Чем занимается центр гигиены и эпидемиологии. Что проверяет роспотребнадзор при плановой и внеплановой проверке

Роспотребнадзор РФ - государственный орган, который контролирует соблюдение санитарных правил и нормативов на территории России и защищает права каждого человека, который покупает или собирается приобрести товары, работы, услуги в нашей стране. Сейчас Роспотребнадзор РФ называется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Любой гражданин РФ, иного государства, лицо без гражданства имеет право обратиться в эту службу с заявлением о проведении проверки продавца и/или производителя благ, если считает, что ему продали некачественный товар, предоставили несоответствующие услуги или выполнили работы с нарушениями утвержденных стандартов и правил. Функцией Роспотребнадзора является проверка не только российских поставщиков и производителей отечественных товаров, но и зарубежных производителей. Потому как все товары должны соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим на территории России. В противном случае они не попадут в нашу страну.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется многими нормативными актами, законами, которые имеют прямое или косвенное отношение к защите прав потребителей, нормам качества товаров и услуг, обеспечения благополучия жителей государства, защите граждан от инфекционных заболеваний.

Структура Роспотребнадзора представляет собой совокупность учреждений, территориальных управлений, санитарно-эпидемиологических станций, организаций дезинфекционного профиля, исследовательских институтов, расположенных в разных субъектах РФ. Главой службы является главный санитарный врач. Санитарные пункты расположены на железных, автомобильных дорогах, в аэропортах, на вокзалах и других пропускных пунктах на территории России. В организациях и учреждениях трудятся врачи-инфекционисты, ветеринары, дерматологи, ученые-вирусологи, эпидемиологи, эксперты, санитары и другие сотрудники.

Это орган исполнительной власти, соответственно, он уполномочен следить за тем, как соблюдаются утвержденные законы в России.

Обязанности Роспотребнадзора

Федеральная служба обязана проверять все физические и юридические лица, которые производят, продают или перепродают различные экономические блага для населения нашей страны, и все товары, попадающие на внутренние рынки государства из других стран.

Учреждение осуществляет плановые документарные и выездные проверки организаций и индивидуальных предпринимателей. Это текущий контроль над соблюдением необходимых санитарных правил на потребительском рынке. Плановые проводятся раз в 3 года (для медицинских организаций - раз в 2 года), их график ежегодно публикуется на сайте прокуратуры каждого субъекта России, то есть каждый проверяемый может узнать, в какое время ждать представителей Роспотребнадзора. К тому же проверяющие должны уведомить организацию или ИП о проверке за 3 дня до ее наступления.

При документарных проверках сверке подвергаются только документы, которые можно запросить у юридических и физических лиц без выхода на их территорию. При выездных контролю подвергаются рабочие места, документы, работники и т.д.

Но существуют и внеплановые проверки. Они проводятся на основании заявлений потребителей или государственных органов о том, что производитель и/или поставщик благ нарушает утвержденные санитарные нормативы. О такой проверке тоже необходимо уведомлять, но уже не за 3 дня до ее проведения, а за сутки. Если в результате нарушений норм и правил организациями и ИП был причинен вред здоровью людей, то уведомлять проверяемых не нужно. Основные задачи такой проверки - застать нарушителей врасплох и не дать им "замести следы".

Подать заявление в учреждение с просьбой проверить какую-либо организацию или ИП можно любым доступным способом: лично, по обычной и электронной почте, по интернету, по факсу. Каждое заявление подлежит регистрации. Документ составляется только в письменном виде, в нем указывается информация о заявителе и нарушителе, какое нарушение и когда было совершено. На основании этого обращения сотрудники федеральной службы обязаны провести проверку лица, на которого поступила жалоба, в случае обнаружения нарушений принять меры по их устранению, наказать нарушителя, дать письменный ответ заявителю, через некоторое время проверить, исправило ли виновное лицо все свои ошибки.

Функции Роспотребнадзора России

В первую очередь надзору подлежат все организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги в сфере общественного питания, то есть кафе, закусочные, буфеты, рестораны и т.д. Предприятия, занимающиеся реализацией продуктов питания и напитков. Это супермаркеты, маленькие магазины, киоски и ларьки, булочные и т.п. все организации, оказывающие медицинские услуги (больницы, лаборатории, поликлиники, родильные дома, частные клиники, санатории). Федеральная служба также проверяет управляющие организации сферы ЖКХ, хостелы, гостиницы, прачечные, химчистки, аптеки, бани, бассейны, сауны и т.д.

Основные функции:

  • защита прав граждан, приобретающих работы, товары, услуги на территории РФ;
  • контроль над соблюдением эпидемиологических и санитарных правил и нормативов со стороны производителей и продавцов благ населению;
  • проведение проверок физических и юридических лиц;
  • организация контрольных пунктов для проверки импортных товаров;
  • изучение вирусов и бактерий;
  • введение и прекращение карантина в случае надобности;
  • профилактика инфекций;
  • выявление причин и принятие всевозможных мер для устранения эпидемий;
  • разработка предложений по улучшению благосостояния и здоровья населения;
  • лицензирование некоторых видов деятельности;
  • регистрация товаров, впервые ввозимых в Россию, и товаров, которые несут возможную опасность для здоровья человека.

Все функции направлены на защиту здоровья населения России.

Права Роспотребнадзора

Для реализации своих функций федеральная служба имеет определенные полномочия, Роспотребнадзор во время проведения проверок физических и юридических лиц может запрашивать у них документы, относящиеся к их деятельности. Например, сертификаты качества на продукцию, лицензии, внутренние контрольные журналы, трудовые договоры, документы, подтверждающие уровень образования сотрудников, санитарные книжки и т.д.

Проверяющие составляют заключение о проведенной проверке в письменном виде. В процессе ее проведения составляются различные протоколы и акты. При выявлении нарушений федеральная служба выдает предписания об их устранении, выполнение которых подлежит обязательному контролю со стороны учреждения. Для этого федеральная служба проводит внеплановую проверку лица.

Роспотребнадзор РФ имеет право облагать штрафом организации и индивидуальных предпринимателей. При этом орган выносит постановление о наложении штрафа. Документ можно оспорить в мировом и арбитражном суде, если у оштрафованного имеются веские доказательства.

Роспотребнадзор был создан в марте 2004 года. Он объединил несколько существовавших ранее ведомств, в результате чего, к нему перешли основные их функции. Документами первостепенной важности, на которых строится деятельность данной службы, являются - Постановление под номером 154 от 6.04.2004 года и закон от 30.03.1999 года под номером 52-ФЗ. Работа ведется в разных направлениях. Деятельность в первую очередь связана с защитой прав потребителей, а также благополучием человека.

Основную информацию об актуальных на данный момент событиях, в которых принимает участие Федеральная служба, можно найти на официальном сайте (rospotrebnadzor.ru). На его страницах размещаются статистические отчеты, итоги прошедших выступлений, доклады, приказы и другая полезная информация. Воспользовавшись удобной картой РФ на главной странице (наведя курсор на нужную область), можно узнать наименование территориального управления и его сайт. В разделе «Государственные услуги» доступен для скачивания шаблон для Уведомления о начале некоторых видов деятельности, а также описан порядок оформления. Здесь же можно узнать, как получить заключение (санитарно-эпидемиологическое) или лицензию, зарегистрировать продукцию.

Какие функции у Роспотребнадзора?

Учитывая историю образования Службы, а точнее работу предшествовавших организаций, правопреемницей которых она стала, можно вкратце указать список основных ее функций. Основными выступают защита прав потребителей и контроль над эпидемиологической обстановкой. Остальные являются логическими продолжениями двух указанных. Перечислим некоторые из них:

Проведение аттестации работников, деятельность которых связана:

  • с производством, хранением, транспортировкой, а также реализацией пищевых продуктов и питьевой воды,
  • с детьми - их обучением и воспитанием,
  • с осуществлением социально-гигиенических проверок,
  • с коммунальным и бытовым обслуживанием населения,
  • с проведением экспертиз, исследований и обследований санитарно-эпидемиологического типа, в том числе гигиенических и токсикологических,
  • с проведением исследований и испытаний в лабораториях,

Координирование работы своих территориальных подразделений, анализ отчетов и статистических данных, контроль над соблюдением прав потребителей, проведение социально-гигиенического мониторинга, выдача заключений (санитарно-эпидемиологических).

Приоритетные направления деятельности

Федеральная служба оказывает большое влияние на разные сферы жизни населения. Деятельность Роспотребнадзора направлена на выявление нарушений прав человека. В настоящий момент она охватывает девять направлений. В каждом из них ведется активная работа по выявлению злоупотреблений. К главным направлениям деятельности относятся:

  • эпидемиологический надзор - мониторинг, эпидемиологической обстановки в стране, своевременное оповещение о ситуации, которая складывается относительно конкретных заболеваний (бешенство, тиф, туберкулез и т. п.),
  • санитарный надзор - подготовка мероприятий, направленных на оздоровление нации, а также их проведение, информирование населения о принципах рационального питания, проверка качества продуктов, оповещение о несоответствующей нормам РФ продукции и предотвращение ее распространения
  • госслужба и кадры - подбор сотрудников для территориальных представительств службы, рекомендации по применению определенных видов программного обеспечения при осуществлении должностных обязанностей, организация конкурсов на замещение вакантных должностей,
  • защита прав потребителей - организация мероприятий, направленных на просвещение населения в отношении законных прав; консультирование граждан по возникающим вопросам, связанных с правами потребителей,
  • научное обеспечение - проведение научно-практических конференций, работа Ученого совета,
  • международное сотрудничество - взаимодействие с другими странами для осуществления контроля над заболеваниями (санитарно-эпидемиологической обстановкой), качеством медпрепаратов, а также за соблюдением прав потребителей в других сферах,
  • организация деятельности - координация деятельности Федеральной службы защиты прав и ее территориальных органов,
  • деятельность в рамках ВТО - решение актуальных вопросов, возникающих в процессе международной торговли,
  • деятельность в рамках ТС (Таможенного союза) - контроль над соблюдением установленных требований Соглашения по санитарным мерам, которое действует с 1.07.2010 года (принято Решением № 28 от 11.12.2009 года), определение необходимости регистрации отдельных видов продукции и их регистрация.

Основные права и обязанности службы по защите прав потребителей

Роспотребнадзор - государственный орган. Важным направлением его деятельности является защита свобод граждан. В возникающих спорных ситуациях он берет на себя роль независимого лица, которое осуществляет контроль над соблюдением прав и интересов населения. По этой причине данная федеральная служба обладает обширными и исключительными правами. По ее требованию должны представляться необходимые документы.

Роспотребнадзор имеет право привлекать к процессу новых участников. По просьбе или требованию происходит рассмотрение дела на основе представленных доказательств. Данный госорган вправе заявлять ходатайства и обладает неограниченным доступом к материалам процесса. Федеральная служба наделена неограниченными правами, но, естественно, только в тех областях, которые непосредственно входят в ее компетенцию.

В статье 46 в части второй Гражданского процессуального кодекса содержится перечень возможных для федеральной службы процессуальных действий. При отстаивании (защите) законных интересов она обладает всеми правами и обязанностями, которыми наделяется истец. Исключение составляет подписание мирового соглашения и обязанность по уплате расходов (судебных). Если по какой-либо причине истец отказывается от иска или госорган перестает поддерживать выдвигаемые ранее от имени истца требования, то предусмотрены следующие процессуальные последствия:

Помимо отстаивания законных интересов граждан Роспотребнадзор обязан контролировать и координировать работу своих территориальных управлений. Они, в свою очередь, должны проводить проверки (санитарно-эпидемиологические) и оперативно реагировать на получаемые от населения заявки. Для них важна периодическая отчетность, которая обеспечивать главное Управление актуальными сведениями. Ведется постоянный мониторинг о нарушениях и злоупотреблениях законными правами граждан.

Какими полномочиями наделена данная федеральная служба?

Являясь госслужбой, Роспотребнадзор вправе проводить проверки организаций, предприятий и компаний на предмет нарушения законных интересов потребителей. Кроме этого осуществляется контроль над соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. В обширный список полномочий федеральной службы входит:

  • проверка документов, напрямую связанных с трудовой деятельностью, таких как договоры, медкнижки сотрудников,
  • проверка наличия пожарного и санитарно-эпидемиологического заключения,
  • проверка на соответствие установленным нормам условий труда,
  • проверка журнала по учету мероприятий по контролю, предусмотренного законодательством (правильность ведения и наличие),
  • правовая оценка сертификатов, лицензий и акцизных марок на товарах,
  • проведение контрольной закупки товара,
  • проверка исправности ККТ (контрольно-кассовой техники),
  • право на выдачу предписаний об устранении обнаруженных нарушений,
  • право на составление протоколов и наложение взысканий (штрафов) за нарушения.

Необходимо ли уведомлять Роспотребнадзор о начале деятельности?

При решении заниматься некоторыми видами, в обязательном порядке нужно сообщить в Федеральную службу о данном факте. Виды деятельности, для которых необходимо уведомление, заносятся в список. С ним можно ознакомиться, посетив сайт территориального органа. Отсутствие указанных сведений ведет к административной ответственности.

Уведомление о начале некоторых видов деятельности, согласно требованиям Роспотребнадзора, должно быть предоставлено после госрегистрации и постановки на учет, но до начала фактического осуществления работ или услуг. Это сделать можно тремя способами. Первый - лично, распечатав и заполнив необходимые документы. Второй - отправить по почте заполненные и заверенные бумаги. Третий - воспользоваться порталом «Госуслуги» (www.gosuslugi.ru); для формирования электронных документов понадобится электронная подпись.

Основные виды проверок

В соответствии со статьями закона под номером 294-ФЗ от 26.12.2008 установлен порядок проверок - их организация и проведение. Их осуществляют для контроля над соблюдением установленных норм индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Первые проводят не чаще одного раза в три года (для некоторых сфер деятельности - здравоохранение, образование, социальная - возможно и более частое проведение). О них сообщают за три дня до предполагаемой даты проверки.

Внеплановые проводят для выявления нарушения установленных требований и других злоупотреблений законами. Сообщают о них, как минимум, за 24 часа до начала. Оба вида проверки могут проводиться как в документарной (анализ сведений, содержащихся в документах), так и в выездной (комплексный анализ деятельности предпринимателя, включая здания, производство, условия труда и т. п.) форме. Длятся они не более двадцати дней (рабочих).

Могут ли применяться штрафы?

За невыполнение требований Роспотребнадзора ответственность несут руководители организации. Наиболее частым проверкам подвержены предприятия, занимающиеся реализацией продуктов питания или предоставляющие услуги общепита. Несоблюдение установленных санитарно-эпидемиологических норм ведет к штрафам. При нарушениях, повлекших массовое заражение (заболевание) людей или животных, применяют как денежные взыскания, так и уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет (в зависимости от тяжести последствий эпидемии).

При мелких нарушениях (невыдача чека) могут потребовать написать объяснительную записку. За непредставление или представление недостоверных, заведомо ложных сведений в уведомлении грозит ответственность по статье 19.7.5-1 КоАП. Налагается штраф на должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) в размере до десяти тысяч рублей, минимально возможная сумма - пять тысяч рублей; на лица юридические - до тридцати тысяч рублей (минимум - двадцать тысяч рублей).

Роспотребнадзор выполняет важные функции для поддержания порядка и защиты прав граждан. Он контролирует несколько сфер деятельности, обеспечивая надзор и своевременную реакцию на возможные нарушения. Проверки и мониторинг - основные инструменты для анализа обстановки в стране. Ведение постоянной отчетности позволяет отслеживать динамику разных важных показателей.

Видео - «Роспотребнадзор подвёл итоги года»

Во все времена визиты сотрудников Роспотребнадзора (ранее СЭС) не сулили ничего хорошего. Санитарно-эпидемиологические требования были и остаются очень жесткими, зачастую их сложно выполнить в полном объеме. В результате многие чиновники ведомства, приходя к очередной "жертве", заранее настроены уйти не с пустыми руками. Принимая их "игру", мы во многом сами избаловали госслужащих разного рода "подношениями". Испытывая благоговейный трепет перед проверками, большинство предпринимателей напрочь забывает о том, что проверяющий - всего лишь чиновник, а не земное воплощение бога, поэтому совсем не лишним было бы знать его права и обязанности.

С чего начинается Роспотребнадзор
С полномочий, которыми его наделило государство, хотя очень часто сами сотрудники Роспотребнадзора не совсем себе их представляют. В результате страдают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые даже не попадают в зону контроля этого ведомства. В соответствии с "Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" , утвержденным Постановлением Правительства РФ N 322 от 30 июня 2004 года, эта служба осуществляет следующие интересующие нас в рамках данного материала полномочия:

  • государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
  • государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • контроль за соблюдением правил продажи отдельных (предусмотренных законодательством) видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ;
  • государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
  • государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию РФ.
Еще один документ, на который стоит обратить внимание потенциальному проверяемому, - это "Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг" (далее - Административный регламент). Данный документ описывает саму процедуру проверки от начала до конца. Советуем его распечатать и держать под рукой на случай внезапного визита.

Какие виды проверок вправе проводить сотрудники Роспотребнадзора

Плановые проверки. В соответствии со ст. 9 Федерального закона могут проводиться не чаще чем 1 раз в 3 года по заранее согласованному с прокуратурой планом. Информация об объектах проверки должна быть доведена до их сведения посредством размещения на официальном сайте контролирующего органа, либо через СМИ.

Внеплановые проверки. Основанием для проведения такой проверки служат:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • обращение и заявление граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, по вопросам относящихся к компетенции Роспотребнадзора;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Когда к вам нагрянули с проверкой

Первое, что необходимо сделать, - это попросить предъявить служебное удостоверение всех участников проверки и распоряжение (приказ) о проведении проверки. Это главный документ на начальном этапе проверки, поэтому стоит более подробно рассказать о его содержании. В распоряжении должны присутствовать обязательные реквизиты (ст. 14 Федерального закона):

  • ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.

Внимание!
При проведении проверки сотрудники Роспотребнадзора могут предъявить распоряжение, составленное в соответствии с Административным регламентом , которое не содержит всех обязательных реквизитов, предусмотренных Федеральным законом . Так как закон в данном случае имеет большую юридическую силу по сравнению с регламентом, вы вправе отказать проверяющим в проведении проверки до устранения ими всех недостатков.

Помните, что вам обязаны вручить под роспись копию распоряжения (приказа), заверенную печатью.

Что обычно интересует санитарных врачей?

Во-первых, они посмотрят наличие санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия. Первые необходимы при реализации продукции и осуществлении деятельности, указанных в Приказе Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224 . В числе прочих туда включены детские игрушки, пищевые продукты, парфюмерно-косметические средства, деятельность в области оборота алкогольной продукции. Перечень товаров и услуг, которые подлежат обязательной сертификации, содержится в Постановлении Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982 . Отмена с 15 февраля 2010 года обязательной сертификации на продукты питания и косметическо-парфюмерную продукцию, не означает полную отмену обязательной сертификации. Отсутствие сертификата соответствия на товар - одно из самых распространенных нарушений, выявляемых в результате проверок.

Кроме этого чиновники проверят соблюдение санитарных правил и норм (СанПиН). Напомним, организация или индивидуальный предприниматель, работающий в сфере розничной торговли, обязан иметь в наличии полный текст действующего СанПиН по своему роду деятельности. Если речь идет о торговле продуктами питания или оказания услуг по организации общественного питания, то чаще всего предметом пристального внимания проверяющих становятся сроки годности продуктов, соблюдение товарного соседства, соблюдение температурного режима хранения продуктов, соответствие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям.

Помимо этого могут проверить наличие договора на дезинсекцию (уничтожение насекомых - ред.) и дератизацию (грызунов - ред.), а также наглядные результаты работы по этому договору. Очевидно, что договор вас не спасет, если по стенам ползают тараканы, а в кладовой повсюду видны следы пребывания мышей.

Ну и напоследок проверят всех сотрудников организации. У продавцов обязательно должны быть в наличии медицинские книжки с отметками о медосмотрах, работники должны быть одеты в спецодежду, соответствующую основной деятельности.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;
  • ФИО и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица или ФИО, а также ФИО и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица (индивидуального предпринимателя) указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К данному акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц Роспотребнадзора, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

Помимо этого, проверяющие не упустят случая составить протокол и выдать вам предписание об устранении допущенных нарушений, если выявят состав одного из нижеперечисленных административных правонарушений:

  • "Нарушение иных прав потребителей";
  • ст. 14.15. КоАП РФ "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров";
  • ст. 14.16. КоАП РФ "Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе".

Обжалование результатов проверки

Если вы не согласны с результатами проверки, то не стоит их игнорировать, в противном случае можно дождаться момента, когда вас еще раз привлекут к административной ответственности, но уже по ст. 19.5. КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.6. КоАП РФ "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" или ст. 20.25. КоАП РФ "Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста".

Свое несогласие с результатами проверки вы можете изложить в виде жалобы, которую следует направить либо в суд, либо в вышестоящий орган. При этом в жалобе следует обратить внимание как на процессуальные ошибки (например, участие неуполномоченного лица со стороны предпринимателя), так и на нарушения норм материального права, в том числе неправильное их применение, применение недействующих нормативных актов и т.д.

Обратите внимание, что разные документы, составленные в ходе проверки, имеют свой порядок обжалования. Так, предписание обжалуется в порядке главы 25 ГПК , а постановление по делу об административном правонарушении - согласно главе 30 КоАП РФ .

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

В настоящее время в сфере потребительского рынка и услуг функционирует новый контролирующий орган - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор) . К нему перешли полномочия ранее существовавшей Госторгинспекции и частично - органов Госсанэпидемнадзора. Таким образом, его полномочия распространяются на сферы торговли, общественного питания, здравоохранения, гигиены и пр.

Причем в территориальных органах Роспотребнадзора созданы управления (отделы) по защите прав потребителей, территориальные отделы эпидемиологического надзора, отделы надзора на транспорте и санитарной охраны территорий, отделы надзора за состоянием среды обитания и ­условиями проживания.

Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления создают общественные организации и общества по защите прав потребителей в рамках требований статьи 44 закона «О защите прав потребителей». Например, в Москве существует департамент потребительского рынка и услуг, который может проводить по жалобам потребителей плановые и внеплановые проверки совместно с другими контролирующими органами. Однако, имея законное право на существование, подобные общества выполняют добровольно-вспомогательную функцию и не подменяют контролирующие органы, не имеют права налагать и взимать штрафы за нарушения. При проведении поверок они наделены лишь правами обычного потребителя, поэтому правомочны составить коллегиальный акт о нарушениях в ходе проверки, а впоследствии направить его в государственный контролирующий орган (территориальные органы Роспотребнадзора, Госстандарта, милицию, налоговые органы и др.).

В отличие от многочисленных общественных организаций, Роспотребнадзор, являясь государственным контролирующим органом, наделен довольно широким спектром полномочий, вытекающих из раздела 2 постановления Правительства от 30.06.2004 г. №322. Так, он имеет право осуществлять:

    надзор и контроль над исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

    защиту прав потребителей в области потребительского рынка;

    контроль над соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

    организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности и др.

Наиболее часто в указанную службу поступают жалобы граждан на сферу торговли, антисанитарное содержание территорий, нарушения в области общественного питания и т.п. Поэтому, если говорить более конкретно о полномочиях представителей территориальных органов ­Роспотребнадзора, они имеют право:

Какие нарушения допускают проверяющие?

Ряд перечисленных выше прав органов Роспотребнадзора не вызывает сомнений и опирается на прочную нормативно-правовую базу. Однако наличие множества противоречий в законодательных актах, которыми руководст­вуются проверяющие, приводит к тому, что последние не только превышают свои полномочия, но и действия их могут быть отнесены к незаконным. Подобный вывод подтверждается письмом от 07.03.2006 г. «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства» , полученным всеми территориальными подразделениями Роспотребнадзора.

Самый распространенный случай - сотрудники Роспотребнадзора осуществляют контрольные закупки. Действительно, контрольная закупка очень эффективна при выявлении фактов нарушений при продаже товаров или оказании услуг. К Роспотребнадзору перешли полномочия Госторгинспекции, которая имела право проводить контрольную закупку, однако в действующих нормативных актах, касающихся полномочий Роспотребнадзора, весьма неконкретно закрепляются его права на проведение рассматриваемого мероприятия.

Судебно-арбитражная практика

Противоречивые толкования по данному вопросу были полностью исключены письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32. В нем указано, что факт проведения контрольной (проверочной) закупки должностными лицами Роспотребнадзора должен рассматриваться как противоправный акт, свидетельствующий о превышении ими своих полномочий.

Кроме того, действующим административным законодательством «контрольная закупка» также не предусмотрена в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ). Однако не следует забывать, что Роспотребнадзор уполномочен решать вопрос о возбуждении и рассмотрении административного правонарушения по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей».

Чтобы доказать нарушение, организации необходимо зафиксировать факт купли-продажи товара (оказания услуг) конкретному гражданину. Иначе доказать факт купли-продажи и, как следствие, - правонарушение контролеров - не представляется возможным.

Единственное исключение из этого запрета, когда органы Роспотребнадзора могут проводить контрольную закупку, - выявление факта обмана потребителей, которое должно осуществляться при наличии потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ) и свидетелей по делу (ст. 25.6 КоАП РФ). Возможно, контролеры и будут в дальнейшем использовать при проведении подобного мероприятия «добровольных помощников», «внештатных инспекторов» и т.п. Однако можно с уверенностью утверждать, что выявить и доказать факт обмана потребителей им будет затруднительно, а у предпринимателей и руководителей коммерческих структур появятся дополнительные ­возможности обжаловать действия проверяющих в суде.

Более того, права проведения контрольной закупки лишены и органы милиции, с которыми должностные лица Роспотребнадзора могут осуществлять совместные мероприятия. Оперативно-розыскные органы (к которым в том числе относятся ОВД) могут провести проверочную закупку при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ (п. 4 ст. 6 закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). ­Следует отметить, что к указанным органам Роспотребнадзор не относится.

Анализ контрольных мероприятий, проводимых сотрудниками Роспотребнадзора, показывает, что при осуществлении проверки или после нее предпринимателю или руководителю фирмы они выдают предписание об устранении правонарушений. Таким образом, проверяющие единолично признают сотрудников и фирму виновными в правонарушении. Однако возложить обязанности по устранению нарушений (и их причин), а также признать виновным лицо может исключительно суд. Подобные действия нарушают ключевой принцип демократического государства - принцип презумпции невиновности. Соответственно, выдача предписаний проверяющими Роспотребнадзора на основании положений пункта 3 статьи 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ противоречит Кодексу об административных правонарушениях, который был введен в действие позднее указанного закона и имеет большую юридическую силу.

Довольно часто сотрудники Роспотребнадзора при проведении проверки приостанавливают работу магазинов, кафе. Законодательство не предоставляет им подобного права. Проверка не должна препятствовать производственной деятельности или дезорганизовывать работу торговых точек, работающих круглосуточно.

При проверке качества товара, установления срока годности и соответствия его стандартам контролеры Роспотребнадзора продолжительное время осуществляли процедуру отбора образцов и проб. В соответствии со статьями 8 и 9 закона № 134-ФЗ данное действие оформляется актом. Однако налицо - правовая коллизия, заключающаяся в том, что Кодексом об административных правонарушениях упоминается о составлении протокола при взятии проб и образцов товаров (ст. 26.5 КоАП РФ). Если сотрудники Роспотребнадзора будут оформлять указанные действия по отбору проб актами, то результаты последующих исследований и экспертиз, проведенных на их основании, будут исключены из числа доказательств о делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ), а ­действия проверяющих могут быть признаны незаконными.

Как проходит проверка?

Имейте в виду, что при проведении проверки сотрудники территориальных органов Роспотребнадзора обязаны иметь служебное удостоверение с фотографией, распоряжение о проведении мероприятия по контролю (см. Приложение 1) проверки предприятия с подписью руководителя, печатью, а также с указанием даты, цели и задачи проверки. Указанные документы должны быть предъявлены предпринимателю, руководителю фирмы (или его заместителю). При отсутствии данных документов вы имеете право отказать контролерам в доступе на территорию предприятия.

Кроме того, проверьте, кто именно указан в распоряжении в качестве проверяющего? Тот же сотрудник, который пришел? Дело в том, что проверку может проводить только то должностное лицо (лица), которое указано в документе. Продолжительность мероприятия не должна превышать одного месяца. Срок может быть продлен еще на один месяц, но только в исключительных случаях и на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку (ч. 2.3 ст. 7 закона № 134-ФЗ).

Проверочные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. При этом они могут осуществляться комплексно с другими контролирующими органами (Госстандарта, налоговыми службами, органами Госпожнадзора, органами санитарно-эпидемиологического надзора) с целью выявления нарушений, входящих в компетенцию других контролирующих органов.

Если проверка внеплановая (внезапная), то в распоряжении указываются ее причины, к которым можно отнести: обращение граждан, организаций, частных предпринимателей с жалобами о нарушении их прав и законных интересов; сообщения в средствах массовой информации о нарушении прав потребителей или санитарно-эпидемиологических правил; получение информации об аварийных ситуациях, об изменении или о нарушении технологических процессов, выхода из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей и окружающей среде; возникновение угрозы загрязнения окружающей среды и др.

Совместные проверки в сфере потребительского рынка могут осуществляться во взаимодействии со специализированными подразделениями органов милиции (БЭП, УНП). Для проведения совместных мероприятий межведомственным приказом утвержден Регламент взаимодействия . Отметим, что при проведении совместной проверки права органов милиции значительно шире прав органов Роспотребнадзора. Это объясняется тем, что милиция руководствуется не только указанным совместным приказом, но и Законом «О милиции» (п. 25 ст. 11).

Что не могут делать проверяющие?

При проведении контрольных мероприятий сотрудники Роспотребнадзора не вправе:

    проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

    осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

    требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, не относящихся к предмету проверки;

    требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

    распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю (ст. 8 закона № 134-ФЗ).

Все проверочные мероприятия контролирующих органов юридические лица и частные предприниматели обязаны фиксировать в журнале учета мероприятий по контролю, который должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. В указанном журнале следует произвести запись о проведенном мероприятии, которая должна содержать сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях. Должны быть также указаны фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и проставлена его (их) подпись.

Подчеркнем еще раз: в фиксации проверки в первую очередь заинтересован руководитель организации, например, в случае, когда надо доказать, что проверка на предприятии уже была осуществлена.

По окончании проверки представители Роспотребнадзора составляют акт по результатам мероприятия по контролю (см. Приложение 2) в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у контролирующих лиц, а другой передается проверяемому лицу.

Приложение 1

Приложение 2

Какое решение могут принять проверяющие?

В процессе проведения органами Роспотребнадзора контрольного мероприятия возможны две ситуации.

В первой ситуации документы проверяющими представлены в полном объеме для проведения контрольного мероприятия. Несмотря на это руководитель фирмы не допустил контролеров на свою территорию. По факту невыполнения законных требований инспекторов Роспотребнадзора может быть составлен административный протокол по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях и направлен в суд. Максимальным наказанием, которое может применить судья в подобной ситуации, является штраф. Для руководителя фирмы и предпринимателя он составит сумму от 1 000 до 2 000 рублей, для других сотрудников - от 500 до 1 000 рублей.

Во второй ситуации проверка была проведена в полном объеме. По ее итогам в зависимости от выявленных проверяющими лицами фактов могут приниматься следующие меры:

    составление протокола о привлечении лица к административной ответственности (ст. 14.2, 14.4-14.8, 14.15, 14.16, 19.14 КоАП РФ);

    рассмотрение материалов проверки. Например, в настоящее время в компетенцию Роспотребнадзора входит рассмотрение материалов по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей»;

    передача материалов проверки в другие контролирующие органы (Федеральный антимонопольный комитет), а также арбитражный, районный суд или мировому судье (ст. 14.1, ч. 2 ст. 14.16, ч.1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5-19.7, ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ);

    передача материалов в органы внутренних дел для решения в соответствии со статьей 140 Уголовно-процессуального кодекса вопроса о возбуждении уголовного дела;

    информирование санитарно-эпидемиологических служб о фактах нарушения санитарно-гигиенических правил на предприятиях ­розничной торговли;

    передача материалов в средства массовой информации.

Размер административного штрафа во многом будет зависеть от того, кто признан виновным: фирма, ее должностные лица или сотрудники фирмы. При этом штраф в отношении юридического лица (учреждения, организации, предприятия) по административному законодательству превышает размер штрафа, налагаемого на физическое лицо (продавца, товароведа, частного предпринимателя и др.).

1 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изм. от 02.05.2006 г., 14.12.2006 г.).

2 Организации и предприниматели должны фиксировать факт проверки в журнале учета контрольных мероприятий, где проверяющие лица производят соответствующую запись (ст. 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

3 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32.

4 В советском уголовном судопроизводстве Украины были исторические периоды, когда проведение контрольной закупки с участием внештатных инспекторов расценивалось как провокация, а действия правоохранительных и контролирующих органов соответственно признавались незаконными.

5 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.20005 г. №198-О.

6 Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации. Приложение к приказу МВД РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.11.2006 г. №879/746.


Роспотребнадзор всегда наслуху. Отчасти это заслуга его руководителя, «главного санитарного врача» господина Онищенко. Но истинная причина все же в том, что эта Служба выполняет действительно важные функции. В том числе в жилищно-коммунальной сфере.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (коротко – Роспотребнадзор) образована в 2004 году. Действует на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 г. №154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и соответствующего Положения, утвержденного Правительством 30 июня 2004 г. Административно входит в Министерство здравоохранения (бывший Минздравсоцразвития).

Компетенция Роспотребнадзора – это надзор за исполнением обязательных требований российского законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Иными словами, контроль за выполнением предписаний двух законов, составляющих правовую основу деятельности Службы: ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30.03.1999 г. и Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г.

В соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченным органами исполнительной власти субъектов. Такими органами являются региональные Государственные жилищные инспекции. Их деятельность координируется Правительством РФ.

Однако Роспотребнадзор так же обладает некоторыми полномочиями в жилищно-коммунальной сфере. Условно их можно разделить на полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического контроля и сфере защиты прав потребителей.


Санитарно-эпидемиологический контроль

Вы можете обратиться в Роспотребнадзор по таким санитарным вопросам, как:

  1. Нарушение правил вывоза и хранения ТБО. Любые действия с твердыми бытовыми отходами , а значит, входит в компетенцию Службы.
  2. Нарушение санитарно-гигиенических норм в местах проживания (плесень, шум и т.п.). Мы уже рассказывали, – одной из мер является обращение в Роспотребнадзор.
  3. Курение и вред табака (о том, как бороться с соседом, курящем в подъезде, мы также рассказывали в одном из ) и другим вопросам.

Что касается эпидемиологического контроля, Роспопотребнадзор поможет вам, если , а в .

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В общем виде полномочия Роспотребнадзора в этой сфере указаны в статье 40 Закона «О защите прав потребителей». Согласно этой норме к компетенции Службы относятся:

1. Привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушение обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Наиболее типичное нарушение, при этом, – обман потребителей. Чаще всего он выражается в оказании услуг ненадлежащего качества или не в полном объеме, а также взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В нередко указываются неполные или ложные сведения об ЖКУ и их исполнителях. Кроме того, часто управляющие компании не надлежаще исполняют свои обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

2. Обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

3. Вступление в рассмотрение судом дела по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей ЖКУ.

Кроме того, Роспотбернадзор оказывает правовую поддержку, консультирование по вопросам, входящим в его компетенцию. Иными словами, вам могут оказать практическую помощь в составлении претензии или искового заявления по тому или иному вопросу.

Обратиться в Роспотребнадзор можно:

  • Письменно по почте.
  • Через официальный сайт – rospotrebnadzor.ru, заполнив, специальную форму .
  • По телефону бесплатной горячей линии – 8-800-100-0004.
Поделиться: