Управление риском. Снижение последствий чрезвычайных ситуаций

1.2 Управление риском. Снижение последствий чрезвычайных ситуаций

В соответствии с концепцией безопасности населения и окружающей среды практическая деятельность управления риском должна быть построена таким образом, чтобы общество в целом получало наиболее доступную сумму благ, и эти блага распределялись равномерно среди его членов.

В принципах управления риском заложены стратегические и тактические цели. В стратегических целях выражено стремление к достижению максимально возможного уровня благосостояния общества в целом, а в тактических - стремление к увеличению безопасности населения, продолжительности жизни. В них оговариваются как интересы групп населения, так и каждой личности в защите от чрезмерного риска.

Важнейшим принципом является положение о том, что в управление риском должен быть включен весь совокупный спектр существующих в обществе опасностей, и общий риск от них для любого человека и для общества в целом не может превышать “приемлемый” для него уровень. И, наконец, политика в области управления риском должна строиться в рамках строгих ограничений на воздействие на природные экосистемы, состоящих из требований о не превышении величин воздействий предельно допустимых экологических нагрузок на экосистемы.

В неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся неопределенностью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом можно определить как чрезвычайную ситуацию. Риск для людей выражается двумя категориями: индивидуальный риск, определяемый как вероятность того, что человек испытывает определенное воздействие в ходе своей деятельности; социальный риск, определяемый как соотношение между числом людей, погибших от одной аварии, и вероятностью этой аварии.

Сегодня оценка риска является единственным аналитическим инструментом, позволяющим определить факторы риска для здоровья человека, их соотношение и на этой базе очертить приоритеты деятельности по минимизации риска.

Управление риском - анализ рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения нередко в форме правового акта, направленного на минимизацию риска.

Порядок оценки и управления риском следующий.

Первый элемент - выявление опасности, установление источников и факторов риска, а также объектов их потенциального воздействия, основные формы такого взаимодействия.

Второй элемент оценки риска - оценка подверженности, т.е. реального воздействия, фактора риска на человека и окружающую среду.

Третий элемент оценки риска связан с анализом воздействия факторов риска на население и окружающую среду, определение устойчивости человека и экосистемы к воздействию определенного дестабилизирующего фактора.

Четвертый, заключительный элемент - полная характеристика риска с использованием качественных и количественных параметров.

Заключительная фаза модели оценки риска, характеристика риска одновременно является первым звеном процедуры управления им.

Основная цель управления риском состоит в определении путей уменьшения риска при заданных ограничениях на ресурсы и время. Модель управления риском состоит также из четырех частей и этапов.

Первый этап связан с характеристикой риска. На начальном этапе приводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов. На завершающей фазе оценки риска устанавливается степень опасности (вредности).

Второй этап - определение приемлемости риска. Риск сопоставляется с рядом социально-экономических факторов:

Выгоды от того или иного вида хозяйственной деятельности;

Потери, обусловленные использованием вида деятельности;

Наличие и возможности регулирующих мер с целью уменьшения негативного влияния на среду и здоровье человека.

Процесс сравнения опирается на метод “затраты - выгоды”.

В сопоставлении “не рисковых” факторов с “рисковыми” проявляется суть процесса управления риском. Возможны три варианта принимаемых решений: риск приемлем полностью; риск приемлем частично; риск неприемлем полностью.

В настоящее время уровень пренебрежимого предела риска обычно устанавливают как 1% от максимально допустимого. В двух последних случаях необходимо установить пропорции контроля, что входит в задачу третьего этапа процедуры управления риском.

Третий этап - определение пропорций контроля - заключается в выборе одной из “типовых” мер, способствующей уменьшению (в первом и во втором случае) или устранению (в третьем случае) риска.

Четвертый этап - принятие регулирующего решения - определение нормативных актов (законов, постановлений, инструкций) и их положений, соответствующих реализации той “типовой” меры, которая была установлена на предшествующей стадии. Данный элемент, завершая процесс управления риском, одновременно увязывает все его стадии, а также стадии оценки риска в единый процесс принятия решений, в единую концепцию риска. Примерная последовательность оценки риска: первичная идентификация опасности; описание источника опасности и связанного с ним ущерба; оценка риска в условиях нормальной работы; оценка риска по возможности гипотетических (момент вероятности) аварий на производстве, при хранении и транспортировке опасных веществ; спектр возможных сценариев развития аварии; статистические оценки и вероятностный анализ риска.

Внешне неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся неопределенностью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом, называют чрезвычайной ситуацией (ЧС). ЧС могут быть связаны со стихийными чрезвычайная бедствиями, с выбросом вредных веществ в окружающую среду, с возникновением пожаров, взрывов и т.д. Основными направлениями государственного регулирования в области снижения регулирование рисков и смягчения ЧС являются: правовое, экономическое и нормативно-методическое. Государственное регулирование осуществляют органы представительной и исполнительной власти через соответствующие органы управления территориальных и функциональных подсистем Российской системы по предупреждению чрезвычайных ситуаций (PCЧС) всех уровней: федерального, регионального, территориального и объектового.

Основные направления правового, экономического и нормативно-методического регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС определяются задачами, возложенными на PC ЧС в соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (от 11 ноября 1994 г.).

Правовое регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС обеспечивается созданием необходимой законодательной правовой базы.

Экологическое право России, экономическое регулирование обеспечивается наличием и совершенствованием действующего экономического механизма финансового обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС. К ним относятся бюджетные и внебюджетные источники, формируемые за счет налогообложения, штрафных санкций и льгот, специализированных фондов и страхования.

Нормативно-методическое регулирование обеспечивает создание необходимой и достаточной нормативно-технической и нормативно-методической базы, составляющей единую информационную и методическую основу решения задач. Основными задачами регулирования по регулирования снижению рисков и смягчению последствий ЧС являются:

регулирование прогнозирования ЧС;

регулирование профилактики

возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий;

регулирование организации действий в ЧС и деятельности по их смягчению;

регулирование послеаварийных ситуаций; регулирование ответственности и возмещение ущерба;

регулирование информационного обеспечения в ЧС и др.

“Основы законодательства Российской регулирования Федерации об охране здоровья граждан” от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту прав граждан, гарантируют право на охрану здоровья, право на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в неблагополучных районах и права граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц в области охраны здоровья. Законом Российской Федерации “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002г. впервые в истории российского законодательства провозглашается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими нарушениями, обязаны возместить это в полном объеме.

В России происходит быстрое расширение особо неблагоприятных экологических зон. Эти зоны составляют 15% территории нашей страны с населением около 50 млн. человек. Качество окружающей среды становится лимитирующим фактором социально-экономического развития и здоровья населения все большего числа регионов России. В нашей стране 30% населения умирает по причине “грязной” экологии.

В заключение об одном из принципов теории рисков. Он звучит так: “Деятельность, при которой даже небольшая группа населения подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна для общества в целом”. В большинстве западных стран этот принцип реализован.

1.3 Оценка риска

Оценка риска- это анализ происхождения (возникновения) и масштабы риска в конкретной ситуации.

Оценка экологических рисков помогает:

· выявлять потенциально возможные экологические риски, устранять или минимизировать их.

· прогнозировать наступление неблагоприятных последствий, предупреждать или минимизировать вероятность их наступления

Между опасными экологическими воздействиями и объектами окружающей среды. Возможность количественного анализа программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности является серьезным аргументом, способствующими все более широкому применению концепции экологического риска в деятельности различных организаций, в том числе страховых компаний. Рассмотрим ряд основных понятий и определений, ...

... ; - расчетной инвентаризацией выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (для городов и городских регионов, отдельных магистралей и транспортных объектов). Как показывает анализ, для решения задач, связанных с моделированием загрязнения атмосферы и оценкой экологического риска здоровью населения, наиболее перспективным является использование методов расчетной инвентаризации выбросов. На...

Считает риск такого размещения и воздействия приемлемым. А если размещение происходит с отклонениями или нарушениями упомянутых норм? Это означает, что определение уровня приемлемого для общества экологического риска берет на себя... Да, тот, кто ответственен за выброс, сброс, несанкционированное захоронение отходов и тому подобные деяния. Как говаривал один из героев Жана Батиста Мольера: " ...

Режимы 1, 2. Проведение расчетов по известным методикам, моделирование гидрологических процессов с использованием моделей и режимов реального времени. Проверка и уточнение проектных решений с учетом последних методических разработок. Задействование ГИС региональных центров ГОЧС. Доклад результатов расчета (прогноза) руководству МЧС, доведение его до ГУ ГОЧС, органов власти на местах. В случае возникновения реальной угрозы затопления - оповещение населения.

___________________________________________________________

Режимы 1, 2. Использование данных традиционных и автоматизированных гидрометрических постов Гидрометцентра, показаний сети метеорологических радаров, данных спутникового наблюдения. Контроль за непрывышением наблюдаемых параметров критических для конкретных ГТС, выдача предупреждения на проведение сброса воды по результатам наблюдения и расчетов. Финансирование и техническое перевооружение системы наблюдения. Автоматизация процесса контроля за состоянием плотин, дамб и т.п.. Согласование времени сброса воды из водохранилищ.

Режимы 1, 2. Наличие технических решений на проведение работ. Определение мест выемки грунта, бутовых материалов и пр.. Определение подрядных организаций на производство работ. Планирование работ. Обеспечение материально-техническими ресурсами работ по реконструкции ГТС.

Режимы 1, 2. Сезонный сброс воды из верхнего бьефа в соответствии с расчетами по данным многолетних наблюдений. Усиление контроля в предпаводковый и паводковый периоды, периоды половодья. Корректировка графика сброса воды по данным конкретного периода. Согласование на межрегиональном уровне графика сброса воды для крупных водохранилищ. Оперативное обобщение данных о наполнении водохранилищ и выработка предложений по времени и объему сброса для принятия решения ответственными лицами.

_______________________________________________________________

Режимы 1, 2, 3. Отработка планов проведения эвакуации. Определение мест размещения эвакуированного населения, порядка обеспечения его жизненно важных потребностей. Доведение до населения порядка действий и правил поведения в случае осуществления эвакуации. Установление порядка и норм обеспечения, определение источников финансирования эвакуационных мероприятий. Создание формирований транспортного и материального обеспечения. Проведение расчетов по определению потребности в транспортных средствах, ГСМ и ресурсах первоочередного жизнеобеспечения. Планомерное проведение эвакуации в случае возникновения реальной угрозы (по данным наблюдений и прогноза).

Подтопление

_______________________________________________________________

Режим 1. Изучение геоморфологических, геолого-гидрогеологических и инженерно-геологических условий осваиваемых территорий, проведение специальных изысканий на участках слабопроницаемых и набухающих грунтов, со слабо развитой эрозионной сетью, неглубоким залеганием водоупорных слоев с неровной кровлей, затрудненным поверхностным и подземным стоком. Изучение естественных и искусственных (техногенная деятельность) факторов подтопления. Прогнозирование возможности подтопления при помощи аналитических методов и моделирования. Сооружение перехватывающих, пластовых, горизонтальных, вертикальных, пристенных и сопутствующих дренажей, противофильтрационных экранов и завес СНиП 2.06.15-85 .

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3.

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96

_______________________________________________________________

Режимы 1, 2. Выработка технических решений на проведение работ. Определение мест выемки грунта, бутовых материалов и пр.. Определение подрядных организаций на производство работ. Планирование регламентных работ по месту и времени производства, а также в угрожаемый период. Обеспечение работ материально-техническими ресурсами. Определение порядка привлечения строительных организаций и механизированных колонн.СНиП 2.06.01-86, СНиП 2.06.05-85, СНиП 2.06.06-85

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3. _______________________________________________________________

Режимы 1, 2.

_______________________________________________________________

Режим 1. Проводится с целью перевода скоротечного поверхностного стока в замедленный подземный. Может проводиться распашка снежных полей с образованием снежных валов в весенний период для задержки снеготаяния. Хороший эффект - в сочетании с созданием лесозаградительных полос.

СНиП 2.06.15-85.

_______________________________________________________________

Режимы 1, 2. Проводятся по результатам гидрогеологических изысканий. Контроль за состоянием береговой линии, набережных в черте населенных пунктов. Разработка и планомерная реализация проектов производства работ для населенных пунктов, подверженных воздействию фактора. Использование местных строительных естественных и искусственных материалов. Завоз материалов и конструкций для производства работ (в случае необходимости). Контроль за своевременностью выполнения работ (готовность к паводковому периоду). СНиП 2.06.15-85, СНиП 2.01.14-83.

_______________________________________________________________

Режимы 1, 2 . Проводится только на основании технико-экономического обоснования с целью увеличения скорости потока. Составление проекта производства работ, выполнение по решению местных органов власти (резервный вариант). Особенная эффективность для рек с заторно-зажорными явлениями. СНиП 2.06.15-85.

_______________________________________________________________

Режимы 1,2. Применяется для защиты населенных пунктов, объектов экономики, транспортных коммуникаций по результатам обследования и данных многолетних наблюдений. Проведение расчетов и выбор места для достижения максимального эффекта. Использование местных строительных материалов (грунт, бутовая насыпь, бетонные и железобетонные конструкции). Способствует предотвращению смыва загрязнений и ГСМ (см.).

СНиП II -50-74, СНиП 2.06.15-85, СНиП 2.01.14-83 .

_______________________________________________________________

Режимы 1, 2. Применяется в основном для вновь застраиваемой территории при сравнительно небольшой средней высоте подсыпки (до 2 - 2,5 м), определяемой по результатам изысканий и расчетов. СНиП 2.06.15-85.

_______________________________________________________________

Режим 3.

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3 . Производится специалистами визуально и с применением специального оборудования на предмет физической устойчивости и способности функционировать в экстремальных условиях. По результатам обследования принимается решение на усиление, дублирование, вывод из эксплуатации и т.п.. Решение согласуется (ведомства, владельцы, арендаторы и др.).

______________________________________________________________

Режимы 2, 3. Решение принимается по результатам обследования (см.) или данных прогноза. Производится оценка последствий ограничений для населения и экономики. Компенсация продукции или услуг за счет внешних поступлений. Согласование порядка введения ограничений и получения компенсаций.

_______________________________________________________________

Режимы 1,2. Планирование и корректировка планов в соответствии со складывающейся обстановкой. Использование данных мониторинга и прогнозирования. Проведение учений и тренировок. Отработка взаимодействия. Внедрение систем поддержки принятия решений на основе ПЭВМ. Подготовка руководящего состава к действиям при угрозе возникновения ЧС на основе современных методических и практических разработок.

_______________________________________________________________

Режим 1. Проведение обследований селитебной зоны, изучение геоморфологических, геолого-гидрогеологических и инженерно-геологических условий. Выбор рационального комплекса защитных мероприятий на основании технико-экономических расчетов. Составление и увязка графика реализации мероприятий по защите территорий. Выделение финансовых и материально-технических ресурсов. Контроль за выполнением графика реализации мероприятий. СНиП 2.06.15-85.

_______________________________________________________________

Режим 1 . Смотри “Дренирование территорий”. СНиП 2.06.15-85 .

_______________________________________________________________

Режим 1. Контроль за выдачей разрешений на отвод земли, лицензий на проведение строительных работ. Экспертиза проектов размещения и строительства объектов. Сертификация производства вновь сооружаемых объектов. Перевод (перемещение) производств на другие площадки в случае невыполнения требований норм и правил. СНиП II -89-80, СП 2.1.4.031-95, СанПиН 2.1.4.027-95, СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96.

_______________________________________________________________

Режимы 1, 2. Анализ порядка и номенклатуры используемых материально-технических ресурсов при ликвидации ЧС для районов с частой повторяемостью по данным многолетних наблюдений. Выработка предложений по составу и объему создаваемых резервных запасов, порядку финансирования, подготовка заявок. Контроль за состоянием неснижаемых (нормируемых) запасов. Определение мест хранения и порядка доставки в район бедствия. Подготовка площадок для приема поступающих в ходе ликвидации ЧС грузов.

_______________________________________________________________

Режимы 1, 2, 3. Создание специальных команд, обучение методике проведения взрывных работ на реках с различной ледовой обстановкой. Сертификация формирований. Экипировка и оснащение команд. Согласование порядка применения взрывного способа ликвидации заторов и порядка использования команд подрывников. Планирование доставки команд в места проведения взрывных работ. Проведение учений и тренировок.

_______________________________________________________________

Режимы 1, 2. Разработка планов действий в условиях угрозы и в ходе ликвидации ЧС. Обеспечение материально-техническими ресурсами. Создание запасов резервных автономных источников энергоснабжения, тепла и т.п.. Проведение учений и тренировок по переводу коммунально-энергетических объектов на особый режим функционирования, отработка нормативов перевода на особый режим (подготовка к переводу - не более 12 часов, непосредственно перевод - не более 6 часов). Создание запасов реагентов, расходных материалов. Согласование порядка обеспечения эвакуированного населения коммунально-энергетическими услугами. ВСН ВК4-90.

_______________________________________________________________

Режим 2. При непосредственной угрозе ЧС на постах наблюдения, штабах ГОЧС, коммунальных службах, хозяйственных органах, органах охраны порядка. Оперативная обработка информации и данных наблюдения, оценка обстановки и прогнозирование ее динамики. Установление связи и организация взаимодействия между службами различных ведомств, объектами экономики.

_______________________________________________________________

Режим 2. Осуществляется ревизия водооотводящих устройств и сооружений. Производится опорожнение водоперехватывающих сооружений, прочистка дренажных систем и каналов, их углубление и укрепление.

_______________________________________________________________

Режимы 1, 2.

_______________________________________________________________

Затопление

_______________________________________________________________

Режимы 1, 2, 3. Контроль за степенью реализации мероприятий и наблюдаемым эффектом.

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3. Задействование федеральной, территориальных и локальных систем оповещения в случае возникновения реальной угрозы. Использование ручного и автоматизированного способов оповещения, централизованное управление СО объектов экономики, принудительное переключение программ вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на передачу сигнала оповещения.

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3. Выделение транспортных средств, предназначенных для эвакуации. Планирование использования транспорта и закладка карточек с указанием маршрутов и приписанным контингентом. Подготовка товарно-транспортной документации. Гарантированное обеспечение транспортных средств ГСМ. Контроль за техническим состоянием, исправностью транспортных средств. Резервирование транспортных единиц.

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3. Проводится заблаговременно при непосредственной угрозе ЧС, если другие мероприятия не дали эффекта, либо при спрогнозированной крупномасштабной ЧС. Может проводиться экстренно при неблагоприятном варианте развития ЧС. Задействование планов проведения эвакуации в соответствии с вариантом (сценарием) ЧС. Развертывание эвакокомиссий, эвакопунктов, оборудование мест временного размещения населения. Организация охраны общественного порядка. Доставка продовольствия и необходимых грузов.

_______________________________________________________________

Режим 2. Приведение в готовность больничной сети, развертывание дополнительных пунктов оказания медицинской помощи. Закрепление медицинского персонала за местами размещения эвакуируемых. Пополнение запасов медикаментов и средств оказания медицинской помощи. Выдвижение медицинских формирований к предполагаемым местам проведения аварийно-спасательных работ. Подготовка транспорта для лечебно-эвакуационного обеспечения населения в зоне ЧС. Организация взаимодействия с местными органами власти, аварийно-спасательными формированиями, милицией, войсковыми частями, лечебными учреждениями, предприятиями и организациями в зонах ЧС. Подготовка медперсонала по курсу “Медицина катастроф”.

_______________________________________________________________

Режим 2. Готовность - прибытие жизнеобеспечивающих формирований в зону ЧС не позднее чем через 16 часов. Разработка планов действий в условиях угрозы и в ходе ликвидации ЧС. Создание мобильных формирований первичного жизнеобеспечения населения. Включение в штатное оснащение мобильных комплексов средств первичного жизнеобеспечения (МКЖ). Обеспечение материально-техническими ресурсами. Создание запасов резервных автономных источников энергоснабжения, тепла и т.п.. Проведение учений и тренировок по переводу коммунально-энергетических объектов на особый режим функционирования, отработка нормативов перевода на особый режим (подготовка к переводу - не более 12 часов, непосредственно перевод - не более 6 часов). Создание запасов реагентов, расходных материалов. Согласование порядка обеспечения эвакуированного населения коммунально-энергетическими услугами. ВСН ВК4-90.

Режим 3. Проведение санитарно-эпидемиологической разведки. Организация санитарно-эпидемиологического наблюдения и микробиологического контроля. Организация и проведение экстренной и специфической профилактики. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение пострадавшего населения, эвакуируемого из районов бедствия. Дезинфекционные мероприятия. Организация медпомощи инфекционным больным на догоспитальном этапе. Медицинская сортировка инфекционных больных. Организация противоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации. Руководство по противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

_______________________________________________________________

Режимы 1, 2. Создание, экипировка и оснащение, подготовка и аттестация профессиональных, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований (АСФ) на базе предприятий, ведомств, федеральных и территориальных органов. Поддержание в готовности аварийно-спасательных служб (АСС). Создание запасов материально-технических средств по профилю ЧС. Выделение материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации последствий ЧС. Планирование действий, отработка взаимодействия, проведение учений и тренировок. Федеральный закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя”.

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3. Изучение условий размещения объектов. Оценка риска. Разработка и обоснование технических решений для конкретных объектов с учетом возможного характера воздействия ЧС на здания и сооружения объекта, технологический процесс. Увязка решений с общим комплексом мероприятий по предотвращению затоплений. Снижение вероятности возникновения вторичных факторов поражения за счет инженерных решений и введения особого технологического режима, снижения запасов опасных веществ, ограничения мощности производства. В некоторых случаях - остановка производства, прекращение деятельности.

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3. Оценка риска повреждения оборудования. Подготовка мест временного размещения оборудования, организация его охраны и обеспечение сохранности в рабочем состоянии (при необходимости - регламентные работы). Подготовка погрузочно-разгрузочного оборудования и транспорта для перемещения. Увязка изъятия оборудования с мест постоянного размещения по технологическим параметрам. Заблаговременное перемещение оборудования складского хранения.

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3. Усиление строительных конструкций ответственных объектов по результатам обследования. Запрещение эксплуатации аварийных зданий и сооружений. Обследование оснований и фундаментов, гидроизоляция. Определение перечня ремонтно-восстановительных организаций и служб. Создание запасов строительных материалов и изделий для ремонтных работ.СНиП 2.01.09-91, СНиП 2.02.01-85, СниП 3.02.01-87.

_______________________________________________________________

Режим 3. Производится по результатам разведки и обследования состояния транспортных коммуникаций и объектов в случае невозможности их дальнейшей эксплуатации. Производится за счет использования резервных маршрутов или сооружения временных транспортных коммуникаций. Увязка пунктов сопряжения различных видов транспорта по пунктам обслуживания населения и грузопотоков. Организация регулирования на новых маршрутах. Обеспечение регламентирующими знаками, указателями и т.п.

_______________________________________________________________

Режим 3. Осуществление комплекса лечебно-профилактических мероприятий по оказанию помощи пострадавшим в стационарных и специализированных лечебных учреждениях квалифицированными специалистами с использованием лечебно-диагностического оборудования. Проводится после завершения этапа лечебно-эвакуационного обеспечения и медицинской сортировки пораженных по медицинским показаниям.

Режимы 1, 2. Производится на объектовом, местном и региональном уровнях с учетом данных многолетних наблюдений и данных прогноза. Типовая структура планов: два раздела и приложения. Раздел 1 - основные данные, необходимые для планирования защиты населения и объектов экономики. Раздел 2 - основные мероприятия по защите населения и объектов экономики, рекомендации по планированию их реализации. Приложения - документы дополняющие и графически иллюстрирующие основные данные для защиты населения и объектов экономики, формы для выполнения расчетов сил и средств для проведения мероприятий по защите, их материально-технического обеспечения и другие необходимые данные.

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3 . Взаимодействие организуется между органами управления ГОЧС, органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и другими органами, развертываемыми в зоне ЧС.Сущность взаимодействия заключается в целенаправленной, управленческой деятельности, согласованной по целям, задачам, месту, времени и способам действий подчиненных и взаимодействующих органов управления и сил РСЧС на всех этапах предупреждения и ликвидации ЧС. Взаимодействие организуют Председатель Межведомственной Комиссии по ЧС - Министр МЧС России, начальники региональных центров, начальники ГО (председатели комиссий по ЧС) субъектов РФ, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, организаций РФ, командиры воинских частей ГО, начальники формирований и объектов экономики.

_______________________________________________________________

Режим 3. В соответствии с планом функционирования в ЧС для потенциально опасных производств может вводиться ограничение по мощности производства (объему выпуска продукции) или прекращаться их деятельность с целью защиты персонала, ценного оборудования, недопущения возникновения вторичных факторов поражения. Решение согласуется на местном и региональном уровнях.

_______________________________________________________________

Режимы 1, 2. Производится на основе инженерно-геологических изысканий и технико-экономического обоснования. Определение порядка разработки карьеров и порядка доставки к местам производства работ. Проведение расчетов по определению объемов выемки. Определение сроков доставки.

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3 . Зачистка территории, обвалование емкостей хранения ГСМ. Перемещение сыпучих материалов на незатапливаемую территорию. Снижение запасов хранимых материалов в угрожаемый период. Применение сорбирующих материалов на площадках хранения детергентов. Контроль за состоянием систем отвода производственных стоков, очистными сооружениями, полями фильтрации, орошения, снижение нагрузки на низкорасположенные площадки утилизации отходов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96.

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3. Производится в основном за счет обвалований, сооружения дамб (см.), а также мер, применяемых при защите объектов (см.). Перемещение хранимых запасов кормов на незатапливаемую территорию. Определение номенклатуры и объемов перемещаемых запасов. Транспортное обеспечение.

_______________________________________________________________

Режим 3. Организуется силами МВД, милиции и правопорядка, невоенизированными формированиями по охране общественного порядка. Могут привлекаться воинские формирования, задействованные в ликвидации ЧС.

Режим 2. Обследование состояния, укрепление конструкций из соображений рациональности решения и места в транспортной схеме. Применение отбойников, ледорезов, искусственного нагружения. Анкерное крепление.

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3. Применение мобильных формирований первичного жизнеобеспечения и мобильных комплексов первичного жизнеобеспечения. Завоз продовольствия и предметов первой необходимости, гуманитарной помощи с применением авиации и судов маломерного флота при невозможности доставки автомобильным транспортом. Оборудование площадок разгрузки и хранения. Создание запасов в угрожаемый период. Обеспечение охраны и сохранности. Организация распределения.

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3. Подготовка мест временного отселения (пансионаты, школы, клубы и т.п.). Транспортное обеспечение. Обеспечение охраны в отселенных пунктах. Предоставление услуг жизнеобеспечения по месту отселения. Организация связи (почтовой, телеграфной, телефонной, радиорелейной) в местах отселения. Организация службы регистрации перемещаемого населения.

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3. Определение безопасных мест размещения животных. Транспортное обеспечение в случае необходимости. Обеспечение кормами. Обеспечение охраны. Обеспечение сбора и транспортировки к местам потребления (переработки) сельхозпродукции (мяса, молока, яиц и т.п.)

_______________________________________________________________

Режимы 2, 3. Производится выбор и оборудование площадок с учетом удобства и безопасности дальнейшей транспортировки людей и грузов при условии гарантированной защиты площадок от затопления.

_______________________________________________________________

Режимы 1, 2. Средства выделяются из федерального и местного бюджетов на основе технико-экономического обоснования и наличия проектно-технических решений. Финансирование мероприятий по защите объектов может осуществляться за счет их собственников. Утверждение смет на реализацию защитных мероприятий и контроль за целевым расходованием средств.

_______________________________________________________________

Риски чрезвычайных ситуаций

Жизнь человека и существование человеческих сообществ обусловлены и сопровождаются множеством разнообразных факторов. Однако из целей индивидуальной и общественной жизнедеятельности человечество всегда предпочитало, иногда интуитивно, иногда осознанно, стремление к повышению качества жизни - чаще для избранных, реже для всех.

В свою очередь, из многих существенных показателей качества жизни главными приоритетами постоянно являлись стремление человека и общества обеспечить сытое существование, сохранить жизнь и здоровье, защититься от агрессии, добиться комфортных условий бытия, сберечь окружающую среду обитания.
Большинство из названных приоритетов непосредственно принадлежат к области безопасности. Таким образом, безопасность является важнейшей составляющей качества жизни, важнейшей целью существования.

Почему это происходит? Чем обусловлено такое важное значение безопасности жизнедеятельности и в прежние и в нынешние времена? Почему деятельность по обеспечению безопасности всегда являлась столь востребованной?

Высокая роль безопасности определяется непреложным наличием в природной и социальной сферах обитания человечества многочисленных постоянных и разнообразных опасностей. Именно наличие в этом мире опасностей, грозящих всем и каждому, обусловливает перманентную необходимость прилагать усилия для обеспечения личной, общественной, государственной и всякой иной безопасности.
Что же такое опасность?

Это понятие может быть отнесено к разряду наиболее общих представлений, отражающих основные свойства и закономерности явлений объективной реальности. Понятие "опасность" может быть поставлено в ряд с такими основополагающими категориями жизнедеятельности как "жизнь", "сознание", "язык", "труд", "радость", "страдание", "успех", "качество" и другими неотъемлемыми частями бытия, его фундаментальными свойствами и особенностями.

Несмотря на сложность содержания понятия "опасность", нормы русского языка определяют его довольно однозначно. В самом общем случае опасность - это потенциальная возможность вызвать вред, принести несчастье. Опасность также может быть представлена как возможный результат действия тех или иных негативных факторов на те или иные объекты. Опасностью, равным образом, можно назвать состояние той или иной среды (природной, хозяйственной, политической, социальной, техногенной, психофизиологической и т.д.), чреватой своими резкими изменениями, наносящими вред. Иногда опасность трактуют как возможность утраты существенных свойств или целостности из-за неудовлетворения каких-либо потребностей.

Уясняя понятие опасности, необходимо помнить, что здесь имеется в виду лишь потенциальная возможность несчастья, а не само несчастье. Это напоминание необходимо потому, что на практике иногда путают опасность с ее реализацией.

Время от времени опасности реализуются и становятся фактом жизни, превращаясь из потенциального состояния в различного вида реальные негативные события - стихийные бедствия, аварии и т.д.. Возникают поражения, ущербы, другие негативные последствия этих событий. В результате на каких-либо участках, местностях, территориях могут сложиться чрезвычайные ситуации различного масштаба. О существе понятия "чрезвычайная ситуация" разговор еще впереди, сейчас же уместно сказать об их возможном характере.

В зависимости от природы негативного (чрезвычайного) события чрезвычайные ситуации также имеют различное происхождение или различный характер, как принято говорить. Поскольку предметом нашего изучения является безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, то и характер круга рассматриваемых в данном пособии опасностей, порождаемых ими чрезвычайных событий и ситуаций, преимущественно будет касаться природной и техногенной сфер.

Негативное (чрезвычайное) событие, явившееся результатом реализовавшейся опасности и послужившее причиной возникновения чрезвычайной ситуации, принято называть ее источником. По официальной трактовке источник чрезвычайной ситуации - это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р 22.0.02-94).

В нашей стране официально стандартизирован также термин "источник опасности". По ГОСТ Р 22.10.01-2001 источником опасности называется явление, процесс или объект, которые могут послужить причиной ущерба.

Уточнению представления об опасности помогает определение опасности в чрезвычайных ситуациях, которая согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 представляет собой состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, то есть на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Опасность всегда выражается через связь двух сторон. Одна их них - субъекты опасности (природные явления, экономические, социальные, политические, техногенные процессы, движущиеся или иные потенциально опасные материальные объекты, негативные или ошибочные намерения и т.д.) - выступает источником, носителем опасности. Другая сторона - объекты опасности (люди, их сообщества, рукотворные материальные объекты, объекты природы) - является потенциально пострадавшей стороной, которая может испытать на себе негативное, чаще - поражающее воздействие субъекта опасности. При этом обе стороны могут быть составляющими одного и того же предмета или явления. В качестве примера назовем промышленное предприятие, на котором по внутренним причинам может возникнуть авария. В этом случае предприятие в целом одновременно оказывается и субъектом и объектом опасности.

Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, энергетической мощи возможных явлений или процессов, интенсивности возможного воздействия на объект, а также от уязвимости и защищенности от них объекта опасности.

Условно опасность может быть представлена в двух формах - в форме вызовов и в форме угроз.
Под вызовом понимается совокупность обстоятельств, порождающих гипотетическую опасность, которая в перспективе может превратиться в непосредственную опасность. Примерами вызовов в области природной и техногенной безопасности являются опасность падения на Землю крупных небесных тел, возможные нарастающие изменения глобального климата, истощения озонового слоя атмосферы Земли, непредсказуемые результаты генно-инженерных исследований, перспектива создания новых опасных производств и видов оружия и другие. Заблаговременное выявление и осознание вызова очень важно, поскольку позволяет заранее принять меры по предотвращению перехода опасности в форму угрозы.

Наиболее распространенными формами опасностей являются угрозы, которые представляют собой непосредственную опасность возникновения тех или иных катаклизмов, бедствий, невзгод, несчастий, а также наличие обстоятельств, стимулирующих эти чрезвычайные события. В качестве таких обстоятельств могут выступать природные, общественные, техногенные закономерности, обусловливающие опасность, технико-экономическая отсталость, структурные и функциональные недостатки систем безопасности, преступные намерения, декларирование и демонстрация опасных намерений, ошибочные оценки степени опасности, нерациональное природопользование и многое другое.

Оперируя понятиями форм опасности, необходимо учитывать то обстоятельство, что границы между ними в определенной степени условны. Поэтому существуют некоторые трудности четкого разделения вызовов и угроз между собой. Наиболее распространенной на практике формой опасности является угроза.

Одной из характеристик опасности, широко используемой в настоящее время, является риск. Риск - это степень опасности испытать негативные воздействия или неудачи в предпринимаемых действиях. Другими словами риск - это измеренная возможность того, что ход событий, действия и результаты деятельности приведут к последствиям, отрицательно воздействующим на человеческие ценности.

Приведем еще некоторые общие определения, где риском могут быть названы: вероятность реализации опасности; потенциальная опасность получения нежелательных (негативных) результатов; элемент социального управления в условиях неопределенности.

Эти формулировки дополняют и уточняют облик определяемого понятия.

Поскольку риск характеризует степень опасности, он является ее мерой. Оценка риска проводится, как правило, в вероятностном виде. Недаром риск возникновения чрезвычайной ситуации часто рассматривают как вероятность или частоту возникновения источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02-94).

Для оценки риска необходимы количественные показатели. Они должны обеспечивать сравнимость степени опасности различных ее источников, состояния безопасности для различных видов деятельности и категорий, в целом оценку состояния безопасности жизнедеятельности на определенной территории.

Как правило, понятие риска связывают с возможностью наступления сравнительно редких событий. При этом риск часто отождествляют с вероятностью Q(t) наступления этих событий за интервал времени (t (как правило, за год). Вероятность Q(t) выступает в этом случае как мера (показатель) риска, удобная для сравнения рисков для одного объекта (субъекта) от различных событий или для различных объектов (субъектов) в типовых для них условиях функционирования (деятельности).

Наиболее общим показателем риска считается математическое ожидание (среднее значение) ущерба от опасного события за год:

Если в течение года может произойти N>1 опасного события, то показателем риска служит сумма ущербов от всех событий:

Где wi - ущерб от i-го опасного события;
- средний ущерб при реализации опасного события;
a(t) - математическое ожидание числа событий за год.

Таким образом, наиболее общим показателем риска, применимым для любых N, является.

Таким образом, независимыми переменными, по которым оценивается риск, являются время t и ущерб w, а для оценки (прогноза) риска необходимо определять частоты реализаций опасных событий и ущерб от них.

Оценки частот некоторых событий на территории России за последние годы приведены в табл. 1.1.1, а ущерба - в табл. 1.1.2.

Таблица 1.1.1
Частоты опасных событий


Таблица 1.1.2
Ущерб от чрезвычайных ситуаций на территории России

Оперируя с рисками удобно, в зависимости от их особенностей, подразделять их на некоторые виды, характеризующие отношение риска к объектам опасности, их взаимосвязь.

В случае, когда объектами опасности выступают люди и их сообщества - население опасных территорий, персонал опасных объектов, коллективы, ведущие деятельность, связанную с риском и т.д. - риски удобно подразделить на индивидуальные и коллективные.

Ущерб отражает материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Он бывает прямой и косвенный. Прямой ущерб обусловлен поражающими воздействиями, приводящими к разрушениям, повреждениям, выходу из строя объектов хозяйственного и социального назначения, утраты имущества, нанесению вреда природной среде, природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки хозяйственной деятельности, упущенной выгоды, необходимости затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее долговременных последствий.

Иногда, несмотря на малые размеры зоны чрезвычайной ситуации, тяжесть ее последствий может быть весьма значительной и трагичной.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Высокая опасность возникновения чрезвычайных ситуаций , их огромные отрицательные социально-политические последствия у нас в стране и за рубежом требует постоянного противодействия этим угрозам со стороны государственных и общественных институтов. Как мы уже говорили, наличие возможных опасностей во все времена требовало от человека заботиться о своей безопасности. С течением времени организация обеспечения безопасности осложнялась и стала охватывать не только индивидуумов и их низовые сообщества, как, например, семья и трудовой коллектив, но и более высокие структуры, в том числе на государственном и мировом уровнях. В настоящее время говорят о безопасности личности, общества, государства, мирового сообщества. Это трактуется как личная, общественная, национальная, международная безопасность.

Безопасность, с точки зрения традиционного представления о ней в русском языке, - это такое положение (состояние), при котором не угрожает опасность. Часто безопасность трактуют как состояние защищенности от опасности, что, в общем, соответствует основному определению.

Первой базовой категорией безопасности является ее объект, т.е. то, на что направлены усилия по обеспечению безопасности и что лежит в основе исследования и совершенствования безопасности. Исходя из Концепции национальной безопасности Российской Федерации, объектами безопасности являются личность, общество и государство. Если учитывать интересы земной цивилизации в целом, то объектом безопасности можно считать и мировое сообщество в целом.

Субъектами безопасности являются организации и люди, осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности на профессиональной или непрофессиональной основе.

В качестве субъектов безопасности выступают государственные системы, органы безопасности, специалисты в области безопасности, коммерческие и общественные структуры, занимающиеся данной деятельностью, любые граждане, пекущиеся о личной безопасности.

Цели обеспечения безопасности сложны. Во-первых, это превентивное снижение уровня вызовов и угроз. Во-вторых, в случае, когда угрозы реализуются в виде чрезвычайных событий и возникших как их следствие чрезвычайных ситуаций - это защита для снижения потерь и ущерба природных объектов, людей и материальных ценностей от поражающих (возмущающих) факторов, ликвидация возникших негативных последствий и чрезвычайных ситуаций в целом. В обобщенном виде цель обеспечения безопасности может быть сформулирована как стремление обеспечить устойчивость, стабильность, живучесть объектов безопасности, сохранить возможность удовлетворения их потребностей, в том числе жизненно важных, соблюсти их интересы.

Способы достижения безопасности многообразны. Они специфичны для каждого вида угроз, характерны для каждого объекта и субъекта безопасности, соответствуют природе поражающих (возмущающих) воздействий и обусловлены множеством других обстоятельств.

В Российской Федерации для обеспечения безопасности в природной и техногенной сферах создана и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она представляет собой объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций (ГОСТ Р 22.0.02-94).

В процессе достижения этих целей в рамках РСЧС преимущественно и осуществляется напрямую или косвенно управление природными и техногенными рисками, обеспечивается природная и техногенная безопасность.

Управление риском - это основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, при заданных ограничениях на ресурсы и время.

Эта деятельность основывается на системном подходе для принятия решений, выработки процедур и осуществления практических мер в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, уменьшения их масштабов и проведения защитных мер в ходе ликвидации их последствий.

В общем случае управление риском включает разработку и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главный элемент этих усилий - процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов, расходуемых для снижения различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения, социальных, политических и хозяйственных институтов, окружающей природной среды, какой только достижим в существующих реальных экономических и иных условиях. В целом, когда имеется в виду выработка и реализация комплекса разнообразных мер по управлению совокупности взаимосвязанных рисков, можно говорить об управлении безопасностью в той или иной области. Управление безопасностью при угрозе и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций является широким понятием, включающим не только меры по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий, но и мероприятия по подготовке к отражению реализовавшихся угроз.

Управление риском базируется на комплексном подходе, когда учитывается максимально возможное число значимых компонентов и их взаимосвязей. Этот учет возможен за счет системного анализа. Поэтому принятию управленческих решений должен всегда предшествовать системный анализ, представляющий собой совокупность методов и средств исследований сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов. Он опирается на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. Еще раз подчеркнем, что системный анализ играет важную роль при выработке и принятии управленческих решений, фактически является составной частью управленческой деятельности.
При управлении риском, управлении безопасностью процесс управления начинается со сбора данных и анализа риска.

Анализ риска (или риск-анализ) является процессом идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц, групп населения, различного рода социальных, политических, хозяйственных структур, элементов окружающей природной среды и других объектов.

Анализ риска может быть также определен как процесс решения сложной задачи, требующей рассмотрения широкого круга вопросов и проведения комплексного исследования и оценки технических, экономических, управленческих, социальных, а в ряде случаев и политических факторов.
Анализ риска имеет ряд универсальных для всех вариантов особенностей:
общей задачей анализа является определение допустимого уровня риска, стандартов безопасности различных объектов;
определение допустимого уровня риска происходит обычно в условиях недостатка или низкой достоверности исходной информации;
в ходе анализа в значительной мере решаются вероятностные задачи, что чревато существенными расхождениями в получаемых результатах;
поскольку в процессе анализа риска решаются многокритериальные задачи, необходим компромисс между сторонами, формирующими исходные данные и использующими результаты анализа.

Следующий, самый важный этап анализа риска - идентификация опасностей. Основная задача - выявление и четкое описание всех присущих системе опасностей. Это ответственный этап анализа, так как невыявленные на этом этапе опасности не подвергаются дальнейшему рассмотрению и исчезают из поля зрения. На этом этапе кроме выявления опасностей проводится их предварительная оценка с целью выбора дальнейшего направления деятельности. Здесь возможно:
прекратить дальнейший анализ ввиду незначительности опасностей;
провести более детальный анализ риска;
выработать рекомендации по уменьшению опасностей.

В принципе весь процесс риск-анализа может закончиться уже на этапе идентификации опасностей. Если анализ не завершается вторым этапом, после идентификации опасностей переходят к этапу оценки риска.
Оценка риска - процесс, используемый для определения величины (меры) риска анализируемой опасности для здоровья человека, материальных ценностей, окружающей природной среды и других объектов, связанных, с реализацией опасности. Оценка риска - обязательная часть анализа. Оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетаний.

На этом этапе идентифицированные опасности должны быть оценены на основе критериев приемлемого риска с целью выделения опасности с неприемлемым уровнем риска. Эта работа служит основой для разработки рекомендаций и мер по уменьшению опасностей. При этом и критерии приемлемого риска, и результаты оценки риска могут быть выражены как качественно, так и количественно.
Существуют четыре разных подхода к оценке риска: расчетные - инженерный и модельный, и качественные - экспертный и опросный социологический.

Наконец, последний этап анализа риска - разработка рекомендаций по уменьшению его уровня, в случае, если степень риска выше приемлемой.

Множественность результатов анализа и возможность компромиссных решений дают основание считать, что анализ риска не является строго детерминированным процессом, поддающимся проверке объективными, научными методами.

Более предметно рассмотрим риски чрезвычайных ситуаций на примерах природного и техногенного рисков.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынков

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: «ЧС. Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций»

Выполнил (а):

студентка гр.25ТЗ-401

Садыкова Ю. С.

Проверил (а):

преподаватель

Пястолова

Челябинск 2010

Введение……………………………………………………………………………………...3

Основные определения……………………………………………………………………...4

Классификация чрезвычайных ситуаций…………………………………………………..8

Общая классификация чрезвычайных ситуаций…………………………………………10

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения…………..13

Классификация чрезвычайных событий по скорости распространения из опасности...15

Условия возникновения чрезвычайных ситуаций………………………………………..16

Причины возникновения чрезвычайных ситуаций………………………………………17

Стадии развития чрезвычайных ситуаций………………………………………………..18

Опасные и вредные факторы в чрезвычайных ситуациях. Виды и средства поражающего воздействия…………………………………………………………………19

Виды и средства поражающего воздействия, их классификация……………………….24

Очаги поражения и зоны заражения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, применении современных средств поражения…………………………………………...27

Характер разрушения……………………………………………………………………………….....31

Заключение…………………………………………………………………………………32

Список используемой литературы……………………………………………………….33

ВВЕДЕНИЕ

Индустриализация современного общества, усложнение технологических процессов производства неизбежно ведут к появлению негативных явлений, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций. Продолжают наносить огромный ущерб, опасные природные явления и стихийные бедствия метеорологического, гидрологического и геофизического происхождения. Разрушение зданий, сооружений, промышленных объектов гибель людей и материальных ценностей имеют место не только во время войны, но и в мирное время в результате стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

В связи с этим, важное социальное и экономическое значение имеет работа, направленная на провидение мероприятий по прогнозированию предупреждению чрезвычайных ситуаций. Знание руководителями и специалистами ОНХ, личным составом НВФ и всем населением основных характеристик стихийных бедствий, аварий, катастроф, современных средств нападения и их поражающих факторов, умение организовать защиту людей, продовольствия, водоисточников и техники считается важнейшим и необходимым условием деятельности каждого из них в современных условиях, гаран­тией высокой готовности объекта народного хозяйства к действиям в экстремальной ситуации.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Чрезвычайное событие - зональное происшествие техногенного, антропогенного или природно­го происхождения, заключающееся в резком отклонении от нормально протекающих процессов или явлений и оказывающее отрицательное воздействие на жизнедеятельность человека, функциониро­вание экономики, социальную сферу и природную среду.

При этом под нормой понимается такое протекание процесса или явления, к которому населе­ние и производство приспособились путем длительного опыта или специальных научно-технических разработок.

Чрезвычайные условия - характерные меры общей обстановки, сложившиеся в соответствую­щей зоне (на объекте, в регионе и др.) в результате чрезвычайного события и других одновременно действующих усугубляющих или стабилизирующих факторов, в том числе местных особенностей.

Чрезвычайная ситуация - совокупность исключительных обстоятельств, сложившихся в соответствующей зоне в результате чрезвычайного события техногенного, антропогенного или природного характера, а также под влиянием возникших чрезвычайных условий.

Обстановка в районе ЧС - конкретная характеристика зоны (объекта, региона и др.), в которой сложилась чрезвычайная ситуация, выявленная на определенный момент времени и содержащая сведения о состоянии, последствиях, ресурсах и проведенных работах, а также данные о внешних усло­виях.

К чрезвычайным ситуациям мирного и военного времени относятся:

Крупные аварии;

Опасные природные явления;

Стихийные бедствия;

Экологические бедствия;

Экологические катастрофы;

Социальные, политические, национальные явления.

Авария - ЧС, происходящее по техногенным (конструктивным, производственным, технологическим, эксплуатационным) причинам, а также из-за случайных и внешних воздействий и заклю­чающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

Крупная авария (производственная, транспортная катастрофа) - авария, повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Опасное природное явление - ЧС природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и функционирования экономики.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие - ЧС, вызванное изменением под действием антропогенных факторов состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, и заключающееся в проявлении резкого отрицательного влияния этих изменений на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд.

Экологическая катастрофа - экологическое бедствие особо крупных масштабов и наиболее тяжких последствий, как правило сопровождающееся необратимыми изменениями природной среды.

Для правильной оценки возникающих происшествий и явлений существуют критерии для отнесения возникающей ситуации к чрезвычайной. Только наличие одновременно всей совокупности критериев позволяет классифицировать ситуацию как чрезвычайную.

__________________

Тип критерия

Качественное описание критерия

Временной

Внешняя внезапность, неожиданность, быстрое развитие событий.

Социально-экологический

Человеческие жертвы, эпидемия, метагенез, эпизоотии, массовый падеж скота, вывод из производства значительной части природных ресурсов, с/х угодий и культур.

Социально-психологический

Стрессовое состояние (страх, депрессия, паника и пр.). Дестабилизация психологической устойчивости населения в пост кризисный период.

Социально-экономический

Остро конфликтность, взрывоопасность, усиление внутриполитической напряженности, широкий внутриполитический резонанс. Усиление международной напряженности, широкий международный резонанс.

Экономический

Значительный экономический ущерб в денежном и натуральном выраже­нии. Выход из строя целых инженерных систем и сооружений. Необходи­мость значительных материальных затрат на восстановление и компенса­цию, создание страховых фондов. Необходимость использования большого количества техники для предотвращения ситуации и ликвидации ее последствий.

Организационно-управленческий

Неопределенность ситуации, сложность прогнозирования хода событий принятия решения. Необходимость привлечения большого количества раз­ных специалистов и организаций. Необходимость масштабных эвакуацион­ных и спасательных работ.

С учетом рассмотрения данных критериев: ЧС - внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризирующаяся неопределенностью и сложностью принятия решения, остро конфликтностью и стрессовым состоянием населения, значительным социально-экологическим и экономическим ущербом прежде всего человеческими жертвами и вследствие всего этого необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасательных работ и ликвидацию последствий.

ЧС, как правило именуется по лежащему в ее основе чрезвычайному событию.

Основные последствия ЧС - разрушения, затопления, массовые пожары, радиоактивные загрязнения (заражение), бактериальное (биологическое) заражение, химическое заражение и т.д., гибель населения. Масштаб последствий (ущерб) ЧС - количество заболеваний, травм, смертей, экономические потери и т.д. (является следствием взаимодействия многих явлений - причин, факторов).

Риск_ЧС. Используя понятие изоморфизма (сходства формы при качественном различии явле­ний материального мира) риск чрезвычайных ситуаций независимо от характера их генезиса может быть представлена в виде следующей зависимости:

Риск = F (Pa , Рь, Y ), где

F - оператор (символ чрезвычайной ситуации, характеризующий ее основные последствия);

Ра - статистическая вероятность возникновения данного класса чрезвычайного события;

Pb - вероятность возникновения качественно разрушительных процессов (магниту ба землетрясения, величина подъема уровня воды в водоемах, рост ветра в циклоне, удельные величины смертельных для человека доз продуктов химической или ядерной промышленнос­ти и т. д.)

Y - внешние по отношению и чрезвычайной ситуации условия (планировка и характер застрой­ки объекта, характер местности, метеоусловия, плотность населения и уровень его подгот­овки к действиям в чрезвычайной ситуации и т. п.)

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Все чрезвычайные ситуации (антропогенного, техногенного и природного происхождения (характера)) могут быть классифицированы по значительному количеству признаков, описывающих эти явления с различных характерных сторон их природы и свойств. Каждая ЧС имеет свою физиче­скую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы развития, свои особенности воздействия на человека и окружающую среду.

Классификационные структуры чрезвычайных ситуаций могут быть построены по:

1. типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе чрезвычайных ситуаций (причинам возникновения ЧС), это:

* стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, ураганы, снежные заносы, грозы, ливни, засухи и т. п.);

* техногенные катастрофы (аварии на энергетических, химических, биотехнологичсских объектах,на транспорте, продуктопроводах и т. д.);

* антропогенные катастрофы (катастрофические изменения биосферы под воздействием на­учно-технического процесса и хозяйственной деятельности);

* социально-политические конфликты (военные, социальные и национальные явления);

2. масштабу распространения с учетом тяжести последствий;

3. скорости распространения опасности (темпу развития) - это внезапное, быстро распространяющиеся, умеренные и плавные («ползучие») катастрофы;

4. сложности обстановки;

5. масштабу и уровням привлекаемых для ликвидации последствий органов управления, сил и других ресурсов.

Чрезвычайные события, лежащие в основе чрезвычайных ситуаций, могут быть классифицированы по:

* сущности и характеру лежащих в их основе базовых явлений и процессов, важнейшим при­знакам проявления (типам и видам);

* характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, ра­диационные, биологические и т. д.);

* местам возникновения или принадлежности;

* основным причинам возникновения (конструктивные, эксплуатационные, производствен­ные, погодные, геофизические и т, д.);

* интенсивности протекания;

* масштабам воздействия (поражения);

* характеру воздействия (разрушение, заражение, затопление и др.);

* долговременности и обратимости последствий.

Проблемы профилактики и предотвращении крупных промышленных аварий стали предметом обсуждения во многих странах мира. За последние два десятилетия изменилась идеология противодействия техногенных аварий и катастроф в сторону ее совершенствования и развития такой отрасли, как управление техногенной безопасностью. Если раньше в промышленности акцент делался на развитии служб обеспечения поставарийных стадии, где главным принципом был принцип "своевременно реагировать и ликвидировать", то теперь он перенесен на обеспечение превентивной стадии, то есть на "предотвращение" возникновению аварии.

Согласно действующему законодательству Украины субъекты хозяйствования, в собственности или пользовании которых потенциально опасные объекты или объекты повышенной опасности, обязаны ежегодно планировать меры по недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечивать их реализацию финансовыми и материальными ресурсами.

Субъекты хозяйствования в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за своевременное проведение идентификации объектов по потенциальной опасности. Это мероприятие предусматривает анализ структуры и функционирования объекта для установления факта наличия или отсутствия источников опасности, которые при определенных обстоятельствах могут инициировать возникновения ЧС.

Предлагаем определения понятий потенциально опасный объект (ПНО) и объект повышенной опасности (ОПН), поскольку их часто путают.

Потенциально опасный объект - это объект хозяйственной деятельности, на котором используют или производят, перерабатывают, хранят или транспортируют опасные вещества, биологические препараты, а также другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут привести к чрезвычайной ситуации (аварии).

Объект повышенной опасности - это объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют одну или несколько опасных веществ, категорий веществ в количестве, равном или превышающем нормативно установленные пороговые массы , а также другие объекты, которых есть реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера .

Итак, ОПН является подмножеством ПНО. К ОПН, а следовательно и к ПОО, относятся объекты, на которых:

Используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют одну или несколько опасных веществ в количестве, равном или превышающем нормативно установленные пороговые массы;

Используют, производят, перерабатывают, хранят самовоспламеняющиеся и легковоспламеняющиеся твердые вещества и материалы в количестве, равном или превышающем нормативно установленные пороговые массы;

Образуется горючая пыль или волокно, способное взрываться, самовозгораться, воспламеняться от источников зажигания с последующим распространением горения после его ликвидации;

Проводят горные, геологоразведочные работы и работы по добыче и обогащению полезных ископаемых, работы в подземных условиях;

Производят расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов, а также объекты гидротехнического строительства, гидротехнические сооружения, хвостохранилища, шламонакопители, накопители токсичных отходов.

Для снижения уровня опасности ПОО, определение порядка реагирования на ЧС техногенного характера субъекты хозяйствования обязаны разработать План локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС) . В ПЛАС должны быть учтены материалы текущего оценивания техногенной опасности объекта, возможные последствия воздействия на окружающую среду в случае возникновения ЧС, в том числе на работающий персонал и население, он должен содержать конкретные мероприятия по локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий, минимизации рисков возникновения чрезвычайных ситуаций до их приемлемых показателей, предотвращения технологическим авариям, утилизации, обезвреживания вредных веществ и отходов или полной их ликвидации, выполнения других требований техногенной безопасности.

ПЛАС на ПНО следует разрабатывать в зависимости от масштаба аварии и ее уровней: "А" - авария характеризуется развитием в рамках одного производства (цех, отделение, производственный участок), которое является структурным подразделением предприятия; "Б" - авария характеризуется переходом за пределы структурного подразделения и развитием в пределах предприятия; "В" - авария характеризуется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью воздействия поражающих факторов аварии на население близлежащих населенных районов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду . ПЛАС для аварии уровня «В» должен утверждать орган местной исполнительной власти.

Все ПНО должны быть паспортизированы и зарегистрированы в общегосударственном реестре ПНО в соответствии с порядком, определенным специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти. По состоянию на конец 2005 в Украине количество паспортизованных ПОО, внесенных в государственный реестр, составило 9798 объектов, из них: взрывоопасных - 7512, радиационноопасных - 400, пожароопасных - 8208, гидродинамически опасных - 363, биологически опасных - 360, химически опасных - 1560; в 2007 году. паспортизованных ПНО было 13790.

Субъекты хозяйственной деятельности, в собственности (пользовании) которых ОПН, обязаны организовать разработку и составление декларации безопасности объекта . Декларация безопасности ОПО содержит общие сведения об объекте; перечень основных технологических процессов и регламентов, связанных с опасными веществами; результаты идентификации с указанием наименования и суммарной массы опасных веществ, по которым проводилась идентификация; результаты анализа степени опасности и оценки уровня риска, в частности условия возникновения и развития возможных аварий, перечень факторов и основных причин, способствующих возникновению аварий, размеры вероятных зон действия факторов поражения, краткое описание сценариев возможных аварий, модели и методы расчета степени опасности и уровня риска, данные о причинении вреда населению и окружающей среде, ожидаемые убытки.

Субъект хозяйствования независимо от форм собственности и подчинения должен осуществить обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с Порядком и Правилами проведения обязательного страхования гражданской ответственности субъектов хозяйствования за вред, который может быть причинен пожарами и авариями на объектах повышенной опасности, включая пожаро- взрывоопасные объекты и объекты, хозяйственная деятельность на которых может привести к авариям экологического и санитарно-эпидемиологического характера .

Таким образом, использование механизмов государственного регулирования, надзора и контроля в сфере деятельности, связанной с ПНО, позволяет обеспечить приемлемый уровень техногенной безопасности для населения. В Украине законодательно урегулированы вопросы, касающиеся эксплуатации ПОО, оборудования, материалов, НХР, а также установлена ответственность владельцев за соблюдение предусмотренного нормативной, проектной и эксплуатационной документацией режима их эксплуатации, поддержания надлежащего технического состояния. Центральным правовым актом в этой области является Закон Украины "Об объектах повышенной опасности» , а также Закона Украины "О защите населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера" , "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" , «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности и ряд подзаконных актов , которые охарактеризованы в гл. 8.

Для защиты населения Украины от влияния облучения направлено ряд законодательных и нормативных актов, главными из которых являются "Закон об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" , Закон Украины "О защите человека от влияния ионизирующих излучений" (от 14.01.1998 г..) , которые регулируют правоотношения между государством в лице соответствующих органов ее исполнительной власти и юридическими и физическими лицами, возникающие в связи с добычей, переработкой, использованием радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения (ИИИ). Так, статья 5 этого Закона устанавливает основные дозовые пределы облучения населения. В ней указано, что основная дозовая граница индивидуального облучения населения не должна превышать 1 миллизивертов (мЗв) эффективной дозы облучения за год, при этом среднегодовые эффективные дозы облучения человека, отнесенной к критической группы, не должны превышать установленных этой статьей основных дозовых пределов облучения независимо от условий и путей формирования этих доз.

В Нормативах радиационной безопасности Украины (НРБУ-97) и Санитарных правилах обеспечения радиационной безопасности Украины установлены лимиты эффективной дозы облучения различных групп: 20 мЗв / год - для лиц категории А (персонал), постоянно или временно работают непосредственно с источниками ионизирующего излучения, 2 мЗв / год - для лиц категории Б (персонал), которые непосредственно не работают с источниками ионизирующего излучения, но в связи с расположением рабочих мест в помещениях и на промышленных площадках объекта с радиационно ядерными технологиями могут получать дополнительное облучение, 1 мЗв / год - для лиц категории в, к которой принадлежит все население. Эти регламентирующие документы дают основания и соответствующие гарантии защиты человека и окружающей среды от воздействия ионизирующего излучения, но этого можно достичь только при условии их обязательного соблюдения всеми субъектами хозяйствования.

Поделиться: