.

Исследования междисциплинарной теории и практики социальной ответственности определили принципы видения обучения:

  • философские, исторические и социальные основы исследования молодежи и образования с акцентом на социальную ответственность в различных общинах;
  • интегрированный учебный план обеспечивает связь между теорией и практикой;
  • плюралистический подход к педагогике исследует несколько возможных этапов обучения;
  • участие в образовательных социальных проектах признает значимость школы/колледжа и партнерство государственных, национальных и международных обязательств.

    Преподаватели стремятся к непрерывному обучению, профессионализму, творческим продуманным действиям и стремлению к интеллектуальному совершенству. Они поддерживают этические размышления и работу учить других и себя уважать в глобальной среде с ограниченными ресурсами. Смотря в будущее и наблюдая изменения на местном, национальном и международном уровнях, необходимо корректировать учебный план, который должен соответствовать меняющимся потребностям молодежи.

Введение

Глава 1. Понятие социального образования

Глава 2. Эволюция социального образования в последние годы

1 Основные направления современного социального образования за рубежом

2 Современное российское социальное образование. Перспективы развития

Заключение

Список литературы

Введение

Последние два десятилетия в России стали временем серьезных перемен в области образования. Особую актуальность и значимость приобретает анализ исторического опыта образовательной системы предшествующих веков, который делает возможным осмысление фактов в данной сфере для выработки стратегии в будущем. Развитие социального образования в России характеризуется сложными и противоречивыми процессами, обусловленными воздействием множества различных факторов развития общества. Современная ситуация в России, модернизация различных сфер жизни общества, потребности и интересы личности требуют развития системы образования на базе сочетания традиционных и современных подходов. Одним из таких направлений, сочетающих в себе лучшие традиции гуманизма российской системы образования и воспитания, направленные на решение проблем социальной и профессиональной активности человека, является социальное образование.

Современный этап развития Российской Федерации ставит перед национальным образованием задачу интеграции интеллектуального потенциала нации в мировое сообщество, в котором социальное образование выступает неотъемлемым компонентом духовного, социального, нравственного развития личности, которое важно не только для международной интеграции,но и для развития общества в целом.

Основополагающая задача данной работы-это изучение современной социальной политики Российского государства, её развитие в сравнении с зарубежными странами, с целью рассмотрения перспектив развития социального образования, так как именно эта сфера жизни дает обществу гарантию в социальной защите, оказывает материальную, физическую и духовную помощь нуждающимся слоям населения.

Глава 1. Понятие социального образования

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Безусловно, становление, оформление новых отраслей знания, образования нельзя понимать прямолинейно: это следствие сложных процессов взаимодействия − дифференциации, интеграции, ассимиляции в области науки, образования, религии, культуры, всей духовной сферы человеческого общества.

То есть социальное образование интегрирует в себе совокупность знаний в области философии, психологии, социологии, педагогики, истории, биологии, физики, математики, экономической теории т. д. Столь широкий сегмент определяется содержанием социального образования, которое, по мысли В. И. Жукова, − «социальный феномен, обусловленный потребностями становления и развития конкретной личности и общества в целом». То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не охватывает все сферы жизнедеятельности, а имеет узкое направление.

Социальное образование определяется «как система подготовки кадров для нужд «третьего сектора» (С.И.Григорьев); часть общего и любого вида профессионального образования (Е.И.Холостова); подготовка специалистов для учреждений социальной сферы, обучение социальным наукам, привитие навыков воспитания (И.М.Лаврененко). Вместе с тем ученые подчеркивают, что социальное образование направляется на формирование личности, способной к самореализации в социальной сфере, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению функций и профессиональных ролей специалиста социальной сферы (В.И.Жуков)». Отмечается также, что социальное образование предполагает обучение специалистов социальной сферы основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, формирование социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Подчеркивается роль социального образования для развития творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов социальной сфере, адекватных представлений о процессах, происходящих в современном мире, специфике интересов и поведения разных социальных групп.

Учеными выделяется социальная функция социального образования, которая заключается в социализации личности в процессе профессиональной деятельности, а также культурная функция, направленная на развитие способностей будущего специалиста социальной сферы и преобразование социальной действительности. К стратегиям социального образования относят:

ñуниверсализацию;

ñсвободу выбора;

ñучастие в становлении гражданского общества.

«Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций. Выделяются основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. В числе главных задач социального образования выделяют установление «баланса» потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека».

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости для решения задач повышения профессионализма специалистов по социальной работе выделяют виды и уровни социального образования:

неформальное социальное образование представляет собой совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни;

формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования и во многом определяет уровень социализации человека, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Глава 2. Эволюция социального образования в последние годы

1 Основные направления современного социального образования за рубежом

В зарубежной системе социального образования (Франция, Швейцария, Австрия и др.) в качестве перспективного направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе выделена социально-культурная деятельность. Специалистов данного направления именуют как специалист-аниматор в сфере социальной работы.

«Составной частью подготовки специалистов по социальной работе является социально-культурная анимация (франкоязычная Швейцарии). Окончание школ социально-культурной анимации позволяет выпускникам работать в смежных областях. В немецкой Швейцарии на учебу принимаются студенты, имеющие опыт работы в сфере социально-культурной анимации. Подготовка приобретает характер «сопровождения профессии». В Швейцарии (г. Люцерн, г. Цюрих) введен специальный курс «Аниматор», в котором внимание уделяется «разработке теоретических концепций социально-культурной анимации и самостоятельной разработке исследовательских проектов, сопровождающих практику и направленных на обучение студентов роли посредника в социальной работе с молодежью».

В Австрии для подготовки кадров работников с молодежью существует специальная школа для обучения руководителей досуговыми центрами молодежи.»Школа сотрудничает с молодежными общественными организациями, представители которых входят в контролирующий орган школы, влияющий на выработку содержания и форм подготовки

Великобритании (графство Стаффордшир) действует Общенациональная организация по обучению специалистов, работающих с молодежью, которая обеспечивает им доступ к Высшим курсам, с последующим присвоением степени. Содержание программ подготовки направлено на овладение теорией межличностного общения, формирование умений создавать и поддерживать межличностные отношения, работать в команде, на развитие организаторских и аналитических способностей, стремления постоянно развивать и повышать знания и навыки профессиональной деятельности.

Система подготовки специалистов по социальной работе во Франции предусматривает «специальную программу подготовки теоретиков - ученых, которые должны пройти все уровни обучения и иметь опыт социальной работы. Содержание программы направлено на формирование навыков исследовательской работы в сфере социальной работы» .

Таким образом, профессиональная подготовка за рубежом имеет ряд особенностей: осуществляется в образовательных учреждениях с привлечением к процессу обучения ресурсов общественных организаций; она носит характер «сопровождения профессии», то есть будущие специалисты совмещают теоретическую подготовку и профессиональную деятельность; среди основных направлений деятельности будущих специалистов социальной сферы выделяют коммуникативное, социально-культурное, научно-исследовательское.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в зарубежной системе социального образования довольно мощно представлен практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке, что находит выражение в целенаправленной подготовке специалистов по социальной работе в общественных организациях. Этот опыт может быть учтен в отечественном социальном образовании при разработке специализаций и организации курсов повышения квалификации для специалистов по социальной работе.

2.2Современное российское социальное образование. Перспективы развития

Современная социальная ситуация в России, к сожалению, не вызывает достаточного оптимизма: крайняя дифференциация в доходах и уровне жизни, детская беспризорность, бюрократизм, стагнация среднего класса, деградация деревни, вспышки национальных противоречий и многие другие «проблемы российского общества делают достаточно умозрительными прогнозы некоторых «аналитиков» о скорейшем и чуть ли не «автоматическом» приобщении России к числу «цивилизованных» государств.» Способом практического решения социальных проблем в нашей стране может служить их непредвзятый кропотливый научный анализ и претворение его результатов в практику посредством широкого общественного обсуждения, изменения законодательства, ключевых кадровых перестановок и т. д.

Такая ситуация диктует необходимость качественных сдвигов в развитии социальной научно-образовательной сферы. Начало этому процессу было положено в ноябре 1991г., когда Постановлением Правительства РФ был открыт Московский государственный социальный институт (ныне Российский государственный социальный университет), и в государственные образовательные стандарты введена новая специальность «Социальная работа». В настоящее время в системе социального образования профессионально работают более 120 вузов России. Флагманом среди них, безусловно, является Российский государственный социальный университет(РГСУ): он возглавляет Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области социальной работы;на базе РГСУ сформирована Академия социального образования; в состав Университета входит 70 территориальных подразделений, охватывающих своей сетью значительную часть Российской Федерации. Это позволяет РГСУ разрабатывать единую стратегию социального образования, руководить ее практическим воплощением, добиваться конкретной отдачи в виде изменения социальной ситуации в стране в позитивном направлении.

В тоже время анализ научной литературы, материалов конференций, собственный опыт работы позволил выявить следующие тенденции в развитии социального образования: влияние зарубежного опыта теоретической и практической профессиональной подготовки специалистов по социальной работе; введение отечественных Государственных образовательных стандартов (1995 и 2000 гг.), обеспечивающих единство образовательного пространства; многоступенчатость и непрерывность профессиональной подготовки; углубление и расширение специализаций подготовки по специальности «Социальная работа»; переход отечественного социального образования на западноевропейские образовательные стандарты (Болонская декларация министров образования стран Западной Европы, сентябрь 2003 г.).

«Выявленные тенденции социального образования свидетельствуют о необходимости поиска путей его оптимизации, под которой можно понимать выбор лучшего из возможных вариантов для данной ситуации, что требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, содержания, методов, средств, форм обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, М.М.Поташник).Анализ результатов исследований, проводившихся по проблеме профессиональной подготовки в вузе, показал, что в процессе профессиональной подготовки студентов в числе доминирующих задач определяется содержание социального образования с учетом зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов по социальной работе»

Именно по этим причинам заслуживает внимания обращение к изучению опыта социального образования за рубежом. При этом мы отдаем себе отчет в невозможности и нецелесообразности прямого копирования зарубежного содержания в отечественное социальное образование.

Однако очень важно учитывать специфические особенности российского государства при реформировании системы социального образования, поэтому отечественные ученые активно ведут разработку и модернизацию учебных пособий, монографий, статей по проблемам социальной работы, выпускаются специализированные журналы: «Отечественный журнал социальной работы», «Социальная работа», «Работник социальной службы»,ведется научная, исследовательская деятельность в данной области. Всё это способствует подготовке, переподготовке и повышении квалификации «современных специалистов социальной сферы, обладающих чувством гражданской и социальной справедливости, умением работать с людьми, творческим мышлением, инновационными технологиями, а также иметь высокие высокие духовно-нравственные качества».

Заключение

социальный образование политика общество

В заключение данной работы, можно сказать, что содержание и объем понятия "социальное образование" в современном российском обществе существенно расширились. Это произошло, во-первых, благодаря введению новых специальностей и развертыванию подготовки кадров по нетрадиционным специализациям, ориентированным на социальную сферу, управление и воспроизводство специалистов в области социальных наук. Во-вторых, это связано со значительным обогащением программ социального образования за счет привлечения литературы, представляющей различные парадигмы социального мышления. В-третьих, расширение произошло в связи с активным освоением зарубежного и дореволюционного отечественного опыта решения социальных проблем. Наконец, в-четвертых, данное обстоятельство обусловлено растущей сложностью, многообразием социокультурного развития, его темпов, возникновением новой социальной культуры, требующей нетрадиционных форм и содержания социального образования.

В России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников, в настоящее время их численность перевалила за сотню. К тому же сейчас можно утверждать, что идет активное формирование многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников. Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях. Ведущее место в этой сети учебных заведений занимает Российский государственный университет. Изучение опыта работы этих вузов показывает, что они творчески подходят к разработке и реализации учебных планов и учебных программ, уделяют внимание современным обучающим технологиям, издают и редактируют лучшие учебники по теории и практике социальной работы, в наибольшей мере используют зарубежный опыт.

Также можно сказать, что проводимая современная государственная социальная политика, требующая некоторой модернизации, способствует социализации больших социальных групп, удовлетворению основных социальных потребностей и интересов уязвимых слоев населения. Последние, являясь причинами социального действия, способствуют формированию определенных социальных и политических групп. Посредством социальной политики регулируется социальная структура общества и социальные отношения. То есть от социальной политики зависит во многом социальная устойчивость общества, динамизм его развития.

Список литературы

1. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. Учебное пособие. 2007

Кожевникова Л.М.,Седельников В.Г. Статья «Вопросы современного социального образования». Красноярск,2007

Обучение социальной работе: преемственность и инновации:Сб./под ред. Ш.Рамон и Р.Сарри; перевод с англ. под ред. Ю.Б.Шапиро. М.,1996

Словарь-справочник по социальной работе под ред. Е.И.Холостовой. М.:Юрист,2000

Теория и практика социальной работы:отечественный и зарубежный опыт: в 2 томах/ Отв.ред. Т.Ф.Яркина, В.Г.Бочарова. М.,1993,Т.1

Холостова Е.И. Социальная работа:учебное пособие для вузов. М.,2007


В процессе социализации ребенок усваивает большое количество знаний об обществе, общественных отношениях, социальных статусах и ролях, нормах и правилах социального поведения и многом другом. Он также приобретает различные умения и навыки, которые способствуют его интеграции в общество. Причем наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве. Известно, что ребенок до пяти лет усваивает огромное количество знаний, которые в дальнейшей его жизни, в основном, корректируются и дополняются.

Напомним некоторые положения из анатомии, физиологии, психологии, педагогики и других дисциплин, которые характеризуют специфику освоения социума ребенком, имеющим отклонения от нормы.

Если рождается нормальный (физически и психически здоровый) ребенок в нормальной семье, то его физическое, психическое и социальное становление происходит по известным законам. Благодаря органам зрения, слуха, осязания ребенок вначале осваивает физическое пространство, учится ориентироваться в нем: ползать, сидеть, ходить, бегать и т. д. Вначале это - пространство, которое окружает ребенка дома, затем он осваивает улицу, знакомится с природой, новыми предметами, окружающими его. Одновременно с этим ребенок осваивает социально-психологическое пространство. Этот процесс вживания в социальную жизнь, врастания в человеческую культуру - довольно сложный и продолжительный. Вначале происходит восприятие людей как живых существ, затем выделение близких (отца, матери, родных, окружающих ребенка). Ребенок рано привыкает к тому, что он имеет свое имя, рано начинает реагировать на него: улыбаться, поворачивать голову; дальше он привыкает к определенным действиям по отношению к себе со стороны матери, отца, окружающих его близких людей. У ребенка формируются социальные симпатии, чувства, формируется первоначальный социальный опыт. Дети приучаются к тому, что у них есть свое «место» в окружающей их социальной среде. Затем они начинают выделять себя из окружающей обстановки, осознавать однородность своей личности и личностей окружающих людей.

Особая роль в социальном становлении ребенка отводится освоению им речи. Развитие речи связано у ребенка с длительным и сложным процессом, в котором ребенок научается владеть формами того языка, в атмосфере которого он развивается. При вступлении в жизнь ребенок получает готовый и сложившийся язык, которым он должен овладеть, чтобы вступить в общение с окружающими его людьми. Вместе с языком ребенок незаметно для себя усваивает целую систему идей, понимания мира и человека в нем. Все, что хранится в сокровищнице народного духа, переходит в душу ребенка с помощью языка. В языке запечатляется история народа, его характер, традиции, обычаи. Осваивая язык, ребенок осваивает и народную культуру, социальный опыт и социальные традиции. Если ребенок не осваивает эти знания, то у него могут возникнуть сложности в понимании окружающей действительности, сложности интеграции его в общество.
Социальное созревание ребенка, развитие и формирование социальных умений и навыков лишь частично происходит в серьезном и деловом взаимодействии с окружающей средой, окружающими его людьми. Самое же главное социальное развитие ребенка происходит в играх; с помощью игр дети знакомятся с различными социальными позициями, вживаются в мир других людей, проникают в сущность взаимоотношений людей. Например, дети, играя «в родителей», совершают те действия, которые они замечали у родителей, повторяют их движения, воспроизводят речи, которые они слышали, повторяют позиции родителей; через игру происходит определенное эмоциональное вживание ребенка «в чужую душу». В процессе игры дети не только копируют то, что они видели, но и проявляют самостоятельность, активность; в игре обязательно присутствует полет фантазии. Так происходит творческое усвоение социального опыта, социальных ролей, вживание в разнообразные социальные позиции, знакомство с бесконечным многообразием социальных отношений.

Если же ребенок рождается с физическими или психическими недостатками, то естественный путь освоения и физического, и социально-психологического пространства значительно затруднен. Так, ребенку, от рождения слепому, гораздо труднее осваивать физическое пространство. И путь его движения от естественной домашней среды во внешнюю, более обширную сопряжен с различными трудностями; еще большие сложности возникают у ребенка, если к этим недостаткам прибавляются другие, например, слепота, нарушение координации движений, сложности в освоении речи и др.

У такого ребенка возникают серьезные затруднения и при освоении социально-психологического пространства, в общении и взаимодействии его как со взрослыми, так и со сверстниками: здоровыми детьми и детьми с проблемами. Если такой ребенок развивается в обычной семье, то решение задачи его социального становления падает на родителей, которые к этому не всегда, а чаще просто не готовы.

Другая ситуация, когда ребенок в силу каких-либо причин, воспитывается и развивается вне обычной, необходимой для него среды, например, в доме малютки, затем в детском доме. В этом случае невозможно освоение естественным путем некоторых социальных ролей: матери, отца, брата, других родственников.

В таких и других подобных случаях должны существовать специальные методики и технологии, позволяющие формировать у детей определенные знания и умения, способствующие освоению ими социального опыта и интеграции их в общество. Итак, в процессе физического и психического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций ребенок приобретает ценностные ориентации и социальные установки; у него активно развивается самосознание, происходит творческая его самореализация, раскрывается собственный индивидуальный жизненный путь. Нормальное развитие детства вообще и индивидуальное развитие каждого ребенка в частности это сложный процесс социального развития ребенка, овладения опытом социальных действий. Отличительной особенностью социализации детей является то, что ребенку трудно оценивать и контролировать предлагаемые обществом и социумом нормы поведения, он их может, в основном, только усваивать. Поэтому на социализацию детей большое влияние оказывают родители, родственники, профессионалы, которые работают с детьми (медики, психологи, педагоги и др.). Именно от них зависит, чтобы дети как можно раньше и лучше осваивали необходимые социальные знания и умения и стремились применять их в жизни.

Применительно к социальной педагогике это означает следующее. В процессе обучения в школе или другом образовательном учреждении ребенок, как известно, получает прежде всего академические знания и необходимые для их усвоения и использования умения. Однако одновременно с этим он должен приобретать определенные систематизированные социальные знания, умения и навыки, которые дополнят стихийно получаемый ребенком социальный опыт и обеспечат ему более успешное освоение социальных норм, установок, ценностей, ролей. Особенно важными такие знания, умения, и навыки становятся в тех случаях, когда ребенку необходима специальная помощь в его социализации.

Целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка, называется социальным обучением.
Наряду с понятием социального обучения в научной литературе в последнее время широко используется термин социальное образование. Термин социальное образование появился в России в первой половине 90-х годов в связи с открытием институтов социальной педагогики и социальной работы. Однако его значение до сих пор остается недостаточно четко определенным. Различают два основных случая употребления этого словосочетания.

В первом случае под социальным образованием понимается профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере, включающая все виды профессионального образования: начальное, среднее, высшее и послевузовское, а также курсовую подготовку и переподготовку специалистов. В этом употреблении термин аналогичен обозначениям других разновидностей профессионального образования, таких как педагогическое образование, медицинское образование, юридическое образование и др.

Во втором употреблении под этим термином подразумевается образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. В этом значении термин «социальное образование» близок понятию «социальное обучение».


Поделиться: