Увольнение с военной службы по ошм до предоставления жилья. Организационно штатные мероприятия Порядок увольнения по организационно штатным мероприятиям

Здравствуйте, я военнослужащий, мичман, в часть пришла деректива со штатами, вопрос в следующем: название должности осталось прежним, тарифная сетка и разряд тоже, но ВУС изменился, является ли это моей возможностью уволиться из рядов ВС РФ по ОШМ,...

Возможно сокращение матери одиночки при оргштатных мероприятиях?

Я являюсь военнослужащий,в ближайшее время у нас планируются сокращения оркштатные мероприятия,я я являюсь матерью одиночкой,меня имеют права сократить и потом принять обратно на работу?помогите помогите пожайлуста я ещё планирую служить)у меня...

Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями

Выдали уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата сотрудников(хотя вслух озвучивали причину - ликвидация организации). Вопрос: можно ли не отрабатывать два месяца, но получить все выплаты и необходимые документы для службы...

Правомерны ли действия начальника при выводе меня в распоряжение при ОШМ

Здравствуйте! Хочу проконсультироваться в вопросе, по прохождению военной службы. Я выведен приказом Командующего в распоряжение командира части (на основании проведения ОШМ, переименование в/ч) в феврале месяце, от предложенных мне должностей...

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Могут ли меня уволить до получения жилищной субсидии?

Здравствуйте, я военнослужащий увольняюсь по здоровью: В - ограничено годен, выслуга лет в календарном исчислении - 12 лет, проживаю в служебном жилье, квадратных метров по нормам хватает. Собираюсь подавать документы в очередь на получение жилищной...

389 стоимость
вопроса

вопрос решен

Имею ли я право уволиться по организационно-штатным мероприятиям (ОШМ)?

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, у меня 20 календарных лет выслуги. Нашу воинскую часть сокращают и из нее создают другую в/ч. В новом штате моей должности нет, но меня назначают на должность с аналогичным тарифом, но ВУС другой. Имею ли я...

Увольнение по ОШМ

Здравствуйте! Хочу уточнить. Изменение внутренних войск в нац. гвардию - это ОШМ, и если да, то могу ли я уволиться по ОШМ и получить квартиру так-как мой стаж 13 лет я не являюсь участником НИС, а состою в очереди на получение квартиры. Добвлю я...

Увольнение из армии по ОШМ, отказавшись от равнозначной должности

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста могу ли я уволиться по ОШМ отказавшись от равнозначной должности? Контракт заканчивается 22.01.17 г. Должность сокращена 23 сентября 2015 г. Приказ по Службе о выводе в распоряжение начальника Службы состоялся...

Как добиться увольнения по ОШМ, если денежное довольствие значительно сокращается?

Добрый день! В нашей части, год назад прошли ОШМ, нас сократили с 9й сетки, на 2ю, с сохранением ДД по старой сетке! Сейчас пришли новые ОШМ, наш взвод выводят за штат и вводят за ново по 2й сетке, в связи с чем наше ДД резко и сильно сокращается, с...

Увольнение со службы ошм

Здравствуйте, я старший лейтенант, выслуга 10,5 лет. Нашу часть сокращают и пришла телеграмма о том что нам предлагают должностя с тем же тарифным разрядом. Но ВУС не совпадает. Рапорт о увольнении я ещё не писал. Могу ли уволиться по ОШМ? И...

28 Декабря 2015, 10:35, вопрос №1085859 Alexander Abramov, г. Москва

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Является ли снижение зарплаты - организационно-штатным мероприятием?

Здравствуйте! Ситуация такая. Я в/сл ВВ МВД РФ с 2000г. в 2014 прошли ОШМ, мы писали рапорта на то, что согласны на сокращение тарифной сетки (с 8 на 2), но с сохранением заработной платы (т.е. получаем до сих пор по 8 сетке). А сейчас снова...

Какой порядок увольнения военнослужащего в связи с проведением ОШМ?

Здравствуйте! Скажите пожалуйста могут ли меня уволить с военной службы без обеспечения жилищной субсидией в связи с проведением ОШМ? Выслугу в календарном исчислении 20.5 лет. В связи с проведением ОШМ в части был выведен в распоряжение командира...

Организационно-штатные мероприятия (ОШМ) представляют собой комплексные меры, которые предусматривают оправданные в законном порядке процессе реорганизации и ликвидации, которые ставят своей целью совершенствование организационной структуры. В итоге служебно-должностной статус работников конкретного учреждения меняется.

Итогом ОШМ выступает изменение численности персонала или количества званий и должностей. Следовательно, не исключено, что в трудовых книжках и личных делах служащих будет отмечено «уволен по ОШМ».

Законная ли такая практика? Вполне законна, поскольку ее предопределяют Трудовой кодекс и отдельные отраслевые законы (в отношении военнослужащих – Положение о порядке прохождения военной службы).

Увольнение военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям происходит в полном соответствии с общими правилами, а именно:

  • Издается приказ руководства;
  • Работника под роспись знакомят с документом;
  • Оформляются все необходимые бумаги и осуществляются необходимые выплаты.

Расторжение контракта с работником по причине ОШМ является одним из оснований его увольнения в досрочном порядке (ст. 51 №53-ФЗ). Более того, такие служащие, как офицеры, так и солдаты, имеют право рассчитывать на особые льготы и выплаты (ст. 23 №306-ФЗ).

Существуют конкретные причины, по которым военным приходится покидать занимаемое ими место службы, в том числе:

  1. Сокращение занимаемой должности, отсутствие альтернативных, равных по положению должностей, отказ от занятия более низкой должности;
  2. Истечение периода пребывания под командованием конкретного руководящего лица, при условии, что альтернативная позиция отсутствует, а более низкие должники работника не интересуют.

Не исключена ситуация, при которой военнослужащего переводят на гражданскую должность в связи с проведением ОШМ. Однако его пребывание на невоенной позиции может продолжаться не более полугода (ст. 42 №53-ФЗ).

Если военнослужащий не был обеспечен жильем до проведения ОШМ, то при досрочном увольнении его обязаны будут наделить жилой площадью соответствующей квадратуры (ст. 23 №53-ФЗ).

Следует добавить, что процедура увольнения по факту проведения организационно-штатных мероприятий затрагивает исключительно тех военнослужащих, которые осуществляют свою деятельность на основании контракта. При этом нередко работники сами ходатайствуют об увольнении по причине ОШМ. В этой ситуации важно соблюдение таких нюансов:

  • Если военнослужащий был «выведен за штат» (должность сократили), то он имеет право написать рапорт на увольнение с военной службы;
  • Они имеет право отказаться от предложенной ему более низкой должности.

При этом, если работнику будет предложена равная по положению должность, то он уже не будет вправе увольняться по собственной инициативе с военной службы.

Как проводится процедура увольнения по ОШМ?

Как уже было определено выше, увольнение по ОШМ военнослужащего может происходить только в том случае, если служба осуществляется на основании контракта. При этом важно учитывать ряд условий увольнения:

  • Во-первых, должность сократили, а похожую ей – не создали;
  • Во-вторых, сам военный отказывается занять предложенную ему более низкую должность (в связи с этим он готовит письменный отказ);
  • В-третьих, солдат или офицер отслужил под началом командира 6 месяцев без занятия конкретной должности.

Если одно из указанных условий окажется соблюдено, то работнику выдают на руки письменное уведомление об увольнении по причине ОШМ. При этом таковое может быть предоставлено только после получения от самого военнослужащего письменного отказа от занятия более низкой должности.

Почему законодательство предусматривает необходимость обеспечения военнослужащих альтернативными должностями, а также компенсации и льготы? Дело в том, что организационно-штатные мероприятия пресекают нормальное течение воинской службы, начисление выслуги лет, выплату зарплаты, что делает работника социально незащищенным.

Крайне важно подчеркнуть, что увольнение ОШМ МО РФ осуществляется только в том случае, если в кромках конкретного органа военной службы реально проводятся мероприятия по изменению организационно-штатных аспектов (Указания МО РФ №180-3-339), а именно:

  1. Расформировываются органы военного управления;
  2. Переформируются (сливаются или разделяются) воинские части;
  3. Происходит изменение дислокации воинских частей;
  4. Вносятся изменения в штаты – упраздняются должности, меняются названия структурных подразделений, редактируются наименования должностей и специальностей, корректируются требования к образованию и др. исключительно по распоряжению МО ил Генерального штаба Вооруженных сил РФ);
  5. Издаются новые нормативно-правовые акты, касающиеся организационных или штатных вопросов венной службы.

Любое из указанных выше мероприятий требует предварительного уведомления работников, получения их письменного отказа от предложенных альтернатив. Только после этого возможно издание приказа об увольнении и досрочное расторжение контракта.

Остается добавить, что кадровые органы обязаны не только правильно оформить все документы работника, но также уведомить отделение Пенсионного фонда РФ по месту регистрации, поскольку по факту увольнения порядок аккумулирования обязательных платежей на счету военного будет приостановлен.

Выплаты при увольнении по ОШМ

Поскольку увольнение по причине организационно-штатных мероприятий предусматривает досрочное расторжение контракта с военнослужащим, то ему потребуется материальное обеспечение. Именно за счет него солдаты и офицеры, а также и семьи живут до момента занятия военным новой должности.

Увольнение по ОШМ предусматривает не только льготы и специальные выплаты, но также обеспечение отдельных военнослужащих жильем.

Что положено военнослужащему при увольнении по ОШМ в 2016 году? В данном случае все определяется величиной выслуги лет, а именно:

  • Если работник прослужил в рамках конкретной организации не менее 10 лет, то он имеет право на получение жилья или суммы средств на его приобретение. Это условие выполняется только в том случае, если ранее военному жилье еще не предоставлялось;
  • Если выслуга лет составляет более 20 лет, то в этом случае военнослужащий имеет право получить единовременное пособие в размере от 2 до 7 окладов работника (оклад военного состоит из двух частей – выплаты по званию и по должности);
  • Если военные имеют особые заслуги перед Отечеством, отмеченные медалями и иными знаками отличия, то им дополнительно будет выплачена компенсация, равная двум стандартным окладам;
  • При выслуге более 15 лет военнослужащие имеют право рассчитывать на ежемесячные выплаты, равные 40% их оклада. При этом ежегодно они будут возрастать ровно на 3%.

Стоит добавить, что все военнослужащие с выслугой свыше 15 лет, которые не имеют права на пенсию могут в течение целого года после их увольнения ежемесячно получать выплаты, равные их окладу по званию.

Существуют и льготы, которые помогают уволенным по ОШМ солдатам и офицерам в полной мере определиться на гражданке. Так, предоставляются компенсации оплаты за жилье по найму, которые варьируются в зависимости от региона, поскольку цены аренду недвижимости сильно разнятся в разных частях РФ.

Среди выплат при увольнении по ОШМ военнослужащих в большей степени интересует вопрос обеспечения их жильем. Каковы же условия предоставления его от государства при досрочном расторжении контракта?

  • Во-первых, военнослужащему необходимо отслужить не менее 10 лет;
  • Во-вторых, рассчитывать на помощь могут те солдаты и офицеры, которые ранее не получали жилье от государства;
  • Во-вторых, при расчете выплаты на приобретение недвижимости учитываются региональные коэффициенты и цена квадратного метра жилой площади в конкретном регионе;
  • В-третьих, к накоплениям прибавляются средства именного счета и сумма с квадратного метра – именно так выводится стоимость жилищного сертификата.

Все платежи в пользу военнослужащего ежегодно проходит процедуру обязательной индексации. Ее нормативы определяет Пенсионный фонд.

Как только военнослужащий вновь поступит на военную службу, устроиться в органы МВД, налоговые или таможенные структуры – выплата ему все причитающихся пособий сразу же прекращается. При этом его воинское звание и выслуга лет сохраняются, а общий стаж продолжается.

Увольнение по ОШМ – одна из центральных статей досрочного расторжения контракта с военнослужащими, а также причина временного приостановления военной службы. Уволиться на таком основании военный может по приказу командования или по собственной инициативе.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

Опишите ситуацию подробнее

Вопрос должен быть на русском языке

Выберите Ваш регион Москва Московская область Санкт-Петербург Ленинградская область Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Липецкая область Магаданская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Кабардино-Балкария Республика Калмыкия Республика Карачаево-Черкессия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия (Алания) Республика Татарстан Республика Тыва (Тува) Республика Удмуртия Республика Хакасия Республика Чечня Республика Чувашия Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область Другой регион

Задать вопрос

Увольнение по ОШМ: что мне будет положено?

Здравствуйте. Звание ст.прапорщик, продолжительность службы 14,5 лет (из них 2 года срочной службы), служба в районе крайнего севера, стою в очереди на жильё на СПб. В часть пришли ОШМ, моя должность станет сержантской, планирую увольняться по ОШМ. Подскажите, пожалуйста: что мне будет положено при увольнении, положена ли будет квартира? Слышал что выведут за штат до . На какой срок это осуществляется?

Ответы юристов

Лучший ответ

Агибалов Иван Иванович (22.12.2015 в 11:48:39)

Здравствуйте. Здравствуйте. В соответствии со статьями 15 и 23 "О статусе военнослужащих": Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих. Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. Согласно Указу Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 20.02.2014) «Вопросы прохождения военной службы»: 17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если Вашем случае увольнение происходит по такому основанию, как организационно-штатные мероприятия, то Вы не подлежите увольнению и исключению из списков, до тех пор, пока Вам не будет предоставлено жилое помещение или жилищная субсидия. Надеюсь, что смог Вам помочь в решении вопроса. Желаю успеха!

Аноним (23.12.2015 в 11:52:48)

Лучший ответ

Алексей Владимирович (22.12.2015 в 11:52:09)

4) обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;

5) предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;

Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими и физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года).

Аноним (23.12.2015 в 11:53:06)

Спасибо за ответ.Подскажите пожалуйста. ОШМ ещё не провели,меня на 4 месяца отправляют в командировку,могут ли меня без моего согласия поставить на ниже стоящую должность(есть ли какие-то временные рамки когда ты можешь согласиться или отказаться от предлагаемой должности или в моё отсутствие в/ч не имеет права на действия связанные с моей должностью)

Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями: право военнослужащего или командира?

, подполковник юстиции, заместитель председателя Кировского гарнизонного военного суда, кандидат юридических наук

Как утверждали древние, труднее всего жить в эпоху перемен. Именно такой период более десяти лет переживают военнослужащие Российской армии и других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. История реформирования Вооруженных Сил России – яркий пример непродуманных, часто скоропалительных решений, преследующих интересы, далекие от интересов военнослужащих. Это путь серьезных просчетов в организации и деятельности военной организации общества. Иногда оптимальное решение удается принять не сразу. Необоснованные кадровые, организационно-штатные мероприятия (далее – ОШМ) чреваты серьезными нарушениями прав и интересов военнослужащих и членов их семей. Пример реорганизации органов безопасности России, военно-промышленного комплекса, дорожно-строительных частей и ряда других военизированных ведомств требует более вдумчивого, научно обоснованного подхода к изменениям структуры и функций важнейших государственных институтов.

Пятилетняя практика применения федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», а также Положения о порядке прохождения военной службы (далее – Положение) оставляет дискуссионными вопросы увольнения военнослужащих в связи с ОШМ.

Спорные вопросы увольнения в связи с ОШМ многократно обсуждались специалистами . Единая судебная практика по этой проблеме до настоящего времени не выработана.

Так, Кировский гарнизонный военный суд удовлетворил заявление военнослужащего К. при следующих обстоятельствах. Воинская часть, где проходил службу заявитель, подлежала расформированию, в связи с чем он обратился с рапортом к командованию о досрочном увольнении с военной службы в связи с ОШМ. Однако рапорт удовлетворен не был, а заявителя вопреки его желанию назначили на равнозначную должность в другую часть, мотивировав это служебной необходимостью.

Считая свои права нарушенными, заявитель потребовал признать незаконными приказы о переводе его в другую часть и обязать ответчика представить его к увольнению с военной службы в связи с ОШМ. По мнению заявителя, в части проводились ОШМ, в связи с которыми он и был переведен в другую часть. Перевод в приказе должен был мотивироваться наличием именно ОШМ, которые являются частным случаем служебной необходимости. Мотивировка в приказе о переводе в связи со служебной необходимостью выбрана командованием для того, чтобы лишить К. возможности уволиться на основании подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласился и пояснил, что командование действовало правомерно, поскольку инициатива на увольнение по ОШМ должна исходить от командования части. Мнение военнослужащего не имеет значения, если перевод осуществлен на равнозначную должность. Кроме того, фактически заявитель переведен в связи со служебной необходимостью, что не равнозначно переводу в связи с ОШМ.

Удовлетворяя заявление военнослужащего, суд первой инстанции указал следующее.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Право на труд согласно ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализуется ими посредством прохождения военной службы.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в контракте о прохождении военной службы закрепляются его условия, которые включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять обязанности военнослужащих, а также право гражданина на соблюдение его прав, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством России, определяющим статус военнослужащих.

Гарантией права на свободное распоряжение способностями к труду является право военнослужащего на увольнение по основаниям, предусмотренным в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», и на соблюдение процедуры увольнения.

Согласно подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ. В соответствии с подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения увольнение военнослужащего в связи с ОШМ может производиться при сокращении занимаемой им воинской должности, в том числе при ликвидации воинских частей, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность. Иных условий увольнения при указанных обстоятельствах в законе не содержится.

Судом исследована директива Министра обороны Российской Федерации, согласно которой войсковая часть, где служил заявитель, подлежала ликвидации.

Таким образом, в войсковой части заявителя действительно проходили ОШМ, а должность, занимаемая К., подлежала сокращению. Согласия на назначение на другую воинскую должность заявитель не давал. Следовательно, налицо все условия, в соответствии с которыми заявитель подлежал увольнению с военной службы. Обязанность представить его к увольнению лежала на ответчике.

По указанным основаниям суд посчитал незаконными отказ ответчика в удовлетворении требований К. о представлении документов на его увольнение с военной службы в связи с ОШМ, а также приказы о переводе заявителя на равнозначную должность в другую часть.

Заявление ответчика о том, что перевод К. на равную должность произведен не в связи с ОШМ, а в связи со служебной необходимостью, суд признал несостоятельным, указав, что войсковая часть подлежала ликвидации и соответственно должность К. сокращалась. Дата служебного перемещения заявителя совпадает с периодом ОШМ.

При таких условиях суд посчитал, что служебная необходимость перемещения заявителя на равную должность вызвана именно проведением ОШМ.

Суд признал необоснованным заявление представителя ответчика и о том, что увольнение военнослужащих в связи с ОШМ производится вне зависимости от их желания продолжать службу или уволиться. Данная позиция основана на пп. 1 и 2 ст. 15 Положения, согласно которым военнослужащий без его согласия может быть переведен по служебной необходимости на равную должность. Вместе с тем, как видно из разд. VII Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и разд. VIII Положения, вопросы увольнения всецело урегулированы нормами соответствующих разделов и прямо предусматривают отсутствие согласия военнослужащего с назначением на любую другую должность, т. е. высшую, равную или низшую. Законодатель установил отсылки к нормам иных разделов (например, п. 1 ст. 50, пп. 4 и 5 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Однако в данном случае никаких отсылок не сделано, в том числе и к нормам ст. 15 Положения. Суд сделал вывод о том, что норма, на которую ссылался ответчик, не применима в данном случае, в связи с чем обязал ответчика представить в установленном порядке документы на увольнение К. с военной службы в связи с ОШМ . Аналогичное решение принято тем же судом по гражданскому делу по заявлению Г.

Оба судебных решения оставлены в силе судом второй инстанции. При этом кассационная инстанция подтвердила в определении, что при проведении ОШМ назначение военнослужащего на другую должность, в том числе и равную, возможно только при его согласии .

Подобные решения принимались судами и ранее .

Между тем в последнее время получила распространение иная позиция. В частности, решением Кировского гарнизонного военного суда от 12 марта 2004 г. военнослужащему Л. отказано в удовлетворении заявления об увольнении в связи с ОШМ.

При этом суд первой инстанции указал, что согласно подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ. Увольнение по этому основанию может производиться при сокращении занимаемой им воинской должности, в том числе при ликвидации воинских частей, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность.

Анализируя положения пп. 1 – 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», суд пришел к выводу, что основания увольнения, указанные в п. 2 ст. 51 Закона, сгруппированы законодателем таким образом, что объединяют причины увольнения с военной службы, которые не зависят от желания и воли военнослужащего. По данным основаниям военнослужащий может быть уволен с военной службы по решению командования при невозможности дальнейшего использования военнослужащих, высвободившихся в результате ОШМ, в целом в Вооруженных Силах. Вместе с тем соответствующий командир при проведении ОШМ, действуя согласно подп. «б» п. 15 ст. 11 и подп. «а» п. 17 ст. 11 Положения, вправе назначить военнослужащего на равную или низшую должность. Как следует из пп. 11 – 17 ст. 11, пп. 1 и 2 ст. 15, подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения волеизъявление военнослужащего должно учитываться лишь в случае, если при проведении ОШМ ему предлагается занять низшую должность, а также если есть семейные обстоятельства или заболевания, препятствующие прохождению службы на новом месте. Согласия для назначения на равную должность не требуется.

По собственному желанию в соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может быть досрочно уволен при наличии у него уважительных причин по заключению аттестационной комиссии.

По мнению суда, заключение заявителем контракта с Министерством обороны Российской Федерации обусловливает его обязательства до окончания срока контракта служить в Вооруженных Силах России, что, в свою очередь, позволяет командованию определять место службы для военнослужащего по своему усмотрению.

Суд указал, что перевод на равную должность никак не повлиял на права и законные интересы Л. и признал правомерным приказ о переводе заявителя на равную должность без его согласия.

Суд посчитал, что ОШМ в данном случае вполне могут расцениваться как частный случай служебной необходимости. К тому же объем прав военнослужащего при переводе к новому месту службы по служебной необходимости, в связи с ОШМ или по личной просьбе одинаков.

Такая же точка зрения положена в основу ряда других решений судов .

Ничего нового в подобной трактовке закона нет. Наоборот, это лишь повторение давно устаревшей и недействующей нормы, содержавшейся в законодательстве, регулировавшем военно-служебные отношения советского периода .

Таким образом, за довольно непродолжительный промежуток времени судами принимались противоположные решения, причем как в том, так и в другом случае достаточно мотивированные. В последнее время доминирует точка зрения, более удобная командованию, обосновывающая приоритет интересов последнего перед интересами военнослужащего.

Представляется, что при таком подходе декларированное в Конституции Российской Федерации и прямо предусмотренное подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения право военнослужащего на увольнение в связи с ОШМ превращается в фикцию. На практике суды, отказывая военнослужащим в этом праве, исходят не из закона, а из целесообразности, учитывая, например, такие обстоятельства:

– предоставление возможности военнослужащему уволиться в связи с ОШМ ставит его в более выгодное положение по сравнению с другими военнослужащими, которых ОШМ не коснулись;

– учет интересов военнослужащего при проведении ОШМ «развалит» Вооруженные Силы.

Однако такой подход в XXI в. уже неприемлем. Интересы человека в погонах должны ставиться превыше всего. Забота об укреплении боеспособности армии – задача многогранная, требующая усилий всего общества. И решена она должна быть с учетом прав военнослужащих. Представляется недопустимым поддерживать боеспособность армии и создавать искусственные препятствия для реализации законных прав граждан при увольнении с военной службы.

В наше время нередко говорят о пробелах в праве, не обеспеченных экономически законах, недостаточно просчитанных решениях законодателя. Однако в данном случае никаких изменений вносить в действующее законодательство не требуется. Достаточно лишь правильно истолковать имеющиеся правовые нормы и применить их.

По нашему мнению, увольнение в связи с ОШМ – специальная норма по отношению к общему положению, содержащемуся в п. 2 ст. 15 Положения, позволяющему переводить военнослужащего на равную должность без его согласия. Поэтому применение в подобных случаях специальной нормы исключит споры и обеспечит правильное толкование и применение закона.

Все больше жизнь и деятельность российского военнослужащего подвергается правовой регламентации, препятствующей принятию незаконных, ущемляющих его интересы решений. Назначение военных судов – на практике правильно применять законодательство о военной службе, рассматривая эту область правоотношений как неотъемлемую часть всей правовой системы общества. Правильное разрешение судами коллизионных вопросов будет способствовать дальнейшему движению к правовому государству, подъему престижа военной службы, укреплению обороноспособности страны.

См., напр.: Пызиков Д. Об увольнении военнослужащих в связи с организационно-штатными мероприятиями // Бюллетень Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. 2002. № 2 (168). С. 41 – 44; Увольнение с военной службы по инициативе военнослужащего: основания, порядок, оформление, последствия // Право в Вооруженных Силах. 2002. № 10. С. 39; О духе и букве закона // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 10. С. 5 – 8 и др.

14 января 2004 г. по заявлению К.

Решение Кировского гарнизонного военного суда от 16 января 2004 г. по заявлению Г.

Кассационное определение Приволжского окружного военного суда от 13 февраля 2004 г. по делу К.; кассационное определение Приволжского окружного военного суда от 01.01.01 г. по делу Г.

См., напр.: Архив Кировского гарнизонного военного суда, решение по гражданскому делу по заявлению П., 2001 г. Такое же решение по конкретному делу выносилось и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Отменяя ранее состоявшиеся судебные решения по аналогичному делу по надзорной жалобе Председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, надзорная инстанция указала в определении, что при снижении воинского звания, соответствующего занимаемой военнослужащим воинской должности либо при изменении военно-учетной специальности и нежелании военнослужащего продолжать службу по занимаемой должности либо на другой воинской должности, он вправе уволиться с военной службы в связи с ОШМ (определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № 6н-86/03).

Решения Кировского гарнизонного военного суда по заявлениям Б. от 20 февраля 2004 г., С. от 4 марта 2004 г. и др.

Согласно п. «в» ст. 58 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР (приказ Министра обороны СССР 1985 г. № 000) увольнение данной категории военнослужащих по сокращению штатов допускалось только при невозможности использования их на военной службе.

А.Г. Тищенко, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, подполковник юстиции.

Подпунктом "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ установлена возможность досрочного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Несмотря на "популярность" организационно-штатных мероприятий у военных юристов, кадровых органов воинских частей, военных судов, а также на наличие множества теоретических исследований в этой области, нет-нет, да и возникают ситуации, не имеющие однозначного разрешения (с точки зрения законности и обоснованности).

Одна из таких ситуаций рассмотрена в настоящей статье, которая посвящена правовым нормам, регламентирующим порядок досрочного увольнения военнослужащих (здесь и далее под военнослужащими понимаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту) с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ).

Речь пойдет о таком ОШМ, как сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность).

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации продолжается не первый год. При этом в свете последних экономических достижений государства осуществляется не только постоянное совершенствование статуса военнослужащих, но и поиск оптимальной структуры Вооруженных Сил страны.

Перефразируя автора одной из самых успешных "национальных идей", можно утверждать, что для каждого военнослужащего проведение ОШМ неизбежно, как крах мирового империализма. Тем не менее военнослужащий, попав под него (имеется в виду не автор, а проведение ОШМ), как правило, оказывается не готов к столь стремительному развитию событий. Военнослужащего ожидает множество открытий эмоционально-правового характера, позволяющих четко разделить собственное представление о порядке досрочного увольнения с военной службы в связи с ОШМ и тот порядок, который будет применен в отношении его командованием воинской части <1>. Характерно, что порядок досрочного увольнения военнослужащих с военной службы в связи с ОШМ в данном конкретном случае останется не понятым до конца ни военнослужащим, ни командованием воинской части. Замечательно (т.е. обращает на себя внимание) и то, что в другом подобном конкретном случае все повторится сначала, но уже с другим содержанием и, возможно, другими последствиями.

<1> Здесь необходимо заметить, что настоящая статья актуальна для случая, когда взгляды командования воинской части на перспективу дальнейшего служебного использования "ОШМ-ного" военнослужащего противны (в смысле - противоположны) собственным взглядам военнослужащего на эту же тему. В противном случае (опять в том же смысле) проблем, описанных в статье, как правило, не возникает.

Начнем с соответствующих положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон), ибо без уяснения их сути невозможно правильное представление о правовом механизме их реализации.

Прежде всего, уделим пристальное внимание ч. 2 ст. 32 Закона, дающей представление о составляющих любого контракта о прохождении военной службы. Отсутствие в тексте контракта хотя бы одной из них неизбежно переводит контракт о прохождении военной службы в категорию иных договорных документов. Поэтому в правовом акте, именуемом контрактом о прохождении военной службы, обязательно закрепляются:

  1. Добровольность прохождения военной службы (после заключения контракта является юридическим фактом и не требующим дополнительных доказательств подтверждением того, что военнослужащий проходит военную службу не по принуждению, а по собственной воле).
  2. Срок, в течение которого гражданин <2> обязуется проходить военную службу (после заключения контракта - период времени, в течение которого военнослужащий обязуется проходить военную службу. При этом нельзя не заметить того обстоятельства, что Закон подчеркивает добровольность прохождения военной службы: гражданин не обязан, а именно обязуется проходить военную службу в течение определенного срока).
<2> Здесь и далее под гражданином понимается гражданин России и иностранный гражданин.
  1. Условия контракта (после заключения контракта - исходные данные при разрешении тех или иных вопросов, возникающих в процессе прохождения военнослужащим военной службы).

Условия контракта раскрыты в ч. 3 ст. 32 Закона, что позволяет говорить об обязательности наличия в контракте следующих показателей прохождения военной службы:

  • обязанности гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока (такую обязанность следует отличать от добровольного согласия проходить военную службу в течение определенного срока, рассмотренного выше. В данном случае это именно обязанность гражданина проходить военную службу, которую он в момент заключения контракта добровольно принимает на себя. Другими словами, рассматриваемое условие контракта - это не требующее дополнительных доказательств подтверждение того, что гражданин, заключивший контракт, безусловно обязан проходить военную службу);
  • обязанности гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (еще один круг действий, добровольно принимаемых гражданином в момент заключения контракта и безусловных для выполнения в течение срока действия контракта);
  • права гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Здесь необходимо остановиться на важных особенностях существующей редакции Закона, которые не может не заметить внимательный читатель.

Так, в соответствии с Законом обязанность проходить военную службу является обязанностью в принципе. Обязан - и все тут. А как военнослужащий должен выполнять эту обязанность, точнее, в соответствии с чем? Критерии качества выполнения военнослужащим этой обязанности Закон не установил, тем самым фактически исключена возможность наступления правовых последствий для военнослужащего в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им этой обязанности.

Действительно, в ч. 1 ст. 36 Закона установлено, что порядок прохождения военной службы определяется Законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, в частности, сказано:

"Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом ("О воинской обязанности и военной службе" - Прим. авт.), другими федеральными законами и настоящим Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих" (п. 2 ст. 1). "Прохождение в Российской Федерации военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области" (п. 3 ст. 1).

Означает ли это, что гражданин согласно условиям контракта обязан проходить военную службу в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами Российской Федерации в указанной области? Очевидно, что нет, поскольку положительный ответ на данный вопрос мотивируется только здравым смыслом.

Более того, п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы и вовсе переворачивает с "ног на голову" смысловое содержание контрактной обязанности военнослужащих проходить военную службу. Не секрет, что назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестация, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которые в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, другими федеральными законами и Положением о порядке прохождения военной службы определяют служебно-правовое положение военнослужащих, осуществляются командиром (начальником) либо происходят по воле командира (начальника) военнослужащего. Объективно, в силу принципа единоначалия, очень трудно представить ситуацию, в которой военнослужащий сам определял бы собственное служебно-правовое положение <3>.

<3> Исключением из этого правила являются события, наступление которых не зависит от воли как командира (начальника), так и военнослужащего, например: болезнь военнослужащего или изменившееся законодательство Российской Федерации. Однако это исключение лишь подтверждает правило.

Следовательно, обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока лишена правового и смыслового содержания, что, безусловно, требует соответствующей корректировки Закона <4>. Исходя из фабулы пп. 2 и 3 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы, в данном случае уместно было бы говорить не об обязанности гражданина проходить военную службу, а об обязанности федерального органа исполнительной власти, с которым заключается контракт, обеспечить прохождение гражданином военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации <5>. При этом наличие в контракте такого условия, как обязанность гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исключает возможность возложения ответственности за выполнение этих обязанностей на федеральный орган исполнительной власти.

<4> Ссылка на срок исполнения обязанности проходить военную службу смысловое содержание не "спасает", так как эта "доля" рассматриваемого условия контракта фактически дублирует соответствующую "долю" ч. 2 ст. 32 Закона.
<5> Это условие не повторяет п. 3 Типовой формы контракта о прохождении военной службы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, поскольку в нем сказано об обеспечении федеральным органом исполнительной власти только прав военнослужащего. Например , у "ОШМ-ного" военнослужащего нет права на досрочное увольнение с военной службы. Следовательно, в данном случае и в соответствии с условиями контракта федеральный орган исполнительной власти освобожден от каких-либо обязательств по отношению к военнослужащему.

В отличие от первой вторая контрактная обязанность выглядит обоснованной со всех точек зрения, за исключением одной: ее редакция оставляет вне поля правового регулирования обязанности военнослужащих, утвержденные не нормативным правовым актом.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона гражданин обязан добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем представляется, что, например, в повседневной жизни и деятельности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации большая часть должностных обязанностей военнослужащих устанавливается не нормативным правовым актом Российской Федерации, а в иной форме (как правило, утверждается командиром (начальником)).

А это, в свою очередь, и в соответствии с контрактом означает, что военнослужащий, должностные обязанности которого не утверждены нормативным правовым актом Российской Федерации, не только не обязан добросовестно их исполнять, но и исполнять вообще.

Но вернемся к нашим ОШМ.

В соответствии с подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона военнослужащий может быть уволен по ОШМ. Может быть уволен, а может и нет. Подробно останавливаться на том, что означает "может быть" в данном случае, наверное, нет необходимости. На современном уровне развития военного права содержание именно этого "может быть" уже не представляет интереса <6>.

<6> Только на страницах нашего журнала его авторами неоднократно комментировалась данная норма права.

А вот более простой и лаконичный вопрос остается "в тени": почему при применении подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона необходимо руководствоваться п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы? Ответ "потому, что в п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы говорится о том же, что и в подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона" по понятным причинам нас не устраивает. Соответствующих ссылок в ст. 51 Закона, и в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы также нет.

Решение этой небольшой задачи кроется в ч. 5 ст. 32 Закона, в которой определено: прекращение действия контракта о прохождении военной службы регулируется в том числе Положением о порядке прохождения военной службы.

Несмотря на отсутствие прямого указания, это именно то, что нам нужно. Увольнение военнослужащего с военной службы всегда сопряжено с прекращением действия заключенного им контракта о прохождении военной службы, в том числе и тогда, когда военнослужащий увольняется в связи с ОШМ.

"Знают, знают офицеры, ОШМ недруг карьеры. То не русская рулетка, ОШМ стреляет метко!" При проведении ОШМ возникают классические для России вопросы, требующие понятного ответа: "кто виноват?" и "что делать?", только в "ОШМ-ной" последовательности: "что делать?" и "кто виноват?".

Второй "ОШМ-ный" вопрос оставим в покое как нерушимый памятник отечественному государственному управлению, а на первый попытаемся ответить.

Вооруженные информацией, полученной при решении нашей небольшой задачи, т.е. с помощью ч. 5 ст. 32 Закона от подп. "а" ч. 2 ст. 51 Закона переходим к абз. 2 подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

Анализ содержания указанной нормы права в совокупности с п. 4 и подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы позволяет выделить три признака, при наличии каждого из которых военнослужащий может быть (вот здесь это "может быть" дублирует Закон и препятствует нормальной "работе" соответствующих норм права) досрочно уволен с военной службы, а именно:

  • отсутствие согласия военнослужащего с назначением на другую воинскую должность (должность).

Казалось бы, при такой конкретности правового механизма увольнения военнослужащего с военной службы в связи с ОШМ яблоку раздора в военных умах упасть негде! Ан нет. При ближайшем рассмотрении "посадочных мест" обнаруживаются целые площадки, не устающие принимать "спорные фрукты". Один из таких "аэродромов" обслуживает споры и другие виды разногласий, порожденные третьим из указанных признаков, а именно имеющейся в нем фразе "на другую воинскую должность (должность)".

Ни Закон, ни Положение о порядке прохождения военной службы не содержат определения понятия "другая воинская должность" <7>. Отсутствие легитимности данного понятия спровоцировало два основных и противоположных подхода к его толкованию:

  1. Под другой воинской должностью понимается высшая или низшая воинская должность, предлагаемая военнослужащему в качестве альтернативы воинской должности, сокращаемой в связи с ОШМ, поскольку в соответствии со ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы только перед назначением военнослужащего на эту должность требуется согласие "ОШМ-ного" военнослужащего.
  2. Под другой воинской должностью понимается любая воинская должность, в том числе равная ей, поскольку словосочетание "другая воинская должность" в данном случае означает иную воинскую должность, не ту, которую военнослужащий занимал до проведения ОШМ.

Соответственно ситуация, описанная под номером 1, обеспечивала правовое обоснование назначения "ОШМ-ного" военнослужащего на воинскую должность, равную сокращаемой воинской должности, при отсутствии согласия военнослужащего с таким назначением.

В ситуации, описанной под номером 2, "ОШМ-ный" военнослужащий, не согласившийся с назначением на другую воинскую должность, мог быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ.

Здесь еще раз коснемся проблемы применения рассматриваемых норм права на практике, связанной с "может быть", так как она непосредственно влияет на понимание сути данных правил.

Часть 2 ст. 51 Закона содержит перечень случаев, при которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы, в том числе случай, предусмотренный подп. "а" этой нормы. И здесь все предельно ясно.

Но что "делает" Положение о порядке прохождения военной службы?

Вначале оно "подтверждает", что увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных ст. 51 Закона, и в соответствии со ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (п. 2 ст. 34). А затем дублирует основную конструкцию оснований увольнения с военной службы, предусмотренных ст. 51 Закона (первые абзацы пунктов 3 - 7 ст. 34).

В рассматриваемом нами случае ОШМ в соответствии с п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы и в "переводе на русский язык" этот правовой механизм предстает в следующем виде:

  • военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность) (Положение о порядке прохождения военной службы).

Не нужно обладать специальными лингвистическими познаниями, чтобы понять, какая фраза в представленном механизме лишняя. Убрав ее и опять же руководствуясь п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, получаем следующую редакцию:

  • военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (Закон);
  • условиями, определяющими досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с организационно-штатными мероприятиями, являются:

отсутствие других оснований для увольнения;

сокращение занимаемой им воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций;

отсутствие его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность) (Положение о порядке прохождения военной службы).

Неопределенность в применении п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы была настолько очевидной, что Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г. N 599 в Положение о порядке прохождения военной службы были внесены соответствующие изменения, устраняющие возможность двоякого толкования его смыслового содержания. Но желания привести правовые нормы в порядок хватило только на ликвидацию многовариантного толкования понятия "другая воинская должность". Теперь он (этот пункт) выглядит следующим образом <8>:

<8> Применительно к рассматриваемому в статье случаю ОШМ.

"4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона ("О воинской обязанности и военной службе" - Прим. авт.)) и при отсутствии других оснований для увольнения:

при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность)".

В обновленном состоянии содержание абз. 2 подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы в совокупности с п. 4 и подп. "а" п. 4 ст. 34 этого Положения позволяет выделить уже четыре признака, при наличии каждого из которых военнослужащий может быть (и снова это бесполезное "может быть") досрочно уволен с военной службы, а именно:

  • отсутствие других оснований для увольнения;
  • сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности);
  • невозможность назначения на равную воинскую должность (должность);
  • отсутствие согласия военнослужащего с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

Указанные изменения Положения о порядке прохождения военной службы прекратили споры и другие виды разногласий, порожденные вольным толкованием понятия "другая воинская должность (должность)".

Вместе с тем изменения Положения о порядке прохождения военной службы не затронули показанных выше структурных недостатков его содержания, что позволило сделать ряд следующих наблюдений:

  • с одной стороны, изменившееся Положение о порядке прохождения военной службы упростило процесс принятия правильного решения в отношении военнослужащих, воинские должности которых подлежат сокращению в связи с ОШМ, что, безусловно, обеспечивает "прозрачность" порядка увольнения военнослужащих в связи с ОШМ. С другой стороны, военнослужащие, воинские должности которых были сокращены в связи с ОШМ до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г. N 599, остались вне сферы его действия и вместе с командованием вынуждены заниматься поиском компромиссного решения либо добиваться защиты своих прав в суде;
  • наличие в п. 4 ст. 34 двух слов "может быть" по-прежнему не позволяет Положению о порядке прохождения военной службы дать ответ на вопрос: что является определяющим фактором для увольнения военнослужащего с военной службы в связи с ОШМ? Ведь при отсутствии других оснований для увольнения, при сокращении занимаемой военнослужащим воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность военнослужащий все еще может быть уволен с военной службы, а может и нет;
  • обращение внимания читателей на правовой сумбур с условиями контракта было сделано не случайно. Юридико-технический уровень, заданный Законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" в 1993 г. был опосредован революционными процессами, происходящими в стране и ее Вооруженных Силах, и носил не прикладной, а государственно-правовой характер. Федеральные законы "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" 1998 г. сохранили этот подход, сделав оговорку о том, что все необходимые пояснения об их практическом применении будут даны в Положении о порядке прохождения военной службы.

При всех достоинствах Положения о порядке прохождения военной службы предлагаемая им правовая регламентация условий заключения контракта о прохождении военной службы и порядка увольнения военнослужащего с военной службы не отвечает современным потребностям, выдвигающим гораздо большие по объему, количеству и качественному содержанию требования.

Например , в отличие от военнослужащих, реализующих свое право на труд посредством прохождения военной службы (что само по себе требует более кропотливого подхода к созданию соответствующей правовой базы), работник и работодатель заключают трудовой контракт, условия которого, а также порядок увольнения работника детально регламентированы (см. Трудовой кодекс Российской Федерации).

Вот и получается, что гражданин правового государства (или еще стремящегося стать правовым), принявший решение добровольно проходить военную службу, помимо тягот и лишений, связанных с непосредственным исполнением обязанностей военной службы, должен периодически защищать свои права, не имея соответствующих норм права. В такой же ситуации находится и командир (начальник), подчиненный или бывший подчиненный которого решил злоупотребить предоставленными ему правами.

Приведенные в настоящей статье примеры являются лишь частным случаем, подтверждающим необходимость скорейшего (но не спешного), качественного, научно обоснованного и комплексного изменения законодательства Российской Федерации о порядке прохождения военной службы, без которого престиж военной службы будет лишен юридической составляющей.

Поделиться: