Меры прокурорского реагирования по закону о прокуратуре. Меры прокурорского реагирования

Особенностью рассматриваемого направления надзорной деятельности является то, что прокуроры используют меры прокурорского реагирования, предусмотренные как Законом о прокуратуре, так и ст. 25.11, гл. 30 КоАП:

1) протест на противоречащий закону нормативный правовой акт, заявление в суд о признании его недействующим; 2) протест на постановление по делу об административном правонарушении; 3) представление об устранении нарушений закона; 4) постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа; 5) постановление о возбуждении дела об административном правонарушении; 6) предостережение о недопустимости нарушения закона; 7) иные меры реагирования.

Пункт 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП наделяет прокурора в пределах его полномочий правом приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле. Статья 29.9 Кодекса устанавливает два вида таких постановлений: 1) постановление о назначении административного наказания; 2) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Кроме того, прокурор вправе опротестовать последующие выносимые при пересмотре дела решения.

Статья 30.10 КоАП устанавливает правила принесения прокурором протестов соответственно на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения. Соответственно, в ст. 30.14 определяется порядок принесения прокурором протеста в порядке надзора.

В последние годы арбитражная практика при поддержке со стороны Президиума ВАС РФ пошла по пути принятия и рассмотрения заявлений прокурора, оспаривающего постановления несудебных органов, налагающих административные взыскания на субъектов предпринимательской деятельности.

Представления об устранении нарушений законов при производстве по делам об административных правонарушениях могут носить индивидуальный или обобщенный характер. В первом случае основанием для внесения представления является подтвержденный в ходе проверки по поступившей в органы прокуратуры информации (жалоба гражданина, обращение иного лица, сообщение в СМИ и т.д.) факта единичного нарушения требований закона со стороны должностного лица органа административной юрисдикции. Во втором случае основанием для прокурорского реагирования являются, как правило, выявленные в ходе плановой или внеплановой (в связи с поступившей информацией, по заданию вышестоящего прокурора, по собственной инициативе) проверки нарушения законов, имеющие распространенный характер.

Путем внесения представления прокурор может отреагировать в случае выявления фактов бездействия со стороны должностных лиц, которыми необоснованно не принимаются предусмотренные законодательством об административных правонарушениях меры к нарушителям. При установлении таких фактов прокурор также в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.4 КоАП вправе своим постановлением возбудить дело об административном правонарушении (если не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности).

Целесообразно вносить представления и по фактам нарушений, на которые прокурор реагировал путем вынесения постановления об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию, или принесения протеста на незаконное постановление по делу об административном правонарушении.

В представлении следует ставить вопрос о направлении в прокуратуру копий документов, свидетельствующих о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений законов, их причин и условий, им способствовавших.

Полномочие прокурора возбуждать дело об административном правонарушении вытекает из п. 1 ст. 25 Закона о прокуратуре, п. 1 ч. 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.4 КоАП. Рассматривать его помимо традиционных случаев выявления нарушений в ходе общенадзорных проверок нужно еще и с учетом следующих обстоятельств.

Во-первых, если в ходе проверки прокурор выявил факт прекращения должностным лицом органа административной юрисдикции производства по делу об административном правонарушении при отсутствии предусмотренных ст. 24.5 КоАП оснований, он вправе, если не истекли сроки привлечения лица к административной ответственности, вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП. Таким же образом можно решать вопрос, если санкция Особенной части статьи КоАП либо закона РФ предусматривает за совершение правонарушения ответственность как должностных, так и юридических лиц, а подверглось наказанию лишь одно из них.

Во-вторых, возможно возбуждение прокурором дела об административном правонарушении в отношении должностного лица несудебного органа административной юрисдикции (например, по ст. 17.7, 19.1 КоАП).

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. В рассматриваемой сфере указанное полномочие применяется в двух случаях: во-первых, если в ходе проверки исполнения законодательства об административных правонарушениях в органе административной юрисдикции будет выявлено, что в действиях (бездействии) привлеченного к административной ответственности физического лица содержатся признаки преступления (одновременно следует принести протест на незаконное постановление по делу об административном правонарушении, в котором необходимо мотивировать свою позицию ссылкой на п. 7 ст. 24.5 КоАП, а в резолютивной части заявить требование об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства в связи с инициацией процедуры возбуждения уголовного дела по факту рассматриваемого правонарушения); во-вторых, при обнаружении в ходе проверки признаков преступления в действиях должностного лица органа административной юрисдикции. Как правило, речь идет о должностном преступлении.

В необходимых случаях прокурором может ставиться вопрос о возмещении в порядке ст. 1069 ГК органом административной юрисдикции вреда, если решением вышестоящей инстанции или суда его действия признаны незаконными, в результате чего гражданам социально незащищенных категорий (по медицинским, возрастным и иным показаниям не имеющим возможности отстаивать свои права в суде) причинен вред. Аналогичным образом следует действовать и в случаях, когда не был поставлен вопрос о возмещении вреда, причиненного потерпевшему правонарушением, подтвержденным вступившим в законную силу постановлением по делу. Кроме того, прокурор вправе обратиться в суд общей юрисдикции в порядке ст. 45 ГПК с иском о возмещении вреда, причиненного в результате совершения административного правонарушения, Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.

1. Викторов И.С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об административной ответственности: научно-практич. пособие / И.С. Викторов, А.Ю. Винокуров, Б.И. Шалыгин. - М.: Экзамен, 2006.

2. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях: пособие / А.Ю. Винокуров. - М.: ИПК РК прокуратуры, 2004.

3. Датчук Л.Б. Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях: методич. пособие / Л.Б. Датчук, Б.И. Шалыгин. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

5.7. Надзор за исполнением законов о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции*(61)

Надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе является одним из направлений деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности. Отношения, связанные с поступлением на государственную и муниципальную службу, прохождением и прекращением этих видов службы, а также определением правового положения (статуса) государственных и муниципальных служащих регулируются нормами права, соблюдение которых составляет предмет прокурорского надзора. Это система норм, включающая некоторые положения Конституции РФ, Федеральные законы от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и ряд других законодательных актов, регулирующих вопросы прохождения специальных видов службы (в органах прокуратуры, внутренних дел, безопасности и др.), а также подзаконные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов.

Государственная служба РФ включает в себя три вида службы: гражданскую, военную и правоохранительную. При этом гражданская служба в зависимости от специфики органов и государственных должностей, чью деятельность она призвана обеспечивать, подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ. В последнем случае прокурорами во внимание должны приниматься положения соответствующих законов и других нормативных правовых актов субъектов РФ.

Государственный служащий - это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность по обеспечению исполнения полномочий России, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности России и ее субъектов, и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального или регионального бюджета.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в России признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Соответственно муниципальная служба отлична от государственной, составляет самостоятельный предмет правового регулирования, однако нельзя говорить о ее полной автономности. В частности, время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не являются муниципальными служащими.

Реализация законов в сфере государственной и муниципальной службы осуществляется в виде действий (бездействия) не только государственных и муниципальных служащих, но и других лиц (органов), а также путем принятия правовых актов, соответствие которых закону является важной составляющей предмета прокурорского надзора. При этом имеются в виду как акты индивидуального (разового) значения и действия, так и нормативные правовые акты. Государственные и муниципальные служащие своими действиями (бездействием), издаваемыми правовыми актами могут нарушать бюджетное, природоохранное, земельное, антимонопольное и иное законодательство. Но в предмет рассматриваемого направления надзора включаются лишь исполнение законов, относящихся к порядку прохождения соответствующих видов службы.

Что касается нарушений законодательства о государственной гражданской (муниципальной) службе, то они совершаются в основном лицами, состоящими на этих видах службы (либо органами, их осуществляющими). Но в числе субъектов нарушений могут быть и другие лица (органы). Например, когда законодательным (представительным) органом субъекта РФ принимается региональный закон, противоречащий действующему законодательству о системе государственной службы либо о государственной гражданской службе; представительный орган местного самоуправления издает правовой акт, не соответствующий законодательству о муниципальной службе, и т.д.

Для организации надзора в целях обеспечения предметности и целенаправленности прокурорских проверок (определение их конкретной тематики и объектов, круга проверяемых лиц, выбора источников информации и т.п.) важно иметь более детализированные представления о типичных нарушениях законов, например, о том, какие именно ограничения не соблюдаются, какие запреты и каким образом нарушаются, в чем состоят отступления от установленных правил поступления на службу и замещения должностей и т.д.

Практика прокурорского надзора позволяет выявить следующие группы нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе применительно к различным ее элементам*(62).

Так, несоблюдение квалификационных требований к должностям службы выражается в нарушении норм базовых законов, предусматривающих наличие в соответствующих случаях высшего профессионального образования, определенного стажа (опыта) работы по специальности, а также определенных знаний и навыков, необходимых для исполнения служебных обязанностей.

Конституция РФ гарантирует равный доступ граждан к государственной службе. Реализацию этого принципа призвано обеспечить конкурсное поступление на государственную службу. Нарушение конкурсных процедур при приеме на службу, назначении на другую (чаще вышестоящую) должность государственной службы может состоять в приеме на службу (назначении на должность) без проведения конкурса, в нарушении сроков размещения информации о предстоящем конкурсе, в образовании конкурсных комиссий без соблюдения требований к их составу.

Нарушение основных прав служащего чаще всего сводится к отказу (или невозможности по иным причинам) его ознакомления со всеми материалами своего личного дела, а также неознакомлению с должностным регламентом и иными документами, определяющими обязанности и права служащего. Возможны более серьезные нарушения прав, например, на отдых, оплату труда, на доступ в государственные органы, органы местного самоуправления, на должностной рост на конкурсной основе, на профессиональную подготовку и повышение квалификации и т.д. Неисполнение возложенных законом обязанностей может проявляться в представлении служащим недостоверных сведений о себе, о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, несообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, в неисполнении других обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 15 Федерального закона 27.07.2004 N 79-ФЗ, иными федеральными законами.

Несоблюдение ограничений, связанных со службой, может выражаться в близком родстве или свойстве служащих, если замещение должностей службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, в занятии должностей государственной и муниципальной службы лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость.

Из нарушений законодательно установленных запретов можно выделить занятие предпринимательской деятельностью, когда лица, поступающие на службу, являются также индивидуальными предпринимателями; участие на платной основе в деятельности органов управления коммерческими организациями; приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход; получение в связи с исполнением служебных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц и др.

Анализ практики надзора позволяет сделать вывод о том, что одной из основных предпосылок нарушения служащими требований действующего законодательства о порядке прохождения службы является ненадлежащая работа кадровых служб. Нарушения порядка ведения кадровой работы в муниципальных образованиях носят практически повсеместный характер, что связано со слабыми профессиональными навыками должностных лиц. Примером такого рода нарушений может служить непроведение при наличии соответствующих оснований кадровыми службами проверок достоверности представляемых государственными и муниципальными служащими сведений о себе, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, нарушение нормативных требований при ведении личных дел служащих, формировании кадрового резерва, проведении аттестаций и квалификационных экзаменов и др.

При анализе причин нарушений закона на государственной и муниципальной службе необходимо учитывать возрастающую нагрузку на конкретных государственных и муниципальных служащих при заявленной государством тенденции к сокращению государственного аппарата.

Основной причиной выявленных нарушений в сфере муниципальной службы (особенно это характерно для сельских поселений, где в штате кроме главы имеется один или два специалиста, отвечающих практически за все направления деятельности муниципального образования) является недостаточная правовая грамотность должностных лиц, отсутствие у них элементарных юридических знаний.

Следует обратить внимание, что не все нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе носят коррупционный характер и являются предметом прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В рамках действующего законодательства основным поводом отнесения правонарушения в сфере государственной и муниципальной службы к числу коррупционных является прямая фиксация нарушаемого правила Федерального закона "О противодействии коррупции"*(63).

Так, согласно положениям Закона в качестве мер по профилактике коррупции рассматриваются предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке представляемых сведений. Служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера себя и своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Закреплена должностная (служебная) обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять обо всех случаях обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение перечисленных должностных (служебных) обязанностей является правонарушением, влекущим увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В связи с этим к правонарушениям коррупционной направленности в сфере государственной и муниципальной службы относятся:

несоблюдение квалификационных требований, предъявляемых законодательством к лицам, замещающим (претендующим на замещение) должности службы;

несоблюдение конкурсных процедур при поступлении на службу или при замещении другой должности службы (следует учитывать, что ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ предусматривает, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс. Порядок его проведения устанавливается правовым актом представительного органа муниципального образования. Поэтому несоблюдение конкурсных процедур при замещении должности муниципальной службы возможно лишь при наличии правовых актов, предусматривающих такие процедуры);

непредставление (предоставление недостоверных, неполных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера служащего и его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

непредставление (предоставление недостоверных, неполных) служащим иных предусмотренных законодательством РФ сведений о себе и членах своей семьи;

непроведение проверки достоверности и полноты сведений, представляемых служащим;

неуведомление служащим представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры или других государственных органов о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Статья 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязывает служащего принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника. В свою очередь, представитель нанимателя (непосредственный начальник), если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Также можно выделить следующие правонарушения коррупционной направленности:

непринятие служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя (непосредственного начальника) о возникшем конфликте интересов либо о наличии личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов;

непринятие представителем нанимателя мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

владение (приобретение) служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), а равно непринятие мер к передаче принадлежащих ему указанных активов в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ в целях предотвращения конфликта интересов;

замещение должности государственной (муниципальной) службы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) со служащим, если это связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" устанавливается ограничение, согласно которому гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения со службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (или соответствующих аттестационных комиссий*(64)). При этом указанный гражданин в течение двух лет после увольнения со службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение этого требования влечет прекращение трудового договора.

Работодатель, в свою очередь, при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы. Неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В рамках надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы осуществляется проверка законности деятельности федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по соблюдению, исполнению и применению норм законодательства, регулирующих вопросы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе.

Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, подлежащая проверке, заключается в проведении конкурсов на занятие вакантных должностей государственной (муниципальной) службы; приеме на службу; перемещении по службе; назначении на должности государственной (муниципальной) службы; обеспечении исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов, носящих антикоррупционный характер; проведении проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, иных представляемых в соответствии с законом сведений; проведении служебных проверок (в том числе проверки информации о коррупционных нарушениях); применении дисциплинарных взысканий; освобождении от занимаемой должности; увольнении с государственной (муниципальной) службы. Результаты указанной деятельности находят отражение в актах органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим предмет надзора включает проверку соответствия законодательству о противодействии коррупции издаваемых государственными и муниципальными органами правовых актов (вопросы проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов см. в 5.11).

В частности, проверке подлежат приказы и распоряжения об образовании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликтов интересов; об образовании конкурсных комиссий; об объявлении конкурсов на замещение вакантных должностей; об утверждении должностных регламентов (должностных инструкций) служащих; о порядке проведения служебных проверок, проверок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверок соблюдения государственными служащими требований к служебному поведению. Кроме того, проверяются акты индивидуально-правового характера, а именно: о принятии на службу; о назначении на должность службы; об освобождении от замещаемой должности государственной (муниципальной) службы и увольнении со службы; о применении дисциплинарных взысканий.

Также изучаются решения и материалы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов, конкурсных комиссий; личные дела служащих, материалы служебных проверок, проверок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверок соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих (соблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных законодательством), а также иные материалы государственных и муниципальных органов.

Выяснению подлежат:

полнота и достоверность сведений, представляемых служащим в соответствии с законодательством в кадровую службу государственного (муниципального) органа, об образовании, о стаже работы (службы), дееспособности, наличии судимости, состоянии здоровья, родственных отношениях со служащими этого же органа, о гражданстве другого государства, предпринимательской деятельности, об участии в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

соблюдение квалификационных требований и конкурсных процедур при приеме на государственную (муниципальную) службу, при замещении должностей такой службы;

исполнение обязанностей государственных и муниципальных служащих;

соблюдение ограничений и запретов по службе;

соблюдение требований к служебному поведению государственных служащих;

соблюдение требований законодательства к формированию комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликтов интересов, конкурсных комиссий, комиссий по служебным спорам;

законность принимаемых представителем нанимателя (руководителем органа), указанными комиссиями, кадровыми службами решений, в том числе применение дисциплинарных взысканий;

реализация профилактических антикоррупционных мер*(65).

При изучении личных дел служащих следует проверять наличие в них иных представляемых в соответствии с законом сведений. В частности, личные дела служащих должны содержать документы, подтверждающие соответствие служащего квалификационным требованиям, установленным федеральными законами, в частности, в отношении стажа работы (службы) и образования.

Особое внимание следует уделять организации в органах государственной власти и местного самоуправления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего (претендента на должность государственной или муниципальной службы), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Следует учитывать, что при непредставлении указанных сведений или представлении заведомо ложных сведений гражданин не может быть принят на службу, а служащий по этим основаниям освобождается от должности и увольняется со службы. Проверка в установленном порядке при наличии к тому оснований представляемых гражданином или служащим сведений о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера - обязанность руководителя государственного (муниципального) органа.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - это юридически значимый документ, в котором служащий под свою ответственность указывает величину дохода, полученного в период с 1 января по 31 декабря отчетного года, в том числе дохода, полученного в натуральной форме, дохода от иной оплачиваемой деятельности, а также об основаниях приобретения имущества, видах собственности, обязательствах имущественного характера (заем, кредит и др.). Эти сведения представляются гражданами, замещающими (претендующими на замещение) должности государственной и муниципальной службы, включенные в установленный нормативными правовыми актами РФ перечень.

Для федеральной государственной службы такой Перечень должностей утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей". Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются государственным служащим не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в кадровую службу федерального государственного органа в виде справок установленной формы и в порядке, устанавливаемом руководителем федерального государственного органа. Ежегодно представляются: а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера на конец календарного года.

Порядок и форма представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов РФ определяются региональными нормативными правовыми актами. Муниципальными служащими указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов РФ.

В настоящее время нормативно установлено требование о размещении представленных государственным служащим сведений на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа (а в случае отсутствия этих сведений на официальном сайте - представления общероссийским СМИ для опубликования по их запросам), соблюдение которого также подлежит изучению в рамках прокурорской проверки. Порядок размещения и предоставления для опубликования сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 561 "Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования".В ходе проверок подлежит выяснению вопрос о проведении кадровой службой проверки полноты и достоверности представленных гражданами, замещающими (претендующими на замещение) должности государственной (муниципальной) службы, других предусмотренных законом сведений. В частности, при приеме на службу кадровыми службами должны приниматься меры к установлению в отношении кандидата возможного наличия решения суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным; не снятой или не погашенной судимости; заболевания, препятствующего прохождению службы; гражданства другого государства; занятия оплачиваемой деятельностью, которая может повлечь конфликт интересов, и др.

Собственное антикоррупционное значение имеют ограничения, запреты и обязанности по службе. Неисполнение этих требований образует состав следующих коррупционных правонарушений: а) незаконное участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией; б) осуществление предпринимательской деятельности; в) выступление государственного служащего в качестве поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной службы; г) получение служащим в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки стоимостью свыше 3 тыс. руб., денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), а равно непередача подарков стоимостью свыше 3 тыс. руб., полученных в связи с официальными мероприятиями и признаваемых государственной или муниципальной собственностью, в орган, в котором служащий состоит на службе.

Нужно иметь в виду, что ст. 575 ГК говорит именно о дарении (договоре дарения), которое не предусматривает "встречной передачи вещи или прав либо встречного обязательства" (ст. 572 ГК) со стороны лица, принимающего подарок. Отсюда следует, что независимо от размера незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействие) с использованием служебного положения в интересах "дарителя" должно расцениваться как взятка, поскольку имеет характер подкупа, обусловливает соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица, попустительство или покровительство с его стороны, т.е. его "встречное обязательство".

Общим для органов государственной власти и местного самоуправления нарушением является непринятие представителем нанимателя (главой муниципального образования) предусмотренных законодательством мер при обнаружении признаков административного правонарушения, уголовно-наказуемого деяния, в том числе коррупционного характера, совершенного служащим. Зачастую без должного реагирования остаются дисциплинарные проступки, заключающиеся в несоблюдении требований к служебному поведению, носящих антикоррупционный характер.

Так, за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание. Перед применением к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка, порядок проведения которой регламентирован ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ. Согласно ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий в отношении муниципальных служащих определяется трудовым законодательством. В этом случае необходимо руководствоваться ст. 192 и 193 ТК.

При выявлении в действиях (бездействии) служащего признаков административного правонарушения или уголовного преступления представитель нанимателя обязан направить соответствующие материалы (информацию) в компетентные правоохранительные органы или органы административной юрисдикции.

В целях выявления нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции органы прокуратуры используют разнообразные источники и предоставленные им законом полномочия. Наибольшая часть нарушений выявляется в результате плановых проверок исполнения законов. Сравнительно редко нарушения выявляются по обращениям граждан, при расследовании уголовных дел, по сообщениям СМИ. В остальных случаях источниками информации о нарушении законов могут быть материалы ОРД, сообщения и другие обращения должностных лиц.

Осуществляемые на этом направлении надзора проверки производятся по общим правилам и рекомендациям с некоторыми особенностями, обусловленными спецификой их объектов, содержанием нормативных материалов и характером нарушений законов.

Проверки могут быть сугубо целевыми (предметными), когда проверяется, например, исполнение норм законов, устанавливающих только ограничения и запреты, связанные с противодействием коррупции. В других случаях проверки осуществляются как комплексные, при которых проверяется исполнение законов, регулирующих все или основные аспекты организации и функционирования государственной (муниципальной) службы (поступления на нее, прохождения и прекращения, соблюдения во всех составляющих статуса служащих и т.д.). В необходимых случаях производятся совместные проверки с участием других правоохранительных и контролирующих органов. Так, вопросы незаконного осуществления служащими предпринимательской деятельности обычно проверяются прокурорами во взаимодействии с органами внутренних дел, налоговыми органами.

По материалам о нарушении законов о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции могут также проводиться контрольные проверки.

В других случаях проверки увязываются с приоритетами в деятельности прокуратуры, в том числе проводятся по планам и заданиям вышестоящих органов прокуратуры. Им обычно предшествует анализ статистических данных, обобщение материалов текущих проверок, иных сведений о состоянии законности на объектах проверки.

На подготовительном этапе проводится целенаправленное, предметное изучение законодательства, соблюдение которого выступает предметом проверки, включая акты Президента РФ и Правительства РФ, принятые во исполнение законов о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, возможных изменений в нем; формулируются цели проверки, содержание и источники требуемой информации. Необходимо изучить имеющиеся по проверяемым вопросам нормативные акты, обзоры, информационные письма, другие документы Генпрокуратуры РФ, рекомендации и методические пособия.

Если в проверке участвуют несколько прокурорских работников, то между ними распределяются конкретные вопросы. Подготовительная работа завершается составлением плана проверки, который утверждается прокурором (района, города, субъекта) либо его заместителем. В плане отражаются: а) наименование организации, ее структурных подразделений, где планируется проведение проверки; б) перечень законодательных и связанных с ними подзаконных актов, исполнение которых будет проверяться; в) содержание основных вопросов, подлежащих выяснению; г) сведения, документы, материалы, подлежащие истребованию и изучению; д) основные тактические приемы, которые предполагается использовать в ходе проверки (например, установление очередности получения объяснений, обеспечение сохранности изучаемой документации, при необходимости ее изъятие, определение круга специалистов, привлекаемых к проверке); е) порядок изучения и анализа собранной информации, формы ее фиксации с указанием ответственных исполнителей; ж) сроки и исполнители по каждому пункту плана*(66).

В целях выявления нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции используется весь спектр полномочий, предоставленных законом прокурору.

Наиболее часто используются полномочия по беспрепятственному вхождению на территорию и в помещения поднадзорных органов (учреждений), доступу к документам и материалам, их истребованию, вызову должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений закона.

Круг документов, с которыми знакомятся прокурорские работники, проверяя исполнение законов о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, довольно широк. Это приказы о назначении на должность, о служебных перемещениях и об освобождении от должности, о наложении дисциплинарных взысканий и поощрениях, служебные контракты, протоколы заседаний и другие документы конкурсных, аттестационных комиссий, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, платежные и иные бухгалтерские документы, личные дела служащих, должностные регламенты, документы профсоюзных организаций, акты ведомственных проверок, служебная переписка, письма, жалобы и предложения граждан и другие источники документально зафиксированной информации.

При необходимости, например, при проверке фактов непредставления (представления недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, занятия незаконной предпринимательской деятельностью проводятся так называемые встречные проверки с ознакомлением с документами (истребованием их) из налоговых органов, коммерческих структур, других организаций.

Объяснения по поводу нарушения закона отбираются как у нарушителей закона, так и у других лиц. Это могут быть руководители органов, их отдельных подразделений (чаще всего кадровых служб и бухгалтерий), сослуживцы лиц, допустивших нарушения, служащие, осуществляющие контрольные, учетно-регистрационные функции, и другие лица, располагающие требуемой информацией.

Результаты проверки отражаются в справке, которая составляется работником, непосредственно ее производившим. Если в проверке участвовало несколько работников, то каждый из них готовит соответствующий раздел, а ответственный исполнитель составляет сводный документ. В справке отражаются все установленные факты, имеющие значение для правовой оценки проверявшихся действий (бездействия) и актов. В заключительной части справки формулируются предложения о необходимых мерах реагирования на выявленные нарушения закона, их причины и условия. Результаты проверки докладываются руководителю органа прокуратуры, которым принимаются решения о формах их реализации (опротестовании правовых актов, внесении представлений, обращений с заявлением в суд и т.д.).

Предупреждению нарушений законодательства, совершаемых путем принятия нормативных правовых актов, касающихся государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции, способствует участие прокуроров в заседаниях федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Выявив нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, прокурор добивается их устранения, для чего использует предоставленные ему законом полномочия, реализуемые в актах прокурорского реагирования, к которым относятся: протесты, представления об устранении нарушений законов, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и о направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного преследования, предостережения о недопустимости нарушений закона, заявления в суды, в том числе о признании правовых актов недействующими или недействительными.

1. Алексеев А.И. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе: научно-методич. пособие / А.И. Алексеев, В.Б. Евдокимов, И.А. Побережная. - М.: Академии Генпрокуратуры РФ, 2008.

2. Бурковская В.А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы: пособие / В.А. Бурковская [и др.]. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

3. Дмитриев Д.А. Проверка прокурором исполнения требований законодательства при организации деятельности государственных и муниципальных органов по профилактике коррупционных правонарушений: методич. рекомендации / Д.А. Дмитриев, Т.Л. Козлов. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

4. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции: сборник методич. материалов / под общ. ред. А.Э. Буксмана. - М.: Генпрокуратура РФ, Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

5.8. Надзор за исполнением законов о противодействии экстремизму и терроризму*(67)

Средства прокурорского реагирования – это закрепленные в законе полномочия и акты реагирования прокурора, то есть содержание средств реагирования включает:

1) полномочия прокурора – законодательно закрепленные меры возможного и необходимого поведения, которые реализуются путем совершения действий;

пример: ст. 22 ФЗ «О прокуратуре» - требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов и т.п.

2) акты прокурорского реагирования – письменные документы, выносимые прокурором в ходе осуществления надзорной деятельности.

пример: протест

Классификация средств реагирования:

1. по оформлению средств:

a. устного (выступление в суде),

b. письменного характера.

2. по цели:

a. на выявление нарушения (проверки),

b. на устранение последствий (протесты),

c. на предупреждение (антикоррупционная экспертиза – предупреждение коррупционных ситуаций, предостережение).

3. По источнику нормативного закрепления:

a. Процессуальные – регламентированы процессуальным законодательством (представления и жалобы на незаконные судебные решения, постановления прокурора, указания прокурора и др.),

b. Непроцессуальные – регламентированы иными ФЗ – «О прокуратуре», например (протест, представление в порядке надзора)

4. По направлению деятельности:

ü Надзорные – в рамках надзорной деятельности – протест и т.п.,

ü Ненадзорные – например, в рамках уголовного преследования – поддержание обвинения в суде,

û Основные – направлены непосредственно на решение задач прокуратуры – акты прокурорского реагирования, прежде всего,

û Вспомогательные – доклады, информационные письма и т.п..

Полномочия прокурора закреплены (в общем)!наиболее полный перечень! в статье 22 ФЗ «О прокуратуре», а так полномочия установлены в законе в каждом разделе по направлению деятельности и главе по надзору:

1. По предъявлению удостоверения в праве беспрепятственно входить на территории и помещения поднадзорных объектов.

2. Имеет доступ к документам и материалам

3. Требует от руководителей предоставление сведений документов и материалов

В каждом случае необходимо руководствоваться требованиями спец-х нормативных актов регламентирующих вопросы тайны (о гос тайне, о коммерческой тайне, основы законодательства о здравоохранении, о банках и банковской деятельности).

4. Вправе требовать от руководителей выделение специалистов для выяснения возникших вопросов

5. Проведение проверок, ревизий.

6. Вправе вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений (требование)

Акты реагирования – документы, которые исходят от прокурора:

1. Протест – ст. 23 предмет протеста - конкретный документ (не обладает приостанавливающей силой, приносит прокурор или его заместитель).

Протест прокурора представляет собой правовой документ, выносимый должностными лицами органов прокуратуры, направленный на отмену незаконного акта. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным требованиям к его содержанию и форме. Наименование акта должно соответствовать Федеральному закону "О прокуратуре РФ". В протесте должны содержаться:

§ наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица;

§ кем и когда правовой акт издан или совершено действие (бездействие);

§ правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действия или бездействия должностного лица), нормы нарушенного закона или иного нормативного акта;

§ предложение прокурора об отмене акта, требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость;

§ предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста;

§ должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин;

§ дата принесения протеста.

Срок рассмотрения 10 дней, в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании . При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста .

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Прокурор, принесший протест, обладает правом отозвать протест до его рассмотрения .

2. Требование об отмене нормативно-правового акта – протест гораздо шире. Приносится по итогам анти коррупционной экспертизы НПА. Форма этого документа закреплена Приказом Генпрокурора «О проведении антикоррупционной экспертизы»

3. Представление – ст. 24 – акт комплексного характера, приносится на выявленные нарушения законности,

имеют цель:

Карательную, требуется привлечение нарушителя к ответственности,

Профилактика.

Представление об устранении нарушений закона - это документ, который вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения .

Представление в отличие от протеста подлежит безотлагательному рассмотрению . Срок исполнения – 30 дней , должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

О результатах принятых мер прокурору сообщается в письменной форме. Если представление рассматривается коллегиальным органом, прокурору должно быть сообщено о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

4. Постановления – о возбуждении административного правонарушений.

Положениями ст. 28.4 (например, непредставление итогов голосования, результатов выборов) КоАП РФ перечислен ряд составов административных правонарушений , по которым прокурор прямо уполномочен возбуждать производство по делам об административных правонарушениях. Однако при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ.

Как правило, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении должно содержать :

§ сведения о дате и месте его составления,

§ должность, фамилия и инициалы прокурорского работника, вынесшего его,

§ сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

§ фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,

§ место, время совершения и событие административного правонарушения,

§ статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение,

§ объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело,

§ иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом . О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

15 дней – орган, 2 месяца – судья по общему правилу.

Для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурором выносится мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания.

5. Предостережение – в целях предупреждения правонарушение в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона.

Предостережение прокурора должно содержать:

§ указание на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которого предупреждается должностное лицо.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

При внесении актов прокурорского реагирования прокурорские работники должны оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, поскольку акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

1.4. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Предоставляя прокурору достаточно широкие полномочия для устранения нарушений законности, закон устанавливает формы прокурорского реагирования и регламентирует их применение.

Хотя прокурор и не обладает властными полномочиями отменить незаконные правовые акты и прекратить незаконные действия должностных лиц, его документы обладают юридической силой и обязательны к рассмотрению. Именно поэтому форма, содержание, порядок рассмотрения актов прокурорского надзора специально оговорены в законе.

Формы прокурорского реагирования определены Законом “О прокуратуре РФ”: протест (ст. 23), представление (ст. 24) постановление (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона и заявление прокурора в суд (п. 3 ст. 35).

Правовое положение и содержание названных актов в процессе надзорной деятельности характеризуется следующим:

Протест прокурора

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

В протесте содержатся следующие данные: наименование опротестованного правового акта, кем и когда издан данный акт, правовое обоснование незаконности акта, нормы нарушенного закона, предложение прокурора, а также должность и классный чин прокурора.

Представление прокурора

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Куда направлять представление, прокурор решает в зависимости от имеющихся материалов и характера нарушений.

При подготовке представления могут быть использованы как материалы надзорных проверок, так и данные, полученные при прокурорской деятельности по другим отраслям надзора. Как правило, представление вносится когда прокурор устанавливает неоднократность нарушения законов, незаконных действий (бездействия) со стороны должностных лиц. В представлении прокурор вправе ставить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной, административной ответственности.

В представлении должны быть указаны какие законы нарушены, кем, причины этих нарушений, почему эти нарушения не были выявлены вышестоящими органами.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Прокурор также выносит постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

В Указании Генерального прокурора РФ от 06.07.99г. № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» предписано:

Предостережение применять только при осуществлении надзора за исполнением законов и законность правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе её правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования.

Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам.

Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Вместе с тем, при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности предостережение о недопустимости нарушения закона может направляться руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Предостережение должностному лицу объявляется под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

Должностным лицам разъясняется, что согласно требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд.

Заявление, исковое заявление в суд

Они могут быть направлены в случае, если орган, в который был направлен протест прокурора, счел его необоснованным и отклонил протест, а прокурор настаивает на своем решении. В таком случае прокурор направляет в суд свое заявление. К нему прилагаются все материалы, на основании которых был принесен протест, ответ, полученный прокурором, приводится фактическая и правовая аргументация позиции прокурора и ставится вопрос о рассмотрении данного вопроса и отмене незаконного, по мнению прокурора, правового акта. При рассмотрении судом этого заявления обязательно участие прокурора и представителя того органа или должностного лица, акты которого рассматриваются.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Предъявив иск, прокурор затем поддерживает его в суде в интересах пострадавшего (пострадавших).

Согласно Закону о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Закон о прокуратуре предусматривает следующие формы обращений прокурора (его заместителя):

Протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 23, 28 Закона о прокуратуре);

Представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Закона о прокуратуре);

Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре).

Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Протест прокурора на противоречащий закону либо нарушающий права человека и гражданина правовой акт:

Передается в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ;

Подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок с момента его поступления;

В случае подачи протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления протест подлежит рассмотрению на ближайшем заседании;

В случаях, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста;

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме;

Если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания;

Протест до его рассмотрения может быть отозван подавшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона либо нарушений прав и свобод человека и гражданина:

Вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения;

Подлежит безотлагательному рассмотрению;

Конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, должны быть приняты в течение месяца со дня внесения представления;

О результатах принятых мер прокурор должен быть уведомлен в письменной форме;

Если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении:

Может быть вынесено при наличии признаков административного правонарушения;

Должно быть мотивировано;


Подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. ст. 23.2 - 23.76, 29.6 КоАП РФ);

Результаты рассмотрения подлежат доведению до прокурора в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор или его заместитель направляют в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИЙ. ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

1. Организация проведения плановой проверки

Как уже было отмечено, органы прокуратуры не подменяют контролирующие органы и не проводят самостоятельно плановые проверки юридических лиц, за исключением случаев осуществления прямого прокурорского надзора.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 систематически (независимо от поступления информации о состоянии законности) осуществляются лишь проверки законности правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами.

Вместе с тем надзорная функция прокуратуры распространяется также на участие в процессе планирования, проведения и обработки результатов целевых проверок организаций, проводимых уполномоченными на то контролирующими органами.

Ежегодные планы проверок разрабатывают органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля (п. 2 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 (далее - Правила)):

а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление переданных субъектам РФ полномочий РФ по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов РФ, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов РФ (п. 2 Правил);

в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ; далее - Закон N 294-ФЗ).

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного и муниципального контроля (надзора).

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной, жилищной сферах плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года (ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Перечень соответствующих видов деятельности и периодичность плановых проверок установлены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944.

Срок проведения проверки организации не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. Данное исключение действует только при проведении плановой проверки.

Приостановление либо прерывание плановой проверки не допускается.

Часть 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.08.2011, позволяла устанавливать срок проведения проверок в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность на территории нескольких субъектов РФ, отдельно по каждому филиалу, представительству без каких-либо ограничений. На этом основании контролирующие органы, в частности Роспотребнадзор, практиковали назначение плановых проверок в отношении различных филиалов (представительств) организации без учета того, что она в лице других своих филиалов (представительств) уже была проверена в течение трех последних лет либо должна быть проверена в текущем году.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ в ч. 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ внесены изменения, согласно которым с 01.08.2011 срок проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, при этом общий срок проверки не может превышать шестидесяти рабочих дней.

Для соблюдения ограничений, установленных п. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, при расчете времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих в месте осуществления деятельности проверяемого лица.

Соответственно, в данный срок не включается, например, время подготовки к выездной проверке, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте осуществления деятельности проверяемого лица (письмо Роспотребнадзора от 21.01.2010 N 01/549-10-32).

Необходимо также обратить внимание на то, что за нарушения, связанные с воспрепятствованием деятельности должностных лиц при проведении проверок, ст. 19.4.1 КоАП РФ установлена следующая ответственность:

1) за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок: административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. для граждан, от 2000 до 4000 руб. - для должностных лиц, от 5000 до 10 000 руб. - для юридических лиц;

2) за действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки: административный штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. для должностных лиц, от 20 000 до 50 000 руб. - для юридических лиц;

3) за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ: административный штраф в размере от 10 000 до 25 000 руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до года для должностных лиц, штраф от 50 000 до 100 000 руб. - для юридических лиц.

Плановая проверка может быть проведена контролирующими органами в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ (ч. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

1. Организация проведения плановой проверки

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля составляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок и до 1 сентября года, предшествующего году проведения таких проверок, направляют проекты в органы прокуратуры (ч. 6 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Органы прокуратуры рассматривают такие проекты на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения о проведении совместных плановых проверок (ч. 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают эти предложения, утверждают планы проверок и направляют их в органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок (ч. 6.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

До 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования сводного плана.

До 31 декабря Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте http://plan.genproc.gov.ru/ (ч. 7 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). На сайтах прокуратур субъектов РФ также размещаются соответствующие части единого сводного плана проверок.

Утвержденный и размещенный в Интернете ежегодный план проверок может быть изменен только в том случае, если плановую проверку провести невозможно, например в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, а также наступлением обстоятельств непреодолимой силы (п. 7 Правил). Порядок изменения плана проверок аналогичен порядку его разработки (пп. "а" - "г" п. 3 Правил). Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях также размещаются в сети Интернет в порядке, предусмотренном п. 6 Правил.

Ежегодные планы проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей должны полностью соответствовать "Типовой форме ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248 с 17.01.2012 в указанную форму внесены изменения.

Ежегодный план должен содержать следующие сведения:

1) наименование органа, который проводит проверку;

2) наименования юридических лиц (их обособленных структурных подразделений), Ф.И.О. индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит проверкам;

3) адреса, необходимые для проведения проверки (например, адрес, по которому юридическое лицо фактически осуществляет свою деятельность);

4) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

5) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

6) цель проведения проверки;

7) основания для проведения проверки (в частности, дата государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, дата окончания последней проверки);

8) дата начала проведения проверки (указывается календарный месяц начала проведения проверки);

9) срок проведения плановой проверки. Он отражается в рабочих днях, за исключением проверок малых и микропредприятий. Для них срок указывается в рабочих часах;

10) форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная);

11) наименование органа, совместно с которым проводится проверка.

С 1 января 2011 г. проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план, относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИЙ. ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

1. В каких случаях внеплановую проверку требуется согласовывать с прокуратурой?

Внеплановая проверка подлежит согласованию с прокуратурой, если основанием для ее проведения послужила информация об угрозе либо причинении вреда (пп. "а" и "б" п. 2 ч. 2, ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ):

Жизни и здоровью граждан;

Животным, растениям, окружающей среде;

Объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России;

Безопасности государства;

а также об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанная информация может поступить (абз. 1 п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ):

От граждан (в том числе от индивидуальных предпринимателей);

От организаций;

От органов государственной власти, местного самоуправления;

Из средств массовой информации.

Проверка не проводится, если невозможно установить заявителя или отсутствуют конкретные сведения о фактах, изложенных в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (ч. 3 ст. 10 данного Закона).

2. Порядок согласования внеплановой проверки с прокуратурой

Согласование проведения проверки осуществляется в соответствии с Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 (далее - Порядок).

Поступившее в орган прокуратуры заявление о согласовании проведения внеплановой проверки (с подтверждающими документами) должно быть рассмотрено в тот же день (п. 6 Порядка).

Решение о согласовании проведения проверки или об отказе в согласовании принимается прокурором (заместителем прокурора):

По общему правилу - в течение рабочего дня, следующего за днем поступления заявления (п. 7 Порядка);

В случаях, требующих незамедлительного проведения проверки (по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), - в день поступления заявления (п. 9 Порядка).

Перечень оснований для отказа в согласовании проведения выездной внеплановой проверки установлен п. 8 Порядка.

Принятое решение о согласовании или об отказе в нем может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд (абз. 1 п. 11 Порядка). Рассмотрение таких обращений в органах прокуратуры не приостанавливает действие обжалуемого решения (абз. 2 п. 11 Порядка).

3. Проведение внеплановой проверки

Внеплановые проверки организаций могут проводиться как в документарной форме, так и в выездной (ч. 4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Проверка, проводимая по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, как правило, осуществляется по месту деятельности организации (ч. 5 ст. 10 данного Закона).

По общему правилу о проведении внеплановой выездной проверки организация должна быть уведомлена не менее чем за 24 часа до ее начала (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Предварительно уведомлять о начале проверки не требуется, если она проводится по основаниям, указанным в абз. 4, 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ (нарушение работодателем трудовых прав работника и т.д.), п. 2 ч. 2, ч. 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан и т.д.).

Продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

По итогам внеплановой выездной проверки составляется акт, который должен быть направлен в орган прокуратуры в течение пяти рабочих дней со дня составления (абз. 1 п. 12 Порядка). Если в ходе проверки выявлены нарушения, в орган прокураты дополнительно направляется информация о принятых мерах по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц (абз. 2 п. 12 Порядка).

Меры прокурорского реагирования

При обнаружении нарушений закона прокурор принимает меры реагирования путем вынесения соответствующих актов.

К мерам прокурорского реагирования относятся: протест прокурора; представление прокурора; постановление прокурора; предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган либо должностному лицу, которые этот акт издали, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, или обращается в суд.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его принесения, а если протест был принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - па ближайшем заседании. При наличии исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах принятых мер прокурор уведомляется в письменной форме.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В отличие от протеста, которым обращается внимание на незаконность вынесенного правового акта, представление подается в случаях, когда совершены конкретные действия (бездействие), в ходе которых были нарушены требования закона.

Если Генеральный прокурор РФ обнаружит, что постановление Правительства РФ не соответствует положениям Конституции РФ и федеральных законов, то он информирует об этом Президента РФ.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер прокурор уведомляется в письменной форме.

Если в результате прокурорской проверки будет установлено наличие в деяние признаков преступления, то прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Прокурор, исходя из характера нарушений закона, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Такое постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок. О результатах рассмотрения постановления прокурор уведомляется в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор вносит в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Письменное предостережение прокурор или его заместитель направляет должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, - руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

В случае неисполнения требований, которые были изложены в предостережении, и наступлении негативных последствий лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Правовые основы службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации

Порядок службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ регламентирован Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", а также иными федеральными законами в соответствующей части.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой.

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, которые имеют высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, обладают необходимыми профессиональными и моральными качествами и способны по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся но юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс образовательных учреждений.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на этой службе, если оно: является гражданином иностранного государства; признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имело или имеет судимость; страдает заболеванием, препятствующим поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника; состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью, подконтрольностью одною из них другому-: отказывается от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если эти сведения будут использованы при последующем исполнении служебных обязанностей.

Для прокурорских работников установлены следующие классные чипы (в порядке возрастания): младший юрист; юрист III класса; юрист II класса; юрист I класса; младший советник юстиции; советник юстиции; старший советник юстиции; государственный советник юстиции III класса; государственный советник юстиции II класса; государственный советник юстиции I класса; действительный государственный советник" юстиции.

За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнения заданий особой важности и сложности применяются поощрения. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения из органов прокуратуры.

Поделиться: