Организация охраны труда в общеобразовательном учреждении. Особенности охраны труда в образовательном учреждении

Организационные мероприятия, согласно которым осуществляется охрана труда в образовательном учреждении, должны обеспечивать надежную безопасность персонала и учащихся. Каждому заведению необходимо иметь собственный устав, содержащий также положение по защите сотрудников и подопечных.

Выполнение прописанных в документе правил обязательно для всех, кто задействован в учебном процессе. Профессиональные обязанности отдельного работника закрепляются в специальном приказе, издаваемом руководителем организации. Функции каждого особо согласовываются с правилами соблюдения техники безопасности, а также прописываются подробно последствия их сознательного нарушения либо игнорирования. Для того, чтобы все значимые процедуры были выполнены в согласии с регламентом, обычно создается служба по охране труда.

В нее входят следующие лица:

  • специалист, имеющий соответствующий допуск;
  • заместители директора по безопасности и хозяйственной части;
  • обученный сотрудник, который отвечает за электрическую составляющую.

Законодательное регулирование сферы охраны труда

В учебном заведении работает большое количество работников, обычно задействуется различная техника, а также используется технологическая аппаратура. Для всего этого разнообразия необходимы четкие правила и руководство по использованию имеющихся механизмов и оборудования.

Охрана труда в образовательном учреждении, согласно законодательной базе, основывается на внедрении таких специальных инструкций (согласно Приказу Минсвязи РФ от 02.07.2001 N 162 "Об утверждении и введении в действие Типовых инструкций по охране труда"и Приказу МПТР РФ от 04.12.2002 N 237 "Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда для полиграфических организаций и Типовых инструкций по охране труда для полиграфических организаций" (вместе с "ПОТ РО 001-2002...", "ТИ РО 001-097-2002..."):

  • типовая – устанавливает определенный порядок осуществления рабочего процесса на ПК;
  • свод общих правил по безопасной эксплуатации различного копировального оборудования.

Изначально регламентируется статус самого педагогического работника, прежде чем расписываются его базовые права, согласно Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации", а именно:

  • гарантированная возможность работать неполный день;
  • как минимум раз в три года получать дополнительное профильное образование;
  • иметь оплачиваемый отпуск каждый год, а также длительностью до одного года – каждые десять лет постоянной работы;
  • назначение пенсии до наступления обычного возраста в порядке, предусмотренном законодательством.

Помимо предоставленных льгот и особых возможностей, работники педагогической сферы обязаны хорошенько изучить существующие на предприятии правила. Им также необходимо понимать, что охрана труда работников образовательных учреждений в 2017 году требует тщательного соблюдения установленных нормативов. Проверка знаний в этой важной области нужна на регулярной основе, что закрепляется положениями Федеральноо закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации". Ведение протокола при фиксации выполненных тестовых заданий – обязательно.

Сотрудникам обеспечиваются механизмы личной защиты следующими постановлениями Минтруда:

  • Постановление Минтруда РФ от 16 декабря 1997 г. N 63 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты"– академическим научным работникам;
  • Постановление Минтруда РФ от 16 декабря 1997 г. N 63 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" – труженикам социальной защиты, медработникам НИИ и учебных центров, производителям биопрепаратов, учебных пособий и прочего.

Важные организационные мероприятия

Регулярные запланированные проверки по соответствию внутренних инструкций требованиям устанавливаются в каждом учебном заведении. Например, существующее положение об охране труда в образовательном учреждении в Москве предусматривает ряд требований, к которым относится ежегодная паспортизация общего состояния здания, анализ его санитарно-технических показателей. Перед окончанием учебного года досматриваются все кабинеты, включая, спортивные залы с инвентарём.

По результатам этих мероприятий составляются фиксирующие акты:

  • приёмки;
  • испытаний;
  • разрешений.

Документы по охране труда в образовательном учреждении

Согласно требованиям профильного министерства по образованию и науке Российской Федерации, столичного Департамента образования, организация охраны труда в образовательном учреждении предусматривает около 40-ка пунктов, которые обязательны для исполнения.

Вот только некоторые из них:

  • внутренние правила распорядка для персонала;
  • протоколы проверок сопротивлений и заземлений;
  • обязанности по охране труда для каждого специалиста;
  • акты разрешения, приемки и полной готовности объекта;
  • журналы регистрации и проверок первичного инструктажа;
  • различные программы по вводному ознакомлению с требованиями.

Юристы Компании «Правовое решение» с готовностью окажут помощь в организации мероприятий, составлении инструкций и положений по охране труда в учебном заведении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Выводы по главе 1

Выводы по главе 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Возрастание масштабов техногенной деятельности сегодняшнего общества, индустриальные изменения окружающей среды влекут за собой угрозы для жизни, здоровья и труда человека. За последнее время увеличилось количество погибших вследствие чрезвычайных ситуаций - техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Анализ чрезвычайных ситуаций, их особенностей и наиболее вероятных последствий, обучение поведению в этих условиях должны обеспечить подготовку человека к выбору лучшего решения которое поможет найти выход из опасных ситуаций с минимальными потерями.

Обеспечение безопасных условий образовательного процесса, профилактика травматизма учащихся будут результативными при условии целенаправленной организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности. Администрация должна быть наставником и создавать такие условия для управления охраной труда, при которых каждый педагог приложит все усилия, чтобы, в первую очередь, через образование влиять на сохранение и укрепления здоровья учащихся.

В последние годы в нашей стране совершенствуется законодательная база по охране труда, которая определяет права и обязанности как работодателя, так и работников. Теоретико-методологические и практические аспекты решения проблемы охраны труда рассматривались в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как Андреева Т.М., Збышко Б., Минжурова Е., Васильчук М.В., Винокуров Л. Е., Геврик Е. А.Б Денисенко Г.Ф., Джигирей В.С., Жидецкий В.Ц., Кобевник В.Ф., Мельников А.В., Мороз П.Д., Сериков Я.А., Тесленко Н. Я., и др.

Однако, и до сих пор не хватает комплексных исследований с конкретными рекомендациями в отношении охраны труда и безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях. Это и обусловило выбор темы курсовой работы.

Цель курсовой работы - исследование теоретических и практических аспектов организации охраны труда в образовательных учреждениях.

Реализация поставленной цели позволит решить следующие задачи:

ѕ изучить теоретические основы понятия организации охраны труда в образовательных учреждениях;

ѕ сформировать перечень нормативных документов для регулирования охраны труда учебного заведения;

ѕ определить задачи и функции системы организации охраны труда;

ѕ проанализировать особенности организации охраны труда в различных типах образовательных учреждениях;

ѕ рассмотреть основную программу проведения инструктажа учащихся и работников образовательных учреждений по охране труда;

Объектом исследования данного курсового проекта является организация охраны труда в образовательных учреждениях.

Предмет исследования - причинно-следственные связи между различными социально-экономическими явлениями, которые происходят во время осуществления процесса организации охраны труда в образовательных учреждениях.

В процессе исследования могут быть использованы следующие методы: абстрактно-логический, экспертной оценки, обобщения, системно-структурный, сравнительного анализа.

Информационной базой служат отечественные и зарубежные публикации, учебные пособия и др.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1 Понятия организации охраны труда в образовательных учреждениях

Прежде чем исследовать понятие «охрана труда», стоит обратить внимание на такое понятие как труд, поскольку оно является основным. Без труда не было бы его «охраны». Труд - это целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на создание материальных благ, которые необходимы для удовлетворения его собственных потребностей. С физиологической точки зрения труд - это расходование человеком физической и умственной энергии.

Для человека труд является не только необходимостью, но и потребностью. А. П. Чехов говорил: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кем бы он ни был, и в этом заключается смысл и цель его жизни». Известно также высказывание А. Бебеля о том, что «без труда общество не может существовать».

Отсюда, можем сделать вывод, что труд является обязательным условием жизни человека и всего общества. При определенных условиях, когда на человека в процессе труда влияют вредные или опасные факторы, могут проявляться отрицательные последствия труда. Вот поэтому понятие «работа» и «охрана труда» являются сопутствующими.

Основную цель охраны труда можно выразить следующей формулой:

ОП = ЗТПЗ + СБНУП + ОЗП + ППП + ПАС (1.1)

где ЗТПЗ - предотвращение травматизма и профессиональных заболеваний; СБНУП - создание безопасных и безвредных условий труда; ОЗП - сохранение здоровья и трудоспособности; ППП - повышение производительности труда; ПАС - предупреждение аварийных ситуаций .

Охрана труда - это система организационно-технических, социально-экономических, правовых, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда .

Большая часть населения Российской Федерации так или иначе связано с отраслью образования. Около трех миллионов граждан РФ работает в учреждениях образования различных типов. Более 4,6 млн. дошкольников, около 15 млн. школьников, более 10 млн. учащихся и студентов, которые получают профессиональное образование, ежедневно, кроме выходных дней и каникул, посещают детские сады, школы, лицеи, техникумы, институты и университеты, учреждения дополнительного образования детей и взрослых. Родители воспитанников и учащихся хотят быть уверены в том, что их дети вернутся домой здоровыми и невредимыми. Проблема охраны труда и обеспечения безопасности является важной для любого государства. Эта проблема непосредственно связана с самыми разными сферами жизнедеятельности, включая и систему образования. Учебные и воспитательные процессы, присутствие в учреждениях образования и за их пределами, организация досуга и оздоровления, в большинстве случаев обеспечение комфортных бытовых условий проживания, проезда до места учебы и обратно определенным образом связаны с понятиями безопасности.

Охрана труда в отрасли образования - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников и учащихся в процессе трудовой деятельности и учебного процесса, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия .

Любое учреждение образования должно быть безопасно и комфортно. При этом руководство организации должно придерживаться следующих направлений :

ѕ охрана жизни и здоровья сотрудников и учащихся, организация их медицинского обслуживания;

ѕ безопасность устройств и последующая эксплуатация учебно-производственного оборудования;

ѕ безопасность здания и всего инженерного оборудования;

ѕ рациональная и комфортная организация учебно-воспитательного и производственного процесса;

ѕ выполнение требований законодательных и нормативных актов по созданию здоровых и безопасных условий труда, образовательного и воспитательного процесса;

ѕ организация профилактической работы по предупреждению травматизма.

Одним из функциональных составляющих организационных мероприятий является планирование работ по охране труда. Планирование производится на основе законов и нормативно-правовых актов (СНиПов, ГОСТов, и др.), директивных планов .

Приоритетной задачей организации охраны труда в учреждении образования является четкое дегелирование функциональных обязанностей и полномочий работников, которые занимаются обеспечением безопасности труда и учебы.

Для хорошей организации системы охраны труда в учреждении образования разрабатываются методики, программы и инструкции по охране труда.

Для четкой координации работ по охране труда в учреждении образования, администратор высшего звена назначает одного из своих заместителей ответственным за охрану труда в организации. Ответственный осуществляет оперативный контроль за состоянием охраны труда и подготавливает распорядительные документы (приказы, инструкции) .

Одним из главных направлений в системе организации охраны труда в учреждении образования является контроль за состоянием ОТ и ТБ. Контроль осуществляет директор (ректор, декан, заведующий) учреждения образования, а также профсоюзный комитет состоящий из представителей трудового коллектива .

Система организации ОТ и ТБ по всем направлениям регламентируется законодательными и нормативно-правовыми актами (Кодексами РФ, Федеральными законами, Указами Президента, постановлениями правительства, ГОСТами, СНиПами).

1.2 Нормативная база для регулирования охраны труда учебного заведения

Базой для управления охраной труда служит законодательство о труде его охране. Законодательство содержит целый ряд законов, главными из которых являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (рис. 1.1).

Трудовой кодекс Российской Федерации -- кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, который введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Кодекс является основополагающим документом перед другими принятыми федеральными законами, указами президента, постановлениями Правительства РФ и др. Трудовой кодекс определяет трудовые отношения между работниками предприятий, учреждений и т.д. и работодателями. Целью трудового законодательства является:

ѕ установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

ѕ защита прав и интересов работников и работодателей;

ѕ создание благоприятных условий труда.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1.1 Структура законодательной и нормативной документации по охране труда

интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по :

ѕ организации труда и управлению трудом;

ѕ трудоустройству у данного работодателя;

ѕ профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

ѕ социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

ѕ участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

ѕ материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

ѕ надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

ѕ разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Нормативная база для регулирования охраны труда учебного учреждения включает в себя следующие нормативные акты :

1. «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796).

3. «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29).

5. Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных (комиссий) комитетов по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек. (Постановление Минтруда России от 12.10.94 г. № 64).

6. Положение о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации. (Утверждено приказом Министерства образования РФ от 27.02.95 г. № 92. Приложение).

7. ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

8. Инструкции по охране труда для работающих по должностям, профессиям и видам работ (ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Постановление Минтруда России от 17.12.2002 № 80 «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда»).

9. Инструкции по охране труда для учащихся по предметам учебного плана, по внеклассным и внешкольным мероприятиям.

10. Приказ Минздрава и Минобразования РФ от 30.06.92 г. № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». (Вестник образования № 8, 1992 г.).

11. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 12, 13, 1973 г.).

12. Правила по технике безопасности и производственной санитарии при трудовом обучении и летних практических работах учащихся IX-X(XI) классов общеобразовательных школ в сельскозяйственном производстве от 29.03.76 г. (Охрана труда в школе. Сборник нормативных документов, М., 1981 г).

13. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школ и предприятий, в которых производится трудовая подготовка учащихся по автоделу от 12.04.73 г. (Охрана труда в школе. Сборник нормативных документов, М., 1981 г.).

14. Письмо Минпроса РСФСР от 08.01.88 г. № 4-М «О допустимых нормах переноса тяжестей учащимся общеобразовательных школ». (Сборник приказов Минпроса РСФСР №1, 1998 г.).

15. Правила техники безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ от 19.07.87 г. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 34, 1987 г.).

16. Правила по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ от 27.12.82 г. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 17, 1983 г.).

17. Правила по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательных школах от 18.03.80 г. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 30, 1981г.).

18. Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах от 19.04.79 г. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 10, 1980 г.).

19. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, ПТУ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89). (Бюллетень Госкомитета СССР по народному образованию № 2, 3, 1990 г.).

20. Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами по РФ. (Утверждена приказом Минобразования РФ от 13.07.92 г. № 293).

21. Положение об учебных мастерских общеобразовательных школ от 28.07. 86 г. № 169. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 32, 1986 г.).

22. Положение о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 29, 1988 г.).

23. Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР от 01.10.90г. № 639 (Бюллетень Госкомитета СССР по народному образованию № 2, 1991г.).

24. Примерный перечень профессий и видов работ на которых возможно применение труда учащихся VIII-IX классов общеобразовательной школы в период каникул. Постановление Госкомтруда и социальным вопросам от 1.07.85г. №210/14-51. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 5, 1986 г.).

25. О службе охраны труда образовательного учреждения. (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 11.03.93 г. № 662).

26. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.1178-02.

27. Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.4.7.1166-02. 2.4.7. Гигиена детей и подростков. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования», (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002 г.).

28. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.540-96. «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ», (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.07.96 г. № 12).

Это далеко не полный перечень нормативно-правовых документов по охране труда в учреждениях образования.

Государственная политика охраны труда наиболее полно реализуется только при условии, что работники знают соответствующие нормативные документы и настоятельно способствуют их выполнению на своих участках производственной или образовательной деятельности.

На уровне образовательных учреждений вопросы по охране труда регулируются коллективным договором, должностными инструкциями, актами профсоюзных организаций и т.д.

Согласно Закону РФ за нарушение законов и других нормативно-правовых актов по охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно закону.

1.3 Задачи и функции системы организации охраны труда в образовательных учреждениях

охрана труд образовательный учреждение

Для создания служб охраны труда в учреждениях образования не предусмотрено ее финансирование, должности специалистов не предусмотрены в штатных расписаниях учебных заведений с количеством работников менее 50 человек .

Создание в учебных заведениях службы охраны труда в настоящее время достаточно сложно. Функции специалистов службы могут выполнять работники с педагогическим, политехническим образованием, однако их заработная плата в этом случае будет ниже, чем зарплата педагогических работников.

В связи с этим одной из главных задач, охраны труда, в соответствии с требованиями государственной политики, является повышение уровня всей профилактической работы по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний .

Особое внимание следует уделить обучению сотрудников трудового коллектива вопросам безопасности труда и пропаганде охраны труда.

В организации системы охраны труда в учреждениях образования можно выделить следующие задачи:

ѕ обеспечение безопасности зданий и сооружений;

ѕ обеспечение безопасности образовательных процессов;

ѕ профессиональный отбор работников по специальностям;

ѕ нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

ѕ обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

ѕ санитарно-бытовое обслуживание работников;

ѕ обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих;

ѕ широкое внедрение положительного опыта в сфере охраны труда.

Основные функции системы организации охраны труда в образовательных учреждениях:

ѕ организация и координация работ по охране труда;

ѕ учет и оценка показателей состояния охраны труда;

ѕ планирование работ по охране труда;

ѕ контроль состояния охраны труда и функционирования СУОТ;

ѕ стимулирование за работу по охране труда.

Организуя работу по охране труда в учреждении образования, нужно учесть, что безопасность нужно обеспечивать не только трудящимся, но и учащимся. Необходимо отметить, что в Уставе учреждения образования должен быть расписан раздел по охране труда и технике безопасности. В нем описывается организация системы охраны труда: полномочия и обязанности руководителя учреждения; основные направления в работе по охране труда (рис. 1.2).

Перед началом каждого учебного года издается приказ директора образовательного учреждения о назначении ответственных за охрану труда и ТБ и формируется комиссия по контролю за охраной труда.

Работа комиссии по охране труда основывается на Положении о комиссии. Положение утверждают один раз и вносят в него изменения по мере необходимости.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1.2 Система работы по обеспечение безопасности и охраны здоровья воспитанников

В системе организации охраны труда участвуют исполняющий обязанности специалиста по охране труда, все педагоги, административный и технический персонал. Их функциональные обязанности устанавливаются приказом руководителя учреждения образования и Правилами техники безопасности.

Выводы по главе 1

1. Под охраной труда в отрасли образования понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников и учащихся в процессе трудовой деятельности и учебного процесса, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия. В учреждениях образования воспитанник, ученик, студент готовится к полноценной жизни в условиях существующего в России уровня безопасности. А значит, его необходимо научить предотвращать несчастные случаи через формирование активной социальной позиции в отношении собственной безопасности и безопасности окружающих, развить практические навыки по самозащите в условиях растущей психологической нагрузки, обеспечить нормальный и здоровый образ жизни в условиях нашей суровой действительности.

2. Основой управления охраной труда является законодательство о труде и охране труда. Нормативно-правовая база включает в себя целый ряд законов, инструкций, нормативных документов, главными из которых являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ».

3. Основными задачами в области охраны труда является создание безопасных условий пребывания учащихся и персонала в образовательном учреждении, соблюдение санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию правил охраны труда, ведение обязательной специализированной документации, определяемой номенклатурой дел и многое другое.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА

2.1 Организация охраны труда в различных типах образовательных учреждениях на примере общеобразовательной организации

В статье 23 Закона РФ «Об образовании в РФ» определены следующие типы образовательных организаций, реализующие основные образовательные программы :

1) дошкольная образовательная организация;

2) общеобразовательная организация;

3) профессиональная образовательная организация;

4) образовательная организация высшего звена.

Общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования .

Проведем анализ организации работы по охране труда на примере Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 114» за 2014-2015 учебный год.

Учредителем МАОУ «СОШ и УИОП №114» является управление образования мэрии г. Владивосток.

В школе организована работа спортивных секций:

ѕ баскетбол (юноши 5-6, 9-10 классы);

ѕ баскетбол (девушки 8-11 классы).

Учащиеся начальной школы проводят шефские концерты и спектакли для воспитанников подшефных МДОУ №66 и №38.

Количество обучающихся за счёт бюджета в 2015/2016 учебном году (на 01.10.2015 г.) - 648 чел.

Таблица 2.1 - Контингент учащихся за счет бюджета МАОУ «СОШ и УИОП №114» в 2015/2016 учебном году

Для учащихся 1-4 классов работают 5групп продлённого дня.

Высшим органом ученического самоуправления в школе является общешкольная ученическая конференция. В период между конференциями функционирует Школьный Совет, состоящий из Совета Председателей и Совета Старшеклассников.

В составе Школьного Совета работают комитеты:

ѕ комитет по учёбе «Интеллект»

ѕ комитет по здоровью и спорту

ѕ комитет дисциплины и порядка

ѕ комитет «Поиск»

ѕ комитет «Творчество и организация досуга».

Органом общественного самоуправления в школе с 2011г является Управляющий совет.

В 2013 г. создан Наблюдательный совет школы.

Организационно-технические мероприятия по охране труда МАОУ «СОШ и УИОП №114» в 2015-2016 учебном году.

В начале учебного года под руководством администрации в школе сформирована комиссия по охране труда. Между членами администрации и педагогическим коллективом школы распределены обязанности в работе по созданию безопасных условий труда и профилактике детского травматизма. на 2014-2015 учебный год с профсоюзным комитетом заключено Соглашение по охране труда. Изданы приказы по охране труда в соответствии с циклограммой приказов. Перед началом учебного года проведёны инструктажи на рабочих местах, повторные инструктажи по охране труда и технике безопасности с работниками школы с последующей регистрацией в специальном журнале. С вновь принятыми на работу сотрудниками проведён вводный инструктаж, который зарегистрирован в соответствующем журнале. Все сотрудники учреждения к началу учебного года своевременно прошли медицинский осмотр, что дало им право приступить к работе.

Разработаны следующие мероприятия:

«Программа обучения персонала школы по вопросам ОТ на 2014-2015 учебный год», «План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2014-2015 учебный год», «План мероприятий по улучшению условий труда работников МАОУ «СОШ с УИОП № 114» на 2014-2015 учебный год. В течение года проведено обучение педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, МОП по вопросам охраны труда с последующей поверкой знаний и выдачей удостоверений.

Кабинеты повышенной опасности на начало учебного года были полностью укомплектованы аптечками для оказания первой помощи в соответствии с требованиями правил ТБ. По мере необходимости обновлены инструкции по ОТ и ТБ в кабинетах повышенной опасности и столовой.

Профилактика травматизма среди учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» на 2014-2015 учебный год.

На 03.09.2015 г. классными руководителями 1-11 классов проведён вводный инструктаж учащихся по ТБ («Правила для учащихся», ИОТ-113- «Правила поведения на дорогах»). В течение учебного года проводился инструктаж перед проведением общественно-полезных работ, массовых мероприятий, экскурсий. Повторный инструктаж по «Правилам поведения на дорогах» проводился 1 раз в четверть. Также в 2014-2015 учебном году проводился внеплановый инструктаж в 5, 3, 2 и ]1 классах в связи с травмами учащихся во время перемен.

В соответствии с планом работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди учащихся на 2014-2015 учебный год в сентябре - октябре 2014 г. инспекторами ГИБДД были проведены беседы с учащимися 1-8 классов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В начальной школе оформлен уголок безопасности дорожного движения. С родителями учащихся 1-11 классов, на родительских собраниях, были проведены тематические беседы по «Формирование навыков правильного поведения на дорогах»». На классных часах, перед началом каникул, классными руководителями 1-11 классов, проводился инструктаж по «Правилам поведения на дорогах», согласно инструкции ИОТ-113. В апреле 2015 г. в школе прошла Неделя безопасности дорожного движении. Во время проведения мероприятия были проведены тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков «Красный, жёлтый, зелёный».

В 2014-2015 учебном году в школе зарегистрировано 5 случаев травматизма учащихся, все произошли во время перемены:

Таблица 2.2 - Статистика травматизма учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» в 2014-2015 учебном году

Год рожд.

происшествия

Классификация

составления

акта Формы

Полищук Татьяна

№7 от 11.12.2013 г.

Семыкина Анна

Соболев Александр

№1 от 07.02.2014 г.

Жерновой Ростилслав

Капелина Милослава

Расследование зафиксированных случаев травматизма проведено в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных актов.

В 2013-2014 учебном году неоднократно были зафиксированы случаи травматизма учащихся во время уроков физической культуры и при проведении тренировок в спортивных секциях. В связи с чем, в этом учебном году, комиссией по ОТ и ТБ было уделено особое внимание этому направлению в учебно-воспитательном процессе школы.

Таблица 2.3 - Динамика травматизма среди учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» за 2013-2015 г.г. (по состоянию на 01.06.2015 г.) по возрасту учащихся

Таблица 2.4 - Динамика травматизма среди учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» за 2013-2015 г.г. (по состоянию на 01.06.2015 г.) по степени тяжести

Таблица 2.5 Динамика травматизма среди учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» за 2013-2015 г.г. (по состоянию на 01.06.2015 г.) по месту получения травмы:

Во время проведения занятий в спортивном зале учителями физической культуры Гладченко Т.К., Кузнецовой Н.В., Авдашкевич А.В своевременно проводятся инструктажи с учащимися с записью в классном журнале. При выполнении спортивных упражнений на уроках или проведении спортивных игр, учителя строго следят за соблюдением учениками норм и правил ТБ. Повышение контроля со стороны учителей со стороны ОТ и ТБ в 2014-2015 учебном году не было зафиксировано ни одного случая травматизма среди учащихся ни во время урока физической культуры, ни во время занятий спортивных секций.

Медико-санитарные условия осуществления образовательного процесса обеспечиваются соблюдением норм освещенности, санитарно-гигиенического, воздушного и теплового режимов.

Безопасность образовательного процесса обеспечивается действующими системами автоматической противопожарной сигнализации с голосовым оповещением, прямой телефонной связью с управлением по делам ГО и ЧС, кнопкой тревожной сигнализации и системой видеонаблюдения. Каждый год производятся противопожарные работы (обработка древесных конструкций), проводятся испытания и перезарядка огнетушителей. Стенки учебного заведения покрашены особым негорючим веществом.

В течении года регулярно осуществлялся технический осмотр и проверка работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации, системы речевого оповещения, прямой телефонной связи и автоматической передачи сигнала «Пожар». Техническое состояние всех систем соответствует нормам пожарной безопасности. На 1-4 этажах школы функционируют камеры видеонаблюдения, однако видеокамеры у входа в школу и по периметру здания не установлены.

ООО «Охранное агентство «Страж» регулярно проводит плановый осмотр охранного оборудования и проверки кнопки тревожной сигнализации.

В 2014-2015 г. не был проведен капитальный ремонт кровли, что привело к протеканию талых вод в каб. №48.

Все школьные помещения регулярно и своевременно проветриваются. Кабинет химии оборудован вытяжной вентиляцией, которая находится в рабочем состоянии.

Нормы освещенности в целом соблюдаются, замеры производятся сотрудниками Роспотребнадзора.

В школе организована работа лицензированного здравпункта, однако медицинский работник находится в школе 2 раза в неделю, что не достаточно для обеспечения при необходимости квалифицированной медицинской помощи учащимся школы.

Административно-общественный контроль над состоянием охраны труда в школе осуществляется регулярно.

Были проведены проверки ведения журналов инструктажа учащихся при проведении внекласных мероприятий (октябре и ноябре 2014 г., феврале и апреле 2015 г.). На 03 сентября 2014 г. всеми классными руководителями 1-11 классов проведён вводный инструктаж учащихся по правилам ТБ согласно инструкциям (ИОТ-113- «Правила поведения на дорогах», «Правила для учащихся»).

Некоторые классные руководители несвоевременно вносили записи в журнал о проведённых инструктажах с учащимися. Таким классным руководителям были сделаны замечания по ведению журнала, которые были ими устранены в определённые приказом сроки.

В 2014-2015 учебном году на совещаниях при директоре были заслушаны отчеты:

Октябрь - работа классных руководителей 1-11 классов по профилактике травматизма среди обучающихся (комиссия по ОТ, справка, СД).

Обращено внимание на недостаточную работу классных руководителей средней школы по организации профилактической работы с учениками. Плохая организация дежурства классов, а также снижение контроля над поведением учащихся во время межурочных перемен.

Ноябрь - проверка кабинетов повышенной опасности на предмет соблюдения требований ТБ, проверка заполнения журналов и проведения инструктажа с учащимися (зам.директора по НМР, справка, СД).

Все кабинеты повышенной опасности укомплектованы аптечками первой медицинской помощи. На видных местах вывешены Правила поведения учащихся в внеплановых ситуациях. В кабинетах имеются все необходимые инструкции по ОТ и ТБ.

Декабрь - соблюдение норм ТБ при проведении уроков физической культуры и занятий спортивных секций (собеседование, справка СД; зам. директора Ширинец В.В.); отчет об оценке состояние работы по профилактике травматизма среди учащихся;

Январь - отчет об анализе состояния работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

Февраль - обеспеченность технического персонала школы средствами индивидуальной защиты;

Май -- повторный отчет о состояние работы по профилактике травматизма и ОТ.

Совместно с профсоюзным комитетом, комиссией по ОТ и администрацией школы в марте 2015 г. был проведён смотр учебных кабинетов. Состояние всех кабинетов было признано удовлетворительным, то есть такое, которое удовлетворяет санитарным нормам. Соответствует нормам и освещённость рабочих мест учащихся и учителей. В кабинетах повышенной опасности №№31,41,18,28, учебных мастерских, кабинете обслуживающего труда, спортивных залах имеются все необходимые инструкции по ОТ. На видных местах вывешены «Правила поведения учащихся», в малом спортивном зале обновлён «Уголок безопасности».

Положительные тенденции:

1. Все запланированные на 2014-2015 учебный год мероприятия по охране труда выполнены в полном объёме.

2. Усиление контроля со стороны администрации за безопасной организацией образовательного процесса.

3. Обеспечение безопасных условий труда для работников школы.

4. Отсутствие случаев травматизма учащихся во время образовательного процесса (уроки, тренировки, внеклассные мероприятия в школе).

Отрицательные тенденции:

1. Не достаточно ответственное отношение ряда классных руководителей к проведению инструктажей и бесед с учащимися и ведению журнал инструктажа.

2. Снижение контроля со стороны классных руководителей 1-5 классов за поведением учащихся во время перемен.

3. Рост случаев травматизма учащихся во время перемен.

Выявленные отрицательные тенденции МАОУ «СОШ с УИОП № 114» в 2014-2015 уч.г требуют особого внимания со стороны руководителя организации а также разработке дополнительных рекомендаций по улучшению организации охраны труда в данном общеобразовательном учреждении.

2.2 Инструктаж учащихся и работников образовательных учреждений по охране труда

Закон РФ «Об основах охраны труда в РФ» настоятельно рекомендует всем работодателям во время приема на работу сотрудников и в процессе их работы проводить за свой счет инструктаж, обучение и контроль знаний по охране труда, по правилам поведения в случае аварий и оказанию первой медицинской помощи .

Запрещается допускать к работе лица, не прошедших обучения и контроль знаний по охраны труда и технике безопасности.

Особое внимание следует обратить на обучение и инструктаж работников по охране труда, так как это является частью системы организации охраны труда. Инструктаж по ОТ и ТБ проводится:

ѕ с работниками в процессе их трудовой деятельности;

ѕ с учащимися в учебно-воспитательных учреждениях образования.

На работах с повышенной опасностью работники должны проходить профессиональный отбор, специальное обучение и один раз в год контроль знаний соответствующим нормативным актам об охране труда.

Основы охраны труда и безопасности жизнедеятельности воспитанники, ученики, студенты получают в общеобразовательных учреждениях. Обучение студентов и учащихся по вопросам охраны труда в отношении конкретных работ проводится на предприятиях, где эти работы выполняются.

Обучение работников охране труда проводится при получении новой профессии, повышении квалификации, подготовке, переподготовке сотрудников.

После изучения курса по охране труда у участников учебно-воспитательного и производственного процесса обязательно проводится контроль знаний. Для этого в учебно-воспитательном учреждении существует постоянно действующая комиссия. В состав этой комиссии входят не менее трех человек, которые уже прошли обучение и контроль знаний по охране труда. Результаты контроля знаний работников по ОТ и ТБ оформляются протоколами. Сотрудники, которые показали удовлетворительные результаты, получают удостоверения.

Если сотрудник показал неудовлетворительный результат, то, в течение одного месяца, назначается повторная проверка его знаний. В случае если и следующая проверка показывает неудовлетворительный результат, то решатся вопрос о профнепригодности сотрудника для данного рабочего места и трудоустройстве его на другом рабочем месте. Сотрудники, которые имели перерыв в работе по профессии более одного года, заново проходят обучение охране труда перед началом самостоятельной работы. Работник получает допуск к самостоятельной работе только после вводного инструктажа, обучения и контроля знаний, первичного инструктажа на рабочем месте, стажировку и приобретение навыков безопасных методов труда.

По характеру и времени проведения инструктажи по вопросам охраны труда подразделяются на:

ѕ вводный;

ѕ первичный;

ѕ повторный;

ѕ внеплановый;

ѕ целевой.

Вводный инструктаж по вопросам охраны проводится:

ѕ с учащимися, воспитанниками и студентами в учебно-образовательных учреждениях перед началом трудового и профессионального обучения в лабораториях, мастерских, на полигонах и тому подобное;

ѕ с учащимися, воспитанниками и студентами, которые прибыли на предприятие для прохождения производственной практики;

ѕ с работниками, которые находятся в командировке на предприятии и принимают непосредственное участие в учебном процессе, а также с учащимися в учебных заведениях в начале учебного года по предметам повышенной опасности (физика, химия, биология, информатика, физкультура, трудовое и профессиональное обучение), при занятиях в кружках и спортивных секциях;

ѕ со всеми работниками, которые только что приняты на работу независимо от их образования, стажа работы.

О проведении вступительного инструктажа делается запись в специальном журнале, а также в документе о принятии сотрудника на работу.

Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, утвержденной руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом.

Первичный инструктаж проводится на рабочем месте до начала работы:

ѕ с работником, вновь принятым на предприятие;

ѕ с работником, который переводится из одного цеха производства в другой;

ѕ с работником, который будет выполнять новую для него работу;

ѕ с командированным работником, который принимает непосредственное участие в производственном процессе на производстве;

ѕ со студентом, учеником и воспитанником, который прибыл на производственную практику перед выполнением новых видов работ, перед изучением каждой новой темы во время проведения трудового и профессионального обучения в учебных лабораториях, классах, мастерских, на участках, во время проведения внешкольного обучения в кружках и секциях и так далее.

Первичный инструктаж проводится по программе, составленной с учетом требований соответствующих инструкций по охране труда и технической документации.

Повторный инструктаж проводится со всеми работниками: на работах с повышенной опасностью -- 1 раз в квартал, на других работах -- 1 раз в полугодие, а также с учащимися образовательных учреждения по предметам повышенной опасности не реже одного раза в полугодие. Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа в полном объеме.

Внеплановый инструктаж проводится:

ѕ при введении в действие новых или пересмотренных нормативных актов об охране труда, а также при внесении изменений и дополнений в них;

ѕ при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на охрану труда;

ѕ при нарушении работником, студентом, учеником или воспитанником нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травме, аварии или отравлению;

ѕ по требованию работников органа государственного надзора за охраной труда, высшей хозяйственной организации или государственной исполнительной власти в случае, если выявлено незнание работником, студентом или учащимся безопасных методов, приемов труда или нормативных актов об охране труда;

ѕ при перерыве в работе исполнителя работ более чем на 30 календарных дней -- для работ с повышенной опасностью, а для остальных работ -- более 60 дней.

Целевой инструктаж проводится с работниками при:

ѕ выполнении разовых работ, не связанных с непосредственными обязанностями по специальности (погрузочно-разгрузочные работы, разовые работы вне предприятия, цеха и т. п.);

ѕ ликвидации аварии, стихийного бедствия;

ѕ проведении работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и т. д;

ѕ экскурсиях на предприятия;

ѕ организации массовых мероприятий с учащимися и воспитанниками (экскурсии, походы, спортивные мероприятия).

Целевой инструктаж фиксируется документом, разрешающим проведение работ, например: наряд-допуск.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственно руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель и т. п).

Первичный, повторный, целевой и внеплановый инструктажи завершаются проверкой знаний устным опросом, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов труда. Знание проверяет лицо, проводившее инструктаж.

О проведении первичного, повторного, внепланового инструктажей, стажировки и допуске к работе ответственное лицо, проводившее Инструктаж, делает запись в соответствующий журнал за подписями все участников инструктажа. Работники предприятий и его руководители (владельцы) не имеют права отказаться от обучения, инструктажей и контроля знаний по охране труда.

2. Обязательной частью профилактики травматизма, профзаболеваний и кишечных инфекций считается пропаганда охраны труда.

При правильной организации пропаганды охраны труда работники, учащиеся и воспитанники постоянно должны помнить об опасных и вредных производственных факторах и как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай.

3. Действенной формой профилактики детского травматизма в учреждениях образования является инструктирование по технике безопасности учащихся и педагогов. На переменах с учениками начальной школы, возможно, организовывать подвижные игры, которые позволят учащимся подвигаться и отдохнуть в оптимальной и безопасной форме. Возможно, привлекать к играм учащихся старших классов.

5. Для оценки поведения на переменах учеников средней школы предлагается ввести бальную систему. За систематическое выполнение или нарушение дисциплины по техники безопасности ученикам начислять или снимать баллы, возможно, со всего класса. По результатам каждой четверти вывешивать публичные итоговые отчеты и поощрять классы, учащиеся которых не нарушали правила техники безопасности.

6. Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, необходимо обучать учащихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса.

В связи с чем к организации охраны труда в школе целесообразным будет привлечь педагога-психолога. Психолог сможет обеспечить всем участникам учебно-воспитательного процесса необходимую психологическую помощь и поддержку.

Основными направлениями работы педагога-психолога предлагаем:

1. Психолого-педагогическое сопровождение безопасного учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

2. Консультативная помощь всем участникам учебно-воспитательного процесса.

3. Психодиагностика.

4. Психопрофилактика.

5. Психокоррекция.

Психолог сможет проводить просветительную, коррекционную, консультационную, диагностическую, психопрофилактическую работу с учащимися, их родителями, опекунами.

7. Ответственное проведения дежурств учителей и учащихся старших классов в коридорах школы в значительной мере снизит риск травматизма в школе.

8. Преподавателям-организаторам ОБЖ рекомендуется постоянно осуществлять работу по совершенствованию учебно-материальной базы, в том числе, разработка программы внеурочной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение программы школы. Особое внимание акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Преподавателю-организатору ОБЖ МАОУ «СОШ с УИОП № 114» за основу можно использовать программу внеурочной деятельности учащихся, разработанную коллективом МБОУ «Бакуринская СОШ».

Данная программа внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку учащихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Система воспитательной работы (с 1-го по 11-й кл.) выстроена в соответствии со следующими направлениями:

1). Спортивно-оздоровительное:

2). Художественно-эстетическое:

3). Научно-познавательное:

4). Гражданско-патриотическое:

5). Общественно-полезное:

6). Проектная деятельность:

Внеурочная деятельность реализуется через:

ѕ учебный план, а именно, через образовательный процесс (дополнительные образовательные модули, проводимые в формах, отличных от классно-урочной);

ѕ образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа;

ѕ классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования); деятельность иных педагогических работников (социального педагога, библиотекаря, старшего вожатого, ответственного за работу в школьном музее) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

ѕ инновационную деятельность.

Диагностику эффективности внеурочной деятельности возможно проводить по достаточно известной и неоднократно апробированной методике А.Н.Лутошкина .

9. Руководителю учебно-образовательного учреждения рекомендуется обеспечить строгий контроль над соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам, а также за соблюдением всеми участниками учебно-воспитательного процесса правил техники безопасности и охраны труда.

Выводы по главе 2

1. Проведенный в пункте 2.1 анализ позволил выявить положительные и отрицательные стороны организации охраны труда в средней общеобразовательной школе.

2. Результаты проведенного анализа подтверждают актуальность проведения инструктажа по охране труда и технике безопасности со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

3. На основании проведенного анализа нами был предложен ряд мероприятий по совершенствованию охраны труда в общеобразовательном учреждении МАОУ «СОШ с УИОП № 114».

Каждый руководитель учреждения образования обязан, в первую очередь признавать жизнь и здоровье детей, учащихся, работников одной из наивысших социальных ценностей. А потому подходить к организации охраны труда в образовательном учреждении со всей ответственностью и соблюдением всех норм законодательства, положений и инструкций. Формировать команду единомышленников среди педагогов школы, создавая надлежащие условия для всех работников, тщательно продумав план работы, совместно воспитывать здоровое поколения, ибо именно от него в значительной степени зависит состояние производительных сил страны, ее экономический, оборонный, интеллектуальный, духовный потенциал, ресурс развития общества, безопасность государства.

Проведенный во втором разделе анализ организации охраны труда на примере Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 114» за 2014-2015 уч.год доказал необходимость проведения подобных исследований для выявления положительных и отрицательных результатов работы учебно-воспитательного учреждения по организации ОТ и ТБ. А по результатам анализа сделать выводы об изменении показателей травматизма в школе и возможные причины. В проведенном анализе нами было выявлено повышение травматизма в общеобразовательной школе на переменах, в то же время отсутствие его на уроках физкультуры, физики, химии и т.д. Возможными причинами стало недостаточное внимание со стороны классных руководителей к проведению инструктажей и тематических бесед с учащимися младших и средних классов, а также снижение контроля со стороны руководства школы. На основании проведенного анализа нами был предложен ряд мер по совершенствованию организации охраны труда в школе и профилактике травматизма учащихся.

Подобные документы

    Охрана труда в дошкольном оздоровительном учреждении и основные документы, регламентирующие соблюдение требований охраны труда. Главные требования к зданию и территории, приемам и организации работы. Контроль соблюдения требований охраны труда в ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Управление охраной труда в организации. Основные виды контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Полномочия и ответственность руководителей организации. Инструктаж по охране труда. Обучение и проверка знаний рабочих по охране труда.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2011

    Виды инструктажа по охране труда. Вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый инструктаж. Целевой инструктаж. Обучение работников рабочих профессий. Обучение руководителей и специалистов. Проверка знаний требований охраны труда.

    реферат , добавлен 02.10.2010

    Организация охраны труда на предприятии в организации. Лица, ответственные за состояние охраны труда, виды инструктажей по технике безопасности. Производственные вредности и меры борьбы с ними. Меры электробезопасности и организация пожарной охраны.

    реферат , добавлен 13.02.2011

    Принципы системы управления охраны труда на предприятиях нефтегазового комплекса. Специальная оценка условий труда. Пропаганда охраны труда: лекции, плакаты, стенды, беседы. Обучение и инструктаж по охране труда, постоянный контроль за соблюдением правил.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2015

    Структура службы охраны труда и численность ее работников. Обязанности по обеспечению безопасных условий труда. Обеспечение безопасности производственного оборудования. Средства индивидуальной защиты. Обучение безопасности труда и виды инструктажа.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Обучение работников знаниям охраны труда. Безопасность труда в учебных заведениях. Инструктажи по охране труда и их проведение. Профессиональный отбор и допуск к работам с повышенной опасностью. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2011

    Реализация конституционного права на охрану труда на предприятиях, в учреждениях, организациях с любой формой собственности. Государственне управление и общественный контроль по обеспечению охраны труда. Служба охраны труда на производстве и ее функции.

    реферат , добавлен 14.03.2009

    Особенности охраны труда в зависимости от субъектов трудовых правоотношений. Система организации охраны труда на предприятии: обязанности работодателя, ведение документации, инструктаж, средства индивидуальной защиты работников, медицинский осмотр.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2012

    Государственная политика и требования в области охраны труда. Нормативная и нормативно-техническая документация. Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению охраны труда. Организация и функции служб охраны труда на предприятии.

Особенности охраны труда

в образовательных учреждениях

Содержание.

  1. Введение________________________________________2

  1. Элементы системы охраны труда____________________3

  1. Задачи и функции системы организации охраны труда в образовательном учреждении_______________________3

  1. Заключение______________________________________4

Введение

Думаю, каждый знает, что охраной труда называется социально значимая деятельность по обеспечению безопасности профессиональной деятельности наемных работников

В широком понимании охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здо­ровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилита­ционные и иные мероприятия.

Охрана труда в учреждениях образования подразумевает ответственность за жизнь работающих и учащихся во время образовательного процесса. Охрана труда в образовательном учреждении так же, как и в учреждениях другого профиля, включает правовые, организационно-технические, санитарно-гигиенические и другие мероприятия, указанные в документе «Охрана труда в образовательном учреждении». Этот документ регламентирует трудовой распорядок и внутреннюю организацию труда.

Отличительная особенность охраны труда в образовательных учреждениях – создание попечительского совета. Узкое понимание охраны труда подразумевает разработку и проведение комплекса мероприятий по отдельным направлениям. Отдельные направления сами по себе не обеспечивают безопасных и здоровых условий труда, это возможно только при наличии всех компонентов охраны труда в широком смысле слова.

Элементы системы охраны труда

Профилактика (предотвращение);

Постоянная готовность к ликвидации появления опасности и миними­зации ее последствий;

Компенсация.

Задачи и функции системы организации охраны труда

Система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса - это скоординированная система взаимодействия федерального (центрального) государст­венного органа управления образованием, государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, мест­ных (муниципальных) органов управления образованием, образо­вательных учреждений, направленная на реализацию государственной политики в области охраны труда и обеспечения безопасности образователь­ного процесса. Главной же целью этого процесса является сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся в процессе трудовой и обра­зовательной деятельности и организованного отдыха.

Функциональными объектами управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе образования являются различные направления деятельности обра­зовательного учреждения.

Организационными объектами управле­ния являются звенья организационной структуры всех уровней иерархии управления образованием.

Объектом организации (управления) является состояние охраны труда на рабочем месте учащегося, работника в учебном кабинете, мастерской, спортивном зале и ином месте проведения занятий, а также на всей территории образовательного учреждения.

Управляющим органом охраны труда и обеспечением безопасно­сти образовательного процесса является руководитель образователь­ного учреждения. Он же в соответствии с законами, Трудовым кодексом, Стандартом является главным ответственным за надлежащее состояние охраны труда.

Заключение

Итак, опираясь на имеющиеся знания по охране труда и на те особенности, которые имеет система охраны труда в школе, можно сделать вывод о том, что обеспечение охраны труда в широком понимании, установленном в законодательном порядке, возлагается на администрацию образовательного учреждения. Администрация также обязана проводить инструктаж работников по технике безопасности и прочим правилам охраны труда.

Инструктаж работников подразделяется на первичный, вводный, целевой, повторный, внеплановый. Со всеми работниками при приемке на работу проводится вводный инструктаж.

Внеплановое инструктирование производится при замене оборудования, изменении правил техники безопасности и т.п. Внеплановый инструктаж проводится, если в акт о несчастном случае содержит пункт о необходимости .

Целевой инструктаж проводится разово при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и т.д. К целевому инструктажу относят также инструктаж для проведения внеклассных и внешкольных мероприятий, общественно полезного труда и др. Руководитель учреждения назначает ответственных лиц и проводит инструктаж, с записью в журнале. Лица, назначенные ответственными за проведение мероприятия, проводят инструктаж для всех участников мероприятия. Следует заметить, что ряд внеклассных и внешкольных мероприятий предполагает наличие у учащихся медицинской справки о состоянии здоровья.

Инструктаж и обучение технике безопасности обязательны для учеников при изучении курсов химии, физики и др. , в этом случае инструктаж также подразделяется на первичный, повторный, внеплановый.

Но, по большому счёту, о храна труда несовершеннолетних в образовательных учреждениях также предполагает комплекс мер, во многом сходный с мерами охраны труда взрослых, работающих в учреждении.

Что сделать, чтобы не сидеть в тюрьме из-за травмы работника? Как освободить своё учреждение от многочисленных штрафов? Если действительно интересно, читайте статью.

Основные обязанности работодателя

Для того чтобы понять, как грамотно организовать выполнение мероприятий по охране труда в учреждении, необходимо обратиться к , в котором расписаны основные обязанности работодателя по охране труда ().

Скажем сразу, выполнять нужно всё, что описано в этой статье. Но разберем для начала 5 основных обязанностей любого работодателя. Более того, штрафы за их невыполнение серьезные, а вопросов по их реализации множество.

Специальная оценка условий труда, или Аттестация рабочих мест?

До момента возникновения СОУТ была процедура Аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ). В настоящий момент результаты АРМ действительны до 2018 года . Что это означает? Если у вас есть результаты АРМ и они ещё действующие, то СОУТ вы можете не проводить .

СОУТ обязательна для всех работодателей, за исключением физических лиц.

Всем ли сотрудникам проходить медицинский осмотр?

Статья 213 ТК РФ: если у вас есть опасные и вредные условия труда или трудятся работники моложе 21 года, медицинский осмотр для них обязателен ().

Основной документ, регулирующий вопрос организации медицинских осмотров —

Результатом медицинского осмотра является заключение или акт о том, что ваш сотрудник годен к выполнению работ.

В противном случае работника нужно отправить на дообследование по рекомендациям врача-профпатолога.

Также не забывайте, что прямая обязанность работодателя – не допускать лиц, не прошедших медицинский осмотр. Это может грозить вам штрафом до 130 000 рублей, .

Спецодежда и спецобувь – что выдавать?


Основные тезисы:

  • Спецодежда, спецобувь и другие средства защиты выдаются за счет средств работодателя.
  • Спецодежда выдается для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
  • СИЗ и смывающие выдаются с учетом норм или определяются работодателем самостоятельно.
  • СИЗ можно заменять на другие СИЗ, если они не ухудшают защиту от вредных и опасных факторов.
  • Выдача СИЗ и смывающих должна фиксироваться в картах выдачи СИЗ и смывающих.

Многие не знают, но основные обязанности работодателя в этом вопросе:

  • Обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При заключении трудового договора работодатель должен ознакомить работника со .
  • Обеспечить своевременную выдачу СИЗ, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (ст. 221 ТК РФ).
  • Обеспечить обязательность применения работниками СИЗ.
  • Не допускать к работе без СИЗ.

Организация и проведение инструктажа, стажировки на рабочем месте и обучение охране труда


Правильный инструктаж — залог безопасности!

Работники каждого учреждения должны проходить необходимое обучение и инструктажи.

Момент, который важно учесть – соблюдение сроков и периодичности обучения.

ВОПРОС: Освобождаются ли сотрудники образовательных и иных учреждений от периодического инструктажа и обучения?

ОТВЕТ: Нет, даже несмотря на то, что работники могут не выполнять опасные виды работ, всегда есть риск травмирования. И если ваш работник случайно травмируется, инспектор будет обвинять вас в нарушении порядка обучения и инструктажей.Ст.217 ТК РФ говорит, если в вашем штате более 50 человек – специалист однозначно должен быть . Необязательно его устраивать на полную ставку. Если для него не так много работы, можно устроить на полставки или меньше.

Если у вас штат меньше 50 человек, здесь больше вариантов:

  • можете также устроить в штат специалиста;
  • можете нанять специалиста по ГПД договору;
  • можете воспользоваться услугами ;
  • можете возложить эти обязанности на себя или на другого сотрудника.

Как правило, все это делает сам руководитель или один человек, на которого возлагают всё.

Кстати, помимо того что вы разработаете эти документы, за их актуальностью нужно будет следить, а также не забывать оформлять документацию на новых сотрудников.

Подведем итог. Как видите, на каждое действие нужно оформлять соответствующие документы. Все это складывается в определенный перечень, который должен быть в каждом учреждении. Как и кто будет разрабатывать эти документы – решать руководителю. Либо самостоятельно, но потратив время, либо выполнить это чужими руками, но за деньги. Про остальные мероприятия нужно не забывать и выполнять их всегда вовремя.

Любая проверка по охране труда начинается с проверки документации. Проверьте и при необходимости актуализируйте свои локальные нормативные акты в соответствии с приведенным ниже перечнем.

1. Правила внутреннего трудового распорядка дня работников образовательного учреждения (доведение работникам под роспись).

2. Положение об организации работы по охране труда в образовательном учреждении.

3. Должностные обязанности по охране труда работников образовательного учреждения (с их личными подписями).

4. Приказ руководителя образовательного учреждения по охране труда и соблюдению правил техники безопасности с назначением лиц, ответственных за организацию безопасных условий работы и учебы (ежегодно перед началом учебного года, доведение под роспись).

5. Коллективный договор руководителя образовательного учреждения с профсоюзным комитетом или советом трудового коллектива (раздел по охране труда), заключенный на 3 года.

6. Соглашение по охране труда (заключается на календарный год).

7. Акты проверок выполнения соглашения по охране труда (оформляются 2 раза в год).

8. Протоколы собрания профсоюзной организации (трудового коллектива) по выборам уполномоченного по охране труда.

9. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении работника администрации, ответственного за охрану труда.

10. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении комиссии для проверки знаний по охране труда (не менее трех членов комиссии, обученных и аттестованных в учебных центрах, имеющих лицензию и включенных в реестр).

11. Удостоверение о проверке знаний по охране труда руководителя образовательного учреждения и членов комиссии по проверке знаний.

12. Протоколы проверки знаний по охране труда работников образовательного учреждения (оформляются 1 раз в 3 года).

13. Материалы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (оформляются 1 раз в 5 лет).

14. Перечень инструкций по охране труда с присвоением порядкового номера (должен охватывать все виды работ и профессии учреждения, ведется специалистом по охране труда или руководителем образовательного учреждения).

15. Инструкция по охране труда для всех должностей и по всем видам работ (утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с профкомом или советом трудового коллектива, пересматриваются 1 раз в 5 лет).

16. Инструкция по технике безопасности в кабинетах физики, химии, информатики, биологии, обслуживающего труда, учебных мастерских, спортзалах и спортивных сооружениях.

17. Инструкции по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с обучающимися (воспитанниками).

18. Инструкции по организации и проведению массовых мероприятий.

19. Инструкции по перевозке обучающихся автотранспортом.

20. Перечень должностей работников, которым по условиям труда бесплатно выдается спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

21. Карточки учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений.

22. Перечень профессий и должностей работников, которым по условиям труда выдаются моющие и обеззараживающие средства.

23. Перечень профессий и должностей работников, занятых на работах с вредными условиями труда.

24. Программа вводного инструктажа по охране труда (утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с профкомом или советом трудового коллектива).

25. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда на рабочем месте (оформляется специалистом по охране труда или руководителем учреждения при приеме на работу, вводный инструктаж должны проходить все поступающие на работу).

26. Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте (составляется с учетом особенностей работы, утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с профкомом или советом трудового коллектива).

27. Журнал регистрации первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте (оформляется специалистом по охране труда или руководителем учреждения).

28. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте.

29. Журнал регистрации несчастных случаев с работниками.

30. Акты несчастных случаев по форме Н-1 (хранятся 45 лет вместе с материалами расследования).

31. Сообщения о несчастных случаях и их последствиях в Госинспекцию труда, Фонд социального страхования, вышестоящий орган управления, в прокуратуру.

32. Заполненные листки здоровья в классных журналах.

33. Журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися (воспитанниками).

34. Акты несчастных случаев с обучающимися (воспитанниками) по форме Н-2 (хранятся 45 лет вместе с материалами расследования).

35. Приказ об организации работы по обеспечению пожарной безопасности в учреждении и назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность.

36. Инструкция о мерах пожарной безопасности в образовательном учреждении.

37. Журнал регистрации противопожарного инструктажа (вводного и на рабочем месте).

38. Поэтажные планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара (при нахождении на этаже 10 человек и более) и инструкции по эвакуации людей.

39. Предписания органов государственного надзора (Госинспекции труда, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Госпожнадзора, прокуратуры), ведомственного и общественного контроля.

40. Приказ о назначении лиц, ответственных за техническую эксплуатацию зданий и сооружений.

41. Акт государственной комиссии о приемке образовательного учреждения в эксплуатацию.

42. Технический паспорт на здания образовательного учреждения.

43. Акты общего технического осмотра комиссией зданий и сооружений образовательного учреждения.

44. Акты-разрешения на проведение занятий в учебных мастерских и в спортивных залах (оформляются ежегодно перед началом учебного года).

45. Акты испытаний спортоборудования (ежегодно).

46. Акты-разрешения на проведение занятий в кабинетах физики, химии, биологии, информатики, ОБЖ (оформляются для вновь организованных и реконструированных кабинетов).

47. Акты приемки заказчиком объектов после капитального ремонта.

48. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении ответственного за электрохозяйство (с соответствующей группой допуска, прошедшего проверку знаний в Госэнергонадзоре).

49. Протокол проверки сопротивления заземления электрооборудования (оформляется не реже 1 раза в три года).

50. Протокол проверки сопротивления изоляции электропроводки (оформляется не реже 1 раза в три года).

51. Перечень должностей работников учреждения, которым необходимо иметь соответствующую квалификационную группу по электробезопасности.

52. Журнал регистрации проверки знаний у работников, имеющих группу по электробезопасности.

При эксплуатации автотранспорта:

53. Приказ о назначении лица, ответственного за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств.

54. Журнал предрейсовых медосмотров водителей.

55. Путевые листы.

При организованных перевозках детей:

56. План работы учреждения по обеспечению безопасных перевозок обучающихся и воспитанников.

57. Паспорт маршрута школьного автобуса.

58.График движения школьного автобуса.

59. Приказы о назначении ответственного за организацию перевозок и сопровождающих.

60. Приказы об утверждении списков перевозимых обучающихся и воспитанников.

61. Приказ об утверждении инструкций по организации безопасной перевозки обучающихся (воспитанников)

62. Инструкция для водителя об особенностях работы в весеннее-летний период.

63. Инструкция для водителя об организации работы в осеннее-зимний период.

64. Инструкция для водителя о мерах безопасности при перевозки обучающихся и воспитанников.

65. Инструкция для водителя и сопровождающих по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

66. Инструкция для водителя и сопровождающих по действиям в случае дорожно-транспортного происшествия.

67. Инструкция для водителя и сопровождающих по действиям в случае угрозы совершения террористического акта.

68. Инструкция для водителя при движении через железнодорожные пути.

69. Инструкция для сопровождающих по организации безопасной перевозки детей обучающихся и воспитанников.

70. Инструкция для обучающихся и воспитанников при следовании по маршруту.

71. Журнал учета инструктажей для водителя и сопровождающих.

72. Журнал учета инструктажей для обучающихся и воспитанников.

73. Журнал предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

74. Журнал учета нарушений водителем Правил дорожного движения и участия в дорожно-транспортных происшествиях.

75. Журнал учета технического состояния школьного автобуса при выпуске на линию и возвращении.

76. Договор с автотранспортным предприятием на техническое обслуживание автобуса.

77. Договор с медицинской организацией на проведение предрейсового и послерейсового осмотра водителя автобуса.

При эксплуатации котельной:

78. Приказ о назначении лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования котельной из числа работников, прошедших проверку знаний в Ростехнадзоре.

79. Удостоверение об обучении и аттестации истопников (операторов) котельной.

80. Справки о медицинском освидетельствовании кочегаров (операторов) котельной.

81. Инструкции по охране труда и должностные инструкции для персонала, обслуживающего котлы.

82. Журнал регистрации инструктажей на рабочем месте персонала котельной (не реже 2 раз в год).

83. Акт проверки готовности и паспорт готовности котельной к отопительному сезону (ежегодно).

84. Акт гидравлического испытания (опрессовки) отопительной системы (ежегодно перед отопительным сезоном).

85. Сменный журнал для записи результатов проверки котлов, арматуры, КИП и автоматики, средств сигнализации и защиты, питательных насосов (сдающий и принимающий смену должны обязательно расписываться в журнале о сдаче-приеме котлов).

Поделиться: