Воинская обязанность граждан российской федерации предусматривает прохождение. Воинская обязанность и воинский учёт

Всеобщая воинская обязанность включает в себя:

  • Учет.
  • Подготовку.
  • Призыв в ряды ВС.
  • Прохождение службы.
  • Пребывание в запасе.
  • Военные сборы.

Учет представляет собой элемент воинской обязанности. Ему подлежат все лица мужского пола, которые достигли соответствующего возраста. На учете должны также находиться военнообязанные по месту своего жительства.

Исключения

Воинская обязанность не касается:

  • Освобожденных от пребывания в ВС.
  • Проходящих военную службу либо альтернативную гражданскую.
  • Находящихся в местах лишения свободы.
  • Женщин, не имеющих военно-учетных специальностей.
  • Граждан, проживающих за пределами РФ постоянно.

Особенности учета

Он позволяет установить возможности государства обеспечить укомплектованность ВС личным составом. Учет проводится в соответствии с ФЗ 53 "О воинской обязанности". Он осуществляется уполномоченной инстанцией по месту жительства лиц, подлежащих призыву. В тех населенных пунктах, в которых отсутствует военный комиссариат, эту задачу выполняют органы местной власти. Первоначальный учет проводится с 1-го января по 31-е марта в год достижения лиц мужского пола 17 лет.

Обеспечение учета

В законе установлены обязанности для граждан, еще не поступивших на службу. В частности они должны:

  • Состоять на учете в военном комиссариате или в органе местной власти по месту жительства.
  • По вызову (по повестке) являться в установленное время в уполномоченную организацию.
  • В случае увольнения в запас ВС прибыть в военный комиссариат или прочий орган в течение двух недель с даты исключения гражданина из списка личного состава части.
  • В двухнедельный срок сообщить в уполномоченный орган об изменении своего семейного положения, места работы, образования или места жительства в пределах района или города без территориального деления.

Подготовка

Закон "О воинской обязанности" предусматривает:

  1. Получение первоначальных знаний в сфере обороны.
  2. Подготовительные мероприятия по основам службы в негосударственном, государственном или муниципальном учебном заведении полного (среднего), начального и среднего профессионального образования.
  3. Патриотическое воспитание.
  4. Подготовку по основным военно-учетным специальностям матросов, солдат, старшин и сержантов по направлению комиссариата.
  5. Медобследование и медицинское освидетельствование.
  6. Проведение мероприятий лечебно-оздоровительного характера.

Призыв

Закон "О воинской обязанности" и указы президента устанавливают периоды, в которые происходит зачисление мужчин в ряды ВС. Призыв проводится дважды в год:

  • С 1-го апреля по 30-е июня (весной).
  • С 1-го октября по 31-е декабря (осенью).

Для лиц, которые проживают на отдаленных территориях Крайнего Севера, призыв проводится с 1 мая по 30 июня. Для жителей сельской местности, непосредственно занятых в уборочных и посевных работах, устанавливается срок с 15 октября по 31 декабря. Педагогические работники призываются с 1 мая по 30 июня.

Специфика процедуры

ФЗ "О воинской обязанности" устанавливает порядок, в соответствии с которым осуществляется призыв. Зачислению в ряды ВС подлежат все лица мужского пола, возраст которых от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе. Организацию призыва осуществляет глава органа территориальной власти вместе с военным комиссариатом. Проведение процедуры возлагается на уполномоченную комиссию. Принятие решения основывается на заключениях врачей, проводивших медосвидетельствование о годности к службе.

Правовые основы

Воинская обязанность в России предусматривает непосредственное участие призванных лиц в боевых действиях, несение дежурства, повседневную подготовку. Все мероприятия, которые составляют содержание ВО, направлены на обеспечение целостности границ государства и защиту страны. Воинская обязанность имеет свою специфику. В частности, она требует от призванных полной самоотдачи, особой ответственности, высокой профподготовки. К лицам, которые находятся в рядах ВС, предъявляются высокие требования. В первую очередь это касается состояния их здоровья, образовательного уровня, физической подготовки, морально-психологических качеств.

Единоначалие в ВС

В качестве одной из наиболее характерных особенностей службы выступает беспрекословность подчинения, своевременность и точность исполнения отданных приказов. Согласно Уставу, одним из принципов ВС является единоначалие. В соответствии с ним устанавливается полнота распорядительной власти командира в отношении к подчиненным. На него возлагается персональная ответственность перед государством за действия каждого военнослужащего, деятельность подразделений и части. Единоначалие проявляется в возможности принимать единоличные решения, отдавать распоряжения и приказы, согласно требованиям законодательства и уставов, а также обеспечивать их исполнение. Не допускается обсуждение приказов. Неисполнение их считается преступлением против государства. Одни служащие по отношению к другим могут выступать в качестве начальников и подчиненных.

Дополнительные особенности

Военнослужащим выдается соответствующая форма и знаки отличия, утвержденные Президентом. Пребывающим в рядах ВС выдается оружие. При необходимости его ношение и хранение допускается и во внеслужебное время. Защита Отечества регламентировано Конституцией и другими нормативными актами. Согласно Основному Закону, она является обязанностью и долгом граждан РФ.

Уставы

Ими регламентируется повседневная деятельность служащих, непосредственное исполнение ими обязанностей, их быт и жизнь, способы ведения боя, принципы использования воинских подразделений. Они разделяются на общие и боевые. Первые устанавливают общие положения для всех типов ВС. Они определяют взаимоотношения между служащими, их должностные обязанности, устанавливают их права, порядок несения караульной, гарнизонной и внутренней службы. Вместе с этим положения регламентируют сущность дисциплины, выполнение строевых приемов, осуществление движения с оружием и без него. В категорию общевоинских входят уставы:

  1. Внутренней службы.
  2. Дисциплинарный.
  3. Гарнизонной и караульной службы.
  4. Строевой.

Боевые уставы разрабатываются в соответствии с положениями отечественной военной доктрины опыта ведения боев, степени технического оснащения. В них включены теоретические разделы и практические рекомендации.

Присяга

Она также установлена законодательством. К присяге приводятся все лица, впервые поступившие в ряды ВС. Каждому военнослужащему надлежит прочитать ее вслух перед строем своего подразделения. В присяге лица клянутся в верности Отечеству, строгом соблюдении Конституции, исполнении уставов, приказов начальников и командиров. После прочтения присяги военнослужащий расписывается в списке в специальной графе напротив своей фамилии. Затем он возвращается в строй. После присяги военный приобретает служебные обязанности и права в полном объеме.

Контракт

Его заключение с военнослужащим является добровольным мероприятием. Пребывание в рядах ВС по контракту выступает сегодня в качестве одного из направлений реформ в армии. Такая служба осуществляется на определенных условиях. В частности, они включает в себя:

  • Установленный срок пребывания в ВС.
  • Добросовестное исполнение специальных, общих и должностных обязанностей, установленных законодательством и прочими нормативными актами.

Вместе с этим в условиях контракта предусматриваются особые права самих солдат и их родственников (близких), компенсации, гарантии и льготы. Нести службу по особым условиям могут:

  • Мужчины, пребывающие в запасе.
  • Лица, у которых заканчивается срок действия предыдущего контракта.
  • Женщины, не пребывающие в запасе. Они могут заключить свой первый контракт в возрасте с 18 до 40 лет.
  • Военнослужащие, находящиеся в ВС по призыву не меньше 12 мес.
  • Мужчины, окончившие высшие профобразовательные учреждения и не находящиеся в запасе.

Отбор кандидатов для заключения контракта из числа лиц, не находящихся в ВС, проводится военным комиссариатом, из служащих – воинскими частями.

Что предусматривает воинская обязанность? Разобраться в этом вопросе нам предстоит далее. Подобная тема интересует многих современных граждан. Разобраться в ней поможет закон № 53-ФЗ от 28.03.1998. С его помощью удастся понять, о чем идет речь, а также о том, что предусматривает обязанность военного. На самом деле все проще, чем кажется. И почти каждый современный гражданин в той или иной степени знаком с изучаемой темой. Она особенно важна для мужской половины жителей РФ.

Распространение

Исполнение обязанностей военной службы в России распространяется далеко не на всех людей, проживающих на территории страны. По действующему законодательству подобная ответственность не накладывается на следующих лиц:

  • иностранцев;
  • лиц без гражданства;
  • детей.

То есть граждане РФ, вышедшие из детского возраста, могут столкнуться с воинской обязанностью. Она предусматривается в обязательном порядке для мужчин. Женщины служат по желанию и подлежат воинскому учету только при получении специальностей, присущих военным.

Способы реализации

А как именно происходит реализация обязанностей?

В идеале по действующим законам воинская обязанность предусматривает:

  • воинский учет всех военнообязанных;
  • подготовку населения к службе;
  • прохождение в армии;
  • нахождение в запасе;
  • призыв на военные сборы и их непосредственное прохождение.

На самом деле все не так трудно, как кажется. Лица, на которых распространяется воинская обязанность, должны состоять на учете в военкомате, прибывать по полученным повесткам на медосмотры и сборы, служить в армии определенное время, а также отправляться на защиту Родины в военное время. А что происходит в мирные периоды? Тогда человек после службы в армии увольняется в запас, и просто состоит на учете в по месту прописки.

Законодательная основа

Правовой основой воинской обязанности в России являются:

  • Конституция РФ;
  • закон "О воинской обязанности";
  • правовые акты и нормативы регионального типа в сфере обороны, воинской обязанности, военной службы;
  • акты о статусе военнослужащих;
  • международные договоры РФ.

Во всех перечисленных документах можно найти полезную информацию о воинской обязанности. Как правило, чаще всего граждане обращаются к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе". В нем опубликованы наиболее полные данные об изучаемой теме. В Конституции РФ, как правило, прописано лишь то, что население обязано защищать свою страну и соблюдать действующие законы.

Призывной возраст

Воинская обязанность предусматривает обязательную постановку на учет в военкомате всех военнообязанных, а также службу в армии. Эти процедуры осуществляются в определенные периоды времени.

Есть в России такое понятие, как призывной возраст. Люди, достигшие его, подвергаются обязательной службе в Вооруженных силах страны. Призывным считается возраст с 18 до 27 лет. В 28 лет человека уже не могут забрать в армию.

О постановке на учет

Но это еще не все. До призывного возраста граждане должны встать на учет в военкомате. Как правило, делается это заранее - в 10-11 классе школы (16-18 лет). Тогда же мальчики впервые проходят первые военные сборы. Точнее, их обучают основам службы в армии.

Для постановки на учет в военкомате (первичной) необходимо взять с собой:

  • паспорт;
  • документ, указывающий на прописку;
  • фотографии (3х4).

Этого будет достаточно. После постановки на учет в военкомате гражданину выдадут специальную книжку призывника, удостоверение установленной формы. После службы в армии человек обменяет его на военный билет. Без этой бумаги мужчине будет проблематично устроиться на работу, а некоторые сферы деятельности окажутся навсегда закрытыми для него.

О службе

Исполнение обязанностей военной службы, как правило, сводится к призыву в армию и к службе в Вооруженных силах РФ. Это законное явление. По действующему законодательству в обязанности граждан РФ входит обязательное прохождение службы. Она бывает:

  • срочной;
  • контрактной.

Обычно люди сталкиваются со срочным призывом - человеку приходит повестка, после которой проводятся сборы, медкомиссия и распределение призывников по воинским частям. Такая служба в современной России длится 12 месяцев. После этого человека увольняют в запас.

Контрактная основа - это альтернатива срочному призыву. Каждый гражданин может заключить контракт с воинской частью на службу. Как правило, период подобного соглашения составляет от 2 до 5 лет. В исключительных случаях - 1,5 года. Человек добровольно идет служить, ему платят за это деньги, начисляется стаж. Это прекрасная альтернатива срочному призыву. Хотя на практике "срочники" служат в армии меньше. Поэтому пока подобный тип исполнения обязанностей военной службы не пользуется особым спросом.

Контрактную службу могут проходить как граждане РФ, так и иностранные лица.

Алгоритм призыва

Несколько слов о том, как происходит призыв в армию. Не всем понятно, что будет поджидать лиц призывного возраста.

Происходит это следующим образом:

  1. Человек первично встает на учет в военкомате и получает удостоверение призывника.
  2. После достижения совершеннолетия гражданину высылают первую повестку - для явки на медкомиссию. Этот документ должны вручить лично призывнику в руки под подпись.
  3. Происходит сбор людей призывного возраста и организовывается медицинский осмотр.
  4. После осмотра специалистами гражданам присваивают ту или иную категорию годности. От нее зависит, куда будет отправлен призывник на службу.
  5. Гражданин отправляется домой.
  6. В определенное время человеку приходит вторая повестка - для распределения по частям.

Соответственно, затем гражданина призывают в армию. И уже после того, как он отслужит, выдают военный билет. Ничего трудного или непонятного. Главное помнить, что уклонение от службы в армии - это уголовно наказуемое деяние, нарушение законодательства страны.

Что считается исполнением обязанностей

Федеральный четко указывает на то, что граждане считаются военнообязанными (и исполняющими свой долг) далеко не только во время пребывания в армии. А когда еще?

Военнослужащие исполняют свои обязанности в следующих случаях:

  • выполнение задач в условиях ЧП и военного положения;
  • участие в боевых действиях;
  • исполнение должностных обязанностей;
  • пребывание на боевом дежурстве;
  • служба в гарнизонах;
  • боевая служба;
  • участие в походах и учениях кораблей;
  • исполнение приказов, данных начальником (командиром);
  • периоды пребывания в служебных командировках;
  • следование к местам лечения и обратно;
  • пребывание на лечении;
  • нахождение в военной части в течение служебного времени и сверх него, если этого требует ситуация;
  • период путешествия к месту службы (и обратно);
  • время прохождения военных сборов;
  • нахождение в плену, в качестве заложника, интернированного;
  • безвестное отсутствие - до признания умершим или пропавшим без вести;
  • моменты защиты чести, здоровья и достоинства личности;
  • помощь органам МВД, а также иным инстанциям по охране и защите населения;
  • участие в предотвращении или ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий.

Разумеется, периоды службы в Вооруженных силах РФ тоже включены в непосредственное исполнение воинской обязанности граждан РФ. Не важно, как именно человек пошел в армию, - по контракту или по основному срочному призыву.

Право освобождения

Как мы уже говорили, воинская обязанность предусматривает воинский учет всех военнообязанных. Тем не менее далеко не всем приходится служить в армии. При определенных обстоятельствах человеку могут дать отсрочку или полностью освободить от обязанности прохождения срочной службы. На практике чаще всего встречаются непосредственные отсрочки. Полностью воинские обязанности подобные деяния не снимают.

Кому можно не служить? К таким лицам относят:

  • ученых;
  • сотрудников государственных сфер службы;
  • сыновей/братьев умерших или получивших увечья при исполнении воинских обязанностей.

Также сюда можно отнести граждан, которых признали негодными к военной службе по состоянию здоровья. Больше непосредственное освобождение в полной мере от призыва в армию никому не положено. Исключения иногда составляют многодетные семьи, но все чаще факт воспитания нескольких детей не является поводом для уклонения от призыва.

Отсрочки

Зато человеку при определенных обстоятельствах могут дать отсрочку от службы. Максимум - на год. После вновь идет в военный комиссариат, где принимается дальнейшее решение относительно службы в армии - либо человека призывают, либо вновь дают отсрочку. Таким образом, иногда люди не служат благодаря подобному праву. Ничего не законного в этом нет.

Воинская обязанность предусматривает призыв в Вооруженные силы. Но освободить от него можно:

  • людей, обучающихся в ПТУ, школах и вузах;
  • аспирантов;
  • лиц с категорией "временно не годен";
  • если человек ухаживает за нуждающимся родственником на постоянной основе (при условии, что этим не может заниматься другой гражданин);
  • опекунов и попечителей родных братьев и сестер;
  • отцов-одиночек;
  • лиц с 2-мя и более детьми;
  • если есть ребенок-инвалид в возрасте до 3-х лет;
  • людей с детьми и женами, при условии, что у супруги есть беременность (не меньше 26 недель сроком);
  • пребывающих в статусе депутатов;
  • регистрирующихся в качестве кандидатов в государственные органы власти и в органы самоуправления.

Отсюда следует, что некоторые болезни и статус многодетной семьи помогают получить отсрочку. Главное, чтобы перечисленные обстоятельства не были фиктивными. Иначе человеку грозит суровое наказание - до 2-х лет лишения свободы с возбуждением уголовного дела.

Мобилизация и обязанности

Что предусматривает воинская обязанность в период мобилизации и в военное время? По закону это:

  • обучение военного типа;
  • прохождение службы;
  • призыв на военную службу по мобилизации или в связи с военным положением.

Как и в предыдущем случае, негодные к службе обычно не призываются. Это нормальное, полностью законное явление.

Запас

Воинская обязанность граждан предусматривает пребывание в запасе. Срок нахождения в статусе "запасника" зависит от воинского звания. Как правило, увольнение из запаса происходит в возрасте 60-65 лет.

Во время пребывания в качестве "запасника" гражданин обязан:

  • сниматься с учета при долгом отсутствии в РФ;
  • оповещать военкомат об изменениях личного характера (семейного положения, Ф.И.О.);
  • сниматься с учета при смене места жительства;
  • самостоятельно по месту новой прописки;
  • пребывать на военные сборы по повесткам.

При этом важно обратить внимание на то, что уклонение от военных сборов является лишь административным нарушением. За неявку человеку грозит штраф от 100 до 500 рублей.

Мы выяснили, что предусматривает воинская обязанность в РФ. И с основными нюансами исполнения долга военнослужащего нам тоже удалось познакомиться. Зная все перечисленные момента, можно отстаивать свои права во время призыва.

Воинская Обязанность - обязанность граждан России проходить военную подготовку в рядах Вооруженных Сил РФ. В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Он несет военную службу, а в случае, если это противоречит его убеждениям или вероисповеданию, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. В. о. граждан РФ предусматривает: а) воинский учет; б) подготовку к военной службе; в) поступление на военную службу; г) прохождение военной службы; д) пребывание в запасе (резерве); е) военное обучение в военное время. От В. о. освобождаются граждане: а) мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет; б) женского пола моложе 18 лет и старше 50 лет; в) не годные к военной службе по состоянию здоровья.

В РФ - закрепленная в Конституции РФ обязанность граждан проходить военную подготовку в рядах Вооруженных Сил РФ и защищать Отечество. При этом ст. 59 Конституции РФ допускает в случае, если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы замену ее альтернативной гражданской службой. Согласно Закону РФ "О воинской обязанности и военной службе" В. о. граждан РФ предусматривает: а) воинский учет; б) подготовку к военной службе; в) поступление на военную службу; г) прохождение военной службы; д) пребывание в запасе (резерве); е) военное обучение в военное время.

Обязанность граждан России проходить военную подготовку в рядах Вооруженных Сил РФ и защищать Отечество. В соответствии с Законом РФ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан РФ предусматривает: воинский учет; подготовку к военной службе; поступление на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запасе (резерве); военное обучение в военное время. От военной обязанности освобождаются граждане: мужского пола моложе 16 и старше 60 лет; женского пола моложе 18 и старше 60 лет; не годные к военной службе по состоянию здоровья.

  • - обязанность гражданина нести военную службу и защищать Отечество. Действующая Конституция РФ не использует понятия "воинская обязанность". В ней устанавливается: защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ст.59). Таким актом является Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 6 марта 1998 г. (с изменениями и дополнениями). По Закону В. о. гражданина РФ предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Призыву на военную службу подлежат лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу. Согласно ст. 59 Конституции, гражданин РФ, в случае если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Однако закон об альтернативной службе еще не принят; с прямым применением конституционной нормы есть проблемы, поэтому в большинстве случаев граждане не могут реализовать право на альтернативную службу. (С. А.)
  • - закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках и защищать Отечество. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. В.о. регулируется ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ "Об обороне", от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и другими нормативными актами. По действующему законодательству формами исполнения В.о. являются: подготовительные (воинский учет, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время); основные (поступление на военную службу, прохождение военной службы, прохождение альтернативной гражданской службы, пребывание в запасе); специальная - служба (работа) в качестве военных строителей. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами (военкоматами) по месту жительства (об основных формах исполнения В.о. см. Альтернативная служба. Военная служба).

1. Воинская обязанность. Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества, установленной п. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации, и является одной из форм соответствующей конституционной обязанности российских граждан.

Назначением воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время.

Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также на граждан Российской Федерации, проживающих вне территории Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

Воинский учет;

Обязательную подготовку к военной службе;

Призыв на военную службу;

Прохождение военной службы по призыву;

Пребывание в запасе;

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Службой внешней разведки, органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1541. Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.

Целями и задачами воинского учета являются:

Обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

Определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

Проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом.

Воинскому учету подлежат граждане:

1) мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

2) женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:

Проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах государственной власти. Они зачисляются на воинский учет по соответствующим военно-учетным специальностям;

Получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по определенным специальностям (например, связь - телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты и др.).

Не подлежат воинскому учету граждане:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности;

Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Обязательная подготовка к военной службе как форма исполнения воинской обязанности введена в целях улучшения подготовки граждан к военной службе и овладению ими военно-учетными специальностями. Система обязательной подготовки гражданина к военной службе предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;

Подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

Военно-патриотическое воспитание;

Подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

Медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны предусмотрено государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования. Федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции определяют федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, которые должны включать в себя: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников.

Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций осуществляется при изучении учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в который введен раздел «Основы военной службы», а в учреждениях среднего профессионального образования «Основы военной службы» преподаются в качестве самостоятельной дисциплины.

Обязанность организации работы по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441. Организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, а также осуществление мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих призыву на военную службу, Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» от 15 октября 1999 г. возложена на военные комиссариаты.

Подготовка граждан по основам военной службы предусматривает проведение с ними ежегодных учебных сборов. В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации. Учебные сборы, как правило, организуются на базе воинских частей. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях, а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Порядок проведения военно-врачебной комиссии регламентируется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123.

2. Призыв на военную службу. Призыв на военную службу - одна из важнейших форм исполнения воинской обязанности - является одним из способов комплектования, т. е. привлечения граждан Российской Федерации на военную службу. Порядок призыва определен Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. № 587.

Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания.

Решение о призыве конкретного гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Граждане освобождаются от призыва на военную службу по основаниям, установленным законодательством. В силу фактических обстоятельств в отношении их не принимается решение о призыве на военную службу. К ним относятся граждане:

а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве;

д) имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

е) отец, мать, родной брат, родная сестра которых погибли (умерли) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.

В случае если прекращается действие перечисленных обстоятельств (ВВК состояние здоровья конкретного гражданина будет признано позволяющим проходить военную службу по призыву; неполный срок прохождения альтернативной гражданской службы; лишение ученых степеней), граждане могут быть призваны на военную службу.

Граждане, в отношении которых ведется уголовно-правовое преследование или имеются иные уголовно-правовые обстоятельства, не подлежат призыву на военную службу. В частности, к ним относятся граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

После устранения указанных обстоятельств в отношении граждан, которых они касались, может быть принято решение об их призыве на военную службу.

Не призываются также граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва на военную службу - это временное освобождение граждан от призыва на военную службу, осуществляемое решением призывной комиссии по основаниям и в порядке, установленным законодательством.

В соответствии со ст.ст. 18, 19 и 20 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации контроль за сохранением у призывника оснований для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и орган здравоохранения. Призывник, у которого истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях. Призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу, по достижении им 27 лет решением призывной комиссии зачисляется в запас.

Действующее законодательство предусматривает обязательные и факультативные основания для предоставления отсрочек от призыва на военную службу. Отличие факультативных оснований, дающих право на получение отсрочек, от обязательных оснований состоит в том, что по факультативным основаниям отсрочка предоставляется гражданину только при наличии его волеизъявления отсрочить прохождение военной службы, т. е. реализовать свое субъективное право на отсрочку. Иными словами, граждане могут воспользоваться своим правом на отсрочку, а могут и не воспользоваться вообще.

К обязательным основаниям предоставления отсрочек относятся:

Медицинские показания - в случае наличия у гражданина определенного заболевания. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется, если гражданин будет в установленном порядке признан временно не годным к военной службе по состоянию здоровья. Отсрочка предоставляется на срок до одного года;

Семейные обстоятельства. Данными обстоятельствами признаются:

1) занятость гражданина, подлежащего призыву на военную службу, постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) или являются инвалидами I или II группы, достигли пенсионного возраста по старости или не достигли возраста 18 лет;

2) наличие у гражданина, подлежащего призыву на военную службу, ребенка, воспитываемого без матери;

3) наличие у гражданина, подлежащего призыву на военную службу, двух и более детей;

4) наличие у гражданина, подлежащего призыву на военную службу, ребенка в возрасте до трех лет;

5) осуществление воспитания матерью (отцом) гражданина, подлежащего призыву на военную службу, двух и более детей в возрасте до восьми лет или ребенка - инвалида с детства, при условии, что воспитание указанных детей осуществляется без мужа (жены);

Обстоятельства, связанные с трудоустройством граждан на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, - на время этой работы.

К факультативным основаниям предоставления отсрочек относятся:

Получение образования:

1) для получения начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - на время обучения;

2) на время послевузовского профессионального образования по очной форме обучения и защиты квалификационной работы;

Издание указов Президента Российской Федерации в отношении определенной группы граждан, например:

1) отдельных представителей талантливой молодежи99;

2) курсантов и выпускников Морского колледжа и мореходных школ Военно-Морского Флота100 и др.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации, которые издаются два раза в год. Проекты указов разрабатываются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации непосредственно перед каждым призывом. В указе определяется конкретная численность граждан, подлежащих очередному призыву. Обеспечение выполнения мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, поручается Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение указов Президента России издаются приказы министра обороны Российской Федерации.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

Явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

Явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия, которая создается в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления (далее - призывная комиссия).

Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, включает:

Явку на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;

Явку в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организует и осуществляет военный комиссар.

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

О призыве на военную службу;

О направлении на альтернативную гражданскую службу;

О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

Об освобождении от призыва на военную службу;

О зачислении в запас;

Об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При призыве на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, указанные обязанности возлагаются на военного комиссара.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности указанных граждан к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы. Явка призывников в военный комиссариат для последующей их отправки на сборный пункт назначается, как правило, заблаговременно, с учетом времени прибытия на сборный пункт, ознакомления представителей воинских частей с призывниками и формирования воинских эшелонов (команд). На сборный пункт призывники направляются в организованном порядке в сопровождении представителей органов местного самоуправления и военных комиссариатов.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к уголовной или административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прохождение военной службы по призыву является наиболее активной формой исполнения воинской обязанности гражданами Российской Федерации.

Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах и пограничных войсках Федеральной службы безопасности Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации

В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах.

3. Запас. Пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются формами исполнения гражданами воинской обязанности.

Запас создается из числа граждан:

1) уволенных с военной службы с зачислением в запас.

Увольнение военнослужащих с военной службы в запас в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» производится, если военнослужащий к моменту увольнения не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе;

2) прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Законодатель предусмотрел подразделение граждан, состоящих в запасе, на три разряда. Такое деление обусловлено необходимостью дифференцировать граждан по возрастным группам в связи с возложением на них в случае необходимости различных (по интенсивности, по наличию требований к уровню подготовки и т. п.) задач по обеспечению обороноспособности государства. Составы запаса

(воинские звания) Возраст граждан, пребывающих в запасе первый разряд второй разряд третий разряд Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы до 35 лет до 45 лет до 50 лет Младшие офицеры до 45 лет до 50 лет до 55 лет Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга до 50 лет до 55 лет до 60 лет Полковники, капитаны 1 ранга до 55 лет до 60 лет - Высшие офицеры до 60 лет до 65 лет - Лица, пребывающие в запасе первого и второго разрядов, в случае мобилизации, как правило, направляются в части постоянной готовности. Пребывающие в запасе третьего разряда предназначаются в тыловые формирования, медицинские структуры или строительные части.

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные - до достижения ими возраста 45 лет.

Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.

Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Под военными сборами понимается проведение в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, мероприятий по подготовке граждан к военной службе. Порядок их проведения установлен Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 № 605 (с изменениями и дополнениями).

Учебные сборы (стажировки), предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, на которые привлекаются студенты, проходящие обучение на военной кафедре вуза, из числа прошедших военную службу и граждан женского пола также считаются военными сборами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют призыв и отправку граждан на военные сборы.

На военные комиссариаты возлагаются следующие функции:

Изучение и подбор кандидатур, подлежащих призыву на военные сборы;

Организация медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военные сборы;

Оповещение и призыв граждан на военные сборы;

Организация отправки призванных граждан в воинские части;

Возмещение расходов предприятиям за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, понесенных ими в связи с проведением военных сборов.

Планирование и проведение военных сборов возлагается на федеральные органы исполнительной власти. Сроки проведения военных сборов согласовываются с органами исполнительной власти и руководителями предприятий. Граждане, призванные на военные сборы, исполняют обязанности военной службы.

Подготовка граждан к военной службе может проводиться в ходе плановых занятий, учений, тренировок и практической работы по обслуживанию вооружения и военной техники в воинских частях, учреждениях, организациях, на предприятиях и в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

По характеру и целям проведения военные сборы подразделяются:

а) на учебные сборы в составе воинских частей и подразделений на штатных должностях, на которые граждане предназначены (приписаны) для прохождения военной службы в военное время (учебные сборы приписного состава);

б) на сборы по проверке мобилизационной готовности соединений, воинских частей, военных комиссариатов и других войск (проверочные сборы). Проверочные сборы проводятся в целях определения боевой и мобилизационной готовности войск (сил флота) и военных комиссариатов.

Военные сборы проходят в следующие сроки:

Учебные сборы приписного состава - до 10 дней;

Учебные сборы по подготовке и переподготовке граждан по военно-учетным специальностям - до 60 дней;

Учебные сборы по обслуживанию техники «НЗ» - до 25 дней;

Проверочные сборы - до 10 дней.

От военных сборов освобождаются граждане женского пола, а также:

а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;

б) сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов Российской Федерации;

в) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов Российской Федерации;

г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;

д) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности - в период навигации;

е) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, - в период проведения таких работ;

ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;

з) граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях;

и) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, - на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы;

к) граждане, уволенные с военной службы, - в течение двух лет со дня увольнения в запас;

л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

м) граждане, имеющие отсрочку от призыва на военную службу;

н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации. Освобождение от военных сборов данной категории граждан вызвано физической невозможностью этих граждан участвовать в рассматриваемых мероприятиях вследствие территориальной удаленности от Российской Федерации;

о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главы исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также депутаты представительных органов местного самоуправления или главы муниципальных образований, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе.

Военный комиссар вправе освободить гражданина от призыва на военные сборы при наличии уважительных причин. Уважительными причинами для освобождения гражданина от призыва на военные сборы являются:

Заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;

Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

Иные причины, признанные уважительными военным комиссаром или судом.

Для проведения учебных и проверочных сборов проводится призыв граждан на военные сборы.

Для проведения тренировочных занятий граждане вызываются в военный комиссариат.

На военные сборы могут призываться граждане, не имеющие права на отсрочку от призыва по мобилизации.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ (с изменениями от 16 июля 1998 г.) отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:

1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до шести месяцев;

3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, а также за членами семьи, не достигшими 16-летнего возраста, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

4) имеющим на иждивении четырех и более детей (гражданам женского пола - одного ребенка);

5) матери которых, кроме них, имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;

6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации, кроме граждан, указанных выше, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации. На тренировочные занятия могут вызываться граждане, привлекаемые в аппарат усиления военных комиссариатов, включенные в состав команд по выполнению первоочередных работ в воинских частях при переводе их на штаты военного времени, а также по подготовке их по военно-учетным специальностям и воинским должностям. Отбор кандидатов для призыва на учебные сборы проводится военными комиссариатами совместно с комплектуемыми воинскими частями.

О призыве граждан на военные сборы извещаются руководители предприятий. В извещении руководителю предприятия время отвлечения граждан в связи с их призывом на военные сборы указывается с учетом сроков прохождения сборов, времени на дорогу до воинской части и обратно.

Граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному личному страхованию на случай гибели (смерти), ранения (контузии) или заболевания, полученных в период прохождения сборов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане, призванные на военные сборы, обеспечиваются в период сборов:

Продовольствием по нормам пайка, установленным для личного состава частей, проводящих сборы;

Вещевым имуществом по нормам, установленным для соответствующих категорий военнослужащих.

Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопроса о призыве на военные сборы, а также на время привлечения на тренировочные занятия по подготовке к выполнению первоочередных работ в воинских частях при переводе их на штаты военного времени, по подготовке аппарата усиления военных комиссариатов, по подготовке по военно-учетным специальностям и воинским должностям, на время изучения и подбора кандидатов для призыва на военные сборы или исполнения ими других обязанностей, связанных с призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 10 минимальных размеров оплаты труда, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Выплата указанным гражданам среднего заработка и возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов производится предприятиями, где они работают, на основании выдаваемых военными комиссариатами справок о фактическом времени пребывания гражданина в военном комиссариате или на тренировочных занятиях.

Компенсация предприятиям расходов, связанных с выплатой гражданам среднего заработка, с оплатой найма (поднайма) жилья и проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов производится военными комиссариатами на основании выставляемых предприятиями счетов после призыва на военные сборы и прохождения военных сборов. Перечисление денежных средств военными комиссариатами производится в месячный срок со дня получения счета предприятия.

Гражданам, пребывающим в запасе, очередные воинские звания могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, только после прохождения военных сборов и сдачи зачетов, установленных министром обороны Российской Федерации, но не более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе:

а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:

До старшины, главного корабельного старшины включительно - военным комиссаром;

До старшего прапорщика, старшего мичмана включительно - военным комиссаром субъекта Российской Федерации;

б) офицеру:

До майора, капитана 3 ранга включительно - командующим войсками военного округа;

До полковника, капитана 1 ранга включительно - министром обороны Российской Федерации.

Гражданам, пребывающим в запасе и не имеющим воинского звания офицера, успешно сдавшим во время прохождения военных сборов зачеты по программе подготовки офицеров запаса, воинское звание офицера может быть присвоено министром обороны Российской Федерации.

Пребывающим в запасе сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, а также лицам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, воинские звания присваиваются министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке с учетом имеющихся у них специальных званий.

Гражданам, пребывающим в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, воинские звания присваиваются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Военно-транспортная обязанность. Военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время. Под транспортными средствами понимаются железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, гужевой и вьючный транспорт, мотоциклы, промысловые и специальные суда, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.

Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определен Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. № 1175.

Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств. Под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов.

Военно-транспортная обязанность распространяется:

На федеральные органы исполнительной власти. В Вооруженных Силах Российской Федерации действует приказ министра обороны Российской Федерации «О мерах по исполнению в Министерстве обороны Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» от 28 декабря 1998 г. № 590;

На органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Так, например, в соответствии с распоряжением губернатора Московской области «Об исполнении военно-транспортной обязанности» от 2 марта 2001 г. № 130-РГ исполнительные органы государственной власти Московской области по запросу военного комиссариата Московской области должны бесплатно представлять информацию о наличии в Московской области подведомственных им организаций, имеющих транспортные средства (с указанием их количества и технического состояния), и организаций по ремонту и обслуживанию транспортных средств, а также рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области по запросам соответствующих военных комиссариатов бесплатно представлять информацию о наличии на территориях муниципальных образований организаций, имеющих транспортные средства (с указанием их количества и технического состояния), и организаций по ремонту и обслуживанию транспортных средств;

На организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств, организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, а также на организации, обеспечивающие работу транспортных средств, в том числе порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации; граждан - владельцев транспортных средств.

Военно-транспортная обязанность не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, иностранные и международные организации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Указанным Положением предусмотрено, что возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением войскам, формированиям и органам транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 25). Однако до настоящего времени порядок не определен.

1715 г. Артикул воинский (либо Воинские артикулы).
  • 27. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе, его процессуальные права обязанности
  • Общественные объединения: понятие, организационно-правовые формы, права и обязанности в сфере государственного управления.
  • 28. Участие в гражданском процессе органов государственного и местного управления (основани формы, процессуальные права и обязанности)
  • Воинская обязанность – это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

    В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и предусматривает:

    Призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

    Прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.

    Мобилизация – комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

    Военное положение – особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах и выражающийся в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

    Военное время – период фактического нахождения государства в состоянии войны. Оно характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и в межгосударственных отношениях и введением в действие законов военного времени.

    Схема 9

    В соответствии с Федеральным законом РФ «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против нашей страны, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА

    Воинский учет – это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

    Не обязаны состоять на воинском учете следующие категории граждан:

    Освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»;

    Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

    Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

    Женщины, не имеющие военно–учетной специальности;

    Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

    Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

    В документах воинского учета предусматриваются следующие сведения на каждого военнообязанного:

    Фамилия, имя, отчество;

    Дата рождения;

    Место жительства;

    Семейное положение;

    Образование;

    Место работы;

    Годность к военной службе по состоянию здоровья;

    Профессиональная пригодность к подготовке по военно–учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;

    Основные антропометрические данные (окружность грудной клетки, масса тела, мышечная сила кисти, жизненная емкость легких);

    Прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;

    Прохождение военных сборов;

    Владение иностранными языками;

    Наличие военно–учетных и гражданских специальностей;

    Наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;

    Возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;

    Наличие судимости;

    Бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.

    ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ГРАЖДАН НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ

    Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 2 января по 32 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Ее осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

    Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в этих организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно–учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

    При первоначальной постановке гражданина на воинский учет проводятся мероприятия профессионального психологического отбора с целью определения годности его к обучению по военно–учетным специальностям и постановке на воинский учет, либо внесения на рассмотрение вопроса о зачислении его в запас или освобождения от воинской службы.

    После проведения всех мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии (или по его поручению секретарь комиссии) объявляет гражданам решение комиссии и разъясняет их обязанности по воинскому учету.

    ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ

    В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

    Состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военкомата, – в органах местного самоуправления;

    Являться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;

    При увольнении с военной службы в запас прибыть в двухнедельный срок со дня исключения их из списков части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для постановки на воинский учет;

    Сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;

    Сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;

    Бережно хранить военный билет (удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу); в случае утраты этих документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для решения вопроса о получении новых документов взамен утраченных;

    Гражданин, подлежащий призыву на военную службу и выезжающий в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должен лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет.

    ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАН ПРИ ПОСТАНОВКЕ ИХ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ И ПРИ ПРИЗЫВЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

    В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами–специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости врачами других специальностей.

    Перед медицинским освидетельствованием, но не ранее чем за 30 дней, у всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, проводится флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ мочи, анализ крови, а в день освидетельствования – измерение роста и массы тела.

    При проведении медицинского освидетельствования врачи–специалисты, изучив представленные медицинские документы и обследовав гражданина, оценивают состояние его здоровья, физическое развитие и выносят заключение о соответствии его одной из категорий годности к военной службе:

    «А» – годен к военной службе;

    «Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

    «В» – ограниченно годен к военной службе;

    «Г» – временно не годен к военной службе;

    «Д» – не годен к военной службе.

    Граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к военной службе (категория «А») или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), подлежат призыву на военную службу. При этом граждане, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, не могут направляться для прохождения военной службы в Воздушно–десантные войска, морскую пехоту и Военно–Морской Флот (плавающий состав). Гражданам, признанным временно негодными к военной службе (категория «Г»), предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования и лечения. Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе (категория «В»), зачисляются в запас Вооруженных Сил РФ и подлежат периодическому (один раз в 3 года) освидетельствованию до достижения ими 27–летнего возраста, а признанные негодными к военной службе (категория «Д») исключаются с воинского учета.

    Граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет нуждающимися в обследовании и лечении, военным комиссариатом направляются в медицинские учреждения. Направление на обследование выдается им при объявлении решения комиссии по постановке на воинский учет. В направлении указывается наименование медицинского учреждения, диагноз, цель обследования и срок повторной явки на освидетельствование. Контроль за своевременностью обследования (лечения) и повторного освидетельствования осуществляет военный комиссариат.

    Граждане, желающие поступить в военное учебное заведение, проходят предварительное освидетельствование при военном комиссариате, а окончательное – в военно–учебном заведении. На предварительное освидетельствование направляются граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/50 мм рт. ст.

    Комиссия по постановке граждан на воинский учет, кроме медицинского освидетельствования для определения их годности к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору. Этот отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально–психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно–профессиональной деятельности. В военных комиссариатах этот отбор проводится группой профотбора, которая по данным социально–психологического изучения и результатам психологического и психофизиологического обследования определяет профессиональную пригодность гражданина к обучению в военно–учебных заведениях или к подготовке по военно–учетным специальностям в государственных и общественных организациях.

    По результатам отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на конкретных воинских должностях:

    Граждане, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности, не могут быть направлены для подготовки по военно–учетным специальностям и в военно–учебные заведения, а также не подлежат приему на военную службу по контракту.

    ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

    Обязательная подготовка гражданина к военной службе установлена Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441.

    Эта подготовка предусматривает:

    Получение начальных знаний в области обороны;

    Подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования, на учебных пунктах организаций;

    Военно–патриотическое воспитание;

    Подготовку по военно–учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

    Медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

    Проведение лечебно–оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе

    условно можно разделить на два периода: подготовка к военной службе граждан допризывного возраста до первоначальной постановки их на воинский учет; подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, до отправки их к месту прохождения военной службы.

    В первый период эта подготовка направлена на получение гражданами необходимого общего образования, позволяющего успешно исполнять воинские обязанности. Работа организуется по следующим направлениям: совершенствование физической подготовки, формирование психологических качеств, необходимых для службы и жизни в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей.

    Во второй период подготовка граждан к военной службе имеет более целенаправленный характер. Призывники знакомятся с содержанием военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. После этого они должны составить план своей индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к успешному выполнению обязанностей военной службы.

    ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

    Добровольная подготовка граждан к военной службе проводится в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и предусматривает:

    Занятия военно–прикладными видами спорта;

    Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах;

    Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

    ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Студенты – граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие другим установленным требованиям, имеют право заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт. Этот контракт предусматривает обучение по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и в дальнейшем прохождение военной службы по призыву.

    Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно состоит из теоретического и практического курсов обучения в вузе, учебных сборов, проводимых в воинской части, военно–учебном заведении, учебном центре или полигоне.

    Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.

    Учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами. В период их прохождения студенты именуются курсантами. Продолжительность учебных сборов по всем военным специальностям, за исключением специальностей «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация», составляет 30 дней. По военным специальностям «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация» сборы продолжаются в течение 75 дней.

    В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинской части, учебном центре или вузе и принимаются специально созданной для этого экзаменационной комиссией. Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас. Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

    Вопросы и задания

    1. Дайте определение воинской обязанности и расскажите о ее содержании.

    3. Какие обязанности в целях обеспечения воинского учета возложены на граждан РФ?

    4. Какие мероприятия проводятся в рамках обязательной подготовки граждан к военной службе?

    5. Какие виды добровольной подготовки граждан к военной службе предусмотрены Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»?

    6. Разработайте и оформите графически схему содержания медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет и при призыве на военную службу. _

    Поделиться: