По правам человека обладает полномочиями. Уполномоченный по правам человека РФ: порядок наделения полномочиями, основные задачи и функции

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума большинством голосов, в выдвижении кандидатов на эту должность могут участвовать Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, депутаты индивидуально или в виде депутатских объединений.

Уполномоченным по правам человека может быть гражданин РФ, достигший 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на пять лет и может занимать эту должность, не более чем два срока (в 1995 г. Государственная Дума сместила Уполномоченного по правам человека досрочно).

Уполномоченный по правам человека способствует с помощью конституционных средств восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, правовому просвещению в области прав человека и способов их защиты.

Он вправе беспрепятственно посещать все органы власти , опрашивать должностных лиц и получать от них необходимые документы, касающиеся прав человека и гражданина. При выполнении своих функций Уполномоченный независим от каких-либо органов государственной власти, не подчинен им. Он не может участвовать в политической деятельности, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью , кроме научной, педагогической, творческой, не может быть депутатом (хотя обладает неприкосновенностью, аналогичной депутатской). Уполномоченный не наделен властными полномочиями , он не принимает нормативные правовые акты , не вправе давать указания, обязывающие государственные органы или должностных лиц. Основным содержанием его деятельности является рассмотрение жалоб о нарушениях основных прав человека и гражданина (жаловаться могут и находящиеся на территории РФ неграждане), анализ состояния прав человека и гражданина в стране и подготовка об этом ежегодного доклада (он публикуется в периодической печати), проверка соблюдения конституционных прав.

Уполномоченный рассматривает жалобы на действия (бездействие) органов государства, субъектов РФ, местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, но при условии, если ранее заявитель уже обжаловал эти действия в административные или судебные органы, но не согласен с их решениями. Впрочем, имели место случаи, когда с жалобами обращались непосредственно к Уполномоченному (минуя ее предварительное рассмотрение в других органах), и он реагировал на них.

Уполномоченный вправе отклонить жалобу, если она не относится к предметам его ведения (большинство поступающих жалоб именно такого рода). В случае отклонения жалобы Уполномоченный указывает причины этого и разъясняет, какие средства можно использовать, если права (хотя и не конституционного характера) подлежат защите. Отказ обжалованию не подлежит. Если Уполномоченный принял жалобу, он может ограничиться разъяснением о методах защиты прав, но может предпринять другие действия. Он вправе :


1) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

2) обратиться в суд с заявлением о нарушении прав и свобод и участвовать в судебном процессе;

3) обратиться с ходатайством к компетентным органам о возбуждении административного, дисциплинарного производства (и соответствующего наказания виновных), о возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения (приговора, определения) суда;

5) обратиться к должностному лицу, имеющему право приносить протест на решения, изложив свои доводы.

Уполномоченный наделен правом принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе в случаях, имеющих особое общественное значение, для защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. Он вправе предложить Государственной Думе создать специальную комиссию для парламентского расследования фактов грубого или массового нарушения прав и свобод, выступать в Думе по этим вопросам. В некоторых субъектах РФ (Татарстан, Свердловская область, г. Москва и др.) действуют свои уполномоченные по правам человека, есть уполномоченные по правам детей. Однако их деятельность недостаточно эффективна.

Согласно числу полномочий Государственной думы относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) появился в Швеции как институт государственной защиты прав и свобод граждан и получил широкое распространение (в том или ином виде этот институт существует в более чем 100 странах мира). В некоторых государствах омбудсмен действует при парламенте, в других (в частности, в России) - как самостоятельный институт защиты прав и свобод граждан.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят 26 февраля 1997 г. и вступил в силу с 4 марта 1997 г. Согласно этому закону, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Средствами, указанными в законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. При осуществлении своих полномочий Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями в Государственной Думе. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, что требует чрезвычайно высокого уровня согласия депутатов и депутатских объединений.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Хотя Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривал назначение Уполномоченного в течение месяца после принятия закона, фактически на это потребовалось более года.

1. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности, создаваться государственные органы.

2. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

3. Порядок организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации определяется конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.

4. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность и освобождается от должности законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность на срок, установленный конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет.

6. Одно и то же лицо не может быть назначено (избрано) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации более чем на два срока подряд.

7. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

8. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

9. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

10. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации в срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.

11. На должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть назначен (избран) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

12. Право вносить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения о кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть предоставлено высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатам (группе депутатов, фракции) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям.

13. До рассмотрения кандидатуры на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласовывает ее с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, проводит по ней консультации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и организациями.

14. Назначенным (избранным) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации считается кандидат, за которого проголосовало большинство депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

16. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации обязан соблюдать требования, ограничения и запреты, установленные федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

17. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются по основаниям, установленным федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

18. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть прекращены досрочно. Решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "ж" пункта 19 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

в) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

г) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

е) его выезда за пределы субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства;

ж) утраты им гражданства Российской Федерации;

з) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

и) несоблюдения им требований, ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

20. Истечение срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его роспуск не влечет прекращения полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

21. Законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть возложены функции уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъекте Российской Федерации, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в субъекте Российской Федерации. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть возложена координация деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц.

22. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.

г) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.

24. Жалобы, адресованные уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрациями мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.

25. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания.

26. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни лица, подавшего жалобу, и других лиц без их письменного согласия.

27. Обеспечение деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.

На должность Уполномоченного, согласно ст. 6 Закона об уполномоченном по правам человека, назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты. Согласно Конституции назначение на эту должность и освобождение от нее относится к исключительной компетенции Государственной Думы, однако высший статус обусловливает участие в этом процессе и других субъектов. Так, предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы. При этом каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного, которое принимается тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов, не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего У пол номоченного.

При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу, в которой клянется защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией, законодательством РФ, справедливостью и голосом совести. Эта присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения и с этого момента Уполномоченный считается вступившим в должность.

Уполномоченный назначается сроком на пять лет, его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Истечение срока полномочий, а также роспуск Государственной Думы не влекут прекращения полномочий Уполномоченного. Одно и то же лицо не может быть назначено на эту должность более чем на два срока подряд.

В ст. 13 Закона об уполномоченном по правам человека установлены основания для досрочного освобождения от должности. К ним относятся: нарушение ограничений в деятельности Уполномоченного (ст. 11); вступление в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении; неспособность по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности; в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

В ст. 11 Закона об уполномоченном по правам человека закреплены некоторые ограничения для Уполномоченного. Он не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного органа субъекта РФ; иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; находиться на государственной службе; заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Уполномоченный обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента РФ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Правовыми гарантиями его деятельности являются: обладание неприкосновенностью в течение срока полномочий; без согласия Государственной Думы он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев, когда эго предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортное средство, переписку, средства связи, принадлежащие ему документы. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая в течение 24 часов должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры.

Компетенция Уполномоченного. В деятельности Уполномоченного ведущая роль принадлежит работе с жалобами граждан на нарушения прав и свобод человека и гражданина. Необходимо подчеркнуть, что такие жалобы могут исходить не только от граждан Российской Федерации, но и от находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Закон об уполномоченном по правам человека устанавливает условия, при которых жалоба может быть принята к рассмотрению Уполномоченным. Так, жалоба на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих могут быть рассмотрены только в том случае, если ранее заявитель обжаловал это в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Подача жалобы в субъекте РФ не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать данные о заявителе, изложение сущности нарушений его нрав и сопровождаться копией решений по его жалобе. Жалобы не облагаются государственной пошлиной в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Если жалоба подается лицами, находящимися в местах принудительного содержания, нс подлежат просмотру администрацией и в течение 24 часов направляются Уполномоченному. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно осуществлять свою правовую защиту, Уполномоченный вправе принять меры по собственной инициативе в пределах своей компетенции.

Закон об уполномоченном по правам человека устанавливает формы реагирования Уполномоченного на полученные жалобы: принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства для защиты своих прав и свобод; передать жалобу соответствующему органу или должностному лицу к компетенции которых относится решение жалобы по существу; отказать мотивированно в принятии жалобы к рассмотрению.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный пользуется широким кругом нрав. Он вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению, а также направить запрос уполномо-ченному по правам человека в субъекте РФ. Эта проверка не может быть поручена субъекту, действия или решения которого обжалуются. Он может также:

  • - беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности, воинские части, общественные объединения;
  • - запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
  • - получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  • - проводить самостоятельно или совместно с компетентными органами и должностными лицами проверку деятельности государственных органов и местного самоуправления и должностных лиц;
  • - поручать компетентным органам проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению;
  • - знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;
  • - пользоваться правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами государственных органов, местного самоуправления, предприятий и учреждений, лицами командного состава Вооруженных Сил и других войск, администрацией мест принудительного содержания.

По результатам рассмотрения Уполномоченный извещает заявителя. Уполномоченный также вправе:

обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных от-дельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государст-венного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

  • - обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении уголовного, административного или дисциплинарного производства в отношении соответствующего должностного лица;
  • - обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда (судьи);
  • - изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, присутствовать при судебном рассмотрении дел в порядке надзора;
  • - обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод Уполномоченный направляет соответствующим органам и должностным лицам свои замечания и предложения; обращается к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о совершенствовании законодательства. В случаях грубого нарушения прав и свобод он вправе выступить с докладом на заседании Государственной Думы; обратиться в Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию, а также о проведении парламентских слушаний по фактам нарушений прав и свобод.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ. По отдельным вопросам он может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат, структура которого и положение о нем утверждается Уполномоченным, который непосредственно руководит его работой. При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.



Федеральный конституционный закон об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на

должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской

Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Глава I. Общие положения

Статья 1.

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее -

Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях

обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и

уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными

лицами.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности



Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе,

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию

законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в

соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию

международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по

вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Статья 2.

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен

каким-либо государственным органам и должностным лицам.

2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской

Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством

Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного

права, международными договорами Российской Федерации.

Статья 3.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и

свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов,

обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Статья 4.

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории

Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности

Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Статья 5.

1. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации

может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской

Федерации.

2. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте

Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта

Российской Федерации.

Глава II. Порядок назначения на должность и освобождения от

должности Уполномоченного

Статья 6.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином

Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод

человека и гражданина, опыт их защиты.

Статья 7.

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в

Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и

депутатскими объединениями в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в

Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего

Уполномоченного.

Статья 8.

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности

2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность

Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего

Уполномоченного.

3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении

Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального

конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов

от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 9.

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего

исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации,

законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".

2. Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после

назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Статья 10.

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента

принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь

назначенным Уполномоченным.

2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут

прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более

чем на два срока подряд.

Статья 11.

1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом

Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта

Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой

оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской,

научной либо иной творческой деятельности.

2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом

политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические

цели.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не

позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока

Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и

Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Статья 12.

1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его

полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной

или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан,

арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а

также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено

федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность

Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и

служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на

принадлежащие ему документы.

2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо,

произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая

должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной

меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание

Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Статья 13.

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении

Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также

ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного

времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им

заявления о сложении полномочий.

4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится

постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 14.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый

Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со

дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке,

установленном статьями 6 - 10 настоящего Федерального конституционного закона.

Глава III. Компетенция Уполномоченного

Статья 15.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и

находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без

Статья 16.

1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие)

государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц,

государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия

(бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями,

принятыми по его жалобе.

2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального

Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов

государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской

Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к

рассмотрению Уполномоченным.

Статья 17.

1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня

нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их

нарушении.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение

существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению

заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его

жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Статья 18.

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

Статья 19.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах

принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания

не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Статья 20.

1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих

прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или

должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя.

В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный

орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия

(бездействие) которых обжалуются.

3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в

принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

Статья 21.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан

либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью

защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства

защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры

в пределах своей компетенции.

Статья 22.

1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к

компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в

проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного

самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых

обжалуются.

Статья 23.

1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного

самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также

беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от

организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные

объединения;

самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и

материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая

судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными

органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности

государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных

исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе

рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных

правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с

прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении

уголовных дел.

2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом

безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных

на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного

самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-

правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами

начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских

формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Статья 24.

1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную,

коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с

2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по

гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с

выполнением его обязанностей.

Статья 25.

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному

органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия

(бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам,

подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

Статья 26.

1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан

принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным

конституционным законом.

Статья 27.

Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного

самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он

усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации

относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

Статья 28.

1. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении

жалобы, разглашению не подлежат.

2. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе

рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного

согласия.

Статья 29.

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или

действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или

должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в

установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении

дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении

должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются

нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную

силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления

судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также

присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение

конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению

в конкретном деле.

2. Заявление или жалоба, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктом

3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются.

Статья 30.

2. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого

являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления,

государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется

полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта

Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов

Уполномоченного.

Статья 31.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан,

обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к

обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об

изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов

Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и

законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что

решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного

самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются

на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов

Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном

законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если

законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права

и международным договорам Российской Федерации.

Статья 32.

1. В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией

Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

2) обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской

комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для

проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии

непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат

Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об

утверждении итогового доклада указанной комиссии.

2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о

проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также

непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских

слушаниях.

Статья 33.

1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей

деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную

Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,

Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и

Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации

Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному

Статья 34.

1. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять

Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую

для осуществления его полномочий.

Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не

установлен иной срок.

Статья 35.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо,

получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в

месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить

Уполномоченному.

Статья 36.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение,

неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным

конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной

форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 36.1.

1. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными

комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации в целях содействия

реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах

принудительного содержания.

2. Общественные наблюдательные комиссии, указанные в пункте 1 настоящей статьи,

ежегодно направляют Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного

контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

3. Общественная палата Российской Федерации информирует Уполномоченного о том,

что в соответствующем субъекте Российской Федерации сформирована в правомочном

составе общественная наблюдательная комиссия, а также об изменениях в ее составе.

Глава IV. Аппарат Уполномоченного

Статья 37.

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат.

2. Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное,

научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности

Уполномоченного.

3. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом

юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим

наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Статья 38.

1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата

осуществляется из средств федерального бюджета.

2. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства,

необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.

3. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов.

4. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации.

5. Имущество, необходимое Уполномоченному и его рабочему аппарату для

осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является

государственной собственностью. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми

палатами Федерального Собрания Российской Федерации, документами, другими

информационными и справочными материалами, официально распространяемыми

Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации,

Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации,

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской

Федерации, иными государственными органами, общественными объединениями, а также

другими информационными и справочными материалами.

Статья 39.

1. Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его

структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой.

2. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное

расписание своего рабочего аппарата.

3. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный

издает распоряжения.

Статья 40.

1. Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой

труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются

применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации для должностных лиц, занимающих

государственные должности Российской Федерации.

2. Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата

Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной

государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 41.

При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться

экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод

человека и гражданина.

Глава V. Заключительные положения

Статья 42.

Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

Статья 43.

В срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального

конституционного закона Государственная Дума принимает постановление о назначении на

должность Уполномоченного в порядке, установленном главой II настоящего Федерального

конституционного закона.

Статья 44.

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его

Президент

Российской Федерации

Б.Ельцин

Москва, Кремль

N 1-ФКЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Об Уполномоченном по правам человека в Челябинской области»

Настоящий Закон определяет правовой статус Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, порядок его назначения на должность, прекращения полномочий, его компетенцию и условия деятельности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Уполномоченный по правам человека в Челябинской области

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Челябинской области (далее - Уполномоченный по правам человека) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) Челябинской области в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами, организациями, находящимися на территории Челябинской области.

2. Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции каких-либо органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

3. Должность Уполномоченного по правам человека является государственной должностью Челябинской области.

Гарантии независимости Уполномоченного по правам человека, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Челябинской области для должностных лиц, замещающих государственные должности Челябинской области.

4. Местом нахождения Уполномоченного по правам человека является город Челябинск.

Статья 2. Правовая основа деятельности Уполномоченного по правам человека

1. Уполномоченный по правам человека в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Челябинской области, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

2. Уполномоченный по правам человека при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо органам государственной власти Челябинской области, государственным органам Челябинской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностным лицам.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством.

Статья 3. Принципы деятельности Уполномоченного по правам человека

1. Деятельность Уполномоченного по правам человека осуществляется на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

2. Уполномоченный по правам человека осуществляет сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека и субъектах Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

3. Уполномоченный по правам человека не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителей и других лиц, ставшие ему известными в связи с защитой прав и свобод человека и гражданина, без их письменного согласия.

Статья 4. Основные задачи Уполномоченного по правам человека

Основными задачами Уполномоченного по правам человека являются:

1) содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

2) подготовка и внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Челябинской области, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, приведению их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права;

3) осуществление правового просвещения граждан Челябинской области по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;

4) содействие органам государственной власти Челябинской области, государственным органам Челябинской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области в создании системы защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, осуществление мониторинга соблюдения прав, свобод и законных интересов детей, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации;

5) содействие органам государственной власти Челябинской области, государственным органам Челябинской области в создании условий для развития институтов гражданского общества;

6) участие в межрегиональном и международном сотрудничестве в области прав и свобод человека и гражданина и содействие его развитию;

7) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ

Статья 5. Требования к кандидату на должность Уполномоченного по правам человека

На должность Уполномоченного по правам человека может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего возраста, постоянно проживающий на территории Челябинской области не менее пяти лет, имеющий высшее профессиональное образование, не имеющий неснятой или непогашенной судимости.

Статья 6. Порядок назначения на должность Уполномоченного по правам человека

1. Уполномоченный по правам человека назначается на должность Законодательным Собранием Челябинской области (далее - Законодательное Собрание). Решение Законодательного Собрания о назначении Уполномоченного по правам человека принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания и оформляется постановлением Законодательного Собрания, которое подлежит официальному опубликованию.

Кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека вносится в Законодательное Собрание Губернатором Челябинской области (далее - Губернатор области) с учетом рекомендаций депутатов Законодательного Собрания, членов Общественной палаты Челябинской области.

2. Кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека вносится в Законодательное Собрание не позднее 30 календарных дней до дня истечения срока полномочий Уполномоченного по правам человека или в течение 30 календарных дней со дня принятия постановления Законодательного Собрания о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного по правам человека.

3. К предложению о внесении кандидатуры на должность Уполномоченного по правам человека представляются следующие документы:

1) письменное заявление кандидата о согласии на внесение его кандидатуры в Законодательное Собрание для назначения на должность Уполномоченного по правам человека, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес постоянного места жительства, номер контактного телефона;

2) копия документа, удостоверяющего личность кандидата;

3) анкета, содержащая биографические сведения о кандидате, по форме, установленной для кандидатов на должности государственной гражданской службы Челябинской области;

4) автобиография кандидата;

5) копия документа о высшем профессиональном образовании кандидата.

4. Уполномоченный по правам человека назначается на должность сроком на пять лет.

Назначение на должность Уполномоченного по правам человека производится Законодательным Собранием не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека.

5. Истечение срока полномочий Законодательного Собрания, а также его роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека.

6. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного по правам человека более чем на два срока подряд.

Статья 7. Вступление в должность Уполномоченного по правам человека

1. Уполномоченный по правам человека вступает в должность с момента принесения им присяги следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Челябинской области, справедливостью и голосом совести".

Присяга приносится на заседании Законодательного Собрания не позднее 60 дней со дня назначения Уполномоченного по правам человека на должность.

2. Уполномоченный по правам человека имеет служебное удостоверение установленного образца, которое выдается в соответствии с Положением об удостоверении Уполномоченного по правам человека в Челябинской области (приложение 1).

Статья 8. Условия осуществления деятельности Уполномоченного по правам человека

1. Уполномоченный по правам человека не может быть депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, замещать иные государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

2. Уполномоченный по правам человека обязан прекратить деятельность, не совместимую с его статусом, не позднее 40 дней со дня назначения на должность.

Статья 9. Прекращение полномочий Уполномоченного по правам человека

1. Полномочия Уполномоченного по правам человека прекращаются с момента вступления в должность вновь назначенного Уполномоченного по правам человека.

2. Полномочия Уполномоченного по правам человека прекращаются досрочно в случаях:

1) письменного заявления Уполномоченного по правам человека о сложении своих полномочий;

2) несоблюдения ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством или законодательством Челябинской области для лиц, замещающих государственные должности Челябинской области;

3) нарушения требований статьи 8 настоящего Закона;

4) утраты Уполномоченным по правам человека гражданства Российской Федерации или выезда его за территорию Челябинской области на постоянное место жительства;

5) неспособности Уполномоченного по правам человека по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности;

6) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного по правам человека либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности Уполномоченного по правам человека либо о признании его недееспособным;

7) вступления в законную силу решения суда о признании Уполномоченного по правам человека безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

8) смерти Уполномоченного по правам человека.

3. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека новый Уполномоченный по правам человека должен быть назначен не позднее двух месяцев со дня освобождения от должности предыдущего Уполномоченного по правам человека в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.

4. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного по правам человека принимается Законодательным Собранием большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания и оформляется постановлением Законодательного Собрания.

Глава III. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Статья 10. Права Уполномоченного по правам человека

Уполномоченный по правам человека в целях выполнения возложенных на него задач:

1) проверяет самостоятельно или совместно с органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами сообщения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

2) запрашивает и получает от органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей;

3) информирует правоохранительные органы о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

4) при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина предлагает Законодательному Собранию заслушать по поводу обнаруженных нарушений указанных прав и свобод должностных лиц соответствующих органов;

5) вносит на рассмотрение Законодательного Собрания, Губернатора области и Правительства Челябинской области (далее - Правительство области) вопросы о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

6) направляет в органы государственной власти Челябинской области, государственные органы Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области замечания и предложения, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина;

7) вносит в органы государственной власти Челябинской области предложения по совершенствованию государственных образовательных стандартов и учебных программ основного общего, начального и среднего профессионального, высшего профессионального образования государственных образовательных учреждений Челябинской области;

8) принимает участие в разработке нормативных правовых актов Челябинской области в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

9) присутствует на заседаниях Законодательного Собрания, его комитетов, Правительства области и иных органов исполнительной власти Челябинской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области в случаях рассмотрения ими вопросов в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

10) по своей инициативе направляет специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Законодательное Собрание и Губернатору области;

11) самостоятельно или с привлечением экспертов и специалистов проводит исследования в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

12) издает материалы, содержащие информацию о правах и свободах человека и гражданина, размещает их на своем официальном сайте;

13) участвует в развитии институтов медиации (посредничества).

Статья 11. Обязанности Уполномоченного по правам человека

Уполномоченный по правам человека в целях выполнения возложенных на него задач обязан:

1) вести личный прием граждан;

2) разъяснять обратившимся к нему гражданам формы и способы защиты их прав и свобод;

3) рассматривать жалобы (заявления) граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории Челябинской области, о нарушениях органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина;

4) принимать меры по фактам нарушения органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина в порядке, определенном настоящим Законом;

5) направлять в органы государственной власти Челябинской области, государственные органы Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностным лицам, руководителям организаций, находящихся на территории Челябинской области, в действиях (бездействии) или решениях которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод и предотвращению подобных нарушений;

6) принимать соответствующие меры в пределах своих полномочий при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

7) составлять по просьбе Законодательного Собрания, Губернатора области специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Челябинской области;

8) составлять в соответствии с настоящим Законом ежегодный доклад о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области (далее - ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека) и направлять его в Законодательное Собрание, Губернатору области, председателю Челябинского областного суда, председателю Арбитражного суда Челябинской области, прокурору Челябинской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Общественную палату Челябинской области;

9) осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, а также в обращениях граждан, общественных объединений и иных организаций, в сообщениях, получаемых из средств массовой информации.

Статья 12. Гарантии деятельности Уполномоченного по правам человека

Уполномоченный по правам человека пользуется следующими гарантиями для осуществления своей деятельности:

1) безотлагательно должен быть принят по вопросам своей деятельности руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, руководителями организаций, находящихся на территории Челябинской области;

2) беспрепятственно посещать по вопросам своей деятельности органы государственной власти Челябинской области, государственные органы Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области и организации, находящиеся на территории Челябинской области.

Статья 13. Рассмотрение обращений Уполномоченного по правам человека

1. Должностные лица органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, руководители организаций, находящихся на территории Челябинской области, обязаны в течение 30 календарных дней предоставлять сведения, материалы и документы по запросам Уполномоченного по правам человека, необходимые для осуществления его полномочий.

2. Заключения и рекомендации Уполномоченного по правам человека направляются в соответствующие органы государственной власти Челябинской области, государственные органы Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностным лицам, руководителям организаций, находящихся на территории Челябинской области, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В случае необходимости заключения и рекомендации Уполномоченного по правам человека направляются им в соответствующие федеральные органы государственной власти и их территориальные подразделения.

3. Органы государственной власти Челябинской области, государственные органы Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностные лица, руководители организаций, находящихся на территории Челябинской области, получившие заключения, рекомендации и другие обращения Уполномоченного по правам человека обязаны рассмотреть их в течение 30 календарных дней и уведомить об этом Уполномоченного по правам человека в письменной форме.

4. Уполномоченный по правам человека имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении и обсуждении заключений, рекомендаций и других обращений, указанных в части 3 настоящей статьи. О времени и месте проведения заседания Уполномоченный по правам человека должен быть извещен не позднее чем за три дня до даты проведения соответствующего заседания.

5. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина федеральными органами государственной власти, федеральными государственными учреждениями Уполномоченный по правам человека вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и (или) в федеральные органы государственной власти, к компетенции которых относится рассмотрение данных вопросов.

Статья 14. Основания для рассмотрения дел о нарушениях прав и свобод человека и гражданина Уполномоченным по правам человека

Основанием для рассмотрения Уполномоченным по правам человека дел о нарушении прав и свобод человека и гражданина являются поступившие к нему жалобы (заявления) и ставшие ему известными факты о нарушении прав и свобод человека и гражданина в Челябинской области.

Статья 15. Подача жалобы (заявления) Уполномоченному по правам человека

1. Жалоба (заявление) может быть подана (подано) гражданином, проживающим на территории Челябинской области, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися на территории Челябинской области (далее - заявитель), полагающими, что их права и свободы были нарушены органами государственной власти Челябинской области, государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области или их должностными лицами.

2. Жалоба (заявление) должна (должно) содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, адрес и наименование органа или должностного лица, действия (бездействие) или решения которого обжалуются, изложение существа действий (бездействия) или решений, нарушающих, по мнению заявителя, его права. При обжаловании заявителем ранее в судебном или административном порядке действий (бездействия) или решений органа или должностного лица к жалобе (заявлению) должны прилагаться копии решений, принятых по его жалобе (заявлению).

Жалобы (заявления) направляются Уполномоченному по правам человека в письменном виде не позднее истечения одного года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Указанный срок по решению Уполномоченного по правам человека может быть восстановлен в случаях, имеющих особое общественное значение, либо если он пропущен по уважительной причине.

3. Уполномоченный по правам человека не принимает поступившую к нему жалобу (заявление), если заявителем ранее не были приняты меры по обжалованию действий (бездействия) или решений органов государственной власти Челябинской области, государственных органов Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, их должностных лиц, которые привели к нарушение прав и свобод заявителя.

Статья 16. Рассмотрение Уполномоченным по правам человека жалобы (заявления)

1. Получив жалобу (заявление), Уполномоченный по правам человека:

1) принимает жалобу (заявление) к рассмотрению;

2) разъясняет заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) при необходимости передает жалобу (заявление) в орган государственной власти Челябинской области, государственный орган Челябинской области, орган местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы (заявления) по существу;

4) отказывает в принятии жалобы (заявления) к рассмотрению с указанием причин отказа в случае, если нарушены требования статьи 15 настоящего Закона.

Если жалоба (заявление) соответствует требованиям статьи 15 настоящего Закона, Уполномоченный по правам человека в течение пяти календарных дней со дня поступления жалобы (заявления) извещает об этом орган государственной власти Челябинской области, государственный орган Челябинской области, орган местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, должностное лицо, действия (бездействие) или решения которых обжалуются.

Уполномоченный по правам человека вправе не раскрывать фамилию лица, обратившегося к нему с жалобой (заявлением).

2. Орган государственной власти Челябинской области, государственный орган Челябинской области, орган местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, должностное лицо, действия (бездействие) или решения которых обжалуются, вправе дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. Заявитель должен быть ознакомлен с представленными объяснениями.

В случае представления объяснений Уполномоченный по правам человека при принятии решения по делу учитывает их наряду с другой собранной по делу информацией.

3. Уполномоченный по правам человека обязан информировать заявителя о ходе рассмотрения жалобы (заявления) и сообщать ему о принятых мерах.

Статья 17. Формы реагирования Уполномоченного по правам человека на нарушения прав и свобод человека и гражданина

1. В случае установления нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный по правам человека направляет в орган государственной власти Челябинской области, государственный орган Челябинской области, орган местного самоуправления муниципального образования Челябинской области, должностному лицу, в действиях (бездействии) или решениях которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение. Копия заключения может быть направлена вышестоящему должностному лицу.

Заключение должно содержать аргументированное мнение Уполномоченного по правам человека о наличии в действиях (бездействии) или решениях орг

Поделиться: