День антикоррупции. Международный день борьбы против коррупции

Международный день борьбы с коррупцией провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН и отмечается ежегодно 9 декабря. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции — первый международно-правовой документ, направленный на борьбу с коррупцией. В настоящий момент к Конвенции присоединились 172 государства.

Документ обязывает подписавшие его государства принимать следующие основные меры по предупреждению коррупции:

  1. Разрабатывать и проводить скоординированную политику противодействия коррупции путем создания органа или системы органов, осуществляющих предупреждение коррупции, обеспечения его самостоятельности и независимости в рамках системы разделения властей;
  2. Разрабатывать эффективную и прозрачную систему приема на работу, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку гражданских служащих и, в надлежащих случаях, других неизбираемых публичных должностных лиц;
  3. Внедрять кодексы или стандарты поведения для правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций;
  4. Осуществлять финансовый контроль, представляющий собой контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны;
  5. Создавать условия для формирования публичной отчетности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц;
  6. Криминализировать взятки, хищения, присвоения, растраты, совершенные с использованием своего служебного положения, отмывание коррупционных доходов, злоупотребление влиянием в корыстных целях, незаконные обогащения, сокрытие преступлений, а также воспрепятствование осуществлению правосудия;
  7. Принимать меры по предупреждению коррупции в частном секторе, усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе и, в надлежащих случаях, установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер;
  8. Развивать сотрудничество по противодействию коррупции на международном и региональном уровнях, в частности путем возвращения активов, выведенных из страны - участника Конвенции преступным путем, обратно собственнику имущества.

С целью повышения эффективности противодействия коррупции и углубления сотрудничества государств-участников Конвенции учреждена специальная постоянно действующая Конференция, секретарское обслуживание которой обеспечивается Генеральным секретарем через Управление ООН по наркотикам и преступности. Генеральный секретарь предоставляет необходимую информацию государствам-участникам, а также обеспечивает координацию на региональном и международном уровне. Конференция проходит каждые два года. Шестая сессия Конференции состоялась в 2015 году в Российской Федерации.

Помимо Конвенции ООН против коррупции Российская Федерация участвует в различных международных и региональных организациях, группах и программах, направленных на борьбу и имплементацию механизмов противодействия коррупции. Среди них: Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Группа государств против коррупции Совета Европы (ГРЕКО), Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

3 декабря 2014 года международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало юбилейный, двадцатый Индекс восприятия коррупции (ИВК). В нем страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - самый низкий. В 2014 году Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 году) и заняла 136 место. В 2016 году Россия получила уже 29 баллов и заняла 119 место. По мнению экспертов Transparency, для улучшения ситуации в России, в частности, должна появиться персональная ответственность для глав регионов и органов исполнительной власти за невыполнение антикоррупционных норм. Данная мера наряду с другими войдет в новый национальный план по противодействию коррупции на ближайшие два года.

Коррупция - это проблема, которая касается абсолютно всех граждан страны. Мы все мечтаем о том, чтобы жить в государстве, где экономика находится на подъеме, каждый имеет право на выбор, законы исполняются неукоснительно и никто не может воспользоваться привилегированным положением. Но до тех пор, пока процветает коррупция, обо всех этих возможностях можно только мечтать. И это справедливо для большинства стран, потому и появился Международный день борьбы против коррупции. Каждый год его отмечают девятого декабря. Этот праздник специально придуман для того, чтобы привлечь к проблеме как можно больше внимания, заставить многих людей задуматься о будущем своей страны.

История праздника

Долгой истории у этого торжества нет. По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года.

Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция 2003 года - первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию.

Россия в числе первых стран подписала Конвенцию. Как подчеркнул в выступлении на форуме глава российской делегации замминистра иностранных дел РФ Алексей Мешков, - «Россия ведет с коррупцией бескомпромиссную борьбу и готова к конструктивному взаимодействию на антикоррупционном фронте со всеми государствами и соответствующими международными организациями».

Задачи

1) дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;
2) научиться распознавать коррупцию;
3) стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
4) формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;
5) продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
6) воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);
7) укрепление и развитие существующего гражданского общества, путем воспитания грамотных с правовой точки зрения граждан, обладающих необходимыми знаниями о своих гражданских правах и обязанностях, способных применять эти знания в повседневной жизни, воспринимающих коррупционные проявления как нарушение своих гражданских прав и готовых эти права эффективно защищать.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация по теме: «9 ДЕКАБРЯ-МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» Подготовил по материалам сети интернет учитель истории Сафрыгин Б.Б. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Перхляйская основная общеобразовательная школа» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

9 декабря – Всемирный день борьбы с коррупцией В этот день в 2003 году в Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции. Тогда в течение трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира. Конвенция против коррупции была одобрена Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 8 марта 2006 года. Документ обязывает подписавшие его государства (ныне это 140 стран) объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.

Коррупция - … термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

Немного истории… Долгое время коррупция для чиновников была законным видом деятельности: до XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть, на средства от лиц, заинтересованных в его деятельности. С 1715 года получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату. Однако количество чиновников при Петре Первом возросло так, что жалование выплачивалось нерегулярно, и взятки, особенно для чиновников низших рангов, вновь стали основным источником дохода. Вскоре после смерти Петра система «кормлений» была восстановлена, и к фиксированному жалованию вернулась лишь Екатерина II.

В Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел. В настоящее время отношение к мздоимцам смягчилось и значительная доля населения даже не считает коррупцию преступлением. Более того, 20 ноября 2009 года государственная дума РФ приняла закон «Об общих принципах организации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», который позволяет взимать с граждан плату за «государственные услуги» и «государственные функции».

Причины коррупции Двусмысленные законы. Низкая заработная плата государственных служащих. Желание лёгкой наживы. Частая сменяемость лиц на разных должностях. Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты. Нестабильная политическая ситуация в стране. Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти. Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты. Профессиональная некомпетентность бюрократии. Низкий уровень жизни населения. Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями. Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Виды коррупции Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Мировая карта восприятия наличия коррупции, 2005 г. Тёмно-красный цвет соответствует странам, жители которых считают, что у них высокая коррупция, зелёный - тем, где население полагает, что коррупция у них невелика.

Сферы наиболее поражённые коррупцией ГБДД (ГАИ) ПОЛИЦИЯ Медицина Образование Судебная система Шоу-бизнес Сфера торговли СМИ Армия

Коррупция в России В современной России объём рынка коррупции превышает 240 млрд долл. США Россия заняла 119 место по уровню коррупции в мире в 2015 году. Рейтинг опубликован на сайте антикоррупционной международной организации Transparency International. Согласно рейтингу, Россия получила 29 баллов из 100 возможных. По уровню коррупции наша страна находится рядом с Азербайджаном, Сьерра-Леоне и Гайаной. При этом по сравнению с 2014 годом российские показатели улучшились на 17 позиций - в предыдущей версии рейтинга Россия занимала 136 место. Возглавила рейтинг Дания с показателем 91 балл. На втором месте - Финляндия (90 баллов), третье у Швеции (89 баллов). Также в первую пятерку вошли Новая Зеландия и Нидерланды. Аутсайдерами списка стали Сомали и КНДР, в активе которых по 8 баллов. В число последних также попали Судан и Южный Судан, Афганистан и Ангола. Согласно формуле рейтинга, 0 баллов означает самый высокий уровень коррупции в стране, в то время как 100 баллов - полное ее отсутствие. Также на количество баллов влияет уровень свободы СМИ, наличие доступа к бюджетной информации и различие между бедными и богатыми людьми.

Коррупция в России таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; медицинские организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений;

Коррупция в России автоинспекции: необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм;

Коррупция в России налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства; правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;

Коррупция в России лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности; выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами; получение кредитов; конкурсы на закупку товаров/услуг за счёт бюджетных средств; строительство и ремонт за счёт бюджетных средств;

Коррупция В России нотариальное удостоверение сделок; контроль за соблюдением условий лицензирования; надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства; освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы; поступление в государственные высшие учебные заведения (в основном юридической и экономической специализаций);

Коррупция в России государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений; поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения; прием на службу, позволяющую иметь значительный незаконный доход от должности в государственных и муниципальных учреждениях;

Вред от коррупции неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов; неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны; потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов; потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом; разорение частных предпринимателей; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; понижение качества общественного сервиса; нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность; неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты; рост социального неравенства; усиление организованной преступности - банды превращаются в мафию; ущерб политической легитимности власти; снижение общественной морали.

В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 года Президентом РФ был утверждён Национальный план противодействия коррупции.

2 апреля Президент России Владимир Путин подписал 2 антикоррупционных указа - «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона "О противодействии коррупции"» и «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"». Документы подготовленны в связи с антикоррупционными изменениями в законодательстве последнего времени.

Как сообщает пресс-служба Кремля, в указах утверждена форма справки о расходах госчиновника при приобретении земли, объекта недвижимости или транспортного средства, ценных бумаг и акций. Замещающий госдолжность обязан будет указать в ней источники получения средств, за счет которых совершена сделка. Также определяется механизм представления чиновниками, их супругами и несовершеннолетними детьми сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) , в котором: 1. Дано юридическое определение понятий: «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции»,

2. Предусмотрены меры по профилактике коррупции, включающие в себя: специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей, в том числе и контроль над их доходами и имуществом; развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ; совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов РФ; возложение на государственных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений;

3. Определены основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающие в себя: совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий; разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции; обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах; развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.

Из Уголовного кодекса РФ… Статья 290. Получение взятки. Наказание: от штрафа в 100-500 тыс. рублей до тюремного заключения от 7 до 12 лет со штрафом до 1 млн.рублей. Статья 291. Дача взятки. Наказание: от штрафа в 100 тыс. рублей до тюремного заключения до 7 лет. Статья 286.Превышение должностных полномочий. От штрафа до лишения свободы

Считаете ли вы, что материальное вознаграждение (подарки, деньги) врачам, преподавателям, работникам ЖЭКов и т.д. за работу, которую они должны делать бесплатно, является столь же опасным и вредным явлением для общества, как и коррупция в органах государственной власти? От чего, на ваш взгляд, зависит распространение коррупции? Кто оказывается в выигрыше, а кто - в убытке от коррупционных действий? Своё мнение обоснуйте.

Сегодня борьба с коррупцией является одной из важнейших государственных задач. Коррупция- это явление международного масштаба, для борьбы с которым государства объединяют свои усилия. Россия вошла в состав группы государств против коррупции, объединившихся для реализации международно - правовых документов в сфере противодействия коррупции, разработанных Советом Европы. Ещё в 2003 Генеральная ассамблея ООН приняла конвенцию против коррупции и учредила международный день борьбы с коррупцией, который призван привлечь внимание общественности к этой проблеме. В национальном плане РФ противодействие коррупции приоритетным направлением является профилактика коррупции. Результат борьбы с коррупцией зависит от совместных усилий государства и общества. Важной составляющей в формировании антикоррупционного мировоззрения молодёжи является использование потенциала воспитательной работы в школе. Цель антикоррупционного воспитания в школе – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.


Каждый хочет жить в государстве, в котором происходит процветание экономики и демократических институтов, где граждане могут реализовать свое избирательное право, а принятые нормативно-правовые акты являются одинаковыми для всех. Однако все страны в разной степени затрагивает явление, тормозящее развитие всех этих процессов - коррупция. Она создает барьеры, разрушает развитие общества и государственные устои. Борьбе с ней и посвящен этот всемирный праздник.

Когда отмечают

Международный день борьбы с коррупцией отмечается 9 декабря. Он был провозглашен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 2003 года № A/RES/58/4. Впервые его отметили в 2004 г. В 2019 году дату справляют 16-й раз. Россия присоединяется к международному празднованию.

Кто празднует

Международный день борьбы с коррупцией отмечает население всех стран-участниц ООН, которые поставили свои подписи и ратифицировали Конвенцию против коррупции. В России в этот день проводятся различные акции и мероприятия, печатаются плакаты и листовки.

История праздника

Обеспокоившись проблемами, которые порождает «взяточничество», Генеральной Ассамблеей ООН была разработана Конвенция против коррупции и открыта для подписания с 9 декабря 2003 года всеми странами-участницами. В соответствии со ст. 68 (1), она вступила в силу 14 декабря 2005 г. Россия подписала ее одной из первых, а ратифицировала 8 марта 2006 года (Федеральный Закон № 40-ФЗ). Именно дата 9 декабря (день подписания Конвенции) и стала Международным днем борьбы с коррупцией.

Статистические исследования установили, что во время борьбы с коррупцией доходы государства могут увеличиваться в 4 раза (в долгосрочной перспективе), бизнес способен развиваться интенсивнее на 3%, а уровень детской смертности может снизиться на 75%.

По данным Верховного Суда РФ, за 1 полугодие 2012 г. более 1300 граждан были осуждены за дачу взятки и 544 должностных лица за ее получение.

По данным международной организации Transparency International за 2014 год, из 174 стран самое низкое проявление коррупции установлено в Дании. Россия занимала 136-е место (в 2012 году - 133-я позиция из 180 стран, а в 2011 году - 143-я из 183). У Украины 142-е место, она считается самой коррумпированной в Европе. 174-ю позицию в рейтинге разделили Сомали и Северная Корея.

По данным издания The Daily Beast, Узбекистан в 2011 году занимал 1-е место в области коррупции, а согласно Transparency International за 2012 год, он находился на 7 месте.

Самый низкий уровень коррупции зафиксирован в Новой Зеландии, Дании и Швеции.

Самая большая взятка в Польше равнялась 1 млн. евро, а в Украине в 2008 году - 42 млн. долларов.

В России Петром I была создана специальная служба - фискальная, деятельность которой заключалась в выявлении взяток.

Самое неслыханное и безнравственное проявление коррупции зафиксировано в Зимбабве. Там во время принятия родов акушеры штрафуют женщин, которые кричат в процессе схваток. Каждый крик равняется 5 долларам. При этом необходимо учесть, что за роды также установлена плата в 50 долларов.

Более 1 триллиона долларов составляет общий объем взяток во всех странах мира. Такие данные приводит Всемирный банк.

Эксперт Центра, Хвыля-Олинтер Н.А.

9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией. Отмечается этот день по инициативе ООН, так как в 2003 году этой организацией была предложена для подписания «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции». Принята она была на Генеральной Ассамблее ООН в октябре 2003 года, а в декабре на специально организованной конференции ее подписала, в том числе, и Россия и ратифицировала в 2006 году.

Интересным является тот факт, что ратификации подлежала почти вся Конвенция, кроме статьи 20-й, которая гласит «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать» . Для ратификации этой статьи требуется внесение некоторых изменений в российское законодательство, например, в Уголовный кодекс, в котором не прописан такой состав преступления как «незаконное обогащение чиновников».

Сам термин «коррупция» произошел от латинского «corruptio», что значит «подкуп, порча». И если первое значение указывает на непосредственное межсубъектное взаимодействие, то второе хорошо иллюстрирует роль данного явления в масштабах всей страны.

В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 20 ноября 2013 года, говорится следующее: «Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьёзную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене». Одной из важнейших задач обеспечения общественной безопасности является противодействие коррупции, а реализация Концепции предполагает, в том числе, «мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование профилактических мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений».

Методики измерения масштабов коррупции существуют различные, но по причине специфики исследуемого явления они чаще опираются на косвенные методы оценки – социологические опросы групп населения, экспертные оценки и так называемые комплексные интегральные методики, основанные на анализе данных разных рейтингов. В качестве дополнительных показателей используются, например, такие: степень доверия к государственным институтам и учреждениям, пережитый опыт коррупционной направленности, оценка качества государственных услуг населением и т.д. Оценивая любой социальный феномен, важно проанализировать его динамику, пространственные характеристики, а также общественное и экспертное мнение по данному вопросу.

Обратимся к данным социологических опросов населения. По данным мониторинга, проводившегося с 2005 года, обеспокоенность российских граждан уровнем коррупции в стране растет – если в 2005 году эта проблема замыкала десятку самых острых, то в 2013 году она замыкает топовую тройку и считается одной из тех, что наиболее тревожат население (см. рис.1).

Рис.1. Динамика численности граждан РФ, отметивших коррупцию как одну из главных проблем страны (%).

Опрос студентов МГУ, проведенный в 2013 году, показал, что дача взятки находится на четвертом месте среди наиболее вероятных поступков, которые они готовы совершить, уступая возможности проехать без билета на транспорте, употребить в речи нецензурные выражения или ударить человека в ссоре. Получается, что значительная часть молодежи, являющей собой элиту страны, относится к этому явлению как к чему-то обыденному и привычному. См. рис.2.


Рис. 2. Какие поступки студенты считают для себя возможным совершить? (%)

Основной причиной взяточничества, по мнению россиян, является неэффективное устройство государственной власти, при котором как предприниматели, так и рядовые граждане свои проблемы вынуждены решать коррупционными методами. Часть россиян видят причины коррупции в самом характере нашего народа, утверждая, что люди не привыкли жить честно. Далее по степени распространенности следует фактор отсутствия контроля над властью, ее безнаказанность, а также переходный период развития российского общества, для которого распространение коррупции в принципе характерно. См. рис. 3.


Рис. 3. Почему в России, по мнению населения, так широко распространены взяточничество и коррупция? (%)

В экспертном рейтинге восприятия коррупции, ежегодно проводимом международной организацией Transparency International, Россия заняла в 2012 году 133 место из 176 возможных, расположившись в одной группе с Гондурасом, Ираном, Казахстаном, Коморскими островами и Гайаной (заодно проверьте свое знание географии) – см. табл.1. Сам рейтинг рассчитывается в большей степени на основе оценок коррупции экспертами, проживающими в данной стране и зарубежными, используется и официальные статистические данные. В результате страны ранжируются по шкале от 0 (самый низкий уровень коррупции) до 100 (самый высокий уровень).

Индекс восприятия коррупции стран мира в 2012 году

Финляндия

Новая Зеландия

Сингапур

Швейцария

Австралия

Норвегия

Нидерланды

Коморские острова

Гондурас

Казахстан

Азербайджан

Пакистан

Другой авторитетный рейтинг – рейтинг свобод (в том числе от коррупции), составляемый Фондом Heritage Foundation. По данным на 2012 год Россия занимает 144-е место в рейтинге в целом, а по уровню коррупции – на 166 месте среди 179 стран. Методика расчета утверждает, что 40% уровень свободы является пограничным и трактуется как значительное ущемление свобод, Россия который год держится на уровне 20%, что является крайне неблагоприятным показателем. В таблице 2 представлена оценка различных экономических свобод, рассчитанная для России на 2012 год.

Табл.2 Оценка экономической свободы в России по рейтингу Фонда Heritage Foundation, 2012.

Балл

Тренд

Средний уровень в мире

Свобода бизнеса

Свобода торговли

Фискальная свобода

Участие правительства

Монетарная свобода

Свобода инвестиций

Финансовая свобода

Права собственности

Свобода от коррупции

Свобода труда

Динамика преступлений освящается официальной статистикой, которая тоже пытается прояснить общую картину, так по данным Росстата с 2006 года постепенно снижается уровень преступности, а с 2010 – численность зарегистрированных преступлений, квалифицированных как взяточничество (см. рис.4).


Рис.4. Динамика преступлений в России, в том числе взяточничества.

Президент РФ 01.11.2013 на Заседании Совета по противодействию коррупции заявил следующее: «По данным МВД, количество выявленных преступлений коррупционной направленности в этом году сократилось. Если в первом полугодии 2012 года их было зарегистрировано более 34 тысяч, если точнее – то 34 049, то в первом полугодии 2013 года – 29 501. Число привлечённых к ответственности взяточников за этот же период времени выросло почти на треть – 32 процента. За первую половину текущего года за получение взятки осуждено почти 700 человек – 692, если быть более точным».

Но является ли численное снижение данного вида преступлений отражением повышения правосознания российского населения? Если посмотреть на то, какую долю взяточничество составляет в общей массе зарегистрированных преступлений, то окажется, что никакой положительной динамики нет, наоборот, наблюдается рост числа данного вида правонарушения (см. рис.5).


Рис.5. Динамика преступлений, в том числе взяточничества, в РФ.

Есть очень важный фактор, на фоне которого нужно рассматривать динамику практически любых явлений социума, выраженных в абсолютных величинах – демографическая ситуация. Численность населения в России последние 15 лет неуклонно снижалась, с 2010 года наблюдается некоторое улучшение демографической ситуации, хотя о причинах этого следует дискутировать отдельно (см. рис. 6).


Рис. 6. Динамика численности населения в РФ.

Понятно же, что на фоне снижения общей численности населения неверно утверждать положительную динамику преступности, ориентируясь только на численность совершенных преступлений – если в стране останется 1 гражданин, то преступность как явление исчезнет совсем, но это отнюдь не является идеальным состоянием, к которому нужно стремиться. Вычислим, сколько совершенных преступлений приходится на 1000 человек, и сколько уголовных дел, квалифицированных как взяточничество, приходится на 100000 человек (см. рис.7 и 8).


Рис.7. Динамика численности преступлений в РФ (на 1000 человек)


Рис.8. Динамика численности преступлений, квалифицированных как «взяточничество» в РФ (на 1000 человек)

Итак, положительная динамика действительно наблюдается, но снижение числа преступлений, квалифицированных как взяточничество, происходит гораздо более медленными темпами относительно общего числа преступлений, совершаемых в России.

По оценке Генеральной Прокуратуры РФ сумма материального ущерба от преступлений коррупционной направленности, совершенных в России, составила 20,8 млрд. рублей в год. Это оценка последствий, произведенная по выявленным преступлениям, тогда как сам рынок коррупции оценивается в 300 млрд долларов в год, причем 90% этой суммы приходится на различные сферы госсектора, и на бюджетные средства.

Сферы деятельности выявленных коррупционеров, а, следовательно и области причинения ущерба, самые разные, но лидирует здесь правоохранительная и правоприменительная сферы, здравоохранение, социальное обеспечение, образование и наука (см. рис. 9).


Рис. 9. Сферы деятельности коррупционеров от общего числа преступлений коррупционной направленности по направленным в суд уголовным делам.

По данным МВД РФ в 2012 году средний размер взятки составил 78200 рублей, а в ситуациях, когда использовался посредник, сумма уже значительно крупнее – 536000 рублей. Управление экономической безопасности МВД РФ оценивает средний размер взятки в 2012 году по России около 300000 рублей. Причем взяточничество имеет свои региональные особенности, например, в Москве средний размер взятки примерно в 20 раз больше, чем в регионах. На рисунке 10 представлена динамика роста суммы средней взятки по России с января 2010 года по апрель 2012.


Рис.10. Динамика роста среднего размера взятки в РФ.

Возникает закономерный вопрос – как можно объяснить столь резкий скачок аппетитов коррупционеров? Одно из предположений заключается в том, что в мае 2011 года Медведев подписал закон о кратном увеличении штрафов вместо уголовного преследования за взятки. Этот закон разграничивает виды взяток в зависимости от их размера, кроме того он вводит такую альтернативу как штраф вместо уголовной ответственности. Для ясности приведем пример – за взятку в размере 2 млн. рублей осужденного коррупционера ожидает либо штраф 200 млн рублей, либо срок от 8 до 15 лет со штрафом 140 млн рублей. Очевидно, что альтернативы абсолютно не сопоставимы и обвиняемая сторона приложит все усилия, чтобы в качестве наказания ей был выбран первый вариант. Таким образом, эта законодательная инициатива не только способствовала росту размеров взяток, но и, видимо, подстегнула рост коррупции в целом.

А теперь посмотрим на распределение состава осужденных по размеру взяток – в 2012 году 60% людей были осуждены за взятки размером от 5000 до 10000 рублей, 21% - за взятки размером от 10000 до 50000 рублей. То есть большую часть осужденных являют собой люди, попавшиеся на относительно мелких суммах. Такой же вывод следует из рассмотрения данных о сроках, полученных осужденными за коррупцию граждан. Всего в 2012 году за преступления коррупционной направленности было осуждено 6014 человек, из них реальные срока получили только 506 человек. Получается, что только каждый двенадцатый человек, осужденный за коррупцию, получил реальный срок. Характер полученного наказания показан на рисунке 11, где видно, что большинство осуждены были на относительно небольшие сроки, а, значит и за относительно небольшие суммы.


Рис.11. Распределение осужденных в 2012 году за преступления коррупционной направленности по длительности полученных сроков.

В России есть регионы, в которых проблемы коррупции стоят более остро, а есть такие, где ситуация относительно благополучна, это отражается и на уровне развития в них частного сектора и экономическом потенциале в целом. Всемирный банк в России опубликовал данные Обследования деловой среды и деятельности предприятий (BEEPS), показывающие уровень коррупции в 37 регионах России (см. табл.3) . Оценка проводилась по четырем индексам:

1. индекс административного бремени – сложный индекс, отражающий административную нагрузку на предприятия (результат ответов на вопросы о потенциальных проблемах ведения бизнеса);

2. индекс административной коррупции – ответы на вопрос о том, является ли обычной практикой дача взятки чиновникам при работе на таком предприятии, как то, на котором работают респонденты – оценивается мнение;

3. индекс взяточничества – процент взаимодействия работников предприятий с чиновниками, в которых им пришлось давать взятку (по утверждению респондентов) – оценивается непосредственный опыт;

4. индекс поглощения государства – определяется как «действия индивидуумов, групп лиц или предприятий как государственного, так и частного сектора, осуществляемые с целью оказания влияния на подготовку законопроектов, нормативных актов, указов, а также на формирование другой государственной политики в своих собственных интересах посредством противозаконного и непрозрачного предоставления личных выгод государственным служащим».

Табл. 3. Составные индексы, характеризующие ситуацию в регионах: семерка лидеров и семерка отстающих (регионы, попавшие в высший и низший квинтили)

Лидеры

Индекс

административного

бремени

Индекс

административной

коррупции

Индекс

взяточничества

Индекс поглощения

государства

Смоленская область

Ставропольский край

Смоленская область

Хабаровский край

Белгородская область

Ульяновская область

Новосибирская

Курская область

Ставропольский край

Липецкая область

Санкт-Петербург

Ульяновская область

Иркутская область

Республика Мордовия

г. Москва

Республика Мордовия

Республика Мордовия

Томская область

Приморский край

Омская область

Республика

Башкортостан

Республика Татарстан

Ленинградская

Томская область

Томская область

Республика Саха

Челябинская область

Воронежская область

Отстающие





Волгоградская область

г. Москва

Самарская область

Калужская область

Калининградская

Краснодарский край

Ярославская область

Белгородская область

Санкт-Петербург

Иркутская область

Пермский край

Тверская область

Краснодарский край

Челябинская область

Нижегородская

Краснодарский край

Самарская область

Ростовская область

Краснодарский край

Ростовская область

Ленинградская область

Тверская область

Республика

Башкортостан

Иркутская область

Ростовская область

Приморский край

Воронежская область

Приморский край

Видно, что среди лидеров выделяется Республика Мордовия, которая попала в пятерку лучших в трех номинациях. Среди отстающих самый проблемный регион – Краснодарский край, находящийся в пятерке худших по всем четырем показателям. Именно с этим регионом связаны недавние коррупционные скандалы, тиражированные СМИ.

Итак, мы рассмотрели динамику, актуальное состояние и региональные особенности коррупции в России. Утверждать, что уровень коррупции снижается, не правомерно, так как, несмотря на уменьшение числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, объемы финансовых средств, вовлеченных в данные преступления, резко возросли, как растет и доля взяточничества в общей массе совершаемых преступлений. Наблюдается резкая эскалация размеров взяток. Обеспокоенность населения проблемой коррупции остается значительной, а численность граждан, встревоженных данной проблемой, увеличивается.

См.: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. См.: http://www.kremlin.ru/acts/19653

Левада-центр. Последний опрос проведен в августе 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. См. http://www.levada.ru/03-09-2013/problemy-i-trevogi-rossiyan

Юридический факультет МГУ, мониторинг «Ценностно-нормативные ориентации студентов», 2013.

Левада-центр. Опрос проведен 20-24 июня 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. http://www.levada.ru/17-07-2013/prichiny-vzyatochnichestva

Поделиться: