Электроэнергия общих мест. Как рассчитывается моп с общедомовыми приборами учета


Все коммунальные услуги без исключения в настоящие дни предоставляются на платной основе. Основанием для внесения платы является квитанция.

Квитанция ЖКХ - это официальный платежный документ, в котором отражается информация о сумме задолженностей потребителей за прошедшие расчетные периоды перед жилищными хозяйствами, которые предоставляют коммунальные услуги. Поскольку разного рода услуги могут оказывать различные компании, то и квитанций потребитель получает несколько.

Расшифровка сокращений в квитанции

В квитанции за коммунальные услуги используется много разных терминов и сокращений, зачастую, не всегда понятных рядовому потребителю. Рассмотрим их подробнее в таблице:

Сокращение

Расшифровка

Так в квитанции обозначаются номера приборов учета,установленных в помещении.

Данным образом в квитанции ЖКХ определяется общая и жилая площадь помещения.
К жилой площади относится сумма площадей жилых комнат.
Совокупность площадей всех имеющихся помещений является общей.

зарег./прож.

Указывается количество человек, зарегистрированных официально,
и количество проживающих фактически.

Расшифровывается как “Управление социальной защиты населения”.
В данную организацию можно обратиться по вопросам оформления субсидий.

общ. площадь дома

Подразумевает площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в целом.

Общедомовые нужды.

Индивидуальный прибор учета, индивидуальная точка учета.

ОДПУ, КТУ

Общедомовой прибор учета, коллективная точка учета многоквартирного дома.

Места общего пользования.

Квитанции от управляющей компании или ТСЖ

Основной расчет по квитанции формируется на основании данных, которые предоставляют потребители и поставщики услуг.

Каждая услуга в квитанции ЖКХ включает: наименование, фактическую и расчетную стоимость, единицы измерения. В соответствии с этой информацией потребитель может самостоятельно проверить все начисленные платежи и показания приборов учета. В конце расчетной таблицы квитанции указывается итоговая сумма к оплате, а также сумма, уже внесенная в текущем периоде.



Если квартира оборудована счетчиком

то начисление за холодное водоснабжение производится согласно показаниям прибора. Аналогично по показаниям счетчика рассчитывается горячее водоснабжение.

Вснаб = Vв * Тариф ,

Вснаб - сумма оплаты за водоснабжение, указанная в квитанции ЖКХ;

- объем потребляемой воды по показаниям счетчика;

Тариф

Пример:

Согласно показаниям счетчика за один месяц было потреблено 12 куб. м. холодной воды;


Получим: 12*33,03=396,36 руб. - сумма к оплате за холодное водоснабжение, отраженная в квитанции ЖКХ

Если же счетчика нет

оплачивать необходимо согласно утвержденным нормативам за каждого зарегистрированного в квартире человека.

Вснаб = кол.чел. * Норматив * Тариф

В квартире зарегистрировано 2 человека;

Норматив потребления холодной воды на одного человека составляет 6,935 куб.м

Утвержденный тариф на услугу холодного водоснабжения для потребителей в многоквартирном доме в г. Москва установлен в размере 33,03 рубля за 1 куб.м.

Получим: 2*6,935*33,03=458,13 руб. - сумма к оплате за холодное водоснабжение, отраженная в квитанции ЖКХ.

Подробнее о том, как формируются тарифы ЖКХ, вы можете прочитать .

Стоит отметить, что водоотведение и водоснабжение – это абсолютно разные понятия. По мнению большинства российских граждан, плата за водоотведение подразумевает оплату лишь канализации, то есть исключительно слива воды. Отчасти это верно, но кроме стока воды, в нее включается:

отвод использованной воды;

транспортировка до очистных сооружений;

утилизация;

отвод сточных вод.


Расчет объема потребленных ресурсов осуществляется при помощи индивидуальных приборов учета. Если таковые отсутствуют, величина ресурсов определяется как средний показатель нормативов потребления, установленных местным органом власти.

Для расчета водоотведения необходимо умножить количество воды, которая была получена по показаниям счетчика в вашей квартире, на тариф водоотведения. Сначала производим расчет по холодной воде, затем по горячей. Полученные величины складываем. Их сумма и определит размер оплаты за водоотведение в квитанции:

Вотв=(Vхв * Тариф) + (Vгв * Тариф),

Vхв - объем потребляемой холодной воды по показаниям счетчика;

Vгв - объем потребляемой горячей воды по показаниям счетчика;/p>

Тариф - стоимость кубометра воды, которая устанавливается местной администрацией в соответствии с законодательством РФ.

Пример:

Согласно показаниям счетчика за один месяц было потреблено 7 куб. м. холодной воды и 4 куб. м. горячей;

Утвержденный тариф на услугу водоотведения для потребителей в многоквартирном доме в г. Москва установлен в размере 23,43 рубля за 1 куб.м.

Получим: (7*23,43) + (4*23,43) =257,73 руб. сумма к оплате за водоотведение, отраженная в квитанции ЖКХ.

Если счетчик не установлен, оплата будет рассчитана исходя из нормативов потребления воды. Эти показатели утверждаются ежегодно и публикуются на официальных сайтах местной администрации. Стоит отметить, что норматив не является единым для всех регионов.

В многоэтажных домах в расчете водоотведения есть отдельный нюанс: в этом случае вычисление производится по показателю общедомового счетчика, а не по каждой квартире отдельно. Если таковой отсутствует, управляющая компания производит расчет по актуальным нормативам и выставляет счет жильцам.

Если у потребителя возникает желание установить в квартире отдельный счетчик-водомер, он обязан известить об этом свою управляющую организацию. Затем она должна дать необходимое разрешение, поставить пломбу на счетчик и произвести перерасчет оплаты за водоснабжение и водоотведение. Сумма перерасчета будет отражена в квитанции ЖКХ.

Плата за отопление в доме, не оборудованном счетчиком, производится на протяжении отопительного сезона. На величину оплаты влияет:

общая площадь квартиры;

норматив потребления;

установленный тариф по отоплению.

Если умножить установленный норматив на площадь квартиры, в результате получим объем тепла, потребляемый в месяц. Полученный объем нужно умножить на тариф по отоплению, получив тем самым сумму оплаты за прошедший месяц. Эта сумма и отражается в квитанции ЖКХ.

О = Норматив * Sкв * Тариф,

Sкв - площадь квартиры;

Норматив - норматив потребления тепла, установленный местным органом власти;

Тариф

Пример:

Площадь квартиры составляет 50,3 кв.м.;

Норматив потребления тепловой энергии в г. Балашиха составляет 0.016 Гкал/кв.м общей площади.

Получим: 50,3*1601,35*0,016=1288,77 руб. сумма к оплате отопление, отраженная в квитанции ЖКХ.

Расчет оплаты за отопление при наличии общедомового прибора учета тепла, где в квартирах не установлены счетчики на тепловую энергию, производится по формуле:

О = V*(Sкв/Sд)*Тариф ,

V - объем потребленной тепловой энергии по показаниям общедомового счетчика;

Sкв - площадь квартиры;

Тариф - тариф ЖКХ на отопление, установленный местной администрацией, согласно законодательству РФ.

Пример:

Площадь квартиры составляет 62,1 кв.м.;

Общая площадь отапливаемых помещений многоквартирного дома составляет 5000 кв.м.

Утвержденный тариф на услугу отопления для потребителей в многоквартирном доме в г. Балашиха установлен в размере 1601,35 рублей за Гкал;

Показания по коллективному прибору учета составили 72 Гкал.

Получим: 72*(62,1/5000)*1601,35=1431,99 руб. сумма к оплате отопление, отраженная в квитанции ЖКХ.

Начисление отопления в случае, когда в многоквартирном доме установлен коллективный (общедомовой) счетчик, а в квартирах стоят индивидуальные приборы учета рассчитывается:

О = (Vкв + Vодн х (Sкв / Sд))*Тариф ,

Vкв - объем потребленной тепловой энергии по показаниям индивидуального прибора учета;

Vодн - расход тепла на общедомовые нужды;

Sкв - площадь квартиры;

- площадь многоквартирного дома;

Тариф - тариф ЖКХ на отопление, установленный местной администрацией, согласно законодательству РФ.

Пример:

Площадь квартиры составляет 50 кв.м.;

Общая площадь отапливаемых помещений многоквартирного дома составляет 8000 кв.м.

Утвержденный тариф на услугу отопления для потребителей в многоквартирном доме в г. Балашиха установлен в размере 1601,35 рублей за Гкал;

Показания по коллективному прибору учета составили 140 Гкал;

Сумма тепла потребленного всеми квартирами 100 Гкал;

Показания по индивидуальному счетчику в квартире 2 Гкал;

Затраты на обеспечение горячего водоснабжения 15 Гкал.

Получим: (2+(140-100-15)*50/8000)*1601,35 = 3452,91 руб. сумма к оплате отопление, отраженная в квитанции ЖКХ.


В это определение включается большое количество работ, которые должна выполнять жилищная компания:

техобслуживание конструктивных элементов здания и внутридомового инженерного оборудования;

обслуживание внутридомового газового оборудования;

уборка и поддержание порядка придомовой территории;

оказание услуг по дератизации и дезинсекции (борьба с грызунами и насекомыми);

озеленение двора и прилегающей территории;

приведение в порядок мест общего пользования;

своевременный вывоз мусора;

электрическое освещение мест общего пользования;

В данный перечень услуг могут вноситься некоторые коррективы и дополнения, принимаемые жильцами на общем собрании.


Текущий ремонт

Эта строка в квитанции ЖКХ относится к содержанию общедомового имущества. В нее входит текущий ремонт:

внутридомового газового оборудования;

конструктивных элементов зданий;

инженерного оборудования.

Жильцы многоквартирных домов вносят плату за эти услуги пропорционально размеру своей доли в общедомовой собственности.

Администрацией города (или решением общего собрания ТСЖ/ЖКХ/ЖСК/УК) устанавливается размер платы за текущий ремонт и содержание жилья. Для исчисления суммы платежа за эти услуги следует умножить тариф на общую площадь квартиры. Эта сумма вносится в квитанцию ЖКХ.

Тариф - тариф на содержание и ремонт жилья, установленный местной администрацией, согласно законодательству РФ;

Sкв - площадь квартиры.

Пример:

Квартира находится в г. Москва в многоквартирном доме со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом. Для такого жилья предусмотрен тариф на содержание, равный 26,53 руб.

Площадь квартиры составляет 60 кв.м.

Получим: 26,53*60=1591,8 руб. сумма к оплате за содержание и ремонт, отраженная в квитанции ЖКХ.

Квитанция за капитальный ремонт

Если владелец жилья не вносит своевременную плату на установленные счета, то на сумму долга будет начисляться пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки. Подробнее о мерах, принимаемых в отношении должников, вы можете .

Квитанция за газоснабжение

Оплата за газоснабжение может осуществляться как по нормативам, так и в соответствии с показаниями приборов индивидуального учета. Оплата за газ зависит от количества человек, проживающих в квартире. Также может быть поставлен индивидуальный счетчик.

Вам также может быть интересно.

В соответствии с жилищным законодательством услуги, предоставляемые жильцам, разделены на жилищные (связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные (связанные с подачей в многоквартирный дом коммунальных ресурсов).
В данной статье рассмотрена такая услуга, как электроснабжение мест общего пользования, появление которой в «жировках» вызвало бурю негодований у жильцов.

Что такое «освещение мест общего пользования»?

Ранее собственники помещений в многоквартирных домах, сами того не зная, оплачивали энергоснабжение мест общего пользования в составе тарифной статьи «ремонт и обслуживание жилищного фонда» (жилищная услуга). Однако с тем фактом, что энергоснабжение есть коммунальная услуга, не поспоришь. Данный вывод следует из и подтверждается Письмом Минрегиона РФ от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07 . Минрегион разделяет такие понятия, как «освещение помещений общего пользования» и «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования».

При этом под освещением понимается оказание жилищной услуги, а именно:

б) обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг ).

Потребление электроэнергии на освещение Минрегион связывает с предоставлением коммунальной услуги. Как следует из названного письма, количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Позиция Минрегиона была подтверждена Решением ВС РФ от 17.07.2008 № ГКПИ08-665 . Заявитель оспаривал положения Правил установления нормативов , согласно которым коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг. По мнению заявителя, стоимость таких коммунальных услуг должна определяться расчетным путем и оплачиваться в соответствии со ст. 39 и 156 ЖК РФ . Однако Верховный суд не согласился с данным подходом, поскольку плата за коммунальные услуги - это плата за количество потребленных коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии, которые не входят в состав общего имущества .

Действительно, на освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс - электроэнергия. По справедливости расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме. Чем же вызвано их нежелание оплачивать новую строку расходов? Попробуем разобраться в причинах.

В чем проблема?

Только на первый взгляд сумма, подлежащая оплате за освещение мест общего пользования, переместилась в платежном документе из одной строчки (ремонт и обслуживание жилищного фонда) в другую (электроснабжение). Ранее данные расходы оплачивались по тарифу на содержание и ремонт, утвержденному общим собранием собственников помещений (членов ТСЖ) или органом местного самоуправления. Немаловажный момент - утвержденный тариф не всегда соответствует фактически понесенным расходам. Но даже при оплате снабжения электроэнергией мест общего пользования в составе коммунальных услуг эта проблема не решается.

Действительный размер платы за коммунальные услуги становится очевидным только тогда, когда в многоквартирном доме появляется общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии. В соответствии с п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Важно отметить, что показания коллективного прибора учета отражают не только совокупное потребление электроэнергии во всех помещениях дома (то есть жилых, нежилых, местах общего пользования), но и потери во внутридомовых сетях, которые также должны возмещаться собственниками. Объективно образуется превышение объема электроэнергии, зафиксированного коллективным счетчиком на входе в дом, над суммарным объемом, плату за который управляющие организации и ТСЖ получают от собственников (для обладателей индивидуальных счетчиков - по их показаниям, для жильцов, не имеющих их, - по нормативам потребления). Желая избежать убытков, управляющие компании и товарищества «раскидывают» эту разницу на собственников помещений в доме и включают в платежные документы новую строку «освещение мест общего пользования», что вызывает сопротивление со стороны жильцов.

С одной стороны, собственников можно понять: суммы, подлежащие оплате за электроэнергию, для них действительно оказываются сюрпризом. И здесь нельзя исключать такие факторы, как «питание» от дома пристроенного магазина, круглосуточное невыключение света в подъездах и т. д. С другой стороны, кто, кроме собственников, должен оплачивать электроэнергию, потребленную в помещениях общего пользования, принадлежащих этим собственникам на праве общей долевой собственности? Управление многоквартирным домом полностью передано в руки собственников, чем обусловлена их полная ответственность (в том числе и материальная) за все, что происходит в доме. Понятно, что ресурсоснабжающие и сетевые организации, основная цель деятельности которых - извлечение прибыли, не желают нести убытки из-за того, что поставляемый ими ресурс никем не оплачивается.

ТСЖ и управляющие организации
в ответе за недобросовестных собственников

Зачастую «крайними» в рассматриваемой ситуации становятся ТСЖ и управляющие организации. Нежелание собственников платить за электроэнергию, необходимую для освещения мест общего пользования, вынуждает ТСЖ и управляющие организации уклоняться от заключения договоров на электроснабжение мест общего пользования. Энергоснабжающая организация, в свою очередь, обращается в суд с требованием о взыскании задолженности за фактически поставленное в дом количество электроэнергии. Как правило, суды признают требования энергоснабжающих организаций обоснованными и удовлетворяют их в полном объеме на следующих основаниях.

В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг ТСЖ и управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг. Они обязаны заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями либо самостоятельно производить коммунальные ресурсы в целях оказания гражданам коммунальных услуг (пп. «в» п. 49 названных правил).

Согласно п. 89 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 , исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в целях:

Оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;

Использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);

Компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

При этом количество электрической энергии, приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Исходя из смысла п. 8 Правил содержания общего имущества в качестве такой границы выступает внешняя граница стены дома.

Следовательно, ТСЖ и управляющие организации обязаны заключать договоры энергоснабжения на весь объем электроэнергии, поданной в многоквартирный дом. Основания для исключения из установленного договором электроснабжения объема отпуска электроэнергии объема, потребляемого в местах общего пользования жилых домов, отсутствуют (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 № 17АП-5144/2008-ГК ). Для расчета количества приобретаемой исполнителем коммунальных услуг электрической энергии энергоснабжающая организация должна принять показания приборов учета, установленных на вводе в жилой дом (постановления ФАС СКО от 10.07.2007 № Ф08-4023/2007 , ФАС УО от 06.03.2008 № Ф09-1227/08-С5 ).

Вместе с тем ресурсоснабжающая организация не вправе принудить управляющую организацию или ТСЖ к заключению договора энергоснабжения на общедомовые нужды (Постановление ФАС УО от 18.03.2008 № Ф09-1663/08-С5 ). Однако оплатить весь объем электроэнергии, поданной в многоквартирный дом, им придется (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2008 № 17АП-4487/2008-ГК ). При этом даже отсутствие договора между ТСЖ (управляющей организацией) и энергоснабжающим предприятием не является препятствием для взыскания задолженности по оплате всего объема электроэнергии, поставленной в многоквартирный дом (постановления ФАС ЗСО от 26.08.2008 № Ф04-5159/2008(10329-А70-28) , ФАС СЗО от 23.06.2008 № А05-10604/2007 ).

Обязательное условие для взыскания задолженности с управляющей организации и ТСЖ - наличие у них статуса исполнителя коммунальных услуг. Так, отказывая в передаче дела в Президиум, ВАС РФ в Определении от 14.07.2008 № 7416/08 указал: ответчик не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни потребителем (покупателем) поставляемой истцом электроэнергии, ни организацией, управляющей многоквартирными домами, а взимаемая ответчиком плата за ремонт и содержание общего имущества в обслуживаемых им домах, в том числе за содержание электрооборудования для освещения мест общего пользования, не является платой за собственно освещение помещений общего пользования. В рассматриваемом деле иск был предъявлен к организации, ответственной за содержание и ремонт общего имущества, но не исполняющей обязанности по предоставлению коммунальных услуг, что и явилось причиной для отказа в удовлетворении требований энергоснабжающего предприятия о взыскании задолженности за потребленную в местах общего пользования электроэнергию. Аналогичные выводы прозвучали также в Постановлении ФАС СЗО от 07.06.2008 № А26-3192/2007 .

Управляющие организации и ТСЖ, как исполнители коммунальных услуг, обязанные оплачивать весь объем поставленных в дом коммунальных ресурсов, находятся в прямой зависимости от платежеспособности и «платежеактивности» собственников помещений в многоквартирном доме. Являясь по сути посредниками между собственниками и энергоснабжающими компаниями, ТСЖ и управляющие организации не должны нести убытки из-за нежелания собственников оплачивать электроэнергию, необходимую для освещения мест общего пользования. Однако на практике все происходит иначе. Как поступать ТСЖ и управляющим организациям, если собственники отказываются платить? Напрашивается один ответ: так же, как поступает энергоснабжающая организация, если перед ней у ТСЖ или управляющей организации существует задолженность, - отстаивать свои интересы в суде, предъявляя иски к собственникам помещений в регрессном порядке.

Учитывая, что проблема оплаты собственниками коммунальной услуги «энергоснабжение мест общего пользования» появилась совсем недавно (в настоящее время далеко не все управляющие компании ввели новую статью в квитанции, опасаясь социальной напряженности), судьи на местах еще не сталкивались с делами по взысканию соответствующей задолженности с собственников помещений в многоквартирном доме. Однако подобные дела немногим будут отличаться, например, от взыскания в судебном порядке с собственников задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Сколько платить?

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, как распределяются расходы по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, между собственниками. Приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг определяет порядок расчета платы за электроснабжение в зависимости от наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета. Наиболее интересен случай, когда на вводе в дом установлен коллективный счетчик.

1. Если ни в одном помещении дома нет индивидуального прибора учета, то в соответствии с пп. 1 п. 2 приложения 2 определять плату за электроснабжение в отношении жилых помещений следует пропорционально числу граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении. Из объема, зафиксированного общедомовым прибором учета, нужно вычесть суммарный объем потребления электроэнергии в нежилых помещениях (кроме помещений общего пользования), например в магазинах, офисах, находящихся на первом этаже дома (такой объем согласно п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг определяется расчетным путем, исходя из мощности потребляющих устройств). Именно эта разница распределяется между собственниками квартир. Обращаем особое внимание на то, что в данном случае не применяются нормативы потребления. Получается, что плата за электроснабжение квартир может колебаться в течение года.

2. Если счетчики есть лишь в части помещений, то алгоритм расчета несколько усложняется (пп. 1 п. 3 приложения 2 ). Во-первых, собственники жилых помещений, не оборудованных приборами учета, оплачивают электроэнергию по нормативам потребления (как если бы в доме не было ни коллективного, ни индивидуальных счетчиков). Во-вторых, обладатели счетчиков должны оплатить объем электроэнергии, отличающийся от зафиксированного индивидуальными счетчиками. Показания их счетчиков должны быть скорректированы на коэффициент, определяемый так:

Суть такого подхода заключается в том, что нормативы потребления учитывают и технологические потери во внутридомовых сетях, и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества (п. 25 , 26 Правил установления нормативов ). То есть собственники, для которых плата рассчитывается исходя из норматива потребления, уже оплачивают частичку электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (вводить им отдельную строку «освещение мест общего пользования» незаконно). И, напротив, показания индивидуальных счетчиков отражают лишь потребление электроэнергии внутри квартиры. Поэтому упомянутый коэффициент и сформирует для таких жильцов плату за электроэнергию с учетом расходов на освещение мест общего пользования.

3. Если во всех помещениях дома, оборудованного коллективным счетчиком, установлены свои приборы учета, то используется аналогичная формула, в которой показатель «Суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления» будет равен нулю. Другими словами, расходы на «общедомовую» электроэнергию будут распределены пропорционально показаниям индивидуальных счетчиков.

Как видим, согласно законодательству стоимость электроэнергии, потребляемой на освещение мест общего пользования (а также работу внутридомового оборудования), а также потери включаются в плату за коммунальную услугу электроснабжения. Однако это, естественно, не по душе собственникам помещений. Ведь традиционно население платило либо по показаниям индивидуального счетчика, либо по нормативам потребления. Такой порядок и сейчас предусмотрен в Правилах предоставления коммунальных услуг по отношению к ситуации, когда дом не оборудован коллективным прибором учета (см. п. 16 указанных правил, а также пп. 3 п. 1 приложения 2 к ним). Но даже при установке общедомового счетчика граждане не готовы видеть в своих квитанциях суммы платы за электроэнергию в размере, превышающем фактическое потребление ими электроэнергии внутри квартиры.

Можно долго обсуждать справедливость выбранных законодателем методов распределения платы за «общедомовую» электроэнергию, и всегда найдутся недовольные. Например, кому-то покажется нелогичным, что чем больше электроэнергии потребляется в жилом помещении, тем больше собственник данного помещения вынужден платить за электроэнергию, израсходованную в местах общего пользования. Принимать в качестве базы для распределения расходов количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, также не всегда корректно, так как количество фактически проживающих и количество зарегистрированных в жилом помещении граждан могут не совпадать. В целом вызывает недоверие подход, согласно которому обладатели счетчиков обязаны платить за потребление электроэнергии сверх их показаний, ведь тогда они должны оплачивать и сверхнормативный расход коммунального ресурса потребителями, не имеющими приборов учета, а также потери в неисправных сетях. Кстати, такими доводами мотивировал свои требования признать недействующим п. 3 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданин, обратившийся в Верховный суд. Однако заявитель не нашел поддержки (см. Определение ВС РФ от 26.04.2007 № КАС07-128 ).

Опасаясь негативной реакции собственников помещений на увеличение сумм платы за электроснабжение, управляющие организации и ТСЖ идут на разнообразные ухищрения. Кто-то вводит отдельную строку - «освещение мест общего пользования», распределяя стоимость «общедомовой» электроэнергии. Кто-то «прячет» такие расходы в статью «содержание и ремонт общего имущества». Введение новой строки, относящейся к коммунальной услуге, не требует согласования с собственниками, но однозначно вызовет всплеск недовольства жильцов, по мнению которых такая строка появилась «ниоткуда», ведь если раньше они ее не оплачивали, то и сейчас требования управляющей организации необоснованны. Второй вариант возможен лишь с согласия собственников помещений, ведь размер платы за содержание и ремонт общего имущества устанавливается их общим собранием. Очевидно, что собственники до последнего будут против включения такого расхода в смету на управление домом.

Единственным решением для ТСЖ и управляющих организаций представляется повышение правосознания собственников помещений и информационно-разъяснительная работа с ними.

Резюмируем вышесказанное.

1. Энергоснабжение мест общего пользования есть не что иное, как коммунальная услуга.

2. Указанная услуга оказывается собственникам помещений в многоквартирных домах, следовательно, именно они должны оплачивать ее на основании показаний коллективного прибора учета электроэнергии, установленного на вводе в дом.

3. Учитывая, что услуга энергоснабжения мест общего пользования оказывается энергоснабжающими организациями на основании договоров с исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ или управляющие организации), последние несут обязанность по оплате этих услуг.

4. Платежеспособность исполнителей коммунальных услуг напрямую зависит от платежеспособности собственников. Взыскание с товарищества собственников жилья или управляющей организации задолженности по оплате электроэнергии влечет взыскание указанной задолженности с собственников в регрессном порядке по искам ТСЖ (управляющей организации).

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

В последнее десятилетие в РФ проводится реформа отрасли ЖКХ, одним из этапов которой является повсеместная установка в многоквартирных жилых домах общедомовых счетчиков электроэнергии (общедомовых приборов учета). В настоящее время такие приборы учета электроэнергии уже установлены в большинстве многоквартирных домов. Установка общедомового счетчика электроэнергии изменяет порядок расчетов за потребленную электроэнергию: жители многоквартирных домов должны оплачивать не только стоимость электроэнергии, потребленной в квартире, но и осуществлять оплату электроэнергии мест общего пользования (электроэнергия МОП).

В связи с этим в последние несколько лет у жителей многоквартирных домов не утихают дискуссии и споры с поставщиками коммунальных ресурсов о необходимости и обоснованности применения в расчетах с ними не только электроэнергии, потребленной непосредственно в квартире, но и также предъявлении к оплате доли электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, которую часто называют общедомовая электроэнергия. В этой статье мы предлагаем разобраться, а должна ли действительно жителями многоквартирного дома производиться оплата электроэнергии мест общего пользования.

Также предлагаем рассмотреть вопрос о том, какие меры жители многоквартирного дома могут предпринять для снижения стоимости электроэнергии мест общего пользования.

Сразу необходимо пояснить, что такое электроэнергия мест общего пользования (электроэнергия ОДН): это электроэнергия, затрачиваемая на освещение мест общего пользования (лестничных клеток, подвалов), работу оборудования, которое является общим имуществом (насосы, антенны), а также внутридомовые потери электроэнергии.

В первую очередь рассмотрим нормативно - правовую базу необходимости оплаты жителями общедомовой электроэнергии (эл. энергия на общедомовые нужды).

В соответствии со ст. 30 п.4, ст. 36 п.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 209 п. 4, ст. 210 Гражданского кодекса РФ Собственники несут бремя содержания принадлежащего им общего имущества многоквартирного дома. Кроме того, п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 собственники помещений в многоквартирном доме, а также собственники жилых домов вносят оплату за поставленные ресурсоснабжающей организацией коммунальные ресурсы исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета (в т.ч. и электрической энергии).

Т.е. согласно законодательству РФ оплата электроэнергии мест общего пользования, а точнее ее доли, приходящегося на гражданина, должна осуществляться каждым жителем многоквартирного дома. Но как производится расчет общедомовых нужд на электроэнергию и начисление ОДН на всех жителей многоквартирного дома? А также как снизить долю общедомовой электроэнергии, приходящегося на каждого жителя?. Ответы на эти вопросы приведены ниже.

Расчет стоимости потребленной электроэнергии для каждого собственника помещения в многоквартирном доме (для наиболее часто встречающегося случая, когда многоквартирный дом оборудован общедомовым счетчиком электроэнергии, а жилые или нежилые помещения не все оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии) производится в соответствии с формулой 9 приложения 1 к указанным Правилам предоставления коммунальных услуг. В этом случае разница между общим потреблением электроэнергии многоквартирного дома и суммарным потреблением во всех помещениях (определяется либо по счетчикам в квартирах либо расчетным способом) "разбрасывается" на всех собственников помещений в многоквартирном доме пропорционально потреблению электроэнергии в помещениях. В дальнейшем будем называть это долей общедомовой электроэнергии, приходящегося на собственника помещения в многоквартирном доме.

Стоит отметить, что не произошло кардинальных изменений в логике расчетов доли общедомовой электроэнергии, приходящегося на собственника помещения в многоквартирном доме и после вступления в силу новых правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Важно отметить, что в 2016 году произошли серьезные изменения в порядке оплаты ОДН гражданами: с 1 июля 2016 года исполнитель коммунальных услуг (это ТСЖ или управляющая компания) не вправе предъявлять жителям в квитанциях объем ОДН, который превышает объем ОДН, определенный с использованием норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды . Эти изменения прописаны в Постановлении Правительства РФ от 29.06.2016 №603, которым были внесены изменения в "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Рассмотрим простой пример. Фактический размер ОДН, который приходится на конкертную квартиру составил в августе 50 кВт.ч. А если определить размер ОДН для этой же квартиры по нормативу, то нормативный размер ОДН составит только 30 кВт.ч. Таким образом, в квитанции за ЖКХ, собственнику такой квартиры может быть предъявлено только 30 кВт.ч. (нормативный ОДН). "Оставшаяся" разница ОДН в размере 20 кВт.ч. ложится на "плечи" управляющей компании или ТСЖ, мотивируя их тем принимать меры к снижению ОДН.

Что же входит в эту долю общедомовой электроэнергии и почему собственники помещений обязаны ее оплачивать? В идеальном случае в ее состав входит только потребление электроэнергии в местах общего пользования (освещение лестничных клеток, подвалов, работа лифтов, антенны, работа насосов подкачки и т.д.), а также потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Нормальным считается, когда доля общедомового расхода составляет не более 20% потребления в помещении собственника (квартире), соответственно ее стоимость не должна превышать указанной величины. Однако на практике оплата электроэнергии МОП (мест общего пользования) значительна выше этих 20% от общих затрат граждан на электроэнергию. Нередки случаи, когда общедомовая электроэнергия даже превышает потребление непосредственно в квартире.

Почему могут возникать такие случаи, и как снизить долю общедомовой электроэнергии мы и попытаемся здесь разобраться.

Причинами высокой доли общедомового расхода электроэнергии может быть:

1. Неправильная организация съема показаний приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме. Например, показания общедомового прибора учета электроэнергии были сняты на 28 число месяца, а показания индивидуальных приборов учета (в квартирах) были сняты не все и снимались в период с 23 по 31 число месяца. Разумеется в таком случае могут быть значительные искажения в данных.

2. Наличие среди собственников помещений в многоквартирном доме лиц, которые осуществляют «воровство» электроэнергии. В таком случае, индивидуальный прибор учета электроэнергии, установленный у таких лиц не будет отражать реального потребления электроэнергии, а вся «украденная» электроэнергия будет распределяться на всех собственников помещений в многоквартирном доме.

3. Неверный порядок расчета электроэнергии мест общего пользования, который может применять исполнитель коммунальных услуг или ресурсоснабжающая организация. С июня 2011г. вступили в силу изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми доля общедомовой электроэнергии должна предъявляться не только собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, но и также собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме (магазины, аптеки и др. - те объекты, которые зачастую занимают помещения на 1 этаже многоквартирного дома). Пока еще очень немногие исполнители коммунальных услуг производят расчеты с жителями многоквартирных домов с учетом этих изменений.

4. Неудовлетворительным состоянием внутридомовых электрических сетей или нерациональным расходованием электроэнергии в местах общего пользования.

Все вышеперечисленные причины могут в той или иной степени влиять на увеличение затрат на электроэнергию для населения многоквартирного дома.

А какие меры могут предпринять жители многоквартирных домов для снижения доли общедомовой электроэнергии ?

Ниже предложены несложные для выполнения, но достаточно эффективные действия граждан, направленные на снижение доли общедомовой электроэнергии.

1. Запросить данные о расчетах за последний год у исполнителя коммунальных услуг и самостоятельно проверить, на предмет соответствия нормам закона. Кроме того, запросить акты съема показаний общедомовых приборов учета и данные о датах снятия показаний и объемах потребления во всех помещениях многоквартирного дома.

2. В случае выявления значительного расхождения в датах снятия показаний общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета указать исполнителю коммунальных услуг на необходимость привести их в соответствие.

3. В случае подозрений о наличии людей, которые могут осуществлять безучетное потребление электроэнергии («воровство»), направить исполнителю коммунальных услуг требование о необходимости проведения проверки указанных лиц.

4. В случае нерационального использования электроэнергии в местах общего пользования или неудовлетворительного состояния внутридомовых электрических сетей, на общем собрании жителей многоквартирного дома принять решение о проведении соответствующих технических мероприятий

ВАЖНО! С 1 сентября 2012г. вступили в силу «новые» Правила предоставления коммунальных услуг. «Новые» Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. В тексте указанных правил много принципиальных отличий от Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. Узнать об основных существенных отличиях «старых» правил от «новых» Вы можете в соответствующем разделе сайта.

Итак, в этой статье мы выяснили, что в соответствии с нормами действующего законодательства, жителями должна быть оплачена вся электроэнергия мест общего пользования, которая была потреблена в многоквартирном доме. «Нормальной» долей общедомовой электроэнергии, приходящегося на потребителя считается доля до 20% от потребления в квартире. Если доля общедомовой электроэнергии составляет величину более 20% от потребления в квартире, то скорей всего имеет место одна из причин, приведенных выше.

Многие, наверняка, обратили внимание, что в платежках на квартиру появилась новая строка - освещение МОП. Под этой аббревиатурой скрываются так называемые места общего пользования или лестничные клетки, чердаки, подвалы и лифты, где горят или, по крайней мере, должны гореть лампочки. Обязанность оплачивать этот общий свет на жильцов многоквартирных домов возложил Жилищный кодекс. Загляните в статью 158: собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Есть и еще целый ряд нормативно-правовых актов на эту тему, в том числе и разъясняющих, как и в каком размере жильцы должны оплачивать освещение мест общего пользования.

На самом деле, жители многоэтажек и раньше и несли бремя по оплате общего света. Но плата пряталась в строке «ремонт и обслуживание жилищного фонда». Эти средства поступали в управляющие компании, которые сами расплачивались с поставщиками электроэнергии за освещение подъездов. Высчитывалась разница между количеством электроэнергии, израсходованной за месяц всем домом, и показателями индивидуальных квартирных счетчиков (или нормативами потребления для квартир без счетчиков). «Лишние» киловатты считались освещением мест общего пользования и оплачивались управляющими компаниями. После того, как законодательство разделило многочисленные услуги, что получают собственники квартир, на жилищные и коммунальные, освещение мест общего пользования перестало считаться обслуживанием жилищного фонда. Это явно коммунальная услуга. Все точки над i расставило письмо Министерство регионального развития РФ, в котором разъяснялось, что количество электроэнергии, подаваемой для освещения помещений общего пользования и для работы электрооборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». Так в платежках появилась новая строка - освещение МОП.

Встал вопрос, как теперь брать плату с жильцов? Никаких вопросов не возникло там, где установлены коллективные (общедомовые) приборы учета на вводе в дом. В этом случае плата начисляется в зависимости от потребленной энергии, и жильцы оплачивают ее фактическую стоимость. Она может быть больше или меньше - вдруг в какой-то месяц лифтом реже пользовались, лампочки на лестничных клетках перегорели или были заменены на энергосберегающие…

Если такого счетчика общего пользования нет, а их нет пока в большинстве старых многоэтажек, плата за освещение мест общего пользования рассчитывается по нормативам потребления электрической энергии, размеры которых устанавливают региональные власти. В большинстве регионов этот норматив равен 7 кВт/час на человека в месяц в домах без лифта и в два раза больше в домах с лифтом.

Чтобы посчитать окончательную сумму платежа, необходимо умножить норматив на тариф (стоимость 1 кВт/час в вашем регионе) и на количество человек, прописанных в квартире. В каждом регионе тарифы на электроэнергию разные. Возьмем, к примеру, город Москву, где в 2010 году 1 кВт/час в домах с газом будет стоить 3,45 рубля. Норматив (7) умнажаем на тариф (3,45) и на количество человек (6), получается 144,9 рубля - именно такую сумму придется платить ежемесячно семье из шести человек за освещение мест общего пользования в доме без общедомового прибора учета.

Приветствую, уважаемые читатели. Сегодня мы разберемся, что такое МОП в многоквартирном доме (МКД). МОП расшифровывается как места общего пользования, иначе говоря, это наша совместная общая собственность.

Статья 36 Жилищного Кодекса РФ разъясняет, какие помещения МКД относятся к МОП. В принципе, это вся площадь дома кроме квартир, находящихся в личной собственности владельцев, и площадь придомовой территории.

Почувствуйте разницу

Не стоит путать понятия МОП и общего имущества МКД. Что касается нежилых помещений дома и земельного участка – не все они доступны для жильцов. Никто вас без особой надобности не пустит в подвал или на чердак, вы не сможете пробраться в шахту лифта или на крышу.

Местами общего пользования являются подъезды, лифты и дворовая территория. Конечно, если на крыше вашего дома разбит зимний сад, вы сможете там находиться. А если общим собранием владельцев квартир вы решили оборудовать в подвале кладовки, у вас будет свой ключ для доступа в него.

Заботимся и бережем

Если вас интересует полный перечень общего имущества МКД, читайте статью «Двор, подъезд и …». Конечно, в наши обязанности входит производить оплату за содержание общедомового имущества, но мы должны понимать, что чем бережнее будем к нему относиться, тем дольше оно нам послужит.

И реже придется что-то ремонтировать и приводить в порядок. Дешевле, конечно, не станет – тарифы, разработанные муниципалитетом, едины для всех (если дома относятся к одному типу), но комфортнее, спокойнее и чище – обязательно.

Работы по наведению порядка

Напомним, какие виды работ являются необходимыми для обеспечения нормального состояния МОП:

  • Выявление неисправностей и поломок отдельных конструкций и оборудования, находящегося на территории МОП.
  • Проверка наличия и функционирования осветительных приборов в подъездах и возле них.
  • Поддержка регламентированной температуры в подъездах и влажности воздуха.
  • Проведение уборки помещений и придомовой территории.
  • Соблюдение правил пожарной безопасности, содержание в порядке противопожарного оборудования и средств сигнализации.
  • Вывоз твердых бытовых отходов.
  • Озеленение летом и уборка и вывоз снега зимой.

Далее мы рассмотрим, что же включается в таинственную строчку в наших квитанциях «Техническое обслуживание жилого фонда» - именно она вызывает обычно наибольшее количество вопросов – платить от 400 до 1 000 рублей (а где-то и больше), не зная за что, очень жаль.

Раскрываем тайну

Сразу скажу, что пример привожу конкретный, в зависимости от региона цифра меняется: за содержание МОП на 1 м 2 площади квартиры приходится по тарифу 9,99 рублей, что, например, при площади квартиры в 63 м 2 – обычной трехкомнатной – составляет 630 рублей. Итак, что же входит в таинственный тариф 9,99:

  1. Подметание пола - каждый рабочий день.
  2. Мытье пола – 1 раз в месяц, площадку 1 этажа и кабину лифта – каждый рабочий день.
  3. Мытье окон, стен, входных дверей и батарей – 1 раз в полгода.
  4. Уборка чердака и подвала – 1 раз в год.
  5. Сюда же входит обслуживание и уборка мусоропровода, но у нас его нет.

Более точные нормативы по уборке помещений подъезда смотрите в статье «Наш дом – наша крепость».

Уборка придомовой территории – 2,40 руб.

  1. Подметание тротуаров и площадок возле подъезда в теплое время года – понедельник, среда, пятница.
  2. Опорожнение урн и сбор мусора с остальной территории – так же.
  3. Уборка снега с тротуаров в зимнее время – по мере выпадения.
  4. Покос травы – 2 раза в летний период.
  5. Покраска оборудования детских и спортивных площадок, других элементов декора – 1 раз в год летом. Ремонт – по мере необходимости.
  6. Очистка крыши от снега, ликвидация сосулек и наледи – по мере необходимости.

Подготовка МКД к летнему и зимнему сезонам – 1,31 руб.

  1. Опрессовка, ремонт и промывка отопительной системы – 1 раз в год.
  2. Замена разбитых стекол, ремонт окон и дверей – по мере необходимости.
  3. Очистка вентиляционных шахт – 1 раз в год.

Незначительный ремонт и обследование состояния МОП – 1,60 руб.

  1. Проверка работы вентиляционной системы, системы удаления дыма, обслуживание и замена мелких деталей в электрическом оборудовании – 1 раз в полгода.
  2. Ликвидация аварийных ситуаций – по мере необходимости.
  3. Дератизация и дезинсекция (борьба с грызунами и насекомыми) – 1 раз в год.
  4. Проверка работы инженерных систем МКД и ликвидация незначительных проблем – постоянно.
  5. Сюда же входит обслуживание газового оборудования – 1 раз в 3 года, но у нас его нет.

Текущий ремонт МОП – 3,58 руб.

  1. Ремонт сломанных дверей, окон, перил – по мере необходимости.
  2. Ремонт подъезда – побелка, покраска, штукатурка – 1 раз в 5 лет.
  3. Ремонт крыши и ликвидация протекания влаги – по мере необходимости.
  4. В панельном доме – восстановление швов между плитами – по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет.
  5. Ремонт инженерных систем и оборудования – по мере необходимости.
  6. Приведение в нормальный вид при их разрушении тротуаров, дорог и отмостков – по мере необходимости.
  7. Прочий ремонт оборудования, находящегося в общей собственности – по мере необходимости.

Если кто-то заметил, то вывоза мусора в данном перечне нет, как и нет каких-то других видов работ. Это потому, что в нашей квитанции они вынесены отдельными строками и в техобслуживание МОП не попадают.

Хитрости УК

Заметили, как много работ выполняется по мере необходимости? Нет, их, конечно, действительно выполнят, но есть подозрение, что данные виды работ заложены в калькуляцию с изрядным запасом.

С одной стороны, если мы будем бережно относиться к нашему общему имуществу, УК или ТСЖ больше собранных денег оставят себе. С другой стороны, управляющая организация на большее количество запасенных средств сможет провести и большее количество работ по благоустройству и повышению комфортности жилища.

А если вы не поленитесь и создадите совет дома, он будет проверять, чтобы ни одна собранная с жильцов копеечка не ушла на нецелевые нужды.

МОП существовал и в Советское время – в этом плане ничего не поменялось. Единственное, что изменилось - платим за его обслуживание теперь мы сами, а у нашего богатого государства на нужды ЖКХ нет средств.

Разрешите попрощаться. Надеюсь, что статья оказалась полезной, поэтому подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и давайте ссылку на них своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

Поделиться: