Статья об основах охраны здоровья граждан. Законодательство о здравоохранении и медицине

Федеральный Закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) принят Государственной Думой 1 ноября 2011 г. и одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г. Он является основным законодательным актом, определяющим правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан.

Суть закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Регулирование отношений в сфере охраны здоровья разделяется на несколько основных аспектов:

  • права, обязанности и гарантии реализации прав человека в сфере охраны здоровья;
  • полномочия и ответственность органов власти (государственной, субъектов Федерации и местного самоуправления);
  • права и обязанности медицинских организаций;
  • права и обязанности медицинских работников.

Закон определил систему норм об охране здоровья правового и организационного уровней, которой должны соответствовать нормативные правовые акты субъектов РФ. В Законе определена иерархия нормативных правовых актов и подзаконных актов в сфере охраны здоровья в главе 2 «Основные принципы охраны здоровья» и статье 3 «Законодательство в сфере охраны здоровья»:

  1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
  3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Росcийской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
  4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Классификация нормативных правовых актов

Для руководителя системы здравоохранения субъекта Федерации, медицинского учреждения важно знание не только понятия нормативного правового акта, но и его признаков, видов (см. Власенко Н. А. Теория государства и права: учебное пособие, 2-е издание, перераб., доп. и испр. - М.: Проспект, 2011).

Нормативный правовой акт - акт правотворчества, содержащий юридические нормы, направленный на установление, изменение или отмену нормы права.

Нормативные правовые акты обладают следующими признаками:

  • Официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для исполнения для субъектов, которым адресован.
  • Содержит информацию о нормах права.
  • Обладает соответствующей юридической силой, зависящей от компетенции правотворческого (государственного) органа, его принявшего.
  • В совокупности составляют единую иерархическую систему, отражающую структуру госу-дарственных органов.
  • Имеют общий характер; их следует отличать от индивидуально-правовых актов (право-применительных), содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам, а также актов толкования права, разъясняющих действующие правовые нормы.

Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой. Подзаконные акты не должны противоречить законам и должны издаваться в соответствии с законами.

По юридической силе выделяют:

Конституцию РФ - основной закон; Федеральные конституционные законы - законы, прямо указанные в Конституции РФ; Федеральные (текущие) законы, основанные на Конституции РФ и на федеральных конституционных законах; законы субъектов Федерации, принимаемые субъектами Федерации в пределах своих полномочий на основании Конституции РФ, федеральных договоров и договоров между Российской Федерацией и отдельными субъектами.

  • Акты Президента РФ - это указы и распоряжения; при этом указы занимают следующее после законов место, а распоряжения принимаются в основном по конкретным вопросам. Указы могут быть как нормативными, так и индивидуальными (правоприменительными).
  • Акты Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть нормативными и индивидуальными (смешанными) или только правоприменительными (индивидуальными). Акты Правительства РФ могут быть приняты на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ.

Подзаконные нормативные правовые акты обладают меньшей юридической силой; они не должны противоречить законам. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются иерархией государственных органов, их принявших:

  • Акты министерств, ведомств, государственных комитетов и государственных служб. Данные акты принимаются на основании и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и могут носить как внутриведомственный характер, так и распространяться на более широкий круг субъектов (например, акты Министерства РФ по налогам и сборам, акты Министерства внутренних дел РФ и др.).
  • Акты субъектов Федерации - это законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными государственными органами субъектов Федерации.
  • Акты органов местного самоуправления - это акты представительных органов, городов, районов, поселков, сел, а также акты глав их администраций. Кроме того, это акты, принимаемые путем референдума населением (района, города и т. п.) по вопросам местного значения.
  • Локальные акты. Нормативные правовые акты организаций и учреждений, регулирующие вопросы внутренней жизни (уставы, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка и т. п.). При этом в одних случаях федеральным законодательством устанавливается для предприятия или организации обязательность наличия того или иного локального акта, а подзаконными нормативными правовыми актами уточняется их разработка и применение.

К примеру, организация лечебно-профилактического питания в медицинских учреждениях должна осуществляться в соответствии с приказом (актом государственного управления, содержащим предписания, обязательные для исполнения) Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями от 7 октября 2005 г., 10 января, 26 апреля 2006 г.), в учреждениях (отделениях) социального обслуживания в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15 февраля 2002 г. № 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 4 июня 2007 г.). В настоящее время редакция от 15.02.2002 на территории РФ не действует. Новая редакция введена в данное Постановление согласно Приложению «Изменения, которые вносятся в Постановление Минтруда РФ от 15 февраля 2002 № 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»» в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 июня 2007 г. № 397.

Невыполнение подзаконных нормативных правовых актов в зависимости от ситуации может повлечь за собой дисциплинарную или административную ответственность руководителей учреждений.

На территории РФ продолжают действовать некоторые нормативные правовые акты СССР, не противоречащие Конституции Российской Федерации.

Как работать по закону № 323-ФЗ

В законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены основные принципы охраны здоровья, направленные на соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Определены приоритеты интересов пациента при оказании медицинской помощи и основные направления их реализации по обеспечению лечебного питания через другие подзаконные акты, письма и рекомендации (см. таблицы № 1, 2).

Необходимо отметить, что пункт 4 статьи 10 настоящего Федерального закона («Применение Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи») вступает в силу с 1 января 2013 г. Эта поправка в Законе означает, что субъектам Федерации дается определенное количество времени на проведение работ по практическому внедрению стандартов медицинской помощи, разработку и приведение в соответствии с финансовым обеспечением медико-экономических стандартов и соответствующих Порядков оказания медицинской помощи.

В главе 5 статьей 37 определены правовые основы применения Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2013 г.).

«Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Необходимо отметить, что Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

  • этапы оказания медицинской помощи;
  • правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
  • стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
  • рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
  • иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

В Законе определено, что стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственных, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, особенностей заболевания (состояния).

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Как работать по стандартам оказания медицинской помощи

При планировании оказания медицинской помощи, расчетах медико-экономических стандартов, обосновании финансирования того или иного тарифа в системе ОМС, а также при возникновении спорных вопросов в досудебном и судебном этапе рассмотрения жалоб и заявлений пациентов основными документами остаются стандарты оказания медицинской помощи.

С появлением федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» утверждены принципиально новые подходы к системе стандартизации в Российской Федерации. А именно: введены принципы добровольного применения стандартов, которые имели рекомендательный характер. К сожалению, такие изменения привели к разрушению системы стандартизации в здравоохранении. Необязательность исполнения стандартов оказания медицинской помощи внесла разнобой в медицинское обслужива-ние населения, что явно не способствует улучшению качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов. Время и повседневная практика выявили и другие недостатки данного правового акта.

Для того чтобы устранить возникшие проблемы и ликвидировать противоречия между отдельными положениями и нормами Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также между самим Законом и другими нормативными правовыми актами, 1 мая 2007 г. приняли Федеральный закон № 65-ФЗ «О внесении изменений в закон „О техническом регулировании“». В силу вступили изменения, уточняющие и расширяющие перечень мер, на которые не распространяется действие Закона, в частности:

  • социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда;
  • меры по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции).

Таким образом, стандарты оказания медицинской помощи могут быть утверждены только федеральными органами исполнительной власти. Это должно учитываться при организации медицинского обслуживания, процессе контроля качества оказания медицинской помощи и при правоохранительной практике.

Диетологи интересуются. О реализации приказа № 474н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю „диетология“»

В адрес редакции журнала «Практическая диетология» от практикующих врачей-диетологов поступило большое количество вопросов о реализации приказа № 474н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю „диетология“» (от 24 июня 2010 г.). Обсуждение одного из них мы представляем в этой статье.

Вопрос: Возможна ли реализация приказа № 474н в амбулаторно-поликлиническом звене при отсутствии в перечне на лицензирование специальности «врач-диетолог»?

Ответ: Реализация этого приказа возложена на руководителей здравоохранения в субъектах Федерации. С 1 января 2013 г. в соответствии с ФЗ № 323 «Об охране здоровья граждан» его исполнение становится обязательным.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

Действительно, работы (услуги) по специальности «диетология» при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи не осуществляются в соответствии с действующим Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 г. № 323 «Обутверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медикосанитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи» (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 23.01.2009 № 16н, от 09.09.2009 № 710н). Данным приказом отменен ранее действовавший акт Минздрава РФ от 26 июля 2002 г. № 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности», в котором при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи был выделен раздел 03.013 «Работы и услуги по специальности „диетология“». Лицензия, включающая работы и услуги врача-диетолога при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, полученная медицинским учреждением сроком на 5 лет до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 (см. Собрание законодательства населения с включением вопросов диетотерапии. Учитывая вышеперечисленные сведения, в настоящее время реализация приказа № 474н возможна в следующем виде:

  • В амбулаторно-поликлиничеком звене при отсутствии в перечне специальностей «Работы и услуги по специальности „диетология“» диетологическая помощь в рамках первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях оказывается на основе взаимодействия врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей).
  • В амбулаторно-поликлинических учреждениях врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) выполняют следующие функции: выявляют риск развития алиментарно-зависимых заболеваний и их осложнений; осуществляют амбулаторное лечение больных с алиментарно-зависимыми заболеваниями в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи с учетом рекомендаций врачей-диетологов после выписки пациента из стационара.

При отсутствии лицензии по специальности «диетология» в медицинском учреждении, оказывающем амбулаторно-поликлиническую помощь, т. е. при невозможности проведения консультации врача-диетолога, консультативная помощь специалистов-диетологов может быть организована следующим образом:

При невозможности оказания эффективной медицинской помощи в кабинете врача-диетолога (кабинет врача-диетолога может правомерно существовать в поликлинике только в том случае, когда у нее есть лицензия по специальности «диетология») больные направляются в отделения диетологии медицинских организаций (имеющие соответствующую лицензию и осуществляющие свою деятельность в соответствии с приложениями № 4, 5, 7 к настоящему Порядку), а также в специализированные отделения центра диетологии, осуществляющие свою деятельность в соответствии с приложениями № 6-8 к настоящему Порядку (также имеющие соответствующую лицензию).

Организация деятельности кабинета врача-диетолога в организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения (далее - медицинские организации) осуществляется в кабинете врача-диетолога, который является структурным подразделением медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную и специализированную диетологическую медицинскую помощь населению и которые имеют соответствующую лицензию (по специальности «диетология»).

Согласно действующим приказам лицензирование учреждения с включением специальности «диетология» возможна только при оказании стационарной первично-санитарной и специализированной помощи (а также специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом звене - пункт 4 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «диетология», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 июня 2010 г. № 474н).

Структура кабинета врача-диетолога и штатная численность медицинского и другого персонала устанавливаются руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого создан кабинет, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов (приложение № 2 к Порядку оказания диетологической помощи населению Российской Федерации, утвержденному настоящим приказом).

Учитывая функции, которые должны выполняться врачом-диетологом в кабинете, представленные в Приложении № 1 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «диетология», утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 июня 2010 г. № 474н, необходимо определить организующим приказом субъекта Федерации медицинские учреждения для проведения данного вида медицинской помощи и определить источники финансирования.

Показания и порядок направления пациентов врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) на консультацию к врачу-диетологу должны быть также определены в данном организующем ведомственном приказе в каждом субъекте Федерации.

Национальная ассоциация клинического питания подготовила запрос в Министерство здравоохранения и социального развития РФ о реализации приказа Минздравсоцразвития № 474н в части организации консультативной помощи врачей-диетологов при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в условиях действующего законодательства по лицензированию медицинской деятельности и о возможности включения работ и услуг по специальности «диетология» при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

Формирование здорового образа жизни

В Законе рассматривается ряд позиций, которые касаются принципов организации профилактической работы, в том числе формирования здорового образа жизни. Данные статьи Закона подкреплены рядом нормативных документов и связаны с реализацией имеющихся федеральных законов. На это необходимо обратить внимание руководителям здравоохранения субъектов Федерации и главным внештатным диетологам при формировании территориальных социальных программ (см. табл. № 3).

В Законе рассматривается ряд общих положений по организации и охране здоровья граждан, знание которых обязательно для специалистов, работающих в системе организации лечебно-профилактического питания.

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (Глава 10. Статья 80) при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

  • оказание медицинских услуг, назначение и применение лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
  • создание условий пребывания в стационарных условиях, включая питание, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний.

В Законе освещены вопросы лечебно-профилактического питания, права пациентов и обязанности участников системы оказания медицинской помощи, в том числе и при проведении лечебно-профилактического питания:

  1. лечебное питание и специализированные продукты питания;
  2. полномочия федеральных органов государственной власти;
  3. обеспечение специализированными продуктами лечебного питания;
  4. безопасность продуктов питания;
  5. испытание новых специализированных продуктов лечебного питания;
  6. права семьи, пациентов и обязанности лечащего врача и медицинских учреждений.

Лечебное питание и специализированные продукты питания глава 5. статья 39 закона № 323-ФЗ

Впервые на уровне нормативно-правового документа, имеющего статус федерального закона, дано определение лечебному питанию. Оно определено как питание, обеспечивающее удовлетворение физио-логических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи (Глава 5. Статья 39). В рамках нормативного правового документа лечебное питание получило статус неотъемлемого компонента лечебного процесса и профилактических мероприятий.

В настоящее время действует Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденная приказом Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. № 330. В соответствии с ней, организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий. С целью оптимизации лечебного питания, совершенствования организации и улучшения управления его качеством в лечебно-профилактических учреждениях была введена новая номенклатура диет (система стандартных диет), отличающихся по содержанию основных пищевых веществ и энергетической ценности, технологии приготовления пищи и среднесуточному набору продуктов, утверждена система белковой коррекции диетических блюд смесями белковыми композитными сухими.

Наиболее важно при назначении пациенту пищевых рационов контролировать нормативно установленный химический состав, энергетическую ценность и включение определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.

Первым Национальным стандартом РФ, определяющим требования к одной из групп специализированных продуктов питания, является ГОСТ Р 53861-2010 «Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие Технические условия» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 сентября 2010 г. № 219-ст). Стандарт распространяется на специализированные продукты лечебного питания - смеси белковые композитные сухие, представляющие собой порошкообразные смеси с содержанием белка от 40 до 75 %, состоящие из белков молока или изолята соевого белка или смеси белков с добавлением или без добавления других ингредиентов. Смеси белковые композитные сухие - специализированные продукты питания, предназначенные для диетического (лечебного и профилактического) питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд, имеющие свойства, подтвержденные общепризнанными результатами научных исследований и позволяющие использовать их в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения требованиями к организации диетического питания.

Определение специализированных продуктов лечебного питания как пищевых продуктов с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами с доказанным лечебным эффектом, оказывающих специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, направленных на профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма, является основой для более широкого применения в стационарных условиях и при индивидуальной коррекции пищевого статуса пациентов смесей белковых композитных сухих (Приказ Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» [с изменениями от 7 октября 2005 г., 10 января, 26 апреля 2006 г.], Приложение № 4 «Инструкция по лечебному питанию»).

Назначение диетотерапии должно проводиться дифференцированно, с разъяснением цели лечебного питания, определением ограничений в выборе специализированных продуктов, режима питания и значения точного соблюдения рекомендаций. Применение специализированных продуктов питания представлено в методических рекомендациях «Специализированное лечебное питание в лечебно-профилактических учреждениях» (утв. Научным советом по медицинским проблемам питания при Минздравсоцразвития РФ и Российской академии медицинских наук 25 июля 2005 г.).

Законом представлена новая норма - выполнение норм лечебного питания в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативами. Так, среднесуточный набор продуктов питания в медицинских учреждениях, химический состав, белковая коррекция пищевого рациона должны соответствовать требованиям Приказа Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. № 330, в учреждениях социальной защиты - требованиям Постановления Минтруда РФ от 15 февраля 2002 г. № 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 4 июня 2007 г.).

Величины физиологически обоснованных современной наукой о питании норм потребления незаменимых (эссенциальных) пищевых веществ и источников энергии, адекватные уровни потребления микронутриентов и биологически активных веществ с установленным физиологическим действием представлены в Методических рекомендациях «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (MP 2.3.1.2432-08), которые являются государственным нормативным документом. В свою очередь, он считается научной базой при планировании производства основного продовольственного сырья и пищи, питания в организованных коллективах и ЛПУ, при разработке перспективных среднедушевых размеров (норм) потребления основных продуктов, рекомендаций по питанию для различных групп населения.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ утвержден приказ от 2 августа 2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания», где разработаны рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания.

Цель приказа - укрепить здоровье детей и взрослых, улучшить демографическую ситуацию. Нормы представляют собой усредненную величину необходимого поступления пищевых и биологически активных веществ. Так, в год рекомендуется потреблять 95-100 кг картофеля, 90-100 кг фруктов и ягод, 70-75 кг мяса и продуктов из него, 260 яиц, 120-140 кг овощей. Показатели рассчитаны на одного человека. Данные нормы можно использовать при формировании индивидуальных рационов питания. Они не предназначены для организации питания в коллективах (лечебно-профилактических учреждениях, организациях Минобороны России, МВД России и других).

Необходимо отметить, что организация лечебного питания должна проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 5, 31 декабря 2005 г., 31 марта, 30 декабря 2006 г., 12 июня, 23 июля, 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г., 28 декабря 2010 г., 18, 19 июля 2011 г.), который устанавливает общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов. В Законе определен перечень информации, которая должна содержаться на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов. Установлены размеры штрафов и других взысканий за нарушения закона. Нарушения, приводящие к заболеванию, отравлению или смерти человека, наступившему в результате употребления некачественных и/или опасных пищевых продуктов, могут повлечь за собой уголовную ответственность.

Отдельно выделяются требования по отношению к новым пищевым продуктам. В частности, установлено, что новые пищевые продукты, изготовленные в РФ, пищевые продукты, ввоз которых осуществляется впервые на территорию РФ, подлежат государственной регистрации. Импортные пищевые продукты подлежат государственной регистрации до их ввоза на территорию России. Определен перечень документов, необходимых для прохождения государственной регистрации пищевых продуктов.

Полномочия федеральных органов государственной власти. Обеспечение специализированными продуктами лечебного питания глава 2, статья 7 закона № 323-ФЗ

В соответствии с главой 2, статьей 7 комментируемого Закона органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обе-спечения детей специализированными продуктами лечебного питания.

В полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья в соответствии с Законом (Глава 3. Статья 14) входит организация обеспечения специализированными продуктами лечебного питания льготной категории граждан в соответствии с законодательством. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 357-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2012 г.» установлен норматив затрат на одного гражданина в месяц на оплату указанной помощи на 2012 г. Он составляет 604 руб. Это на 25,7 руб. больше норматива на 2011 г. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2012 г. Подзаконным нормативно-правовым актом для обеспечения данных полномочий является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 9 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» (с изменениями от 4 марта 2008 г.).

В этом приказе утвержден перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи. В перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов включены продукты, необходимые для детей, страдающих фенилкетонурией, галактоземией, целиакией.

Безопасность продуктов питания глава 4. статья 18 закона № 323-ФЗ

В Законе определено право граждан на охрану здоровья, в том числе сказано что это право обеспечено производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи (Глава 4. Статья 18).

Закрепляется это право Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября 2009 г., 27 июня, 18 июля 2011 г.), Законом РФ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 5, 31 декабря 2005 г., 31 марта, 30 декабря 2006 г., 12 июня, 23 июля, 2 7 октября, 22, 30 декабря 2008 г., 28 декабря 2010 г., 18, 19 июля 2011 г.) и рядом подзаконных нормативно-правовых актов:

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 августа 2006 г. № 28 «Об усилении надзора за производством и оборотом пищевых продуктов».
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (с изменениями от 26 мая 2008 г., 27 апреля 2009 г., 23 декабря 2010 г.).
  • Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов».
  • Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении» (с изменениями от 2 октября 1999 г., 16 апреля 2001 г.).

В статье 23 закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представлена информация о факторах, влияющих на здоровье и право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Организация охраны здоровья осуществляется также путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября, 1 декабря 2007 г., 12 июня, 14, 23 июля, 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г., 28 сентября, 28 декабря 2010 г., 18, 19 июля, 7 декабря 2011 г.]).

Права в сфере охраны здоровья глава 6. статья 51 закона № 323-ФЗ

В главе 6 настоящего Закона даны определения прав семьи, матери и ребенка (Статья 51):

Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

В статье 52 определены права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья. Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Права пациентов при стационарном лечении определены в главе 4, статье 19. Пациент имеет право на получение лечебного питания, если находится на лечении в стационарных условиях. Данные права закрепляются статьями 70 и 79, в которых указаны обязанности лечащего врача и медицинских учреждений. Лечащий врач, рекомендуя пациенту специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих специализированных продуктов лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством РФ. В обязанности медицинских организаций входит применение разрешенных к применению в РФ специализированных продуктов лечебного питания.

Заключение

Благодаря новому закону были изменены Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 1993 г. и определены не только правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан, но и их права в сфере здравоохранения, а также гарантии их реализации. Законом закрепляются полномочия и ответственность властей, права и обязанности медорганизаций, медработников в организации медицинской помощи населению, в том числе и при организации лечебно-профилактического питания.

Среди основных принципов охраны здоровья на уровне федерального законодательства определены доступность и качество медпомощи; недопустимость отказа в ней; приоритет интересов пациента при ее оказании, а также охрана здоровья детей и профилактики. Законом впервые закрепляется обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья.

Утверждены Порядки оказания медицинской помощи, в том числе и по специальности «диетология», и стандарты медпомощи, обязательные для исполнения всеми медорганизациями страны.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие (в основном - 1 января 2012 г.).

Настоящие «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан состоят из 69 статей, объединенных в 12 разделов.

Раздел I. Общие положения.

Ст. 1. Охрана здоровья граждан.

Ст. 2. Основные принципы охраны здоровья граждан.

Ст. 3. Законодательство об охране здоровья граждан.

Ст. 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Одной из фундаментальных по своему значению статей «Основ» является Статья 2, в которой определены основные принципы охраны здоровья в России:

1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья.

3. Доступность медико-социальной помощи.

4. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

5. Ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Таким образом, государство гарантирует охрану здоровья каждого человека. В законе говорится, что охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социально-культурного, научно-медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья с обеспечением ее доступности и высокой квалификации.

Статья 1. Охрана здоровья граждан

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Статья 3. Законодательство РФ об охране здоровья граждан

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.


Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

Статья 4. Задачи законодательства РФ об охране здоровья граждан

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

В действующей последней редакции от 29.05.2019 N 119-ФЗ
Редакция N 43
Начало действия редакции: 09.06.2019
117 страниц А4

Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в РФ, и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Вообще говоря, прелюбопытнейший документ. В нём, например, есть словарик всех медико-правовых терминов. Есть чёткое определение, например, что такое диспансеризация. Также, к примеру, подробно расписаны принципы соблюдения врачебной тайны и передачи информации о состоянии здоровья пациента. Имеется классификация медицинской помощи, изложены принципы донорства, представлен текст клятвы российского врача, а также можно прочитать много чего другого интересного и полезного. Рекомендуется в деловую электронную библиотеку любого человека.

  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Основные принципы охраны здоровья
  • Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья
  • Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
  • Глава 5. Организация охраны здоровья
  • Глава 6. Охрана здоровья матери и ребёнка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья
  • Глава 7. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование
  • Глава 8. Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека
  • Глава 9. Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации
  • Глава 10. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
  • Глава 11. Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья
  • Глава 12. Организация контроля в сфере охраны здоровья
  • Глава 13. Ответственность в сфере охраны здоровья
  • Глава 14. Заключительные положения

Ключевые определения:

  • здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;
  • охрана здоровья граждан (охрана здоровья) – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами госвласти РФ, органами госвласти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;
  • медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
  • медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
  • медицинское вмешательство – выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;
  • лечение – комплекс медвмешательств, выполняемых по назначению медработника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;
  • пациент – физическое лицо, которому оказывается медпомощь или которое обратилось за оказанием медпомощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;
  • медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медпомощи, проведению медэкспертиз, медосмотров и медосвидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) её компонентов в медицинских целях;
  • лечащий врач – врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медпомощи в период наблюдения за ним и его лечения;
  • заболевание – возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма.

Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Основными принципами охраны здоровья являются:

  • 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами госгарантий;
  • 2) приоритет интересов пациента при оказании медпомощи;
  • 3) приоритет охраны здоровья детей;
  • 4) социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья;
  • 5) ответственность органов госвласти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • 6) доступность и качество медпомощи;
  • 7) недопустимость отказа в оказании медпомощи;
  • 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • 9) соблюдение врачебной тайны.

Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путём:

  • 1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медработников и иных работников медорганизации;
  • 2) оказания медпомощи пациенту с учётом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
  • 3) обеспечения ухода при оказании медпомощи;
  • 4) организации оказания медпомощи пациенту с учётом рационального использования его времени;
  • 5) установления требований к проектированию и размещению медорганизаций с учётом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медорганизациях;
  • 6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медорганизации с учётом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медпомощи органы госвласти РФ, органы госвласти субъектов РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медорганизации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

Государство признаёт охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством РФ, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством РФ случаях.

Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в её оказании не допускается.

Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Выбор врача и медицинской организации : при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утверждённом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учётом согласия врача.

Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Глава 6. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА, ВОПРОСЫ СЕМЬИ И РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Глава 7. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

Глава 8. МЕДИЦИНСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ В СВЯЗИ СО СМЕРТЬЮ ЧЕЛОВЕКА

Глава 9. МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ, МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Глава 10. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Глава 11. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Глава 12. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Глава 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Глава 14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Сокращения:

БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации

ВИЧ - вирус иммунодефицита человека

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

Закон - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Закон РФ «О защите прав потребителей» - Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей»

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» - Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» - Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» - Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административный правонарушениях

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации

ОМС - обязательное медицинское страхование

ООН - Организация Объединенных Наций

РФ - Российская Федерация

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

СМИ - средства массовой информации

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита человека

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

ФЗ «О государственной социальной помощи» - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» - Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» - Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» - Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

ФЗ «О персональных данных» - Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

ФЗ «О погребении и похоронном деле» - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»

ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» - Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» - Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»

ФЗ «О саморегулируемых организациях» - Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

ФЗ «О свободном порте Владивосток» - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

ФЗ «О статусе военнослужащих» - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» - Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»

ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

ФЗ «Об обращении лекарственных средств» - Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

ФФОМС, Федеральный фонд - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Здравоохранение представляет собой наиважнейшую отрасль Российской Федерации. По сути, это совокупность социальных, медицинских, политических, санитарных и культурных мер, направляемых на непосредственную поддержку удовлетворительного состояния психического и физического здоровья граждан.

Как и любая другая отрасль, здравоохранение требует систематической государственной поддержки и мониторинга на федеральном уровне. Именно с этой целью был разработан и принят Федеральный закон № 323. Но каковы основные положения данного нормативного акта? Когда вносились последние изменения в его актуальный регламент? Рассмотрим эти вопросы в статье.

Общие положения

Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323 был принят Государственной Думой 1 ноября и одобрен на собрании Федерационного совета 9 ноября 2011 года. Рассматриваемый нормативный акт подписан Президентом Российской Федерации 21 ноября того же года.

Изучаемый 323 ФЗ об основах охраны здоровья граждан в РФ состоит из 14 глав, содержащих в себе 101 статью. Структура рассматриваемого нормативного акта такова:

  • Глава (далее - Гл.) 1 - Основные положения (ст. 1-3);
  • Гл. 2 - Принципы охраны здравоохранения (ст. 4-13);
  • Гл. 3 - Роль федеральных органов (ст. 14-17);
  • Гл. 4 - Обязанности и права граждан в сфере здравоохранения (ст. 18-28);
  • Гл. 5 - Организации, обеспечивающие охрану здоровья (ст. 29-50);
  • Гл. 6 - Проблемы репродукции и здоровья матери и ребёнка (ст. 51-56);
  • Гл. 7 - Принципы медэкспертизы (ст. 57-65);
  • Гл. 8 - Медицинские процедуры, относящиеся к биологической смерти человека (ст. 66-68);
  • Гл. 9 - Работники медицинских служб и предприятий (ст. 69-79.1);
  • Гл. 10 - Госгарантии в отношении охраны здоровья граждан (ст. 80-81);
  • Гл. 11 - Вопросы финансирования (ст. 82-84);
  • Гл. 12 - Контроль здравоохранительной деятельности (ст. 85-97);
  • Гл. 13 - Меры ответственности работников медицинской сферы (ст. 86);
  • Гл. 14 - Заключительные положения (ст. 87-101).

Как и любой другой нормативный акт, Федеральный закон №323-ФЗ регулярно претерпевает изменения, необходимые для поддержания его актуальности. Последние поправки в изучаемый документ внесены 29 июля 2017 года. Также в это время вносились коррективы в закон №220. подробности

Предмет регулирования и основные понятия закона

Общие положения изучаемого Федерального закона представлены в Главе 1 настоящего акта. Краткое содержание упомянутой части нормативного акта изложено ниже.

Статья 1 - описание предмета регулирования ФЗ-323, которым являются юридические и социальные взаимоотношения, возникающие в сфере здравоохранения. Под регламент текущего закона попадают следующие составляющие системы обеспечения и охраны физического и психического здоровья граждан:

  • Юридические, гражданские и организационные аспекты;
  • Обязанности и права граждан;
  • Ответственность и полномочия органов госбезопасности, а также региональной и государственной власти;
  • Нюансы работы медицинских учреждений, служб и их непосредственных сотрудников.

Статья 2 - указание основной терминологии, используемой в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Таковой является:

  • Здоровье - уровень физического и психического состояния человека;
  • Медицинское вмешательство - ряд манипуляций, направленных на улучшение состояния здоровья пациента;
  • Пациент - человек, которому требуется медицинская помощь;
  • Профилактика - мероприятия, предупреждающие зарождение и развитие болезненного состояния;
  • Диагностика - медицинское вмешательство, направленное на выявление дисфункций и патологий в организме пациента;
  • Фармацевтическая организация - предприятие, специализирующееся на выпуске и реализации лекарственных препаратов;
  • Медицинская организация — место, в котором пациенты проходят стационарное или амбулаторное лечение;
  • Лечащий врач - медработник, на которого возлагаются обязанности по предоставлению медицинских услуг определённым пациентам на основании сопутствующей документации;
  • Иные термины, представленные в рассматриваемой статье изучаемого нормативного акта.

Статья 3 - определение законодательной базы, на которой основывается Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан. В перечень нормативных актов, служащих основанием для ФЗ-323, входят следующие документы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
  • Закон «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рассматриваемый Федеральный закон является основным законодательным актом, регулирующим деятельность медицинских работников на территории современной России.

Последние изменения в законе об основах охраны здоровья граждан РФ

В каждый законодательный акт Российской Федерации регулярно вносятся изменения и исправления. Данная процедура проводится в целях обеспечения легитимности и актуальности важных нормативов и упразднения морально устаревших.

Последние поправки в 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» внесены 29 июля 2017 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На основании статьи 37 указанного выше документа, в ФЗ-323 внесены следующие изменения:

  • В ст. 3 изучаемого Федерального закона появился пункт 9, указывающий на то, что в числе документальной базы для текущего акта теперь определяется и Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • В пункт 5 статьи 38 после фразы «международный медицинский кластер» добавлено уточнение, повествующее о возможности проведения ряда мероприятий на территориях инновационных научно-технологических центров.

Более ранние существенные поправки, вступившие в силу 1 января 2017 года, касаются процедуры обязательной регистрации лиц, страдающих тяжёлыми инфекционными заболеваниями (туберкулёз, сифилис и т. д.). Статья 43 изучаемого Федерального закона была дополнена пунктом 2.1, определяющим сведения, которые должна содержать регистрационная карта подобного больного, а именно:

  • ФИО пациента полностью;
  • СНИЛС и номер медстраховки;
  • Число, месяц и год рождения;
  • Паспортные реквизиты;
  • Диагноз и текущее состояние инфицированного больного;
  • Дата внесения данных в Медреестр;
  • Подпись лечащего врача и печать медучреждения.

В соответствии с нововведениями, внесёнными в действительный регламент изучаемого Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подобный гражданин не вправе утаивать информацию о своём заболевании от медперсонала, работодателей и лиц, проживающих с ним на территории одной жилплощади.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 323

С целью более подробного изучения нормативов 323 ФЗ об основах охраны здоровья граждан в РФ рекомендуется планомерно изучить каждую из его глав. Актуальный текст рассматриваемого Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступен по следующей

Поделиться: