Контрабанда сигарет в россию. Наказание за контрабанду товаров через границу рф

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНТРАБАНДУ

С. БУТЫРИН
С. Бутырин, сотрудник УФСБ РФ по Ульяновской области.
Борьба с таможенными преступлениями, как с наиболее опасными нарушениями правил перемещения товаров и транспортных средств через границу, предполагает не только активное применение уголовного права, но и использование профилактических возможностей иных отраслей, в частности административного права.
Глава 16 КоАП РФ предусматривает 22 административных правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), многие из которых граничат с преступлениями. Так, в ст. 16.1 дается описание административно наказуемой контрабанды. Под этим правонарушением понимается перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Рассматриваемый административно-правовой деликт нарушает две группы общественных отношений: а) установленный таможенным законодательством порядок перемещения товаров и транспортных средств; б) порядок таможенного контроля.
В качестве предмета правонарушения законодатель указывает товары и транспортные средства. В соответствии со ст. 11 ТК РФ товаром признается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Согласно ст. 130 ГК РФ ими признаются подлежащие государственной регистрации: а) воздушные и морские суда; б) суда внутреннего плавания; в) космические объекты.
Надо иметь в виду, что транспортные средства (любое морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также суда на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства)) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортным средством, не являются товаром, а образуют самостоятельный предмет административного правонарушения - транспортные средства. Принципиальное значение имеет статус товаров и транспортных средств для таможенных целей - наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение ими, установленных ТК РФ.
Стоимость перемещаемых товаров или транспортных средств не должна превышать пятисот минимальных размеров оплаты труда, в противном случае деяние следует признавать преступлением, предусмотренным ст. 188 УК РФ.
Диспозиция ст. 16.1 КоАП РФ является бланкетной, а поэтому для уяснения содержания объективной стороны деликта необходимо обращаться к другим отраслям права.
Деяние выражается в перемещении товаров и транспортных средств, т.е. в совершении действий по их ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории любым способом. Ввоз означает фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные таможенным законодательством действия до их выпуска таможенными органами; вывоз - это подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные таможенным законодательством действия до фактического пересечения ими таможенной границы.
Согласно ТК РФ к действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ, относятся: а) вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля; б) въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории России; в) сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ; г) действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест.
Перемещение товаров и (или) транспортных средств будет признаваться незаконным в случаях, когда совершенные действия по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу их с этой территории осуществлены с нарушением порядка, установленного таможенным законодательством.
Под таможенной территорией следует понимать территорию, на которой в полном объеме действует таможенное право государства. Это определение также указывает и пределы действия норм таможенного законодательства.
Необходимо подчеркнуть, что при определении таможенной территории таможенное право исходит из понятия государственной территории. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) определяются Государственной границей РФ, т.е. линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью.
Единая таможенная территория РФ также включает в себя исключительную экономическую зону - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ от 17 декабря 1998 г. "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
Статус прилежащей зоны установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Согласно Конвенции в зоне, прилежащей к территориальному морю и называемой прилежащей зоной, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания виновных лиц за нарушение указанных законов и правил.
При определении единой таможенной территории следует учитывать и положения ФЗ от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе". Российская Федерация на континентальном шельфе имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять над ними юрисдикцию в отношении в том числе таможенных законов и правил.
ТК РФ 1993 г. содержал исключения из единой таможенной территории РФ. Так, территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматривались как находящиеся вне таможенной территории РФ. В ТК РФ 2003 г. этот вопрос решается иначе. Согласно ч. 3 ст. 2 на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ. В то же время надо иметь в виду, что товары, помещенные на территории особых экономических зон, законодатель рассматривает как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными федеральными законами).
Для наличия состава правонарушения требуется установить, что перемещение товаров и (или) транспортных средств осуществлялось через таможенную границу РФ. При ее определении в настоящее время возникла коллизия. Так, в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе" под таможенной границей РФ понимается граница таможенной территории Российской Федерации, за исключением пределов (параметров) свободных таможенных зон и свободных складов; между тем, как уже указывалось, ТК РФ 2003 г. не содержит таких исключений.
Таможенная граница представляет собой юридическую фикцию. Различают внешнюю и внутреннюю таможенные границы. Внешней таможенной границей являются пределы таможенной границы РФ. Она разделяет таможенные территории смежных государств. На ней действует административно-правовой режим государственной границы.
При установлении внешней таможенной границы следует иметь в виду наличие таможенных союзов. В Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. На создаваемой таможенной территории таможенного союза осуществляется свободное обращение товаров, устанавливается общая внешняя граница для тарифного и нетарифного регулирования торговли со странами, не входящими в таможенный союз.
Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории. Они возникают в связи с использованием отдельных таможенных режимов.
Таким образом, таможенная граница отличается от государственной границы по ряду признаков. Во-первых, государственная граница не делится на указанные виды; во-вторых, она существует в природе как реальная линия, обозначенная на местности, тогда как таможенная граница является юридическим понятием.
В ст. 16.1 КоАП указаны несколько способов совершения рассматриваемого правонарушения. Так, одним из них названо перемещение товаров и (или) транспортного средства помимо таможенного контроля. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.
Статья 12 ТК РФ устанавливает правило, согласно которому все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным правом. Следовательно, совершая правонарушение указанным способом, лицо игнорирует законодательные требования о пересечении границы только в определенных таможенными органами местах и во время их работы.
Все остальные способы незаконного перемещения товаров и транспортных средств, закрепленные в ст. 16.1 КоАП РФ, можно разделить на две группы: а) "физическое" сокрытие от таможенного контроля; б) "интеллектуальное" сокрытие от таможенного контроля.
"Физическое" сокрытие будет охватывать следующие способы, характеризующие незаконность перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу:
- использование тайников, т.е. специальных хранилищ, изготовленных в целях совершения рассматриваемого правонарушения, а также оборудованные и приспособленные в этих же целях на транспортных средствах конструктивные емкости и предметы, предварительно подвергшиеся разборке, монтажу и т.п.;
- использование иных способов, затрудняющих обнаружение товаров. Такой способ выступает родовым по отношению к использованию тайников, являющемуся видовым. В этом случае виновным принимаются меры к тому, чтобы затруднить обнаружение товара при визуальном осмотре без применения специальных технических средств таможенного контроля;
- придание одним товарам вида других, т.е. такое изменение их внешних характерных признаков, которое позволяет отнести перемещаемый груз к товарам иного вида.
"Интеллектуальное" сокрытие от таможенного контроля предполагает использование указанных в ст. 16.1 КоАП документов или обманное использование средств идентификации. Это:
- поддельные документы - они содержат материальный или интеллектуальный подлог. Могут быть полностью фальшивыми или в подлинные документы впоследствии могут вноситься частичные изменения, искажающие его содержание (например, исправления, подчистки, дописки и т.д.);
- документы, полученные незаконным путем, - которые выданы: а) в результате сообщения уполномоченному на их выдачу лицу заведомо ложных сведений, послуживших основанием для их выдачи; б) в результате злоупотребления служебным положением или халатности со стороны соответствующего должностного лица;
- документы, содержащие недостоверные сведения, - в них все "внешние" атрибуты соответствуют подлинным документам (официальные бланки, имеющие все необходимые реквизиты), но они содержат сведения, не соответствующие действительности. Таким образом, в этом случае также имеет место интеллектуальный подлог, и такой способ совершения рассматриваемого правонарушения является частью первого из указанных способов. Налицо так называемая избыточность правовой нормы, поскольку она содержит пересекающиеся признаки. Без какого-либо ущерба содержанию указание на этот способ можно было бы исключить из ст. 16.1 КоАП;
- документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, - отвечающие всем требованиям, но относящиеся при этом к иным товарам и (или) транспортным средствам, а не перемещаемым через таможенную границу РФ;
- иные недействительные документы - утратившие или не приобретавшие юридическую силу по другим основаниям, чем указано выше.
В числе способов незаконного перемещения товаров и (или) транспортных средств закон также называет использование поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или)транспортным средствам.
Субъектами правонарушения признаются: а) юридические лица; б) должностные лица; в) физические лица. Как правило, им является перевозчик, т.е. лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Незаконное перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств путем физического или интеллектуального сокрытия от таможенного контроля совершается лишь умышленно.
Дела этой категории рассматриваются только судьей.
В соответствии с законом виновному может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа, налагаемого на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой, и конфискации товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискации предметов административного правонарушения.
Применение ст. 16.1 КоАП исключается, если имело место недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств. Это правонарушение предусмотрено ст. 16.2 КоАП и направлено против установленного таможенным законодательством порядка одной из важнейших стадий таможенного оформления - декларирования товаров и транспортных средств.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 28.05.2003 N 61-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 25.04.2003)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.1998 N 191-ФЗ
"ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 18.11.1998)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.11.1995 N 187-ФЗ
"О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 25.10.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ЗАКОН РФ от 21.05.1993 N 5003-1
"О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ"
ЗАКОН РФ от 01.04.1993 N 4730-1
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
"КОНВЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО МОРСКОМУ ПРАВУ
(UNCLOS)"
(вместе с "ОСНОВНЫМИ УСЛОВИЯМИ ПОИСКА, РАЗВЕДКИ И РАЗРАБОТКИ", "УСТАВОМ ПРЕДПРИЯТИЯ", "СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРОЙ", "СТАТУТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРИБУНАЛА ПО МОРСКОМУ ПРАВУ", "АРБИТРАЖЕМ", "СПЕЦИАЛЬНЫМ АРБИТРАЖЕМ", "ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ АКТОМ ТРЕТЬЕЙ КОНФЕРЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ")
(Заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982)
"ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ)"
(Заключено 30.10.1947)
Законность, N 3, 2004

Контрабанда — это нелегальный ввоз на территорию конкретного государства или вывоз за рубеж вещей и денежных средств, которые подлежат обязательному декларированию при пересечении границы. Под понятие контрабанды подпадает и перемещение через границу товаров, исключенных или ограниченных в обороте на территории России.

Ответственность за контрабанду грозит по нормам таможенного и налогового права, а также по статьям УК РФ и КоАп РФ. Рассмотрим, какие санкции грозят нарушителям за контрабанду по законодательству РФ.

Контрабанда в 2018 году: что изменилось?

До 2011 года за подобные преступления, если они совершались в крупных размерах, предусматривалось только уголовное наказание. В УК РФ была ст. 188, в первой части которой рассматривались вопросы, связанные с перевозкой через границу нашего государства товаров и иных материальных ценностей, во второй — случаи, когда перемещается особый груз (наркотики, оружие, взрывчатка, стратегически важное сырье). Однако она прекратила свое действие.

За контрабанду товаров в 2018 году предусмотрена административная ответственность.

Нарушениям закона, объектами в которых выступают предметы и вещества, находящиеся под особым контролем государства, посвящены отдельные статьи УК РФ. В них же рассматриваются действия, связанные с занижением таможенных пошлин в крупных и особо крупных размерах.

Обратите внимание!

Крупной признается партия, оцениваемая в сумму не менее 2 млн руб., а особо крупной — 6 млн руб.

Виды контрабанды

Она подразделяется по типу перемещаемых через границу предметов. В отдельные группы выделяют:

Например, контрабандой по статье 189 УК РФ признается противоправное перемещение через границу предметов, документов и технологий, которые могут использоваться для создания оружия массового поражения, вооружения и боевой техники.

Меры по борьбе с контрабандой

Контрабанда в России относится к числу особо опасных деяний, поэтому государство постоянно ужесточает контроль за ввозом и вывозом товаров через границу. Меры выявления, противодействия и пресечения контрабанды можно разделить на группы:

    экономические, предусматривающие взаимодействие приграничных государств;

    организационные, устанавливающие порядок лицензирования международных перевозок, определение квот;

    технические, объединяющие компьютеризированные средства контроля, специальные маркировки и упаковку;

    информационные, заключающиеся в своевременной и оперативной передаче данных сотрудникам таможенных органов.

Все эти способы борьбы с контрабандой направлены на ее обнаружение.

Когда факт совершения преступления установлен, виновному лицу грозит наказание.

Какая ответственность определена за контрабанду в 2018 году?

Если контрабанда не подпадает под признаки преступления, наказание последует по нормам КоАП РФ. Административные санкции включают в себя:

Контрабанда по УК РФ, в том числе за незаконную перевозку наркотиков, оружия и сигарет, предусматривает назначение штрафных санкций, принудительных или обязательных работ, длительный тюремный срок.

Обратите внимание!

Индивидуальные предприниматели несут такую же ответственность за нарушение таможенного порядка, как и организации.

Что грозит за контрабанду оружия?

Если огнестрельное оружие и запасные части к нему перевозятся через границу без соблюдения таможенных правил, виновный окажется за решеткой на срок от 3 до 7 лет и выплатит государству штраф, не превышающий 1 млн руб.

Альтернатива этому наказанию — штраф, равный доходу осужденного за 5 лет, и ограничение его свободы не более 1 года.

Если преступление совершено при исполнении должностных обязанностей или с применением насилия в отношении сотрудников таможни, срок лишения свободы увеличивается и составляет от 5 до 10 лет, а период ограничения личной свободы — до 1,5 лет.

Контрабанда, организованная несколькими лицами, карается лишением свободы на период от 7 до 12 лет или ограничением свободы до 2 лет.

Наказание за контрабанду наркотиков в 2018 году

Если размер партии наркотических средств меньше крупного, срок заключения под стражу составит от 3 до 7 лет. При этом потребуется заплатить штраф до 1 млн руб. Наказание может заменяться ограничением свободы (до 1 года) и штрафом в размере дохода виновного лица за 5 лет.

Наказание грозит не только за незаконную перевозку наркотиков, но также их составляющих, аналогов, наркосодержащих растений, инструментов и приспособлений для производства психотропных веществ.

При отягчающими обстоятельствами являются: совершение преступления несколькими лицами по предварительной договоренности, использование должностных полномочий, значительный и крупный размер перевозимой партии, применение насильственных действий к сотруднику таможни. При таких обстоятельствах свободы можно лишиться на срок от 5 до 10 лет.

Обратите внимание!

Значительный и крупный размер партии определяется законодательными документами Правительства РФ для каждого вещества в отдельности.

Ответственность за контрабанду сигарет

Уголовное преследование виновного лица возможно, если объем перевозимых табачных изделий превышает крупный. Если указанный размер будет подтвержден заключением экспертизы, подсудимому назначат принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет. Их могут заменить штрафными санкциями, составляющими от 300 тыс. руб. до 1 млн руб.

Если преступление совершалось несколькими людьми или должностным лицом с использованием своих полномочий, максимальный срок заключения под стражу увеличится до 7 лет. Когда установлено, что группа лиц, участвующих в организации контрабанды, была заранее организована, ее участники могут попасть в тюрьму на срок до 12 лет.

Обратите внимание!

Партия сигарет считается крупной, когда ее стоимость превышает 250 тыс. руб.

Резюме

Контрабандой признаются незаконные действия по перемещению товара, объектов интеллектуальной собственности и денежных средств через границу между государствами. По действующему законодательству РФ за такие преступления предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Вопрос применения той или иной санкции зависит от вида перевозимого груза, его стоимости или суммы перемещаемых денежных средств.

Особо выделяют предметы и вещества, находящиеся под контролем государства (алкоголь, оружие, наркотики, культурные ценности). За их контрабанду можно получить реальный срок заключения.

Борьба с контрабандой - это одно из основных направлений деятельности таможенных органов. Само понятие имеет итальянские корни. В буквальном переводе контрабанда - это совершение действий, направленных на незаконное перемещение товаров через границу, вопреки указаниям властей. В современном праве используется более точное определение термина. Рассмотрим далее особенности и виды контрабанды и наказания за нее.

Современное определение контрабанды

Этот термин сегодня используется для обозначения товаров, перемещаемых через границу:

  • в обход контроля;
  • с использованием поддельных документов;
  • без уплаты пошлин и сборов.

Контрабандным будет признан и незадекларированный груз.

Историческая справка

Незаконное перемещение товаров через государственную границу - древний бизнес. Он возник одновременно с формированием государств и введением первых законодательных актов.

Некоторые судовладельцы, купцы, а также жители приграничных территорий стремились заработать уклонением от уплаты пошлин в казну. Занятие контрабандой - это всегда риск. Ведь правительство любого государства не хочет терять доходы. Ответственность за контрабанду всегда была достаточно строгой. Даже сегодня в ряде стран она считается тяжким преступлением и предполагает жесткое наказание.

Классификация

Операции, связанные с контрабандой, можно разделить на несколько типов в зависимости от:

  • опасности для государства;
  • масштаба экономического ущерба;
  • видов товара, перемещаемого через границу (к примеру, отдельно выделяют контрабанду алкогольной продукции, автомобилей и пр.);
  • способов осуществления и пр.

Уровень опасности

Классификация по этому критерию аналогична разделению по видам товаров. Разница в том, что уровень опасности определяется в зависимости от назначения изделий. К примеру, самой опасной считается контрабанда боеприпасов, вооружения, огнестрельного, химического, биологического оружия. Незаконное их перемещение через границу может создать реальную угрозу для жизни населения.

Следующей по списку идет контрабанда наркотических, радиоактивных, ядовитых и других отравляющих соединений.

Меньшую опасность представляет незаконное перемещение предметов, представляющих культурно-историческую, художественную, археологическую ценность.

Меньшую опасность представляет незаконное перемещение предметов роскоши. К ним относят яхты, дорогие ювелирные изделия и автомобили и пр.

Что касается классификации по видам товаров, то ее используют при анализе продуктовых групп, в отношении которых чаще всего совершаются противоправные действия. Достаточно часто на границе задерживают партии мобильных телефонов, бытовой техники, медикаментов, сигарет, алкоголя.

Значение классификаций

Разделение контрабанды на виды в зависимости от разных критериев позволяет провести анализ наиболее распространенных мошеннических схем, используемых контрабандистами. Изучение способов незаконного перемещения груза, форм его сокрытия позволяют выработать эффективные методы борьбы с преступлениями.

Экономический ущерб

Вред от действий контрабандистов отличается системным, комплексным характером и выражается по нескольким направлениям одновременно. Если говорить об экономическом ущербе, то следует отметить 2 аспекта:

  1. Государственный бюджет несет прямые потери в связи с неотчислением пошлин и сборов.
  2. Нарушается принцип равенства возможностей участников экономической деятельности.

Поскольку основу бюджета страны составляют налоговые и таможенные отчисления, представителям власти следует особое внимание уделять величине этих сумм и объему операций, совершаемых контрабандистами.

Завышенные ставки и большие расходы на таможенное оформление делают незаконное перемещение продукции хотя и рискованным, но весьма прибыльным делом. Соответственно, чем выше будет прибыль от контрабанды, тем больше желающих заняться ею.

Если говорить о нарушении принципа равенства хозяйствующих субъектов, то по этому поводу необходимо сказать следующее. Участники рынка, получающие продукцию с наименьшими издержками, возникающими вследствие неуплаты пошлин и сборов, находятся на более выгодных позициях по сравнению с другими субъектами. Соответственно, компании, использующие контрабандный товар, оказываются более конкурентоспособными. Если этот процесс не остановить, на рынке будут работать только монополисты.

Положительные моменты контрабанды

Несмотря на весь ущерб от незаконного перемещения товара, есть в этом процессе и некоторые плюсы. В первую очередь, они касаются потребителей.

Стоимость контрабандных товаров существенно ниже, чем у тех, которые поставлены в магазины официально. Это связано с отсутствием издержек (на пошлины, отчисления авторам и пр.).

Зачастую контрабандисты поставляют продукцию зарубежного производства в условиях, когда межгосударственные торговые связи заморожены.

Тем не менее, контрабанда всегда наносит ущерб экономике, даже если рядовой потребитель извлекает из нее пользу для себя.

Социальные последствия

Они тесно связаны с экономическим ущербом, который причиняет контрабанда.

Снижение объема поступлений в госбюджет приводит к проблемам при перераспределении средств. Недостаток денежной массы влечет заморозку зарплат бюджетным работникам, задержку выплат пособий, пенсий и пр.

К примеру, в ФЗ "Об образовании" было установлено требование о том, что заработок преподавателям школ и вузов должен составлять не менее средней зарплаты работников промышленных предприятий. Однако в 1990-2000 гг. это предписание не выполнялось ввиду отсутствия достаточного объема средств в бюджете.

Статистика

На первый взгляд, последствия действий контрабандистов могут показаться преувеличенными. Но при более тщательном анализе можно увидеть серьезные проблемы в социально-экономической сфере.

В 1990-2000 гг. объем контрабанды оценивался ежегодно в 12-15 млрд. долларов. Нелегально вырубался лес и направлялся в другие страны. Общие потери составляли каждый год более 1 млрд. долл. В указанный период был поставлен на поток незаконный ввоз иностранных автомобилей. От этого ежегодно госбюджет терял почти полмиллиарда долларов. А ведь имела место контрабанда и других товаров: сигарет, алкоголя, бытовой техники. В совокупности потери бюджета составляли колоссальные суммы, которые можно было направить на социально-экономическое развитие страны. Соответственно, снижение объема контрабанды приведет к существенному повышению качества жизни населения.

Политические последствия

Зачастую контрабанда является причиной обострения отношений между разными государствами. Речь, в частности, о случаях, когда правительство одной страны не желает или не имеет достаточных возможностей закрыть границу для нелегальных товаров. Соответственно, это вызывает недовольство приграничных государств. Особую опасность в таких ситуациях создает незаконное перемещение вооружения, боеприпасов, продуктов питания.

В странах с недостаточно сильной властью через границу нелегально перевозятся наркотики, оружие. Они поступают в соседние государства и способствуют обострению социальной напряженности и росту преступности.

Поступление наркотиков в благополучные в экономическом смысле страны приводит к тому, что из них направляются вооруженные формирования в страны, поставляющие эти вещества. В результате совместно с правительственными силами уничтожаются плантации запрещенных растений, подпольные лаборатории по производству наркотических веществ. Люди, занимающиеся этим бизнесом в свою очередь проявляют недовольство и выступают против правительства и союзников. Так возникают внутренние конфликты.

В первую очередь нужно сказать, что уголовная ответственность за нелегальное перемещение грузов наступает, если оно совершено в крупном размере. Санкции устанавливает ст. 188 УК РФ. Контрабанда наказывается взысканием в размере 100-300 тыс. р. или равным доходу виновных за 1-2 г. либо 5 годами тюрьмы.

Если через границу нелегально перевезены наркотические/психотропные соединения, растения, в которых они присутствуют, наказание ужесточается. По части 2 188 статьи УК РФ контрабанда таких грузов влечет 3-7 лет тюремного заключения. Суд дополнительно вправе вменить штраф до миллиона рублей или в сумме, равной доходам виновных за 5 лет, или ограничение свободы до года.

Более строгое наказание устанавливается для лиц, причастных к преступлениям, установленным частями 1, 2 188 статьи, если они использовали при этом свой служебный статус или в ходе совершения деяния применили насилие к служащему таможенного органа.

Максимально строгая санкция предусмотрена для субъектов, осуществляющих контрабанду в составе организованной группы.

состав преступления, квалифицирующие признаки

Рассмотрим субъект данного преступления: им может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства. Субъектом контрабанды могут являться граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также бипатриды (лица с двойным гражданством).

Не привлекаются к уголовной ответственности за контрабанду по УК РФ дипломатические представители и члены их семей, если они проживают вместе с указанными представителями и не являются российскими гражданами, а также иные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам неподсудны по уголовным делам судам Российской Федерации. Вопросы уголовной ответственности этих лиц за контрабанду решаются дипломатическим путем.

В п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ как один из квалифицирующих признаков состава контрабанды предусмотрен специальный субъект - должностное лицо. Очевидно, что при раскрытии понятия "должностное лицо" нужно исходить как из примечания к ст. 285 УК РФ, так и из соответствующих положений ТК РФ и действующего федерального законодательства. Под должностным лицом в смысле ч. 3 ст. 188 УК РФ понимаются лица, в служебные обязанности которых в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных Таможенным кодексом РФ и иными нормативно - правовыми актами РФ по таможенному делу. Хотя есть и другое мнение, когда под должностным лицом в рамках указанной статьи понимаются также и должностные лица других государственных органов и учреждений Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 278.

Необходимо, чтобы должностное лицо использовало при совершении контрабанды свое служебное положение.

Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления. Под субъективной стороной в уголовном праве принято понимать внутреннее, психическое отношение лица к совершаемому им деянию. К признакам, образующим субъективную сторону преступления, относятся вина, мотив и цель. Вина является основным признаком субъективной стороны состава преступления и входит в предмет доказывания по каждому уголовному делу. Представляется очевидным, что субъективная сторона в ст. 188 УК РФ характеризуется виной лишь в форме прямого умысла по отношению к перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации, когда лицо осознает общественную опасность совершаемых действий и желает совершить именно эти действия. Тем не менее, есть и другие точки зрения по этому поводу: например, С.Ю. Сучков считает, что "контрабанде присуща строго определенная и ярко выраженная цель, направленная не только на незаконное перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу, но и обязательно на их вывоз на территорию иностранного государства для реализации на внешнем рынке (продажи, обмена и т.д.), либо такой же ввоз с территории иностранного государства на таможенную территорию России для реализации их на внутреннем рынке. При отсутствии такой цели... деяние не подпадает под признаки субъективной стороны состава контрабанды" Сучков С.Ю. Ответственность за контрабанду по УК РФ // Юридическая практика: Информац. бюллетень Центра права спец. юр. ф-та СПбГУ. 1996. N 4 (7).

С этим утверждением едва ли можно согласиться. Контрабанда - преступление с формальным составом, ее объективная сторона включает только деяние по перемещению товаров и иных предметов через таможенную границу. Достижение какого-то иного преступного результата помимо непосредственного перемещения через границу не требуется для признания этого преступления оконченным и уголовно наказуемым. Таким образом, субъективная сторона контрабанды характеризуется виной лишь в форме прямого умысла.

Любое преступление имеет определенный объект. В уголовном праве принята классификация объектов по вертикали и горизонтали. По вертикали выделяют следующие виды объектов: общий, родовой, видовой и непосредственный Здравомыслов Б.В. Уголовное право Российской Федерации. М., 2000. С. 46.

С определением первых трех видов объектов не возникает никаких сложностей, но, чтобы правильно квалифицировать то или иное уголовно наказуемое деяние, нужно уметь установить его непосредственный объект, поскольку именно по данному виду объектов Особенная часть УК РФ делится на отдельные статьи.

Анализируя ст. 188 УК РФ, а также Таможенный кодекс РФ и другие нормативно - правовые акты, раскрывающие отдельные положения данной статьи, можно прийти к выводу, что в качестве непосредственного объекта контрабанды следует рассматривать установленный порядок перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, а точнее - охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу России. Существуют и другие точки зрения, в соответствии с которыми под непосредственным объектом контрабанды понимаются экономические интересы России в части формирования бюджета посредством таможенных платежей и монополия внешнеторговой деятельности. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 274.

В этом случае за рамками состава контрабанды остаются факты транзитного перемещения через таможенную территорию Российской Федерации наркотиков, оружия и других товаров, что недопустимо.

Рассмотрим особенности объективной стороны состава контрабанды. Объективная сторона любого преступления представляет собой уголовно - правовую характеристику его внешних признаков, к каковым относятся общественно - опасное деяние, общественно - опасные последствия, причинная связь между деянием и последствиями, место, время, обстановка и способ совершения деяния, орудия или средства его совершения. Для контрабанды объективная сторона характеризуется перемещением через таможенную границу России товаров и иных предметов в крупном размере посредством одного или нескольких из пяти альтернативных способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием, сопряженным с недостоверным декларированием. Данные способы совершения контрабанды мы рассмотрели выше.

Указанное определение объективной стороны не вызывает затруднений, когда товары или иные предметы ввозятся в Российскую Федерацию. Контрабанда всегда рассматривается как оконченное преступление, так как пересечение границы извне легко ассоциируется с состоявшимся въездом в страну, а следовательно, и со ввозом, перемещением товаров или иных предметов на ее территорию как оконченным деянием. Гораздо сложнее определить момент окончания данного преступления, когда речь идет о контрабанде из России за границу. По общим правилам определения стадии оконченного преступления перемещение через границу следует признавать состоявшимся лишь после фактического ее пересечения, а установить такой факт можно лишь тогда, когда преступник пересек пространство таможенного контроля и оказался за его пределами либо даже на территории другого государства.

Данную точку зрения поддерживают многие таможенники и отдельные ученые, которые, строго следуя формулировке уголовного закона, квалифицируют контрабанду как оконченное преступление только при фактическом пересечении таможенной границы. Следовательно, если лицо, подавшее декларацию, будет при таможенном досмотре изобличено в попытке вывезти товары незаконным способом, то его действия должны рассматриваться как покушение на контрабанду. Сторонники данной позиции исходят также из того, что согласно разъяснению в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 03.02.78 N 2 "О судебной практике по делам о контрабанде" это преступление следует считать оконченным с момента фактического незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Однако в соответствии с ТК РФ перемещением через таможенную границу товаров или иных предметов при их вывозе из Российской Федерации признается подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы. Поскольку признак контрабанды "перемещение через таможенную границу" носит бланкетный характер, необходимо обратиться к Таможенному кодексу РФ, в котором, как видим, применительно к вывозу с территории России товаров или иных предметов дана не буквальная, а ограничительная интерпретация.

Таким образом, при вывозе предметов контрабанды с таможенной территории Российской Федерации момент окончания преступления переносится на более раннюю стадию развития умышленного преступного деяния, а действия лица, направленные на реализацию намерения незаконно вывезти товары после подачи им таможенной декларации, следует рассматривать как оконченное преступление. Такой точки зрения на определение понятия "перемещение через таможенную границу" применительно к уголовно - правовым отношениям придерживаются многие правоведы, исследовавшие эту проблему. Никулин С.И. Комментарий к УК РФ. М., 1996; Погосян Т.Ю. Уголовное право: Особенная часть. М., 1999; Малиновский А.А. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. М., 1999.

Этот вывод не противоречит положениям ТК РФ и в тех случаях, когда контрабанда осуществляется любым способом при вывозе товаров на территории свободных таможенных зон и на свободные склады, а также и при ввозе с этих зон и складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч.1, 2 ст.188 УК, совпадает полностью, за исключением размера перемещаемых ценностей.

Состав контрабанды формальный: для его наличия не требуется констатации наступления вредных последствий, доказывания причинной связи между ними и соответствующими действиями.

К обязательным признакам объективной стороны контрабанды относятся:

Действия в виде перемещения товара или иного предмета (либо действия, непосредственно направленные на реализацию намерения вывезти или ввезти предметы контрабанды, например, подача фальшивой декларации);

Место совершения действия - таможенная граница Российской Федерации;

Один (или несколько) альтернативных способов перемещения через таможенную границу товаров и иных предметов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженные с недекларированием или недостоверным декларированием.

Понятие перемещения через таможенную границу сформулировано в законе (ст. 11 ТК РФ). Перемещение может осуществляться путем фактического пересечения таможенной границы, включая пересылку по почте, использование линий электропередачи, трубопроводов; либо путем совершения действий, направленных на реализацию намерения вывезти или ввезти товары или иные предметы (подача таможенной декларации, отгрузка товаров зарубежному партнеру и др.).

Перемещение товаров и иных предметов составляет основу противоправного деяния и придает ему исключительно активный характер, т.е. форму действия.

Понятия "перемещение через таможенную границу" и "пересечение таможенной границы" не являются синонимами. Перемещение товаров через таможенную границу РФ в таможенном законодательстве выражается не только в фактическом пересечении таможенной границы РФ (при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ), но и в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства (при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ) Лысенко Г.П. Таможенные споры // Арбитражная практика. 2002. N 2. С. 82.

Местом совершения контрабанды является таможенная граница РФ. Таможенную границу образуют пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. При этом таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

В ч. 3 ст. 188 УК РФ содержатся особо квалифицирующие признаки контрабанды:

1) (п. «а» - утратил силу);

2) совершение контрабанды должностным лицом, использующим свое служебное положение (п. "б");

3) применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. "в").

Необходимо отметить, что контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения представляет повышенную общественную опасность.

Должностным лицом, совершающим контрабанду с использованием своего служебного положения, следует считать такое лицо, служебное положение которого обязывает осуществлять соответствующие действия по контролю перемещаемых через таможенную границу товаров и давать на это разрешение. Таковыми могут признаваться лица, осуществляющие оперативно - распорядительные или властные полномочия. В соответствии с Таможенным кодексом РФ к таким лицам относятся: начальник таможни и его заместители; инспектора; другие должностные лица, осуществляющие таможенное оформление и проводящие таможенный контроль, проводящие таможенную идентификацию товаров или транспортных средств. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, может быть совершена также и другими должностными лицами, не связанными непосредственно с выполнением указанных выше функций, но использующими свое служебное положение для незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Ими могут быть должностные лица, которые по долгу службы имеют возможность пересекать таможенную границу или осуществлять контроль, надзор за перемещением грузов, а также должностные лица, освобожденные в силу ст. 188 Таможенного кодекса от определенных форм таможенного контроля и пользующиеся этим для контрабандного перемещения товаров через таможенную границу.

Согласно ст. 188 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи. Освобождаются от таможенного досмотра личный багаж депутатов Государственной Думы и Совета Федерации и членов Правительства РФ, если эти лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.

Для привлечения к ответственности по п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ необходимо, чтобы контрабанда была совершена лицом с использованием только служебного положения. Незаконное перемещение должностным лицом через таможенную границу товаров и иных ценностей без использования своего служебного положения не может рассматриваться как квалифицирующий контрабанду признак.

В данном случае понятия "должностное лицо" и "служебные полномочия" должны находиться в прямой зависимости друг от друга. Например, при осуществлении контролируемой поставки должностное лицо использует свое служебное положение, злоупотребляет предоставленным ему правом перемещать отдельные товары и транспортные средства без таможенного контроля.

Должностное лицо - представитель таможенных органов, оказавшее содействие другому лицу в незаконном перемещении через таможенную границу РФ предметов контрабанды, подлежит ответственности за соучастие в этом преступлении (ст. ст. 33, 188 УК РФ) и за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

В случае, если должностное лицо совершит указанное преступление при условии применения к нему насилия, его уголовная ответственность исключается.

Под применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, следует понимать любое физическое или психическое насилие независимо от того, повлекло оно причинение вреда здоровью потерпевшего или нет.

Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в причинении потерпевшему легкого вреда здоровью, вреда средней тяжести, простого и квалифицированного тяжкого вреда здоровью (ч.1, 2 ст.111 УК).

Однако убийство и причинение тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах составом данного преступления не охватываются и образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 105 (ч. ч. 3, 4 ст. 111) и ч. 3 ст. 188 УК РФ.

Наиболее опасной формой контрабанды считается контрабанда, совершенная организованной группой. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть 3 ст. 35 УК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 188 УК РФ такая контрабанда наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом.

Распределение ролей среди участников группы и ее устойчивость - основные признаки организованной группы. При этом ответственность по ч. 4 ст. 188 несут не только те лица, которые непосредственно перемещали товар или иной предмет контрабанды через таможенную границу, но и все другие участники организованной группы (которые, например, приобретали его с целью доставления за пределы таможенной территории страны или получали его после ввоза на нее, содействовали незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или вне его).

Как мы уже отметили ранее, ст.188 УК РФ содержит квалифицированные и особо квалифицированные виды контрабанды, где предусмотрена повышенная уголовная ответственность для должностных лиц и участников организованной группы.

Но следует согласиться с мнением Трусова К.Ю. Трусов К.Ю. «Статья 188 УК нуждается в корректировке». / «Законность». 2004 г. № 5.

Что в статью 188 УК РФ следовало бы добавить и такой квалифицирующий признак как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, так как зачастую контрабанда совершается не одним лицом или организованной группой, а группой лиц по предварительному сговору. Однако ст.188 УК не предусматривает в качестве квалифицирующего признака «группа лиц по предварительному сговору». Необходимость данного квалифицирующего признака обусловлена тем, что отсутствие в диспозиции ст.188 указанного квалифицирующего признака влечет выпадение из квалификации действий преступников их совместных и целенаправленных действий на совершение преступления и, как следствие, смягчение наказания

Поделиться: