Статья 151 упк рф последняя редакция. Обо Всём

Проявления преступности многообразны. Таковой деятельностью занимаются люди всех слоев общества, территориальной дислокации, должностного положения. Этот фактор законодатель учел путем введения в УК понятия подследственности. Описано оно в ст. 151 УПК Российской Федерации (РФ). Это положение закона фактически распределяет обязанности между разными правоохранительными органами.

Статья 151 имеет важное практическое значение. УПК РФ в целом регулирует поведение процессуальных лиц. Они обязаны взаимодействовать, выполнять вмененные обязанности исключительно по установленным правилам. А нормы статьи помогают избегать конфликтов в вопросах передачи дел из одного учреждения/подразделения в другой. Имеются у ст. 151 УПК и иные функции.

Понятие

Ст. 151 УПК РФ напрямую не растолковывает слово «подследственность». Суть такового следует из логики кодекса. А именно определяет набор правил, по которым криминальные материалы распределяются между участниками правоохранительной системы для организации первичного следствия.

Подследственность бывает нескольких видов. Это связано с рациональностью организации разбора уголовных деяний. Виды подследственности таковы:

  1. Предметная. Связана с общественной опасностью совершенного деяния.
  2. Территориальная. Имеется в виду место совершения проступка, нахождения подозреваемого.
  3. Личная.
  4. Альтернативная.
  5. Взаимосвязанная.
  6. Вертикальная.

Разрабатывая нормы ст. 151 УПК законодатель учитывал необходимость предоставления сторонам процесса возможности избежать казусных, не правовых ситуаций. Поэтому в статью введено правило разрешения спорных вопросов. Такая функция передана прокуратуре (п. 8 ст. 151 УПК).

Под предметной подследственностью понимают передачу дел органам, указанным в кодексе. Определяющим фактором является опасность деяния для общества. Нормы подробно отражены в ч. 2-6 ст. 151 УПК РФ. Например, Следственному комитету (СК) передаются дела об убийстве, бандитизме, о некоторых посягательствах на половую неприкосновенность.

Территориальная подследственность выражается в том, что дело передается в подразделение, обслуживающее определенную местность. Расшифровывается понятие в 152-й статье УПК. Информация о противоправном деянии уголовного характера должна передаваться в орган, работающий в месте совершения проступка. Причем, в данном случае учитывается и родовая подследственность. То есть выбирается та часть правоохранительной системы, которой поручена работа с соответствующими материалами.

Существуют преступления многоплановой территориальности.

Начинает свою деятельность подозреваемый в одном городе, а последний эпизод происходит в другом. Иногда за тысячи километров от первого. В этой ситуации дело принято передавать по конечному адресу. Но решение . Вполне возможен вариант расследования по месту пребывания/жительства обвиняемого.

Личная подследственность предполагает учет должностных полномочий подозреваемого в определении правоохранительного органа для проведения предварительного следствия. Так, СК проводит мероприятия в отношении провинившихся судей, адвокатов, прокуроров и следователей.

Об альтернативной подследственности говорится в п. 5 ст. 151 УПК. Согласно ее нормам, по некоторым делам предварительные материалы должен собирать тот орган, который выявил преступную деятельность. Перечень статей УК приведен тут же. То есть альтернативный вид касается не всех преступлений.

Подследственность по связи дел предполагает передачу материалов из одного органа в другой. Всеми эпизодами в отношении подозреваемого должен заниматься один следователь. Кроме того, они разбираются комплексно в судебной инстанции.

Определение: подследственность – это свод норм уголовного законодательства, регулирующий распределение полномочий между частями правоохранительной системы. Приведены таковые в ст. 151 УПК.

Связь с подсудностью

Цель следствия – это доведение материалов расследования до судебного разбирательства. Данная работа предполагает соответствие деятельности правоохранителей конституционным основам государства. Дело в том, что судебная власть в РФ независима. Это одна из трех ветвей, призванных совокупно внедрять в жизнь принципы демократии. Поэтому подсудность и подследственность конкретных уголовных дел связаны лишь отчасти.

Госорган, принимающий решение в отношении преступника, функционирует по отдельному закону. В определенном смысле суд стоит над процессом. Он должен обеспечить достижение справедливости. Судья ведет конкретное производство, одновременно, выполняя контрольную функцию. То есть он должен выявлять и исправлять ошибки других процессуальных лиц, в том числе правоохранителей.

Судопроизводство организовано на принципах территориальности. Россия – это федерация. В каждом субъекте действует система судов. Ее полномочия распространяются на территорию региона. Исключение является Верховный Суд РФ. Он принимает решения, обязательные для исполнения в пределах страны в целом.

Подследственность и подсудность пересекаются в последнем из указанных выше видов – вертикальном. Предварительное следствие передается в часть правоохранительной системы, соответствующую суду, где должен идти процесс. Речь идет о конечном перечне статей УК. Например, если провинился высший чиновник региона, то материалы отработают следователи соответственного управления СК.

В остальном соблюдаются принципы судебной власти. К производству учреждение принимает дела, относящиеся к территориальной компетенции. При выявлении дополнительных, в том числе экстерриториальных факторов, не передает его в иной орган. Разбирает до вынесения вердикта самостоятельно.

Решение по уголовному процессу инстанции, в чьи полномочия дело не относится, признается незаконным. Подать соответствующую апелляцию может одно из процессуальных лиц. Чаще всего имя является сторона защиты. Кроме того, законом дано право адвокату предъявлять обоснованный отвод суду. Последний принимает по нему решение.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Система органов дознания

Ст. 151 УПК распределяет полномочия в соответствии с тяжестью уголовных проступков, личностью правонарушителя, общественной опасностью деяний. В ее тексте указаны конкретные правоохранительные учреждения. А именно:

  • Следственный комитет (п. 2 пп. 1, п. 3 пп. 7);
  • Федеральная служба безопасности (п. 2 пп. 2, п. 4);
  • Органы внутренних дел (п. 2 пп. 3, п. 3 пп. 1);
  • пограничная служба (п. 3, пп. 3);
  • Федеральная служба судебных приставов (п. 3 пп. 4);
  • Госпожарнадзор (п. 3 пп. 6);
  • таможенный орган (п. 3 пп. 9).

Кроме того, законодательство дает право проводить предварительное следствие иным лицам в определенных условиях. К ним относятся капитаны судов, руководители исследовательских партий, главы посольств. Полномочия они приобретают в том случае, если по объективным причинам невозможно привлечь к расследованию правоохранителей.

Само понятие подследственности предполагает определенный набор полномочий. Причем таковой не связан с ее видом. Следователи обязаны , собрать доказательную базу. Они предварительно классифицируют деяние. То есть определяют статью УК, которой соответствует проступок. Это необходимо для предъявления обвинения. Окончательное решение принимается только в судебном процессе.

Кроме того, существует распределение обязанностей внутри правоохранительных органов. Дознавателям поручают работу с материалами небольшой тяжести. Если же совершен тяжкий проступок, то заявление идет в работе следователя. Таковое правило в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса напрямую не отражено. Оно описано во внутриведомственных актах.

Для понимания: законодательство дает право прокурору изменить подследственность (п. 8 ст. 151).

В тексте не указана причина и участники спора о том, кто будет разбирать заявление пострадавшего. Следовательно, прокуратура имеет формальное право изъять дело и поручить его предварительное расследование иному органу.

Распределение обязанностей между правоохранителями

Перечень преступлений, которые должен разбирать тот или иной орган, детально указан в пунктах рассматриваемой статьи. Как правило, порядок не нарушается. Так, подследственности СК подлежат такие виды уголовных проступков:

  1. Убийства. Дело может сразу поступить в комитет или быть передано ввиду открывшихся обстоятельств. Не всегда дознание однозначно квалифицирует убийство с первого момента.
  2. Доведение до самоубийства. Здесь сходная ситуация. Данного вида преступления трудно . В СК материалы попадают, если появляется подозрение об участии в акте третьих лиц.
  3. Изнасилование. Таковое деяние сразу передается в СК. Основание – заявление пострадавшего лица. Некоторые иные посягательства на половую неприкосновенность.
  4. Тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними в отношении лиц, не достигших 18 лет. Это также сфера следователей СК.
  5. Любой проступок, совершенный должностным лицом правоохранительной системы. Имеются в виду работники самого СК, ФСБ, МВД и других компетентных органов.
  6. Причинение смерти по неосторожности. То есть любой вид смерти с наличием криминальных признаков приводит материалы в СК.
  7. Уголовное ущемление прав и свобод личности. Например, нарушение норм проведения плебисцитов. С таковыми заявлениями работают сотрудники СК.
  8. Некоторые случаи подрыва государственных устоев (делят обязанности с ФСБ).
  9. Преступления против нравственности, общественного здоровья.
  10. Некоторые криминальные посягательства в экономической сфере.
  11. Бандитизм. Дело может находиться в МВД. После определенной работы переквалифицироваться и быть переданным в СК.
  12. Преступные посягательства в экологической сфере.
  13. Криминальные нарушения в области эксплуатации транспорта.
  14. Уголовные деяния, совершенные органов местного самоуправления и госслужащими, подтачивающими устои власти. Самый распространенный случай – взяточничество.
  15. Покушения на правосудие и воинскую службу.
  16. Преступные посягательства на мир и безопасность человечества.

Кроме того, СК в рамках персональной подследственности работает с материалами, касающимися должностных лиц. К ним относятся все избранные люди от местного депутата до члена Совфеда, военные, прокуроры, разведчики и другие. Определяет подразделение руководитель комитета. А генпрокурор РФ в рамках госконтроля проверяет материалы, вносит коррективы, выдает задания.

Следователи ФСБ работают с информацией о таких преступлениях:

  • в экономической сфере;
  • террористический акт;
  • шпионаж;
  • измена;
  • посягательства на конституционный строй и безопасность государства;
  • против мира (ст. 353 -355, 359 УК).

Таможенные органы проводят предварительный сбор материалов в отношении посягательств в соответствующей сфере. К таковым относятся подведомственны дела о контрабанде, уклонении от внесения таможенной пошлины и другие. В компетенцию ССП отнесено расследование уголовных правонарушений, касающихся воспрепятствования работе судебных инстанций.

С остальными правонарушениями работают сотрудники МВД.

Следует отметить, что на их долю выпадает самый большой по численности объем расследований. По статистике, тяжких уголовных нарушений в стране происходит намного меньше, чем небольшой или средней тяжести.

Часть полномочий участников правоохранительной системы пересекается. Это определяется признаками, составляющими альтернативную подследственность. Орган, выявивший нарушение авторского права, обязан довести дело до суда. Иному участнику системы таковое не передается.

Иная ситуация, если в ходе расследования выявлены признаки вовлечения в криминальную деятельность несовершеннолетнего. Таковое деяние отнесено к компетенции СК. Значит, материалы передаются следователям Следственного комитета (п. 7). Такое же правило действует в отношении следующих нарушений УК:

  • несообщение об уголовном деянии (ст. 205.6 УК);
  • нецелевое расходование средств бюджета (285.1);
  • ложное сообщение о преступлении (донос);
  • отказ от дачи показаний (308);
  • ложная информация, предоставленная суду экспертом, переводчиком или специалистом (307);
  • принуждение к обману суда (309);
  • обнародование данных расследования (310);
  • раскрытие информации о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи (311), правоохранителя (320);
  • укрытие преступника (316).

Система подследственности создана так, чтобы распределить обязанности между участниками правоохранительных органов и, одновременно, организовать деятельное взаимодействие. Первоначально заявление передается следователю учреждения, указанного в нормах закона. Однако, по выявленным обстоятельствам материалы могут быть отправлены в иное место. Решение принимается прокурором, осуществляющим надзор по признаку территориальности.

Правовой комментарий

Уголовное законодательство не статично. В стране постоянно происходят перемены. Корректируется система правоохранительных органов, развиваются технологии, в новые сферы проникает преступность. Поэтому текст УПК также совершенствуется.

Это необходимо для «закрытия дыр» в системе защиты общества.

Например, расследованием криминальных проявлений в области оборота наркотических средств и психотропных веществ до 2016 года занималось специальное подразделение. Теперь таковое реорганизовано. Законодатель исключил п. 5 из рассматриваемой статьи. То же касается вовлечения несовершеннолетних в криминальную деятельность. Расследование по таким эпизодам всегда производилось органом, который выявил нарушение. Теперь оно отнесено к компетенции СК.

Не рассмотрен выше еще один вид подследственности. Его принято называть универсальным. Он проистекает из текста ст. 37 УПК. В соответствии с ним прокурор может передавать материалы, в связи с которыми возбуждено производство, в любой орган. Естественно, делается это на основании действующего законодательства и наличия серьезной аргументации.

Однако правовая наука не выделяет универсальный вид подследственности в отдельный. И основание тому – это указание в статье 37 УПК на необходимость учитывать иные нормы кодекса, в том числе ст. 151. Прокуратуре необходимы действительно веские основания, чтобы забрать материалы у одного следователя и передать их иному участнику правоохранительной системы.

Несмотря на широкие полномочия, прокуратура не стоит над следствием. За ее деятельностью надзирает суд. Последний имеет право опротестовать неправомерное решение. Теоретически спор может дойти до Генпрокурора или ВС РФ. На практике таковое случается крайне редко.

Отдельно законодатель разобрал ситуацию, когда объединяются различные по подследственности дела. Следователю какой структуры их передать для дальнейшей работы должен определить прокурор. Здесь учитывается вертикальный вид подследственности. То есть решение принимается на том уровне, на каком будет проводиться судебное разбирательство.

Пока законодатель не внес изменения в разбираемую статью, касающуюся полномочий Росгвардии. Значит, не за горами новая корректировка кодекса. Вероятно, этому органу будет поручена работа с криминальными проявлениями в области оборота психотропных веществ. Но точно это станет известно, когда будут приняты изменения в УПК. Закон не может оставаться статичным. Общество стремительно развивается, преступность идет на шаг впереди. Следовательно, необходима постоянная напряженная работа экспертов-криминалистов, ученых и законодателей.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Читайте далее:

Подследственность и ее виды (статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации)

Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон определяет, какой следователь или орган дознания должен вести по делу предварительное расследование.

Действующий уголовно-процессуальный закон разграничивает подследственность по предметному (родовому), альтернативному (смешанному), территориальному (местному) и персональному признакам.

Предметная (родовая) подследственность - это подследственность по составу расследуемого преступления, выраженному в его квалификации. До настоящего времени предварительное следствие остается основной формой предварительного расследования.

Предметная подследственность определена законом для каждого субъекта, ведущего предварительное расследование, - для органов дознания, следователей Следственного комитета РФ, ФСБ России, МВД России, ФСКН России.

Рассмотрим вначале подследственность органам дознания. Закон (ч. 3 ст. 150 УПК) предусматривает проведение дознания по широкому кругу уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести. Таков ряд преступлений о посягательстве на личность, здоровье граждан, общественный порядок, экологическую безопасность, порядок осуществления правосудия, собственность, экономику, порядок управления и др. По письменному указанию прокурора в подследственность органов дознания могут быть переданы иные, помимо перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК, дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Федеральный закон 2007 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» существенно расширил подследственность органов дознания, передав им ведение расследования не только по делам, возбужденным в отношении определенных лиц (так было раньше), но и по делам, возбужденным по факту преступления, т. е. когда лицо, совершившее преступление, неизвестно.

Подследственность преступлений органам дознания дифференцируется в УПК применительно к специфике деятельности каждого из них.

По основной массе преступлений дознание возложено законом на дознавателей органов МВД России (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК).

Пограничные органы ФСБ России ведут дознание по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253, 256, ч. 1 и 2 ст. 322 и ч. 1 ст. 323 УК (п. 3 ч. 3 ст. 151 УК). Дознавателями органов судебных приставов расследование ведется по делам о преступлениях, названных в п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК. В таможенных органах дознавателям подследственны дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 194, ч. 1 ст. 200 1 УК.

Дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы в силу УК ведут расследование по делам о неосторожном уничтожении или повреждении имущества (ст. 168), нарушении правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 219), неосторожном уничтожении или повреждении лесов (ч. 1 и 2 ст. 261).

Дознавателям (следователям) органов ФСКН России подследственны дела о преступлениях, названных в п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК.

Следователями Следственного комитета РФ дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УПК, совершенных лицами, указанными в подп, «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК.

Закон также определяет предметную подследственность органам предварительного следствия, дифференцируя ее для каждого следователя соответствующего ведомства. Статья 151 УПК определяет, какие преступления расследуют следователи Следственного комитета РФ, а какие - следователи органов внутренних дел, следователи органов ФСБ России и следователи ФСКН России.

Анализ подследственности преступлений, указанной в ст. 151 УПК, позволяет сделать вывод о том, что одни и те же преступления входят в подследственность разных следователей. Например, дела о терроризме могут расследовать следователи Следственного комитета РФ, следователи органов ФСБ России и следователи МВД России. Такое явление образует альтернативную (смешанную) подследственность. Она связана с предметной подследственностью и состоит в том, что в рамках последней выделяются дела об отдельных преступлениях, предварительное следствие по которым могут с учетом определенных дополнительных факторов вести следователи, принадлежащие к разным ведомствам. Такими дополнительными факторами выступают данные о том, каким следователем выявлено преступление альтернативной подследственности, кем возбуждено уголовное дело, связанное с основной подследственностью.

Так, закон устанавливает, что преступления о нарушении авторских прав, квалифицированных кражах, мошенничестве, присвоении, растрате, грабеже, разбое, некоторые относящиеся к сфере экономической деятельности, а также к сфере общественной безопасности (захват заложников, бандитизм и др.), связанные с наркотиками и психотропными веществами, экстремизмом, некоторые преступления против правосудия и проч, могут расследоваться следователями органа, выявившего эти преступления (ч. 5 ст. 151 УПК).

По уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений, а также по так называемым должностным преступлениям (в том числе о взяточничестве), некоторым преступлениям против правосудия и др. предварительное следствие производится независимо от предметной подследственности следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).

При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственным разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор (ч. 7 и 8 ст. 151 УПК).

Территориальная (местная) подследственность состоит в том, что дознаватель, следователь ведут предварительное расследование в пределах обслуживаемого им территориального образования (район, область) или выделенного следственного участка.

Законом в ряде случаев установлена и персональная подследственность. Она состоит в том, что компетенция того или иного органа расследования определяется в ряде случаев социальными либо профессиональными особенностями лица, о котором ведется производство. Так, согласно п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК все дела о преступлениях против военной службы, совершенных военнослужащими, а также гражданами во время прохождения ими военных сборов и военными строителями (ст. 331 УК), расследуются следователями Следственного комитета РФ. Данное положение закона относит к их подследственности и преступления, совершенные лицами отдельных категорий, в отношении которых применяется особый порядок производства (ст. 447 УПК), а также должностными лицами органов ФСБ России, СВР России и других правоохранительных органов. Исключением является случай, когда лица, перечисленные в ст. 447 УПК, совершили государственную измену, шпионаж, разглашение государственной тайны, утрату документов, содержащих государственную тайну. Дела об этих преступлениях согласно ч. 4 ст. 151 УПК подследственны следователям органов ФСБ России. Как уже отмечалось, если указанные лица совершили преступления, входящие в компетенцию органов дознания (ч. 3 ст. 150 УК), дознание также проводится следователями Следственного комитета РФ.

Персональную подследственность имеют и дела лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством после совершения преступления (ч. 1 ст. 433 УПК). Дознание по таким делам, независимо от характера деяния, не производится: обязательно предварительное следствие (ч. 1 ст. 434 УПК), производимое одним из следователей в рамках предметной подследственности. Не вполне ясно, каким именно следователем оно должно проводиться, если в обычной ситуации, т. е. в отношении психически здоровых лиц, дело подследственно органу дознания. Представляется, что в этом случае предварительное следствие должен вести следователь органов внутренних дел.

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:
1) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам:
а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105-110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131-149, 170.1, 171.2, 172.1, 185-185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198-199.2, 201, 204, 205-205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208-212.1, 215, 215.1, 216-217.2, 227, 235.1, 237, 238, 238.1, 239, 240.1, 242.2, 246-249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 258.1 частями второй и третьей, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282-282.3, 284.1, 285-293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1-305, 317, 318, 320, 321, 327.2, 328, 330.1, 330.2, 332-354.1 и 356-360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;
в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;
г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;
2) следователями органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 215.4 частью второй пунктом "б", 217.1, 226.1, 229.1, 275 - 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой - третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй - четвертой, 159 частями второй - четвертой, 159.1 частями второй - четвертой, 159.2 частями второй - четвертой, 159.3 частями второй - четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй - четвертой, 159.6 частями второй - четвертой, 160 частями второй - четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью второй, 166 частями второй - четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частями второй, четвертой и шестой, 172, 172.2, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 191, 191.1 частью третьей, 192, 193, 193.1, 195 - 197, 200.1 частью второй, 200.2, 200.3 частью второй, 201, 202, 205, 206, 207 частью второй, 208 - 210, 212.1, 213 частями второй и третьей, 215.2, 215.3, 217.1, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 225 - 227, 228 частями второй и третьей, 228.1*, 228.4, 229.1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242.1, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частями третьей и четвертой, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 - 274, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 325.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частями второй и четвертой и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;
________________
4) пункт утратил силу с 1 июля 2003 года - Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ;
5) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.1 (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих или ядовитых веществ), 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей и 234.1 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. Дознание производится:
1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации - по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3-6, 9 настоящей части;
2) пункт утратил силу с 1 июля 2003 года - Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ;
3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;
5) пункт утратил силу с 8 декабря 2011 года - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ;
6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;
7) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 1 части второй настоящей статьи;
8) дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частью первой, 228.2*, 228.3, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 234.1 частью первой и 327 частями первой и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации;
9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215.4 частью второй пунктом "б", 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте "в" пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

5. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй - четвертой, 159.1 частями второй - четвертой, 159.2 частями второй - четвертой, 159.3 частями второй - четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй - четвертой, 159.6 частями второй - четвертой, 160 частями второй - четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171.1 частями второй, четвертой и шестой, 172, 172.2, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 176, 183, 187, 190, 191, 192, 193, 193.1, 194 частями первой и второй, 195 - 197, 200.1 частью первой, 200.2, 201, 202, 205.4, 205.5, 206, 207 частью второй (за исключением случая, когда данное преступление выявлено органами по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ), 208 - 210, 215.4 частью второй пунктом "а", 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 226 частями второй - четвертой, 226.1, 228 частями второй и третьей, 228.1*, 228.4, 229.1, 234.1 частями второй и третьей, 239, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 263.1, 272 - 274, 282.1 - 282.3, 284.1, 285, 286, 308, 310, 327 частью второй и 327.1 частями второй и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.
6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285.1, 285.2, 306 - 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Комментарий к статье 151 УПК РФ

1. Подследственность – это совокупность правил, обеспечивающих отнесение уголовных дел к ведению конкретного орана или должностного лица, наделенного государственно-властными полномочиями по производству предварительного расследования и принятию соответствующих процессуальных решений. Соблюдение требований о подследственности обеспечивает адекватное реагирование на каждое совершенное или готовящееся преступление, а также наиболее полное расследование уголовных дел с учетом специфики деятельности различных ведомств.

2. Законодатель различает следующие виды подследственности: предметную (родовую), персональную, альтернативную и по связи уголовных дел. Данные виды подследственности не поглощают друг друга. Поэтому при определении конкретного следователя (дознавателя), в производстве которого будет находиться уголовное дело, верное направление движения материалов возможно выбрать посредством последовательного применения правил, отграничивающих отдельные категории уголовных дел.

3. Предметная (родовая) подследственность определяет отношение уголовного дела к компетенции следователей одного из ведомств (Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ) или дознавателями определенных органов в зависимости от предмета преступного посягательства, обозначенного в соответствующих главах Особенной части УК РФ.

Так, следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела о преступлениях, представляющих наибольшую общественную опасность (убийства, преступления против политических, социальных прав и свобод человека и гражданина и др.). Следователи органов федеральной службы безопасности осуществляют предварительное следствие по преступлениям против государственной безопасности (государственная измена, шпионаж и др.). Следователи органов внутренних дел РФ проводят предварительное следствие по уголовным делам о причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, кражах, грабежах, разбоях и др.).

4. В ч. 3 комментируемой статьи обозначена предметная подследственность применительно к деятельности органов дознания. Различные органы дознания из числа содержащихся в ч. 1 ст. 40 УПК РФ осуществляют предварительное расследование по тем уголовным делам, которые возбуждаются в сфере их компетенции. Наиболее широкой компетенцией обладают органы дознания органов внутренних дел РФ, поскольку им подследственны все уголовные дела, за исключением прямо отнесенных к компетенции иных органов дознания.

5. Персональная подследственность зависит от должностного или иного положения лица, в отношении которого было возбуждено уголовное дело. Так, следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ (депутатов, прокуроров, следователей, адвокатов и др.), уголовные дела в отношении военнослужащих и некоторых иных лиц, названных в подп. «в» п. 1 ч. 2 комментируемой статьи. Также ими расследуются уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

6. Альтернативная подследственность предусмотрена при производстве предварительного следствия по некоторым категориям уголовных дел (ч. 5 комментируемой статьи). При этом предварительное следствие производит следователь того органа, в котором был получен повод для возбуждения уголовного дела и при наличии основания принято решение о его возбуждении. Это правило позволяет принимать своевременные и надлежащие меры реагирования в каждом случае обнаружения признаков преступления. Особенность ряда преступления заключается в том, что принятию решения о начале производства, как правило, должно предшествовать большое количество и значительный объем подготовительных действий (в том числе оперативно-розыскных мероприятий). К таким деяниям, например, относится ряд преступлений коррупционной направленности, террористический акт.

7. Подследственность по связи уголовных дел представляет собой разновидность альтернативной подследственности. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено новое уголовное дело. К данным составам, например, относятся следующие: ст. 150 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» УК РФ; ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ; ст. 286 «Превышение должностных полномочий» УК РФ; большинство преступлений против правосудия.

8. В ч. 7 комментируемой статьи установлено, что при соединении в одном производстве нескольких уголовных дел подследственность общего уголовного дела определяется прокурором. При этом не имеет значения, в какой форме – предварительное следствие или дознание – ранее осуществлялось производство по каждому из уголовных дел. Соединение уголовных дел происходит на основании постановления руководителя следственного органа (ч. 3 ст. 153 УПК РФ), после чего тот передает уголовное дело прокурору.

9. Если при определении подследственности возник спор между различными органами предварительного расследования, то в силу ч. 8 комментируемой статьи его разрешает прокурор. При этом прокурор применяет правила определения подследственности, установленные комментируемой статьей.

10. Нарушение требований уголовно-процессуального закона о подследственности влечет за собой отмену обвинительного приговора.

Другой комментарий к ст. 151 УПК РФ

1. Подследственность - это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства (допустим, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военного следственного органа Следственного комитета РФ).

2. Общепринято выделять следующие виды (признаки) подследственности:
- предметная или, иначе, родовая;
- альтернативная (смешанная);
- персональная;
- территориальная (о территориальной подследственности см. комментарий ст. 152 УПК);
- подследственность по связи дел.

3. Предметная подследственность определяется признаками, относящимися к квалификации преступления. Каждый состав преступления правомочен расследовать в полном объеме конкретный следователь или орган дознания. В зависимости от того, какое преступление предполагается (или точно установлено) совершено, его должно расследовать строго определенное учреждение или должностное лицо.

4. Предметная подследственность закреплена в ст. 150 УПК и к.с.

5. К.с. определяет, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями следственных органов Следственного комитета РФ, а по каким - также следователями органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел.

6. В к.с. также определены признаки, составляющие альтернативную и персональную подследственности. Смешанная (альтернативная) подследственность характеризуется тем, что расследование некоторых категорий преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить в компетенцию либо одного, либо другого органа. К примеру, расследование бандитизма, нарушения авторских и смежных прав, невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей подследственно тому органу предварительного следствия, который выявил это преступление.

7. Возбудить уголовное дело по преступлениям, подследственным следователям, может и орган дознания. Тем не менее смешанная подследственность касается лишь органов предварительного следствия. То есть органы дознания не наделены правом осуществлять предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ч.5 ст. 151 УПК.

8. Составы некоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебное рассмотрение таковых целесообразно производить одновременно. Для разрешения данной проблемы и предусмотрена подследственность по связи дел. Дела, к примеру, о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, о злоупотреблении должностными полномочиями, о превышении должностных полномочий, о заведомо ложном доносе и некоторых других преступлений, перечисленных в ч.6 к.с., расследуются тем органом предварительного следствия, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

9. Персональная подследственность - это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил преступление. К примеру, производство предварительного следствия обязательно по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Более того, если преступление, по которому в обычном порядке предварительное следствие не обязательно, совершено указанными лицами, дознание по нему производится следователем следственного органа Следственного комитета РФ.

10. Решение о соединении уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных как органам дознания, так и органам предварительного следстви, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. В случае если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, указанное решение принимает прокурор. Причем если хоть по одному из присоединенных дел было обязательно производство предварительного следствия, ни руководитель следственного органа, ни прокурор не могут поручить расследование объединенного дела органу дознания.

11. См. также комментарий ст. 37, 104, 150, 434, 447 УПК.

Консультации юристов по ст. 151 УПК

Если у вас остались вопросы по статье 151 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Если существует преступление, о котором стало известно правоохранительным органам, по нему должна проводиться определенная работа – исследование сообщения о преступлении и предварительное следствие при необходимости.

Если выяснение обстоятельств носит предварительный характер, то есть необходимо выяснить само наличие преступного деяния, то расследование является уже конкретной работой по выявлению доказательств и всех остальных признаков, факторов и критериев, которые относятся к незаконному действию.

Положение

В отношении предварительного расследования существуют свои правила, которые обозначены термином "подследственность".

Таким образом, преступления делятся на категории не только в отношении объекта или субъекта, но и по органу, который будет заниматься уголовным делом.

В статье 151 УПК РФ довольно подробно обозначены незаконные действия, рассматриваемые разными органами. Стоит отметить, что для того, чтобы определить подследственность, необходимо правильно квалифицировать преступление на самом начальном этапе. Это требует от должностного лица наличия у него знаний и опыта.

Кроме того, следует обозначить, что в указанной статье произошли в 2015 году изменения в части полномочий таможенных органов по предварительному следствию и введена в действие статья 215 – преступления, связанные с атомной энергетикой (ст.151 УПК РФ – "Консультант Плюс"), если сравнивать с документом, действующим от 20.03.2011 года.

Поступление информации

Сообщение о преступлении может поступить к разным лицам несколькими способами. В их числе могут быть: заявление в правоохранительные органы, звонок по номеру 02, непосредственное выявление преступных действий прокурором, следователем или дознавателем, а также руководителем следственного отдела или отдела дознания. Уголовное процессуальное законодательство содержит информацию о таких лицах – предварительное расследование осуществляется следователями и дознавателями (часть первая статьи 151 УПК РФ), что означает конкретный круг лиц, которые могут этим заниматься.

Таким образом, как только становится известно о том, что преступление готовится, совершается или уже осуществлено, сотрудник МВД, как только узнал об этом, должен сообщить о событии, в том числе и с подачей рапорта начальству органа, где он проходит службу.

Неотложные действия

Очень часто при выявлении преступления «на месте» необходимо, во избежание утраты доказательств или подозрения на то, что преступник может скрыться, производство неотложных следственных действий.

Так, преступления, которые совершили должностные лица органов Следственного комитета, ФСБ, разведки и лицами подобных учреждений, рассматриваются следователями Следственного комитета, на что указывает, кроме самого положения, данный в юридической литературе по ст.151 УПК РФ комментарий. Дознание в Следственном комитете происходит только в том случае, если преступления, которые подследственны органу дознания на общих основаниях, совершили должностные лица, указанные выше.

Уклонение от внесения специальных платежей на таможне в крупном и особо крупном размере рассматривается органом дознания таможенных органов.

Дознаватели органов по обороту наркотиков и веществ подобного воздействия могут заниматься преступлениями, которые предусмотрены соответствующими статьями, но только в первой части, то есть неквалифицированные деяния.

Полномочия следствия

Для каждого преступления есть соответствующий орган, который будет его рассматривать. Но при поступлении сообщения о совершенном или готовящемся деянии, вне зависимости от уполномоченного органа, как уже было отмечено, рассматриваются органами дознания. Это тот орган, который делает всю «черную работу» перед производством настоящих следственных действий. Остальную часть функций по расследованию преступлений выполняют уже те органы, к ведению которых и относится злонамеренное деяние.

Так, статья 151 УПК РФ с последними изменениями предусматривает, что рабочая группа следственного комитета производит предварительное расследование преступлений, совершенных только по конкретным статьям и связанных только с определенными лицами. Если сообщение о деянии попало в следственный комитет, начальные действия производит орган дознания, а далее материалы передаются по подследственности.

Самое необходимое в этом отношении – не упустить важные моменты. Если дело не требует немедленных следственных действий, рассмотрение можно передать сразу же при поступлении сообщения.

Органы, занимающиеся федеральной безопасностью, рассматривают такие дела, которые связаны с государством (ч.4 ст.151 УПК РФ, действующая реакция). К ним относятся такие, как:

  • экспорт материалов и сырья, которые могут быть использованы при изготовлении оружия массового поражения, за пределы Российской Федерации;
  • террористический акт;
  • угон воздушного или железнодорожного транспорта;
  • наемничество, выраженное в вербовке наемника и использовании его в военных действиях и вооруженных конфликтах и т.д.

Таможенные органы, соответственно, расследуют дела, которые связаны с пересечением границы.

Однако в этом случае законодательство предписывает таможне проводить только дознание по преступлениям, совершенным по статье 194 и 200.1 УК РФ – уклонение от внесения сумм, предусмотренных на таможне, и контрабанда денег.

Обязанность предварительного следствия (по состоянию УПК на 2011 год) по недействующей статье 188 УК РФ (контрабанда) ст. 151 УПК РФ в новой редакции не содержит.

Определение подследственности по органам

В случае если возникла спорная ситуация, касающаяся подследственности, ее разрешением занимается прокурор. Однако такое положение возникает только по той причине, что уполномоченные лица и органы просто не имеют возможности правильно квалифицировать преступление по различным причинам. Если более подробно рассмотреть статью 151 УПК РФ, то в ней прямо указаны статьи и даже пункты, ориентируясь на которые необходимо отдавать дела по подследственности.

К примеру, предварительное расследование по статье 359 УК РФ (наемничество) относится к ведению и СК, и ФСБ. Однако по пунктам конкретно не указано, какой орган должен этим заниматься. Видимо, конкретная ситуация зависит от тяжести преступления и от силы влияния ее на безопасность страны.

Умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью в частях первой-третьей рассматривается органами внутренних дел, а уже в части четвертой – следственным комитетом, как определяет статья 151 УПК РФ.

Поэтому определение подследственности имеет большое значение и влияет в некоторых случаях на ход расследования. Здесь важен и опыт, который приобрели сотрудники, рассматривая дела, которые уполномочены расследовать в силу закона. Безусловно, все работники правоохранительных органов, давно работающие, имеют огромный багаж знаний, но здесь можно сравнить их с докторами, которые занимаются преимущественно лечением в какой-то определенной области – деятельность в совершено не подходящей сфере будет сопряжена с ошибками в некоторых случаях, а также с отсутствием опыта в лечении заболеваний, нехарактерных для конкретной специальности.

Определение подследственности по предмету или объекту

Таким образом, можно отметить, что при выявлении факта преступления сотрудник правоохранительных или других органов имеет возможность определить, согласно статье 151 УПК РФ, подследственность и сообщить об этом в соответствующее учреждение, если это явно следует из характера совершаемого преступления (или уже совершенного, или готовящегося) или же инициировать в собственном ведомстве проверку сообщения о деянии, носителем которого будет являться данный сотрудник.

К примеру, если обнаружен труп (совершено либо убийство, либо имеет место другое деяние, которые привело к смерти потерпевшего), необходимо установить причины.

Необходимо отметить, что по статье 105 УК РФ (убийство) предварительное расследование могут вести как сотрудники СК, так и ОВД. Этим делом не могут заниматься учреждения по контролю за оборотом наркотиков или служба безопасности государства. Однако сюда не входят случаи, когда убийство тесно связано со сферой деятельности указанных органов.

Нюансы

Кроме того, можно также привести пример по статье 211 УК РФ (угон воздушного или железнодорожного транспорта), по которой, согласно статье 151 УПК РФ, предварительные следственные действия проводятся органами ФСБ. Данная статья подлежит рассмотрению следственным комитетом. Здесь все зависит от тяжести преступления, поскольку, как уже отмечено, комитет занимается тяжкими и особо тяжкими деяниями, следовательно, данный орган будет рассматривать уголовное нарушение в связи со смертью потерпевших или при наступлении тяжких последствий (в части третьей).

Собственно, угон, осуществленный с целью совершения террористического акта (часть четвертая) больше относится к ведению ФСБ. Помимо того что статья 151 УПК РФ с последними изменениями довольно точно разграничивает полномочия, следует учитывать и наличие специальных средств и лиц для раскрытия конкретного преступления.

Частные заявления

Часто граждане сами заявляют в органы (прежде всего, в местные правоохранительные) о преступлении, совершенном в отношении самих физических лиц. Если дело не терпит отлагательств, дознаватель проводит проверку по заявлению и дальше передает по подследственности.

Имеют также место обращения граждан через интернет-приемную Следственного комитета. Заявление в обязательном порядке рассматривается и (если также нет необходимости в неотложных следственных действиях) дело по изучению состава передается в другие органы, комитет оповещает заявителя о передаче материалов в необходимую инстанцию.

Совокупность определенных признаков совершенного деяния, позволяющая определить, каким органом будет расследоваться данное преступление, называется подследственностью. Кодекс об уголовном процессе раскрывает ее сущность в статье 151, где четко прописано о том, что злодеяния раскрываются процессуальными лицами в рамках их компетенции.

Признаки

Для того чтобы узнать, каким органом будет расследоваться совершенное деяние, нужно выделить соответствующие признаки преступления, после чего можно будет определить подследственность. УПК гласит о том, что в зависимости от категории дела его раскрытие поручается процессуальным лицам.

Признаки для определения подследственности существуют следующие:

  • предметный или родовой (характер злодеяния);
  • территориальный (в зависимости от места совершения деяния);
  • персональный (особенности субъекта преступления);
  • альтернативный (кем выявлено, тот орган и расследует).

Органы

Возбуждение и ведение дела может осуществляться дознавателем или следователем. В том случае, если прокурор дает письменное указание на то, чтобы преступление расследовалось тем или иным органом, значит, необходимо соблюдать его требования, об этом гласит статья 150 УПК РФ. Подследственность дела при таком обстоятельстве может быть отнесена к дознанию, которое производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

Преступления небольшой и средней тяжести могут быть распределены между данными государственными органами. Ведение дела дознавателем обязательно по всем злодеяниям, которые указаны в части третьей РФ. Подследственность при этом определяется по родовому признаку.

Пример

Лицо совершило кражу сотового телефона, через некоторое время указанный человек был задержан полицией, в отношении него было заведено дело, которое подпадало под подследственность органов дознания, потому что на данный факт указывает статья 150 Кодекса об уголовном процессе.

Основные виды

Компетенция различных органов по раскрытию дел носит название "подследственность". УПК различает ее следующие виды:

  • родовая или предметная - определяется по составу деяния, наиболее тяжкие преступления подлежат раскрытию следственным комитетом, ФСБ;
  • территориальная - производится по месту совершения злодеяния;
  • персональная - зависит от субъекта, который претворил в жизнь свой умысел;
  • альтернативная - позволяет производить расследование тем, кто его выявил.

Здесь необходимо отметить тот факт, что весь уголовный процесс и его ведение полностью зависят от тех лиц, которые его осуществляют. Потому что стадия предварительного расследования - одна из наиболее важных во всем уголовном производстве, так как именно в данный период времени производится сбор всех доказательств и опрос свидетелей, которые помогают быстрее раскрыть совершенное преступление.

Предметная

В данном случае по составу совершенного деяния и его тяжести можно определить подследственность. гласит о том, что дела об умышленном лишении жизни другого человека, похищении, доведении до самоубийства, а также связанные с нарушением конституционных прав и свобод граждан, против мира и безопасности всего человечества относятся к ведению служащих Следственного комитета.

ФСБ занимается раскрытием злодеяний, которые относятся к особо тяжким и представляют наибольшую опасность для общества, например: организация террористической деятельности, незаконного вооруженного формирования, угон воздушного транспорта, утрата документов, содержащих тайны государства.

Предметным признаком определяется и служебная деятельность сотрудников ФСКН, когда речь идет о незаконном обороте наркотических и психотропных средств. Кроме того, родовая подследственность УПК имеет наибольшее значение в том случае, когда необходимо отнести расследование дела к ведению определенного процессуального лица, например, дознавателя. Они занимаются преступлениями только небольшой тяжести. Также к их компетенции по родовому признаку относятся те деяния, на которые указывает подследственность УПК РФ, ст. 150.

Районный отдел полиции, как правило, расследует злодеяния, которые относятся к тяжким и предусмотрены статьей 151 Кодекса об уголовном процессе.

Персональная

Данная подследственность относится к конкретному субъекту, совершившему злодеяние. Например, преступления, совершенные сотрудниками МВД и ФСБ, будут раскрывать служащие следственного комитета. То же самое правило относится и к другим должностным лицам, таким как судьи и военнослужащие.

Законодательные нормы не позволяют в некоторых случаях точно определить подследственность. УПК также не может однозначно решить данный вопрос. Например: следователь ФСБ совершил злодеяние, которое предусмотрено ст. 276 Кодекса о преступлениях, - так как специальные нормы закрепляют за данным лицом иммунитет, то ведением данного дела будет заниматься следователь СК РФ.

Альтернативная или смешанная

В зависимости от определенных обстоятельств совершенного злодеяния будет определяться его подследственность. УПК РФ гласит в данном случае о том, что дела могут быть расследованы тем государственным органом, который первым получил сообщение о преступлении либо выявил его совершение. Например, деяния, связанные с незаконным могут быть раскрыты как следователями районного отдела полиции, так и сотрудниками ФСКН.

Территориальная

В данном случае уголовные дела должны быть раскрыты по месту совершения злодеяния, что соответствует Подследственность при этом распространяется даже на органы дознания. Поэтому на практике нередко встречались такие случаи, когда оперативные сотрудники могли перенести обнаруженный труп в другое место, чтобы раскрытием данного деяния занимался соседний отдел полиции.

По общему правилу, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то в этом случае оно должно быть расследовано тем ОВД, где оно было завершено, так и определяется его подследственность. УПК РФ закрепляет данную норму в ст. 152.

Кроме того, в законе существуют некоторые исключения. Они позволяют заниматься расследованием дела по месту нахождения наибольшего количества свидетелей, пострадавших. Такое возможно только в той ситуации, когда потерпевший проживает за границей и злодеяние было совершено за пределами России.

В данном случае вопрос о том, как будет проводиться раскрытие дела и его передача по подследственности, УПК РФ позволяет решать руководителю следственного органа или прокурору.

Если необходимо произвести розыскные мероприятия вне места обнаружения признаков совершенного злодеяния, то дознаватель может совершить такие действия самостоятельно либо поручить это другому процессуальному лицу. Данное правило предусмотрено ст. 152 УПК. Территориальная подследственность при этом не нарушается, расследованием дела занимается тот же государственный орган.

Нарушения

Совокупность признаков совершенного злодеяния позволяет поручить его раскрытие тем государственным органам, которые уполномочены на это законом. Данное правило носит название "подследственность". УПК РФ (ст. 151) предусматривает, что ведением дела занимается то процессуальное лицо, в чью компетенцию входит раскрытие деяния в зависимости от степени его тяжести. Именно поэтому все доказательства, которые будут собраны ненадлежащим органом, а соответственно с нарушением закона, являются недопустимыми. Они не могут быть положены в основу вынесения приговора судом. Дело при этом подлежит прекращению, а все доказательства должны быть уничтожены.

Необходимые действия

В том случае, если процессуальное лицо установило факт того, что ведение уголовного дела относится не к его компетенции, дознаватель должен передать его прокурору, чтобы последний вынес решение о его подследственности. Споры при этом недопустимы.

Кроме того, прокурор должен распределить уголовные дела так, чтобы каждое было отнесено к ведению конкретного должностного лица. Данное правило действует только при соединении в одном производстве нескольких материалов, которые имеют разную подследственность, ст. УПК 151 напрямую указывает на данный факт.

Образец постановления

Если полученное государственным органом сообщение о совершенном преступном деянии не входит в его компетенцию, то оно должно быть передано по подследственности для производства соответствующих процессуальных действий.

Образец

Постановление
о передаче сообщения о совершенном злодеянии компетентным органам г. __________ 00.00.00 года

Руководитель органа дознания, подполковник полиции _______, рассмотрев поступившее сообщение от гражданина ________о деянии, предусмотренном ч. 1 ст. 179 Кодекса о преступлениях,

Установил:

При проверке поступившего сообщения было выяснено, что данное деяние не подлежит расследованию дознанием, поэтому необходима передача подследственности. УПК предусматривает ее в ст. 151 УК.

Постановил:

Передать указанное сообщение о совершенном деянии следственному отделу.

Руководитель дознания подполковник ______________________

Особенности

Предварительное расследование совершенных злодеяний вправе осуществлять должностные лица в пределах вверенных им полномочий, так гласит 151 статья, подследственность УПК РФ определяется в зависимости от совокупности признаков и квалификации содеянного.

В данном случае существуют некоторые особенности, которые позволяют начать расследование одним государственным органом, после чего передать его через прокурора в ведение других.

Пример

Есть несколько преступных деяний, связанных с пожарами. Так, по части 2 ст. 167 УК, дознаватель ГПН проводит все необходимые действия после возбуждения дела, затем передает его со всеми материалами прокурору для определения его подследственности, потому что в данном случае оно должно быть раскрыто процессуальными лицами ОВД. В том случае, если на пожаре присутствовал следователь, значит, он имеет право сразу принять данное дело к своему производству, а дознаватель ГПН просто передать ему все наработанные материалы.

СК РФ и полномочия

Все совершенные злодеяния находятся в компетенции конкретных должностных лиц, так гласит 151 статья УПК. Подследственность уголовных дел определяется в зависимости от состава деяния и его тяжести.

Служащими СК РФ раскрываются следующие виды злодеяний:

  • умышленное лишение жизни человека;
  • доведение до самоубийства;
  • изготовление поддельных денежных средств;
  • особо тяжкие деяния в отношении лиц, которым нет 18 лет, а также совершенные такими гражданами;
  • касающиеся половой неприкосновенности женщин, мужчин и детей;
  • сотрудниками правоохранительных органов, судов, учреждений исполнения наказаний, военнослужащих.

Все указанные преступления, а также те, которые предусмотрены ст. 447 Кодекса об уголовном процессе, входят в подследственность ст. (УПК РФ) 151 и возлагаются на аппарат сотрудников комитета.

Органы дознания

В соответствии с УПК РФ, подследственность уголовных дел небольшой и средней тяжести может быть возложена на данных процессуальных лиц только с письменного разрешения прокурора.

К органам дознания относятся:

  • судебные приставы;
  • государственная пожарная служба;
  • командиры и начальники военной части.

Обладают следующими функциями:

  • возбуждать уголовные дела в пределах вверенных им полномочий и осуществлять необходимые розыскные мероприятия;
  • осуществлять проверку полученных сообщений о готовящихся или уже совершенных злодеяниях.

Как правило, органы дознания занимаются раскрытием менее тяжких преступлений, в основном они указаны в ст. 150 УПК. Подследственность уголовных дел в данном случае осуществляется ими в пределах их компетенции и по согласованию с прокуратурой.

Дознаватели из службы приставов-исполнителей возбуждают уголовные дела против тех граждан, которые не платят по кредитам, взятым в банках, а также не исполняют свои обязанности по алиментным обязательствам на своих детей. При этом в настоящее время практика показывает, что многие из таких должников оказываются на скамье подсудимых, после чего отбывают наказание в местах лишения свободы или отрабатывают их в обязательном порядке.

Дознаватели, работающие в пожарной службе, расследуют дела по различным возгораниям домов, после чего передают указанные материалы в прокуратуру, а последняя определяет, какой орган в дальнейшем будет проводить розыскные мероприятия.

Формы

Законодательно их существует только две. Дознание по делам, где необходимо проводить должно быть произведено только после незамедлительного уведомления прокурора. После чего осуществляются все необходимые следственные мероприятия: допрос подозреваемого, пострадавшего, выемка и обыск.

По тем делам, где не требуется досудебное производство, составляется обвинительный акт и направляется прокурору для его утверждения. С составленными материалами может быть ознакомлен только сам обвиняемый.

ФСБ

Следователи данных органов занимаются делами, которые нарушают интересы государства и его безопасность. Поэтому, согласно ст. 151 Кодекса об уголовном процессе, они расследуют следующие преступные деяния:

  • о незаконном экспорте сырья, который поступает за пределы России;
  • контрабанде денежных средств;
  • террористической деятельности и обо всех действиях, связанных с ней;
  • об угонах подвижных составов, воздушного транспорта и судов;
  • о разглашении

Период времени

Сроки для осуществления предварительного расследования достаточно различны. Для дознания он составляет всего один месяц. В то же время следствие проводится в течение двух месяцев. При наличии достаточных оснований данные сроки могут продляться. В данном случае необходимо составить постановление и направить его в адрес прокурора с указанием уважительных причин. Как правило, временной период для окончания следствия составляет три месяца. Продляется до одного года только при наличии запутанных обстоятельств злодеяния и отсутствии достаточных доказательств виновности лица.

Определенные условия

В том случае, когда процессуальные лица не имеют достаточных оснований для того, чтобы доказать вину подозреваемого в содеянном, расследование дела должно быть завершено по соответствующим основаниям Кодекса об уголовном процессе. В то же время дознаватель и следователь объясняют гражданину порядок восстановления его прав, которые были нарушены из-за незаконного привлечения к ответственности. Лицо может обратиться в суд за возмещением морального вреда.

Не распространяется

Ни один из видов подследственности не применяется в том случае, когда речь идет о расследовании дела в порядке статьи 10 Кодекса об уголовном процессе. При этом вынести постановление без ведения дела и следствия. Также здесь не будет иметь решающего значения, на какой территории произошло злодеяние.

Значение

В большинстве случаев рассмотрение дела в суде было бы невозможным без проведения предварительного расследования, так как за недостаточным количеством доказательств нельзя предъявить гражданину обвинение. Кроме того, предварительное расследование способно полностью изменить судьбу человека, если его виновность окажется доказанной, или наоборот. Также это очень важная деятельность органов дознания, несмотря на то что она осуществляется только в течение одного месяца. От того, насколько тщательно будет проведено предварительное, досудебное расследование, будет зависеть исход всего дела и даже постановление приговора. Все проводимые действия дознания и следствия фиксируются в обвинительном заключении и акте, после чего направляются для утверждения в прокуратуру.

Суд при рассмотрении дела по существу исследует все представленные доказательства, добытые при проведении предварительных процессуальных действий, которые, как правило, являются подтверждением вины обвиняемого.

Несоблюдение

В соответствии со ст. 151 УПК, должностные лица уполномочены для расследования и раскрытия преступлений в пределах своей компетенции. Это приводит к более правильному и быстрому результату. В том случае, если данные нормы подследственности нарушаются, доказательства, собранные по делу, будут признаны несостоятельными и недопустимыми. Кроме того, расследование злодеяния может быть прекращено.

Пример

Сотрудник полиции совершил ДТП, в котором погиб человек, взяли данное дело под свой контроль, чем существенно нарушили нормы подследственности. При этом доказательства, собранные в ходе предварительного расследования, впоследствии были признаны недопустимыми. Суд их не принял и прекратил дело. При этом должностные лица существенно нарушили права пострадавших. Сотрудник полиции в данном случае - это лицо с особым статусом, он госслужащий, а не простой гражданин, и его делом должен был заниматься следственный комитет, а не местный ОВД.

Следующий пример

При подаче апелляционной жалобы защитник гражданина, который был осужден по статье 159 за мошенничество в особо крупных размерах, в обосновании доводов ссылался на то, что должностными лицами были нарушены правила определения подследственности, и хотел, чтобы суд отменил приговор.

При этом адвокат не учел положений статьи 151 Кодекса об уголовном процессе, где четко прописано о том, что раскрыть злодеяние может тот орган, который выявил его совершение. Поэтому доводы защиты были несостоятельными.

Из приведенных примеров видно, что не все должностные лица соблюдают правила определения подследственности, чем существенно нарушают уголовное законодательство. При этом нарушаются права самих граждан, которые являются участниками процесса. Для всестороннего и полного изучения всех материалов дела, а также для сбора доказательств просто необходимо соблюдать правила подследственности. Потому что каждый государственный орган обладает своими полномочиями и компетенцией.

Если злодеяние было совершено военным человеком, прокурором, судьей, то данное дело может быть полностью раскрыто только следователями комитета РФ. Потому что они призваны предотвращать распространение преступности среди государственных служащих. Также в их компетенцию входит ведение дел по особо тяжким деяниям, которые были совершены лицами, не достигшими совершеннолетия.

Поделиться: