Разница между ттн и тн. Что изменилось в работе бухгалтера с введением новой транспортной накладной

Чем принципиально отличаются ТН и ТТН друг от друга, в каких случаях оформляются?2) ООО занимается перевозкой, ООО Занимается организацией перевозки, какая дб формулировка в Актах?3) В чем принципиальное отличие этих двух видов деятельности? и какое различие в оформлении документов?Заранее благодарю!!!

1) Транспортная накладная состоит из 17 разделов (перечислены в рекомендации № 1 в полном ответе). Оформляя этот документ, грузоотправитель или грузовладелец тем самым подтверждает, что договор перевозки груза заключен.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарный и транспортный. Она предназначена для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Если грузоотправитель выдал транспортную накладную, оформлять товарно-транспортную накладную не обязательно. А вот оформить товарно-транспортную накладную вместо транспортной нельзя. Поскольку именно транспортная накладная является первичным учетным документом, подтверждающим расходы на транспортировку грузов по договору перевозки;

2) что касается услуг по перевозке груза, в гражданском законодательстве требования о составлении акта по услугам доставки не предусмотрено (гл. 39 и 40 ГК РФ). Чтобы признать расходы при расчете налога на прибыль, достаточно транспортной накладной, в которой есть отметка о приеме имущества. Эта накладная является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги.

Вместе с тем, составление актов может быть предусмотрено договором (помимо транспортной накладной). Формулировка в акте об оказании услуг по перевозке может быть, такой, как в образце по ссылке.

Что касается услуг по организации перевозки груза, в этом случае в целях бухучета и налогообложения целесообразно оформить акт (отчет об исполнении поручени). Формулировка в акте об организации услуг по перевозке может быть, такой, как в образце по ссылке.

3) если ООО занимается перевозкой груза, как правило, оно само эти услуги и оказывает. В этом случае для оказания услуг достаточно оформить транспортную накладную, которая приравнивается к договору перевозки.

Если ООО занимается организацией перевозки, оно по сути является посредником между клиентом и перевозчиками. В этом случае можно оформить на выбор:

Посреднический договор, по которому ООО выступает в качестве агента;

Договор о перевозке с привлечением третьих лиц;

Договор транспортной экспедиции, по которому ООО выступает экспедитором.

Оказание услуг по этим договорам подтверждается актом (отчетом об исполнении поручения), с приложением к нему первичных документов (транспортной накладной), подтверждающих оказание услуг третьими лицами.

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

Как документально оформить продажу товаров оптом

Виды транспортных накладных

В зависимости от вида транспортировки товара используют и различные формы накладных, подтверждающих доставку:

· автомобильные перевозки – транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272, и товарно-транспортная накладная, например, по форме № 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78;*

· железнодорожные перевозки – транспортная железнодорожная накладная по форме № ГУ-29-О;

· морские перевозки – коносамент;

· доставка воздушным транспортом – грузовая накладная.

Если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар, затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждают путевым листом автомобиля. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123.

Транспортная накладная

При доставке грузов на автомобилях составляют транспортную накладную. Оформляя этот документ, грузоотправитель или грузовладелец тем самым подтверждает, что договор перевозки груза заключен*. Если, конечно, другие условия не предусмотрены в договоре (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Если отгрузка товара производится со склада филиала (обособленного подразделения), в наименовании грузоотправителя все равно укажите наименование и адрес головной организации. Дело в том, что филиалы и обособленные подразделения не являются юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ). Ответственность за деятельность филиала или представительства несет создавшая его организация, и стороной по договору перевозки будет именно она. А значит, оформлять документы от своего имени они не вправе.

Если же доставку организует собственными силами покупатель, то составлять транспортную накладную не обязательно (письмо Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123).

Транспортная накладная состоит из 17 разделов. В ней указывают сведения:*

· о грузоотправителе, грузополучателе;

· о перевозчике;

· о грузе;

· о транспортном средстве;

· о стоимости услуг транспортной компании;

· о сопроводительных документах.

Чтобы избежать претензий со стороны налоговых инспекторов, стоит подробно указывать адреса мест погрузки и выгрузки товаров в разделах 6 и 7.

А вот в разделе 8, который посвящен условиям перевозки, допустимы прочерки. Это будет означать, что сроки погрузки, штрафы за просрочку доставки или за простой транспорта и другие условия перевозки нужно определять по общим правилам, установленным Законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ.

Транспортную накладную выписывают в трех экземплярах – по одному для перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Каждый экземпляр необходимо заверить подписями грузоотправителя и перевозчика или их уполномоченных лиц. В таком же порядке заверяют и все изменения в накладной. Документ составляют на одну или несколько партий грузов, перевозимых на одном транспортном средстве. Об этом сказано в пункте 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272.

Для целей бухгалтерского и налогового учета транспортная накладная является первичным учетным документом, подтверждающим расходы на транспортировку грузов по договору перевозки (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ, письмо Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36).*

Товарно-транспортная накладная

Для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом составляют товарно-транспортную накладную*. Например, по форме № 1-Т (раздел 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, п. 6 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998).

Товарно-транспортную накладную составляет грузоотправитель для каждого грузополучателя и на каждую поездку автомобиля. При этом обязательно заполнить все реквизиты.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:*

· товарный – в нем определены взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей. На основании сведений из этого раздела грузоотправитель списывает товар, а грузополучатель его оприходует;

· транспортный – в нем фиксируют взаимоотношения грузоотправителей – заказчиков автотранспорта с организациями – владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. Сведения из этого раздела нужны, чтобы учитывать расходы на перевозку, доставку груза.

Такие правила предусмотрены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Важная деталь: если грузоотправитель выдал транспортную накладную, то в общих случаях оформлять товарно-транспортную накладную не обязательно.*

Ситуация: можно ли не оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, если грузоотправитель выдал транспортную накладную

Да, можно.

Ведь, как и большинство первичных документов, товарно-транспортную накладную не обязательно составлять по унифицированной форме. Форма № 1-Т утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Однако вопрос о том, применять ее или же использовать самостоятельно разработанную форму, решает руководитель. После чего утверждает ее приказом к учетной политике.

Более того, применять транспортную накладную и товарно-транспортную накладную независимо от ее формы вовсе не обязательно. Для подтверждения факта заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом достаточно транспортной накладной.*

Все это следует из статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункта 4 ПБУ 1/2008, части 1 статьи 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, пункта 2 статьи 785 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Аналогичный вывод отражен и в письме Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.

Доставка транспортом продавца

Продавец может доставить товар на склад покупателя собственным транспортом, взяв за это дополнительную плату. Тогда понадобится выписать следующий набор документов:

· счет-фактуру, если, конечно, продавец – плательщик НДС (п. 3 ст. 168 НК РФ);

· товарную накладную, например, по форме № ТОРГ-12;

· транспортную накладную.

При этом продавец может составить и товарно-транспортную накладную, а может ее и не составлять. А вот оформить товарно-транспортную накладную вместо транспортной нельзя. Ведь транспортная накладная является первичным учетным документом, подтверждающим расходы на транспортировку грузов по договору перевозки.

В случае доставки груза сторонней транспортной организацией заключите с ней договор перевозки груза, составив транспортную накладную (ч. 1, 5 ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).

Ситуация: нужно ли оформить акт об оказании транспортных услуг при доставке покупателю товаров или готовой продукции собственным транспортом. Доставка оплачивается сверх цены поставки

Нет, не нужно.

Ведь акт об оказании услуг составляют, только когда это прямо предусмотрено договором. В гражданском законодательстве требования о составлении акта по услугам доставки не предусмотрено (гл. 39 и 40 ГК РФ).

Чтобы признать расходы на доставку при расчете налога на прибыль, достаточно транспортной накладной, в которой есть отметка о приеме имущества. Эта накладная является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги. Имея на руках такой документ, заказчик может признать расходы, связанные с доставкой имущества, и в бухгалтерском, и в налоговом учете.* Это следует из положений статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, статьи 313 и пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.

2.Из ситуации

Олега Хорошего , начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как экспедитору отразить в бухучете и при налогообложении доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по договору транспортной экспедиции. Экспедитор применяет общую систему налогообложения

Ответ на этот вопрос зависит от условий исполнения договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договора (гл. 41 ГК РФ). Порядок ведения транспортно-экспедиционной деятельности регулируется Законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Договор транспортной экспедиции может предусматривать два вида обязательств экспедитора:
– экспедитор обязуется оказать услуги, предусмотренные договором, только своими силами;
– экспедитор обязуется обеспечить организацию процесса перевозки груза (в т. ч. с привлечением для исполнения договора сторонних организаций).

В любом случае клиент должен возместить экспедитору понесенные им расходы и выплатить ему вознаграждение. При этом договор транспортной экспедиции признается посредническим только в той части, в которой экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать выполнение работ, предусмотренных договором экспедиции. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 801, абзацем 1 статьи 805 Гражданского кодекса РФ и пунктом 2 статьи 5 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ.

Если по условиям договора экспедитор самостоятельно выполняет все обязательства перед клиентом (перевозит груз, выполняет погрузочно-разгрузочные работы, оформляет таможенные документы и т. п.), то цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. В этом случае выручкой от реализации признается вся сумма доходов, полученных экспедитором, а факт оказания услуг подтверждается актом на всю сумму договора.*

В бухучете доходы и расходы отразите на дату составления этого акта (подп. «г» п. 12 и п. 13 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).

Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета доходов и расходов(ч. 4, 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

При расчете налога на прибыль методом начисления в состав доходов включите выручку от реализации на дату подписания акта (п. 1 ст. 249 НК РФ). При кассовом методе – в момент получения оплаты от клиента (или грузополучателя) (п. 2 ст. 273 НК РФ). Уменьшите выручку на сумму расходов, связанных с оказанием услуг по договору (подп. 1 п. 3 ст. 315 НК РФ).

Реализация работ (услуг) признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому экспедитор должен выставить счет-фактуру (на всю сумму договора или на сумму полученного аванса (частичной оплаты)) (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Аналогичный порядок бухучета и налогообложения доходов и расходов применяйте, если экспедитор привлекает сторонние организации, но в договоре отражена общая стоимость его услуг. В такой ситуации вся сумма, полученная от заказчика, признается выручкой экспедитора, а все понесенные им затраты (включая оплату услуг сторонних организаций) формируют себестоимость его услуг на общих основаниях (так же как расходы на ГСМ, оплату труда и т. д.). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/65.

Если затраты, возмещаемые клиентом, экспедитор не учитывал в расходах в соответствии с условиями договора, то и сумму компенсации этих затрат в доходы включать не нужно (подп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ). В этом случае выручкой от реализации для экспедитора будет только вознаграждение, выплачиваемое клиентом (п. 5 ПБУ 9/99, п. 1 ст. 249 НК РФ). Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-03-09/10.

Напомним, прежде финансовое ведомство высказывало более жесткую позицию по данному вопросу. Согласно ей расходы на услуги стороннего перевозчика, привлеченного в рамках исполнения договора транспортной экспедиции, вовсе нельзя учитывать при расчете налога на прибыль, если эти затраты компенсируются клиентом (письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-04-11/69).

Подробнее об отражении доходов и расходов у экспедитора как посредника см. Как посреднику отразить в бухучете и при налогообложении посредническое вознаграждение.

Главбух советует: законодательство, регулирующее вопросы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, не требует оформления отчета по факту оказания услуг. Однако на каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если договор транспортной экспедиции предусматривает привлечение экспедитором сторонних организаций (т. е. посредническую деятельность), в целях бухучета и налогообложения целесообразно оформить отчет экспедитора.*

<...>

Главбух советует: если в своей деятельности организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги по различным договорам – как собственными силами (в т. ч. с привлечением сторонних организаций), так и в качестве посредника, целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов от этих операций.

В такой ситуации целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов по самостоятельному выполнению работ (оказанию услуг) и привлечению сторонних организаций. Для этого экспедитор может оформлять акт (в части услуг, оказанных собственными силами) и отчет (в части посреднических услуг). Это позволит разграничить суммы, поступающие в качестве вознаграждения экспедитора и возмещения его расходов на привлечение сторонних организаций, от выручки от реализации собственных работ (услуг).*

Как посреднику оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение товаров (работ, услуг) для заказчика

Кроме того, заказчику нужно представить:*
– копии всех первичных документов, подтверждающих приобретение материальных ценностей (письмо МНС России от 17 сентября 2004 г. № 21-09/60455);
– отчет об исполнении поручения. Такое правило действует в отношении агентского и комиссионного договоров (ст. 999 и1008 ГК РФ). Отчет посредника по договору поручения представляется заказчику, если это прямо предусмотрено договором (ст. 974 ГК РФ). Форма отчета об исполнении поручения может быть произвольной или установлена в договоре. При этом она должна содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ;
– копии первичных документов, подтверждающих расходы посредника, связанные с исполнением поручения (транспортные расходы, расходы на хранение и т. д.), если в соответствии с договором такие расходы подлежат возмещению заказчиком (ст. 975, 1001, 1011 ГК РФ).

На какой-либо товар или продукцию фирма-изготовитель составляет определенную документацию, в которой отражаются показатели и характеристики, относящиеся к ним. Существуют такие понятия, как товарная накладная (ТН) и товарно-транспортная накладная (ТТН), которые, хотя и являются сопроводительными документами к продукции, но имеют определенные различия. В чем они заключаются?

Определение

ТТН – документ, согласно которому товар перемещается из одного пункта хранения в другой. На основании товарно-транспортной накладной определенное количество товара списывается с баланса грузоотправителя и приходуется на балансе грузополучателя. ТТН составляется в том случае, когда транспортировка осуществляется с применением какого-либо транспортного средства, причем она может совершаться как между продавцом и покупателем, так и при перемещении с одного склада на другой внутри одной организации.

ТН – документ, который составляется при непосредственной продаже товаров покупателю, когда к нему переходит право собственности на них. Неважно, каким образом покупатель будет забирать товар – с помощью транспортного средства или вручную – в любом случае ТН является сопроводительным документом, отражающим основные характеристики товара и условия сделки.

Сравнение

Это сопроводительные документы на товар при организации его перемещения, только ТТН оформляется в том случае, когда используется транспортное средство, а ТН – как с ним, так и без него. Товарно-транспортная накладная не учитывает тот факт, имеет ли место продажа продукции, поскольку она заполняется и при простом перемещении с одного склада на другой, причем в ней также указываются характеристики транспортного средства, на котором перевозится продукция. Товарная накладная отражает факт смены собственника на товар при его непосредственной продаже покупателю, поэтому в ней указываются условия совершения сделки, в том числе количество, стоимость, НДС.

Выводы сайт

  1. ТТН необходима в том случае, когда товар перемещается с одного места на другое при помощи транспортного средства, ТН оформляется при купле-продаже товаров и смене собственника.
  2. ТТН включает в себя только физические характеристики товара и транспортного средства, а ТН кроме характеристик товара также отражает его цену в денежных единицах и фактическую стоимость всего количества.

План семинара:

1. Отменена ли прежняя.

2. Документы, необходимые для учета затрат на перевозку.

3. Чем транспортная накладная отличается от ТТН.

4. Как решались споры в судах по поводу ТТН.

5. Вопросы после лекции.

С 25 июля 2011 года бухгалтеры работают с новой транспортной накладной. При этом до сих пор нет официальных разъяснений по ее заполнению и применению. А между тем вопросов на практике возникает очень много. На некоторые из них я постараюсь ответить в ходе сегодняшнего семинара.

Отменена ли прежняя накладная № 1-Т

Итак, напомню, что новая форма транспортной накладной утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Этим же документом установлены новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными и транспортными документами. При этом большинство товаров попадает к покупателю от поставщика именно автомобильным транспортом, а не железнодорожным, например, или морским. Автомобильные перевозки регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ. Согласно статье 8 этого закона, транспортная накладная подтверждает заключение договора на перевозку груза. Она служит основанием для расчетов за перевозку, и заполнять ее обязательно. Документ составляет грузоотправитель. Кроме того, этот документ понадобится водителю, если его остановят в пути сотрудники ГИБДД. И наконец, без нее сложно будет спросить с перевозчика неустойку, если вдруг в пути груз потеряется или испортится. Опять-таки именно в транспортной накладной зафиксировано наименование товара, количество мест и т. д.

Как мы выяснили, транспортная накладная - документ нужный, без которого не обойтись. Но в связи с принятием новой формы возникла неясность. Отменяет ли новая накладная прежнюю - товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, утвержденную постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78? Оказалось, что нет, не отменяет.

Минтранс России сообщил об этом в письме от 20 июля 2011 г. № 03-01/08-1980ис . В нем сообщается, что введение новой транспортной накладной не исключает применение товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т и товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Таким образом, теперь в учете проходят три накладные - транспортная, товарно-транспортная и товарная.

Документы, необходимые для учета затрат на перевозку

Минфин России в письме от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/500 разъяснил, какими документами подтверждаются затраты на перевозку товара при налогообложении прибыли. Состав документов зависит от того, заключался договор перевозки или нет.

Если договор заключен, то расходы можно подтвердить и новой транспортной накладной, и накладной по форме № 1-Т. Оба документа действуют и соответствуют требованиям законодательства.

Если договора нет и покупатель вывозит груз на своей машине, то услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется. Затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом.

Если договора нет, а груз доставляет продавец до покупателя, то в данном случае оказывается услуга по перевозке и требуется транспортная накладная. Расходы можно подтвердить как новой транспортной накладной, так и прежней товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т.

Однако в письме Минфина рассмотрены далеко не все ситуации, которые возникают на практике. Ведь зачастую для перевозки груза привлекается третья сторона - транспортная компания. И тут же возникает неясность, какие документы заполнять.

Сразу оговорюсь, что пока нет официальных разъяснений на эту тему. Поэтому до тех пор, пока они не появились, безопаснее в любых ситуациях заполнять два документа - и новую транспортную накладную, и прежнюю ТТН. Это поможет избежать споров с налоговиками. Ведь ТТН никто не отменял. Теперь подробнее поговорим о возможных вариантах транспортировки груза.

Итак, поставщик заказывает в транспортной компании доставку груза до покупателя. Тогда он, как грузоотправитель, составляет три экземпляра транспортной накладной - для себя, перевозчика и покупателя. Если договор перевозки заключает с покупателем компания-экспедитор по поручению поставщика, но от своего имени, то она же является грузоотправителем и составляет транспортную накладную. Поставщик же, хотя он и не участвует в перевозке, также должен получить свой экземпляр для учета расходов на транспортировку товара. Итак, в приведенных примерах будут составлены три транспортные и четыре товарно-транспортные накладные для поставщика, покупателя и перевозчика.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда транспортировку заказывает в транспортной компании покупатель. Для учета расходов ему потребуются транспортные накладные в любом случае. Даже тогда, когда он не является ни грузополучателем, ни грузоотправителем. Значит, и в этой ситуации нужны три транспортные и четыре товарно-транспортные накладные.

Но поставщик может не заказывать перевозку в транспортной компании, а привезти товар самостоятельно. Тогда состав первичных документов будет зависеть от того, включена ли стоимость доставки в цену товара. Если стоимость доставки выделена отдельной строкой, то применяются правила, регулирующие договоры перевозки. А значит, составляются три транспортные накладные и четыре ТТН.

Если перевозка включена в стоимость товара и груз либо привозит поставщик, либо вывозит покупатель, то в этом случае транспортная накладная не нужна. А вот ТТН нужно оформить, так как в соответствии с пунктом 2 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минтранса РСФСР № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» грузы перевозятся только при наличии ТТН. А эту инструкцию пока никто не отменял.

Чем транспортная накладная отличается от ТТН

Главное отличие новой транспортной накладной в том, что она не содержит товарного раздела, как ТТН. То есть по ней нельзя идентифицировать отдельные позиции перевозимого груза. А значит, нельзя его оприходовать без товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Компанию выручит ТТН. По мнению Минфина России, высказанному в письме от 31 января 2011 г. № 03-03-06/1/42, для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров достаточно одной из двух накладных - либо ТТН, либо № ТОРГ-12.

Есть и другие отличия.

В транспортной накладной появилась строка, которой нет в ТТН, - объявленная стоимость (ценность) груза в строке 5 «Указания грузоотправителя». Обратите внимание, что это не стоимость самого товара, а лишь его объявленная ценность. Строку заполняют для того, чтобы можно было рассчитать размер причиненного ущерба. Но для того, чтобы не возникло претензий со стороны налоговиков, безопаснее в этой строке все-таки писать ту же стоимость товара, что и в № ТОРГ-12.

В транспортной накладной также появилась строка «Экземпляр №». В ней ставится номер экземпляра. При этом не важно, экземпляр под каким номером попадет к покупателю или останется у поставщика. Более того, не страшно, если в компанию поступит четвертый экземпляр накладной, хотя по общему правилу всего выписывается их три. Договором может быть предусмотрено большее количество экземпляров.

Транспортную накладную подписывают и заверяют печатями грузоотправитель и перевозчик. Они же заверяют своими подписями и печатями любые исправления в документе.

Грузоотправитель расписывается и ставит печать в пункте 6 «Прием груза» и в пункте 16 «Дата составления, подписи сторон». Грузополучатель ставит подпись и печать в пункте 7 «Сдача груза». Перевозчик расписывается и ставит печать в пункте 9 «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению», в пункте 16 «Дата составления, подписи сторон». Водитель ставит подпись в пунктах 6 «Прием груза» и 7 «Сдача груза».

Как решались споры в судах по поводу ТТН

На практике некоторые компании не требуют от перевозчиков транспортные документы, а расходы на доставку списывают на основании акта оказанных услуг. Но эта ситуация спорная. Скорее всего налоговики откажут в вычете НДС, так как товары якобы не доставлены, а значит, не могут быть приняты к учету. Раньше подобные споры часто возникали из-за отсутствия товарно-транспортной накладной. По ним сложилась определенная арбитражная практика. Чего, кстати, нельзя сказать про новую транспортную накладную, поскольку она введена в действие совсем недавно.

Поэтому обратимся к судебной практике по поводу применения ТТН. Какие выводы характерны для судей?

Налоговики не вправе требовать у налогоплательщика ТТН, если не был заключен договор на перевозку груза с транспортной компанией (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2008 г. по делу № А42-6159/2007).

Нельзя отказать в возмещении экспортного НДС только на том основании, что не представлена товарно-транспортная накладная (постановление ФАС Уральского округа от 14 февраля 2008 г. № Ф09-309/08-С2).

Товар можно принять к учету только на основании товарной накладной № ТОРГ-12 без товарно-транспортной накладной (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2008 г. № А19-9946/07-18-Ф02-391/08, ФАС Волго-Вятского округа от 21 марта 2008 г. по делу № А11-2713/2007-К2-18/162). Расходы на перевозку можно подтвердить иными документами кроме ТТН - актами оказанных услуг, счетами-фактурами, договором, платежками, путевыми листами, накладными № ТОРГ-12 и т. д. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 марта 2010 г. по делу №А27-9842/2009).

Но есть и негативные для компаний решения. Акты по оказанию транспортных услуг не подтверждают перевозку груза (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13 августа 2010 г. № А63-5615/2009-С4-9).

Для транспортировки груза могут использоваться мультимодальные перевозки, в которых последовательно задействованы разные виды транспорта. От самолета до собачьей упряжки. Но самыми распространенными остаются автомобильные перевозки. В то же время их документальное оформление вызывает у бухгалтеров массу вопросов. Ответы на них нужно искать в области автотранспортного права. Между тем даже контролирующим ведомствам не под силу разобраться в его хитросплетениях. Это показывает практика многочисленных официальных разъяснений.

Варианты транспортировки

Для перевозки товарно-материальных ценностей компания может использовать свой автотранспорт, числящийся в составе основных средств, собственных или арендованных. А может заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией или индивидуальным предпринимателем - на оказание услуг перевозки (гл. 40 ГК РФ, Федеральный закон от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») либо транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ, Федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Но когда место погрузки груза и его место доставки, указанные в договоре, находятся на территории разных стран, применяется Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956 г.). Такие перевозки в нашей статье не рассматриваются.

Перевозчик оказывает услугу лично, непосредственно предоставляя грузоотправителю транспортное средство под погрузку. А экспедитор – это лицо, оказывающее комплексную услугу организации перевозки. Главное условие такой организации – доставка груза адресату, указанному клиентом. Результат тот же, что у перевозчика. Но для его достижения экспедитор не только самостоятельно доставляет груз или заключает договоры с другими перевозчиками. Он осуществляет самые разные операции вспомогательного характера, обеспечивающие грузоперевозку. Например, подготовку товаров к транспортировке, передачу груза от одного перевозчика к другому, оформление перевозочных документов, страхование и выполнение таможенных формальностей. Перевозчик же, помимо транспортировки, выполняет только погрузочно-разгрузочные работы.

Если заказчик наделит перевозчика несвойственными ему функциями, то договор перевозки будет переквалифицирован судом. Разумеется, это возможно в рамках спора, хозяйственного или налогового.

На транспортном рынке предлагают услуги и разнообразные посредники. Они оказывают помощь в осуществлении отдельных «сопутствующих» операций, не принимая на себя обязанности по достижению конечной цели – вручению груза грузополучателю. Чаще всего приходится иметь дело с агентами (гл. 52 ГК РФ) или диспетчерами (гл. 39 ГК РФ).

Задача бухгалтера – обеспечить транспортировку товарно-материальных ценностей надлежащими документами, на основании которых компания безбоязненно сможет принять к вычету предъявленный НДС и признать расходы по налогу на прибыль. Для этого бухгалтер должен разобраться в правовой природе транспортных операций.

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

В сфере грузоперевозок действует два свода правил. Назовем их «российские» и «советские». Первые – современный подзаконный акт, обеспечивающий применение Устава автомобильного транспорта, то бишь Закона № 259-ФЗ. Это Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее Правила). Вторые были приняты в эпоху СССР. Это Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 (далее Общие правила).

Закон № 259-ФЗ регулирует правоотношения, возникающие при перевозке груза по договору, за плату. В этой сфере, при коммерческих перевозках, и применяются «российские» Правила.

Из п. 1 ст. 1 Закона № 259-ФЗ следует, что «советские» Общие правила на коммерческие перевозки не распространяются. Ведь нормативным правовым актом Российской Федерации они не являются. Сфера действия Общих правил – автотранспортное «самообслуживание», когда компании используют корпоративный транспорт без заключения договора перевозки. Примеры: грузоперевозки между структурными подразделениями компании, доставка товаров покупателям по договорам поставки. В обоих примерах компания выступает владельцем транспортируемых ценностей (к покупателю право собственности перейдет после вручения ему товара).

Перевозчик везет груз, ему не принадлежащий. За его сохранность он отвечает перед грузоотправителем и грузополучателем. Заказчиком по договору перевозки является грузоотправитель. Он оплачивает услугу перевозчика. Содержание услуги – перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на его получение лицу, то есть грузополучателю. Следовательно, приемку услуги перевозчика осуществляет грузополучатель. Поэтому оформлять специальный акт приемки-передачи услуг между перевозчиком и грузоотправителем не требуется.

Каждые правила предусматривают свой перевозочный документ , наличие которого обязательно для перевозки. Согласно Правилам – это транспортная накладная (ТН), а в соответствии с Общими правиламитоварно-транспортная накладная (ТТН). Форма ТТН утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 (далее Постановление № 78). Прямое предписание об использовании ТТН при перевозках грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях содержит п. 2 инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР от 30.11.1983 г. № 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Эта инструкция была издана в поддержку Общих правил.

Таковы источники правового регулирования автоперевозок.

Остается добавить, что Постановление № 78, а с ним и форма ТТН не являются обязательными к применению. Дело в том, что это постановление не имеет регистрационного номера в Минюсте России и официально не опубликовано (в нарушение п. 10 указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763, п. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 г. № 8). По этой пикантной причине норма о применении ТТН оказывается в «подвешенном» состоянии. Чем компании успешно пользуются в налоговых спорах.

Минфин РФ в ряде писем, последнее из которых – от 22.12.2011 г. № 03-03-10/123, разъясняет следующее. Если компания не заключает договор перевозки и везет груз на собственном автомобиле, то затраты на транспортировку подтверждает путевой лист .

Формы путевых листов также утверждены Постановлением № 78. Из него следует, что путевые листы грузового автомобиля применяются совместно с ТТН. В путевом листе указываются номера ТТН, а в транспортном разделе ТТН – номер путевого листа.

Примечательно, что в случае перевозок для внутренних нужд нормативного предписания о необходимости путевого листа мы не обнаружим. Но он является общепризнанным основным первичным документом учета работы грузового автомобиля. Его форму нужно признать функциональной и оптимальной.

Зато для коммерческих грузоперевозок путевой лист обязателен. Сведения о нем указываются в ТН, он выполняет роль доверенности на получение водителем груза у отправителя.

Документирование грузоперевозок

Постановления Правительства РФ являются составной частью законодательства о бухгалтерском учете (ст. 3 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому ТН – это первичный документ для всех участников коммерческой перевозки – грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя.

Применению ТН посвящено рекордное количество писем Минфина России. Правда, это ответы конкретным налогоплательщикам. В основе заданных вопросов – непонимание отличия ТН от ТТН. Впрочем, в разницу между ними не углублялись и чиновники. Но, чтобы выстроить надлежащий документооборот, нужно четко понимать назначение каждой из форм.

Поясним свойства ТН на примере.

Предположим, продавец для доставки товаров покупателю нанял перевозчика. Для оформления торговых операций он применяет товарные накладные по унифицированной форме № ТОРГ-12. А на перевозки у него имеются транспортные накладные.

Между тем перевозчик перевозит не товары, а грузы, причем партиями. Приемку товаров по количеству, ассортименту и качеству он не осуществляет. В таре и под упаковкой товары не видны. «Превращение» товаров в груз – это отдельная хозяйственная операция продавца-грузоотправителя.

Обратимся к ТОРГ-12. В ней указывается дата составления и приводится перечень товаров в тех наименованиях и единицах, в которых они числятся в учете продавца. На эту дату перечисленные товары, оставаясь на складе продавца, считаются зарезервированными для покупателя.

В левой нижней части ТОРГ-12 должностные лица продавца (лицо, разрешившее отпуск груза, и главный (старший) бухгалтер) удостоверяют преобразование товаров в груз. Последний характеризуется массой и количеством мест. Эти данные заносятся в п. 3 транспортной накладной.

Дата в левой нижней части ТОРГ-12 характеризует момент передачи груза перевозчику. Ее подтверждает подпись должностного лица продавца в реквизите «Отпуск груза произвел». Заметим, что перевозчик подписывает приемку груза только в ТН.

Дата в правой нижней части ТОРГ-12 относится к вручению груза, а не товаров. С точки зрения продавца, безразлично, кто получил груз: сам покупатель-грузополучатель или его представитель (по доверенности). Заполнению подлежит один из реквизитов – «Груз принял» (если груз передан представителю) или «Груз получил грузополучатель» (эта подпись заверяется печатью покупателя). Неиспользованный реквизит прочеркивается. А как в дальнейшем происходит передача груза от поверенного к доверителю (покупателю-грузополучателю) – продавца-грузоотправителя не касается.

Оприходование поступивших товаров покупатель оформляет путем наложения на ТОРГ-12 штампа (п. 2.1.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5; п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. 49 приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н). Экземпляр ТОРГ-12 с оттиском такого штампа он возвратит продавцу. Одновременно этот экземпляр играет роль акта приемки-передачи услуг перевозчика, подписанного уполномоченным на это лицом (грузополучателем) на другом конце маршрута.

В заголовочной части ТОРГ-12 предусмотрен реквизит «Транспортная накладная (номер, дата)». А в ТН имеется п. 4 «Сопроводительные документы на груз». В нем указывают номер и дату составления ТОРГ-12, а также количество ее экземпляров, направляемых покупателю. В состав сопроводительных документов к ТН продавец может включить и счет-фактуру.

Как видно, ТН и ТОРГ-12 неразрывно связаны. При этом ТОРГ-12 конкретизирует объект перевозки. В совокупности эти два документа эквивалентны ТТН. Причем отдельно взятая ТН не позволяет установить, что именно перевозит компания. В п. 3 «Наименование груза» ТН указывают отгрузочное (обобщенное) наименование груза, а не «бухгалтерские» характеристики товаров. Поэтому ТН без приложения ТОРГ-12 не обеспечивает соблюдения критериев п. 1 ст. 252 НК РФ.

Последнее официальное разъяснение о транспортных документах адресовано уже неопределенному кругу лиц (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Это письмо ФНС России от 21.03.2012 г. № ЕД-4-3/4681@. В нем сказано, что первичным документом, подтверждающим затраты на автоперевозку, является либо ТН, либо ТТН. Составлять на одну поездку две формы не требуется. Нюансов их применения чиновники по-прежнему не раскрыли. Зато мы показали, как рассуждать и действовать на практике.

Документирование транспортной экспедиции

Юридическая классификация сделки определяет подход к ее документированию. Наглядный пример тому – договор транспортной экспедиции.

С точки зрения налоговых инспекторов, экспедитор – это посредник, поскольку он действует за вознаграждение по поручению клиента в его интересах и за его счет.

Между тем транспортная экспедиция – самостоятельный вид услуг (постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 г. № 5056/98; решение Арбитражного суда г. Москвы от 4.05.2008 г. по делу № А40-53580/07-104-296, поддержанное определением ВАС РФ от 7.05.2009 г. № ВАС-2785/09 по делу № А40-53580/07-104-296).

Правда, в п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ сказано, что клиент возмещает расходы экспедитора по организации перевозки. Однако прямой нормы, обязывающей стороны договора указывать размер вознаграждения экспедитора, мы не обнаружим. Условие о возмещении применяется, если экспедитор оплачивает услуги третьих лиц, не предусмотренные договором (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6.05.2009 г. № А33-16012/2008-03АП-1277/2009 по делу № А33-16012/2008). В остальных случаях цена договора считается твердой.

Кстати, аналогичную структуру имеет цена работы по договору подряда. Она включает вознаграждение подрядчика и компенсацию его издержек (п. 2 ст. 709 ГК РФ). При этом подрядчик тоже действует по заданию заказчика (п. 1 ст. 702 ГК РФ) и вправе привлекать к исполнению своих обязанностей субподрядчиков (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Только вот генеральный подрядчик посредником не считается.

Тем не менее Минфин России в письмах от 30.03.2005 г. № 03-04-11/69 и от 21.06.2004 г. № 03-03-11/103 указывает, что экспедитор уплачивает НДС в бюджет только с суммы своего вознаграждения. Такая позиция по сути опирается на ст. 156 НК РФ. Но сфера применения этой статьи ограничена договорами трех видов – поручения, агентскими и комиссии. На услуги транспортной экспедиции она не распространяется (постановление ФАС Московского округа от 14.04.2011 г. № КА-А40/2627-11 по делу № А40-84019/10-99-418). А постановление Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» не дает экспедитору права на перевыставление счетов-фактур по расходам, «возмещаемым» клиентом.

В налоговом учете услуги экспедитора можно рассматривать по аналогии с посредническими (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ), но не обязательно. С равным основанием клиент может классифицировать затраты по договору как материальные расходы (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ), поскольку цель и результат транспортно-экспедиционной деятельности – доставка груза. Тогда не потребуются и документы, подтверждающие затраты экспедитора.

Вариант учетной политики клиент выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Еще один важный нюанс. Экспедиторские документы (экспедиторская расписка, поручение экспедитору, складская расписка) – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции. Первичными учетными документами они не являются. Причем в договоре транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не предусмотренных правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 6 и п. 7 Порядка оформления и форм экспедиторских документов, утв. приказом Минтранса России от 11.02.2008 г. № 23).

Елена Диркова, генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»

Перевозка грузов всех видов сторонним перевозчиком производится согласно договору и подлежит обязательному документальному оформлению. С этой целью применяются две формы: товарно-транспортная накладная и транспортная накладная. Обе на сегодняшний день используются, хотя и с 2013 года исключена из списка обязательных документов для учета грузоперевозок. Формы по многим позициям дублируют друг друга, но есть и различия. Можно ли заменить одну форму другой или их следует включать в пакет документов на перевозку одновременно? Какова позиция контролирующих органов и как она согласуется с практикой учета грузоперевозок?

ТТН

Товарно-транспортная накладная, согласно Пост. Госкомстата №78 от 28-11-97, должна использоваться для учета работ автотранспорта, спецмашин строительной отрасли. Информация №ПЗ-10/2012 Минфина фактически отменяет эту форму как обязательную с 2013 года, но многие организации продолжают ее применять в учете. Кроме того, согласно действующему законодательству в некоторых случаях использование формы 1-Т по-прежнему обязательно. Об этом будет сказано далее.

В документе два раздела, отраженных в наименовании: товарный и транспортный. В первом указываются данные, необходимые отправителю и получателю перевозимых ТМЦ: одному для списания с учета, другому – для постановки. Во втором фиксируются сведения, необходимые перевозчику и заказчику услуги (отправителю): натуральные показатели, погрузочно-разгрузочные мероприятия и их продолжительность, данные для расчета за услугу, в том числе водительская заработная плата.

В общем случае ТТН – необязательная форма, следовательно, использование ее подлежит отражению в учетной политике компании.

Накладная выписывается отправителем груза в 4-х оригинальных экземплярах:

  • в учетную службу грузоотправителя как документ на списание ТМЦ;
  • в учетную службу грузополучателя для оприходования ТМЦ;
  • в учетную службу АТП – 2 экземпляра (один затем передается заказчику услуги как основание для оплаты, а другой остается у перевозчика как основание для оплаты труда шофера).

Отправитель подписывает три экземпляра и передает их водителю (экспедитору), а тот передает их другим контрагентам.

ТН

Транспортная накладная – обязательный документ согласно Пост. Правительства №272 от 15-04-11 г. Обычно ТН заполняет отправитель груза, если другой порядок не прописан в договоре на перевозку. Документ составляется на одну партию или на несколько партий ТМЦ, если их перевозят одним грузовым автомобилем.

Заполняются три оригинальных экземпляра ТН:

  • отправителю;
  • получателю;
  • перевозчику.

Различие с предыдущей формой, ТТН, состоит в отсутствии товарного раздела как такового. Это отражается в заголовке документа. Списание и постановка на учет перевозимых ТМЦ на основании ТН не производятся.

Следует иметь в виду Пост. Правительства №1529 от 12-12-17 г., согласно которому изменился правовой акцент правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Теперь правила регулируют перевозки тяжеловесными (крупногабаритными) авто. Ранее правила регламентировали перевозку, соответственно, тяжеловесных (крупногабаритных) грузов.

Изменения коснулись и ТН, как документа, фиксирующего хозяйственные операции в этой сфере:

  • раздел 13 посвящен маршруту движения транспорта, в том числе и перевозящего опасные ТМЦ;
  • раздел 15 содержит сумму услуг АТП — перевозчика, сумму оплаты за перевозку соответствующих грузов.

В разделе 13 при перевозке автомобилем опасного груза указываются в том числе и реквизиты разрешения на перевозку.

Таким образом, показатели двух накладных максимально сближаются по смыслу и содержанию.

ТТН или ТН?

Нередко у бухгалтеров, менеджеров, работников, занятых оформлением перевозок, подготовкой пакетов документов, возникает вопрос о целесообразности применения той или иной формы. Если использование ТТН можно прописать в учетной политике, допустимо ли заменить один документ другим?

Несмотря на официальную отмену ТТН, продолжают возникать споры с фискальными органами по поводу наличия или отсутствия документа при оформлении перевозок. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, часто оформляются при перевозке все три имеющих отношение к ней документа: ТТН, ТН и накладная , по принципу «чем больше, тем лучше». Такой порядок закрепляется в учетной политике.

Отметим ряд важных моментов, связанных с применением этих форм на практике.

Если организация, применяющая , заявляет сумму к вычету, ФНС особенно тщательно проверяет комплект пакетов первичных документов, в частности ТТН. Несмотря на Пост. Президиума ВАС РФ №8835/10 от 09-12-2010 г., судебной практикой до сегодняшнего дня не выработано единого подхода по указанному вопросу. Применение ТТН подтверждает транспортные расходы и позволяет включить их в суммы, уменьшающие базу по .

Вместе с тем письмо Минфина №03-03-06/1/85703 от 21-12-17 г. и ряд других аналогичных утверждают преимущество именно ТН при обосновании транспортных расходов в связи с расчетами налога на прибыль. Следует отметить, что в ТТН отдельно не выделен НДС, следовательно, при наличии лишь ТТН как подтверждающего документа на вычет, в нем, вероятнее всего, организации будет отказано (ст. 168 НК РФ).

Следует помнить о том, что, согласно ФЗ №259 от 08-11-07 г., ст. 8 (1), при заключении договора на перевозку груза обязательно применение транспортной накладной, подтверждающей факт перевозки. Аналогичный смысл имеет и ст. 785 ГК РФ.

Когда без ТТН не обойтись

Согласно ФЗ №171 от 22-11-95 г. «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», а именно ст. 10.2 (п. 1), первой среди сопроводительных документов на перевозку алкоголя названа ТТН.

Информация, указанная в накладной, подтверждается пакетом других документов: справками, декларациями, сертификатами, но без ТТН перевозка алкоголя контролирующим органами признается незаконной, как и сама поставка такой продукции.

ТТН оформляется на каждую партию алкоголя, каждому получателю товара отдельно, даже при перевозке одним и тем же транспортом. Из данных ТТН сведения о грузе поступают в систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) по учету и контролю за оборотом алкоголя. На основании ТТН формируются декларации фиксирующие «алкогольные» сделки.

Внимание! При отсутствии договора на перевозку ТН (и ТТН) можно пренебречь. При вывозе груза своим транспортом следует оформить лишь накладную ф. ТОРГ-12. Указанный документ может служить и подтверждением расходов по приобретению МЦ в целях НУ.

Главное

  1. Несмотря на отмену ТТН, отсутствие ее в пакете документов на перевозку сторонней компанией на практике может привести к конфликту с фискальными органами. Чтобы избежать подобного, целесообразно использовать полный пакет документов, включающий и ТТН, и ТН.
  2. В случае транспортировки алкоголя ТТН необходима.
  3. Заключение договора на перевозку сопровождается использованием ТН в обязательном порядке.
Поделиться: