Частичное освобождение от исполнения служебных обязанностей. Медицинская помощь военнослужащим

Согласно ч. 2. ст. 59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В силу п. 2 ст. 1 Ф3 «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными указанным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащего» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров.

Исходя из положений ст. 25 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

А особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.

В соответствии с п. 2 Ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащего» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — военно-медицинские организации).

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Кроме того, военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов (п. 2.2 ст. 16 настоящего Закона).

Также на основании п. 7 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» отпуск по болезни предоставляется военнослужащему на основании заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Исходя из вышеизложенного, медицинская помощь военнослужащему, за исключением случаев возникновения необходимости в получении медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях, оказывается ведомственными медицинскими учреждениями по месту прохождения военной службы.

В связи с этим военнослужащий, не нуждающийся в оказании ему скорой или неотложной медицинской помощи, не вправе самостоятельно обращаться в гражданское учреждение здравоохранения. Он должен обратиться в соответствующее военно-медицинское учреждение, где ему при необходимости будет выдано направление.

Таким образом, для получения заключения об освобождении от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием Вам необходимо обращаться в военно-медицинское учреждение по месту прохождения службы. Больничный лист не является основанием для освобождения от исполнения обязанностей военной службы.

Хаматова Резеда (06.09.2014 в 13:56:17)

Да, имеете право. Основание:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»

V. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи

34. Листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.

Военнолужащие, как и другие граждане, также имеют такое право. Основание:

Приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200 “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации” В период болезни и отпуска по болезни

58. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. денежное довольствие выплачивается в полном объеме за период непрерывного нахождения на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни, предусмотренного Положением о порядке прохождения военной службы.

В общей сложности срок непрерывного нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни не должен превышать четырех месяцев, кроме случаев, когда федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения на лечении.

59. По истечении сроков непрерывного нахождения на излечении и в отпуске по болезни денежное довольствие военнослужащим, указанным в пункте 58 настоящего Порядка, выплачивается, если пребывание на излечении (в отпуске по болезни) продлено решением прямого начальника от командующего отдельной армией (флотилией), им равным и выше — по ходатайствам командиров воинских частей с приложением отношений военно-медицинских учреждений.

60. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, находящимся на лечении в лечебных учреждениях или в отпуске по болезни в период нахождения в распоряжении командира (начальника), денежное довольствие выплачивается с учетом пунктов 46 — 48 настоящего Порядка.

61. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в отношении которых в период нахождения на лечении в лечебных учреждениях или в отпуске по болезни поступили выписки из приказов об увольнении с военной службы, денежное довольствие выплачивается в порядке, предусмотренном пунктом 87 настоящего Порядка.

62. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, освобожденным от исполнения должностных обязанностей в связи с уходом за больным членом семьи на основании больничного листа (справки) лечебного учреждения, денежное довольствие выплачивается в полном объеме за период освобождения от исполнения должностных обязанностей.

63. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, находящимся на лечении в лечебных учреждениях или в отпуске по болезни, денежное довольствие выплачивается в полном объеме за весь период нахождения на лечении и в отпуске по болезни.

Мунасипова Нина Викторовна (06.09.2014 в 16:59:13)

Приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200 “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации” утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны России от 30.12.2011 N 2758

Согласно "Положению о порядке прохождения военной службы" ст.11 вы можете взять отпуск по личным обстоятельствам

11. Отпуск по личным обстоятельствам предоставляется военнослужащему на срок до 10 суток в случае:

а) тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца, матери, сына, дочери, родного брата, родной сестры, отца, матери супруга или лица, на воспитании которого находился военнослужащий);

Белогорский гарнизонный военный суд (Амурская область) - Гражданское

Суть спора: Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - должностных лиц, государственных и муниципальных служащих


РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

Город Белогорск

Белогорский гарнизонный военный суд в составе:

Председательствующего – Жидкова Т.Г.,

При секретаре судебного заседания – Кабатовой С.О.,

С участием заявителя Попова Н.Н. и представителя командира войсковой части № Тлюняева М.М., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № Попова об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с изданием приказа о предоставлении освобождения от исполнения обязанностей военной службы,

УСТАНОВИЛ:

Попов обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходил лечение в филиале № ГВКГ им. Бурденко Н.Н.. Военно-врачебной комиссией (Далее – ВВК) данного лечебного учреждения ему была определена категория годности к военной службе - «» и указано на необходимость предоставления 15 суток освобождения от исполнения обязанностей военной службы. По прибытию к месту службы в, он по прошествии выходных обратился к командиру войсковой части № с просьбой предоставить освобождение от исполнения обязанностей военной службы с приложением документов. Из разговора с начальником строевой части ему стало известно, что освобождение ему предоставлено, но с. Считая, что указанными действиями нарушаются его права, Попов просит признать незаконным приказ командира войсковой части № о предоставлении ему освобождения от исполнения обязанностей военной службы на 15 суток с, обязать указанное должностное лицо его отменить и предоставить ему освобождение от исполнения обязанностей военной службы на 15 суток в соответствии с его рапортом от, а также возместить судебные расходы, связанные с обращением в суд.

В обоснование заявления Попов указал, что в соответствии с Положением «О порядке прохождения военной службы», если у военнослужащего день выхода на службу выпадает на выходной, он обязан прибыть в воинскую часть в первый рабочий день после выходного, что он и сделал по прибытии из госпиталя. ВВК проводилась ему, и он, с учетом отдаленности места нахождения лечебного учреждения, прибыл в только вечером. К исполнению обязанностей он до настоящего времени не приступал, в том числе по причине обращения в госпиталь для продления освобождения и того, что должностное лицо проводящее построение военнослужащих, находящихся в распоряжении, отсутствовало. Кроме того, заявитель дополнительно указал, что в справке ВВК не указан срок с какого времени ему необходимо предоставить освобождение.

Представитель командира войсковой части № Тлюняев, не признавая требования заявителя, дал объяснения, что освобождение предоставляется для реабилитации после нахождения на стационарном лечении. Позднее обращение не является основанием для предоставления ему освобождения со дня его обращения к командиру части. Кроме того, Попов, как и все военнослужащие, находящиеся в распоряжении, обязаны только присутствовать на построениях каждый понедельник.

Заслушав объяснения заявителя и представителя командира войсковой части № Тлюняева, исследовав материалы дела, военный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Как следует из исследованных материалов дела, в том числе приказа командира войсковой части № от №, командировочного удостоверения №, а также справки ВВК от №, Попов был направлен на стационарное лечение в ГВКГ им. Бурденко Н.Н. с, где находился по. По окончании лечения заявитель был освидетельствован ВВК, которая пришла к выводу, что он – «» - временно не годен к военной службе и ему необходимо предоставить полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы сроком на 15 суток.

Согласно рапорту заявителя от, он обратился к командиру войсковой части № с просьбой предоставить ему полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы сроком на 15 суток с.

Из выписки из приказа командира войсковой части № от № следует, что Попову предоставлено полное освобождение от исполнения служебных обязанностей на основании вышеуказанного заключения ВВК сроком на 15 суток с.

Согласно п. 4 ст. 25 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от N 323-ФЗ, порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

В соответствии с п.п. 60, 62 и 64 Положения «О военно-врачебной экспертизе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565 заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы выносится в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе. В мирное время ВВК выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему освобождения от исполнения обязанностей военной службы, если срок, по истечении которого военнослужащий может приступить к исполнению обязанностей военной службы, составляет менее 30 суток. ВВК выносит заключение о необходимости предоставления освобождения военнослужащему на срок до 15 суток и может повторно вынести такое заключение, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 30 суток.

Согласно п.п. 131 и 144 Инструкции «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в ВС РФ», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 20 августа 2003 г. N 200, освидетельствование военнослужащих для решения вопроса о необходимости предоставления отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы проводится по решению начальника военно-медицинского учреждения, в котором они находятся на стационарном или амбулаторном лечении. Заключение о необходимости предоставления отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы выносится в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе.

Анализируя вышеизложенные положения нормативно правовых актов, суд приходит к выводу о том, что отпуска по болезни и освобождения от исполнения обязанностей военной службы являются этапами восстановительного лечения и предоставляются непосредственно с момента выписки военнослужащего из лечебного учреждения. Данный вывод суда подтверждается ответом начальника филиала № ФГКУ «301 военный клинический госпиталь» МО РФ на запрос суда, из которого следует, что освобождение от исполнения обязанностей военной службы является восстановительным этапом лечения, разрыв процесса лечения не допустим, а освобождение предоставляется с момента выписки из лечебного учреждения и распространяется на срок, указанный в справке ВВК.

Доводы Попова о том, что срок, затраченный им на дорогу, а также выходные, не должны учитываться при предоставлении ему освобождения в соответствии с Положением о порядке прохождения и являются необоснованными, поскольку вопросы и порядок предоставления освобождения данным нормативно правовым актом не регулируются. Более того, как пояснил сам Попов, он до настоящего времени к исполнению каких-либо служебных обязанностей не приступал.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что командир войсковой части № каких-либо прав заявителя не нарушал и в удовлетворении заявления необходимо отказать, а иные доводы Попова об обратном не основаны на нормах действующего законодательства.

Руководствуясь ст. – и 258 ГПК РФ, военный суд

В удовлетворении заявления Попова – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 21 июня 2014 года.

Председательствующий по делу Т.Г. Жидков

Хромых Лариса Георгиевна (10.02.2015 в 13:17:29)

Здравствуйте! В первую очередь, это относится к возможности издания приказа командира части об освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы в связи с болезнью ребенка. предусматривает однотипный порядок освобождения от трудовых обязанностей работника в случаях заболевания его самого или его ребенка. Соответственно, в случае болезни ребенка военнослужащего можно говорить о возможности освобождения военнослужащего от исполнения обязанностей службы в порядке, аналогичном освобождению военнослужащего от служебных обязанностей при его заболевании. Статья 350 УВС РФ предусматривает возможность освобождения военнослужащего от занятий и работ в случае заболевания по заключению врача или фельдшера. Причем, воинские должностные лица обязаны исполнить предписание медика. Военнослужащие-контрактники по заключению врача могут оставаться для лечения дома. Об освобождении их от служебных обязанностей должен издаваться приказ. Соответственно, при наличии медицинской справки о болезни ребенка, приказом командира части военнослужащий по его рапорту может быть освобожден от исполнения служебных обязанностей на период болезни ребенка (три дня с возможностью продления). Для применения этого способа без проблем, исключения возникновения спорных ситуаций, необходимо внести изменения в действующие подзаконные акты. Вторым способом, о чем и возник изначальный спор, является возможность предоставления военнослужащему отпуска по личным обстоятельствам, предусмотренного п.10 ст.11 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В данном случае, отпуск может быть предоставлен как по основанию «тяжелого состояния здоровья», так и по «исключительному случаю, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо». Спор возникает при втором основании. Пункт 10 ст.11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п.11 ст.31 Положения о порядке прохождения военной службы указывают, что данный отпуск предоставляется по решению командира воинской части. Это положение трактуется, как право командира части самому определять давать или не давать отпуск в указанных обстоятельствах. При наличии достоверных данных о необходимости нахождения военнослужащего в семье (наличие медицинской справки и рапорта военнослужащего), а также учитывая обязанность командира части (ст.7 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях в Российской Федерации») содействовать ребенку в реализации и защите его прав, запрет на вмешательство должностных лиц в дела семьи, «право» командира части становится его «обязанностью». Иное решение (отказ в предоставлении отпуска) нарушает права военнослужащего-родителя, предусмотренные ст.22 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», противоречит требованиям п.9 ст.2 и п.5 ст.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Об отпуске по болезни и освобождении от исполнения обязанностей военной службы на определенный срок и их правовых последствиях

О.А. Ищенко, помощник командира войсковой части 57328 по правовой работе, старший лейтенант юстиции
Законодательным актом, специально посвященным правовому регулированию общих вопросов охраны права на здоровье граждан, в том числе военнослужащих, является Конституция Российской Федерации (ст. 41). Данная статья императивно определяет право каждого гражданина на здоровье в качестве субъективного неотъемлемого права, обеспечиваемого предоставлением медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, разработкой и реализацией федеральных программ по охране и укреплению здоровья населения, принятием мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрением деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, созданием безопасных условий труда. Вопросы охраны и сохранения здоровья военнослужащих также регламентированы в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», в Положении о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123), в Руководстве по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время 1 , в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основными мероприятиями в Вооруженных Силах Российской Федерации, направленными на сохранение здоровья военнослужащих, являются диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение, предоставление основного отпуска, предоставление отпуска по болезни, предоставление в случае нетяжелого заболевания освобождения от исполнения служебных обязанностей на определенный срок (далее – освобождение).

В правоприменительной практике нередко возникают вопросы по поводу того, в чем заключаются различия между отпуском по болезни и освобождением и каков объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих в каждом из этих случаев.

В соответствии с п. 31 Положения о военно-врачебной экспертизе заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни и освобождения выносится военно-врачебной комиссией (далее – ВВК) в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе, причем ВВК определяет и их продолжительность. Необходимо отметить тот факт, что рекомендации ВВК и врача (фельдшера) медучреждения воинской части об освобождении от исполнения обязанностей, а также рекомендации ВВК о необходимости предоставления отпуска по болезни подлежат обязательному выполнению должностными лицами.

Рассмотрим характерные отличия отпуска по болезни и освобождения.

Отпуск по болезни в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относится к дополнительным отпускам военнослужащих и предоставляется на основании заключения ВВК, а период освобождения от исполнения обязанностей военной службы в соответствии со ст. 350 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – УВС ВС РФ) и ст.ст. 399 и 621 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время является продолжением лечения, которое для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, может проходить на дому 2 .

В мирное время военно-врачебная комиссия выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни на срок от 30 до 60 суток в зависимости от характера, тяжести увечья, заболевания, а заключение о необходимости предоставления военнослужащему освобождения дается сроком до 15 суток 3 .

Отпуск по болезни может быть продлен:

– военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, не более чем на 60 суток;

– военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, не более чем на 30 суток.

В общей сложности срок непрерывного нахождения военнослужащего на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни не должен превышать четырех месяцев, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения на лечении. Например, при заболевании туберкулезом время нахождения военнослужащего на излечении и в отпуске по болезни в мирное время не может превышать 12 месяцев 4 . Освобождение может быть продлено до 15 суток, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 30 суток.

По истечении установленного срока непрерывного нахождения на лечении и в отпуске по болезни военнослужащий подлежит освидетельствованию ВВК для решения вопроса о годности его к военной службе.

В документальном оформлении отпуска по болезни и освобождения также есть особенности.

Так, после получения заключения ВВК военнослужащий по прибытии в часть подает рапорт по команде о предоставлении отпуска по болезни и прилагает к нему заключение ВВК о необходимости предоставления отпуска, при этом в рапорте указывается место проведения отпуска (это необходимо для оформления воинских перевозочных документов в силу того, что п. 1 ст. 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к местам использования дополнительных отпусков). Далее в воинской части издается приказ об убытии данного военнослужащего в отпуск по болезни и ему выдаются отпускной билет и воинские перевозочные документы. Отпускной билет и перевозочные документы по окончании отпуска сдаются в строевой отдел воинской части.

При вынесении ВВК (а также врачом или фельдшером медицинского учреждения воинской части) решения об освобождении военнослужащему выдается справка по форме № 25, утвержденной п. 16 Правил оформления и выдачи удостоверений, справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил и членам их семей 5 , которую он прилагает к рапорту по команде. После чего в воинской части издается приказ об освобождении военнослужащего от исполнения служебных обязанностей на определенный срок. Естественно, при освобождении военнослужащий не имеет права выезжать за пределы гарнизона, так как у него нет на это разрешительных документов, таких как отпускной билет, командировочное удостоверение, предписание и др.

Принципиальным отличием отпуска по болезни от освобождения является то, что в первом случае военнослужащий не считается исполняющим обязанности военной службы, а во втором, напротив, считается исполняющим обязанности военной службы, так как в п. 1 ст. 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” сказано, что военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы при нахождении на лечении, следовании к месту лечения и обратно.

Практическое значение отнесения определенных периодов военной службы к периоду исполнения обязанностей военной службы состоит в выяснении того, какие права имеет и какие обязанности несет военнослужащий в данный период и на что может рассчитывать семья военнослужащего в случае его смерти 6 .

Виды компенсаций и их размеры напрямую зависят от точного определения: является ли время нахождения в отпуске по болезни или период освобождения периодом исполнения обязанностей военной службы, так как в случае смерти военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы члены его семьи, помимо пенсии по случаю потери кормильца (п. 1 ст. 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих”); права на получение жилого помещения при продолжительности военной службы военнослужащего 20 лет и более (п. 4 ст. 24 Федерального закона от “О статусе военнослужащих”); страховых выплат (ст. 5 Федерального закона “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции”, приказ Министра обороны Российской Федерации “Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы” от 10 октября 1998 г. № 455), будут иметь право на следующие гарантии со стороны государства:

а) в соответствии с п. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях члены семьи военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

б) в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих” родителям, супругам и несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставляется преимущественное право на социальное и медицинское обслуживание;

в) в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 5 Инструкции о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, введенной в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 55, в случае гибели (смерти) военнослужащих, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере:

– членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, – 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;

– членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, – 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия;

г) другие гарантии и компенсации.

В заключение хотелось бы отметить тот факт, что до сих пор в ст. 33 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237) не определено, из какого отпуска может быть отозван военнослужащий. Если буквально понимать эту норму, то представляется возможным отозвать военнослужащего и из отпуска по болезни. В этом случае вполне естественно, что он будет не в состоянии исполнять возложенные на него служебные обязанности, а если и будет их исполнять, то это может повредить его здоровью. Представляется, что в данном случае должностным лицам, обладающим правом на отзыв военнослужащих из отпуска, необходимо не только руководствоваться крайней служебной необходимостью присутствия военнослужащего на службе, но и учитывать реальную возможность конкретного военнослужащего исполнять свои служебные обязанности.

1 Данное Руководство введено в действие приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. № 1.

2 Статья 349 УВС ВС РФ.

3Также в соответствии со ст.350 УВС РФ заключение об освобождении дается врачом, а в воинских частях, где врач штатом не предусмотрен, – фельдшером не более чем на трое суток. В случае необходимости освобождение может быть продлено.

4 Постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по дальнейшему снижению заболеваемости туберкулезом» от 1 сентября 1960 г. № 972.

5 Приложение № 37 к Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. № 170.

6 Членами семьи считаются: супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим; родители военнослужащего; дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, лица, находящиеся на иждивении военнослужащего

ГТК РФ

Порядок
предоставления освобождения от исполнения служебных
обязанностей по болезни, отпуска по болезни сотрудникам
таможенных органов Российской Федерации

Освобождение от служебных обязанностей, отпуск по болезни сотруднику предоставляет начальник структурного подразделения таможенного органа на основании документа (справки, заключения ВВК или листка нетрудоспособности - далее документ) лечебного учреждения и рапорта сотрудника. Рекомендации врача, ВВК лечебного учреждения по предоставлению сотруднику освобождения от служебных обязанностей, отпуска по болезни являются обязательными для исполнения начальником структурного подразделения таможенного органа.

1. Основанием для предоставления сотруднику освобождения по болезни является документ лечебного учреждения, оказавшего первую врачебную помощь. В документе должны быть указаны дата обращения за медицинской помощью, диагноз и заключение о необходимости освобождения сотрудника от исполнения служебных обязанностей. Документ должен быть подписан врачом и заверен соответствующей печатью данного лечебного учреждения.

2. Документ выдается лечебным учреждением, к которому сотрудник прикреплен на медицинское обслуживание на основании договора ГТК России со страховой компанией. Если сотрудник обратился и получил первую врачебную помощь в другом лечебном учреждении, завершить лечение и получить документ, пройти освидетельствование ВВК он должен в лечебном учреждении, где прикреплен на медицинское обслуживание.

3. Документ выдается врачом на срок не более 10 суток. При необходимости освобождение может быть продлено, но не более чем на 5 суток. Если по истечении указанного времени сотрудник не может приступить к исполнению служебных обязанностей и нуждается в дальнейшем амбулаторном лечении, то по решению начальника лечебного учреждения он направляется на освидетельствование в военно-врачебную комиссию (далее - ВВК). ВВК может вынести заключение об освобождении по болезни на 15 суток. ВВК может вынести повторное заключение о продлении освобождения по болезни, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 30 суток.

4. Если срок, по истечении которого сотрудник может приступить к исполнению служебных обязанностей, составляет не менее месяца, ВВК выносит заключение о том, что сотрудник нуждается в отпуске по болезни. Основанием для предоставления сотруднику отпуска по болезни является свидетельство о болезни ВВК (справка ВВК).

5. ВВК устанавливает сотруднику продолжительность отпуска по болезни от 30 до 60 суток в зависимости от характера, тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания.

6. Сотруднику отпуск по болезни может быть продлен, но каждый раз не более чем на 30 суток. В общей сложности время непрерывного пребывания на лечении, включая пребывание в отпуске по болезни, не должно превышать 4 месяца (для больных туберкулезом - 12 месяцев).

7. Если по истечении указанного срока непрерывного пребывания на лечении и в отпуске по болезни сотрудник не может приступить к исполнению служебных обязанностей и нуждается в продолжении лечения, по завершении которого он сможет возвратиться к исполнению служебных обязанностей, срок пребывания его на лечении может быть продлен согласно решению прямого начальника (начальник управления и самостоятельного отдела ГТК России, начальник регионального таможенного управления, начальник РТА, ЦТЛ и ГНИВЦа и им равных и выше) на основании письменного заключения лечебного учреждения или ВВК. В этом случае непосредственный начальник представляет служебную записку о продлении срока пребывания на лечении подчиненного сотрудника, в котором указывает сроки пребывания сотрудника на непрерывном лечении, диагноз, заключение о необходимости и предполагаемом сроке продолжения лечения вместе с заключением лечебного учреждения или ВВК.

8. При необходимости срок непрерывного пребывания на лечении сотрудника может быть продлен в соответствии с таким же порядком. По истечении предельного (с учетом продления) непрерывного срока пребывания на лечении и в отпуске по болезни сотрудник подлежит освидетельствованию для определения категории годности к службе в таможенных органах.

9. Сотрудникам - женщинам отпуска по беременности и родам предоставляются начальником таможенного органа в соответствии с порядком и сроком, установленными законодательством Российской Федерации, на основании справки, выданной ВВК в соответствии с заключением медицинского учреждения о беременности и родах. При этом ВВК заключения о причинной связи не выносит.

10. Основанием для предоставления работнику освобождения по болезни является листок временной нетрудоспособности, выданной ему учреждением государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства, в соответствии с порядком , установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Поделиться: