Правовые основы обеспечения безопасности и охраны труда. Соглашения по охране труда Базовый перечень нормативных документов по охране труда

1 Нормативно-техническая документация по охране труда

Нормативная документация определяет требования к условиям труда, т. е. к уровню вредных производственных факторов. Нормативно-техническая документация обеспечивает защиту работающих от действия опасных и вредных факторов, определяет требования к производственному оборудованию и производственным помещениям, к организации и проведению технологических процессов, со-зданию и применению средств защиты. Требования нормативной и нормативно-технической до-кументации должны учитываться как на этапе эксплуата-ции сооружений, оборудования, средств защиты и прове-дения технологических процессов, так и на этапе их проек-тирования. Нормативная документация представлена нормами и правилами Минздрава РК и стандартами Госстандарта РК. Нормативно-техническая документация включает правила, нормы, инструкции, стандарты. Нормы и правила по охране труда подразделяются на единые, межотраслевые и отраслевые. Действия единых норм и правил распространяются на все отрасли народного хозяйства. Они принимаются федеральными директивными органами совместно или по соглашению с Федерацией профсоюзов и содержат важнейшие требования, единые для всего на-родного хозяйства. Аналогичный порядок принят для межотраслевых норм и правил, распространяющихся на нескольких отраслей либо на отдельные виды производства или работ во всех отраслях. Отраслевые нормы и правила по охране труда учитывают специфику отдельных отрас-лей народного хозяйства и распространяются на все пред-приятия. Они утверждаются министерствами, органами государственного надзора совместно или по соглашению с ЦК профсоюза отрасли. Инструкции по охране труда бывают типовыми (для рабочих основных предприятий), отраслевыми и действующими в масштабе предприятия . В настоящее время ос-новными видами нормативно-технической документации яв-ляется действующая система стандартов безопасности труда (ССБТ).

2 C истема стандартов безопасности труда (ССБТ)

Система стандартов безопасности труда - комплекс взаи-мосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.001-82).

Основными задачами стандартизации являются: определение еди-ной системы показателей необходимого уровня надежности в зависимо-сти от назначения машин, механизмов, оборудования, станков и условий их применения; установление единых терминов и обозначений в облас-ти безопасности труда, создание системы стандартов безопасности труда. Стандартизация - установление и применение правил с це-лью упорядочения деятельности в определенной области. Стандарти-зация вводится при участии всех заинтересованных сторон, в частно-сти, для достижения оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности.

Стандарт - нормативно-технический документ, устанавли-вающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартиза-ции и утвержденный компетентным органом. ССБТ является состав-ной частью государственной системы стандартов.

Установлены следующие категории стандартов: ГОСТ – госу-дарственный стандарт; РСТ – республиканский стандарт; СТП – стандарт предприятия.

Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями и организациями государства. Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли (например, строителей). Стандарты предприятий обязательны только для предприятия, утвердившего их. Стандарты, входящие в ССБТ, подразделяются на подсистемы, обозначаемые цифрами от 0 до 9. Государственные стандарты ССБТ разрабатывают по планам, утвержденным Государственным комитетом по стандартам, и согласо-вывают с Государственной инспекцией труда РБ, Минздравом РБ и в необходимых случаях - с органами государственного надзора. Отраслевые и республиканские стандарты разрабатывают на основе государственных с учетом особенностей безопасности труда в отрасли, республике. Их проекты согласовывают с отраслевыми комите-тами профсоюзов, а также с органами Государственного санитарного надзора, а при необходимости - и с другими органами надзора. Стандарты предприятий ССБТ разрабатывают на предпри-ятиях силами соответствующих специалистов, отделов, служб и согла-совывают с профсоюзным комитетом предприятия.

3 Порядок расследования несчастных случаев, связанных с производством

О несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец должен сообщить непосредственному руководителю, который обязан:

1) организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в лечебное учреждение;

2) сообщить о случившемся руководителю подразделения (мастеру, прорабу);

Руководители подразделения обязаны сообщить о случившемся руководителю предприятия, профсоюзу. Лечебно профилактические учреждения информируют в течение суток нанимателей о лицах, которым оказана медицинская помощь в связи с травмами на производстве. Расследование несчастных случаев производится представителем нанимателя, представителем профсоюза, работниками службы охраны труда. Расследование должно быть проведено в срок не более 3 дней. При расследовании:

1) проводится обследование места, где произошел несчастный случай;

2) организуется при необходимости фотографирование места несчастного случая, поврежденного объекта, проведение технических расчетов, лабораторных исследований;

3) изучаются документы;

4) устанавливаются обстоятельства, причины несчастного случая, лица, допустившие нарушение законодательства о труде.

После завершения расследования полномочный представитель с участием лиц, проводивших расследование, оформляет акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 в трех экземплярах. Если в ходе расследования установлено, что несчастный случай произошел при совершении противоправных действий, преследуемых в уголовном порядке (хищении), в результате умышленных действий по причинению вреда своему здоровью, то такой случай оформляется Актом о непроизводственном несчастном случае (происшествии) формы НП (3 экз.). Наниматель в течении 2 дней после окончания расследования, утверждает акт формы Н-1 регистрирует его в журнале регистрации несчастных случаев на производстве. По одному экземпляру утвержденного акта формы Н-1, наниматель направляет в 3-х дневной срок после утверждения:

1) потерпевшему или лицу, представляющему его интересы;

2) госинспектору труда;

3) специалисту по охране труда с документами расследования.

Копии акта формы Н-1 наниматель направляет руководителю подразделения, где работал потерпевший, профсоюзу, органу государственного специализированного надзора, если случай произошел на подконтрольном ему предприятии, вышестоящему органу управления (по его требованию).

В случае несогласия с содержанием акта формы Н-1 наниматель принимает решение о проведении дополнительного расследования. В случае несогласия пострадавшего с изложенными в акте формы Н-1 обстоятельствами несчастного случая, пострадавший в праве обратится в суд или инспекцию по труду. Акт формы Н-1 с материалами расследования хранится 45 лет у нанимателя.

4 Требования к специалистам по безопасности и охране труда

К замещению должности инженера по ОТ допускаются лица имеющие диплом о присвоении квалификации инженера по ОТ или стаж работы в этой области не менее 1 года. Лица впервые вступившие в должность инженера по ОТ и не имеющие соответствующего диплома или стажа должны пройти обучение по безопасности труда по специальным программам на курсах повышения квалификации до исполнения должностных функций.

5 Порядок расследования несчастных случаев, происшедших с работников в пути следования на работу или с работы

Несчастные случаи, произошедшие с работником при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем или личном, при наличии соответствующего договора или распоряжения работодателя о его использовании в производственных целях, расследуются и учитываются в соответствии с Положением. При этом не имеет значения, принадлежал ли транспорт этой же или другой организации или был получен ею по заявке от автопредприятия. Основным критерием здесь является то, что работодателем организована доставка работников на работу или с работы транспортом. Если работник ехал на работу или с работы на общественном транспорте, на собственном автомобиле без договора с работодателем или его распоряжения на использование этого автомобиля в производственных целях или шёл пешком, то несчастный случай не рассматривается, как имевший место на производстве. Несчастный случай, произошедший с работником в рабочее время при перемещении на общественном или личном транспорте к месту выполнения задания и обратно, либо когда деятельность лица связана с постоянным перемещением (почтальоны), подлежит расследованию и учёту в соответствии с Положением. Личный транспорт, используемый работником в соответствии с договором с работодателем в производственных целях, рассматривается как транспорт, предоставленный работодателем. В данном случае, работодатель будет рассматриваться как владелец источника повышенной опасности, в связи с чем он будет обязан возместить вред, причинённый здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей источником повышенной опасности, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. В данном случае это касается возмещения пострадавшему морального вреда, так как другие виды возмещения вреда осуществляет страховщик – Фонд социального страхования.

6 Производственное освещение. Единицы измерения

Неправильно организованное освещение рабочих мест ухудшает видение, утомляет зрительный аппарат, вызывает снижение остроты зрения, отрицательно влияет на нервную систему и может быть причиной травматизма. Освещение должно быть равномерным и достаточным. В зависимости от источника освещения различают три вида: естественное, искусственное, смешанное освещение. По назначению искусственное освещение подразделяется:

На рабочее (предназначенное для освещения рабочих мест);

Аварийное (предназ. для освещения технологических процессов при внезапном откл. рабочего освещения);

Эвакуационное (предусматривается на путях эвакуации людей);

Охранное (обеспеч. освещение границ территории строительной площадки ночью);

Дежурное (предусамтр. для освещения рабочего места во внерабочее время).

Естественное освещение хар-ся коэф. естественной освещенности. (Е=(Ев/Ен)*100% ). Он позволяет оценивать и нормировать условия естественного освещения, и по санитарным нормам он принимается от 1 до 10%. Искусственное освещение измеряется в люксах. Искусственное освещение бывает: общее и местное. Общее – это когда вся стройплощадка освещается однотипными светильниками, равномерно расположенными над освещаемой поверхностью. Различают общее локализованное освещение – это направление светового потока с учетом расположения рабочих мест.

Местное искусственное освещение применяется для освещения только зоны производства работ, осуществляется стационарными и переносными осветительными приборами. Охранное освещении должно быть не менее половины или одного люкса на уровне земли. Эвакуационное освещение устраивается в помещениях с числом работающих более 50 чел. Освещенность ступеней и пола 0,5лк, открытой территории 0,2лк.

7 Система управления охраной труда на предприятии

Сложность проблемы ОТ состоит в том, что решение должно обеспечиваться на каждом участке производства, на каждом рабочем месте. Поэтому основной главной целью управления ОТ следует считать совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности на основе решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих. Под управлением охраной труда понимается планомерный процесс воздействия на систему «человек-машина-произв.среда» для получения заданных значений, совокупности показателей хар-щих состояние условий труда. В решении задач в сфере ОТ применяют участие практически все работники предприятия от директора до рабочего. Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер по повышению уровня охраны труда осущ-ся через систему управления ОТ (СУОТ). Нормативно -техническая документация по охране окружающей среды включает... труда , утвержденный уполномоченным компетентным органом. Нормативно -техническая документация по охране труда включает правила по ...

  • Нормативные документы по охране труда и охране окружающей среды

    Реферат >> Государство и право

    1Создание правовой и нормативно -методической базы, нормативные документы по охране труда . 3 1.2 Нормативные документы по охране окружающей среды. ... более 10 % документации по охране труда , соответствующей законодательству, ... корни не только технического , но и...

  • Законодательное и нормативно -правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности (1)

    Закон >>

    Ликвидации чрезвычайных ситуаций» Нормативно -техническая документация по охране окружающей среды включает... повышение безопасности труда . Нормативно -техническая документация по охране труда подразделяется на стандарты безопасности труда (государственные...

  • Контрольная рабоат по Охране труда

    Закон >> Безопасность жизнедеятельности

    ... по охране труда издавать свои нормативные акты по охране труда . Перечень нормативно -правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда ... при принятии. Нормативно -техническая документация обеспечивает защиту работающих...

  • В соответствии с законодательством РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда в организации возложены на работодателя. Для реализации этой задачи в организации должна быть создана система управления охраны труда, регламентированная законодательными, подзаконными нормативными правовыми актами и организационно-методическими документами. Наличие комплекта таких документов должен обеспечить работодатель с учетом специфики деятельности организации (ст. 212 ТК РФ).

    В нашей стране за последние годы произошли серьезные позитивные изменения в законотворческой деятельности в сфере охраны труда. И наиболее важным моментом явилось принятие Трудового кодекса РФ, который не только закрепил ранее действовавшие положения об охране труда, но и поднял на более высокий уровень обеспечение гарантий прав работников на здоровые безопасные условия труда, закрепленные ст. 7 и ст. 37 Конституции РФ.

    Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты по охране труда

    Основополагающими среди документов по обеспечению безопасности условий труда, которые должны быть в организации, являются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ об охране труда, которыми устанавливаются требования, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности.

    Федеральные нормативные документы

    Источник: Информационный портал Алтайского края по труду и занятости населения
    (http://trud22.ru/ohrana_truda/npa/)

    Нормативные документы субъектов РФ и муниципалитетов

    Перечень документов, используемых при создании служб по охране труда и локальной документации может быть увеличен и за счет регионального законодательства, ведь органы местного самоуправления на основании норм закона также имеют право издать нормативные акты регулирующие некоторые виды правоотношений в субъектах федерации.

    Локальные акты организации по охране труда

    Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В него могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по всему комплексу вопросов социально-трудовых отношений в организации с учетом ее финансово-экономического положения.

    Отдельным разделом в колдоговор включаются обязательства по улучшению условий и охраны труда и здоровья работников, выплатам компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, режиму труда и отдыха, санитарно-бытовому и лечебно-профилактическому обслуживанию, а также обучению и профессиональной подготовке в области охраны труда и другие вопросы, определенные сторонами.

    Соглашение по охране труда входит в колдоговор в качестве приложения или разрабатывается и утверждается в виде самостоятельного правового акта, включающего обязательства работодателя по улучшению условий и охраны труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ст. 226 ТК РФ).

    Нарушение работодателем требований законодательства, регламентирующих порядок заключения и выполнения коллективного договора, соглашения об охране труда, относится к административным правонарушениям, за которые устанавливается административная ответственность (в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях).

    Право наложения административных взысканий ТК РФ возложено на государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ).

    Основным нормативным документом, устанавливающим требования безопасности при выполнении всех видов работ, является инструкция по охране труда для работников конкретной организации.

    Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (либо межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), с учетом требований безопасности, изложенных в эксплуатационной, ремонтной и технологической документации и конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности или профессии работника либо с учетом выполняемой работы (постановление Минтруда России от 17.12.02 № 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований по охране труда»).

    Инструкции для работников организации разрабатываются руководителями цехов (или участков при безцеховой структуре), отделов, лабораторий и других соответствующих им подразделений после проведения предварительных консультаций с выборным профсоюзным органом (либо другим представительным органом работников) и службой охраны труда.

    Контроль за изучением и выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей организаций и их структурных подразделений (служб), руководителей цехов, участков, а также бригадиров.

    Одним из основных условий для обеспечения эффективного функционирования системы управления охраной труда является принятие в организации распорядительных документов. К таким мерам административного характера относится издание приказов: – о назначении специалиста по охране труда (или о создании службы) либо о возложении этих обязанностей на одного из технических специалистов; – о распределении функциональных обязанностей по охране труда среди руководящего состава организации, в т. ч. руководителей структурных подразделений; – о назначении ответственных лиц по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов, сосудов, работающих под давлением, газового хозяйства, паровых и водогрейных котлов, энергетического оборудования, других объектов и работ повышенной опасности; – об утверждении инструкций (положений) по охране труда руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации оборудования, объектов и работ.

    Источник: Кадровый портал КАДРОВИК.РУ
    (www.kadrovik.ru)

    Учетные и отчетные документы организации по охране труда

    Немаловажная роль в организации работы по охране труда отводится ведению учетно-отчетной документации по всем направлениям деятельности. Рассмотрим виды учетно-отчетных документов внутреннего пользования.

    Прежде всего, это журналы регистрации и программы проведения вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте.

    Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или технический специалист, на которого возложены эти обязанности приказом по организации. Вводный инструктаж должны проходить все поступающие на работу без исключения.

    Первичный инструктаж на рабочем месте проводит руководитель (начальник отдела, цеха, участка, мастер и др.), в чье непосредственное подчинение поступает работник. Инструктаж проводится индивидуально с каждым работником, с учетом его индивидуальных особенностей (стажа работы, профессии и т. п.). Список работников, освобождаемых от первичного инструктажа, утверждается руководителем организации.

    Журналы инструктажей должны быть скреплены подписями инструктируемого и инструктирующего. Программы инструктажей должны соответствовать типовым, изложенным в ГОСТ 12.0.004–90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», с учетом особенностей предприятия и конкретного рабочего места.

    Журнал распоряжений рекомендуется иметь на участке, в цехе, отделе. В нем должны фиксироваться все распоряжения, касающиеся стажировки, допуска к самостоятельной работе, закрепления ответственных лиц, дисциплинарных наказаний, поощрения работников и т. п.

    Все лица, поименованные в распоряжениях, должны быть ознакомлены с ними под роспись, что повышает ответственность и дисциплинированность.

    График периодических медицинских освидетельствований обычно составляет отдел кадров совместно с руководителями подразделений на основании утвержденного в организации перечня производств (и профессий), при работе в которых обязательно прохождение медицинских осмотров. При уклонении работника от прохождения медицинского освидетельствования работодатель обязан не допускать его к выполнению трудовых обязанностей.

    Личная карточка учета сертифицированных средств индивидуальной защиты,утв. постановлением Минтруда России от 18.12.98 № 51, заводится на каждого работника, в которой он расписывается за получение и сдачу СИЗ. Эти записи в личной карточке работника будут являться основанием, подтверждающим выдачу работнику СИЗ, при расследовании произошедшего с ним несчастного случая.

    Еще один вид отчетной документации – приказ о назначении комиссий по обучению и проверке знаний по вопросам охраны труда. Как правило, в организации создаются комиссии двух уровней: одна для проверки знаний руководителей подразделений и специалистов, вторая – для рабочих.

    Председатель первой комиссии – главный инженер или другое лицо, осуществляющее техническое руководство предприятием, члены комиссии – ведущие специалисты, представители профкома и отдела по охране труда. Председатель второй комиссии – руководитель подразделения (филиала, цеха и др.), а члены комиссии – мастера и уполномоченные по охране труда. Члены первой комиссии должны пройти обучение и проверку знаний охраны труда в одном из региональных учебных центров. Проведение проверки знаний обучающихся должно быть скреплено подписями членов комиссии (не менее трех) и экзаменуемого.

    Программа обучения рабочих безопасным методам труда должна быть составлена по всем профессиям и видам работ с использованием технических средств.

    С экзаменационными билетами или специальными вопросниками по проверке знаний по охране труда все работники (руководители, специалисты и рабочие) должны быть ознакомлены до начала проверки знаний (минимум за месяц). Рекомендуется проводить семинары и занятия с экзаменуемыми.

    Перечень действующих инструкций по охране труда должен охватывать все виды работ и профессий организации. Этот перечень согласовывается с профсоюзной организацией или с другим уполномоченным работниками представительным органом. Количество инструкций должно соответствовать перечню. Пересмотр должен проводиться не реже одного раза в пять лет, а для профессий с повышенной опасностью – раз в три года.

    Журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности хранится на участке в цехе. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью организации. Наряд-допуск на проведение работ повышенной опасности заполняется лицами, которые назначаются приказом руководителя организации с учетом структуры и местных условий, в соответствии с требованиями межотраслевых и отраслевых правил по охране труда. Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах: первый находится у лица, выдавшего наряд, второй – у ответственного исполнителя работ. Наряд-допуск подлежит хранению в течение года.

    Кроме того, чтобы регистрировать всю входящую документацию по охране труда, ведутся специальные журналы регистрации входящей и выходящей документации по охране труда. Инженер по охране труда должен знакомить работников со всей новой документацией и литературой по охране труда под роспись и под роспись выдавать ее работникам организации.

    Каждый расследованный и оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (уполномоченным лицом) в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме, предусмотренной положением о расследовании, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73. Акты о несчастных случаях на производстве хранятся в течение 45 лет и включаются в годовую форму государственной статистической отчетности.

    Во всех организациях, деятельность которых затрагивает автоперевозки, должны быть подготовлены приказы по организации работы автотранспортных средств: о порядке перевозки негабаритных грузов, о назначении ответственных лиц за техническое состояние автотранспорта, за перевозку людей, о проведении медицинских осмотров водителей, допущенных к этой работе, и др.Среди других учетных документов предусмотрен перечень должностей руководителей, специалистов и электротехнического персонала, которые должны иметь группу по электробезопасности.

    Работники, принимаемые для выполнения работ на электроустановках, должны иметь соответствующую характеру работы профессиональную подготовку (группу допуска).

    Руководители, в подчинении которых находится электротехнический персонал, должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже, чем у подчиненного персонала. Эти работники для допуска к самостоятельной работе должны быть обучены в специализированных центрах подготовки персонала.

    Неэлектротехнический персонал, выполняющий работы, связанные с возможностью возникновения опасности поражения электрическим током (в т. ч. и пользователи ПЭВМ), должен иметь первую квалификационную группу по электробезопасности.

    На каждом рабочем предприятии мы часто можем слышать понятие, о котором особо не задумываемся: это так называемая охрана труда. На самом деле, упускать из виду столь важный для работы элемент было бы крайне неразумно. Существует ряд нормативных документов по охране труда, а также соответствующая специальность. О роли представленных явлений будет подробно рассказано в нашей статье.

    Российское законодательство об охране труда

    Главной обязанностью работодателя является обеспечение безопасных условий труда. Необходимо соблюдать положения и нормы, зафиксированные в нормативных и локальных актах. Регулирование правоотношений должно происходить в строгом соответствии с законом.

    В статье 212 российского Трудового кодекса говорится о необходимости создавать на предприятиях службы по охране труда и безопасности. Такие службы могут выступать в виде широкого штаба сотрудников либо в виде штатной единицы - отдельного специалиста, ответственного за безопасность на рабочих местах.

    Положения Трудового кодекса раскрывают другие нормативные документы по охране труда. О них будет подробно рассказано далее.

    Трудовой кодекс и федеральные законы

    Обеспечение производственной безопасности и охраны труда - довольно сложный и продолжительный процесс, включающий в себя множество норм, мероприятий, стандартов и правил. Различные аспекты утверждаются нормативными актами. Устанавливаются такие акты по специальной иерархии: от самой высокой подчиненности до отраслевой. В России федеральное законодательство представлено следующими документами:

    Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ, на работодателя возлагаются следующие обязанности:

    • создание специальной службы, куда входил бы инженер по охране труда;
    • создание условий, необходимых для комфортной и безопасной работы;
    • обеспечение трудящихся лиц средствами спецзащиты;
    • производство безопасной продукции;
    • расследование несчастных случаев, а также недопущение чрезвычайных происшествий в дальнейшем;
    • периодическое тестирование трудовых условий и т.д.

    Существуют также специальные Федеральные законы. Здесь стоит выделить ФЗ-125 от 1998 года, в котором говорится о социальном страховании, а также ФЗ-426 от 2013 года о порядке оценивания трудовых условий.

    Подзаконные акты

    Немалую роль в рассматриваемой системе играют нормативные документы по охране труда подзаконного уровня. Правительство приняло громадное количество постановлений, касающихся безопасной трудовой деятельности. Стоит выделить лишь самые важные из них.

    Правительственное постановление РФ №1160 регламентирует порядок формирования и изменения актов, в которых закреплены правила по охране труда. Постановление Минтруда №14 утверждает порядок создания соответствующей службы на производстве, а постановление №29 утверждает порядок обучения охране труда и проверки знаний в области безопасного производства.

    Существует также ряд правительственных приказов, обязательных для исполнения всеми рабочими предприятиями. Это, например, приказ Минтруда №438Н, в котором закрепляются правила создания систем по охране труда. Есть также приказы Минздрава, в которых оговариваются перечни вредных для здоровья факторов, порядок выдачи средств защиты, одежды, обуви и т. д.

    Отдельно следует выделить ГОСТы (государственные стандарты). Это документы, нормы которых необходимо исполнять досконально. В ГОСТах фиксируется порядок проведения инструктажей, оформления документации и т.д.

    Федеральное законодательство дает основу, которой должны придерживаться все нормативные документы по охране труда локального уровня. Независимо от специфики, места нахождения или профессиональной направленности, любое предприятие должно обладать документами следующего типа:


    Индивидуальные предприниматели также должны составлять касающиеся охраны труда на производстве. Трудовой договор, заключаемый ИП с работником, обязательно должен содержать положения о безопасности на рабочем месте.

    Обязанности специалиста по охране труда

    Разобравшись с основной юридической документацией, касающейся безопасности на производстве, стоит перейти к рассмотрению специалиста по охране трудовой деятельности (далее ОТ). Вот какими обязанностями обладает работник:


    Таким образом, специалист по охране труда обладает обширным спектром профессиональных обязанностей.

    Должностная инструкция работника по охране труда

    Документ, которым руководствуется в своей работе рассматриваемый специалист, обладает рядом интересных особенностей. Так, должностная инструкция уделяет особое внимание мерам ответственности, которые могут быть возложены на человека за неверное исполнение своих профессиональных обязанностей. За травмы и смертельные исходы на производстве часто несет наказание сам специалист по производственной безопасности. Однако нужно еще доказать прямую связь трудовой деятельности работника по ОТ с чрезвычайными ситуациями на предприятии.

    В остальном рабочая инструкция инженера по безопасности мало чем отличается от других профессиональных документов. В ней регламентируется трудовая деятельность специалиста, требования к образованию, права и профессиональные функции.

    О полномочиях работника

    Что можно рассказать о правах специалиста по охране труда? Новые нормативные документы (обновленные должностные инструкции от 2017 года) указывают также на ряд законных полномочий работников. Так, специалист по ОТ имеет право проверять любое рабочее место без запроса специального уведомления. По сути, работника должны везде принимать и допускать к профессиональной деятельности. В противном случае ответственность понесут граждане, воспрепятствовавшие работе специалиста по ОТ.

    Инженер имеет возможность запрашивать для ознакомления абсолютно любую документацию, которая касается организации рабочего процесса или технических характеристик оборудования. Специалист по ОТ должен указывать на факты неправильного заполнения документации.

    Наконец, профессионал по ОТ имеет право жаловаться руководству на отдельных работников, не желающих исполнять его требования. В отдельных случаях немедленное обращение к начальству будет даже обязанностью специалиста.

    Рабочее место

    Специалист в области безопасности на производстве обязан качественно организовывать свою трудовую деятельность. Квалифицированный инженер по ОТ обязан обладать следующими видами документов:


    Работодатель должен передать специалисту по ОТ все документацию, оформленную предыдущим работником в сфере безопасности. Это различные журналы учета, квалификационные инструкции и прочие сборники нормативных документов.

    Охрана труда: основные требования

    Какие требования установлены к специалисту по организации безопасного производства? Работник должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками, которые можно получить только в высшем учебном учреждении. Кроме того, инженер должен обладать опытом работы на аналогичной должности не менее одного года.

    Работодатель попросит предоставить документ, подтверждающий прохождение официальной аккредитации. Необходимо это в качестве доказательства своей способности качественно реализовывать профессиональные обязанности. Стоит также отметить наличие следующих знаний у специалиста по охране труда:

    • обучение сотрудников безопасной работе и эффективному пользованию оборудованием;
    • наличие преподавательских навыков, а также минимальных представлений об организации учебных мероприятий по трудовой охране;
    • умение ориентироваться в гражданском законодательстве и действующих локальных актах.

    Получить профессию инженера по охране труда можно в университетах по специальности

    Сотрудничество с работниками

    Нормативные документы по охране труда возлагают на инженера по производственной безопасности ряд обязанностей, связанных с построением эффективного сотрудничества. С кем именно должен формировать связи рассматриваемый специалист? В первую очередь, со своими личными помощниками. Если работник по ОТ на предприятии не один, то в имеющемся штабе по организационной и рабочей безопасности должны быть установлены тесные трудовые взаимоотношения.

    Обязанностью сотрудника по ОТ является также сотрудничество с руководством и рабочим персоналом. Инженер имеет право фиксировать данные о трудящихся лицах, запрашивать документацию у своего начальника, проверять деятельность работников на предприятии и т. д.

    В этой статье мы разберемся, какие государственные нормативные требования охраны труда должен знать каждый специалист по ОТ и ТБ, какие нормативные документы по охране труда нужно использовать для решения конкретных производственных задач, что может входить в перечень нормативных документов по охране труда на конкретном предприятии. В конце статьи обязательно посмотрите видеоролик на эту тему.

    Чтобы правильно понимать суть своей работы и , профильные специалисты должны четко знать требования действующих нормативных документов по охране труда. Основные наиболее часто используемые документы должны быть всегда под рукой. Какие же нормативные документы по охране труда в 2019 году специалисты чаще всего помещали на свой письменный стол?

    Базовый перечень нормативных документов по охране труда

    Нормативно правовые акты по охране труда разделены на государственный и локальный уровни. В перечень документов каждого из уровней входят нормы, правила, положения, стандарты, инструкции и другие нормативные акты, содержащие обязательные либо рекомендованные для выполнения требования и нормативы. Не допускается противоречия положений разработанной в организации локальной документации государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Базовые нормативные акты, определяющие взаимоотношения работодателей и трудящихся в сфере ОТ:

    1. Трудовой кодекс РФ. В разделе 10 Кодекса прописаны обязательные для выполнения любыми организациями требования относительно:

    √ задач госнадзора за состоянием ОТ;
    √ обеспечения трудящихся молоком, лечебно-профилактическим питанием;
    √ организации обучения вопросам ОТ;
    √ организации общественного контроля со стороны трудящихся и профсоюзов, обязанностей и прав каждого из участников системы контроля;
    √ ответственности всех участников трудового процесса за нарушение требований ОТ;
    √ прав трудящихся на безопасную профессиональную деятельность;
    √ подбора и передачи трудящимся СИЗ;
    √ организации медосмотров;
    √ организации госэкспертизы условий труда;
    √ функционирования комиссий по ОТ;
    √ расследования и постановки на учет НС, ПЗ;
    √ санитарно-бытового обслуживания.

    2. Прочие нормативные документы. В повседневной деятельности специалистам по ОТ понадобятся такие нормативные документы по охране труда (2019 год):

    125-ФЗ «Об обязательном соцстраховании от НС и ПЗ» , в котором прописаны основы соцстрахования и порядок возмещения причиненного травмой или заболеванием вреда;

    123-ФЗ «Техрегламент о требованиях ПБ» , который устанавливает базовые требования к различным объектам общественного, производственного и бытового назначения;

    и Приказ от 15.02.2014 №835н , утверждающие основания и порядки проведения предварительных, периодических, предсменных, послесменных, предрейсовых и послерейсовых медосмотров;

    Профессиональный стандарт специалист по охране труда , перечисляющий его функции и раскрывающий содержание каждой из них.

    Также специалисту понадобятся правила и нормы охраны труда, предназначенные для отрасли, в которой ведет хозяйственную деятельность его компания. Например, в автотранспортных организациях в базовый перечень нормативных документов по охране труда в 2019 году входит постановление Минтруда и соцразвития РФ от 12.05.2003, которое вводит в действие ПОТ РМ-027-2003, а на предприятиях строительной отрасти в перечень наиболее часто используемых нормативно правовых актов по охране труда включены многочисленные СНиПы.

    Краткий перечень нормативных документов по охране труда, который поможет выполнить конкретные задачи

    Правильно:

    < организовать обеспечение трудящихся молоком , спецпитанием или компенсировать их отсутствие помогут постановление Правительства РФ от 13.03.2008 №168, приказы Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 №45н и №46н;

    < организовать спецоценку условий на рабочих местах помогут постановления Правительства от 14.04.2014 №290 и от 03.07.2014 №614, приказы Минтруда от 25.12.2012 №625н и Роструда от 30.10.2014 №384;

    < наладить выдачу СИЗ помогут приказы Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 №290н, от 20.04.2006 №97, от 25.04.2011 №340н, от 31.12.2010 №1247н, от 14.12.2010 №1104н, от 07.12.2010 №1077н, от 18.06.2010 №454н, от 22.06.2009 №357н, от 09.12.2009 №970н, от 24.12.2009 №1028н, от 12.08.2008 №416н, от 22.10.2008 №582н, от 16.07.2007 №477н и приказы Минтруда РФ от 09.12.2014 №997н, от 03.11.2015 №844н, от 01.11.2013 №652н, от 02.08.2013№341н и его же постановление от 31.12.1997 №70, которые устанавливают соответствующие правила и нормы охраны труда для разных отраслей;

    < организовать работу трудящихся младше 18 лет, женщин и инвалидов помогут постановления Правительства РФ от 25.02.2000 №162 и №163, от 06.02.1993 №105, постановление Минтруда РФ от 07.04.1999 №7 и его же приказ от 19.11.2013 №685н, а также СП 2.2.9.2510-09;

    < организовать работу кабинета, уголков ОТ поможет постановление Минтруда от 17.01.2001 №7. В нем освещены основные задачи, для решения которых они оборудуются, перечень необходимого оснащения (оборудование, наглядная агитация, документы, макеты, образцы СИЗ и др.) и рекомендации по организации их работы;

    < организовать работу уполномоченного трудового коллектива по ОТ поможет постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 №30;

    < разработать и внедрить СУОТ помогут приказ Минтруда РФ от 19.08.2016 №438н, ГОСТ 12.0.230.1-2015, а оценить качество ее построения и эффективность работы – ГОСТ 12.0.230.2-2015;

    < разработать инструкции по ОТ специалисты смогут после изучения требований РД 11 12.0035-94 «ССБТ. Инструкция по ОТ. Требования к разработке, оформлению, изложению и обращению»;

    < создать комиссию по ОТ поможет приказ Минтруда России от 24.06.2014 №412н;

    < укомплектовать службу ОТ персоналом помогут постановления Минтруда от 22.01.2001 №10 и 08.02.2000 №14;

    < укомплектовать аптечки поможет приказ Минздрава и соцразвития РФ от 05.03.2011 № 169н, в котором прописаны названия необходимых изделий и медикаментов, нужное их количество и параметры (форма выпуска, размеры).

    Больше всего полезной для специалиста по ОТ информации содержится в нормативно-правовых актах по охране труда, образующих ССБТ. Часть включенных в ее состав госстандартов, правил и норм охраны труда носит рекомендательный характер, т. е. организациям дано право самостоятельно решать, пользоваться конкретным ГОСТом или нет. Например, качественно организовать обучение трудящихся ОТ в дополнение к обязательному для выполнения постановлению 1/29 поможет . В ССБТ многочисленные правила и нормы охраны труда систематизированы и разбиты на подсистемы (в настоящее время их 6 – с 0 по 5 включительно), поэтому выбрать нужные нормативные документы по охране труда отсюда не составит труда.

    Рекомендательный характер носят и Типовые инструкции, утверждаемые, как правило, на федеральном уровне. В ходе разработки собственных инструкций текст типовых инструкций можно изменять и дополнять либо не использовать их вовсе и работать «с чистого листа», соблюдая требования РД 11 12.0035-94.

    Видеоролик Анатолия Терентьева «Нормативные требования охраны труда» (Нормативно-правовые акты по охране труда)

    Текст видео:

    Нормативно-правовые акты по охране труда содержат в себе обязательные государственные требования как по охране труда, так и по пожарной безопасности.

    В каких случаях Вам пригодятся нормативные документы?

    √ Вам надо разрабатывать мероприятия по реализации любых видов работ;
    √ Вам нужно разработать инструкцию по охране труда;
    √ У Вас случился (не дай Бог) несчастный случай на предприятии, и Вам этот случай надо расследовать.
    √ Вам надо обосновано доказать инспектору по труду, что нарушений у Вас не было.

    Давайте поговорим о том, какие есть государственные нормативные документы, которые в Вашей работе могут пригодиться?

    1. Конституция Российской Федерации — прописывается во всех документах, но на практике практически не применяется.

    2. Трудовой Кодекс Российской Федерации – это основной документ, который регулирует отношение между работодателем и работником. Трудовой Кодекс специалисту по охране труда условно можно разбить на две части:

    1 часть ТК – трудовое право. Если, например, Вас интересует содержание трудового договора, порядок предоставления отпуска, предоставление гарантий и компенсаций.

    2 часть ТК — охрана труда, раздел 10. В этом разделе есть:

    √ права и обязанности работодателя (указывается что он должен делать, а вот ка делать – не указывается);
    √ права и обязанности работника;
    √ порядок расследования и учета несчастных случаев на предприятии.

    В Трудовом Кодексе также есть важные разделы, касающиеся государственного контроля надзора в Российской Федерации за соблюдением трудового законодательства, а также контроль и надзор со стороны общественных организаций (профсоюзов)

    3. Иные нормативно-правовые акты Российской федерации (субъектов РФ).

    √ системы стандартов безопасности труда. Это ГОСТы и технические регламенты;

    √ правила по охране труда на каждый вид работ;

    √ строительные нормы и правила (СНиПы). Довольно часто в организации проводят совмещенные работы, когда на предприятие приходит строительно-монтажная организация для проведения строительных работ. Возникает вопрос, как правильно допустить эту бригаду, как правильно организовать совместную работу двух организаций? В СНиПах вы найдете ответ на эти вопросы;

    √ санитарные нормы и правила (СанПиНы). За выполнение санитарных норм и правил следит Роспотребнадзор. Одним из самых важных СанПиНов называется «Производственный контроль за соблюдением санитарных правил».

    √ нормативно-правовые акты по пожарной безопасности. Самым важным документом является «Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

    √ требования по опасным производственным объектам (Федеральный закон 116 ФЗ). Применяется исключительно для работников, работающих на опасных производственных объектах.

    Порядок создания информационно – нормативной базы по охране труда

    Согласно требованиям ГОСТ Р 12.0.006.-2002 система управления ОТ-ПБ организации должна обеспечивать:
    - передачу информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями;
    - получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций и ее документальное оформление;
    - передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон.
    Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает основные процедуры системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в их взаимодействии. Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида.

    Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных с тем, чтобы: - документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;
    - копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах;
    - отмененные документы и данные соответственно изымались или защищались каким-либо другим способом.
    Для создания системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых законодательных, правовых и нормативных актах по безопасности и охране труда в организации и решения других задач рекомендуется создавать кабинеты охраны труда.
    Кабинет охраны труда создается на основе постановления Минтруда РФ «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда» от 17.01.01 г. № 7. В соответствии с Рекомендациями тематическая структура кабинета предполагает включение общего и специального разделов.

    Законодательные, правовые и нормативные документы, содержащие требования охраны труда и промышленной безопасности

    Государственные нормативные требования охраны труда – это правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в Федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ (ст. 211 ТК РФ).
    Требования промышленной безопасности – это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других правовых актах РФ, а также в нормативных правовых актах (государственные стандарты, ПБ, инструкции), применяемых в установленном порядке (ст. 3 ФЗ № 116).
    Кроме законодательных актов (Федеральных законов, Кодексов РФ, законов субъектов РФ), действует многочисленная и многообразная по содержанию группа правовых и нормативных документов (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нормативно-методические документы), содержащая требования охраны труда и промышленной безопасности. В настоящее время по оценкам Всероссийского центра охраны труда (ВЦОТ) действует около 3 тысяч нормативных правовых актов по безопасности и охране труда.

    Локальные нормативные акты, включающие требования охраны труда

    Трудовой кодекс предусматривает разработку локальных нормативных актов в области трудовых отношений и охраны труда, принимаемых: - единолично работодателем (штатное расписание, должностные инструкции, приказы и распоряжения, положение о персонале, положение о порядке ведения коллективных переговоров, положение о комиссии по трудовым спорам, стандарты организаций, положение об организации работ по охране труда, положение о системе управления охраной труда, приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда, положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда, перечень профессий и работ с повышенными требованиями, перечень мест производств и видов работ по наряду - допуску, технологические регламенты, перечень категорий работников обязанных проходить медосмотры, перечни тяжелых работ и работ с вредными (опасными) условиями труда, на которых запрещено (ограничено) применение труда лиц моложе 18 лет и женщин; - с учетом мнения представительного органа работников (правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, положение об оплате труда и стимулирующих выплатах, акты, устанавливающие нормы труда); - с учетом мнения выборного профсоюзного органа (инструкции по охране труда, очередность предоставления отпусков, акты о нормировании труда, акты, устанавливающие разделение дня на части, продолжительность вахты и режим труда и отдыха).

    Локальные нормативные акты, включающие требования промышленной безопасности


    Федеральный закон № 116 предусматривает разработку локальных нормативных актов в области промышленной безопасности:
    - приказы и распоряжения, в т.ч. о распределении обязанностей по выполнению и контролю требований промышленной безопасности;
    - положения о производственном контроле и функциональных службах и специализированных участках;
    - должностные инструкции;
    - инструкции по охране труда и промышленной безопасности;
    - положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда и промышленной безопасности;
    - перечень профессий и работ с повышенными требованиями;
    - перечень мест производств и видов работ по наряду - допуску;
    - положение о нарядной системе;
    - технологические регламенты;
    - положение о порядке использования спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
    - планы мероприятий по обеспечению требований промышленной безопасности;
    - планы мероприятий по безопасному ведению работ;
    - планы локализации аварий и инцидентов, а также ликвидации их последствий,
    - планы проведения контрольно-профилактических проверок;
    - положения о порядке действий при возникновении инцидентов, аварий, их расследовании, учете и т.д.

    Мероприятия по выполнению требований охраны труда
    и промышленной безопасности


    Мероприятия по обеспечению требований охраны труда к работникам, эксплуатирующим опасные производственные объекты

    Работники должны соответствовать квалификационным требованиям и не иметь противопоказаний к указанной работе. Должность работника должна соответствовать установленным требованиям по комплектованию штата опасных производственных объектов (ОПО). К эксплуатации и обслуживанию технических устройств допускаются лица, прошедшие соответствующее обучение и имеющие документы установленного образца.
    Работник должен пройти подготовку и аттестацию в области охраны труда и промышленной безопасности в установленном порядке. Аттестация включает в себя не только проверку знаний и умений, но и проверку соответствия профессионального образования и стажа работы в занимаемой должности с учетом квалификационных требований, предусмотренных Квалификационным справочником и Квалификационными требованиями, а также требованиями межотраслевых (отраслевых) нормативных актов по ОТ и ПБ.

    Квалификационные требования работников ОПО

    Квалификационными требованиями в сфере охраны труда и промышленной безопасности к руководителям и специалистам организаций установлены требования к основным должностным категориям. В соответствии с этим нормативным документом руководители должны иметь:
    Руководитель организации
    - высшее профессиональное образование (техническое, инженерно-экономическое);

    Главный инженер (технический руководитель)
    - стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет;
    - подготовку и аттестацию по охране труда и промышленной безопасности в установленном порядке.
    Руководитель службы охраны труда и промышленной безопасности (ОТ и ПБ)
    - высшее профессиональное образование (техническое);

    - подготовку и аттестацию по промышленной безопасности;
    Специалист по ОТ:
    - вышеуказанные требования;
    - или высшее образование по специальности «Безопасность технологических процессов и производств» без предъявления требований к стажу работы.
    Руководитель структурного подразделения:
    - высшее профессиональное образование (техническое);
    - стаж работы на руководящих должностях не менее 3 лет;
    - подготовку и аттестацию по охране труда;
    - подготовку и аттестацию по промышленной безопасности.
    Руководитель смены (мастер, специалист)
    - высшее или среднее профессиональное образование;
    - стаж работы по профилю деятельности. При высшем профессиональном образовании не менее 1 года. При среднем профессиональном образовании не менее 3 лет;
    - подготовку и аттестацию по ОТ и ПБ в установленном порядке.
    Типовыми отраслевыми положениями о системе управления охраной труда, отраслевыми положениями о порядке предоставления права руководства отдельными видами работ, а также межотраслевыми (отраслевыми) правилами и инструкциями по ОТ и ПБ устанавливаются дополнительные требования к профессиональному образованию, стажу работы и к обучению и аттестации.

    Должностные обязанности работников по обеспечению требований охраны труда и промышленной безопасности


    Руководитель имеет право делегировать подчиненным ему должностным лицам часть своих обязанностей по обеспечению требований охраны труда и промышленной безопасности. В Квалификационных требованиях приведены примерные должностные обязанности в сфере охраны труда и промышленной безопасности по основным должностным категориям, по которым руководители выполняют:
    - руководитель организации - примерно 40 обязанностей;
    - главный инженер (технический руководитель) - примерно 30 обязанностей;
    - руководитель службы ОТ и ПБ - примерно 56 обязанностей;
    - руководитель структурного подразделения - примерно 36 обязанностей;
    - руководитель смены (мастер, специалист) - примерно 17 обязанностей.
    При разработке должностных инструкций конкретных работников должностные обязанности в сфере охраны труда и промышленной безопасности должны быть сформулированы с учетом условий производства, структуры и системы управления, действующих в организации, а также требований отраслевых и локальных нормативных актов организации, квалификации и производственного опыта работников.

    Соглашения по охране труда

    Одним из основных принципов регулирования отношений между работодателем и работниками является социальное партнерство в сфере охраны труда. Ведущими формами социального партнерства являются трудовой договор и коллективный договор и (или) соглашение. Через коллективный договор, включающий соглашение по улучшению условий труда, реализуются права работника и обязанности работодателя. В соответствии со ст. 45 ТК РФ «Соглашение - правовой акт, регулирующий социально – трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей…». В Соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
    - оплаты труда;
    - условий и охраны труда;
    - режима труда и отдыха;
    - развития социального партнерства;
    - иные вопросы, определенные сторонами.
    Соглашение по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, может быть двух или трех сторонним и заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально – трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
    Порядок разработки и действия Соглашения определен в ст. ст. 45 – 51 ТК РФ. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Содержание, структура Соглашения, порядок, сроки разработки проекта и его заключения определяются комиссией. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
    Срок действия Соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Стороны имеют право продлить действие Соглашения на срок не более 3 лет. Коллективный договор и Соглашение в течение 7 дней со дня подписания направляются представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вступление Коллективного договора и Соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении регистрации орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников и сообщает об этом представителям сторон, подписавших Коллективный договор и Соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
    Методической основой для разработки соглашений по охране труда является постановление Минтруда РФ «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда» от 27.02.95 г. № 11. Соглашение по охране труда в этом документе рассматривается как правовая форма планирования и проведения мероприятий по охране труда. В этом документе должны точно называться мероприятия, сроки их реализации, объемы финансовых и материальных затрат, ответственные исполнители. На основе Соглашения по охране труда составляются квартальные, месячные планы по отдельным подразделениям предприятия.

    Процесс управления охраной труда и промышленной безопасностью


    Управление охраной труда и промышленной безопасностью должно осуществляться в следующей последовательности:
    - проведение анализа состояния охраны труда и промышленной безопасности;
    - принятие решений и планирование мероприятий;
    - подготовка к выполнению мероприятий;
    - выполнение запланированных мероприятий и требований по обеспечению безопасности при выполнении работ;
    - контроль выполнения запланированных мероприятий.

    Планирование мероприятий по охране труда и промышленной безопасности проводится с учетом анализа, оценки и прогноза состояния безопасности, сделанных выводов, а также с учётом предложений контролирующих органов, профсоюзов.
    Служба охраны труда разрабатывает перспективные и текущие планы. Согласно ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников, а также за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
    Выделяемые на охрану труда средства необходимо концентрировать в фонде охраны труда организации, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В планах мероприятий должен быть обсчитан необходимый объём средств и определен источник финансирования. Принятые решения по намечаемым мероприятиям отражаются в локальном нормативном акте – Комплексном плане мероприятий по охране труда и промышленной безопасности.

    Комплексный план мероприятий по охране труда
    и промышленной безопасности

    В этом документе определяется номенклатура мероприятий, объемы и сроки их выполнения, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица, стоимость, источники финансирования. Разработку Комплексного плана осуществляет комиссия во главе с главным инженера (техническим директором).
    После обсуждения в трудовом коллективе, согласования с представителями профсоюзов и органами государственного надзора Комплексный план утверждается приказом руководителя. В Комплексный план должны быть включены все мероприятия и требования по охране труда, обусловленные Коллективным договором.
    Основными составными частями Комплексного плана являются:
    - технические мероприятия по предупреждению опасных и вредных производственных факторов (мероприятия по обеспечению средствами коллективной и индивидуальной защиты; мероприятия по улучшению освещения рабочих мест; мероприятия по борьбе с вибрацией и шумом; мероприятия по предупреждению электротравматизма, пожаров и т.п.);
    - мероприятия по предупреждению аварий, по готовности к локализации и устранению последствий аварий;
    - лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия (строительство и реконструкция медпунктов, АБК, гардеробных, душевых, помещений для личной гигиены, прачечных, пунктов для химчистки одежды; строительство и оборудование кабинетов по охране труда, учебных пунктов; проведение медосмотров; строительство и оснащение физкультурно-оздоровительных сооружений и т.п.);
    - организационные мероприятия (профотбор, обучение охране труда и промышленной безопасности, повышение квалификации, инструктажи, тренировки, проверка знаний; проведение совещаний, собраний, заседаний комиссий по охране труда и т.п.);
    - мероприятия по профилактическому контролю состояния охраны труда и промышленной безопасности в организации;
    - мероприятия по образованию (реорганизации) специальных органов управления системой охраны труда и промышленной безопасности (служб, отделов, комитетов, комиссий);
    - мероприятия по созданию нормативно-правовой базы системы охраны труда и промышленной безопасности (положений, указаний, инструкций, регламентов и т.п.);
    - подготовка и представление отчетности о системе охраны труда и промышленной безопасности в соответствующие органы;
    - социально-экономические мероприятия.

    Теги:Статьи и лекции, охрана труда, пожарная безопасность, нормативные документы, предприятие, планирование мероприятий

    Поделиться: