Экономическое значение мероприятий по улучшению условий и охране труда. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков Перечень мероприятий по улучшению услови

С целью обеспечения безопасности рабочего процесса на предприятии, организации используется план мероприятий по улучшению условий и охраны труда (УУОТ). Данный документ разрабатывается работодателем ежегодно перед началом нового календарного года. Он включает в себя комплекс мер направленных на создание безопасных условий для труда служащих.

В данном случае планирование представляет собой особый организационно-управленческий процесс, проводимый на основании:

  • Уже имеющихся и на данный момент действующих годовых планов;
  • Комплексных программ, направленных на улучшения условий выполнения должностных обязанностей служащими, мер санитарно-оздоровительного обеспечения, которые являются частью плана по развитию организации, если таковой имеется;
  • Соглашения по ОТ, закрепленного в коллективном договоре, действующем на данном предприятии;
  • Оперативных планов, разработанных в подразделениях (отделах, цехах) фирмы.

Оформляя перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда, образец можно использовать план предыдущего года. Если ранее такого документа на предприятии не было, то при составлении перечня стоит использовать приказ Минтруда РФ № 181н от 01.03.2012г. В нем содержаться основные мероприятия, которые работодатель может использовать для обеспечения безопасности труда на рабочих местах.

Помимо данного перечня, а также соглашения по ОТ, на предприятии подготавливается и утверждается:

  • Планы работы по ОТ в цехах и отделах на каждый месяц, квартал;
  • Планы мероприятий, проводимых с целью недопущения несчастных случаев и развития у трудящихся профзаболеваний.

В целом текущее планирование УУОТ направлено на снижение травматизма служащих в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей. Кроме того, с этой целью проводятся регулярные проверки знания сотрудниками правил техники безопасности.

При подготовке плана УУОТ, в него включаются мероприятия организационного, технического, социально-экономического и иного характера. Их разработка и выполнение осуществляется на основании действующих нормативных актов федерального и локального значения, регулирующих правила промышленной безопасности и вопросы ОТ.

В соответствии с правилами оформления годовых планов, данный документ разрабатывается руководителем предприятия, совместно со специалистами отдела охраны труда, до 25 декабря текущего года, на следующий отчетный период. При этом они утверждаются приказом №1 по организации и соглашением по ОТ подразделений компании. Данный документ содержит в себе не только перечень необходимых мер для обеспечения безопасной работы сотрудников, но и сроки выполнения, а также список лиц, несущих ответственность и осуществляющих контроль над их реализацией.

Основные мероприятия, содержащиеся в соглашении по ОТ, должны быть подкреплены планово-экономическими бумагами, технологическую и проектную документацию. Также они должны иметь соответствующие финансовые и материальные ресурсы, для их полноценной и своевременной реализации.

Оперативное планирование представляет собой продолжение текущего планирования и является его неотъемлемой частью. При разработке квартальных планов УУОТ учитывается текущее выполнение задач по обеспечению безопасности трудового процесса, а также результаты контроля состояния условий работы в конкретных подразделениях организации. В случае получения предписаний от контролирующих госорганов в сфере ОТ, они должны быть выполнены, в том числе путем внесения соответствующих положений в оперативные планы.

Если на предприятии произошел несчастный случай, то после его расследования руководство предприятия должно разработать и принять дополнительные меры обеспечения безопасности сотрудников, с учетом материалов отчета о ЧС.

Перечень мероприятий по охране труда в организации: кем устанавливается и что содержит?

Перечень мероприятий УУОТ устанавливается специалистами отдела охраны труда на основании приказа Минтруда №181н от 01.03.2012г. и утверждается руководителем организации. При разработке данного документа используется приложение к данному приказу, в котором отмечены основные действия, используемые для обеспечения безопасности трудового процесса на предприятии. Среди них:

  1. Проведение СПОУ и организация необходимых мероприятий по её итогам;
  2. Оборудование производственных площадей системой сигнализации в случае возникновения непредвиденной ситуации;
  3. Установка защитных систем, препятствующих повреждению станков и оборудования;
  4. Проведение технологической модернизации;
  5. Нанесение на объекты инфраструктуры специальной маркировки безопасности;
  6. Закупка СИЗ и их модернизация;
  7. Монтаж автоматических систем, обеспечивающих контроль над негативными факторами воздействия;
  8. Установка и улучшение системы защиты трудящихся от электрического тока;
  9. Модернизация систем, обеспечивающих безопасность обработки легковоспламеняющихся и опасных хим. веществ;
  10. Механизация производственных линий, процессов обработки сырья, утилизации отходов;
  11. Механизация очищения инфраструктуры производства;
  12. Улучшение экологической безопасности инфраструктуры;
  13. Установка современных систем вентиляции;
  14. Обеспечение инфраструктуры, предназначенной для отдыха трудящихся;
  15. Монтаж оборудования для получения работниками питьевой воды;
  16. Обеспечение служащих СИТ;
  17. Организация хранения СИТ;
  18. Проведение инструктажей и обучения служащих, в том числе оказанию первой медпомощи;
  19. Организация осуществления своевременных медосмотров работников фирмы;
  20. Установка специального медоборудования, приобретение необходимых лекарственных препаратов.

Указанный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер. То есть каждый работодатель самостоятельно выбирает, какие из указанных мероприятий он будет использовать при оформлении плана УУОТ и может дополнять список по своему усмотрению.

Планирование организационно-технических мероприятий по ОТ

Организация-работодатель производит подготовку мер организационно-технического характера для обеспечения охраны труда на производстве. При этом на предприятии используют следующий алгоритм:

  1. В соответствии со тс.217 ТК РФ, на предприятии должна быть создана служба ОТ или назначен сотрудник, ответственный за подготовку системы ОТ, если таковых еще нет.
  2. Руководителем организации издается приказ, которым назначаются лица, участвующие в разработке плана организационно-технических мероприятий по ОТ.
  3. После создания специально группы, отвечающей за разработку данного плана, начинается подготовка необходимого документа. На данном этапе уполномоченные сотрудники принимают решение относительно того, какие мероприятия из перечня, закрепленного в Приказе №181н, необходимы для данной фирмы. При этом учитывается специфика работы организации, технические и материальные возможности для проведения необходимых действий. Каждый план разрабатывается на следующий отчетный год, при этом в нем указываются сроки выполнения каждого конкретного мероприятия. Кроме того, в данном документе могут быть отмечены и лица, несущие ответственность за их исполнение.
  4. Готовый план мер организационно-технического характера, направляется на утверждение руководителю предприятия. Данный документ может использоваться самостоятельно или в качестве приложения к коллективному договору.
  5. Каждое мероприятие, которое принимается и вносится в план специальной комиссией, оформляется отдельным актом при участии представителя от профсоюзной организации, если таковая имеется на предприятии. В данном документе указывается информация о конкретном мероприятии, а также необходимые материальные и технические затраты для его реализации.
  6. Осуществление общего контроля над выполнением утверждённого плана мер организационно-технического характера для обеспечения ОТ на производстве возлагается на стороны коллективного договора, специалисты отдела ОТ, представителями органов профсоюзных организаций, действующих на данной территориальной единица, в рамках их полномочий.

Согласно нормам современного законодательства план мероприятий по обеспечение охраны труда может разрабатываться на срок от года до трех. Он подготавливается вместе с проектом бюджетной фирмы на следующий отчетный период.

Оформление плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда: где найти образец?

Основным нормативным актом, содержащим типовой план мероприятий по ОТ, является приказ Минтруда РФ №181н от 01.03.2012г. Поэтому разработку плана следует начинать с изучения этого документа. Из указанного перечня выбираются те мероприятия, которые работодатель считает нужными для реализации исходя из технических и материальных возможностей.

В общем порядке этот документ содержит основные 5 групп мер обеспечения безопасности трудового процесса на предприятии:

  1. Организационные;
  2. Технические;
  3. Лечебно-профилактические и санитарно-бытовые;
  4. Меры по снабжению трудящихся СИЗ;
  5. Действия, направленные на обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности.

Надлежащим образом оформленный план передается на подпись руководителю и утверждается приказом. При этом все необходимые действия должны быть выполнены до 25 декабря текущего года.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н (в ред. от N 103н и от 16 июня 2014 г. N 375н) утвердило Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. При этом, в примечании 1 к наименованию данного перечня оговорено, что конкретный перечень мероприятий по улучшению, условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Из текста примечания следует, что:

1. Работодатель должен ежегодно утверждать перечень реализуемых в течение года ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

2. Типовой перечень, по нашему мнению, не следует абсолютизировать. Его следует рассматривать как указание работодателям, по каким направлениям следует проводить мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Напомним читателям, что согласно ч. 3 ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время Минтрудом РФ).

Обратимся к тексту Типового перечня.

1. Проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков.

Примечание. Специальная оценка условий труда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и приказом Минтруда РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".



В качестве вспомогательных материалов могут быть использованы:

1.1. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05, утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.

1.2. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Сан ПиН 2.2.255-96, утвержденное постановлением Госкомсанэпидемнадзора РФ от 28 октября 1996 г.

1.3. Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Сан ПиН 2.4.6.2553-09, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ от 30 сентября 2009 г. N 58.

1.4. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Сан ПиН 2.2.9.2510-09, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ от 18 мая 2009 г. N 30.

2. Оценка уровней профессиональных рисков осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2009 г. N 680-ст.

2. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

3. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.

4. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.

5. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.

6. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

7. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

8. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

9. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

10. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

11. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.

12. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

13. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

14. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).

15. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

16. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.

17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

19. Обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

Примечание. Обеспечение работников СИЗ осуществляется в соответствии с:

1. Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н.

2. Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандартом безопасности труда "Обеспечение смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н (в ред. от 20 февраля 2014 г N 103н).

2. Приказом Минтруда РФ от 21 июня 2003 г. N 153 (в ред. от 12 февраля 2014 г. N 96) "Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных".

20. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

21. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

22. Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.

Примечание. Данное обучение работников проводится в соответствии с:

1. Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденном постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29.

23. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

24. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

25. Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Примечание. Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.

28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

Примечание. При проведении производственного контроля следует руководствоваться санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ постановлением от 13 июля 2001 г. N 18 (в ред. Изменений и дополнений N 1, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13).

29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.

31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

32. Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:

компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;

организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее - ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;

устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;

создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.

Новая редакция Ст. 226 ТК РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 226 ТК РФ

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Другой комментарий к Ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств различных бюджетов, указанных в настоящей статье.

Кроме того, финансирование данных мероприятий осуществляется также за счет:

Средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

Добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда и используемые на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, распределяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" (СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095) в следующем порядке (в процентах):

30 - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;

40 - на текущий счет Минздравсоцразвития России;

30 - Государственной инспекции труда.

Правила учета средств от штрафов, направления использования этих средств и отчетность об их использовании определены Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 (БМТ РФ. 2001. N 3).

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

3. В соответствии с изменениями в ТК РФ от 30 июня 2006 г. изменен размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Раньше он составлял для всех организаций (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) не менее 0,1% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов. Теперь установлен единый размер - не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

  • Вверх

В настоящее время требуется усиление экономического анализа всех сторон деятельности нашего общества. Всюду, где возможно, необходимо более эффективно использовать производственный и научно-технический потенциал, материальные и трудовые ресурсы.

Средства, которые наше государство выделяет на улучшение условий труда, разработку и осуществление мероприятий по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, кроме социального эффекта имеют и экономические результаты, выражающиеся в увеличении периода профессиональной активности трудящихся; росте производительности труда; сокращении потерь, связанных с травматизмом, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемостью; уменьшении текучести кадров; сокращении затрат на льготы и компенсации.

Увеличение периода профессиональной активности обусловлено тем, что улучшение условий труда сберегает здоровье трудящегося человека, продлевает жизнь и соответственно удлиняет период его профессиональной активности. В настоящее время вопрос этот приобрел большую актуальность в связи с недостатком трудовых ресурсов. Поэтому большое значение имеет использование остаточной трудовой активности пенсионеров по старости и инвалидов.

Неудовлетворительные условия труда приводят к тому, что определенное число работников заканчивает трудовую деятельность ранее наступления пенсионного возраста или меняет место работы. Наиболее низок процент занятости лиц старших возрастных групп в промышленности, строительстве, на автомобильном и железнодорожном транспорте, т. е. там, где ощущается наибольший дефицит рабочей силы.

Условия труда сильно влияют на повышение производительности труда. При благоприятных условиях труда работоспособность человека повышается, так как отсутствует необходимость в затрате сил на защиту организма от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Кроме того, повышается эффективность использования рабочего времени за счет снижения потерь рабочих дней, вызванных временной нетрудоспособностью работников.

По имеющимся данным, рациональный комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда, может обеспечить прирост производительности труда. Многочисленные исследования свидетельствуют о большом влиянии освещенности рабочих мест на производительность труда. Также увеличивает производительность труда правильная организация рабочего места, продуманное использование музыки, рациональная окраска помещений и т. п. Производственный шум, превышающий допустимые уровни, снижает производительность труда на 3...15 и даже 20% в зависимости от его уровня, вида выполняемой работы и других факторов. Чем напряженнее труд, тем сильнее отрицательное влияние шума на его производительность.

Производительность труда резко падает при высокой температуре воздуха в помещении. Имеются данные о том, что к концу рабочей смены работоспособность у рабочих основных цехов металлургических производств падает при одновременном возрастании числа травм. Для повышения работоспособности наряду с улучшением условий труда большое значение имеет установление рациональных, научно обоснованных режимов труда и отдыха.

Улучшение эффективного фонда рабочего времени может быть достигнуто сокращением временной нетрудоспособности работников, вызванной различными заболеваниями и травмами. Улучшение условий труда, внедрение мероприятий по обеспечению безопасности труда приводит к снижению травматизма и профессиональной заболеваемости, к уменьшению числа общих заболеваний и их продолжительности. Уменьшение средней длительности временной нетрудоспособности только на один день дает очень масштабный эффект. К потерям рабочего времени приводят и микротравмы, не вызывающие временную нетрудоспособность. При любой микротравме теряется 1,5...2 ч рабочего времени.

Улучшение условий труда и внедрение мероприятий по обеспечению его безопасности приводит к сокращению профессиональной, производственно-обусловленной заболеваемости и производственного травматизма, увеличивает эффективный фонд рабочего времени, приводя тем самым к существенному экономическому эффекту. К показателям экономической эффективности относят:

· снижение потерь, связанных с авариями, пожарами, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости;

· прибыль, полученную в результате увеличения производительности труда, связанного с улучшением медико-биологических и технолого-технических условий;

· снижение потерь за счет уменьшения текучести кадров по причине улучшения условий труда;

· экономию сырья, материалов, энергии при эксплуатации оборудования, используемого в качестве коллективных средств защиты;

· снижение издержек, связанных с обеспечением льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда.

Улучшение условий труда сокращает текучесть кадров. Многочисленные социологические исследования последних лет показывают, что неблагоприятные условия труда играют значительную роль в решении работников переменить место работы. Число увольняющихся по причине неудовлетворенности условиями труда колеблется в зависимости от отрасли народного хозяйства и профессии, составляя в среднем по промышленности примерно 20%, а в строительстве -- более 25 %.

Еще одним резервом экономии материальных средств, связанных с улучшением условий труда, является сокращение затрат на льготы и компенсации работающим во вредных условиях.

В настоящее время в нашей стране широко применяется система предоставления льгот и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Сюда входит: сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск от 6 до 36 дней, лечебно-профилактическое питание, повышенные тарифные стоки, пенсии на льготных условиях (снижение на 5 или 10 лет пенсионного возраста, уменьшение требуемого стажа работы для назначения пенсии, увеличение ее размера). Сюда же можно отнести и бесплатную выдачу работающим средств индивидуальной защиты.

На предоставление льгот и компенсаций государство расходует огромные средства, которые значительно превосходят расходы на осуществление мероприятий по улучшению условий труда. Как правило, затраты на льготы и компенсации связаны с недостатками в разработке и внедрении мероприятий по улучшению условий труда.

Главной целью мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению его безопасности является достижение социального эффекта, заключающегося в укреплении здоровья трудящегося человека, развитии его личности, повышении работоспособности, интереса к выполняемой работе и, в конечном счете, в превращении труда в первейшую жизненную потребность. В то же время осуществление мероприятий по охране труда на промышленных предприятиях приводит к определенному экономическому эффекту.

Понимание этих обстоятельств обусловило растущее в последнее время внимание к вопросу количественной оценки экономической эффективности мероприятий по охране труда. За последние годы предложено большое количество методик по определению экономической эффективности различных частных мероприятий по охране труда. Все эти методики имеют общие основы и предназначены для решения двух типов задач: определения экономического ущерба, причиняемого предприятию и обществу в целом производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемостью, производственным травматизмом, текучестью рабочей силы и др.; расчета экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда.

Методики по определению ущерба от травматизма и заболеваемости отличаются друг от друга полнотой учета потерь. Ущерб предприятия (или отрасли экономики), на котором произошел несчастный случай, может быть оценен через следующие показатели (руб.): потери из-за простоев технологического оборудования при нетрудоспособности персонала; потери дохода предприятия из-за снижения объема выпускаемой продукции; расходы на восстановление и ремонт оборудования, транспортных средств и др.; издержки производства в результате брака; расходы по заработной плате трудящимся, принимавшим участие в спасении и оказании первой помощи пострадавшему и в ликвидации последствий несчастного случая; расходы, связанные с расследованием несчастного случая, с приглашением экспертов, технической инспекции профсоюзов и с привлечением специализированных лабораторий; потери от снижения производительности труда после возвращения пострадавшего на производство; расходы, связанные с подбором и дополнительным обучением рабочего, заменяющего пострадавшего; дополнительные оплаты сверхурочных работ, связанных с ликвидацией аварий и их последствий, а также с заменой пострадавшего; выплаты зарплаты пострадавшему за время, которое он не доработал в день несчастного случая; доплата разницы при переводе пострадавшего на временную нижеоплачиваемую работу до восстановления здоровья или ухода на пенсию; выплата выходного пособия пострадавшему при переводе его на инвалидность или семье пострадавшего в случае его смерти; регрессионный иск профсоюза по несчастному случаю; единовременные пособия пострадавшему или его семье из фонда предприятия; расходы, связанные с погребением; выплатой единовременного пособия семье погибшего, оплату проезда родных, прибывших на похороны.

Расходы профсоюзной организации и лечебных учреждений характеризуются следующими показателями (руб.): оплата пострадавшему больничного листа; стоимость амбулаторного лечения; стоимость лечения в больнице; стоимость санаторно-курортного лечения; выплата пострадавшему пенсии согласно действующему законодательству; оплата лекарств при оказании первой помощи; расходы на единовременное пособие пострадавшему или его семье, на похороны, на бесплатное протезирование и др.; дополнительные расходы (например, при посещении пострадавшего в больнице или на дому и др.). Одна из первых методик по определению экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда была разработана О.А. Афониной и А.В. Копыловым. По этой методике народнохозяйственный экономический эффект от реализации мероприятий по улучшению условий труда предлагалось определять как сумму хозрасчетного и социального эффектов, выраженных в денежной форме. Хозрасчетный эффект начисляется через показатели повышения производительности труда или показатели улучшения использования производственных фондов. Социальный эффект от внедрения мероприятий по улучшению условий труда определяется как экономия денежных средств на оплату пенсий и пособий, выплат по листкам нетрудоспособности и т. п. в связи с уменьшением потерь рабочего времени по болезни, а также как условная экономия денежных средств на подготовку кадров в экономике в связи с повышением трудовой дееспособности работников. Экономический эффект при этом достигается благодаря:

· повышению производительности труда за счет увеличения работоспособности и снижения утомления из-за улучшения условий труда;

· снижению трудоемкости продукции вследствие уменьшения непроизводительных затрат труда на рабочем месте (лишние движения и усилия);

· увеличению эффективного фонда рабочего времени вследствие сокращения целодневных потерь, вызванных временной нетрудоспособностью из-за производственных травм, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний;

· повышению эффективности использования оборудования из-за сокращения внутрисменных и целодневных потерь рабочего времени.

Годовой экономический эффект определяется путем сопоставления полученной экономии с приведенными затратами на осуществление мероприятий.

В соответствии со статьей 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

С 08.04.2012 г.вступил в законную силу « Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков», утв. Приказом Минздрава РФ от 1 марта 2012 г. №181н, (Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 марта 2012 г. №23513). Опубликован в «Российской газете» 28.03.2012 г.

В типовом перечне перечисляется 31 мероприятие по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков:

Проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда и реализация мероприятий по улучшению условий труда по результатам аттестации;

Обеспечение работников, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами. Хранение, уход (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замены СИЗ;

Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов, в т.ч. приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда;

Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований);

Издание (тиражирование) инструкций по охране труда;

Механизация и автоматизация различного вида работ и процессов, перепланировка размещения оборудования;

Устройство ограждений, блокировок, средств сигнализации элементов производственного оборудования, систем автоматического контроля, нанесение сигнальных цветов, реконструкция, замена и модернизация оборудования в целях исключения возникновения опасных ситуаций, (в т.ч. от поражения электрическим током) обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды, а также исключения воздействия вредных веществ, шума, вибраций, ультразвука, инфразвука, ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового излучений;

Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников;

Мероприятия (во исполнение требований ст.223 ТК РФ) по санитарно-бытовому и лечебно-профилактическому обслуживание работников, (в т.ч. оборудование по установленным нормам помещений для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи, приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой);

Другие мероприятия.

Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Поделиться: