Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляются специальным органом, ведающим вопросами энергетического надзора в Российской Федерации. Кто контролирует
При проведении указанных в части первой
настоящей статьи мероприятий работники
специального органа, ведающего вопросами
энергетического надзора, независимы и
подчиняются только закону.
Комментарий к
ст. 367
1. В связи с реорганизацией
федеральных органов исполнительной власти
функции Госэнергонадзора поручены Указом
Президента Российской Федерации от 9 марта
2004 г. N 314 Федеральной службе по
технологическому надзору Министерства
промышленности и энергетики Российской
Федерации. Ему переподчинены региональные
управления (территориальные органы)
Госэнергонадзора; управления
Госэнергонадзора в субъектах Российской
Федерации (государственные учреждения).
Положение об этом федеральном
энергетическом надзоре пока не утверждено.
Деятельность органов Госэнергонадзора
подчинена общим правилам контроля (надзора)
в отношении юридических лиц (см. п. 3
комментария к ст. 353).
Указом Президента
от 20 мая 2004 г. N 649 указанная служба совместно
с Федеральной службой по атомному надзору
преобразована в Федеральную службу по
экологическому, технологическому и
атомному надзору, руководство которой
осуществляет Правительство Российской
Федерации.
2. Территориальные органы
Госэнергонадзора осуществляют надзор за
электроустановками воинских частей, за
исключением тех, в отношении которых
энергонадзор проводится ведомственными
органами надзора. Допуск государственных
инспекторов Госэнергонадзора в воинскую
часть и предоставление им необходимой
документации в целях их служебной
деятельности производятся с соблюдением
установленного режима секретности, с
разрешения вышестоящего командира
(начальника) и в присутствии лица,
ответственного за электрохозяйство части.
В Вооруженных Силах Российской Федерации
функции органов энергонадзора выполняют:
- Управление начальника инженерных войск
Министерства обороны Российской Федерации
(УНИВ МО) через инспекцию энергонадзора.
Этим органам предоставлено право
осуществлять энергонадзор в отношении
электроустановок общевойскового
назначения, по которым оно является
генеральным заказчиком: переносных и
передвижных силовых, осветительных,
зарядных и инженерных электроагрегатов
питания, преобразовательно-выпрямительной
техники;
- виды Вооруженных Сил, рода
войск, главные и центральные управления
Министерства обороны Российской Федерации
через инспекции (группы) по энергонадзору,
штатных и нештатных инспекторов по
энергонадзору видов Вооруженных Сил, родов
войск, управлений, объединений, соединений
(гарнизонов). Они осуществляют энергонадзор
в отношении специализированных
электроустановок, по которым они являются
генеральным заказчиком: систем и средств
электроснабжения, передвижных
электростанций и электроагрегатов питания,
передвижных и перевозимых
трансформаторных подстанций,
распределительно-преобразовательных
кабин, силовых кабельных сетей и др.;
-
органы квартирно-эксплуатационной службы
Министерства обороны Российской Федерации,
которые осуществляют контроль за
электроустановками казарменно-жилищного
фонда и коммунальных сооружений, за
рациональным и экономным использованием
электроэнергии на этих объектах воинских
частей.
Положение об энергонадзоре в
Вооруженных Силах Российской Федерации по
согласованию с Главным государственным
инспектором по энергонадзору Российской
Федерации утверждено Приказом Министра
обороны Российской Федерации от 12 января 1997
г. N 10.
3. Основными задачами
энергонадзора в Вооруженных Силах
Российской Федерации являются:
осуществление надзора за техническим
состоянием электроустановок и проведением
мероприятий, обеспечивающих их безопасную
эксплуатацию; проверка правильности
допуска личного состава к эксплуатации
электроустановок; оказание помощи воинским
частям в организации их безопасной
эксплуатации; разработка руководящих
документов, определяющих требования к
техническому состоянию, порядок
эксплуатации и хранения электроустановок,
правила безопасности при их эксплуатации,
порядок допуска личного состава к
эксплуатации электроустановок и
организацию надзора за ними.
Инспекторы по энергонадзору вправе: с
ведома командира воинской части и в
присутствии должностного лица этой части
произвести техническое
освидетельствование электроустановок;
проверить у обслуживающего ее личного
состава знания устройства
электроустановок, правил их эксплуатации,
хранения и техники безопасности; требовать
от командира воинской части немедленного
запрещения эксплуатации электроустановок,
если их состояние явно угрожает аварией,
пожаром или опасно для жизни личного
состава, а также отстранения от их
обслуживания лиц, имеющих
неудовлетворительные знания или не
выполняющих правил эксплуатации и техники
безопасности; вносить командиру части
обязательные для исполнения предложения и
предписания по устранению нарушений этих
правил.
Удостоверение инспектора по
энергонадзору, акт проверки состояния
эксплуатации и хранения электроустановок в
войсковой части и форма предписания
утверждены вышеуказанным Приказом
Министра обороны Российской Федерации.
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное
обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется органами
Государственного энергетического надзора Российской Федерации (в ред. Закона
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992,
N 41, ст. 2254).
Комментарий к статье 246 КЗоТ РФ
§1. Государственный энергетический надзор в Российской Федерации осуществляется
на основе Положения о нем, утвержденного Постановлением Совета Министров -
20, ст. 1764).
§2. Основной задачей государственного энергетического надзора является
осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием
электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой
энергии, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой
энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной
принадлежности и форм собственности.
§3. В систему органов государственного энергетического надзора входят:
Главное управление государственного энергетического надзора Министерства
топлива и энергетики РФ;
Региональные управления государственного энергетического надзора;
Отделение государственного энергетического надзора.
§4. Органы госэнергонадзора в соответствии с возложенными на них задачами:
Разрабатывают и издают нормативно-техническую документацию, осуществляют
научно-техническую и информационную деятельность;
Организуют и проводят работу по сертификации электрических установок,
приборов и систем учета и других поднадзорных ему работ и услуг совместно
с Комитетом РФ по стандартам, метрологии и сертификации;
Выдают свидетельства о взрывоопасности электрооборудования на стадии
серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих
предприятий).
§5. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору Российской
Федерации, его заместители, старшие государственные инспекторы и государственные
инспекторы имеют право:
давать обязательные для всех предприятий, организаций и учреждений предписания
о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической
эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности
при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией;
требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений немедленного
отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений,
которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для
человека;
осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим
электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации
этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
давать обязательные для руководителей предприятий, организаций и учреждений
указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках
лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической
эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств
и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических
и теплоиспользующих установок;
давать предприятиям, организациям и учреждениям обязательные предписания
об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической
и тепловой энергии;
проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических
и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при
эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии
и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных
нарушений;
беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических
и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.
Указанные права предоставляются должностным лицам государственного энергетического
надзора в пределах, определяемых главным государственным инспектором по энергетическому
надзору в Российской Федерации.
§6. Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор
в РФ, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей
и за неправильное использование предоставленных им прав.
§7. Действия должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический
надзор в РФ, могут быть обжалованы в установленном порядке, однако подача
жалобы не приостанавливает выполнение обжалуемого решения.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется федеральными органами надзора и контроля за охраной труда соответствующих субъектов Российской Федерации, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.
Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных полномочий, являются обязательными для исполнения организациями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Российской Федерации существуют следующие надзорные органы:
1. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзором России) и его местными органами.
2. Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется Госэнергонадзором России.
3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил осуществляется Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госсанэпиднадзором России).
4. Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России).
5. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ через свои территориальные органы (лаборатории государственного надзора, центры стандартизации метрологии) самостоятельно. Территориальные органы Госстандарта России развиваются весьма интенсивно и, обладая хорошей метрологической базой, способны проводить качественный и объективный контроль за внедрением и соблюдением систем стандартов безопасности труда.
6. Государственная инспекция безопасности дорожного движения Российской Федерации (ГИБДД России) разрешает ввод в жеплуатацию новых и вышедших из ремонта автомобилей, следит за техническим состоянием автомобильного транспорта на предприятиях, в хозяйствах и учреждениях, за обеспечением его безопасной эксплуатации, участвует в расследовании аварий и случаев нарушения правил эксплуатации автомобилей, а также контролирует подготовку кадров для автотранспорта.
Вернуться назад на
Наряду с деятельностью государственной инспекции труда за соблюдением трудового законодательства специально уполномоченный орган осуществляет деятельность за проведением работодателями мероприятий по обеспечению безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок.
До реорганизации федеральных органов исполнительной власти функции специально уполномоченного органа по государственному энергетическому надзору выполняли управления и отделения энергетического надзора, находившиеся в ведении Министерства энергетики РФ. В настоящее время создано Федеральное агентство по энергетике, которое входит в Министерство промышленности и энергетики РФ.
Однако в соответствии с п. 5 Указа Президента РФ № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральные агентства не могут осуществлять функции государственного надзора, они призваны осуществлять деятельность по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также по изданию правоприменительных актов в пределах имеющейся компетенции. Поэтому деятельность по государственному энергетическому надзору также осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Должностные лица Федеральной службы, осуществляющей государственный энергетический надзор, имеют право:
1) давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией;
2) требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представляют иную опасность для жизни и здоровья людей;
3) осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
4) давать обязательные для руководителей организации указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
5) принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;
- давать организациям обязательные для исполнения предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии;
- проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и выдавать должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений;
- беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.
Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, корреспондируют обязанности работодателей, их представителей, должностных лиц и иных работников выполнять законные требования по устранению нарушений, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.
Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор, при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, обладают независимостью и подчиняются закону.
На деятельность по государственному энергетическому надзору требования Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" распространяются с отдельными изъятиями.
В частности, положения данного Федерального закона не применяются при осуществлении контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых определяется Правительством РФ. Электрические и теплоиспользующие установки в соответствии с действующим законодательством являются источником повышенной опасности.
В связи с чем требования названного Федерального закона при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, не должны применяться. В частности, для проведения проверки помещений электрических и теплоиспользующих установок не требуется предъявлять документы о проведении планового или внепланового мероприятия по государственному энергетическому надзору. Достаточным основанием для проведения такой проверки является предъявление служебного удостоверения должностным лицом, имеющим полномочия по контролю за использованием электрических и теплоиспользующих установок.
Предписания и указания должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, в части устранения нарушений, создающих угрозу аварий, жизни и здоровью людей, подлежат немедленному исполнению. Однако работодатели, их представители не лишены возможности обжаловать решения должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в суд.
Лица и органы, рассматривающие жалобы на решения должностных лиц государственного энергетического надзора, могут приостановить действие указаний и предписаний, которые обжалуются. При рассмотрении таких жалоб должностные лица государственного энергетического надзора должны доказать законность и обоснованность принятых ими решений. В свою очередь лица, которые обжалуют их действия (бездействие), должны доказать, что они нарушают гарантированные им права или законные интересы.
Отдельные положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены к деятельности по государственному энергетическому надзору как минимум по аналогии. Например, мероприятия, обеспечивающие безопасность электрических и теплоиспользующих установок, по общему правилу должны проводиться в срок, не превышающий одного месяца.
В исключительных случаях этот срок может быть продлен до двух месяцев лицом, проводящим проверку использования работодателем электрических и теплоиспользующих установок. Внеплановые мероприятия по проверке работодателей должностные лица государственного энергетического надзора могут проводить при наличии информации о ненадлежащем состоянии или эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок.
Работодатели, деятельность которых проверяется на предмет использования электрических и теплоиспользующих установок, могут воспользоваться гарантированными в ст. 13 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" правами.
В частности, они могут:
Непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по государственному энергетическому надзору;
- знакомиться с результатами мероприятий по государственному энергетическому надзору, давать свои объяснения, в том числе по составленным после его проведения документам;
- обжаловать действия должностных лиц государственного энергетического надзора в установленном законодательством порядке.
Таким образом, деятельность по государственному энергетическому надзору имеет существенные особенности, которые обусловлены необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок, которые в соответствии с действующим законодательством являются источниками повышенной опасности.
В связи с чем к деятельности должностных лиц государственного энергетического надзора положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены лишь в части, не препятствующей устранению нарушений при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.