Роль конституции. Высшей ценностью согласно конституции рф является

Последняя редакция Статьи 2 Конституции РФ гласит:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Комментарий к Ст. 2 КРФ

Статья 2 раскрывает важнейшую сторону содержащейся в ст. 1 характеристики РФ как правового государства. Одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в этой статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая конституционная ценность; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции РФ исключительных случаях, при особых, как правило временных, обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены (например, ст. 55, 56).

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью явилось важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с "общественными" интересами, которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные права и интересы.

Подчеркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой и защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Напротив, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации социально-экономической и культурной жизни. Разумеется, при условии, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться.

Статья 2 Конституции вводит в действие в нашей стране высшие правовые принципы, выработанные демократическими движениями и закрепленные конституционным опытом народов Западной Европы, США и многих других стран, осуществляет стремления либеральных и демократических движений России по крайней мере с начала XIX в. Этот мировой опыт обобщен рядом международно-правовых актов, в разное время признанных Россией и обязательных также для нее. Это Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Устав Совета Европы, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.

Обладателями (субъектами) этих прав и свобод являются каждый человек (т.е. гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства), каждый гражданин РФ, а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство - РФ.

Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину РФ, и лицу, не являющемуся российским гражданином. В этом смысле Конституция определяет круг носителей таких прав словами "все", "каждый", "лицо" ("...имеет право" и т.п.) или словом "никто" ("...не должен подвергаться..." и т.п.) (например, ст. 19-30, 34, 35, 37, 39-51, 53, 54 и др.).

В тех же многочисленных случаях, когда речь идет о правах и свободах, прежде всего политических, принадлежащих только гражданам РФ, статьи Конституции прямо указывают на это (например, ст. 31-33, 59-62). В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан и лиц без гражданства (например, ч. 1 ст. 63).

Представляется неосновательной теоретическая трактовка ст. 2 Конституции как только "декларативной нормы", не порождающей конкретных правоотношений и не являющейся основанием для защиты человеком своих прав и свобод в суде (см.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 11). Статья 2 не часть преамбулы, не содержащей прямых правовых предписаний. Напротив, это важнейшая основа конституционного строя, которой, как и другим положениям гл. 1, никакие другие положения Конституции РФ 1993 г. не могут противоречить; это означает, что другие положения Конституции должны прежде всего ей соответствовать, как и основанные на них законы и подзаконные акты. Устанавливая общую обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, Конституция тем самым требует от каждого органа государственной власти в пределах его компетенции принимать все необходимые меры (законодательные, исполнительные и судебные) по защите прав и свобод общего характера, а от каждого должностного лица этих органов в пределах его компетенции конкретно действовать в этом же смысле. Статья 2 предоставляет право всем гражданам, общественным объединениям, средствам массовой информации и т.д. предусмотренное Конституцией и законом право требовать информацию, обжаловать бездействие и незаконные действия органов государства и их должностных лиц. Статья 2 - конституционное основание для мобилизации всех правовых возможностей всех звеньев и работников государственного аппарата для полной и первоочередной защиты прав каждого человека и гражданина. Каждый орган государства и каждый чиновник в своей сфере имеют и должны строжайшим образом исполнять свои правозащитные обязанности. Их систематические грубые нарушения требуют принятия всех таких мер, а вовсе не отрицания высшей юридической силы ст. 2, как и всей Конституции РФ. Ведь многие важнейшие положения международного и конституционного права тоже нередко имеют весьма общий и абстрактный характер и конкретизируются многими другими правовыми положениями; но это не дает оснований отрицать принципиальное правовое значение таких положений.

Конституция 1993 г. впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина. Конституция исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат людям от рождения: как сказано далее в ст. 17, права и свободы человека неотчуждаемы, т.е. они не могут быть приобретены (даже от государства) и не могут быть никому переданы (ч. 2 ст. 17). Поэтому даже отказ от них недействителен. Точно так же права гражданина в полном объеме приобретаются в большинстве случаев с рождением (в некоторых случаях с принятием российского гражданства), достижением определенного возраста и являются столь же неотчуждаемыми.

Однако Конституция значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении полного соблюдения и защиты этих прав и свобод.

Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения.

Вместе с тем это вовсе не значит, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все их отношения, складывающиеся в гражданском обществе. Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17), в том числе их всеобщие законные интересы. Признавая конституционные права и свободы граждан, государство в своих законах конкретно определяет содержание, объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека (например, уплата налогов, охрана окружающей среды) и гражданина (военная служба, возможность ее замены альтернативной гражданской службой и др.). Одни эти права и свободы иногда могут вступать с другими правами и свободами (например, с правом собственности, личными свободами) в некоторое противоречие, которое общество и государство должны разрешать в соответствии с конституционными правами и свободами. Они могут, а иногда и обязаны поощрять такое осуществление прав и свобод, которое в наибольшей степени соответствует их политическим, социальным, экономическим, экологическим, культурным задачам и функциям.

Соотношение понятий "право" и "свобода" характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое - субъективное право любого человека или только гражданина России.

Но иногда между ними проводится различие. Иногда "правом" называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а "свободой" - возможность действовать без государственного вмешательства. Эта искусственная конструкция слишком резко отделает права от свобод. Нередко термином "свобода" обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже "право". При этом "право" может самой Конституцией РФ быть включено в состав "свободы". Так, статьей 28 не только установлена "свобода совести, свобода вероисповедания", но в состав этой свободы включено "право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Нередко свободами называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.

Следует уделить внимание и вопросу о соотношении и взаимосвязи прав и свобод с обязанностями, также устанавливаемыми Конституцией. В иерархии конституционных предписаний верховенство явно принадлежит правам и свободам; об этом говорит текст ст. 2 и заглавие гл. 2. В них об обязанностях человека и гражданина не упоминается вовсе, хотя в конце текста гл. 2 есть несколько статей о таких обязанностях. Это значит, что конституционные права и свободы сводят обязанности, в том числе перед государством, к необходимому минимуму, а обязанности могут в некоторой (определяемой Конституцией, а на ее основании - законом) степени ограничивать многие, хотя и не все права и свободы. В некоторых статьях Конституции также раздельно говорится об обязанностях человека, т.е. "каждого", которые, как правило, нуждаются в конкретизации законом применительно к отдельным группам их носителей.

Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, статус которых определяется государством посредством закона. Статья 18, входящая в состав гл. 2 Конституции, устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Этой статье по ее смыслу, по-видимому, лучше было бы находиться в гл. 1 (вероятно, в составе ст. 2 в качестве ее части); это, в соответствии со ст. 16, увеличивало бы ее обязательность для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, т.е. для гл. 2-8 Конституции. Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает широкий набор гарантий этих прав и соответствующих юридических процедур (см. комм. к ст. 33, 45-57, 59, 60, 82, ч. 1 п. "е", ст. 114, п. 4 ст. 125 и др.).

Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также другими лицами играют органы судебной власти. Предусмотрен Конституцией и орган, который занимается только данной проблемой, - Уполномоченный по правам человека. Однако довольно активная деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости скорейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч. 2). Независимые и беспристрастные административные суды - необходимое средство для укрепления законности деятельности государственных органов текущего управления (главным образом аппарата исполнительной власти), должностные лица которых нередко в своих действиях и решениях проявляют бюрократические наклонности к произволу, беззаконию, волоките и даже коррупции. Нынешнее отнесение разрешения споров из административных отношений к сфере гражданского, а не административного судопроизводства и подчинение их его принципам в составе ГПК противоречит ст. 118 Конституции и недостаточно способствует преодолению пороков аппарата исполнительной власти, нетерпимость которых неоднократно отмечал Президент РФ В.В. Путин.

Остается настоятельной необходимость преодолеть различные проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность, систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы (СЕ), подготавливавшими вступление России в его состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов - о присоединении РФ к Уставу СЕ и о ее присоединении к ряду других документов СЕ - 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конвенция и ряд протоколов к ней стали частью российской правовой системы согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Парламентская ассамблея СЕ в сотрудничестве с Федеральным Собранием РФ продолжает осуществлять меры рекомендательного и контрольного характера, касающиеся совершенствования политических, правовых, социальных, административных и иных отношений, прежде всего в области охраны и защиты прав человека в России. Растущее число дел о нарушениях этих прав, ответчиком по которым выступает РФ, также подтверждает настоятельную необходимость значительно усилить работу всех звеньев государственного механизма по полному признанию, соблюдению и защите конституционных прав человека и гражданина, чего требует статья 2 Конституции РФ.

  • Вверх

С точки зрения позитивного права функционирует как конституционное государство. Качественная модернизация общества и государства происходит в России на твердой конституционной основе, на базе . Существенное повышение роли и значение Конституции РФ в правовой системе Российской Федерации, в общественно-политической и государственной жизни, формирование конституционного общественного и индивидуального сознания и конституционно-правовой культуры в целом есть объективная потребность, тенденция и условие социального и правового прогресса.

Конституция РФ в современных условиях — фундаментальная правовая ценность, достигнутая в результате демократического развития российского общества и государства. Для аксиологической (ценностной) характеристики любой конституции главное значение имеет различие конституции как явления «естественного права» (до закрепления в качестве закона) и конституции как явления «позитивного права» (в виде официально принятого основного (высшего) закона государства).

Конституция в ее естественно-правовом понимании, по существу, означает идеальное представление о ней, исходя из общепризнанных правовых, общедемократических принципов, требований морали, прогрессивного общественного сознания, потребностей общественной практики, уровня развития общечеловеческого прогресса.

Конституция как позитивное право («юридическая конституция») есть юридический акт (собрание актов), система положений (установлений), принятых в определенном государством порядке, имеющих верховенство и высшую юридическую силу.

Социально-правовая ценность конституции определяется не просто самим фактом ее существования, а наличием в обществе и государстве правовой конституции , которая адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса, правовые идеалы свободного демократического общества и правового государства. Правовой характер конституции означает ее соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права, международным стандартам, прежде всего неотчуждаемым и неотъемлемым правам и свободам человека.

Ценность Конституции РФ определяется ее содержанием.

Конституция как нормативный правовой акт государства закрепляет общечеловеческие и индивидуальные ценности — права и свободы человека и гражданина, принципы демократии, свободного гражданского общества, правового государства, федерализма, местного самоуправления. Права и свободы человека есть продукт объективной социальной реальности. Государство не дарует человеку права и свободы. Государство познает и закрепляет их в конституции и законах. Приоритет этих ценностей неоспорим, безусловен.

Высшей ценностью согласно Конституции является

Из конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности, уважения прав и свобод человека и гражданина вытекают обязанности государства: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

В ряду основ конституционного строя Российской Федерации, конституционных принципов организации и функционирования правового государства приоритетом обладают положения о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Принцип ценности человека, уважения его прав и свобод пронизывает буквально все содержание Конституции РФ (ч. 2 ст. 6, ч. 1,2 ст. 17, ст. 18, 55 и др.).

Другое важное положение, содержащееся в Конституции, говорит о том, что и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и одновременно — в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17). Это означает, что права и свободы человека и гражданина, закрепленные в действующей Конституции РФ, имеют высшую юридическую силу и не могут быть ограничены или умалены другими нормативными актами. Поэтому, к примеру, все конституционно закрепленные права и свободы граждан подлежат судебной защите. Этот принцип неоднократно подтверждал в своих решениях Конституционный Суд РФ, устраняя лишение той или иной группы граждан права на судебное обжалование нарушений как индивидуальных, так и коллективных конституционных прав и свобод человека.

Неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, общепризнанные мировым сообществом, являются непосредственно действующими, на что указывает ст. 18 Конституции РФ. Именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом следует иметь в виду, что в деятельности всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), органов местного самоуправления и их должностных лиц признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина обладают приоритетным значением. Из этого вытекает требование, согласно которому все органы государственной власти и местного самоуправления должны сверять свою деятельность с непосредственно действующими правами и свободами граждан.

Все остальные конституционные принципы — равноправия и самоопределения народов, государственного суверенитета и безопасности, государственной целостности и территориального единства — должны рассматриваться в гармонии с конституционным принципом признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности. Это конституционная реальность, которая должна определять практику законотворчества и применения всех правовых норм.

Правовая ценность Конституции РФ определяется ее юридическими качествами — учредительным характером, верховенством, высшей юридической силой, прямым (непосредственным) действием на всей территории государства.

Социально-правовая ценность Конституции РФ заключается в том, что она представляет собой результат достигнутого согласия всех социальных слоев и политических сил, сочетания различных интересов.

Исходя из этого конституция является основой стабильности общества, взаимоотношений в нем, общественного и государственного развития.

В конечном счете реальная ценность конституции определяется тем, насколько полно реализуются конституционные ценности, достигаются конституционные цели и идеалы, осуществляются функции, реализуются установления конституции. Всегда есть расхождения между требованиями конституции и реальной действительностью. Это происходит в силу того, что конституционные установления опережают реальную жизнь, в обществе нет достаточных условий и гарантий их осуществления. В этом случае говорят о «фактической конституции» в отличие от формально действующей «юридической конституции».

В рассуждениях о конституционных ценностях и идеалах невольно приходит на память философский смысл небольшого очерка великого русского писателя, публициста и правозащитника В. Г. Короленко под названием «Огоньки». Автор описывает, как темным осенним вечером случилось ему «плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно, совсем близко...», и долго еще огонек был виден «все так же близко, и все так же далеко...». Огоньки — это цели, идеалы, ценности на жизненном пути человека и всего человечества.

«Человечество, — отмечал Короленко, — уже видело много «огней», достигало их и стремилось дальше».

Юридическая конституция в момент ее принятия закрепляет конституционный строй, вот почему динамика ее соотношения с реальной действительностью (с фактической конституцией) достаточно сложна. Развивающиеся общественные отношения нередко опережают конституционные установления, регулирующие эти отношения. Они могут стать тормозом общественного развития, когда дистанция между нею и реальной действительностью становится все более значимой.

Ценность конституции заключена в ее роли в государственной и общественной жизни страны. Конституции посттоталитарных государств имеют дополнительный смысл и назначение, определяемые особенностями переходного периода, в котором находятся страны Центральной и Восточной Европы.

Ведущей в странах молодой демократии является тенденция конституциализации правовых систем, общественной и государственной жизни, повышение ценности конституции как основного закона. Однако если быть реалистом, нельзя не отметить, что действие конституции ослабляется в государствах новой демократии рядом негативных причин объективного и субъективного свойства. Они вызваны экономической, политической и правовой нестабильностью, характерной для посттоталитарных и постсоветских обществ, правовым нигилизмом, закрытостью, коррумпированностью публичной власти, недоверием к ней народов, деформацией правового сознания должностных лиц, их низкой правовой культурой — наследием тоталитарного режима.

В отдельных государствах Центральной и Восточной Европы пришедшая к власти новая политическая элита, зачастую рекрутируемая из прежней государственно-партийной номенклатуры, не заинтересована в последовательном утверждении демократических институтов, господства права, конституции, закона. Ее устраивает «конституционность» в рамках «управляемой», «дозированной», «суверенной» демократии.

Ценность конституции тем выше, чем полнее, упорнее борьба за реализацию конституции, всех ее установлений (конституционных целей, идеалов, принципов, правил и т. д.) в результате сознательной деятельности участников общественных отношений. Следует помнить, что конституция как результат компромисса разнообразных интересов может быть подвергнута ревизии со стороны консервативных политических сил. Поэтому в самой конституции предусматриваются средства се защиты, которые необходимо последовательно использовать при попытках отойти от конституционных требований и нарушить их.

1 вариант

1. Высшей ценностью в РФ, согласно Конституции, признаётся

1) сохранение территориальной целостности 2) обороноспособность

3) экономическое и социальное развитие4) соблюдение и защита прав и свобод человека

2. Согласно Конституции РФ, в полномочия Президента входит право

1) назначать без согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ

2) председательствовать на заседаниях палат Федерального собрания

3) Формировать состав Совета Федерации

4) формировать Администрацию Президента РФ

3. Палаты Федерального Собрания собираются совместно для заслушивания

1) посланий Президента

2) посланий руководителей зарубежных государств

3) посланий Верховного Суда

4) посланий Высшего Арбитражного Суда.

4. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие

1) 18 лет 2) 21 года 3) 25 лет 4) 30 лет

5. Кто (что) является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?
1)парламент 2)президент 3) народ 4) правительство

6. По Конституции, в России допускается
1) однопартийность 2) двухпартийность 3) многопартийность

7. Каким образом была принята Конституция РФ 1993 года?
1) конституционным совещанием2) референдумом3) парламентом

8. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ?
1) министр обороны2) начальник Генерального штаба3) Президент РФ

9. Как называется парламент РФ?
1) Национальное собрание 2) Верховный Совет

3) Федеральное Собрание 4)Государственная Дума
10. Глава Правительства Российской Федерации
1) выбирается народом 2) назначается парламентом
3) назначается президентом с согласия Государственной Думы

11. В соответствии с Конституцией РФ

1) человек обязан указывать свою национальность

2) человек вправе указывать свою национальность

3) никто не может быть принужден к указанию своей национальности

4) человек обязан указывать свою национальность при поступлении на работу или учебу

12. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ

1) более двух сроков 2) более двух сроков подряд

3) будучи старше 70 лет 4) будучи старше 60 лет

13. Правосудие в России может осуществлять

1) Комиссия по помилованию 2) Президент РФ 3) суды 4) главы субъектов Федерации

14. Быть избранным в Государственную Думу гражданин РФ имеет право по достижении:

1). 18 лет 2). 21 года. 3). 25 лет. 4). 30 лет.

15. Определите, какие государственные единицы являются, по Конституции РФ, субъектами Федерации:

1) республики; 2) посёлки городского типа; 3) города; 4) края; 5) столицы республик; 6) Москва; 7) автономные округа; 8) штаты; 9) области; 10) автономная область; 11) Санкт-Петербург; 12) Екатеринбург.

16. Из каких палат состоит российский парламент?
1) Совет Союза; 2) Совет Федерации; 3) Совет Национальностей;
4) Государственная Дума; 5) Палата представителей; 6) Сенат.

17. Установите соответствие между видами прав человека и конституционными правами граждан РФ.

ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА

1) политические права А) государственные пенсии и пособия
2) экономические права Б) на жизнь

3) социальные В) на объединение

4) культурные Г) право частной собственности

5) гражданские Д) свобода творчества

18. Перечислите обязанности гражданина РФ.

2 вариант

1. Депутат Государственной Думы может одновременно

1) быть членом Совета Федерации

2) быть депутатом иных представительных органов

3) находиться на государственной службе

4) заниматься преподавательской деятельностью

2. Единственным источником власти в РФ, согласно Конституции, является

1) государство 3) Федеральное Собрание

2) Президент 4) многонациональный народ.

3. Верны ли следующие суждения относительно полномочий Председателя Правительства?

А. Председатель Правительства назначает на должность своих заместителей.

Б. Председатель Правительства направляет и контролирует деятельность Правительства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

4. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?
1) 22 августа1991 2) 12 декабря1993 3) 6 октября 1994 года

5. По Конституции, органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной)
1)объединены 2)самостоятельны 3)взаимозависимы

6. Какая религия является обязательной в Российской Федерации?
1) православие2) православие и мусульманство3) ни одна из религий

7. Россия является
1) конфедерацией 2) федеративным государством 3) унитарным государством

8. Кто является главой государства в РФ?
1) Председатель Правительства 2) Президент 3) Председатель Государственной Думы

9. Количество депутатов в нижней палате парламента
1) 178 2) 450 3) 500
10. Согласно Конституции РФ гарант прав и свобод человека

1) суд 2) Президент РФ 3) государство 4) профсоюзы

11. Верны ли суждения:

А.Конституция РФ гарантирует бесплатное среднее профессиональное образование

Б.Гражданин РФ не может иметь гражданство иностранного государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны4) оба суждения неверны

12. Исполнительную власть РФ осуществляет

1) Президент РФ 2) Государственная Дума 3) Правительство РФ 4) Кабинет министров

13. Парламент РФ является

1) исполнительным органом РФ 2) законодательным органом РФ 4) судебным органом РФ

14. Президент России является

1) главой Правительства РФ 2) главой государства

3) главой Парламента 4) главой судебной власти

15. Какие характеристики Российского государства закреплены в статье 1 Конституции РФ?
1) демократическое 6) социалистическое
2) общенародное 7) пролетарское
3) федеративное 8) союзное
4) правовое 9) с монархической формой правления
5) с республиканской формой правления
16. Какие слова пропущены в фразе.

В Конституции РФ утверждается: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на……………………………………

17. Установите соответствие между видами судов и их полномочиями.

ВИДЫ СУДОВ

1) Верховный суд РФ
2) Высший арбитражный суд РФ
3) Конституционный суд РФ

ПОЛНОМОЧИЯ СУДОВ
А) высший суд по разрешению экономических споров;
Б) суд, решающий вопросы о соответствии федеральных законов, договоров и других законодательных актов Конституции России;
В) высший суд по гражданским, уголовным, административным делам.

18. Кто из этих людей может выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента РФ?
1) гражданин С., 48 лет, живет в России с момента рождения
2) гражданка Л., 36 лет, украинка, живет в России с 2007 года
3) гражданин П., 30 лет, дважды судимый, в настоящее время работает на заводе сварщиком, живет в России с момента рождения
4) гражданка И., 28 лет, образование высшее, живет в России с момента рождения
5) гражданин С., 40 лет, русский, получил российское гражданство в 2009 году после переезда из Украины в Россию;
6) гражданин С., 65 лет, вдовец, живет в России с момента рождения

Объясните почему другие не могут.

1. Суверенитет субъектов государства;

2. Территориальная целостность государства;

3. Разделение властей;

4. Суверенитет государства;

5. Человек, его права и свободы.

8. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ, Россия – это:

1. Демократическая федеративная президентская республика;

2. Демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

3. Демократическое правовое государство с парламентской формой правления;

4. Единое и неделимое государство, включающее в свой состав суверенные республики;

5. Конфедеративное государство – союз независимых государств.

9. Структура Конституции РФ содержит:

1. преамбулу, 2 раздела, 136 статей;

2. преамбулу, 2 раздела, 9 глав, 135 статей;

3. 2 раздела, 9 глав, 137 статей;

4. преамбулу, 2 раздела, 9 глав; 137 статей;

5. преамбулу, 9 глав, 137 статей.

1. Федеральными конституционными законами;

2. Федеральными законами;

3. Законами субъектов федерации;

4. Разделами Конституции;

5. Постановлениями Правительства.

11. Гражданская оборона – это:

1. функциональная подсистема РСЧС, предназначенная для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

2. система общегосударственных мероприя­тий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценно­стей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении во­енных действий или вследствие этих действий;

3. Единая государственная система предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций;

4. специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил РФ;

5. совокупность органов государственного и военного управления, Воору­женных Сил, других войск, воинских формирований и органов, деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

12. группировка сил рсчс, предназначенная для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ – это:

1. первый эшелон;

2. второй эшелон;

3. третий эшелон;

4. резерв;

5. все ответы неверны.

13. основные положения, касающиеся совета безопасности прописаны в следующем законадательном акте:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный конституционный закон «О военном положении»;

3. Федеральный закон «Об обороне»;

4. Федеральный закон «О гражданской обороне»;

5. Федеральный закон «О безопасности».

14. Кто утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации:

1. Совет Федерации;

2. Государственная Дума;

3. Президент Российской Федерации;

4. Федеральное Собрание;

5. Правительство Российской Федерации.

15. Задача по организации и проведении мероприятий, направленных на обеспе­чение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства возложена на:

1. федеральную медицинскую службу гражданской обороны;

2. федеральную противопожарную службу гражданской обороны;

3. федеральную службу гражданской обороны охраны общественного порядка;

4. федеральную службу гражданской обороны защиты животных и растений;

5. федеральную службу гражданской обороны защиты культурных ценностей.

16. пространство, в котором постоянно или периодически существует опасный или вредный фактор – это:

1. Техносфера;

2. Биосфера;

3. Гомосфера;

4. Ноксосфера;

5. Антропосфера.

17. Гомосфера – это:

1. пространство, в котором постоянно или периодически существует опасный или вредный фактор;

2. пространство, в котором находится человек, осуществляя свою деятельность;

3. территория, на которой произошла ЧС;

4. среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью соответствия среды потребностям людей;

5. совокупность природной и техногенной сред.

18. нормализация ноксосферы путем исключения опасности являет суть:

1. А-метода;

2. Б-метода;

3. В-метода;

4. Г-метода;

5. все ответы неверны.

19. конструктивное, организационное и материальное воплощение по обеспечению безопасности – это:

1. Принцип обеспечения безопасности;

2. Метод обеспечения безопасности;

3. Средства обеспечения безопасности;

4. Способы обеспечения безопасности;

5. Мероприятия по обеспечению безопасности.

20. использование роботов в технологическом процессе реализует:

1. А-метод;

2. Б-метод;

3. В-метод;

4. Г-метод;

5. все ответы неверны.

21. Регенеративный патрон в изолирующем противогазе предназначен для:

1. получения кислорода;

2. поглощения углекислоты;

3. поглощения воды;

4. верно все вышеперечисленное;

5. все ответы неверны;

22. средства защиты кожи, изготавленные из специальной эластичной и морозостойкой прорези­ненной ткани – это:

1. изолирующие СИЗК;

2. фильтрующие СИЗК;

3. простейшие СИЗК;

4. радиозащитные СИЗК;

5. противопылевые СИЗК.

23. респираторы, защищающие от паров вредных веществ, пыли и аэрозолей называются:

1. противопылевые;

2. противогазовые;

3. радиозащитные;

4. газопылезащитные;

5. изолирующие.

24. Гопкалитовый патрон предназначен для:

1. защиты от аммиака и диметиламина;

2. защиты от окиси углерода;

3. защиты детей в возрасте до 1,5 года от ОВ, РВ и БС;

4. защиты от аэрозолей различных видов;

5. поглощения углекислого газа и влаги из выдыхаемого воздуха.

25. Защитные сооружения, строящиеся при непосредственной угрозе и обеспечивающие защи­ту от летящих обломков, светового излучения, а также снижающие воздействия ионизирующего излучения и ударной волны – это:

1. убежища;

2. противорадиационные укрытия;

3. противохимические укрытия;

4. простейшие укрытия;

5. все ответы неверны.

26. для частичной специальной обработки применяется:

5. все ответы неверны;

27. универсальным антидотом при отравлениях является:

3. унитиол;

4. амизил;

5. все ответы неверны.

28. круглый пенал голубого цвета из аи-2 содержит:

1. Противоболевое средство;

2. Средство при отравлении АОХВ;

3. Радиозащитное средство;

4. Противобактериальное средство;

5. Противорвотное средство.

29. для профилактики развития травматического шока применяется следующий препарат из аи-2:

1. промедол;

3. калия йодид;

4. хлортетрациклин;

5. цистамин.

30. какую цветовую маркировку содержат противобактериальные средства из аи-2:

1. красную;

3. бесцветную;

5. все ответы неверны.

31. каким целям служит ручной насос в составе впхр:

1. для взятия проб воздуха на микробную обсемененность;

2. для прокачивания зараженного воздуха через индикаторную трубку;

3. для удаления радиоактивной пыли с исследуемого объекта;

4. все перечисленное верно;

5. все ответы неверны.

32. в рамках бактериологического контроля в отношении хирургического инструментария проводят:

1. посев на грам-положительную флору;

2. посев на грам-отрицательную флору;

3. посев на анаэробную флору;

4. посев на аэробную флору;

5. посев на стерильность.

33. как определяют дозу радиации с помощью дозиметра ид-1:

1. По звуковому сигналу;

2. По изменению окраски индикатора;

3. Путем наблюдения за отклонением стрелки на измерительном пульте;

4. Путем наблюдения в окуляр на свет по положению нити на шкале;

5. Путем изменения рН индикаторной среды.

34. для измерения поглощённой дозы используется:

35. Медицинская полевая химическая лаборатория предназначена для:

1. качественного и количественного определения ОВ в пробах воды, продовольствия, фуража, медикаментов, на перевязочном материале и поверхности различных объектов;

2. качественного обнаружения ОВ в воде и продовольствии;

3. оценки степени зараженности ОВ воздуха, воды, продовольствия;

4. для непрерывного контроля воздуха с целью определения в нем наличия паров фосфорорганических ОВ;

5. все ответы неверны.

36. Полная специальная обработка включает в себя:

1. проведение в полном объеме де­газации, дезактивации или дезинфекции техники;

2. полная санитарная обработка личного состава;

3. де­газации, дезактивации или дезинфекции одежды;

4. верно 2 и 3.

5. все перечисленное верно;

37. в качестве химического компонента физико-химического способа дезактивации используют:

1. поверхностно-активные моющие и комплексообразующие средства;

2. вещества окислительно-хлорирующего действия;

3. едкие щелочи, сода, аммиак, аммонистые соли и др.;

4. различные органические жидкости (дихлорэтан, бензин и др.);

5. все вышеперечисленное.

38. Индивидуальный противохимический пакет используется для проведения частичной:

1. дезактивации;

2. дегазации и дезинфекции;

3. дезинфекции;

4. санитарной обработки и дегазации;

5. дезактивации и дезинфекции.

39. уничтожение грызунов, переносчиков инфекционных заболеваний – это:

1. дезинфекция;

2. дегазация;

3. дератизация;

4. дезинсекция;

5. дезактивация.

40. Средством (способом) обеззараживания воды в очагах чрезвычайной ситуации является:

1. фильтрация;

2. гиперхлорирование с последующим дехлорированием;

3. отстаивание;

4. применение пергидроля;

5. используются все перечисленные способы.

41. За разглашение врачебной тайны трудовым законодательством предусмотрена дисциплинарная ответственность в виде:

1. замечания;

2. выговора;

3. увольнения;

4. все перечисленное верно;

5. дисциплинарная ответственность не предусмотрена.

42. разглашение медработником врачебной тайны может повлечь за собой следующий вид юридической ответственности:

1. дисциплинарную;

2. административную;

3. уголовную;

4. гражданско-правовую;

5. все вышеперечисленные.

43. Правовые основы охраны жизни и здоровья пациентов наиболее полно отражены в:

1. Клятве врача РФ;

2. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

3. Конституции РФ;

4. ФЗ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»;

5. Стандарте медицинской помощи.

44. инфекционные заболевания, которые возникают у пациентов после проведения инвазивных манипуляций нестерильным инструментарием, называются:

1. внутрибольничные;

2. госпитальные;

3. нозокомиальные;

4. оппортунистические;

5. ятрогенные.

45. противопоказаниями для проведения частичной санитарной обработки являются:

1. тяжелое состояние пациента, вызванное травмой или заболеванием;

2. кровотечение любого происхождения;

3. высокая лихорадка;

4. все вышеперечисленное

5. противопоказаний нет.

46. Что запрещено делать при повреждении кожных покровов во время манипуляций с больным ВИЧ-инфекцией:

1. выдавливать кровь из раны;

2. мыть руки с мылом;

3. растирать повреждённую область;

4. накладывать бактерицидный пластырь на место травмы;

47. Наиболее распространённые профессиональные заболевания среди медицинских работников это:

1. интоксикации;

2. инфекционные заболевания;

3. аллергические заболевания;

4. заболевания опорно-двигательного аппарата;

5. травмы.

48. Сенсибилизирующие факторы производственной среды приводят к:

1. поражению всех систем органов;

2. появлению злокачественных опухолей;

3. развитию аллергических заболеваний;

4. нарушению генетического кода;

5. повышенной чувствительности органов чувств.

49. В каких случаях допускается работа в экстремальных условиях в здравоохранении:

1. никогда не допускается;

2. допускается при ликвидации аварий, проведении экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций;

3. допускается на предприятиях атомной промышленности;

4. допускается в условиях карантина;

5. допускается при наличии соответствующей подготовки.

50. 1 класс условий труда по степени вредности и опасности это:

1. допустимые условия труда;

2. вредные условия труда;

3. опасные условия труда;

4. оптимальные условия труда;

5. ничего из вышеперечисленного.

ТЕСТЫ 2 УРОВНЯ (НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ)

1. выделяют следующие группы факторов среды обитания:

1. биологические;

2. социальные;

3. физические;

4. химические;

На самом ли деле высшей ценностью в РФ является соблюдение прав человека? Какими должны быть взаимоотношения государства с народом и каковы в реальности? Вопросы, которые должны себе задавать все здравомыслящие граждане. Ищем ответы.

Что такое высшая ценность государства?

Ценность сама по себе - значимость. Это польза, которую предмет, явление или личность приносит. Это то, чем мы готовы пожертвовать ради его (ее) нерушимости.

Высшая ценность государства определяет его суть, для чего существует и насколько крепко «держится на ногах».

Во всех государствах, претендующих на звание правового, выше всего остального ценят человека, его права и свободы. Высшей ценностью по Конституции РФ является именно она в соответствии с принятой 10 декабря 1948 г. в ООН Всеобщей декларацией прав человека. Это ориентир, на который равняются все демократические государства, хоть она и не наделена обязательной юридической силой. В ней перечислены естественные права и свободы, которыми человек обладает от рождения, и какими должны быть отношения с ним у государства.

Россия - правовое государство или нет?

Правовым может себя называть государство, в котором:

  • царит равноправие;
  • человек, его права и свободы не только объявлены высшей ценностью, но их берегут, защищают, соблюдают;
  • закон не противоречит праву и един для всех и незыблем;
  • нет навязанного свыше идеологического направления, каждый может иметь отличное от официального мнение и говорить об этом;
  • общество и государство несут взаимную ответственность за свои деяния.

Так себя Россия и позиционирует. Конституция гласит, что высшей ценностью в РФ является человек, его права и свободы.

Что такое права человека?

Это возможности, вытекающие из самой природы человека, свободно и безопасно жить в обществе. Это условия для сохранения жизни и достоинства. Это принадлежащие человеку нормы морали, независимо от того, к какой национальности или расе он принадлежит, какую религию исповедует, каких политических убеждений придерживается.

Права человека:

  • вытекают из природной сущности человека;
  • не зависят от признания государством;
  • принадлежат каждому от рождения;
  • естественны и не могут быть отчуждены;
  • действуют непосредственно;
  • это нормы и принципы взаимоотношений человека и государства, дающие возможность каждому поступать по своему усмотрению и получать необходимые блага;
  • государство обязано их признать, соблюдать и защищать.

Что понимается в РФ как высшая ценность?

Высшей ценностью, согласно Конституции РФ, является человек, его права и свободы. Основной закон во второй статье наделил государство обязанностью признать, соблюдать и защищать их как основу своего существования, как следует из норм и принципов международного права. Основные из них:

  • Государство обязано признать права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения.
  • Перед судом и законом равными должны быть все. При соблюдении прав и интересов одного не должны быть нарушены чужие права.
  • Женщина и мужчина в правах равны.
  • Международные нормы, всеми признанные, должны быть выше внутригосударственных.
  • Условия, позволяющие ограничить человека в правах и свободах, должны быть строго определены законом.
  • Недопустимо злоупотреблять правами и свободами для разделения людей по расе, национальности, религии, а также насильственного свержения конституционного строя.

Какие именно права и свободы гарантирует РФ?

Во второй главе Конституции конкретизировано, что государство Россия понимает под «высшей ценностью» и обязуется соблюдать, защищать и предоставлять:

  • равенство всех перед законом;
  • право на жизнь;
  • достоинство человека;
  • свободу и неприкосновенность личности;
  • частную жизнь, честь, семейную и личную тайну;
  • неприкосновенность жилища;
  • родной язык;
  • право свободно передвигаться;
  • право говорить и поступать в соответствии со своими убеждениями;
  • право на объединение и мирный протест;
  • право управлять государством, выбирая или будучи избранным;
  • право на обращение в государственные органы за помощью;
  • право на предпринимательскую деятельность;
  • частную собственность;
  • право на труд и запрет принуждения к нему;
  • материнство и детство;
  • заботу о пожилых людях;
  • право на жилище;
  • охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • благоприятную окружающую среду и информацию о ней;
  • право на образование;
  • свободу творчества;
  • право каждого на защиту своих интересов лично, обязанность государства - их защищать;
  • право на судебную защиту и юридическую помощь;
  • презумпцию невиновности;
  • запрет на повторное осуждение за одно и то же преступление;
  • право не свидетельствовать против себя и близких родственников;
  • право на возмещение причиненного государством вреда.

Так как по Конституции РФ высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, с формальной точки зрения Россия является правовым государством, о чем первая статья Основного закона и гласит.

Но соответствует ли форма содержанию? О ком в первую очередь заботится государство на самом деле?

Что происходит на самом деле?

Исходя из того, что согласно Конституции РФ высшей ценностью является определение и обеспечение защиты этих условий, люди должны чувствовать себя в безопасности и гордиться страной.

Однако не все так гладко.

Да, высшей ценностью в РФ является человек и данная ему от природы свобода и право распоряжаться ею. Но действует это, как правило, до тех пор, пока этот самый человек не коснется «святого», то есть действующей власти и политики правящей партии. Так всегда было в государствах, тяготеющих к авторитаризму. Трудно найти Конституцию более демократическую, чем была в СССР. Однако за один только анекдот можно было угодить в лагерь надолго, получить «высшую меру».

В нынешней России, конечно, не так затянута петля, но все же картинка на бумаге и на деле заметно разнится.

Ужесточение законодательства, разгоны митингов, задержание журналистов и общественных деятелей происходят регулярно.

Провести демонстрацию по закону становится с каждым годом сложней. Разгон несанкционированной демонстрации власть каждый раз объясняет именно заботой о населении. Ввиду того что высшей ценностью в РФ является право жить свободно и в покое, а митингующие мешают гражданам ходить по площади и шумят, власть, заботясь о них, бережно усаживает демонстрантов в «автозаки», в том числе школьников. В регионах такие инциденты не получают особого общественного резонанса.

  • Правозащитник Оюб Титиев. Задержан в январе 2018 г. и до сих пор находится под стражей по обвинению в хранении и перевозке наркотиков.

Правозащитные организации связывают эти дела с их профессиональной деятельностью. Государство это отрицает, и точки в них еще не поставлены.

Итак, официально высшей ценностью в РФ является человек, его права и свободы. Каждый волен жить, говорить и поступать так, как считает нужным, не ущемляя при этом прав другого. Каждый может заниматься тем, к чему душа лежит, и зарабатывать в соответствии со своими умениями и возможностями. Но касается это всего, что не входит в интересы правящей партии и преданных ей людей, ревностно защищающих свои позиции.

Поделиться: