Договор аренды не прошел государственную регистрацию. Договор аренды не зарегистрирован последствия

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: срок, в течение которого должен быть зарегистрирован договор аренды недвижимости, заключенный на срок не менее года, законодательством не установлен. Ответственность за отсутствие такой регистрации законом не предусмотрена. С заявлением о государственной регистрации договора может обратиться любая из его сторон.

Обоснование вывода

Договор аренды недвижимого имущества (в том числе помещения), заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 № 53 «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений»).

Государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться любая из сторон договора аренды недвижимого имущества (ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). С учетом закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора (п. 4 ст. 421 ГК РФ) стороны договора аренды, подлежащего государственной регистрации, вправе определить в договоре, кто из них осуществляет действия, направленные на его государственную регистрацию. В договоре можно указать, какая из сторон несет расходы по регистрации, кто будет готовить и подавать документы в регистрирующий орган. Срок, в течение которого стороны договора аренды недвижимости, заключенного на срок не менее года, должны обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о государственной регистрации такого договора, законодательством не установлен. По смыслу ГК РФ соответствующие действия должны быть совершены в разумный срок (постановления Арбитражного суда Московского округа от 31.03.2016 № Ф05-3133/16, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2015 № Ф07-591/15).

Вместе с тем отсутствие государственной регистрации договора аренды само по себе не означает, что между сторонами отсутствуют обязательственные отношения. В судебной практике выработана правовая позиция, в соответствии с которой соглашение, достигнутое по всем существенным условиям договора аренды, подлежащего государственной регистрации, и исполняемое сторонами, связывает стороны обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон, даже если такой договор не был зарегистрирован. Правовые последствия отсутствия государственной регистрации договора аренды связаны прежде всего с тем, что права арендатора по такому договору не могут быть противопоставлены им третьим лицам (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73, п. 2-4 Обзора судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165)).

Что касается санкций, применение которых возможно в связи с отсутствием государственной регистрации указанного в вопросе договора, то ч. 1 ст. 19.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним. Вместе с тем, как следует из разъяснений, приведенных в ответе на вопрос 17 раздела «Вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2005 г. по гражданским делам (утв. постановлениями Президиума ВС РФ от 4, 11 и 18.05.2005, без номера), в приведенной ситуации эта норма применяться не должна. В случае уклонения одной из сторон договора от его государственной регистрации применяются способы защиты прав, предусмотренные гражданским законодательством, а не административные санкции (п. 2 ст. 165 ГК РФ, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 № 12АП-11298/13, п. 7 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59)).

Долгое время в практике происходило следующее: сторона, которой договор аренды становился неинтересен, предъявляла иск о признании договора незаключенным, ввиду отсутствия его государственной регистрации. Суд зачастую по чисто формальным признакам признавал договор незаключенным, не принимая во внимание то обстоятельство, что договор исполнялся сторонами длительный период.

25.02.2014 ВАС издал информационное письмо №165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» (далее — Обзор).

Основная цель документа направлена на борьбу с необоснованным признанием договоров незаключенными .
 Речь в Обзоре идет о различных договорах, но в данной статье мы коснемся только здания (или помещения).

Ранее в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (в ред. от 25.12.2013) (далее- Постановление №73) ВАС уже высказывался по вопросу заключенности договора аренды в отсутствие государственной регистрации последнего. В пункте 14 Постановления №73 рассмотрена ситуация, когда долгосрочный договор аренды здания или сооружения не зарегистрирован, но стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем его существенным условиям и начали его исполнять. Такое соглашение связывает стороны обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из них исходя из ст. 310 ГК РФ.

В Обзоре это положение развивается, в нем прямо указано: «Сторона договора, не прошедшего необходимую государственную регистрацию, не вправе на этом основании ссылаться на его незаключенность».
 К такому обязательству в отношении сторон должны применяться правила о договоре аренды.

В Обзоре прослеживается идея о том, что государственная регистрация договора аренды недвижимости осуществляется в целях создания возможности для заинтересованных третьих лиц знать о долгосрочной аренде. Такая регистрация имеет целью защиту интересов третьих лиц, которые могут приобретать права на эту недвижимость, и создает для таких лиц возможность получить информацию о существующих договорах аренды, заключенных в отношении недвижимой вещи. 
 Договор не прошедший государственную регистрацию, не порождает тех последствий, которые могут оказать влияние на права и интересы третьих лиц, не знавших о факте заключения договора аренды и о содержании его условий. Например, арендатор по незарегистрированному договору аренды не сможет ссылаться на ст.617 ГК РФ при смене арендодателя (собственника), и требовать сохранения договора от нового собственника, так как новый собственник, не мог знать об обременении помещения договором аренды, поскольку последний не был зарегистрирован. При этом речь идет о добросовестных третьих лицах, которые не знали о наличии сделки. Такое незнание презюмируется, если договор аренды не был зарегистрирован . Но если другая сторона спора докажет, что, приобретая право на недвижимую вещь, третье лицо знало о наличии незарегистрированного договора, то его заявление об отсутствии государственной регистрации будет считаться злоупотреблением правом.

В соответствии со статьей 433 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) «договор аренды для сторон этого договора, считается заключенным с момента передачи недвижимого имущества по договору, но в случае заключения договора на срок более года, такой договор подлежит обязательной государственной регистрации».

По общему правилу, изложенному в статье 164 ГК РФ: «в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации».

Однако, несмотря на вышеуказанные нормы, существует правовая позиция Пленума ВАС согласно которой: «если собственник по незарегистрированному договору аренды передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае соглашение связало стороны обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон, но для третьих лиц договор будет считаться заключенным только с момента государственной регистрации договора» (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 13).

Что же значит «недействительность договора для третьих лиц», и какие риски для арендатора влечет такая недействительность? Представим, что планируется покупка объекта недвижимого имущества для дальнейшего использования под офис, и после реализации покупатель выясняет, что оказывается его новая собственность уже сдана в аренду на ближайшие 10 лет. Подобная ситуация явно нарушает права покупателя. Для защиты данных прав законодатель ввел нормы об обязательной регистрации в ЕГРН долгосрочных договоров аренды недвижимого имущества, при нарушении данных норм такой договор недействителен для любого третьего лица, из чего следуют следующие риски:

  1. В случае смены собственника имущества к отношениям сторон не будет применяться пункт 1 статьи 617 ГК РФ.

Это значит, что в том случае, если договор зарегистрирован в установленном порядке, то переход права на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения условий или расторжения договора аренды.

Однако, в случае, когда договор не зарегистрирован, новый собственник вправе потребовать арендатора освободить помещение (Письмо ВАС РФ от 25.02.2014 № 165).

  1. Арендатор не имеет преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок (пункт 1 статьи 621 ГК РФ) (Определение ВАС РФ от 27 августа 2013 года № ВАС-11154/13).

Кроме того, при такой аренде арендатор несет также и налоговые риски. Связано это с тем, что на основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) «в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Расчетные документы по оплате арендной платы должны содержать ссылку на договор, в соответствии с которым осуществляются расходы.

Учитывая изложенное, расходы по незаключенному договору аренды не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций как не соответствующие критериям расходов, установленных статьей 252 НК РФ (письмо Минфина России от 23.11.2015 г. № 03-07-11/67890).

При этом следует отметить, что если договор содержит условие, согласно которому его положения распространяют свое действие на отношения сторон возникшие до момента заключения, то в таком случае, по мнению Минфина, арендные платежи по зарегистрированному или находящемуся на государственной регистрации договору до момента его государственной регистрации могут учитываться для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 25.01.2013 № 03-03-06/2/6, Письмо Минфина РФ от 05.03.2011 № 03-03-06/4/18, Письмо ФНС РФ от 13.07.2005 № 02-1-07/66).

Таким образом, в случае, если договор так и не будет зарегистрирован, весьма вероятно, что налоговые органы придут к выводу, что арендные платежи по договору нельзя признать расходом в целях налогообложения прибыли организации.

Таким образом, отсутствие регистрации долгосрочного договора аренды крайне невыгодно арендодателю, так как в таком случае он несет существенные риски.

В таком случае арендатор вправе воспользоваться гарантиями, предусмотренными статьей 165 ГК РФ, и обратиться в суд с требованием о принудительной регистрации сделки, а также потребовать возмещения убытков, которые были вызваны задержкой в регистрации. При этом стоит помнить, что срок исковой давности по таким требованиям составляет один год.

Если у Вас возникают сомнения в возможности применения мер защиты, а также для формирования полной картины рисков, выработки и реализации наиболее эффективной стратегии при взаимодействии с контрагентом – обращайтесь к квалифицированным консультантам, оказывающим услуги

Заключен на срок не менее года, его необходимо зарегистрировать. Именно с момента такой регистрации договор считается заключенным (ст. 651 ГК РФ).

Какие правила нужно соблюдать при регистрации договора. С заявлением о договора аренды недвижимого имущества может обратиться как арендатор, так и арендодатель. Так сказано в статье 26 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Если в аренду сдается здание или помещения в нем, к договору аренды, который представляется на госрегистрацию, нужно приложить поэтажные планы здания, на которых обозначаются сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади.

Существует вполне законный способ избежать госрегистрации договора аренды: на срок менее года, а по истечении срока — пролонгировать. Однако здесь надо учесть такую тонкость. Договор аренды недвижимости, срок действия которого обозначен с 1-го числа какого-либо месяца текущего года до последнего числа предыдущего месяца следующего года, признается в практике заключенным на год. Поэтому договор аренды с таким сроком подлежит государственной регистрации (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Так что, если требуется избежать госрегистрации, срок аренды должен быть максимум 364 дня (365 дней, если аренда попадает на високосный год).

Пример

ООО «Московская типография» арендовало здание у ЗАО «Строймонтаж». Рассмотрим две ситуации.

Ситуация 1. Договор аренды заключен с 1 февраля 2014 года по 31 января 2015 года включительно. В этом случае договор нужно зарегистрировать.

Ситуация 2. Договор аренды заключен с 1 февраля 2014 года по 30 января 2015 года включительно. Данный договор регистрировать не нужно.

Можно ли признать расходы на аренду, если договор не зарегистрирован

Каковы будут последствия, если долгосрочный договор аренды недвижимости не зарегистрирован. Предположим, компания арендовала здание на длительный срок (более года), но при налоговой проверке выяснилось, что договор аренды не зарегистрирован. Что грозит компании? Ответ зависит от ситуации. На практике возможны следующие случаи:

  • договор аренды на регистрацию вообще не подавался;
  • договор был подан на государственную регистрацию, но к моменту проведения проверки еще не зарегистрирован;
  • договор был зарегистрирован в порядке, но в последующем в него были внесены изменения, которые зарегистрированы не были.

Рассмотрим каждую из этих ситуаций подробно.

Ситуация 1. Договор долгосрочной аренды недвижимости на регистрацию не подавался. Посмотрим, какие проблемы могут возникнуть в этом случае у компании при признании расходов на аренду в налоговом учете.

По общему правилу платежи по договору аренды в налоговом учете включаются в состав расходов (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Тем не менее, если договор аренды, заключенный на срок более года, не был зарегистрирован, налоговики могут не позволить учесть соответствующие расходы для целей налогообложения. Позиция чиновников основывается на том, что договор, не прошедший государственную регистрацию (в том случае если, согласно Гражданскому кодексу РФ, она обязательна), не считается заключенным, а расходы по незаключенному договору учесть нельзя. Такое мнение чиновники высказывали неоднократно (см., например, письма от 12 июля 2006 г. № 03-03-04/2/172, от 17 февраля 2006 г. № 03-03-04/3/3, письмо от 13 июля 2005 г. № 02-1-07/66 и т. п.).

По мнению автора, такой подход нельзя признать полностью обоснованным. Дело в том, что несоблюдение норм гражданского права не должно отражаться на налоговых правоотношениях: гражданским законодательством не предусмотрено, что отсутствие надлежащей регистрации делает договор аренды недействительным. Налогоплательщик вправе учесть произведенные им затраты на аренду имущества и без государственной регистрации договора, если данные затраты обоснованы и документально подтверждены. Кроме того, как известно, для документального подтверждения расходов достаточно иметь документы, подтверждающие произведенные расходы. В рассматриваемой ситуации такими документами будут подписанный сторонами договор аренды (не важно, зарегистрирован он или нет), акт приема-передачи объекта аренды и документы, подтверждающие перечисление арендной платы.

Следует учесть, что такие выводы подтверждает и многочисленная судебная практика. Отметим в связи с этим, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 марта 2008 г. по делу № А56-19124/2007, ФАС Уральского округа от 25 января 2007 г. № Ф09-12242/06-С2.

Ситуация 2. Договор был подан на государственную регистрацию, но к моменту проверки еще не зарегистрирован. Как известно, процесс госрегистрации договора может затянуться, поэтому арендатор чаще всего начинает использовать здание сразу после заключения договора. Соответственно, расходы в виде арендной платы, коммунальных платежей и так далее возникают у арендатора задолго до того, как договор пройдет обязательную регистрацию.

Между тем с признанием расходов в подобной ситуации могут быть проблемы. Инспекторы в подобном случае опять же ссылаются на то, что по общему правилу договор аренды недвижимости считается заключенным только с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Из этого чиновники делают вывод, что договор не может подтверждать расходы, которые произведены до его государственной регистрации (письмо Минфина России от 12 июля 2006 г. № 03-03-04/2/172).

Если в подобной ситуации возникнет спор, в свою защиту компания может привести те же аргументы, о которых мы уже говорили выше. Кроме того, суды при решении подобных споров также, как правило, занимают сторону предприятий (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 2 мая 2007 г. № Ф04-2578/2007(33740-А75-25), Северо-Западного округа от 16 августа 2005 г. № А56-46400/04).

Однако конфликтов с проверяющими можно избежать вовсе — сам Минфин России предложил, как выйти из такой ситуации (письмо от 12 июля 2006 г. № 03-03-04/2/172). Нужно воспользоваться пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса РФ и придать договору обратную силу: распространить его действие на период с момента передачи здания потенциальному арендатору. Тогда договор, пусть пока и незарегистрированный, станет документом, подтверждающим, что фактически аренда уже началась. А это значит, что требования Налогового кодекса РФ о документальном подтверждении расходов будут выполнены.

Таким образом, во избежание споров с налоговиками следует внести в договор аренды положение, в соответствии с которым условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим с момента его подписания. Сформулировать это положение (пункт договора) можно следующим образом: «Условия договора применяются к отношениям, возникшим с момента передачи здания от арендодателя арендатору».

Отметим, что, если изначально стороны не предусмотрели в договоре обратной силы, это условие можно установить и в дополнительном соглашении. Правда, такое соглашение, как и основной договор, будет необходимо зарегистрировать. Тогда арендатор сможет признавать свои расходы в том периоде, когда он фактически начал пользоваться недвижимостью.

Ситуация 3. Договор зарегистрирован, но в последующем в него были внесены изменения. Предположим, что договор аренды был зарегистрирован, но после госрегистрации стороны двусторонним соглашением изменили (увеличили) размер арендной платы. Вправе ли в подобном случае арендатор учесть в налоговом учете полную сумму новой арендной платы, если допсоглашение не было зарегистрировано?

Специалисты Минфина России настаивают, что этого сделать не удастся. По мнению чиновников, арендные платежи в повышенном размере подлежат включению в состав расходов только после государственной регистрации соглашения об изменении договора (см., например, письмо Минфина России от 30 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/471). Правда, затем несколько смягчили свою позицию по этому вопросу: если условия допсоглашения на период до момента госрегистрации, арендные платежи в размере, установленном соглашением, которое находится на регистрации, могут учитываться с момента этого изменения (письмо Минфина России от 11 июля 2008 г. № 03-03-05/77). Аналогичное мнение высказано и в письме УФНС России по г. от 28 марта 2008 г. № 20-12/030173.

По мнению автора, заключение дополнительного соглашения (вне зависимости от того, зарегистрировано оно или нет) не влияет на возможность учесть расходы на аренду при налогообложении. Доводы те же: изменение размера арендной платы не делает договор аренды незаключенным. Следовательно, увеличенная сумма арендных платежей может быть учтена для целей налогообложения прибыли, если соответствующие расходы экономически обоснованы и документально подтверждены. Судебная практика также подтверждает этот вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2008 г. по делу № А56-30518/2006).

Александр Елин,

Компании "АКАДЕМИЯ АУДИТА"

Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в следующих случаях:

  • договор аренды здания или сооружения заключен на срок не менее одного года (п. 2 ст. 651 ГК РФ);
  • договор аренды помещения, находящегося в здании или сооружении, заключен на срок не менее одного года (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 1 июня 2000 г. № 53 «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений»);
  • договор аренды земельного участка заключен на срок не менее одного года (п. 2 ст. 26 ЗК РФ);
  • несколько договоров аренды в отношении одного и того же объекта аренды заключены одновременно, причем срок одного из них начинается сразу же после окончания срока действия другого договора. Суды рассматривают такие договоры в качестве единой сделки, которая подлежит регистрации при условии, что общий срок аренды по этим договорам составляет один год или более (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 марта 2010 г. по делу № А53-17516/2009).

Государственная регистрация договоров аренды недвижимого имущества не требуется, если Договор аренды заключен на срок менее одного года (например, на 11 месяцев).

На практике часто встречаются случаи, когда договор аренды первоначально заключается на срок в 11 месяцев или на иной срок менее года, а потом неоднократно продляется на тот же срок. Согласно правовой позиции ВАС РФ, при продлении договора аренды, заключенного на срок менее одного года, на такой же срок после окончания первоначального срока аренды отношения сторон регулируются новым договором аренды, который не подлежит государственной регистрации в силу пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса РФ (п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“»; далее — информационное письмо № 59).

Если договор аренды заключен на срок менее года и впоследствии не более чем на год был продлен дополнительным соглашением, то в этом случае ни договор, ни дополнительное соглашение регистрировать не нужно. Если договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок менее года, продлен дополнительным соглашением, то возникает новый договор аренды, который не подлежит государственной регистрации при условии, что договор также продлен на срок менее одного года (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 января 2011 г. по делу № А82-104/2010).

Договор аренды, заключенный либо возобновленный на неопределенный срок, государственной регистрации не подлежит. Это можно доказать, опираясь на пункт 2 статьи 651 Гражданского кодекса РФ и разъяснения ВАС РФ.

Так, из пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса РФ следует, что договор, подлежащий государственной регистрации, должен соответствовать двум условиям:

  • устанавливать срок его действия;
  • указанный срок должен быть не менее одного года.

Договор, заключаемый на неопределенный срок, ни одному из этих условий не соответствует.

Во-первых, договор аренды здания, возобновленный на неопределенный срок, не нуждается в государственной регистрации, поскольку, согласно пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса РФ, государственной регистрации подлежит договор аренды здания, заключенный только на срок не менее одного года (п. 11 информационного письма № 59).

Во-вторых, Президиум ВАС РФ фактически приравнял к заключению нового договора аренды продление договора на тот же срок по окончании срока его действия (п. 10 информационного письма № 59).

Следовательно, возобновление договора аренды на неопределенный срок также является заключением нового договора, который не содержит условия о сроке его действия и признается заключенным на неопределенный срок.

На уровне федеральных арбитражных судов округов также сложилась практически единообразная практика толкования пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса РФ, согласно которой договор аренды, заключенный (возобновленный) на неопределенный срок, государственной регистрации не подлежит (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28 декабря 2010 г. по делу № А11-417/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 12 мая 2011 г. по делу № А81-3520/2010 ФАС Центрального округа от 20 мая 2011 г. по делу № А48-3783/2010).

Порядок государственной регистрации договора.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться любая из сторон договора (абз. 2 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; далее — Закон о госрегистрации). На практике это означает, что стороны сами определяют, юристы какой из сторон будут заниматься регистрацией договора, кто будет оплачивать госпошлину за регистрацию договора и дополнительных соглашений к нему и т. п. Чтобы устранить неопределенность в данном вопросе, рекомендуется прописать это в договоре.

Пример пункта договора аренды о порядке его регистрации сторонами

«Регистрация настоящего Договора, а также Дополнительных соглашений к нему осуществляется Арендодателем в срок не позднее двух месяцев со дня подписания настоящего Договора. Расходы, связанные с первоначальной государственной регистрацией настоящего Договора несет Арендодатель. В дальнейшем расходы по государственной регистрации изменений к настоящему Договору несет Сторона, по инициативе которой вносятся изменения. Расходы по государственной регистрации досрочного расторжения Договора несет та сторона, по инициативе которой Договор подлежит расторжению. Арендатор обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания настоящего Договора передать Арендодателю необходимый пакет документов для государственной регистрации настоящего Договора».

Регистрация договора аренды производится территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с Инструкцией о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утвержденной приказом Минюста России от 6 августа 2004 г. № 135.

Общий перечень документов, представляемых на регистрацию договора аренды, указан в пункте 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184.

Для государственной регистрации договора аренды здания, сооружения, помещения или его части необходимо будет представить в регистрирующий орган кадастровые паспорта сдаваемого в аренду объекта недвижимости с указанием размера арендуемой площади (п. 3 ст. 26 Закона о госрегистрации), а для государственной регистрации земельного участка или его части — кадастровый паспорт земельного участка с указанием сдаваемой в аренду площади (п. 2 ст. 26 Закона о госрегистрации).

Государственная пошлина за регистрацию договора аренды взимается в размере 1 тыс. руб. с физических лиц и 15 тыс. руб. с организаций (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). В таком же размере будет взиматься госпошлина за регистрацию дополнительных соглашений к договору аренды, а также за регистрацию расторжения договора аренды (письмо ФНС России от 1 ноября 2005 г. № 04-3-09/597 «О государственной пошлине»; далее — письмо № 04-3-09/597).

Государственная регистрация по общему правилу осуществляется в течение месяца со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (п. 3 ст. 13 Закона о госрегистрации).

Бывают случаи, когда арендодатель не исполняет своей обязанности по регистрации договора аренды, при таких обстоятельствах у арендатора есть два варианта действий: самому обратиться в регистрирующий орган или же потребовать регистрации в судебном порядке.

С одной стороны, договор аренды регистрируется по заявлению одной из сторон. Следовательно, арендатор может самостоятельно обратиться в регистрирующий орган за регистрацией договора вместо арендодателя, представив все необходимые документы.

Однако в этом случае у арендатора возникают следующие риски:

самостоятельное обращение арендатора в регистрирующий орган не сможет заставить арендодателя исполнить обязанности, возложенные на него договором. Например, если в соответствии с договором обязанность по уплате госпошлины за регистрацию договора возложена на арендодателя. В этом случае арендатору придется самому оплачивать все необходимые расходы, что в отдельных случаях может быть для него весьма обременительно;

самостоятельное обращение арендатора в регистрирующий орган будет осложнено необходимостью получения отдельных документов, которые арендатор самостоятельно получить не имеет возможности, например, кадастровый паспорт помещения. А без указанных документов арендатор в большинстве случаев не сможет самостоятельно зарегистрировать договор. Необходимость представления этих документов в регистрирующих органах, как правило, объясняют тем, что на каждый регистрируемый договор заводится новое регистрационное дело (фактически отдельная папка), в которое заново необходимо представлять копии первичных документов, включая кадастровый паспорт объекта недвижимости. В свете положений, указанных в пункте 10 статьи 33 Закона о госрегистрации, правомерность таких заявлений сотрудников регистрирующих органов можно поставить под сомнение. Однако чтобы оспорить такое требование, придется обращаться в суд.

С другой стороны, в соответствии с пунктом 3 статьи 165 Гражданского кодекса РФ если одна из сторон уклоняется от регистрации договора, то суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации договора. Поэтому если арендодатель не исполняет свою обязанность по регистрации договора, арендатору в большинстве случаев целесообразнее либо направить соответствующую письменную претензию арендодателю, либо сразу обращаться с требованием о регистрации договора в суд. В этом случае договор будет зарегистрирован по решению суда (п. 3 ст. 165 ГК РФ).

Если ни одна из сторон не обратилась в регистрирующий орган с требованием о регистрации договора, то договор будет считаться незаключенным.

Если ни одна из сторон не обратится в регистрирующий орган с требованием о регистрации договора, то в этом случае у суда не будет оснований для вынесения решения о регистрации договора. Дело в том, что если ни одна из сторон не обращалась, то, следовательно, ни одна из сторон и не уклонялась от такой регистрации. В этом случае договор будет считаться незаключенным, невлекущим возникновения у сторон каких-либо прав и обязанностей (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 апреля 2006 г. по делу № А05-14505/2005-3).

На практике это будет означать, что у арендатора будут отсутствовать право владеть и пользоваться объектом аренды и иные права, вытекающие из договора аренды, в том числе преимущественное право на заключение договора на новый срок, право на сдачу имущества в субаренду и т. д. А арендодатель, если возникнет задолженность по арендным платежам, сможет лишь обратиться в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения. При этом в рассматриваемой ситуации плата за пользование недвижимым имуществом будет взыскиваться не по среднерыночной стоимости аренды аналогичного имущества, а по цене, согласованной сторонами в договоре, если только при рассмотрении судебного спора не доказано иное (например, арендатор докажет, что согласованная арендная плата в договоре превышает среднерыночную, либо арендодатель докажет, что согласованная арендная плата ниже среднерыночной). Это обусловлено тем обстоятельством, что при подписании договора стороны выразили волю на согласование определенных договорных условий, в частности, арендодатель предполагал получение арендной платы, а арендатор — уплату арендной платы в размере, согласованном в договоре.

Если обязанность по регистрации договора возложена на арендодателя, арендатору нужно следить за тем, чтобы договор был зарегистрирован арендодателем без особых промедлений. Если же арендодатель не принимает мер по регистрации договора, арендатору нужно своевременно предпринимать меры для защиты своих интересов. Дело в том, что регистрация договора не только позволяет исключить риски, связанные с незаключенностью договора, но служит также дополнительной гарантией для арендатора на случаи недобросовестных действий арендодателя. Например, может оказаться, что арендатор подписал в отношении одного и того же объекта аренды два долгосрочных договора с разными арендаторами. В данной ситуации будет зарегистрирован именно тот договор, который первым был передан на регистрацию со всеми необходимыми документами (п. 35 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184). Арендатор же по другому договору сможет лишь потребовать возмещения убытков.

Регистрация соглашений об изменении или о расторжении договора.

Поскольку соглашения об изменении или о расторжении договора являются его неотъемлемой частью, то на практике возникает вопрос: всякое ли дополнительное соглашение к договору аренды, прошедшему государственную регистрацию, тоже необходимо регистрировать?

На самом деле регистрировать нужно далеко не каждое дополнительное соглашение к договору аренды. По общему правилу дополнительные соглашения к договору аренды регистрируются в тех случаях, если они изменяют содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды (п. 9 информационного письма № 59). В частности, обязательной государственной регистрации подлежат следующие соглашения к договору аренды:

  • об изменении объекта аренды, как в целом (например, по договору вместо 8-го этажа организация будет занимать 7-й), так и в части (например, об увеличении арендуемой площади). В данном случае подлежит изменению существенное условие договора — его предмет;
  • об изменении условия договора о размере арендной платы. Меняться может либо твердый размер арендной платы (например, с 10 тыс. до 20 тыс. руб.), либо порядок определения суммы арендных платежей (например, со 100 до 200 долл. США по курсу ЦБ РФ на момент оплаты). Соглашение сторон об изменении размера арендной платы, указанного ими в зарегистрированном договоре аренды недвижимого имущества, также подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды (п. 9 информационного письма № 59). Правовая позиция о необходимости регистрации соглашений об изменении арендной платы разделяется судебной практикой (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 5 октября 2010 г. по делу № А17-9472/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 апреля 2010 г. по делу № А78-3988/2009, ФАС Дальневосточного округа от 21 февраля 2011 г. № Ф03-9792/2010 по делу № А73-279/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 7 апреля 2011 г. по делу № А02-247/2010, ФАС Московского округа от 17 января 2011 г. № КГ-А40/16993-10 по делу № А40-33740/10-105-240, ФАС Поволжского округа от 15 июля 2010 г. по делу № А55-34696/2009, ФАС Северо-Западного округа от 6 августа 2003 г. № А56-38305/02, ФАС Северо-Кавказского округа от 9 августа 2010 г. по делу № А32-46888/2009, ФАС Уральского округа от 22 июня 2009 г. № Ф09-7767/08-С6 по делу № А50-1988/2008-Г01, ФАС Центрального округа от 26 января 2010 г. № Ф10-6120/09 по делу № А23-1667/09Г-2-79).

Если в договоре установлен порядок определения арендной платы, то суммы арендной платы за оплачиваемые периоды могут различаться. Это не считается изменением условия договора о размере арендной платы, а потому никакой регистрации в этих случаях не требуется.

Различный размер суммы арендной платы, определенной в соответствии с установленным в договоре порядком ее исчисления, не будет свидетельствовать об изменении условия договора об арендной плате, если сам механизм определения арендной платы остается неизменным. Такая правовая позиция изложена в пункте 11 информационного письма № 66. К примеру, если при ежемесячной арендной плате в 1 тыс. долл. США в январе курс доллара США был ниже, чем в феврале, в связи с чем итоговая сумма арендной платы за февраль в рублях получилась больше, то это не будет свидетельствовать об увеличении установленного договором размера арендной платы и об изменении соответствующего условия договора, поскольку сам механизм исчисления арендной платы (1 тыс. долл. США по курсу ЦБ РФ на день оплаты) остается неизменным.

Поскольку изменение суммы арендной платы в рамках единого механизма ее определения не считается изменением условия договора об арендной плате, то такое изменение суммы аренды регистрации не подлежит (постановление Президиума ВАС РФ от 26 января 2010 г. № 11487/09 по делу № А59-3535/07-С9(С-5)).

Данные об изменении срока договора аренды необходимо регистрировать, это связано с тем, что регистрации подлежат лишь договоры с определенным сроком и информация о сроке аренды в обязательном порядке вносится в ЕГРП (приложение 3 к Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219; далее — Правила ведения ЕГРП).

Также в обязательном порядке будет необходимо регистрировать соглашения о расторжении договоров аренды, поскольку в данном случае будут вноситься изменения в ЕГРП в части погашения записи о прекращении права аренды (разд. VI Правил ведения ЕГРП).

Если у стороны по договору аренды изменились банковские реквизиты, данные изменения регистрировать не нужно, поскольку изменение банковских реквизитов сторон зарегистрированного договора аренды не подлежит государственной регистрации (постановление ФАС Дальневосточного округа от 9 марта 2010 г. № Ф03-994/2010 по делу № А51-8558/2009).

Госпошлина за регистрацию дополнительных соглашений к договору аренды, а также за регистрацию расторжения договора аренды взимается в таком же размере, что и за государственную регистрацию договора аренды (ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 01.11.2005 № 04-3-09/597).

Что Вы думаете по поводу статьи «Регистрация договора аренды»? Прокомментируйте ее, пожалуйста!

Поделиться: