Обжалование действий заказчика участником закупки. Обжалование действий заказчика Сроки подачи жалобы, подготовка к рассмотрению

Обжалование действий заказчика участником закупки. Участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика, если они нарушают его права и законные интересы (ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Поводами для обжалования действий (бездействий) заказчика могут являться следующие:

1) неправомерно установлено требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к конкретным видам работ, лицензий, сертификатов соответствия на поставляемый товар или требование о соответствии товаров, работ, услуг ГОСТам, СНиПам, ТУ и т.п.;

2) в один лот объединены функционально и технологически не связанные товары, работы, услуги;

3) в допуске к участию в закупке отказано в связи с тем, что опись входящих в состав заявки документов не подшита к ней;

4) участник отстранен от участия в закупке либо ему отказано в заключении контракта на основании того, что представленные сведения о товаре, подлежащем поставке, учредителях, номере телефона участника, а также о наличии лицензий или свидетельств саморегулируемой организации недостоверны.

При обращении в суд нужно учитывать, что обжалуемые действия (бездействие) должны не соответствовать закону (иному нормативному правовому акту) и одновременно нарушать права, законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).

ФЗ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает два способа обжалования:

1) обращение с жалобой в контрольный орган в сфере закупок;

2) обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий — незаконными.

В контрольном органе нельзя обжаловать действия заказчика в следующих случаях:

— контракт уже заключен (ч. 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

— по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа (п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

— обжалуются допущенные комиссией нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие (ч. 6 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).

Лица, которые не подали заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), лишены права обжаловать в контрольном органе ряд действий заказчика. Они не могут обжаловать действия, совершенные после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок , а также после начала рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

По общему правилу обжаловать действия заказчика во внесудебном порядке можно не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протоколов, перечисленных в ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ. При определении поставщика закрытым способом указанный срок исчисляется с даты подписания соответствующего протокола.

Жалоба, поданная по истечении названных сроков, возвращается заявителю без рассмотрения (п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение трех месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия (решения) во внесудебном порядке (ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Органами власти, которые уполномочены рассматривать жалобы являются:

1) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России);

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;

3) уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

— муниципальные нужды — любой из названных органов с учетом территориальной принадлежности;

— нужды субъекта РФ — ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;

— федеральные нужды или государственный оборонный заказ — ФАС России.

Это основывается на положениях ч. 17 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Жалобы на некоторые действия необходимо направлять в иные наделенные соответствующими полномочиями органы, например органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1 и 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Эти органы, в частности, контролируют, соблюдены ли требования к обоснованию включенной в план-график начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Полномочия органов финансового контроля не распространяются на закупки в рамках государственного оборонного заказа и закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну (ч. 8, 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

В контрольный орган жалоба подается в письменной форме (ч. 7 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ и в Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

В качестве доводов необходимо сослаться на документы или пункты документации о закупке, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Данные документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений (ч. 9 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагать доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы (ч. 10 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей.

Участник или его представитель может быть допущен на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих полномочия (п. 3.27 Регламента ФАС России).

Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.

Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.

В начале заседания комиссии участник должен сообщить об обжалуемых действиях (бездействии) заказчика и о своих требованиях (п. 3.30 Регламента ФАС России).

По возникающим вопросам участник вправе давать пояснения в устной или письменной форме.

Участник вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (ч. 15 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы.

После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.

По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает решение о признании жалобы обоснованной, необоснованной или обоснованной в части установленных нарушений (п. 3.34 Регламента ФАС России).

Если результаты рассмотрения жалобы не устраивают участника, он может обжаловать вынесенное решение в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3.35 Регламента ФАС России).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов . Данный вывод следует из п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ. Соответствующее заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (ст. 35 АПК РФ).

Подать заявление можно на бумажном носителе или в электронной форме. В электронной форме заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет после прохождения пользователем регистрации (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ).

Требования к содержанию заявления приведены в ч. 1 ст. 199 АПК РФ.

К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в ст. 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Вместе с заявлением участник вправе подать ходатайство о том, чтобы суд приостановил действие оспариваемого решения или запретил заказчику совершать определенные действия (ч. 3 ст. 199, п. 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83).

До подачи заявления в суд истцу необходимо направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 3 ст. 125 АПК РФ). Неисполнение этого требования увеличит сроки обжалования, поскольку является основанием для того, чтобы оставить заявление без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ).

Если госзаказчик нарушает права участников закупок, то на него можно подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС). О правилах составления и подачи жалобы, а также о реестре жалоб в ФАС по 44-ФЗ, читайте далее.

Подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Обжаловать незаконные действия или бездействие госзаказчика, путем подачи жалобы в ФАС по 44-ФЗ в силу ч.1 ст. 105 44-ФЗ могут участники госзакупки. До 01.07.2019 такое право имеют также:

Подача жалобы в УФАС по 44-ФЗ не является препятствием для обращения в судебный орган. Может быть подана:

  • на документацию, если ее положения нарушают законные интересы участников торгов;
  • на ограничение конкуренции;
  • на действия заказчика.

Образец

Документ должен содержать в себе:

  • данные заявителя – название юрлица, ФИО предпринимателя, контактные данные, адрес;
  • сведения о госзаказчике: адрес и реквизиты;
  • данные о госзакупке, по которой возникла спорная ситуация;
  • суть жалобы;
  • документы, которые подтверждают, что госзаказчиком допущены нарушения.

Шаблон жалобы в ФАС по 44-ФЗ в 2019 году должен по-прежнему содержать подпись заявителя.

Подготовка

Жалоба в ФАС на действия заказчика, как и любой другой вид жалобы, подается в письменной форме (ч. 7 ст. 105 44-ФЗ).

Порядок подготовки в УФАС по 44-ФЗ прост:

  • в документе отображается информация, представленная выше;
  • жалоба подписывается уполномоченным лицом. Если документ подписывается представителем, то в обязательном порядке прикладывается доверенность, подтверждающая его полномочия;
  • составляется опись документов, представляемых вместе с жалобой.

Её можно передать на бумажном носителе или в электронной форме. Если документы передаются электронно, то они должны быть подписаны электронной подписью заявителя (письмо МЭР России от 06.05.2014 № 10073-ЕЕ/Д28и).

Если не согласны с действиями заказчика или положениями документов закупки, то подайте жалобу в ФАС. Жалобу подайте в письменном виде, приложите документы, которыми подтвердите свои доводы. Учтите, антимонопольная служба не рассмотрит жалобу, если нарушите положения регламента из приказа ФАС от 19.11.2014 № 727/14 (далее – регламент № 727/14).
Читайте, как действовать, чтобы ФАС приняла и рассмотрела жалобу.

Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ в электронном виде? Документы можно подать:

  • посредством сайта службы;
  • на ее электронную почту.

Поговорим о сроках . Обратиться в службу можно:

  • если нарушения были произведены при проведении торгов, то жалобу можно подать в любое время определения победителя торгов до истечения 10 дней с момента публикации итогового протокола торгов;
  • если права участника нарушены закупочной документацией, то пожаловаться на такую документацию можно до окончания срока приема заявок на участие в конкурентной процедуре;
  • если нарушения допущены при рассмотрении 2-х частей заявок либо при оформлении госконтракта, то обжаловать действия/бездействия можно до оформления контракта .

Если нарушение было произведено после начала рассмотрения заявок, поданных на участие в торгах, подать жалобу может только лицо, подавшее заявку на участие в этой конкурентной процедуре. При пропуске указанных сроков участник торгов может обратиться за защитой своих прав в суд.

Куда подавать жалобу на федерального заказчика, т.к. региональные органы не могут влиять на федералов?

В соответствии с частью 17 статьи 105 Закона № 44-ФЗ жалоба подается в:

1) ФАС на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд;

2) орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ;

3) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Обратите внимание! В соответствии с частью 4 статьи 99 Закона № 44-ФЗ (в редакции от 1 июля 2019 года) контроль в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок осуществляется ФАС.

Куда жаловаться на заказчиков с 1 июля. Схема адресатов и три совета, чтобы избежать ошибок

С 1 июля 2019 года поменяли правила, по которым подают жалобы на заказчиков. Жаловаться теперь надо в разные органы контроля. Если направите жалобу не тому контролеру, ее даже не рассмотрят, а вы просто потеряете время. Читайте, кому теперь нужно направлять жалобы в зависимости от статуса заказчика-нарушителя. Также в статье - разбор трех примеров с анализом ошибок поставщиков, жалобы которых оставили без удовлетворения.

Рассмотрение жалобы ФАС

После того как документ заполнен и направлен в службу ФАС в течение 2 рабочих дней принимает решение о том, принять жалобу или вернуть ее. Причинами возврата являются случаи, когда:

  • документы оформлены неверно;
  • сведения, содержащиеся в представленных документах, не соответствуют действительности;
  • по этому вопросу уже вынесено решение суда или ведомства.

Срок рассмотрения жалобы 44-ФЗ составляет 5 дней с момента поступления документов. Не позднее, чем за 2 рабочих дня до рассмотрения обращения госзаказчик может представить свои возражения. Участник госзакупки имеет право отозвать свое жалобу, если пришел к выводу, что его права нарушены не были.

Антимонопольная служба может запрашивать у госзаказчика и заявителя документы и сведения, необходимые для рассмотрения обращения по существу. С них могут потребовать:

На период рассмотрения обращения ФАС может приостановить процедуру определения победителя. В этом случае госзаказчик не сможет определить поставщика и оформить с ним контракт до момента принятия решения. Сроки рассмотрения заявок и подписания контракта продляются на период рассмотрения жалобы.

По итогам рассмотрения ФАС может признать претензию обоснованной и вынести предписание об устранении нарушений либо необоснованной. Если ведомством выявлены нарушения то оно может:

  • выдать предписание устранить допущенные нарушения, с указанием таких нарушений;
  • составить протокол об административном нарушении;
  • подать исковое заявление в суд, например для признания закупки недействительной.

В течение 3 месяцев со дня принятия решения, последнее может быть обжаловано в судебном порядке (ч. 9 ст. 106 44-ФЗ).

Реестр жалоб обращений

Как и где его найти? Данный реестр расположен на сайте zakupki.gov.ru в разделе Контроль и аудит и носит название Жалобы. Ведение реестра жалоб в ФАС по 44-ФЗ осуществляется в соответствии с правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 27.10.2015 №1148.

В перечне содержится следующая информация относительно поступивших обращений:

  • текст обращения,
  • дата поступления обращения,
  • сведения о заявителе,
  • данные о закупке,
  • другие сведения.

В реестре можно осуществить поиск по следующим параметрам:

  • по статусу жалобы (рассматривается/рассмотрена);
  • по результату рассмотрения обращения (признана обоснованной/признана частично обоснованной/ признана необоснованной/ не относится к компетенции ФАС).

Вложенные файлы

  • Жалоба на действия заказчика.docx
  • Жалоба в ФАС на уполномоченный орган.docx
  • Жалоба на положения документации о закупке.docx
  • Доверенность на подачу жалобы в ФАС.docx

«Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

  • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта - до заключения госконтракта;
  • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

В жалобе необходимо прописывать:

  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.

Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобуи участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

  • признание жалобы необоснованной;
  • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 - необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

  • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям "бинт марлевый", "маски одноразовые", "вата медицинская" и др.

Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию "лучше ГОСТа", документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований...", так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

  • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки - запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки. Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта - срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

Дополнительно в заявлении указывают:

  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to 08@ fas . gov . ru

Благодарю всех за внимание.

В случае, если при рассмотрении документации аукциона участник обнаруживает в ней какие-нибудь несоответствия, «подводные камни», непонятные моменты в условиях выполнения заказа, противоречия, завышенные либо, наоборот, заниженные требования заказчика к исполнителю контракта, отсутствие каких-либо необходимых для выполнения заказа сведений или документов и так далее, участник вправе в установленных временных рамках направить заказчику запрос на разъяснение положений такой документации.

Разъяснение документации об аукционе

Каждый участник, вправе направить запрос на разъяснение вне зависимости от того, направил он уже аукционную заявку на эти торги или нет. Время направления запросов завершается за трое суток до последнего дня приема заявки для аукциона.

Если последний день срока направления запроса выпадает на нерабочий день, датой завершения такого срока является следующий за ним рабочий день.

При поступлении запроса позже трех суток до такой даты, заказчик размещать ответ на него не должен.

По одним и тем же торгам участник вправе сформировать и отправить только три запроса. В грамотно составленном запросе указываются ссылки на надлежащие нормативные документы, точные номера пунктов документации, нуждающихся в разъяснении, а также четко и кратко сформулирован сам вопрос или проблема.

Участник может отправить запрос из своего кабинета на ЭТП (электронной торговой площадке). Запрос оформляется в личном кабинете, прикрепляются необходимые документы, затем подписывается электронной подписью уполномоченного лица участника. В срок до одного часа площадка отправляет этот запрос в личный кабинет заказчика на рассмотрение.

Заказчику согласно закона дается два календарных дня на ответ. При отсутствии в положенный период времени ответа заказчика участник имеет право сформировать и направить жалобу в (Федеральную антимонопольную службу), уполномоченный орган, контролирующий закупочную деятельность.

Обжалование аукционной документации

При нахождении в документах аукциона ошибочной информации, наличия в ней некорректных сведений, установлении в документации требований, не соответствующих действующему законодательству, при том, что разъяснение заказчика в ответ на запрос участнику недостаточно, такой участник вправе обратиться в суд или в ФАС.

Каждый участник торгов, в том числе не имеющий аккредитацию на ЭТП, а также общественные объединения и объединения юридических лиц, вправе направить заявление с жалобой на документацию об аукционе. Обжаловать документацию возможно в период до даты окончания приема заявок на участие.

В срок, не превышающий пяти дней (учитываются рабочие дни) с даты получения, жалоба подлежит рассмотрению. ФАС вправе остановить открытый аукцион до результатов рассмотрения жалобы. Одним из таких результатов ФАС может стать отмена аукциона. Следует помнить, что при подаче заявки на участие в открытом аукционе участник тем самым подтверждает свое согласие с документацией и обязан придерживаться правил организации закупки.

Поданная заявка на участие может быть отозвана, но только до момента завершения приема заявок. После этого отказаться от участия уже нельзя.

Претензионная работа по 44-ФЗ напрямую законом не регулируется, хотя госконтракты, как правило, содержат условие о претензионном порядке разрешения споров. В статье расскажем, какими нормативными актами руководствоваться при проведении такой работы и на что следует обратить внимание.

Нормативное регулирование претензионной работы по контрактам 44-ФЗ

Ведя претензионную работу с поставщиками, подрядчиками и исполнителями (далее ― поставщики) по государственным и муниципальным контрактам, следует руководствоваться следующими нормативными актами:

  1. ГК РФ (в части исполнения обязательств, мер ответственности за их неисполнение, оснований для одностороннего отказа от отдельных видов договоров).
  2. Федеральным законом «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее ― закон 44-ФЗ). В ст. 94, 95 закона установлен порядок проверки результата исполнения госконтракта, случаи, в которых может и должен быть осуществлен односторонний отказ.
  3. АПК РФ (абз. 2 ч. 5 ст. 4 устанавливает случаи, когда претензионный порядок обязателен, ч. 1 ст. 126 обязывает истца прилагать к иску копию претензии и подтверждающие ее отправку документы).
  4. Отдельными федеральными законами, устанавливающими порядок предъявления претензий в рамках тех или иных видов гражданских правоотношений (ст. 39 закона «Устав автомобильного транспорта…» от 08.11.2007 № 259-ФЗ, ст. 55 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ и т. д.).
  5. Инструкциями о порядке приемки товара по количеству и качеству (утв. постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6, от 25.04.1966 № П-7), если они предусмотрены в госконтракте как обязательные.
  6. Ведомственными нормативными актами (регламентами, методическими рекомендациями и др.), которые иногда принимаются на региональном и муниципальном уровне.

Срок направления и срок ответа/рассмотрения претензий по госконтрактам

Срок направления претензии по контракту в законе 44-ФЗ не установлен. Но очевидно, что эффективность защиты интересов заказчика будет выше, если претензию направить как можно скорее после выявления факта нарушения обязательств поставщиком. В ведомственных нормативных актах по разным регионам фигурируют рекомендательные сроки от 10 до 30 дней.

Предъявление претензии после исполнения контракта допускается в пределах сроков исковой давности, за некоторым исключением. Пример: по недостаткам товара это возможно в пределах гарантийного срока или, если он не установлен, в течение 2 лет с момента его передачи (п. 2 ст. 477 ГК РФ).

Особого срока ответа на претензию в законе 44-ФЗ также нет. Ранее АПК РФ предусматривал общий срок рассмотрения претензий ― 30 дней, хотя допускалось установление в договоре другого срока. Сегодня это применимо только к спорам, касающимся неосновательного обогащения.

Срок ответа на претензию, как правило, есть в тексте контракта. Если это не так, срок обязательно должен устанавливаться в претензии.

ВАЖНО! Если в договоре не уточнено, какие именно дни имеются в виду в определении срока, в расчет берутся календарные. Но необходимо помнить, что если окончание срока пришлось на нерабочий день, то оно переносится на ближайший рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

За отсутствие ответа на претензию законом 44-ФЗ, соответственно, тоже не установлено. Если срок рассмотрения претензии истек, а ответа от контрагента нет, можно обращаться в суд.

С образцом ответа на претензию по госконтракту можно ознакомиться на нашем сайте.

Действия заказчика на допретензионном этапе

Перед направлением претензии необходимо убедиться, что имеется достаточно доказательств факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком.

Как правило, процедуры, позволяющие зафиксировать нарушения, предусмотрены в договоре:

  1. После выявления нарушений заказчик извещает об этом другую сторону контракта и просит ее направить представителя для составления акта о выявленных недостатках.
  2. По прибытии представителя другой стороны составляется двусторонний акт, в котором фиксируются недостатки исполнения.

ВАЖНО! Вызов представителя поставщика для составления акта необходимо осуществить способом, который указан в контракте, а если он не указан, то любым способом, при котором возможно подтверждение направления вызова.

В некоторых случаях обязанность извещать другую сторону договора о недостатках, выявленных при приемке, установлена законом (например, ст. 513, 720 ГК РФ). Но даже если закон и контракт по конкретному случаю не устанавливают данную обязанность, все равно рекомендуется произвести вышеуказанные действия (если это применимо по характеру нарушения). В случае неявки другой стороны нужно это зафиксировать в акте.

Если нарушения выявлены при приемке результата исполнения контракта (или его части), они должны быть подтверждены экспертным заключением.

Рекомендации по составлению претензионного письма поставщику

  • наименования и адреса сторон контракта;
  • ссылку на контракт (с указанием его номера и даты);
  • обстоятельства, послужившие основанием для ее предъявления;
  • ссылки на доказательства нарушений контракта;
  • обоснование применения меры ответственности;
  • требование: устранить нарушение, выплатить неустойку и т. д.;
  • срок добровольного удовлетворения требований или направления возражений.

Требования в претензии должны быть максимально конкретизированы и основаны на фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом (что нарушено и чем это подтверждается). При заявлении о применении меры ответственности нужна ссылка на статью закона или договора, предусматривающую такую ответственность.

Если требование носит денежный характер, нужно в тексте претензии или на отдельном листе сделать полный расчет, в противном случае контрагенту не предоставляется возможности проверить обоснованность требований.

К претензии прилагаются документы, на которых основаны требования. Если достоверно известно, что какие-то документы у контрагента уже есть (например, контракт), направлять их необязательно.

Подписывается претензия лицом, обладающим правом подписи такого документа от имени заказчика. Полномочия могут следовать из доверенности, положения об органе власти, уставе муниципального учреждения и т. д.

Особенности одностороннего отказа поставщика от госконтракта

Немотивированно отказаться от исполнения госконтракта его стороны не могут (ст. 95 закона 44-ФЗ). Заказчики могут это сделать, только если соблюдены 2 условия:

  • такое право прямо предусмотрено в контракте;
  • наступили обстоятельства, при которых ГК РФ допускает такой отказ.

Закон 44-ФЗ устанавливает и перечень ситуаций, когда заказчик не вправе, а обязан отказаться от договора.

Заказчик направляет контрагенту не претензию, а решение об одностороннем отказе в течение 3 дней с момента его принятия. В этот же срок он публикует решение в единой информационной системе (ЕИС).

Если при приемке результата исполнения контракта проводилась экспертиза, то отказаться от контракта заказчик может только при подтверждении экспертизой нарушений.

ВАЖНО! При одностороннем отказе заказчик не может требовать от контрагента ничего, кроме фактически понесенного ущерба, вызванного нарушением контрагентом условий договора.

Датой уведомления будет считаться дата получения заказчиком подтверждения о вручении решения. Если же способ отправки не позволяет его получить, уведомление состоится по истечении 30-дневного срока с момента публикации решения в ЕИС.

Особенность в том, что уведомление еще не означает прекращение договора. У поставщика есть 10 дней на устранение нарушений. Если он их устранит, заказчик обязан отозвать свое решение. Правило не применяется, если нарушение совершено повторно. Если нарушения не устранены, то по истечении 10 дней с даты уведомления о принятом решении контракт прекращает действие.

Итоги

В заключение отметим, что независимо от устранения нарушений все факты о них и о примененных санкциях должны быть отражены в ЕИС вместе с отчетом о приемке результатов контракта. Если из-за нарушения обязательств контракт расторгнут, этот факт также отражается в указанной системе в течение 1 рабочего дня за днем его расторжения.

Поделиться: