Международные принципы территориального убежища установлены. Международное право

Своим внутренним актом оно определяет мотивы предоставления убежища, статус лиц, которым оно предоставлено, порядок предоставления и случаи утраты права на убежище. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ст. 63 Конституции РФ).

Политическое убежище предоставляется лицам, которые ищут защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права , при этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ и правами, и свободами и несет обязанности наравне с российскими гражданами , кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Предоставление РФ политического убежища и лишение политического убежища производятся указами Президента РФ . Политическое убежище в РФ не предоставляется, если лицо:

  1. преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением , или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН ;
  2. привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ;
  3. лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
  4. прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека ;
  5. прибыло из страны, с которой Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»;
  6. представило заведомо ложные сведения;
  7. имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на убежище в случаях:

  1. возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного места жительства;
  2. выезда на жительство в третью страну;
  3. добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
  4. приобретения российского гражданства или гражданства другой страны.

Лишение лица предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища может иметь место по соображениям государственной безопасности, а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо совершило преступление и в отношении него вынесен вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

В МГП нет обязательного для государств, специаль­ного международно-правового акта, закрепляющего пра­вила предоставления убежища и пользования им. В Международном пакте о гражданских и политичес­ких правах (1966 г.) также нет упоминания об ука­занном институте. В науке международного права су­ществует два подхода в определении понятия «убежи­ща». Одни ученые понимают этот институт как право государства предоставить убежище, другие - как пра­во лица получить убежище. Существует и другое, весьма обоснованное определение понятия института убежи­ща, объединяющее обе точки зрения. Так, A.M. Бойцехович и Г.И. Тункин определяют институт убежища как неразрывное единство права государства предоста­вить политическое убежище в осуществление своих су­веренных прав и права человека искать убежище в дру­гих странах. Однако Всеобщая декларация прав челове­ка (1948 г.), являющаяся рекомендательным актом, содержит общее указание, что «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других стра­нах и пользоваться этим убежищем» (ст. 14). Подобный подход проявляется и в Декларации о территориаль­ном убежище, принятой ГА ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации. В названной Декларации о тер­риториальном убежище (1967 г.) основанием для об­ращения лица и предоставлении ему убежища счита­ется преследование за деятельность политического или подобного характера. Однако в соответствии с Декла­рацией государствам предоставляется право устанав­ливать основания для предоставления убежища само­стоятельно. Убежище, которое предоставляется государ­ствами в соответствии с нормами Декларации 1967 г., называется «политическим убежищем», или «террито­риальным убежищем». Оно предоставляется государ­ством в силу своего суверенитета. Лицу, ищущему убе­жище, не может быть отказано в разрешении перехода границы оно не может быть выслано в страну, где воз­можна угроза преследования. Исключения допустимы по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения. Декларация 1967 г. перечисляет и случаи недопустимости предоставления убежища. К таковым относится преследование лица за совершение неполитического преступления или при совершении де­яния, противоречащего целям и принципам ООН. Это значит, что убежище не предоставляется лицу, совершив­шему действия, направленные на подрыв международно­го мира и безопасности, или совершившему деяния, нарушающие 10 основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, Декларации прин­ципов (1970 г.) и Заключительном акте СБСЕ (1975 г.). Данный вид убежища (территориальный) признается мно­гими государствами мира и находит развитие в нацио­нальном законодательстве.

Понятие территориального (политического) убежи­ща строится на основе использования лицом террито­рии государства в соответствии с его законодательством. В противовес территориальному убежищу на региональ­ном уровне существует институт дипломатического убе­жища в соответствии с Конвенцией об убежище 1928 г., принятой на конференции американских государств. Под ним понимается предоставление лицу, преследуе­мому по политическим основаниям, укрытия в поме­щениях дипломатических представительств, консульс­ких учреждений, на борту военного корабля или воен­но-воздушного судна, на территории военных баз и лагерей. Практика ведущих западных стран развива­ется в направлении все более широкого применения этого института. В настоящее время универсальных согла­шений о дипломатическом убежище не существует. Мно­гие государства мира исходят из необходимости предо­ставления не дипломатического убежища, а диплома­тического укрытия, мотивируя это тем, что необходимо сохранить жизнь и здоровье лица, нуждающегося в за­щите. При этом они мотивируют свое решение внут­ригосударственным актом (США). Некоторые государ­ства, не признавая дипломатическое убежище, однако, считают необходимым его применение в тех странах Латинской Америки, где указанный вид убежища предоставляется (Бельгия, Франция). Институт дип­ломатического убежища имеет место лишь в государ­ствах Латинской Америки и неизвестен общему меж­дународному праву. Следует отметить, что он

противоречит ч. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатичес­ких сношениях от 18 апреля 1961 г. и ч. 2 ст. 55 Вен­ской конвенции о консульских сношениях (1963 г.), согласно которым помещения представительств не дол­жны использоваться в целях, не совместимых с их фун­кциями.

Понятие вооруженных конфликтов и его виды. Начало вооруженного конфликта. Театр войны и театр военных действий

МГП признает три категории вооруженных конфлик­тов: межгосударственные вооруженные конфликты, уча­стниками которых являются два суверенных государ­ства имеждународные вооруженные конфликты, учас­тниками которых являются более двух суверенных государств или в котором принимают участие государ­ства, объединенные в различные военно-политические союзы. Критерием деления данных видов вооруженных конфликтов является количество участвующих в нем суверенных государств. Третий вид вооруженных конф­ликтов -немеждународные вооруженные конфликты (внутренние вооруженные конфликты, гражданские и национально-освободительные войны), происходящие в пределах одного государства. Основой выделения данно­го вида вооруженных конфликтов является государствен­ная граница.

Начатые государством военные действия означают начало состояния войны для участвующих в конфликте государств и обусловливаются необходимостью соблю­дения норм международного права. Гаагская конвен­ция об открытии военных действий 1907 г. предусмат­ривает, что начало войны предполагает:

а) предварительное и недвусмысленное предупрежде­ние о начале войны;

б) объявление ультиматума, не выполнение которого приведет к началу войны.

Под театром войны понимается пространственная сфе­ра, в пределах которой происходит вооруженный конф­ликт, т.е. сухопутная, воздушная и морская территории воюющих государств. Не могут быть театром войны тер­ритории нейтральных государств, демилитаризованные территории (Антарктика, космическое пространство, не­бесные тела, международные каналы). Под театром во­енных действий понимается территория, на которой фак­тически происходят боевые действия между воюющими сторонами.

Политическое убежище – это предоставление государством лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым он подвергся в стране своего гражданства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но и за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность. Согласно ст. 14 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».

Выделяют территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Дипломатическое убежище – это предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В международном праве запрещается предоставление дипломатического убежища. Основание и порядок предоставления политического убежища тем или иным лицам зависят от внутреннего законодательства государства, предоставляющего политическое убежище. Государство может отказать в предоставлении убежища.

В случае предоставления политического убежища государство обязано не выдавать лицо, получившее политическое убежище. Лица, получившие политическое убежище, имеют на территории данного государства статус иностранцев, если им предоставлено гражданство данного государства. Государство, предоставившее какому-либо лицу политическое убежище, приобретает право на оказание правовой защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом, несет ответственность за его деятельность. Согласно положениям ст. 4 Декларации о территориальном убежище «государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций». Нормы международного права закрепляют право государства предоставлять определенным лицам политическое убежище и устанавливают обязанность других государств уважать данное право. Действие политического убежища прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили лицо искать убежище, или если лицо получило гражданство государства, предоставившего ему политическое убежище. В международном праве сложилось правило – убежище не должно предоставляться лицу, совершившему общеуголовное преступление.

Под правом убежища понимается предоставление государством возможности въезда на его территорию лицу, преследуемому в государстве, гражданином которого оно является, за политические, религиозные, научные взгляды и деятельность. В ст. 1 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г. подтверждается, что убежище предоставляется государством в осуществление его суверенитета. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает право лица искать убежище от преследования в других странах и пользоваться им.

Право убежища носит строго индивидуальный характер. Предоставление убежища рассматривается в качестве гуманного акта и является правомерным по отношению к другим государствам. Предоставление убежища какому-либо лицу предполагает невыдачу его другому государству. Однако такие лица теряют право на дипломатическую защиту со стороны государства своего гражданства или, для апатридов, государства своего постоянного проживания.

В настоящее время право убежища закреплено в конституциях многих стран. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

В современном международном праве отсутствует всеобъемлющий международно-правовой акт о праве убежища. Данное право регулируется преимущественно международными обычаями. Согласно этим нормам каждый человек имеет право искать убежище в других государствах в случае преследования по политическим и другим причинам; каждое государство, исходя из суверенитета, на уровне своего законодательства определяет порядок предоставления убежища;

предоставление убежища не следует рассматривать в качестве недружественного акта по отношению к другому государству, ибо в таком случае преобладают гуманные соображения; лицо, которому предоставлено убежище, не может подвергаться высылке в страну, где оно преследуется; убежище не предоставляется лицам, совершившим международные преступления, а также обвиняемым в совершении общеуголовных преступлений.

В международной практике получило признание территориальное убежище, нашедшее закрепление в Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г. В Декларации о территориальном убежище, принятой Советом Министров СЕ в 1977 г., подтверждается право каждого государства предоставлять убежище любому лицу, имеющему вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Другой вид - дипломатическое убежище - сложился в практике латиноамериканских государств и получил закрепление в Гаванской конвенции об убежище 1928 г. и в Конвенции о дипломатическом убежище 1954 г. На основании этих актов убежище предоставляется на территории дипломатического представительства и консульского учреждения в государстве пребывания, на борту военных кораблей и воздушных судов и на территории военных баз иностранных государств. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. не признает право убежища на территории дипломатического представительства в государстве пребывания.

Согласно международному праву на право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (п. «а» ст. 89) вопросы предоставления политического убежища решаются Президентом РФ. Данное конституционное полномочие осуществляется при содействии совещательного и консультативного органа при главе государств - Комиссии по вопросам гражданства.

В международном праве сложился институт политического убежища, под которым понимается предоставление государством иностранным гражданам или лицам без гражданства возможности: 1) укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергаются в стране своего гражданства или обычного местожительства; 2) не подвергаться выдаче в страну, где им может угрожать опасность такого преследования; 3) пользоваться основными правами и свободами человека в стране пребывания . Преследование по политическим мотивам включает в себя преследование не только за политические убеждения, но и за общественную деятельность, религиозную, расовую или национальную принадлежность, отношение к определенной социальной или гендерной группе. По своему происхождению международно-правовые нормы, направленные на регулирование института убежища, являются обычными.

Существуют такие формы покровительства, как территориальное и дипломатическое убежище . Под первым понимается предоставление убежища лицу, находящемуся непосредственно на территории государства. Второе означает предоставление убежища в помещении дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства или на иностранном военном корабле. Пункт 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает, как общее правило, использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с его функциями. Страны Латинской Америки признают указанный институт, опираясь на региональную практику и содержание Каракасской конвенции Организации американских государств (ОАГ) о дипломатическом убежище 1954 г. Статья 1 этой Конвенции устанавливает, что "государство, осуществляющее территориальную юрисдикцию, должно уважать убежище, предоставляемое в представительствах, на военных судах, в военных лагерях или на воздушных судах лицам, разыскиваемым по политическим причинам или за политические правонарушения". Истории известны случаи использования такой формы защиты, как религиозное убежище. Беглецы получали его в считавшемся неприкосновенным помещении храмов, что исключало возможность их преследования и задержания до тех пор, пока они оставались там.

Убежище является самостоятельным институтом в международном и внутригосударственном праве. Международно-правовая регламентация убежища связана с закреплением общих прав и обязанностей принимающего государства по отношению к индивиду. В этой области регулирования отсутствуют предписания по установлению принимающим государством каких-либо правил и процедур, связанных с признанием статуса лица, получившего убежище.

Требование к государству, предоставившему убежище, состоит в том, что оно не должно позволять получившим его лицам заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН (ст. 4 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г.).

Внутригосударственное регулирование института убежища, как правило, включает: определение круга лиц, имеющих право на убежище, процедуры его предоставления и основы правового статуса получивших его индивидов. Зачастую право иностранных граждан и лиц без гражданства на убежище содержится в конституционном законодательстве. Так, п. 1 ст. 63 Конституции РФ предусматривает предоставление им политического убежища в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Пункт 2 ст. 63 не допускает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения. Любое государство вправе решать вопрос о предоставлении убежища на основе своего суверенитета, поэтому само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает его автоматического предоставления. Детальная регламентация порядка обращения за получением убежища и правового положения заявителя содержится в иммиграционном или административном законодательстве.

Предоставление убежища в РФ . В Российской Федерации действует Положение о порядке предоставления политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746. Пункт 2 ст. 1 Положения устанавливает, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим его и претендующим на защиту от преследования "за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права". Политическое убежище предоставляется ходатайствующему лицу Указом Президента РФ. Иностранному гражданину или лицу без гражданства, которое его получило, выдается свидетельство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, на основании которого территориальные органы Федеральной миграционной службы оформляют ему вид на жительство. Предоставление убежища распространяется и на членов семьи такого лица при условии их согласия с его ходатайством. В ходатайстве, поданном заявителем на имя Президента РФ, должны быть изложены обстоятельства, которые подтверждают факты преследования лица, направленного непосредственно против него, и необходимые автобиографические сведения. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ рассматривает ходатайства и материалы по ним и вносит свои предложения для принятия решения о предоставлении убежища заявителю. Вышеуказанное Положение действует вместе с Административным регламентом Федеральной миграционной службы по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, который утвержден Приказом ФМС от 5 декабря 2007 г. N 451.

Поделиться: