Надзор за деятельностью арбитражных управляющих. Государственный контроль (надзор) за деятельностью

В нынешней нестабильно и бурно развивающейся экономической среде ежегодно подаются десятки тысяч заявлений о банкротстве. На сегодняшний день целесообразно введение института несостоятельности, так как возникает большое число предпринимательских единиц, которыми владеют различные собственники. Структуры по реализации механизмов банкротства могут стать общественно полезными только при эффективном взаимодействии всех необходимых составляющих российской экономики .

Для успешного регулирования проблем в процедурах банкротства государством создаются специальные структуры, предназначением которых является контроль за действиями арбитражных управляющих. Этот институт носит название саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Основным законом, регулирующим деятельность данного органа, является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Этот закон был инициирован для реализации следующих задач:

  • усиления доли ответственности предпринимателей перед покупателями и повышения деловой этики;
  • саморегулирования как метода снижения бюджетных затрат и коррупционной нагрузки на бизнес.

При участии в деле о банкротстве должника, кредиторов, а также третьих лиц так или иначе арбитражным управляющим затрагиваются их законные права и интересы. Поэтому в целях обеспечения законности проведения процедуры банкротства различные субъекты управления осуществляют контроль за деятельностью арбитражных управляющих. К этим субъектам относят:

  • государственные органы: Арбитражный суд, Министерство юстиции;
  • негосударственные органы: собрание кредиторов (комитет кредиторов), саморегулируемая организация арбитражных управляющих.

Контроль арбитражных судов реализуется в следующих формах:

  1. По делу о банкротстве: суд осуществляет утверждение/отстранение арбитражного управляющего, рассматривает его отчеты;
  2. Вне дела о банкротстве: привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности;
  3. В отдельном судебном процессе: при взыскании с арбитражного управляющего убытков в случае причинения ущерба предприятию и его работникам; при требовании страхового взноса со страховой компании, в которой была застрахована ответственность арбитражного управляющего; а также в случае взыскания из компенсационного фонда саморегулируемой организации.

К арбитражным управляющим выдвигаются следующие обязательные условия членства в СРО - это наличие высшего образования, более 1 года стаж работы на руководящих должностях, наличие подтверждения о сданном теоретическом экзамене, отсутствие судимости и дисквалификации, отсутствие факта исключения арбитражного управляющего из СРО, а также наличие договора страхования ответственности . В обязанности же Арбитражного суда входит проверка соответствия кандидатуры этим требованиям при назначении на конкретное дело (в этом и осуществляется функция контроля суда над арбитражными управляющими).

Также любые лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обжаловать действия (бездействие) арбитражных управляющих . В свою очередь, сам арбитражный управляющий имеет право досрочно прекратить свои обязанности и подать заявление в Арбитражный суд . Эти права четко прописаны в законе для каждой из процедур банкротства: при проведении процедуры финансового оздоровления - п. 5 ст. 83 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; внешнего управления - п. 1 ст. 97 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; конкурсного производства - п. 1 ст. 144 № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В случае если определением Арбитражного суда арбитражный управляющий отстраняется от дела, последний обязан в течение 3-х дней передать свои полномочия вновь утвержденной кандидатуре, а также прилагающийся пакет документов, материальные ценности, штампы, печати. Однако если арбитражный управляющий, досрочно прекративший полномочия, отказывается выполнять требования, описанные выше, он может быть принужден Арбитражным судом к их исполнению.

На основании п. 1, 2 ст. 25 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Арбитражный суд обязан отстранить арбитражного управляющего от дела в случае исключения последнего из списка членов СРО. Заявление об отстранении подается СРО, а Арбитражный суд проверяет обоснованность отстранения.

В каждой из процедур банкротства применяются свои уточняющие положения, на основании которых может быть отстранен арбитражный управляющий. Для процедуры наблюдения предусмотрены определенные условия. Арбитражный управляющий может быть отстранен от дела о банкротстве в случае если:

Его действия (бездействие) повлекли/могли повлечь за собой причинение убытков для должника/кредиторов;

Было выявлено несоответствие кандидатуры требованиям к арбитражному управляющему, выдвинутым законом, что повлекло за собой обстоятельство, препятствующее утверждению временного управляющего.

Для кандидатуры административного управляющего могут быть применены те же условия. А также он может быть дополнительно отстранен по решению комитета (собрания) кредиторов.

В процедуре внешнего управления арбитражный управляющий может быть отстранен от своих обязанностей в случае если его действия не соответствуют предусмотренным порядком планам внешнего управления, а также мешают процессу восстановления платежеспособности.

Также в разных процедурах банкротства предусмотрены различные обязанности арбитражных управляющих по предоставлению различного рода отчетностей, документаций, данных в производстве по делу.

В обязанности временного управляющего входит предоставление: отчета о своей деятельности, протокола 1-го собрания кредиторов с приложениями, сведений о финансовом состоянии должника, а также сведений о дальнейшей возможности восстановления платежеспособности должника.

Административный управляющий предоставляет в Арбитражный суд заключение об окончании процедуры финансового оздоровления/досрочного окончания процедуры. В заключение входят: ГПЗ с перечнем погашенных/непогашенных задолженностей перед кредиторами и копии отчета должника при проведении финансового оздоровления . На основании такого заключения возможно принятие Арбитражным судом:

  1. определения о прекращении производства по делу о банкротстве, когда отсутствуют непогашенные задолженности и поступившие жалобы необоснованные;
  2. определения о введении процедуры внешнего управления, при возможности восстановления платежеспособности должника;
  3. решения о признании должника банкротом и введение процедуры конкурсного производства, при наличии признаков банкротства.

В процедуре внешнего управления арбитражный управляющий обязан, в первую очередь, составить план финансового оздоровления, который затем предоставляется на утверждение собранию кредиторов, после чего ПФО предоставляется в Арбитражный суд в течение 5 дней со дня проведения собрания кредиторов. Более того, внешний управляющий обязан составить в течение 30 дней отчет внешнего управляющего, в случае если были удовлетворены все требования конкурсных кредиторов. Арбитражный суд вправе отказать в принятии отчета внешнего управляющего, если:

  1. не все требования, включенные в РТК, удовлетворены;
  2. существуют признаки, свидетельствующие об отсутствии восстановления платежеспособности;
  3. имеют место обстоятельства, препятствующие заключению мирового соглашения.

В процессе конкурсного управления арбитражный управляющий обязан по решению суда (обычно ежемесячно) предоставлять сведения о своей деятельности, а также сведения о ходе конкурсного производства в целом. По окончании конкурсного производства формируется отчет конкурсного управляющего, в который входят:

  • договоры купли-продажи имущества должника;
  • РТК, в котором указаны размеры погашенных требований;
  • документы, свидетельствующие о погашении требований кредиторов;
  • ликвидационный баланс.

По рассмотрению отчета конкурсного управляющего Арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое служит подтверждением внесения предприятия-должника в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

В отношении арбитражных управляющих могут быть применены меры по привлечению к административной ответственности. Такая ответственность может наступить вследствие несоблюдения арбитражным управляющим своих обязанностей (возмещение убытков конкурсным кредиторам, должнику и третьим лицам). Разбирательство по этому делу проводится вне рамок дела о банкротстве в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Так как арбитражный управляющий обязан возмещать причиненные убытки, законом о банкротстве предусмотрено обязательное страхование ответственности каждый год не менее чем на 3 млн рублей; также предусмотрено дополнительное страхование ответственности, сумма которого исчисляется в соответствии с балансовой стоимостью активов должника. Недостающую сумму для покрытия убытков законом предусмотрено выплачивать из компенсационного фонда СРО, который формируется внесением каждым из его членов не менее 50 тыс. рублей.

Выше были рассмотрены обязательные требования к членству арбитражных управляющих в СРО. Решение о приеме арбитражного управляющего в состав СРО принимает коллегиальный орган управления СРО, оно вступает в силу после предъявления документа, подтверждающего страхование ответственности арбитражного управляющего и внесение им суммы членского взноса в компенсационный фонд .

Арбитражный управляющий может быть исключен из СРО как по собственному желанию (добровольно), так и принудительно при нарушении условий членства или при совершении правонарушения.

Выбор кандидатуры арбитражного управляющего производится после обращения с заявлением о банкротстве должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа или работников, а также в случае смены арбитражного управляющего в производстве по делу. Важно отметить, что при подаче заявления должником он вправе указать только наименование и адрес СРО, из числа членов которой может быть выбрана кандидатура арбитражного управляющего в процедуре наблюдения. Выбор СРО, из числа членов которой случайным образом должна быть выбрана кандидатура, производится с целью выбора независимого арбитражного управляющего.

В случае обращения в Арбитражный суд конкурсными кредиторами или уполномоченным органом в заявлении указывается либо конкретная СРО, либо конкретная кандидатура арбитражного управляющего в процедуре наблюдения. При этом СРО полностью принимает на себя ответственность за достоверность сведений о своих членах, а Арбитражный суд не требует предоставления этих документов - он проверяет их достоверность только в случае получения доказательств несоответствия .

Следует отметить, что в случае если в отношении арбитражного управляющего были выявлены факты его недобросовестности, некомпетентности, зависимости от третьих лиц, несоответствия требованиям, он все-таки может быть утвержден Арбитражным судом при условии, что будет внесена сумма дополнительного страхования ответственности в размере, превышающем размер суммы компенсационного фонда СРО.

К тому же в случае если в течение 10 дней после отстранения арбитражного управляющего от процедуры банкротства собранием кредиторов не была выбрана новая кандидатура и СРО, членом которой являлся этот арбитражный управляющий, отказывается от участия в деле о банкротстве, заявителями или другими участниками дела может быть заявлено ходатайство о выборе иной СРО и утверждении арбитражного управляющего из списка ее членов.

Важную роль в проведении процедур банкротства играет компенсационный фонд, из сумм которого осуществляются компенсационные выплаты на возмещение убытков, нанесенных арбитражными управляющими в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей. Минимальный размер компенсационного фонда составляет 20 млн руб.

Компенсационные возмещения носят субсидиарный характер, так как эта сумма возмещается СРО лицу, которому был причинен ущерб, в случае если:

  1. сумма страхования ответственности оказалась недостаточной для покрытия всей суммы убытков;
  2. арбитражный управляющий отказался возмещать убытки или не дает ответа в течение 30 дней.

Более того, размер компенсации в отношении одного потерпевшего лица не может превышать 5 млн руб., а при причинении убытков лицом, сведения о несоответствии которого были представлены в Арбитражный суд, - не более 1 млн руб. .

Также СРО может быть освобождена от обязанности выплаты из компенсационного фонда в случае если:

  1. сумма страхования ответственности оказалась достаточной для покрытия убытков;
  2. арбитражный управляющий уже не являлся членом СРО на момент совершения им действий (бездействия), повлекших за собой причинение убытков;
  3. не были представлены доказательства неправомерности действий арбитражного управляющего, его отказа в возмещении убытков или направления ему требований о возмещении;
  4. не представлены документы, свидетельствующие о выплате страховой компанией суммы страхового возмещения.

Однако СРО не обладают неограниченными полномочиями, они также, в свою очередь, находятся под надзором регулирующего органа. Сегодня им является Министерство юстиции - федеральный орган исполнительной власти. В круг обязанностей Министерства юстиции входят регулярные проверки (плановые и внеплановые) деятельности СРО. В случае выявления несоответствий и их неустранения в течение 2-х месяцев, орган по контролю (надзору) обязан обратиться в Арбитражный суд с заявлением об исключении СРО из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих .

В силу того, что на сегодняшний день институт банкротства находится на стадии формирования и еще относительно молод, в законодательстве и в деятельности как СРО, так и арбитражных управляющих можно выделить некоторые препятствия, которые прямо или косвенно могут неблагоприятно влиять на процесс справедливого развития института банкротства.

Функционирование деятельности арбитражных управляющих только через СРО не стимулирует развитие естественных конкурентных отношений. Возникновение действительно самостоятельных СРО, где работают независимые арбитражные управляющие, затруднено. Однако, по нашему мнению, все-таки у СРО сегодня больше преимуществ, чем недостатков.

Список литературы:

  1. Алферов В. Н. Методы и модели анализа бухгалтерской финансовой отчетности // Управленческий учет. - 2013. - № 6. [Электронный ресурс] - URL: http://www.upruchet.ru/annotations/2013/6/ (дата обращения 25.04.2017).
  2. Бекренева В. А. Финансовая устойчивость организации. Проблемы анализа и диагностики: научное издание / В. А. Бекренева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - С. 60 [Электронный ресурс] - URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=450926 (дата обращения 21.04.2017).
  3. Кован С. Е. Теория антикризисного управления предприятиями: учеб. пособие. - М.: Финакадемия, 2008. - 176 с.
  4. Сплошнов С. В. Банковский розничный бизнес: учеб. пособие. - Минск: Высш. шк., 2012. - 304 с. [Электронный ресурс] - URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=508830 (дата обращения 22.04.2017).
  5. Федорова Г. В. Учет и анализ банкротств: учеб. пособие. - 2-е изд. стереотип. - М.: Омега-Л, 2008. - С. 65-66.

Арбитражных управляющих. Порядок привлечения

Арбитражных управляющих к административной

Ответственности

Деятельность арбитражных управляющих носит разносторонний характер и сопряжена с большим количеством рисков при ее осущест­влении.

Принятие управленческих и иных решений на любой стадии бан­кротства затрагивает интересы различных категорий лиц, участвующих в этих процедурах, которые должны быть застрахованы от различных ошибок, упущений или нарушений со стороны арбитражного управляю­щего как преднамеренных, так и нет.

В своих действиях арбитражный управляющий наиболее часто допу­скает следующие ошибочные действия (небрежности, упущения):

Неисполнение/ненадлежащее исполнение обязанностей по ве­дению реестра требований кредиторов, повышающие убытки для лиц, участвующих в деле о банкротстве;

Выход за пределы полномочий, предоставленных управляюще­му законом, а также собранием или комитетом кредиторов;

Нарушения при подготовке и проведении собраний кредиторов;

Произведение необоснованных расходов на ведение процедуры банкротства;

Нарушение порядка расчетов с кредиторами: неправомерное или несоразмерное удовлетворение требований кредиторов одной очереди;

Нарушение законодательства при увольнении работников должника;

Неисполнение/ненадлежащее исполнение обязанности по выяв­лению и возврату имущества должника;

Разглашение или использование в личных целях коммерческой тайны или иной конфиденциальной информации, ставшей известной ар­битражному управляющему при осуществлении своей профессиональ­ной деятельности;

Действия, направленные на получение управляющим личных до­ходов, вознаграждений или льгот, не предусмотренных законом и т.д.

В соответствии с требованиями законодательства арбитражный управляющий обязан всегда действовать добросовестно, разумно, не до­пускать предвзятости, принимать решения, основанные на достоверных фактах, сложившейся ситуации, не нарушая интересов лиц, участвую­щих в деле о банкротстве.

Росреестр, в свою очередь, осуществляет контроль за СРО, в том числе и за тем, как СРО соблюдают положения закона о контроле дея­тельности своих членов. В случае получения жалобы на арбитражного управляющего, Минюст РФ должен направить эту жалобу в СРО, а та, в свою очередь, обязана проконтролировать своего члена и обязать его выполнять закон. В случае необходимости СРО применяет в отношении своего члена меры воздействия, предусмотренные уставными докумен­тами организации. К членам СРО, нарушившим Положения и правила деловой этики этих организаций применяются следующие виды наказа­ний: замечание, выговор, исключение.



Отстранение управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей осуществляется на основании судебного акта того арби­тражного суда, который рассматривает дело о банкротстве.

Определение арбитражного суда об отстранении управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Арбитражный управляющий может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в форме возложения на него санкций имуще­ственного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов кредиторов, должника и третьих лиц.

Обязательность возмещения причиненного имущественного ущер­ба, и, в определенных случаях, морального вреда предусматривается и в рамках положений законодательства, регулирующих привлечение управляющего за неправомерные действия к административной и уго­ловной ответственности.

Управляющий, причинивший в результате неисполнения или ненад­лежащего исполнения требований Закона о банкротстве убытки, обязан возместить указанные убытки в полном объеме.

Взыскание с управляющего убытков производится по решению суда вне рамок дела о банкротстве. Требование о возмещении убытков может быть предъявлено и удовлетворено судом вне зависимости от того обстоятель­ства, был или нет управляющий отстранен от исполнения своих обязанно­стей в деле о банкротстве. Требование о взыскании убытков, причиненных управляющим при осуществлении своих профессиональных обязанностей, может быть удовлетворено в пределах срока исковой давности (три года с момента, когда кредитор, должник или иное лицо обнаружило или могло обнаружить факт причинения убытков действиями управляющего) вне за­висимости от окончания дела о банкротстве.



Арбитражный управляющий несет ответственность и в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Наиболее часто встречающимися административными правонару­шениями являются следующие:

Действия (бездействия) по умышленному созданию или увели­чению неплатежеспособности юридического лица или индивидуально­го предпринимателя (преднамеренное банкротство), за которые частью 2 ст. 14.12. КоАП РФ предусмотрено назначение наказания виновному лицу в виде наложения административного штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ или дисквалификация на срок до трех лет;

Неправомерные действия при банкротстве (часть 1 ст. 14.13. КоАП РФ), в том числе: сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной инфор­мации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов;

Невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и испол­нения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмо­тренных законом (часть 3 ст. 14.13. КоАП РФ), которое влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ или дисквали­фикацию на срок до трех лет;

Использование полномочий по управлению организацией вопре­ки ее законным интересам и/или интересам ее кредитора (ненадлежащее управление), повлекшее уменьшение собственного капитала организа­ции и (или) возникновение убытков (ст. 14.21. КоАП РФ), либо заключе­ние лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сде­лок и совершение иных действий с превышением полномочий (ст. 14.22. КоАП РФ), за которые обе статьи кодекса предусматривают одинаковые наказания виновным лицам в виде наложения административного штра­фа в размере до 10 МРОТ или дисквалификации на срок до трех лет.

Ненадлежащее управление юридическим лицом может проявляться в необеспечении управляющим своевременного и качественного выполне­ния всех договоров и обязательств должника; необеспечении своевремен­ной выплаты заработной платы; совершении сделок с имуществом вопреки интересам должника и его кредиторов, использовании предоставленных должнику третьими лицами целевых средств не по назначению и т.п.

К действиям, выходящим за рамки полномочий управляющего, могут быть отнесены действия, которые управляющий или вообще не вправе со­вершать, или которые он может совершать с соблюдением установленных законом условий и порядка, оснований и форм совершения этих действий.

Поводом к возбуждению дела и составлению протокола о совершен­ном управляющим административном правонарушении, предусмотренном одной из вышеперечисленных статей КоАП РФ, может являться поступле­ние уполномоченному органу (должностному лицу) сообщений и заявлений от собственника имущества должника – унитарного предприятия, органов управления юридического лица – должника, собрания (комитета) кредито­ров должника, а также поступление из государственных органов, органов местного самоуправления и от общественных объединений материалов, со­держащих данные о наличии события административного правонарушения (ст. 28.1. КоАП РФ).

Привлечение управляющих к административной ответственности за правонарушения, за которые КоАП РФ предусматривает возможность применения наказания в виде дисквалификации, осуществляется исклю­чительно арбитражным судом по правилам гл. 25 АПК РФ. При этом, применение в отношении управляющего административной ответствен­ности в виде дисквалификации не допускается по истечении одного года со дня совершения управляющим этого правонарушения.

Исполнение вступившего в силу постановления или судебного реше­ния о дисквалификации управляющего производится немедленно им самим путем прекращения управления юридическим лицом, а также арбитраж­ным судом путем отстранения управляющего от исполнения обязанностей по проведению процедуры банкротства должника по своей инициативе. Вступившее в силу постановление или судебное решение о дисквалифика­ции арбитражного управляющего направляется в реестр дисквалифициро­ванных лиц. Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, является открытой для ознакомления.

Арбитражному управляющему следует иметь в виду, что правонаруше­ния в области экономической деятельности могут повлечь для него и уго­ловную ответственность . Уголовная ответственность является наиболее суровым видом юридической ответственности, наступает за совершение общественно опасного деяния (преступления), запрещенного Уголовным кодексом РФ (УК РФ) под угрозой наказания, и заключается в лишении и ограничении прав и свобод лица, виновного в его совершении.

В силу положений п. 5 ст. 20 Закона о банкротстве в отношении обяза­тельности применения любых мер ответственности, установленных феде­ральными законами для руководителя должника, к внешнему и конкурсному управляющему, на которых закон возлагает все полномочия руководителя должника, внешний и конкурсный управляющий могут быть привлечены к уголовной ответственности за:

Сокрытие имущества или имущественных обязательств должника, сведений об имуществе, его отчуждение или уничтожение, сокрытие или уничтожение бухгалтерских и иных учетных документов должника;

Неправомерное удовлетворение требований отдельных кредито­ров в условиях фактической несостоятельности должника, заведомо в ущерб другим кредиторам;

Умышленное увеличение неплатежеспособности должника в личных интересах или интересах других лиц.

Уголовная ответственность за деяния, предусмотренные статьями 195 и 196 УК РФ наступает только в случае причинения в результате их совершения управляющим крупного ущерба (деяние повлекло суще­ственное ухудшение экономического положения потерпевшего должни­ка и кредиторов).

Максимальное наказание, предусматриваемое указанными статьями, заключается в лишении свободы на срок до шести лет (ст. 196), на срок до двух лет (ч. 1 ст. 195) и на срок до одного года (ч. 2 ст. 195).

Временный и административный управляющий могут быть при­влечены к уголовной ответственности лишь за преступление, предусмо­тренное ст. 201 УК РФ "Злоупотребление полномочиями".

Признать арбитражного управляющего виновным может только суд.

Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых орга­низаций арбитражных управляющих осуществляется органом по контролю (надзору) в порядке, установленном регулирующим орга­ном (Росреестр), который имеет право:

Возбуждать дело об административном правонарушении в от­ношении арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих и (или) ее должностного лица, рассматрива­ет такое дело или направляет его для рассмотрения в арбитражный суд (территориальный орган);

Возбуждать дело об административном правонарушении в отно­шении арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих и (или) ее должностного лица, рассматри­вает такое дело или направляет его для рассмотрения в арбитражный суд (территориальный орган).

2.2.Контроль за деятельностью саморегулируемой организации арбитражных управляющих

В предыдущих главах были рассмотрены: статус, функции и ответственность саморегулируемой организации. Теперь следует обратить внимание на такое понятие, как контроль или надзор за деятельностью саморегулируемых организаций. Любая некоммерческая организация должна проходить определенные проверки и контролироваться специализированными органами, саморегулируемая организация не исключение.

Регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба. Федеральная регистрационная служба ведет также единый государственный реестр саморегулиемых организаций арбитражных управляющих.

Предметом контроля (надзора) органа по контролю (надзору) является соблюдение саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Контроль (надзор) осуществляется двумя способами: путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих является самой распространенной проверкой, она проводится органом по контролю один раз в два года.

В свою очередь внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих проводится на основании представления в орган по контролю (надзору) мотивированной жалобы на действия или бездействия саморегулируемой организации,

нарушающие требования федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, такая проверка деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих не может превышать тридцать дней. Руководитель проверяемой саморегулируемой организации арбитражных управляющих вправе обжаловать действия или бездействие должностных лиц, осуществляющих проверку деятельности саморегулируемой организации, руководителю органа по контролю (надзору), а также в судебном порядке.

Орган по контролю (надзору) обязан сообщить в письменной форме в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих о принятом по результатам проверки решении в течение трех рабочих дней с даты принятия этого решения. Решение органа по контролю (надзору) по результатам проверки деятельности саморегулируемой организации может быть обжаловано ею в арбитражный суд Беспалов, Ю. Ф. Процедура банкротства: условия и применение в российской экономике. - М., 2013. - 33 с..

Из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих исключаются все сведения о некоммерческой организации, которая объединяет арбитражных управляющих, в результате решения:

органа по контролю (надзору) в случае принятия членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих или арбитражным судом решения о ее ликвидации;

арбитражного суда на основании заявления органа по контролю (надзору);

арбитражного суда на основании заявления органа по контролю (надзору) в случае выявления факта нарушения саморегулируемой организацией более двух раз в течение года иных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, если это нарушение не устранено или носит неустранимый характер.

В арбитражный суд по месту ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих представляется заявление органа по контролю (надзору) об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Также орган по контролю (надзору) выполняет важные функции в устранении всякого рода нарушений, например, согласно ч.10,статьи 23.1 Федерального закона« О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ (в ред.29.12.2014)

«В случае выявления нарушения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих требований, установленных абзацем вторым или четвертым пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган по контролю (надзору) направляет в саморегулируемую организацию предписание об устранении такого нарушения, обязательное для выполнения в течение десяти рабочих дней со дня его получения.

В случае невыполнения в установленный срок этого предписания орган по контролю (надзору) обязан обратиться в течение трех месяцев со дня окончания срока выполнения этого предписания в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и арбитражный суд принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.»

Предписание органа по контролю (надзору) об устранении такого нарушения может быть обжаловано саморегулируемой организацией в арбитражный суд.

В случае невыполнения в установленный срок этого предписания орган по контролю (надзору) обязан обратиться в течение трех месяцев со дня окончания срока его выполнения в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В свою очередь арбитражный суд принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный суд принимает указанное решение также в случае, если выявленное нарушение носит неустранимый характер.

Процедура проходит следующим образом: сначала арбитражный суд в коллегиальном составе рассматривает заявление органа по контролю об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в течение месяца с даты поступления этого заявления.

Затем арбитражный суд выносит решение об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, которое

вступает в силу с даты его принятия. Данное решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, но обжалование решения арбитражного суда не является основанием для приостановления его исполнения.

Если же арбитражный суд кассационной инстанции вынес постановление об отмене решения арбитражного суда, в таком случае сведения о некоммерческой организации подлежат включению в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в течение трех дней с даты вынесения постановления арбитражным судом кассационной инстанции.

Федеральный закон«О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ (в ред.29.12.2014) регламентирует такую ситуацию, когда саморегулируемая организация арбитражных управляющих, самостоятельно выявившая свое несоответствие требованиям настоящего Федерального закона, обязана представить в орган по контролю (надзору) заявление в письменной форме, которое должно содержать:

описание такого несоответствия;

дату возникновения такого несоответствия;

описание мер, принимаемых и (или) планируемых саморегулируемой организацией для устранения такого несоответствия.

Заявление предоставляется в течение четырнадцати рабочих дней с даты выявления такого несоответствия.

В свою очередь орган по контролю(надзору) при получении данного заявления на протяжении двух месяцев после его получения не имеет право обращаться в арбитражный суд с иском об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Тем самым сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по основанию, указанному в этом заявлении.

Но если до истечения указанного срока саморегулируемая организация не представит в орган по контролю (надзору) доказательство устранения несоответствия требованиям Федерального закона«О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ (в ред.29.12.2014), то орган по контролю (надзору) обязан обратиться в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В результате исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, данная организация не может получить статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих в течение года после даты ее исключения.

Обобщив выше изложенное, можно сделать вывод, что саморегулируемые организации арбитражных управляющих контролируются органом по контролю(надзору), предметом контроля которых является соблюдение саморегулируемыми организациями требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Данный надзор осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок.

В случае выявления нарушений либо несоответствия требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, орган по контролю (надзору) обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. И уже арбитражный суд решает судьбу саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий: назначение, функции, требования

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО АУ) - это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ...

Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью

В оперативно-розыскной деятельности особое значение имеет ведомственный контроль. Ведомственный контроль включает в себя оценку законности...

Государственный контроль и надзор в сфере образования

Отдельные изменения коснулись контроля над образовательной деятельностью (п. 14 ст. 33 Закона РФ "Об образовании"). Как уже отмечалось выше...

Действующее законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)

Главными функциями специалиста по вопросам несостоятельности (антикризисного управляющего) является обеспечение квалифицированной помощи в процессе управления реорганизуемым либо ликвидируемым должником...

Законодательное и государственное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности

Изучая нотариальную деятельность, нами уже было отмечено, что она представляет собой публичную деятельность, осуществляемую от имени РФ (ст. 1 Основ) "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 19.07...

Ответственность при банкротстве

Для соблюдения законности при проведении процедур банкротства законодатель предусмотрел необходимость введения соответствующего института арбитражного управления...

Правовое регулирование акционерного общества как организационно-правовой формы юридического лица

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества...

Предмет, метод и источники хозяйственного права

Банковские операции Согласно Закону о банках под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели деятельности...

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих: статус, функции, ответственность и координация деятельности

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих определяется как некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ...

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих: статус, функции, ответственность и координация деятельности

Рассматривая статус, права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих, можно выделить основные цели саморегулируемой организации такие...

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих: статус, функции, ответственность и координация деятельности

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих: статус, функции, ответственность и координация деятельности

Арбитражные управляющие несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на них. Кроме того...

Функции арбитражного управляющего на разных стадиях в деле о банкротстве

Для обеспечения исполнения предусмотренных процедур банкротства и судебной санации арбитражным судом назначается арбитражный управляющий. Арбитражный управляющий - это гражданин Российской Федерации...

Посмотрите ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.04.2009 N 387
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Изменения вступают в силу с 19.05.2009 г.
4. Дополнить подпунктами 5.2.28.42 - 5.2.28.52 следующего содержания:

"5.2.28.42. порядок оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, в отношении отдельных категорий должников;

5.2.28.43. порядок ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемой организации, и обеспечения свободного доступа к таким сведениям заинтересованных в их получении лиц;

5.2.28.44. порядок ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и перечень включаемых в него сведений;

5.2.28.45. порядок размещения сведений, содержащихся в едином государственном реестре саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в сети Интернет;

5.2.28.46. порядок осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

5.2.28.47. порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве, порядок и сроки включения арбитражными управляющими, саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих и органом по контролю (надзору) сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, порядок их размещения в сети Интернет;

5.2.28.48. единая программа подготовки арбитражных управляющих;

5.2.28.49. правила проведения и сдачи теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

5.2.28.50. порядок представления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, кандидатуры арбитражного управляющего - члена саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

5.2.28.51. порядок проведения торгов по реализации имущества должника в электронной форме и требования к информационным системам, обеспечивающим проведение таких торгов;

5.2.28.52. порядок подготовки заключений федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков;".

2. Предметом контроля (надзора) органа по контролю (надзору) является соблюдение саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

3. Контроль (надзор) осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

4. Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих проводится органом по контролю (надзору) не чаще чем один раз в два года.

5. Основанием для проведения внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих является представленная в орган по контролю (надзору) мотивированная жалоба на действия или бездействие саморегулируемой организации, нарушающие требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также имеющиеся в документах саморегулируемой организации, представленных в орган по контролю (надзору), несоответствия таким требованиям.

6. Продолжительность проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих не может превышать тридцать дней.

7. Руководитель проверяемой саморегулируемой организации арбитражных управляющих вправе обжаловать действия или бездействие должностных лиц, осуществляющих проверку деятельности саморегулируемой организации, руководителю органа по контролю (надзору), а также в судебном порядке.

8. Орган по контролю (надзору) обязан сообщить в письменной форме в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих о принятом по результатам проверки решении в течение трех рабочих дней с даты принятия этого решения.

Решение органа по контролю (надзору) по результатам проверки деятельности саморегулируемой организации может быть обжаловано ею в арбитражный суд.

9. Сведения о некоммерческой организации, объединяющей арбитражных управляющих, подлежат исключению из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по решению:

органа по контролю (надзору) в случае принятия членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих или арбитражным судом решения о ее ликвидации, а также в случае принятия членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих решения о ее реорганизации;

(см. текст в предыдущей редакции)

арбитражного суда на основании заявления органа по контролю (надзору) о несоответствии саморегулируемой организации требованиям, установленным абзацем вторым или четвертым пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

арбитражного суда на основании заявления органа по контролю (надзору) в случае выявления факта нарушения саморегулируемой организацией более двух раз в течение года иных требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, если это нарушение не устранено или носит неустранимый характер.

Заявление органа по контролю (надзору) об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих представляется в арбитражный суд по месту ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

10. В случае выявления нарушения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих требований, установленных абзацем вторым или четвертым пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган по контролю (надзору) направляет в саморегулируемую организацию предписание об устранении такого нарушения, обязательное для выполнения в течение десяти рабочих дней со дня его получения.

В случае невыполнения в установленный срок этого предписания орган по контролю (надзору) обязан обратиться в течение трех месяцев со дня окончания срока выполнения этого предписания в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и арбитражный суд принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

11. В случае выявления наряду с предусмотренным пунктом 10 настоящей статьи нарушением иного нарушения требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации орган по контролю (надзору) направляет в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих предписание об устранении такого нарушения с указанием срока его выполнения, продолжительность которого не может быть менее чем два месяца с даты вынесения этого предписания.

Предписание органа по контролю (надзору) об устранении такого нарушения может быть обжаловано саморегулируемой организацией в арбитражный суд.

В случае невыполнения в установленный срок этого предписания орган по контролю (надзору) обязан обратиться в течение трех месяцев со дня окончания срока его выполнения в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражный суд принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный суд принимает указанное решение также в случае, если выявленное нарушение носит неустранимый характер.

12. Заявление органа по контролю (надзору) об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих рассматривается арбитражным судом в коллегиальном составе в течение месяца с даты поступления этого заявления.

Решение арбитражного суда об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих вступает в силу с даты его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Обжалование решения арбитражного суда не является основанием для приостановления его исполнения.

В случае отмены арбитражным судом кассационной инстанции решения арбитражного суда сведения о некоммерческой организации подлежат включению в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в течение трех дней с даты вынесения постановления арбитражным судом кассационной инстанции.

В течение двух месяцев с даты получения этого заявления орган по контролю (надзору) не может обратиться в арбитражный суд с иском об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по основанию, указанному в этом заявлении. В случае, если до истечения указанного срока саморегулируемая организация не представит в орган по контролю (надзору) доказательство устранения несоответствия саморегулируемой организации требованиям абзаца второго или четвертого пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган по контролю (надзору) обязан обратиться в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

14. В течение года после даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих этой организации не предоставляется статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Поделиться: