Профессиональный психологический отбор военнослужащих его сущность. Профессиональный психологический отбор граждан, призываемых на военную службу

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - служба).

2. Профессиональный психологический отбор гражданина на службу (далее - психологический отбор) осуществляется для определения способности указанного гражданина (далее - кандидат) по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее - факторы риска).

3. В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее - профессиональная пригодность) кандидатов.

4. Определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских обследований (за исключением исследований (обследований), тестирования, указанных в части 6 статьи 17 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий (далее - комплексные обследования).

5. Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска.

6. Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению в ходе комплексных обследований, являются:

а) уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах;

б) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;

в) уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;

г) внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

д) уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;

е) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности;

ж) самооценка, особенности мотивационной сферы личности.

7. Факторами риска, подлежащими выявлению в ходе комплексных обследований, являются:

а) злоупотребление алкоголем или токсическими веществами;

б) потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;

в) участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;

г) противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

д) участие в незаконном обороте оружия;

е) участие в деятельности запрещенных общественных объединений;

ж) совершение уголовно наказуемых деяний (кроме уголовно наказуемых деяний, указанных в других подпунктах настоящего пункта);

з) сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

и) попытка поступления на службу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций;

к) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями;

л) склонность к совершению суицидальных действий.

8. Методика проверки личных и деловых качеств кандидатов, методики выявления факторов риска (за исключением факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил), а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на изучение и выявление личных и деловых качеств и факторов риска, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации. Методики выявления факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на их выявление, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

9. При проведении комплексных обследований кандидатов, не имеющих на день этих обследований трудового стажа, стажа государственной или муниципальной службы, фактор риска, указанный в подпункте "к" пункта 7 настоящих Правил, не проверяется.

10. Для проведения психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации формируются комиссии по психологическому отбору (далее - комиссии).

11. В состав комиссий включаются специалисты кадровых подразделений и медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации, имеющие высшее (послевузовское) психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика", а также имеющие иное высшее медицинское или педагогическое образование, при условии прохождения ими профессиональной переподготовки (повышения квалификации) по соответствующей специальности (далее - специалисты). Изучение личных и деловых качеств, указанных в пункте 6 настоящих Правил, а также выявление факторов риска, указанных в подпунктах "в" - "к" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами кадровых подразделений с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде. Выявление факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации с применением медицинских изделий.

12. Порядок формирования комиссий и утверждения положений о комиссиях, а также типовое положение о комиссии утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

13. Комплексное обследование проводится с письменного согласия кандидата. Письменное согласие кандидата оформляется в день представления заявления с просьбой о поступлении на службу.

14. Кандидату в день оформления письменного согласия кадровым подразделением выдается направление на прохождение комплексного обследования (далее - направление), в котором указываются дата, время и место проведения этого обследования.

15. Форма направления и образец письменного согласия кандидата утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

16. Комплексное обследование проводится в течение 30 суток с момента явки кандидата в комиссию для прохождения указанного обследования.

17. Члены комиссии в каждом случае проведения комплексного обследования должны удостоверить личность кандидата путем проверки документа (паспорт, военный билет, удостоверение личности военнослужащего) и направления. При осуществлении медицинского обследования необходимым предварительным условием такого обследования является информированное добровольное согласие кандидата на медицинское вмешательство на основании предоставленной специалистом в доступной форме полной информации о целях, методах медицинского обследования, риске, связанном с таким обследованием, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также о его последствиях и предполагаемых результатах. При отказе от медицинского вмешательства кандидату должны быть разъяснены возможные последствия отказа.

18. На основании проведенного комплексного обследования с учетом его результатов члены комиссии, придя к общему мнению, составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата (далее - заключение) по форме, утверждаемой Министром внутренних дел Российской Федерации.

В случае возникновения разногласий между членами комиссии каждый из них (член комиссии, который не согласен с другими) составляет рапорт, который прилагается к заключению и служит его составной частью. Член комиссии, составивший рапорт, не подписывает заключение.

19. Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество, дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов:

20. К первой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий быстро овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе в особых условиях деятельности.

21. Ко второй категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется средний уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

22. К третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.

К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.

23. К четвертой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития личных и деловых качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, или выявлен фактор риска (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 настоящих Правил).

24. Заключение в 5-дневный срок направляется в соответствующее кадровое подразделение. Сведения, содержащиеся в заключении, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной).

25. Заключение действительно в течение 6 месяцев со дня определения категории профессиональной пригодности. Днем определения категории профессиональной пригодности считается день составления заключения.

26. Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, указанного в пункте 25 настоящих Правил, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании.

27. Заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом (далее - руководитель), при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и приобщается кадровым подразделением к личному делу сотрудника (материалам изучения этого кандидата).

28. Кандидат имеет право ознакомиться с заключением. Ознакомление организует соответствующее кадровое подразделение с соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны.

29. Для урегулирования разногласий по вопросам, касающимся применения настоящих Правил, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации формируется центральная комиссия по психологическому отбору (далее - центральная комиссия).

30. В состав центральной комиссии включаются квалифицированные сотрудники центрального аппарата, территориальных органов, образовательных учреждений, научно-исследовательских и медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, представители других федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, учреждений и иных организаций (по согласованию), имеющие высшее (послевузовское) психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика" и обладающие необходимым профессиональным опытом в области психологической (психофизиологической) диагностики.

31. Положение о центральной комиссии и ее персональный состав утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

32. Кандидат в случае несогласия с заключением вправе обратиться в письменной форме в центральную комиссию, а при несогласии с ее решением - в суд.

33. Руководитель в случае несогласия с заключением или получения кадровым подразделением заключения, содержащего рапорт, указанный в пункте 18 настоящих Правил, направляет в центральную комиссию полученные в процессе психологического отбора документальные материалы с пояснительной запиской, отражающей суть несогласия с заключением или разногласий между членами комиссии.

34. Решения центральной комиссией принимаются в течение 30 суток со дня поступления обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил.

35. В случае если по результатам рассмотрения обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил, в деятельности комиссии выявлены нарушения установленного порядка проведения психологического отбора, центральная комиссия принимает решение об отмене заключения и назначает новое комплексное обследование, которое проводится комиссией, определяемой центральной комиссией, в 10-дневный срок. Новое комплексное обследование не может быть поручено комиссии, в деятельности которой выявлены нарушения установленного порядка психологического отбора.

36. Получение, обработка, хранение, передача и любое другое использование сведений о профессиональной пригодности кандидатов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Среди комплекса мероприятий, направленных на повышение качества комплектования суворовских военных училищ воспитанниками и эффективности учебно-воспитательного процесса, немаловажное значение играет профессиональный психологический отбор кандидатов на обучение.

Оценка военно-профессиональной направленности и индивидуальных психологических качеств кандидатов проводится (в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 50-2000 г.) в целях выявления у них конкретных личностных качеств и индивидуальных особенностей, необходимых для успешного обучения в училище, овладения в будущем избранной военной специальностью и эффективного применения полученных знаний в самостоятельной военно-профессиональной деятельности.

Профессиональный психологический отбор включает социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку воен­но-профессиональной направленности кандидата, условий воспитания и развития личности, моральных и волевых качеств, особенностей общения и поведения в коллективе, организаторских способностей.

Психологическое и психофизиологическое обследование предполагает оценку особенностей познавательных психологических процессов, эмоционально-волевых качеств, уровня нервно-психической устойчивости и других профессионально важных качеств.

В период проведения вступительных экзаменов (обычно в первую неделю) группа профессионального психологического отбора проводит социально-психологическое, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов в соответствии с утверждённым начальником училища расписанием.

В процессе социально-психологического изучения оцениваются военно-профессиональная направленность кандидатов на учёбу, целеустремлённость, степень общительности, склонность к организаторской деятельности, авторитетность, ответственность, социальные установки, целостные ориентации, особенности межличностных отношений и некоторые черты характера.

Для социально-психологического изучения кандидатов используются следующие методы:

Анализ документов;

Наблюдение и индивидуальное собеседование;

Обследование кандидатов по разработанным и стандартизирован­ным методикам.

Данные социально-психологического изучения кандидатов используются при определении общей группы профессиональной пригодности по результатам психологического и психофизиологического обследования.

В процессе психологического и психофизиологического обследования у кандидатов оцениваются свойства личности, определяются степень развития у них логического и пространственно-образного мышления, умение принимать правильное решение в условиях дефицита времени, уровень концентрации внимания, объём зрительной и оперативной памяти, эмоционально-волевая и нервно-психическая устойчивость и ряд других показателей.



Психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов проводитсяв два этапа:

На первом этапе проводится групповое обследование всех кандидатов с помощью комплекса формализованных методик;

На втором этапе проводится индивидуальное обследование и собеседование с кандидатами.

По результатам профессионального психологического отбора каждому кандидату выносится одно из следующих заключений:

Рекомендуется к обучению условно (минимально соответствует необходимым требованиям) - 3-я группа профессиональной пригодности (такие кандидаты допускаются к конкурсу только при недостатке кандидатов с более высокой группой профессиональной пригодности);

Все кандидаты, получившие по результатам группового обследования неудовлетворительные результаты, обязательно проходят индивидуальное собеседование. Кандидаты, получившие по результатам индивидуального собеседования 4-ю группу профессиональной пригодности, к дальнейшим экзаменам не допускаются и в документах, выдаваемых им на руки или высылаемых по месту жительства, записывается формулировка: «Не прошёл профессиональный психологический отбор».



Результаты профессионального психологического отбора доводятся до кандидатов (заносятся в их экзаменационный лист) и учитываются при составлении конкурсного списка.

Преимущественное право на поступление в училище при прочих равных оценочных показателях имеют кандидаты, получившие по результатам профессионального психологического отбора более высокую группу профессиональной пригодности.

Успешность прохождения профессионального психологического от­бора зависит от наличия у кандидата необходимых профессионально важных качеств ивнимательного отношения к выполнению всех заданий и инструкций.

При выполнении заданий кандидату необходимо уяснить, что значимость полученных результатов и полученные в результате обработки данные об индивидуальных качествах кандидата принесут только пользу каждому из них, поскольку будут способствовать правильному выбору военной специальности, обеспечат успешность её освоения при сохранении здоровья.

С целью подготовки к прохождению профессионального психологического отбора рекомендуем пользоваться, кроме данного пособия, следующей литературой:

1.Айзенк Г. «Универсальные тесты профессора Айзенка» (пер. с англ. Ефремова В.И.) (серия «Я мыслю, следовательно, существую») (СПб «Стелла», 1996).

2. Москвина А. «Энциклопедия психологических тестов» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

3. «Энциклопедия психологических тестов (личность, мотивация, потребность)» (серия «Практическая психология для всех») (М изд-во АСТ 1997).

4. «Энциклопедия психологических тестов (мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

5. «Энциклопедия психологических тестов (общение, лидерство, межличностные отношения)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

6. «Энциклопедия психологических тестов» (сост. Касьянов С.А.) (М., ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999).

наиболее типичных вопросов, предлагаемых кандидатам при прохождении профессионального психологического отбора

Для группового обследования кандидатов при прохождении профессионального психологического отбора могут использоваться, например, следующие методики:

1. «Биографическая анкета» и краткое (на 8-10 предложений) сочинение «Моя будущая профессия», опросник КОС-2 (коммуникативные и организаторские способности), методика «Ситуации» - для оценки степени выраженности военно-профессиональной направленности.

2. Методики «Арифметический счёт», «Аналоги» и ряд других - для исследования уровня общих познавательных способностей.

3 Методика «Графические изображения», «Тест возрастающей трудности» - для изучения индивидуальных психологических качеств (в частности, для исследования логического мышления).

4. Методика «Завершение фраз» и тест «Прогноз-2» - для оценки нервно-психической устойчивости и т.д.

ПРИМЕРЫ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫХ ВОПРОСОВ:

Опросник КОС-2.

Кандидату предлагается ответить на вопросы, подобные следующим:

Есть ли у Вас стремление к изучению людей и знакомству с различными людьми?

Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

Методика «Арифметический счёт».

Её сущность состоит в устном выполнении арифметических действий с целыми числами. При этом исследуются качества оперативной и кратковременной памяти, внимания, мышления (способности к преобразованию цифровой информации) и некоторые темповые характеристики психиче­ских процессов кандидатов.

При выполнении задания надо помнить: арифметические действия должны выполняться строго в том порядке, в котором они записаны

Например: 53 + 47: 2 - 41 3.

Последовательно выполняя действия, получим:

53+47=100 100:2=50 50-41=9 9-3=27 Ответ: 27.

Методика «Графические изображения».

Это одна из наиболее прогностических методик для измерения невербального интеллекта.

С помощью данной методики могут быть также измерены эффективность мышления и эффективность скорости мышления.

Сущность данной методики заключается в установлении логических отношений между абстрактными фигурами.

Каждое задание представляет собой набор изображений, организованных в соответствии с определённой закономерностью. Кандидат должен выявить скрытую закономерность и найти недостающий фрагмент, выбрав его из числа предложенных вариантов.

«Тест возрастающей трудности».

Его сущность состоит в том же, что и сущность предыдущей методики «Графические изображения», а отличие - название текста говорит само »а себя.

Тест «Прогноз-2».

Кандидату предлагается дать ответ «да» или «нет» на вопросы, подобные следующим:

Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы, это кажется мне невыносимо трудным.

Все методики, применяемые в училище при профессиональном психологическом отборе, научно обоснованы, адаптированы для подростков 14-15 лет и не представляют особого труда при их выполнении. От канди­датов требуется лишь внимание и собранность. Однако все они строго ограничены по временным показателям и контролируется время выполнения каждой методики.

В процессе выполнения кандидатами заданий за ними ведётся наблюдение. Отмечаются кандидаты, которые не могут сосредоточиться, теряются, волнуются, а также те, кто работает четко, спокойно, справляется с заданиями раньше времени.

Результаты наблюдения используются в качестве дополнительной информации при вынесении заключения о профессиональной пригодности кандидата.

Более подробную информацию о порядке прохождения профессио­нального психологического отбора можно получить в военных комиссариатах по месту жительства кандидата, а также в городских и областных центрах профессиональной ориентации молодежи.

Профотбор - это научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности. Профотбор зависит во многом от предоставленного времени, отпускаемого на обучение и адаптацию к деятельности, от наличия претендентов на рассматриваемую профессию, от уровня требования к надёжности работы и т. д. В процессе отбора выделяют несколько взаимосвязанных этапов:

1. Психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических и психомоторных процессов, находящихся под наибольшей нагрузкой, а целостная картина их взаимосвязи и воплощения в профессиональной эффективности.

Такое изучение (профессиография) завершается подробной характеристикой профессии - профессиограммой и психограммой.

  • 2. Выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей мере характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность.
  • 3. Психодиагностика - психологическое изучение претендентов на овладение профессией, оценка их общего развития, направленности на овладение данной профессией, степени развития у них качеств, наиболее важных для успехов в овладении профессией, и оценка способности выполнения ими элементов целостной деятельности в различных условиях.
  • 4. Психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств; вероятности адаптации к профессии; возможности появления экстремальных воздействий.

В основе принятия экспертного решения в профотборе лежит оценка профпригодности. Профпригодность в отборе - это вероятная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой - либо профессиональной деятельностью. В профотборе профпригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям, в том числе по показателям физической подготовленности; поданным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с помощью психологического обследования; с учетом некоторых показателей, отражающих социальное лицо претендента; с учетом достигнутого уровня профессиональной адаптации и др.

Среди медицинских критериев профпригодности особое внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределять снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.

К ним относятся противопоказания в отношении:

  • - психического здоровья;
  • - состояния нервной системы;
  • - по основным анализаторным системам (слух, зрение);
  • - сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • - по состоянию опорно-двигагельного аппарата и др.

В определенных профессиях могут предъявляться особые требования к тактильной чувствительности, остроте зрения и цветоощущению, и многим другим медицинским показателям.

Отбор по данным образовательного ценза проводится в целом ряде видов профессионального труда. Оценка профпригодности при этом определяется особенностями учебной или трудовой деятельности, в отношении которой проводится отбор, а также наличием соответствующего конкурса претендентов.

Социальный отбор предусматривает изучение автобиографии, характеристик с места работы или учебы и др. Соответствующее внимание при этом может быть уделено беседе по определенной программе, проведению специального сочинения на тему, при обсуждении которой претендент способен показать свою социальную зрелость и соответствующие познания. При необходимости жесткого отбора возможно также изучение претендента в процессе выполнения им специальных трудовых и общественных поручений.

Критерии психологического отбора определяются в связи с конкретными особенностями тех профессий, в отношении которых проводится отбор. Исходным пунктом для исследования профпригодности является профессиограмма, и в частности психологическая ее часть - психограмма.

В ходе профессиографии выявляют особенности профессиональной деятельности специалиста, обосновывают требования к его профессионально важным психологическим качествам и составляют на основе этого психограмму профессии (см. Приложение 1). Перечень таких требований кладется в основу психологического обследования при отборе.

Так же, следует отметить, что отбор должен сочетать прогноз успешности обучения с более длительным прогнозом последующей трудовой деятельности. В связи с этим личностный подход и оценка общественного лица претендента на какую-либо профессиональную деятельность является не менее важным компонентом психологического отбора. Тот факт, что при определении профпригодности оценивается уровень наличной

подготовки, не снижает в ряде случаев возможности вероятностного прогноза успехов в обучении и деятельности. Особенно эффективный прогноз может быть проведен в профотборе к профессиям, обучение которым проводится в ограниченные сроки и при очень высоких материальных затратах. Дело в том, что, начиная обучение с более высокого уровня развития тех или иных психических, психомоторных или физических качеств и наличия соответствующих знаний и навыков, абитуриент имеет важные преимущества в овладении навыками и знаниями, имеющими сходство с наличными.

Критерии профпригодности в психологическом отборе могут охватывать такие черты личности, как честность, справедливость, принципиальность, чувство коллективизма, смелость, решительность, настойчивость, готовность взять на себя ответственность в трудный момент и др. В ряде профессий особое значение имеют организаторские способности, умение планировать работу, руководить, требовать. Во всех случаях особое значение имеет степень осознанности и прочности мотивации к избранной профессии. В большом количестве профессий операторского профиля особую роль играют также эмоциональная устойчивость и некоторые, психические и психомоторные качества.

В психологическом отборе большую важность имеет также достаточный объем применяемых методик, позволяющий оценить исследуемые качества под разными ракурсами и на разных уровнях, это необходимо, поскольку индивидуальная динамика формирования двигательных навыков может ввести в заблуждение эксперта, если число измерений будет недостаточным. В определении профпригодности ценную информацию можно извлекать из других источников информации (Приложение 2), так называемых «нетестовых параметров», среди которых наиболее важны сведения о прошлом профессиональном опыте, о возрасте испытуемых.

Выявление лиц с показателями «ниже среднего» уровня позволяет вероятностно прогнозировать их неудачи в обучении и деятельности и рекомендовать им специальную психофизиологическую тренировку или выбор другой профессии.

При реализации «подхода по минимуму» минимально допустимые показатели тестов обычно определяются размерами конкурса, но в ряде случаев они могут быть четко определены только требованиями профессии.

Применение тестов с целью прогнозирования профпригодности может осуществляться только на основании аналитического, синтетического и комплексного подходов.

Аналитический подход предусматривает изучение и оценку отдельных психологических показателей, важных для успешности обучения и деятельности в избранной профессии.

Синтетический подход предусматривает изучение целостной деятельности или важных ее элементов, и потому в рамках этого метода применяются различные аппараты, с помощью которых моделируются такие элементы и целые профессиональные операции.

Комплексный подход заключается в объединении аналитического и синтетического методов и в изучении некоторых психических и психомоторных процессов, как в раздельном их проявлении, так и в условиях целостной деятельности, где они могут выступать с иными качественными и количественными показателями .

С целью выбора наиболее адекватных и исключения малоинформативных методик применяют различные методы одномерной и многомерной статистики. После этого проводится разработка алгоритма (решающего правила) оценки профпригодности. Наиболее часто для этих целей используют множественный регрессионный анализ, основанный на связях психофизиологических свойств с «внешними критериями», под которыми понимаются качество (успешность) обучения или деятельности.

Итогом этой работы является обоснование необходимого и достаточного набора психодиагностических методик, позволяющих с достаточной вероятностью прогнозировать профпригодность кандидата. В последующем проводится оценка эффективности разработанного алгоритма и критериев оценки профпригодности, и вырабатываются рекомендации по их практическому использованию.

В практике профотбора используются различные методики оценки профпригодности, среди них - наблюдение, интервью, беседа и экспертная оценка.

Указанные методы дают возможность глубокой, но преимущественно качественной, описательной оценки ПВК личности. Кроме того, одни из них требуют длительного обследования, другие - всесторонних знаний о кандидате, о его поведении в реальных, в том числе и в экстремальных условиях.

По результатам профотбора выносится одно из следующих заключений:

  • 1) рекомендуется в первую очередь - первая категория профпригодности (полностью соответствует предъявляемым требованиям обучения или деятельности);
  • 2) рекомендуется - вторая категория профпригодности (в основном соответствует предъявляемым требованиям);
  • 3) рекомендуется условно - третья категория профпригодности (частично соответствует предъявляемым требованиям);
  • 4) не рекомендуется - четвертая категория профпригодности (не соответствует предъявляемым требованиям). Лица, имеющие четвертую категорию профпригодности, к обучению или деятельности не допускаются, имеющие третью категорию - допускаются при отсутствии необходимого числа кандидатов .

После выяснения основных критериев психологической и профессиональной пригодности перейдём к рассмотрению основных этапов профпригодности в отборе, на примере научно-обоснованной системе ПОНАП.

Система ПОНАП характеризуется комплексным подходом к решаемым задачам и максимальным использованием всех имеющихся в мировой практике форм и методов работы с персоналом.

Система ПОНАП включает следующие относительно самостоятельные блоки: поиск персонала, отбор персонала, наем персонала, адаптацию персонала. Каждый блок включает общую схему действия, инструментарий, методы и приемы работы. Конечная цель реализации системы - максимальное совпадение ожиданий кандидата и предприятия.

Система ПОНАП - составная часть всей системы управления персоналом (Приложение 3), она предусматривает несколько этапов, выполнение каждого из которых дает новое качественное состояние для реализации всей системы управления персоналом и требует определенных действий в строго указанной последовательности. Рассмотрим эти блоки более подробно.

К первому из них относится поиск персонала. Успешный поиск персонала в значительной степени предопределяется имиджем фирмы. Источники поиска персонала могут быть внешние и внутренние.

Внешние источники - кандидаты, до этого не связанные трудовыми отношениями с данным предприятием, внутренние - работники данного предприятия.

Порядок обработки обращений (заявлений) претендентов кадровыми службами на этапе поиска кандидатов следующий:

  • 1) получение обращения (заявления, резюме, личного листка и т.д.);
  • 2) учет (регистрация);
  • 3) анализ представленных документов и при необходимости запрос дополнительных сведений о претенденте;
  • 4) направление в соответствующий отдел;
  • 5) рассмотрение в отделе;
  • 6) возвращение в отдел кадров;
  • 7) выработка согласованного мнения отдела кадров и отдела, которому был направлен документ;
  • 8) отказ или приглашение к собеседованию.

Следующий блок - отбор персонала. После изучения представленных кандидатами анкетных данных и принятия решения о приглашении на собеседование кандидата начинается самый ответственный период для кадровых служб - период отбора персонала.

Отбор персонала включает несколько последовательных этапов:

  • 1) оформление в установленном порядке анкетных и автобиографических данных;
  • 2) анализ рекомендаций и послужного списка;
  • 3) собеседование;
  • 4) освидетельствование профессиональной пригодности, включая деловые и личностные качества;
  • 5) медицинский контроль и аппаратные исследования;
  • 6) анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности;
  • 7) принятие решения о найме на работу.

На каждом из этапов отбора отсеивается часть заявителей вследствие несоответствия определенным требованиям или же они сами отказываются от процедуры, принимая другие решения. Использование всех этапов обеспечивает минимум ошибок в отборе персонала. Чем выше должностной уровень кандидата на должность, тем больше потребность в использовании всех этапов.

Рассмотрим и проанализируем этапы отбора подробней.

К первому этапу относится - оформление в установленном порядке анкетных и автобиографических данных.Претенденты, прошедшие предварительный отбор, оформляют в установленном порядке личный листок по учету кадров (резюме), автобиографию и заполняют анкету (Приложение 4).

Третий этап - собеседование. По результатам собеседования отбираются лица, удовлетворяющие по формальным показателям определенным квалификационным требованиям.

Существует несколько подходов к организации собеседования.

Это может быть собеседование: а) по заранее подготовленной схеме;

б) слабоформализованное; в) выполняемое без специальной подготовки.

При проведении собеседования следует придерживаться таких основных социально-психологических требований:

  • 1) иметь заранее подготовленный план беседы;
  • 2) в самом начале собеседования постараться снять возможное напряжение кандидата, стиль собеседования должен быть доброжелательным, ободряющим;
  • 3) дать возможность кандидату высказаться, стараться не допускать отклонения беседы от основного направления;
  • 4) быть объективным, стараться не принимать во внимание первое впечатление о кандидате (оно может быть ошибочным), делать заключение только после окончания собеседования. Опытному интервьюеру можно полагаться на интуицию, но при этом обязательно учитывать свои возможные предубеждения.

Во время собеседования следует обратить внимание на внешний вид кандидата (стиль одежды, умение держаться, осанка), культуру поведения (жестикуляция, мимика, манеры), культуру речи (умение формировать и формулировать мысли), умение слушать, общую стратегию поведения при собеседовании (активность и заинтересованность; зависимость от собеседника и неуверенность в себе; независимость и доминирование).

Заключение по результатам собеседования пишется в произвольной форме, основные его выводы кратко представляются в листе согласований анкеты кандидата (Приложение 5).

Четвертый этап один из важнейших - освидетельствование профпригодности. Проводится при отборе персонала в процессе найма, а также может осуществляться периодически для работающих сотрудников при их аттестации и отборе в резерв на выдвижение.

Пятый этап представляет собой - медицинский контроль и аппаратные исследования. Для многих производств, требуется специальный медицинский контроль его работников. Поэтому все претенденты на занятие рабочего места проходят медицинский контроль по параметрам, установленным для работников определенных профессий, должностей.

На шестом этапе производится анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профпригодности.

На этом этапе специальной комиссией по отбору персонала, которая создается на предприятии из работников кадровой службы, опытных производственников и психологов, тщательно анализируются результаты оценок предыдущих этапов и подготавливаются заключения о профпригодности кандидатов по всем качествам, включая личностные.

На седьмом этапе происходит принятие решения о найме на работу. На данном этапе отбора службой управления персоналом совместно с руководством подразделения и отдела, куда должен быть принят работник, анализируются и сопоставляются результаты отбора всех претендентов на данную должность, прошедших требуемые этапы отбора. Исходя из проведенного анализа, выбирается наиболее пригодный кандидат на вакантную, должность, принимается окончательное решение, о его найме, и оформляются все необходимые документы.

Наем персонала является заключительным блоком поиска и отбора персонала. В процессе найма происходит окончательное выяснение предстоящих отношений между работодателем и наемным работником.

1. Граждане при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, а также иностранные граждане при поступлении на военную службу по контракту проходят профессиональный психологический отбор.

2. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, определяются министром обороны Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан (иностранных граждан) при поступлении на военную службу по контракту, граждан при поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также граждан (иностранных граждан) в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяются министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

4. По результатам профессионального психологического отбора в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина (иностранного гражданина):

5. Требования к профессиональной психологической пригодности гражданина (иностранного гражданина), соответствующие указанным в пункте 4 настоящей статьи категориям, устанавливаются министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, если иное не установлено настоящей статьей.

2.1. Цели ППО:

Выявление психологических, социально-психологических и психофизиологических особенностей кандидатов;

Оценка уровня развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств;

Определение степени пригодности кандидата к выполнению профессиональных обязанностей или обучению по конкретной специальности.

2.2. Задачи ППО:

Подготовка стимульных материалов и регистрационных бланков для проведения психодиагностического обследования;

Проведение психодиагностического обследования в соответствии со стандартами по психодиагностическому обеспечению в МЧС России;

Обработка протоколов, интерпретация и анализ результатов психодиагностического обследования (опросные, тестовые, аппаратные методы);

Кодирование протоколов психодиагностического обследования в рамках ППО (приложение № 1 к настоящему Руководству);

Изучение материалов личного дела;

Проведение собеседования с кандидатом по результатам психодиагностического обследования и изучения материалов личного дела;

Подготовка на кандидата заключения установленной формы по результатам ППО (п. 4.1. – 4.4. приложения № 4 к настоящему Руководству);

Предоставление заключения руководителю соответствующего кадрового органа (председателю (секретарю) приемной комиссии вуза, председателю (секретарю) аттестационной комиссии воинского спасательного формирования);

Информирование кандидата в устной форме о результатах ППО (по индивидуальному запросу);

Оформление индивидуальных карт психологического изучения принятых на службу (работу, учебу) кандидатов (приложения № 2 – 3 к настоящему Руководству);

Ведение отчетности по вопросам ППО;

Обобщение опыта проведения мероприятий по ППО;

Внесение предложений по усовершенствованию системы ППО в МЧС России.

2.3. ППО в структурных подразделениях ЦА, территориальных органах МЧС России, организациях МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения

2.3.1. ППО кандидатов на службу (работу) в структурные подразделения ЦА реализуют специалисты ГУ ЦЭПП МЧС России.

2.3.2. ППО кандидатов на службу (работу) в территориальные органы МЧС России, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения реализуют штатные психологи.

2.3.3. При отсутствии штатных психологов в организациях МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения ППО кандидатов на службу (работу) реализуют специалисты ГУ ЦЭПП МЧС России (региональных филиалов ГУ ЦЭПП МЧС России, штатные психологи территориальных органов МЧС России).

2.3.4. Заключения установленной формы по результатам ППО кандидатов на службу (работу) в структурные подразделения ЦА, территориальные органы МЧС России, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения предоставляются руководителю соответствующего кадрового органа (п. 4.1. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.4. ППО в воинских спасательных формированиях

2.4.1. Первичный ППО кандидатов из числа гражданских лиц, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, реализуют штатные психологи военных комиссариатов.

2.4.2. Вторичный ППО кандидатов из числа гражданских лиц, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, реализуют штатные психологи воинских спасательных формирований.

2.4.3. Заключения установленной формы по результатам вторичного ППО кандидатов из числа гражданских лиц, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, предоставляются руководителю соответствующего кадрового органа (п. 4.1. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.4.4. ППО кандидатов из числа военнослужащих по призыву, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, реализуют штатные психологи воинских спасательных формирований.

2.4.5. Заключения установленной формы по результатам ППО кандидатов из числа военнослужащих по призыву, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, предоставляются председателю (секретарю) аттестационной комиссии воинского спасательного формирования (п. 4.1. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.4.6. Первичный ППО военнослужащих по призыву реализуют штатные психологи военных комиссариатов.

2.4.7. Вторичный ППО военнослужащих воинских спасательных формирований по призыву реализуют штатные психологи воинских спасательных формирований.

2.4.8. Вторичный ППО военнослужащих воинских спасательных формирований по призыву проводится в период сборов молодого пополнения, в отдельно выделенные дни, включенные в расписание занятий, из расчета не более 20 военнослужащих на одного психолога в день.

2.4.9. Заключения установленной формы по результатам вторичного ППО военнослужащих воинских спасательных формирований по призыву предоставляются руководителям воспитательного и кадрового звеньев (п. 4.2. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.4.10. При отсутствии штатных психологов в воинских спасательных формированиях ППО кандидатов на военную службу по контракту (призыву) реализуют специалисты ГУ ЦЭПП МЧС России (региональных филиалов ГУ ЦЭПП МЧС России, штатные психологи территориальных органов МЧС России).

2.5. Окончательное решение о приеме кандидатов на службу (работу) в структурные подразделения ЦА, территориальные органы МЧС России, воинские спасательные формирования, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения принимают руководители соответствующих структурных подразделений ЦА, территориальных органов МЧС России, воинских спасательных формирований, организаций МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения.

2.6. ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России

2.6.1. Первичный ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО ГПС МЧС России с целью регионального конкурсного отбора кандидатов реализуют штатные психологи территориальных органов МЧС России и подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

2.6.2. Заключения установленной формы по результатам ППО предоставляются руководителю соответствующего кадрового органа для формирования личных дел кандидатов на обучение в ГОУ ВПО ГПС МЧС России (п. 4.3. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.6.3. Личные дела кандидатов на обучение в ГОУ ВПО ГПС МЧС России, получивших IV категорию профессиональной психологической пригодности, в образовательные учреждения не направляются.

2.6.4. Первичный ППО кандидатов на обучение в Академии гражданской защиты МЧС России реализуют штатные психологи военных комиссариатов.

2.6.5. Вторичный ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России реализуют психологи подразделений психологического обеспечения учебного процесса в период сдачи вступительных испытаний, в отдельно выделенные дни, предшествующие дням сдачи иных вступительных испытаний, из расчета не более 20 кандидатов на одного психолога в день.

2.6.6. Методическое руководство и контроль мероприятий по ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России осуществляют специалисты ГУ ЦЭПП МЧС России, включенные в состав предметных экзаменационных комиссий по определению профессиональной психологической пригодности кандидатов на обучение.

2.6.7. Категории профессиональной психологической пригодности кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России, вынесенные по результатам ППО, заносятся в экзаменационные ведомости (п. 4.4. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.6.8. Экзаменационные ведомости с результатами ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России предоставляются председателю (секретарю) приемной комиссии вуза.

2.7. На кандидатов, принятых на службу (работу, учебу) в структурные подразделения ЦА, территориальные органы МЧС России, воинские спасательные формирования, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения, оформляются карты индивидуального психологического изучения (приложения № 2 – 3 к настоящему Руководству).

2.8.В соответствующие разделы индивидуальных карт психологического изучения кандидатов, принятых на службу (работу, учебу)в структурные подразделения ЦА, территориальные органы МЧС России,воинские спасательные формирования, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения, заносятся анкетные данные, полученные числовые результаты ППО и вкладываются копии заключений установленной формы.

2.9. Протоколы психодиагностического обследования в рамках ППО подлежат обязательному кодированию в установленном порядке (приложение № 1 к настоящему Руководству).

Поделиться: