Билеты по проверке знаний для водителей. Программа обучения по охране труда водителя автомобиля

Управление транспортным средством связано с большим риском, как для самого водителя, так и для окружающих. Эта работа относится к видам профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности. Рассмотрим основные вопросы обеспечения охраны труда водителей

К водителю транспортного средства, выполняющему эту работу, предъявляются дополнительные требования охраны труда, включающие в себя специальные требования по обучению, и допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по охране труда.

В этой статье мы расскажем подробно, как обучить водителя транспортного средства охране труда, как проводить обязательные медицинские осмотры, указанные в 213 статье Трудового кодекса Российской Федерации, как осуществлять ежегодную проверку знаний требований охраны труда, как организовать стажировку на рабочем месте, сколько часов уделить стажировки и какие документы необходимо оформить.

Также в данной статье будет уделено пристальное внимание вопросам обеспечения водителя транспортного средства средствами индивидуальной защиты.

Итак, к выполнению работы по управлению транспортным средством допускается водитель транспортного средства не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, проверку знаний требований охраны труда квалификационной комиссией, и получивший допуск к самостоятельной работе. Водитель транспортного средства должен быть допущен к самостоятельной работе приказом руководителя организации. За водителем транспортного средства должно быть закреплено конкретное транспортное средство и инвентарные грузоподъемные приспособления. Не допускается передача транспортного средства другому водителю без письменного распоряжения руководителя транспортного подразделения или приказа руководителя организации.

Только после медицинского освидетельствования и обязательного психиатрического обследования работник допускается к проведению вводного инструктажа.

Работник подлежит обязательному предварительному медицинскому обследованию согласно Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12 апреля 2011 г. приказом № 302н.).
Обязательное психиатрическое обследование проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Требования к обучению водителей по охране труда

Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж. Повторный и внеплановый инструктажи проводятся по программе первичного инструктажа на рабочем месте, утвержденной руководителем организации. Программу первичного инструктажа на рабочем месте разрабатывает начальник транспортного цеха (участка), а согласовывает служба охраны труда. Неправильным является формальный подход к организации инструктажей. В журнале регистрации инструктажа на рабочем месте должна быть указана программа первичного инструктажа, номер и полное наименование инструкции по охране труда.

ПРИМЕР
Водитель транспортного средства во время, предшествующее его допуску к самостоятельной работе, должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией, инструкциями по охране труда для водителей, с технической документацией на автомобиль, с правилами по охране труда.

Продолжительность стажировки водителя зависит, прежде всего, от опыта работы на данном виде транспортных средств.

Если вы принимаете на работу водителя с большим стажем работы на грузовом автомобиле, и на новой работе он также будет ездить примерно на таком же типе транспортного средства, можно ограничиться 2-3 днями стажировки. В это время новый водитель транспортного средства освоит особенности движения, торможения, маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ, ознакомиться с логистической схемой, принятой в данной организации.

Например, водитель транспортного средства может за три дня освоить GPS-навигацию, правила общения с диспетчером, какие-то специфические приемы, принятые на новом рабочем месте. А вот водитель, имеющий необходимую категорию управления транспортным средством, но минимальный опыт работы на погрузочно-разгрузочных работах, должен пройти усиленную стажировку, и если работодатель решит, стажировка может длиться и 14 смен. Ведь в конечном итоге руководитель организации несет ответственность за охрану труда в организации.

Если за эти 14 смен стажёр покажет неудовлетворительные знания и навыки безопасного управления транспортным средством, к самостоятельной работе не ондопускается. Издается приказ, в котором должно быть указано, что водитель транспортного средства не может быть допущен к самостоятельной работе, и такого водителя нужно будет уволить.

Многие возразят – ведь и предварительный медосмотр, и психиатрическое освидетельствование уже пройдены, деньги уплачены работодателем, как быть? Удерживать деньги с увольняемого запрещено. Потому что медосмотр и обучение оплачиваются работодателем согласно 212 статьей Трудового Кодекса РФ. Поскольку стажировка является важнейшим элементом обучения, весь период стажировки должен быть оплачен в полном объеме, несмотря на ее неудовлетворительный результат.
Обратите внимание – при обращении уволенного в прокуратуру, или в инспекцию по труду, Вашу организацию ждет внеплановая проверка. Во время этой проверки вы должны будете доказать, что водитель транспортного средства действительно необучаем. Слова к делу не пришиваются, поэтому стажировка, как и инструктажи, должна быть оформлена должным образом.

Программа первичного инструктажа водителей транспортных средств должна быть утверждена работодателем, на каждую стажировку должен быть издан приказ с указанием как наставника, так и количества дней или смен, так и приложен план проведения стажировки. План разрабатывает начальник транспортного цеха совместно с главным механиком, исходя из данных профессиональной подготовки и стажа водителя.

При этом руководство транспортного цеха должно сделать вывод, почему стажировка была неудовлетворительной. Возможно, вскроются недочеты при организации стажировки, такие как: отсутствие плана, выдача заведомо трудно выполнимых и редко встречающихся в практике операций, неумение донести до слушателя теоретические и практические знания и умения. В этом случае целесообразно доверять проведение стажировки на рабочем месте наиболее компетентным как с профессиональной, так и с этической точки зрения специалистам.

Водитель транспортного средства, успешно прошедший стажировку и допущенный к самостоятельной работе приказом по организации, должен знать: устройство и назначение эксплуатируемых автомобилей, требования безопасности при техническом обслуживании автомобилей, их деталей, узлов, агрегатов и приборов, безопасные приемы разборки, сборки, снятия и установки колес, назначение и свойства охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива, меры безопасности при работе слесарным инструментом, с электрооборудованием. Для этого у водителя должна быть группа по электробезопасности не ниже второй. Кто-то возразит, зачем вторая группа, если в штате есть свои автоэлектрослесари и т.д. Все дело в том, что на выезде возможны и часты ситуации, когда водитель вынужден проводить незапланированный ремонт ТС, в том числе и с использованием электроинструмента, или с подсоединением к сети электрического тока.

Если у водителя транспортного средства, помимо школьного аттестата и водительского удостоверения, нет другого профессионального образования, такой водитель должен быть направлен в учебный центр на 72-часовую подготовку по охране труда. Только после этой подготовки в этом учебном центре ему будет присвоена группа по электробезопасности. Внутри организации таким «школьникам» выдавать вторую группу запрещено Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок.

Предрейсовые медосмотры

Порядок проведения предрейсовых медосмотров указан в приказе Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н. Для проведения медосмотра внутри организации необходимо получение медицинской лицензии, или заключение договора с медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию.

Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя

Водитель транспортного средства, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. К несвойственным его профессии работам относится работа в зоне влияния линии электропередачи и т.д. В этом случае работы проводятся по наряду-допуску, и водитель является членом бригады со второй группой по электробезопасности.
Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.

ПРИМЕР
Недавно произошел несчастный случай с водителем грузового автомобиля, который во время замены колеса получил тяжелую травму, так как использовал в работе домкрат, пользованию которому он не был научен. Комиссия установила, что при обучении по охране труда в программе инструктажа, обучения, стажировки и в экзаменационных билетах шла речь о пневматическом и гидравлическом домкратах, а машина была обеспечена только реечным и винтовым домкратами. Водитель транспортного средства, не умея пользоваться ни тем, ни другим домкратом, стал устанавливать винтовой домкрат и получил травму руки и предплечья.

Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
  • повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
  • нагретые до высокой температуры части двигателя;
  • горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха; повышенная концентрация паров топлива в воздухе;
  • неблагоприятные микроклиматические условия (температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны);
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др.;
  • вывешенная масса автомобиля (например, с помощью домкрата или подъемника) при работе под ним;
  • острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
  • электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека; физические перегрузки (например, при перемещении вручную тяжелых агрегатов, колес, аккумуляторов и т.п.);
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении работ под автомобилем).

Для снижения воздействия вредных производственных факторов на водитель транспортного средства, водитель транспортных средств должен 1 раз в два года проходить периодический медицинский осмотр согласно пункту 27 приложения 2 к приказу № 302н.

Необходимо обеспечить проведение психиатрического освидетельствования водителей транспортных средств. Такое освидетельствование проводится также за счет средств работодателя.

Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Водителю необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.

Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель транспортного средства должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

Водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха, трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.

Действия водителя в нештатных ситуациях

В случае заболевания, плохого самочувствия водитель транспортного средства должен сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

Водитель транспортного средства должен уметь оказать первую помощь, пользоваться аптечкой первой помощи.

Водитель транспортного средства, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель трудовой дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, водитель транспортного средства должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.

Алгоритм действий водителя при аварийной ситуации

При несчастных случаях, указанных в статье 227 ТК РФ, работник обязан:

  1. Сообщить непосредственному руководителю. В соответствии со статьей 21 ТК РФ, работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
  2. Эвакуация пострадавшего с места происшествия или немедленное освобождение от воздействующего опасного фактора. Выполнение неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
  3. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи или спасателей по телефону 112.
  4. Запросить у пострадавшего (при наличии сознания) разрешение на оказание первой помощи. По возможности, оказать первую помощь пострадавшему, которая включает в себя оценку состояния пострадавшего, осмотр и оказание помощи в зависимости от состояния и характера повреждения.
  5. Обеспечить транспортировку в лечебное учреждение (в случае, если нет возможности вызвать бригаду спасателей или скорой помощи, или их подъезд к месту происшествия невозможен).
  6. Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия).
  7. При проведении расследования несчастных случаев, во время процедуры опроса очевидцев, давать полную и правдивую информацию для надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

Водитель транспортного средства должен уметь оказывать первую помощь. Оказывая первую помощь при ранении, нельзя промывать рану водой, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, вызвавшей травму.

Аптечка должна находиться как в салоне автомобиля, так и в фургоне. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 697н от 08.09.2009 был изменен состав дорожной аптечки: теперь он сокращен до минимума, из него исчезли многие препараты, которые ранее считались необходимыми, но по новым правилам оказались ненужными. Так, из перечня были вычеркнуты аспирин, нитроглицерин, валидол, нашатырь, анальгин, активированный уголь и зеленка - они были заменены универсальными перевязочными медицинскими средствами.

Средства, входящие в состав аптечки первой помощи (автомобильной), предусмотренные приложением № 1 при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, рекомендуется применять следующим образом:

а) при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, все манипуляции выполнять в медицинских перчатках (п.3.2 Состава аптечки);

б) при артериальном кровотечении из крупной (магистральной) артерии прижать сосуд пальцами в точках прижатия, наложить жгут кровоостанавливающий (п.1.1 Состава аптечки) выше места повреждения, с указанием в записке времени наложения жгута, наложить на рану давящую (тугую) повязку (п.1.2-1.9 Состава аптечки);

в) при отсутствии у пострадавшего самостоятельного дыхания провести искусственное дыхание при помощи устройства для проведения искусственного дыхания "Рот-Устройство-Рот" (п.2.1 Состава аптечки);

г) при наличии раны наложить давящую (тугую) повязку, используя стерильные салфетки (п.1.9 Состава аптечки) и бинты (п.1.2-1.7 Состава аптечки) или применяя пакет перевязочный стерильный (п.1.8 Состава аптечки). При отсутствии кровотечения из раны и отсутствии возможности наложения давящей повязки наложить на рану стерильную салфетку (п.1.9 Состава аптечки) и закрепить ее лейкопластырем (п.1.12 Состава аптечки). При микротравмах использовать лейкопластырь бактерицидный (п.1.10-1.11 Состава аптечки).

Срок годности аптечки всегда указывается на ее упаковке. Что касается срока годности повязок и бинтов, то они могут служить на протяжении долгих лет, а вот пластыри и жгуты разрешено использовать лишь в течение 5–6 лет. Дополнять аптечку лекарствами нельзя. Состав аптечек изменять запрещено.

Приложение 1. Состав аптечки первой помощи (автомобильной)

№ п/п Наименование вложения Нормативный документ Форма выпуска (размеры) Коли-
чест-
во (штук, упаковок)
1 Средства для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран
1.1 Жгут кровоостанавливающий ГОСТ Р ИСО 10993-99 1 шт.
1.2 ГОСТ 1172-93 5 м х 5 см 2 шт.
1.3 Бинт марлевый медицинский нестерильный ГОСТ 1172-93 5 м х 10 см 2 шт.
1.4 Бинт марлевый медицинский нестерильный ГОСТ 1172-93 7 м х 14 см 1 шт.
1.5

Бинт марлевый медицинский стерильный

ГОСТ 1172-93 5 м х 7 см 2 шт.
1.6 ГОСТ 1172-93 5 м х 10 см 2 шт.
1.7 Бинт марлевый медицинский стерильный ГОСТ 1172-93 7 м х 14 см 1 шт.
1.8 Пакет перевязочный стерильный ГОСТ 1179-93 1 шт.
1.9 Салфетки марлевые медицинские стерильные ГОСТ 16427-93 Не менее
16 х14см № 10
1 уп.
1.10 Лейкопластырь бактерицидный ГОСТ Р ИСО 10993-99 Не менее
4 см х 10 см
2 шт.
1.11 Лейкопластырь бактерицидный ГОСТ Р ИСО 10993-99 Не менее
1,9 см х 7,2 см
10 шт.
1.12 Лейкопластырь рулонный ГОСТ Р ИСО 10993-99 Не менее
1 см х 250 см
1 шт.
2 Средства для сердечно-легочной реанимации
2.1 Устройство для проведения искусственного дыхания "Рот-Устройство-Рот" ГОСТ Р ИСО 10993-99 1 шт.
3 Прочие средства
3.1 Ножницы ГОСТ Р 51268-99* 1 шт.
3.2 Перчатки медицинские ГОСТ Р ИСО 10993-99
ГОСТ Р 52238-2004*
ГОСТ Р 52239-2004*
ГОСТ 3-88*
Размер
не менее М
1 пара
3.3 Рекомендации по применению аптечки первой помощи (автомобильной) 1 шт.
3.4 Футляр 1 шт.

Ответы подготовлены Редакция сайта «МЦФЭР Охрана труда»

Повторяю: отличается ли программа обучения по охране труда для водителя погрузчика в зависимости от вида используемого топлива (газ, электричество, бензин)

Ответ

Ответ на вопрос:

Обучение по охране труда в организации проводится по программам, утверждаемым работодателем. Данные программы обучения разработайте на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда. Об этом говорится в Порядка, утвержденного .

Обучение по охране труда водителя автомобиля может быть проведено как в специализированном учебном центре, имеющем лицензию, так и силами работодателя.

При обучении по месту работы в организации должна быть создана специальная постоянно действующая аттестационная комиссия. Для этого также необходима программа обучения по охране труда и экзаменационные билеты. Обучение собственными силами поможет существенно снизить расходы и оптимизировать бюджет.

Разработка программ обучения по охране труда в организациях, как правило, должна выполняться на основе типовых программ обучения. Но их разработано и утверждено крайне мало, поэтому для большинства рабочих профессий программы обучения по охране труда работодателям приходится разрабатывать с нуля. Процесс осложняется тем, что нужно руководствоваться требованиями охраны труда, изложенными в различных законодательных актах и нормативно-правовых документах. Подобный сценарий будет также актуален и для профессии «Водитель автомобиля», так как типовой программы обучения по охране труда для него пока не разработано.

Какими нормативными актами нужно пользоваться для создания программы обучения

Основополагающими документами, регламентирующими вопросы обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций, на сегодняшний день являются:

  • по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный ;

Для разработки программы обучения по охране труда водителей также потребуются специальные документы, регламентирующие требования безопасности при управлении, техническом обслуживании и ремонте автомобиля. В первую очередь – Российской Федерации, утвержденные и Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ().

Чтобы охватить специфику профессии в конкретной организации, будет полезно изучить отраслевые документы по охране труда. Например, если водитель автомобиля работает в сфере электроэнергетики, то следует руководствоваться требованиями Правил охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002). Если же он работает на нефтебазе и управляет бензовозом, то необходимо использовать Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (). Для водителей строительных компаний, управляющих грузовым автомобилем, хорошим подспорьем станет Отраслевая типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ Р О 005-2003) и т. д.

Советует

Екатерина КУЗНЕЦОВА,

начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва)

Несмотря на то, что государственные требования охраны труда одинаковы для всех, формируя программы обучения по охране труда для водителей, необходимо учитывать специфику их работы. Если речь идет о персональных водителях, водителях общественного транспорта и водителях, занятых грузоперевозками (особенно на длинные дистанции), акцент необходимо сделать на необходимости соблюдать правила дорожного движения и особенно регламентированных перерывов в работе, важности прохождения предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров.
Для водителей складских помещений, водителей автопогрузчиков и водителей, перемещающихся по территории организации, в программу следует включать вопросы, относящиеся к разметке территории и особых зон, сигнальным и информационным знакам, требованиям к складским операциям (на некоторых складах работники используют наушники и, следовательно, могут не услышать звукового сигнала, подаваемого водителем) и погрузочно-разгрузочным работам.

  1. по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.
  2. «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
  3. «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
  4. *«Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
  5. об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.
  6. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей (ТОИ Р-200-01-95).
  7. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей внутризаводского транспорта (ТИ РМ-008-2000).
  8. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей, совмещающих работу по выемке корреспонденции из почтовых ящиков (ТОИ Р-45-053-97).
  9. Типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ РО 005-2003).
  10. Типовая инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) (ТОИ Р-200-19-95).
  11. Типовая инструкция по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (ТОИ Р-200-20-95).
  12. Типовая инструкция по охране труда при выполнении работ по ремонту автомашин, тракторов и лесохозяйственного оборудования (ТОИ Р-07-27-2000).
  13. по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденная (рекомендуется для служб спецтранспорта авиапредприятий).
  14. Российской Федерации, утвержденные .
  15. опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные (рекомендуется для предприятий, занятых перевозкой опасных грузов; при применении необходимо учитывать ).
  16. грузов автомобильным транспортом, утвержденные .
  17. Правила охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002) (рекомендуются для организаций электроэнергетики).
  18. при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные (вступает в силу с 1 июля 2015 г.).
  19. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ().
  20. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ().
  21. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций ().
  22. обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные .
  23. в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.
  24. вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденные .

Какие особенности профессии нужно учесть при разработке программы обучения

Специфическими особенностями профессии водителя автомобиля, которые необходимо учесть при разработке программы обучения по охране труда, являются:

  • выполнение работ на автомобилях различных типов и различного назначения;
  • управление специальным оборудованием автомобилей (например – бетононасосом бетоновоза; краном-манипулятором автомобиля-эвакуатора; подъемным устройством кузова самосвала; холодильным оборудованием рефрижератора; шнекороторным снегоочистителем снегоуборочной машины; щетками подметально-уборочной машины и т. д.);
  • работа вне территории организации, возможность длительных рейсов, командировок;
  • высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при резком торможении, обгоне, проезде нерегулируемых перекрестков, встраивании в транспортный поток и т. п.;
  • физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, колеса, аккумулятора и т. п.);
  • длительная работа в положении сидя, возможность переутомления и статических перегрузок организма;
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или технического обслуживания под автомобилем);
  • переохлаждение организма (например, при ремонте автомобиля вне основного места базирования, в дорожных условиях).

Из чего состоит процесс разработки программы обучения по охране труда

Перед тем как приступить к разработке программы обучения по охране труда, следует уточнить круг профессиональных обязанностей водителя, требования, предъявляемые к его квалификации и объему знаний. Необходимо также определить и обозначить конкретные виды работ, которые он будет выполнять в организации, с учетом ее отраслевой принадлежности, назначения, типа и конструктивных особенностей конкретного автомобиля. На основании этих данных следует подобрать соответствующую литературу и нормативные документы.

Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле. Общий алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля выглядит так:

  1. Выяснить профессиональные обязанности водителя автомобиля (по справочнику ЕТКС, профессиональному стандарту, внутренним квалификационным требованиям организации) и требования, предъявляемые к его объему знаний по охране труда.
  2. Подобрать необходимую литературу и нормативные документы.
  3. Подготовить тематический (учебный) план программы с указанием количества часов каждой изучаемой темы и общее количество часов обучения. ГОСТ 12.0.004-90 установлено, что общая продолжительность обучения должна быть не менее 20 часов.
  4. В соответствии с подготовленным тематическим (учебным) планом осуществить разработку программы обучения по охране труда, закрепляя в каждой теме основные тезисы изучаемого материала.
  5. Разработать экзаменационные билеты для проверки знаний по охране труда водителя автомобиля на основании программы обучения, руководствуясь ранее подготовленным тематическим (учебным) планом.

Из чего состоит программа обучения по охране труда водителя автомобиля

Как правило, программы обучения по охране труда состоят из трех основных разделов:

  • правовые вопросы охраны труда;
  • организация и управление охраной труда;
  • безопасность труда.

Первые два раздела являются общими для всех работников и служат для изучения организационно-правовых принципов охраны труда.

Раздел «Безопасность труда» является специальным и предназначен для изучения методов безопасности труда для конкретной профессии или вида работ. Формирование тематики специальных вопросов основывается на мерах обеспечения безопасности труда, анализе причин несчастных случаев на производстве и заболеваемости среди профессий работников или видов работ, для которых разрабатывается программа обучения.

Тема 1. Общие вопросы охраны труда.

Тема 2. Законодательство по охране труда.

Тема 3. Нормативные документы по охране труда.

Тема 4. Организация и управление охраной труда.

Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда.

Тема 6. Несчастные случаи на производстве.

Тема 7. Характеристика условий труда водителя автомобиля.

Тема 8. Требования безопасности при управлении автомобилем.

Тема 9. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля.

Тема 10. Средства индивидуальной защиты.

Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Программа обучения по охране труда водителей может выглядеть так:

скачать и распечатать образец

После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора (). Это связано с тем, что управление автомобилем, его техническое обслуживание и ремонт относятся к видам работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли учить охране труда такого водителя?

У нас некоторые сотрудники используют личные машины для служебных целей. Нужно ли их обучать охране труда по программе для водителей?
Андрей ПЕРВЕРЗЕВ, специалист по охране труда (Глазов)

В этом случае рекомендуем провести обучение таких сотрудников также по программе обучения охране труда для вида работ, если эти вопросы не входят в основную программу обучения. Если выяснится, что в обязанности работника так или иначе входит работа на автомобиле, то работодателя привлекут к ответственности. Так что лучше перестраховаться. Другое дело, если сотрудник просто приезжает на своем автомобиле на работу и для других целей его не использует. В этом случае обучать работника по программе охраны труда для водителей не нужно.

Можно ли обучать всех водителей по одной программе обучения по охране труда?

В нашей организации есть несколько легковых машин. Но в основном это грузовики. Водители проходят обучение охране труда по одной программе. Нужно ли для водителей грузовиков создавать свою программу, а для водителей легковых машин – свою?
Анна ВАСИЛЬЕВА, инженер по охране труда (Волгоград)

На первый взгляд работа водителя легкового автомобиля мало чем отличается от работы водителя грузовика. Однако есть существенные различия. Например, водитель легковой машины не перевозит грузы, не участвует в погрузке-выгрузке. Да и кабина грузовой машины находится значительно выше, что повышает риск получения травмы при посадке/высадке. Есть и другие нюансы. Поэтому лучше сделать две программы обучения: для водителей легковых машин и грузовиков.

Кто из работников должен проводить обучение водителей охране труда?

Кому из работников может быть поручено проводить обучение по охране труда водителей?
Юрий ШАЛИМОВ, юрист (Челябинск)

Обучение по охране труда водителей проводит руководитель подразделения, в котором они работают. Например, начальник транспортного цеха.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное

1 Водители относятся к категории работников, чей труд сопряжен с повышенными рисками. Поэтому их обучению по охране труда уделяется особое внимание.

2 При разработке программы обучения водителей охране труда необходимо руководствоваться различными нормативными документами, поскольку типовой программы для этой профессии нет.

3 Основные документы, регламентирующие порядок обучения водителей, – это , .

4 В программе обучения нужно учесть особенности профессии.

5 Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле.

6 После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора.

1 На момент выхода статьи действовали по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003), однако еще в 2014 году Минтруд России приступил к разработке новых правил по охране труда на автомобильном транспорте. Уже в обозримом будущем они могут быть утверждены и опубликованы.

Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Управление автотранспортными средствами представляет собой сферу профессиональной деятельности, сопряженную с наличием повышенной опасности для работника. Именно поэтому обучение по охране труда водителей автомобиля является обязательным условием допуска таких сотрудников к выполнению своих служебных обязанностей. Вместе с тем, работодателю, выбирающему программу обучения по охране труда водителя автомобиля, следует учитывать специфику трудовой деятельности конкретного сотрудника. Она определяется в первую очередь типом транспортного средства, которым он управляет в рамках исполняемых им трудовых задач.

    Курсы обучения безопасности для водителей

    В настоящее время для целей максимального учета особенностей трудовой деятельности водителей конкретных типов транспортных средств разработано большое количество курсов лекций. Обучающая организация, которая ответственно относится к своей деятельности, может предложить более десятка программ обучения охране труда на транспорте. В частности, в их число входят следующие обучающие курсы:

    • безопасность выполнения работ для водителей легковых автомобилей;
    • охрана труда для водителей пассажирского транспорта;
    • охрана трудовой деятельности для лиц, управляющих специальной техникой, включая программы для транспортировщика;
    • безопасность трудовой деятельности для водителей грузовых автомобилей;
    • охрана труда для лиц, совмещающих функции водителя с другими должностными обязанностями, например, для водителя-экспедитора;
    • другие образовательные программы в области обеспечения безопасности трудовой деятельности водителей.

    Компоненты программы обучения по охране труда водителя автомобиля

    Каждый курс лекций по безопасности труда для работника, занятого в сфере управления транспортом, включает как общие, так и специальные знания, необходимые для минимизации риска в его работе. Кроме того, качественная программа обучения по охране труда водителя автомобиля содержит также дополнительные компоненты, позволяющие ему наиболее полно освоить объем знаний, требуемый для успешной работы в профессии. В частности, в число таких компонентов входит законодательная база, регламентирующая вопросы безопасности труда на автомобильном транспорте. В этот раздел включаются как федеральные, так и отраслевые нормативные документы.

    23.03.2014 (обновлено 09.05.2019) – Представляем вашему вниманию Билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда у водителей автомобилей. Предлагаемый перечень включает десять билетов, в каждом из которых содержится по четыре вопроса. Билеты составлены инженером по охране труда в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и документами по охране труда.

    Билет № 1

    1. Порядок допуска к управлению транспортными средствами категории «Е»; «В»; «С»; «Д» .

    2. Требования безопасности при заправке автомобиля топливом.

    3. Требования безопасности при перевозке людей.

    4. Пожаробезопасность.

    ___________________________________________________________________________

    Билет № 2

    1. Порядок выполнения работ при ежедневном осмотре технического состояния автомобиля.

    2. Требования безопасности при работе на линии.

    3. Правила техники безопасности при работе на наждачно-обдирочном и сверлильном станках.

    4. Оказание первой помощи при ушибах, переломах, ранениях.

    Билет № 3

    1. Порядок выполнения работ при ежедневном техническом обслуживании автомобиля.

    2. Требования безопасности при работе на газобаллонных автомобилях.

    3. Требования безопасности при работе с электроинструментом.

    4. Действия при несчастном случае на производстве.

    _____________________________________________________________________________

    Билет № 4

    1. Опасные и вредные факторы, связанные с выполнением работ.

    2. Требования к прицепам (полуприцепам), предназначенные для перевозки длинномерных грузов.

    3. Порядок выполнения работ при сцепке прицепного оборудования к автомобилю.

    4. Действия при пожаре.

    _____________________________________________________________________________

    Билет № 5

    1. Порядок перевозки грузов на автомобильных прицепах.

    2. Требования безопасности при работе с инструментом ударного действия.

    3. Требования безопасности при работе на автомобиле-самосвале и прицепе-самосвале.

    4. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

    Книги по охране труда в издательствах , «Альпина Паблишер» , 1С Интерес , «Бамбук» (Украина), Yakaboo (Украина), «Букля» (Украина)

    Книги по аттестации рабочих мест по условиям труда в , «Бамбук» (Украина)

    Билет № 6

    1. Требования безопасности при запуске двигателя автомобиля.

    2. Правила техники безопасности при выполнении работ при буксировке.

    4. Действия в аварийных ситуациях.

    __________________________________________________________________________

    Билет № 7

    1. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

    2. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей.

    3. Подготовка и проверка исправности ручного инструмента.

    4. Первая помощь пострадавшему при отравлении угарным газом.

    _____________________________________________________________________________

    Билет № 8

    1. Требования безопасности при работе с антифризом.

    2. Требования безопасности во время работы автомобиля.

    3. Правила техники безопасности при работе с пневматическим инструментом .

    4. Порядок использования средств пожаротушения.

    _____________________________________________________________________________

    Билет № 9

    1. Особенности эксплуатации автотранспорта в зимних условиях.

    2. Меры безопасности при заправке автомобиля топливом.

    3. Требования безопасности при выполнении шиномонтажных работ.

    4. Требования безопасности при перевозке людей.

    _____________________________________________________________________________

    Билет № 10

    1. Требования безопасности при применении этилированного бензина.

    2. Меры безопасности при работе с паяльной лампой.

    3. Передвижение автомобиля под действующими линиями электропередач.

    4. Электробезопасность.

    _____________________________________________________________________________

    Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

    Водитель, занятый перевозками, грузов или персонала, несет ответственность за сохранность грузов или здоровье пассажиров. Его трудовая деятельность проходит в условиях повышенной опасности. Расскажем, как составить инструкцию по охране труда, что в ней учесть и где скачать образец.

    Читайте в нашей статье:

    Кто готовит и кто утверждает инструкцию по охране труда водителя автомобиля

    Инструкция по охране труда (ИОТ) составляется непосредственным руководителем работника или транспортного подразделения. Эта обязанность зафиксирована в его должностной инструкции. Также составление ИОТ может быть поручено главному инженеру, это зависит от структуры предприятия. Важно, чтобы ответственный за подготовку был компетентен в организации труда водителей, знал все вредные/опасные факторы их работы и т.д.

    ИОТ создается не одним должностным лицом единолично, специалисту по охране труда следует оказывать ему методическую помощь. Кроме того, если в организации имеется профсоюз, необходимо учесть мнение этой инстанции.

    Работодатель, столкнувшись с потребностью разработать ИОТ, должен назначить ответственного сотрудника. Для этого выпускается приказ, в котором перечисляются все лица, которые будут задействованы в процессе создания ИОТ, обозначаются конкретные сроки выполнения. После всех необходимых согласований данный документ подлежит утверждению. Здесь возможны два варианта. Руководитель предприятия может либо заполнить предусмотренный гриф утверждения на проекте документа.

    Охрана труда для водителей

    Работа водителя связана с рисками не только для жизни и здоровья его собственными. Он перевозит ценные грузы или людей. Поэтому охрана труда предъявляет серьезные требования к самому водителю, а также к условиям его работы. За нарушение этих требований неизбежно наказание. Как минимум, это будет дисциплинарное взыскание, а в некоторых случаях .

    Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя

    Во время работы водитель подвергается риску воздействия целого ряда вредных и опасных факторов. Перечислим их:

    • Само транспортное средство, другие участники дорожного движения.
    • Все используемые для обслуживания автомобиля .
    • Высокая температура двигателя. Пар, горячие жидкости, возникающие в процессе эксплуатации и ремонта машины. Связанная с транспортным средством пожароопасность.
    • Специфика рабочего места – статичная поза, неблагоприятный микроклимат, плохое освещение, вредные вещества (бензин или другое топливо, охлаждающая жидкость, масло и т.д.), .
    • Специфика места обслуживания автомобиля – скользкий пол, острые углы, опасность падения груза (при погрузочных работах или если машина вывешена на домкрате), возможные физические перегрузки.

    Все эти факторы не могут не влиять на здоровье. Поэтому плановый медосмотр водители проходят регулярно, 1 раз в два года (п. 27 приложение 2 к ). Помимо оценки физического здоровья, эти работники должны регулярно проходить психиатрическое освидетельствование (согласно "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», утвержденному Минздравом Приказом № 302н).

    Большое влияние должно уделяться правилам использования защитных средств, их соответствию выявленным вредным факторам. Также немаловажен график работы, строгое соблюдение нормативов труда и отдыха, здоровый образ жизни в целом.

    Помимо базовых требований ОТ, в зависимости от специфики деятельности предприятия, могут применяться дополнительные. Работодатель обязан организовать целевые инструктажи по охране труда каждый раз, когда шоферу необходимо работать в нетипичных условиях.

    Требования ОТ

    Водитель должен соответствовать целому перечню условий:

    1. Достижение совершеннолетия.

    2. Отсутствие противопоказаний по здоровью, .

    3. Наличие аттестата о среднем образовании, водительского удостоверения требуемой категории, профессионального образования. Если последнего нет – работник направляется в специализированный центр на 72-часовое обучение по охране труда.

    4. Знание требований охраны труда в части устройства и эксплуатации машины, ее техобслуживания. В это понятие включены безопасные методы разборки транспортного средства, работа с техническими жидкостями, правила безопасности при работе с инструментом.

    5. Прохождение всех необходимых инструктажей и проверок знания требований ОТ: целевых, вводных, первичных и т.д. Допускать выход на линию работника, не подтвердившего свою квалифицированность и компетентность в охране труда, нельзя. График инструктажей разрабатывается работодателем. Напомним, что все без исключения водители должны 1 раз в 3 месяца проходить повторные инструктажи. Если произошло ЧП или был допущен перерыв в работе – обязателен внеплановый инструктаж по ОТ

    При плохом самочувствии, остром заболевании водитель обязан:

    • сообщить непосредственному руководителю;
    • обратиться за врачебной помощью.

    При несчастном случае с кем-то из коллег водитель обязан:

    • Сообщить руководителю.
    • Эвакуировать пострадавшего или максимально предотвратить дальнейшее воздействие опасного фактора.
    • Вызвать скорую медицинскую помощь.
    • Оказать первую помощь пострадавшему, по возможности запросив его разрешения. В компетенцию водителя входит умение пользоваться . Сейчас она практически полностью состоит из перевязочных средств, а лекарственные препараты изъяты из состава (после введения в действие ). Приложения к этому приказу регламентируют состав аптечки и правила ее использования.
    • При необходимости обеспечить перевозку пострадавшего в медицинское учреждение.
    • «Законсервировать» место происшествия для дальнейшего расследования и дать объективные показания, ничего не умалчивая.

    При выявлении нарушений норм охраны труда, которые явно могут повлиять на жизнь и здоровье, водитель обязан:

    Как подготовить ИОТ водителя

    Для разработки ИОТ важно понимать, что она должна быть логичной и не содержать двусмысленных формулировок. Собранный в инструкции объем информации должен давать четкие алгоритмы действий.

    Основой для ИОТ служат типовые отраслевые инструкции, согласно п. 5.3. Методических рекомендаций, утвержденных . Это, например, ТОИ Р-200-01-95 Т – типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей. На ее основе с учетом конкретики предприятия разрабатываются локальные инструкции.

    Образец инструкции по охране труда водителя-экспедитора

    Наши специалисты подготовили для вас образец ИОТ для водителя-экспедитора. Он занят не только перевозкой грузов, но несет ответственность за его сохранность и доставку. Следовательно, к этому сотруднику предъявляются повышенные требования, которые отражаются и в инструкции по охране труда.

    Скачать>>>
    Скачать в.doc

    Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

    Поделиться: