Виды финансовых правоотношений. Понятие, признаки и виды финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализуют содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности необходима правовая урегулированность этих отношений. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями, возникают на основе норм финансового права, а их участники находятся во взаимной связи через юридические права и обязанности. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Юридические права и обязанности обеспечивают получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам. Реализация прав и обязанностей гарантируется мерами государственного принуждения.

Финансовые правоотношения имеют следующие особенности :

1) финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления ;

2) финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений и имеют публичный характер. Они возникают по поводу финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, например между государством и организациями в случаях уплаты налогов и сборов в бюджет, между государством и бюджетными учреждениями при получении бюджетных ассигнований, между бюджетами при оказании финансовой помощи бюджетам другого уровня;

3) одной из сторон в финансовых правоотношениях всегда выступает государство или его уполномоченный орган, муниципальное образование или соответствующий орган местного самоуправления . Это вызвано тем, что государство (муниципальное образование) осуществляет финансовую деятельность как само, так и через государственные (муниципальные) органы, которые наделены различными властными полномочиями в данной области. Они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. При этом государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений;

Для возникновения финансового правоотношения должны присутствовать все признаки, характеризующие финансовые правоотношения, в комплексе. Таким образом, финансовые правоотношения можно охарактеризовать, как государственно-властные имущественные (денежные) отношения .

Все предписания государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются и уточняются в различных финансовых планах (бюджетах разного уровня, сметах и т.п.) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Таким образом, финансовые правоотношения отличаются еще и тем, что имеют плановый характер . Договор в финан

совых правоотношениях применяется крайне редко, однако в отдельных случаях он присутствует (например, государственный или муниципальный контракт). Такой же характер имеют финансовые правоотношения на муниципальном уровне.

Финансовые правоотношения обладают следующими признаками:

· имеют публично-правовой характер – предполагают обязательное участие государственных (муниципальных) органов или субъектов, которым делегированы полномочия государственных (муниципальных органов);

· имеют, как правило, имущественный характер и облекаются в денежную форму;

· возникают на основании указания закона, а не по частной инициативе участников;

· являются преимущественно властеотношениями – имеют субординационный характер;

· решение финансово-правовых споров в административном или судебном порядке;

· при нарушении финансово-правовых норм ответственность наступает непосредственно перед государством (а не перед второй стороной правоотношений).

Финансовые правоотношения имеют своих субъектов и объектов, характеризуются особым содержанием (рис 2.5).

Для возникновения, изменения или прекращения финансовых правоотношений необходимо наличие четко определенных условий – юридических фактов .


В финансовых правоотношениях сами участники договариваться о юридических фактах не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия – это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными – не соответствующими им. В финансовых правоотношениях возможные действия их участников определены заранее государственными (муниципальными) законодательными и нормативными актами. При этом в рамках своих полномочий государственные и муниципальные органы власти обязаны и одновременно имеют право совершать юридические действия по выполнению указанных актов. Результатом данных действий может быть принятие других законодательных или нормативных актов, уточнение ранее утвержденных планов и программ, составление индивидуальных финансо

во-правовых актов. Все эти действия могут приводить либо к возникновению, либо к прекращению финансовых правоотношений.

Например, в соответствии с налоговым законодательством налоговые органы начисляют налог с имущества физических лиц, посылают извещение налогоплательщику о необходимости уплаты определенной суммы налога, что приводит к возникновению финансовых правоотношений. Другим примером может служить принятие на себя государственной организацией обязательства профинансировать определенные бюджетные расходы в соответствии с бюджетной росписью. Волеизъявление данной организации приводит к возникновению финансовых правоотношений между ней и, например, бюджетным учреждением, однако причиной такого действия являлась сводная бюджетная роспись, составленная вышестоящим органом власти. При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением санкций.

События – это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Финансово-правовые нормы учитывают влияние событий на возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, смерть гражданина, рождение детей, достижение определенного возраста влияют на налоговые правоотношения; стихийные бедствия, террористические акты и другие чрезвычайные ситуации оказывают влияние на налоговые, бюджетные и страховые правоотношения и т.д. При этом волеизъявление участников финансовых правоотношений не может влиять на выполнение ими установленных прав и обязанностей. Для изменения финансовых правоотношений и прекращения их необходимо принятие нормативного акта с указанием фактов и событий, вызвавших такое решение.

Прекращение финансовых правоотношений наступает в случаях:

· погашения финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

· смерти физического лица – налогоплательщика или получателя бюджетных средств;

· выполнения задания по государственным доходам по бюджету;

· использования выданных бюджетных ассигнований;

· осуществления компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.

Механизм финансово-правового регулирования можно представить следующим образом (рис. 2.6).

Существует несколько видов классификации финансовых правоотношений (рис. 2.7):

· в зависимости от объекта правового регулирования и нормативной основы (материальные, процессуальные);

· в зависимости от выполняемых функций (регулятивные, охранительные).

Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосста-новительные и штрафные (карательные) элементы.

Для современных условий характерны расширение круга фи­нансово-правовых санкций, большее разнообразие их в сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.

С учетом основных направлений финансовой деятельности можно выделить следующие группы финансово-правовых сан­кций: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные.

Помимо рассмотренных санкций за нарушения в области фи­нансовой деятельности могут быть применены меры дисципли­нарного, административного, уголовно-правового и иного воздей­ствия, то есть установленные нормами других отраслей права. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.

Финансовые правоотношения -это урегулированные норма­ми финансового права общественные отношения, участники ко­торых выступают как носители юридических прав и обязаннос­тей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Правовая урегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.

Следует иметь в виду, что в процессе финансовой деятельности государства возникают также отношения, не нуждающиеся в пра­вовой регламентации (при осуществлении организационной, под­готовительной, информационной, аналитической, массово-разъ­яснительной и иной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления). Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этой дея­тельности, придают ей целенаправленность и четкую организо­ванность. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических пра­вах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получе­ние государством и органами местного самоуправления заплани­рованных доходов, их распределение и использование соответст­венно намеченным планам и программам.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, фи­нансовые правоотношения имеют и особенности. Основная осо­бенность, которая определяет и другие отличительные черты фи­нансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) де­нежных фондов и доходов, т.е.в процессе финансовой деятель­ности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный харак­тер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансовых ресурсов государства и муниципальных образова­ний, используемых на общезначимые потребности. Такой объект правоотношений налицо, например, при их возникновении между государством и предприятиями в случаях внесения обяза­тельных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований; при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при ис­пользовании банковского кредита для покрытия бюджетного де­фицита; между государством или органами местного самоуправ­ления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.

Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определен­ных форм и порядка деятельности (процессуальные финансовые правоотношения), также обеспечивают движение финансовых ре­сурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соот­ветствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или орган местного самоуправления) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: ор­ганизует поступление денежных средств в различные государст­венные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и ис­пользует их на социально-экономические программы и другие з*

  • 68 Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  • § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды

общественно необходимые потребности. При этом государствен­ные органы наделены властными полномочиями: они вправе из­давать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода пред­писания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. Однако го­сударственные органы, выступая в финансовых правоотношени­ях от имени государства, имеют не только право властных пред­писаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Аналогично взаимо­действуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

Для финансового правоотношения должны быть налицо все рассмотренные специфические черты в комплексе, характери­зующие финансовые правоотношения как государственно-власт­ные имущественные (денежные) отношения 1 . Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использова­нию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответству­ющими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотношений. Однако в некоторых предусмотренных законом случаях они могут быть оформлены договором (например, предо­ставление отсрочки по уплате налога в форме налогового кредита на основании ст. 65 НК РФ). В настоящее время расширяется применение договорной формы в финансовых отношениях. Она упоминается, в частности, в ст. 159 и др. БК РФ.

Властно-имущественными являются и финансовые правоотно­шения с участием, как одной из обязательных сторон, органов местного самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых право­отношений происходит при наличии четко определенных в пра-

1 См.:Ровинский ЕЛ.. Основные вопросы теории советского финансового права. С. 134-138.

вовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участни­ки финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия - это юридические факты, которые являются ре­зультатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соот­ветствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение фЬнан-сово-плановых актов. Соответственно общим требованиям право­вых норм в них конкретно выражены права и обязанности участ­ников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, из­вещение налогоплательщику со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога, утвержде­ние министерством лимита выделяемых подведомственным уч­реждениям средств, распоряжение о выделении временной фи­нансовой помощи подведомственным предприятиям и др. В установленных законодательством случаях юридическими фактами могут выступать и договоры, одной из сторон которых является орган государственной власти или местного самоуп­равления.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение У гражданина ребенка, достижение лицом определенного возрас­та влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают право-

70 Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

Глава 3
Финансово-правовые отношения, их особенности и виды

3.1. Понятие, особенности и элементы финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов.

Финансовое правоотношение характеризуется сложным составом и состоит из трех элементов: субъекта, объектов и содержания.

Субъекты – это участники финансового правоотношения (физические лица, организации).

Объект – это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения (материальные и духовные блага, доход, прибыль и т. д.).

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения.

Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; правоотношение имеет двусторонний характер и представляет собой связь управомоченной и обязанной сторон; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; находятся под охраной государства.

Финансовые отношения отличаются от иных правоотношений тем, что они:

1) возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является государство в лице органа государственной власти или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение);

3) являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер;

4) юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Эти отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований регулируется нормативными правовыми актами. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

1) бюджетные;

2) налоговые;

3) в области страхования;

4) кредита (государственного и банковского);

5) расчетов, регулируемых финансовым правом;

6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;

7) контрольные.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежа-51 щих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.

По субъектам финансового правоотношения, возникающего между:

Органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

Вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

Предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

Финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

Финансовыми органами и гражданами;

Самими финансово-кредитными органами.

По структуре их юридического содержанияна простые и сложные ;

По своему объекту – на имущественные и неимущественные ;

По юридическому характеру взаимоотношений участников – на вертикальные и горизонтальные;

По форме проявления – на двусторонние и многосторонние.

3.2. Объекты и субъекты финансовых правоотношений

Объект правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в ее распоряжении и охраняемым государством. Объекты финансовых правоотношений разнообразны. Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой финансово-правовой норме.

Объектом могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта финансового права: вещи, деньги, ценные бумаги, работа, услуги, доход, добавленная стоимость и др. Например, по финансовому законодательству централизованные и децентрализованные финансы – объект имущественных финансовых правоотношений, по банковскому законодательству для банков объект – ценные бумаги, выпуск и использование которых используется для извлечения прибыли. По законодательству о налогах и сборах объектом являются налоги, которые исчисляются и уплачиваются в бюджет физическими и юридическими лицами.

В качестве объектов могут быть и действия людей (работа, услуги и т. п.).

Например, объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:

Обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности) (риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам);

Осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков) (риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов).

При совершении противоправных действий осуществляется посягательство на материальные или нематериальные блага. В целях защиты субъективного права в отношении соответствующих объектов компетентные органы принимают индивидуальные решения в рамках охранительных правоотношений. Например, решение о взыскании налогов и сборов, решение об отзыве лицензии у банка за нарушение ведения банковских операций, привлечение к ответственности по итогам выездной налоговой проверки, за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Субъекты финансовых правоотношений - это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

Их называют также субъектами права. Следовательно, субъектом финансового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть юридические и физические лица и, как исключение, социальные общности.

Статус субъекта (участника) финансового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.

Субъекты финансового правоотношения имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют планомерное аккумулирование, распределение и использование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных целях, т. е. обладают правосубъектностью в финансовой сфере.

Финансовая правосубъектность – предусмотренная нормами финансового права способность (возможность) быть участником финансовых правоотношений.

Финансовая правосубъектность представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов – финансовой правоспособности и финансовой дееспособности. Финансовая правоспособность - это предусмотренная нормами финансового права способность субъекта иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные финансово-правовыми актами. Возникает с момента рождения и прекращается смертью физического лица. Финансовая дееспособность - это предусмотренная нормами финансового права способность и юридическая возможность субъекта самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Для физического лица характеризуется достижением определенного возраста и возможностью самостоятельно отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Финансовая правосубъектность, таким образом, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов финансовых правоотношений в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансово-правового статуса.

Финансово-правовой статус – это установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.

Основная часть субъектов финансовых правоотношений – физические лица. К ним относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Финансово-правовой статус физических лиц включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы финансового права. Например, статус налогоплательщика физическое лицо получает при наличии имущественных благ (при получении дохода, приобретении в собственность движимого и недвижимого имущества).

Среди субъектов финансового права – физических лиц выделяются особые группы – индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В финансово-правовых отношениях индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, субъектами банковских и расчетных правоотношений. Государственная регистрация физического лица в форме индивидуального предпринимателя и, как следствие, установление государственного контроля за подобной деятельностью позволяют индивидуальным предпринимателям приобретать статус аудиторов, получать лицензии на проведение отдельных валютных операций, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и т. д.

Понятие «финансовые резиденты» нормативно не определено, однако применяется налоговым и валютным законодательством и служит важным элементом правового статуса участников финансовых отношений. По общему правилу налоговыми и валютными резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Физические лица вступают в различные финансовые правоотношения как напрямую, так и опосредованно. Наибольшее число индивидуальных субъектов участвует в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях.

Юридические лица как субъекты финансовых отношений характеризуются специальной правосубъектностью.

Специальная правосубъектность организаций в финансовой сфере выражается в их компетенции, т. е. совокупности полномочий, прав, обязанностей, которыми наделена организация для осуществления своих функций, достижения поставленных перед ними целей. Организации различаются по компетенции, закрепленной в нормативных правовых актах: законе, уставе, положении и т. п.

Организации могут быть государственными и негосударственными. Как субъектов финансовых правоотношений их можно подразделить на следующие группы.

Первая группа: государство в целом. Российская Федерация и субъекты РФ могут быть участниками финансовых правоотношений.

Применительно к финансовому праву государство в целом является субъектом относительно: материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных налогов и сборов; взимания налогов; возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы; государственного кредита; денежной эмиссии; валютного регулирования. Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве суверена и казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так и отдельно (например, в отношении денежной эмиссии или государственного кредита).

Российское государство – субъект финансового права не только в целом, но и посредством субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансового права также в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в отношениях по поводу государственного кредита.

Вторая группа: органы государства, выполняющие функции управления и принуждения, обладающие властными полномочиями в сфере финансов и финансовой деятельности (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Они выступают субъектами финансовых отношений при распределении бюджетных средств, проведении финансового контроля, выдаче кредитов.

Третья группа: государственные и муниципальные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Четвертая группа: муниципальные образования. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорией, городское поселение, сельское поселение, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, т. е. быть субъектом финансового права.

Муниципальное образование является субъектом финансового права относительно: муниципальной бюджетной деятельности; введения местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов; финансовой деятельности муниципальных предприятий. Права и обязанности муниципальных образований как субъектов финансового права от их имени реализуют соответствующие органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.

Пятая группа: общественные организации. К ним относятся партии, профсоюзы, творческие союзы, спортивные общества, фонды, юридические консультации и другие организации и добровольные объединения граждан. Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации задач и целей, ради которых они созданы. Например, в банковской, страховой деятельности и т. д. Многие из них признаются в качестве юридических лиц, следовательно, выступают в качестве субъектов финансово-имущественных правоотношений.

Шестая группа: коммерческие организации. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, действующие в сфере частного бизнеса. Все они являются юридическими лицами и, соответственно, являются субъектами финансовых, налоговых, валютных правоотношений.

3.3. Юридические факты в финансовом праве

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо – в гипотезе, косвенно – в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т. е. лица – адресаты нормы приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции (санкции).

Диспозиция финансово-правовой нормы предписывает, каким может или должно быть поведение активной стороны. Действия лиц, совершаемые в соответствии с предписаниями диспозиции финансово-правовой нормы, являются юридическими фактами, реализующими права и обязанности. Следовательно, фиксируя права и обязанности, диспозиция косвенно указывает на юридические факты.

Кроме того, факты называются юридическими потому, что вместе с нормами права определяют конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон. Например, содержание прав и обязанностей налогоплательщика при отсрочке, рассрочке налоговых платежей устанавливается не столько нормами налогового кодекса, сколько договором между налогоплательщиком и налоговым органом, а последний является юридическим фактом.

Очень часто для возникновения правоотношения требуется фактический состав, т. е. совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий (так, для возникновения кредитных правоотношений необходимы достижение определенного возраста, наличие трудового стажа, зарплаты и решение банка о выдаче кредита).

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий – планового аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, предусмотренных нормами финансового права.

Юридические факты в финансовом праве представляют собой разнообразные жизненные обстоятельства, а потому их можно классифицировать по различным основаниям. Важнейшим является деление юридических фактов, во-первых, по тем последствиям, которые они влекут, и, во-вторых, по их волевому содержанию.

Правообразующие факты вызывают возникновение финансовых правоотношений. Например, приобретение земельного участка образует возникновение обязанности по уплате земельного налога; получение кредита на основании кредитного договора; заключение трудового договора и т. д.

Правоизменяющие факты изменяют финансовые правоотношения.

Например, изменение ставки по налогу, введение налоговой льготы.

Правопрекращающие факты обусловливают прекращение финансовых правоотношений. Таковыми являются действия лица по исполнению юридической обязанности (уплата долга кредитору прекращает отношение по договору займа). Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие, например, смерти человека (субъекта права), гибели человека (субъекта права), гибели вещи (объекта правоотношения).

Один и тот же факт способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношения по наследованию, прекращению налоговой обязанности, изменение правоотношения по кредитному договору.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния (действие или бездействие).

События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (пожар от удара молнии, истечение срока, естественная смерть человека и др.).

Действия - волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих финансово-правовых норм. Они подразделяются на индивидуальные юридические акты и юридические поступки. Индивидуальные юридические акты - внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата в финансовой сфере. К ним относятся акты применения права (решения судебных и административных органов), договоры между организациями, заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия. Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений (например, уплата налогов, возврат долга, передача вещей и денег по договору купли-продажи). Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, были они направлены на достижение указанных последствий или нет. Неправомерные действия - это преступления и проступки, идущие вразрез с предписаниями норм финансового права.

Бездействие – это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

Финансовые правоотношения можно классифицировать:

1) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:

    бюджетные правоотношения;

    налоговые правоотношения;

    неналоговые правоотношения;

    финансовые правоотношения в области государственного кредита;

    финансовые правоотношения в области страхования;

    правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

    финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

    финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

    валютные правоотношения;

2) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:

      органами государственной власти одного уровня;

      органами государственной власти и управления разных уровней;

      органами государственного управления и финансово-кредитными органами;

      предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности и сфер деятельности и органами исполнительной власти (министерствами и федеральными службами, агентствами и.т.д.

Особенности финн. правоотношения.

    Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта . Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

    Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий . Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

    Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях . Из них наиболее часто встречаются следующие:

    погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

    выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

    использование выданных бюджетных ассигнований;

    осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

    прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

1.4. Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений .

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок - действует, главным образом, в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Административный порядок защиты прав граждан регламентирован ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 № 59-ФЗ

Судебный порядок - применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения) .

Судебный порядок защиты прав граждан регламентирован нормами гражданского и гражданско-процессуального законодательства.

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ .

Вопросы классификации правовых отношений всегда привлекали внимание ученых. И это не случайно. Классификация помогает научному осмыслению всего массива отношений, охватываемых той или иной отраслью права. Она обеспечивает логическую стройность научного мышления.

Прежде всего классификация финансовых правоотношений строится на общеправовых началах классификации правоотношений. Вместе с тем, в финансовом праве, в силу его отраслевой специфики, могут быть выделены и специфические критерии классификации правоотношений.

Исходя из основных функций права, финансовые правоотношения классифицируются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию регулятивной функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических отношений, т.е. закреплять их, упорядочивать деятельность субъектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-правовых отношений носит характер регулятивных.

Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они про- изводны от регулятивных и их удельный вес относительно невелик, хотя в последние годы в связи с бурным развитием налогового права они стали занимать более заметное место в системе финансовых правоотношений.

Финансовое охранительное правоотношение возникает в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе санкции финансово-правовой нормы. Его надо отличать от всякого другого, в частности, административного охранительного правоотношения, возникающего иногда в связи с нарушением нормы, но на основе административно-правовой санкции.

К финансовым охранительным правоотношениям относятся те, которые возникают в связи: с налоговым правонарушением, предусмотренным в гл. 16 НК РФ. Кроме того, к охранительным финансовым правоотношениям следует отнести правоотношения, возникающие в связи с: а) невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетных средств, полученных на возвратной основе; б) неперечислением либо несвоевременным перечислением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 290, 291 БК РФ); в) нарушением порядка ведения кассовых операций и некоторые другие.

Соответственно, все остальные правоотношения, возникающие на основе норм финансового права, являются регулятивными.

Регулятивные финансовые правоотношения в свою очередь подразделяются в теории права на абсолютные и относительные. Такая классификация правоотношений базируется на особенностях способа индивидуализации субъектов. Относительные право-отношения (двусторонне индивидуализированные) - это те, в ко-торых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который должен совершать или не совершать определенные действия. Основная масса финансовых право-отношений - это относительные правоотношения, что обусловлено методом властных предписаний с опорой на позитивные обязы- вания, доминирующим в финансовом праве. Здесь управомочен- ному лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо. К таковым относятся межбюджетные правоотношения, правоотношения по уплате в бюджет и государственные внебюд-жетные фонды налогов и неналоговых платежей, отношения по формированию финансовых фондов казенного предприятия, от-ношения по бюджетному процессу и т.д. В большинстве случаев в относительных финансовых правоотношениях управомоченное лицо имеет право требования, которому корреспондирует обязанность конкретного субъекта.

Абсолютные финансовые правоотношения также имеют место в финансовом праве. Однако их число значительно меньше в сравнении с относительными финансовыми правоотношениями. Абсолютные правоотношения (односторонне индивидуализированные) - это такие, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый субъект. Так, к абсолютным финансовым правоотношениям можно отнести правоотношения по установлению налогов и сборов, по выпуску внутренних государственных займов.

По характеру финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, а процессуальные, соответственное/на основе процессуальных финансово-правовых норм. «В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению использованию определенных финансовых ресурсов... В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юри-дическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых их распределение и использование

К материальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового орга- требовать его уплаты; право предприятия обращаться к финансовому органу за получением бюджетного кредита и обязанность финансового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение и т.д. К процессуальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения: по бюджетному процессу; возникающие в ходе производства по о налоговых наруше

ниях; возникающие в процессе предоставления налоговых отсрочек и

Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних.

Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. Такая классификация актуальна всегда, ибо позволяет в горизонтальном срезе охватить все виды отношений, составляющих предмет финансового права.

По этому критерию финансовые правоотношения подразделяются на отношения: а) по государственному (муниципальному) финансовому контролю; б) бюджетные; в) по финансам государственных и муниципальных унитарных предприятий; г) налоговые; д) по неналоговым доходам; е) по государственному внутреннему долгу; ж) по сметно-бюджетному финансированию; з) по государственному внебюджетному финансированию; и) по государственному страхованию; к) по денежному обращению и расчетам; л) по валютному регулированию.

Финансовые правоотношения могут быть также подразделены на имущественные и неимущественные на основании особен-

См.: Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1999. С. 63-64.

ностей их объекта. Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная налог, трансферт и т.д. Объектом неимущественных финансовых правоотношений таковая не является. В качестве объекта здесь выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.

К имущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: уплате налогов и сборов в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; бюджетному и вне-бюджетному финансированию; уплате неналоговых платежей и др. К неимущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: бюджетному процессу; государственному финансовому контролю; установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. По этому критерию они подразделяются на простые и сложные. Простые финансовые правоотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. В сложных финансовых правоотношениях содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.

Простые финансовые правоотношения в виде, т.е. не

как элемент сложного финансового правоотношения, встречаются в финансовом праве, как и в других отраслях права, сравнительно редко. Например, простым финансовым правоотношением является правоотношение по установлению налогов. Здесь праву государства в лице представительного органа власти на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осу ществ лению.

Сложные финансовые правоотношения преобладают в финансовом праве.

Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налого-вые правоотношения.

В каждом структурно сложном финансовом правоотношении может быть выделено основное финансовое правоотношение и производные.

Основное финансовое правоотношение создает конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. В рамках основного финансового правоотношения в системе сложного прежде всего осуществляется непосредственное движение денежных средств, т.е. собирание, распределение и использование государством и муниципальными образованиями. К ним относятся: в налоговом правоотношении правоотношение по уплате налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды; в межбюджетном правоотношении - правоотношение по выделению трансфертов, дотаций и т.д.

В налоговом правоотношении в качестве производного может быть названо правоотношение по предоставлению налоговой отсрочки (рассрочки), правоотношение по осуществлению камеральной налоговой проверки и т.д. Ведь весь смысл налогового контроля заключается в том, чтобы обеспечить реализацию обязанности в определенный срок и в причитающихся

Что касается сложного процессуального правоотношения, то здесь основным правоотношением может считаться то, на котором строится вся структура (или часть) финансового процесса. Например, в бюджетно-процессуальном правоотношении в качестве основных могут быть выделены несколько правоотношений на различных стадиях бюджетного процесса, которые дают «завязку» всем остальным правоотношениям, возникающим на этих стадиях. Например, на стадии рассмотрения проекта бюджета в качестве основного может рассматриваться правоотношение между Правительством РФ и Государственной Думой по поводу передачи проекта бюджета на рассмотрение в Думу.

На основе этого правоотношения, как основного, строятся производные правоотношения по рассмотрению проекта бюджета в Го"сударственной Думе в первом чтении и, в частности, правоотно-шение между Государственной Думой и Правительством РФ в связи с неудовлетворительной подготовкой проекта бюджета (возврат проекта бюджета в Правительство РФ на доработку, направление в согласительную комиссию и др.).

В последние годы в финансовом праве стало появляться все больше правоотношений договорного типа. Например, заключается договор при предоставлении налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, при предоставлении бюджетного кредита и т.д. Однако договорная форма финансовых правоотношений не меняет юридически неравного положения сторон таких правоотношений. Правительство РФ, предоставляя бюджетные кредиты, а также налоговый орган, предоставляя налоговый кредит, реализуют свою компетенцию, а предприятия, получающие эти кредиты, реализуют правоспособность иного рода. Как результат этого Правительство РФ, налоговый орган и т.п. всегда принимают управленческое решение о предоставлении соответствующему субъекту бюджетного или налогового кредита. Договор - это лишь своего рода разъяснение к такому решению. Здесь финансовый орган лишь несколько конкретизируют обязанность организации в пределах того, что предусмотрено в законе. Отсюда, договор в вышеназванных отношениях является лишь формой реализации властных полномочий финансового органа. Соответственно, договорные отношения в финансовом праве также являются отношениями вертикальными.

Горизонтальные финансовые правоотношения - явление достаточно редкое. Это, например, отношения между финансовым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного прекращения действия договора о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ).

Разграничение финансовых правоотношений возможно и по форме их проявления - на двусторонние и многосторонние.

Двусторонние финансовые правоотношения реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотно-шения. В многосторонних финансовых правоотношениях участвуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивидуальную волю. Большинство финансовых правоотношений - двусторонние. К ним отйосятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, освобождений налогам, госпошлине и проч.); установлению налогов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д. Однако в финансовом праве имеют место и многосторонние правоотношения. Так, трехсторонними финансовыми правоотношениями являются правоотношения по бюджетному финансированию. Одной стороной этого правоотношения выступает Федеральное чейство (на уровне федерального бюджета), которое выделяет бюджетные ассигнования, а другой стороной является Главный распорядитель бюджетных средств (министерство, ведомство и т.д.), которому выделяются бюджетные средства, а третьей стороной является банк, через который непосредственно финансируется распорядитель бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета. Здесь воля каждой стороны правоотношения абсолютно индивидуальна, направлена на действия, отличающиеся от действий другой из сторон правоотношения.

Отмечая существование в финансовом праве многосторонних финансовых правоотношений, важно различать такие понятия, как стороны финансового правоотношения жсубъекты финансового правоотношения. Любая сторона финансового правоотношения может быть представлена несколькими субъектами. В финансовом праве возможны ситуации, когда в двустороннем финансовом правоотношении на одной стороне может быть несколько субъектов. Однако отличительной чертой многосторонних финан- правоотношений от двусторонних с множеством субъектов является то, что в многостороннем правоотношении каждый субъект выражает индивидуальную волю, а в двустороннем правоотношении со множеством субъектов эти субъекты на одной стороне выражают единую волю. К двусторонним финансовым со множеством субъектов сегодня могут быть отнесены правоотношения с участием солидарных должников. Так, в соответствии с п. 7 ст. 50 НК РФ при реорганизации предприятия допускается несколько преемников в качестве должников по налоговому обязательству.

Контрольные вопросы и задания

Специфические характеристики финансового правоотношения.

В чем заключается властно-имущественный характер фи-нансового правоотношения?

Дайте понятие-финансового правоотношения.

Во всех ли случаях субъект финансового права и субъект финансового правоотношения совпадают в одном лице?

Приведите основные научные позиции по вопросу об объекте правоотношения.

Поделиться: