Проведение жилищной реформы в рф. Реформа жкх проводимая правительством россии подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны

Жилищная реформа

Главной проблемой советского населения всегда было жилье, особенно в послевоенные годы. Война лишила крыши над головой множество людей, да и в Советском Союзе массового жилищного строительства не вели. Получить отдельную квартиру для многих было мечтой.

Так вот, такие темпы ведения строительства, как в 60-е, наша страна не знала никогда.

«Н. С. Хрущёв любил строить. Благодаря ему Москва имеет не только Юго-Запад, Черёмушки, но и другие районы, застроенные приземистыми домами, поблекшими рядом с типовыми корпусами новых поколений. Пятиэтажки москвичи в просторечии называют «хрущобами», в ближайшем будущем их предстоит модернизировать.

Однако с именем Н. С. Хрущёва связано появление и многих уникальных сооружений: Дворца съездов, стадиона в Лужниках, проспекта Калинина, Останкинской телебашни, Московской кольцевой автодороги…» Медведев, Р.А. Н.С.Хрущев. Политическая биография - М: Книга, 1990 - 320 с.

Именно тогда большая часть москвичей потянулись из бараков и подвалов. Были построены миллионы квадратных метров жилой площади. Также в ускоренном темпе к жилым кварталам провели метро.

Жилищная реформа считается одной из самых удачных реформ за 10 лет правления Никиты Сергеевича.

Реформы в сфере права

Хрущев добился немалых успехов, совершая существенные преобразования в сфере права СССР.

Никита Сергеевич вернул договор, как средство правового оформления хозяйственных связей, позиции которого во время войны значительно ослабли.

8 декабря 1961 года утверждаются Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик - законодательный акт, содержащий нормы гражданского права. Он получил распространение по всему Союзу. В этом законодательстве делается акцент на гражданские права и обязанности, их защиту, о праве собственности, авторском и наследственном праве. А уже в 1964 году на базе данного законодательства были приняты гражданские кодексы.

Также претерпели изменения и некоторые нормы семейного права. В 1965 году был упрощен порядок развода, а в 1968 г. вышли Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье - общесоюзный законодательный акт, регулирующий брачно-семейные отношения.

«С 1 июня 1956 г. для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет был установлен 6-часовой рабочий день и отпуск в один календарный месяц. В декабре 1956 г. был запрещен прием на работу лиц моложе 16 лет. В 1966-1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными. 15 июля 1970 г. ВС СССР принял Основы законодательства о труде. » Чибиряев, С.А. История государства и права России: учебник для ВУЗов / М: Былина, 1998 - 528 с.


Общая ситуация в России

К 1991 году в Советском союзе назрел кризис во всех сферах жизни. На фоне общего экономического кризиса и провала национальной политики произошло обострение межнациональных конфликтов. С конца 80х начался т.н. «парад суверенитетов», в ходе которого была принята, в том числе, декларация о государственном суверенитете России (1990г). К 8 декабря 1991 года советское государство перестало существовать.

В 90е годы 20го столетия перед Россией встала возможность и необходимость двигаться по принципиально новому пути, отличному от того, что выбрал ранее Советский Союз. По конституции, принятой в 1993 году, страна объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Нужно было оправдать эти слова, построить рыночную экономику, наладить заново внешние связи в качестве нового государства с новыми взглядами, которое, однако, является правопреемником СССР. Реформы, попытки которых предпринимались ещё раньше в целях спасти рушившийся Союз, теперь были неизбежны и охватили все сферы жизни.

Их проведение не закончилось и по сегодняшний день. Страна всё ещё не вполне избавилась от Советского прошлого, хотя прошло более 20 лет. Изменения в политической, экономической, социальной, дипломатической и других сферах жизни продолжаются. Имея всё это в виду, мы остановимся подробно на одной из начатых в 90е и продолжающихся по сей день реформ – реформе жилищного хозяйства. Этапы её осуществления и результаты хорошо отражают общую картину деятельности России по становлению нового государства с рыночной экономикой, которое пытается оправдать принципы, прописанные в своей Конституции, но пока, по большей части, действующие лишь на бумаге.

Приватизация жилищного фонда

Мы начнём рассмотрение серии жилищных реформ с закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991. Как нами было замечено, к этому времени сформировалась необходимость перехода к рыночной экономике. Это требовало, среди прочего, изменения отношений собственности в жилищной сфере. Согласно документам, «Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда». По факту, должно было решиться две задачи: во-первых, создавался рынок жилья (за счёт расширения круга его собственников), а во-вторых, с государства снималось бремя поддержания в должном состоянии жилищного фонда, что требовало немалой части бюджета.

Приватизация подразумевала бесплатную передачу гражданам занимаемого ими жилья из государственного или муниципального жилищного фонда или жилья, забронированного ими. С правом собственности к гражданину переходит и право распоряжаться своим жильём. Кроме того, на нового собственника ложились и расходы по поддержанию своего жилья в должном состоянии, не считая того случая, когда приватизированное жильё находится в аварийной ситуации (тогда предыдущий собственник несёт соответствующие расходы). При этом изначально закон подразумевал добровольность принятия решения: не имея соответствующего желания, гражданин мог остаться в своём жилье на условиях социального найма. Однако в настоящее время большая часть статей закона 1991 года утратила свою силу или утрачивает после 1 марта 2013 года. Так, именно этой датой заканчивается очередной срок продления бесплатной приватизации. Однако 19.02.2013 в Госдуме будет принят закон, продлевающий сроки приватизации до 1.03.2015 для всех категорий граждан. Это вызвано рядом причин как, например, не все желающие успели приватизировать жильё. Тем не менее, на сегодняшний день результаты таковы: около 18 млн жилых помещений были приватизированы за период 1998-2012гг (Росреестр располагает данными по приватизации только с 1998г). Собственниками жилья стали более 30 млн Россиян. Из них москвичи – более 2,5 млн чел. Некоторые цифры по приватизации можно увидеть в следующем рисунке:

Закон «Об основах федеральной жилищной политики», 1992г

В продолжение событий, связанных с реалиями жизни в новом государстве, в 1992г был принят закон, определяющий «основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере».

Целью федеральной жилищной политики является: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства».

В рамках этого закона были определены такие термины как социальная норма площади жилья (в пределах которых возможны субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг), договор аренды, товарищество собственников жилья, договор социального найма жилого помещения, плата за содержание, ремонт жилья и т.д. Также оговаривалось право граждан на жилище по условию найма/ аренды/ приобретения или строительства и помощь со стороны государства тем, кто не был обеспечен жилищем по установленным нормативам. Государство, согласно закону, брало на себя обязанности осуществлять жилищное строительство, предоставлять право на жильё для отдельных категорий граждан за счёт федерального бюджета, содержать и развивать системы, поддерживающие жилищную сферу и некоторые другие положения. Оговаривалось право граждан, общественных организаций, собственников и т.д. участвовать в управлении жилищным фондом с целью защиты своих прав. Перечислялись виды жилищной собственности, а также процессы, происходящие при изменении вида собственности. Подробно разъяснялись порядок и система оплаты коммунальных платежей, арендных взносов, а также возможные льготы и т.д. Были прописаны процессы аренды или строительства жилого помещения.

Таким образом, закон детально описывал отношения между государством, гражданами и организациями в отношении жилых помещений; прописывал все права и обязанности, что являлось его несомненным плюсов в упорядочении юридических отношений в этой области. Однако, если говорить о сегодняшнем дне, то действие закона утратило свою силу с 1.03.2005 вследствие принятия в 2004г закона «О введении в действие жилищного кодекса РФ», на содержании которого мы остановимся далее.

Указ Президента РФ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", 1997г

Обратимся к одному из наиболее важных, на наш взгляд, документов, касающихся жилищных отношений, принятому в 1997году.

К этому времени всё более очевидными становились дальнейшие проблемы в рассматриваемой области: это было связано и с деталями приватизации (например, хорошее состояние квартир граждане, естественно, поддерживали самостоятельно, а вот общие места пользования были «брошены на произвол»), и с проблемами тарификации, и с дальнейшей необходимостью перехода от административных методов управления к экономическим.

Указ президента одобрил концепцию реформы ЖКХ в России, которая разбивалась на три этапа.

Первый из них приходился на 1997-1998гг. За это время предписывалось окончательно разграничить функции собственника-домовладельца, управляющей организации, обслуживающей организации в государственном и муниципальных жилищных фондах, а также перейти на договорные отношения в сфере предоставления услуг ЖКХ в условиях разгосударствления эксплуатационных организаций.

Важно, что в этом документе учитывалась указанные выше проблема с необоснованно завышенными тарифами, формирование которых не было обусловлено никакими адекватными расчетами. Теперь же, принимая во внимание программу снижения затрат на предоставление услуг ЖКХ, должен был соблюдаться контроль как за обоснованностью тарифов, так и за их уровнем.

Упорядочивалась система льгот отдельным гражданам, уточнялись источники финансирования.

Параллельно, государство модифицировало систему оплаты жилья, включая в ставку оплату за наём и затраты на капитальный ремонт.

Происходило содействие массовому созданию товариществ собственников жилья, а также оказывалась помощь в подготовке кадров.

Не стоит забывать, что в дополнение к Указу, была также принята программа демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 годы.

В рамках этой программы предполагалось принятие мер антимонопольного регулирования при предоставлении услуг ЖКХ естественными монополистами; проведение конкурсных отборов службы управляющей организации и подрядчиков для обслуживания жилья; контроль за развитием конкуренции в сфере ЖКХ между субъектами, не являющимися естественными локальными монополиями; формирование системы договорных отношений между собственником, управляющей организацией (заказчиком), подрядчиком и жильцами и т.д.

Второй этап реформы намечался на 1999-2000 годы. Планировалось окончательно перенести бремя содержания жилья на плечи населения (полная оплата затрат), а также поэтапное включение в себестоимость жилищных услуг затрат по обязательному страхованию жилья.

Развитие конкуренции и проведения конкурсного отбора управляющей организации должно было стать общепринятой практикой.

Доля государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, должна была составить (в отличие от 60% на предыдущем этапе) 100%.

На третьем этапе (2000-2003гг) планировалось завершить предыдущие нововведения. Дополнительно, в жилых домах должны были установить счётчики потребления воды, газа и т.п. на обязательной основе.

Товарищества собственников жилья должны были стать доминирующей формой управления многоквартирными жилыми домами. ЖКХ должно было уже не первый год как работать в режиме безубыточного функционирования, а привлечение кредитов для развития ЖКХ с различными источниками инвестирования должно было стать широко распространённым явлением.

Как мы понимаем, отлично сформулированная бумага, имеет не так много общего с реальностью. Так, например, установка счётчиков воды стала обязательной лишь с 1.07.2012. О высокоэффективности ЖКХ, привлекающего различные виды инвестиций, также говорить не приходится. И этим круг «несоответствий» планируемого и реализованного не ограничивается. Одной из проблем является, в частности, устаревание жилищного кодекса, принятого еще в Советском Союзе в 1985 году. Но, прежде чем перейти к нему, мы остановимся на подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Реформирование ЖКХ РФ и целевая программа «Жилище»

В 2002 году Правительство РФ принимает постановление о подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ», мероприятия и объёмы финансирования которой должны корректироваться ежегодно в соответствии с состоянием федерального бюджета. Осуществление подпрограммы было задумано в рамках целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. Первый вариант «Жилища» был разработан ещё правительством Е. Т. Гайдара, которое ушло в отставку в 1992 году. Что касается рассматриваемой программы 2002-2010гг, то основные её задачи были представлены следующим образом: «создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с

платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями». Что касается конкретной рассматриваемой нами подпрограммы, то до 2005 года на неё было выделено 3163 млн рублей, участие приняли 54 субъекта РФ. В плане мероприятий значились «ликвидация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса; ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно – коммунальных услуг; обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату жилищно- коммунальных услуг; совершенствование экономических механизмов в жилищно- коммунальной сфере; формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно– коммунальный комплекс; обеспечение эффективного целевого использования средств федерального бюджета, выделяемых на модернизацию жилищно- коммунального комплекса; создание механизмов участия государства и органов местного самоуправления в привлечении предприятиями жилищно–коммунального комплекса внебюджетных долгосрочных заемных средств».

Общий плановый объём затрат выглядел следующим образом:

Результаты реформы, тем не менее, оставляют желать лучшего. Тарифы на коммунальные услуги за 10 лет выросли почти в 14 раз, при этом расчёты тарифов по-прежнему не строились на разумной обоснованной системе. 25-40% от общего дохода примерно 40% россиян продолжило уходить на оплату услуг ЖКХ. Субсидии на 2009г получало менее 7% жителей многоквартирных домов. Проблема изношенности коммунальной инфраструктуры решена не была, да и качество соответствующих услуг едва ли испытало значительное улучшение.

Позже была принята следующая часть программы «Жилище на 2011-2015гг». Она включает в себя следующие подпрограммы: «Обеспечение жильём молодых семей», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов РФ» и мероприятия по обеспечению жильём отдельных категорий граждан. Т.к. программа ещё не завершена, подробно на ней останавливаться мы не будем.

Жилищный кодекс РФ, 2005г

29 декабря 2004 года принимается новый жилищный кодекс РФ, который вступил в действие 1.03.2005 и, претерпев последние изменения в 2012 году, является действующим на сегодняшний момент.

В новом кодексе большое место уделяется правам участников жилищных отношений: их детализации, реализации и защите. Жилищное законодательство находится в совестном ведении РФ и её субъектов, а участниками соответствующих отношений являются граждане, юридические лица РФ и её субъекты, а так же муниципальные образования. Новым является пункт о согласованности жилищного законодательства РФ и норм международного права, что является положительным знаком и подтверждает стремление России к развитию и международному сотрудничеству. Несмотря на то, что основная часть выплат, касающихся ЖКХ, лежит на гражданах, государство, тем не менее, принимает материальное участие в улучшении жилищных условий, например, предоставляя субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, а также частично финансируя проведение капитального ремонта общего имущества.

Подробно описываются полномочия органов государственного управления РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Жилые помещения подразделяются на жилой дом(или его часть), квартиру (часть) и комнату. Прописывается ситуация перевода жилого помещения в нежилое и наоборот. В действующем кодексе также разъясняется процесс переустройства и перепланировки жилого помещения.

Интересно, что в главе «Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан» уточняется, что изъятие земельного участка собственника в связи с проведением Зимней Олимпиады 2014, если иное не предусмотрено соответствующим ФЗ, осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом (в котором вопросы изъятия также подробно описаны).

Описывается порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и смежные с этим вопросы.

Малоимущим гражданам, признанным таковыми соответствующим образом, доступно жилое помещение по договору социального найма. Также эта опция доступна, например, гражданам, проживающим в помещениях, в которых не соблюдаются установленные для жилых помещений требования.

В 9 главе обсуждаются вопросы, связанные с жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, к которому относятся служебные жилые помещения (далее ЖП), ЖП в общежитиях, ЖП маневренного фонда, ЖП в домах системы социального обслуживания населения, ЖП фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, ЖП фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, ЖП для социальной защиты отдельных категорий граждан, ЖП для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилищном кодексом также регламентируется организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья.

Представляет интерес статья 154 «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги». Наниматель жилого помещения по договору социального найма или найма жилого помещения несёт расходы, включающие в себя:

«1. Плату за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

2. Плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)». Подробно описывается управление многоквартирным жилым домом. Рассматриваются детально вопросы, касающиеся капитального ремонта.

В общем Жилищный кодекс 2005г содержит 9 разделов и 191 статью, в то время как кодекс 1983 года содержал 7 разделов и 158 статей, гораздо меньших по объёму и, соответственно, деталям. Многие вопросы, поднятые в кодексе 2004 гожа, в предыдущем кодексе не поднимались, т.к. страна жила совершенно в других условиях, нежели сегодня. Если кодекс 1983 года был «социалистическим» и «советским», то новый кодекс 2005 года стал куда более «рыночным» и подчёркивающим права и обязанности каждой из сторон. При этом с его введением было отменено много других законов, регулирующих жилищные отношения.

Итоги реформирования системы ЖКХ

В 2007 году был подписан ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», который озвучивал правовые и организационные основы предоставления финансовой помощи субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан их аварийного жилища. Создавался т.н. Фонд содействия реформированию ЖКХ, в программах которого сейчас участвует 81 субъект РФ, а средств в Фонде находится на сумму более 300 млрд рублей (деятельность Фонда планируется продлить до 2015 года. В ходе деятельности Фонда частично отремонтировано около 400 млн кв м жилой площади. Однако изнашиваемость жилого фонда происходит быстрее, чем его восстановление. В целом, несмотря на огромное количество реформ и очевидно большой шаг вперёд по сравнению с началом 90х, в деятельности ЖКХ остаётся много проблем и нерешённых вопросов.

Если рассматривать мнения относительно последних изменений, то даже официальные лиц признают расхождение между планами и результатами. Так, аудитор счётной палаты Александр Филиппенко подтвердил, что «Жилищно-коммунальная реформа в России во многом способствовала развитию рыночных отношений в ЖКХ, однако не достигла своей цели - качественных преобразований в отрасли не произошло». Если говорить о выводах по реформированию ЖКХ, которые были озвучены в ноябре 2012 года на пресс-конференции с участием Филиппенко, то они таковы:

· слабое превышение темпов нового строительства и ремонта над темпом выхода жилья из строя

· неудача в регулярно планировавшемся на бумаге привлечении частных инвестиций в отношения, касающиеся ЖКХ

· невыполнение регионами программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности

· не достигнуто улучшение качества коммунальных услуг

· не проведена модернизация коммунальной инфраструктуры

Естественно, этим список проблем не исчерпывается.

В зарубежных странах накоплен богатый опыт по проведению плодотворных реформ ЖКХ, однако проблема в том, что мы не можем просто перенести их модель реформ на российские реалии без соответствующей адаптации. Мы находимся на разных уровнях развития рыночности, правовой системы, гражданского общества и т.д., включая общий уровень развития страны. Невозможно перенять лишь успешный опыт в области реформирования ЖКХ, необходимо модернизировать все сферы жизни страны наиболее оперативно и качественно. Тем не менее, остановимся на некоторых удачных моментах зарубежной реформаторской деятельности в сфере ЖКХ, чтобы обозначить возможные пути развития.

Так, например, после проведения приватизации в таких странах, как Великобритания, Германия, США, муниципальные службы продолжают поставлять услуги в сфере коммунального обслуживания, которые делегируют свои полномочия предприятиям, основанным на муниципальной собственности и подотчётных муниципалитету. Если же территориально-административные образования находят невозможным или невыгодным самостоятельное предоставление каких-либо услуг, то они заключают соглашению по предоставлению этих услуг более высокими властными структурами и оплачивают их «найм» или платят частным компаниям. По факту, это оказывается более эффективной и рациональной системой организации системы услуг в коммунальном хозяйстве.

Другой положительный опыт в сфере ЖКХ – это децентрализация систем коммунального обеспечения газом, водой, теплом путём применения индивидуальных и групповых установок.

В целом же российским законодателям имеет смысл остановиться на опыте США, т.к. наши страны по многим параметрам являются сопоставимыми. Интерес представляет вариант решения проблемы финансирования реформ в рассматриваемой сфере, а также проблема управления блоком ЖКХ. Возвращаясь к ситуации в РФ, приведём данные, касающиеся одной из самых неурегулированных и беспокоящих тем ЖКХ – тарифов на коммунальные услуги. Для примера используются данные по тарифам РЭК г. Москвы и информационно-аналитического портала Индустрии управления активами фондов.

Год Отопление (руб/кв м общей площади) Горячее водоснаб. (руб/чел) Газ (руб/чел) Электроэнергия (коп/кВт/час)
2001 2,6 47,6 4,7 63
2002 3,3 61,2 6,5 90
2003 4,2 77,3 8,2 105
2004 4,9 89,7 9,9 122
2005 6,7 123,8 11,9 153
2006 8,4 191,6 14,1 184
2007 9,9 228,7 15,9 208
2008 11,8 272,9 19,4 237
2009 15,3 354,3 24,3 301
2010 19,04 444,06 29,04 345
темп роста (%) 732,3076923 932,8991597 617,8723404 547,6190476
темп прироста (%) 632,3076923 832,8991597 517,8723404 447,6190476

Рассчитанные коэффициенты темпов роста и прироста показывают увеличение тарифов в среднем на 600 % за 10 лет (при инфляции выросшей за это же время примерно на 115% - по данным РЭК г. Москвы). Это ещё раз подчёркивает завышение тарифов и отсутствие объективной разумной системы тарификации.



Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Сущность, состав и структура жилищной сферы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях. . . 13

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28


Введение

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.

Жилищная сфера испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями.

Отсутствие необходимого экономико-правового обеспечения препятствует развитию жилищного строительства, что крайне затрудняет решение жилищной проблемы. Жилищное хозяйство, наряду с другими коммунальными службами, остается дотационным, содержание его ложится тяжелым бременем на городской бюджет. Ведомственный монополизм, низкое качество предоставляемых услуг и неэффективное управление к тому же и определяет необходимость реформирования жилищной сферы путем ее демонополизации, перевода в режим безубыточности и ориентации на повышение качества работы и предоставляемых услуг потребителям.

Первостепенное значение имеет проведение жилищной реформы в городах, так как в них сосредоточен огромный жилищный фонд, проживает большая часть населения страны и находятся основные мощности строительных и жилищных организаций. Именно здесь наиболее ярко проявились уже упомянутые негативные черты жилищной сферы: ведомственный монополизм; недостаточная квалификация кадров; техническая и технологическая отсталость и как результат неудовлетворительный уровень работы; игнорирование интересов населения и низкое качество выполняемых работ и предоставляемых услуг потребителям. В первую очередь это касается жилищного хозяйства, которое непосредственно связано с населением и является по сути ведущим в технологической цепочке жилищно-коммунального обслуживания населения. Поэтому первоочередный этап реформы направлен на повышение эффективности реструктуризацию жилищной системы. Не менее важной является задача создания необходимых экономико-правовых основ для стимулирования жилищного строительства, которое служит важнейшим рычагом решения жилищной проблемы и может стать ключевым звено для вывода экономики страны из кризиса.

Обострение жилищной проблемы и неудовлетворительное положение дел в жилищной сфере большинства крупных городов страны определяют необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований жилищной системы. Достижение этих целей требует тщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, обоснование экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической реализации.

Имеющаяся нормативно-правовая основа проведения жилищной политике в условиях переходного периода на федеральном уровне и, прежде всего Закон «Об основах федеральной жилищной политики», основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище», а также соответствующие указы Президента и постановления правительства Российской Федерации определяют стратегический замысел реформирования жилищной сферы. Но проведение жилищной реформы на уровне конкретного города требует более детальных проработок с учетом особенностей и специфики социально-экономической ситуации на данной территории, уровня развития жилищного хозяйства и состояние жилищного фонда и коммунальных систем.

Актуальность рассмотрения важнейших экономических вопросов функционирования и развития жилищной сферы объясняется недостатком учебных научно-методических работ по данной проблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализ жилищной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообще не поднимается.


Сущность, состав и структура жилищной сферы

Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» жилищная сфера – отрасль народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

Частный – фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;

Государственный – фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;

Муниципальный – фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

Общественный – фонд, являющийся собственностью общественных объединений;

Коллективный – фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

В течение длительного времени жилищная сфера городов находилась в составе государственного сектора экономики, получив в советский период значительное развитие. В то же время качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими. Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке очереди, а плата за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.

Бурный процесс развития городов и жилищного сектора на рубеже ХIХ – ХХ вв. был резко прерван в период революции и разразившийся вслед за ней гражданской войны. Более того, многие города, особенно крупные, пришли в упадок. Практически все системы городского хозяйства оказались разрушенными, а население бежало за границу, на юг или влачило жалкое существование и просто вымирало. Именно в это время происходило массовое заселение бедноты в квартиры обеспеченных граждан, в результате чего преобладающем стало коммунальное заселение. Квартплата была отменена, так как деньги полностью обесценились, а никаких услуг жителям городов не предоставлялось. Жилой фонд фактически был брошен на произвол судьбы.

В начале 20-х годов в советском государстве был осуществлен переход к новой экономической политике (нэпу), суть которого заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам, допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российской валюты (червонца).

Определенное экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения крупных городов и восстановления жилищного фонда, коммунальных систем. Для решения хозяйственных вопросов в составе НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себя функции координатора восстановления жилья и коммунальных объектов в городах. Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты, восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами.

В 1926 – 1928 гг. были приняты важные решения по введению обоснованной системы оплаты, а жилье и коммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для того времени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, но и качественный параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей. Развивались децентрализованные системы коммунального управления и жилищные товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего государственного строя. Но уже в конце 20-х годов началось административное сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и жилищную сферу.

На данном этапе наиболее характерным было становление жесткой командно-административной системы, в рамках которой не допускались альтернативные формы собственности и хозяйственные уклады. Формальное существование колхозно-кооперативной формы собственности на селе ничего не решало, так как служило лишь пропагандистским прикрытием тоталитарной сути государства. Административные методы управления стали преобладать и в жилищной сфере.

2. В чем состоят основные причины и цели проведения жилищной реформы?

На рубеже 80-90-х годов в стране произошли существенные политические и правовые

изменения - был взят курс на формирование рыночных отношений. Жилищная сфера,

как часть народного хозяйства и экономики страны, конечно, не могла остаться

в стороне от происходящих кардинальных преобразований.

Существующая ранее распределительная система удовлетворения жилищной

потребности граждан не дала ожидаемых результатов: миллион семей нуждались

в улучшении жилищных условий; обеспечение граждан жильем в бывшем СССР и РСФСР

в доперестроечный период являлось одной из центральных и наиболее острых социально-экономических

проблем. Вместе с тем решение этой проблемы обеспечивалось развитием государственного

и общественного жилищного фонда, содействием со стороны государства кооперативному

и индивидуальному жилищному строительству, предоставлением гражданам бесплатной

жилой площади по мере осуществления программ и строительства благоустроенного

жилья. В середине 80-х годов государством была поставлена задача обеспечить

к 2000 г. каждую семью отдельной квартирой или индивидуальным домом. В результате

этого к традиционным прибавились новые проблемы:

расселения жильцов коммунальных квартир; ликвидации малообеспеченности

жилой площадью;

благоустройства индивидуального фонда; сноса или модернизации государственного

фонда постройки до 1950 г.; создания более комфортных условий для временного

проживания в общежитиях; снятия ограничений на строительство индивидуального

и кооперативного жилого фонда. Решение этой задачи шло очень трудно, нуждаемость

граждан в жилье практически не уменьшилась. В списках очередников на улучшение

жилищных условий на начало 1990 г. в СССР состояло 14,3 млн семей и одиноких

граждан (или 23 % всех городских семей, в том числе в России - 25%), из них

более 10 лет ожидало получения квартир 1,7 млн семей (12% всех очередников),

12,6 млн человек, или 4,6%, проживали в коммунальных квартирах, 13,4 млн,

или 5 %, - в общежитиях. Кроме того, 1,1 млн человек занимали временные жилые

помещения (вагончики, балки и др.), а 2,7 млн человек снимали жилье у других

В 90-х годах в Российской Федерации наблюдается тенденция к обострению

жилищной проблемы. Ввод жилья сократился с 72,8 млн. кв. м общей площади в

1987 г. до 37,9 млн кв. м в 1992 г. Если в России в 1989 г. смогли улучшить

свои жилищные условия (причем в основном за государственный счет) 1,4 млн

семей, в 1990 г. - 1,3 млн семей, в 1991 г. - 1,1 млн семей, то в 1992 г.

число таких семей сократилось до 0,8 млн и в первую очередь в связи с большим

снижением масштабов жилищного строительства.

На начало 1992 г. в России 9 млн семей (17%) проживало в условиях, когда

на одного человека приходилось менее 7 кв. м (в то время как действующим законодательством

норма жилой площади установлена в размере 12 кв. м на человека); 5,9 млн человек

проживали в коммунальных квартирах, 6,8 млн человек - в общежитиях, 1,6 млн

человек - в ветхом и аварийном жилье.

Всего в очереди на улучшение жилищных условий стояло 11 млн семей. Средний

уровень обеспеченности жильем в России оставался низким - 16,5 кв. м общей

площади на человека (например, в Дании - 50 кв. м, в Германии - 42 кв. м,

в Болгарии - 22,2 кв. м, в Польше - 17,5 кв. м).

В связи с переходом России к рыночной экономике назрела острая необходимость

выработать новые подходы в решении жилищной проблемы, провести кардинальную

жилищную реформу.

Прежде всего должен был измениться принцип обеспечения граждан жилыми

помещениями - от преимущественного распределения жилья, построенного за счет

государственных капитальных вложений, к преимущественному его строительству

(приобретению) за счет средств граждан при сохранении льгот для социально

слабо защищенных групп населения. Следует отметить, что в большинстве европейских

стран жилищное строительство, осуществляемое за счет частных средств, в общем

его объеме составляет 80-90%.

Нужно отметить, что вопрос обеспечения граждан жильем нуждался в упорядочении:

в условиях рыночных отношений государство не в состоянии обеспечить всех нуждающихся

бесплатным жильем. Необходимо упорядочить порядок учета граждан, нуждающихся

в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений, с тем чтобы

вводимые объемы жилой площади позволяли в короткие сроки, бесплатно или за

доступную плату решать жилищные вопросы отдельных категорий граждан. Другие

граждане, располагающие необходимыми средствами для приобретения или строительства

собственного дома (квартиры), должны решать этот вопрос самостоятельно, практически

без помощи со стороны государства. В частности, такой подход сегодня базируется

на ст. 40 Конституции РФ и принятых в последние годы постановлениях Правительства

РФ (см. коммент. к ст. 2 Основ и "Вступительную статью").

Необходимо подчеркнуть, что Основы не только закрепили новые подходы

к решению жилищной проблемы в условиях рыночных отношений, но и сохранили

прежний метод обеспечения граждан жильем - по договору социального найма.

Иными словами, одновременно существуют два механизма реализации права граждан

на жилище - рыночного и распределительного (см. коммент. к ст. 13 и 14 Основ).

Однако нельзя жилищную реформу сводить только к проблеме обеспечения

граждан жильем.

Наряду с этим основными целями реформы являются:

изменение условий и порядка оплаты жилья и коммунальных услуг. В ближайшие

годы предполагается реализовать заложенный в Основах принцип - размер оплаты

за жилье и коммунальные услуги должен обеспечивать возмещение издержек на

ст.15 Основ);

принятие мер по улучшению эксплуатации и сохранности жилищного фонда.

Эти меры в рамках проведения жилищной реформы принимались и ранее, но они

не утратили своей актуальности и сегодня.

В 1993 г. Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 20.06.93

N 595 была одобрена Государственная целевая программа "Жилище". Вот некоторые

положения из этой Программы: "Жилищно-коммунальное хозяйство, содержавшееся

в прежние годы в основном за счет государственных дотаций, в связи с их сокращением

и либерализацией цен оказалось в критическом положении"; "в целях включения

жилищной сферы в систему рыночных отношений необходим переход от выделения

дотаций жилищно-эксплуатационным организациям к выплате адресных компенсаций

(субсидий) населению", "на первом этапе - до конца 1993 г. - общая сумма выплаты

населением за жилищно-коммунальные услуги не должна превышать 10 % от совокупного

дохода семьи, на втором этапе - в 1994-1995 гг. - 15%, а на последующем этапе

В 1996-1997 гг. - 20-25% от совокупного дохода семьи, что позволит

оплачивать за счет населения около 70-80% затрат на содержание, ремонт и коммунальные

услуги. Впоследствии предполагается доведение оплаты за жилье и коммунальные

услуги до уровня рыночной арендной платы. При этом эта оплата не должна превышать

25-30% совокупного дохода средней семьи". Однако эта программа полностью не

была выполнена, а указанные вопросы нашли отражение в других нормативных актах.

Указом Президента РФ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства" от 28.04.97

N 425 одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства, которой

определены основные направления преобразований в этой отрасли, в том числе

временные рамки проведения реформы: 1997-2003 гг. Вопросы, касающиеся реформирования

жилищно-коммунального хозяйства, нашли отражение и в Программе Правительства

Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000

годах" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.04.97 N 495).

составила 580 трлн руб., что превышает стоимость основных фондов крупнейших

отраслей промышленности России. Жилищный фонд Российской Федерации насчитывает

около 2,7 млрд кв. м общей площади, из них муниципальный фонд - 29,7%, государственный

фонд - 10,1%, остальной фонд - частный. При этом износ этих фондов достиг

40%. Стремительно ветшает жилищный фонд, снижается надежность и устойчивость

инженерных систем. Более 290 млн кв. м (11% всего жилищного фонда) нуждается

в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир,

250 млн кв. м (9%) - в реконструкции. Из года в год увеличивается аварийный

и ветхий фонд (с износом более 60%), который подлежит сносу. Только за последние

5 лет по ветхости из жилищного фонда выбыло около 40 млн кв. м общей площади

жилья. При ежегодном нормативе 4-5% капитально ремонтируется всего лишь около

1% государственного и муниципального жилищного фонда. Поэтому ремонтируются

лишь отдельные конструктивные элементы зданий.

Как отмечено в Концепции, единственным способом преодоления кризиса является

изменение системы финансирования, т.е. переход от бюджетного дотирования к

оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии

обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования

качества обслуживания. Другими словами, предусматривается резкое сокращение

бюджетных расходов (расходов государства) и соответствующее увеличение этих

расходов у населения. Согласно Концепции предусмотрен рост доли платежей населения

в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг с 35 до 100%, в том

числе по годам это составит (в %): 1997 г. - 35, 1998 г. - 50, 1999 г. - 60,

2000 г. - 70, 2001 г. - 80, 2002 г. - 90, 2003 г. - 100.

Основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства:

совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение

уровня оплаты жилья за счет населения, дифференциация ставок оплаты жилья

в зависимости от его качества и местоположения;

совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных

услуг: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности

средств, выделяемых на социальную защиту населения;

совершенствование системы управления, обслуживания и контроля: формирование

специализированных организаций по управлению жилищным фондом, переход на договорные

отношения, демонополизация жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкурентной

среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество

потребляемых услуг, выбор организаций, осуществляющих обслуживание жилья,

передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья

Создание товариществ собственников жилья;

изменение системы распределения между регионами средств федерального

бюджета на основе использования системы государственных минимальных социальных

стандартов.

Кроме того, в целях создания рынка жилья предполагается расширить масштабы

приватизации государственного и муниципального жилищного фонда (подробнее

см. Комментарий к Закону РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

В частности, в Программе Правительства РФ "Структурная перестройка и экономический

рост в 1997-2000 годах" отмечено, что продолжается бесплатная приватизация

жилья, которая создает условия для нормального функционирования рынка жилья;

около 37% всего государственного и муниципального жилищного фонда России уже

приватизировано; бесплатная приватизация указанного жилья остается основным

способом обеспечения начального капитала граждан для улучшения жилищных условий

рыночными способами; политика приватизации будет продолжена, с тем чтобы к

2000 г. довести долю жилья, находящегося в частной собственности, до 60-64%

всего жилищного фонда. Для сравнения следует привести данные по жилищному

образом (в %):

государственный - 66,7;

общественный - 2,9;

жилищно-строительных кооперативов - 3,8;

индивидуальный - 26,6.

В Программе Правительства РФ "Структурная перестройка и экономический

рост в 1997-2000 годах" отмечено, что важнейшим элементом реформы жилищно-коммунального

хозяйства является коренное изменение системы управления и контроля, демонополизация

отрасли и создание конкурентной среды; целесообразно в большей мере сосредоточить

усилия на снижении издержек на предоставление жилищно-коммунальных услуг,

поскольку рост стоимости услуг был в значительной степени связан с монопольным

положением организаций, предоставляющих данные услуги; необходимо более активно

реформировать структуру управления и хозяйствования в отрасли, развивать конкурентные

отношения и процессы демонополизации, расширять возможности потребителей,

влиять на объемы и качество предоставляемых услуг.

В основу системы управления в отрасли будет положено рациональное разделение

функций и организация взаимоотношений между:

а) собственником;

б) управляющей организацией;

в) подрядными организациями, осуществляющими обслуживание жилищного фонда;

г) органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль за

независимо от форм собственности.

На договорную основу будут переведены отношения собственника жилищного

фонда с управляющей организацией и субъектами хозяйствования и потребления

в жилищно-коммунальной сфере, будет осуществляться переход на конкурсный отбор

организаций-подрядчиков любой формы собственности. Будет оказано содействие

передаче функций по формированию заказа на жилищно-коммунальное обслуживание

и контролю за качеством и количеством предоставляемых услуг субъектам жилищного

самоуправления, в первую очередь товариществам собственников жилья. Деятельность

этих товариществ будет способствовать наиболее эффективной защите их прав,

возможности влиять на стоимость и качество услуг, созданию условий для привлечения

дополнительных источников финансирования на содержание и ремонт жилищного

Функции государственного контроля и регулирования качества обслуживания

будет выполнять государственная жилищная инспекция, контролирующая не только

обеспечение минимальных стандартов обслуживания, но и факт заключения договоров,

отражающих эти нормативы.

Развитие конкуренции среди организаций, специализирующихся на выполнении

функций обслуживания жилищного фонда, позволит управляющей организации и товариществам

собственников жилья на основе конкурса выбирать организацию, которая сможет

предоставить необходимый уровень качества выполняемых ею функций по наиболее

низким ценам. Необходимой предпосылкой развития конкурентных отношений является

демонополизация отрасли. К сфере деятельности, где будет развиваться конкуренция,

относятся:

управление и обслуживание жилищного фонда и объектов городского благоустройства;

разработка и внедрение альтернативных форм предоставления коммунальных

услуг, в том числе предусматривающих создание автономных систем жизнеобеспечения,

в частности в малоэтажном жилищном фонде;

привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления

коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные

с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение

от емкостного и баллонного газа);

выполнение отдельных функций по обслуживанию объектов коммунального назначения;

проектно-изыскательские и строительные работы по развитию коммунальных

объектов.

Органам местного самоуправления необходимо ускорить разгосударствление

предприятий, функционирующих в этой сфере, и обеспечить реальное равноправие

организаций независимо от формы собственности и заключение соответствующих

договоров на основе конкурсов. В сфере действия местных естественных монополий

обращается внимание на необходимость применения дополнительных методов антимонопольного

воздействия. В этой связи органам исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органам местного самоуправления через управляющие организации

(службы заказчика) и государственную жилищную инспекцию предложено:

осуществлять контроль за установлением коммунальных тарифов для населения

путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных

монополистов и прибыли для формирования цен, а также участия в работе региональных

энергетических комиссий всех заинтересованных сторон (органов представительной

власти, организаций по защите прав потребителей, антимонопольных органов и

органов самоуправления жилищным фондом) при установлении тарифов как для коммунальных

организаций, так и для организаций Министерства топлива и энергетики Российской

Федерации;

повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость

субъектов хозяйствования для перехода на договорные отношения в сфере производства

жилищнокоммунальных услуг;

контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного

обслуживания потребителей на уровне государственных минимальных социальных

стандартов жилищнокоммунального хозяйства;

способствовать внедрению приборов домового и индивидуального учета и

регулирования расхода воды, тепло- и газоснабжения как объективного стимула

ресурсосбережения и элемента антизатратного механизма в жилищно-коммунальном

хозяйстве.

Реформа собственности на жилье и структуры управления жилищного хозяйства

позволит:

ускорить процессы демонополизации в отрасли путем разгосударствления

ремонтноэксплуатационных предприятий и передачи жилищного фонда в управление

управляющим организациям и непосредственным собственникам жилья - товариществам

собственников жилья;

создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования

использования жилищной собственности (земельного участка, жилых и нежилых

помещений);

членам товариществ собственников жилья самостоятельно решать вопросы

технического обслуживания и эксплуатации своей собственности, а следовательно,

устанавливать порядок расходования личных средств на управление и эксплуатацию

стимулировать установку приборов, контролирующих объем потребляемых коммунальных

услуг (тепло, вода, газ), так как реальный объем их потребления оказывается

значительно меньше рассчитываемого по нормативу и соответственно оплачиваемого

проживающими;

развить у собственников и нанимателей жилья экономное отношение к предоставляемым

услугам, установив прямую связь между оплатой услуг и расходованием ресурсов;

создавать товарищества собственников жилья на этапе организации строительства

жилых зданий, что сразу же определяет форму управления жилым зданием, а также

дает возможность инвесторам - будущим собственникам жилья самим устанавливать

уровень комфортности проживания и стимулировать их инвестиционную активность.

Реформа ЖКХ в России - понятие не новое и большинство россиян уже познакомились с процессом ее реализации. А все ли граждане знают, что стоит за понятием «Реформирование ЖКХ», как долго оно будет продолжаться и какова конечная цель всей программы? На эти и множество других важных вопросов мы ответим в рамках темы «Все о реформе ЖКХ».

Понятие жилищно-коммунального хозяйства

Представляет собой комплекс предприятий и служб по обслуживанию населения городов, сел и т.п.

ЖКУ (Жилищно-коммунальные услуги)- это услуги, предоставляемые потребителям, проживающим в жилищном фонде с целью обеспечения комфортных условий жизни.

В состав коммунального хозяйства входят:

  1. Электроснабжение.
  2. Водоснабжение (горячее и холодное).
  3. Водоотведение.
  4. Лифтовое хозяйство.
  5. Сбор, вывоз и утилизация мусора.
  6. Теплоснабжение (отопление).
  7. Газоснабжение.
  8. Уборка мест общего пользования.
  9. Ремонт домов (капитальный и текущий).
  10. Ремонт инженерных коммуникаций.
  11. Содержание, благоустройство и уборка околодомовых территорий.

Состав коммунальных услуг услуг, предоставляемых потребителю зависит от степени благоустройства дома.

к меню

Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 гг

Основные цели и направления данной программы:

  1. К 2020 году обеспечить жильцов многоквартирных домов одновременно качественными и доступными коммунальными услугами.
  2. Совершенствовать конкурентные отношения в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, а именно, создавать товарищества собственников жилья (ТСЖ) и управляющих организаций.
  3. Осуществить перевод субсидий и льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг в денежную форму.
  4. Активно внедрять систему сбережения ресурсов и энергии. Устанавливать приборы учета.

Реформа ЖКХ. Общая информация

ЖКХ реформа проводится правительством Российской Федерации и подразумевает модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.

За период экономических реформ физический износ имущества ЖКХ достиг довольно больших размеров. Приблизительные цифры таковы:

  • Коммунальные сети водопровода - 65%.
  • Котельные - 55%.
  • Тепловые сети - 63%.
  • Водопроводные насосные станции - 65%.
  • Электрические сети - 58%.
  • Канализация - 56%.
  • Очистные водопроводные сооружения - 54%.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., многоквартирный дом представляет собой коллективную собственность всех собственников помещений. Получается, что жильцы квартир владеют домом в целом, а не только своей жилой площадью. И, следовательно, они должны нести ответственность за его состояние и своевременно осуществлять капитальный ремонт.

Основной проблемой здесь стало то, что дома передавались собственникам в крайне плачевном состоянии. На проведение капитального ремонта требовались огромнейшие суммы, которых у собственников не было. Также у жильцов не было и навыков управления.

Основным проводником реформы стала государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. Он был создан по решению Правительства РФ от 21.07.2007г. 2007 г. Более подробную информацию, касающуюся работы Фонда мы разместим во второй половине статьи.

к меню

Направления реализации реформы

Определены основные направления реализации реформы ЖКХ:

  1. Перевод отрасли коммунального хозяйства в рамки рыночных отношений.
  2. Привлечение частного бизнеса.
  3. Избавление отрасли от монополий.
  4. Стимулирование конкуренции.
  5. Повышение качества ком.услуг.
  6. Модернизация комплекса ЖКХ.
  7. Формирование института эффективного собственника.
  8. Переселение жильцов из аварийного жилья.
  9. Проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
  10. Внедрение энергоэффективных технологий.
  11. Поддержка льготных слоев населения, осуществление соц.защиты.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» - это некоммерческая организация по созданию благоприятных и безопасных условий жизни граждан, а также стимулированию реформирования ЖКХ, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрению ресурсосберегающих технологий при помощи предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Первоначальный взнос в бюджет фонда в декабре 2007 года составил 240 млрд.рублей. Он был осуществлен за счет дополнительных доходов государства. Также было выделено 15 млрд.рублей в 2010 году.

Кроме того, Фонд содействия реформированию ЖКХ в целях финансирования региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда использует доходы от размещения временно свободных средств. В регионы уже было направлено более 11 млрд рублей.

Изначально Фонд содействия реформированию должен был действовать до 1 января 2013 года, после чего ему грозила ликвидация. Однако было принято решение о продлении его деятельности до 2015 года. 24 июля 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о продлении работы Фонда до 1 января 2018 года.

Функции Фонда содействия реформированию ЖКХ:

  1. Рассмотрение заявок, представленных субъектами Российской Федерации, на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда,
  2. Принятие решений о соответствии требованиям заявок и прилагаемых к ним документов согласно Федеральному закону №185-ФЗ.
  3. Принятие решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок.
  4. Осуществление методического обеспечения подготовки заявок и прилагаемых к ним документов со стороны субъектов Российской Федерации.
  5. Проведение мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
  6. Осуществление мониторинга по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
  7. Осуществления контроля за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
  8. Осуществление иных функций, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

к меню

Предоставление финансовой поддержки

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку по реализации региональных адресных программ, а именно выделяет средства:

  1. На капитальный ремонт многоквартирных домов.
  2. На переселение граждан из аварийного жилья с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья (период проведения: с 1 декабря 2008 года до конца 2009 года).
  3. На переселение граждан из аварийного жилья.
  4. На переселение граждан из аварийного жилья с учётом необходимости стимулирования развития малоэтажного строительства (период проведения: с 10 марта 2010 года в соответствии с Федеральным законом 25-ФЗ).
  5. На предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда для реализации мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований, рассмотренных правлением Фонда.

к меню

Организация товарищества собственников жилья

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) представляет собой одну из форм управления многоквартирным домом. По сути, ТСЖ - это организация по обеспечению гармоничного обслуживания дома. Товарищество может включать в себя как один дом, так и несколько кварталов.

При вступлении в ТСЖ собственник берет на себя обязательства по участию в жизни своего дома. Он в обязательном порядке должен посещать проводимые собрания.

Для создания товарищества собственников жилья необходимо 50% голосов + хотя бы один голос сверху. Не вступившие в ТСЖ жильцы автоматически лишаются права голоса. Однако данный факт не снимает с них обязательств по выполнению решений, принятых на общих собраниях ТСЖ.

Чтобы создать ТСЖ необходимо:

  1. Создать инициативную группу. Как правило, она включает в себя 5-6 человек и председателя.
  2. Обратиться в районную администрацию с заявлением, в котором должны быть указаны пункты о предоставлении им списка квартир с указанием площади каждой из них и сведения о собственности, а также об утверждении кандидатуры Представителя города в будущем ТСЖ для участия в орг.собрании и дальнейшей работы товарищества. В остальных пунктах можно отразить пожелания жильцов.
  3. Подготовиться к собранию. Подготовить и изучить устав ТСЖ и примерный Протокол общего собрания. Подготовить листы голосования для определения «Повестки дня». Повестка дня должна включать в себя не более пяти вопросов.
  4. Проинформировать всех собственников о проведении собрания.
  5. Провести общее собрание, в процессе которого следует выбрать способ управления (собственными силами или с привлечением профессионалов) и принять устав.
  6. Произвести регистрацию ТСЖ. Для этого необходимо обратиться в Управление Федеральной Регистрационной службы и предъявить заявление о государственной регистрации, оригинал или заверенную копию протокола общего собрания, устав товарищества в двух экземплярах и квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию.
  7. Осуществить передачу дома в управление ТСЖ. Дом передается по акту приемки-передачи с приложением технической документации на здание, согласно нормам технической эксплуатации жилищного фонда.

к меню

Поделиться: