Регламентируется нормами фз 5 о ветеранах. Законодательная база российской федерации

12 января 1995 года был принят Федеральный Закон № 5, который стал основным регулятором правовых гарантий, мер соцподдержки ветеранам. На законодательном уровне были закреплены категории граждан, чья безупречная служба и добросовестный труд признавались достойными государственного поощрения. Впервые звание «ветеран труда» получило законодательное воплощение, был обозначен , порядок оформления льготного статуса. Помимо заслуженного уважения труженикам были предложены привилегии в разных сферах.

Изменения федерального закона

За годы существования ФЗ-5 претерпел ряд значительных изменений, преобразования коснулись и статей закона, которые затрагивают права россиян-тружеников. Значительные коррективы внесли ФЗ №122, 163, 388.

7 статья ФЗ №5 указывает:

  • кто признается ветеранами труда;
  • какие требования выдвигаются к кандидатам;
  • перечень необходимых наград;

До принятия изменяющих нормативных актов правила установления ветеранского титула формулировались Президентом РФ, обоснованием признания заслуг считались:

  • стаж работы, достаточный для причисления гражданина к пенсионерам по старости или выслуге;
  • ордена, медали, ведомственные благодарности, грамоты.

Присвоение почетного звания

После вступления в законную силу ФЗ №122 (с 1.01.2005 г.):

  • льготный статус закрепился за действующими ветеранами-пенсионерами;
  • требования к новым претендентам остались прежними;
  • исключен пункт, согласно которому Президент устанавливал правила присуждения звания.

ФЗ-163 (19.12.2005 г.) ввел дополнительный пункт 4 (ст.7), передавая полномочия субъектам Федерации по регулированию процедуры присвоения почетного титула и формулировке критериев к соискателям.

Ввиду передачи полномочий власти регионов столкнулись с разночтениями.

  1. Затруднения выявились по установлению нижнего порога минимального стажа. ФЗ-173 (ст.7) говорит, что гособеспечение по старости назначается лицам, чей возраст достиг 55-60 лет (женщины-мужчины), при этом минимальный стаж для назначения пособия - 5 лет (увеличивается поэтапно до 15 лет).
  2. Ведомственные награды в различных сферах трудовой деятельности и регионах отличаются разнообразием. Поэтому одна и та же награда-поощрение могла служить основанием льготы в одном регионе и не действовать в другом.

С середины 2015 года стал обсуждаться законопроект, подготовленный Минтруда. Основные направления проекта - совершенствование способов соцподдержки, главенствование принципов адресности и нуждаемости.

Для устранения расхождений, установления единых предписаний был разработан в декабре 2015 года Федеральный Закон №388. Он внес поправки в пункт 1 статьи 7 Закона №5.

Изменения затронули главное - требования к получателям общероссийского ветеранского титула:

  • поставлены рамки минимального стажа;
  • даны комментарии по перечню наград, в том числе ведомственных.

Требования закона ФЗ №5 о ветеранах труда (вследствие поправок 388-ФЗ):

  • 25 лет (труженикам-мужчинам), 20 (женщинам) - минимальный стаж при рассмотрении обращения о присуждении звания «ветеран труда»;
  • госнаграды уровня СССР, РФ, Президента РФ, ведомственные поощрения за отличия в труде.

Награждения ведомств рассматриваются:

  • если учреждены федеральными государственными органами под контролем Правительства РФ;
  • в совокупности с 15-летним стажем (из 20-25 лет общих) в той трудовой сфере, ставшей инициатором награждения.

Исключение сделано для граждан, имеющих ведомств, которые получены до 30.06.2016 г., - сохранено право на ветеранство при соответствии по стажу.

Условия для лиц, которые трудились в ВОВ будучи несовершеннолетними, остались прежними (35-40 лет работы - женщины и мужчины соответственно).

Вследствие нововведений были откорректированы региональные нормативные акты, регулирующие систему присвоения ветеранства.

Льготы ветеранам-труженикам

Несколько статей ФЗ-5 изначально были посвящены социальной поддержке ветеранов разных групп (ВОВ, инвалидов войны и т.д.). 13 статья излагала направления помощи, общие для льготников. Статьи 22 и 23 освещали полный перечень преференций ветеранам труда, военным, сотрудникам госслужбы.

Первая редакция статьи 22 ФЗ-5 ветеранам труда предлагала льготы широкого перечня:

  • бесплатный проезд любым внутригородским транспортом независимо от местожительства льготника;
  • пригородный и междугородний автотранспорт согласно положениям регионального законодательства;
  • предоставление билетов на железнодорожный и водный транспорт (пригородного назначения) со скидкой в половину стоимости;
  • 50-процентная уступка (по нормативам жилплощади и потребления ресурсов) на ЖКХ-услуги с учетом иждивенцев; радиоточку, телефон, телеантенну, топливо;
  • 30-дневный отпуск без содержания ежегодно;
  • протезирование зубов (бюджетные материалы) без взимания платы;
  • бесплатную медпомощь (государственные клиники);
  • сохранение права на улучшение жилищных обстоятельств даже после прекращения трудовых отношений, участие в приватизационных мероприятиях, акционировании предприятий.

Современная трактовка 22 статьи содержит единственное указание - меры соцподдержки обуславливаются субъектами Федерации.

Конкретных выражений преференций, количественных аргументов послаблений федеральный закон не приготовил. Полномочия переданы региональным властям ФЗ-122, который россияне назвали законом о «монетизации льгот».

Закон, подписанный Президентом РФ 22 августа 2014 г., был направлен на разграничение полномочий между госструктурами, попутно разделил льготников на и региональных. Федеральным льготополучателям часть натуральных преференций заменили денежным эквивалентом - доплатой к пенсии ЕДВ. Реформа предполагала, что материальное положение привилегированных граждан не будет ухудшено. Для этого правительствам регионов России дано указание - разработать собственные алгоритмы монетизации. Одни субъекты РФ заменили денежными выплатами привилегии полностью, другие отказались от нововведений или внедрили смешанную систему.

С 2005 года утратила силу 23 статья, обозначавшая равные привилегии ветеранам-военным, признанным труженикам, сотрудникам ОВД, прокуратуры, юстиции, судебных органов.

№122-ФЗ ввел ст. 23.1, которая стала содержать перечень федеральных льготников, имеющих право на ЕДВ (ввиду монетизации - замены натуральных уступок денежным эквивалентом). Ежемесячные выплаты установлены твердой суммой и индексируются каждый год (например, 2017 г. - индексация с коэффициентом 1,054, 2019 г. - 2,5% с февраля).

Ветераны труда права на ЕДВ по ФЗ не имеют, так как отнесены к региональным льготополучателям. Однако областные, республиканские и краевые средства соцподдержки предусматривают такой вид помощи на местном уровне.

С этого же года введена статья 23.2. Ее положения направлены на регулирование обеспечения способов соцпомощи, касающихся оплаты жилпомещений, коммунальных услуг и предоставления жилья в виде федеральных субвенций.

Современная редакция на 1.01.2019 г. указывает, что это касается ветеранов-пенсионеров других категорий (инвалидов войны, боевых действий, ВОВ), обладателей трудовых ветеранских удостоверений исключает.

ФЗ о ветеранах труда ст. 22 и 23 не обозначает .

Таким образом, закон о ветеранах труда с изменениями на 2019 год говорит, что соцобеспечение обладателей ветеранского удостоверения по новым правилам целиком зависит от нормативных актов региональных правительств.

Региональные ветераны труда

Федеральный закон о ветеранах труда (№ 5) 4 пунктом статьи 7 позволил ввести регионам дополнительные уступки пожилым людям по части присвоения льготного статуса. Правительствами некоторых субъектов Российской Федерации разработаны административные регламенты, предполагающие выдачу гражданам ветеранских удостоверений, в которых наименование статуса содержит название области, края (например, «ветеран труда Оренбургской области»). Эта привилегия расширяет список возможных кандидатов, так как критерии к заявителям снижены по сравнению с федеральными предписаниями.

Чаще всего требуется:

  • установленное количество лет работы на территории области, республики;
  • награды-поощрения признаются ведомственные любого уровня;
  • , если человек выработал стаж 38-50 лет.

Социальные привилегии трудовым ветеранам-пенсионерам одинаковы, если льготники общероссийского и регионального уровней проживают в одном населенном пункте. Уровень присвоения статуса значения не имеет.

Российские законы подвергаются изменениям с течением времени. ФЗ №5 действует больше 20 лет. За этот период многие привилегии исключены из законодательных норм, полномочия по обеспечению других переданы иным участникам госсистемы. Россия - федеративное государство, поэтому ее субъекты вправе издавать собственные нормативные акты с целью поддержки пожилых людей, посвятивших свою жизнь многолетнему труду. Человеку, который решил стать соискателем почетного ветеранского титула, рекомендуется обратиться в территориальные госструктуры (соцзащита, МФЦ) за разъяснениями о действующих преференциях и порядке присвоения звания.

Какие льготы предоставляет государство бывшим участникам боевых действий? Федеральный закон о ветеранах будет разобран в этой статье.

Ветераны Великой Отечественной войны

Закон о ветеранах №5 от 1995 года) закрепляет следующие основные категории граждан:

  • ветераны времен Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий, происходивших во времена СССР;
  • ветераны боевых действий РФ;
  • ветераны трудовой деятельности.

Каждая из представленных групп имеет право на определенные льготы и социальные привилегии. Что говорит ФЗ о Первое, что стоит отметить, это определение данной группы лиц. Законопроект прописывает, что ветеранами Великой Отечественной войны могут являться только те лица, что проходили военную или трудовую службу в период с 1941 по 1945 год. Длительность службы не должна была составлять менее шести месяцев. Выделяются следующие категории участников войны:

  • лица, входившие в состав действующей на момент Великой Отечественной войны армии, члены подпольных образований, а также партизаны;
  • сотрудники разведки и контрразведки;
  • лица, работавшие в учреждениях по внутренним делам, а также в органах безопасности государства;
  • сотрудники объектов противовоздушной обороны;
  • работники тыла;
  • лица, пережившие условия блокадного Ленинграда.

Закон о ветеранах (Федеральный закон №5 от 1995 года) выделяет и некоторые другие группы военнослужащих и работников времен Великой Отечественной войны.

Ветераны военной и трудовой службы

Третья статья рассматриваемого Федерального закона чуть подробнее раскрывает основные категории лиц, относящихся к ветеранам боевых действий. Вот кого здесь можно выделить:

  • работники "высших" структур - Министерства обороны, уголовно-исправительной системы, органов по внутренним делам и государственной безопасности во время Великой Отечественной войны;
  • военнослужащие любого ранга или звания, а также уволенные или ушедшие в отставку, осуществлявшие службу с июня 1941 по май 1945, а на иностранных территориях - по 1952 год;
  • военные, осуществлявшие службу в Афганистане;
  • служащие автомобильных и грузовых батальонов в Афганистане;
  • военные, отслужившие положенный срок на территории Сирии.

Трудовыми ветеранами являются любые граждане РФ, а также бывшего СССР, имеющие при себе удостоверение ветерана труда.

Государственная политика

Федеральный закон (N 5 ФЗ) о ветеранах регламентирует определенную политику в отношении группы лиц, осуществлявших военную или определенную трудовую деятельность на территории СССР или РФ. О чем именно идет речь? Рассматриваемый закон прописывает следующие моменты:

  • необходимо создавать соответствующие органы во властных структурах РФ, целью которых была бы забота о ветеранах и опека над ними;
  • нужно качественно реализовывать методы социальной поддержки в соответствии с определенными законами и подзаконными актами;
  • нужно грамотно выделять финансовые средства для реализации мер и методов социальной опеки и заботы о ветеранах;
  • желательно осуществлять пропаганду в СМИ важности военной и трудовой службы.

Таким образом, представленный Федеральный закон довольно четко и ясно определяет основные направления политики государства в отношении ветеранов.

Первая группа видов социальной поддержки

Закон о ветеранах (Федеральный закон №5 от 1995 года) прописывает основные виды и типы социальной поддержки, которая должна быть оказана каждому гражданину со статусом ветерана. Какие именно виды здесь указываются?

Вот о чем идет речь:

  • в соответствии с законами РФ ветеранам должны своевременно выплачиваться денежные пособия, работы по пенсионному обеспечению не должны нарушаться ни при каком случае;
  • денежные выплаты должны проходить ежемесячно, просрочки недопустимы;
  • в соответствии с ФЗ №176 от 2015 года, ветеранам должны быть предоставлены жилые помещения;
  • оплата жилья, а также коммунальных услуг должна компенсироваться;
  • в необходимых случаях ветеранам должна быть оказана качественная врачебная помощь;
  • необходимость льгот по пенсионному обеспечению.

Выше были обозначены далеко не все виды социальной поддержки, которые предполагает Федеральный закон РФ о ветеранах. Далее будут описаны некоторые другие меры помощи рассматриваемым лицам.

Вторая группа видов социальной поддержки

Каждый ветеран труда, бывший военнослужащий или же инвалид боевых действий должен быть обеспечен качественным жильем. При этом необходимо отметить, что наделение площадью лица со статусом ветерана может быть осуществлено только один раз. Не влияет на получение жилья социальное или имущественное положение ветерана.

Необходимо выделить и некоторые другие моменты. Так, у каждого ветерана должен быть вне очереди установлен домашний телефон. Стоит отметить и преимущества при вступлении в разного рода кооперативы: гаражные, садовые, жилищные и т. д. Компенсация же расходов на оплату коммунальных услуг должна составлять не менее 50 процентов.

Каждый ветеран имеет право на качественное получение врачебной помощи вне очереди (при этом медицинская помощь должна быть бесплатной). Стоит отметить и бесплатное обеспечение протезами, ортопедическими конструкциями или прочими вспомогательными элементами.

Выплаты ветеранам

Отдельно стоит рассказать о денежных пособиях, которыми должны быть обеспечены ветераны труда или боевых действий. Закон о ветеранах (Федеральный закон №5 от 1995 года), а именно статья 23.1, регламентирует основные моменты, касающиеся всех необходимых выплат.

Ежемесячные денежные пособия, согласно статье 154 ФЗ №122 от 2004 года, полагаются узникам концлагерей, гетто и прочих фашистских мест принудительного содержания. Также выделяются (статья 23.1 ФЗ № 5 в редакции 2016 года) непосредственные участники боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда и некоторые другие категории граждан.

Размеры денежных выплат выглядят следующим образом:

  • 3088 рублей инвалидам войны;
  • 2316 непосредственным участникам боевых действий;
  • 1699 рублей лицам, пережившим блокаду или фашистские концлагеря.

Федеральный закон говорит и об индексации этих выплат. Происходить она должна один раз в год, в соответствии с уровнем инфляции. Получить свои выплаты ветераны могут в любом ближайшем отделении Пенсионного фонда России.

Жилищная поддержка

Выше уже были обозначены некоторые виды социальной помощи, связанные с жилищным вопросом и коммунальными услугами. Теперь же этот вопрос стоит раскрыть чуть шире.

Федеральный закон РФ (№5 регламентирует необходимость органам государственной власти следить за оплатой жилищно-коммунальных услуг ветеранов. Требуемые денежные средства должны поступать из федерального в бюджеты субъектов РФ. Определяться выплаты должны в соответствии со стоимостью коммунальных услуг, площадью жилья, в котором проживает гражданин со статусом ветерана, а также размером взносов на капитальный ремонт.

Стоит также отметить, что Федеральный закон №5 о ветеранах (с изменениями от 2015 года) относит к лицам, оплачивать коммунальные услуги которых должно государство, практически всех перечисленных выше участников военных действий.

Обеспечение жилыми помещениями ветеранов также регламентируется представленным законопроектом. Общая площадь жилья, например, не должна составлять менее чем 18 м 2 .

Оказание ритуальных услуг

Федеральный закон Российской Федерации о ветеранах, а именно статья 24, закрепляет основные положения, касающиеся материальной помощи родственникам умершего ветерана. Речь идет о погребении и соответствующих ритуальных услугах. Так, государство обязано оплатить все необходимые расходы, связанные со следующими моментами:

  • осуществление перевозки тела к месту захоронения;
  • кремирование или погребение;
  • изготовление и установка памятника.

Все необходимые средства должны быть выделены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере военной обороны.

Заключительные положения ФЗ о ветеранах

Рассматриваемый законопроект содержит в себе ряд основных положений, представленных как заключительные. Что именно здесь стоит выделить? Во-первых, это статья 25 об организации общественных объединений ветеранов. Создаваться подобные объединения должны в целях защиты законных прав и интересов граждан, имеющих статус ветерана. Различные государственные органы, как федеральные, так и органы субъектов, должны оказывать посильное содействие подобным объединениям.

Отдельно стоит рассказать про ответственность, которая может быть возложена на определенных должностных лиц в случае неисполнения ими (или некачественного исполнения) функций, направленных на поддержку ветеранов. Здесь же необходимо выделить законное право каждого ветерана обратиться в судебный орган за защитой своих прав (комментарий к Федеральному закону о ветеранах содержит в себе отдельные пояснения о жалобах: касаются они отсутствия социальной поддержки, государственных выплат, качественной медицинской помощи и т. д.)

Заключительные положения содержат в себе, помимо всего прочего, ссылки на документацию, подтверждающую права граждан со статусом ветерана и их родственников. Приведен и специальный перечень государств, городов и областей, где на данный момент ведутся боевые действия с участием в них российских граждан. Этот список постоянно обновляется.

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;

7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.


Судебная практика по статье 3 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ

    Решение № 2-2335/2018 2-2335/2018~М-2143/2018 М-2143/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-2335/2018

    Номером № в границах землепользования СХА В обоснование заявленных требований указано на то, что Загорулько В.Е. является гражданкой Украины. В силу требований статей 3 и 5 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, а в случае, если по...

    Решение № 2-2336/2018 2-2336/2018~М-2142/2018 М-2142/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-2336/2018

    Азовский городской суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    С кадастровым номером № по адресу: . В обоснование заявленных требований указано на то, что Ткаченко С.Е. является гражданином Республики Беларусь. В силу требований статей 3 и 5 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, а в случае, если по...

    Решение № 2-2334/2018 2-2334/2018~М-2140/2018 М-2140/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-2334/2018

    Азовский городской суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    Район Садоводческое товарищество « участок 507. В обоснование заявленных требований указано на то, что Бенькович М.И. является гражданкой. В силу требований статей 3 и 5 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, а в случае, если по...

    Решение от 27 сентября 2018 г. по делу № А63-11077/2018

    Арбитражный суд Ставропольского края (АС Ставропольского края)

    Требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве (пункт 2 статьи 213. 3 Закона). В своем заявлении Степаненко Ю.В. признал наличие следующей задолженности перед кредиторами: - 330 000 руб. перед ПАО Сбербанк по контракту от 25.12.2017 № 0528-Р-...

    Решение № 2-10102/2018 2-10102/2018~М-7294/2018 М-7294/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-10102/2018

    Изложена в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 02.02.2000 №213-пв99пр и определении Верховного суда РФ от 29.04.2011 №78-Впр 11- 3 . На основании п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в...

    Решение № 2-5659/2018 2-5659/2018~М-4484/2018 М-4484/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2-5659/2018

    Центральный районный суд г. Челябинска (Челябинская область) - Гражданские и административные

    1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона. Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № предусматривает...

    Решение № 2-11102/2018 2-11102/2018~М-8367/2018 М-8367/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2-11102/2018

    Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород (Нижегородская область) - Гражданские и административные

    1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Тем самым пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона...

За многолетний труд и добросовестное исполнение служебных обязанностей гражданину присваивается звание ветерана труда. Официальный статус подтверждается присвоением звания, выдачей соответствующего удостоверения и награждением государственными знаками отличия федерального и регионального уровня.

С 2005 года полномочия по определению статуса ветерана труда переданы местным исполнительным властям. Закон устанавливает регламент получения почетного звания и условия предоставления льгот заслуженным труженикам (ст.22).

Установленные социальные льготы

Льготные категории граждан, имеющих установленный трудовой стаж, могут рассчитывать на ежемесячную прибавку к пенсии в сумме 495 рублей. При этом региональное правительство обладает полномочиями изменять сумму, а также добавлять в перечень льгот свои положения. Кроме денежной выплаты, ветераны получают субсидии на различные затраты, устанавливаемые местными властями. По федеральным установкам, льготная категория граждан может рассчитывать на следующие социальные субсидии:

  • пользование городским транспортом без оплаты;
  • оплата половины стоимости ЖКХ;
  • льготное обслуживание при протезировании;
  • санаторное обслуживание;
  • льготы по налогообложению.

В большинстве регионов эти и дополнительные льготы назначаются при выходе на заслуженный отдых. Выйдя на пенсию, имея установленный законом трудовой стаж, пенсионеры обращаются в отделение социального обеспечения для получения звания и причитающихся по этому поводу льгот.

Надбавка к пенсии в Москве и регионах

В ситуации, когда пенсия ветерана ниже прожиточного минимума, он получает социальную доплату от местного правительства. При отказе от пакета предоставляемых социальными учреждениями льгот, производится монетизация и прибавка к пенсии. Для получения денежной компенсации потребуется один раз написать заявление в отделе социальной защиты.

Монетизация касается льготных категорий федерального уровня, возмещение полагается за транспортные расходы, медикаменты и санаторное лечение. Субъекты федерации обладают правом устанавливать дополнительные надбавки и компенсации ветеранам труда. Например, в Москве установлены следующие льготы:

  • бесплатное перемещение на городском транспорте;
  • половина стоимости платежа за стационарный телефон;
  • половина стоимости коммунальных платежей, с учетом социальных норм;
  • бесплатное пользование пригородными электричками;
  • дополнительная выплата 247 рублей с регулярной индексацией;
  • санаторное лечение бесплатно при наличии показаний с бесплатным проездом в обе стороны.

Список поддержки заслуженным труженикам постоянно расширяется, в него вносятся новые пункты и изменения.

Предусмотренные налоговые льготы

Налоговый кодекс предусматривает определенные преференции для заслуженных работников, которые складываются из федеральных и региональных льгот.

К ним относятся:

  • собственник, относящийся к данной категории, не должен оплачивать налог на недвижимое имущество;
  • НДФЛ не взимается с пенсионных отчислений, материальной помощи предприятия, санаторных затрат;
  • пенсионер имеет право получить имущественный вычет за предшествующие три года с момента приобретения недвижимости или уплаты процентов по жилищному кредитованию, в размере 2 и 3 млн соответственно;
  • налог на транспорт и пользование земельным наделом устанавливается на местном уровне, может присутствовать в минимальном размере.

По решению регионального правительства, за ветераном может сохраняться жилищная очередь на предприятии, с которого гражданин ушел на заслуженный отдых. Заслуженные пенсионеры обладают возможностью на равных условиях пользоваться социальной сферой предприятий, посещать оздоровительные и культурные мероприятия.

Право работодателя на поддержку работника, долгое время трудившегося на предприятии, закреплено на федеральном уровне. Это может быть прибавка к пенсии или пожизненное содержание одиноких пенсионеров. Если сумма ежемесячных перечислений к установленной пенсии не превосходит 4 тыс. рублей, то такой бонус не подлежит налогообложению.

Несмотря на то, что на региональных уровнях сворачиваются многие существовавшие программы поддержки ветеранов, государство в обязательном порядке осуществляет выплату надбавки к пенсии и 50% оплату коммунальных услуг.

Если при наличии объективных оснований, пенсионеру отказывают в присвоении почетного звания, он может обратиться в контролирующие и надзорные органы. Следует составить официальную жалобу, приложить имеющиеся документальные подтверждения своей точки зрения и направить в надлежащую инстанцию для проверки.

Изменения в федеральном законе о ветеранах труда

СССР или РФ - гражданин, награжденный орденом либо медалью, ведомственным знаком отличия или удостоенный почетного звания за достижения в профессиональной сфере и имеющий стаж, позволяющий получать пенсию по выслуге лет или по старости. Условия и порядок получения соответствующего статуса определяются главой государства. Рассмотрим далее, какие предусмотрены .

Уполномоченный орган

Делами ветеранов занимается специально созданная государственная служба. Ее структура, состав, порядок формирования и работы определяются Президентом по представлению Правительства. Руководство службой осуществляется исполнительными органами федерального и регионального уровней, а также местными структурами.

Финансирование

Принятые в рамках целевых программ реализуются за счет средств бюджетов (федерального и региональных). Правила возмещения соответствующих расходов утверждаются правительством и исполнительными органами субъектов. Дополнительные средства, за счет которых финансируются мероприятия по соц. защите, могут быть получены в установленном порядке из любых источников, не запрещенных нормами.

Правовая основа

Нормативное регулирование в сфере соц. защиты рассматриваемой категории граждан осуществляет Закон "О ветеранах", прочие нормативные акты. Если в международном соглашении предусматриваются иные правила, то они имеют приоритетное значение. Меры ветеранов труда и их родственников, установленные ранее действующими нормативными актами (в период Советского Союза в том числе), не могут отменяться без равноценной замены. Нормативные документы, которыми ограничиваются права указанных лиц, считаются недействительными. Органы представительной власти регионального и федерального уровня, исполнительные структуры, местные институты самоуправления, организации, учреждения, предприятия в рамках своей компетенции могут реализовывать иные вместе с теми, которые определены в федеральных/региональных правовых актах.

Социальное обеспечение ветеранов включает в себя реализацию комплекса мероприятий, ориентированных на формирование благоприятных моральных и экономических условий жизни. На федеральном, региональном и местном уровнях разрабатываются соответствующие целевые программы. Закон "О ветеранах" устанавливает перечень специальных прав, которыми могут воспользоваться нуждающиеся граждане в различных сферах. В частности, лица рассматриваемой категории получают определенные послабления в налогообложении, получении, строительстве, приобретении, содержании жилья. В коммунально-бытовой и торговой сфере, в области обучения, переподготовки и трудоустройства также предусмотрены льготы ветеранам труда. В Москве и прочих городах страны действуют программы, позволяющие гражданам беспрепятственно пользоваться услугами спортивно-оздоровительных, культурно-зрелищных и прочих учреждений, юридических контор. Граждане могут воспользоваться скидками в поликлиниках, больницах, аптеках. Для них также предусматривается обеспечение санитарно-курортным обслуживанием.

5-ФЗ: ст. 22

В данной статье установлен перечень конкретных мероприятий, направленных на создание достойных условий жизни лицам, имевшим достижения и отличия в профессиональной сфере. Льготы ветеранам труда в Москве и остальных административно-территориальных единицах, предусмотренные в норме, вправе получить любой гражданин, имеющий соответствующий статус. При выходе на пенсию лицо сохраняет членство в коллективе по последнему месту работы (в учреждении, в организации). Гражданин имеет право на улучшение существующих жилищных условий, пользование социально-бытовыми, культурно-просветительскими учреждениями, участие в акционировании/приватизации предприятия.

Сфера здравоохранения

В указанной выше норме предусмотрены:

  1. Дополнительная бесплатная медицинская помощь . Граждане вправе пользоваться услугами учреждений здравоохранения государственного и муниципального уровня, поликлиник, к которым они были прикреплены в период осуществления профессиональной деятельности.
  2. Ремонт и изготовление зубных протезов (кроме выполненных из драгметаллов). Данные услуги предоставляются бесплатно в муниципальных/государственных лечебно-профилактических учреждениях по адресу проживания.
  3. Ежегодный отпуск в удобное для гражданина время и дни отдыха без сохранения зарплаты до 1 мес. в течение года.

Транспортные льготы ветерану труда

Они предоставляются на всех видах внутригородских ТС, кроме такси. Бесплатный проезд на пригородном транспорте предусмотрен в любом МО, вне зависимости от адреса проживания гражданина. В сельской местности такое право предоставляется на автомобильных ТС, кроме такси. На пригодном водном и железнодорожном транспорте ветеранам труда предоставляется 50% скидка. Она действует сезонно.

Жилищная сфера

Ветеран труда получает 50% скидку по оплате общей площади занимаемых помещений (в рамках социальной нормы). Аналогичное право предоставляется и членам семьи гражданина, если они проживают совместно. Льготами могут воспользоваться ветераны труда, занимающие площади в домах муниципального/госфонда, а также приватизированные помещения. Гражданам предоставляется скидка в 50% на оплату коммунальных услуг. К ним, в частности, относят водоснабжение, канализацию, вывоз отходов, водоотведение, электричество, тепло, газ, абон. плату за пользование телефоном, радио и пр. Ветераны труда, занимающие дома, не имеющие центрального отопления, получают скидку в 50% на приобретение топлива и его доставку в пределах социальных норм. Оплата коммунальных услуг по сниженным тарифам осуществляется гражданами, проживающими в помещениях вне зависимости от вида жилфонда. Для бывших служащих ОВД, военной службы, юстиции, судов, прокуратуры по достижении пенсионного возраста предусмотрено право пользоваться льготами, аналогичными тем, которые существуют для ветеранов труда.

Ритуальные услуги

Погребение умерших/погибших ветеранов и инвалидов ВОВ, боевых действий, военной службы осуществляется в специализированных местах захоронения. При этом учитываются пожелания родственников. Затраты, связанные с подготовкой к транспортировке тела, перевозкой его к соответствующим местам захоронения, кремированием, непосредственным погребением для данных категорий граждан производится на средства Минобороны РФ и прочих ведомств и министерств, в войсках/учреждениях которых эти лица проходили службу либо работали. Для остальных лиц услуги оплачиваются из бюджетов МО, предприятий, организаций, где они осуществляли профессиональную деятельность. Захоронение неработающих ветеранов производится на средства органов, выплачивавших им пенсию. Если соответствующие расходы понесли родственники или иные лица, им выплачивается компенсация (так называемое

Общественные объединения

Они формируются для обеспечения защиты интересов и прав ветеранов. Общественным объединениям должно оказываться содействие федеральными и региональными структурами власти. Решения, касающиеся соц. защиты ветеранов, работы обществ, принимаются уполномоченными институтами власти, в том числе муниципального уровня. При этом на обсуждении должны присутствовать представители соответствующих объединений.

Ответственность за нарушение нормативных предписаний

Положения законодательства, касающиеся социальной поддержки ветеранов труда и иных групп, являются обязательными для соблюдения на всей территории страны всеми уполномоченными органами. В нормативных актах РФ устанавливается ответственность за невыполнение предусмотренных предписаний. Наказание виновных осуществляется с учетом тяжести проступка, серьезности последствий, наступивших в связи с допущенными нарушениями.

Документы

Право на получение льгот возникает у субъекта по достижении им соответствующего возраста, выслуги лет и при соблюдении условий, предусмотренных в законодательстве. Его реализация осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих статус лица. В качестве основного из них выступает удостоверение ветерана. Оно оформляется на бланке утвержденного образца для каждой категории граждан. Для получения удостоверения необходимо обратиться в территориальное отделение ПФР по адресу проживания с заявлением и необходимыми документами.

Судебная защита

Она гарантируется всем гражданам в соответствии с Конституцией. Ветераны труда, как и другие льготники, имеют право осуществлять защиту своих интересов в судебном порядке. При этом они руководствуются внутригосударственными нормативными актами. На них распространяются те же правила, что и на остальных граждан страны. В законодательстве не предусмотрены льготы на оплату юридических услуг для ветеранов труда. Однако региональные/территориальные власти вправе утвердить соответствующие нормативные акты.

Заключение

Деятельность государства в сфере социального обеспечения различных категорий граждан в настоящее время считается приоритетным направлением соц. политики. На правительственном уровне разрабатываются различные программы целевого характера. В их рамках предусматриваются разные меры соц. поддержки ветеранов труда и иных категорий нуждающихся лиц. Граждане, имеющие заслуги перед страной в профессиональной сфере, являются примером для будущих поколений. Ключевой задачей государства выступает обеспечение таким людям достойной старости.

Большое внимание при этом уделяется сфере здравоохранения. Для ветеранов труда предусмотрены различные услуги и льготы по их оплате. В частности, это касается посещения больниц и поликлиник, приобретения лекарственных препаратов, лечения, профилактических, оздоровительных мероприятий. Не остается без внимания и жилищная сфера. Сегодня эта область переживает ряд проблем. Однако, несмотря на них, ветераны труда пользуются установленными льготами. В условиях повышения стоимости коммунальных услуг, предусмотренные скидки жизненно важны для людей. На законодательном уровне зафиксированы и транспортные льготы. Далеко не у каждого пенсионера есть собственный автомобиль. Многим приходится ездить и на общественном транспорте городского и пригородного маршрутов. Стоит отметить, что федеральные и региональные программы действуют и в отношении тех лиц, которые приобрели свой статус в советское время.

Поделиться: