Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия Федеральные законы российской федерации 44 f4 forum

В этом материале вы найдете обзор самых важных изменений в 44-ФЗ, вступивших в силу в 2016 году. Смотрите видеосоветы с комментариями экспертов в области госзаказа.

Дистанционный онлайн-курс «Электронный аукцион по 44-ФЗ »

Новый аукционный перечень

С 21 марта 2016 года действует новый перечень товаров (работ, услуг), при закупках которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р . Этот документ основан на ОКПД2, а прежний перечень — на ОКПД (утрачивает силу 1 января 2017 года).

В перечень включены, в частности, продукция и услуги сельского хозяйства и охоты, рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства, нефть сырая и газ природный, руды металлические, продукты пищевые, текстиль и изделия текстильные, кожа и изделия из кожи, бумага и изделия из бумаги, оборудование электрическое.

Предусмотрено, что электронный аукцион может не проводиться в отношении закупок, которые могут быть проведены путем конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Необязательно проведение электронного аукциона для закупок пищевых продуктов для медицинских организаций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и пр.

Такой способ закупок можно не применять в сфере работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, если НМЦК превышает 150 млн руб. (для государственных нужд) или 50 млн руб. (для муниципальных нужд). Также электронный аукцион можно не проводить при закупке услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий, по обмену жилья, сувенирных и подарочных наборов.

Что в итоге ожидается от ЕИС:

  1. Новая информационная система получит возможность взаимодействия с другими информационными государственными системами. В дальней перспективе все электронные отраслевые системы и системы общего назначения будут интегрированы в единое информационное пространство с множеством стандартизированных функций. Внедрение ЕИС — один из первых шагов этого масштабного проекта.
  2. ЕИС будет «принимать во внимание» новые нормы и квоты, выделенные правительством РФ для участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти объемы будут выделяться в отчётах ЕИС отдельно.
  3. В ЕИС будут расширены функции контроля и аудита. Встроенная поддержка аналитики и статистики позволит контролирующим органам эффективно и оперативно отслеживать нарушения в сфере госзакупок. Доступ к этой аналитической информации будет свободным для любого пользователя.

Планирование закупок

С 1 января 2016 года планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Планы закупок должны формироваться заказчиком исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ (т. е. в плане закупок заказчиком указываются цели осуществления закупок), и с учетом установленных ст. 19 Закона № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ч. 1 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ, планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законов субъекта РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства РФ информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ информация, вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным ч. 5 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.

Полный обзор (с комментариями) изменений законодательства о контрактной системе, вступающих в силу в 2018 году.

1. При описании объекта закупки можно указывать товарный знак в сочетании с фразой «или эквивалент»

С 11.01.2018 г. изложен в новой редакции пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Таким образом, разрешено при описании объекта закупки указывать товарный знак конкретного производителя в сочетании с фразой «или эквивалент», в том числе и при поставке товара.
Ранее допускалось указывать товарный знак, сопровождаемый фразой «или эквивалент» только в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом закупки.

Также интересно исключение из закона фраза «описание объекта закупки должно носить объективный характер» . Кроме того, с 11.01.2018 г. контрольные органы в сфере закупок и податели жалоб будут обязаны устаналивать и доказывать конкретные нарушения правил описания объекта закупки, а не просто декларировать, что описание объекта закупки не носит объективного характера.

2. Описание лекарственных препаратов

С 1 января 2018 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Постановление издано в целях реализации части 5 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ и устанавливает сведения, которые заказчики обязаны и вправе указывать при описании лекарственных препаратов в документации о закупке помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ.
Кроме того, предусмотрен запрет на описание характеристик лекарственных препаратов, содержащихся в инструкциях по применению этих лекарственных препаратов и указывающих на конкретных производителей лекарственных препаратов.

3. Заказчики вправе заключать контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств

Федеральным законом от 18.07.2017 г. № 178-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» изложен в новой редакции пункт 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ.

С 01.01.2018 г. государственные и муниципальные заказчики вправе заключать государственные и муниципальные контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств в целях их приведения в соответствие с законом (решением) о бюджете в размере, не превышающем объема принимаемых бюджетных обязательств, поставленных на учет в порядке, установленном финансовым органом.

4. Контракт можно заключить со следующим участником закупки в случае отказа от заключения контракта с победителем на основании ч. 9, 10 статьи 31

С 11.01.2018 г. Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ вводится в действие новая редакция части 11 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

У заказчика появляется право в случае отказа от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем.

Основания отказа от заключения контракта:

1) Несоответствие следующим требованиям (или предоставление недостоверной информации о своем соответствии требованиям) (ч.9 ст. 31):

  • единым требованиям к участникам закупки;
  • требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (при наличии);
  • дополнительных требований, установленных Правительством РФ;
  • дополнительных требований к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг, установленных Правительством РФ.

2) Если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что (ч.10 ст.31):

  • предельная отпускная цена лекарственных препаратов не зарегистрирована;
  • предлагаемая цена закупаемых лекарственных препаратов (если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при закупке для федеральных нужд НМЦК превышает 10 миллионов рублей, а при закупке для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд НМЦК превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 10 миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен, включенные в перечень ЖНВЛ, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.

Контракт будет заключен в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. Но если победитель закупки, с которым заказчик отказался заключить контракт по основаниям, указанным в части 9 и пункте 1 части 10 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе, не считается уклонившимся от заключения контракта и сведения о нём не направляются в ФАС для включения в Реестр недобросовестных поставщиков. В случае отказа заказчика от заключения контракта по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта, и информация о нём подлежит направлению в ФАС.

Сама процедура отказа от заключения контракта не изменилась.

5. Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения

С 01.01.2018 г. вступил в силу приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 870н об утверждении типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения.

По состоянию на 08 января 2018 г. типовой контракт, утверждённый указанным приказом Минздрава России, в единой информационной системе не размещён и в связи с этим в настоящее время не подлежит обязательному применению заказчиками.

(Приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 870н «Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения»)

6. Перенесен ввод в действие новых требований к банковским гарантиям

Ввод в действие новых требований к банковским гарантиям, используемым в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, перенесён на 01 июня 2018 года.

В настоящее время заказчики принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

7. Изменения в закупках у единственного поставщика

Появились новые основания для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

    заключение органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления контрактов на оказание услуг по осуществлению рейтинговых действий юридическими лицами, признаваемыми в соответствии с законодательством РФ кредитными рейтинговыми агентствами, а также иностранными юридическими лицами, осуществляющими рейтинговые действия за пределами территории РФ

    осуществление закупки работ по модернизации федеральных государственных информационных систем для информационно-правового обеспечения деятельности палат Федерального Собрания РФ и услуг по сопровождению таких систем

    оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

    утратил силу пункт 43 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

8. Возобновление контроля в сфере закупок согласно ч.5 ст.99 Федерального закона № 44-ФЗ

С 01 января 2018 года для федеральных заказчиков возобновлено действие положений Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

  • абзац второй пункта 14,
  • абзац второй пункта 15.

Заказчики, осуществляющие закупки для обеспечения федеральных нужд, не смогут размещать в единой информационной системе в сфере закупок информацию и документы, являющиеся объектом контроля, до устранения выявленных нарушений субъектами контроля (Федеральным казначейством, органами управления государственными внебюджетными фондами).

Для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения государственных нужд субъектов РФ и муниципальных нужд приостановлен до 01 января 2019 года

9. Продлено приостановление проверки казначейством сведений, направляемых в реестр контрактов

До 1 января 2019 года продлено приостановление проверки казначейством сведений, направляемых заказчиками в Реестр контрактов.
Приостановлено действие подпункта «в» пункта 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084) в части проверки непротиворечивости представленных заказчиком документов и информации:

  • сроке исполнения контракта,
  • количестве товара, объеме работ и услуг (при наличии) и единицах измерения,
  • исполнении и расторжении контракта, в том числе непротиворечивости условиям принимаемых (принятых) бюджетных обязательств.

Также продлено приостановление действия пунктов 2, 10, 18 и 22 Правил ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну. До 1 января 2019 года допускается ведение реестра контрактов, содержащего гостайну, Федеральным казначейством, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и уполномоченным органом местного самоуправления.

10. Изменение порядка рассмотрения обращений физических лиц в контрольные органы

С 11.01.2018 г. статья 99 Федерального закона № 44-ФЗ дополняется частью 15.1.
Устанавливается новый порядок рассмотрения обращений любых физических лиц (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели)) контрольными органами в сфере закупок.

Теперь обращения с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего поступившие от физического лица, которое не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ в отношении объекта этой закупки и права и законные интересы которого не нарушены такими действиями (бездействием), положениями этих документации, извещения, рассматриваются контрольным органом в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Для физических лиц (в том числе ИП), не соответствующих указанным требованиям (например, при отсутствии лицензии, членства в СРО, государственной аккредитация и т.п.) жалоба будет рассматриваться контрольным органом в общем порядке рассмотрения (как обращение граждан).

11. Изменения в направлении информации в реестр недобросовестных поставщиков

С 11.01.2018 г. в Реестр недобросовестных поставщиков не включается информация об ИНН публично-правовых образований, являющихся учредителями юридических лиц.

Кроме того, заказчик обязан направлять сведения об уклонившемся от заключения контракта участнике закупки теперь не зависимо от заключения контракта заказчиком со следующим участником.

По старой редакции закона уклонившийся победитель закупки мог избежать включения в Реестр недобросовестных поставщиков в случае, если следующий участник закупки воспользуется правом отказаться от подписания контракта с заказчиком.

12. Изменения в планировании закупок

Изменения в порядке планирования закупок для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

С 01.01.2018 года вступила в силу новая редакция пункта 3 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043.

Теперь заказчик обязан указывать в плане закупок отдельными строками итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующих годах, детализированный на объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и на объем финансового обеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии.

  • по коду бюджетной классификации в разрезе раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов для государственных и муниципальных заказчиков;
  • по соглашению о предоставлении субсидии из средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в разрезе каждого соглашения о предоставлении субсидии из средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

Информация об объеме финансового обеспечения по соглашению о предоставлении субсидии из средств соответствующего бюджета не вносится бюджетными и автономными учреждениями, созданными субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Также с 01.01.2018 г. вступила в силу новая редакция пункта 13 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.

Заказчики, осуществляющие закупки для нужд субъектов РФ и для муниципальных нужд, обязаны включать в обоснование к плану-графику закупок обоснование начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяемых в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ, с указанием включенных в объект закупки количества и единиц измерения товаров, работ, услуг (при наличии).

Изменения в порядке планирования закупок для обеспечения федеральных нужд

С 01.01.2018 года вступила в силу новая редакция пункта 3 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552.

Заказчик обязан указывать в плане закупок отдельными строками итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующих годах, детализированный на объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и на объем финансового обеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии.

При этом информация об объеме финансового обеспечения вносится:

  • по коду бюджетной классификации в разрезе раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов;
  • по соглашению о предоставлении субсидии из средств федерального бюджета в разрезе каждого соглашения о предоставлении субсидии из средств федерального бюджета.

Информация об объеме финансового обеспечения по соглашению о предоставлении субсидии из средств федерального бюджета не вносится федеральными бюджетными и автономными учреждениями.

Также с 01.01.2018 г. вступила в силу новая редакция пункта 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 553.

Заказчик обязан включать в обоснование к плану плану-графику закупок обоснование начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяемых в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ, с указанием включенных в объект закупки количества и единиц измерения товаров, работ, услуг (при наличии).

13. Закупки связанные с созданием и функционированием средств связи и информационных технологий для FIFA 2018 осуществляются не по 44-ФЗ

Выходят из-под действия Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе закупки товаров, работ, услуг, связанных созданием и функционированием средств связи и информационных технологий в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

14. Появился Реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ

C 01.01.2018 г. возобновляется действие пункта 2 Правил ведения реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением РФ от 27 февраля 2017 г. № 231.
Таким образом, в ЕИС появился Реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ.

15. Запрет на допуск иностранных программ и баз данных не распространяется на программное обеспечение из государств Евразийского экономического союза

С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств, с 01.01.2018 г. не распространяется на программное обеспечение, включенное в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации.

То есть для обеспечения соблюдения запрета на закупку иностранного программного обеспечения и баз данных теперь ведутся два реестра:
1) реестр российского программного обеспечения;
2) реестр евразийского программного обеспечения.

Также введены пункты 2(1) и 2(2), которые раскрывают понятие программного обеспечения и порядок подтверждения происхождения программного обеспечения из Российской Федерации и государств — членов Евразийского экономического союза для соблюдения данного запрета.

Под программным обеспечением и (или) правом на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств понимают:

1) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

2) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

3) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

16. Изменения правил формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг

С 1 января 2018 года вступили в силу подпункт «д» пункта 10 и подпункт «б» пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 14.

В Каталоге, ведущемся в ЕИС, появится справочная информация:

В случае, если в Каталоге содержится описание товара, работы, услуг в данное описание должна включаться в том числе и информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах и национальных стандартах.

При этом, если заказчик при описании объекта закупки указывает в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 44-ФЗ, которые не предусмотрены позицией Каталога, то с 01.01.2018 г. на него возлагается дополнительная обязанность обоснования включения в описание дополнительной информации.

17. Конкурсы, запросы котировок, запросы предложений будут проводиться в электронной форме

С 1 июля 2018 года заказчики будут вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме в соответствии со статьями 54.1 – 54.7, 56.1, 57.1, 82.1 – 82.6, 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

С 1 января 2019 года проведение процедур определения поставщиков в «бумажной» форме будет невозможно, за исключением случаев, предусмотренных статьями: 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

В случае проведения процедур определения поставщиков в электронной форме контракт нужно будет заключать по новым правилам – в соответствии с § 4.1 главы 3 Федерального закона № 44-ФЗ.

Протокол разногласий можно будет разместить теперь на электронной площадке только один раз, в сроки, предусмотренные для подписания проекта контракта.

В случаях, установленных Правительством РФ, появится обязанность проводить закрытые электронные процедуры на специализированных электронных площадках.

18. По несостоявшимся процедурам срок изменения план-графика уменьшен

С 1 июля 2018 года внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения по процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), объявленным после признания конкурсов, аукционов, запросов предложений и запросов котировок несостоявшимися в связи с отсутствием или отклонением всех заявок, а также в случае проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

19. Новое требование: отсутствие у участника ограничений для участия в закупках

В статью 31 введено новое требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Изменение вступает в силу с 1 июля 2018 года.

20. Уточнены требования к содержанию контракта

В статье 34 появились новые требования к содержанию контрактов. В частности, уточнено, что в контракт включаются условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

21. Правительство сможет определять минимальный срок исполнения контракта и порядок формирования лотов

Правительству РФ предоставлено право определять порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта; требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

22. Обеспечение заявок только при НМЦК более 5 млн. руб.

Если Правительством не установлено иное, то заказчик обязан устанавливать требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах только, если НМЦК превышает 5 млн. рублей .
Размер обеспечения будет составлять от 0,5 % до 1% НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

23. Обеспечение заявки банковской гарантией

Обеспечение заявки при участии в электронных процедурах можно будет предоставить в виде банковской гарантии с 1 июля 2019 года.

24. Денежные средства в качестве обеспечения заявки — на спец. счет.

При участии в электронных процедурах определения поставщиков участники закупок будут вносить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

25. Банковские гарантии не размещаются в ЕИС

Информация о банковских гарантиях не будет размещаться на официальном сайте ЕИС. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

26. Необходимо указывать страну происхождения в заявке на аукцион только, если заказчик установил запреты, ограничения, условия допуска

В первой части заяви на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать только в случае установления заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ.

27. Согласие и декларации в составе заявки на аукцион будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки

Согласие и декларации в составе заявки на участие в электронном аукционе будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

28. Электронная площадка будет возвращать заявку участника, если информация об участнике включена в реестр недобросовестных поставщиков

Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информации об участнике закупки, в т.ч. информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица включена в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.
Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

29. Срок рассмотрения первых частей заявок на аукцион не более 1 рабочего дня

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦК, не превышающей 3 млн. руб., должен составлять не более одного рабочего дня . Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

30. Шаг аукциона не менее 100 руб.

31. Новые требования к заявке на участие в запросе котировок

В заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

32. Отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях

Обязанность размещать отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч.9 ст. 94) будет сохранена только для случаев, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

33. Контракты по несостоявшимся процедурам будут учитываться в отчете об объеме закупок у СМП и СОНКО

С 1 января 2019 года изменяется порядок формирования отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций – в нем будут учитываться контракты, заключенные по результатам несостоявшихся определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с ограничением по п.1 ч.1 ст.30 закона № 44-ФЗ с единственным участником закупки.

34. Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов

Сроки размещения информации в реестре контрактов в статье 103 увеличиваются до 5 рабочих дней. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

35. Реестр участников закупки, аккредитация участников, квалифицированные сертификаты ключей для электронной подписи

Ведение единого реестра участников закупок в ЕИС будет осуществляться, начиная с 1 января 2019 года.
С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
С 1 июля 2018 года участники закупок должны применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей при участии в закупках в электронной форме.

36. Изменения в оборонзаказе

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428 (в редакции от 06.12.2017) «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» установлены временные правила осуществления закрытых закупок для отдельных заказчиков на срок до 1 июля 2018 года .

Установлено, что закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в период до 1 июля 2018 года должны применять следующие заказчики:

1) Министерство обороны Российской Федерации, а также подведомственные государственные учреждения и государственные унитарные предприятия;

2) Федеральная служба безопасности Российской Федерации, а также подведомственные государственные учреждения и государственные унитарные предприятия;
3) Служба внешней разведки Российской Федера
ции, а также подведомственные государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.

При этом согласование закупки в контрольном органе по части 3 статьи 84 закона № 44-ФЗ не требуется, если заказчик будет осуществлять закупки в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 84 закона № 44-ФЗ (с размещением извещения в ЕИС).

Информация о закупках, предусмотренная законом № 44-ФЗ, по закрытым процедурам в ЕИС не размещается, за исключением извещения о закупке по Постановлению № 1428, проводимой в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 84 закона № 44-ФЗ.

Сведения о банковских гарантиях, предоставленных в качестве обеспечения заявок и (или) исполнения контрактов, заключенных по результатам закрытых процедур, подлежат включению в закрытый реестр банковских гарантий; сведения о контрактах подлежат включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.

В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, включенных в аукционный перечень, заказчики по Постановлению № 1428 обязаны проводить закрытый аукцион с использованием функционала специализированной электронной площадки, оператором которой является общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 19.12.2017 № 1585 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта , для которых заключение такого контракта обязательно в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» установлен порядок формирования и ведения соответствующего реестра на официальном сайте ФАС России.

В реестр будут включены сведения о лицах, привлеченных к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика), занимающего в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа доминирующее положение, от заключения договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение такого договора является обязательным для указанного лица.

Основанием для включения сведений в реестр является вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания по указанной статье КоАП.
Основаниями для исключения из реестра сведений о лице, привлеченном к административной ответственности, являются:

1) истечение одного года со дня окончания исполнения постановления;

2) отмена постановления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) наличие у уполномоченного органа сведений о ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации лица, привлеченного к административной ответственности, подтвержденных информацией о его исключении из ЕГРЮЛ.
Постановление вступило в силу 29 декабря 2017 года.

Принесла крупные изменения. В новом законе, добавился аукционный перечень, регламентирующий закупку товаров через электронный аукцион. ФЗ-44 ввел в действие Единую информационную систему. Часть изменений коснулись планирования закупок. Изменился подход к их формированию, срокам, а также добавилась возможность общественного обсуждения.

ФЗ-44 «О госзакупках» - это документ, который регулирует систему оформления и размещения государственных заказов, для торгов, с применением доступной как для покупателя, так и для поставщика, системы произведения покупок. Документ призван наладить систему приобретения товаров, муниципального и государственного значения.

Согласно Федеральному закону 44, заказчики должны формировать ежегодные графики по закупкам, при этом, размещая их в единой информационной базе, для максимальной прозрачности процесса. К реализуемым товарам на сумму более 1 миллиарда рублей, накладывается условие об обязательном общественном обсуждении. В целом, введен общественный контроль.

В исполнительной части заказов, новый закон привнес разнообразие их размещения. Заказы допускается размещать электронные, на конкурсной основе, в ходе закрытых аукционов и т. д. Контракты на заказы теперь курируются банковскими организациями. Изменен порядок их изменения и расторжения.

Согласно ФЗ-44, на иностранные закупки накладываются ограничения.

Скачать ФЗ-44

Федеральный закон 44 «О госзакупках» в последней редакции с комментариями, можно по . Также, в документе указаны примечания, связанные с изменениями закона.

Размещение заказов

Изменения в законе о размещении заказов в основном коснулись планов-графиков. Формирование планов-графиков должно производиться заранее. Они размещаются заказчиками на официальном сайте, базируясь на утвержденном Минэкономразвития и Казначействе РФ, порядке.

Внесение изменений в план-график, по закону, осуществляется только при изменении более чем на 10% от стоимости товаров, планируемых к приобретению. Для внесения изменений, необходимо указать основания.

Закупки для муниципальных нужд по 44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ, закупки для муниципальных нужд - это процесс, совокупность действий, согласованных с Федеральным законом, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Участником сделки может стать любое юридическое лицо, заказчиком является любой государственный орган. Основным изменением, коснувшимся закупок, стало обязательное общественное обсуждение, при сумме закупки от 1 миллиарда рублей.

Новым законом предусмотрено лишь несколько случаев, когда закупки могут происходить без общественного обсуждения:

  • при закрытом определении поставщиков;
  • в рамках оборонного госзаказа;
  • при закупках посредством электронного аукциона;
  • для закупок, которые реализуются как гуманитарная помощь.

Что стоит знать Законодательно было принято решение закрепить ряд правил, относящихся к проведению торгов, для осуществления обеспечения государственных и муниципальных нужд. Так, 44 федеральный закон о закупках стал регулятором при проведении данных мероприятий и позволил структурировать всю систему проведения торгов, а также сделать её более открытой.

Закон о закупках 44 ФЗ

Закон о торгах 44 ФЗ был разработан и принят в 2013 году, но вступил в законную силу только с начала 2014 года. Чтобы обеспечить нормальную работу в торгах 44 федеральный закон РФ, должен был ввести дополнительные регуляторы, которые подкреплялись другими подзаконными актами. Сфера действия принятого закона достаточно широка, он охватывает большое количество проводимых торгов, как на государственном уровне, так и на муниципальном.

Федеральный закон 44 РФ обеспечивает службы и ведомства причастные ко всем уровням власти. Всего ФЗ 44 ФЗ о закупках внёс 4основных нововведения в систему проведения торгов.

Усложнённый порядок регулирования

Первое нововведение было основано на расширение законодательной базы и внесения ряда изменений в уже действующие нормативно правовые акты. Под основным законом 44 фз находится целая иерархия подзаконных актов на различных уровнях власти. Так, после его приятия все субъекты федерации получили право установки дополнительных перечней по:

  • товарам;
  • работам;
  • услугам.

Все запросы теперь можно было организовывать через электронные торги, где каждый из претендентов мог ознакомиться с полным перечнем условий, по которым они проводятся. 44 закон ФЗ РФ за время своего действия получил более 30 постановлений от правительства, которые конкретизировали его положения по тем или иным возникающим спорным моментам.

Таким образом, правительство создало целую структуру законных документов, которые отвечали за эффективность действия закона, как на государственном, так и на региональном уровне.

Выбор поставщиков

44 закон РФ значительно расширил способы, по которым можно определять поставщиков, согласно ему теперь подрядчиков и поставщиков можно выбирать через:

  • закрытые конкурсы;
  • открытые конкурсы;
  • конкурсы с ограничением участников;
  • двухэтапные конкурсы;
  • электронные аукционы;
  • закрытые аукционы;
  • запросы по котировкам;
  • запросы с предложениями.

Закон фз 44 этими действиями значительно расширил специфику закупок по различным лотам. Что способствовало росту проводимых торгов среди многих субъектов.

Формы планирования

Закон рф 44 фз обязал, проводит планирования по всем закупкам. Это означает, что заказчик утверждает планы по закупкам и планы по графикам закупок. Се планы закупов утверждаются заказчиками сроком на 36 месяцев. В них содержится следующая информация по закупкам:

  • цели;
  • объемы;
  • сроки;
  • обоснования.

Каждый отчетный период должен формироваться план с графиков, а также перечни по закупкам товара или выполненных работ с их полным обоснованием. Все эти планы должны быть публичными. Закон РФ ФЗ 44 впервые сделал подобную информацию публичной, где каждый желающий мог бы с ней ознакомиться через электронные отчётности.

Проведение оценки эффективности

44 ФЗ закон РФ также становил ряд правил, по которым проводится постоянная оценка эффективности исполнения законодательства в сфере проведения мероприятий по организации закупок и аукционов. Теперь, для осуществления оценки помимо контроля были введены новые методы таки как:

  • аудит
  • мониторинг.

Аудит осуществляет счётная палата и контрольно-счётные органы в регионах страны и муниципальных образованиях. Мониторинг осуществляет министерство экономического развития. Помимо них, в структуры ответственные за мониторингом и аудитом включены и другие ведомства от антимонопольных до оборонных. Их перечень зависит от сферы, в которой проводятся торги и закупки.

При осуществлении действий, такие органы преследуют цель, направленную на выявление неэффективных инструментов в регулировании системы государственных закупок и выявление случаев незаконных действий в отношении участников торгов или заказчиков.

Последние изменения

ФЗ44 РФ с изменениями 2016 года был направлен на отработки вопросов касающихся планирования графиков закупок. У многих государственных органов такие действия вызывали множество споров и вопросов. Часто то или иное ведомство, в основном на муниципальном уровне, при организации торгов не имело навыков составлении графиков и подготовки отчетной документации.

Было принято решение по введению контрактной службы. В РФ закон 44 ФЗ позволил ввести новую должность – специалист в сфере закупок. В каждом из ведомств, при необходимости должны быть сформированы специальные отделы, по закупкам позволяющие нанимать на службу таких специалистов, которые должны профессионально разбираться в организации и проведении торгов, а также ведение все отчётной документации по ним.

Второе изменение коснулось составления документов по объектам закупок. Ситуация была осложнена в связи с введение ограничения на импорт товаров. Заказчикам, теперь перед составлением документации по организации и проведению аукциона, необходимо ознакамливаться с реестром работ товаров и услуг, на которые правительство ввело ограничения.

Последняя редакция 44 ФЗ коснулась определения и обоснование цен в составляемых контрактах. Перед объявлением заказчиком о начале аукциона ему нужно определить начальную стоимость. Теперь необходимо составлять сметы по всем выставляемым слотам на основе изучения средних цен по подобным лотам.

После принятия, закон ФЗ РФ 44 упростил проведение аукционов, введя электронную форму торгов. Теперь чтобы участники не нарушали сроки проведения, и порядок торгов были введены инструкции и схемы, которые четко координируют действия подрядчиков по каждому конкретному лоту.

Предыдущее законодательство в сфере закупок

Закон 44 ФЗ РФ начал действовать только с 2014 года. До этого времени эффективность закупок не была высока и многие не знали, какой закон был до ФЗ 44. До него был закон 94 ФЗ. 44 ФЗ 94 ФЗ имеют между собой ряд отличий. Они заключаются как в терминологии, общих понятий и определений, так и в его устройстве и сфере деятельности.

В первую очередь, различия как уже было сказано, относились к определениям и терминологии. Многие понятия были переформулированы, а некоторые и вовсе упразднены. Также из-за множества доработок и расширения сферы действия закона, были введены и новые термины.

Второе различие относилась к типам проведения торгов. В старом законе говорилось всего о 5 способах проведение. Сегодня таких способов стало в 2 раза больше, что позволило значительно увеличить число участников торгов. Тип торгов определяется в зависимости от условий самого аукциона и предполагаемых его участников. Закон определят конкретные типы аукционов по каждому из видов необходимых закупок.

Самым главным отличием между законами, стало проведение самой процедуры торгов. В старом законодательстве не было прописано множество условий, по которым проводились закупку, и требований на соответствие участников этих закупок. Новое законодательство максимально расширило эти условия, что позволяет снизить рост числа злоупотреблений в этой сфере и сделать торги в большей степени прозрачными и открытыми.

Теперь на основе этих значимых отличий можно понять какой закон был до 44 ФЗ и какой большой труд проделали министерства, и правительство, чтобы упорядочит такую большую и серьёзную систему в сере закупок.

Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

  • государственный орган или орган муниципальной власти;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • бюджетное или казенное учреждение;
  • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).

При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

Не знаете свои права?

  1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
  2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
  3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
  4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
  5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
  6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:

Часть 1

  1. Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6-12):
  • открытость и прозрачность в сфере информации;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализм заказчиков;
  • единство контрактной системы;
  • другие.

Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.

  1. Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
  2. Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
    • общие основы проведения закупок;
    • порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
    • закрытые способы определения поставщика;
    • порядок закупок у единственного поставщика;
    • процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.

Часть 2

Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.

  1. Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
  2. В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
    • установление перечня контролирующих органов;
    • определение форм проведения контроля;
    • порядок осуществления контроля;
    • правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
  3. Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
  4. В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
  5. Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
    • порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
    • переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
    • положения о вступлении закона в силу.

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

  1. Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
  2. Закупки производятся:
  • за счет грантов;
  • за счет субсидий из бюджетов;
  • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
  • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
  • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
  • ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
  • Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

    В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

    Нормы закона 223-ФЗ определяют:

    • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
    • правовые основы закупки;
    • принципы и основные моменты при проведении закупки;
    • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
    • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
    • ответственность за нарушение законодательства о закупках.

    Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

    Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.

    Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.

    Поделиться: