Правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев и перемещенных лиц. Право убежища и правовое положение беженцев и других категорий вынужденных мигрантов а) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности

Что же касается определений понятия «беженец» в международном праве, то оно содержится в двух основных документах: Конвенции ООН (1951 г.) «О статусе беженцев» и Протоколе к ней (1967 г.).

Существуют некоторые расхождения в частности в Конвенции ООН (1951 г.), предусматривающей временное географическое ограничение. Т.е. она применяется в отношении стран, расположенных в Европе и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до января 1951 г.

Что касается Протокола, то он устраняет вышеназванные ограничения и применяется без таковых в отношении государств и в отношении любых событий, как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникает проблема беженцев.

В связи с этим необходимо учитывать участие государства в вышеуказанных документах. Поскольку РФ является соучастником обоих документов, то в соответствии с 24 ст. Конституции РФ и п.3 ст. 18 комментируемого документа, эти акты обладают прямым действием на территории РФ, и в случае, если внутренне законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, а не внутренних законов.

Попытки дать определение «беженцев» в международных документах предпринимались еще до создания ООН, в частности, в договорах и соглашениях, заключенных под эгидой Лиги Наций. В них использовался так называемый «групповой подход». Необходимым условием при этом является следующее:

Лицо должно было находиться за пределами страны своего происхождения;

Не пользовались защитой правительства этой государства. Например, русские беженцы в 1926 году определялись как «любые лица» русского происхождения, которые не пользуются защитой правительства СССР и не приобрели иного гражданства.

Аналогично было и содержание понятия «армянский беженец». Указанное определение содержалось в Соглашении от 12 мая 1926 года, касающемся выдачи удостоверения личности русским и армянским беженцам.

В данном случае пребывание лица за пределами страны происхождения не требовалось, но оно подразумевалось, поскольку целью соглашения была выдача удостоверений личности для обеспечения проезда и переселения. Удостоверения утрачивали силу, если их владельцы возвращались в страну происхождения. В последствии аналогичный подход использовался в Соглашениях 1936 года «О лицах, бежавших из Германии».

После Второй мировой войны были сформулированы более четкие критерии определения понятия «беженец». Об этом наглядно свидетельствует Устав Международной организации по делам беженцев (МОБ) и принятые позднее Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Конвенция ООН 1951 г. «О статусе беженцев».

Устав МОБ воспроизвел положения предшествующих документов, указывая категории лиц, которым следовало предоставлять помощь. Так к числу беженцев были отнесены жертвы нацистского, фашистского или квислинсковского режима (Норвегия), некоторые лица еврейского происхождения, иностранцы или лица без гражданства, оказавшиеся жертвами нацистского преследования; а также лица, которые признавались беженцами до начала войны по признаку расы, религии, национальности или политическим убеждениям. Кроме того, Устав МОБ относил к числу беженцев тех, кто не мог или не хотел воспользоваться защитой того государства, гражданином которого являлся и в котором жил прежде.

УВКБ сменило МОБ в роли основного учреждения, занимающегося беженцами. С этого момента основы международно-правового подхода к понятию «беженец» начали закрепляться в документах ООН, Устава УВКБ и Межгосударственных договорах.

Устав впервые подчиняет компетенции УВКБ беженцев, которые подпадали под действие различных ранее заключенных договоров и соглашений. Кроме того, он указывает на беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года находились вне страны своего происхождения страны, гражданином которой являлся беженец. А в случае отсутствия гражданства - страны его прежнего постоянного проживания и не могли, либо не желали воспользоваться ее защитой в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований.

К ним также относят лица, которые из-за уже пережитых преследований не могут вернуться, хотя обстоятельства, ставшие основанием для предоставления им статуса беженцев, более не существует.

И, наконец, Устав распространяется на все другие лица, которые находятся вне страны своей гражданственной принадлежности, или, если они не имеют определенного гражданства, вне страны своего прежнего местожительства вследствие испытываемых или испытанных опасений преследований по причинам расы религии. Гражданства, политических убеждений, или не могут или не желают по причине указанных опасений воспользоваться защитой правительства страны своей гражданской принадлежности, а если они не обладают определенным гражданством - возвратиться в страну своего прежнего постоянного местожительства.

Это определение универсально по сфере применения, поскольку не содержит каких-либо временных или географических ограничений. Оно является важной отправной точкой при выяснении того, кто имеет право на защиту и помощь ООН, поскольку именно отсутствие защиты со стороны собственного государства отличает беженцев от обычных иностранцев.

В ст. 1 Конвенции дано общее определение термина «беженец». Это лицо, которое в результате событий, происшедших 1 января 1951 года, может в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы. Вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности или не может, воспользоваться защитой этой страны, или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений; или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий не может, или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В дальнейшем оказалось, что потоки беженцев являются не только результатом войны, но и ее последствий.

В связи с этим возникла необходимость принятия дополнительного документа, который устранил бы указанное ограничение. Таким документом стал Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев. Протокол распространил действие Конвенции и на «новых беженцев», т.е. лиц, которые, попадая под определение, содержащиеся в Конвенции, стали беженцами в результате событий января 1951 года.

Определение понятия «беженец» в рассматриваемом Федеральном законе воспроизводит Конвенцию ООН 1951 года и Протокол 1967 года. Исключение составляет один момент - указание на национальность в ст.1 Закона в числе признаков, по которым лицо подвергается преследованию.

Следует отметить, что определение понятия «беженец» в прежней редакции Закона РФ «О беженцах» (1993 г.) не в полной мере соответствовало Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О беженцах» в РФ беженцем признается лицо, подпадающее под следующие основные признаки: это лицо, не являющееся гражданином РФ, им может быть как зарубежный гражданин (иностранец), так и лицо, не имеющее определенного гражданства (апатрид); находящееся вне страны своей гражданской принадлежности, либо вне страны своего прежнего обычного местожительства из-за вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы. Вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, не имеющее возможности или не желающее пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности вследствие имеющихся у данного лица опасений. Для иностранных граждан); не имеющее возможности или не желающее вернуться в страну своего прежнего обычного местожительства в результате вышеназванных опасений (для лиц, не имеющих определенного гражданства.

О признании понятия «беженец», использованного в Конвенции «О статусе беженцев», свидетельствует и практика его применения в ряде Международных региональных актов, а также в законодательных актах большинства зарубежных стран и некоторых стран СНГ.

С точки зрения современного международного права термин «беженец» является строгим, конкретным по своему характеру, так как его правовое содержание определяется четко в соответствии с принципами и нормами общего международного права. Его содержание по сравнению со словом «беженец», которое мы используем в нашей повседневной жизни, намного уже. В обиходе беженец - это любой человек, который спасается бегством от обстоятельств, угрожающих его личной безопасности и безопасности членов его семьи. По какой причине он вынужден так поступать, для нас, по сути, не имеет значения.

Но для международного права причины, по которым лицо покидает свой дом в поисках убежища, и категории лиц, ищущих его, играют большую роль при признании за лицом статуса беженца в соответствии с международным правом. Но прежде чем подробно рассмотреть границы понятия «беженец» с юридической точки зрения, необходимо проследить историю его формирования .

Впервые в международных соглашениях понятие «беженец» было сформулировано на состоявшейся в Женеве в 1926 году конференции, участники которой разработали и подписали Соглашение о выдаче удостоверений личности русским и армянским беженцам. В соответствии с пунктом 2 Соглашения беженцем считается любое лицо соответствующего происхождения, которое не пользуется или которое более не пользуется защитой своего правительства и не приобрело другого гражданства .

Аналогичный подход к определению понятия «беженец» был использован при разработке Соглашения о статусе беженцев из Германии от 4 июля 1936 года и Конвенции о статусе беженцев из Германии от 10 февраля 1938 года. В соответствии со статьей 1 Конвенции 1938 года под ее действие подпадали: «а) лица, обладающие или обладавшие германским гражданством и не обладающие иным гражданством, в отношении которых доказано, что они не пользуются, юридически или фактически, защитой правительства Германии; b) лица без гражданства, на которых не распространяются предыдущие конвенции или соглашения, которые покинули территорию Германии после поселения на ней и в отношении которых доказано, что они не пользуются, юридически или фактически, защитой правительства Германии». Впервые в международном праве в этом документе юридически было закреплено положение о том, что лица, покинувшие территорию Германии по соображениям личного удобства, исключались из определения понятия «беженец». Впоследствии данное правило было использовано при разработке определения понятия «беженец», зафиксированного в Уставе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев .

Необходимо отметить, что в соглашениях, заключенных под эгидой Лиги Наций, использовался групповой, или категорийный, подход, который заключался в том, что нахождение лица за пределами страны своего происхождения и непользование им защитой правительства этой страны были вполне достаточными условиями для признания такого лица беженцем. Однако эти определения не указывали «причины оставления беженцами страны своегопрежнего местожительства, а получение режима беженца не было обусловлено какими-либо мотивами» .

Поэтому наряду с официальной разработкой определения понятия «беженец», которая осуществлялась в рамках Лиги Наций, велась неофициальная работа по включению в понятие «беженец» причин, по которым беженец покинул страну своего происхождения. В апреле 1936 года в Брюсселе Институт международного права принял резолюцию под названием «Правовой статус апатридов и беженцев», определившую беженца как индивида, «который по причине внезапно возникших политических событий на территории государства его гражданской принадлежности покинул добровольно или недобровольно эту территорию... и не приобрел нового гражданства, и не пользуется дипломатической защитой какого-либо другого государства» .

В 1938 году в Эвиане (Франция) прошла международная конференция, которая учредила Межправительственный комитет по делам беженцев. Под мандат этой организации подпадали: а) «лица, которые еще не покинули страну своего происхождения, однако они вынуждены эмигрировать по причине своих политических убеждений, вероисповедания и расовой принадлежности»; б) «лица, которые уже покинули свою страну происхождения или еще не обосновались постоянно в иных местах» .

Тенденция того периода заключалась в стремлении государств как можно сильнее политизировать понятие «беженец». Она ярко проявилась при разработке Устава Международной организации по делам беженцев, созданной 20 августа 1948 года. В ее Уставе были использованы положения всех предыдущих международных соглашений и документов при определении категорий лиц, которым организация оказывала помощь. К числу беженцев Уставом были отнесены следующие категории лиц: «а) жертвы нацистского или фашистского режима, или режимов, принимавших участие во Второй мировой войне на стороне фашистских режимов, или жертвы квислинговских или подобных им режимов, помогающих фашистским режимам в их борьбе против Объединенных Наций, независимо от того, пользуются они международным статусом как беженцы или нет;b) испанские республиканцы и другие жертвы фалангистского режима в Испании; с) лица, которые рассматривались как беженцы до начала Второй мировой войны по причинам расового, религиозного или национального характера или вследствие их политических убеждений» .Отличительная особенность определения понятия «беженец» по Уставу МОБ заключалась в том, что оно объединило групповой подход, использовавшийся в предыдущих соглашениях при определении понятия «беженец», и политический аспект проблемы беженцев, что носило в тот период прогрессивный характер.

В 1949 году ООН начала подготовительную работу по созданию новой организации, которая заменила бы МОБ. Соответственно необходимо было разработать и новое определение понятия «беженец», что связывалось с последними событиями и изменениями в международных отношениях государств - членов ООН.

Этой новой организацией стало Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, а документом, по-новому определившим понятие «беженец», - Устав этого учреждения.

В Уставе соединены элементы определений понятия «беженец», содержащиеся в предыдущих соглашениях. В соответствии с пунктом 6 главы II Устава компетенция Верховного комиссара ООН по делам беженцев распространяется на «всех тех лиц, которые в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этойстраны или не желают пользоваться такой защитой либо вследствие таких опасений, либо попричинам, не связанным с соображениями личного удобства; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства» .

Кроме того, под мандат УВКБ ООН подпадают беженцы, правовое положение которых регулируется ранее заключенными международными договорами и соглашениями.

Определение понятия «беженец», содержащееся в Уставе УВКБ, носит универсальный характер по сфере применения, так как не содержит никаких географических и временных ограничений .

Тем не менее, по мнению английского юриста-международника Г.С. Гудвин-Гилла, «Устав УВКБ содержит явное противоречие», которое заключается в том, что, с одной стороны, деятельность Управления распространяется на группы и категории беженцев, а с другой - содержащееся в нем определение понятия «беженец» требует оценки обстоятельств того, как лицо стало беженцем в каждом конкретном случае . Последующие события заставили УВКБ ООН достаточно гибко применять на практике свой мандат, в результате чего произошло существенное изменение концепции «беженец». Беженцы стали предметом внимания международного сообщества.

Важную роль в расширении концепции «беженец» сыграли главные органы ООН - Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный Совет. Позднее к ним присоединился Исполнительный комитет по Программе Верховного комиссара, созданный в 1957 году.

В 1957 году Генеральная Ассамблея ООН уполномочила УВКБ ООН на основе резолюции 1167 ГА ООН от 26 ноября 1957 года оказать помощь беженцам, которые не подпадали под определение, содержащееся в Уставе УВКБ. Речь шла о китайских беженцах, размещенных в Гонконге. Ситуация осложнялась еще и тем, что в тот период сосуществовало одновременно два Китая, каждый из которых претендовал на роль государства гражданской принадлежности.

В 1959 году ГА ООН в своей резолюции 1388 (XIV) от 20 ноября разрешила Верховному комиссару оказание «добрых услуг» беженцам, «которые не находятся на попечении Организации Объединенных Наций». Резолюция 1959 (XVIII) 1963 года ГА ООН содержит просьбу к Верховному комиссару продолжать оказывать международную защиту беженцам и прилагать усилия в интересах беженцев, которые находятся на его попечении, а также беженцев, которым он предоставляет свои «добрые услуги», и обращать особое внимание на новые группы беженцев согласно соответствующим резолюциям ГА ООН и директивам Исполнительного комитета. Эти и последующие резолюции ГА ООН свидетельствовали о том, что ООН стала использовать прагматический подход при определении лиц в качестве беженцев. К этому необходимо добавить и то, что в 60-х годах XX века увеличивающиеся масштабы потоков беженцев, особенно в африканских государствах, заставили УВКБ ООН применять так называемый «групповой подход». В этом случае беженцами признавались не отдельные лица, а целая группа лиц. Хотя это и противоречило положениям Устава УВКБ, но то была вынужденная мера в случае внезапно возникавших массовых потоков беженцев, когда спасение жизни людей и их безопасность оправдывали обход действовавших юридических норм .

Чуть позднее УВКБ стало оказывать помощь и лицам, перемещенным внутри страны. Так, в 1972 году ЭКОСОС принял решение о распространении помощи не только на беженцев из Судана, но и на «лиц, перемещенных внутри страны» . В 1976 году ЭКОСОС признал значение деятельности УВКБ «в дополнение к его первоначальным функциям в отношении искусственно вызванных бедствий». Совет выразил благодарность Верховному комиссару от имени «беженцев и перемещенных лиц, а также жертв искусственно вызванных бедствий» .

Несмотря на все расширяющийся круг лиц, которыми занималось УВКБ ООН, официальные документы тоговремени свидетельствуют о нежелании использовать термин «беженец» в отношении тех, кому УВКБ ООН оказывало помощь. Вместо этого использовались термины «перемещенные лица», «лица, перемещенные внутри страны» и др. Однако шел процесс корректировки и выработки новых терминов. В 1976 году Исполком по Программе Верховного комиссара использовал термин «лица, ходатайствующие о предоставлении убежища».

В 1977 году обязательства по предоставлению помощи беженцам и перемещенным лицам были четко сформулированы в документах ГА ООН. Позднее были признаны и другие категории лиц, нуждающихся в помощи, включая репатриантов, женщин, детей, лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища.

Подобная тенденция расширения круга лиц, которым УВКБ ООН оказывает помощь, говорит о том, что при выявлении таких категорий лиц необходимо применять более общий критерий - отсутствие защиты.

Итак, в настоящее время УВКБ ООН оказывает помощь и защиту следующим категориям лиц: беженцам по определению Устава УВКБ ООН, возвратившимся беженцам, лицам, ищущим убежище, внутренне перемещенным лицам и другим категориям лиц, входящим в сферу деятельности УВКБ ООН.

Несмотря на протесты некоторых государств, международное сообщество официально не возражает против осуществления УВКБ своих функций в отношении столь различных категорий лиц, так как оказание такой помощи не затрагивает суверенного права государств признавать за ними статус беженца со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, правовой базой предоставления защиты данным категориям лиц являются резолюции органов ООН, носящие рекомендательный характер. Более того, все вышеуказанные категории лиц юридически не включены в понятие «беженец» и существуют независимо от него, что означает следующее: пользование международной защитой и помощью в полном объеме предоставлено только беженцам по определению Устава УВКБ ООН.

Помимо определения понятия «беженец», зафиксированного в Уставе УВКБ ООН, существует определение этого понятия, содержащееся в разделе А статьи 1 Конвенции о статусе беженцев 1951 года . Определение явилось результатом длительных и бурных дискуссий между государствами, которые проходили в Специальном комитете по проблемам беженцев и бесподданых.

Некоторые государства полагали, что слишком расплывчатое определение вызовет трения между государствами по поводу его толкования и применения, а также возложит на них непомерно большие и трудно выполнимые обязательства. В связи с этим США предложили определение, которое включало четыре категории беженцев, находящихся за пределами своей страны из-за «преследований или опасений преследований» . В эти категории были включены беженцы периода Первой мировой войны, беженцы в межвоенный период, новые беженцы, перемещенные лица и несовершеннолетние, не сопровождаемые взрослыми. Великобритания предложила свой вариант определения общего характера и распространявшегося на лицо, которое, покинув страну своего обычного проживания по причине преследований или вполне обоснованных опасений преследований, не возвращается либо не может вернуться в эту страну по уважительным и достаточным причинам, или ему не позволяют вернуться туда власти этой страны, и которое не является гражданином какой-либо иной страны .

Для выработки определения, которое удовлетворило бы все государства, в Специальном комитете была созданарабочая группа, которая взяла за образец определение, содержащееся в Уставе Международной организации по делам беженцев. В ходе долгой работы стороны пришли к варианту определения понятия «беженец», который удовлетворял всех.

Государства - участники Конвенции 1951 года согласились, что термин «беженец» должен применяться к лицам, признанным беженцами в соответствии с ранее принятыми международными соглашениями, а также к любому лицу, удовлетворяющему положениям пункта 2 раздела А статьи 1 Конвенции, где говорится, что беженцем признается любое лицо, которое «в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» .

Однако определение понятия «беженец» Конвенции 1951 года имело два ограничения: первое (временное) заключалось в том, что согласно Конвенции право считаться беженцем не распространялось на лиц, ставших таковыми в результате событий, происшедших после 1 января 1951 года, второе (географическое) состояло в том, что вышеупомянутые события означают либо «события, происшедшие в Европе до 1 января 1951 года», либо «события, происшедшие в Европе или других местах до 1 января 1951 года» . Наличие двух ограничений сильно затрудняло решение проблемы беженцев, исключаяиз сферы применения Конвенции миллионы беженцев и другие категории вынужденных мигрантов.

Для решения возникших проблем в 1967 году был принят Протокол, касающийся статуса беженцев.Протокол исключил из определения беженцев положения, касающиеся географических и временных ограничений, что придало Конвенции универсальный характер .Протокол снял положение Конвенции 1951 года об ограничении срока 1951 годом, что сделало Конвенцию подлинно универсальным соглашением. Протокол является независимым юридическим документом, к которому любое государство может присоединиться, не являясь участником Конвенции 1951 года. Любое присоединяющееся к Протоколу государство берет на себя обязательство применять положения Конвенции 1951 года в отношении беженцев, подпадающих под ее определение, однако без датированности 1951 годом. Если какое-либо государство присоединяется только к Протоколу, то оно не может внести географическую оговорку.

Кроме того, еще с момента подписания Конвенции 1951 года государства признали, что не все беженцы включены в сферу применения Конвенции. Поэтому в Заключительном акте Конференции полномочных представителей, на которой была подписана Конвенция 1951 года, государствам было рекомендовано применять ее положения к другим категориям беженцев, не подпадавших в то время под сферу ее применения.

Существование одновременно трех универсальных документов - Устава УВКБ ООН, Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года, которые содержат схожие определения понятия «беженец», привело к возникновению еще одной правовой проблемы. Суть ее в том, что в настоящее время существуют две основные категории беженцев среди уже признанных таковыми на основе вышеуказанных международных документов.

Первая категория - «мандатные беженцы». Это лица, которые рассматриваются УВКБ ООН как беженцы на основе положений Устава и они не зависят от государства убежища, являющегося участником Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года. «Мандатные беженцы» могут получать помощь непосредственно от УВКБ ООН. Однако они не могут пользоваться правами и льготами, предоставляемыми «конвенционным беженцам», если не будут признаны беженцами государством - участником Конвенции 1951 года. Данный термин относится к беженцам, положение которых относится к более широкой компетенции Верховного комиссара, которая впоследствии была подтверждена Генеральной Ассамблеей ООН.

Вторая категория - «конвенционные беженцы». Это лица, за которыми признан статус беженцев государством убежища, являющимся участником Конвенции 1951 года и/или Протокола 1967 года. Только в этом качестве они пользуются всеми правами и благами, которые государства обязались предоставлять беженцам на основе международного права.

Итак, чтобы лицо было признано беженцем на основе международного права, оно должно отвечать следующим условиям:

1) должно находиться за пределами страны своего происхождения;

2) должно испытывать вполне обоснованные опасения преследования;

3) эти опасения должны основываться на одном из пяти

признаков:

Религии;

Гражданства;

Принадлежности к какой-либо определенной социальной группе;

Политических убеждений;

4) лицо не имеет возможности или желания пользоваться защитой страны своего происхождения или возвращаться в эту страну по причинам опасений преследования.

Международные соглашения содержат положения об обстоятельствах, когда лицо не подпадает под сферу их применения.

В соответствии с Конвенцией 1951 года ее положения не распространяются на лиц, «которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений» ООН, кроме УВКБ ООН. Согласно этой оговорке об исключении, целая категория беженцев - палестинских беженцев - рассматривается как отдельная категория. Международная помощь данной категории обеспечивается через Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ, учрежденное ГА ООН в декабре 1949 года.

Беженцы - люди, которые по политическим, расовым или идеологическим причинам, либо в результате таких катаклизмов, как голод или бедствие, вынуждены бежать из родной страны .

Беженцы – вынужденные мигранты, появляющиеся вследствие экономической нестабильности, национально-этнических конфликтов, углубления процессов государственности. Беженцы наделены определенными психологическими особенностями, находящими выражение в специфическом мировосприятии, угнетенности психики, повышенной чувствительности к несправедливости.

Беженцы – лица, добровольно или по распоряжению властей покинувшие свою страну в результате военных действий, насилия, преследование по признаку своей расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, а также других чрезвычайных обстоятельств; либо лицо не имеющее определенного гражданства и находящееся вне страны своего прежнего обычного место жительства, которое не может или не желает вернуться в эту страну вследствие таких обстоятельств.

Понятие «беженец» вошло в международное право с Первой мировой войны. Оно было выработано на Конференции по проблемам русских и армянских беженцев, проходившей в Женеве в 1926 г. В соответствии с определением, зафиксированным в принятом Конференцией Соглашении о выдаче удостоверений личности указанным выше беженцам, таковыми признавались лица соответствующего происхождения, которые более не пользовались защитой своего правительства и не приобрели другого гражданства. В других международных соглашениях, принятых в 20-30-х гг. XX в., для установления статуса беженца содержались аналогичные критерии.

20 августа 1948 г. была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ), в Уставе которой были использованы положения всех предыдущих международных соглашений при определении категории лиц, которым МОБ оказывала помощь. Деятельность этой организации оказалась подверженной политическому влиянию. В 1951 г. МОБ была заменена Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).

В данное время одновременно действуют три универсальных международно-правовых акта, регулирующих статус беженцев. К этим там относятся Устав УВКБ ООН, Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г.

Согласно определениям этих ключевых международных соглашений для признания беженцем лицо должно соответствовать трем следующим критериям: а) находиться за пределами страны своего происхождения или гражданства; б) испытывать вполне обоснованные опасения преследования; в) эти опасения должны основываться на одном из следующих признаков: расы, религии, гражданства, принадлежности к какой-либо определенной социальной группе или на политических убеждениях.


Различают две категории беженцев: а) «мандатные беженцы» - лица, которые рассматриваются УВКБ ООН таковыми на основе положений Устава управления и подпадают только под его защиту; б) «конвенционные беженцы» - лица, за которыми признан статус беженцев государством убежища, являющимся участником Конвенции 1951 г. или Протокола 1967 г. С точки зрения эффективной защиты прав вынужденных мигрантов категория «мандатные беженцы» менее благоприятна, нежели категория беженцев, признаваемых таковыми Конвенцией о статусе беженцев 1951 г.

Собственно Конвенция 1951 г. первоначально содержала два ограничения: а) временное - право считаться беженцем не распространялось на лиц, ставших таковыми в результате событий, произошедших после 1 января 1951 г.

; б) географическое - упомянутые события означают события, произошедшие только в Европе. Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г. снял упомянутые ранее временное и географическое ограничения Конвенции 1951 г. Протокол является самостоятельным международно-правовым актом, к которому любое государство может присоединиться, не являясь участником Конвенции 1951 г. Государство - участник Протокола берет на себя обязательство применять положения Конвенции 1951 г. в отношении беженцев, подпадающих под ее определение, однако без ограничений во времени и пространстве.

Из-под действия Конвенции и Протокола изъяты палестинские беженцы, они рассматриваются в качестве отдельной категории, и помощь в отношении их обеспечивается через Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ, учрежденное ООН в 1949 г.

Что касается региональных аспектов правового регулирования по делам беженцев, отметим прежде всего немаловажный фактор помощи беженцам со стороны Европейского Союза. Под его эгидой и на основе Конвенции 1951 г. страны Европы заключили в 1990 г. два соглашения: Дублинскую и Шенгенскую конвенции. Их цели: определить, какое государство-участник отвечает за принятие решений по ходатайству об убежище, поданному тем или иным лицом на территории действия конвенций; при необходимости обеспечить обратный прием (реадмиссию) такого лица и обмен информацией; подтвердить ответственность государства за удаление заявителей, ходатайства которых отклонены на территории Европейского Союза либо в зоне действия Шенгенской конвенции.

В Африке в 1969 г. была принята специальная Конвенция, учитывающая региональные особенности проблем этой категории лиц. С учетом определений Конвенции 1951 г. африканская Конвенция определяет беженца как «любое лицо, которое вынуждено покинуть страну своего происхождения «в результате внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок в какой-либо части или на всей территории его страны происхождения или гражданства»». В рамках продолжающейся реформы африканской региональной системы безопасности (Организация африканского единства в 2001 г. была заменена Африканским союзом) поставлена задача адаптировать Конвенцию о беженцах 1969 г. к изменившейся ситуации в данной сфере. В частности, требуется четкое разграничение между вооруженными элементами и беженцами из числа мирного населения.

24 сентября 1993 г. государствами СНГ было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашение определяет беженца как «лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами» (ст. 1). Вынужденным переселенцем данное Соглашение признает лицо, которое, являясь гражданином стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой стороны по тем же причинам, что и лицо, признаваемое беженцем (ст. 2).

Из этого следует, что Соглашение СНГ 1993 г. придало понятию «вынужденный переселенец» международно-правовой характер.

До настоящего времени не выработано единого определения понятия "убежище". В 1950 г. Институт международного права принял резолюцию "Убежище в международном публичном праве", в которой убежище определяется как "покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте, находящемуся под контролем его определенных органов, лицу, которое ищет его". Данное определение предполагает разделение убежища на территориальное (предоставление убежища лицу на территории государства убежища) и дипломатическое (предоставление убежища лицу на территории дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства).

Предоставление территориального убежища является наиболее распространенным. Случаи предоставления дипломатического убежища оцениваются иногда как нарушение положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. (ч. 3 ст. 41) и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (ч. 2 ст. 55). Согласно этим статьям помещения дипломатических представительств и консульских учреждений не должны использоваться в целях, не совместимых с их функциями. Однако в 1928 г. на Гаванской конференции американских государств была принята Конвенция об убежище, которая предусматривает предоставление дипломатического убежища в дипломатических представительствах, консульских учреждениях и на военных кораблях.

К настоящему времени не принято универсального международно-правового акта, регулирующего отношения государств, связанные с предоставлением убежища. Однако существует ряд документов рекомендательного характера по этому вопросу. Среди них – ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которая предусматривает, что "каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем". В развитие положений ст. 14 ГА ООН приняла в 1967 г. текст Декларации о территориальном убежище. Подтверждая положения Всеобщей декларации прав человека, данный документ установил определенные правила предоставления убежища. Декларация установила, что предоставление государством убежища по основаниям, предусмотренным ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., является "мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться никаким другим государством как недружественный акт". Предусмотрено, что убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества. Декларация предусматривает также определенные гарантии в отношении лица, которому предоставлено убежище. В то же время на государство, предоставляющее убежище, возлагаются определенные обязательства. В частности, оно не должно позволять лицам, получившим убежище, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

Проблема беженцев и других категорий вынужденных мигрантов существует давно, но в начале XX в. она стала приобретать международную остроту. После Второй мировой войны в рамках ООН для решения проблемы беженцев в качестве вспомогательного органа ГА ООН было учреждено Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Его функции заключаются в обеспечении международной защиты беженцев и нахождении окончательного или долгосрочного решения их проблем посредством добровольной репатриации или ассимиляции в других государствах. Под мандатом или под защитой УВКБ ООН находятся любые лица, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности, и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой либо вследствие таких опасений, либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства. В последующем в это определение вводились дополнительные критерии с целью приспособить мандат УВКБ ООН к изменяющемуся характеру причин увеличения потока беженцев. Категория беженцев, входящая в компетенцию УВКБ ООН, получила название "мандатные" беженцы. Этот термин применяется к лицам, которые рассматриваются УВКБ ООН в качестве беженцев в соответствии с Уставом этой организации. "Мандатные" беженцы могут получать помощь непосредственно от УВКБ ООН в результате проводимых им программ оказания помощи. "Конвенционные" беженцы пользуются правами и льготами, предоставляемыми государством убежища в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. (вступила в силу в 1954 г.) и Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1967 г. В 1992 г. между УВКБ ООП и Россией было подписано Соглашение об учреждении Бюро регионального представителя Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Аналогичное Соглашение о сотрудничестве заключено с Международной организацией по миграции в 1992 г.

Конвенция о статусе беженцев является основным универсальным соглашением между государствами по проблеме беженцев, правовым фундаментом международной системы защиты беженцев. Конвенция содержит общее определение понятия "беженец", не "привязанное", к определенным национальным группам. Согласно ст. I Конвенции беженец – это лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследований; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Конвенция определяет правовой статус беженца, предусматривает его социальное и медицинское обеспечение. Одно из важных положений, заложенных в Конвенции, заключается в утверждении принципа невысылки, в соответствии с которым любое лицо, ищущее убежище, не может быть насильно возвращено в государство, где может подвергнуться преследованиям.

Протокол, касающийся статуса беженцев, отменил ограничение действия Конвенции во времени и пространстве. Конвенция стала носить универсальный характер. Участниками Конвенции и Протокола являются более 140 государств. Россия присоединилась к Конвенции и Протоколу 2 февраля 1993 г.

Личный статус беженца определяется законами страны его домицилия, а в случае его отсутствия – законами страны его пребывания. Конвенция о статусе беженцев предусматривает: право беженца в отношении собственности, авторские и промышленные права, вопросы трудоустройства, социального и медицинского обеспечения и др. В отношении некоторых прав беженцы пользуются национальным режимом (право на обращение в суд, авторские права, образование и т.д.), а в отношении других прав (право собственности, право ассоциаций, работа по найму и др.) – режимом нс менее благоприятным, чем тот, которым при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранные граждане. Конвенция о статусе беженцев содержит положение о том, что государства-участники будут "по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев". Одним из способов этого является предоставление им гражданства государства-убежища. Например, в России Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" предусмотрено, что обычным условием приема в гражданство является ценз оседлости в пять лет до обращения с ходатайством. Для беженцев существуют льготы – этот срок составляет один год (п. "в" ч. 2 ст. 13).

Отдельную категорию беженцев составляют палестинские беженцы. В настоящее время общее число палестинских беженцев составляет более 4,5 млн человек. Для решения их проблем ООН учредила Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР).

Одной из категорий граждан, пользовавшихся правовой защитой после окончания Второй мировой войны, являлись перемещенные лица. Это лица, насильственно вывезенные во время Второй мировой войны с оккупированных немецкими войсками и их союзниками территорий для использования в качестве рабочей силы. После окончания войны вопросами возвращения перемещенных лиц в страну их постоянного местожительства занималась созданная в 1946 г. Международная организация по делам беженцев. СССР заключил ряд международных соглашений о репатриации своих граждан, насильственно перемещенных в ходе войны. В современных международно- правовых документах данный термин не используется. В последние годы увеличилось число такой категории вынужденных мигрантов, как лица, перемещенные внутри страны, что стало следствием увеличения числа вооруженных конфликтов немеждународного характера. Основное отличие лиц, перемещенных внутри страны, от беженцев заключается в том, что они не пересекают государственных границ государств, а вынуждены менять постоянное местожительство в пределах одного государства.

Право убежища – это право государства разрешать въезд на свою территорию и проживание на ней иностранному гражданину, преследуемому в своей стране за политическую, национально-освободительную, религиозную, научную деятельность. Современному международному праву известны две формы убежища: территориальная и дипломатическая.

Наиболее распространенной формой убежища является территориальная.

Территориальное убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Категория лиц, которым может быть предоставлено территориальное убежище, устанавливается каждым государством по его усмотрению. Международно-правовым актом, регулирующим вопросы убежища, считается Декларация о территориальном убежище (1967). Ее основные положения сводятся к следующему:

государство само определяет круг лиц, которым оно предоставляет убежище;

Убежище, предоставленное в соответствии с нормами международного права, должно быть уважаемо другими государствами;

Лицо, получившее убежище, не должно высылаться в страну, где оно может подвергнуться преследованию;

Право убежища не распространяется на лиц, совершивших преступления против человечества или военные преступления;

Государство, предоставившее убежище, несет ответственность за деятельность лица, которое получило такое убежище.

Под дипломатическим убежищем понимают убежище на территории посольства, консульства, на борту военных судов и самолетов, на территории военных баз и лагерей. Законодательство некоторых стран, а также ряд двусторонних договоров не признают дипломатическое убежище. Но говорить, что дипломатическое убежище отрицается всеми странами, было бы неверно. По отношению к дипломатическому убежищу все государства мира условно можно разделить на три группы:

1) государства, которые не признают и не практикуют его (большинство стран, в том числе Россия);

2) государства, которые формально не допускают дипломатического убежища на своей территории, но на практике предоставляют его (Франция, США, Великобритания);

3) государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают его предоставление на своей территории (латиноамериканские страны).

В международном праве не существует общепризнанной нормы о дипломатическом убежище. Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства (Венская конвенция о дипломатических сношениях, статья 41, пункт 3). Дипломатическое убежище предоставлялось латиноамериканскими странами на основании Гаванской конвенции о дипломатическом убежище (1928).

Однако современное международное право не содержит общепризнанной нормы о предоставлении убежища на военных кораблях и самолетах, на территории военных баз и иных военных объектов, дислоцированных за границей.

Таким образом, право предоставления убежища отдельным лицам – это проявление суверенной воли государства. Международное право закрепляет обязательство государств, с одной стороны, предоставлять убежище определенным категориям физических лиц, а с другой стороны, не предоставлять его некоторым другим категориям лиц.

В международном праве растет число договорных, обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся, в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период времени, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствующее лицо.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получившее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище. Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, предоставившего убежище. Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертировавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.

В соответствии со статьей 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного лрава. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства определяется Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746.

В соответствии с данным Положением политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

Права беженцев и их защита в международном праве .

Современное определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протоколе к ней 1967 года, касающемся статуса беженцев. Между указанными актами существуют некоторые расхождения. В частности, Конвенция ООН 1951 года предусматривает временное и географическое ограничение, то есть она применяется в отношении стран, расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951 года. Протокол 1967 года устраняет эти ограничения и применяется в отношении государств и в отношении любых событий, как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникает проблема беженцев. Российская Федерация подписала эти документы, которые таким образом обладают теперь прямым действием на территории нашего государства.

Помимо названных документов, позже было принято еще более 30 других международных соглашений по беженцам.

Права и обязанности беженцев.

У каждого беженца существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в частности, он должен подчиняться законам и распоряжениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка.

Права беженцев можно разделить на следующие группы:

специфические права беженцев, вытекающие из института международной защиты;

права, которыми беженцы пользуются наравне с гражданами страны-убежища;

права, которыми беженцы пользуются наравне с другими иностранными гражданами, законно находящиеся в стране пребывания.

К первой группе относятся основные права, обеспечивающие международную защиту беженцев.

Одним из основополагающих прав человека, закрепленным в статье 14 Всеобщей декларации прав человека (1948 года), является право искать убежище.

Пребывание на территории чужого государства требует приобретение формального статуса, позволяющего либо легально оставаться в данной стране, либо законным путем перебраться в третью страну. Таким образом, лица, ищущие убежища, нуждаются: 1) в определении их статуса, основанном на справедливой и объективной процедуре, 2) в получении документов (в том числе проездных), действительных как в стране пребывания, так и в других странах.

Согласно Конвенции 1951 года все лица, ищущие убежища, должны иметь доступ к справедливым и эффективным процедурам рассмотрения их заявлений о предоставлении убежища. В любом случае, компетентные государственные органы должны принимать заявления таких лиц для определения возможности рассмотрения их ходатайств о получении статуса беженца по существу, а также оказать необходимое содействие заявителю, включая предоставление переводчика и передачу его дела на рассмотрение. Согласно Заключению Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев № 8 «Определение статуса беженца» (1977 года) в случае непризнания заявителя беженцем ему должен быть предоставлен разумный срок для подачи апелляции с просьбой пересмотреть решение в тот же, либо в другой орган, административный или судебный в соответствии с действующей системой.

При этом беженец должен получить разрешение на пребывание в стране на срок рассмотрения его ходатайства, включая время необходимое для рассмотрения его апелляции. Единственным исключением является случай, когда по первоначальному заявлению установлено, что оно «явно представляет собой злоупотребление соответствующим правом».

Для реализации этих положений государство должно законодательно принять и внедрить процедуры справедливого и эффективного рассмотрения заявлений от лиц, обращающихся за защитой, включая меры, обеспечивающие доступ к процедуре, и обозначить компетенцию представителей власти, ответственных за осуществление этих процедур. Подобные требования перечисляются в Резолюции Государств Европейского Союза 1995 года (Статья 3.III) как минимальные гарантии эффективности процедуры предоставления убежища.

При этом лица, ищущие убежища, не должны подвергаться задержанию и заключению на время рассмотрения их заявлений. Обращение с просьбой о предоставлении убежища не является уголовным преступлением, а свобода от произвольного помещения в места заключения является одним из фундаментальных прав и свобод человека. В случае помещения в места заключения ищущие убежища имеют право знать, на каких основаниях проведено их задержание; при этом они имеют право оспаривать вынесенное решение об их задержании.

Позиция Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев заключается в том, что заключение под стражу ищущих убежище возможно только в крайнем случае, когда это необходимо и если такая мера прямо предписывается каким-либо национальным законом, соответствующим общим нормам и принципам международного законодательства о правах человека в следующих ситуациях: если есть необходимость установления личности человека, ищущего убежища (при условии, что его личность до сих пор не определена или вызывает сомнения); если органами государственной власти осуществляются какие-либо действия для определения фактических обстоятельств, на которых основано заявление о предоставлении убежища (это означает, что лицо, ищущее убежище может содержаться под стражей исключительно с целью проведения предварительных собеседований для получения информации о фактах, касающихся причин поиска убежища. Эта формулировка не распространяется на процедуру определения характеристик или каких-либо иных фактов, приведенных в заявлении о предоставлении убежища); если лица, ищущие убежище, уничтожили свои проездные документ и/или документы, удостоверяющие их личность, или же использовали фальшивые документы с целью введения в заблуждения органов государственной власти той страны, в которой они хотят получить убежище (в эту категорию не попадают лица, прибывающие без документов, так как не имеют никаких возможностей получить их в стране своего происхождения); если лицо, ищущее убежища, представляет собой угрозу национальной безопасности или общественному порядку.

Право беженцев на получение проездных документов для передвижения за пределами страны их законного проживания закреплено в статье 28 Конвенции 1951 года. И развивается в правилах, изложенных в комментариях к Конвенции 1951, являющихся ее неотъемлемой частью. Однако положение иностранца, не пользующегося защитой страны своей гражданской принадлежности, на территории чужого государства ставит его в неравное положение, как с гражданами этой страны, так и с иностранцами, легально пребывающими на его территории. Для предотвращения подобной дискриминации беженцы должны быть обеспечены равными правами и свободами, по крайней мере, в равном объеме с гражданами страны убежища или, по крайней мере, с другими иностранцами, проживающими на территории государства убежища. Отказ от каких-либо форм дискриминации прямо утверждается в статье 3 конвенции 1951 года.

Важным принципом в защите беженцев, которым в гуманитарных целях руководствуется Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, является всемирная помощь воссоединению семей беженцев.

Одним из важнейших прав беженца является возможность свободного обращения в суды на территории всех стран – участниц Конвенции 1951 года. При этом на территории страны обычного местожительства беженца, при обращении в суд он пользуются тем же положением, что и граждане этой страны. В прочих странах беженцу предоставляется то же положение, что и гражданам страны его обычного места жительства.

Социальное попечение является сферой действия национального законодательства, и поэтому его стандарты не могут быть регламентированы международными соглашениями. Однако в соответствие с принципом отказа от каких-либо форм дискриминации беженцы, законно проживающие на территории государства, имеют право на социальное попечение в размерах, предусмотренных, как правило, для граждан страны проживания. В частности, глава IV Конвенции 1951 года определяет, что беженцы имеют право: на применение системы пайков наравне с гражданами страны, где существует система распределения дефицитных продуктов; на решение жилищного вопроса в положении не менее благоприятном, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах; на начальное образование наравне с гражданами страны пребывания и положение не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы в отношении других видов образования;признания иностранных аттестатов, дипломов и степеней; освобождения от платы за право учения и сборов, а также в отношении предоставления стипендий; на то же положение, что и граждане страны проживания в отношении вознаграждения за труд и условий труда (размер оплаты, продолжительность рабочего дня, возраст работающих по найму и так далее), социального обеспечения с учетом национального законодательства (например, при сочетании солидарной и накопительной пенсионной системы, при котором беженцы будут получать пенсии меньшего размера).

Конвенция также гарантирует беженцам защиту их авторских и промышленных прав (статья 14) в объеме и порядке, предусмотренном для граждан страны, где им предоставлено убежище. Прочие страны – участник Конвенции, предоставляют такую защиту в соответствие с правом страны обычного местожительства беженца. Уравнение беженцев в правах с другими иностранцами, легально пребывающими на территории государства, определяет наличие у беженца достаточно обширной суммы прав и обязанностей. Их определению посвящена значительная часть Конвенции 1951 года (главы II - V).

Согласно статье 12 Конвенции личный статус беженца определяется законами страны его домициля (страны законного проживания) или, если такового не имеется, законами страны его проживания. При этом ранее приобретенные беженцем права, связанные с его личным статусом (в частности связанные с браком) признаются государством убежища, при условии, что они признаются законами этого государства в отношении не беженцев.

В отношении имущественных прав беженцев, как на движимое, так и недвижимое имущество, включая арендные и иные договора, государства – участники Конвенции 1951 года обязываются предоставлять беженцам права не менее благоприятное, чем то, каким при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранцы.

Беженцы, согласно статье 15 Конвенции, наравне с иными иностранцами имеют право создания ассоциаций, не имеющих политического характера и не преследующих целей извлечения выгоды (некоммерческих объединений), а также профессиональных союзов.

Важным моментом при решении проблем беженцев является вопрос об их самообеспечении, то есть вопрос о поиске ими занятий, приносящих им доход – работы по найму или создание собственных предприятий.

Беженцы имеют право на самостоятельное занятие сельским хозяйством, промышленность, ремеслами и торговлей, а также права учреждать торговые и промышленные товарищества в условиях не менее благоприятных, чем те, которыми обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах.

В определенных случаях, например, при массовом притоке беженцев, страны убежища могут ограничивать определенные права, такие как свобода передвижения, свобода в поиске работы или право на должное школьное образование для всех детей. В таких случаях, когда у правительства страны убежища или у других учреждений нет никаких других ресурсов, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев оказывает помощь беженцам и другим лицам, подпадающим под его компетенцию, которые не могут удовлетворить свои основные потребности. Оказываемая помощь может быть в форме финансовых грантов, продовольствия или такого оборудования, как кухонная утварь, инструмент, средства гигиены и крыша над головой. Помощь может оказываться и в виде программ по созданию школ или клиник для беженцев, которые живут в лагере или сосредоточены в сообществах.

Административные меры, которые страна убежища может применять в отношении беженцев, законно проживающих на его территории, в основном определяются принципом non-refoulement. Они, прежде всего, касаются отказа стран-участниц Конвенции от принудительного возвращения и высылки беженцев и всех лиц, ищущих убежища в страну, где им угрожает преследование, освобождения беженцев от наказания за незаконный въезд в страну (статьи 31-33 Конвенции 1951 года), а также выдачи удостоверений личности и проездных документов (статьи 27-28 и комментарии к Конвенции 1951 года).

В дополнение к этим правам государства – участники Конвенции о статусе беженцев обязуются: оказывать проживающим на их территории беженцам помощь в тех случаях, когда им требуется содействие иностранного государства, к которому они не могут обратиться; предоставлять беженцам право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах его территории при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам в тех же обстоятельствах; не облагать беженцев налогами и сборами, кроме и выше тех, которые при аналогичных условиях взимаются и могут взиматься с собственных граждан; разрешить беженцам вывоз имущества, привезенного ими с собой на их территорию, в другую страну, в которую им предоставлено право въезда.

Наконец, в соответствии со статьей 34 Конвенции 1951 года государства – участники Конвенции обязуются делать все от них зависящее для ускорения делопроизводства по натурализации и возможного уменьшения связанных с ним сборов и расходов для облегчения натурализации и ассимиляции беженцев.

Очевидно, что правовое положение беженцев и лиц, ищущих убежище, подразумевает наличие не только прав, но и обязанностей в отношении принимающего их государства. Они лаконично определены в статье 2 Конвенции о статусе беженцев.

Нарушение этих норм, в частности совершение преступного деяния, может повлечь за собой не только уголовную ответственность, но и возможность депортации.

Международно-правовой механизм защиты прав беженцев является частью механизма международной защиты прав человека и функционирует в двух направлениях: разработка конвенций и деклараций, закрепляющих международные обязательства в области прав беженцев, и контрольная деятельность международных органов за соблюдением государствами международных обязательств по правам человека.

Первое направление определяется как правотворческое, что выражается в международно-правовом регулировании статуса беженца на универсальном и региональных уровнях, второе - организационно-правовая деятельность специальных международных органов по защите прав беженцев. Вместе с тем, международная защита прав беженцев имеет ряд особенностей в силу специфики статуса беженца. Во-первых, в его признании и объеме определяющую роль играет государство. Международные документы лишь ориентируют государство на разработку законодательства в соответствии с конвенционными положениями либо конкретизируют критерии и принципы, которыми государства должны руководствоваться (заключения, руководства Исполкома Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев). Во-вторых, беженцы лишены защиты со стороны своего государства, что усиливает важность международной защиты прав беженцев и обусловливает широту функций международных органов, оказывающих содействие и помощь беженцам в решении социальных и экономических проблем, в отличие от полномочий международных контрольных органов, ограничивающихся надзором за соблюдением государствами международных обязательств.

В структурном отношении механизм международной защиты беженцев включает две категории органов: учрежденные в рамках ООН специально для решения проблем беженцев (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ) и общие международные органы по правам человека, действующие на основе международных соглашений по правам человека либо созданные в рамках ООН (Комиссия по правам человека, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека).

Кроме того, в силу многообразия помощи, которую оказывают международные органы беженцам, в структуру механизма международной защиты прав беженцев входят также такие специализированные учреждения ООН, как ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО.

Поделиться: