Статья в административном кодексе о правах несовершеннолетних. Административные наказания для несовершеннолетних

Степанова Л.Л.,

студентка Уральского филиала Российского государственного университета правосудия

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., провозгласившей Россию демократическим правовым государством, высшей ценностью которого является человек, а политикой - обеспечение достойной жизни каждого гражданина, радикально изменились подходы к деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних .

Проблема административной ответственности несовершеннолетних в последнее время приобрела острый характер не только по причине реформирования в нашей стране действующего законодательства в области ювенальной политики, но и реального увеличения правонарушений совершенных подростками . Согласно данным Прокуратуры Челябинской области за первое полугодие 2015 году выяснилось, что подростковая преступность в регионе выросла на 22,5%. Самыми криминогенными городами стали Магнитогорск, Челябинск, Копейск и Златоуст: на их долю пришлась почти половина совершенных преступлений .

Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

В соответствии со ст. 2.3. КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет, в связи с этим можно сделать вывод, что административной ответственности подлежат несовершеннолетние лица с 16 до 18 лет .

Целью административных наказаний является восстановление социальной справедливости, исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Административное наказание помимо цели исправления, преследует еще и цель выработки стойкого неприятия у подростка всего, что связано или связывало его с неправомерным поведением и антиобщественной деятельностью, но, при этом, административное наказание не преследует цели чисто воспитательного характера, таких как привитие мер субординации.

На самом деле, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но есть определенные особенности привлечения подростков к такому роду ответственности.

Так, например, одной из таких особенностью является то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении родители или законные представители лица, должны быть обязательно уведомлены.

В связи с особенностями возрастной категории, при рассмотрении дела об административном правонарушений судья, орган, должностное лицо, рассматривающее это дело, должно анализировать его в комплексе, поскольку административная ответственность может применяться как к подросткам, так и к их законным представителям, даже если фактически правонарушение совершил их несовершеннолетний ребенок. В связи с этим при определении мер ответственности должны учитываться все особенности психического и индивидуального состояния подростка. А основанием применения этой ответственности служат характер совершенных правонарушений. При этом, административную ответственность родителей нельзя рассматривать отдельно от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. Это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований наступления данной ответственности, и к нечетким формулировкам правовых норм, устанавливающих правоотношения с несовершеннолетними.

Ввиду этого можно привести пример наложения на подростка или его родителей штрафа. Штраф обычно назначается, как мера наказания, когда у несовершеннолетнего имеются источники дохода или собственное имущество. Если же вышеуказанных обстоятельств не существует, то штраф будет взыскиваться с законных представителей ребенка.

Еще одна отличительная черта административной ответственности несовершеннолетних заключается в том, что к ним не может применяться административный арест.

При применении к подросткам мер административной ответственности, обязательным условием является извещение прокурора (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ). А само производство по таким делам проводит комиссия по делам несовершеннолетних. Помимо этого, несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство, может быть удалено при рассмотрении материалов, которые могут негативно повлиять на психическое и моральное состояние подростка.

Подростки, совершившие административные правонарушения, связанные с употреблением спиртных напитков, неоднократно нарушившие ПДД на т/с, допустившие мелкое хулиганство и другие правонарушения, ставятся на профилактический учет в подразделение по делам несовершеннолетних. О всех подростках, поставленных на учет, информация направляется в учебные заведения, где они учатся, по месту жительства, а на употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества информация направляется врачу-наркологу, для проведения профилактической работы с данными подростками.

Снимаются с учета несовершеннолетние по исправлению или достижению 18 лет.

При совершении правонарушения подросток должен иметь в виду, что его несовершеннолетие не является смягчающим обстоятельством. Так, например подросток, произведший серьезное правонарушение, будет привлечен по всей строгости, но соответственно со всеми

/URL: особенностями производства. В этом и состоит весь парадокс затрагиваемой мной темы.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что подростки - правонарушители всегда существовали, и, полностью искоренить совершения правонарушений несовершеннолетних невозможно, но бросить все силы на ликвидацию «детских» общественноопасных действий государство и общество обязаны, учитывая их неуклонный и стремительный рост в современной России.

Каждый несовершеннолетний имеет не только свои права, но и обязанности, а это влечет за собой то, что он несет определенную ответственность юридического плана за свои проступки.

Степень, которой непосредственно зависит от возраста гражданина и уровня сложности проступка.

Для того чтобы не допустить ошибки или же избежать несправедливого наказания необходимо четко знать в чем заключается уголовная и административная ответственность несовершеннолетних, а также в чем их особенность.

Навигация по статье

В чем заключается особенность таких видов ответственности, как уголовная и административная для несовершеннолетних

Одной из основных обязанностей граждан нашей страны, в том числе и несовершеннолетних, является соблюдение норм закона и не нарушать их. В противном случае, его ждет уголовная ответственность.

В УК РФ установлено два возрастных порога, при которых возможна уголовная ответственность: для одних преступлений – это 14 лет, а при других – 16 лет. Часть 2 статьи 20 Кодекса четко расписаны преступления, за совершение которых субъект несет ответственность уголовного характера, наступающей с 14 лет.

В то же время необходимо учитывать и тот факт, что за некоторые , за которые подросток может нести ответственность, начиная только лишь с 16 лет, содержат в себе некоторые элементы тех правовых нарушений, наказания за которые может наступить с 14 лет. Например, ответственность за бандитизм наступает только лишь по достижении 16 лет, но этот вид преступления, который является достаточно сложным, нередко состоит из грабежей, убийств, разбоев или разбоев.

А это означает, что подросток, который совершил бандитское нападение, подлежит наказанию за другие преступления.

Похожая ситуация может возникнуть в случае решения вопроса о проступка уголовного вида за такие виды нарушений, как массовые беспорядки, которые сопровождались грабежами, совершением вандализма, которые будут рассматриваться уже с совершенно другой стороны.

По данным статистики в нашей стране каждый год совершается больше сотни тысяч правонарушений, за которые наступает административная ответственность. Причем, более 30% из всех правонарушителей, составляют несовершеннолетние лица.

Административная ответственность представляет собой одну из форм, в виде которой государство реагирует на правонарушения административного направления. В данном случае ответственность должны нести одновременно и родители, и подростки, причем важно не ошибиться с определением границ ответственности каждого из этих субъектов.

Когда родители создают такие условия, которые становятся прямой того, что несовершеннолетний совершает административное правонарушение, они также несут ответственность.

Дабы не допустить таких ситуаций, чрезвычайно важно уделить особое внимание их профилактике, а именно:

  • Не допускать пребывание несовершеннолетних ночью на улице без сопровождения взрослых.
  • Не допускать возможности употребления подростками спиртных напитков, наркотических средств.

Дела по административным нарушениям, совершенными подростками, рассматривает специально для этого созданная комиссия. Основная цель создания и функционирования таких комиссий заключатся в следующем:

  • Уменьшение уровня развития беспризорности и бродяжничества.
  • Гарантия прав подростков.
  • Организация и контроль за проведением и эффективностью мер и мероприятий, которые направлены на предупреждение правонарушений, которые совершают несовершеннолетние граждане.
  • Подростки несут ответственность, как за совершение уголовных, так и административных правонарушений. В нашей стране существует некоторая специфика определения уголовной и админответственности, за правонарушения, совершенные несовершеннолетними гражданами.

Причем, админнаказание может быть наложено не позже, чем за 2 месяца с того дня, как оно было выявлено.

При определении меры наказания, необходимо помнить о том, что главная цель заключается в восстановлении соцсправедливости, а также с целью предупреждения совершения подобных или же более сложных проступков и нарушений.

Уголовная ответственность: когда наступает, и какие меры применяются

Одним из самых строгих видов ответственности является уголовная. Такая мера наказания наступает в тех случаях, когда объекту исполняется 16 лет. Но существуют некоторые случаи, когда данный вид ответственности может наступить и с 14 лет.

Примером такого случая может быть такое преступление, как убийство, причинение умышленного вреда здоровью другого человека средней или тяжелей формы, изнасилование, кража, грабеж, шантаж, похищение транспортного средства, хулиганские деяния с тяжкими последствиями и пр.

Одним из отягощающих обстоятельств является то, что было совершено не одним человеком, а несколькими. В данном случае наказание будет намного строже.

Если говорить о видах уголовного наказания для подростков, следует выделить следующие:

  • Наложение штрафных санкций. Применяется в том случае, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок.
  • Лишение его возможности заниматься некоторыми видами деятельности, например, предпринимательской.
  • Выполнение обязательных работ. Несовершеннолетний выполняет определенные работы вне учебы или работы, которые не оплачиваются.
  • Выполнение исправительных видов работ. Место выполнения этих видов работ определяет администрация города, а их стоимость не оплачивается.
  • Арест. Срок лишения несовершеннолетнего может достигать 10 лет.

Если подросток совершил преступление, которое градируется, как среднее или тяжелое, его наказание может быть изменено и заменено на специфические принудительные меры, имеющие воспитательное направление, например, отдача несовершеннолетнего под надзор в специализированные места, предложение возместить нанесенный ущерб потерпевшей стороне, нанесение запрета на посещение некоторых общественных мест, пребывание под арестом в стенах собственного дома и пр.

Не исключена также вероятность того, что несовершеннолетний будет направлен в определенное закрытое учебное заведение до того момента, пока он не достигнет совершеннолетия. Но срок пребывания в таком учреждении не должен быть больше 3 лет.

Если говорить о таком вопросе, как уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в РФ, особое внимание необходимо уделить , по которым проводится привлечение именно к уголовному типу ответственности.

После того, как в милицию или же прокуратуру поступило сообщение о том, что было совершено преступление, в первую очередь проводится детальная проверка всех фактов. При подтверждении всех фактов обязательно возбуждается уголовное дело и проводится расследование. После его завершения дело переходит в судебные органы, где и выносится приговор.

Несовершеннолетнего могут привлечь к даче показаний по уже возбужденному уголовному делу. Эта процедура имеет свои особенности, например, если субъекту еще не исполнилось 14 лет, при его допросе или даче показаний в обязательном порядке должны присутствовать родители, либо же социальный педагог. Если же субъекту уже исполнилось 16 лет, вызов его на допрос проводится только через родителей или же через представителей учебного заведения.

При даче показаний на допросе необходимо помнить о том, что они должны быть только правдивыми. Если же субъекту уже исполнилось 16 лет, за дачу неправдивых , субъект уже будет нести уголовною ответственность.

Если же несовершеннолетний сам является подозреваемым, на его допросе обязательно должен присутствовать адвокат и педагог (психолог). Получив определенный допуск, родители несовершеннолетнего подозреваемого также имеют право быть на всех процессуальных мероприятиях.

Если на подростка падает подозрение в совершении преступления. За которое предусмотрено лишение свободы, его задержание может быть проведено только в том случае, если подозреваемый был задержан именно на месте совершения преступления или же сразу после того, как оно было совершено.

Одним из обязательных условий задержания несовершеннолетнего является факты, указывающие свидетелями или обнаружение при нем или на месте его проживания определенных улик, которые имеют непосредственное отношение к этому уголовному делу.

Кроме этого, как только будет произведено , о нем сразу нужно сообщить родителям или опекунам задержанного.

После задержания на протяжении первых 3-х часов должен быть составлен протокол, с которым задержанный должен ознакомиться и подписать. Срок задержания не должен превышать 48 часов (в случае необходимости – 72 часов).

Представители власти имеют право применять силу в том случае, если есть угроза совершения сопутствующего административного нарушения или задержанный проявил сопротивление в процессе его задержания.

Административная ответственность: правила привлечения

Данный вид ответственности считается менее сложным и тяжелым, чем уголовная. Ее применяют за совершение менее сложных и опасных преступлений.

Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних граждан – это вопрос, который требует особого внимания и имеет определенные . Особенно это касается админответственности.

Она наступает с 16 лет. В качестве примеров административных нарушений можно назвать следующие:

В то же время, если субъект находится в состоянии опьянения, в том числе и пиво, но ему еще не исполнилось 16 лет, административное наказание будут нести родители или опекуны субъекта. Административную ответственность несут те и те лица, которые предлагают или реализуют несовершеннолетнему спиртные, наркотические или другие одурманивающие препараты.

При совершении , попадающих под разряд административных, родители подростка также понесут админнаказание за то, что не воспитывают подростка надлежащим способом.

Дела, связанные с правонарушениями административного характера, совершенные несовершеннолетними гражданами страны, рассматривает специально для этого созданная комиссия. Нельзя также забывать и том, что за совершения преступления, относящегося к данному виду, субъекта могу также и задержать, о чем немедленно сообщается родителям или же опекунам несовершеннолетнего.

При задержании субъекты, не достигшие совершеннолетнего возраста, содержатся отдельно от других задержанных. Через три часа с момента задержания субъект . В том случае, если подросток при его задержании находился в нетрезвом виде, три часа отсчитываются с того момента, как он протрезвел.

Совершение подростком проступка административного вида непременно сопровождается его расследованием, которое может сопровождаться извлечением вещественных доказательств или каких-либо документов, которые имеют отношение к данному расследованию.

После того, как расследование подошло к концу и все обстоятельства дела выяснены, дело передается на рассмотрение специально созданной комиссии, основная задача которой заключается в защите подростков, а также в выборе справедливого административного наказания. Родители (или опекуны подростка), а также он сам имеет законные права знакомиться со всеми документами, которые оформляются в ходе расследования правонарушения. Кроме этого, можно обратиться за юридической помощью адвоката.

Какие существуют обстоятельства, которые могут смягчить вину при определении наказания


В процессе определения наказания для , который совершил административное или уголовное преступление, представителями власти обязательно учитываются обстоятельства, которые смягчают его провинность.

При наличии таких обстоятельств представители власти имеют законное право определить менее строе и суровое наказание для подростка.

В УК РФ строго прописаны обстоятельства, которые можно считать смягчающими при рассмотрении дела.

Среди наиболее сильных следует выделить такие:

  • Несовершеннолетний совершил противоправный проступок первый раз.
  • Преступление не повлекло за собой тяжелых последствий.
  • Субъект не достиг возраста совершеннолетия.
  • Подсудимый находится в состоянии .
  • Преступление было совершено в результате воздействия тяжелых условий жизни.
  • Несовершеннолетний совершил проступок из сострадания к какому-либо лицу.
  • Преступление было совершено по принуждению, в результате того, что на него оказывалось воздействие морального, психического или физического вида.
  • Противоправный проступок был совершен несовершеннолетним в виде самообороны, при угрозе его жизни или здоровья.
  • Потерпевший вел себя аморально, что послужило причиной совершения преступления подростком.
  • Подросток, который совершил проступок уголовного или административного плана сам явился в органы власти, где самостоятельно, без оказания на него давления, признался в совершении противоправного деяния.
  • Несовершеннолетний тесно сотрудничал с власти, которые проводили расследование, что помогло его быстрому раскрытию.

Несовершеннолетние граждане страны, которые совершили административное или уголовное преступление, точно также, как и взрослые, несут за свои проступки наказание. При определении вида наказания не только проводится детальное расследование представителями власти, но и специальной комиссии по рассмотрению дел несовершеннолетних субъектов. При этом также обязательно учитываются смягчающие обстоятельства.

Об особенностях наказания несовершеннолетних — на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Профилактическое занятие:

«Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних»

Цели:

    Познакомить студентов с уголовным и административным правом РФ.

    Воспитывать у них чувство ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов.

    Коррекция познавательной деятельности через суждение- умозаключение.

    Сформировать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление.

Орг. момент:

Настроить детей на внимательное прослушивание рассказа, т.к. в дальнейшем знания потребуются для рассмотрения практических задач и ситуаций.

Ход занятия:

В ходе сегодняшнего занятия я познакомлю вас с уголовной и административной ответственностью несовершеннолетних, опираясь на современное законодательство.

А. Вольтер писал: «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им». «В законах – спасение!» «Сила закона заключается в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать!» Известен исторический факт.
Во Франции во времена Наполеона был принят «Гражданский кодекс», Свод законов, по которым жила Франция. И будучи уже в изгнании Наполеон заявил, что в данный при его участии гражданский кодекс «Выше всех его сорока побед!». И в этом он прав. В любом обществе должны быть законы.
Представьте себе две команды, решившие поиграть в футбол. И у каждой – свои правила игры. Одна играет – овальным мячом, другая – только круглым. Одна допускает силовые приемы, другая – исключает простое соприкосновение игроков. Что получится из этой игры? Непрерывные разборки и потасовки. Футбол требует существования данных и твердых «правил игры». Так и в обществе, должны быть единые правила, законы.
Вы согласны со мной?


Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность.

Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ч.1 ст. 2.3. КоАП РФ).

Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность в России в полном объёме наступает с 16 лет . Но есть преступления, за которые к ответственности могут привлечь с 14 лет , перечень данных преступлений содержится в ч. 2 ст. 20 УК РФ . Почему несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности за все преступления с 16-летнего возраста, а за отдельные из них - с 14 лет? Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определённого вида.

Несовершеннолетними согласно ст. 87 УК РФ признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.

Преступление – это грубое нарушение закона (общественно опасное деяние). Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

Как вы считаете с какого возраста человек считается совершеннолетним? (с 18 лет)

С какого возраста наступает уголовная ответственность граждан РФ? Почему? (с 16 лет, по отдельным преступлениям с 14 лет)

Кто признается несовершеннолетним в уголовном праве?

(В соответствии со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.)

Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет достигают уже достаточно высокого уровня социализации. У них появляется самостоятельность, целеустремленность, умение контролировать свое поведение, владеть собой.

Однако для несовершеннолетних характерны: излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств. Эти возрастные особенности обусловили возраст уголовной ответственности с 16 лет за совершение большинства преступлений.

Некоторые юристы предлагают снизить возраст наступления уголовной ответственности до 12-13 лет. Они мотивируют свое предложение тем, что наиболее запущенные, циничные подростки сознательно пользуются льготами возраста, совершая тяжкие преступления до наступления 14 лет; тем более часто они это делают под влиянием взрослых преступников. Кроме того, практика уголовных наказаний в ряде стран дает примеры снижения возраста уголовной ответственности.

При неоднократном совершении правонарушений подростками до достижения ими 14 лет, они решением комиссии по делам несовершеннолетних отправляются в спецшколы.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:

Убийство (ст. 105 УК РФ),

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ),

Похищение человека (ст. 126 УК РФ),

Изнасилование (ст. 131 УК РФ),

Кража(ст.158УКРФ),

Грабёж (ст. 161 УК РФ),

Разбой (ст. 162 УК РФ),

Вымогательство (ст. 163 УК РФ),

Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ),

Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст. 167 ч.2 УК РФ),

Терроризм (ст. 205 УК РФ),

Захват заложника (ст. 206 УК РФ),

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207 УК РФ),

Хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст.213 ч,2,3 УК РФ),

Вандализм (ст.214 УК РФ),

Хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226 УК РФ),

Хищение, либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229 УК РФ),

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК РФ).

К сожалению, далеко не все несовершеннолетние осознают противоправность своих деяний или же не знают, что за их совершение наступает уголовная ответственность.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Ими являются:

А) штраф;

Б) лишение права заниматься определённой деятельностью;

В) обязательные работы;

Г) исправительные работы;

Д) арест;

Е) лишение свободы на определённый срок.

Штраф назначается при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от 10 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от 2 недель до 6 месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учёбы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2-х часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет – 3-х часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до 1 года.

Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, на срок от 1 до 4-х месяцев.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях.

Закрепление основных понятий:

Ситуации:

Шестеро 15-летних подростков в районе Тверской улицы встретили 16-летнего и потребовали у него денег. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашёл 50-рублёвую купюру. Деньги он вернул, но «за обман» потребовал крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, они вновь напомнили о деньгах. Получив отказ, они завели юношу в подвал и избили. На следующий день они позвонили по телефону и потребовали деньги. Вот тут-то их и задержали. Было возбуждено уголовное дело. - Квалифицируйте состав преступления. Понесут ли подростки уголовную ответственность за данное преступление? (Да, понесутд.к. за вымогательство наступает ответственность с 14 лет, нанесение телесных повреждений; квалификация состава преступления /отягчающее обстоятельство/- совершено группой подростков.)

Два брата Максим М., 13 лет и Илья М., 10 лет гуляли с собакой около одной из школ. Увидев 10-летнюю девочку, которая возвращалась из магазина, они решили отобрать у нее деньги. Старший брат подошел к девочке, достал из кармана нож и стал требовать у нее деньги. Та, испугавшись, деньги отдала.

Есть ли основание для наступления уголовной ответственности? Почему вы так считаете? Кто понесет ответственность?

(Братья Максим и Илья не понесут наказание, т.к. им нет 14 лет. Возможно, их родители заплатят штраф.)

Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Что это проступок или преступление.

Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков (14 лет), ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Что это правонарушение или проступок

Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», – сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», – ответили ей девочки. Что это проступок или правонарушение.

Группа ребят из 11 класса (17 лет) вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. Что это преступление или проступок.

Итог занятия.

Учитель. Всем понятно, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение и преступление?

Дети. Да. \ Нет.

Учитель. Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.

Дети. Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение.

Учитель. Что такое правонарушение?

Дети. Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.

Учитель. Дайте определение преступлению.

Дети. Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

Вывод.

За причиненное людям зло государство всегда наказывает. Наказание следует и за правонарушение, и за преступление. Самое строгое наказание дается за преступление - действие, запрещенное законом и опасное для других людей. Преступников чаще всего лишают свободы

Прокуратура Тольятти разъясняет

«Административная ответственность несовершеннолетних»

Поведение человека в обществе регулируется различными нормами - прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом - одна из важных граней понятия «ответственность».

Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? Какие виды «детской» ответственности существуют и в чем они выражаются? О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня.

Сначала разберемся в терминах. К примеру, чем отличаются правонарушение и преступление, что тяжелее?

Правонарушение - прямое следствие бездуховности, бескультурья, стремления к легкой жизни, оно выражается в несоблюдении правовой нормы. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям.

Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения - преступление, то есть нарушение нормы уголовного права.

К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административное правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Перечень административных правонарушений закреплен в особенной части Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

Дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также в их отношении, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних (КДН).

Именно КДН принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.

Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 КоАП РФ, в области дорожного движения, которые могут рассматриваться другими органами.

КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя.

До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений. Комиссия рассматривает дело не позднее 15 дней со дня его поступления. Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого.

Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях, представители воспитательных, учебных заведений.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два - это предупреждение и административный штраф. Кодекс не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Так, штраф может назначаться как мера наказания, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка, штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, опекуны и попечители.

Закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

На заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут вынести решение о применении мер воздействия, которое оформляется постановлением. Постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его вынесения в государственный орган исполнительной власти или в народный суд по месту жительства несовершеннолетнего.

В ст. 2.3 КоАП РФ установлена возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Положение о комиссии по делам несовершеннолетних даёт перечень этих мер: обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; вынести предупреждение; объявить выговор или строгий выговор; возложить на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб; передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц их заменяющих, или общественных воспитателей, а так же под наблюдение трудового коллектива или общественной организации.

Многие подростки считают, что до тех пор, пока им не исполнится 16 лет, никакого наказания не будет… Но это не значит, что их не направят в Центр временной изоляции для несовершеннолетних преступников. К тому же, подросток обязательно встанет на учет в полицию. При достижении призывного возраста направляется в военкомат сообщение о том, что подросток стоит на учете. Соответственно, там он тоже будет поставлен на специальный учет, и никогда не пойдет служить в элитные войска.

Составить протокол о правонарушении может и полиция. За совершение административного проступка могут задержать. Но срок задержания не может превышать трёх часов. Об этом немедленно должны уведомляться законные представители несовершеннолетнего. Несовершеннолетние в случае задержания должны содержаться отдельно от взрослых лиц. По истечении трёх часов должны отпустить, но если несовершеннолетний прибыл в состоянии опьянения – три часа отсчитываются с момента вытрезвления.

Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение.

В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел - Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних.

  • < Назад
  • Вперёд >

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет МВД России»

факультет подготовки оперативных работников

Кафедра административного права


«Административная ответственность несовершеннолетних»


Выполнил:

курсант 322 учебного взвода

Рудомазина Екатерина Алексеевна

Научный руководитель:

к.ю.н. Курноскин Е.А.


Санкт - Петербург



Введение

§1. Административная ответственность несовершеннолетних: понятие, основные черты, виды взысканий

§2. Особенности административной ответственности несовершеннолетних.

§3. Полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность темы исследования. Воспитание граждан, защита их прав и законных интересов являются важной задачей и непременным долгом общества. Особое значение для Российской Федерации, имеет в этом плане забота о подрастающем поколении, о несовершеннолетних, которые в условиях обостряющихся социальных проблем, связанных с падением уровня жизни и отсутствием должного контроля семьи, низким уровнем работы образовательных учреждений, распадом системы трудоустройства, все чаще становятся на путь совершения преступлений и правонарушений.

В России ежегодно привлекаются к административной ответственности десятки миллионов граждан, среди которых около 30% составляют граждане, не достигшие 18 лет.

Все вышеуказанное в целом свидетельствует об актуальности данной темы.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечении к административной ответственности несовершеннолетних, за совершенные ими проступки.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие основания и порядок привлечения, несовершеннолетних к административной ответственности.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершеннолетних и поиск путей совершенствования законодательства.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:

раскрыть понятие, основные черты и виды взысканий административной ответственности

выделить особенности административной ответственности несовершеннолетних

раскрыть полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних

Методология и методика исследования. Исследование избранной мною темы базируется на общем диалектико-материалистическом методе понимания государтвенно-правовых явлений. В ходе его проведения использовались также и частные методы научного познания: формально-юридический, сравнительно-правовой и основные общелогические методы (анализ, синтез, обобщение).

Степень разработанности темы. Значительный вклад в разработку теоретических аспектов административной ответственности в целом, и административной ответственности несовершеннолетних в частности, внесли отечественные ученые как советского, так и постсоветского периода: Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, К.С. Бельский, М. Н. Бирюков, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, С.Ф. Мазурин, А.П. Шергин, О.П. Мельниченко и др.


1.Административная ответственность несовершеннолетних: понятие, основные черты, виды взысканий


Административная ответственность - это применение судей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами субъектов РФ, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание. Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, не нарушая при этом права и свободы других лиц. Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста. Эта норма Кодекса корреспондируется с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает, что, к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста. За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут ответственность в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора, с лицами, достигшими 16 лет. Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений. Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и, в первую очередь, уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу. Не достижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет его к прекращению. КоАП РФ относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите в случае совершения ими правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к нарушителям, достигшим шестнадцатилетнего возраста, наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет). Меры административного взыскания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием, сообщить о поведении подростка его семье. Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ, допускает возможность освобождения лица, совершившего правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных комиссиями по делам несовершеннолетних. Имеются в виду так называемые меры воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера, а также штраф). Обычно административному штрафу, за административные правонарушения своих несовершеннолетних детей, подвергаются родители или лица их замещающие. Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест; несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение - отягчающее обстоятельство. Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя и профилактику правонарушений. Как было сказано выше к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест, но может применяться административное задержание. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Такое кратковременное ограничение свободы может применяться к несовершеннолетнему в том случае, если составление протокола об административном правонарушении обязательно, а на месте совершения данного административного правонарушения отсутствует возможность составить такой протокол. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц. В случае административного задержания несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или законные представители. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Законные представители извещаются о месте и времени рассмотрения данного дела. Если законный представитель по каким-либо причинам не явился, в этом случае применяется привод законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности. Привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. В остальных случаях при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет законные представители могут не присутствовать. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.


.Особенности административной ответственности несовершеннолетних

административный ответственность несовершеннолетний

Административная ответственность несовершеннолетних - это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, не являющемуся совершеннолетним. Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

Правовое регулирование общественных отношений связанных с привлечением несовершеннолетних к административной ответственности осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г., которая является фундаментом всего российского законодательства, определяя его основы, принципы, структуру.

Кодекс об административных правонарушения. В соответствии со ст.1.1 КоАП законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" <#"justify">·Дела об административных проступках несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, передаются на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних.

·Административная ответственность <#"justify">3. Полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних


В соответствии с федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних и по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних, а также оказывают в этих целях необходимое содействие подразделениям по делам несовершеннолетних полиции общественной безопасности и многим другим.

Подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) среди специализированных служб ОВД выполняют значительный объем функций по предупреждению правонарушений подростков. В этом вопросе им отведено центральное место.

Подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:

несовершеннолетних, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя;

) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

) участвуют в подготовке материалов в отношении несовершеннолетних, для рассмотрения возможности их помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

) вносят в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;

) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.

Несовершеннолетние достигшие возраста 16 лет, а также несовершеннолетние, находящиеся в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, доставляются только в дежурную часть. При доставлении несовершеннолетнего необходимо:

установить данные, характеризующие его личность, сведения о родителях или законных представителях, условиях воспитания;

выяснить обстоятельства совершения правонарушения или обнаружения заблудившегося, подкинутого ребенка;

оформить материалы, необходимые для привлечения доставленных к административной ответственности;

несовершеннолетнего, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии наркотического опьянения либо потребил наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, по возможности в установленном порядке направить на медицинское освидетельствование;

передать в установленном порядке доставленного несовершеннолетнего родителям или законным представителям, должностным лицам образовательных учреждений, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения.

О передаче несовершеннолетнего делается отметка в протоколе административного задержания и книге учета лиц, доставленных в горрайлинорган, с указанием времени передачи и лица, которому передан несовершеннолетний; - направить в лечебные учреждения органов здравоохранения подростков, находящихся в состоянии наркотического опьянения либо одурманивания или в тяжелой степени алкогольного опьянения, а также в случае необходимости несовершеннолетних, имеющих телесные повреждения.

Итак, подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) среди специализированных служб ОВД играют первостепенную роль по предупреждению правонарушений подростков и производству по делам об административных правонарушений подростков.

Заключение


Подводя итог проделанной мною работы, хотелось бы отметить, что изложенные положения и исследования дают возможность сделать следующие краткие выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи, и в конечном итоге достигающие цели курсовой работы:

Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер. Правовое регулирование данного института осуществляется Конституцией РФ, КоАП РФ, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», законами субъектов Российской Федерациии иными нормативно-правовыми актами.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Особенностями привлечения к ответственности несовершеннолетних является: невозможность применения ареста, рассмотрения дела комиссией по делам несовершеннолетних, привлечение к ответственности законных представителей несовершеннолетних и другие особенности.

Подразделения по делам несовершеннолетних среди специализированных служб ОВД играют первостепенную роль по предупреждению правонарушений подростков. Они проводят индивидуальную профилактическую работу, выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, осуществляют иные полномочия.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссии по делам о несовершеннолетних, которая имеет широкий круг полномочий в данном вопросе. Порядок рассмотрения дела в принципе схож с рассмотрением дела совершеннолетних, однако включает ряд особенностей: обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, а также родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений; комиссия должна точно установить возраст, занятие, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его совершение, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия.


Список используемой литературы


Нормативно-правовые акты:

.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2.Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

3.«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.11.2014) <#"justify">1.Ухов В.Ю., Каплунов А.И., Курноскин Е.А., Прохорова О.В. и др. Административное право: курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012.

2.Административное право России. Учебник / Н.М. Конин. - 2-изд. - М.: Проспект, 2011.

3.Административное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Старостина. - М.: ИНФА-М, 2010.

4.Административное право. Учебник / Б.В, Россинский, Ю.Н. Старилов. - 4-е изд., пересм. и доп. - М.: Норма - Инфра - М, 2010.

5.Административное право России. Учебник / Д.Н. Бахрах.-6-е изд., перераб., доп.- М.: Эксмо, 2011.

6.Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник. 4-е издание переработанное и дополненное. М.: Издательство Юрайт., 2011.

7.Конин Н.М. Административное право России. Учебник. М.: «Проспект», 2014.

.Административное право. Учебное пособие / В.Е. Сатышев. - 3-е изд., испр., и доп. - М.: Омега - Л, 2010.

.Административное право России: Словарь терминов / МВД РФ СПбУ; сост. А.И. Каплунов, Ф.Ф. Оськин, Ю.В. Бажукова, Е.А. Курноскин, О.В. Прохорова, Ю.Е. Черепанова, А.О. Дрозд. - СПб.: 2010.

.Административное право Российской Федерации. Учебник / В.А. Мельников; МВД РФ ВА. - Волгоград, 2009.

11.Копытов Ю.А. Административное право. Учебник. М.: «Юрайт», 2013.

12.Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Поделиться: