Что такое государственный контракт по 44 фз. Трудовой контракт

Законодательство РФ предусматривает установление правоотношений между государственными или муниципальными структурами и частными поставщиками товаров, сервисов и работ посредством подписания особых контрактов. Данные соглашения должны заключаться в соответствии со строгими правилами, установленными в отдельных источниках права. Их подписание и исполнение характеризуется большим количеством нюансов. В чем заключается специфика правоотношений, оформляемых посредством государственных контрактов? Каким образом они заключаются?

Что может быть предметом государственного контракта?

Государственный контракт заключается в целях юридического оформления правоотношений, предмет которых — реализация товаров или оказание услуг для нужд органов власти, возникающих по причине необходимости реализации данными структурами своих полномочий. Заказчик в рамках соответствующего договора — государство, а исполнителем может быть организация, ИП или физическое лицо.

Как может выглядеть государственный контракт? Образец структуры соответствующего документа — на картинке ниже.

Контрагент по госконтракту может быть как связанным с госструктурами, так и независимым от них. В ряде случаев государственный контракт может заключаться и с иностранными субъектами, как правило, в тех случаях, когда необходимые товары или услуги орган власти не может заказать внутри страны.

Рассматриваемый тип правоотношений заключается в рамках определенных законом процедур и сроков. Изучим их специфику подробнее.

Процедура и сроки заключения госконтракта

Первый этап оформления правоотношений с участием государства и его контрагентов — составление проекта рассматриваемого контракта. Он разрабатывается непосредственно органом власти, то есть, заказчиком, а затем направляется поставщику. Если вторую сторону правоотношений устраивают то она подписывает его в течение 30 дней, после чего передает экземпляр контракта государственному органу, который разработал проект соглашения.

В ряде случаев заключение государственного контракта осуществляется после торгов в рамках процедуры размещения госзаказа для нужд органов власти. В этом случае сроки подписания соответствующего соглашения могут быть другими: договор может быть заключен не ранее, чем через 10 дней после подписания протокола торгов, но не позднее чем через 20 дней после осуществления данной процедуры.

Если поставщик не подпишет договор в сроки, определенные законодательством, то право заключения соглашения с государством передается другому хозяйствующему субъекту. Как правило, тому, который предложит следующую по степени выгоды цену в рамках торгов. При этом фирма, отказавшаяся от заключения государственного контракта, может быть внесена в реестр недобросовестных контрагентов. В этом случае соответствующая организация не сможет в течение 3 лет участвовать в торгах при госзаказах.

Заключение государственного контракта предполагает определение его условий. Изучим данный аспект подробнее.

Условия по государственным контрактам

Условия контракта, заключаемого поставщиком тех или иных товаров или услуг с государством, классифицируются:

  • на существенные;
  • на обязательные;
  • на прочие.

К первому типу условий соответствующего соглашения относятся:

  • предмет;
  • сроки;
  • стоимость поставок и порядок их оплаты.

В случае если контрагент работает по УСН, то цена контракта указывается без НДС. Если нет, то величина налога на добавленную стоимость отражается в структуре цены по контракту.

К обязательным условиям договора относятся:

  • место исполнения соглашения;
  • процедура приемки поставленного товара;
  • условия ответственности сторон правоотношений.

Как правило, государственный контракт предполагает установление порядка ответственности, в соответствии с которым государство или его контрагент выплачивают в случае неисполнения условий договора неустойку, исчисляемую с учетом действующей ставки рефинансирования Центробанка. В случае если какая-либо из сторон докажет, что неисполнение условий контракта имело место в силу форс-мажора или иной объективной причины, неустойка не уплачивается.

К прочим условиям контракта можно отнести, в частности, его обеспечение. Полезно будет рассмотреть его специфику подробнее.

Обеспечение как условие контракта

Под обеспечением в контексте такого соглашения, как государственный контракт принято понимать финансовую гарантию исполнения поставщиком товаров или услуг по госзаказу. В случае если контрагент органа власти не сможет решить поставленные задачи, то за счет обеспечения заказчик получит возможность покрыть возникшие убытки.

Основные госконтрактов:

При этом величина обеспечения в рамках государственных контрактов не должна превышать 30 % от цены поставок товаров или оказания услуг, зафиксированной в извещении об инициировании торгов.

Даже если условия контракта между государством и его контрагентом согласованы, впоследствии их, так или иначе, можно изменить. Изучим то, каким образом это можно сделать.

Изменение условий государственного контракта

Прежде всего отметим, что условия госконтракта, относящиеся к существенным, сроки, место реализации правоотношений, а также корректироваться не могут. Однако, разрешается изменять такие опции соглашения, как:

  • данные о сторонах сделки (изменения в них могут быть предопределены, к примеру, теми или иными корректировками в учредительных документах, реквизитах);
  • сведения о количестве или объеме заказанных государством товаров или услуг;
  • общая цена контракта, в случае если по инфляционным причинам при долгосрочном соглашении меняются факторы, влияющие на величину издержек поставщика.

При этом любое изменение условий государственного контракта, инициированное одной стороной сделки, должно быть принято партнером по соглашению.

Изучим теперь то, в каком порядке госконтракт прекращает свое действие.

Прекращение действия контракта

Государственный контракт (договор) может быть прекращен, если:

  • сторонами исполнены основные обязательства;
  • партнеры совместно приняли решение о прекращении правоотношений;
  • соответствующий договор аннулирован судом.

Расторгается контракт, как правило, в порядке гражданского судопроизводства. Слушание на предмет аннулирования соглашения, таким образом, инициируется одной из сторон. При этом она может обратиться в суд, только если ее партнер отказался расторгнуть контракт при наличии на то правовых оснований, или же в случае, если от контрагента не получен ответ на соответствующее предложение в установленный срок — по договору или по законодательству.

Государственный и муниципальный контракт — инструмент документального оформления правоотношений, который регулируется положениями ст. 72 БК РФ, а также принятого 05.04.2013. Рассмотрим особенности законодательного регулирования процедуры заключения госконтрактов подробнее.

Законодательное регулирование государственных контрактов: статья 72 БК РФ

Итак, в числе ключевых источников права, юрисдикция которых распространяется на предприятия, участвующие в правоотношениях в рамках государственных контрактов — Бюджетный кодекс. В соответствии с положениями статьи 72 БК РФ закупки различных товаров, работ или сервисов в целях обеспечения потребностей государственных или же муниципальных органов власти осуществляются в формате контракта, который:

БК РФ выделяет отдельную категорию соглашений — госконтракты на предмет поставок тех или иных товаров для Вооруженных сил России в рамках программ, которые утверждаются президентом РФ. Данные договоры могут заключаться при условии оплаты поставок в пределах денежных средств, которые определены условиями соответствующих программ.

В БК РФ также сказано о том, что государственный контракт на оказание услуг или же выполнение работ при длительности цикла реализации, превышающей срок действия лимитов в рамках бюджетных обязательств, может оплачиваться в пределах величины денежных средств, которые определены посредством решений, принимаемых органами власти в порядке, определенном положениями БК РФ.

В случае если предмет госконтракта — поставка товаров в рамках срока, который превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств, то соответствующие соглашения могут заключаться с учетом норм права, регулирующих правоотношения в контрактной системе закупок тех или иных товаров.

Законодательное регулирование госконтрактов: ФЗ № 44

Следующий важнейший источник права, определяющий то, каким образом осуществляется заключение государственного контракта — ФЗ № 44. Рассматриваемый закон вступил в силу с 1 января 2014 года. До этого госзакупки регулировались другим источником права — ФЗ № 94, принятый 21.07.2005. Различия между соответствующими законами существенные.

Так, можно отметить, что в новом федеральном законе используется термин «контракт», как отмечают некоторые юристы, в качестве основного, как альтернативный понятию «договор». Госконтракт в соответствии с ФЗ № 44 определяется как договор, который заключен от имени РФ, государственного или муниципального субъекта для обеспечения тех или иных нужд. Собственно, данное определение мы уже рассмотрели в начале статьи.

Новый федеральный закон, как считают эксперты, были принят с целью:

  • повышения прозрачности сделок в сфере госзакупок;
  • снижения уровня коррупции при выстраивании правоотношений между государством и его контрагентами;
  • повышения эффективности, рациональности расходования средств государства при различных закупках.

Основное преимущество ФЗ № 44 — создание правовой среды, в рамках которой правоотношения между госструктурами и их контрагентами предварительно планируются, а исполнение государственного контракта довольно строго контролируется.

Рассмотрим основные новшества в части законодательного регулирования госконтрактов по ФЗ № 44 подробнее.

Заключение контрактов по ФЗ № 44: основные нововведения

В числе наиболее примечательных нововведений по ФЗ № 44 — необходимость учреждения в госструктурах специальных служб, обеспечивающих законность заключения рассматриваемых соглашений. В состав данных служб должны входить компетентные специалисты в области госзакупок, которые способны выстраивать соответствующие правоотношения с контрагентом по закону, содействовать лучшему пониманию их специфики со стороны партнеров. ФЗ № 44 предписывает государственным и муниципальным структурам учреждать службы, о которых идет речь, если цена государственного контракта составляет более 100 млн рублей.

Следующее нововведение по ФЗ № 44 заключается в установлении обязательства для органов власти, которое заключается в осуществлении долгосрочного планирования закупок. ФЗ № 94 предписывал составлять годовые планы. Новый закон обязывает заказчика формировать также дополнительные планы на 3 года.

Что касается действующих графиков закупок, то они должны в соответствии с ФЗ № 44 публиковаться в Единой информационной системе или ЕИС, и это еще одно нововведение по рассматриваемому федеральному закону. Данная инфраструктура предназначена, прежде всего, для организации тендеров. Но посредством ЕИС можно также ознакомиться с планами закупок, данными по исполнению действующих контрактов, динамикой по ценам, предложениями от различных участников рынка.

Можно отметить, что наряду с ЕИС существует ряд иных информационных баз, которые доступны для участников контрактов и иных заинтересованных лиц. В частности, есть онлайновый реестр государственных контрактов — ключевой ресурс, в котором отражаются данные о потребностях госструктур, фактических поставках по различным регионам РФ, сведения об источниках финансирования тендеров.

Еще одно важнейшее нововведение по ФЗ № 44 — стимулирование снижения в сфере госзакупок уровня демпинга. В соответствии с нормами, введенными рассматриваемым источником права, фирма, намеревающаяся заключить государственный контракт поставки товаров, сервисов или работ, и предлагающая цену на 25 % ниже той, что предложена изначально, должна подробно обосновать данную скидку, а также предоставить доказательства того, что качество поставок окажется на достаточном уровне. Кроме того, демпингующее предприятие должно будет предоставить обеспечение госконтракта в размере, который в полтора раза превышает тот, что приведен в тендере. Только в этом случае данная фирма сможет участвовать в конкурсе на заключение госзакупок.

Поставщик, который подписал соглашение с государством и выполнил свои обязательства по нему, прежде чем оформлять акт сдачи-приемки должен провести экспертизу на предмет соответствия поставленных товаров или сервисов условиям контракта, сформировать отчет о проведенной работе, а также опубликовать данный документ в ЕИС. Данное требование также относится к важнейшим нововведениям по ФЗ № 44.

Изучим теперь ряд практических нюансов, характеризующих заключение государственных контрактов. В частности, полезно будет подробнее рассмотреть то, каковы особенности подписания соответствующих соглашений.

Подписание госконтрактов: нюансы

Работа по государственному контракту может быть инициирована тем или иным хозяйствующим субъектом посредством:

  • участия в торгах (данный механизм мы уже рассмотрели выше);
  • запроса специальных котировок, как метода, альтернативного первой схеме.

Задействование обоих механизмов предполагает соблюдение участниками рассматриваемых правоотношений ряда сроков, установленных законодательством. Так, если фирма намеревается участвовать в торгах, то она должна подключиться к ним после того, как на сайте торгов будут опубликованы протоколы по перспективным контрактам, но не ранее, чем через 10 дней после этого и не позже чем через 20 дней. Об этом мы уже сказали выше.

Второй механизм, в свою очередь, предполагает запрос котировок не ранее, чем через 7 дней после размещения на сайте котировок протокола, а также получения оценок заявок на госконтракты, но не позже, чем через 20 дней, следующих за датой, которая отражена в протоколе. В определенный законом срок государственного контракта хозяйствующий субъект вправе обжаловать результаты участия в тендере. Соглашение становится действительным только с того момента, когда оно будет подписано заказчиком и поставщиком.

Как мы отметили выше, в предусмотренных законом случаях договор может быть аннулирован. Чаще всего право на расторжение госконтракта у какой-либо из сторон возникает, если контрагент уклоняется от исполнения своих обязанностей. Следующий нюанс взаимодействия госструктур и их контрагентов, который мы можем подробнее рассмотреть — исполнение государственного контракта.

Исполнение госконтракта: нюансы

На что можно обратить внимание в части правовых норм, регулирующих данный аспект правоотношений с участием государства и его контрагента?

Важнейший нюанс в данном случае заключается в том, что условия по контракту должны быть исполнены, если иное не обусловлено объективными причинами, сущность которых хозяйствующий субъект может разъяснить. То есть, если какая-либо из сторон не выполнит своих обязательств, то должна будет уплатить неустойку, если не сможет подтвердить, что недоработка обусловлена форс-мажором или иными обстоятельствами. Главное - подготовить доказательства того, что препятствия к исполнению условий контракта возникли без участия хозяйствующего субъекта, и не могли быть устранены по его желанию.

Следующий важнейший аспект правоотношений, о которых идет речь — обеспечение государственного контракта. В чем заключаются основные его нюансы?

Гарантии по госконтрактам

Главное назначение обеспечения госконтрактов — компенсация издержек какой-либо из сторон правоотношений, возникших по причине неисполнения контрагентом условий по договору. Как правило, подобный сценарий возникает, если у него по каким-либо причинам отсутствуют в необходимом объеме денежные средства для покрытия расходов в рамках исполнения контракта.

Кроме того, поставщик может задействовать обеспечение для того, чтобы другая сторона не считала контрагента уклоняющимся от выполнения условий по договору. В соответствии с законодательством оно может быть представлено разными ресурсами. К наиболее востребованным относятся банковские гарантии. Они бывают двух видов.

Во-первых, это по которым поставщик получает денежные средства, которые позволяют ему исполнить государственный контракт. Во-вторых, есть соответствующий тип ресурса, который обеспечивает возврат фирмой полученного аванса, который, как правило, предусматривается госконтрактом. Величина обеспечения государственного контракта может быть разной. Типичный ее размер составляет порядка 30 % от стоимости госконтракта. В некоторых случаях стороны правоотношений устанавливают показатель существенно более низкий — например, 10 %.

В случае если поставщик по контракту успешно выполняет условия, предусмотренные соглашением, то банковская гарантия должна быть возвращена хозяйствующему субъекту, который ее предоставил.

Можно отметить, что, наряду с таким источником, как реестр государственных контрактов, о котором мы сказали выше, законодательство РФ предусматривает создание еще одной масштабной информационной базы в рамках правоотношений с участием госструктур и их контрагентов. Речь идет о Он представлен онлайновым ресурсом, на котором можно ознакомиться со сведениями о том, какие гарантии установлены для тех или иных государственных контрактов. Если тот или иной вид обеспечения не отражен в соответствующем реестре, то он считается недействительным. Заказчик вправе не заключать договор с исполнителем до тех пор, пока информация по предъявленной им гарантии не будет внесена в единый реестр.

Настоящий Федеральный закон определяет отношения между государственными заказчиками и поставщиками. Они направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Благодаря созданным отношениям повышается эффективность, а также результативность осуществления госзакупок работ, товаров и услуг. Дополнительно обеспечивается прозрачность и гласность проведения подобных сделок, что исключает коррупцию и другие неприятные действия в области госзакупок.

Чтобы произвести закупку, необходимо :

  • Составить план, способствующий правильному распределению работ, товаров и услуг (о том, как внести изменения в план закупок, можно узнать );
  • Определить потенциальных поставщиков. В категорию поставщиков входят исполнители и подрядчики;
  • Заключить договор на гражданско-правовой основе. Он подписывается с целью осуществления одного из действий:
    • Выполнение работы;
    • Поставка товара;
    • Оказание услуги.
  • Определить нюансы выполнения договора;
  • Проанализировать услуги поставщиков;
  • Провести аудит в этой области;
  • Проконтролировать все операции, связанные с закупками и рассмотреть, были ли проведены действия в соответствии с настоящим законодательством Российской Федерации и других нормативно правовых актов.

Государственный контракт — документ, который заключается между лицами для осуществления поставки продукции или выполнения различных работ и услуг, предназначенных для государственных нужд. Благодаря государственному контракту, поставщик обязан передать производимую продукцию заказчику. Заказчик, в свою очередь, обязуется предоставить своевременную оплату после заключения контракта. Государственный контракт подписывается после создания необходимых условий, способствующих выполнению обязанностей. (Особенности исполнения контракта по ФЗ 44 в ).

Порядок заключения

Новое законодательство несет единственную, но очень важную ответственность. Оно контролирует максимальную прозрачность в области осуществления государственных закупок. ФЗ-44 ведет борьбу с коррупцией и предотвращает нецелевое распределение бюджетных денежных средств. В результате были созданы несколько основ, в цели которых входит предотвращение нелегальных поставок и максимальная открытость сделки. ( и 223 ФЗ для чайников можно )

  • Контрактная служба — каждое муниципальное или государственное учреждение, которое закупает товар или услуги на сумму выше 100 миллионов рублей в год, должно нанять специальных сотрудников. Это люди со специализацией в области заключения государственных контрактов. Благодаря этим сотрудникам госзакупки будут осуществляться эффективнее и грамотнее;
  • Планирование закупочной работы . В соответствии с законом, раньше планы и графики составлялись государственным заказчиком только на год. Теперь подобные проекты дополнены информацией о закупках, если они составляются на ближайшие три года. Также добавились некоторые особенности заключения контракта. План-график закупок составляется в течение 10 дней с момента получения прав на распоряжение бюджетными денежными средствами. В рамках ЕИС составленные графики должны быть опубликованы в открытом доступе.
  • ЕИС — Единственная Информационная Система. На смену старого сайта, где закупались товары, была создана специальная информационная структура. Теперь в пределах ЕИС будут не только проводиться и организовываться конкурсы. Здесь также можно найти информацию по планам закупок крупнейших поставщиков и заключенным планам-графикам. Система создана для того, чтобы решать несколько задач одновременно. А именно, предоставить пользователям информацию и сделать процесс закупок более эффективным;
  • Антидемпинговая политика . Демпинг серьезно влияет на качество исполнения контракта. ФЗ-44 был создан, чтобы исключить негативное воздействие на рынок. Теперь, если поставщик предложил цену на 25% ниже минимальной, он должен предоставить информацию о том, как сформировалась такая стоимость. Также ему требуется доказать, что работа по этой цене будет качественной. Только в таком случае участник может быть включен в тендер;
  • Исполнение контракта . Если контракт был заключен, необходимо провести еще ряд мероприятий. Даже на этапе подписания договора уже вносятся несколько инноваций. Теперь до подписания контракта по предоставлению продукции и услуг, заказчик проводит экспертизу поставок по условиям и предмету контракта. После проведения этой операции составляется отчет, который публикуется в ЕИС.

Срок

В какой срок заказчик должен подписать контракт по 44-ФЗ? Срок подписания контракта для электронного аукциона составляет 27 дней. Документ заключается не раньше, чем через 10 дней после публикации протокола подведения итогов электронного аукциона. Если заказчик нарушает срок, предусматривается административная ответственность согласно статье 7.32 КоАП РФ. Иногда сроки нарушаются со стороны победителя аукциона. В этом случае суд его признает как уклонившегося от заключения контракта.

На какой срок заключается государственный контракт по 44-ФЗ? Срок действия контракта зависит от прописанных в нем условий. Иными словами, договор действует до того момента, пока все обязательства по нему не будут исполнены. После того как было выполнено последнее условие, договор полностью прекращает свое существование. Если рядом с конкретными обязательствами указывается отдельный срок, это не значит, что после его окончания они перестанут действовать. Договор признается выполненным после оказания всех предписывающих условий.

Федеральный закон №44 не содержит такого понятия, как максимальный срок государственного контракта после заключения. Существуют промежуточные периоды, в течение которых указанные в нем обязательства должны быть выполнены.

Скачать ФЗ-44

В настоящем Федеральном законе определяются отношения, которые направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Основная цель Федерального закона — повышение результативности, эффективности, осуществления закупок работ, товаров, услуг, обеспечение прозрачности и гласности подобных госзакупок с учетом заключения контракта.

Закон утверждается Правительством Российской Федерацией. Затем законодательные положения согласовываются с Администрацией Президента РФ или другим юридическим лицом в случаях, предусмотренных статьей 15 настоящего 44-ФЗ.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по .

По итогам проведения закупок заключается государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор.

Существует несколько определений понятия государственного контракта, которые дают различные нормативно-правовые источники.

Так, согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 94 под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

ГК РФ содержит несколько иное определение государственного или муниципального контракта, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции. Так, ст. 526 ГК РФ содержит

положение, в соответствии с которым под государственным или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Определение контракта, содержащееся в ГК, несколько неполно отражает сущность понятия, поскольку предметом контракта, помимо товаров, в соответствии с ФЗ № 44 также выступают услуги и работы.

Несмотря на существующие трактовки, ни одно из определений в полной мере не объясняет сущность контракта, только в совокупности они формируют полноценное понятие.

Как заключить госконтракт?

Государственный контракт заключается на основе государственного заказа.

Отличительной чертой госконтракта (договора) от иных видов договоров является его особая ориентированность - закупка товаров (услуг, работ) для государственных или муниципальных нужд.

Государственными нуждами (федеральными, региональными, нуждами бюджетного учреждения) являются потребности РФ в товарах (услугах, работах), необходимых для решения основных государственных задач - жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ.

Особенности государственного и муниципального контракта

В роли государственного (муниципального) заказчика, в соответствии с 44-ФЗ, выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Оказание услуг осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Заказчики формируют заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и размещают их на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.

В качестве участников размещения заказов могут выступать физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, признанные победителями торгов, запроса котировок, удовлетворяющие требованиям, установленным законодательством, а также физические или юридические лица, с которыми контракт заключается как с единственным поставщиком.

Контракт (договор) заключается на основе заказа, формируемого в установленном ФЗ № 44 порядке.

Порядок и сроки подписания проекта контракта установлены нормами ГК РФ, ФЗ № 44.

Еще одной важной особенностью контракта является его принудительная сила. Для заказчика, разместившего заказ, заключение контракта (договора) является обязательным, поставщик (подрядчик, исполнитель) также не вправе отказаться от заключения контракта (договора), если он принял доведенный до него заказчиком заказ либо стал победителем закупки.

Государственные и муниципальные контракты по закупкам товаров, работ и услуг: основные отличия

Однако, несмотря на это, между двумя этими разновидностями контракта существует разница. Она заключается лишь в том, что уровень бюджета, из которого поставщик будет получать деньги за оказанные услуги, является различным.

Например, на уровне государства в целом или же на уровне определенного субъекта российской Федерации или на уровне муниципального учреждения действующего в том или ином субъекте РФ.

Нововведения контрактной системы (44-ФЗ)

Преимущественной формой контракта является его письменная форма. Вместе с тем имеется одно исключение – в случае, если поставщик был определен путем проведения аукциона в электронной форме, для заключения контракта также применима электронная форма.

Частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

в особо исключительных случаях возможно заключение и в устной форме.

Общая характеристика государственных и муниципальных контрактов

Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с заказчиком при выполнении госконтракта.

Проектом государственного контракта могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

или муниципальный контракт на поставку товаров - По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для или муниципальных нужд (далее или муниципальный) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары или… … Официальная терминология или муниципальный контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг - 1.

Заключение государственного контракта

В конкурсе эти сроки установлены 10 и 20 днями соответственно, а в запросе предложений – 7 и 20 дней.Победитель может быть признан уклонившимся от заключения в ряде случаев: 1. Если не предоставил заказчику в срок подписанные контракт 2.

Если не предоставил заказчику обеспечение исполнения контракта.(внесение денежных средств или банковская гарантия) Как Вы видите, данный этап не лишен своих сложностей, поэтому наша компания готова оказать Вам услуги по сопровождению процедуры согласования и заключения государственного и муниципального контракта.

Что такое госконракт

Проект определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с заказчиком при выполнении госконтракта.

Проектом государственного могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

Если иное не предусмотрено правилами § 4 главы 30 ГК РФ; в части, не урегулированной указанными правилами, применяются иные законы (п. 2 ст. 525). Помимо ГК РФ, отношения по поставке для и муниципальных нужд регулируются Бюджетным кодексом РФ, Законом РФ

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

и рядом других нормативных актов.

Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте?

ГК РФ содержит несколько иное определение или муниципального, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции.

Так, ст. 526 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым под или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

В роли (муниципального) заказчика, в соответствии с 44-ФЗ, выступают государственные органы (в том числе органы власти), органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Госконтракт: плюсы и минусы

Поставщики продукции стремятся заключать государственные или муниципальные контракты на поставку товаров, так как работать с государством всегда было престижно и выгодно. Ведь партнером в данном случае выступает один из сильнейших участников рынка, в силу чего у поставщика имеется уверенность в том, что поставка товаров будет оплачена обязательно. Об особенностях заключения госконтракта, его плюсах и минусах мы и поговорим в этой статье.

Особенности заключения госконтракта

Отношения сторон при заключении госконтракта на поставку товаров регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 94-ФЗ), а также общими нормами о договоре поставки с учетом специфики, определенной параграфом 4 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд" гл. 30 ГК РФ.

Однако в связи с тем что такой договор поставки имеет ряд особенностей, вызванных участием в нем государства, ГК РФ выделяет его из общего ряда договоров купли-продажи в самостоятельный вид хозяйственного договора посредством установления ряда специальных норм, указанных в данном параграфе.

Целью поставок товаров для государственных (муниципальных) нужд является:

  • создание и поддержание государственных материальных резервов;
  • поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны;
  • обеспечение экспортных поставок для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств РФ;
  • реализация федеральных целевых программ;
  • обеспечение иных федеральных государственных нужд.

Помимо норм ГК РФ поставка товаров для государственных нужд регулируется и иными нормативными актами, в частности:

  • Федеральным законом от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
  • Федеральным законом от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе";
  • Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве";
  • Федеральным законом от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд";
  • Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
  • другими нормативными актами.

В то же время в п.

Что такое государственный муниципальный контракт?

525 ГК РФ прямо указано, что при поставках товаров для государственных (муниципальных) нужд иные законы могут применяться лишь в части, не урегулированной параграфом 4 гл. 30 ГК РФ. Иными словами, приоритетными нормами в части таких поставок являются положения гражданского законодательства.

Статьей 526 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Таким образом, сторонами государственного или муниципального контракта на поставку товаров является поставщик товаров и государственный или муниципальный заказчик.

В силу ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными или муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

При этом бюджетные учреждения не включены в состав государственных или муниципальных заказчиков: они именуются иными заказчиками, как указано в ст. 4 Закона N 94-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 527 ГК РФ заключение государственного или муниципального контракта осуществляется на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В настоящее время законодательство о размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд основано на нормах ГК РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 94-ФЗ и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов на поставку. Последние нормативные документы применяются в части, не противоречащей Закону N 94-ФЗ.

Общим правилом, закрепленным п. 1 ст. 527 ГК РФ, определено, что заключение государственного или муниципального контракта для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, является обязательным.

Обязательность заключения государственного или муниципального контракта для поставщика (исполнителя) возникает лишь в случаях, прямо установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.

Размещение заказа, в соответствии со ст. 10 Закона N 94-ФЗ, может осуществляться:

  1. путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  2. без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

При этом первый из указанных способов является общим, а второй — исключением и используется только в случаях, непосредственно предусмотренных Законом N 94-ФЗ (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010).

Анализ норм параграфа 4 гл. 30 ГК РФ позволяет говорить о том, что договорные отношения по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд могут быть как простыми, так и сложными.

В первом случае поставка товаров осуществляется непосредственно на основании самого государственного или муниципального контракта, который совмещает в себе и договор поставки.

Второй вариант предполагает наличие государственного или муниципального контракта, на основании которого в дальнейшем заключается договор поставки между исполнителем (поставщиком товаров), определяемым государственным (муниципальным) заказчиком, и покупателем товаров.

Порядок заключения государственного или муниципального контракта урегулирован нормами ст. 528 ГК РФ и состоит в следующем.

Государственный или муниципальный заказчик (далее — заказчик) разрабатывает проект контракта и в двух экземплярах направляет его поставщику (исполнителю).

При отсутствии разногласий по контракту сторона, получившая проект контракта, должна в течение 30 дней подписать его и вернуть один экземпляр заказчику.

Если у поставщика (исполнителя) имеются возражения по условиям контракта, то в течение этих 30 дней он должен:

  • либо составить протокол разногласий и направить его вместе с подписанным контрактом другой стороне;
  • либо уведомить заказчика об отказе в заключении контракта (в случае наличия неприемлемых условий контракта).

Заказчик, получивший контракт с протоколом возражений, должен в течение 30 дней рассмотреть эти разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить эту сторону о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Следует иметь в виду, что нарушение процедуры согласования контракта может привести стороны к судебному разбирательству (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2007 по делу N А05-6518/2006-3).

При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной на рассмотрение суда. Причем на такие действия закон отводит лишь 30 дней .

Если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров, то срок его заключения сокращается до 20 дней (п. 4 ст. 528 ГК РФ). Правоприменительная практика подтверждает это (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2010 по делу N А17-4742/2009, Определение ВАС РФ от 19.08.2009 N ВАС-10392/09 по делу N А40-21793/08-113-200 и др.).

Как уже было отмечено выше, сложная структура договорных отношений требует помимо государственного или муниципального контракта еще и заключение договора поставки. При таком варианте договорных отношений заказчик в течение 30 дней с момента подписания государственного или муниципального контракта должен направить поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) (п. 1 ст. 529 ГК РФ).

Данное извещение, выданное государственным (муниципальным) заказчиком, является основанием заключения договора поставки для государственных (муниципальных) нужд.

Порядок согласования договорных условий при заключении договора поставки для государственных или муниципальных нужд установлен п. п. 2 — 4 ст. 529 ГК РФ.

Следует обратить внимание, что такой договор поставки нельзя считать соглашением, подлежащим обязательному заключению между поставщиком и покупателем. Ведь на основании ст. 530 ГК РФ покупатель товаров, указанных в извещении о прикреплении, вправе отказаться от его заключения, причем без объяснения причин.

В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного или муниципального заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

Убытки по госконтракту

Следует отметить, что не всегда изготовление продукции, необходимой для удовлетворения экономических потребностей государства, выгодно изготовителю, а значит, ее производство может быть для него заведомо убыточным.

Однако если в обычных условиях субъект предпринимательской деятельности наверняка откажется от производства нерентабельной продукции, то при государственных поставках возможность отказа имеется не всегда.

В общем случае для заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным (п. 1 ст. 527 ГК РФ).

Для поставщика товаров обязательность заключения госконтракта может наступить только в силу закона и при условии, что заказчиком будут возмещены все возможные убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением госконтракта (п. 2 ст. 528 ГК РФ).

Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв.

Или возьмем другой пример. Пунктом 2 ст. 5 упомянутого выше Закона N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" установлено, что поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов, в случае если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.

Аналогичное правило действует и в отношении государственных оборонных заказов.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона "О государственном оборонном заказе" в случае если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, а также если по результатам проведения торгов не определен головной исполнитель, оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство продукции по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства этих видов продукции.

Оборонный заказ и заключение государственного контракта на работы по поддержанию мобилизационных мощностей обязательны для всех организаций, в случае если размещение оборонного заказа не влечет за собой убытков от его выполнения.

Следует иметь в виду, что если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт (п. 5 ст. 528 ГК РФ).

Это доказывает и правоприменительная практика, например Постановление ФАС Поволжского округа от 16.12.2009 по делу N А12-12587/2009.

Обратите внимание: условие о возмещении убытков, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением госконтракта на поставку товаров, не применяется в отношении казенного предприятия, под которым в соответствии с п. 1 ст. 115 ГК РФ понимается унитарное предприятие на основе оперативного управления.

Кроме того, п. 4 ст. 527 ГК РФ установлено, что в отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым госконтракт заключается в силу закона, при уклонении от заключения государственного или муниципального контракта условие о возмещении убытков также не применяется в случае заведомого занижения поставщиком предлагаемой цены госконтракта.

В том случае, если речь идет о заведомо убыточной продукции, отказаться от производства которой поставщик не вправе, применяется особый порядок возмещения убытков, установленный ст. 533 ГК РФ.

Согласно п. 1 данной статьи обязанность возмещения убытков поставщика лежит на государственном заказчике.

Так как производство продукции представляет собой непрерывный процесс, законодательно определен срок, в течение которого государственный заказчик обязан произвести компенсацию убытков поставщика.

Выплаты должны быть произведены не позднее 30 дней с момента поставки изготовленной продукции.

Если же заказчик в указанный срок не произвел соответствующего возмещения, то поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения госконтракта и потребовать от заказчика возмещения убытков, связанных с его расторжением.

Такого подхода придерживаются и арбитры, на что, в частности, указывает Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.11.2009 по делу N А69-1862/2008 и другие.

Пунктом 1 ст. 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками лица, право которого нарушено, понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода).

Напомню, что если в отношении неустойки (пени, штрафа) лицу, право которого нарушено, достаточно доказать только факт нарушения договорного обязательства, то при требовании о возмещении убытков кредитор должен доказать размер понесенных реальных убытков, а также величину упущенной выгоды.

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, потерпевшая сторона вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Как следует из п. 3 ст. 533 ГК РФ, в случае одностороннего расторжения госконтракта вследствие невыплаты компенсации суммы убытков поставщик вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных или муниципальных нужд.

Убытки покупателя, связанные с отказом поставщика, также обязан возместить государственный или муниципальный заказчик.

Хоть это и не является характерным для поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, отказаться от товаров, поставленных по госконтракту, может и сам заказчик.

В ст. 534 ГК РФ указано, что в случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.

Отказ заказчика от товаров, поставленных по госконтракту, может быть вызван падением спроса на те или иные виды товаров, появлением на рынке более совершенных изделий и т.д.

Если одностороннее расторжение госконтракта заказчиком повлекло за собой и расторжение договора поставки, заключенного на основе госконтракта, то убытки покупателя также возмещаются заказчиком.

Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 9 Закона N 94-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного госконтрактом, поставщик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).

Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного госконтрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного госконтрактом срока исполнения обязательства.

Сумма неустойки определяется в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Обратите внимание: при требовании о взыскании неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п.

1 ст. 330 ГК РФ).

Такого же мнения придерживаются и арбитражные суды (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.03.2008 N Ф08-1263/08 по делу N А53-15958/07-С3-13, ФАС Волго-Вятского округа от 28.11.2006 по делу N А43-899/2006-27-15-2/4-18 и др.).

В.Семенихин

Руководитель

"Экспертбюро Семенихина"

Муниципальный контракт по 44-ФЗ

Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), в случае если иное не предусмотрено соглашением между ними.

2. Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта͵ не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в данный же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.

3. Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, бывают переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.

4. В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.

В случае если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.

Билет 13


1. Государственный или муниципальный контракт — договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
2. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
3. Государственный и муниципальный контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.
4. Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.
5. Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

1. Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, помимо БК РФ, регулируются и рядом иных федеральных актов, среди которых следует выделить в первую очередь ГК РФ, а также:
1) Закон о конкурсах на размещение заказов;
2) Закон о поставках продукции для государственных нужд;
3) Закон о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Субъекты РФ и муниципальные образования вправе принимать собственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок и условия заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов их исполнительными органами.
2. Поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственных или муниципальных контрактов. При этом государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств соответствующих бюджетов, а муниципальными нуждами — определяемые в установленном законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядке потребности муниципальных образований, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов.
Если иное не предусмотрено действующим законодательством, то к отношениям по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, к отношениям по выполнению работ для государственных и муниципальных нужд — положения о договоре подряда, а к отношениям по оказанию услуг для государственных нужд — положения гражданского законодательства о возмездном оказании услуг.
По государственному или муниципальному контракту (далее — государственный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары, выполнить работу и передать ее результат или оказать услугу государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
Государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд, принятого поставщиком (исполнителем). Для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного контракта является обязательным.
Государственными заказчиками могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, а также иные организации, если с ними органами исполнительной власти заключен договор, уполномочивающий их быть государственными заказчиками.
Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Условие о возмещении убытков, указанное выше, не применяется в отношении казенных предприятий (см. п. 3 ст. 527 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено действующим законодательством, государственный контракт может быть заключен только на основании конкурса. В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд, государственный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения такого конкурса.
В случае, когда действующее законодательство допускает заключение государственного контракта без проведения конкурса, государственные контракты заключаются в следующем порядке, установленном ст.

528 ГК РФ.
Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.
Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30 дней на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.
Государственным контрактом может быть предусмотрено, что он должен быть исполнен поставщиком (исполнителем) по отношению к определяемому государственным заказчиком лицу (бюджетному учреждению). В этом случае государственный заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и бюджетному учреждению извещение о прикреплении бюджетного учреждения к поставщику (исполнителю).
Извещение о прикреплении бюджетного учреждения к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров (подряда, возмездного оказания услуг) для государственных или муниципальных нужд (далее — договор с бюджетным учреждением).
Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора с бюджетным учреждением указанному в извещении о прикреплении бюджетному учреждению не позднее 30 дней со дня получения извещения от государственного заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным контрактом либо проект договора не представлен бюджетным учреждением.
Сторона, получившая проект такого договора, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.
Сторона, получившая подписанный проект договора с бюджетным учреждением с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.
Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора с бюджетным учреждением, то бюджетное учреждение вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного бюджетным учреждением проекта договора.
Бюджетное учреждение вправе полностью или частично отказаться от товаров, работ или услуг, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения соответствующего договора. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому бюджетному учреждению.
Государственный заказчик не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдает извещение о прикреплении к нему другого бюджетного учреждения, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары (работы, услуги). При невыполнении государственным заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары (работы, услуги), либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.
Бюджетное учреждение производит оплату переданных ему товаров, выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с ценами, установленными государственным контрактом.

Муниципальный контракт

Если иное не предусмотрено действующим законодательством или государственным контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта, подлежат возмещению государственным заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с государственным контрактом.
В случае, когда убытки, причиненные поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта, не возмещаются в соответствии с государственным контрактом, поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных его расторжением (см. ст. 533 ГК РФ). При расторжении государственного контракта по указанным основаниям поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения договора поставки товара для государственных нужд. Убытки, причиненные бюджетному учреждению таким отказом поставщиком (исполнителем), возмещаются государственным заказчиком.
3. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что государственные и муниципальные контракты, если иное не установлено действующим законодательством, могут быть заключены только на конкурсной основе.

Порядок проведения таких конкурсов определяется Законом о конкурсах на размещение заказов.
Под конкурсом действующее законодательство понимает способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта (см. ст. 2 Закона о конкурсах на размещение заказов).
Организатор конкурса, которым является государственный или муниципальный заказчик, осуществляет размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд посредством открытых конкурсов (в том числе двухэтапных) и закрытых конкурсов (в том числе двухэтапных). Наиболее предпочтительным видом конкурса является открытый конкурс. Протокол проведения конкурса должен содержать основания принятия организатором конкурса решения о выборе вида конкурса.
Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг). Организатор конкурса вправе устанавливать дополнительные требования к участникам конкурса при проведении каждого конкурса.

Организатор конкурса вправе требовать от участников конкурса предоставления сведений об их соответствии требованиям, установленным организатором конкурса. Требования к участникам конкурса, установленные организатором конкурса, предъявляются ко всем участникам конкурса и содержатся в конкурсной документации. Организатор конкурса обязан отстранить участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения в случае предоставления участником конкурса недостоверных сведений о его соответствии установленным организатором конкурса требованиям.
Иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в РФ отсутствует или экономически нецелесообразно.
При проведении конкурса его организатор обязан вести протокол проведения конкурса, в котором указываются:
1) краткое описание поставляемых товаров (работ, услуг);
2) наименования и адреса участников конкурса;
3) перечень участников конкурса, которые не прошли предварительный отбор (в случае проведения такого отбора);
4) цены товаров (работ, услуг), предложенные участниками конкурса;
5) наименование победителя конкурса и цены поставляемых им товаров (работ, услуг);
6) основания принятия организатором конкурса решения об отклонении заявок на участие в конкурсе в соответствии с Законом о конкурсах на размещение заказов;
7) причины, по которым государственный контракт не заключен;
8) сведения, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о конкурсах на размещение заказов.
Контроль за проведением конкурсов и координация их проведения осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти определяет Правительство РФ. Согласно постановлению Правительства РФ о контроле за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координацию их проведения, является Минэкономразвития России. В настоящее время порядок осуществления контроля за проведением конкурсов на заключение государственных и муниципальных контрактов определяется Положением об осуществлении контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд.
4. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи государственные и муниципальные контракты должны включать в себя условие о выплате неустойки при нарушении поставщиком (исполнителем) условий контракта.
Действующее законодательство понимает под неустойкой определенную законом или соглашением сторон денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Неустойка может устанавливаться в форме штрафа, при котором размер неустойки определяется заранее, или в форме пени, когда размер неустойки пропорционален размеру просрочки, допущенной должником.
Отношения, связанные с установлением и уплатой неустойки, регулируются ст. 330-333 ГК РФ.
5. Совокупность всех заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета п. 4 комментируемой статьи называет государственным или муниципальным заказом. Государственный или муниципальный заказ объединяет в себе все обязательства соответствующего бюджета по оплате товаров, работ и услуг, выполненных на основании государственных или муниципальных контрактов.

Размещение заказа государственного (муниципального) заказчика на поставку товаров

Государственный или муниципальный контракт заключается на базе заказа на поставку товаров для государственных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФ).

Формирование заказов осуществляется государственными заказчиками, которым выделяются бюджетные и внебюджетные денежные средства, необходимые для решения государственных задач.

Под размещением заказов на поставки товаров для государственных нужд принято понимать действия заказчиков, уполномоченных органов по определœению поставщиков в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров для государственных нужд.

Способы размещения заказа названы в ст. 10 Закона о размещении заказов. Размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в т.ч.

аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Необходимо отметить, что, по общему правилу, размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. То есть закон установил в качестве приоритетного способа размещения заказов торги в форме конкурса или аукциона.

Решение о способе осуществления размещения заказа принимается заказчиком и уполномоченным органом.

Заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта с победителœем торгов.

Заключение государственного и муниципального контракта на поставку товаров для государственных нужд обладает большой спецификой.

Государственный или муниципальный контракт заключается государственным заказчиком на базе заказа на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком.

Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, в случае если иное не установлено законом.

Заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены всœе убытки, которые бывают причинœены поставщику в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.

Условие о возмещении убытков, не применяется в отношении казенного предприятия.

В отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта͵ не применяется условие о возмещении убытков.

Порядок заключения государственного или муниципального контракта детально урегулирован ст.

Статья 72. Государственный или муниципальный контракт и государственный или муниципальный заказ

528 ГК РФ. Процесс заключения государственного или муниципального контракта предполагает прохождение ряда этапов:

1. Составление и направление проекта государственного или муниципального контракта государственным заказчиком поставщику.

2. Рассмотрение поставщиком проекта государственного или муниципального контракта с принятием одного из следующих решений: подписание контракта͵ в случае несогласия составление протокола разногласий, отказ от заключения контракта.

3. При получении стороной государственного или муниципального договора с протоколом разногласий согласование сторонами государственного или муниципального контракта разногласий и подписание контракта͵ либо отклонение протокола разногласий.

4. При недостижении соглашения сторонами передача спора на рассмотрение суда.

Переговорный процесс заключения контракта должен быть проведен в строго обозначенные в законе срок (ст. 528 ГК РФ).

Разберем в статье, что такое государственный контракт, чем он отличается от других договоров, какие требования предъявляются законом к госконтрактам. Перечислим этапы заключения госконтракта и сам процесс пошагово.

Государственный контракт – это контракт между государственным (муниципальным) заведением и частной компанией. Государственным учреждениям часто нужны услуги сторонних исполнителей для выполнения определенных работ или закупки товара.

Для того, чтобы выбрать исполнителя, используется тендерная система, а отношения между двумя сторонами регулируются особым договором - государственным контрактом. Все взаимодействие происходит на основании правил, прописанных в Федеральном законе № 44-ФЗ, который предъявляет требования как к процессу поиска исполнителя, так и к содержанию самого контракта. В данном случае государственное учреждение выступает в роли заказчика, а сторонняя компания – в роли исполнителя.

Что такое государственный контракт. Определение по 44-ФЗ

Государственный контракт – это широкое понятие, которое на практике используется в нескольких смыслах. В широком – это весь процесс взаимодействия госзаказчика с исполнителем в рамках 44-ФЗ.В юридическом смысле государственным контрактом является гражданско-правовой договор на поставку товара, предоставление услуг или выполнение работ для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений.

Со стороны заказчика государственный контракт заключается от имени РФ или ее субъекта, а со стороны исполнителя – от имени любого юридического или физического лица (без исключений). На практике чаще применяется термин «контракт», хотя по своей сути данное соглашение является договором.

Текст государственного контракта может быть составлен в свободной форме, однако Закон № 44-ФЗ предъявляет ряд требований к пунктам договора, поэтому составление контракта должно быть произведено грамотным юристом или специалистом по тендерам . Вы также можете воспользоваться образцом государственного контракта на оказание услуг по 44-ФЗ, представленном на нашем сайте. Для пользователей доступны и другие шаблоны.

Какие организации заключают государственный контракт

Госконтракт может быть заключен любой государственной и муниципальной организацией с одной стороны и любым юридическим (вне зависимости от формы собственности) и физическим лицом с другой.

Содержание государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд

В тексте государственного контракта в обязательном порядке должны содержаться следующие пункты:

  • Предмет договора. Товар или услуга, которую госучреждение планирует закупать.
  • Цена контракта. Денежная сумма, которую заказчик заплатит исполнителю.
  • Способ оплаты, сроки оплаты. Допустима оплата в несколько этапов.
  • Сроки поставки или выполнения работ. Допустимо разбить поставки на этапы.
  • Ответственность за нарушение условий договора.

Кроме того, контракта может содержать пункт о возможности расторжения договора в одностороннем порядке (только в предусмотренных законом случаях). Если этого не сделать, то даже при соблюдении всех условий, контракт можно будет расторгнуть только через суд. Как правильно отказаться от договора, если поставщик оказался ненадежным? Инструкция и календарь

Государственный контракт отличается от любого договора тем, что для заключения такого соглашения со стороны исполнителя требуется обязательное обеспечение. В качестве него может выступать как твердая денежная сумма, так и банковская гарантия. Обеспечение необходимо для того, чтобы подтвердить намерения исполнителя выполнить свои обязательства перед государственным заказчиком. О новых правилах с 2018 года, расскажет эксперт

Государственный контракт заключается от имени кого? Заключается от имени заказчика.

Этапы заключения государственного контракта

Заключить государственный контракт можно только по результатам проведенного тендера – порядок проведения торгов регулируется разными частями Закона 44-ФЗ. Заключение государственного контракта в обход проведения тендера (напрямую между заказчиком и конкретным исполнителем) запрещено и карается штрафами. Исключение составляет заключение контракта с единственным поставщиком , но такая форма возможна только при соблюдении ряда условий.

Заключить государственный контракт можно только после проведения установленной государством процедуры отбора поставщика.

Как происходит заключение контракта

Подготовка. Заказчик должен определить, что является предметом контракта, и сформировать соответствующий запрос (что закупать, на какой срок, какова стоимость и т.д.). На данном этапе происходит подготовка тендерной документации, все прописанные в ней условия государственного контракта позднее будут включены в сам договор.

Как составить идеальный проект контракта. 6 примеров, которые помогут с условиями документа

Из статьи вы узнаете:
☆ Что отразить в преамбуле и как указать на предмет контракта;
☆ Как указать цену, порядок расчета и условия контракта;
☆ Что делать с ценой для «упрощенцев»;
☆ Как прописать порядок, сроки и условия поставки;
☆ Чем руководствоваться в неустойке по контракту;
☆ Что предусмотреть для обеспечения контракта;
☆ 7 случаев, для которых есть типовой контракт;
☆ Что понадобится, когда контракт решите изменить или расторгнуть.

Размещение закупки. Далее необходимо разместить всю информацию на электронной площадке, где будет проводиться тендер. С 1 июля 2018 года почти все торги происходят в электронном виде.

Проведение отбора. На данном этапе выбирается победитель среди потенциальных поставщиков, с которым и будет подписан контракт.

Подписание государственного контракта. Контракт подписывается с победителем тендера. Обращаем ваше внимание, что заказчик не имеет права отказаться от подписания договора, если победитель соответствует всем предъявленным требованиям.

Информация о заключенных контрактах публикуется в единой информационной системе (ЕИС) и может быть использована другими заказчиками и исполнителями в дальнейшем.

В зависимости от того, нужды какого участника гражданско-правовых отношений удовлетворяются заключением договора, различают государственный и муниципальный контракт.

Государственный контракт - гражданско-правовой договор, заключаемый от имени РФ, субъекта РФ для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, заключаемый от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Термин "гражданско-правовой договор бюджетного учреждения" в Законе N 44-ФЗ не используется. В силу п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ все гражданско-правовые договоры на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, заключенные бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (в определенных законом случаях), именуются контрактами.

Таким образом, использование термина «Договор» по Закону №44-ФЗ для бюджетных учреждений не допускается.

Особенности государственного контракта

Для безопасности заказчика, будь то муниципальные или государственные госзакупки, законодателем разработан ряд мер, установленных ст. 31 Закона №44-ФЗ. Но как показывает практика государственных закупок в бюджетных организациях, многие пренебрегают этими мерами и не редко расплачиваются за свою лень тем, что после перечисления денежных средств победителю, последний, вдруг бесследно исчезает. Это важнейшее условие внедрения эффективного контракта. Тщательно проверяйте все документы и информацию, предоставленные Вам в соответствии со ст. 31 Закона №44-ФЗ.

В связи с вышеизложенным, в проектах государственного или муниципального контракта целесообразно предусмотреть оплату после поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Особенно это касается госзакупок на большие суммы. И помните, что в соответствии с бюджетным законодательством, предоплата по контрактам бюджетного учреждения не может превышать 30% цены контракта. Так же не нужно «стесняться» требовать обеспечения исполнения контракта, предусмотренного ст. 96 Закона №44-ФЗ.

На основании ст. 34 Закона №44-ФЗ в государственном (муниципальном) контракте необходимо предусмотреть ряд условий таких как:

  • порядок и размер уплаты неустойки, пеней, штрафов,
  • возможность одностороннего отказа от исполнения госконтракта,
  • о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта и многое другое.

Конечно, все эти, и не только перечисленные, но и ряд других, уникальных в каждом случае обязательных условий и нюансов невозможно удержать в голове. Для чего рекомендуется составить и утвердить типовой проект государственного контракта в каждом бюджетном учреждении свой для каждого вида гражданско-правового договора.

Особенности заключения государственного контракта в учреждениях образования и культуры

Введение и внедрение эффективных типовых государственных контрактов в настоящее время наиболее актуально в образовательных учреждениях города Москвы, поскольку происходит их глобальное укрупнение, реорганизация, при которой из 4-ех, 5-и, а порой и 8-и образовательных учреждений образовывают одну.

Так государственные закупки (№44-ФЗ) для школ, детских садов, библиотек имеют свою специфику. Здесь разработка и утверждение типовых государственных контрактов будет огромным облегчением для контрактного управляющего, которого назначали на эту должность в одной школе, а через полгода ему приходится заключать контракты для 5-и школ и 6-и детских садов.

Государственным или муниципальным учреждениям культуры и государственным или муниципальным организациям образования Закон №44-ФЗ делает существенные поблажки, позволяя заключать контракты у единственного поставщика не только в соответствии с пунктом 4, но и с пунктом 5 части 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ. С 4 июня 2014 года, внесенными в ч. 3 ст. 93 Закона №44-ФЗ изменениями, законодатель еще и исключил обязанность заказчика обосновывать целесообразность использования других способов определения поставщика и цену контракта, заключаемых в соответствии с указанными пунктами, а так же в контракте могут не предусматриваться или не применяться пени, штрафы, неустойки.

Профессиональный подход

В условиях динамично развивающегося законодательства России очень трудно уследить за всеми изменениями, особенно небольшим организациям и лицам, далеким от юриспруденции. 4 июня 2014 года Законодатель нас «порадовал» своими новеллами, внесенными в Федеральный закон от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и снова необходимо отправлять своих контрактных управляющих (контрактную службу) на дополнительное обучение.

Внедрение эффективного государственного или муниципального контракта дело сложное, скучное и дорогостоящее, чреватое наложением многочисленных штрафов по КоАП РФ (минимальный – 30 000руб.), гораздо практичнее доверить это дело профессионалу.

Интеркомп Центр Бухгалтерского Учета специализируется на оказании услуг бюджетным, автономным и казенным учреждениям и предприятиям в области бухгалтерского учета, юридического и экономического сопровождения их деятельности. За более чем 20 лет работы Интеркомп реализовала ряд крупных проектов по оптимизации учетных – процессов и организации финансово-хозяйственной деятельности клиентов, и мы надеемся, что наш опыт и методология оказания услуг будут полезными для Вас. Юристы Интеркомп ЦБУ помогут разобраться в государственных закупках, провести первый и последующие торги и дадут грамотную консультацию по любому правовому вопросу.

Вспомните выражение, неподражаемого профессора Преображенского из бессмертного произведения М.А. Булгакова «Собачье сердце»: «Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо. И никаких разрух…»

Статья актуальна на апрель 2015 года.

Татьяна Участкина
юрист
Интеркомп ЦБУ

Поделиться: