Для чего проводят аттестацию рабочих мест. На что влияет специальная оценка рабочих мест. Инициация процедуры специальной оценки



Компании и предприниматели, в штате которых есть хотя бы один сотрудник, обязаны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. На практике аттестация вызывает много вопросов. Нужно ли аттестовать рабочие места офисных работников и надомников? Можно ли провести аттестацию своими силами без привлечения сторонних специалистов, получивших соответствующую аккредитацию? Что будет, если отказаться от аттестации? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в настоящем материале.

Вводная часть

Аттестация - это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят, чтобы выявить вредные и (или) опасные производственные факторы и привести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Об этом говорится в статье 209 Трудового кодекса РФ.

Обязанность работодателей проводить аттестацию закреплена в статье 212 ТК РФ. Все детали и подробности изложены в Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.11 № 342н (далее - Порядок).

Результаты аттестации используются, в числе прочего, при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники ФСС определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для страхователя.

Какие рабочие места подлежат аттестации

Аттестацию необходимо проводить на местах, где заняты сотрудники, которые по роду деятельности связаны с оборудованием, механизмами, машинами, установками, устройствами, аппаратами и транспортными средствами. Также обязательной аттестации подлежат рабочие места сотрудников, которые работают с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие. Наконец, аттестовать нужно рабочие места специалистов, использующих электрифицированный, механизированный или иной ручной инструмент.

Непростая ситуация сложилась с рабочими местами офисного персонала. В действующей редакции Порядка (утв. приказом Минтруда России от 12.12.12 № 590н) сказано, что места, работа на которых связана исключительно с компьютерами, ксероксами и сканерами, а также иной офисной и бытовой техникой, аттестации не подлежат. Однако, чиновники из Минтруда в письме от 08.04.13 № 15-1-859 разъяснили, что приведенная выше норма распространяется только на специалистов, которые проводят за компьютером половину рабочего времени или меньше. Если же сотрудник находится за монитором более половины рабочего времени, его рабочее место нужно аттестовать.

Как часто проводить аттестацию

В первый раз аттестацию следует провести сразу после того, как вновь созданная компания или вновь зарегистрированный ИП организует рабочие места для сотрудников. Также «первичная» аттестация нужна в случае, когда сданы новые производственные объекты или техника, либо внедрены новые технологии, влияющие на показатели трудового процесса. Наконец, «первичная» аттестация необходима, если компания переехала в новый офис или заняла новые помещения в прежнем офисе.

Повторная аттестация проводится на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации выявлены вредные или опасные условия труда. Если же «первичная» аттестация установила, что условия труда на рабочем месте безопасны, оптимальны или допустимы, то повторно аттестовать это рабочее место в общем случае не надо.

Кроме того, повторная аттестация необходима, если производственные факторы и работы требуют проведения обязательного медицинского осмотра работников (перечень таких факторов и работ утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.11 № 302н).

Проводить повторную аттестацию следует не позже, чем через пять лет после предыдущей.

Аттестация для предпринимателей без персонала

Индивидуальный предприниматель, не нанявший ни одного работника, не должен проводить аттестацию. Ведь, как уже говорилось выше, аттестовать рабочие места должны работодатели, а ИП без персонала работодателем не является.

Правда, были случаи, когда Прокуратура рассылала предпринимателям требования предоставить сведения об аттестации, а при невыполнении этого требования обращалась в суд. Тем, кто попал в подобную ситуацию, следует написать аргументированное письмо и направить его в Прокуратуру, а при необходимости и в суд. В письме нужно объяснить, что выполнить требование нет возможности, так как ИП не состоит сам с собой в трудовых отношениях, и поэтому не должен руководствоваться требованиями ТК РФ об аттестации рабочих мест. На наш взгляд, шансы отстоять свою правоту у предпринимателей очень высоки.

Если же впоследствии ИП примет на работу хотя бы одного сотрудника, ему придется аттестовать вновь созданное рабочее место на общих основаниях.

Рабочие места надомников

Сейчас во многих компаниях есть так называемые надомники, то есть сотрудники, которые выполняют свои служебные обязанности, не выходя из квартиры. Возникает вопрос: нужно ли аттестовать рабочее место надомника?

На первый взгляд, может показаться, что аттестация рабочего места в квартире работника выглядит несколько странно. И тем не менее, проводить ее нужно. Дело в том, что на надомников распространяется действие трудового законодательства (ст. 310 ТК РФ), в том числе и норма о необходимости аттестации рабочего места. Что касается самого рабочего места надомника, то формально оно ничем не отличается от рабочего места офисного работника.

На практике Прокуратура нередко подает судебные иски к компаниям, отказавшимся аттестовать рабочие места надомников. Как правило, судьи решают такие дела не в пользу организаций (см., например, решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 01.06.11 № 2-1914/11).

Начало аттестации

Чтобы начать аттестацию, работодатель должен предпринять следующие действия: во-первых создать аттестационную комиссию, и во-вторых заключить гражданско-правовой договор с аттестующей организацией.

В аттестационную комиссию включаются представители работодателя, аттестующей организации, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный, либо сторонний специалист по охране труда. Возглавить комиссию должен представитель работодателя.

Аттестующая организация - это юридическое лицо, аккредитованное на оказание услуг по аттестации. Список таких организаций можно узнать в своей трудовой инспекции. Главное, чтобы аттестующая организация, выбранная работодателем, являлась по отношению к нему независимым лицом.

Обратите внимание: нельзя провести аттестацию своими силами, то есть без участия аттестующей организации. Также не допускается привлекать вместо аккредитованной аттестационной организации любую компанию по выбору работодателя. На это указано в определении апелляционной коллегии Верховного суда РФ от 28.03.13 № АПЛ13-103.

После подписания договора на оказание услуг, аттестационная организация запросит перечень документов. Среди них приказ о создании аттестационной комиссии, перечень рабочих мест; перечень профессий и должностей, по которым работники получают компенсацию за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях; ксерокопии паспортов техосмотра; инструкции по технике безопасности; журнал учета вводного инструктажа и проч. Как только бумаги будут подготовлены, специалисты аттестационной организации приедут на место и начнут аттестацию.

Завершение аттестации и оформление результатов

В ходе аттестации оценивается, насколько условия труда соответствуют гигиеническим нормативам, насколько травмоопасным является каждое рабочее место и насколько каждый сотрудник обеспечен средствами индивидуальной защиты. Помимо этого осуществляется комплексная оценка условий труда на рабочих местах.

Специалисты аттестующей организации проводят замеры при помощи инструментов и приборов, и результаты фиксируют в протоколах. Данные из протоколов переносятся в карты, составленные для каждого рабочего места.

По окончании всех исследований, аттестационная комиссия оформляет отчет, и к нему прикладывает карты, сводную ведомость результатов аттестации, сводную таблицу классов условий труда и некоторые другие документы. Затем работодатель утверждает отчет и издает приказ об окончании аттестации, после чего знакомит каждого сотрудника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. Далее в течение 10 календарных дней работодателю нужно направить в трудовую инспекцию сводную ведомость и сведения об аттестующей организации.

Чем грозит отказ от аттестации

Наличие результатов аттестации могут проверить сразу несколько контролирующих органов: Трудовая инспекция, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и Прокуратура.

Если контролеры обнаружат, что аттестация рабочих мест не проводилась, данный факт стает основанием для применения статьи 5.27 КоАП РФ. Размер санкции составляет для должностных лиц и ИП - от 1 000 до 5 000 руб., для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. Предусмотрен и более суровый вариант наказания - приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов аттестации рабочих мест может служить доказательством вины работодателя. И если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ. Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев; либо исправительные работы на срок до двух лет; либо лишение свободы на срок до одного года. А в случае смерти сотрудника руководитель лишится свободы на срок до трех лет.

Елена Маврицкая - ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

  • Охрана труда, предотвращение несчастных случаев

Давно ли в компании проводилась аттестация рабочих мест на предмет условий труда? Таким вопросом могут задаться как сами работники, так и проверяющие из трудовой инспекции. Для многих работодателей он будет неожиданным, так как они слыхом не слыхивали про аттестацию рабочих мест.

В статье 209 Трудового кодекса сказано, что аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных (особых. – Прим. ред.) производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Между тем речь идет об одной из основных обязанностей работодателя – обеспечить безопасные условия и охрану труда (ст. 212 ТК РФ). И отнестись к этому нужно со всей серьезностью, чтобы как минимум не схлопотать от трудовой инспекции административный штраф.

Главная задача аттестации рабочих мест – создать для сотрудников безопасные условия труда. Конечно, это неизбежно потребует определенных финансовых затрат, но впоследствии их можно возместить с помощью ФСС за счет ранее произведенных отчислений.

Конечно, аттестацию проводят согласно определенному порядку. Более того: в самое ближайшее время вступят в действие новые правила.

На горизонте новый порядок аттестации

26 апреля 2011 года Минздравсоцразвития России приказом № 342н утвердило новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – приказ № 342н; Порядок аттестации). Это означает, что в скором времени перестанут применяться прежние правила аттестации, которые действовали ровно три года (утв. приказом от 31 августа 2007 г. № 569).

Назовем конкретные сроки: новые правила аттестации рабочих мест вступят в силу с 1 сентября 2011 года. Соответственно старый порядок с этой же даты утратит силу и более не применяется.

Также уточним, что Порядок аттестации обязателен для всех организаций. Исключение составляют лишь работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Срок действия – пять лет

В приказе № 342н особо отмечено, что результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 1 сентября по действующим правилам, имеют полную силу и после 1 сентября 2011 года, но до проведения очередной аттестации, а именно – утверждения ее результатов.

Напомним: по общему правилу (которое не изменилось) проводить аттестацию нужно каждые пять лет. При этом датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания работодателем приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Такое положение содержит в себе только новый Порядок аттестации.

Вне плана

В новых правилах аттестации несколько норм посвящено внеплановой аттестации (в прежних они отсутствовали). По ним начать аттестовывать вновь организованные рабочие места нужно не позднее чем через 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию (п. 8 приказа № 342н).

Примечательно, что это не единственный случай, когда необходима внеплановая аттестация. Остальные перечислены в разделе VI приказа (замена оборудования, изменение технологии производства и др.).

Как и при плановой аттестации, основной итог внеплановой – составленные карты аттестации рабочих мест и иные документы.

Новый подход

Приказ № 342н более грамотно отразил сегодняшние реалии и особенности трудового процесса.

Например, говоря о составе аттестационной комиссии в организациях малого бизнеса и на микропредприятиях, законодатели не забыли о внешнем специалисте по охране труда, который (один или несколько) может входить в ее состав (п. 10).

А в пунктах 41 и 42 приказа № 342н оговорены особенности аттестации нестационарных рабочих мест, а также когда должность либо профессия подразумевает (с подачи работодателя) выполнение несвойственных ей функций.

Существенно поменялся и подход к терминологии: если сейчас рабочие места оценивают с точки зрения травмобезопасности, то с 1 сентября этого года – на предмет травмоопасности.

Крайне важно, что теперь работодатель будет заниматься именно организацией и обеспечением проведения аттестации, а не непосредственно ее проведением и оценкой рабочих мест. Это уже прерогатива специализированной аккредитованной при Минэкономразвития организации, с которой работодатель заключает гражданско-правовой договор. По своей юридической природе это, как правило, смешанный договор с элементами подряда и возмездного оказания услуг. Аттестующая организация сама определяет методы своей работы, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку.

Аттестацию рабочих мест не стоит путать с аттестацией работников на профессиональную пригодность или соответствие занимаемой должности.

Начинать строить отношения со специализированным научно-испытательным центром (лабораторией, институтом) нужно, запросив аттестат и уведомление о включении его в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Если есть необходимость, на аттестацию можно привлечь несколько таких организаций.

Таким образом, новый Порядок аттестации был утвержден, чтобы сформировать институт независимой и профессиональной оценки условий труда на каждом рабочем месте. Такова позиция Минздравсоцразвития.

Что изменилось

В приказе № 342н кардинальных изменений по процедуре аттестации почти нет. Ее лишь более конкретно прописали и дополнили новыми положениями. Перечислим основные из них:

1) уточнен состав аттестационной комиссии (в нее помимо представителей работодателя, специалиста по охране труда, представителей аттестующей организации обязательно должен входить представитель выборного органа первичной профсоюзной организации либо иного представительного органа работников);

2) между работодателем, комиссией по аттестации и аттестующей организацией более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации. Так, аттестацию проводит (т. е. непосредственно оценивает рабочие места) именно аттестующая организация. Но в любом случае возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя;

3) нововведение, затрагивающее права работников: если во время аттестации будут выявлены вредные либо иные особые факторы, влияющие на здоровье персонала, это гарантирует (!) получение работниками некоторых льгот, установленных Трудовым кодексом;

4) установлены сроки, в течение которых должны быть оформлены результаты аттестации:

а) 10 календарных дней – на рассмотрение аттестационной комиссией отчета об аттестации и на передачу его вместе с протоколом заседания работодателю (его представителю);

б) 10 рабочих дней – на подписание приказа о завершении аттестации и утверждении отчета, а также на ознакомление работников под роспись с результатами аттестации их рабочих мест;

в) 10 календарных дней – на направление сводной ведомости результатов аттестации, а также сведений об аттестующей организации в трудовую инспекцию.

Несмотря на наличие утвержденного общероссийского Порядка аттестации, региональные власти не устранены полностью от этого вопроса в рамках своей территории.

Показательный пример – Москва. Здесь распоряжением вице-мэра от 23 июня 2004 г. № 10-РВМ утверждены Рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы. Документ хотя относительно старый и основан на уже не действующих постановлениях Минтруда России, но продолжает действовать и в общем до сих пор актуален. Вдобавок в нем приведены несколько форм документов: приказ об аттестации, карта аттестации, протоколы оценки, ведомости рабочих мест и др.

Об ответственности

Вопрос ответственности работодателя за охрану труда, пожалуй, самый важный. Сразу обратим ваше внимание, что аттестация рабочих мест целиком и полностью входит в эту категорию. Это такие нарушения, как:

1) непроведение аттестации рабочих мест;

2) нарушение периодичности проведения;

3) несоблюдение утвержденного Минздравсоцразвития порядка проведения аттестации.

Преимущество для работодателя нового Порядка аттестации в том, что он четко разграничил ответственность работодателя и аттестующей организации (п. 52 приказа № 342н); в пока еще действующих правилах об ответственности ничего толком не сказано.

Ответственность поделена следующим образом: за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в трудовую инспекцию отвечает работодатель, а за достоверность проведения измерений и оценок – работодатель и аттестующая организация. Почему в последнем случае фигурирует работодатель? А потому, что напрямую от него зависит, насколько полным и точным будет пакет документов, которые он представит аттестующей организации, чтобы та провела оценку рабочих мест.

Имейте в виду: аттестующий центр может отказаться проводить аттестацию, если вы не представите нужные ему документы.

Штраф и суд

Об аттестации рабочих мест по условиям труда в Кодексе об административных правонарушениях нет ни слова. Но правовая и судебная практика сложились так, что нарушения в данной сфере подпадают под статью 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда».

Данная статья предусматривает следующие административные наказания: штраф с должностных лиц от 1000 до 5000 рублей; с индивидуальных предпринимателей – от 1000 до 5000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток; с юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей либо аналогичное приостановление деятельности.

В судебной практике есть примеры, когда стороны пытаются разрешить спор, связанный с аттестацией рабочих мест, в арбитражном суде. Однако это неверно. Так, к примеру, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2006 г. № А74-72/06-Ф02-942/06-С1 по делу № А74-72/06 и постановлении от 26 августа 2010 г. по делу № А10-591/2010 прямо указано, что споры об аттестации рабочих мест рассматривают суды общей юрисдикции.

Подведение итогов

Документально оформленные результаты аттестации рабочих мест работодатель обязан направить в трудовую инспекцию. Если ее итоги неутешительны для работодателя, их вряд ли получится замять: по новым правилам в составе аттестационной комиссии обязательно присутствует профсоюзный либо иной представитель от работников.

В новом Порядке аттестации более конкретно указано, что может ждать работодателя, рабочие места которого не соответствуют требованиям охраны труда. Прежде всего, это комплекс мер организационного характера, которые неизбежно выльются в несение определенных финансовых затрат (хотя часть из них можно возместить за счет средств ФСС).

Взять на заметку

Аттестацию рабочих мест можно провести за счет ФСС. Впоследствии фонд компенсирует расходы за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Перечислим меры, с которыми работодатель может столкнуться после проведения аттестации рабочих мест:

  • привести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (разработать документацию, закупить новое оборудование и др.);
  • установить некоторым работникам сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенную оплату труда (если работа и условия труда признаны тяжелыми, вредными, опасными, особыми);
  • сообщить работникам об условиях труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, о мерах защиты от вредных и опасных производственных факторов, о полагающихся компенсациях;
  • обеспечить работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (сертифицированными или продекларированными на соответствие). Например, в постановлении ФАС Центрального округа от 3 апреля 2007 г. по делу № А68-АП-150/13-03/14 арбитры согласились с работодателем, который обосновал необходимость обеспечения работников специальной одеждой и обувью на основании результатов аттестации конкретных рабочих мест;
  • подготовить статистическую отчетность об условиях труда и компенсациях за вредную и/или опасную работу;
  • быть готовым в любой момент подтвердить, что принятые меры по охране труда соответствуют государственным нормативным требованиям;
  • подготовить поименные списки лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам и обследованиям;
  • решить с ФСС вопрос об установлении скидки (или надбавки) к страховому тарифу;
  • решать вопросы о связи заболевания работника с профессией (при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза);
  • рассматривать вопросы и разногласия по поводу обеспечения безопасных условий труда работников;
  • доказать ФСС и налоговой инспекции обоснованность финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Если сравнивать новые и старые правила аттестации рабочих мест, то совершенно очевидно, что первые более выгодны работодателю (не нужно привлекать профсоюзного деятеля и пр.), а вторые больше на стороне работников.

В. Краснов, эксперт

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Институт открытого дистанционного образования

Аттестация рабочих мест

Введение

1. Понятие «Аттестация рабочих мест»

2. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

2.1 Порядок и основные этапы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

2.2 Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда

2.3 Задачи аттестационной комиссии

2.4 Классификация условий труда

Заключение

Список источников

Введение

Большую часть своей активной жизни люди проводят на работе, и условия, в которых они трудятся, напрямую сказываются на всей их жизни и жизни последующих поколений. Ведущим направлением в охране труда, способствующим сохранению и продлению жизни работающего человека, является Аттестация рабочих мест по условиям труда.

Право каждого работника на здоровье и безопасные условия труда гарантировано Конституцией Российской Федерации. Обязанность по обеспечению этого права в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации лежит на работодателе. В соответствии с «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее по тексту – Порядок), утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 г. № 569, аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестация имеет важное социально-гигиеническое значение, так как позволяет своевременно выявить вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса, определить приоритетные направления модернизации оборудования и технологических процессов, разработать и внедрить целенаправленные санитарно-гигиенические и медико-профилактические мероприятия, исходя из специфики условий труда на конкретных предприятиях.

Существует мнение, что для улучшения условий труда требуются весьма значительные средства, непосильные для многих предприятий. Однако практика показывает, что довольно часто для нормализации условий труда требуются минимальные средства, либо их не требуется совсем.

Во многих случаях возможности оптимизации условий труда заложены в самой конструкции производственного и офисного оборудования. Так, зная данные антропометрии, можно улучшить рабочую позу и уменьшить напряжение на опорно-двигательный аппарат путем использования регулировки сиденья по росту и весу, снизить уровень шума и вибрации в кабине грузовика, строительной или сельскохозяйственной машины, отрегулировав подвеску, устранив громыхание инструментов, находящихся в инструментальном ящике или просто брошенных на пол, довести до нормы содержание пыли в рабочей зоне, произведя вовремя влажную уборку рабочего места. Порой достаточно рационально разместить производственное оборудование. Например, во многих учреждениях из-за неправильного расположения компьютеров превышен допустимый уровень электромагнитного излучения. Перестановка компьютеров и отказ от использования удлинителей и других подобных устройств позволяют снизить уровень излучения до нормы. Кроме того, грамотное использование защитных устройств, входящих в комплект станков и оборудования, способно повысить безопасность работы. Помимо этого, в медицине труда существует такое понятие как «защита временем», подразумевающее, что во вредных условиях труда можно работать без ущерба для здоровья, но какое-то определенное по продолжительности время. То есть можно ввести щадящий режим – ограничить время контакта с вредным фактором. Таким образом, в арсенале специалистов по охране и гигиене труда – целая система предупредительных мер, которыми надо грамотно пользоваться.

Распространено мнение, что проведение аттестации рабочих мест требует значительных финансовых затрат. В связи с этим следует напомнить, что для проведения аттестации рабочих мест можно использовать средства социального страхования в рамках финансирования Фондом социального страхования Российской Федерации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Аттестация рабочих мест дает возможность организациям объективно выявить конкретные рабочие места с вредными условиями труда по отдельным факторам производственной среды, недостатки в создании травмобезопасности рабочих мест и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, что, в свою очередь, на основе целенаправленных организационных и гигиенических рекомендаций позволяет определить очередность выполнения мероприятий и исключить необоснованные материальные и финансовые затраты. Выполнение разработанных по итогам аттестации мероприятий дает организациям возможность улучшить условия труда работников и за счет этого сократить потери рабочего времени в результате снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Кроме того, результаты аттестации позволяют определить или уточнить список профессий и конкретных работников, имеющих право на компенсации за работу во вредных условиях труда.

Согласно Постановления Правительства РФ от 20.11.08 г. № 870 работодатель обязан «установить работникам, занятым на тяжелый работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест… компенсации».

В заключение можно сказать, что аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда позволяет совершенствовать работу по обеспечению безопасности труда, снижению риска для жизни и повреждения здоровья работающего населения. Успешное их проведение с получением организацией соответствующего сертификата безопасности удостоверяет, что работодатель, сознавая свою высокую социальную ответственность за здоровье работников, выполняет свои обязательства, предусмотренные требованиями действующего законодательства об охране труда.

1. Понятие «Аттестация рабочих мест»

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению УТ в соответствие с государственными нормативными требованиями ОТ. В соответствии со ст. 209 ТК РФ А. р. м по УТ проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Трудовым кодексом РФ на работодателей возложена обязанность периодически проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Соответственно все предприятия, учреждения и организации должны планировать мероприятия по аттестации рабочих мест.

С целью повышения эффективности изучения поставленного вопроса дадим следующие определения.

Рабочая зона – пространство, ограниченное по высоте 2 метра над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

Рабочее место – место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Постоянное рабочее место – место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона (если за работником закреплено несколько рабочих мест, то составляется единая карта аттестации, где отражаются все факторы, влияющие на общую оценку).

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определённых условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определённых условиях приводит к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.

Травмобезопасность – соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, установленных нормативными правовыми актами по охране труда и исключающих возможность травмирования работающих.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.).

Тяжесть труда характеризуется массой поднимаемого (перемещаемого) груза, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса и др.

Напряжённость труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств и эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряжённость труда, относятся:

Интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки;

Степень монотонности нагрузок;

Режим работы.

Аттестация рабочих мест выполняется в соответствии с “Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”, утверждённом постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 года № 12. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях:

Планирования мероприятий по охране труда;

Последующей сертификации работ на соответствие требованиям по охране труда;

Обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжёлых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;

Решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание;

Ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах и др.

До 2013 года включительно аттестация рабочих мест на предприятии регламентировалась 212-й статьёй Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с новым Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» понятие «аттестация рабочих мест» больше не используется в отечественной правовой базе. Его сменил термин «спецоценка». Соответствующие изменения были внесены и в Трудовой кодекс. Однако фактически процедура специальной оценки по своей сути сохранила все базовые функции аттестации.

Формально под специальной оценкой условий труда понимается перечень чётко определённых мероприятий, проводимых в установленной последовательности, с целью выявления вредных или представляющих опасность факторов, воздействующих на сотрудников предприятия в процессе осуществления ими профессиональной деятельности. Итогом проведения подобной специальной оценки рабочих мест на предприятии должно быть определение классов и подклассов существующих условий труда на предприятии в соответствии с существующим штатным расписанием и фактически занятым на предприятии штатом сотрудников.

На кого распространяется обязательная аттестация рабочих мест

Обязательная аттестация рабочих мест теперь должна проводиться всеми работодателями без исключения. На работодателей данная обязанность возлагается 212-й статьёй Трудового кодекса. Также аттестацию рабочих мест с 2014 года должны осуществлять индивидуальные предприниматели, которые имеют сотрудников, принятых на работу. Взыскания, налагаемые за игнорирование прохождения процедуры спецоценки, были существенно ужесточены, что нашло своё отражение в Федеральном законе №421-ФЗ от 28.12.13. При этом были увеличены как административные штрафы (в случае непрохождения спецоценки), так и мера уголовной ответственности лиц, виновных в несчастных случаях, происходящих на производстве.

Предприниматели, не использующие труд наёмных сотрудников и, соответственно, не организовывающие рабочие места, подлежащие аттестации, не обязаны организовывать проведение оценки. Также спецоценка не затрагивает физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Данное положение определено в 3-й статье Федерального закона №426-ФЗ.

Какие рабочие места следует оценивать

Перечень рабочих мест, на которые ранее распространялся порядок проведения аттестации рабочих мест, не идентичен тому перечню рабочих мест, по отношению к которым должна проводиться специальная оценка в соответствии с новыми законодательными нормами.

Руководству предприятия следует обратить внимание, что ранее аттестация рабочих мест проводилась только по отношению к тем позициям, где использовался ручной труд, транспортные средства, машины, механизмы, устройства и приборы, представляющие собой опасность для жизни и здоровья сотрудников. То есть формально некоторые рабочие места могли не подпадать под аттестацию. В настоящее время специальная оценка рабочих мест охватывает все рабочие места без каких-либо исключений. Данный момент особенно следует учитывать при специальной оценке рабочих мест офисных сотрудников. Ранее именно эти позиции чаще всего исключались из процесса аттестации.


Кроме того, если ранее рабочие места надомных сотрудников и сотрудников, работающих в удалённом режиме, аттестовались на общих основаниях, то теперь существующая нормативная база позволяет не проводить специальную оценку в данных случаях.

Периодичность проведения специальной оценки рабочих мест

По существующему законодательству специальная оценка рабочих мест должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Несмотря на смену соответствующего законодательства, ранее проведенная аттестация признаётся действительной, и до истечения срока её действия необходимость организовывать спецоценку отсутствует.

При этом законом оговорен ряд случаев, в которых требуется внеплановая специальная оценка. В первую очередь это касается ситуаций, при которых на предприятии возникают ранее не существовавшие рабочие места. Кроме того, спецоценка нужна в ситуации существенных изменений условий труда: трансформации технологического процесса, начала работы с ранее не использовавшимися материалами, работа в новых условиях.

Специальная оценка должна быть проведена в случае, если на предприятии произошел несчастный случай или у сотрудников были выявлены профессиональные заболевания, ставшие следствием вредных условий работы.

Инициировать специальную оценку также может менеджер по технике безопасности или профсоюзная организация.

Инициация процедуры специальной оценки

Для проведения спецоценки работодателю необходимо организовать специальную комиссию и заключить договор на проведение оценки с организацией, специализирующейся на данном виде деятельности. Стоимость аттестации рабочих мест колеблется в пределах от 1 500 рублей до 6 000 рублей за одно рабочее место. Конкретная цена зависит от сложности предстоящих работ и того, насколько рабочие места на предприятии унифицированы.

Указанная комиссия должна включать в себя представителей работодателя, менеджера, ответственного за охрану труда на предприятии и представителей профсоюза. Применительно к субъектам малого предпринимательства обязательным является включение в комиссию руководителя предприятия.

Конкретный пример аттестации рабочих мест может быть признан соответствующим законодательным нормам только в том случае, если привлекаемая сторонняя организация отвечает ряду требований. Во-первых, в уставных документах организации проведение спецоценки условий труда должно быть обозначено как основной вид деятельности. Во-вторых, организация должна располагать лабораторией, прошедшей специальную процедуру аккредитации. В-третьих, сотрудники организации должны быть представлены как минимум пятью специалистами-экспертами, имеющими специальные сертификаты на проведение работ по оценке рабочих мест. Среди этих специалистов обязательно наличие врача, специализирующегося на гигиене труда.

Указанные организации и специалисты в обязательном порядке должны числиться в специальном реестре и являться независимыми сторонами по отношению к предприятию, на котором планируется проведение аттестации рабочих мест.

Механизм проведения специальной оценки рабочих мест на предприятии

В процессе специальной оценки рабочие места исследуются на наличие опасных и вредоносных факторов, которые могут угрожать сотрудникам предприятия. В процессе этой работы заполняется специальная декларация, в которую заносятся все рабочие места, на которых угрозы не выявлены. Позднее данная декларация подаётся в трудовую инспекцию. В настоящий момент форма декларации ещё не разработана, но её утверждение ожидается в ближайшем будущем.

Рабочие места, на которых были обнаружены опасные факторы, подвергаются дополнительным исследованиям, сопровождаемым необходимыми испытаниями. После этой работы таким рабочим местам присваивается определённый класс условий труда: «оптимальный», «допустимый», «вредный» или «опасный». Вредные условия труда также классифицируются на четыре подкласса. Данная информация находит отражение в специальном отчёте комиссии (форма отчёта также пока ещё не утверждена). Работодатель должен быть ознакомлен с отчётом под роспись.

На что влияет специальная оценка рабочих мест

Результаты специальной оценки находят отражение при заполнении формы 4-ФСС. Полученная информация служит основанием для фонда социального страхования по отношению к страхователю определить размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм».

Помимо этого, результаты специальной оценки используются для определения дополнительных тарифов, применяемых к взносам в ПФР. В статье 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.09 значится, что в зависимости от присвоенного рабочему месту класса и подкласса уровень тарифа может изменяться на величину от 0 до 8 процентов.

Результаты специальной оценки используются при организации на предприятии процедуры медицинских осмотров или для проведения работ, направленных на улучшение условий труда. Это регламентируется седьмой статьёй Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда».

Контроль условий труда, созданных на рабочих местах предприятия, можно провести с помощью аттестации рабочих мест ( , – ред.). Благодаря этой процедуре, удается обнаружить все несоответствия в организации рабочего процесса, что, в свою очередь, значительно уменьшит возникновение профессиональных заболеваний, производственных травм и несчастных случаев. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н (Приказ, – ред.), каждое рабочее место должно проходить аттестацию с определенной периодичностью. Специалисты подготовили рекомендации по вопросу правильного установления сроков проведения аттестации в организации.

Как и кем устанавливаются сроки проведения аттестации?

Сроки проведения АРМ устанавливает работодатель на основании того, что все рабочие места должны проходить аттестацию один раз в пять лет. Это требование отражено в пункте 8 Приказа, согласно которому сроки очередной аттестации отсчитываются от даты окончания предыдущей, которая указывается в приказе о на предприятии. Датой начала проведения новой аттестации считается дата издания работодателем . В приказе утверждается и состав аттестационной комиссии. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте .»

Крупные компании могут составить предварительный о сроках проведения аттестации с распределением работ на месяцы, кварталы и текущий календарный год. Благодаря этому, значительно уменьшается финансовая нагрузка на бюджет компании. Хотя, наиболее дальновидные компании заранее закладывают затраты на аттестацию в финансовый план.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть проведена не позднее одного года с момента ввода их в эксплуатацию.

Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило проект изменений, касающихся этого пункта. Мы предлагаем ознакомиться с ними в материале: « ».

С какой периодичностью нужно проводить в организации аттестацию рабочих мест?

При помощи проведения АРМ выявляются вредные и опасные факторы, способствующие развитию профессиональных заболеваний и возникновению несчастных случаев. Требованиями Приказа определена следующая периодичность проведения в организации аттестации: каждое рабочее место должно проходить аттестацию один раз в пять лет. Срок отсчитывается с момента завершения предыдущей аттестации. Обычно дата указывается в приказе о завершении АРМ на предприятии. Официальным сроком проведения очередной аттестации для рабочего места считается дата издания приказа о начале в организации. При вводе в организацию рабочего процесса новых рабочих мест, при изменении технологического процесса, при вводе новых инструментов, приспособлений и оборудования, должна проводиться в течение 60 рабочих дней после ввода в производственный процесс. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте .»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Поделиться: