Защита прав потребителей: Коммунальные услуги. Как осуществляется защита прав потребителей в сфере ЖКХ и что можно предпринять в случае их нарушения

Татьяна Маловская

Жилищно-коммунальные услуги попадают под действие закона о защите прав потребителей

Верховный суд разъяснил, что все жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые жильцам, попадают под действие закона о защите прав потребителей. То есть, за холодные батареи и прохладную воду из горячего крана можно не только писать жалобы и требовать перерасчета квартплаты, но и возмещение морального вреда. Конечно, юристы и раньше говорили о том, что действия управляющих компаний попадают под этот закон, но отстаивание прав по нему было практически невозможным.

“Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом”, – говорится в разъяснении Верховного суда. Так что в борьбе с управляющей компанией у жильцов появился крупный козырь.

Юристы поясняют, что теперь управдомам выгодно решать все оперативно и по-хорошему, потому что теперь быть проигравшим в суде станет очень накладно. По закону, когда потребителя обидели, суд, взыскав компенсацию, должен прибавить к ней штраф с обидчика – в 50-процентом размере от суммы компенсации.

Дополнительный счет выставляют обидчику за то, что отказался разговаривать с клиентом по-хорошему. Если человек обращался с обоснованными претензиями к продавцам или в данном случае к управдомам, а от него отмахнулись, за это надо наказывать рублем. Суд сложит вместе сумму ущерба, компенсацию вреда, судебные расходы потребителя, разделит их надвое – вот и готов штраф.

Правда, еще два года назад суды начисляли подобные штрафы в пользу казны. Причем нередко люди в мантиях забывали назначать эту “надбавку за вредность”, так что хамство в адрес клиента обходилось дешевле. Однако в 2012 году Верховный суд России сделал разворот в сторону человека. В постановлении пленума Верховного суда, посвященном защите прав потребителей помимо прочего были даны два принципиальных разъяснения. Первое: этот штраф должен идти в пользу клиента. Второе: суды должны его взыскивать независимо от того, заявляли истцы такое требование или нет. Согласно закону, взыскание этого штрафа является не правом, а обязанностью суда. Основная цель такой надбавки – научить недобросовестного предпринимателя соблюдать права потребителей.

За счет чего управляющие компании будут платить штрафы? “Уплата организациями всех видов санкций, включая штрафы и пени за ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязанностей, осуществляется этими организациями за счет их прибыли”, – поясняет эксперт Федеральной палаты адвокатов России, кандидат юридических наук Сергей Халатов. Иными словами, они никак не должны влиять на размер квартплаты.

Также Верховный суд разъяснил, что «бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном. предпринимателе, импортере)». То есть, управдом должен сам доказать свою невиновность.

“При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя”. То есть, никто не привязывает сумму морального вреда к размеру ущерба.

Проблема предоставления некачественных коммунальных услуг знакома практически каждому жителю. Управляющие компании нарушают установленные режимы и регламенты. Нередки ситуации, при которых горячая вода чуть теплая, имеет неприятный запах и окраску.

Про требуемую температуру системы отопления приходится вспоминать, когда батареи едва теплые. Жильцы верхнего этажа многоквартирного дома страдают от регулярных протечек крыши, а квартиры первого этажа терпят ущерб от неподобающего состояния подвального помещения.

Проблемы с лифтом, уборкой придомовой территории, отчисления на капитальный ремонт, проведение профилактических работ - все эти услуги оплачиваются жильцами ежемесячно. Суммы оплаты услуг ЖКХ составляют значительную часть дохода большинства граждан, поэтому ненадлежащее выполнение договорных обязательств вызывает законное возмущение.

Некачественные услуги ЖКХ являются поводом для обращения граждан в контролирующие, надзорные и судебные органы.

Подавая жалобу в вышестоящие инстанции, следует веско аргументировать свое заявление. Факты нарушения договорных обязательств должны быть оформлены в надлежащем виде и не оставлять сомнений в правомочности требований заинтересованного лица.

Владельцы недвижимости и жильцы, занимающие площадь по договору социального найма, в равной степени являются потребителями услуг и обязаны своевременно погашать платежи. Законодательно правовые отношения сторон регламентируются Жилищным, Гражданским кодексами, федеральными и региональными постановлениями, ФЗ “О защите прав потребителей”. Заключение коллективных договоров между жильцами и ДУК оформляется согласно положениям ЖК РФ. Присутствуют правоотношения в различных сферах жизнеобеспечения и оформляются необходимые соглашения:

  • договор найма отражает, какая организация получает средства от проживающих и должна выполнять возложенные функции;
  • соглашение о техническом обеспечении и поддержании систем в надлежащем виде;
  • подрядные договора на определенные работы, не являющиеся регулярными;
  • договора с субподрядчиками по электроснабжению, газу и лифтовому оборудованию.

Жильцы имеют право заключить договор на обслуживание с выбранной большинством голосов управляющей компанией, расторгнуть договор с недобросовестным исполнителем.

Прежде чем отстаивать свои интересы на законодательном уровне, следует вникнуть и разобраться с правовыми нормативами. Например, ФЗ “О защите прав потребителей” устанавливает правила заявления претензий за некачественные услуги, в том числе коммунальные. Поскольку юридические обоснования регулярно терпят изменения, дополнения и корректировки, то требуется использовать только актуальную информацию из официальных источников.

Основными требованиями, которые имеет право заявить потребитель услуг, являются:

  • получать оплаченные гражданином услуги ЖКХ в полном объеме и установленного уровня;
  • быть ознакомленным с тарифными планами, калькуляцией расходов и соответствия выставленных счетов существующим государственным нормативам;
  • инициировать проверку работы ДУК вышестоящими и надзорными органами при наличии веских оснований;
  • получать возмещение за понесенные материальные убытки, неправильный подсчет платежей за коммунальные услуги.

Прямые обязанности жильцов отражены в договоре, также требуют исполнения в полном объеме:

  • содействовать проведению плановых технических проверок помещения;
  • сообщать об обнаруженных неисправностях, особенно при угрозе здоровью и жизни проживающих;
  • допускать сотрудников до приборов учета, расположенных в квартире;
  • своевременно оплачивать квитанции в соответствии с представленными показаниями счетчиков и другими нормативами;
  • количество жильцов должно соответствовать отраженным в документах.

Существует запретительный список, который ограничивает жильцов и делает действия незаконными:

  • самостоятельно проводить ремонт общего домового оборудования;
  • нарушать пломбировку приборов учета;
  • подключать оборудование, минуя систему учета;
  • превышать нагрузку на электрическую систему выше заданных показателей.

Досудебные способы защитить права и разрешить конфликтную ситуацию представлены достаточно широко. Подать жалобу и ходатайствовать о рассмотрении спорного вопроса можно в инстанции:

  • надзорный орган, то есть прокуратуру;
  • Роспотребнадзор;
  • государственную жилищную инспекцию, отдел жалоб потребителей;
  • управление по тарифам и сборам;
  • муниципалитет, в жилищный отдел;
  • отделение социальной защиты населения.

Потребуется письменное заявление с перечислением фактов недобросовестного исполнения обязанностей управляющей компанией. По закону, официальный ответ после рассмотрения поднятого вопроса должен поступить заинтересованному лицу не позднее одного месяца. Может потребоваться доказательство заявленных фактов о нарушениях, для чего сотрудники контролирующих и надзорных органов имеют право провести внеплановую проверку состояния квартиры заявителя и всего дома.

Проверяется общее техническое состояние жилого объекта, работа аппаратуры всех направлений, качество обеспечения согласно договору и государственных тарифов. Состояние дома проверяется независимо от поставленного вопроса, что помогает выявить дополнительные нарушения в работе ЖКХ.

Коммунальщики ответственны за выполненные ремонтные, пусковые и наладочные работы по всему дому. Если по вине обслуживающей организации произошла авария, нанесен материальный ущерб, то ответственность в полной мере лежит на учреждении. Например, если прорвало систему теплоснабжения и квартиры залиты водой или в результате поломки системы канализации произошла аварийная ситуация.

Предъявить претензии можно после проведенного и зафиксированного актом расследования. После установления виновности, исключающего действия жильцов, составляется акт в присутствии сотрудников ДУК. Документ отражает размер понесенного ущерба, указывает на виновность исполнительной службы и представляет калькуляцию требуемых работ.

Пострадавшие жильцы должны провести досудебную работу, а именно обратиться с заявлением к руководителю управляющей компании. Если граждане не согласны с выводами проверки и размером возмещения, они проводят независимую экспертизу. Эту платную услугу предоставляют лицензированные организации, документ имеет юридическое значение для суда.

Согласие между участниками конфликта закрепляется окончательным актом по размеру, срокам и порядку восстановления квартиры и испорченного имущества.

Наличие непреодолимых противоречий потребует подачи судебного иска с требованием установления вины и размера возмещения. Для суда важное значение имеет тот факт, что проводились попытки решить вопрос мирным путем. Выигравшая дело сторона имеет право затребовать возмещения судебных издержек и стоимости экспертных работ с ответчика.

Защита прав потребителей услуг ЖКХ

Нормативную базу отношений по оказанию коммунальных услуг составляют положения Жилищного кодекса РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307) (далее - Правила), Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549) и другие нормативные акты.

В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления многоквартирным домом :
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией .
В первом случае, т.е. при непосредственном управлении многоквартирным домом, каждый собственник самостоятельно заключает договоры о приобретении необходимых ему коммунальных ресурсов (отопления, электроэнергии, горячей и холодной воды и т.д.) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями (п. 2 ст. 164 Жилищного кодекса РФ). Аналогичным образом поступают собственники индивидуальных жилых домов.
Во втором и третьем случаях обязанность по обеспечению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальными ресурсами возлагается на ТСЖ, специализированный жилищный кооператив или управляющую организацию. Именно этих субъектов законодатель определяет в качестве возможных исполнителей коммунальных услуг (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Заказчиками услуг выступают собственники помещений в многоквартирном доме.

Способ выбирается на общем собрании собственников помещений и может быть изменен в любое время на основании его решения. Если в течение года собственниками помещений в многоквартирном доме не был выбран способ управления этим домом или если решение собственников не было реализовано, органы местного самоуправления проводят открытый конкурс по отбору управляющей организации. В последующем собственники помещений заключают с управляющей организацией, определенной по итогам конкурса, договор об управлении многоквартирным домом . В договоре указываются:
- состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление;
- перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
- порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, порядок внесения такой платы;
- порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления (п. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, в обязанности управляющей организации входит обеспечение собственников помещений в многоквартирном доме всеми необходимыми коммунальными услугами. В отличие от ТСЖ (жилищного или иного специализированного кооператива) управляющая организация не вправе ограничивать свои обязанности по договору лишь посредническими функциями, например организацией предоставления коммунальных услуг.
Общество обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области (далее - управление) о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Решением суда заявление удовлетворено. В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявления общества отказать.
Как следует из материалов дела, сотрудники управления провели проверку соблюдения обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей . По мнению управления, в договоры, заключенные обществом в качестве управляющей организации с собственниками жилых помещений, включены условия, ущемляющие установленные законом права потребителей. На основании результатов проверки управлением вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества, указал на отсутствие события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, поскольку договоры на управление в многоквартирном доме не ущемляют права потребителей.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод ошибочным. В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Материалами дела подтверждается заключение обществом с собственниками жилых помещений договоров на управление многоквартирным домом, согласно которым общество в числе прочих услуг обязалось организовать предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений. В силу указанных договоров в целях организации предоставления собственникам коммунальных услуг общество обязуется заключить договоры с соответствующими ресурсоснабжающими организациями от имени и за счет собственников жилых помещений . Таким образом, в договоры управления многоквартирным домом внесены условия, согласно которым общество не является исполнителем, в обязанность которого входит предоставление коммунальных услуг, что противоречит действующему законодательству (п. п. 1, 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг). Поскольку обществом в договоры управления многоквартирным домом внесены условия, ущемляющие установленные законом права потребителя, управление правомерно привлекло заявителя к предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ административной ответственности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2007 г. N А56-44223/2006).
К числу основных обязанностей исполнителя коммунальных услуг следует отнести:
- предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья потребителя и не причиняющих вреда его имуществу;
- своевременное устранение аварий и выполнение заявок потребителя;
- составление по требованию потребителя актов о наличии перерывов при предоставлении коммунальных услуг и (или) о ненадлежащем качестве коммунальных услуг;
- правильное оформление и своевременное вручение потребителям документов, необходимых для оплаты потребленных коммунальных услуг.
За вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества исполнитель отвечает независимо от вины (ст. 1095 ГК РФ). Он может быть освобожден от ответственности за ненадлежащее качество коммунальных услуг лишь в том случае, если докажет, что оно было вызвано обстоятельствами непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относится, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя (ресурсоснабжающих организаций) или отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уменьшения размера (перерасчета) платы за соответствующую коммунальную услугу в порядке, предусмотренном указанными Правилами. При этом под ненадлежащим качеством коммунальных услуг понимается их несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом или договором с потребителем, например отклонение температуры воздуха в жилом помещении от необходимого уровня, отклонение напряжения и частоты электроэнергии от государственных стандартов и т.д. (Требования к качеству коммунальных услуг, в том числе предельная продолжительность перерыва при оказании коммунальных услуг и иные допустимые отклонения, установлены в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам). За нарушение режима предоставления коммунальных услуг потребитель также вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки, предусмотренной Законом о защите прав потребителей.

Не допускается включение в договор с потребителем условий, которые изменяют порядок оказания коммунальных услуг в ущерб интересам потребителя, в частности: увеличивают допустимую продолжительность перерывов при предоставлении коммунальных услуг или срок устранения аварийных ситуаций, изменяют порядок приостановления и возобновления подачи коммунальных ресурсов.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованием об отмене постановления Территориального управления Роспотребнадзора (далее - управление) о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, и о признании недействительным предписания управления.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. ФАС Уральского округа, изучив материалы дела и доводы сторон, не нашел оснований для отмены решения.
В соответствии с договором газоснабжения общество вправе прекратить подачу газа абоненту за просрочку оплаты поданного газа более двух месяцев, предупредив об этом абонента за 10 дней. Возобновление подачи газа производится в течение 15 дней после представления абонентом письменных доказательств погашения задолженности за газ и оплаты работ по подключению газового оборудования.
Между тем п. п. 80, 81, 82 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлен строго определенный порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, в том числе газоснабжения. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг производится через один месяц после письменного предупреждения потребителя в случае неполной оплаты коммунальных услуг, под которой понимается наличие задолженности, превышающей 6-кратный размер ежемесячной платы за услуги. Кроме того, п. 82 Правил предусмотрено, что при ликвидации абонентом задолженности предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней с момента погашения задолженности. Поскольку условия спорного договора газоснабжения устанавливают иной порядок приостановления и возобновления подачи газа, чем предусмотрено Правилами, и нарушают права потребителей, общество правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (Постановление ФАС Уральского округа от 6 марта 2007 г. N Ф09-1312/07-С1) (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 мая 2006 г. N А11-18389/2005-К2-19/743 (условие договора о том, что энергоснабжающая организация устраняет недостатки в подаче электроэнергии в разумные сроки, но не позднее пяти дней с момента обнаружения недостатков абонентом, ущемляет законные права потребителя, поскольку в соответствии с обязательными требованиями (стандартами) данный срок не должен превышать одни сутки)).

Правила подробно регулируют порядок оплаты коммунальных услуг потребителем. Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций. При наличии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета.
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были предоставлены коммунальные услуги, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок оплаты. Плата вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
За просрочку оплаты коммунальных услуг потребитель уплачивает исполнителю пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки (п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ). Увеличение размера пеней в договоре не допускается. При составлении документов, необходимых для оплаты коммунальных услуг, размер неустоек за нарушение потребителем условий договора указывается исполнителем в отдельном документе.
При временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение (при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета). Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя с приложением документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя (копии командировочного удостоверения или справки о командировке, справки о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении; проездных билетов, оформленных на имя потребителя; счета за проживание в гостинице или других документов).
Помимо предоставления собственно коммунальных услуг управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив) оказывает собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по управлению общим имуществом дома. Ключевым является понятие общего имущества многоквартирного дома, в состав которого входят, в частности:
- межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, лифты и лифтовые шахты;
- технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома;
- механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения ;
- земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства (ст. 290 ГК РФ, п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
Состав общего имущества многоквартирного дома уточняется в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491). К общему имуществу дома отнесены:

Внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, указанных отключающих устройств, коллективных приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях;
- внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов , регулирующей и запорной арматуры, коллективных приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях;
- внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации и пр.
В процитированных положениях можно усмотреть некоторую коллизию норм, которая уже проявилась на практике. С точки зрения ГК РФ и Жилищного кодекса РФ обогревающие элементы (радиаторы), казалось бы, не входят в состав общего имущества многоквартирного дома (подобно внутриквартирной электропроводке, разводке холодного и горячего водоснабжения в кухне и ванной комнате и т.д.) и должны обслуживаться собственниками помещений самостоятельно.
ООО "Жилфонд-Служба" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - инспекция) от 27 марта 2008 г. N 55 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Решением от 25 апреля 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено, постановление инспекции признано незаконным и отменено. Изучив кассационную жалобу инспекции, ФАС Северо-Западного округа не нашел оснований для ее удовлетворения и оставил в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, в инспекцию поступило заявление К. о привлечении общества к административной ответственности ввиду того, что в 2006 - 2007 гг. батареи отопления в ее квартире были демонтированы и до настоящего времени не заменены. Постановлением от 27 марта 2008 г. N 55 общество привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в связи с невыполнением работ по ремонту нагревательных приборов (радиаторов отопления) в жилом помещении, входящем в состав многоквартирного дома, который принят на обслуживание обществом (по договору управления от 28 февраля 2005 г., заключенному с администрацией г. Петрозаводска).
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, а также другого оборудования. В то же время согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относится механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения .
Суд апелляционной инстанции вполне обоснованно признал ошибочной позицию суда первой инстанции о том, что радиаторы отопления в жилых квартирах относятся к общему имуществу многоквартирного дома. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 6) могут лишь конкретизировать нормы действующего гражданского и жилищного законодательства, но не противоречить им (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2008 г. N А26-2110/2008).
С другой стороны, Правила содержания общего имущества прямо причисляют обогревающие элементы к общему имуществу многоквартирного дома. Более того, в соответствии с нормативными актами, регулирующими вопросы технического обслуживания и эксплуатации жилищного фонда, контроль за состоянием отопительной системы многоквартирного дома (в том числе исправностью обогревающих элементов) входит в обязанности обслуживающей организации.
ООО "Дорстройтранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением об оспаривании Постановления жилищной инспекции от 17 ноября 2006 г. N 1247 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.
Решением от 24 января 2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение отменено, заявленные обществом требования удовлетворены. Инспекция обратилась с кассационной жалобой в ФАС Уральского округа.
Как следует из материалов дела, жилищной инспекцией на основании жалобы потребителя была проведена внеплановая проверка соблюдения обществом обязательных, установленных действующими нормативно-правовыми актами требований при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг. В ходе проверки инспекцией выявлены факты нарушения правил содержания и ремонта жилых помещений: в принадлежащей потребителю квартире в большой комнате не обогревают радиатор и стояк отопления, в ванной комнате не обогревает полотенцесушитель. По результатам проверки жилищной инспекцией составлены протокол об административном правонарушении и указанное постановление о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд апелляционной инстанции исходил из недоказанности жилищной инспекцией наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ. При этом суд апелляционной инстанции указал, что нет возможности определить, являются ли радиатор и полотенцесушитель частью общего имущества жилого дома, ответственность за содержание которого лежит на обществе. ФАС Уральского округа считает этот вывод суда апелляционной инстанции ошибочным и не соответствующим обстоятельствам дела.
Между администрацией Дзержинского района г. Перми и обществом заключен договор от 25 мая 2005 г. N 14-05 "Об исполнении заказа на оказание услуг по ремонту конструктивных элементов зданий, ремонту и обслуживанию внутридомового оборудования и обеспечению санитарного состояния жилых зданий". По условиям данного договора общество приняло на себя обязательства по выполнению указанного в договоре перечня работ, в том числе текущего ремонта общего имущества жилого дома по заявкам потребителей. Договором также установлено, что общество обязано осуществлять систематический контроль за качеством тепла в жилых помещениях, предоставлять службе заказчика информацию об отсутствии тепла и других видов жилищно-коммунальных услуг. В силу п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда (утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170) эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в частности, равномерный прогрев всех нагревательных приборов, наладку системы отопления. Между тем судами установлено и материалами дела подтверждается, что в спорной квартире (принадлежащей потребителю) не обогревают радиатор, стояк отопления, полотенцесушитель в ванной комнате. В соответствии с п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов и пр.
В связи с изложенным радиатор, стояк отопления и полотенцесушитель являются общим имуществом многоквартирного дома, проводящим тепло не только в отдельно взятую квартиру, но и во все жилые помещения, сквозь которые проходят данные стояки. Следовательно, обязанность по их обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту возлагается на соответствующую управляющую организацию (общество). Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене (Постановление ФАС Уральского округа от 24 мая 2007 г. N Ф09-3841/07-С1).
В данном случае ФАС Уральского округа не ограничился формальным сопоставлением положений Жилищного кодекса РФ и Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, а попытался объяснить причины включения в состав общего имущества дома обогревающих элементов, находящихся внутри квартиры. Такой подход представляется более обоснованным.
Имеющаяся в законодательстве нечеткость в части возложения бремени по содержанию внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов, полотенцесушителей) приводит к тому, что суды возлагают на собственников помещений не только обязанность по техническому обслуживанию данного оборудования, но и ответственность за причиненный ими вред третьим лицам.
И. обратилась в суд с иском к ООО "Центржилсервис" (управляющая компания) о возмещении 26800 руб. материального ущерба, причиненного в результате затопления принадлежащей истице квартиры, и компенсации морального вреда в размере 20000 руб. Свои требования И. мотивировала тем, что 12 июля 2007 г. около 2 часов в ночное время произошло затопление ее квартиры горячей водой, которая бежала с потолка в двух жилых комнатах, кухне и ванной. Общий размер ущерба составил по заключению эксперта 26800 руб.
Управляющая компания иск не признала, поскольку считала себя ненадлежащим ответчиком. По ее мнению, ответственность за ущерб должна быть возложена на Н., собственницу квартиры, расположенной над квартирой истицы, поскольку затопление было вызвано неисправностью радиаторов в квартире Н. По ходатайству истица Н. привлечена в дело в качестве второго ответчика.
Представитель Н. настаивал на том, что ответственность за ущерб вследствие затопления должна быть возложена на управляющую компанию, поскольку Н. в момент затопления находилась за городом. За техническое обслуживание общего имущества дома (в том числе радиатора отопления) и коммунальные услуги Н. вносит плату ответчику своевременно и в полном объеме. Кроме того, по мнению представителя Н., повреждение радиатора произошло вследствие проводимых ответчиком гидравлических испытаний в преддверии начала отопительного сезона.
Изучив материалы дела и доводы сторон, суд взыскал сумму причиненного ущерба с Н., в требовании о компенсации морального вреда отказал. Свое решение суд мотивировал следующим образом. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ, п. 19 Правил пользования жилыми помещениями (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25) собственник жилого помещения обязан поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей и пр.
В ходе судебного разбирательства установлено, что затопление квартиры истицы произошло по причине разрыва алюминиевого радиатора, расположенного в кухне квартиры, принадлежащей Н. Данный факт подтверждается выпиской из журнала сантехнических заявок ЖЭУ-1, выпиской из журнала аварийной службы. Доводы представителя Н. о том, что причиной разрыва радиатора стали гидравлические испытания, опровергаются справкой, полученной от "Службы 005", согласно которой никакие гидравлические испытания в период с 11 по 16 июля 2007 г. в спорном доме не проводились. Кроме того, в соответствии с п. п. 5 - 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества входят: внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения (включая стояки и ответвления от стояков до первого отключающего устройства), внутридомовая система отопления, состоящая из "...стояков обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры и другого оборудования, расположенного на этих сетях". Как пояснила Н., алюминиевый радиатор был установлен ею самостоятельно в целях благоустройства квартиры взамен ранее стоявшего на кухне чугунного радиатора. С учетом изложенного суд пришел к выводу о взыскании суммы ущерба с Н. (решение мирового судьи Центрального района г. Красноярска от 20 ноября 2007 г. по делу N 2-90-363/07).
В данном случае, проводя аналогию с элементами инженерной системы холодного и горячего водоснабжения (о том, что в состав общего имущества многоквартирного дома входят лишь стояки и ответвления от стояков до первого запирающего устройства), суд признал обогревающие элементы личным имуществом собственника конкретного жилого помещения и потому возложил на собственника обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам. Пропущенная запятая (!) при перечислении состава общего имущества дома стала причиной вынесения судом неправильного решения по делу. Суду следовало более внимательно изучить обстоятельства замены Н. радиатора (соблюдение соответствующих правил пользования жилым помещением, обращение с заявкой к управляющей компании) и при наличии каких-либо нарушений со стороны Н. учесть ее вину в затоплении соседнего жилого помещения.

1. Жилищный кодекс РФ от 01.01.2001 (ред. от 01.01.2001);

2. Закон РФ от 01.01.2001 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;

3. Закон РФ от 01.01.2001г. № 000-1 «О защите прав потребителей»;

отклонение напряжения, частоты от действующих федеральных стандартов не допускается

за каждый час периода снабжения

электрической энергией, не соответствующей установленному стандарту (суммарно за расчетный период), размер платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам

11. Бесперебойное круглосуточное газоснабжение в течение года

не более 4 часов (суммарно)

в течение одного месяца

за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва газоснабжения (суммарно за расчетный период) размер платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам

12. Постоянное соответствие свойств и давления подаваемого газа федеральным стандартам и иным обязательным требованиям

отклонение свойств и давления подаваемого газа от федеральных стандартов и иных обязательных требований не допускается

при несоответствии свойств и давления подаваемого газа федеральным стандартам и иным обязательным требованиям плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)

13. Давление сетевого газа

от 0,003 МПа до 0,005 МПа

отклонение давления сетевого газа более чем на 0,0005 МПа

не допускается

за каждый час периода снабжения газом (суммарно за расчетный период):

при давлении, отличающемся от установленного до 25 процентов, размер ежемесячной платы снижается на 0,1 процента;

при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов)

14. Бесперебойное круглосуточное

отопление в течение

отопительного периода

допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 град. C до нормативной;

не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 град. C до 12 град. C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 град. C до 10 град. C

за каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимую продолжительность перерыва отопления, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета

или исходя из нормативов потребления

коммунальных услуг, с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам

15. Обеспечение температуры воздуха <**>:

в жилых помещениях не ниже +18 град. C (в угловых комнатах

20 град. C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,град. C и ниже - +20 (+22) град. C; в других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р, допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более град. C,

допустимое превышение нормативной температуры - не более град. C

отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается

за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается:

на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры;

на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры

16. Давление во внутридомовой
системе отопления:

с чугунными радиаторами - не более 0,6 МПа (6 кгс/кв. см); с системами конверторного и панельного отопления, калориферами, а также прочими отопительными приборами - не более 1 МПа(10 кгс/кв. см);

с любыми отопительными приборами - не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см) превышающее статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем

отклонение давления более установленных значений

не допускается

за каждый час (суммарно за расчетный период) периода отклонения установленного давления во внутридомовой системе отопления

при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за

каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)

<*> Перерыв электроснабжения не допускается, если он может повлечь отключение насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающего безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные условия проживания граждан.

<**> Указанные требования применяются при температуре наружного воздуха не ниже расчетной при проектировании системы отопления и при условии выполнения обязательных мер по утеплению помещений.

Сроки устранения неисправностей в жилых зданиях

Вид неисправности

Срок устранения недостатков

1.1. Протечки в отдельных местах кровли

1.2. Повреждения системы организованного водоотвода (водосточных труб, воронок, колен, отметов и пр.)

2.1. Утрата связи отдельных кирпичей с кладкой наружных стен, угрожающая их выпадением

1 сутки (с немедленным ограждением опасной зоны)

Главное в иске – правильно сформулированное исковое требование: просьба, обращенная к суду, должна выражать нарушенные права и требование об их восстановление на основании конкретных правовых норм . К исковому заявлению необходимо прилагать материалы, составляющие доказательственную базу. Это могут быть акты проверки качества коммунальных услуг, фотографии, письменные претензии и ответы на них, заключения независимых организаций о размере причиненного ущерба.

С хорошим исковым заявлением в суде Вы будете чувствовать себя уверенно, даже не обладая знаниями гражданского процесса, поэтому если Вы испытываете трудности при составлении искового заявления, не лишним будет обратиться к помощи профессионального юриста.

6. Что делать в случае затопления квартиры

С потолка опять капает. Желтые разводы, свисающие клочки обоев, загубленное имущество, которое было приобретено такими стараниями… Кому из нас хотя бы раз в жизни не приходилось побывать в подобной ситуации по ту или другую сторону потолка? Думается, что очень немногим.

Самый благоприятный вариант выхода из подобной ситуации – взаимная договоренность с соседями о возмещении затрат на устранение последствий затопления квартиры. В этом случае виновная сторона, добровольно признавшая себя таковой, возмещает в полном объеме пострадавшей стороне имущественный ущерб.

С точки зрения законодательства имущественный ущерб – это вред, нанесенный организации или физическому лицу вследствие каких-либо действий либо невыполнения обязательств. Иными словами, это действие или бездействие одного лица по отношению к другому, которое повлекло определенные материальные потери и, как следствие, затраты на их восполнение. Например, соседи залили Вашу квартиру, случился пожар, автомобильная авария , при перепланировке в Вашей квартире появилась лишняя дверь и т. д.

С соседями договориться не удалось

Если не удалось договориться с соседями мирно, то нет иного выхода, кроме как обратиться к услугам правосудия. Однако стоит отдавать себе отчет, что российские суды завалены делами подобного рода. У судей нет времени вникать во все подробности дела с Ваших слов, слушать прения, а иногда и ругань сторон, свидетелей и прочее. Поэтому исковое заявление должно максимально полно отражать обстоятельства иска, суть претензии и конкретную сумму компенсации. Кроме того, все материальные претензии должны быть документально подтверждены. Если есть свидетели, то нелишне будет изложить их показания в письменном виде.

Ответчиками по таким делам могут быть признаны жильцы, нарушившие правила пользования жилым помещением, эксплуатационные организации, собственники и арендаторы нежилых помещений.

Как оценить материальный ущерб?

Ущерб, нанесенный имуществу, оценивается, как правило, исходя из затрат на ремонт или приобретение новых вещей. Если что-нибудь случается, всегда есть искушение самому оценить масштаб потерь. Но вот согласятся ли с Вами виновники происшествия и, главное, суд, неизвестно. Поэтому лучше обратиться к профессионалам-оценщикам, не забывая при этом включить расходы на их деятельность в судебный иск.

Оценщиком может назвать себя гражданин, частный предприниматель или сотрудник оценочной фирмы, обладающий необходимыми знаниями, подтвержденными дипломом, и состоящий в саморегулируемой организации оценщиков. Если что-либо из вышеперечисленного отсутствует, то мнение этого лица не будет иметь для суда никакого значения.

При оценке имущественного ущерба, как правило, применяется затратный метод. Сумма ущерба определяется на основании восстановительной стоимости элементов объекта оценки за вычетом накопленного износа. Иными словами, при заливе квартиры в расчет принимается стоимость новых обоев, краски для потолка, выплаты рабочим минус износ испорченных обоев и потолка. Под износом подразумевается потеря стоимости оцениваемого объекта на момент оценки в процентном выражении, произошедшая под воздействием физических, функциональных и внешних факторов. Поэтому евроремонт за счет соседей сделать, скорее всего, не удастся.

Расчет стоимости ущерба начинает проводиться на основании акта осмотра, который составляет специалист-оценщик или сотрудник жилищно-эксплуатационной организации. Далее определяется рыночная стоимость ремонтно-восстановительных работ (для этих целей может быть привлечен специалист-сметчик ремонтной организации), стоимость ремонта или покупки нового имущества, бытовой техники , мебели (по прайс-листам соответствующих организаций), стоимость чистки ковров, напольных покрытий и т. д. Затем определяется сумма функционального и физического износов, при этом чаще всего функциональный и внешний износ мебели, а также отделки считается равным нулю. В заключение производится окончательный расчет суммы ущерба.

Как подготовиться к суду

В таких случаях к суду надо готовиться заранее. Алгоритм действий должен быть следующим.

Во-первых, если с потолка потекло, необходимо (не вступая в словесные баталии с соседями) немедленно вызвать работника жилищно-эксплуатационного учреждения, который зафиксирует факт аварии и составит акт, описывающий повреждения, нанесенные помещению и имуществу. При этом важно проконтролировать, чтобы один экземпляр акта остался у сотрудника ЖЭУ, один – у Вас на руках. Впоследствии этот документ станет главным доказательством в суде. Если по каким-либо причинам этой бумаги в Вашем распоряжении не оказалось, то постарайтесь выяснить номер и дату его составления. В крайнем случае, акт можно будет затребовать через суд.

Во-вторых, необходимо позаботиться о документально подтвержденной оценке повреждения имущества. Однако с вызовом оценщика лучше не спешить. Через три-четыре дня, когда все просохнет, следы порчи станут заметнее. Если у оценщика нет такой возможности, постарайтесь сфотографировать следы повреждения. Однако здесь имеются некоторые нюансы. Сегодня цифровая фотокамера есть практически в каждой семье, но для подобного рода съемки она не подходит. Иначе ответчик может затребовать дополнительную экспертизу на предмет того, не приукрасили ли Вы действительность с помощью компьютера. Фотографировать нужно на фотопленку, отпечатанные фотографии передадите в суд, а негативы оставите у себя как дополнительное доказательство своей правоты. Снимков должно быть несколько: общий вид помещения и фотография каждого повреждения в отдельности. К фотографиям необходимо приложить подробное описание того, что на них изображено.

В-третьих, по возможности пригласите свидетелей, которые могут подтвердить, что текло именно у Вас и именно с потолка. Однако, как отмечалось выше, для большей доказательственной силы и экономии времени устные показания в зале лучше подкрепить письменным свидетельством.

В-четвертых, если в случае аварии был нанесен вред Вашему здоровью, то необходимо вызвать скорую помощь или врача на дом, для того чтобы документально зафиксировать последствия. В дальнейшем, если понадобится лечение, придется сохранять все чеки на покупку лекарств, поскольку они послужат документальным свидетельством причиненного здоровью вреда и основанием для последующей компенсации.

В суде Вы можете представлять свои интересы сами или обратиться к адвокату.

Но лучше все-таки обойтись без суда. Мировое соглашение – один из самых лучших способов сэкономить время и деньги. Если предполагаемый ответчик аварии признает свою вину, согласен с результатом независимой оценки и не отказывается от выплаты компенсации, то лучше всего составить соглашение, по которому виновный обязан в определенный срок выплатить пострадавшему определенную сумму. Этот документ можно удостоверить в любой нотариальной конторе, после чего бумага приобретает юридическую силу и становится обязательной для исполнения. После получения денег Вы должны выдать должнику расписку, что компенсация Вам выплачена в срок и в полном объеме. Тем самым конфликт будет исчерпан.

7. Нужно ли платить за коммунальные услуги в период временного отсутствия в квартире

Если Вы планируете провести отпуск вне дома или у Вас намечается длительная служебная командировка , то Вам следует знать, что плата за коммунальные услуги за период временного отсутствия в жилом помещении должна быть уменьшена.

Перерасчет платы за коммунальные услуги при временном отсутствии потребителя производится, если:

Ø потребитель отсутствовал в квартире более 5 полных календарных дней подряд;

Ø в жилом помещении отсутствуют индивидуальные приборы учета коммунальных ресурсов.

При наличии этих условий при временном отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет платы за:

Ø холодное водоснабжение;

Ø горячее водоснабжение;

Ø водоотведение;

Ø электроснабжение;

Ø газоснабжение.

За отопление перерасчет не осуществляется!

Для осуществления перерасчета платы за коммунальные услуги потребителю необходимо в течение месяца после окончания периода временного отсутствия обратиться к исполнителю услуг с письменным заявлением. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства.

Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться:

Ø справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;

Ø проездные билеты, оформленные на имя потребителя, или их копии;

Ø счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;

Ø справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;

Ø справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

Ø иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги должен быть произведен исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения заявления потребителя. При этом исполнитель вправе снимать копии предъявляемых потребителем документов и проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на место.

Устанавливает права граждан (потребителей) на получение безопасных для жизни и окружающей среды услуг надлежащего качества. Также потребители имеют право получать информацию о них и об исполнителе.

Говорит о том, что исполнитель обязан оказывать услуги, уровень качества которых соответствует договору. Если в договоре нет конкретных условий, исполнитель работ обязан оказать услуги, соответствующие обычным требованиям к ним и пригодным для целей использования этих работ.

Кто получает услуги?

На сегодняшний день потребителями ЖК-услуг могут являться собственники жилых и непригодных для жилья помещений и арендаторы по договору найма. Каждый из этих людей имеет право на получение коммунальных услуг надлежащего качества и, в случае их нарушения, может потребовать компенсацию за недобросовестное выполнение работ исполнителями.

Какие нарушения чаще всего встречаются?

Большая часть споров возникает между жильцами и управляющей компанией (УК). Именно с ней потребители заключают договор на оказание коммунальных услуг, а УК принимает платежи и обязуется обеспечивать обслуживание дома. Наиболее распространенными претензиями жильцов являются:

Как происходит защита от нарушений?

Закон «О защите прав потребителей» определяет механизмы, которые позволят эффективно охранять интересы граждан в сфере ЖКХ. Выделяют:

  1. Внесудебный порядок защиты прав.
  2. Защита прав в судебном порядке.

Написание жалобы

Важно! При выявлении нарушения прав в получении услуг подается жалоба с требованиями пересчитать стоимость услуг, снизить ее или вообще отменить до момента устранения проблемы.

УК, видя правовую безграмотность при составлении жалобы, часто надеются на то, что граждане не будут до конца отстаивать свои права. Поэтому отказывают им в выполнении требований. Иногда для устранения претензий в добровольном порядке достаточно грамотно составить жалобу.

Жалоба составляется в двух экземплярах: первый передается в УК, предоставляющую обслуживание жилья, а второй подписывают у сотрудника данной компании и оставляют у себя. Определенного формата написания претензий нет . Однако определен порядок формирования таких обращений:

Примечание. Претензии составляются со ссылками на закон о правах и нормативно-правовые акты. Это может сыграть важную роль в устранении проблем без необходимости обращения в суд или другие инстанции.

Сбор документальных доказательств

Если УК в своем ответе не удовлетворила требования заявителя или вовсе оставила жалобу без рассмотрения, пострадавшему потребителю с такой же жалобой следует обратиться в Роспотребнадзор. К заявлению необходимо приложить ответ коммунальной службы или (если его нет) второй экземпляр жалобы в УК. Также можно обратиться в Управление Государственной жилищной инспекции РФ.

В случае отсутствия решений проблемы, со всеми ответами из этих инстанций следует обращаться в высшие инстанции.

Обращение в инстанцию

Отсутствие решений проблемы дает право обратиться в такие инстанции, как:

  • прокуратура;
  • Управление по соц. защите населения;
  • органы самоуправления;

На заметку. Обращение в суд считается более действенным, поскольку решение суда придется выполнить, а следят за этим судебные приставы.

Для обращения необходимо грамотно составить заявление или иск, предоставить все документы, необходимые при рассмотрении жалобы. Заявление должно быть зарегистрировано в соответствующей инстанции.

Ответ и сроки его ожидания

Срок ожидания ответа от УК прописывается в договоре управления и жилищным законодательством. Если в договоре не прописан срок дачи ответов на поступающие от жильцов жалобы, стоит руководствоваться Постановлением №354 , где сказано, что в течении 3 рабочих дней со дня обращения заявителя проблема должна быть устранена, либо дан письменный ответ об удовлетворении ил отказе в жалобе.

Полезное видео

Из видео узнаете о правах потребителей на качественное предоставление коммунальных услуг, куда обращаться с претензиями:

Заключение

Потребители коммунальных услуг имеют право на получение качественного обслуживания. В случае нарушений со стороны управленческой компании, жильцы имеют право жаловаться и получить надлежащее выполнение работ, за которые они платят. К тому же, они могут требовать перерасчетов и моральных компенсаций. Для удовлетворения своих требований, потребителям необходимо грамотно составить заявление и идти до конца в решении своего вопроса.

Поделиться: