Увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта: что положено, как и за что увольняют. Несоблюдение условий контракта (примеры несоблюдения, последствия) Если военнослужащего увольняют по несоблюдению контракта

Основной закон государства вменяет в обязанность своим гражданам защиту Родины, отмечая, что служба в армии должна опираться на законы РФ. В ряде случаев воинская служба может быть заменена на альтернативную, гражданскую. Армия страны состоит из служащих по призыву или тех граждан, кто служит добровольно по контракту. Принципы службы в армии России на контрактной основе прописаны в ФЗ №76 от 27.05.1998 года, который определяет статус военнослужащих и регулирует правовые отношения, возникающие в ходе службы. Заключение контракта является актом доброй воли, что подтверждается ФЗ №53, регламентирующим принципы службы и обязанности военных. Нарушения законов могут привести к увольнению военнослужащего по несоблюдению условий контракта. Все виды взысканий, в числе которых и досрочное расторжение контракта, прописаны в Дисциплинарном Уставе ВС РФ.

Условия несоблюдения контракта

Невыполнение условий контракта военным предполагает нарушение им во время службы своих должностных и специальных обязанностей, злостное нарушение дисциплины и совершение иных поступков, дискредитирующих его статус. Под эту статью не подпадают действия или бездействия контрактника, подразумевающие наступление административного или уголовного наказания.

Важно! Военнослужащие, совершившие преступления, предусмотренные УК РФ, подлежат увольнению и лишению званий только после вступившего в законную силу судебного решения.

Досрочное увольнение относится к мерам дисциплинарного взыскания, а в принципах российского законодательства заложены правила одного наказания за один поступок: человек не может повторно нести ответственность за одно и то же правонарушение. Если за дисциплинарный проступок уже было назначено другое взыскание, досрочному увольнению по НУК военный не подлежит, однако:

  • В случае систематических нарушений дисциплины и пренебрежения своими обязательствами должностное лицо может быть подвергнуто взысканию за каждый выявленный эпизод.
  • По каждому факту неисполнения служебных обязанностей или дисциплинарных проступков проводится проверка, по ее результатам и выносится решение о наложении взыскания, вплоть до увольнения.

Командование части вправе инициировать создание , в обязанности которой входит определение соответствия военного занимаемой должности.

Заключение аттестационной комиссии служит основанием для принятия решения об увольнении должностного лица.

Увольнение по НУК со стороны военнослужащего

Совершая систематические дисциплинарные проступки, каждый контрактник должен понимать, что одними выговорами и устными предупреждениями он не обойдется, и за очередное игнорирование обязанности военнослужащих может последовать увольнение по НУК. Все факты наложения взыскания находят отражение в личном деле военного. Должностные лица, в чьи обязанности входит проведение проверок и наложение взысканий, всегда готовы отстоять свое мнение в случае обжалования их действий в судебном порядке.

Внимание! Осуществление любых проверок в отношении военнослужащего не может служить поводом унижения его чести и достоинства.

Несоблюдение контракта со стороны Минобороны

Законы страны определяют не только обязанности военных, но и их права. В тексте контракта указаны обязательства государства по отношению к военнослужащему. Существенные нарушения условий контракта со стороны Министерства обороны нередки, но выиграть судебные тяжбы по взысканию ущерба с государства достаточно сложно. Существенность таких нарушений, как невозможность осуществления военнослужащим гарантированных ему прав, использования соцгарантий военным и его семьей может определить суд и вынести решение, дающее право на прекращение контракта. Арбитраж рассматривает каждое обращение в индивидуальном порядке, и выносит определение на основании всех представленных доказательств. Если военный отмечает нарушения со стороны Минобороны, выражающиеся в:

  • несвоевременной выплате довольствия;
  • не предоставлении жилья;
  • запрете к отбытию в отпуск.

Когда такие нарушения носят систематический характер, нужно подать рапорт командиру или заявление в суд.

Важно! Право на досрочное увольнение по решению суда имеют только те военные, в отношении которых нарушения не были устранены до даты написания рапорта или обращения в суд.

Увольнение по причине невыполнения государством обязанностей перед защитниками Родины не является дискредитирующим, в силу чего военный сохраняет право на жилье военнослужащим, и может продолжить службу в другом округе, заключив другой контракт.

Порядок расторжения контракта

Проверка по нарушениям, допущенным военным в период прохождения им службы, должна быть проведена в течение 10-ти дней после того, как об этом нарушении стало известно. Должностное лицо, выявившее факт проступка, пишет рапорт. Реакция командования воинской части на сообщения о нарушении следует незамедлительно. Командир издает приказ о проведении проверки по фактам, изложенным в рапорте, и назначает лицо, уполномоченное провести разбирательство.

Правила проведения расследования

Принципами выполнения проверки являются объективность и справедливость. Заключение о виновности военного в совершении дисциплинарного проступка выносит командир, основываясь на внутренних убеждениях и с учетом доказательной базы:

  • Лицо, проводящее проверку, вправе получать объяснения нарушителя и очевидцев его проступка и принимать иные законные меры для получения доказательств;
  • Военнослужащий, если проводится проверка, вправе давать объяснения, и доказывать свою невиновность законными методами.
  • Военный, когда в отношении него проводится проверка, должен быть ознакомлен с ее результатами, его право на обжалование решения закреплено законодательно.

В том случае, если проведенной проверкой установлен факт нарушения условия контракта, непосредственный начальник провинившегося вправе ходатайствовать перед командиром части о применении взыскания в виде досрочного увольнения.

Командир части, изучив материалы проверки и ходатайство о наказании, может принять одно из решений:

  • выразить согласие с рапортом, и инициировать процедуру увольнения;
  • выбрать иное взыскание;
  • направить материал на дополнительную проверку;
  • назначить внеочередную аттестацию нарушителя, и на основании протокола заседания комиссии принять решение об увольнении.

Приказ командира части об увольнении запускает процедуру расторжения контракта со всеми вытекающими последствиями.

Последствия увольнения по НУК

Если матпомощь была выплачена военному до его увольнения по НУК, то возврату она не подлежит.

Применение такой формы взыскания к военнослужащему как увольнение по причинам несоблюдения условий контракта, влечет за собой ряд негативных последствий:

  • лишение пособия по увольнению;
  • лишение премий за исполнение обязанностей по должности;
  • отсутствие права на получение материальной помощи за год;
  • возврат государству суммы займа и процентов по военной ипотеке;
  • невыплата государством средств, дополняющих накопления;
  • возмещение средств, каковые были затрачены на обучение контрактника;
  • сложности с дальнейшим трудоустройством в иные силовые структуры.

Поделитесь вашим опытом службы. Удалось ли вам или кому-либо из сослуживцев доказать факты нарушения контракта со стороны Минобороны? Как на практике происходит увольнение из армии по дискредитирующим основаниям, какие последствия ощущает уволенный гражданин?



Вводные положения из Постановления КС РФ..

Конституционный Суд РФ рассмотрел подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» той мере, в какой на его основании военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в случае неоднократного привлечения его к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков и при наличии у него дисциплинарных взысканий, а также в случае осуждения его за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы или лишением воинского звания либо права занимать воинские должности в течение определенного срока

Конституционный Суд РФ ещё раз подтвердил ранее высказанные позиции о том, что служба в современной российской армии предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прекращения военно-служебных отношений с военнослужащими, которые более не отвечают установленным требованиям.

Вместе с тем, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. В частности, последствия невыполнения военнослужащим требований, предъявляемых к лицам, проходящим военную службу по контракту, должны определяться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность учета характера нарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, причин и условий совершения, а также личности военнослужащего и степени его вины и тем самым гарантировалась соразмерность неблагоприятных для военнослужащего правовых последствий степени тяжести допущенного им нарушения.

Правовые позиции КС РФ.

1. Совершение дисциплинарных проступков.

По мнению КС РФ, основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.

В том числе, невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения.

И вот Конституционный суд делает вывод, который в 90-х годах был само собой разумеющимся, но в 2000-х годах стал легко обходится судебной практикой путём игры слов и явной демагогии, о которой автор писал во второй части:
совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков меры ответственности –

«обязательным условием досрочного увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта должно являться совершение военнослужащим дисциплинарного проступка»,

И раскрывает понятие невыполнение условий контракта:

«под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы в данном случае должны подразумеваться именно существенные нарушения условий контракта , в частности:

Совершение одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,

Либо совершение военнослужащим дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий.

Примечание : Перечень грубых нарушений воинской дисциплины, указанных в пункте 2 стаьи 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» приведён в отдельном документе.

Подход, связывающий возможность досрочного увольнения с военной службы лишь с наиболее существенными отступлениями от воинской дисциплины , в целом соответствует характеру данного дисциплинарного взыскания , которое влечет для военнослужащего серьезные негативные последствия и, соответственно, требует при решении вопроса о его применении строгого соблюдения положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, касающихся:

Проведения разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка,

Обстоятельств, подлежащих установлению в ходе такого разбирательства,

Порядка и сроков применения и исполнения дисциплинарных взысканий и других элементов дисциплинарной процедуры,

Что гарантирует военнослужащему защиту от произвольного увольнения и позволяет ему воспользоваться правами , предоставляемыми в силу закона военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности.

Далее КС РФ в очередной раз подтверждает, что Конституция и закон о статусе военнослужащего не допускают привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок , что в том случае, когда невыполнение военнослужащим условий контракта выражается в совершении дисциплинарного проступка, его

Соответственно, неоднократное совершение военнослужащим дисциплинарных проступков само по себе не является основанием прекращения военно-служебных отношений в порядке реализации дисциплинарной ответственности, если эти дисциплинарные проступки уже повлекли применение к нему дисциплинарных взысканий.

Правовые позиции КС РФ.
2. В каких случаях проводится аттестация.

Вместе с тем, отмечает Конституционный Суд РФ, недобросовестное отношение военнослужащего к своим обязанностям, в том числе подтверждаемое наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, может послужить основанием для постановки вопроса о его соответствии требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, с точки зрения деловых и личных качеств.

Решение по данному вопросу должно приниматься в рамках процедуры аттестации военнослужащих , которая проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.

Аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга и обязанности по защите Отечества, выражающуюся не только в высоком профессионализме, но и в особых личностных качествах, а также в отношении к исполнению обязанностей, предусмотренных контрактом о прохождении военной службы.

Процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.

Объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечиваются помимо прочего:

Предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом,

Заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности,

Сообщить дополнительные сведения,

Лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях),

Обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд, что позволяет избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы,

При этом наличие у военнослужащего дисциплинарных взысканий само по себе не должно предопределять выводов аттестационной комиссии относительно оценки данного военнослужащего как не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе требованиям по занимаемой воинской должности, и рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования.

Правовые позиции КС РФ.
3. Увольнение военнослужащего в связи с осуждением.

Наличие обвинительного приговора суда является самостоятельным основанием для увольнения с военной службы, которое является обязательным в тех случаях, когда по приговору суда военнослужащему назначено наказание в виде лишения воинского звания, лишения свободы, лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, или лишения права занимать воинские должности в течение определенного срока.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности, т.е. в этом случае увольнение не является обязательным - оно может быть произведено по решению соответствующего командира (начальника).

Это не лишает командование права принять в отношении военнослужащего, которому по приговору суда назначено наказание, не связанное с лишением свободы (реальным или условным), лишением воинского звания, права занимать воинские должности в течение определенного срока, решение о досрочном увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В таких случаях увольнение военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», хотя и связано с его осуждением за совершение преступления, т.е. с его виновными действиями, представляет собой не меру юридической ответственности, а последствие привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, обусловленное тем обстоятельством, что командование, оценив характер совершенного преступления и личность военнослужащего, не нашло возможным - учитывая специфику его профессионально-служебной деятельности - продолжение военно-служебных отношений с ним как лицом, фактически переставшим удовлетворять предъявляемым к нему законодательством о военной службе требованиям.
Но!

Поскольку положение подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает именно возможность, а не обязательность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, привлечение военнослужащего к уголовной ответственности (за исключением специально указанных в названном Федеральном законе случаев) не может безусловно приводить к увольнению с военной службы .

Кроме того, если характер назначенного военнослужащему по приговору суда наказания, например, в виде ограничения по военной службе, установленного статьей 51 УК Российской Федерации, напрямую связан с прохождением военной службы, то его увольнение с военной службы воспрепятствует исполнению такого наказания).

Соответственно, решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в таких случаях не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом его осуждения за совершение преступления, а должно основываться на оценке соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям, обстоятельств нарушения условий контракта, выразившегося в совершении военнослужащим преступления, его характера и тяжести, последствий, отношения самого военнослужащего к совершенному им деянию, а также учитывать особенности объекта преступного посягательства.

Обоснованность решения о досрочном увольнении с военной службы в таких, равно как и в иных случаях увольнения по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», когда это связано с возникновением обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии деловых и личных качеств военнослужащего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе по занимаемой воинской должности,

польку именно в указанной процедуре возможна максимально полная и всесторонняя оценка соответствия военнослужащего установленным требованиям.

Конституционный суд обратил внимание на то, что ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни иные действующие в этой сфере нормативные правовые акты не содержат указания на срок, в течение которого с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу либо выявления иных обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении военнослужащим условий контракта и препятствующих продолжению военной службы, военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы

Указав на необходимость совершенствования законодательства, КС РФ сделал вывод:

Таким образом, допуская в системе действующего правового регулирования досрочное увольнение военнослужащего с военной службы за невыполнение условий контракта в связи с совершением преступления или иным виновным отступлением от требований законодательства о военной службе независимо от того, какой срок прошел с момента соответственно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего дисциплинарного взыскания , подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» нарушает тем самым права военнослужащих , гарантированные им статьями 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда РФ.

Важное замечание . Наверно, проще всего было бы дать ключевые цитаты из резолютивной части этого постановления, но витиеватость, запутанность формулировок, построение фраз «от противного» подвигли автора на изложение правовых позиций Конституционного Суда в собственной, упрощенной редакции. Скорее, это даже не изложение правовых позиций, а авторский комментарий. Поэтому, при использовании данной статьи, во избежание возможных ошибок, обращайтесь к первоисточнику.

1. Если военнослужащий совершил грубое нарушение воинской дисциплины, увольнение его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, соответствует Конституции РФ, в том числе и без проведения аттестации или, как указано в Постановлении, «лишь с соблюдением общих принципов юридической ответственности», однако с соблюдением «процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности »

Вывод : при совершении грубого нарушения воинской дисциплины и последовавшего за ним досрочного увольнения проведение аттестации не обязательно, однако должны строго соблюдаться требования Конституции РФ, законов РФ и Дисциплинарного Устава ВС РФ о порядке наложения дисциплинарных взысканий.

2. Если военнослужащий имеет неснятые взыскания и совершает новое (не грубое) нарушение воинской дисциплины – он представляется к увольнению в связи с невыполнением условий контракта при подтверждении аттестационной комиссии , при этом сама аттестация должна проводится в строгом соответствии с правилами, установленными законодательством РФ – только в этом случае Конституция РФ не будет нарушаться.

3. Признать подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не соответствующим Конституции Российской Федерации , ее статьям 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок , в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено.

Вывод: увольнение в связи с осуждением за преступления и назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, должно производится:

На основании заключения аттестационной комиссии;
- в разумный срок.

Мнение автора.

Конечно, мы обязаны исходить из презумпции добросовестности любого командира и начальника. Вместе с тем, учитывая судебную практику, невозможно полностью исключить недостойное поведение отдельных командиров, которые иногда могут произвольно принимать решения о досрочном увольнении военнослужащих, единолично «рубая шашкой». Ситуации, когда начальник и подчинённый «не сошлись характером», когда существует личная (иногда ни на чем не основанная) неприязнь, да и просто банальная месть, увы, не исключены.

Цена вопроса слишком велика, и законодатель должен принять такие нормы, которые бы гарантировали предварительные письменные разбирательства, коллегиальность рассмотрения вопроса о досрочном увольнении с участием аттестационных комиссий, а суды должны особое внимание уделить проверки правильности порядка наложения дисциплинарных взысканий, порядка проведения всего комплекса мероприятий по аттестации, и строгого соблюдения всех формальностей при досрочном увольнении.

По мнению автора, любые нарушения установленного порядка наложения дисциплинарных взысканий, проведения процедуры аттестации и досрочного увольнения, должны стать объектом пристального внимания со стороны правоприменительных органов, и при сомнениях в соблюдении прав военнослужащего, становиться основанием для отмены приказов о досрочном увольнении.

В приложении к этой статье выкладываю документы дела 2000 года. Я давно уже списал его в архив – как за давностью, так и в связи с полной невозможностью в современных условиях применить старый опыт.

Однако комментируемое сегодня Постановление Конституционного Суда РФ позволило этому делу «заиграть новыми красками», появились лучики надежды на пересмотр судебной практики и возврат к предыдущему опыту 90-х годов. Поживём – увидим.

По этому делу заявление К. о восстановлении на военной службе было оставлено без удовлетворения, однако окружной суд нашу кассационную жалобу удовлетворил, решение отменил, а при новом рассмотрении дела К. был восстановлен на военной службе.

Особое внимание хочу обратить на кассационную жалобу – в ней можно проследить тот объём работы , который зачастую необходим для восстановлении нарушенных прав при досрочном увольнении, в том случае, когда ответчик идёт на явную фальсификацию документов, использует некоторых своих подчинённых в качестве марионеток при даче свидетельских показаний.

Ранее, в начале 2000-х годов я уже публиковал рассказ об этом деле и его можно прочитать здесь.

Как военнослужащие, так и гражданские лица часто задаются вопросом: «Могут ли уволить служащего за несоблюдение контракта, каковы последствия этого несоблюдения?» Естественно, гарантировано для лиц, которые допустили грубые нарушения условий несения военной службы. Это может произойти за какое-либо уголовное или административное нарушение.

Контракт с военнослужащим может быть также расторгнут за любой, совершенный неоднократно, дисциплинарный проступок. Если же лицо, совершившее ранее какие-то деяния, повторяет их снова, и оба проступка были задокументированы, то его ожидает .

Досрочное увольнение по несоблюдению правил контракта применимо к лицу и как мера реагирования или же наказания. Иными словами, военного ждет увольнение, если он привлекался к административной или уголовной ответственности. В этом же случае у него могут забрать право занимать на некоторые должности на определённый период времени.

Процедура

Уволить военнослужащего можно двумя путями: увольнение в виде дисциплинарного взыскания или увольнение по итогам аттестации. Разберем эти процедуры подробнее.

В виде дисциплинарного взыскания

Если военнослужащий неоднократно совершил дисциплинарный проступок, то для того чтобы его уволить нужно обязательно доказать факт его вины. Обязанность на проведении такого расследования лежит на непосредственном командире провинившегося военнослужащего. Доказать факт вины нужно в десятидневный срок.

Если командир убедился в вине подчиненного, то следующим шагом создается приказ о досрочном увольнении военнослужащего. В нем обязательно нужно указать:

  1. Ф.И.О. и звание военнослужащего;
  2. основание из-за которого происходит увольнение;
  3. дата, с которой военнослужащий должен быть исключен из рядов воинской части.

С таким приказом военнослужащего нужно ознакомить лично и под подпись. Если он отказывается подписывать такой акт, то нужно составить акт в отказе от подписи. Составляется он в присутствии двух свидетелей. В нем нужно указать то, какой именно документ военнослужащий отказался подписать и дату составления акта. Составление уведомления об увольнении в виде дисциплинарного взыскания не требуется, достаточно ознакомить его с приказом.

Созыв аттестационной комиссии для разбора соответствия занимаемой должности военного

В большинстве случаев увольнение происходит по итогам аттестации, которая представляет собой специализированный правовой инструмент, следование которому позволяет дать оценку готовности военного лица к выполнению своих должностных обязанностей.

Аттестация проводится для всесторонней оценки деятельности военного контрактника и офицера. Кроме того, данная аттестация проверяет военнослужащего на соответствие занимаемой воинской должности и перспективы дальнейшей службы. Важно подчеркнуть, что аттестационная комиссия с целью разбора соответствия военнослужащего занимаемой должности создаётся распорядительным актом.

В состав комиссии входят следующие должностные лица:

  1. председатель – начальник воинского штаба либо заместитель командира;
  2. секретарь – один из офицеров воинской части;
  3. члены комиссии – заместитель командира воинского подразделения, начальники воинских частей, юридические лица, представители органов комплектования и воспитательной работы данного воинского подразделения;
  4. другие люди, которые, согласно указам Президента Российской Федерации, помогут разобраться с прочими вопросами, связанными с процессом прохождения воинской службы и прочими вопросами.

Командир воинской части несёт ответственность за обоснованность изложенных в документе фактов и выводов о контрактнике.

Он имеет полное право обжаловать результаты и порядок проведения процедуры аттестации, направив своё заявление начальнику батальона, или в суд. Обжаловать результаты комиссии возможно в течение одного месяца со дня их официального объявления.

Если жалоба военнослужащего будет оправдана, то:

  • в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения;
  • создаётся новый документ.

Составить ходатайство о созыве аттестационной комиссии может командир военного подразделения. Для составления данного документа необходимо воспользоваться специальным шаблоном.

Стоит отметить, что при составлении ходатайства начальник батальона обязан:


Перед тем, как командир воинского подразделения примет окончательное решение по рассматриваемому делу, аттестационная комиссия выносит заключение в письменном виде по всем вопросам, поднятым в ходе данного процесса. После того, как командир вынесет итоговое заключение по комиссии, все документы будут направлены в Министерство обороны Российской Федерации. Здесь формируется главная аттестационная комиссия, которая выдвинет окончательный вердикт.

Обратите внимание! Состав коллегии, план работы и цели главной аттестационной комиссии определяется представителями высшего федерального органа либо исполнительной властью, предусматривающей наличие в них военной службы.

Командир готовит письмо вышестоящему должностному лицу, через которое уведомляет его о необходимости увольнения со службы военного-контрактника. Предварительно созывается аттестационная комиссия, которая принимает решение об . Передача аттестационного листа в воинскую часть осуществляется в течение двух недель до проведения проверки. Это нужно для того, чтобы военный мог ознакомиться с выдвигаемыми ему претензиями и при необходимости внести в заключение поправки.

Оценивать военнослужащего требуется для того, чтобы подтвердить либо опровергнуть жалобы, направленные в его сторону. Вследствие откроются все «за» и «против», которые помогут командиру определить, действительно ли стоит прекратить сотрудничество с данным контрактником, то есть оформить приказ об увольнении.

Приказ об увольнении составляется обычно по форме Т-8. В нем указывается дата принятие на работу и дата увольнения, основания увольнения, которым является решение комиссии, подпись командира и подпись самого увольняемого.

Выдача расчета и документов

Какие документы должны быть выданы?

Как правило, наиболее часто военнослужащего увольняют в следующих случаях:


Таким образом, при увольнении по несоблюдению условий контрактного договора с вооружёнными силами Российской Федерации военнослужащий получает на руки следующий арсенал документов:

  • копия аттестационного листа;
  • копия заключения, выданного военной комиссией;
  • рапорт на увольнение с военной службы;
  • копия листа организованной командованием беседы.

Что входит в расчёт?

При увольнении военнослужащего по несоблюдению условий контракта государство гарантирует ему финансовую поддержку. Абсолютно все военные люди имеют возможность претендовать на получение премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Начисление премии осуществляется в соответствии с месячным окладом военного. Тем не менее, все права и гарантии, предусмотренные Министерством обороны Российской Федерации, у бывшего контрактника также сохраняются.

Важно подчеркнуть, что военнослужащему, уволенному по несоблюдению условий контракта, не выплачиваются следующие выплаты:

  • единовременное пособие;
  • материальная помощь;
  • прочие социальные выплаты военнослужащим контрактникам, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

О том, какие выплаты положены военным при увольнении, мы рассказывали в .

В какие сроки военному должны отдать расчет и кадровые документы?

Все кадровые документы направляются в официальный кадровый отдел. При этом важно учесть, что командир (начальник) подразделения обязан заранее рассчитать сроки получения организаций документации.

В таком случае до окончания срока службы военного должно оставаться не менее двух месяцев. Расчёт с военнослужащим, уволенным за несоблюдение контрактного договора, осуществляется в определённое число месяца, когда во время военной службы ему начислялись денежные средства.

Последствия

Стоит напомнить, что несоблюдение военнослужащим условий контракта состоит в совершении им какого-либо дисциплинарного поступка, административного нарушения или уголовного преступления. Действующее законодательство не позволяет привлекать военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение однотипного проступка. Иными словами, военнослужащего контрактника не имеют право уволить за один и тот же дисциплинарный проступок.

Так, досрочное увольнение из армии по несоблюдению условий контракта применяется к солдату или офицеру в качестве меры наказания и реагирования – в тех случаях, когда, согласно приговору суда, человек теряет право занимать определённые должности в течение определённого количества времени.

За совершение любого вида правонарушения военный уходит в принудительную отставку без дальнейшей возможности возвращения на военную службу, а контракт с российским Министерством обороны станет расторгнутым перманентно. А в зависимости от тяжести совершённых правонарушений он может быть приговорён к уголовному или административному наказанию.

Военнослужащий, расторгший контракт с Министерством обороны России, в дальнейшем лишится следующих привилегий:

  1. Получение ежегодной матпомощи.
  2. Выплата разного рода премий и пособий.

Возможно ли оспорить?

Согласно действующего законодательства Российской Федерации, военнослужащий вправе оспорить увольнение по несоблюдению контракта – обжаловать результаты аттестации. Для этого следует обратиться в военный суд или военную прокуратуру. Сотрудники данных учреждений изучат ситуацию.

Обращение в суд осуществляется в порядке, установленными Федеральными законами государства. Порядок совершения госпошлин на подачу заявления в военный суд осуществляется Правительством РФ. Тем не менее, сроки подачи судебного иска ограничены. Военный гражданин вправе обжаловать своё увольнение в течение трёх месяцев со дня его исключения из числа личного состава воинского подразделения, где он ранее проходил контрактную службу.

Военные контрактники должны исходить из презумпции добросовестности и порядочности вышестоящих офицеров. Однако, основываясь прежде всего из практического опыта, ни в коем случае нельзя забывать о недостойном поведении офицеров, которые вправе самопроизвольно уволить того или иного военнослужащего.

Любые нарушения дисциплинарных взысканий, организации и осуществления процедуры аттестации, досрочного увольнения – всё это должно стать объектом пристального внимания. А права военнослужащих контрактников максимально защищены.

Согласно военному законодательству, любого солдата можно освободить от , вне зависимости от звания.

Это особенно актуально при нарушении условий, оговорённых текстом первоначального контракта.

Но применение основания допустимо только, если доказана серьёзность допущенных нарушений.

Только в этом случае увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта будет .

Существует несколько решений в случае увольнения военного:

  • Оформление отставки.
  • Отнесение к гражданскому запасу, с сохранением полной либо частичной возможности для прохождения службы.
  • Исключение из военного состава, чтобы отбыть уголовное наказание.

При любой процедуре отчисления необходимо строго соблюдать законодательные нормы. Отклонения или отступления от существующей системы недопустимы. К командирам в таких ситуациях так же предъявляется ряд определённых требований.

Установлен максимальный срок в полгода для руководителя, чтобы узнать о намерении продлевать трудовое соглашение. И узнать о том, в каком состоянии находится здоровье, есть ли жильё у военнослужащего.

Дополнительно определяется информация по выслуге лет. Эти действия необходимо совершить в случае добровольного . Либо сокращения по причине выхода на пенсию.

Только в том случае, когда принято окончательное решение по увольнению, точно рассчитывается выслуга лет, подтверждается всё время, входящее в неё. В некоторых случаях требуется посещение врачебно-консультационной комиссии, либо прохождение медицинского осмотра.

Об отчислении из рядов войск командир выпускает отдельный приказ. Перед этим военнослужащий может использовать основной, либо дополнительный отпуск. Если это время у него осталось.

Проведение стандартной аттестации обязательно, когда заканчивается договор, либо достигается максимальный , и до этого остаётся 4 месяца. Это помогает подтвердить имеющуюся квалификацию. За 30 дней до увольнения военный должен получить окончательную форму приказа.

Навигация по статье

Какое именно поведение считается нарушением контракта

Любой гражданин на военной службе может быть уволен, если он грубо нарушает условия соглашения. Действующее законодательство содержит соответствующие указания на данные действия.

Там же описано такое явление, как увольнение военнослужащего по несоблюдению контракта, что положено самим бывшим .

Считается, что военнослужащий отступил от правил контракта, если он допустил административную провинность или дисциплинарные нарушения, преступления. Список возможных действий состоит из:

  • Обращения со взрывчаткой и боеприпасами, которое нарушает правила.
  • Нарушение требований к безопасности при применении транспорта.
  • Нетрезвого вида во время военной службы. И отказа от того, чтобы пройти медобследование.
  • Патрулирования гарнизона, когда правила устава нарушаются.
  • Беззалаберного отношения к имуществу военных.
  • Неуставного поведения в моменты, когда охраняется общественный порядок.
  • Несоблюдение устава во внутренней службе.
  • Отказ от выполнения обязанностей по службе.
  • Уклонения от соблюдения правил, когда ведётся караульная служба.
  • Нарушений в правилах по службе на .
  • Срыва боевых дежурств.
  • Уход со службы на время больше, чем четыре часа.
  • Опоздания из госпиталя или командировок.
  • Ухода с места выполнения обязанностей, когда приказ для этого отсутствует.
  • Отношений между бойцами, которые перестают соответствовать Уставу.

Досрочное увольнение может произойти из-за того, что командир халатно относится к обязанности пресекать дисциплинарные проступки вместе с преступлениями в своей части.

Совершение дисциплинарных проступков


Для того, чтобы командир принял соответствующее решение, достаточно будет совершения одного проступка, который относится к грубым.

Если у командира нет соответствующих полномочий, то необходимым становится составление ходатайства для вышестоящего руководства. Документ имеет вид рапорта о том, что дисциплинарное взыскание стало необходимостью. Принятие окончательных решений – это инициация процесса увольнения.

Если увольняют в результате проведения исследований

Аттестация проводится официально, её предметом выступает соответствие военного должности, которую он занимает. Оценка даётся как деловым, так и личным качествам конкретного человека.

Взыскания административного характера или нарушения, сохраняющие силу – подтверждение нарушений. Доказательством станет и возбуждение уголовного дела.

Аттестации отличаются внеплановым характером, либо организуются согласно расписанию. Основания для внеплановых мероприятий – ходатайства от начальника. В рапорте надо чётко указать причину, по которой целесообразность продолжения военной службы поставлена под .

Принципиальные отличия самих процедур друг от друга отсутствуют. Предложение об увольнении будет направлено руководству, если комиссия поймёт, что сомнения обоснованы.

Каковы последствия

Военный после такого увольнения не будет иметь права на:

  • Ежегодную материальную помощь. Но эта сумма не будет подлежать удержанию, если ранее она уже была получена. Даже взыскание в судебном порядке становится невозможным.
  • Премии в связи с тем, что обязанности на рабочем месте выполняются эффективно.
  • Выплаты пособий.

Военные в данном случае могут получить лишь небольшое денежное довольствие каждый месяц.

Если была оформлена , то несоблюдение контракта станет основанием, по которому выданные средства возвращаются обратно. Это касается и процентов.

Если условия не соблюдает Министерство


Каждая из сторон при заключении контракта берёт на себя обязанность исполнять все требования, описанные документом.

Министерство обороны должно обеспечить защиту и представление прав, описанных в действующем законодательстве.

Это касается не только самого военного, но и членов его семьи.

Особенно актуально для тех, кто имеет право рассчитывать на и компенсации.

Для военных доступно досрочное увольнение на основании собственного желания и в той ситуации, когда само Министерство систематически нарушает условия, описанные в первоначальном контракте. Есть несколько действий, которые можно отнести к существенным нарушениям:

  • Если для военного становится невозможным осуществление прав.
  • Члены семьи вместе с военным не могут воспользоваться компенсациями, которые положены по закону.

Необходимо написать рапорт вышестоящему начальству, либо обратиться в суд. Это поможет решить, является ли описанное нарушение серьёзным. И если да, то насколько. Решение выносится только с учётом индивидуальных особенностей, характерных для того или иного дела.

Трём месяцам равен срок исковой давности для обращений. Отсчитывается он с того момента, как военный узнал о существующих нарушениях. Сохранение права для досрочного увольнения возможно только, если не было хотя бы частичного восстановления по нарушенным правилам.

В таких ситуациях необходимо исходить из добросовестности начальников, командиров. Но полностью исключить и их недостойное поведение невозможно.

Даже, если рассмотреть судебную практику на протяжении нескольких последних лет. Невозможно окончательно избежать ситуаций, когда начальник с подчинённым просто не сходятся характером.

Потому законодателям рекомендуется принять , которые бы гарантировали проведение предварительных разбирательств, в письменной форме. И присутствие специальных комиссий, коллегий при индивидуальном рассмотрении каждого из вопросов.

Судьям необходимо уделить больше всего внимания правильности наложения дисциплинарных взысканий. И проверке того, соблюдены ли все формальности при проведении процедуры.

Приказы о досрочном увольнении должны отменяться, как только появляется малейшее сомнение в том, что права военнослужащего соблюдаются в полном объёме, должным образом. Кассационные жалобы так же помогают при обнаружении малейших нарушений.

Как уволиться со службы до срока — на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Согласно подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта со стороны военнослужащего.

Невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовного преступления или административного правонарушения. Причем совершение военнослужащим дисциплинарного проступка должно быть существенным или систематическим.

Под существенным нарушением подразумевается совершение военнослужащим одного из грубых дисциплинарных проступков, перечисленных в Приложении № 7 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Совершение же военнослужащим систематических проступков – неоднократность нарушения воинской дисциплины – подразумевается нарушение воинской дисциплины более двух раз в короткие сроки (не менее трех).

Необходимо отметить, что действующее законодательство не допускает привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок. Другими словами, если невыполнение военнослужащим условий контракта выражается в совершении им дисциплинарного проступка и ранее он уже был привлечен к дисциплинарной ответственности, то увольнение его за совершение данного дисциплинарного проступка не допустимо.

Решение командования о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы по указанным выше причинам, не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, административного правонарушения или уголовного преступления. Данное решение должно основываться на надлежащей оценке соответствия военнослужащего предъявленным к нему требованиям.

Одним из обязательных условий увольнения военнослужащего по несоблюдению условий контракта является проведение аттестации военнослужащего, которая проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащего, определения соответствия занимаемой им воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.

То, что проведение аттестации при увольнении военнослужащего по несоблюдению им условий контракта, в том числе и внеочередной, является обязательным элементом порядка досрочного увольнения с военной службы указывает и позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 года № 6-П.

Таким образом, если военнослужащий перестал отвечать предъявленным к нему требованиям, и командование воинской части решило в отношении него инициировать процедуру увольнения, связанную несоблюдением условий контракта со стороны военнослужащего, то решение по вопросу его увольнения должно приниматься исключительно в рамках процедуры аттестации.

Аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга. Процедура аттестации предполагает беспристрастное всестороннее и объективное рассмотрение материалов, представленных в аттестационную комиссию на военнослужащего и дачи соответствующего заключения по ее результатам.

Объективность выводов аттестационной комиссии, а также соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, рассматриваемого на аттестации, обеспечиваются предоставлением военнослужащему за две недели до проведения аттестации возможности ознакомиться с аттестационным листом (включающим текст отзыва на военнослужащего), заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности, сообщить дополнительные сведения о себе, а также лично участвовать на заседании аттестационной комиссии, обжаловать ее заключение и порядок ее проведения, что позволяет избежать принятия необъективного и произвольного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы.

В заключение добавлю, что, если военнослужащий все же был уволен по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе» (несоблюдение условий контракта со стороны военнослужащего) и при этом не была проведена аттестация, либо была проведена ненадлежащим образом, то есть без участия самого военнослужащего, а также, если при проведении аттестации был нарушен порядок или сроки ее проведения, то приказ об увольнении военнослужащего с военной службы подлежит отмене в судебном порядка, а сам военнослужащий – восстановлению на военной службе.

Поделиться: