Спортивное право как комплексная отрасль законодательства сердюков александр викторович. Спортивное право Под методом спортивного права понимается

Предмет спортивного права составляют спортивные отношения - особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта, высокой степенью регламентированности и стабильностью, направленных на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека, ориентированных на соревновательную деятельность


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

15058. Каноническое право католической церкви и индусское право: правовой анализ 312.48 KB
Правовое пространство объединяет одна общая цель. Какими бы ни были цивилизации, каким бы ни был правопорядок, есть одна-единственная, истинная цель – всеобщее благо. Все остальное: принципы демократии, прав человека, законности – вторично. Это не более чем инструменты, которые должны обеспечивать указанную цель.
3512. Право на защиту как субъективное гражданское право 53.64 KB
Гражданские права и обязанности могут возникать как из правомерных действий, соответствующих закону, иным правовым актам и принципам права (сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления и др.),
5868. Уголовне право РФ 96.16 KB
Уголовное право как отрасль законодательства это система законов и норм издаваемых высшим органом власти определяющих принципы и основания уголовной ответственности круг деяний объявляемых преступлениями а также виды и размеры наказаний и иных мер уголовноправового характера. Уголовноправовые отношения в широком смысле возникают с момента вступления уголовного закона в силу а в узком смысле это отношения между государством и преступником возникающие с момента совершения преступления и заканчивающиеся погашением или снятием...
6019. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 21.76 KB
В целом же регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины равенства прав супругов в семье разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию приоритета семейного воспитания детей заботы об их благосостоянии и развитии обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Права и обязанности супругов возникают только со дня государственной регистрации заключения брака. Основания для прекращения брака: смерть...
17241. Земельное право 16.94 KB
В ходе изучения земельного права исследуются его фундаментальные понятия и категории такие как: предмет и система земельного права земельно-правовые нормы субъекты и объекты земельных правоотношений право собственности и иные вещные права на землю правовая охрана земель и многие другие. Общая характеристика права собственности на землю...
17281. Трудовое право 20.96 KB
Неудовлетворительная динамика, показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда свидетельствует, что не ликвидированы основные причины, определяющие сохранение опасных и вредных факторов производственной среды. Именно поэтому вопросы охраны труда являются актуальными.
3842. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 14.64 KB
Его нормы устанавливают какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания следует применять к лицам совершившим эти преступления ч. Именно отношения возникающие в связи с совершением преступления и применением за него определенных наказаний и составляют предмет уголовного права. Ввиду того что преступления представляют собой повышенную общественную опасность для установленных в Украине общественных отношений и правопорядка государство применяет за их совершение и наиболее строгие меры принуждения уголовные...
3841. ТРУДОВОЕ ПРАВО 19.7 KB
Нормативные акты регулирующие трудовые и тесно связанные с ними правоотношения составляют трудовое законодательство где основным актом является Кодекс законов о труде Украины КЗоТ. 1 КЗоТ. КЗоТ регулирует не только трудовые отношения работников всех предприятий учреждений организаций независимо от форм собственности вида деятельности и отраслевой принадлежности а также лиц которые работают по трудовому договору с физическими лицами ст. 3 КЗоТ.
6100. Банківське право 15.65 KB
Банківське право Банки і банківська діяльність Банк юридична особа яка має виключне право на підставі ліцензії Національного банку України НБУ здійснювати у сукупності такі операції: залучення у вклади грошових коштів фізичних і юридичних осіб та розміщення зазначених коштів від свого імені на власних умовах та на власний ризик відкриття і ведення банківських рахунків фізичних та юридичних осіб. Спеціалізованим банкам за винятком ощадного забороняється залучати вклади депозити від фізичних осіб в обсягах що перевищують 5 відсотків...
6015. Конституционное право 23.72 KB
Конституции Российской Федерации закреплено что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российской Федерации и Россия равнозначны. Российская Федерация как федеративное государство состоит...

Системность как существенное качество права в полной мере присуща и МСП. Первичным элементом международного спортивного права являются нормы (от лат. Norma – правило, образец).

Нормы, входящие в структуру МСП, должны быть построены в логическую систему, центром которой выступают принципы, т.е. исходные и ведущие начала формирования, функционирования и развития МСП. Принципы права пронизывают всю материю МСП, выступая в качестве особого рода несущей конструкции и позволяя сгруппировать разнообразные нормы МСП в отдельные правовые институты.

Институт представляет собой обособленную совокупность норм, имеющих узкую группу схожих общественных отношений в качестве предмета регулирования. Промежуточным подразделением между нормой и институтом в системе МСП может выступать субинститут.

Международное спортивное право как комплексное правовое образование включает ряд отдельных взаимосвязанных категорий – норм, институтов и субинститутов, которые объединяются в единую, целостную, внутренне организованную, логически структурированную систему, в часть общего международного права.

Своеобразным силовым полем, не только объединяющим юридически разнородный материал в известную целостность, но и придающим ему специфический иерархический оттенок, выступает наряду с основными принципами также предмет правового регулирования – международная спортивная деятельность. Именно она позволят «замкнуть» разные по своей природе категории в единый слаженный механизм.

Система МСП – явление в значительной степени объективное. Это означает, что она складывается «под давлением» национальных, культурных, экономических, глобальных и иных факторов. В то же время объективная природа МСП не означает, что государства не могут управлять развитием этой системы. Каждое государство в определенной степени вносит свой вклад в становление и эволюцию системы МСП. Многие институты и субинституты МСП возникли под осознанным влиянием или по инициативе развитых стран – ведущих спортивных держав, отдельных групп государств. Более того, управляемое воздействие на развитие МСП со стороны государств вообще и развитых государств в особенности усиливается.

В структуру МСП входят все виды институтов и субинститутов. В составе МСП имеются институты (субинституты) материальные и процессуальные; простые и сложные; целиком относящиеся к МСП и смешанные (т.е. состоящие из норм различных отраслей, подотраслей общего международного права); учредительные, регулятивные и охранительные.

Краеугольным камнем МСП, применительно главным образом к международному олимпийскому движению, являются нормативные акты МОК, нормы которых в значительной своей части универсальны и императивны. МОК представляет собой механизм, сопоставимый с функциями, образно говоря, мирового министерства олимпийского спорта. В то же время система и нормативные акты МОК требуют корректировки.

В увязке с нормативными актами МОК и ряда других центральных МСО создаются и существуют нормы, институты и субинституты многосторонних универсальных соглашений, касающихся спортивной проблематики и охватывающих различное количество государств. В МСП существуют нормативные комплексы, используемые в регулировании международных спортивных отношений на региональном уровне (например, в Европейском Союзе). Кроме того, в состав МСП входит большое количество норм, институтов и субинститутов, регулирующих двусторонние международные спортивные отношения. Наконец, нормы МСП регламентируют внутригосударственные спортивные отношения, осложненные международным (иностранным) элементом.

При систематизации МСП его нормы по образцу международного права в целом можно подразделить на Общую и Особенную (или Специальную) части. В Общую часть входят нормы, институты и субинституты, которые охватывают, пронизывают своим регулированием все международные спортивные отношения, а в Особенную – нормы, институты и субинституты, регулирующие лишь отдельные вопросы, «срезы», группы международных спортивных отношений.

Следовательно, в Общую часть МСП можно включить нормы, институты и субинституты, закрепляющие:

· принципы МСП;

· правовое положение МСО;

· правовой статус государств в сфере международных спортивных отношений;

· правовое положение национальных спортивных организаций как субъектов МСП;

· статус спортсменов, тренеров, судей и других индивидуальных субъектов МСП, и др.

В Особенную часть МСП входят следующие институты:

· международное регулирование трудовых и социальных отношений в сфере международного спортивного движения; правовые основы организации и проведения международных спортивных соревнований;

· международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в сфере спортивных отношений;

· регулирование международных налоговых отношений в сфере спорта;

· регулирование противодействия применению допинга в международном спортивном движении;

· международное регулирование борьбы с преступностью в сфере спорта;

· регулирование рассмотрения и разрешения международных спортивных споров и др.

Объем международно-правовых норм, задействованных в процессе регулирования международной спортивной деятельности, постоянно увеличивается. МСП становится все более сложным и разветвленным. Вместе с тем именно в международном спортивном праве особенно заметны существенные пробелы, свидетельствующие о его «мягкости» или даже некой «незрелости». Это касается и проблем международного движения трудовых ресурсов в сфере спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба (спортивного общества) в другой, и международной деятельности спортивных агентов, и очевидного недостатка «структуро-держащих» международно-правовых принципов, и недостаточности многосторонних механизмов и т.п.

В последнее десятилетие XX и начале XXI в. стали ощутимы скоординированные усилия МСО и государств в наведении дисциплины в отдельных вопросах функционирования международного спортивного движения. В первую очередь речь идет о проблеме противодействия применению допинга. При этом МСО и государства все глубже осознают, что специализированные международно-правовые нормы и институты являются и могут стать еще более эффективным инструментом настройки и регулирования международных спортивных отношений.

Таким образом, МСП находится в постоянном движении и развитии, видоизменяясь и трансформируясь в зависимости от потребностей каждого периода времени. Динамика развития МСП непрямолинейна, однако можно утверждать, что определяющим фактором развития является тенденция к унификации норм МСП, в том числе на основе международных договоров и соглашений, и к их универсализации.

Системность называется в числе основных признаков права, характеризующих его сущность. Принято считать, что право представляет собой систему (от гр. «целое, составленное из частей», «соединение»), то есть совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, которая отличается определенной целостностью, единством.

Систему права традиционно определяют как объективно обусловленное объединение норм права в группы (институты, отрасли), связанные между собой, или же, наоборот, как естественным образом сложившееся разделение права на части. Объективность системы права связана с характером общественных отношений, регулируемых правом, отношений, которые составляют весьма широкую и неоднородную сферу.

Нельзя отбрасывать и субъективный характер системы права, определяющийся взглядами правоведов, исследующих и классифицирующих соответствующие нормы. По сути, от субъективного взгляда ученых зависят местоположение границ, отделяющих элементы системы права друг от друга. Именно поэтому существующие представления о количестве и номенклатуре отраслей российского права - не более чем определенные традиции, сложившиеся в отечественной правовой науке и являющиеся предметом непрекращающихся научных дискуссий и ревизий.

Вместе с тем вопрос определения в системе права сущности и места того или иного массива норм имеет существенное значение не только для научной, но и для практической юриспруденции, поскольку позволяет обозначить взаимосвязи в нормативном материале, которые необходимо учитывать как в правотворчестве, так и в применении права к реальным ситуациям и отношениям.

Приступая к такому определению, следует в первую очередь определиться с подходом к характеристике права в целом. Ни в коем случае не отрицая всего многообразия существующих в науке взглядов, оправданным видится нахождение в рамках, пожалуй, весьма типичного для современной российской юриспруденции подхода, рассматривающего право как систему юридических норм и акцентирующего внимание на таких их существенных признаках, как системность, государственноволевой и властно-регулятивный характер, единство естественного и позитивного в праве, осознанность, нормативность, формальная определенность, взаимообусловленность формы и содержания права. Такой подход можно охарактеризовать как современный нормативный подход 1 .

Для нас важно, обязательно связывая позитивное (сущее) право с нормоустановительной и обеспечительной деятельностью государства, отделить право от других соционормативных систем: корпоративных норм, обычаев, морали - также регулирующих отношения в сфере спорта. По формальным признакам иные социальные нормы похожи на юридические: они могут быть текстуально закреплены в соответствующих документах, приниматься по определенной процедуре, систематизироваться. Однако на этом сходство фактически заканчивается, ибо названные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государством, в том числе силой государственного принуждения. Поэтому такому свойству позитивного права, как государственная обеспеченность, принадлежит первостепенное значение .

Представления о структурном составе системы права формировались в отечественной юриспруденции в течение десятилетий. Принято считать, что основным элементом данной структуры является отрасль права - совокупность юридических норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом качественно однородную область общественных отношений.

Традиционно критериями отнесения норм права к отраслям являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - общественные отношения, регулируемые правом, а также объективно требующие правового регулирования. Поскольку право по своей основной сущностной характеристике является регулятором отношений в обществе, предмет правового регулирования - ключевой критерий дифференциации юридических норм по отраслям.

Метод правового регулирования - совокупность способов правового воздействия на определенную область общественных отношений - то есть на предмет регулирования.

Критерий метода правового регулирования был назван отечественными учеными-юристами в числе основных, используемых для дифференциации юридических норм по отраслям права, в середине XX в. Однако до сих дискуссионным является наличие особых отраслевых методов у многих отраслей права, само существование которых при этом никем под сомнение не ставится.

Собственно говоря, общеизвестными являются два метода правового регулирования - императивный и диспозитивный. Императивный метод (от лат. imperare - властвовать, управлять) определяет для субъектов правового отношения единственный правомерный вариант поведения. Этот метод характерен для публичных правоотношений, субъекты которых находятся в вертикальном подчинении, когда воля одного субъекта обязательна для другого субъекта. Основными способами правового регулирования в данном случае являются обязывание и запрещение. Диспозитивный метод (от лат. disposite - в порядке) предоставляет субъектам возможность самостоятельного выбора из представленных вариантов поведения либо из любых возможных незапрещенных вариантов поведения. Этот метод характерен для частных правоотношений, строящихся на основе автономии воли субъектов, формально (с точки зрения права) равных между собой. Основным способом правового регулирования в рамках диспозитивного метода является дозволение. Для спортивного права характерны оба указанных метода.

Отрасли, содержащие нормы права, распространяющие свое действие на всех субъектов права, именуются базовыми, или профилирующими. Такие отрасли составляют основу системы права, без них невозможно ее существование и функционирование. К числу базовых отраслей российского права, как правило, относят конституционное, гражданское, уголовное, административное, а также процессуальное право. В свою очередь, отрасли права, нормы которых действуют в конкретных сферах общественной жизни и применительно к специфическим субъектам именуются специальными. В отечественной системе это трудовое, семейное, уголовно-исполнительное, финансовое и земельное право.

Наряду с приведенными называемыми основными отраслями юристы выделяют отрасли комплексные - группировки правовых норм, регулирующих отношения в каких-либо определенных сферах деятельности и относящихся к разным отраслям права. В числе комплексных отраслей называют предпринимательское (хозяйственное) право, транспортное, жилищное, сельскохозяйственное, медицинское и военное право.

Фактически выделение границ комплексных отраслей осуществляется «вторым слоем» поверх предметной дифференциации правовой сферы основных отраслей. При этом выделение базовых отраслей права имеет большую научную и практическую ценность. Во-первых, это позволяет создавать комплексные учебные курсы, позволяющие преподавать основы правового регулирования в той или иной практической сфере человеческой деятельности. Во-вторых, объединение норм права, принадлежащих к различным основным отраслям права, не осуществляется произвольно: для данных комплексов характерно единство предмета, а также принципов правового регулирования.

Исходя из приведенных выше теоретических представлений в юридической литературе высказывались различные точки зрения на феноменологию спортивного права. В частности оно описывается как отрасль права, самостоятельная или комплексная, как правовой институт 1 . Ранее отдельными исследователями самостоятельность спортивного права отрицалась .

Несостоятельность рассмотрения спортивного права в качестве правового института становится очевидна, если обратить внимание на многообразие в институциональных образований, как частноправового, так и публично-правового характера, которые в силу своей уникальности даже при большом желании не могут рассмотриваться в качестве субинститутов в составе одного общего института. Состав таких институтов двойствен: с одной стороны, здесь можно выделить уникальные, не свойственные другим частям права и законодательства институты, с другой - иные правовые институты, известные в системе права и системе законодательства, представлены в спортивном праве со значительной спецификой, обусловленной своеобразием спортивной деятельности. В числе первой группы институтов можно назвать институты борьбы с допингом, драфта, институты видов спорта, Единой всероссийской спортивной классификации, сборных команд, в числе второй - институты гражданства, разрешения споров, юридической ответственности, трудового договора, перехода работников от одного работодателя к другому, аттестации работников, договора присоединения, спонсорства, страхования, агентирования, лицензирования, государственного контроля, признания и др.

Указанный довод также может быть использован и в доказательство невозможности включения спортивного права в состав какого-либо другого образования в системе права и законодательства: детально рассмотрев всю широту и многообразие отношений, составляющих предмет спортивного права, можно легко убедиться в невозможности их отнесения к предмету, в частности, административного, гражданского, трудового или какой-либо иной из общепризнанных отраслей права.

Представляется, что наиболее подходящей в данном случае будет теоретическая категория комплексной отрасли права . Нормы такой отрасли имеют единый предмет правового регулирования и общность правовых принципов.

Доказательством в пользу данного подхода является наличие сразу всех необходимых признаков, позволяющих говорить о сложившемся комплексном отраслевом характере спортивного права:

  • наличие единого предмета правового регулирования - специфичных отношений в сфере спорта;
  • наличие базового документа - Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ», осуществляющего системообразующую функцию в рамках рассматриваемой отрасли;
  • наличие единых принципов правового регулирования отрасли;
  • наличие значительного числа согласующихся между собой источников спортивного права различного уровня и их непрерывное развитие;
  • наличие специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, - Министерства спорта России;
  • активно складывающиеся институты спортивного права, не характерные для других структурных частей систем права и законодательства;
  • современная государственная политика и регулирование в области физической культуры и спорта, предполагающие приведение всего массива соответствующих нормативных правовых актов в стройную систему с учетом понимания спортивного права как комплексной отрасли законодательства.

Исходя из указанных выше признаков рядом исследователей спортивное право рассматривается также в качестве комплексной отрасли законодательства 1 - обособленной группы нормативных правовых актов, содержащих нормы нескольких отраслей права, при этом объединенных предметным единством, а также едиными принципами, в основе которых лежит базовый законодательный акт .

Одновременно, помимо норм, содержащихся в актах законодательства, связь которых с государством очевидна, к спортивному праву нередко относят также корпоративные нормы и акты, а также ряд международно-правовых норм. Поэтому спортивное право может быть рассмотрено в разных ипостасях, и встает вопрос о границах этой сферы.

Во-первых, стоит сказать о границах содержательных объемов, которые возможно вложить в понятие спортивное право. В наиболее широком смысле спортивное право может быть рассмотрено как составная часть правовой системы - целостный комплекс правовых явлений, связанных со спортом, - без ограничения правовой системой национального уровня, поскольку в силу международного характера многих спортивных отношений их регламентация осуществляется также на межнациональном (наднациональном) уровне. В таком случае спортивное право включает как соответствующий нормативный массив и систему источников, так и другие элементы, соответствующие прочим элементам правовой системы: спортивную правовую культуру, включающую спортивное правосознание и спортивно-правовую идеологию, институты, осуществляющие деятельность в сфере спортивного права, практику спортивного права и т. д.

Вместе с тем, руководствуясь традиционным для российской правовой науки нормативным подходом, в большинстве случаев спортивное право представляют как систему правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере спорта , то есть как часть системы права.

Во-вторых, определенные границы возможны внутри самого спортивного права. В частности, можно вести речь о классификации общественных отношений собственно спортивной природы и тех, которые сопутствуют спорту. Представляется, что подобная позиция имеет право на существование, как, например, имеет право на существование позиция, разграничивающая трудовые и другие тесно связанные с ними отношения 1 , образовательные отношения и сопутствующие им . При этом в данной связи не следует забывать, что мы ведем речь о разграничении и классификации внутри спортивного права, и как собственно спортивные, так и сопутствующие отношения входят в его предмет.

Особенностью сферы спорта является дифференциация на виды. Поэтому отдельной проработки требует вопрос о возможности специального правового регулирования отдельных видов спорта. В частности неоднократно высказывалось мнение о необходимости отдельного законодательного регулирования футбола.

Можно очертить и внешние границы спортивного права, отделяющие его от иных нормативных правовых регуляторов в рассматриваемой сфере. К настоящему времени сфера спорта регулируется как широко возрастающим количеством государственных нормативных правовых актов: законов и подзаконных нормативных правовых актов органов государственной власти и муниципальных правовых актов, - так и правовых актов делегированного государством локального правотворчества, а также актов неправового корпоративного нормотворчества. В связи с этим необходимо придерживаться строгого терминологического различия между понятиями локальные акты (нормативные правовые) и корпоративные акты.

Характерно, что в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» правила видов спорта, разрабатываемые международными спортивными федерациями, требуют подтверждения на национальном уровне. Схожий порядок недавно был установлен и в отношении международных и национальных антидопинговых правил. Представляется, что указанный механизм лишний раз свидетельствует о необходимости придания корпоративным нормам отсутствующего у них правового характера путем их утверждения в виде нормативных правовых актов.

В настоящее время активно развивается понятие так называемого мягкого спортивного права - по сути тех же корпоративных актов - и подходы к его определению . Указанная группа нормативных актов занимает своего рода пограничное положение, когда перед нами стоит задача «демаркации» спортивного права. Вместе с тем, затронув еще раз фундаментальную проблему правопонимания, необходимо указать, что отношения в сфере спорта регулируются широким спектром социальных норм, однако под спортивным правом следует понимать только ту их часть, которая, даже в условиях определенной автономии спорта, создается или санкционируется и обеспечивается государством.

Внешние границы спортивного права связаны, кроме того, с моментом предметного разграничения спортивного права и иных образований в системе права. С учетом комплексную природу описываемого явления, речь, конечно, не идет о соотношении спортивного права с базовыми отраслями права. Однако в некоторых случаях может иметь место проблема демаркации спортивного права и иных комплексных образований - например, предпринимательского права 1 . Отдельной проблемой можно обозначить разграничение отношений в сфере спорта, в частности спортивной подготовки и образовательных отношений, регулирующихся образовательным правом . В научной литературе также отмечается тесная связь спортивного права с законодательством о здравоохранении, о социальной защите населения, о местном самоуправлении и др. При этом примыкание к спортивному праву институтов административного, трудового, гражданского и иных отраслей права не меняет их отраслевой принадлежности .

Наконец, внешне спортивное право как явление национального права необходимо разграничивать с его проявлениями наднационального и международного характера.

С. В. Алексеев вводит понятие международного спортивного права, которое предлагает рассматривать как систему специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения, складывающиеся в международной спортивной сфере. При этом международное спортивное право, по его мнению, объединяет нормы международного права и национального законодательства .

Учитывая дискуссионность самого понятия международного права и вопроса его структуры, а также то, что данная проблематика лежит за пределами объекта и предмета нашего исследования, тем не менее, следует помнить о:

  • несовпадении субъектного состава международного права 1 и состава участников отношений, складывающихся в международной спортивной сфере: большинство участников таких отношений - спортсмены и их коллективы, национальные спортивные федерации и другие - в традиционном понимании не являются субъектами международного публичного права;
  • применимости к правовым конфликтам в сфере спорта «с иностранным элементом» прежде всего не норм международного публичного права, а - в соответствии с правилами международного частного права - норм национального правопорядка либо норм международных спортивных организаций, санкционированных национальными правопорядками, на которых эти международные спортивные организации основывают свою деятельность .

Таким образом, мы рассматриваем спортивное право как комплексную отрасль внутригосударственного, российского права, при этом осознавая, что оно является частью сложного и многоуровневого феномена, именуемого спортивным правом.

А. В. Мицкевич применительно к системам права и законодательства утверждал, что обособить возможно лишь то, что обособленно в реальности, в общественных и правовых отношениях . Особенности различных отраслей правового регулирования выражаются в структуре правоотношений, соотношении прав и обязанностей, составе участников и их правовой характеристике, средствах воздействия на поведение участников - отмечала Р. О. Халфина . Таким образом, сама возможность вести речь о спортивном праве как о явлении объективной действительности, давать ему какие-либо характеристики немыслима без обоснования наличия обособленного предмета - тех реальных специфичных общественных отношений, регулируемых спортивным правом.

Первичную характеристику спорта и физической культуры, казалось бы, можно было получить на основе их легальных определений. Так, п. 12 и 26 ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» содержат следующие дефиниции:

«Спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;

Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития».

Однако на практике соотнесение указанных определений весьма неоднозначно и становится острой проблемой. Так, А. А. Исаевым было подсчитано, что в различных источниках содержится более 200 различных понятий спорта".

Вместе с тем, поскольку в приведенных выше легальных дефинициях спорт определяется через общий термин «сфера деятельности», то есть как совокупность общественных отношений, а физическая культура - как «часть культуры», следует осознанно употреблять термин «спортивное право», а не «физкультурно-спортивное», например, понимая под предметом спортивного права общественные отношения, складывающиеся в сфере спорта по поводу участия человека в соревнованиях и подготовки к ним. Для их обозначения мы используем термин «спортивные отношения», а когда указанные отношения урегулированы правом, то также оправданно употребление терминов «спортивно-правовые отношения», или «спортивные правоотношения».

Специфика спортивных правоотношений как особой группы урегулированных правом общественных отношений заключается в их отличительных признаках, к которым относятся:

  • направленность на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека;
  • ориентированность на соревновательную (состязательную) деятельность и (или) подготовку к ней;
  • детальная регламентированность как результатов соревновательной деятельности человека, так и способов и отдельных действий по их достижению;
  • стабильность спортивных отношений и регламентирующих их норм;
  • ограниченность применения принципа эквивалентности.

Кроме того, специфика проявляется в особом субъектном составе

спортивных правоотношений.

В качестве особого вида правовых отношений спортивные правоотношения рассматриваются целым рядом отечественных исследователей. Так, А. А. Соловьев утверждает, что спортивные отношения представляют собой совершенно особый вид общественных отношений, не свойственный предмету регулирования отраслей в традиционной классификации: для их регулирования не может быть применен императивный метод, их невозможно свести к понятию услуги 1 .

Возможна, хотя иногда и затруднительна, классификация отношений в сфере спорта в соответствии с делением спорта на составные части. В таком случае можно говорить об отношениях в сферах профессионального спорта, спорта высших достижений, любительского, массового, адаптивного, детско-юношеского спорта и т. д. Здесь можно отметить, что, хотя такая дифференциация и установлена законодательно, она имеет философско-историческую природу и разрабатывается и описывается прежде всего не юристами, а исследователями самого феномена спорта .

Братановский С.Н., доктор юридических наук, профессор.

В теории права выделяют два вида системных целостных образований: отрасль законодательства и отрасль права.

Отрасль законодательства понимается как суммативное образование, в котором нормы различных отраслей права объединяются по предмету правового регулирования в целях комплексного регулирования какой-либо относительно самостоятельной, устойчивой области общественных отношений. В то же время отрасль законодательства не имеет собственного предмета и собственного метода правового регулирования. Как справедливо отмечает С.С. Алексеев, "юридические особенности социальных норм, входящих в комплексную отрасль, как бы распределены по двум адресам". По своим главным показателям (методу и механизму правового регулирования) они относятся к той или иной основной отрасли, подчиняются ее общим нормам, принципам, положениям. Их структурные признаки, особенности метода и механизма регулирования выражены в этих общих нормах, принципах, положениях. Следовательно, в каждом конкретном случае можно совершенно точно определить, к какой основной отрасли относится данная специальная норма <1>.

<1> См.: Алексеев С.В. Теория права. М., 2005. С. 46.

Примерами комплексных отраслей законодательства могут служить страховое, морское, банковское, жилищное право и некоторые другие массивы законодательства, основное содержание которых составляют нормы гражданского, административного, финансового, трудового права.

Иное, более сложное системное строение имеет отрасль права, к которой традиционно относят конституционное, гражданское, трудовое, уголовное, земельное, финансовое, административное, семейное, экологическое, уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное права. Каждая отрасль права, будучи органически целостной, обладает следующими признаками:

  1. имеет собственный предмет правового регулирования;
  2. характеризуется своеобразным юридическим режимом, который наиболее ярко воплощается в методе правового регулирования;
  3. имеет основной институт, который закрепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, содержит иные общие положения. Нормативные положения такого института как бы цементируют, объединяют в целостное образование нормы и институты отрасли, определяют их необходимые свойства как компонентов данной, а не иной отрасли права;
  4. имеет развитую систему источников права, обеспечивающих полное и последовательное регулирование всех, без какого-либо исключения, отношений, образующих содержание предмета этой отрасли. Как правило, в основе источников права отрасли лежит кодифицированный акт, содержащий ее основополагающие, исходные нормы <2>.
<2> См.: Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М., 2000. С. 9 - 10. Об источниках спортивного права см.: Лукин М.В. Правовая организация управления физической культурой и спортом в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.

Исследуя проблемы спортивного права, нельзя обойти вниманием вопрос о его месте в общей правовой системе России.

По данной проблеме в научной литературе высказано несколько точек зрения. Согласно первой из них спортивное право является структурной частью административного права <3>. Согласно второй спортивное право является комплексным межотраслевым институтом, занимающим самостоятельное место в системе российского права <4>. В соответствии с третьей точкой зрения спортивное право представляет собой самостоятельную отрасль системы российского права <5>. Какая из них соответствует истине?

<3>
<4> См.: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта. М., 2005. С. 129; Братановский С.Н. Управление физической культурой и спортом в условиях реформ: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 1997. С. 37; Чемакин И.М. Правовые проблемы управления физическим воспитанием советских граждан. Свердловск, 1988. С. 97.
<5> См.: Корякин М.В. Правовое регулирование физической культуры и спорта. М., 2002. С. 97.

Рассмотрение законодательства, регулирующего спортивные отношения, его предметная и целевая специфика и обособленность в общей системе законодательства привели нас к выводу о том, что оно, несомненно, представляет вновь сложившуюся отрасль законодательства. Однако необходимо выяснить, в каком соотношении находится эта отрасль с существующей системой права, поскольку законодательство является всегда источником или формой выражения какой-то отрасли права.

Выше говорилось о близости спортивного законодательства административному, о значительном удельном весе норм административного законодательства. Можно ли на основании этого считать спортивное законодательство особой структурной частью административного права, как это иногда утверждается? <6>

<6> См.: Бахрах Д.Н. Административно-правовые основы управления физической культурой // Физическая культура, спорт, туризм (правовое регулирование). Свердловск, 1985. С. 46 - 65.

Такое решение представляется не совсем точным, так как оно основано на учете только количественного фактора и не учитывает фактора качественного, т.е. особую и ведущую роль, которую выполняют нормы, регулирующие спортивные отношения.

С учетом этого фактора, а также специфики метода регулирования спортивных отношений, состоящей в том, что регулирование большей части этих отношений осуществляются без помощи "власти - подчинения", следует признать, что спортивное право, будучи органически и генетически связано с административным правом, в целом и главном от него отличается. Следовательно, не может быть признано вполне правильным включение спортивного законодательства в качестве спортивного права в систему административного права на правах подотрасли.

Если согласиться с той схемой взаимоотношений законодательства и права, которая приводится в трудах А.Ф. Шебанова и С.С. Алексеева, то следует признать, что обособившееся спортивное законодательство стоит на пути своего формирования как отрасли права <7>.

<7> Она состоит в том, что "в большинстве случаев, когда исторически формируется отрасль законодательства, это одновременно означает, что перед нами становление особой отрасли права... Это связано с тем, что само по себе обособление той или иной области законодательства уже означает... известное преобразование в самой правовой материи" (Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1973. С. 48 - 149).

Правда, с вышеприведенным положением соглашаются не все юристы. Так, С.Н. Братусь, возражая С.С Алексееву, приводит в качестве аргумента утверждение о том, что есть отрасли права без обособленного акта, а именно административное право <8>. Такого аргумента недостаточно для опровержения многочисленных примеров создания из обособившихся отраслей законодательства таких отраслей права, как финансовое, семейное, земельное и др. Что же касается административного права, то оно, не кодифицированное пока в целом из-за своей громоздкости, в принципе может быть кодифицировано. Ведь если юридическая практика создает конституции, закрепляющие правовые основы всего общественного строя, то тем более можно создать акт, который заложил бы основы государственного управления как его части и наметил бы основные направления правового регулирования управленческих отношений.

<8> См.: Братусь С.Н. Система советского законодательства. М., 1980. С. 42.

Следует помнить, что влияние законодательства и права взаимно. Развитие законодательства побуждается развитием права. Например , о возможности и необходимости преобразования административно-правовой материи было сказано в статье В.М. Чхиквадзе и Ц.А. Ямпольской "О системе советского права". Авторы тогда обратили внимание на сложность внутренней структуры административного права, на его внутреннюю готовность к выделению новых подотраслей, в частности, как они полагали, социально-культурного права <9>.

<9> См.: Советское государство и право. 1967. N 9. С. 4.

С другой стороны, законодательство как форма (права) оказывает обратное воздействие на содержание, т.е. на право, в том числе на его систему, структуру и на сам его статус. Правильно отмечая влияние законодателя на развитие и формирование отрасли права, некоторые ученые, на наш взгляд, дают не совсем верные оценки роли субъективного права в развитии законодательства и права. Говорится, например, что "общие положения, создаваемых в целях координации норм в рамках одной сферы, порождают иллюзию перерастания сферы законодательства в самостоятельную отрасль права, но о самостоятельной отрасли права можно говорить лишь в том случае, если в общих положениях определяется природа особого метода правового регулирования" <10>.

<10> Васильев Ю.С. Кодификация и систематизация советского законодательства // Советское государство и право. 1971. N 9. С. 17.

Но не существует ли все же отрасль права объективно, изначально, до провозглашения ее в качестве таковой волей законодателя? Ведь можно обособить лишь то, что обособлено в реальности, в общественных и правовых отношениях, то, что отлично по характеру регулирования <11>.

<11> См.: Мицкевич А.В. Соотношение системы советского права с системой советского законодательства // Учен. зап. ВНИИСЗ. М., 1967. Вып. 2. С. 14 - 15.

Поэтому совершено справедливым является утверждение о том, что право изменяется по воле законодателя, но в соответствии с реальными условиями <12>. Кроме того, существует ли в каком-либо отраслевом основополагающем акте указание на особый метод правового регулирования, да и возможно ли такое указание? Достаточно, очевидно, указания на предмет, метод же производен от него.

<12> См.: Братусь С.Н. Указ. соч. С. 44.

Жукова Юлия Игоревна/Zhukova Yulia Igorevna , Российский Государственный Университет Дружбы Народов

Аннотация : в статье рассматривается роль спортивного права в правовой системе РФ ….

Ключевые слова : анализ, право,спортивное право

В современный период в России и во всем мире возрастает роль законодательства, регулирующего сферу физической культуры и спорта. Физическое воспитание граждан в нашей стране является неотъемлемой частью здорового образа жизни населения и предметом особого внимания со стороны государства, что обусловливает необходимость более глубокого изучения и понимания внутренней логики и закономерностей развития правовых норм, совокупность которых в настоящее время объединяется в систему спортивного права.

Вопросы, поднимаемые и обсуждаемые ведущими специалистами в области правового регулирования физкультуры и спорта в монографических и диссертационных исследованиях , а также в иных научных публикациях охватывают достаточно широкий спектр вопросов исследуемой комплексной отрасли права. Возрастающий интерес к спортивному праву со стороны юристов и общественности продемонстрировала также состоявшаяся 3 апреля 2015 года Девятая Международная научно-практическая конференция «Спортивное право. Перспективы развития».

Однако на сегодняшний день существует ряд проблем в определении соотношения спортивного и иных отраслей права.

Рассмотрение законодательства, регулирующего спортивные отношения, его предметной и целевой структуры, а также специфики и обособленности в общей системе законодательства позволяет с определенностью утверждать, что спортивное право, несомненно, представляет новую сложившуюся комплексную отрасль. Вместе с тем нельзя отрицать существование корреляции законодательства о спорте и административного законодательства России.

Основным нормативным документом, регламентирующим отношения в сфере физической культуры и спорта, является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", вступивший в силу в 2008 году. Но за время, прошедшее с момента принятия закона, в него было внесено достаточно изменений, наиболее значимыми из которых являются введение в закон понятий всероссийского реестра видов спорта и антидопинговых правил.

Так, в 2011 г. целях введения юридической ответственности за применение допинга были внесены соответствующие поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В статье 6.18 КоАП РФ закреплено, что «нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет», а аналогичные действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего спортсмена, влекут дисквалификацию на срок три года.

Перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте конкретизирован федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта. В частности, к запрещенным субстанциям дополнительно отнесены миметики и триметазедин; каратэ исключено из списка видов спорта, по которым в соревновательный период запрещен алкоголь; бета-блокаторы дополнительно запрещены в соревновательный период по подводному плаванию.

Следует заметить, что вопрос о соотношении административного и спортивного права в определенной степени можно считать дискуссионным, и с утверждением о том, что спортивное законодательство представляет собой структурную часть административного законодательства, вряд ли можно согласиться.

Специфика метода регулирования общественных отношений в сфере физической культуры и спорта заключается в том, что регулирование определенной части этих отношений осуществляется без обращения к императивному методу правового регулирования. Таким образом, следует признать, что спортивное право, будучи органически и родственно связано с административным правом, в целом и основном от него отличается.

Если согласиться с той схемой отношений законодательства и права, которая представляется в работах А.Ф. Шебанова и С.С. Алексеева , то следует признать, что обособившееся законодательство в сфере физической культуры и спорта активно формируется в комплексную отрасль права – спортивное право.

В данном отношении С.С. Алексеевым совершенно точно отмечено, что "в большинстве случаев, когда исторически формируется отрасль законодательства, это одновременно означает, что перед нами становление особой отрасли права... Это связано с тем, что само по себе обособление той или иной области законодательства уже означает... известное преобразование в самой правовой материи"

Вышеизложенное, а также специфика формирующихся в сфере спорта и физической культуры особых общественных отношениях, подтверждает обоснованность выделения комплексной отрасли права - спортивного права.

Предмет спортивного права как комплексной отрасли права, представляющей собой совокупность правовых норм и институтов – это общественные отношения, связанные с различными направлениями в сфере физической культуры и спорта, а также возникающие между физкультурно-спортивными организациями и другими субъектами. Здесь могут возникать и некоммерческие отношения, а также отношения, связанные с государственным регулированием физкультурно-спортивной деятельности в целях обеспечения интересов общества и государства

Механизм управления физкультурно-спортивной деятельностью отличается многоэлементностью, поэтому очевидно, что в нем должны ассоциативно использоваться различные методы правового регулирования, что характерно для комплексных отраслей права.

Конкретизация основных функций спортивного права позволяет выделить регулятивную (фиксирование физкультурно-спортивных правоотношений, формирование прав и обязанностей сторон физкультурно-спортивных правоотношений; определение фактов, с которыми нормы спортивного права связывают начало юридических последствий) и охранительную (установление санкций и составов правонарушений, которые образуют основания для юридической ответственности) функции.

В силу того, что отношения в спорте развиваются достаточно стремительно, в современной практике появляются проблемы, задающие векторы совершенствования законодательства в исследуемой сфере.

Федеральным законом от 03.11.2015 N 308-ФЗ "О внесении изменения в статью 34.3 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации» закреплена необходимость обеспечивать не реже одного раза в четыре года повышение квалификации тренеров, осуществляющих руководство прохождением лицами спортивной подготовки.

Тем не менее, правовая регламентация спортивной подготовки, закрепляющая механизмы установления требований к тренировочному процессу, совершенствование федеральных стандартов спортивной подготовки, регламентации деятельности тренеров, нуждается в совершенствовании.

Еще одним, не менее значимым направлением развития спортивного права, является исследование правового статуса спортивных федераций, а также совершенствование правового механизма их взаимодействия с органами государственной власти.

Особое отражение в спорте приобретают институты гражданского права (проблемы спонсорства), трудового права (правовые отношения между работодателем и спортсменом, тренером и работодателем), институт аттестации (допуск спортсмена к соревнованиям и определение квалификации тренера\спортсмена), институт страхования спортсменов, а также агентская деятельность. Необходимо обратить внимание также и на то, что своеобразие спортивного права определяется не только особенностями институтов, которые его составляют, но и системой, спецификой взаимодействия этих институтов.

Спорт, с одной стороны, это комплексное явление с множеством функций: имиджевой, экономической, инвестиционной и спонсорской, с другой стороны, спорт интерпретируется как динамично развивающаяся сфера, что обусловливает необходимость своевременного совершенствования законодательства. В числе приоритетных направлений дальнейшего развития законодательства следует отметить урегулирование отношений в сфере детско-юношеского спорта, спорта инвалидов, профессионального спорта.

Представляется, что рассмотрение системы спортивного права на концептуально-правовом уровне, позволит дальше строить работу по его совершенствованию, результатом которого станет повышение уровня правовой регламентации общественных правовых отношений в сфере физической культуры и спорта, соответствующего прогрессивным интересам развития личности, общества и государства.

См., например, Алексеев С. В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2013; Гусов К. Н., Шевченко О. А. Спортивное право: правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта. 2-е изд. М.: Проспект, 2011; Соловьев А. А. Российский и зарубежный опыт систематизации законодательства о спорте: Монография / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2011 и др.

См., например, Жабин Н. А. Административно-правовое регулирование отношений в области спорта: автореф. дис. ... к.ю.н.:- М, 2012.- 25 с.; Гребнев Р. Д. Конституционное право на спорт: сравнительно-правовое исследование: дис. ... к.ю.н.:- М, 2012.- 27 с.; Понкина, А. И. Государственное управление и самоуправление в области спорта: дисс. …к.ю.н.- М, 2013.- 217 с.; Бабаев Р. Ю. Особенности правового регулирования труда иностранных граждан в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации: дисс. …к.ю.н.- М, 2014.- 173 с.

См., например: Шебанов А.Ф. О понятиях источника и формы права. // Правоведение. 1965. № 4

См., например, Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2 томах. Свердловск, 1973.

Поделиться: