Три нарушения — одно лишение. Баллы за нарушения ПДД: в Чехии права отбирают на год, а в Латвии доходит и до пересдачи экзамена Бальная система штрафов

Возможность введения балльной системы штрафов за нарушение ПДД в Беларуси обсуждали всего десяток лет назад, в 2008 году. И вот вопрос снова . Аргументы все те же — ужесточить наказание за систематическое нарушение правил дорожного движения. Белорусская система предполагает дифференцированный подход, когда количество штрафных баллов зависит от тяжести содеянного на дороге.

Напомним, что 10 лет назад рассматривался вариант введения 27-балльной системы учета нарушений правил дорожного движения. При начислении штрафных очков ГАИ предлагала исходить из степени общественной опасности допущенных водителями нарушений. Так, превышение скорости или оставление места ДТП предлагалось оценивать в 9 баллов, нарушение правил обгона и маневрирования — в 7 баллов, проезд на красный свет — в 5 баллов, разговор по телефону во время управления автомобилем и управление автомобилем с непристегнутыми ремнями безопасности — 2 балла. Баллы планировалось обнулять по истечении года после совершения нарушения.

Что предлагают сейчас? Почти то же самое. Только лимит на год — 15 баллов. Дифференциация происходит с привязкой к величине штрафа в базовых величинах. Но по сути — количество штрафных баллов зависит от тяжести «преступления».

  • Так, за правонарушения, «тянущие» до трех базовых величин, будет начисляться один балл. Сюда входят «письма счастья» за превышение скорости, зафиксированные автоматическими камерами. Бесконечно «летать» под камерами и просто оплачивать штрафы уже не получится. Непройденный техосмотр и парковку в неположенном месте тоже оценили в 1 балл .
  • В 2 балла оценили нарушения со штрафом до 5 базовых величин. Сюда входят проезд на красный свет и несоблюдение требований дорожных знаков.
  • 3 балла дадут за превышение скорости на 30 и более км/ч.
  • 4 балла будут выдавать за нарушения, которые предусматривают штраф свыше 10 базовых величин или лишение прав. Сюда входят вождение в нетрезвом состоянии, выезд на встречную полосу и др.

Штрафные баллы не начисляются за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 6 и 8 статьи 18.12. Это управление транспортным средством с заведомо скрытым, подделанным (подложным) или иным образом измененным регистрационным (номерным) знаком, идентификационным номером кузова или шасси либо без присвоенного регистрационного (номерного) знака и управление транспортным средством с нечитаемым, нестандартным или установленным с нарушением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации регистрационным знаком. Также штрафные баллы не будут начислять по части 5 статьи 18.22 КоАП РБ — Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения.

В принципе, система подсчета и начисления баллов вполне прозрачная и понятная. При наборе 15 баллов в течение года придется положить права на полку на полгода. По истечении года набранные штрафные баллы сгорают.

сайт посмотрел, как система баллов для водителей-нарушителей работает в других странах.

В России с этого года также идет жаркое обсуждение идеи введения балльной системы. Пока предлагается лишать прав на год-полтора за три и более нарушения ПДД в год. Такая мера наказания предусмотрена только за грубые нарушения: систематическое превышение скорости более чем на 40 км/ч, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу — но лишь в случаях, когда их зафиксировал инспектор. Такая система получается более жесткой, чем у нас, и не привязана к «стоимости» штрафов.

В Украине еще в 2015 году была утверждена система штрафных баллов. Она предусматривала лимит в 150 баллов на год. Нарушения ПДД оценивались в 50 баллов, причем список этих нарушений был фиксированным, туда входили далеко не все «проступки». Но списывались баллы только в случае, если правонарушение было зафиксировано средствами фото- видеофиксации. После того как баллы закончились, водитель должен был оплачивать штраф «живыми» деньгами. Ни о каком лишении после «сгорания» баллов речи не шло. Правда, система так и не заработала в силу множества причин. Это и несовершенство законодательства, и неготовность инфраструктуры. Сейчас в Украине вновь вернулись к обсуждению этой темы.

В Грузии в результате реформы системы МВД в полицию (в том числе дорожную) пришли совершенно новые кадры. Поменялась и система наказания за нарушения. С 2017 года введены баллы. Лимит на год — 100 баллов. По достижении нулевого баланса следует лишение на год и пересдача экзамена. Так, за превышение скорости от 15 до 40 км/ч списывается 10 баллов, более 40 км/ч — 20 баллов, за непристегнутые ремни безопасности — 5 баллов, за передачу управления лицу в нетрезвом состоянии — 40 баллов. Вместе с баллами водитель также платит денежный штраф. Количество нарушений, за которые начисляются штрафные баллы, совсем небольшое. Можно сказать, что в Грузии точечно решили бороться с конкретными распространенными правонарушениями.

В Чехии штрафные баллы начисляются только за серьезные нарушения и оцениваются по градации от 2 до 7 баллов. «Насобирал» 12 баллов — лишаешься прав на один год. Например, проезд на красный свет или превышение скорости на 50 км/ч — 5 штрафных баллов. Всего список «балльных» нарушений состоит из 27 пунктов. К 2019 году наказания планируется ужесточить. За то же превышение будет начисляться уже не пять, а шесть баллов. Система работает безотказно. Как только лимит баллов исчерпан, водителю приходит письмо-уведомление с просьбой сдать права. Если наказание предусматривает лишение, то баллы не начисляются.

В Латвии одна из самых строгих систем штрафных пунктов, и действует она с 2003 года. Градация идет по шкале от 0 до 8 баллов. При наборе 16 штрафных баллов ваши права «сгорают». Казалось бы, ничего оригинального. Но есть и особенности. Так, начисленные штрафные пункты действуют в течение двух лет и потом автоматически удаляются из базы данных. Но не все! Например, нарушения, оцениваемые в 8 пунктов, остаются в силе в течение 5 лет. Если в течение 10 лет водитель дважды зарабатывал 16 баллов, то лишится права управления на 5 лет, и для возврата водительского удостоверения ему придется заново пройти обучение, получить медицинскую справку и сдать экзамен.


Система штрафных баллов также применяется в Австралии, Англии, Германии, Израиле, Италии, Корее, США, Франции и многих других государствах. И в этих странах уже доказала свою эффективность. Сможет ли Беларусь со второй попытки внедрить штрафные баллы?

Ныне существующие наказания за нарушения ПДД во многих ситуациях позволяют отделываться лишь денежным штрафом без боязни лишиться водительского удостоверения. Система баллов как раз призвана «притормозить» тех, кто нарушает регулярно и так же регулярно оплачивает штрафы. В то же время в большинстве стран штрафные баллы начисляются далеко не за все нарушения, а только самые грубые или распространенные. То есть ведется более точечная борьба с определенными правонарушениями.

Белорусская система в том виде, в каком предлагается сейчас, будет бороться практически со всеми видами правонарушений, даже самыми мелкими. Но при этом позволяет в течение года 15 раз незначительно отступить от ПДД, для дисциплинированного водителя этого лимита достаточно. Кроме того, срок лишения полгода при наборе 15 баллов — один из самых небольших. В большинстве стран права забирают минимум на год.

Как утверждают депутаты, их цель — остановить тех, кто систематически и регулярно серьезно нарушает правила. Например, некоторые водители имеют 20 и 30 , а по-прежнему ездят за рулем.

Бальная система призвана таких злостных нарушителей наказать и лишить прав.

Внимание! Речь идет лишь о серьезных преступлениях, как например, проезд на красный свет или езда в нетрезвом виде.

Также необходимо помнить, что принимать решение о при накоплении определенной суммы баллов будет суд на основании протоколов сотрудников ГИБДД.

Как это работает?

Согласно законопроекту один балл — это сто рублей штрафа. Т.е. нарушил правила, получил 500 рублей штрафных, заработал и 5 баллов. Они имеют накопительный эффект.

Например, за первичный проезд на красный свет — наказание 5000 рублей, а за вторичный — уже 10000 рублей. Естественно, что и баллов также будет больше.

Предполагается, что учитываться будут только те нарушения, которые замечены лично сотрудником ГИБДД. Те, что сняты на камеру не будут отмечаться. Подробнее про то, как и какие нарушения ПДД фиксируют камеры, можно узнать , а более детально о том, где и как можно посмотреть фото нарушения, можно прочитать в .

Кроме того, будет увеличена минимальная сумма штрафа — со 100 до 500 рублей. Планируется и существенная прибавка к штрафу за езду в пьяном виде — до 30000 рублей и автоматическим лишением прав на 1.5 года.

Когда будут «сгорать» накопленные баллы — пока неизвестно.

За что будут начислять?

Полный их перечень приведен в 12.38 КоАП РФ. Эта статья пока еще не введена в действие, и регулярно пополняется новыми данными. На текущий момент к правонарушениям, за которые будут начисляться баллы, относятся:

  1. Управление транспортом, не прошедшим техосмотр.
  2. Проезд на запрещающий жест регулировщика или сигнал светофора.
  3. Езда с неисправной сцепной, тормозной (за исключением стояночного тормоза) системой или рулевым управлением.
  4. Не использование мотошлемов и ремней безопасности.
  5. Отсутствие пропуска пешехода в положенных местах.
  6. Управление транспортным средством, не имея на прав на его вождение (исключая учебной поездки). Здесь штраф собираются увеличить до 30000 рублей.
  7. Пересечение ж/д путей в неположенном месте.
  8. Превышение скорости более чем на 40 км/ч.
  9. Разворот в неположенных местах.
  10. Езда по встречной полосе.
  11. Отсутствие пропуска транспорта, у которого есть преимущество.
  12. Управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Важно! Если из этого списка водитель что-либо совершил в течение года 3 раза, то на четвертый раз ему придет повестка в суд, где ему огласят приговор — лишение прав на 1.5 года.

Штрафовать не будут:

  • За остановку или стоянку в неположенных местах.
  • За движение по полосе, выделенной для специального транспорта.
  • За неиспользование сигнала поворотника.
  • Другие «мелкие» нарушения.

Преимущества и недостатки

Говоря о преимуществах стоит заметить, что бальная система может помочь в борьбе с систематическими нарушителями. Три штрафа — и прав нет.

Еще один плюс — наказание бьет одинаково и по богатым и по бедным , ведь баллы — универсальная «валюта».

Как уже говорилось выше — будут фиксироваться нарушения, замеченные только сотрудником ГИБДД. Неудивительно, что в свое время бальная система породила целую волну коррупционных преступлений.

Из-за чего, в принципе, и была отменена. Ведь что стоит дать взятку сотруднику, чтобы он «закрыл глаза» на ?

Сроки реализации

«Дырочную» систему наказания помнят многие, кто водил транспорт в Советском Союзе, когда в талоне прокалывали за нарушения дырочки. За три прокола лишали прав. Затем в 90-х годах появилась бальная система, но вскоре в 1997 году была отменена.

В 2012-2013 годах также говорили о повторном введении бальной системы. Но так ни к чему и не пришли.

И наконец 2016-2017 года. Законопроект уже разработан, тщательно обдуман и принят. Но когда вступит в действие неизвестно. Говорили о 1 январе 2017 года, но этот срок минул, а бальная система так и не появилась на свет. Остается только ждать.

Заключение

В странах Запада бальную систему применяют уже давно и очень успешно. Но как известно, что для Европы хорошо, то для России плохо. Приживется ли вновь старый порядок, покажет лишь время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о лишении водителей права управлять транспортным средством за систематические нарушения правил дорожного движения (ПДД). Решение было принято на пленарном заседании нижней палаты парламента.

«В 2015 г. на территории РФ было зарегистрировано более 180 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли более 23 тыс. человек, и 231 тыс. 200 получили ранения. За девять месяцев текущего года это уже свыше 125 тыс. ДТП, в которых погибли 14 тыс. 567 человек, ранено 159 тыс. человек. Порядка 40% всех ДТП стабильно совершается по вине водителей которые ранее неоднократно привлекались к административной ответственности. Представленный на ваше рассмотрение законопроект направлен на снижение смертности населения от ДТП и предусматривает введение ответственности за систематическое нарушение правил дорожного движения», - сказал заместитель министра внутренних дел РФ Игорь Зубов.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков отметил, что ко второму чтению необходимо пересмотреть составов административных правонарушений, чтобы устранить замечания к законопроекту.

«Есть определенные замечания к этому законопроекту, нам надо будет внимательно при подготовке ко второму чтению посмотреть весь перечень составов административных правонарушений, меня смущает непропуск пешеходов, пешеход может стоять и, что называется, «чесать затылок» и в последний момент, когда автомобиль с ним поравнялся прыгнуть на пешеходный переход. Это как раз то нарушение, которое будет служить основанием для лишения водителя прав», - сказал В.Лысаков.

Согласно тексту пояснительной записки к законопроекту, предлагается по опыту ряда зарубежных стран к водителям, систематически допускающим административные правонарушения и злоупотребляющим правом на управление транспортными средствами, применять повышенную административную ответственность.

Авторы документа считают, что установление повышенной ответственности за систематическое совершение лицом административных правонарушений в области дорожного движения будет способствовать повышению дисциплины водителей и снижению аварийности на дорогах Российской Федерации.

Законопроектом в Кодекс об административных нарушениях (КоАП) РФ вносится статья 12.18, согласно которой лицо, нарушившее правила ПДД и подвергнутое административному наказанию более трех раз, (за исключением случаев фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме спецсредствами фото- и видеофиксации) лишается права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

На лиц, не имеющих права управления транспортным средством, накладывается административный штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Соответствующий законопроект был внесен в парламент правительством РФ.

Пакет поправок, который затрагивает интересы автовладельцев, намерена принять Госдума в весеннюю сессию. Среди инициатив - введение штрафов за опасное вождение, балльная система для нарушителей Правил дорожного движения, а также упрощенная процедура наказания для водителей, чьи проступки на дороге зафиксировала видеокамера. Также депутаты намерены легализовать онлайн-продажу лекарств и защитить борцов с коррупцией от давления работодателей. План законопроектной деятельности планируется утвердить на сегодняшнем пленарном заседании Госдумы.

Приоритетными в весеннюю сессию, как следует из примерной программы работы парламента, станут 134 проекта. Пять из них посвящены ответственности водителей.

Опасное вождение

Депутаты намерены в январе во втором чтении рассмотреть правительственный законопроект о штрафах за опасное вождение, то есть за неоднократное совершение одного или нескольких последовательных действий - например, резкое торможение, препятствование обгону или перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты. По проекту, за такие действия будет полагаться штраф в 5 тыс. рублей. В ПДД этот термин появился в июне 2016 года, однако наказания за опасное вождение пока нет.

Штраф по видеозаписи

На март запланировано первое чтение правительственного законопроекта, который разрешает наказывать нарушителей ПДД на основании видеозаписи, сделанной с помощью приложения «Народный инспектор», и без протокола. «Упрощенка» предлагается только для части нарушений: парковка в запрещенном месте, проезд на красный свет, выезд на «встречку», пересечение ж/д путей при закрытом шлагбауме, непропуск на перекрестке машины, которая пользуется преимуществом, а также - поворот налево в запрещенном месте и непропуск пешеходов на зебре.

Больше полномочий Москве

В апреле депутаты собираются обсудить во втором чтении законопроект правительства, согласно которому полномочия МВД по оформлению и назначению штрафов за нарушение ПДД передаются столичным властям. Новшества касаются трех десятков нарушений, которые фиксируются автоматическими фото- или видеокамерами - например, превышение скорости и проезд на красный свет.

Балльная система штрафов

В мае во втором чтении депутаты, согласно предварительному плану работы, намерены обсудить проект о введении балльной системы штрафов в России. Изначально документ предусматривал лишение водительских прав на один-полтора года за три и более нарушений ПДД в год. Такое наказание полагается, в частности, за систематическое превышение скорости более чем на 40 км/ч, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и др., но только в случае, если нарушение зафиксировал инспектор, а не автоматическая камера.

Залог за автомобиль

На июнь запланировано второе чтение законопроекта, согласно которому нетрезвые водители, которых остановил инспектор, и те, кто отказался от медосвидетельствования, смогут забрать автомобиль со спецстоянки только после внесения залога. Его размер будет равен возможному штрафу - 30 тыс. рублей.

Пропавшие алиментщики

Если за год судебные приставы не смогут найти родителя, который не платит алименты ребенку, суд сможет признать его безвестно отсутствующим. Такой законопроект депутаты собираются принять во втором чтении в феврале этого года. Новации позволят упростить механизм назначения пособия по потере кормильца, которое выплачивает государство.

Онлайн-продажа лекарств

Россияне смогут приобретать в интернет-аптеках лекарства, на которые не требуется рецепт врача. Такой законопроект депутаты намерены принять во втором чтении уже в январе. Изначально предполагалось, что аптекам, желающим дистанционно реализовывать безрецептурные препараты, придется переоформить лицензии, получив разрешение на фармацевтическую деятельность.

Защита борцов с коррупцией

Во втором чтении в январе депутаты намерены обсудить законопроект правительства, по которому сообщившие о коррупции в ведомствах и коммерческих компаниях граждане получат защиту от государства. В первом чтении законопроект обещал им бесплатную юридическую помощь, полную конфиденциальность, а также защиту от увольнения в течение двух лет.

Планируется, что сегодня план законопроектной деятельности будет утвержден на пленарном заседании Госдумы.

Российские газеты во вторник анализируют внесенный в Госдуму и одобренный профильным комитетом законопроект о новых наказаниях для водителей. Законопроект подготовил депутат Вячеслав Лысаков, и в нем возвращается норма о погрешности прибора, измеряющего количество алкоголя в крови: до 0,2 промилле - значит, трезвый. Вместе с тем увеличивается срок лишения прав и появятся новые наказания. А главное новшество в их учете - балльная система, по которой можно лишиться прав и за мелкие нарушения, если их много. Обозревает публикации прессы на эту тему сайт "Заголовки.ру" .

Документ одобрен для принятия в первом чтении. Первое чтение по этой же тематике, предложенный депутатом Ириной Яровой. В нем общественность имела возможность разобраться детально, и отзывы в большинстве были отрицательными, включая и заключение Верховного суда. Свое видение будущего автомобильных штрафов Лысаков изложил не только в виде отдельного проекта, но и в виде поправок к предложениям Яровой.

Балльная система

Документ предусматривает появление в КоАП новой главы - "Систематическое нарушение ПДД". За каждое нарушение будут начисляться баллы. Набрав определенное количество за год, можно остаться без прав, отмечает "Российская газета" .

Согласно документу минимальный штраф вырастет со ста рублей до пятисот.

Чтобы лишиться прав, достаточно за год набрать 200 баллов. Баллы начисляются следующим образом: берем штраф за нарушение правил и делим его на сто. Именно столько баллов будет зачислено в вашу историю.

Помимо увеличения минимального штрафа, законопроект предусматривает увеличение максимального. Сейчас он составляет пять тысяч рублей. Но по "водительским" статьям Кодекса, то есть по 12-й главе, он будет увеличен до 50 тысяч.

За управление автомобилем без прав водителю придется заплатить от 5 тысяч до 15,500 рублей. Если за рулем оказался водитель, лишенный прав, ему придется раскошелиться уже на 30 тысяч. Те же, кто попался за рулем, будучи лишенным прав за управление автомобилем в нетрезвом виде или за отказ от прохождения медосвидетельствования, будут наказываться максимальным штрафом 50 тысяч рублей вместе с арестом до 15 суток.

Пять лет без прав

На другой аспект законопроекта обращает внимание "Московский комсомолец" : максимальный срок лишения прав предлагается увеличить с 3 до 5 лет, и это наказание может стать дополнительным к штрафу - как и административный арест.

Например, за управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения авторы хотят штрафовать на 50 тысяч рублей и одновременно подвергать административному аресту на срок до 15 суток, заменой аресту могут стать 100-200 часов обязательных работ. А за невыполнение водителем законного требования о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения наказание составит 50 тысяч рублей штрафа плюс лишение прав на 5 лет (сейчас - только лишение прав на полтора года).

Новая битва за "нулевое промилле"

Разработавший законопроект депутат Лысаков - один из самых последовательных противников нормы о "нулевом промилле", когда любое количество алкоголя в крови позволяет считать водителя пьяным. Он предлагает таблицу, определяющую наказания для нарушителей с разной степенью опьянения. Зафиксированный приборами уровень до 0,2 промилле будет ненаказуемым - здесь речь идет о погрешности прибора, об индивидуальных особенностях организма и т.д., отмечает "Независимая газета" .

А вот дальше начинаются очень суровые штрафы. Уровень от 0,2 до 0,5 промилле повлечет за собой штраф в 20 тысяч рублей и полтора года лишения прав. Уровень от 0,5 до 0,8 промилле будет наказан штрафом в 30 тысяч и лишением прав на три года.

За отмену "сухого закона" ратует и КПРФ. Глава юрслужбы Компартии депутат Вадим Соловьев уверен - при ужесточении наказаний для водителей в условиях "нулевого промилле" могут пострадать невинные люди.

Главный сторонник "сухого закона" - премьер Дмитрий Медведев, который считает, что норму даже о минимальном разрешенном количестве алкоголя в крови российские водители воспримут как повод выпить.

Поделиться: