Отличие тн от ттн. Товарно-транспортная и транспортная накладная

Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными и транспортными документами , предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. К таковым, в частности, относятся товарная накладная по форме N ТОРГ-12 и (при автомобильных перевозках, на которых в дальнейшем делается акцент в статье) товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме N 1-Т . В отношении последней, кстати, частенько возникают вопросы, начиная от оформления данного документа и заканчивая его наличием (как таковым). Поясним. Допустим, доставка товаров осуществлена продавцом (покупатель транспортировку не оплачивал) или договором купли-продажи предусмотрен самовывоз товара (в доставке задействован собственный транспорт покупателя). Будет ли покупатель в подобных случаях обладателем ТТН? Вправе ли контролеры при отсутствии указанного документа отказать организации в вычете "входного" НДС (разумеется, если налог имел место и прочие условия получения соблюдены)?

Наличие ТТН для налогового вычета обязательно не всегда

Нормы законодательства и примеры судебных решений

Организации, осуществляющие перевозки грузов на собственных и арендуемых автомобилях (далее - транспортные организации), обязаны оформлять ТТН. Таково требование п. 2 Инструкции "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" (Инструкция Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983). А п. 6 указанного документа установлено, что ТТН является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

На необходимость выписывать ТТН при доставке товара автомобильным транспортом указано и в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (п. 2.1.2), и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ (п. 49).

В соответствии со ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается.

Исходя из указанных документов, делаем вывод: ТТН (форма N 1-Т) обязательна к применению отправителями и получателями грузов. Иными словами, этот документ составляется грузоотправителем при доставке им груза по заказу покупателя . Он служит основанием для расчетов между сторонами договора перевозки. Кроме того, на основании ТТН, составляемой, как правило, в четырех экземплярах, производится списание и оприходование товарных ценностей.

К сведению. Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и предназначается для списания ТМЦ; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта.

Если же покупатель заказчиком перевозки не является, наличие ТТН у него не обязательно. Принятие на учет ТМЦ в этом случае возможно и на основании других документов, в частности товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

К сведению. Товарная накладная составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у организации, сдающей ТМЦ, являясь основанием для их списания, а второй передается сторонней организации (покупателю) и является основанием для оприходования этих ценностей.

Аналогичная точка зрения, кстати, выражена в Письмах Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413 (Указанные Письма, говорят финансисты (ссылаясь на Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138), носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, в них изложенной): если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная ТТН (форма N 1-Т) либо товарная накладная (форма N ТОРГ-12), а также в Письме от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195, в котором главное налоговое ведомство страны указало: действующая в настоящее время форма товарно-транспортной накладной N 1-Т обязательна к применению юридическими лицами, являющимися отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает.

Казалось бы, все логично и вопросов возникать не должно. Тем не менее контролеров на местах отсутствие ТТН (в том числе по вышеперечисленным причинам) настораживает. И не факт, что при проверке они не сочтут это основанием для отказа в налоговом вычете (мол, нарушено обязательное условие - документальное подтверждение принятия товаров на учет).
Примеры из арбитражной практики имеются в изобилии. Есть как положительные (в пользу налогоплательщика), так и отрицательные (заканчивающиеся победой налоговиков) решения.
Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 11.03.2011 по делу N А27-6755/2010 указал: материалами дела не подтверждается, что налогоплательщик выступал заказчиком перевозки, следовательно, отсутствие у него ТТН не является нарушением законодательства, влекущим признание расходов на приобретение товаров и налоговые вычеты необоснованными. Первичным учетным документом, служащим основанием для оприходования полученных обществом товаров, являлась товарная накладная формы N ТОРГ-12. Следовательно, общество правомерно включило затраты по сделкам с рассматриваемыми контрагентами в расходы по налогу на прибыль и применило вычеты по НДС.
Другой пример - Постановление ФАС МО от 21.02.2011 N КА-А40/316-11. Поскольку по условиям контракта доставку оборудования на склад покупателя производил продавец, судами не принята ссылка налогового органа на непредставление обществом ТТН по форме N 1-Т, при том что заявителем представлены товарные накладные формы N ТОРГ-12, подтверждающие поставку оборудования. На основании исследования указанных документов арбитры пришли к выводу о документальном подтверждении вычетов по НДС.
В Постановлении от 16.09.2010 по делу N А55-30158/2009 ФАС ПО указал: в связи с тем что в рассматриваемом случае покупатель не участвует в отношениях по перевозке груза, наличие или отсутствие ТТН как оправдательных документов юридического значения для него не имеет. Представление ТТН при наличии товарных накладных по форме N ТОРГ-12 не является обязательным и в силу того, что по настоящему делу не оценивается обоснованность в связи с осуществлением перевозки товаров.
Отметим также: в указанном решении арбитры сослались на Письмо N ШС-20-3/1195, в котором, как было отмечено выше, сделан вывод о том, что принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

Вывод Президиума ВАС РФ

Особо хочется остановиться еще на одном, наиболее значимом, судебном решении, в котором указанной проблеме дал оценку Президиум ВАС РФ. Мы говорим о Постановлении от 09.12.2010 N 8835/10.

А начиналось дело весьма неблагоприятно для налогоплательщика. Одна за другой налоговые инстанции становились на сторону налоговиков, подчеркивая, что ТТН является единственным документом, служащим основанием не только для списания ТМЦ грузоотправителем и оприходования их грузополучателем, но и для принятия товара на учет в целях реализации права на применение налогового вычета в соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ.
Но уверенный в своей правоте налогоплательщик не сдавался - дело дошло до высшей инстанции. Президиум ВАС РФ указал на то, что при рассмотрении дела судами не учтены следующие моменты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия указанных товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации; в противном случае (при подаче не предусмотренного унифицированной формой документа) учетная "первичка" должна содержать определенные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете обязательные реквизиты.

Товарная накладная (форма N ТОРГ-12) , содержащаяся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, применяется для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации. Представленные заявителем товарные накладные по форме N ТОРГ-12 содержат сведения о грузоотправителе, грузополучателе, поставщике, плательщике, наименовании товара, его количестве и цене, а также указание на должности лиц, отпустивших и принявших товар, их подписи и тем самым подтверждают факт отгрузки товара .
Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 установлены требования по заполнению и содержанию товарной накладной по форме N ТОРГ-12, при этом наличие ТТН по форме N 1-Т по учету торговых операций не предусматривается.
Кстати, ТТН является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов и служащим для учета транспортной работы и расчетов с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов. В данном случае общество осуществило операции по приобретению товаров, не выступая в качестве заказчика по договору перевозки .
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что непредставление товарно-транспортных накладных обществом свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения налогового вычета по операции приобретения товара, не основан на действующем законодательстве и не соответствует установленным судом обстоятельствам.

И все-таки...

Как видим, Президиум ВАС РФ встал на сторону организации, и это важно, поскольку арбитражная практика по аналогичным спорам должна пойти по благоприятному для налогоплательщиков пути. Иными словами, мнение Президиума ВАС РФ поможет избежать необоснованных выводов со стороны налоговиков и судебных органов. В рассматриваемом случае право собственности на товар переходит к покупателю в момент предоставления товара на складе продавца (поставщика), а оправдательным документом, подтверждающим данный факт (переход права собственности на приобретаемый товар), является товарная накладная по форме N ТОРГ-12. Поскольку по договору перевозки заказчика нет, требование ТТН при самовывозе невозможно. А раз так, то и вычет "входного" НДС (при соблюдении прочих условий) правомерен.

К сведению. Покупателю могут отказать в применении вычета налога по счету-фактуре, выставленному до оформления первичных документов, подтверждающих отгрузку товаров. Об этом сказано в Письме Минфина России от 17.02.2011 N 03-07-08/44.

В то же время хочется отметить, что каждый спор имеет свой "окрас" и не исключено, что отсутствие ТТН налоговый орган использует для доказывания получения организацией необоснованной налоговой выгоды из-за невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. Иными словами, если налогоплательщик реально принимает участие в схеме с возмещением НДС, стоит ли рассчитывать на положительный исход дела? Возможно, в схеме он и "не замешан", однако подтвердить реальность хозяйственных операций с контрагентами не может (согласитесь, что тоже странно). Не исключено, что при таких обстоятельствах судьи займут сторону налоговиков. Приведем пример.
В Постановлении от 24.08.2010 по делу N А19-29237/09 ФАС ВСО поддержал налоговый орган, причем немалую роль в принятии такого решения сыграло не столько отсутствие ТТН по форме N 1-Т, сколько другие ("обрамляющие ситуацию") моменты. В частности, организация не смогла подтвердить реальность хозяйственных операций с контрагентами, причем довод общества о том, что при выборе последних оно действовало с должной осмотрительностью и осторожностью и не может нести ответственность за действия третьих лиц, судом кассационной инстанции принят не был, поскольку в доказательство сделок с контрагентами общество не представило всех необходимых документов.
В подтверждение заявленных расходов и вычетов по поставщикам общество представило договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения. Однако эти документы были подписаны неуполномоченными лицами (одно из них при допросе показало, что отношения к деятельности организации не имеет, роспись ставило на пустых листах, а ксерокопию паспорта предоставило за вознаграждение; допрос второго лица в связи с неустановлением его местонахождения не произведен).
В счетах-фактурах и товарных накладных по перечисленным поставщикам общество указано грузополучателем, а контрагенты - грузоотправителями. Суды установили, что в отношении последних налогоплательщиком не подтверждена доставка товара (ТТН от поставщиков не представлены).
Общество пыталось доказать, что отсутствие ТТН не может свидетельствовать об отсутствии отношений общества с контрагентами. Факт поставки товаров подтверждается имеющимися в материалах дела иными доказательствами, а именно показаниями свидетеля Л., письмом ЗАО, договором об организации перевозок с ЗАО, актами оказанных услуг. Однако ссылка общества на акты оказанных услуг судом кассационной инстанции отклоняется, так как в соответствии с материалами проверки данные акты не позволяют произвести детализацию услуг по заявкам, поставщикам и товарам.
Кроме того, согласно материалам выездной налоговой проверки контрагентами общества (поставщиками товара) в проверяемый период налоговая отчетность не представлялась либо представлялась без отражения оборотов, организации по адресам регистрации не находятся.
Оценив обстоятельства в совокупности, арбитражные суды сделали вывод о том, что заявленная обществом налоговая выгода по перечисленным поставщикам является необоснованной.
Таким образом, суд поддержал налоговиков, причем Определением ВАС РФ от 23.12.2010 N ВАС-16852/10 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Впрочем, дела могут обстоять и иначе (см., например, Постановление ФАС СЗО от 09.02.2011 по делу N А21-13459/2010), если факты, указывающие на недобросовестность налогоплательщика и направленность его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета, в ходе проверки не будут установлены.
Как следует из материалов дела, общество (на основании заключенного с ООО "ТПК" договора купли-продажи) осуществляло закупки товара и реализовывало его в дальнейшем на экспорт.
Доставка товара в адрес общества осуществлялась на основании заключенных им с транспортными компаниями договоров на оказание автотранспортных услуг.
Суд апелляционной инстанции установил, что заявителем представлены документы (договор купли-продажи и дополнительные соглашения к нему, спецификации, акты, товарные накладные по форме N ТОРГ-12, счета-фактуры), подтверждающие факты приобретения товара на внутреннем рынке у ООО "ТПК", принятия этого товара на учет и уплаты НДС поставщику.
В подтверждение реального движения товара от поставщика обществу представлены договоры на оказание автотранспортных услуг с транспортными компаниями, заявки, акты оказанных услуг.
Тот факт, что товар доставлялся силами и средствами третьих лиц, не свидетельствует о том, что последние являются грузоотправителями, а только подтверждает, что перевозка товара осуществлялась этими компаниями. Поэтому довод инспекции о недостоверности сведений о грузоотправителе в представленных обществом товарных накладных правомерно отклонен судом апелляционной инстанции. К тому же, поскольку общество осуществляет операции по купле-продаже товаров и не выполняет работы по их перевозке, первичными документами для него являются не товарно-транспортные, а товарные накладные.
Доводы инспекции о недобросовестности общества и направленности его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета рассматривались судом апелляционной инстанции и были им отклонены как документально не подтвержденные.
При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций (создания "искусственной цепочки"), в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, приведенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.
Из материалов дела не усматривается, что в ходе проверки налоговым органом в отношении налогоплательщика были установлены эти обстоятельства.
Таким образом, ФАС СЗО определил: выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела, правовых и фактических оснований с ними не согласиться не усматривается.

Чем принципиально отличаются ТН и ТТН друг от друга, в каких случаях оформляются?2) ООО занимается перевозкой, ООО Занимается организацией перевозки, какая дб формулировка в Актах?3) В чем принципиальное отличие этих двух видов деятельности? и какое различие в оформлении документов?Заранее благодарю!!!

1) Транспортная накладная состоит из 17 разделов (перечислены в рекомендации № 1 в полном ответе). Оформляя этот документ, грузоотправитель или грузовладелец тем самым подтверждает, что договор перевозки груза заключен.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарный и транспортный. Она предназначена для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Если грузоотправитель выдал транспортную накладную, оформлять товарно-транспортную накладную не обязательно. А вот оформить товарно-транспортную накладную вместо транспортной нельзя. Поскольку именно транспортная накладная является первичным учетным документом, подтверждающим расходы на транспортировку грузов по договору перевозки;

2) что касается услуг по перевозке груза, в гражданском законодательстве требования о составлении акта по услугам доставки не предусмотрено (гл. 39 и 40 ГК РФ). Чтобы признать расходы при расчете налога на прибыль, достаточно транспортной накладной, в которой есть отметка о приеме имущества. Эта накладная является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги.

Вместе с тем, составление актов может быть предусмотрено договором (помимо транспортной накладной). Формулировка в акте об оказании услуг по перевозке может быть, такой, как в образце по ссылке.

Что касается услуг по организации перевозки груза, в этом случае в целях бухучета и налогообложения целесообразно оформить акт (отчет об исполнении поручени). Формулировка в акте об организации услуг по перевозке может быть, такой, как в образце по ссылке.

3) если ООО занимается перевозкой груза, как правило, оно само эти услуги и оказывает. В этом случае для оказания услуг достаточно оформить транспортную накладную, которая приравнивается к договору перевозки.

Если ООО занимается организацией перевозки, оно по сути является посредником между клиентом и перевозчиками. В этом случае можно оформить на выбор:

Посреднический договор, по которому ООО выступает в качестве агента;

Договор о перевозке с привлечением третьих лиц;

Договор транспортной экспедиции, по которому ООО выступает экспедитором.

Оказание услуг по этим договорам подтверждается актом (отчетом об исполнении поручения), с приложением к нему первичных документов (транспортной накладной), подтверждающих оказание услуг третьими лицами.

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

Как документально оформить продажу товаров оптом

Виды транспортных накладных

В зависимости от вида транспортировки товара используют и различные формы накладных, подтверждающих доставку:

· автомобильные перевозки – транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272, и товарно-транспортная накладная, например, по форме № 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78;*

· железнодорожные перевозки – транспортная железнодорожная накладная по форме № ГУ-29-О;

· морские перевозки – коносамент;

· доставка воздушным транспортом – грузовая накладная.

Если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар, затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждают путевым листом автомобиля. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123.

Транспортная накладная

При доставке грузов на автомобилях составляют транспортную накладную. Оформляя этот документ, грузоотправитель или грузовладелец тем самым подтверждает, что договор перевозки груза заключен*. Если, конечно, другие условия не предусмотрены в договоре (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Если отгрузка товара производится со склада филиала (обособленного подразделения), в наименовании грузоотправителя все равно укажите наименование и адрес головной организации. Дело в том, что филиалы и обособленные подразделения не являются юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ). Ответственность за деятельность филиала или представительства несет создавшая его организация, и стороной по договору перевозки будет именно она. А значит, оформлять документы от своего имени они не вправе.

Если же доставку организует собственными силами покупатель, то составлять транспортную накладную не обязательно (письмо Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123).

Транспортная накладная состоит из 17 разделов. В ней указывают сведения:*

· о грузоотправителе, грузополучателе;

· о перевозчике;

· о грузе;

· о транспортном средстве;

· о стоимости услуг транспортной компании;

· о сопроводительных документах.

Чтобы избежать претензий со стороны налоговых инспекторов, стоит подробно указывать адреса мест погрузки и выгрузки товаров в разделах 6 и 7.

А вот в разделе 8, который посвящен условиям перевозки, допустимы прочерки. Это будет означать, что сроки погрузки, штрафы за просрочку доставки или за простой транспорта и другие условия перевозки нужно определять по общим правилам, установленным Законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ.

Транспортную накладную выписывают в трех экземплярах – по одному для перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Каждый экземпляр необходимо заверить подписями грузоотправителя и перевозчика или их уполномоченных лиц. В таком же порядке заверяют и все изменения в накладной. Документ составляют на одну или несколько партий грузов, перевозимых на одном транспортном средстве. Об этом сказано в пункте 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272.

Для целей бухгалтерского и налогового учета транспортная накладная является первичным учетным документом, подтверждающим расходы на транспортировку грузов по договору перевозки (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ, письмо Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36).*

Товарно-транспортная накладная

Для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом составляют товарно-транспортную накладную*. Например, по форме № 1-Т (раздел 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, п. 6 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998).

Товарно-транспортную накладную составляет грузоотправитель для каждого грузополучателя и на каждую поездку автомобиля. При этом обязательно заполнить все реквизиты.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:*

· товарный – в нем определены взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей. На основании сведений из этого раздела грузоотправитель списывает товар, а грузополучатель его оприходует;

· транспортный – в нем фиксируют взаимоотношения грузоотправителей – заказчиков автотранспорта с организациями – владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. Сведения из этого раздела нужны, чтобы учитывать расходы на перевозку, доставку груза.

Такие правила предусмотрены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Важная деталь: если грузоотправитель выдал транспортную накладную, то в общих случаях оформлять товарно-транспортную накладную не обязательно.*

Ситуация: можно ли не оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, если грузоотправитель выдал транспортную накладную

Да, можно.

Ведь, как и большинство первичных документов, товарно-транспортную накладную не обязательно составлять по унифицированной форме. Форма № 1-Т утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Однако вопрос о том, применять ее или же использовать самостоятельно разработанную форму, решает руководитель. После чего утверждает ее приказом к учетной политике.

Более того, применять транспортную накладную и товарно-транспортную накладную независимо от ее формы вовсе не обязательно. Для подтверждения факта заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом достаточно транспортной накладной.*

Все это следует из статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункта 4 ПБУ 1/2008, части 1 статьи 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, пункта 2 статьи 785 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Аналогичный вывод отражен и в письме Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.

Доставка транспортом продавца

Продавец может доставить товар на склад покупателя собственным транспортом, взяв за это дополнительную плату. Тогда понадобится выписать следующий набор документов:

· счет-фактуру, если, конечно, продавец – плательщик НДС (п. 3 ст. 168 НК РФ);

· товарную накладную, например, по форме № ТОРГ-12;

· транспортную накладную.

При этом продавец может составить и товарно-транспортную накладную, а может ее и не составлять. А вот оформить товарно-транспортную накладную вместо транспортной нельзя. Ведь транспортная накладная является первичным учетным документом, подтверждающим расходы на транспортировку грузов по договору перевозки.

В случае доставки груза сторонней транспортной организацией заключите с ней договор перевозки груза, составив транспортную накладную (ч. 1, 5 ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).

Ситуация: нужно ли оформить акт об оказании транспортных услуг при доставке покупателю товаров или готовой продукции собственным транспортом. Доставка оплачивается сверх цены поставки

Нет, не нужно.

Ведь акт об оказании услуг составляют, только когда это прямо предусмотрено договором. В гражданском законодательстве требования о составлении акта по услугам доставки не предусмотрено (гл. 39 и 40 ГК РФ).

Чтобы признать расходы на доставку при расчете налога на прибыль, достаточно транспортной накладной, в которой есть отметка о приеме имущества. Эта накладная является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги. Имея на руках такой документ, заказчик может признать расходы, связанные с доставкой имущества, и в бухгалтерском, и в налоговом учете.* Это следует из положений статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, статьи 313 и пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.

2.Из ситуации

Олега Хорошего , начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как экспедитору отразить в бухучете и при налогообложении доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по договору транспортной экспедиции. Экспедитор применяет общую систему налогообложения

Ответ на этот вопрос зависит от условий исполнения договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договора (гл. 41 ГК РФ). Порядок ведения транспортно-экспедиционной деятельности регулируется Законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Договор транспортной экспедиции может предусматривать два вида обязательств экспедитора:
– экспедитор обязуется оказать услуги, предусмотренные договором, только своими силами;
– экспедитор обязуется обеспечить организацию процесса перевозки груза (в т. ч. с привлечением для исполнения договора сторонних организаций).

В любом случае клиент должен возместить экспедитору понесенные им расходы и выплатить ему вознаграждение. При этом договор транспортной экспедиции признается посредническим только в той части, в которой экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать выполнение работ, предусмотренных договором экспедиции. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 801, абзацем 1 статьи 805 Гражданского кодекса РФ и пунктом 2 статьи 5 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ.

Если по условиям договора экспедитор самостоятельно выполняет все обязательства перед клиентом (перевозит груз, выполняет погрузочно-разгрузочные работы, оформляет таможенные документы и т. п.), то цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. В этом случае выручкой от реализации признается вся сумма доходов, полученных экспедитором, а факт оказания услуг подтверждается актом на всю сумму договора.*

В бухучете доходы и расходы отразите на дату составления этого акта (подп. «г» п. 12 и п. 13 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).

Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета доходов и расходов(ч. 4, 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

При расчете налога на прибыль методом начисления в состав доходов включите выручку от реализации на дату подписания акта (п. 1 ст. 249 НК РФ). При кассовом методе – в момент получения оплаты от клиента (или грузополучателя) (п. 2 ст. 273 НК РФ). Уменьшите выручку на сумму расходов, связанных с оказанием услуг по договору (подп. 1 п. 3 ст. 315 НК РФ).

Реализация работ (услуг) признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому экспедитор должен выставить счет-фактуру (на всю сумму договора или на сумму полученного аванса (частичной оплаты)) (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Аналогичный порядок бухучета и налогообложения доходов и расходов применяйте, если экспедитор привлекает сторонние организации, но в договоре отражена общая стоимость его услуг. В такой ситуации вся сумма, полученная от заказчика, признается выручкой экспедитора, а все понесенные им затраты (включая оплату услуг сторонних организаций) формируют себестоимость его услуг на общих основаниях (так же как расходы на ГСМ, оплату труда и т. д.). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/65.

Если затраты, возмещаемые клиентом, экспедитор не учитывал в расходах в соответствии с условиями договора, то и сумму компенсации этих затрат в доходы включать не нужно (подп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ). В этом случае выручкой от реализации для экспедитора будет только вознаграждение, выплачиваемое клиентом (п. 5 ПБУ 9/99, п. 1 ст. 249 НК РФ). Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-03-09/10.

Напомним, прежде финансовое ведомство высказывало более жесткую позицию по данному вопросу. Согласно ей расходы на услуги стороннего перевозчика, привлеченного в рамках исполнения договора транспортной экспедиции, вовсе нельзя учитывать при расчете налога на прибыль, если эти затраты компенсируются клиентом (письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-04-11/69).

Подробнее об отражении доходов и расходов у экспедитора как посредника см. Как посреднику отразить в бухучете и при налогообложении посредническое вознаграждение.

Главбух советует: законодательство, регулирующее вопросы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, не требует оформления отчета по факту оказания услуг. Однако на каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если договор транспортной экспедиции предусматривает привлечение экспедитором сторонних организаций (т. е. посредническую деятельность), в целях бухучета и налогообложения целесообразно оформить отчет экспедитора.*

<...>

Главбух советует: если в своей деятельности организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги по различным договорам – как собственными силами (в т. ч. с привлечением сторонних организаций), так и в качестве посредника, целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов от этих операций.

В такой ситуации целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов по самостоятельному выполнению работ (оказанию услуг) и привлечению сторонних организаций. Для этого экспедитор может оформлять акт (в части услуг, оказанных собственными силами) и отчет (в части посреднических услуг). Это позволит разграничить суммы, поступающие в качестве вознаграждения экспедитора и возмещения его расходов на привлечение сторонних организаций, от выручки от реализации собственных работ (услуг).*

Как посреднику оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение товаров (работ, услуг) для заказчика

Кроме того, заказчику нужно представить:*
– копии всех первичных документов, подтверждающих приобретение материальных ценностей (письмо МНС России от 17 сентября 2004 г. № 21-09/60455);
– отчет об исполнении поручения. Такое правило действует в отношении агентского и комиссионного договоров (ст. 999 и1008 ГК РФ). Отчет посредника по договору поручения представляется заказчику, если это прямо предусмотрено договором (ст. 974 ГК РФ). Форма отчета об исполнении поручения может быть произвольной или установлена в договоре. При этом она должна содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ;
– копии первичных документов, подтверждающих расходы посредника, связанные с исполнением поручения (транспортные расходы, расходы на хранение и т. д.), если в соответствии с договором такие расходы подлежат возмещению заказчиком (ст. 975, 1001, 1011 ГК РФ).

Для транспортировки груза могут использоваться мультимодальные перевозки, в которых последовательно задействованы разные виды транспорта. От самолета до собачьей упряжки. Но самыми распространенными остаются автомобильные перевозки. В то же время их документальное оформление вызывает у бухгалтеров массу вопросов. Ответы на них нужно искать в области автотранспортного права. Между тем даже контролирующим ведомствам не под силу разобраться в его хитросплетениях. Это показывает практика многочисленных официальных разъяснений.

Варианты транспортировки

Для перевозки товарно-материальных ценностей компания может использовать свой автотранспорт, числящийся в составе основных средств, собственных или арендованных. А может заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией или индивидуальным предпринимателем - на оказание услуг перевозки (гл. 40 ГК РФ, Федеральный закон от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») либо транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ, Федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Но когда место погрузки груза и его место доставки, указанные в договоре, находятся на территории разных стран, применяется Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956 г.). Такие перевозки в нашей статье не рассматриваются.

Перевозчик оказывает услугу лично, непосредственно предоставляя грузоотправителю транспортное средство под погрузку. А экспедитор – это лицо, оказывающее комплексную услугу организации перевозки. Главное условие такой организации – доставка груза адресату, указанному клиентом. Результат тот же, что у перевозчика. Но для его достижения экспедитор не только самостоятельно доставляет груз или заключает договоры с другими перевозчиками. Он осуществляет самые разные операции вспомогательного характера, обеспечивающие грузоперевозку. Например, подготовку товаров к транспортировке, передачу груза от одного перевозчика к другому, оформление перевозочных документов, страхование и выполнение таможенных формальностей. Перевозчик же, помимо транспортировки, выполняет только погрузочно-разгрузочные работы.

Если заказчик наделит перевозчика несвойственными ему функциями, то договор перевозки будет переквалифицирован судом. Разумеется, это возможно в рамках спора, хозяйственного или налогового.

На транспортном рынке предлагают услуги и разнообразные посредники. Они оказывают помощь в осуществлении отдельных «сопутствующих» операций, не принимая на себя обязанности по достижению конечной цели – вручению груза грузополучателю. Чаще всего приходится иметь дело с агентами (гл. 52 ГК РФ) или диспетчерами (гл. 39 ГК РФ).

Задача бухгалтера – обеспечить транспортировку товарно-материальных ценностей надлежащими документами, на основании которых компания безбоязненно сможет принять к вычету предъявленный НДС и признать расходы по налогу на прибыль. Для этого бухгалтер должен разобраться в правовой природе транспортных операций.

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

В сфере грузоперевозок действует два свода правил. Назовем их «российские» и «советские». Первые – современный подзаконный акт, обеспечивающий применение Устава автомобильного транспорта, то бишь Закона № 259-ФЗ. Это Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее Правила). Вторые были приняты в эпоху СССР. Это Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 (далее Общие правила).

Закон № 259-ФЗ регулирует правоотношения, возникающие при перевозке груза по договору, за плату. В этой сфере, при коммерческих перевозках, и применяются «российские» Правила.

Из п. 1 ст. 1 Закона № 259-ФЗ следует, что «советские» Общие правила на коммерческие перевозки не распространяются. Ведь нормативным правовым актом Российской Федерации они не являются. Сфера действия Общих правил – автотранспортное «самообслуживание», когда компании используют корпоративный транспорт без заключения договора перевозки. Примеры: грузоперевозки между структурными подразделениями компании, доставка товаров покупателям по договорам поставки. В обоих примерах компания выступает владельцем транспортируемых ценностей (к покупателю право собственности перейдет после вручения ему товара).

Перевозчик везет груз, ему не принадлежащий. За его сохранность он отвечает перед грузоотправителем и грузополучателем. Заказчиком по договору перевозки является грузоотправитель. Он оплачивает услугу перевозчика. Содержание услуги – перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на его получение лицу, то есть грузополучателю. Следовательно, приемку услуги перевозчика осуществляет грузополучатель. Поэтому оформлять специальный акт приемки-передачи услуг между перевозчиком и грузоотправителем не требуется.

Каждые правила предусматривают свой перевозочный документ , наличие которого обязательно для перевозки. Согласно Правилам – это транспортная накладная (ТН), а в соответствии с Общими правилами – товарно-транспортная накладная (ТТН). Форма ТТН утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 (далее Постановление № 78). Прямое предписание об использовании ТТН при перевозках грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях содержит п. 2 инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР от 30.11.1983 г. № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Эта инструкция была издана в поддержку Общих правил.

Таковы источники правового регулирования автоперевозок.

Остается добавить, что Постановление № 78, а с ним и форма ТТН не являются обязательными к применению. Дело в том, что это постановление не имеет регистрационного номера в Минюсте России и официально не опубликовано (в нарушение п. 10 указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763, п. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 г. № 8). По этой пикантной причине норма о применении ТТН оказывается в «подвешенном» состоянии. Чем компании успешно пользуются в налоговых спорах.

Минфин РФ в ряде писем, последнее из которых – от 22.12.2011 г. № 03-03-10/123, разъясняет следующее. Если компания не заключает договор перевозки и везет груз на собственном автомобиле, то затраты на транспортировку подтверждает путевой лист .

Формы путевых листов также утверждены Постановлением № 78. Из него следует, что путевые листы грузового автомобиля применяются совместно с ТТН. В путевом листе указываются номера ТТН, а в транспортном разделе ТТН – номер путевого листа.

Примечательно, что в случае перевозок для внутренних нужд нормативного предписания о необходимости путевого листа мы не обнаружим. Но он является общепризнанным основным первичным документом учета работы грузового автомобиля. Его форму нужно признать функциональной и оптимальной.

Зато для коммерческих грузоперевозок путевой лист обязателен. Сведения о нем указываются в ТН, он выполняет роль доверенности на получение водителем груза у отправителя.

Документирование грузоперевозок

Постановления Правительства РФ являются составной частью законодательства о бухгалтерском учете (ст. 3 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому ТН – это первичный документ для всех участников коммерческой перевозки – грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя.

Применению ТН посвящено рекордное количество писем Минфина России. Правда, это ответы конкретным налогоплательщикам. В основе заданных вопросов – непонимание отличия ТН от ТТН. Впрочем, в разницу между ними не углублялись и чиновники. Но, чтобы выстроить надлежащий документооборот, нужно четко понимать назначение каждой из форм.

Поясним свойства ТН на примере.

Предположим, продавец для доставки товаров покупателю нанял перевозчика. Для оформления торговых операций он применяет товарные накладные по унифицированной форме № ТОРГ-12. А на перевозки у него имеются транспортные накладные.

Между тем перевозчик перевозит не товары, а грузы, причем партиями. Приемку товаров по количеству, ассортименту и качеству он не осуществляет. В таре и под упаковкой товары не видны. «Превращение» товаров в груз – это отдельная хозяйственная операция продавца-грузоотправителя.

Обратимся к ТОРГ-12. В ней указывается дата составления и приводится перечень товаров в тех наименованиях и единицах, в которых они числятся в учете продавца. На эту дату перечисленные товары, оставаясь на складе продавца, считаются зарезервированными для покупателя.

В левой нижней части ТОРГ-12 должностные лица продавца (лицо, разрешившее отпуск груза, и главный (старший) бухгалтер) удостоверяют преобразование товаров в груз. Последний характеризуется массой и количеством мест. Эти данные заносятся в п. 3 транспортной накладной.

Дата в левой нижней части ТОРГ-12 характеризует момент передачи груза перевозчику. Ее подтверждает подпись должностного лица продавца в реквизите «Отпуск груза произвел». Заметим, что перевозчик подписывает приемку груза только в ТН.

Дата в правой нижней части ТОРГ-12 относится к вручению груза, а не товаров. С точки зрения продавца, безразлично, кто получил груз: сам покупатель-грузополучатель или его представитель (по доверенности). Заполнению подлежит один из реквизитов – «Груз принял» (если груз передан представителю) или «Груз получил грузополучатель» (эта подпись заверяется печатью покупателя). Неиспользованный реквизит прочеркивается. А как в дальнейшем происходит передача груза от поверенного к доверителю (покупателю-грузополучателю) – продавца-грузоотправителя не касается.

Оприходование поступивших товаров покупатель оформляет путем наложения на ТОРГ-12 штампа (п. 2.1.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5; п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. 49 приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н). Экземпляр ТОРГ-12 с оттиском такого штампа он возвратит продавцу. Одновременно этот экземпляр играет роль акта приемки-передачи услуг перевозчика, подписанного уполномоченным на это лицом (грузополучателем) на другом конце маршрута.

В заголовочной части ТОРГ-12 предусмотрен реквизит «Транспортная накладная (номер, дата)». А в ТН имеется п. 4 «Сопроводительные документы на груз». В нем указывают номер и дату составления ТОРГ-12, а также количество ее экземпляров, направляемых покупателю. В состав сопроводительных документов к ТН продавец может включить и счет-фактуру.

Как видно, ТН и ТОРГ-12 неразрывно связаны. При этом ТОРГ-12 конкретизирует объект перевозки. В совокупности эти два документа эквивалентны ТТН. Причем отдельно взятая ТН не позволяет установить, что именно перевозит компания. В п. 3 «Наименование груза» ТН указывают отгрузочное (обобщенное) наименование груза, а не «бухгалтерские» характеристики товаров. Поэтому ТН без приложения ТОРГ-12 не обеспечивает соблюдения критериев п. 1 ст. 252 НК РФ.

Последнее официальное разъяснение о транспортных документах адресовано уже неопределенному кругу лиц (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Это письмо ФНС России от 21.03.2012 г. № ЕД-4-3/4681@. В нем сказано, что первичным документом, подтверждающим затраты на автоперевозку, является либо ТН, либо ТТН. Составлять на одну поездку две формы не требуется. Нюансов их применения чиновники по-прежнему не раскрыли. Зато мы показали, как рассуждать и действовать на практике.

Документирование транспортной экспедиции

Юридическая классификация сделки определяет подход к ее документированию. Наглядный пример тому – договор транспортной экспедиции.

С точки зрения налоговых инспекторов, экспедитор – это посредник, поскольку он действует за вознаграждение по поручению клиента в его интересах и за его счет.

Между тем транспортная экспедиция – самостоятельный вид услуг (постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 г. № 5056/98; решение Арбитражного суда г. Москвы от 4.05.2008 г. по делу № А40-53580/07-104-296, поддержанное определением ВАС РФ от 7.05.2009 г. № ВАС-2785/09 по делу № А40-53580/07-104-296).

Правда, в п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ сказано, что клиент возмещает расходы экспедитора по организации перевозки. Однако прямой нормы, обязывающей стороны договора указывать размер вознаграждения экспедитора, мы не обнаружим. Условие о возмещении применяется, если экспедитор оплачивает услуги третьих лиц, не предусмотренные договором (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6.05.2009 г. № А33-16012/2008-03АП-1277/2009 по делу № А33-16012/2008). В остальных случаях цена договора считается твердой.

Кстати, аналогичную структуру имеет цена работы по договору подряда. Она включает вознаграждение подрядчика и компенсацию его издержек (п. 2 ст. 709 ГК РФ). При этом подрядчик тоже действует по заданию заказчика (п. 1 ст. 702 ГК РФ) и вправе привлекать к исполнению своих обязанностей субподрядчиков (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Только вот генеральный подрядчик посредником не считается.

Тем не менее Минфин России в письмах от 30.03.2005 г. № 03-04-11/69 и от 21.06.2004 г. № 03-03-11/103 указывает, что экспедитор уплачивает НДС в бюджет только с суммы своего вознаграждения. Такая позиция по сути опирается на ст. 156 НК РФ. Но сфера применения этой статьи ограничена договорами трех видов – поручения, агентскими и комиссии. На услуги транспортной экспедиции она не распространяется (постановление ФАС Московского округа от 14.04.2011 г. № КА-А40/2627-11 по делу № А40-84019/10-99-418). А постановление Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» не дает экспедитору права на перевыставление счетов-фактур по расходам, «возмещаемым» клиентом.

В налоговом учете услуги экспедитора можно рассматривать по аналогии с посредническими (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ), но не обязательно. С равным основанием клиент может классифицировать затраты по договору как материальные расходы (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ), поскольку цель и результат транспортно-экспедиционной деятельности – доставка груза. Тогда не потребуются и документы, подтверждающие затраты экспедитора.

Вариант учетной политики клиент выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Еще один важный нюанс. Экспедиторские документы (экспедиторская расписка, поручение экспедитору, складская расписка) – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции. Первичными учетными документами они не являются. Причем в договоре транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не предусмотренных правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 6 и п. 7 Порядка оформления и форм экспедиторских документов, утв. приказом Минтранса России от 11.02.2008 г. № 23).

Елена Диркова, генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»

План семинара:

1. Отменена ли прежняя.

2. Документы, необходимые для учета затрат на перевозку.

3. Чем транспортная накладная отличается от ТТН.

4. Как решались споры в судах по поводу ТТН.

5. Вопросы после лекции.

С 25 июля 2011 года бухгалтеры работают с новой транспортной накладной. При этом до сих пор нет официальных разъяснений по ее заполнению и применению. А между тем вопросов на практике возникает очень много. На некоторые из них я постараюсь ответить в ходе сегодняшнего семинара.

Отменена ли прежняя накладная № 1-Т

Итак, напомню, что новая форма транспортной накладной утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Этим же документом установлены новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными и транспортными документами. При этом большинство товаров попадает к покупателю от поставщика именно автомобильным транспортом, а не железнодорожным, например, или морским. Автомобильные перевозки регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ. Согласно статье 8 этого закона, транспортная накладная подтверждает заключение договора на перевозку груза. Она служит основанием для расчетов за перевозку, и заполнять ее обязательно. Документ составляет грузоотправитель. Кроме того, этот документ понадобится водителю, если его остановят в пути сотрудники ГИБДД. И наконец, без нее сложно будет спросить с перевозчика неустойку, если вдруг в пути груз потеряется или испортится. Опять-таки именно в транспортной накладной зафиксировано наименование товара, количество мест и т. д.

Как мы выяснили, транспортная накладная - документ нужный, без которого не обойтись. Но в связи с принятием новой формы возникла неясность. Отменяет ли новая накладная прежнюю - товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, утвержденную постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78? Оказалось, что нет, не отменяет.

Минтранс России сообщил об этом в письме от 20 июля 2011 г. № 03-01/08-1980ис . В нем сообщается, что введение новой транспортной накладной не исключает применение товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т и товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Таким образом, теперь в учете проходят три накладные - транспортная, товарно-транспортная и товарная.

Документы, необходимые для учета затрат на перевозку

Минфин России в письме от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/500 разъяснил, какими документами подтверждаются затраты на перевозку товара при налогообложении прибыли. Состав документов зависит от того, заключался договор перевозки или нет.

Если договор заключен, то расходы можно подтвердить и новой транспортной накладной, и накладной по форме № 1-Т. Оба документа действуют и соответствуют требованиям законодательства.

Если договора нет и покупатель вывозит груз на своей машине, то услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется. Затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом.

Если договора нет, а груз доставляет продавец до покупателя, то в данном случае оказывается услуга по перевозке и требуется транспортная накладная. Расходы можно подтвердить как новой транспортной накладной, так и прежней товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т.

Однако в письме Минфина рассмотрены далеко не все ситуации, которые возникают на практике. Ведь зачастую для перевозки груза привлекается третья сторона - транспортная компания. И тут же возникает неясность, какие документы заполнять.

Сразу оговорюсь, что пока нет официальных разъяснений на эту тему. Поэтому до тех пор, пока они не появились, безопаснее в любых ситуациях заполнять два документа - и новую транспортную накладную, и прежнюю ТТН. Это поможет избежать споров с налоговиками. Ведь ТТН никто не отменял. Теперь подробнее поговорим о возможных вариантах транспортировки груза.

Итак, поставщик заказывает в транспортной компании доставку груза до покупателя. Тогда он, как грузоотправитель, составляет три экземпляра транспортной накладной - для себя, перевозчика и покупателя. Если договор перевозки заключает с покупателем компания-экспедитор по поручению поставщика, но от своего имени, то она же является грузоотправителем и составляет транспортную накладную. Поставщик же, хотя он и не участвует в перевозке, также должен получить свой экземпляр для учета расходов на транспортировку товара. Итак, в приведенных примерах будут составлены три транспортные и четыре товарно-транспортные накладные для поставщика, покупателя и перевозчика.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда транспортировку заказывает в транспортной компании покупатель. Для учета расходов ему потребуются транспортные накладные в любом случае. Даже тогда, когда он не является ни грузополучателем, ни грузоотправителем. Значит, и в этой ситуации нужны три транспортные и четыре товарно-транспортные накладные.

Но поставщик может не заказывать перевозку в транспортной компании, а привезти товар самостоятельно. Тогда состав первичных документов будет зависеть от того, включена ли стоимость доставки в цену товара. Если стоимость доставки выделена отдельной строкой, то применяются правила, регулирующие договоры перевозки. А значит, составляются три транспортные накладные и четыре ТТН.

Если перевозка включена в стоимость товара и груз либо привозит поставщик, либо вывозит покупатель, то в этом случае транспортная накладная не нужна. А вот ТТН нужно оформить, так как в соответствии с пунктом 2 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минтранса РСФСР № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» грузы перевозятся только при наличии ТТН. А эту инструкцию пока никто не отменял.

Чем транспортная накладная отличается от ТТН

Главное отличие новой транспортной накладной в том, что она не содержит товарного раздела, как ТТН. То есть по ней нельзя идентифицировать отдельные позиции перевозимого груза. А значит, нельзя его оприходовать без товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Компанию выручит ТТН. По мнению Минфина России, высказанному в письме от 31 января 2011 г. № 03-03-06/1/42, для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров достаточно одной из двух накладных - либо ТТН, либо № ТОРГ-12.

Есть и другие отличия.

В транспортной накладной появилась строка, которой нет в ТТН, - объявленная стоимость (ценность) груза в строке 5 «Указания грузоотправителя». Обратите внимание, что это не стоимость самого товара, а лишь его объявленная ценность. Строку заполняют для того, чтобы можно было рассчитать размер причиненного ущерба. Но для того, чтобы не возникло претензий со стороны налоговиков, безопаснее в этой строке все-таки писать ту же стоимость товара, что и в № ТОРГ-12.

В транспортной накладной также появилась строка «Экземпляр №». В ней ставится номер экземпляра. При этом не важно, экземпляр под каким номером попадет к покупателю или останется у поставщика. Более того, не страшно, если в компанию поступит четвертый экземпляр накладной, хотя по общему правилу всего выписывается их три. Договором может быть предусмотрено большее количество экземпляров.

Транспортную накладную подписывают и заверяют печатями грузоотправитель и перевозчик. Они же заверяют своими подписями и печатями любые исправления в документе.

Грузоотправитель расписывается и ставит печать в пункте 6 «Прием груза» и в пункте 16 «Дата составления, подписи сторон». Грузополучатель ставит подпись и печать в пункте 7 «Сдача груза». Перевозчик расписывается и ставит печать в пункте 9 «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению», в пункте 16 «Дата составления, подписи сторон». Водитель ставит подпись в пунктах 6 «Прием груза» и 7 «Сдача груза».

Как решались споры в судах по поводу ТТН

На практике некоторые компании не требуют от перевозчиков транспортные документы, а расходы на доставку списывают на основании акта оказанных услуг. Но эта ситуация спорная. Скорее всего налоговики откажут в вычете НДС, так как товары якобы не доставлены, а значит, не могут быть приняты к учету. Раньше подобные споры часто возникали из-за отсутствия товарно-транспортной накладной. По ним сложилась определенная арбитражная практика. Чего, кстати, нельзя сказать про новую транспортную накладную, поскольку она введена в действие совсем недавно.

Поэтому обратимся к судебной практике по поводу применения ТТН. Какие выводы характерны для судей?

Налоговики не вправе требовать у налогоплательщика ТТН, если не был заключен договор на перевозку груза с транспортной компанией (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2008 г. по делу № А42-6159/2007).

Нельзя отказать в возмещении экспортного НДС только на том основании, что не представлена товарно-транспортная накладная (постановление ФАС Уральского округа от 14 февраля 2008 г. № Ф09-309/08-С2).

Товар можно принять к учету только на основании товарной накладной № ТОРГ-12 без товарно-транспортной накладной (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2008 г. № А19-9946/07-18-Ф02-391/08, ФАС Волго-Вятского округа от 21 марта 2008 г. по делу № А11-2713/2007-К2-18/162). Расходы на перевозку можно подтвердить иными документами кроме ТТН - актами оказанных услуг, счетами-фактурами, договором, платежками, путевыми листами, накладными № ТОРГ-12 и т. д. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 марта 2010 г. по делу №А27-9842/2009).

Но есть и негативные для компаний решения. Акты по оказанию транспортных услуг не подтверждают перевозку груза (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13 августа 2010 г. № А63-5615/2009-С4-9).

На какой-либо товар или продукцию фирма-изготовитель составляет определенную документацию, в которой отражаются показатели и характеристики, относящиеся к ним. Существуют такие понятия, как товарная накладная (ТН) и товарно-транспортная накладная (ТТН), которые, хотя и являются сопроводительными документами к продукции, но имеют определенные различия.

ттн и торг 12 в чем разница

В чем они заключаются?

Определение

ТТН – документ, согласно которому товар перемещается из одного пункта хранения в другой. На основании товарно-транспортной накладной определенное количество товара списывается с баланса грузоотправителя и приходуется на балансе грузополучателя. ТТН составляется в том случае, когда транспортировка осуществляется с применением какого-либо транспортного средства, причем она может совершаться как между продавцом и покупателем, так и при перемещении с одного склада на другой внутри одной организации.

ТН – документ, который составляется при непосредственной продаже товаров покупателю, когда к нему переходит право собственности на них. Неважно, каким образом покупатель будет забирать товар – с помощью транспортного средства или вручную – в любом случае ТН является сопроводительным документом, отражающим основные характеристики товара и условия сделки.

Сравнение

Это сопроводительные документы на товар при организации его перемещения, только ТТН оформляется в том случае, когда используется транспортное средство, а ТН – как с ним, так и без него. Товарно-транспортная накладная не учитывает тот факт, имеет ли место продажа продукции, поскольку она заполняется и при простом перемещении с одного склада на другой, причем в ней также указываются характеристики транспортного средства, на котором перевозится продукция. Товарная накладная отражает факт смены собственника на товар при его непосредственной продаже покупателю, поэтому в ней указываются условия совершения сделки, в том числе количество, стоимость, НДС.

Выводы TheDifference.ru

  1. ТТН необходима в том случае, когда товар перемещается с одного места на другое при помощи транспортного средства, ТН оформляется при купле-продаже товаров и смене собственника.
  2. ТТН включает в себя только физические характеристики товара и транспортного средства, а ТН кроме характеристик товара также отражает его цену в денежных единицах и фактическую стоимость всего количества.

Последнее время у бухгалтеров часто возникает вопрос о том, какими документами организация может подтвердить приобретение товара, если товар был доставлен автомобильным транспортом. Этот вопрос возник после того, как появилась новая форма транспортной накладной.

При этом сохранилась и уже действующая форма товарно-транспортной накладной. Неоднозначность действующего законодательства в отношении документального оформления доставки товара поставила в тупик и покупателей, и продавцов, и перевозчиков. 25 июля 2011 года вступили в силу Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила перевозки). Этот документ был разработан в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее — Устав). Напомним, что Устав автомобильного транспорта регулирует отношения, которые возникают при оказании услуг автомобильным транспортом. Он определяет общие условия перевозок грузов грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам. Иными словами, Устав и Правила перевозки регулируют взаимоотношения грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков при заключении договора перевозки.

Перевозочным документом, который подтверждает заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная (ТН). Без ТН перевозчик не имеет права принимать к перевозке груз (ст. 8 Устава). Следовательно, если организация заказывает перевозку груза специализированной компании, то грузоотправитель обязан оформить транспортную накладную и передать ее водителю автомобиля вместе с грузом. Форма и порядок заполнения ТН установлены Правилами перевозки. ТН составляется в трех экземплярах. Первый остается у грузоотправителя, второй у грузополучателя, а третий у перевозчика. В товарной накладной содержатся все сведения о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, условиях перевозки груза, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на такую перевозку.

Рассмотрим основные отличия новой транспортной накладной от применявшейся ранее товарно-транспортной накладной (ТТН).

  • Во-первых, транспортная накладная отличается от ТТН по структуре. Товарно-транспортная накладная содержит два раздела товарный и транспортный, которые включают таблицы. Транспортная накладная не содержит товарного раздела и состоит из 17 пунктов, содержащих данные о грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике, информация о перевозимом грузе, используемом транспортном средстве, стоимости и условиях перевозки, а также сведения подтверждающие прием и передачу груза.
  • Во-вторых, транспортная накладная выписывается в трех экземплярах по одному для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, а товарно-транспортная в четырех экземплярах: один для грузоотправителя, два для перевозчика и один для грузополучателя.
  • В-третьих, у этих двух документах разное назначение. Товарно-транспортная накладная необходима для учета движения продукции, товаров, материалов и прочих ТМЦ, а также для расчетов за перевозку этих товарно-материальных ценностей. Также товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом. ТТН - это документ, который служит основанием для списания и оприходования перевозимых товарно-материальных ценностей, а транспортная накладная не является основанием для оприходования товаров покупателем и списания товаров поставщиком. Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза.
  • В-четвертых, порядок оформления транспортной накладной прописан во втором разделе новых Правил перевозки, а товарно-транспортной накладной в правилах Минтранса (6 раздел) и постановлении Госкомстата России №78.

Следует заметить, что всё же ключевым отличием транспортной накладной от ТТН является то, что она не может служить основанием для оприходования товаров покупателем и списания товаров поставщиком ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. После того как появилась форма ТН, среди налогоплательщиков остро встали вопросы, какой же документ им необходим для того, чтобы подтвердить реальность приобретения товара, — ТН или ТТН, в каких случаях необходимо применять товарную накладную, а в каких товарно-транспортную.

Чтобы ответить на эти вопросы сначала Минтранс России обнародовал Письмо от 20.07.2011 N 03-01/08-1980ис, которым пояснил порядок применения названных форм. Вслед за ним и финансовое ведомство решило пролить свет на эту проблему, и появились письма Минфина Письма Минфина России, в том числе оно письмо от 20.07.11 г., восемь писем от 17.08.2011 г и одно письмо от 08.11.11 г. В своих разъяснениях, данных в Письме Минтранса, специалисты ответили, что использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм 1-Т и ТОРГ-12. Однако такой ответ на обращения организаций не поясняет, нужно ли оформлять все три документа при перевозке товара или же можно ТН заменить на ТТН. Поэтому обратимся к разъяснениям Минфина России по этому вопросу, изложенным в указанных выше Письмах.

По мнению финансистов, применение транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм №№ 1-Т и ТОРГ-12. При реализации товаров всегда составляется торговая накладная (ТОРГ-12). Также в своих Письмах Минфин рассмотрел различные случаи, когда надо или не надо применять транспортную и товарно-транспортную накладную: — при самовывозе, — при привлечении сторонней транспортной организации; — при доставке ТМЦ продавцом. В первом случае, если покупатель самостоятельно вывозит приобретенный товар со склада продавца, то составлять ТТН или ТН не нужно. Расходы на перевозку товара собственным транспортом можно признать при расчете налога на прибыль на основании путевого листа, поскольку в путевом листе транспортного средства отражается маршрут его движения. Если же перевозку реализованного товара осуществляет сторонняя организация, то грузоотправитель составляет как транспортную накладную, так и товарно-транспортную накладную (1-Т).

Когда необходимо оформлять ТТН и транспортную накладную

Без такой накладной перевозчик не имеет права принимать груз к перевозке. Товар до покупателя может доставлять продавец на собственном транспорте. В этом случае договор перевозки со сторонней организацией не заключается. Для согласования условий перевозки и ее стоимости, места и даты доставки груза грузоотправитель должен оформить либо ТТН по форме 1-Т, либо ТН.

Следует отметить, что в своем последнем письме от 8 ноября 2011 года Минфин уточнил, что наличие товарно-транспортной накладной является необходимым условием для принятия расходов по перевозке продукции в налоговом учете, а транспортная накладная также обязательна к заполнению, так как именно она устанавливает порядок перевозки грузов. Таким образом, Минфин отметил, что назначение транспортной накладной и товарно-транспортной накладной разное.

Теги: Минфин налогообложение НДС

Подписаться на новости

Поделиться: