27 порядок возникновения и прекращения юридического лица. Дипломная работа: Возникновение и прекращение юридического лица

Возникновение юридического лица - это его создание и государственная регистрация.

Выделяют следующие способы возникновения юридического лица.

  • 1. Разрешительный порядок. Распорядительный порядок применялся в СССР. Для образования юридического лица было необходимо разрешение компетентного органа государственной власти и последующая государственная регистрация. В настоящее время в России применяется как исключение из общего правила для образования некоторых видов юридических лиц - кредитных и страховых организаций, союзов и ассоциаций и т.п.
  • 2. Нормативно-явочный порядок. Предполагается наличие специальных нормативных актов, регулирующих порядок возникновения и деятельности определенных видов юридических лиц. Выполнение предусмотренных в таких актах требований дает право на признание за организацией свойства юридического лица, удостоверяемое фактом его государственной регистрации. Нормативно-явочный порядок в настоящее время применяется в России.
  • 3. Явочный порядок (договорно-правовой) . Юридические лица создаются в результате выраженного вовне намерения участников действовать в качестве юридического лица при отсутствии факта его государственной регистрации. В настоящее время этот порядок в России не применяется, а за рубежом применяется ограниченно (ассоциации во Франции, некоммерческие организации в Швейцарии, коммерческие корпорации «де-факто» в США и т.п.).

Прекращение юридического лица. В зависимости от юридических последствий прекращения различают реорганизацию (права и обязанности прекращенного лица переходят к другому лицу) и ликвидацию (прекращение лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей).

Реорганизация осуществляется пятью способами: слиянием, присоединением, разделением, выделением и преобразованием. Каждому из указанных способов соответствует определенный объем переходящих прав и обязанностей (правопреемство). Поскольку реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые вправе требовать от должника досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

В зависимости от способа реорганизации она оформляется либо передаточным актом (при слиянии, присоединении, преобразовании), либо разделительным балансом (при разделении, выделении).

Юридическое лицо в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.

Закон детально регламентирует и дальнейшие действия реорганизуемого юридического лица, что, безусловно, необходимо для соблюдения прав его кредиторов.

Реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц (при присоединении - в момент исключения присоединенного юридического лица из реестра).

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется:

  • 1) по решению его учредителей (участников);
  • 2) по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
  • 3) по решению суда:
    • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в следующих случаях: признания государственной регистрации юридического лица недействительной; осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
    • по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
    • в иных случаях, предусмотренных законом, включая ликвидацию юридического лица в связи с его банкротством. Процедура банкротства происходит в соответствии с

основаниями, порядком и последствиями, установленными ГК РФ (ст. 65) и Законом о банкротстве.

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст. 64 ГК РФ):

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при возведении объекта капитального строительства;
  • во вторую - производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц по трудовым договорам и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью - производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета (за исключением договоров, связанных с осуществлением гражданином предпринимательской или иной профессиональной деятельности, в части основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом).

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами (за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога).

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо в случаях, предусмотренных ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого юридического лица распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Считаются погашенными при ликвидации юридического лица:

  • 1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных ст. 65 ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом);
  • 2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
  • 3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических лиц.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).

Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители "являются" в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.

В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься лишь предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке, например, создаются коммерческие банки и страховые компании (в частности, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних). Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями). Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике (что подтверждает и зарубежный опыт).

В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). Данная регистрация должна проводиться органами юстиции в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном специальным законом. Однако в отсутствие такого закона она проводится различными государственными и муниципальными органами либо даже созданными ими "регистрационными палатами" и их отделениями (филиалами) по не всегда совпадающим правилам и в отсутствие единого реестра. Данное положение не только осложняет контроль за законностью создания и функционирования юридических лиц и ознакомление с их положением других участников оборота, но и создает почву для злоупотреблений.

Единая процедура государственной регистрации в настоящее время установлена для юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (включая и некоммерческие организации), кроме предприятий с иностранными инвестициями. В соответствии с ней в регистрирующий орган представляются заявление, устав и решение о создании юридического лица либо учредительный договор, а также документы, подтверждающие оплату регистрационного сбора и не менее 50% уставного капитала. Требование иных, не предусмотренных законодательством документов (например, гарантийных писем или справок, подтверждающих место нахождения юридического лица), запрещается. Регистрация должна проводиться в течение трех дней с момента представления всех необходимых документов (либо в 30-дневный срок с момента их отправления по почте).

Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам несоответствия представленных документов закону или несоблюдения установленного (разрешительного) порядка, но не по иным основаниям, например из-за "отсутствия целесообразности". При этом отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке (п. 2 ст. 35 Закона о предприятиях). Любым заинтересованным лицам также предоставлено право в 6-месячный срок с момента регистрации заявить в суде требование о признании регистрации и (или) учредительных документов юридического лица недействительными полностью или частично (например, по мотивам нарушения их прав на имущество, внесенное в уставный капитал созданного юридического лица).

Сведения о регистрации юридических лиц подлежат опубликованию. Данные государственного реестра юридических лиц должны быть открыты для всеобщего ознакомления с тем, чтобы любой участник имущественного оборота мог удостовериться в статусе своего реального или потенциального контрагента - юридического лица.

Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

  • · слияние нескольких юридических лип в одно;
  • · присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;
  • · разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;
  • · выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;
  • · преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.

Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению.

Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.

В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций.

Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК). Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено, прежде всего, в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не "затерялись" в ходе реорганизации.

Данный процесс таит в себе значительные опасности для кредиторов - контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности перед ними участников юридического лица (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью). Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК).

Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц. Непредставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного юридического лица должны влечь отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК), т.е. по сути, непризнание состоявшейся реорганизации. Если же разделительный баланс составлен так, что не дает возможности определить правопреемника по конкретному обязательству, вновь возникшие в результате разделения или выделения юридические лица будут нести по нему солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК). Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов.

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения - с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК).

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК). Поскольку права и обязанности юридического лица не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников имущественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях его реорганизации. Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица.

Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в эксплуатацию). Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК). Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам (в том числе при систематическом нарушении своей специальной правоспособности некоммерческой организацией). Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом. К ним относится также признание судом недействительной регистрации юридического лица из-за допущенных при его создании неустранимых нарушений законодательства, поскольку в этом случае "добровольная" по форме ликвидация юридического лица, по сути, носит вынужденный (принудительный) характер. Особым случаем ликвидации юридического лица является его банкротство.

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК). С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова в ликвидации.

Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации также рассчитана прежде всего на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.

Ликвидация начинается с назначения лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, специальной ликвидационной комиссии (ликвидкома) или единоличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включая выступление в суде от его имени (п. 2 и 3 ст. 62 ГК). Такая комиссия (или единоличный ликвидатор) назначается по обязательному согласованию с регистрирующим органом (п. 1 ст. 62 ГК). Перечисленные действия составляют первый этап процесса ликвидации.

Главной задачей ликвидкома является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами. Поэтому на втором этапе ликвидком обязан опубликовать извещение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (причем такой срок не может быть менее двух месяцев с момента данной публикации) и письменно уведомить о ликвидации всех известных ему кредиторов. Помимо этого ликвидком принимает все другие возможные меры по выявлению кредиторов, а также по получению задолженности с должников ликвидируемого юридического лица (дебиторской задолженности).

По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидком должен составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (возможности удовлетворения или отклонения). Данный баланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации, также по согласованию с регистрирующим органом (п. 2 ст. 63 ГК). Последний должен, следовательно, контролировать правильность и обоснованность данных баланса. Названными действиями завершается вторая стадия ликвидации.

Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает его имущество с публичных торгов (с тем чтобы выручить за него максимально возможные суммы). При недостатке и этого имущества в некоторых случаях возможно обращение с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества учредителя (казенного предприятия или учреждения) либо участников юридического лица (полных товарищей, участников обществ с дополнительной ответственностью, производственных кооперативов, ассоциаций и союзов). В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвидационной комиссии. В этом состоит третий этап ликвидации.

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами юридического лица, составляющие четвертый этап его ликвидации. Они производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК. В соответствии с ней предусмотрены четыре последовательно удовлетворяемых очереди привилегированных кредиторов, требования которых удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами. Имеется также пятая очередь, куда включены требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинаются лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК). Следовательно, при недостатке или отсутствии необходимого имущества требования последующих очередей могут остаться неудовлетворенными. Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостатке распределяется пропорционально суммам их требований. Например, если требования соответствующей очереди составляют 500 млн. руб., а оставшееся после удовлетворения требований предшествующих очередей имущество стоит 100 млн. руб., то это означает, что каждый из кредиторов данной очереди получит за рубль долга только 20 коп.

В первую очередь включены требования граждан к ликвидируемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, а во вторую очередь - требования по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица, обеспеченным залогом его имущества). В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т.п.). Все остальные требования относятся к пятой очереди.

При отказе ликвидкома в удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с соответствующим иском в суд (до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса). В этот же период еще возможно обращение с требованием к ликвидкому, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовлетворены из остатка имущества, если таковой имеется. При отсутствии такого остатка требования кредиторов считаются погашенными. Также погашаются требования кредиторов, отклоненные ликвидкомом и не предъявленные затем в суде, либо требования, в удовлетворении которых кредитору отказано судебным решением (п. 4-6 ст. 64 ГК).

Последний, пятый этап ликвидации начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК). Остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК).

Несостоятельность (банкротство) наступает в случаях невозможности (неспособности) полного удовлетворения юридическим лицом всех денежных требований своих кредиторов. В такой ситуации речь должна идти о равномерном и справедливом распределении имеющегося имущества должника между его кредиторами, которые при этом как бы "конкурируют" друг с другом, в том числе в рамках определенных групп (очередей). Порядок такого распределения называется конкурсом или конкурсным производством ("конкурсным процессом"). Составляющие его правила являются сутью института несостоятельности (банкротства).

В современных правопорядках правила о несостоятельности применяются как к юридическим, так и к физическим лицам, причем не обязательно осуществляющим предпринимательскую деятельность. Поэтому институт банкротства не связан лишь с ликвидацией коммерческих организаций. Действующее законодательство РФ исходит из того, что банкротами не могут быть объявлены юридические лица, по долгам которых их учредители несут субсидиарную ответственность. Поэтому банкротами в соответствии с п. 1 ст. 65 ГК могут быть признаны только коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы и фонды.

Несостоятельность может быть признана в судебном порядке либо объявлена самим должником. Судебное признание банкротства возможно как по требованию кредиторов (или прокурора), так и по заявлению самого неплатежеспособного должника. В предусмотренных законом случаях руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 8 Закона о банкротстве). Таким образом, как объявление банкротом, так и последующая ликвидация юридического лица могут быть как принудительными (по судебному решению), так и добровольными (по решению самого банкрота, принятому совместно с его кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и ст. 24, 181-183 Закона о банкротстве). Основную особенность такой ликвидации составляет обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества между кредиторами.

Вместе с тем институт банкротства не направлен только на прекращение (ликвидацию) юридического лица. Ведь интерес кредиторов неплатежеспособного юридического лица состоит не в его ликвидации, а в возможно более полном удовлетворении своих требований, чему может служить и продолжение его деятельности (если, конечно, ее результатом станут дополнительные доходы, а не убытки). Следует также иметь в виду, что ликвидация юридического лица в результате его банкротства крайне неблагоприятно отражается на его наемных работниках и нередко имеет иные отрицательные социальные последствия (например, при банкротстве градообразующих предприятий). Поэтому она является крайней мерой, использованию которой обычно предшествует применение иных, предупредительных мер.

К их числу относится досудебная санация (оздоровление), под которой понимается оказание должнику финансовой помощи с целью восстановления его платежеспособности и погашения его денежных обязательств (ст. 27 Закона о банкротстве). Она может осуществляться как учредителями (участниками) или собственником имущества юридического лица - должника, так и его кредиторами и иными (третьими) лицами. Ее условием может стать принятие должником обязательства по отчуждению своего имущества или его части в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Традиционной мерой предотвращения ликвидации является мировое соглашение должника с кредиторами (ст. 120 Закона о банкротстве). Оно принимается по решению общего собрания кредиторов на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и утверждается арбитражным судом. Содержание мирового соглашения могут составлять условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; об исполнении его обязательств третьими лицами; об уменьшении (скидке) долга; о прекращении обязательств путем предоставления взамен отступного, изменения (новации) их содержания или прощения долга либо об удовлетворении требований кредиторов иными законными способами. Мировое соглашение может быть признано недействительным при наличии предусмотренных законом оснований (ст. 127 Закона о банкротстве), а при неисполнении должником его условий в отношении не менее трети требований кредиторов - расторгнуто по решению арбитражного суда (п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве). В последнем случае кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику не в первоначальном объеме, а в объеме, предусмотренном мировым соглашением.

В ходе разбирательства дела о банкротстве арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов может вводиться внешнее управление организацией-должником (если есть основания полагать, что ее платежеспособность может быть восстановлена) (ст. 68 Закона о банкротстве). На период внешнего управления вводится мораторий - отсрочка удовлетворения требований кредиторов, которая распространяется на долги, возникшие до назначения этого управления, в том числе подтвержденные исполнительными документами (ст. 70 Закона о банкротстве).

Внешнее управление осуществляется назначенным судом внешним управляющим, который приобретает права руководителя организации-должника и самостоятельно распоряжается ее имуществом (за исключением крупных сделок). Деятельность управляющего строится на основе плана проведения внешнего управления, утвержденного общим собранием кредиторов на срок не более года. План может предусматривать перепрофилирование или закрытие нерентабельных производств; продажу части имущества должника, продажу предприятия-должника в целом (как имущественного комплекса), осуществление иных законных способов восстановления платежеспособности должника. При недостижении этой цели арбитражный суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.

С момента принятия арбитражным судом заявления о банкротстве предусматривается введение периода наблюдения, для осуществления которого судом может назначаться временный управляющий. С этого момента приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а любые имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке (ст. 57, 58 Закона о банкротстве). Цель этих мер очевидна - сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в период наблюдения органы управления должника не вправе совершать большинство сделок без согласия временного управляющего, а также не могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как это может ущемить интересы кредиторов. Для соблюдения этого порядка в государственный реестр юридических лиц должна вноситься соответствующая запись. Временным управляющим в этот период проводится анализ финансового состояния должника и устанавливается размер требований всех его кредиторов. Последние на своем общем собрании принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер, либо об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом (п. 1 ст. 97 Закона о банкротстве). Оно относится к "ликвидационным процедурам", влекущим прекращение деятельности юридического лица - банкрота и осуществляется назначенным судом конкурсным управляющим в срок, как правило, не более года. С этого же момента считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника (что уравнивает требования всех кредиторов независимо от сроков их возникновения) и одновременно прекращается начисление пени (неустоек) и процентов по всем видам его задолженности. Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет) (п. 1 ст. 98 Закона о банкротстве).

Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Конкурсный управляющий вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по поиску, выявлению и возврату находящегося у них имущества должника (ст. 101 Закона о банкротстве). В некоторых правопорядках для этого устанавливается специальный срок - "период подозрительности". Затем конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку выявленного имущества должника, которое предназначено для удовлетворения требований кредиторов (конкурсной массы). В конкурсную массу не включаются находящийся на балансе должника жилищный фонд и отдельные объекты социально-культурной сферы и коммунальной инфраструктуры, а также некоторые другие виды имущества (например, изъятые из оборота) (ст. 103, 104 Закона о банкротстве).

Имущество, составляющее конкурсную массу, продается управляющим с согласия кредиторов по общему правилу на открытых (публичных) торгах. Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований и в порядке, установленном законом для ликвидации юридических лиц (п. 1-3 ст. 64 ГК; ст. 106-111 Закона о банкротстве). Вне очереди покрываются судебные расходы и вознаграждения управляющим при банкротстве, а также требования, возникшие в периоды наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (в том числе текущие коммунальные и эксплуатационные платежи). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

Действия конкурсного управляющего контролируются кредиторами и арбитражным судом. По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет с приложением реестра требований кредиторов (с указанием размера погашенных требований) и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. После рассмотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения записи в реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица - должника. С момента внесения такой записи в указанный реестр (т.е. государственной регистрации) конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо - ликвидированным.

Банкротство отдельных видов юридических лиц обладает некоторыми особенностями, предусмотренными законодательством. Так, при банкротстве градообразующих организаций допускается введение внешнего управления под поручительство публично-правового образования по обязательствам должника (ст. 134 Закона о банкротстве); при банкротстве сельскохозяйственных организаций другие сельскохозяйственные организации могут получать преимущественное право приобретения объектов недвижимости, используемых для сельскохозяйственного производства (п. 3 ст. 139 Закона о банкротстве) и т.д. До введения в действие нового Закона о банкротстве для всех государственных предприятий предусматривался особый порядок продажи принадлежащего им имущества в целях предотвращения признания их банкротами. Определенные особенности имеются также при банкротстве банков и иных кредитных организаций, страховых и финансовых компаний и некоторых других видов юридических лиц.

Таким образом, процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.

Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.

Прекращение юридического лица следует отличать от прекращения им своей деятельности, когда само юридическое лицо как субъект права продолжает существовать в неизменном виде, не осуществляя какую-либо фактическую финансово-хозяйственную деятельность. Прекращение юридического лица есть утрата им своей правосубъектности, которая наступает в результате реорганизации или ликвидации.

Порядок образования юридических лиц осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством и состоит из нескольких этапов.
Вынесение решения о создании соответствующей организации зависит от способа образования юридических лиц. В некоторых случаях для создания юридических лиц требуется специальное предписание компетентного органа, поэтому они возникают в распорядительном порядке, например при создании государственного и муниципального унитарного предприятия на основании решения уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
В основе добровольного порядка возникновения юридических лиц лежит решение, принятое коллективом будущих членов создаваемой организации, которое должно быть представлено в определенный государственный орган, и после этого могут быть предприняты дальнейшие шаги по созданию юридического лица. Добровольный порядок образования юридических лиц дифференцируется на две правовые группы: разрешительный и нормативно-явочный.
При разрешительном порядке решение учредителей о создании юридического лица вступает в силу после того, как оно будет санкционировано управомоченным на то органом. Например, решение граждан, желающих образовать гаражно-строительный кооператив, утверждается администрацией района, и в этом случае компетентный орган учитывает не только соблюдение учредителями предписаний закона, но и соображения целесообразности. Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо получить предварительное согласие федерального антимонопольного органа.
При нормативно-явочном порядке образования юридического лица решение учредителей не нуждается в чьем-либо утверждении, а соответствующий орган ограничивается проверкой соблюдения учредителями тех содержащихся в законе требований, которым должна удовлетворять создаваемая организация.
После того как решение о создании юридического лица принято в установленном порядке, разрабатываются устав и другие учредительные документы, назначаются или избираются органы и формируется имущественная база.
Утверждение устава и заключение учредительного договора является важнейшим этапом в создании юридического лица. В учредительном договоре учредители определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, вопросы управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава.
Правовое значение устава юридического лица состоит в следующем:
1) в уставе некоммерческой организации и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены пределы и цели деятельности юридического лица;
2) устав очерчивает структуру юридического лица и указывает его органы, а также указывает форму имущественной обособленности юридического лица (оперативное управление, полное хозяйственное ведение и т.д.).
Последней, завершающей, стадией в процедуре создания юридического лица является его государственная регистрация, которая осуществляется территориальными отделами Министерства по налогам и сборам РФ. Для регистрации юридического лица в соответствующий орган представляются: заявление, устав предприятия или организации, утвержденный в установленном порядке, решение о создании (распоряжение, в надлежащих случаях согласие собственника имущества или его органа, учредительный договор и т.п.), свидетельство об оплате государственной пошлины, справка о юридическом адресе, согласование его наименования. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Нарушение установленного порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица, который может быть обжалован в судебном порядке. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.
Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица ведет к прекращению самостоятельного существования организации без полной ликвидации ее дел и имущества. Реорганизация осуществляется путем разделения предприятия или организации и создания на их основе нескольких юридических лиц; слияния нескольких юридических лиц в одно; присоединения одного юридического лица к другому; преобразования одного юридического лица в другое (например, на базе государственного предприятия создается акционерное общество); выделения из состава предприятия одного или нескольких юридических лиц.
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо принудительно по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в форме его разделения или выделения в случаях, прямо определенных в законе.
В частности, в соответствии с Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"*(25) в случае, когда хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, осуществляют монополистическую деятельность или их действия приводят к существенному ограничению конкуренции, Антимонопольный комитет РФ вправе принять решение о принудительном разделении. Данное решение может быть принято при наличии возможностей для организационного или территориального обособления предприятий, их структурных подразделений или разграничения сфер деятельности и подлежит исполнению в срок не менее 6 месяцев. В случае, если предписание антимонопольного комитета о разделении хозяйственных органов не будет исполнено в установленный срок, этот государственный орган получает право обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском к юридическому лицу. Если суд сочтет иск обоснованным, он назначает внешнего управляющего и поручает ему осуществить реорганизацию. С момента назначения к внешнему управляющему переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, и основная обязанность заключается в совершении действий по реорганизации, в частности составление разделительного баланса и передача его на утверждение арбитражному суду вместе с учредительными документами, а также решение других вопросов, возникающих в ходе реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов будет служить основанием для государственной регистрации этих юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).
Участие уполномоченных государственных органов в процессе реорганизации проявляется и в согласовании на реорганизацию в форме слияния, присоединения и преобразования юридического лица, получение которого является обязательным условием такой реорганизации в целях предупреждения доминирующего рыночного положения хозяйствующих субъектов, что представляет собой исключение из общего порядка, установленного ГК РФ.
В интересах кредиторов в ГК РФ включены нормы, позволяющие определить правопреемника реорганизованного юридического лица применительно ко всем формам реорганизации (ст. 58 ГК РФ). При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом, а при присоединении одного юридического лица к другому к последнему на основании передаточного акта переходят все права и обязанности присоединенного юридического лица. В случаях реорганизации в форме разделения либо выделения из состава одного или нескольких юридических лиц права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь возникающим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
Таким образом, во всех случаях реорганизации юридического лица документом, связанным с правопреемством, служит либо передаточный акт, либо разделительный баланс. При этом ГК РФ предъявляет к ним следующие обязательственные требования.
1. Они должны включать в себя положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.
2. Передаточный акт или разделительный баланс должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица либо органом, принявшим решение о реорганизации.
Утвержденный передаточный акт (разделительный баланс) вместе с учредительными документами представляется для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В ГК РФ, в отличие от ранее действовавшего законодательства, включены нормы, обеспечивающие необходимые гарантии прав и законных интересов кредиторов реорганизованного юридического лица, заключающиеся в том, что учредители (участники) юридического лица, а также орган, принимающий в соответствующих случаях решение о реорганизации юридического лица, должны направить всем его кредиторам письменное уведомление о его реорганизации (ст. 60 ГК РФ).
Кредиторы реорганизованного юридического лица наделяются правом потребовать прекращения или долгосрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемое юридическое лицо, а также могут потребовать возместить убытки, вызванные прекращением исполнения соответствующих обязательств. Если кредитором не будет реализовано право на досрочное прекращение либо исполнение должником обязательств, место реорганизованного юридического лица в этом обязательстве займут его правопреемники, определяемые на основании соответствующего передаточного акта или разделительного баланса. В случае, когда разделительный баланс или передаточный акт не дают возможность установить правопреемника реорганизованного юридического лица, все вновь возникшие юридические лица будут нести перед его кредиторами солидарную ответственность по прежним обязательствам.
При реорганизации путем присоединения юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, а в остальных случаях юридическое лицо признается реорганизованным с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.

Возникновение юридического лица состоит из двух стадий:

Создание юридического лица (в узком смысле слова);

Государственная регистрация юридического лица, с момента которой юридическое лицо считается созданным.

В зависимости от характера участия государственных органов и регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается лишь на основе распоряжения учредителя без специальной государственной регистрации. Такой способ был распространен в СССР. В странах рыночной экономики вместо распорядительного порядка применяется, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом (например, создание страховых обществ и банков). Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности.

Наиболее распространен явочно-нормативный порядок создания юридических лиц: юридическое лицо создается по инициативе учредителей, а компетентный государственный орган при регистрации проверяет только соблюдение установленного порядка представления документов и их соответствие закону.

Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством является его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.

Состав учредительных документов для различных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор – это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.

Государственная регистрации юридического лица является завершающим этапом его образования, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права и принимает решение о признании организации юридическим лицом.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ с 1 июля 2002 года регулируется порядок регистрации юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений. За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Для регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с действующим законодательством;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) документ о государственной пошлине за регистрацию.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях представления неполного комплекта требуемых при регистрации документов либо представления их в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Основания прекращения юридических лиц:

Добровольные, то есть прекращение по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в определенных случаях с разрешения компетентного государственного органа);

Распорядительные:

По решению учредителей (участников) юридического лица;

По решению компетентного государственною органа;

По решению суда.

Виды прекращения юридического лица:

- реорганизация - прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (ранее существовавшему или вновь созданному);

- ликвидация - полное прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента государственной регистрации его реорганизации или ликвидации. Этому предшествует длительный подготовительный период, который обязательно включает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.

Виды ликвидации юридического лица:

С распределением оставшегося имущества между учредителями (участниками) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);

С передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения);

С передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредительных документах юридического лица (общественные и религиозные объединения, фонды).

Виды реорганизации юридических лиц:

Слияние - возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового;

Присоединение - вливание одного юридического лица в другое;

Разделение - возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых;

Выделение - выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого;

Преобразование - изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Гарантии прав кредиторов при прекращении юридического лица:

Обязательное уведомление кредиторов;

Право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств с возмещением вызванных этим убытков;

Солидарная ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника.

Если юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования всех кредиторов, то оно может быть объявлено банкротом, что влечет его ликвидацию. Решение о признании банкротом может быть принято судом или самим юридическим лицом совместно с его кредиторами.

Банкротом может быть объявлена любая коммерческая организация (кроме казенного предприятия), а также потребительский кооператив и благотворительный или иной фонд (ст. 65 ГК). Отношения, связанные с банкротством юридического лица (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций), урегулированы Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Банкротство отдельных категорий юридических лиц регулируются Федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 № 40-ФЗ (ред. от 21.03.2002), «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24.06.99 № 122-ФЗ и др. К неисправному должнику могут быть применены следующие меры:

- реорганизационные (направленные на оздоровление предприятия) процедуры:

- внешнее управление , осуществляемое арбитражным управляющим, который назначается арбитражным судом;

- санация , то есть оказание предприятию финансовой помощи его собственником, кредиторами или иными лицами;

- мировое соглашение ;

- ликвидационные процедуры .

Особенности ликвидации юридического лица по причине банкротства:

Невозможность полного удовлетворения требований всех кредиторов банкрота;

Установленная очередность удовлетворения требований кредиторов банкрота (см. ст. 46 ГК);

Пропорциональное удовлетворение требований кредиторов одной очереди.

Предыдущая

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Статья 51 ГК предусматривает обязательную государственную регистрацию юридических лиц. Причем в отличие от ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым регистрация коммерческих организаций осуществлялась органами местной администрации, ГК предусматривает регистрацию в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации. Пока такового нет, можно лишь предположить, о каких органах идет речь. Ими могут стать территориальные отделы или управления юстиции, нотариальные конторы, суды.

Отказ в регистрации возможен лишь в двух случаях:

  • в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица;
  • в случае несоответствия учредительных документов закону.

Отказ по мотивам нецелесообразности не допускается. В любом случае отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.

В отношении порядка регистрации необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации».

Данные государственной регистрации (в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование) включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК).

Обращаем внимание на то, что исходя из ГК реестр должен быть единым для всех юридических лиц и открытым для всеобщего ознакомления.

В настоящее время существуют два государственных реестра. Ведение одного из них осуществляет государственная налоговая служба РФ (см. Положение о порядке ведения государственного реестра предприятии. Утверждено ГНС 12 апреля 1993 г. № ЮУ-4-12/65Н), второй (Государственный реестр предприятий с иностранными инвестициями, а также аккредитованных в России представительств иностранных фирм) ведет Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ (созданная Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г. №655).

Прекращение деятельности юридического лица может иметь место в двух формах

  • с правопреемством (реорганизация);
  • без правопреемства (ликвидация).

Исходя из статей 57-60 ГК, реорганизация юридического лица может иметь место в форме:

  • слияния (объединение нескольких юридических лиц в одно, к которому в соответствии с передаточным актом переходят права и обязанности каждого из них),
  • присоединения (поглощение одного юридического лица другим, к которому переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом);
  • разделения (создание на основе одного юридического лица новых самостоятельных юридических лиц, к которым на основе разделительного баланса переходят права и обязанности разделенного юридического лица);
  • выделения из существующего с сохранением последнего (к новому юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного в соответствии с разделительным балансом);
  • преобразования, то есть изменения организационно-правовой формы (к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного в соответствии с передаточным актом). Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Единственным исключением из этого общего правила является реорганизация в форме присоединения, которая считается состоявшейся с момента внесения в Государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Названные документы утверждаются тем, кто принял решение о реорганизации юридического лица 21, и представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (непредставление их влечет за собой отказ в государственной регистрации).

Если нет возможности четко определить правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность перед кредиторами.

Ликвидация, то есть прекращение деятельности юридического лица без правопреемника, может состояться как по решению участников или уполномоченного ими органа, так и независимо от воли участников при наличии предусмотренных оснований.

Участники вправе в любой момент принять решение о ликвидации юридического лица. Это решение может быть принято, в частности:

  • в связи с истечением срока, на который создавалось юридическое лицо;
  • в связи с достижением цели, ради которой оно было создано;
  • в связи с признанием судом регистрации юридического лица недействительной.

Независимо от воли участников юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда:

  • в случае осуществления лицензируемой деятельности без лицензии;
  • в случае осуществления запрещенной законом деятельности;
  • в связи с неоднократным грубым нарушением действующего законодательства;
  • в связи с систематическим осуществлением неуставной деятельности (для общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов);
  • вследствие несостоятельности (банкротства). Это положение распространяется на коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы, фонды.

Требование о ликвидации предъявляется в суд государственным органом или органом местного самоуправления, имеющим на это право.

Участники или орган, принявший решение о ликвидации, должны незамедлительно сообщить об этом зарегистрировавшему юридическое лицо органу. Последний вносит в Государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Ликвидация производится ликвидационной комиссией. В случае добровольной ликвидации комиссия образуется участниками предприятия или уполномоченным ими органом совместно с трудовым коллективом; в случае принудительной - органом, по решению которого она производится. В обоих случаях - по согласованию с зарегистрировавшим юридическое лицо органом. В решении о назначении ликвидационной комиссии содержится указание на срок ликвидации и ее порядок.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению юридическим лицом

Последовательность действий ликвидационной комиссии:

  • помещает в официальной печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках (не менее двух месяцев с даты публикации) заявления претензий кредиторами;
  • выявляет кредиторов и письменно уведомляет их о ликвидации;
  • выявляет и получает дебиторскую задолженность;
  • после окончания срока предъявления претензий кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс , содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, а также перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный ба-ланс утверждается участниками или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом;
  • принимает решение о продаже имущества юридического лица с публичных торгов (если имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов);
  • выплачивает денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица в следующей последовательности (требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предшествующей очереди):
    • в первую очередь выплачивает суммы по требованиям граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
    • во вторую - осуществляет выплату выходных пособий и расчеты по оплате труда (а также оплате вознаграждений по авторским договорам);
    • в третью - осуществляет расчеты по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
    • в четвертую - погашает задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
    • в пятую - производит расчеты с другими кредиторами.

    Выплаты кредиторам с первой по четвертую очередь начинают осуществляться (в порядке очередности) ликвидационной комиссией со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Выплаты кредиторам пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса;

  • составляет (после завершения расчета с кредиторами) ликвидационный баланс, который утверждается участниками или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующей инстанцией;
  • передает оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество участникам;
  • вносит запись о ликвидации в Государственный реестр юридических лиц.

Если имущество должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация должна осуществляться в соответствии с Законом о банкротстве. При обнаружении названных обстоятельств ликвидационная комиссия (а если она еще не создана - учредитель (участник) должника, либо собственник имущества унитарного предприятия, либо руководитель должника) должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего. В случае, если дело о банкротстве возбуждается после создания ликвидационной комиссии, обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Нарушение изложенных требований является основанием для отказа во внесении в единый Государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица. Помимо этого вышеназванные лица, допустившие нарушение и не обратившиеся в арбитражный суд, несут субсидиарную ответственность по неудовлетворенным обязательствам по денежным требованиям и обязательным платежам должника.

Поделиться: