Должности государственной гражданской службы определение. Должности государственной гражданской службы

Понятие и статус должности. Государственная должность. Должность гражданской службы. Классификация должностей гражданской службы (категории и группы)

Должность - категория, присущая служащему, а государственная должность - государственному служащему. Она предоставляется лицу - государственному служащему - для выполнения возложенных на служащего и государственную службу задач [ 31, с.99].

Должность, как одно из государственных установлений, соединяет в себе все основные элементы организационного и правового статуса лица, ее замещающего. Положение государственной должности характеризуют:

Социальный статус (отношения служащего с ниже-, равно-, и вышестоящими лицами);

Организационный статус (должность состоит в структуре государственной организации, органа и составляет первичное звено в них);

Правовой статус: по каждой должности определяются круг полномочий (функций, прав и обязанностей), основные формы и методы их реализации, ответственность за исполнение.

Каждая должность на государственной службе имеет свой правовой статус и форму его выражения.

Правовой статус должности содержит комплекс должностных полномочий - общий для всех должностей (или, по крайней мере, многих) и для данной должности. Правовой статус устанавливается в три этапа:

а) основы правового статуса определяется одновременно с учреждением должности органом учредителем;

б) типовой правовой статус определяется Реестром должностей государственных служащих;

в) индивидуальный правовой статус устанавливается по каждой должности на основе типового соответствующим органом, в котором состоит должность, или его руководителем.

Правовой формой закрепления правового статуса должности является закон, например, Закон о милиции, другие правовые нормативные акты, в которых закреплены, как правило, типовые полномочия по одноименным должностям. Конечным же актом, закрепляющим правовой статус должности, является должностной регламент, который должен быть индивидуальным по каждой должности.

Должности на государственной службе разделяются на виды (группы) по ряду оснований :

а) по видам деятельности в государственных органах и организациях - в государственном аппарате, в администрации государственных предприятий и учреждений, на воинской службе: в свою очередь, в каждой из этих трех сфер государственной деятельности различаются должности тоже по видам, например, в государственном аппарате - должности управленческие, контрольные и т.д.;

б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) и индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в аппарате Администрации Президента РФ);

в) по способам замещения - выборные, назначаемые, конкурсные, замещаемые по зачислению;

г) по замещению в данное время - занятые и вакантные, по признаку взаимоотношений государственных служащих замещаемые ими должности разделяются Законом на пять групп:

Высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

Главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

Ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

Старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

Младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

Используя категории должности, государство определяет место каждого служащего в системе государственной власти, т.е. взаимоотношения замещающего данную должность лица с выше-, ниже-, равностоящими лицами, его положение в организационной структуре органа (организации) и, наконец, полномочия, которыми служащий наделен в соответствии с должностью. Должность, таким образом, выступает организационной формой, определяющей и юридически закрепляющей основное содержание административно-правового статуса государственного служащего.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие четыре категории .

Должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

2 Категория. Помощники (советники) - это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

4 Категория. Обеспечивающие специалисты -- это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Таким образом, должность -- это простейший элемент органа государственной власти, первичная и основная клеточка ее организационной структуры. Государственная должность -- это учрежденная в установленном порядке государственным органом (путем принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица и содержащаяся за счет финансовых средств государственного бюджета (сюда включаются заработная плата служащего, занимающего данную должность, ее техническое обеспечение, установленные льготы и гарантии служащих и пр.).

Государственная гражданская служба РФ - вид государ­ственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государ­ственной гражданской службы по обеспечению исполнения пол­номочий федеральных государственных органов, государствен­ных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должнос­ти субъектов РФ (ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государствен­ной гражданской службе РФ»).

Гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Граж-

данский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерально­го бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государ­ственную гражданскую службу субъектов РФ.

Классификация должностей гражданской службы. Дол­жности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

1) руководители - должности руководителей и заместите­лей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руко­водителей территориальных органов ФОИВ и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руко­водителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям терри­ториальных органов федеральных органов исполнительной вла­сти и руководителям представительств государственных орга­нов в реализации их полномочий и замещаемые на определен­ный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для професси­онального обеспечения выполнения государственными органа­ми установленных задач и функций и замещаемые без ограни­чения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учрежда­емые для организационного, информационного, документацион-ного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обес­печения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Группы должностей гражданской службы:

1) высшие должности;

2) главные должности;

3) ведущие должности;

4) старшие должности;

5) младшие должности.

Должности федеральной государственной гражданской служ­бы, классифицированные по государственным органам, категори-

ям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента.

Реестр должностей государственной гражданской служ­бы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Реестр должностей федеральной государственной граждан­ской службы и реестры должностей государственной граждан­ской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должно­стей государственной гражданской службы РФ.

Классные чины гражданской службы присваиваются граж­данским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей граждан­ской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности граждан­ской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Гражданским служащим, замещающим должности:

Высшей группы, присваивается классный чин-действитель­ный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса;

Должности главной группы, присваивается классный чин - государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса;

Должности ведущей группы, присваивается классный чин - советник 1, 2 или 3-го класса;

Должности гражданской службы старшей группы, присваива­ется классный чин - референт 1, 2 или 3-го класса;

Должности гражданской службы младшей группы, присваи­вается классный чин - секретарь 1, 2 или 3-го класса. Классный чин действительный государственный советник 1,

2 или 3-го класса присваивается Президентом РФ.

В федеральных органах исполнительной власти классный чин государственный советник 1, 2 или 3-го класса присваива­ется Правительством РФ. В иных федеральных государствен­ных органах такой классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

Принципы прохождения государственной службы, требования к служебному поведению служащего

Принципы гражданской службы:

1) приоритет прав и свободчеловека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федераль­ной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным язы­ком России, к гражданской службе и равные условия ее прохож­дения независимо от пола, расы, национальности, происхожде­ния, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и граж­данами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В ст. 5 Федерального закона «О государственной граждан­ской службе РФ» закреплено, что этот ФЗ является законодатель­ством РФ о государственной гражданской службе.

Взаимосвязь гражданской службы и государственной служ­бы РФ иных видов обеспечивается на основе единства систе­мы государственной службы РФ и принципов ее построения и функционирования.

Требования к служебному поведению гражданского служа­щего.

1. Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и со­держание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятель­ность в рамках компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или соци­альным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, пре­пятствующих добросовестному исполнению должностных обя­занностей;

6) соблюдать ограничения, установленные для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объедине­ний, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и тради­циям народов России;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессио­нальному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступле­ний и предоставления служебной информации.

Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

Исходя из многообразия и специфики деятельности, государственная служба разделяется на три вида: военную, выполняющую функцию по обеспечению обороны и безопасности государства; правоохранительную, осуществляющую функцию по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина; гражданскую, обеспечивающую исполнение полномочий государственных органов. Особое место в системе государственной службы занимает государственная гражданская служба.

В структуре государственной гражданской службы различаются чётко две стороны, две группы отношений:

во-первых, организация государственной службы – подбор и расстановка специалистов необходимой квалификации;

во-вторых, служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных полномочий.

Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и включает большой круг вопросов:

· установление перечня должностей и определение полномочий по каждой должности,

· процесс конкурсного поступления на государственную службу,

· подготовка кадров и повышение их квалификации,

· правила продвижения по службе,

· применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности,

· правил прохождения службы и прекращения служебных отношений, а также некоторые другие правила.

Это большая область отношений, связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Другая сторона государственной службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в экономической, социальной и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

Прохождение государственной гражданской службы представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт, прохождение государственной гражданской службы объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового, финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.


Одним из ключевых институтов гражданской службы, определенных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", является институт должности гражданской службы.

Статья 5 Федерального закона закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» раскрывает содержание государственной гражданской службы, как вида особой профессиональной служебной деятельности граждан на должностях государственной гражданской службы, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации .

Прохождение гражданской службы возможно только на должности государственной службы. Соответственно должности государственной гражданской службы предназначены для замещения государственными служащими. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений ФЗ .

К их числу относятся:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) воинские должности;

в) должности правоохранительной службы.

Совокупность должностей государственной гражданской службы представлена категориями и группами [ст.9, 3]. Должности гражданской службы подразделяются на четыре категории - руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты, при этом в каждой категории выделяется несколько групп должностей.

По данным аналитиков , учреждение четырех категорий должностей позволяет более детально вырабатывать требования к ним, уточнять должностные обязанности, заработную плату и социальные гарантии. Данная классификация должностей позволяет также установить в структуре государственного органа управленческую иерархию и одновременно распределить функционал, т.е. сформировать в конкретном государственном органе наиболее оптимальную должностную структуру, позволяющую не только эффективно осуществлять установленные функции государственного органа, но и обеспечить должностной рост гражданских служащих.

Соответственно, классификация должностей позволяет установить также различные квалификационные требования, полномочия и ответственность, особенности в прохождении гражданской службы, различия в предоставляемых основных и дополнительных государственных гарантиях.

Многие эксперты сходятся во мнении, что функционирующая система должностей способствует профессионализации и повышению уровня компетентности его служащих. Она нацеливает служащих на приобретение определенных знаний, навыков, выполнение конкретной работы, замещение определенного служебного места в структуре государственного органа, приобретение служебных и личных прав.

Исходя из поставленных задач работы представим более подробно характеристику должностей, относящихся к категории «Руководитель». К должностям категории «руководители» законом отнесены должности руководителей и заместителей руководителей:

Государственных органов и их структурных подразделений;

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

Представительств государственных органов и их структурных подразделений.

Руководители наделяются широкими административно-распорядительными полномочиями, правом совершать действия, влекущие за собой юридически значимые последствия; издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять служащих (выполнять полномочия представителя нанимателя), применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия. Лица, замещающие должности категории «руководители», - должностные лица.

3. Муниципальная служба и муниципальная кадровая политика:

Должность – часть организационной структуры государственного органа, комплекс обязанностей и прав, закреплённый нормативно-правовыми актами.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждён Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574.

Каждая должность имеет своё название и целевое назначение , а также порядок учреждения , преобразования и ликвидации .

Должность – это место в служебной иерархии, для каждой из них установлен свой порядок замещения и освобождения.

Каждая должность включена в штатное расписание органа – перечень структурных подразделений и должностей в них.

Виды должностей в государственных органах:

- Государственные должности (политико-судебные). Учреждаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ и законами субъектов РФ. Сводный перечень их закреплён в Указ Президента РФ от 11.01.1995 «О государственных должностях РФ». К лицам, их занимающим, как правило, квалификационные требования не применяются (за исключением судей). Лица, замещающие государственные должности госслужащими не являются, как правило замещение происходит на определённый срок, основной способ замещения государственных должностей – избрание .

К ним относятся:

Президент РФ;

Председатели Государственной Думы и Совета Федерации;

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации;

Председатель и члены Правительства РФ;

- Должности государственной службы:

Должности гражданской государственной службы;

Военные должности;

Должности иных видов государственной службы.

- Трудовые должности. Лица, их замещающие, не являются госслужащими, их правовое положение регулируется трудовым правом .

Категории (виды) должностей гражданской государственной службы (п. 2 ст. 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ):

1. Руководители – замещаемые на определённый срок полномочий или без ограничения срока полномочийдолжности руководителей и их заместителей:

Государственных органов и их структурных подразделений;

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

Руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений.

2. Помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия в реализации полномочий:

Лиц, замещающим государственные должности;

Руководителей государственных органов;

Руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Руководителей представительств государственных органов.

Замещаются на срок, ограниченной сроком полномочий своих руководителей.

3. Специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

4. Обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Группыдолжностей гражданской государственной службы (п. 3 ст. 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ):

- высшие;

- главные;

- ведущие;

- старшие;

Классные чины государственной гражданской службы (ст. 11 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ):

- Секретарь государственной гражданской службы РФ (субъекта РФ) 1, 2, 3-го класса. Присваивается замещающим должности младшей группы.

- Референт государственной гражданской службы РФ (субъекта РФ) 1, 2, 3-го класса. Присваивается замещающим должности старшей группы.

- Советник государственной гражданской службы РФ (субъекта РФ) 1, 2, 3-го класса. Присваивается замещающим должности ведущей группы.

Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» в федеральных государственных органах могут быть учреждены должности, имеющие следующий правовой статус:

  • 1. Государственные должности Российской Федерации, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими (например, в федеральном министерстве таким лицом является только федеральный министр).
  • 2. Должности государственной службы, которые учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предназначены для замещения государственными служащими. К их числу относятся:
    • а) должности федеральной государственной гражданской службы;
    • б) воинские должности;
    • в) должности правоохранительной службы.
  • 3. В федеральном государственном органе могут быть предусмотрены также должности, не относящиеся к должностям государственной службы. На лиц, замещающих такие должности, т.е. «негосударственных служащих», действие Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и других нормативных правовых актов о государственной службе не распространяется.

Под «должностью государственной службы» понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий для выполнения им должностных обязанностей. В штатном расписании государственного органа (учреждения) указываются наименование, место и роль должности, перечень должностей, кому они подчинены и кто им подчинен. Внутренняя структура любого государственного органа (учреждения) рассматривается как определенная система различных по своему назначению и уровню должностей.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» содержатся некоторые признаки должностей государственной службы, по которым их можно отличить от должностей, имеющих иной правовой статус: должностей, не относящихся к должностям государственной службы; должностей муниципальной службы; выборных должностей в органах местного самоуправления, в органах профессионального союза.

Первый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что круг наименований должностей государственной службы, указывающих на их функциональное предназначение, точно очерчен соответствующими реестрами. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют перечни: должностей федеральной государственной гражданской службы; типовых воинских должностей; типовых должностей правоохранительной службы. Их утверждает Президент РФ.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации.

Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Законом установлено, что федеральная государственная гражданская служба - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (ст. 5 Конституции РФ).

Военная служба - профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (ст. 6).

Правоохранительная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 7). Перечень таких федеральных государственных органов определяет Президент РФ.

Второй отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что объем полномочий по конкретной должности, включенной в перечень должностей соответствующего вида государственной службы, ограничен кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий того или иного федерального государственного органа (службы, учреждения). Для определения объема полномочий используется деление должностей государственной службы на категории и (или) группы: высшая, главная, ведущая, старшая, младшая. В соответствии с категорией и группой должностей устанавливаются различные квалификационные требования к гражданам для замещения этих должностей, порядок назначения на должности, присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, а также порядок решения многих других вопросов прохождения службы.

В число квалификационных входят требования к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Другие требования, а также деление должностей государственной службы на категории и группы устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы. Так, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено деление должностей государственной гражданской службы на четыре категории: руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты.

К категории «руководители» относятся: должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

К категории «помощники (советники)» относятся должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

К категории «специалисты» относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

К категории «обеспечивающие специалисты» относятся должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Ранее применявшийся принцип деления должностей государственной службы на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие) использован и при делении должностей федеральной государственной гражданской службы.

Наименования воинских должностей, объем полномочий и характер квалификационных требований к военнослужащим, замещающим эти должности, вытекают из предназначения и организационно-штатной структуры Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, сущности военно-служебных отношений, выполняемых должностных обязанностей, применяемых средств и способов ведения вооруженной борьбы и т.д.

Воинские должности в зависимости от их ранга (по значимости) делятся на составы применительно к делению системы воинских званий, установленной Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»:

  • 1) солдаты, матросы, сержанты, старшины;
  • 2) прапорщики и мичманы;
  • 3) офицеры (младшие, старшие, высшие).

Законом определено, что единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, а также общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами I ранга, утверждаются Президентом РФ. Перечни иных должностей утверждаются в порядке, определяемом министром обороны РФ или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаться на конкурсной основе. Каждой должности должно соответствовать одно воинское звание, которое указывается в штате соответствующей военной структуры. Это означает, что не допускается утверждение перечней воинских должностей и штатов с так называемыми «вилочными» званиями (например, подполковник - полковник).

В зависимости от установленного деления воинских должностей на составы различается порядок назначения на них, присвоения воинских званий и решения других вопросов военной службы.

Полномочия по должностям правоохранительной службы и характер квалификационных требований к лицам, замещающим такие должности, вытекают из полномочий государственных органов, служб и учреждений, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод граждан. Из положений об этих органах и иных нормативных правовых актов видно, что выполнение правоохранительных функций представляет собой либо основное содержание деятельности органа, либо часть его работы, возложенной на следственные и иные подразделения правоохранительной службы.

Полномочия по конкретной должности государственной службы всех видов юридически закрепляются не только в Положении о государственном органе или его структурном подразделении, Уставе, Положении о прохождении службы, но и в должностном (служебном) регламенте, введение которого предусмотрено Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации».

Третий отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что соотношение должностей государственной службы различных ее видов и относительная важность каждой должности государственной службы внутри одного вида службы определяются, во-первых, штатной категорией, которой соответствует классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, и, во-вторых, окладом по должности.

Необходимость сравнивать должности по этим критериям возникает, когда решается вопрос о перемещении государственного служащего в том же государственном органе для замещения иной должности государственной службы, а также при переводе для замещения иной должности государственной службы в другом государственном органе либо в другую местность.

Следует иметь в виду, что каждое такое перемещение государственного служащего связано с изменением его правового статуса и должно осуществляться только согласно установленным правилам, не ущемляя его прав и законных интересов. Важной гарантией в этом отношении служат положения, содержащиеся в ст. 8 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которой соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется Указом Президента РФ, а соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации - федеральным законом или Указом Президента. Указом Президента РФ от 30 сентября 2004 г. «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» утвержден табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы.

Четвертый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что оплата труда по должности государственной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации соответственно. Для государственного служащего субъекта Федерации при необходимости могут быть предусмотрены случаи получения денежного содержания за счет средств федерального бюджета.

Поделиться: