Правовой статус беженцев в рф кратко. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Слово статус с латинского переводится как положение, состояние кого-либо или чего-либо. В нашем случае, нужно говорить о статусе личности, а точнее, гражданина. Этимология указанных терминов совпадает. Однако в литературе высказываются предложения о разграничении понятий правового статуса и правового положения индивида, так как, по их мнению, первое понятие включается в содержание второго.

Правовой статус – это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Основой правового статуса личности являются ее права, свободы и обязанности, которые находят свое закрепление в законах. Данный факт определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, значение в социальной жизни и в государстве, в целом, предоставляет ряд гарантий и обременяет ответственностью гражданина.

Права беженцев находят свое отражение в части 1 статьи 8 ФЗ «О беженцах». Лицо, которое имеет статус беженца, члены его семьи имеют право на:

1. Содействие ОИВ в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, когда данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

2. Содействие ОИВ в обеспечении проезда и провоза багажа лица к месту его пребывания;

3. Получение лицом питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения беженцев;

4. Охрану лица в целях обеспечения безопасности данных лиц;

5. Пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным ОИВ, из фонда жилья для временного поселения;

6. Оказание лицу медицинской помощи;

7. Получение содействия в профессиональном обучении;

8. Содействие в поиске и устройстве на работу;

9. Получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в образовательные учреждения;

10. Содействие федерального ОИВ, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности и др.

Помимо предоставленных законом прав, статус беженца, как и любой правовой статус, имеет ряд обязанностей, которые являются его неотъемлемой частью.

Юридическая обязанность – это установленная законодательством и обеспеченная государством мера должного поведения обязанного субъекта. Согласно закону, на беженцев возлагаются обязанности. К ним относится соблюдение Конституции, иное законодательство Российской Федерации в сфере отношений, складывающихся по поводу статуса беженцев; беженцы обязаны своевременно прибывать в центр временного размещения или иное место пребывания; беженцы обязаны соблюдать установленный порядок проживания и выполнять требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения; своевременно сообщать в территориальный орган федерального ОИВ сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации и др.


Так же, для того, чтобы закрепленные права могли свободно осуществляться, необходимо установить закрепленные в законе государственные гарантии во исполнение прав и обязанностей. Гарантии прав лица, который был признан беженцем, устанавливаются в статье 10 указанного закона:

1. Лицо, которое подало ходатайство о признании его беженцем или которое уже признанно беженцем, либо утратило такой статус или лишилось статуса беженца, не может быть возвращено против воли на территорию государства своей гражданской принадлежности при сохранении в данном государстве обстоятельств, которые предусмотрены законом.

2. Решения и действия (бездействие) федеральных ОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМС и должностных лиц могут обжаловаться в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд, в порядке, установленном законом.

Юридическая ответственность беженцев за нарушение законодательства Российской Федерации заключается в применении к ним санкций за совершение определенных деяний. Также как и российские граждане, беженцы несут все виды ответственности: гражданско-правовую, материальную, уголовную и т.д.

Лишение статуса беженца также является видом ответственности беженцев. Лицо подвергается процедуре лишения статуса беженца, если оно совершило преступление на территории РФ и было осуждено за него по приговору суда, вступившего в законную силу; сообщило заведомо ложные сведения, представило фальшивые документы, послужившие основанием для признания процедуры признания лица беженцем в РФ правомерной, либо допустило иное нарушение положений Закона "О беженцах".

Подводя итоги вышесказанному, мы делаем вывод. Положения, обозначенные в законе, говорят нам о широком спектре прав и обязанностей беженцев, о конкретизированном порядке принятие статуса беженца, лишения такого статуса.

Несмотря на широкий круг прав и свобод, обязанностей лица, признанного беженцем, у такого лица есть определенный перечень гарантий, позволяющий уверенно чувствовать себя на территории Российской Федерации.


Заключение

Подводя итоги можно сказать о следующем. Мы рассмотрели понятие беженца в Российской федерации. Рассмотрели хронологию развития данного определения. На протяжении всей истории человечества статус беженца не менял своей сущности, лишь меняя свои трактовки.

Большое значение имеет законодательно закрепление данного статуса, которое дает гарантии осуществления данной категорией лиц всех своих прав, исполнения обязанностей и обладание гарантиями исполнения положений норм права.

Российской идейной политикой в отношении беженцев должно стать преумножение и забота о собственном народе. Данная идея не воплотится в жизнь без организации на высшем уровне приема и благоустройства беженцев на территории нашего государства.

Ситуация в стране, постоянно претерпевающая динамичные изменения вынуждает искать новые подходы и решения проблемы определения статуса беженца и содержания данного статуса. Однако на протяжении последних лет структура ФМС, которая создавалась во имя обеспечения приема и обустройства беженцев, постоянно разрушалась нескончаемыми реорганизациями и сменой руководителей.

После того, как миграционная политика была передана в ведение МВД основной, основной упор делается на борьбу с нелегальной миграцией. К решению давно запущенных проблем по приему и обустройству беженцев министерство всерьез до сих пор не приступило.

Если учитывать остроту и глобальность проблемы, связанной с беженцами в Российской Федерации, мы надеемся, что государство, в конце концов, придет к необходимости создания уполномоченного ведомства.

Таким образом, политика государства в отношении беженцев должна быть направлена на помощь беженцам, которая должна основываться на следующих принципах:

1) помощь беженцам не должна ограничиваться только предоставлением компенсаций, земельных участков, кредитных услуг, информации, касающейся трудоустройства, но и устранением ограничений в прописке, выборе места жительства;

2) организация эффективной помощи беженцам требует финансовой помощи от международных гуманитарных организаций, создания эффективных действующих правительственных миграционных ведомств;

3) миграционная политика должна зависеть от политических решений руководства, от темпов проведения в республиках "коренизации" населения.

Необходима выработка более определенных ориентиров во взаимоотношениях между республиками бывшего СССР и субъектами Российской Федерации. Требуется существенная корректировка миграционной политики. Подобный перечень не исчерпывающий, потому что острота проблемы беженцев достигла пика. Эта проблема ждет своего законодательного и практического разрешения. Мы убеждены, что только демократические принципы управления государством, гражданское участие, сотрудничество государственных и негосударственных организаций приведут к появлению эффективной миграционной политики России, приоритетом которой должен стать доброжелательный прием беженцев.

Правовой статус беженцев и всех вынужденных переселенцев в РФ, оформляется специализированным органом, на основании поданного заявления от лица самого заявителя — выдаётся соответственным свидетельством.

Вынужденный переселенец – это определённый человек, имеющий гражданство Российской Федерации, который уехал со своего беспрерывного места проживания, из-за причиненного ему или его семье насильственного влияния. В следствии:

  • Определённого притеснения;
  • Настоящей угрозы, испытать политическое притеснение по расовому критерию или своей национальности;
  • религиозности, языка, присущности к установленной социальной группе;
  • взглядов имеющие отношение к политике, которые послужили ощутимой причиной для осуществления агрессивных действий в отношении человека или целой группы;
  • многочисленных нарушений социального порядка.

Беженец – это человек, который может стать потенциальной, потерпевшей стороной политического притеснения по религии, расе, подданству, национальной особенности, отношение к установленной общественной категории или личных представлений, связанных с политическими отношениями.

  • Пребывает вне территории страны своего гражданства;
  • не имеет соответственной возможности, воспользоваться охраной этого государства;
  • без установленного гражданства, и присутствуя вне рамках государства, бывшего местонахождения в результате произошедших действий;
  • не может приезжать назад в страну из-за аналогичных страхов.

Переселенцы не будут переданы вопреки их свободе в то государство, из которого были должны по определённым причинам бежать.

Для беженцев предоставляется специальное право приезжать в РФ или выезжать с её территории на свободных основаниях.

Людям, которые обладают одним из этих статусов, открывается определенный перечень прав. Также эти лица обязуются следовать всем законам и требованиям от законодательства РФ.

Как получить статус беженца в России

Предоставить документацию лицо имеет возможность в следующие соответствующие российские отделения:

  1. в ФМС Российской Федерации.
  2. В консульство Российского государства, если человек находится за её пределами.
  3. Непосредственно в специальном пункте при въезде в страну.
  4. При неизбежном переходе границы в Россию в госслужбу безопасности. Также это можно осуществить в МВД, которые непосредственно находятся в пределах России. Сделать это необходимо, в течение одного дня после прибытия в саму страну.

После предоставления специального прошения, о принятии беженцем на рассмотрение и анализ специализированному по таким вопросам сотруднику регионального органа (службы по вопросам миграции РФ), проводится соответствующий опрос иностранного представителя, с последующим оформлением анкеты.

Анкета лица просящего о принятии его беженцем прикрепляется фотографией самого заявителя. Анкета оформляется исключительно на русском языке занимающимся этим делом сотрудником региональной миграционной службы конкретно со слов иностранца. В том случае, если иностранный гражданин не обладает знанием русского языка, то ему будет необходима помощь специального переводчика.

Абсолютно каждая страница в данной анкете, должна подписываться иностранным лицом, который подаёт само прошение и переводчиком, если его услуги имели место быть.

В анкетировании должны быть записаны все условия, которые побудили обратиться иностранного гражданина, за присвоением статуса беженца в рамках Российской Федерации. Также потребуются установленные данные самого заявителя.

На все предоставленные вопросы, должны прилагаться наиболее развёрнутые ответы. Очень важно, чтобы предоставленная информация не была ложной.

Статус беженца в РФ, могут получить люди, подвергавшиеся на своей Родине политическим преследованиям, и которым грозила конкретная опасность, а также членам их семьи. Также, если они были лишены предоставления соответственной безопасности от своего государства.

Статус беженца в России, что даёт?

Статус беженца в РФ — официально установленное разрешение на легальное пребывание в стране, выдаётся сроком до трёх лет.

Соответствующий статус может приобрести иностранный представитель, который не приходится российским гражданином, но:

  • в силу присутствия определённых политических посягательств по взглядам, особенность к какой-либо национальности, расы, наличие иного вероисповедания или присущность к определённой социальной категории присутствует вне страны чьим гражданином приходится, и не в состоянии как-то обезопасить себя от этого.
  • Нет наличия гражданства какой-либо страны и пребывая в рамках за территорией государства прежнего места нахождения не имеет возможность вернуться в неё из-за наличия опасностей, которые могут навредить ему.

Согласно нынешнему российскому законодательству, правовой статус беженцев в Российской Федерации позволяет:

  1. Бесплатное прохождение медицинского обследования.
  2. Помощь в перевозе багажа иммигранта к месту его проживания.
  3. Расположение в специальном месте, временного нахождения с не требующими какой-то оплаты питания и использование коммунальных услуг.
  4. Социальная защищённость, предоставленная Россией.
  5. Возможность заниматься собственной предпринимательской деятельностью.
  6. Возможность трудоустройства на официальной основе без специального на то разрешения.

Кто не может приобрести подобный статус согласно Федеральному закону РФ

  • Лицо, у которого были серьёзные преступления к миру. Также преступление военного характера.
  • Лицо, ранее осуждённое за тяжкое преступление.
  • Лица, осуществившие преступление против принципов ООН.

Конкретные и прописанные законы о беженцах, иммигрирующих в Россию, а также о переселенцах, предполагают присвоение убежища иммигрантам и лицам не владеющих определённым подданством другой страны путём:

  1. выдачи специального политического убежища.
  2. признание человека беженцем.
  3. выдача временного убежища.

Как оформить

1. Заявитель подаёт специально заполненное заявление в региональный орган по вопросам иммиграции о приобретении на своё имя статуса беженца. В том случае, если прошение было предоставлено в консульство РФ обязательно необходимо не позднее 30 дней предоставить прошение в региональную миграционную службу. А если заявление от данного заявителя предоставлялось в специальный пограничный контроль, то передаваться документ должен сроком не более трёх дней.

2. Органы по вопросам миграции рассматривают поданную заявку в течение одной недели. Далее иностранец получает отказ, либо одобрение в приобретении свидетельства о последующем рассмотрении прошения.

3. При отказе соответствующее уведомление об этом приходит в течение трёх дней.

4. При одобрении заводится личное досье на заявителя и предоставляется соответствующее свидетельство. Далее предоставляется легальное разрешение на нахождение в России.

5. После оформления свидетельства происходит регистрация в ФМС РФ. Необходимо также пройти медицинский осмотр и встать на учёт.

6. Рассмотрение поданного заявления по существу.

7. При положительном рассмотрении выдаётся уже удостоверение беженца на имя заявителя. Надо не забывать, что паспорт (или иное удостоверение) необходимо сдать в федеральные органы страны.

Предоставление

Предоставление политического убежища происходит согласно определённому порядку Правительства РФ. Заявление подаётся в региональный отдел миграции в письменном виде. В электронном формате подача заявления невозможна.

Убежище иностранцу может быть предоставлено, если:

  • есть основания для наличия статуса беженца.
  • нет соответствующих оснований, но из-за гуманности не могут быть вывезены из страны.

При соблюдении всех норм и правил, для законности нахождения в РФ выдаётся специальное свидетельство.

Установленные гарантии прав иностранного представителя:

— иностранец, который несёт статус беженца, не может быть передан на территорию своего государства против собственной воли.

— определенные вынесенные решения от федеральной русской власти возможно обжаловать. Обжалование можно подать в суд, если данное заключение было не правомерным.

— время предоставления жалобы ни как не должно превосходить: 1) тридцать дней с момента приобретения уведомления об установленном разрешении. 2) 90 дней с момента отказа.

— в период процесса анализа обжалования заявитель и члены его семьи обладают специальной возможностью оставаться на территории Российской Федерации.

— при получении соответствующего отказа или аннуляции статуса иностранец и его семья должны покинуть территорию страны в промежутке около трёх дней.

Права беженцев

Лица с таким статусом имеют право на:


Человеку, который имеет такой статус, выдаётся соответствующее удостоверение. Этот документ удостоверяет саму личность иностранного гражданина. Оно действительно по всей территории Российской Федерации.

Определённые возможности для беженцев почти идентичны с установленными правами для вынужденных переселенцев.

Дальнейшие действия

После присвоения к своему имени соответствующего статуса человек наделяется перечнем определённых прав и обязанностей. Весь срок действия удостоверения человек обязуется следовать всем нормам и своду правил. В противном случае, при нарушении какого-либо пункта, статус будет аннулирован. И иностранный иммигрант будет вынужден в срочном порядке выехать за территорию РФ.

Беженцы из Украины приобретут русское гражданство по упрощённое схеме.

Подобное состояние беженца в России из Украинского государства, обычно предоставляется тем, у кого есть на это обоснованные причины и основания.

Оформление статуса беженца для украинцев вполне возможно, но люди после этого, не смогут вернуться на Родину, меньше чем через год.

Статус украинского беженца, можно оформить в региональном органе по вопросам иммиграции. Срок рассмотрения такого прошения будет составлять от 30 до 90 дней.

На руках у гражданина Украины должен быть паспорт или иной документ, который будет официально доказывать личность заявителя.

При положительном решении украинский представитель, приобретёт специальное свидетельство, которое будет показывать легальность пребывания в стране.

Далее, предстоит разговор с представителями миграционной службы, об основаниях по которым иностранец, захотел оформить такой статус. А после, обязательно потребуется прохождение процедуры дактилоскопии и медицинского осмотра.

После уже при положительном исходе присваивается статус беженца для украинца.

Согласно специальному законопроекту, граждане Украины, у которых имеется статус беженца, должны получить право на оформление на своё имя соответствующего вида на жительство или непосредственно оформить уже русский паспорт без документации от специализирующегося органа об отказе от гражданства Украины.

Гражданско-правовое положение иностранцев в РФ. Правовое положение юридических лиц и государства, как участников международных гражданско-правовых отношений.

      Физические лица, как субъекты международного частного права.

      Коллизионные вопросы гражданской право- и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

      Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом.

      Национальность и статут юридического лица. Основные организационно-правовые формы юридических лиц в развитых зарубежных странах.

      Правовое положение государства, как участника международных гражданско-правовых отношений.

Наряду с традиционными субъектами МЧП, такими как иностранные физические лица и лица без гражданства, к субъектам МЧП также относят 3 категории субъектов:

  • вынужденные переселенцы,

    лица, которым предоставлено политическое убежище.

Правовой статус беженцев.

Беженец – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Правовое положение беженцев определяется ФЗ «О беженцах» и Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдаёт ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о признании его беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лег. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца:

    при получении гражданства РФ или другого государства,

    выезде за пределы России на постоянное жительство,

    при умышленном представлении ложных сведений,

    при добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть.

Государство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительства РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не могут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории Российской Федерации.

Лицо утрачивает статус беженца:

    после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ,

    если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности,

    если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело,

    если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности,

    если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований,

    если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть,

    если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства.

В силу сложных геополитических изменений в национально-государственном устройстве и межнациональных конфликтов возникла проблема установления правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Этот статус определен Федеральными законами от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (далее - Закон о беженцах), от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее - Закон о вынужденных переселенцах) с изменениями и дополнениями, принятыми в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 г., к которой Россий- ская Федерация присоединилась в 1992 г. Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Признание лица беженцем осуществляется Федеральной миграционной службой РФ, после чего лицо получает вид на жительство. К вынужденным переселенцам относятся граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или России. Их статус во многом совпадает со статусом беженцев.

Конституция РФ в ст. 63 устанавливает, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Кроме Закона о беженцах порядок предоставления политического убежища регламентируется Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».

Беженцем является лицо, которое не является гражданином Российской Федерации; находится вне страны, гражданином которой он является или вне страны прежнего пребывания; покинуло эту страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец - это лицо, являющееся, как правило, гражданином Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства или субъекта РФ по тем же основаниям.

Предоставление же политического убежища осуществляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследований или угрозы стать жертвой преследования в своей стране за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Следует отметить, что в монографической и учебной литературе эти категории рассматриваются, в основном, как обладающие равным правовым статусом. По нашему мнению, они близки, но не тождественны. Они различаются по кругу лиц, основаниям пребывания на территории РФ. Предоставление политического убежища входит в компетенцию Президента РФ (п. «а» ст. 89 Конституции) и производится его указом. Признание же лица беженцем, согласно Закону о беженцах осуществляется Федеральной миграционной службой, в отношении гораздо большего количества лиц. Анализ содержания действующего законодательства показывает, что статус беженца и вынужденного переселенца аналогичен и отличается от правового статуса лица, получившего политическое убежище.

Законодательство установило порядок приобретения статуса беженца и вынужденного переселенца. Для этого лицо обращается в соответствующий орган миграционной службы по месту пребывания. За рубежом это ходатайство направляется в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, на границе - в орган пограничного контроля. После соответствующей проверки надлежащий орган выдает свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, а лицо направляется в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения названный орган принимает решение по существу о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается удостоверение установленного образца. Оно действует на всей территории РФ в течение пяти лет для вынужденного переселенца и трех лет для беженца.

Также установлены основания, по которым может быть отказано в предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца. Такой отказ может быть обжалован в вышестоящий орган миграционной службы или в суд.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и свободами и исполняют все обязанности гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Они вправе в течение трех месяцев самостоятельно избрать место своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых миграционной службой, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних. Для данных лиц созданы льготные условия приобретения российского гражданства. Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на срок до грех месяцев создаются центры размещения, которые являются государственными учреждениями миграционной службы. Вынужденным переселенцам может быть предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение) жилья.

Указанные законы устанавливают основания, при которых лицо утрачивает статус беженца или вынужденного переселенца.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Определите юридические понятия «правовой статус личности», «субъективное право», «юридическая обязанность».
  • 2. Перечислите виды гарантий реализации прав, свобод и обязанностей.
  • 3. Чем отличаются права человека от прав гражданина?
  • 4. Приведите конституционные нормы, которыми можно подтвердить принцип равноправия граждан.
  • 5. Определите понятие «гражданство».
  • 6. Каков порядок приобретения российского гражданства?
  • 7. Как изменяется гражданство детей с изменением гражданства родителей?
  • 8. Охарактеризуйте правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства.

Специфической группой субъектов конституционного права являются беженцы и вынужденные переселенцы. Правовой статус этих категорий помимо таких предпосылок его наполнения как отношения к гражданству и нахождения на территории того или иного государства, обладает еще одной, которая позволяет группировать рассматриваемые категории лиц в отдельную весьма специфическую группу субъектов конституционного права. Речь идет о сходстве фактических обстоятельств возникновения правовых статусов.

Как правило, лицо становится беженцем или вынужденным переселенцем:

Вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия;

При осуществлении преследования в различных формах;

Вследствие несоответствия политических убеждений преследуемых официальной государственной доктрине;

Вследствие расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе.

Совокупность этих предпосылок позволяет классифицировать граждан как собственно граждан и граждан, обладающих статусом вынужденного переселенца; а иностранных граждан - как собственно иностранных граждан и иностранных граждан, обладающих статусом беженца.

Из этого видно, что к указанной категории не относятся так называемые «экономические беженцы», которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.

Основная работа с беженцами и вынужденными переселенцами возложена на федеральные миграционные органы, входящие в структуру органов внутренних дел.

В принципе государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то они приравниваются к местным гражданам. Запрещено накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.

Лицо, признанное беженцем на территории России, наделяется определенным кругом прав и обязанностей, а также обладает рядом гарантий.

Среди прав:

Получение услуг переводчика и информации о своих правах и обязанностях;

Получение содействия в оформлении документов, в переезде и провозе багажа к месту пребывания;

Получение питания и пользование коммунальными услугами;

Охрана в целях обеспечения безопасности;

Пользование жилыми помещениями;

Медицинская и лекарственная помощь;


Получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, работы по найму;

Социальная защита, в том числе социальное обеспечение;

Содействие в устройстве детей в государственные и муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения;

Получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем;

Обращение за помощью в оформлении документов для выезда за пределы территории России;

Участие в общественной деятельности государства;

Добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (прежнего, обычного местожительства).

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны на территории России:

Соблюдать Конституцию, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, в том числе субъектов Федерации;

Своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, которое определено миграционными органами;

Соблюдать установленный порядок проживания;

В течение семи дней известить миграционные органы об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства России;

Проходить ежегодный переучет в сроки, установленные территориальными миграционными органами.

Юридическую основу статуса беженца и вынужденного переселенца составляют международно-правовые акты:

- Конвенция о статусе беженцев от 28 августа 1951 г.;

Устав управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ) от 14 декабря 1950 г.;

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о статусе беженцев в 1992 г. Тогда же в Москве были открыты постоянные представительства УВКБ и международной организации по миграции.

Статус беженца и вынужденного переселенца определяются также:

Конституцией РФ (ст. 63 и др.);

Вынужденными переселенцами могут быть признаны:

Гражданин России, который покинул место жительства на территории одного из субъектов Федерации и прибыл на территорию другого субъекта или вынужден покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России;

Иностранец, лицо без гражданства, которые покинули место постоянного жительства на территории одного из субъектов Федерации и прибыли на территорию другого субъекта.

Обстоятельствами, которые послужили для признания лица вынужденным переселенцем и заставили изменить место жительства, являются:

1) насилие, совершаемое в отношении лица или членов его семьи;

2) преследование в иных формах;

3) наличие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политические убеждения, ставшие поводом для проведения враждебных камланий в отношении конкретного лица или группы лиц;

4) массовые нарушения общественного порядка в месте постоянного проживания лица.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входящей в состав бывшего СССР, который получил статус беженца в России и утратил его в связи с приобретением российского гражданства, но по объективным причинам не мог в период действия статуса беженца обустроиться на территории России.

Вынужденным переселенцем не может 6ыть признано лицо:

Совершившее преступление против мира, человечности, и. другие преступления, которые признаются таковыми по российскому законодательству;

В течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства или в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением российского гражданства не обратилось, без уважительной причины с ходатайством о признании его таковым;

Покинувшее место жительства по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Процедура признание лица вынужденным переселенцем состоит из следующих этапов :

Обращение заинтересованного лица с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем;

Выдача свидетельства о регистрации ходатайств;

Принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается территориальными миграционными органами в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства и сопровождается, выдачей соответствующего удостоверения. Статус вынужденного переселенца устанавливается сроком на пять лет с последующим продлением ежегодно по заявлению вынужденного переселенца.

Вынужденный переселенец обладает правом:

Самостоятельно выбирать место жительства в одном из пунктов, предложенных миграционными органами, или проживать у родственников при наличии их согласия;

Получать поддержку в проезде и провозе багажа к новому месту жительства или месту пребывания.

Вынужденный переселенец обязан:

Соблюдать Конституцию России, федеральные законы;

Соблюдать правила проживания в центре временного размещения;

При перемене места жительства сняться с учета в территориальном миграционном органе;

Проходить ежегодный переучет в сроки, установленные миграционными органами.

Вынужденные переселенцы и лица, ходатайствующие о приобретении данного статуса, не могут быть без их согласия возвращены на территорию, которую они вынужденно покинули, или переселены в другой населенный пункт. Они вправе обжаловать в суд действия органов государственной власти и должностных лиц.

Статус вынужденного переселенца утрачивается в случаях:

Прекращения гражданства России у лица, приобретшего указанный статус, будучи гражданином России;

Выезда за пределы России для постоянного проживания;

Осуждения за преступление на основании приговора суда;

Умышленного сообщения ложных сведений или предъявления заведомо фальшивых документов, которые послужили основанием для признания вынужденным переселенцем.

Кроме вышеперечисленных категорий иностранцев выделяют и такие, как дипломаты, консульские работники и представителя международных организаций.

В настоящее время статус дипломатических агентов регулируется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., а статус консульских должностных лиц регулируется Венской; конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Согласно этим международным документам данные лица пользуются абсолютной неприкосновенностью, а обеспечению их прав и свобод уделяется особое внимание. Особенности режимов пребывания указанной категории иностранцев на территории Российской Федерации, как правило, устанавливаются в двустороннем порядке путем подписания международных соглашений Российской Федерации с зарубежными государствами

Что же касается работников международных организаций, то на них так называемый «режим дипломатической неприкосновенности» в Российской Федерации распространяется либо вследствие международного договора о создании международной организации (в котором предусмотрена подобная норма), подписанного Российской Федерацией, либо вследствие специального распоряжения уполномоченного на то органа государственной власти Российской Федерации.

Поделиться: