Занятие перелетные птицы старшая группа по фгос. Развитие речи

Цель: формирование целостной картины мира, развитие лексико-грамматических представлений и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы.

Речевые задачи:

1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.

2.​ Закреплять умение использовать в речи существительных единственного и множественного числа в И.П. и Р.П.

Познавательные задачи:

1.​ Закреплять представления детей по теме «Осень».

2.​ Расширять представления детей по изучаемой теме «Перелётные птицы».

Воспитательные задачи:

1​. Выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.

2.​ Формировать навык работы в коллективе.

Речевой материал:

1​. Названия птиц: ласточка, стриж, грач, аист, соловей, кукушка, скворец, воробей, ворона, голубь, снегирь, клёст, синица;

2​. Игра «Один – много»: ласточка – ласточки – ласточек; соловей – соловьи – соловьёв; кукушка – кукушки – кукушек; скворец – скворцы – скворцов; грач – грачи – грачей; синица – синицы – синиц;

3.​ Игра «Нелепицы»: Птенцы высиживают яйца; Из яиц птиц вылупились крокодильчики; Дети сделали для аистов скворечники; Тело птицы покрыто шерстью; Птенцы строят гнёзда; Скворец живёт в будке;

4.​ Загадки.

Оборудование:

1.​ Картинки с изображениями птиц;

2. Картинки с изображениями птичьего корма (насекомые, шишки, ягоды);

3​. Раздаточный материал по количеству детей:

Маленькие карточки с изображениями;

Пластилин (чёрный, серый, белый, красный, коричневый);

Трафарет для создания лепной картины на картоне (снегирь на ветке);

Клеёнка для лепки;

Образец готовой работы.

Ход занятия

1.​ Организационный момент «Осенняя погода».

Воспитатель просит детей рассказать, какие признаки осени они увидели, когда шли в детский сад.

2.​ Повторение пройденного материала. Игра «Что бывает осенью».

Воспитатель предлагает детям высказывания, а дети должны сказать, что бывает, а чего не бывает осенью.

Опадают листья.

Тает снег.

Ветер качает ветви деревьев.

Дети загорают у реки.

Люди убирают урожай на полях.

Птицы улетают на юг.

3​. Введение темы «Перелётные птицы». Беседа «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?».

Воспитатель:

— Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать (рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением птиц).

Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.

А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

4. Физкультминутка.

(Проговаривает и показывает сначала воспитатель, потом – подключаются дети).

Птички летели, крыльями махали,

На деревья сели, вместе отдыхали.

5​. Закрепление лексико-грамматического материала в контексте изучаемой темы.

1.​ Игра «Один — много»:

— Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:

Ласточка – ласточки – много ласточек

Соловей –

Кукушка –

Скворец –

Грач –

Синица –

2.​ Игра «Нелепицы»:

— Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнёзда.

Скворец живёт в будке.

3.​ Загадки (отгаданная загадка сопровождается показом картинок):

— Послушайте внимательно и отгадайте:

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь).

Всех прилётных птиц черней

Чистит пашню от червей.

(Грач).

Эту птицу каждый знает:

На шесте его дворец.

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день…

(Скворец).

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот…

(Соловей).

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счёт годам ведут…

(Кукушки).

Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей).

Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточки).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …

(Снегири).

6​. Игра «Перелётные птицы».

Раздаются маленькие карточки с изображением различных птиц. Количество карточек соответствует количеству детей.

— Ребята, сейчас мы поиграем в перелётных птиц. Каждый из вас будет той птицей, которая нарисована у вас на картинке. А сейчас летят ко мне те, у кого на картинке нарисована ласточка… (грач, аист, кукушка, скворец, стриж).

Каждому «подлетевшему» ребёнку выдаётся клеёнка для лепки, кусочки пластилина, трафарет для лепки.

Дети садятся на места. Воспитатель продолжает:

— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на ваши трафареты, скажите, как вы думаете, что это за птичка. Это снегирь (демонстрация образца).

— Посмотрите внимательно, какие цвета я использовала для лепки (головка чёрная, грудка красная и т.д.).

7​. Подведение итогов. Обобщение материала.

— На этом наше знакомство с птицами на сегодня заканчивается.

Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными? Назовите их.

Какие – зимующие?

Какие птицы прилетают к нам на зиму?

Вспомните, какую птицу мы с вами лепили? Что вы о ней можете рассказать?

Все хорошо сегодня старались. Молодцы!

Задачи: 1) формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

2) упражнять в согласовании существительных с порядковыми числительными, в подборе прилагательных – антонимов.

3) обогащать словарь путем введения слов: зимующие, перелетные.

4) воспитать любовь к птицам, желание помогать им.

Развивающая среда: предметные картинки, схемы отлета птиц, кормушки, корм для птиц.

Ход занятия:

1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем».

Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…
В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)
На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)

2) Привела нас тропинка в лес.

Садимся на пеньки. Тихо.

– Не слышно птиц. Почему?

Улетели в теплые края.

– Чем питались птицы летом?

Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

– А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?

– Не стало еды для птиц, вот улетели они на юг,

где тепло и сытно.

– Сначала улетели те, кто питался насекомыми.

Это какие птицы?

Ласточки, стрижи. (ставлю картинки).

– После ласточек и стрижей улетают те птицы,

которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи
И последними улетают от нас утки и гуси.

Они живут у нас пока не замерзнут реки.

– Ребята, как называют птиц, которые улетают на юг?

Перелетные птицы.

– Еще каких перелетных птиц вы знаете?

– Лебеди, скворцы, кукушки.

– Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)

– Журавли клином (ставлю картинку клином)

– Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

– Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря!

3) Игра «Сосчитай-ка» (согласование сущ. с порядком числит-м). Утки летят вереницей?

– Ребята, сосчитайте птиц по порядку.

Первая утка, вторая утка…

(ставлю картину)

– Первый гусь, второй гусь…

(ставлю картину)

4) Физминутка. «Снегирек»

Отгадайте загадку..

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Ведь это – снегири!

Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму

принесли. Эта птица появляется тогда, когда снег выпавший уже

не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.
5) Игра «Кто лишний»

Не все птицы улетают на юг, остаются птицы и зимовать.

– Ребята, назовите птиц, которые зимуют?

Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»

– Как мы их называем?

+ Зимующие птицы. (повторяют 2 раза)

Лебедь, дикие утки, журавль, голубь (картинки)

– Как мы их называем?

Перелетные птицы.

Ворона, сорока, воробей, ласточки (картинки)

– Какая птица лишняя?

Ласточки и т.д.

5) Игра «Скажи наоборот» – закончи предложение.

– Птицы у нас разные по внешности, размеру, пению!

Аист большой, а соловей … (маленький) (повтори предложение)

У соловья серая грудка, а у ласточки …

У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая)

Аист белый, а грач … (черный)

6) Итог. Игра «Улетает – не улетает»

– Встали в круг

– Ребята, о ком, чем говорили на занятии?

О зимующих и перелетных птицах (с мячом)

– (Я называю птицу, а ребенок отвечает, улетает она на зиму или нет.)

7) Оценивание

– Ребята, молодцы, все хорошо занимались. (кормушку)

– Сегодня мы с вами повесили вот эти кормушки и насыпали корм для разных птиц,
поможем птицам.
– А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять – сады, парки.

– А этот мешочек с сюрпризом передала сорока – белобока.

(Раздаем угощения детям)

Кристина Рожнова
Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы»

Конспект занятия в старшей группе по теме "Перелетные птицы "

Цель : 1. формировать представление о зимующих и перелетных птицах ; углублять представления о причинах отлета птиц ; классифицировать птиц на зимующих и перелетных .

2. Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам , желание помогать им.

Активизация словаря : стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Оборудование : иллюстрации с различными видами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых,корм для птиц .

Ход занятия:

1. Вводная часть.

1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем» .

Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…

В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)

На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)

2) Привела нас тропинка в лес.

Садимся на пеньки. Тихо.

Не слышно птиц . Почему?

Улетели в теплые края.

Чем питались птицы летом ?

Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?

Не стало еды для птиц , вот улетели они на юг,

где тепло и сытно.

Сначала улетели те, кто питался насекомыми.

Это какие птицы ?

Ласточки, стрижи. (ставлю картинки) .

После ласточек и стрижей улетают те птицы ,

которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи

И последними улетают от нас утки и гуси.

Они живут у нас пока не замерзнут реки.

Ребята, как называют птиц , которые улетают на юг?

Еще каких перелетных птиц вы знаете ?

Лебеди, скворцы, кукушки.

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)

Журавли клином (ставлю картинку клином)

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

Во время перелетов много птиц погибает . Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря

2. Основная часть.

А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь : вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины) .

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.

Игра "У кого какое тело?"

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий) . Значит, скворец какой? - Короткохвостый.

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.

У него чёрное крыло? – Чернокрылый.

Молодцы, ребята, правильно.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат

Клювы маленьких скворчат

Клювик раз, клювик два,

Лапки, лапки, голова.

Работа с пословицами.

Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах .

1. Всякая птичка свои песенки поет.

2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того-на зеленой ветке.

3. Невелика птичка, да коготок остер.

4. Всякая птица тепло ищет .

5. Всякая птичка сети боится.

Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (дети пословицы произносят хором)

Игра "Птицы , животные, рыбы, насекомые".

Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем . Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята , у кого есть кто- то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.

В ходе проговариваем названия групп , животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа . Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания. Какая весенняя птица

Игра «Кто лишний»

Не все птицы улетают на юг , остаются птицы и зимовать .

Ребята, назовите птиц , которые зимуют?

Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»

Как мы их называем?

Физминутка. «Снегирек»

Отгадайте загадку.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Ведь это – снегири!

Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят : «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли. Эта птица появляется тогда , когда снег выпавший уже не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.

Загадки :

Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь

Весны посланец – чёрный.

(Грач) .

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном,

Из травы и глины.

(Ласточка) .

Нам в хозяйстве помогает,

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый.

(Скворец) .

3. Итог занятия .

Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы , которые живут рядом с людьми.

Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах , проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением , которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)

Берегите птиц

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц !

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В старшей группе

«Перелетные птицы»

Воспитатель: Шеленговская Т.А.

Задачи:

1) закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

2) развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

3) воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Ход занятия

Ребята, послушайте стихотворение:

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (… об осени).

Предлагаю поиграть в игру «Что бывает осенью».

Опадают листья (да)

Тает снег (нет)

Дети загорают у реки (нет)

Люди убирают урожай на полях (да)

Птицы улетают на юг (да)

Ребята, когда я пришла в детский сад, то нашла письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?

Педагог знакомит детей со словом «орнитолог» - специалист, изучающий птиц и их распространение.

Давайте повторим вместе со мной - «орнитологи». А кто такие «орнитологи»?

Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.

Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края?

(Перелетные)

А как называются птицы, которые остаются? (Зимующие).

Упражнение «Отгадай и присядь» Встали врассыпную.

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел , голубь , ласточка, синица, грач, сорока , скворец, снегирь , аист, журавль, воробей , цапля.

Молодцы.

Посмотрите, здесь у меня очень много птиц и нужно их распределить на перелетных и зимующих птиц. Вы, мне поможете?

Отгадайте, пожалуйста, загадки :

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (Соловей)

Послушайте как поет соловей /аудиозапись/

2. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист) /аудиозапись/

Эти птицы перелетные или зимующие? Почему? (потому что они улетают в теплые края)

Правильно. Назовите, пожалуйста, части тела птиц (голова, клюв, туловище, хвост).

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).

Правильно. Соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. А теперь давайте попробуем описать аиста. Аист - большая птица белого цвета, с большим клювом.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).

Мы с вами орнитологи. Давайте обратимся к энциклопедии.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок - в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

Вы обращали внимание, что некоторые птицы, как ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками» , все вместе. Некоторые, например, журавли, лебеди и другие крупные птицы, выстраиваются «клином » в виде треугольника. Другие, как утки, цапли выстраиваются «цепочкой », в одну линию и еще называют «прямой фронт» . Гуси чаще всего летят «косяком» .

А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Пальчиковая игра «Птицы» /загибаются пальцы обеих рук/

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка. Эта птичка - воробей, эта птичка - совушка, сонная головушка. Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель, эта птичка - скворушка, серенькое перышко. Эта - зяблик, эта - стриж, эта - развеселый чиж. Ну а эта - злой орлан, птички, птички, по домам. /руки за спину/

Анализ занятия:

Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто такие орнитологи?

Что нового вы узнали про полет птиц?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Елена Двуреченская
«Перелетные птицы» - занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«Перелетные птицы » . Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе .

Программное содержание :

1. Расширить представление детей о перелетных птицах , их образе жизни и внешнем виде.

2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.

5. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Предварительная работа

Беседа о птицах ; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах ; пальчиковые игры; подвижные игры : «Птицелов » , «Птицы , гнезда, птенцы» ; дидактические игры : «Чье гнездо» , «Кто лишний» , «Поймай и назови» , «Право – лево» ; моделирование; знакомство с пальчиковой азбукой.

Материал к занятию

Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты , дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, обручи, мяч, медали «Друг птиц » .

Ход занятия

Организационный момент. Воспитатель : Ребята, встанем дружно вместе в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вы готовы заниматься?

Дети : Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться !

Садятся на стульчики

Каждый день всегда, везде, на занятиях , в игре,

смело, четко говорим, и тихонечко сидим.

Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. К нам пришла весна.

Назовите приметы весны. (Игра с мячом)

Приметы называете, начиная своё предложение со слова весной…

Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна ,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна. Е. Карганова

Воспитатель : Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Мы совершим прогулку в лес, но в лес не настоящий, а вот в этот, что расположился в нашем зале. Скоро лето, вы с родителями пойдёте в лес за грибами, за ягодой, но прежде, чем войти в лес, давайте вспомним «лесные правила» , как нужно вести себя в природе. (Дети называют «лесные правила» по рисункам).

Не рви и не топчи полевые цветы.

Не лови диких животных и не уноси их домой.

Не разоряй птичьи гнёзда.

Не ломай ветки деревьев и кустарников .

Не лови бабочек и других насекомых.

Не убивай лягушек и жаб.

Не разводи костёр.

Под запись пения птиц дети заходят в «лес» .

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все - и я, и ты,

Если мы сорвём цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты! (крик вороны)

Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга . Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц

От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (ворона) . Поможем расколдовать птиц ? Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

Беседа «Перелетные птицы »

Весной прилетают птицы

Как называются эти птицы ? (Перелетные ) .

Почему их так назвали? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой).

Каких перелетных птиц вы знаете ? (Грач, скворец, ласточка, соловей. При ответе дети могут смотреть на картинки).

Почему птицы улетают осенью ?

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми .

Но осенью насекомые исчезают. Птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждают улетать в теплые края.

Значит, что страшнее птицам зимой - холод или голод? конечно же, голод. Ведь зимующие птицы , которые живут у нас постоянно - воробьи, вороны, сороки, синицы - переносят зимние холода .

А почему они не улетают? Чем питаются эти птицы ? Они всеядны : могут и насекомых клевать, но основная их пища - семена растений.

Каких птиц заколдовала ведьма , кто не вернулся с юга? (перелетные )

В какое время года они возвращаются? (весной)

Дидактическая игра.

Воспитатель. Ребята, а здесь еще много птиц . Птицы просят им помочь . Перелетные и зимующие птицы собрались в одну стаю и не знают теперь кому оставаться, а кому нужно улетать. Давайте поможем или разобраться и распределим птиц . Вот ребята два гнезда. В одном гнезде будут жить зимние птицы , а в другом перелетные птицы . Сейчас, я вам раздам птиц , вы внимательно посмотрите на них и посадите каждую птицу в нужное гнездо , и каждый останется возле своего гнезда. Теперь дети, которые помогли зимним птицам , будут играть на коврике, а дети, у которых были перелетные птицы , помогут птицам собраться в большую стаю. В стаю они слетелись, а вот,где их гнезда они не знают.

Пришло время расколдовать наших птиц , надо им помочь найти свое гнездо.

Работа с таблицами

В.: Расскажите, какие птицы здесь спрятались , если вы все правильно рассскажите о них, то услышите,как они поют. На таблицах схематичное изображение (голова птицы ; особенность строения : хвост, клюв, ноги; цвета оперения ; чем питается; где живет; зимующая или перелетная ).

Например :

«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица

«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица

«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах , или в скворечниках. Скворец – перелетная птица

«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое , желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица

«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица

«Дикая утка – большая водоплавающая птица . Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками . Оперение пестрое , у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица

Дети составляют два-три рассказа. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя :

Беседа о птицах

Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)

Чем он питается? (мелкими грызунами)

Для чего нужны утке перепонки на ногах ? (утка – водоплавающая птица )

Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)

Дети берут силуэт с изображением отгаданной птицы . Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.

А для чего птице нужно гнездо ? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.

В.: Ребята, мы с вами птиц расколдовали ? В гнезда посадили? А кого же не хватает в гнездах?

Звучит музыка. Появляется ученая птица , машет крыльями, в руке – портфель.

П.: Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.

В.: Кто Вы такой?

П.: Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе . Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц ?

Д.: Птенцами.

П.: Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?

Д.: Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.

П.: Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.

Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам. на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы вам споют весеннюю песенку.

Вы согласны пройти такое испытание?

С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы . Опишите этот путь.

Д.: Сначала птицы летели прямо , потом повернули направо, налево, еще раз направо и прилетели на родину.

П.: Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.

Работа с раздаточным материалом

Раздает листы для выполнения упражнения. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он выполнил задание, хвалит за аккуратность и т. д.

П.: Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.

Работа с картинкой «Дерево»

Какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)

Какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)

Какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)

Что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)

Что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)

Что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)

Что находится перед деревом ? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)

Где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)

Где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)

П.: А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами .

Игра «Птицы , гнезда, птенцы»

Цель игры : уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц .

Атрибуты к игре : наголовники птиц , обручи по количеству детей.

По команде «Птицы » дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.

По команде «Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы . (Кукушка : ку-ку, утка : кря-кря, грач : крак-крак, ласточка : фьють-фьють, журавль : курлы-курлы, гусь : га-га.)

В.: Много радостей получают птицы , когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам .

Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.

Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика. Скворечник

Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным

Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем

Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным

клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем

Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки

голова. Рисуют в воздухе руками круг

В.: Построим скворечник. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру берем сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!

В.: Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками) . Теперь скворечников хватит всем. Слышится пение птиц . Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели .

Беседа «Птицы и люди »

Какую пользу человеку приносят птицы ? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

Как надо относиться к птицам ? (птиц надо беречь , помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

В.: Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью азбуки, узнаете про награду.

Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц » . Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.

Воспитатель : Вот и закончилась наша прогулка в лес. Много нового и интересного мы с вами узнали и вспомнили. А теперь можно отправляться домой.

Ребята! Посмотрите, что это?

Забывчивый охотник на поляне

Не разметал, не закопал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали,

И нехотя чадили до утра.

Ребята, давайте потушим костёр. (Дети тушат импровизированный костёр водой.)

А как в лесу ещё можно потушить огонь? (Закидать пламя землёй.)

А что может случиться, если костёр не потушить? (Погибнет лес, животные, птицы )

Ребята, а что в сегодняшней работе вам показалось самым трудным?

Что было самым интересным?

Воспитатель : Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.

Руку правую подали, руку левую пожали и сказали - «Молодец» .

Поделиться: