Частичное освобождение от служебных обязанностей. Как писать рапорт на больничный

Оформление больничного листа во все времена было делом непростым, а в случае с военнослужащими ситуация еще сложнее, так как эти люди не просто отбывают положенное время в офисе и возвращаются домой «долечиваться». Они отдают долг Родине, и их физическое и моральное состояние является залогом нормального функционирования оборонного комплекса страны. Именно поэтому при определенных обстоятельствах тем, кто служит в армии, положен отпуск по болезни. Военнослужащий может находиться на больничном строго определенное время, а затем по решению специально созванной комиссии (ВВК) уйти в оплачиваемый отпуск для восстановления и реабилитации. Если вам интересна эта тема, вы сможете найти в статье ответы на вопросы, касающиеся , документального оформления такого «отдыха», его оплаты и многое другое.

Что говорит буква закона

Все жизненные коллизии военных (женитьба, болезни, смерть члена семьи и так далее) четко регламентированы в законодательных актах, которые определяют, положен отпуск по той или иной причине, или нет.

В случае с отпусками по болезни рядового и офицерского состава ВС РФ наиболее важными являются следующие законы и положения:

  1. Федеральный закон №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - определяет законное право армейцев на отдых. Выделяет несколько категорий отпуска, доступных гражданам этой группы:
  • основной - предоставляется 1 раз в год тем, кто несет службу на платной основе, продолжительность отдыха определяется в зависимости от выслуги лет (минимальное количество дней - 30 суток, + 5 дней за каждые 5 лет службы свыше 10-летнего стажа);
  • единоразовый - полагается солдатам-срочникам, длительность отдыха зависит от результатов службы и присвоенного звания (20-30 дней);
  • учебные и каникулярные отпуска - свободное время, предоставляемое военнослужащим отбытия в высшие учебные заведения соответствующего профиля для сдачи экзаменов, зачетов и так далее;
  • отпуск по личным обстоятельствам - предоставляется защитникам отечества на срок до 10-ти суток в исключительных случаях (свадьба, похороны, пожар и прочее);
  • отпуск по болезни - количество дней для восстановления и реабилитации определяется после получения заключения ВВК (от 30-ти до 60-ти дней).

Как военнослужащему оформить больничный

Больничный лист для рядового и офицерского состава ВС РФ в привычном понимании гражданского населения не оформляется. Дело в том, что Министерство обороны и все его служащие находятся на особом положении. Оформление лечения военных существенно отличается от процедуры документального учета других застрахованных граждан.

  • Медицинские учреждения. Военные не обращаются в обычные поликлиники и больницы для постановки диагнозов, получения терапии и медикаментов. Контроль здоровья солдат и офицерского звена Вооруженных сил России осуществляют специализированные , входящие в состав оборонного ведомства РФ. Решение о временной нетрудоспособности выносится врачебными комиссиями.
  • Документ о нетрудоспособности. Больничные листы для военнообязанных не выдаются. Почувствовав недомогание или другие признаки заболевания, солдат или офицер должен обратиться в санитарную часть или ближайший армейский медицинский пункт. При подтверждении заболевания ему выписывается справка о нетрудоспособности и освобождении от на срок не более 5-ти дней единоразово и не более 12-ти дней (в общем) при повторных обращениях. Этот документ прикладывается к рапорту по команде. Только после принятия решения непосредственным руководителем по заявлению военнослужащий имеет право не выходить на службу. Если заболевание или увечье военного требует долгого времени на реабилитацию и восстановление, созывается ВВК, и солидарно принимается решение о количестве дней отпуска.

Оплата больничных военнослужащим


Вопросы отплаты труда являются наиболее спорными и животрепещущими для всех категорий граждан. В отличие от гражданского населения, получающего оплату больничных листов в зависимости от длительности работы на одном месте, общего стажа работы, среднемесячного заработка и так далее листки нетрудоспособности для военных оплачиваются по-другому. Каждому солдату или офицеру положено определенное ежемесячное довольствие. Его размер зависит от:

  • выслуги лет;
  • звания;
  • занимаемой должности;
  • наличия наград, знаков отличия и прочее.

В случае заболевания военнослужащий получает 100% ежемесячного довольствия вне зависимости от длительности нетрудоспособного состояния, размера помощи, звания и так далее.

Рассмотрим иные спорные ситуации, которые могут произойти с любым солдатом или офицером:

  • Окончание контракта во время болезни военнослужащего. Согласно Указу Президента РФ №1237, окончание контракта происходит в день, когда военного исключат из списков конкретной воинской части. Заявление об этом должен написать лично увольняющийся армеец. Если же он находится на больничном, и не имеет возможности подать командиру части , то контракт не считается завершенным. Период временной нетрудоспособности оплачивается военным в размере 100% ежемесячного довольствия.
  • Болезнь во время основного или дополнительного отпуска. Если военнослужащий заболел на отдыхе, и имеет официальный документ, подтверждающий этот факт, его отпуск увеличивается на количество дней по больничному.
  • . Если военнослужащий получил серьезное увечье или страдает тяжелой формой заболевания, на основании решения ВВК его могут признать негодным или ограниченно годным для несения военной службы. После этого должностное лицо получает право на досрочное увольнение из рядов ВС РФ и получение пенсионного обеспечения, а также всех льгот и привилегий, положенных военным пенсионерам. Для увольнения по состоянию здоровья потребуется подать рапорт на основании заключения ВВК и прошение об обеспечении всеми видами довольствия.

Если у вас есть интересная информация или вопросы по поводу больничных для военнообязанных, ждем их в разделе «Комментарии».

За пределы этого военного городка выход осуществляется по рапортам и на ограниченное время. Т.е. нельзя уйти в город и жить там. Проживаю в общежитии.

Добрый день! Больше чем уверен этот момент - закреплён письменным приказом командира в/ч.

Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 02.01.2017) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных… Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения.
39. Приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.
Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

1. Могу ли я покинуть территорию военного городка на основании решения ВВК, ведь нахождение на этой территории является выполнением обязанностей военной службы?

Заключение ВВК и соответственно справка об освобождении от выполнения служебных обязанностей - не являются безусловным основанием для отмены режимного приказа командира в/ч. Если просто уедите - это будет нарушением и не выполнением приказа командира.

Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

Теперь что касается -

2. Могу ли я покинуть территорию грозненского гарнизона, на основании того же решения ВВК, предварительно написав рапорт на имя командира части, о разрешении на выезд за пределы гарнизона?

Всё верно - только с разрешения командира в/ч. Мои рекомендации: 1. Подать письменный рапорт (с приложением копии заключения ВВК и справки-освобождения) командиру части, в котором укажите обстоятельства и соответственно просите: 1) освободить от исполнения служебных обязанностей на основании заключения ВВК и справки. 2) Дать разрешение на свободный выход за пределы в/ч и проживание за пределами военного городка для качественного лечения, своевременного оказания медицинской помощи и реабилитации. 3) О принятом решении прошу сообщить в установленном законном порядке. Если положительного решения не поступит - то подадите письменное заявление в адрес военной гарнизонной прокуратуры и вышестоящего командования на проведение проверки и осуществление надзора за действиями должностных лиц в Вашем отношении. Если это не поможет то вопрос сможете решить в судебном порядке. С Уважением...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - председателя суда Бамматова p.p., при секретаре Магомедове М.М., с участием заявителя Королева СВ. и представителя должностного лица - Паскарь СВ., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 283/10 по заявлению военнослужащего Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан старшего прапорщика Королева Сергея Викторовича об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан, связанных с не предоставлением освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части,

установил:

Королев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальнику Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан (далее – ПУ ФСБ РФ по РД), связанные с не предоставлением освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части, а также обязать указанное должностное лицо устранить названные нарушения путем издания соответствующего приказа.

Он также просил отнести судебные расходы по уплате государственной пошлины на ПУ ФСБ РФ по РД.

В судебном заседании Королев поддержал требования, изложенные в заявлении, и пояснил, что оспариваемые действия должностного лица приводят к тому, что он вынужден постоянно доказывать необходимость освобождения его от исполнения обязанностей военной службы, предоставлять справки о болезни, носить с собой на службу копию свидетельства о болезни и Положение о военно-врачебной экспертизе. Считая, что одного заключения военно-врачебной комиссии, в котором имеется отметка о необходимости освобождения его от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части достаточно, просил суд обязать должностное лицо освободить его от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части, путем издания соответствующего приказа.

Представитель должностного лица Паскарь требования Королева не признал и в обоснование своих доводов пояснил, что законодательством России не предусмотрена обязанность должностных лиц издавать письменный приказ об освобождении военнослужащих от исполнения обязанностей военной службы.

Выслушав объяснения заявителя и представителя должностного лица, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит заявление Королева подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено, что Королев, проходящий военную службу в ПУ ФСБ РФ по РД, находится в распоряжение начальника управления с 1 мая 2010 года. 20 июня 2007 года он признан не годным к военной службы с освобождением от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из приказов начальника Службы в г.Каспийске от 6 апреля 2010 года №43-лс о направлении 30 апреля 2010 года Королева в распоряжение начальника ПУ ФСБ РФ по РД, справкой от 17 июня 2010 года №8/664 о нахождении заявителя в распоряжении начальника ПУ ФСБ РФ по РД с 1 мая 2010 года, выданной ПУ ФСБ РФ по РД, копии свидетельства о болезни от 4 июня 2007 года №538, утвержденного Центральной пограничной военно-врачебной комиссией ФСБ России 20 июня 2010 года, о негодности Королева к военной службе и необходимости предоставления ему освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части.

Листком освобождения от исполнения обязанностей служебных обязанностей по временной нетрудоспособности №739, выданного военно-медицинской службой УФСБ РФ по РД, подтверждается факт обращения Королева в указанную службу и освобождения его от исполнения служебных обязанностей на срок с 19 мая по 4 июня 2010 года, с отметкой о необходимости приступить к работе с 5 июня 2010 года.

Как следует из письма начальника ПУ ФСБ РФ по РД от 21 июля 2010 года №21/304/8/21, адресованного заявителю, должностное лицо в нем сообщает, что в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии Королев освобожден от исполнения обязанностей военной службы на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части.

Оценивая указанные выше обстоятельства, суд приходит к следующему .

В соответствии с пунктом 34 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года №123, в случае если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, признан не годным к военной службе, военно-врачебная комиссия одновременно с заключением о его негодности к военной службе выносит заключение о необходимости предоставления освобождения на срок до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Как следует из статьи 359 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами.

Отсюда следует, что заключение военно-врачебной комиссии о необходимости предоставления военнослужащему освобождение на срок до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, подлежит обязательному исполнению должностными лицами.

Королев пояснил, что несмотря на имеющееся заключение военно-врачебной комиссии о необходимости освобождения его от исполнения обязанностей военной службы до дня исключения из списков личного состава воинской части, он вынужден постоянно доказывать должностным лицам ПУ ФСБ РФ по РД это обстоятельство, повторно представляя копию свидетельства о болезни, листок нетрудоспособности и разъясняя нормы Положения о военно-врачебной экспертизе, которое также вынужден приносить с собой на службу.

Представитель должностного лица Паскарь подтвердил факты, отмеченные заявителем и пояснил, что вопросы о законности отсутствия заявителя на военной службе действительно возникали.

На основании изложенного суд, учитывая, объяснения заявителя о том, что он вынужден постоянно доказывать должностным лицам ПУ ФСБ РФ по РД свое право на освобождение от исполнения обязанностей военной службы по болезни, а также объяснения представителя должностного лица Паскарь, согласно которых вопросы о законности отсутствия заявителя на военной службе действительно возникали, приходит к выводу , что несмотря на письменное уведомление заявителя об освобождении от исполнения обязанностей военной службы по болезни фактически такое освобождение должностным лицом осуществлено не было.

Довод представителя должностного лица, со ссылкой на письменное уведомление Королева об освобождении его от исполнения обязанностей военной службы, суд отклоняет, поскольку согласно заключению военно-врачебной комиссии должностное лицо обязано фактически освободить заявителя от исполнения военной службы до исключения из списков личного состава воинской части.

При этом, одно лишь уведомление заявителя об освобождении его от исполнении обязанностей военной службы с одновременным регулярным предъявлением к нему требований подтвердить правомерность не исполнения обязанностей военной службы, является формальным, а потому обязанность освободить Королева от исполнения служебных обязанностей на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части, судом признается невыполненной должностным лицом.

Вместе с тем, суд признает обоснованным довод представителя должностного лица Паскарь о том, что нормативными – правовыми актами, регламентирующим порядок прохождения военной службы, не предусмотрена обязанность должностного лица письменным приказом закрепить освобождении заявителя от исполнения обязанностей военной службы, поскольку в соответствии со статьей 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, фактическое освобождение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы с одновременным письменным уведомлением его об этом, является достаточным для исполнения соответствующей рекомендации военно-врачебной комиссии.

Потому, требование заявителя об обязании должностного лица письменным приказом освободить его от исполнении обязанностей военной службы, Суд считает незаконным.

На основании изложенного суд признаёт заявление Королева в части требований о признании незаконными действий начальника ПУ ФСБ РФ по РД, связанных с не предоставлением освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части обоснованным и полагает необходимым его удовлетворить, а в части его требований об обязании указанного должностного лица издать письменный приказ об освобождении заявителя от исполнения обязанностей военной службы по болезни до дня исключения из списков личного состава, полагает необходимым отказать.

Наличие судебных расходов, состоящих из уплаты государственной пошлины в сумме 200 рублей, подтверждается представленной заявителем и исследованной в судебном заседании квитанцией.

Вместе с тем, требование заявителя об отнесении судебных расходов, состоящих из уплаты государственной пошлины в сумме 200 рублей, суд в соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации, из которых следует, что при частичном удовлетворении заявления судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом требований в разумных пределов, находит подлежащими частичному удовлетворению и необходимым возложить на ПУ ФСБ РФ по РД на сумму 100 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Королева Сергея Викторовича об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан, связанных с не предоставлением освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части, - удовлетворить частично.

Обязать начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан предоставить Королеву Сергею Викторовичу освобождение от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части.

Взыскать с Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан в пользу Королева Сергея Викторовича расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 (ста) рублей.

В удовлетворении остальной части требований Королева СВ. - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме – 2 августа 2010 года.

Копия верна:

Подлинное за надлежащей подписью

Председатель суда

p.p. Бамматов

Секретарь судебного заседания М.М. Магомедов

Об отпуске по болезни и освобождении от исполнения обязанностей военной службы на определенный срок и их правовых последствиях

О.А. Ищенко, помощник командира войсковой части 57328 по правовой работе, старший лейтенант юстиции
Законодательным актом, специально посвященным правовому регулированию общих вопросов охраны права на здоровье граждан, в том числе военнослужащих, является Конституция Российской Федерации (ст. 41). Данная статья императивно определяет право каждого гражданина на здоровье в качестве субъективного неотъемлемого права, обеспечиваемого предоставлением медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, разработкой и реализацией федеральных программ по охране и укреплению здоровья населения, принятием мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрением деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, созданием безопасных условий труда. Вопросы охраны и сохранения здоровья военнослужащих также регламентированы в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», в Положении о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123), в Руководстве по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время 1 , в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основными мероприятиями в Вооруженных Силах Российской Федерации, направленными на сохранение здоровья военнослужащих, являются диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение, предоставление основного отпуска, предоставление отпуска по болезни, предоставление в случае нетяжелого заболевания освобождения от исполнения служебных обязанностей на определенный срок (далее – освобождение).

В правоприменительной практике нередко возникают вопросы по поводу того, в чем заключаются различия между отпуском по болезни и освобождением и каков объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих в каждом из этих случаев.

В соответствии с п. 31 Положения о военно-врачебной экспертизе заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни и освобождения выносится военно-врачебной комиссией (далее – ВВК) в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе, причем ВВК определяет и их продолжительность. Необходимо отметить тот факт, что рекомендации ВВК и врача (фельдшера) медучреждения воинской части об освобождении от исполнения обязанностей, а также рекомендации ВВК о необходимости предоставления отпуска по болезни подлежат обязательному выполнению должностными лицами.

Рассмотрим характерные отличия отпуска по болезни и освобождения.

Отпуск по болезни в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относится к дополнительным отпускам военнослужащих и предоставляется на основании заключения ВВК, а период освобождения от исполнения обязанностей военной службы в соответствии со ст. 350 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – УВС ВС РФ) и ст.ст. 399 и 621 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время является продолжением лечения, которое для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, может проходить на дому 2 .

В мирное время военно-врачебная комиссия выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни на срок от 30 до 60 суток в зависимости от характера, тяжести увечья, заболевания, а заключение о необходимости предоставления военнослужащему освобождения дается сроком до 15 суток 3 .

Отпуск по болезни может быть продлен:

– военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, не более чем на 60 суток;

– военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, не более чем на 30 суток.

В общей сложности срок непрерывного нахождения военнослужащего на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни не должен превышать четырех месяцев, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения на лечении. Например, при заболевании туберкулезом время нахождения военнослужащего на излечении и в отпуске по болезни в мирное время не может превышать 12 месяцев 4 . Освобождение может быть продлено до 15 суток, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 30 суток.

По истечении установленного срока непрерывного нахождения на лечении и в отпуске по болезни военнослужащий подлежит освидетельствованию ВВК для решения вопроса о годности его к военной службе.

В документальном оформлении отпуска по болезни и освобождения также есть особенности.

Так, после получения заключения ВВК военнослужащий по прибытии в часть подает рапорт по команде о предоставлении отпуска по болезни и прилагает к нему заключение ВВК о необходимости предоставления отпуска, при этом в рапорте указывается место проведения отпуска (это необходимо для оформления воинских перевозочных документов в силу того, что п. 1 ст. 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к местам использования дополнительных отпусков). Далее в воинской части издается приказ об убытии данного военнослужащего в отпуск по болезни и ему выдаются отпускной билет и воинские перевозочные документы. Отпускной билет и перевозочные документы по окончании отпуска сдаются в строевой отдел воинской части.

При вынесении ВВК (а также врачом или фельдшером медицинского учреждения воинской части) решения об освобождении военнослужащему выдается справка по форме № 25, утвержденной п. 16 Правил оформления и выдачи удостоверений, справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил и членам их семей 5 , которую он прилагает к рапорту по команде. После чего в воинской части издается приказ об освобождении военнослужащего от исполнения служебных обязанностей на определенный срок. Естественно, при освобождении военнослужащий не имеет права выезжать за пределы гарнизона, так как у него нет на это разрешительных документов, таких как отпускной билет, командировочное удостоверение, предписание и др.

Принципиальным отличием отпуска по болезни от освобождения является то, что в первом случае военнослужащий не считается исполняющим обязанности военной службы, а во втором, напротив, считается исполняющим обязанности военной службы, так как в п. 1 ст. 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” сказано, что военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы при нахождении на лечении, следовании к месту лечения и обратно.

Практическое значение отнесения определенных периодов военной службы к периоду исполнения обязанностей военной службы состоит в выяснении того, какие права имеет и какие обязанности несет военнослужащий в данный период и на что может рассчитывать семья военнослужащего в случае его смерти 6 .

Виды компенсаций и их размеры напрямую зависят от точного определения: является ли время нахождения в отпуске по болезни или период освобождения периодом исполнения обязанностей военной службы, так как в случае смерти военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы члены его семьи, помимо пенсии по случаю потери кормильца (п. 1 ст. 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих”); права на получение жилого помещения при продолжительности военной службы военнослужащего 20 лет и более (п. 4 ст. 24 Федерального закона от “О статусе военнослужащих”); страховых выплат (ст. 5 Федерального закона “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции”, приказ Министра обороны Российской Федерации “Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы” от 10 октября 1998 г. № 455), будут иметь право на следующие гарантии со стороны государства:

а) в соответствии с п. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях члены семьи военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

б) в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих” родителям, супругам и несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставляется преимущественное право на социальное и медицинское обслуживание;

в) в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 5 Инструкции о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, введенной в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 55, в случае гибели (смерти) военнослужащих, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере:

– членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, – 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;

– членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, – 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия;

г) другие гарантии и компенсации.

В заключение хотелось бы отметить тот факт, что до сих пор в ст. 33 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237) не определено, из какого отпуска может быть отозван военнослужащий. Если буквально понимать эту норму, то представляется возможным отозвать военнослужащего и из отпуска по болезни. В этом случае вполне естественно, что он будет не в состоянии исполнять возложенные на него служебные обязанности, а если и будет их исполнять, то это может повредить его здоровью. Представляется, что в данном случае должностным лицам, обладающим правом на отзыв военнослужащих из отпуска, необходимо не только руководствоваться крайней служебной необходимостью присутствия военнослужащего на службе, но и учитывать реальную возможность конкретного военнослужащего исполнять свои служебные обязанности.

1 Данное Руководство введено в действие приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. № 1.

2 Статья 349 УВС ВС РФ.

3Также в соответствии со ст.350 УВС РФ заключение об освобождении дается врачом, а в воинских частях, где врач штатом не предусмотрен, – фельдшером не более чем на трое суток. В случае необходимости освобождение может быть продлено.

4 Постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по дальнейшему снижению заболеваемости туберкулезом» от 1 сентября 1960 г. № 972.

5 Приложение № 37 к Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. № 170.

6 Членами семьи считаются: супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим; родители военнослужащего; дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, лица, находящиеся на иждивении военнослужащего

Хромых Лариса Георгиевна (10.02.2015 в 13:17:29)

Здравствуйте! В первую очередь, это относится к возможности издания приказа командира части об освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы в связи с болезнью ребенка. предусматривает однотипный порядок освобождения от трудовых обязанностей работника в случаях заболевания его самого или его ребенка. Соответственно, в случае болезни ребенка военнослужащего можно говорить о возможности освобождения военнослужащего от исполнения обязанностей службы в порядке, аналогичном освобождению военнослужащего от служебных обязанностей при его заболевании. Статья 350 УВС РФ предусматривает возможность освобождения военнослужащего от занятий и работ в случае заболевания по заключению врача или фельдшера. Причем, воинские должностные лица обязаны исполнить предписание медика. Военнослужащие-контрактники по заключению врача могут оставаться для лечения дома. Об освобождении их от служебных обязанностей должен издаваться приказ. Соответственно, при наличии медицинской справки о болезни ребенка, приказом командира части военнослужащий по его рапорту может быть освобожден от исполнения служебных обязанностей на период болезни ребенка (три дня с возможностью продления). Для применения этого способа без проблем, исключения возникновения спорных ситуаций, необходимо внести изменения в действующие подзаконные акты. Вторым способом, о чем и возник изначальный спор, является возможность предоставления военнослужащему отпуска по личным обстоятельствам, предусмотренного п.10 ст.11 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В данном случае, отпуск может быть предоставлен как по основанию «тяжелого состояния здоровья», так и по «исключительному случаю, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо». Спор возникает при втором основании. Пункт 10 ст.11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п.11 ст.31 Положения о порядке прохождения военной службы указывают, что данный отпуск предоставляется по решению командира воинской части. Это положение трактуется, как право командира части самому определять давать или не давать отпуск в указанных обстоятельствах. При наличии достоверных данных о необходимости нахождения военнослужащего в семье (наличие медицинской справки и рапорта военнослужащего), а также учитывая обязанность командира части (ст.7 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях в Российской Федерации») содействовать ребенку в реализации и защите его прав, запрет на вмешательство должностных лиц в дела семьи, «право» командира части становится его «обязанностью». Иное решение (отказ в предоставлении отпуска) нарушает права военнослужащего-родителя, предусмотренные ст.22 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», противоречит требованиям п.9 ст.2 и п.5 ст.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Поделиться: