Как обжаловать решение инспектора по труду. Обжалование предписания трудовой инспекции Решение суда об отмене постановления трудовой инспекции

Но это не так. При проведении проверки инспекторами допускается множество нарушений (они такие же люди, как и мы), которые позволяют признать ее результаты незаконными. Но сначала пару слов скажу о документарной проверке.

Нюансы документарной проверки

О мы писали очень подробно. Но чаще проверка бывает документарной, то есть инспекторы изучают ваши документы у себя в кабинетах, не посещая компанию.

Как все происходит:

  1. Вы получаете письменный запрос из госинспекции, подписанный руководителем ГИТ.
  2. В течение 10 рабочих дней готовите копии документов для предоставления в инспекцию. На копиях ставите заверительную надпись: слово «верно», должность (или ИП), личная подпись, расшифровка подписи, дата, печать.
  3. Составляете опись передаваемых документов, в которой перечисляете, копии каких именно документов вы направляете в ГИТ. Если это приказы, штатное расписание и договоры, то обязательно указываете номера и даты этих документов, если копии трудовых книжек, то кому они принадлежат.

Можно вместе с описью составить и акт приема-передачи документов. Акт не фигурирует в законе, но вам обязательно нужно доказательство, что все перечисленные в описи документы инспектором получены. Можно на втором экземпляре описи получить расписку инспектора ГИТ в получении всех указанных в ней документов.

Такая предосторожность совсем не лишняя. Учитывая, что документарную проверку проходят одновременно несколько десятков работодателей, ваши документы могут быть утеряны, попасть не в ту папку, перепутаться. А если вы не сможете доказать, что все запрашиваемые документы были получены инспекторами, то руководителю (предпринимателю) грозит уже уголовная ответственность за непредоставление документов при проверке.

Еще раз сделаю акцент: в инспекцию вы везете КОПИИ документов, НЕ подлинники. Изымать оригиналы не имеет права ни один проверяющий орган.

Дальнейшие действия — и запись в журнале проверок — такие же, при выездной проверке.

Протокол и постановление

Если с соблюдением закона у вас не все в порядке, то инспектор составит протокол, в котором укажет не только нарушения, но и соответствующее наказание за это. Поскольку протокол будет служить основанием для привлечения к административной ответственности, то отнестись к нему нужно очень внимательно.

  • Изучите указанные в протоколе нарушения.
  • Не спешите давать объяснения немедленно.
  • В графе, предусмотренной для объяснений, напишите, что объяснения будут предоставлены в такой-то срок. И к этому сроку подготовьте грамотные логичные объяснения в письменном виде на отдельном листе.

В течение 15 дней после составления протокол будет рассматривать руководство ГИТ. И вас обязательно должны пригласить на рассмотрение, то есть уведомить, где и когда будет проходить заседание комиссии. И мой вам совет: обязательно придите на это мероприятие, своим присутствием и адекватным поведением вы можете существенно снизить размер штрафа. Если вы не придете, штраф выписывают по максимальной планке. У всех есть план 🙂

После рассмотрения протокола инспекция выносит постановление о привлечении к административной ответственности (выписывает штраф).

Обжалование постановления

Если вы не согласны с выводами инспекторов или с величиной штрафа, который назначен в постановлении, то можете обжаловать такое постановление. Жаловаться можно:

  1. руководителю соответствующей территориальной инспекции ГИТ;
  2. главному госинспектору труда РФ;
  3. в суд общей юрисдикции, т.е. районный суд.

Не всем сразу, конечно, а по выбору. Хотя направить жалобу не запрещается сразу во все инстанции, но тогда дело будет рассматриваться только судом.

Учтите, что на возможность обжалования отведено всего 10 дней. После этого срока постановление вступает в силу, и начинается отсчет дней по уплате штрафа, который нужно уплатить в течение 30 дней. Если не уплатите, материалы передаются судебным приставам, и штраф будет взыскиваться в принудительном порядке.

Поэтому очень важно эти 10 дней не пропустить и составить жалобу. Жалоба должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
  • реквизиты обжалуемого постановления с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).

Жалобу подписывает лицо, в отношении которого вынесено постановление, либо руководитель компании (предприниматель). Обязательно нужно поставить дату, приложить документы, подтверждающие ваши доводы (если есть). И лучше всего жалобу самостоятельно привезти в ГИТ или суд, а не надеяться на почту. Такая жалоба не облагается госпошлиной (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ), поэтому никаких квитанций об оплате не будет.

Как поступит руководитель ГИТ или судья при получении жалобы? Он будет проверять все в полном объеме, с самого начала.

И это очень хорошо, потому что:

  1. Есть время подготовиться к повторной проверке.
  2. Есть возможность доказать, что проверка проводилась с нарушениями (вас не ознакомили под роспись с распоряжением о проверке, нарушены сроки проверки, сроки составления акта, нарушены ваши , не соблюдены , т.д).

Итог

Пройти проверку легко и совсем не страшно, если вы знаете и соблюдаете нормы трудового законодательства. Знайте свои права, выполняйте обязанности – это не только стабилизирует отношения с работниками, будет меньше обид и недоговоренностей, но и позволит вам уверенно себя чувствовать при встрече с любым инспектором. Поверьте, это совсем не сложно.

Ларионов Роман , юрисконсульт компании «Гарант»

Как следует из статьи 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) могут быть обжалованы. Однако при их обжаловании работодатель должен не только иметь доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и соблюсти установленную законодательством процедуру подачи жалобы. Сегодня мы расскажем, в какие сроки и в каком порядке это можно сделать.

Способы обжалования

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы двумя способами: по подчиненности и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ)*. В порядке подчиненности жалоба на решение государственного инспектора труда может быть подана руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации. При этом подача жалобы по подчиненности не препятствует одновременному обжалованию этого же решения госинспектора труда в судебном порядке. Хотя следует отметить, что одновременно подавать жалобу в обе инстанции не имеет смысла, так как в этом случае она будет рассматриваться только в суде (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вышестоящее должностное лицо или судья при поступлении к ним жалобы не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

Давайте более подробно поговорим о порядке обжалования предписаний госинспекторов труда и постановлений о наложении штрафа. Поскольку именно эти документы чаще всего выносятся по результатам проверок.

Протокол об административном правонарушении

При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства госинспектор труда, как правило, в первую очередь составляет протокол об административном правонарушении**. Именно этот документ может служить основанием для привлечения работодателя (его представителя) или иного должностного лица, в отношении которого составлен протокол, к административной ответственности.

Следовательно, к этому документу нужно отнестись очень внимательно. Тщательно изучите зафиксированные в нем нарушения. Если вы с ними не согласны, не торопитесь давать объяснения немедленно. В графе, предусмотренной для объяснений, можно написать в какой срок они будут представлены. И к этому сроку, имея на руках копию протокола, подготовить объяснения в письменном виде на отдельном листе. В дальнейшем указанные объяснения могут использоваться вами при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

Цитируем закон

Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федерации
об административных

Правонарушениях

Постановление о назначении административного наказания

На основании протокола, как сказано выше, выносится постановление о назначении административного наказания (по форме № 5-ГИТ)***. Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение 10 суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до девяноста суток).

Что касается штрафов за нарушение трудового законодательства, то их можно оспорить (как мы уже отмечали выше) как в судебном порядке, так и руководителю госинспектора труда в порядке подчиненности. Если в течение 10 суток со дня вручения постановления о назначении административного наказания оно не будет обжаловано, то постановление вступает в законную силу. И с этого момента будет идти отсчет дней по уплате штрафа. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении указанного срока материалы направляются судебному приставу для взыскания в принудительном порядке****. В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Порядок обжалования предписания

С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда предъявляют представителю работодателя обязательные для исполнения предписания. В этом документе содержатся требования к устранению выявленных правонарушений с указанием сроков выполнения. Следует отметить, что сроки обжалования предписаний в порядке подчиненности законодательством не определены. В Трудовом кодексе (ст. 357) говорится лишь об обжаловании в судебном порядке. Оспорить предписание можно в течение 10 дней со дня его получения.

Требования к составлению жалобы

Жалоба, как правило, должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).

Образец жалобы на решение государственного инспектора труда.

Жалоба должна быть датирована и подписана уполномоченным лицом (законным представителем работодателя либо должностным лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу). В обоснование заявленных требований к жалобе могут быть приложены подтверждающие документы.

Определяем подведомственность

Теперь давайте определимся с подведомственностью, то есть в какой суд (если вы решили обратиться именно туда) – общей юрисдикции или в арбитражный – должна подаваться жалоба. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Если говорить об обжаловании предписаний, то жалобы на указанные решения госинспекторов труда подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Дело в том, что предписания выдаются работодателю не как субъекту предпринимательской и иной экономической деятельности, а как работодателю, допустившему нарушения трудового законодательства. И поскольку арбитражному суду не подведомственны споры, вытекающие из трудовых отношений, то и дела об оспаривании решений государственных инспекций труда не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Что касается подведомственности дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, то данный вопрос до сих пор вызывает немало споров. Так, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобы работодателей на постановления о назначении административного наказания должны подаваться в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Однако при поступлении такой жалобы арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора, ссылаясь при этом на разъяснение Конституционного Суда РФ*****. Дело в том, что, по мнению высшей судебной инстанции, указанная норма закона (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица (или индивидуального предпринимателя) к административной ответственности. Если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. И поскольку предметом спора при обжаловании постановлений являются выводы о том, что работодателем допущены нарушения в сфере трудовых отношений, то указанный спор, действительно, не подпадает под юрисдикцию арбитражного суда.

Эту позицию подтвердил также Пленум Верховного Суда РФ******. В своем постановлении он отметил, что решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса. А это значит, что жалобы на постановления о назначении административного наказания так же должны подаваться в суд общей юрисдикции.

Цитируем закон

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Федерации об административных

Правонарушениях

* За исключением решений главного государственного инспектора труда Российской Федерации, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ). В том случае если обжалуется постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до 90 суток), так же нужно обращаться только в суд.

** По форме № 3-ГИТ, утвержденной приказом Роструда от 10 декабря 2004 г. № 47 (далее – приказ Роструда № 47).

*** Утвержденной приказом Роструда № 47.

**** Кроме того, неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения. О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи.

Полномочия инспектора по труду

В силу ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее — Положение).

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.

Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п. 13 Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально. Такими документами являются:

— акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон N 294-ФЗ);

— предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;

— протокол об административном правонарушении — составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя. В случае отказа представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (п. 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ). С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);

— постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:

административный штраф;

— дисквалификация руководителя;

— административное приостановление деятельности работодателя.

При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.

Право на обжалование

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения. Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 361 ТК РФ, работодатель может обжаловать любой документ — акт, предписание, протокол, постановление о привлечении к административной ответственности. При этом обычно акт обжалуют вместе с предписанием, а протокол с постановлением.

Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Подведомственность и сроки обжалования

Если работодатель решил обжаловать предписание в государственную инспекцию труда, сделать это он должен в течение 15 дней с момента получения акта и предписания (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст. 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности. Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.

К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении. Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности. Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Автор: Пелешенко Юрий Иванович
Тема: Трудовые споры, Документы кадровой службы
Рубрика: Трудовые споры

В соответствии со ст. 13 Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (Женева, 19 июня 1947 г.) право на обжалование распоряжений и требований инспекторов труда в судебные или административные органы может быть предусмотрено национальным законодательством.

В статье 46 Конституции РФ содержатся общие нормы о праве граждан на обжалование решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц.

НА № 7‘2006Федеральный закон от 02.05.06 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон от 02.05.06 № 59-ФЗ) устанавливает, что граждане вправе обращаться в государственные органы либо к должностным лицам с жалобами и заявлениями. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется (ч. 6 ст. 8 Закона от 02.05.06 № 59-ФЗ).

Обратите внимание!

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц

Компетентный государственный орган или должностное лицо при рассмотрении жалобы принимает меры, направленные на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, дает письменный ответ по существу поставленных вопросов. Жалоба по общему правилу должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12 Закона от 02.05.06 № 59-ФЗ).

Решения государственных инспекторов труда

Под решением государственных инспекторов труда понимается предписание об устранении нарушений трудового законодательства, протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания, а также иные решения, выносимые государственным инспектором труда, например письменный ответ на обращение о нарушении трудового законодательства.

НА № 6‘2008Формы документов, используемые в Федеральной службе по труду и занятости (Роструде), утверждены приказом от 10.12.04 № 47. К ним относятся такие документы, как акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – форма № 1-ГИТ, предписание – форма № 2-ГИТ, протокол об административном правонарушении – форма № 3-ГИТ, постановление о назначении административного наказания – форма № 5-ГИТ, решение по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении – форма № 8-ГИТ и т. д.

Обратите внимание!

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц

Согласно ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

    предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Частью 2 ст. 357 ТК РФ определено: в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю (или его представителю) предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Обратите внимание!

Предписание госинспектора труда может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем

Работодатель может обжаловать предписание госинспектора труда в судебном порядке в течение 10 дней с момента получения. Таким обра­зом, данная норма устанавливает специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, который и подлежит применению судом, а срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ (три месяца), при рассмотрении дел указанной категории не применяется.

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольных функций согласно ст. 358 ТК РФ обязаны: соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций). За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК РФ).

Порядок обжалования решений государственных инспекторов труда установлен ст. 361 ТК РФ, которая предусматривает административный и (или) судебный порядок обжалования решений государственных инспекторов труда, предоставляя возможность выбора одного из них, т. е. данный вопрос отдан на усмотрение лицу, которому направлено решение государственного инспектора труда.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке. Вместе с тем ст. 361 ТК РФ допускает обжалование решения госинспектора труда в порядке подчиненности непосредственно главному государственному инспектору труда РФ, каковым в настоящее время является руководитель Роструда.

Административное обжалование решения

Список ГИТ с адресами и телефонными номерами
НА № 6‘2008
При административном обжаловании заявления на решения государственных инспекторов труда подаются соответствующему руководителю по подчиненности или главному государственному инспектору труда РФ. Обжалование решения госинспектора труда в порядке подчиненности не препятствует одновременному обжалованию того же решения в судебном порядке.

Однако одновременная подача жалобы и вышестоящему должностному лицу, и в суд хотя и не запрещена, но фактически не всегда имеет смысл, поскольку ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ предусмотрено: в случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

В порядке подчиненности решения государственного инспектора труда обжалуются, как правило, руководителю государственного инспектора труда, принявшего обжалуемое решение. В статье 23.12 КоАП РФ перечислены должностные лица, правомочные рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

Например, решение государственного инспектора труда поэтапно может быть обжаловано руководителю государственной инспекции труда и его заместителям, руководителю (заместителю руководителя) государственной инспекции труда в субъекте РФ, главному государственному инспектору труда РФ и его заместителям.

При обжаловании решений в порядке подчиненности можно руководствоваться действующим в настоящее время Перечнем должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах РФ), упол-номоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утв. приказом Роструда от 10.04.06 № 60.

ТК РФ не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда. Как правило, соответствующие решения обжалуются либо работодателем, действия которого признаны неправомерными, либо работником (его представителем), заявление которого, адресованное в государственную инспекцию труда, признано необоснованным. Также отсутствуют правовые препятствия к обжалованию решений госинспекторов труда иными лицами, чьи права и свободы нарушены (ограничены) принятым решением.

В случае если по результатам проверки государственный инспектор труда вынес решение (постановление) о привлечении организации, руководителя либо иного должностного лица организации (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности, то дальнейшее развитие событий зависит от действий указанных лиц.

Если эти должностные лица согласны с решением госинспектора труда, то они выполняют данное решение, в т. ч. уплачивают назначенный административный штраф в установленный срок по реквизитам, указанным в постановлении. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о назначении административного штрафа в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ).

По истечении 30 дней при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, орган, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо (государственный инспектор труда), вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ (ч. 1; наложение административного штрафа в двукратном размере суммы наложенного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток).

Если же лицо, получившее постановление по делу об административном правонарушении, принятое государственным инспектором труда в рамках рассмотрения административного дела, не согласно с принятым решением, то оно обжалуется в порядке, установленном гл. 30 КоАП РФ. Соответствующее решение может быть обжаловано работодателем, его законным представителем, работником (потерпевшим), его законным представителем, защитником.

Оспаривание решений в суде

В суде решения государственного инспектора труда либо его руководителей, а также главного государственного инспектора труда РФ оспариваются в соответствии с положениями гл. 25 ГПК РФ.

Если в суд подается заявление об оспаривании действий (решений), нарушающих права и свободы граждан, в части, не противоречащей ГПК РФ, применяется Закон РФ от 27.04.93 № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут обжаловать соответствующее постановление либо в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Такое обжалование производится с соблюдением требований Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ.

Однако, поскольку предписания, выносимые государственным инспектором труда, не имеют экономического содержания, а вытекают из трудовых правоотношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не является для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, жалоба юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а направляется в суд общей юрисдикции.

ООО «Техсервис» (далее также – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции труда (ГИТ) в Краснодарском крае от 28.11.05 № 03–1 / 16 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда (в виде 30 тыс. руб. штрафа).

Определением суда от 13.03.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.04.06, производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просило отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, вывод судов первой и апелляционной инстанций о неподведомственности спора арбитражному суду не соответствует законодательству, поскольку правонарушение совершено юридическим лицом. Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, посчитал, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. Как видно из материалов дела, 25 октября 2005 г. прокуратура Карасунского административного округа г. Краснодара и Управление по делам миграции ГУВД Краснодарского края провели проверку Общества по вопросу соблюдения трудового законодательства.

В ходе проверки установлено следующее. Гражданин Армении Саргсян К. С. принят на работу в покрасочный цех ООО «Техсервис» маляром. При оформлении на данную работу и при осуществлении трудовой деятельности с работником не заключался трудовой договор. По указанному факту прокуратура в отношении Общества возбудила дело о нарушении законодательства о труде и об охране труда и направила материалы проверки в инспекцию труда для рассмотрения по существу. По итогам рассмотрения материалов проверки ГИТ вынесла постановление от 28.11.05 № 03–1 / 16 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде 30 тыс. руб. штрафа.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления ГИТ незаконным. Вывод суда о том, что дело об оспаривании Обществом постановления инспекции труда о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, правомерен.

Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу п. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в т. ч. об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Часть 3 ст. 30.1 КоАП РФ предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Таким образом, арбитражному суду подведомственны жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, допущенных организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда.

Как видно из материалов дела, Общество привлечено к административной ответственности за нарушение ст. 9 ТК РФ. Согласно ст. 16 ТК РФ отношения между работником и работодателем возникают на основе заключенного между ними трудового договора, который закрепляет юридическую связь субъектов трудового права, регулируемую государством посредством норм трудового права. В силу ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменном виде не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе. Выступая работодателем, юридическое лицо не выполнило в отношении нанятого им работника функции и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, следовательно, оно привлечено к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник трудовых правоотношений, допустивший нарушение законодательства о труде.

Таким образом, вывод суда о том, что спор по настоящему делу не связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью Общества, является правильным. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Руководствуясь ст. 274, 286–289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил: определение от 13.03.06 и постановление апелляционной инстанции от 27.04.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32–6438 / 2006–14 / 175–15АЖ оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.06.06 № Ф08–2401 / 2006–997А).

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Порядок подачи жалобы

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). В связи с этим следует обратить внимание: если постановление о привлечении к административной ответственности было выслано по почте, то доказательством даты его получения будет являться оттиск почтового штемпеля на конверте или дата, указанная в уведомлении о получении, если письмо направлялось с уведомлением о получении.

Однако в случае если в связи с какими-либо обстоятельствами, которые могут быть признаны уважительными (например, болезнь, неполучение постановления о привлечении к административной ответственности и т. д.), срок обжалования будет пропущен, то вместе с жалобой должно быть подано ходатайство о восстановлении срока обжалования. При этом должны быть указаны обстоятельства, послужившие причиной пропуска указанного срока, а также по возможности приложены доказательства, подтверждающие уважительность причины. Такое ходатайство рассматривается лицом (органом), которому направлена жалоба.

Статья 30.2 КоАП РФ предусматривает порядок подачи жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности. Такая жалоба подается судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление, которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

В этих случаях рекомендуется приложить к жалобе сопроводительное письмо, в котором указать, что данная жалоба представлена для ее дальнейшей подачи соответственно в суд, вышестоящий орган или вышестоящему лицу. На втором экземпляре сопроводительного письма необходимо получить отметку о вручении указанного письма и приложенной к нему жалобы (с материалами к ней), указать фамилию, имя, отчество и должность лица, принявшего документы, дату получения документов.

Обратите внимание!

При обжаловании постановления об административном правонарушении важно не только соблюсти процедуру обжалования, но и предоставить достаточные доводы, подтверждающие незаконность, неправильность вынесенного постановления

Однако КоАП РФ предусматривает и возможность подачи жалобы минуя должностное лицо, вынесшее постановление, непосредственно сразу в суд или вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган. В этом случае также необходимо получить соответствующую отметку о получении жалобы на ее втором экземпляре. Если документы направляются по почте, то необходимо отправлять их заказным письмом с уведомлением о вручении.

Как правило, жалоба должна содержать следующие сведения:

    наименование суда, органа или должностного лица, который будет рассматривать жалобу; наименование, место нахождения (почтовый адрес) лица, подающего жалобу; реквизиты обжалуемого постановления; доводы, в соответствии с которыми, по мнению лица, подающего жалобу, постановление является незаконным и подлежит отмене или изменению; просьба лица к органу, лицу, рассматривающему жалобу, о результате рассмотрения жалобы.

Например, жалоба может содержать просьбу: «Прошу постановление о привлечении к административной ответственности отменить полностью» или «… в части…».

Жалоба должна быть подписана уполномоченным на это лицом (индивидуальным предпринимателем, руководителем юридического лица или их представителями). К жалобе прилагаются копии необходимых документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, а также копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписывающего жалобу. Кроме того, прикладываются дополнительно копии жалобы для лиц, участвующих в деле. В соответствии с ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Согласно ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ предусмотрен следующий порядок:
1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ;
9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Цитируем документ

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ обсужден возникший в судебной практике вопрос о том, с какого момента вступают в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования.

Порядок вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, кем рассматривалось дело.

1. Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (подп. 2, 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, – в вышестоящий суд, т. е. в областной или другой соответствующий ему суд (пп. 1 и 2 ст. 30.9 КоАП РФ).

Подача и рассмотрение жалоб осуществляются согласно п. 3 ст. 30.9 в порядке, установленном ст. 30.2–30.8 КоАП РФ.

Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно после вынесения (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

2. Если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.2–30.8 КоАП РФ, только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Возможности обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда ст. 30.9 КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (п. 3 ст. 1.1 КоАП РФ).

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях лицами, указанными в п. 3 ст. 30.11 КоАП РФ, по протестам должностных лиц органов прокуратуры, перечисленных в п. 2 той же статьи, и жалобам лиц, указанных в ст. 25.1–25.5, п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

Письмо Верховного Суда РФ от 20.08.03 № 1536–7 / общ.

В случае если жалоба подавалась для рассмотрения вышестоящему должностному лицу и не была им удовлетворена, то такое решение должностного лица может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. В случае вынесения решения суда при пересмотре жалобы не в пользу лица, ее подавшего, решение суда также может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Подача последующих жалоб, их рассмотрение и разрешение осуществляются в том же порядке и в сроки, как и первоначальный пересмотр жалобы. Копии решений направляются лицам, участвующим в деле, в трехдневный срок со дня вынесения решения.

Обратите внимание!

Обязанность доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, руководителями и иными должностными лицами организаций, индивидуальными предпринимателями возложена на государственных инспекторов труда

Вопрос, с какого момента вступают в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования, подробно рассмотрен в письме Верховного Суда РФ от 20.08.03 № 1536–7 / общ.

В случае если постановление о привлечении к административной ответственности и (или) решение, вынесенное в связи с его пересмотром, вступило в законную силу, то указанные акты могут быть пересмотрены только в случае принесения протеста прокурором. Для того чтобы вступившее в законную силу постановление или решение было пересмотрено, необходимо направить в прокуратуру обоснованное ходатайство о принесении протеста по указанному делу с приложением всех материалов дела, свидетельствующих о незаконности вступивших в силу постановления и (или) решения.

Внимание! Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 19.4 — 19.7, п. 2 ст. ст. 5.27, 5.42 КоАП РФ, вправе рассматривать и привлекать к ответственности по ним только суд. Решения инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения Главного государственного инспектора труда РФ обжалуются только в суд. Работодатель может обратиться в вышестоящие уполномоченные органы с требованием отменить тот или иной акт либо дать оценку действиям соответствующих органов и должностных лиц, которые, по его мнению, нарушают его права либо законные интересы. Так, например, подписание акта проверки еще не означает, что работодатель согласен с его содержанием, а свидетельствует лишь о том, что работодатель ознакомлен с данным документом.

Как обжаловать решения трудовой инспекции?

Посмотрим кто сидит в думе, кто дебоши устраивает, кто покупает себе места в данной думе и ответим на вопрос с может ли двоишник, уголовник, мошенник принять констицтуции соответствующую норму. Ежели для НПА установлена правовая экспертиза, то почему для ФЗ являющегося также нормативным актом данной экспертизы нет? Сегодня я впервые увидал данный закон и просто обалдел от содержания его #9 IP/Host: 82.145.223.


Дата регистрации: 29.03.2012Сообщений: 5,402 Re: обжалование постановления ГИТ. Посмотриш по ТВ заседание этой госдумы и без смеха и слез обойтись ни как, оди друг другу морду бьют, другие спят, третьи в носу ковыряются дамы же обсуждают какой у них наряд, маникюр и причоска – наплевать им на все за что они голосуют.
Далее посмотрим на сайт конституционного суда и видим – признать ст. не соттветствующую … Признать ст. Противоречащую …

Обжалуем решение инспектора по труду

Что конкретно должно быть указано в заявлении об оспаривании предписания ГИТ в суд? Согласно требованиям ст. 131 и 247 ГПК РФ в заявлении об оспаривании предписания ГИТ, подаваемом в судебном порядке, должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подается заявление; 2) наименование заявителя (поскольку мы подаем документ, который называется заявлением, следовательно, стороной будет заявитель), его место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; 3) наименование государственного органа, чьи действия вы обжалуете, его место нахождения; 4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения ваших прав, свобод или законных интересов; 5) обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; 6) перечень прилагаемых к заявлению документов.

Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции

Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ). Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности: - административный штраф; - дисквалификация руководителя; - административное приостановление деятельности работодателя.
При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.


В силу ст.

Обжалование постановление гит

Однако предписания ГИТ не имеют экономического содержания, а вытекают из трудовых правоотношений между работником и работодателем, заключение и исполнение трудового договора между которыми не является предпринимательской или иной экономической деятельностью. Поэтому жалоба не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а направляется в суд общей юрисдикции.


Данную позицию на практике поддерживают и арбитры (Постановления ФАС СКО от 20.07.2006 N Ф08-2996/2006-1305А, от 03.08.2006 N Ф08-3282/2006-1410А, от 08.06.2006 N Ф08-2401/2006-997А, ФАС ВСО от 17.03.2006 N А74-5572/05-Ф02-1033/06-С1, от 09.03.2006 N А74-72/06-Ф02-942/06-С1, ФАС ВВО от 21.09.2006 N А79-4906/2006). Согласно п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии.

Обжалование решений государственных инспекторов труда

Она может быть в виде соответствующего письма с приложением копии приказа, копии локальных актов с внесенными изменениями и дополнениями, а также платежных поручений, ведомостей оплаты труда и т.д. Дело об административном правонарушении рассматривается не позднее чем в 15-дневный срок со дня составления протокола и других материалов дела (ст.

Внимание

КоАП РФ). Рассматривает его, как правило, инспектор, проводивший проверку, хотя закон не запрещает передать его другим должностным лицам ГИТ. По результатам рассмотрения может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.


Второй вариант возможен, в частности, в случае передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Как восстановить пропущенный срок для обжалования постановления гит

В случае выявления при проверке каких-либо нарушений действующего законодательства в обязательном порядке требуются объяснения от руководителя организации или его представителей. Как правило, сотрудники инспекции требуют представить такие объяснения непосредственно после выявления нарушений, и чем меньше этих объяснений, тем проще в дальнейшем будет выстроить свою позицию при обжаловании решений инспекции, вынесенных по результатам проверки.

В случае обнаружения очевидных нарушений трудового законодательства в срок не более двух суток (ст. 28.5 КоАП РФ) составляется протокол об административном правонарушении, в котором отражается место, время совершения и суть правонарушения со ссылкой на нарушенные законы и иные нормативные акты по пунктам. Подписание руководителем или представителем учреждения протокола не означает согласия с его содержанием.
ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений. Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения.

Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Руководствуясь ст.

Обжалование постановления гит об административном правонарушении

Важно

Но не надо думать, что инспектор в суде будет доказывать законность своих действий, а суд и вы будете только слушать его и ничего более. В отмене незаконного предписания заинтересованы прежде всего вы, поэтому именно вам надо будет доказать, что данное предписание нарушило ваши права: в чем это выразилось и чем это подтверждается.

СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ ГИТ Обратите внимание!Срок обжалования решений ГИТ составляет 15 дней с даты получения работодателем акта проверкиСроки обжалования решений ГИТ крайне важны, поскольку их пропуск влечет отказ в рассмотрении жалобы. Конечно, закон в случае пропуска срока по ходатайству лица, подающего жалобу, предоставляет право судье восстановить срок.

Но, подчеркнем, это его право, а не обязанность, так что рисковать в данном случае не стоит. В соответствии со ст.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении.

Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности. Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст.

28.2 КоАП РФ. Согласно п.

Обжалование постановления гит об административном правонарушении образец

Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней. Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения.

А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения. К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения. О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи. В силу ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее - Положение).

Поделиться: