Что единственный поставщик 223 фз.

Приведем пошаговую инструкцию по проведению закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ, а также необходимый список документов при проведении закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ. Расскажем об изменениях с 1 июля 2018 года.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: общие положения

Такой механизм приобретения работ, продукции, услуг как оформление договора с единственным поставщиком устанавливается в положении о закупке заказчика (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ). В нем же должен быть прописан порядок осуществления данной неконкурентной процедуры.

Закупка у единственного поставщика новой редакции 223-ФЗ с июля 2018 устанавливается ч. 3.2 ст. 3, ст. 3.6 223-ФЗ. Однако правило о том, что возможность осуществления прямой закупки и правила ее осуществления отражаются в положении о закупках , осталось прежним.

Прямая закупка по 223-ФЗ – это приобретение продукции, работ, услуг у конкретного контрагента без проведения конкурентной процедуры в установленных случаях, проводимая по определенным правилам. После того, как мы ответили на вопрос о том, что значит закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ, перейдем к случаям, когда такая закупка осуществляется.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Шаг 1. Определяем случаи договора с единственным поставщиком

Как было сказано выше, случаи заключения договора по 223-ФЗ с единственным поставщиком законодательно, как например, это сделано в законе № 44-ФЗ, не установлены. Приведем примеры, которые встречаются на практике:

  • приобретение продукции, работ, услуг у субъектов естественной монополии;
  • закупка продукции по стоимости ниже 100/500 тысяч рублей. Сведения о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ до 100 тысяч пункт 1 ч. 15 ст. 4 закона № 223-ФЗ позволяет не публиковать в ЕИС. В том случае, если годовая выручка заказчика превышает 5 млрд. рублей, то публикации не подлежат данные о закупках стоимостью до 500 тысяч рублей;
  • приобретение произведений искусства у их правообладателей,
  • аренда нежилого строения, здания, помещения;
  • оформление договора, когда ранее проводимая конкурентная процедура не состоялась;
  • приобретение продукции, товаров, услуг для предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
  • покупка услуг по обучению, повышению квалификации сотрудников заказчика;
  • оформление договора с банком на оказание таких услуг как открытие расчетного счета, выдача банковской гарантии, принятие денежных средств на депозит и т.д.

Список необходимо подвести под потребности конкретного заказчика.

Шаг 2. Устанавливаем правила определения единственного поставщика

Как правило, решение об оформлении контракта с единственным поставщиком принимает комиссия по закупкам, сформированная заказчиком. Для этого предоставляются следующие документы:

  • обоснование закупки у единственного поставщика, образец по 223-ФЗ которого должен содержать пункт положения о закупках, позволяющий оформить договор с единственным поставщиком. Кроме того документ должен включать в себя доводы о невозможности или нецелесообразности проведения закупки с помощью конкурентной процедуры.
  • документы единственного поставщика по 223-ФЗ. В данный перечень, как правило, входят: устав поставщика, выписка из ЕГРЮЛ, документы, подтверждающие полномочия директора – для юрлиц, выписку из ЕГРИП, свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя – для ИП, а также лицензии или свидетельства о допуске, выданные СРО, необходимые для выполнения договора;
  • сравнительный анализ рыночных цен, обосновывающий выгодность предложения данного поставщика, предоставляется в тех случаях, когда собрать цены представляется возможным;
  • сведения о существенных условиях договора, его цене. Цена договора определяется методами, предусмотренными в положении о закупке. , которые обязательно нужно исправить.

Заказчик приобретает компьютерное оборудование по мере необходимости, а стоимость каждой закупки не превышает 100 000 руб. Каким способом проводить процедуры?

Отвечает Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

Вы вправе выбрать любой способ закупки, который предусмотрели в своем положении (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
Например, проведите конкурентную процедуру в электронной форме с условием, что заключите договор на год. Тогда в течение года поставщик будет поставлять вам оборудование по заявкам. В документации о закупке и проекте договора установите:

  • предельную НМЦД, в рамках которой проведете закупку;
  • ассортимент;
  • НМЦ за единицу продукции и начальную (максимальную) цену по всему ассортименту;
  • максимальное количество каждой позиции;
  • условие, что продукцию поставят по заявкам заказчика (ст. 509 ГК);
  • условие, что победит участник, который предложит самую низкую начальную (максимальную) цену по всему ассортименту;
Читайте продолжение списка в рекомендации

Задайте свой вопрос экспертам

Мы подготовили самую полную таблицу документов по закупкам, которые должны быть у заказчика - бюджетного учреждения. Таблица будет полезна таким БУ, которые проводят часть закупок по Закону № 223-ФЗ. В список вошли не только те документы, которые должны быть у вас по закону, но и те, которые помогут вам избежать конфликтных и спорных ситуаций с участниками и контролерами. , в какой форме и когда какой документ нужно размещать.

По итогам рассмотрения указанных документов комиссия выносит решение об оформлении договора выбранным контрагентом и оформляет его путем занесения в протокол.

Шаг 3. Публикуем сведения о закупке с единственным поставщиком

Как мы уже отмечали выше, закупки до 100/500 тысяч рублей не отражаются в ЕИС, однако они их количество и стоимость необходимо отразить в ежемесячном отчете (п. 2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ более 100 тысяч или 500 тысяч рублей требует публикации в ЕИС. В единой информационной системе надлежит разместить (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ):

  • извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ;
  • проект договора;
  • протокол, в котором закреплено решение о выборе контрагента.

В случае если в извещение были внесены изменения, то они также подлежат публикации в ЕИС в течение 3-х дней с момента их принятия (ч. 11 ст. 4 223-ФЗ).

Вложенные файлы

  • Договор о поставке товара по Закону № 223-ФЗ.doc

Для проведения закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ заказчику нужно:

· включить в положение о закупке порядок и основания проведения такой закупки;

· предусмотреть соответствующую закупку в плане закупок;

· подготовить договор и иные необходимые документы. Если это предусмотрено положением о закупке - разместить в ЕИС информацию о закупке (например, извещение, проект договора);

· заключить договор и направить сведения о нем в реестр договоров.

Подготовка к проведению закупки у единственного поставщика

Чтобы подготовиться к , заказчику необходимо сделать следующее.

  • предусмотреть в положении о закупке возможность осуществления закупки у единственного поставщика (в том числе порядок и исчерпывающий перечень случаев ее проведения) (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).

В Законе N 223-ФЗ не определены случаи, когда заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика, в нем только упоминаются два основания (п. 3 ч. 19 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ):

Закупка, цена которой превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков);

Закупка по итогам несостоявшейся конкурентной закупки.

Следовательно, заказчику нужно самостоятельно определить в положении о закупке основания (в том числе критерии и случаи) для проведения . Неограниченная возможность проведения такой закупки неправомерна, поскольку приводит к ограничению конкуренции (п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).

Если способ закупки или основание его выбора не предусмотрены положением, рекомендуем выбрать один из следующих вариантов действий:

Внести в положение изменения, позволяющие провести закупку у единственного поставщика;

Выбрать другой способ закупки, соответствующий положению.

Если заказчик осуществит закупку не в соответствии с положением, это может быть признано нарушением ч. 1 ст. 2, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ, а заключенный договор признан судом недействительным;

  • включить в план закупок информацию о проведении закупки у единственного поставщика , поскольку проведение такой закупки, как и других закупок по Закону N 223-ФЗ, должно быть предусмотрено в плане закупок (ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Осуществить закупку, информации о которой нет в плане закупок, можно только в следующих случаях (п. 4 Правил формирования плана закупки, ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ):

Сведения о закупке не подлежат включению в план закупок;

Могут не включаться в него по усмотрению заказчика;

Возникла срочная потребность в закупке (вследствие аварии, иных ЧС природного или техногенного характера, непреодолимой силы и т.д.).

Во всех остальных случаях необходимо предварительно внести изменения в план закупки.

Если заказчик осуществил не предусмотренную планом закупку, антимонопольный орган может квалифицировать отсутствие информации о ней в плане как неразмещение информации о закупке и наложить штраф.

Подготовка и размещение в ЕИС информации о закупке у единственного поставщика

Заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке у единственного поставщика, так как Закон N 223-ФЗ не обязывает его подготовить какие-либо документы в ходе этой закупки (например, извещение, документацию, проект договора), если иное заказчик не предусмотрел в положении о закупке (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Таким образом, заказчик, формируя положение о закупке, самостоятельно решает, какие документы необходимо подготовить при закупке у единственного поставщика, размещать ли информацию о закупке в ЕИС, если размещать, то во всех ли случаях и т.д. При этом он должен учитывать, что в ЕИС не размещаются (ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ):

  • сведения о закупках, о заключении договоров, составляющие государственную тайну;
  • сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ о неразмещении информации в ЕИС в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

Заказчик в положении о закупке также вправе установить, что в ЕИС не размещаются сведения:

  • о закупках, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков);
  • закупке услуг по привлечению во вклады средств организаций, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, получению кредитов и займов, выдаче банковских гарантий, поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов (включая аккредитивы), о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
  • закупке, которая связана с заключением и исполнением договора купли-продажи, , договора доверительного управления государственным (муниципальным) имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимости.

Заказчик размещает в ЕИС информацию о закупке у единственного поставщика с использованием функционала ЕИС (п. 21 разд. IV Положения о размещении в ЕИС). Такое размещение должно быть предусмотрено в положении о закупке. Документацию о закупке, извещение и проект договора рекомендуем размещать до заключения договора (чтобы соблюсти принцип информационной открытости закупки) в срок, установленный в положении о закупке. При этом протокол закупки должен быть размещен не позднее трех дней после его подписания (ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Если заказчик не разместил в ЕИС информацию о закупке, антимонопольный орган может его оштрафовать.

Заключение договора с единственным поставщиком

По результатам закупки у единственного поставщика заказчик вправе заключить договор в любой форме, установленной положением о закупке на основании ст. 434 ГК РФ:

  • в письменной форме, составив единый документ. Стороны подписывают его, например, обмениваясь письмами и иными документами (в том числе электронными);
  • в устной форме. Например, заказчик заключает мелкие сделки за наличный расчет и в последующем оформляет авансовый отчет, при этом сделка исполняется в момент ее совершения.

Следует учитывать, что по Гражданскому кодексу РФ отдельные виды договоров можно заключать только в письменной форме. Например, договоры о продаже недвижимости или об аренде здания заключаются только путем составления единого документа, подписанного сторонами (ст. ст. 550, 651 ГК РФ).

Порядок и сроки заключения договора при закупке у единственного поставщика не регламентируются Законом N 223-ФЗ. Их нужно установить в положении о закупке, чтобы избежать, например, затягивания единственным поставщиком срока заключения договора.

Внесение сведений о договоре в реестр

После заключения договора заказчик обязан внести сведения о нем в реестр договоров (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ). Эти сведения и прилагаемые к ним документы (например, сведения о предмете договора, его копия) вносятся в реестр в течение трех рабочих дней со дня заключения договора (п. 2, пп. «а» п. 10 Правил ведения реестра договоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132).

Вносить сведения в реестр не требуется, если по договору с единственным поставщиком стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг) не превышает 100 тыс. руб. или 500 тыс. руб. для крупных заказчиков (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ).

Когда заказчику требуется провести закупку у единственного поставщика по 223 ФЗ, определение исполнителя часто происходит через прямое приглашение заключить договор. Заказчик вправе , если сведения о ней есть в Положении и в , которые размещены в ЕИС. В Положении также должны быть перечислены критерии выбора процедуры:

Порядок закупки у единственного поставщика 223 ФЗ

Потребуется выполнить три шага:

  1. Разместить в ЕИС документацию о закупке.
  2. Заключить договор.
  3. Внести информацию о сделке реестр.

На основании ч. 5 ст. 4 223-ФЗ заказчики обязаны размещать в ЕИС пакет документов, кроме случаев, когда начальная цена не превышает 100 000 руб. (500 000 руб. для крупных заказчиков), и, если сделка заключается с единственным поставщиком на условиях несостоявшейся конкурентной процедуры.

Пакет документов для таких сделок включает:

В случае, когда исполнителем является единственный поставщик 223 ФЗ, срок заключения договора устанавливается в соответствии с Положением. После подписания сведения о договоре необходимо внести в реестр в течение трех рабочих дней. Не вносится информация по сделкам, которые не размещены в ЕИС, а также, если их цена не превышает 100 000 руб. (500 000 руб. для крупных заказчиков).

Сближение практики 44-ФЗ и 223-ФЗ

15.09.2015 в Государственной думе принят в первом чтении законопроект № 821534-6 по реформированию закупок у единственного поставщика и других конкурентных процедур. Когда законопроект вступит в силу, порядок проведения конкурентных заказов по 223-ФЗ будет подробно регламентирован аналогично положениям 44-ФЗ. При этом заказывать товары, работы, услуги у единственного поставщика отдельным видам юридических лиц можно будет, если размер начальной (максимальной) цены превысит установленный кабинетом министров лимит. В этом отчетливо прослеживается сближение практики контрактной системы с коммерческими закупками.

С 1 июля 2018 года начали действовать изменения, внесенные в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона N 223-ФЗ) в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 505-ФЗ).

Согласно Закону N 505-ФЗ, заказчики должны привести в соответствие с нормами, введенными им в Закон № 223-ФЗ , действующие у них положения о закупках и разместить обновленные положения в единой информационной сети (ЕИС) до 1 января 2019 года.

Как разъяснил Минфин России в Информационном письме от 25.06.2018 N 24-06-08/43650 «О вступлении в силу положений Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ и N 505-ФЗ» заказчики с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом N 223-ФЗ в редакции Закона N 505-ФЗ.

Однако, к 1 января 2019 года необходимо, чтобы положение о закупках учитывало все изменения Закона № 223-ФЗ . В противном случае заказчикам придется осуществлять закупки по правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который гораздо жестче регламентирует их действия при осуществлении закупок нежели Закон № 223-ФЗ. В связи с этим заказчикам целесообразно все же поработать над действующими у них положениями, тем более, что время еще позволяет это сделать.

Ранее мы освещали все изменения, внесенные Законом N 505-ФЗ в Закон N 223-ФЗ , и обращали внимание на новую редакцию части 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой в положении о закупке теперь должны предусматриваться конкурентные и неконкурентные способы закупок. В данной статье мы чуть более подробно расскажем о закупках, которые возможно совершить только из единственного источника, то есть о таком неконкурентном способе закупки как закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Как указано в ч.3.2 ст.3 Закона № 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Особенностью неконкурентных закупок является то, что они проходят существенно быстрее и содержат меньше этапов, но использование такого способа закупки должно быть обоснованным, поскольку, согласно Закону N 223-ФЗ , закупка у единственного поставщика основана на невозможности выбора иного, конкурентного, способа закупки. В связи с этим, исходя из новых требований, действующих с 1 июля 2018 года, а именно ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ, в положении о закупках необходимо установить порядок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Если же заказчик осуществит закупку не в соответствии с нормами утвержденного им положения, это может быть признано нарушением ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ , а заключенный договор признан судом недействительным.

Соответствующую закупку по общему правилу необходимо предусмотреть в плане закупок (ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-Ф). Осуществление закупки, не предусмотренной планом закупки влечет привлечение заказчика к ответственности в виде штрафа.

При проведении таких закупок заказчик по общему правилу обязан все же подготовить документ, обосновывающий то, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно. Однако, заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке у единственного поставщика, так как Закон N 223-ФЗ не обязывает его готовить такие документы в ходе такой закупки как, например, извещение, документацию, проект договора, если иное заказчик сам не предусмотрел в положении о закупке

Заключение договора с единственным поставщиком осуществляется либо путем составления договора, включающего все условия, указанные в законе, либо, когда закупка осуществляется на сумму до 100 тысяч рублей путем направления поставщику (исполнителю) заявки и оплаты заказчиком выставленного счета. Такая упрощенная форма заключения договора для названного вида закупки является законной и соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ и Закона N 223-ФЗ . Например, заказчик вправе заключать мелкие сделки за наличный расчет и в последующем оформлять авансовые отчеты, при этом исполнение сделки происходит в момент ее совершения. В таких случаях письменная форма договора в силу п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ будет считаться соблюденной, а договор - заключенным.

После заключения договора заказчик обязан в течение 3 рабочих дней внести установленные сведения и документы о заключении этого договора в реестр договоров, который ведет в ЕИС Федеральное казначейство. Но из этого правила есть исключение, согласно которому в реестр договоров можно не включать сведения о договорах, заключенных на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей и 500 тысяч руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год более чем 5 млрд руб.

С 01.07.2018 согласно ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчики должны ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать в ЕИС отчеты, содержащие сведения по всем заключенным договорам и отдельно сведения по договорам, заключенным с единственным поставщиком.

Данные должны включать:

  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров;
  • сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) должны размещать все заказчики, осуществляющие закупки по Закону N 223-ФЗ . В отчет включаются сведения о договорах, заключенных с единственным поставщиком в течение отчетного месяца независимо от основания такой закупки. В отчете приводятся данные и о тех сделках, стоимость которых составляет не более 100 тыс. руб. (не более 500 тыс. руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год более чем 5 млрд руб.), даже когда при осуществлении таких закупок сведения о них в ЕИС не размещаются.

Требование ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ применяется в том числе и к сделкам, заключенным с единственным поставщиком без оформления единого документа под названием «договор». Датой заключения и исполнения такого договора, как следует из сказанного выше, является дата оплаты счета, выставленного таким поставщиком (исполнителем).

В заключении хочется отметить, что при составлении положения о закупках заказчикам не рекомендуется отдавать приоритет закупкам у единственного поставщика по сравнению с конкурентными способами закупок. Этой позиции придерживается Минэкономразвития России, указывая, что злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может привести к ограничению конкуренции.

Прямая закупка - способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам Заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-Ф).

Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений может осуществляться двумя путями:

Направлением предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю);

Принятием предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Случаи осуществления прямой закупки:

1. Если стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. У кого и на каких условиях закупает заказчик, в этом случае значения не имеет. Главным фактором, определяющим такую закупку, будет стоимость приобретаемой продукции - она должна быть небольшой. Хотя в Законе 223-ФЗ не указано, что значит «небольшая» стоимость продукции, логичнее всего ориентироваться на сумму в 100 тыс. рублей (или 500 тыс. рублей в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей). Вывод сделан из того, что именно в данном случае заказчик имеет право не размещать на официальном сайте сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки (ч.15 ст.4 Закона № 223-ФЗ ).

2. Если имеют место определенные обстоятельства, такие как:

Наличие закупаемой продукции только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) (Пример: Договор поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ );

Какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции или осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

Прямая закупка может использоваться также в случае, если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведения конкурентных процедур является нецелесообразным.

Примерный перечень случаев для проведения прямой закупки можно установить по аналогии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ .

Так как по Закону № 223-ФЗ случаи закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке, перечень можно расширить за счет следующих оснований, не характерных для госзаказа:

  • Вследствие аварии, чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов заказчика и для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно;
  • Заказчик, ранее осуществив закупку у какого-либо Поставщика, определяет, что у того же Поставщика должны быть произведены новые закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, в целях обеспечения эффективности первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика;
  • Предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по такому договору расторгнут. При этом если до расторжения договора Поставщиком частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключённому договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объёму выполненных работ, оказанных услуг;
  • Заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества;
  • Заключается договор купли-продажи недвижимого имущества;
  • Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи;
  • Заключается договор на юридические и консультационные услуги, услуги нотариуса, адвоката и т.п.;
  • Осуществляется закупка услуг по организации и проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий;
  • Осуществляется оплата членских взносов и иных обязательных платежей на неконкурентной основе;
  • Заключается договор на участие в выставке, конференции, семинаре, обучение, стажировке, участии в ином мероприятии с Поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия;
  • Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы;
  • Заключается договор на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);
  • Возникла возможность закупки товаров (работ, услуг) по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные), и такая возможность существует в течение очень короткого промежутка времени;
  • Осуществляется размещение заказа на оказание услуг по техническому содержанию и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в пользование Заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в пользование заказчику;
  • Закупка осуществляется на приобретения права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям) у непосредственного разработчика или его официального представителя и обновление указанных программ для ЭВМ и баз данных;
  • Приобретается право на объект интеллектуальной собственности у правообладателя;
  • Возникла срочная потребность в определенной продукции (в т.ч. в связи с необходимостью срочного выполнения Заказчиком своих установленных законодательством обязательств перед третьими лицами) в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно; по данному основанию не может осуществляться закупка в случае, если срочность явилась следствием неосмотрительности или промедления со стороны ответственных лиц заказчика;
  • Заключается договор с оператором электронной площадки в целях проведения процедур закупок в электронной форме или в целях участия в процедурах закупок в электронной форме в качестве участника;
  • При осуществлении закупки услуг у государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также у подведомственных им юридических лиц либо у организаций, работающих по тарифам, которые устанавливают органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов;
  • Осуществляется закупка финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов и по осуществлению расчетов по этим счетам, по размещению депозитов, для получения в качестве принципала банковских гарантий;
  • В иных случаях, когда закупка из единственного источника не противоречит законодательству РФ и признана руководством Заказчика более целесообразной с экономически-производственной точки зрения. Условия закупки товаров, работ, услуг способом прямой закупки должны быть подтверждены документально.

Важно помнить! Устанавливая в Положении о закупке перечень оснований для проведения прямой закупки, заказчикам нельзя осуществлять абсолютно все свои закупки через прямые закупки, так как это нарушает принципы Закона №223-ФЗ. Так же, любое из оснований применения прямой закупки должно быть объективно обоснованным (п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ ).

При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, не превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик вправе не размещать в Единой информационной системе извещение и документацию. До ввода в эксплуатацию ЕИС вся информация, предусмотренная Законом №223-ФЗ, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), согласно п.10 ст.8 Закона №223-ФЗ (далее - ООС, официальный сайт).

Памятка на проведение прямой закупки до 100/500 тысяч рублей:

  • В план закупок может не включаться.
  • Закупка может быть проведена на основании приказа, распоряжения.
  • В ежемесячный отчет включается.
  • В отчет Росстат включается.

При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик должен разработать и разместить в Единой информационной системе сведения о закупке. Сведения о закупке, а также вносимые изменения и разъяснения публикуются на официальном сайте в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, основные из которых содержатся в ст.3 и ст.4 данного закона. Порядок публикации документации закупки на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее - ПП №908).

Таблица 1 -Нормативная база публикации сведений о закупке на ООС

    В соответствии с Положением о закупке

    (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)

  • ч.11 ст.4 Закона №223-ФЗ
  • ч.26-27 ПП № 908

Информация о закупке:

Срок:

Порядок:

1. Публикация извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке

  • ч.5 ст.4 Закона № 223-ФЗ
  • п.20-25 гл.IV ПП № 908

2. Включение закупки в план закупок (в случае, если закупка там отсутствовала), корректировка информации о закупке в плане закупок

  • ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)
  • В соответствии с Положением о закупке (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)

3. Внесение изменений в извещение, документацию, проект договора, иную информацию, предусмотренную Положением о закупке

  • не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении изменений

(ч.11 ст.4 Закон № 223-ФЗ)

4. Внесение разъяснений извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке

  • не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о предоставлении указанных разъяснений

(ч.11 ст.4 Закона № 223-фз)

  • ч.11 ст.4 Закона №223-ФЗ
  • ч.28-29 ПП № 908

Извещение о закупкеЗаказчик формирует в личном кабинете (в закрытой части официального сайта) путем заполнения специальной формы (т.е. формирует извещение с помощью функционала официального сайта).

Согласно п.20 ч. IV ПП № 908 , данная форма становится доступной после того, как Заказчик в личном кабинете выберет один из возможных способов закупки: уже имеющихся на ООС или установленных Заказчиком самостоятельно в соответствии со своим Положением о закупке, опубликованном в установленном порядке на ООС. Извещение о закупке, которое Заказчик формирует с помощью функционала ООС, включает в себя сведения, предусмотренные ч.9 ст.4 Закона № 223-ФЗ , а также сведения, предусмотренные Положением о закупке Заказчика (п.21 ч. IV ПП № 908) . При формировании извещения Заказчик указывает коды ОКВЭД и ОКДП, такая обязанность установлена в п.24 ПП № 908.

Документация о закупке и проект договора размещается на ООС в электронном виде (п.22 ПП № 908 ). В случае если Положением о закупке Заказчика предусмотрено размещение иной информации о закупке (ч.6 ст.4 Закона № 223-ФЗ) , такие сведения также размещаются в электронном виде (п.23 ПП № 908) .

Таблица 2 - Способ публикации сведений о закупке на ООС

Наименование сведений о закупке

Способ публикации информации о закупке в соответствии с п.9 ПП №908

Функционал ООС

Электронный вид

Графический вид

Извещение

Обязательно

(п.20, 21 ПП № 908)

Обязательно

(п.22 ПП № 908,

ч.8 ст.4 Закона № 223-ФЗ)

Существует техническая возможность размещения на ООС путем прикрепления документа.

Документация

Отсутствует техническая возможность размещения на ООС.

Размещение не предусмотрено законодательством.

Обязательно

(п.22 ПП № 908)

Проект договора

Обязательно

(п.22 ПП № 908)

Иная информация, подлежащая размещению на ООС в соответствии с Положением о закупке Заказчика

Обязательно

(п.23 ПП № 908)

Извещение о закупке будет считаться размещенным на ООС надлежащим образом после подписания его квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (электронной подписью) в соответствии с требованиями п.4 гл. I ПП № 908, одновременно с документацией и проектом договора, которые также подписываются электронной подписью в момент опубликования сведений о закупке на ООС.

Сведения, составленные с помощью функционала официального сайта должны совпадать с размещенными на ООС сведениями, содержащимися в документах в электронной форме. В случае несовпадения приоритетными считаются сведения, составленные с помощью функционала ООС (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Заказчик имеет право (не обязанность!) «дублировать» сведения о закупке на своем сайте (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ ). Воспользоваться правом публикации сведений о закупке на своем сайте Заказчику придется при возникновении на ООС технических или иных неполадок, не позволяющих разместить на ООС необходимые сведения (ч.13 ст.4 Закона №223-ФЗ). В этом случае вся необходимая информация о закупке размещается на сайте Заказчика с последующим размещением ее на ООС в течение одного рабочего дня со дня устранения неполадок. Размещенная таким образом информация считается опубликованной в установленном порядке и не влечет за собой наступление административной и иной ответственности.

Вся информация, публикуемая на ООС и на официальном сайте заказчика, должна быть доступна без взимания платы (ч.14, ч.18 ст.4 Закона №223-ФЗ).

Не размещение информации о закупке, предусмотренной законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. на должностное лицо и от 100 000 руб. до 300 000 руб. на юридическое лицо (ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ), срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Поделиться: